Письменность древнего двуречья. Письменность и наука народов Двуречья в III тысячелетии до н. э
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

"История письменности Древнего Египта и Древнего Двуречья". Письменность древнего двуречья


1. Письменность древнего Двуречья. Культура древнего Двуречья

Похожие главы из других работ:

Болгарская культура в эпоху Просвещения

ПИСЬМЕННОСТЬ

Несмотря на суровые условия, в которых находилось болгарское население под чужеземным игом в XV-- XVIII вв., развитие его письменности и культуры не прерывалось. Традиционный болгарский быт...

Вавилон

3. ПРИРОДА ДВУРЕЧЬЯ.

Говоря о древнем Вавилоне, нельзя не вспомнить об удивительной красоте природы этого края. В древности низовья Тигра и Евфрата выглядели иначе, чем теперь. Персидский залив (вернее, его лагуна) простирался гораздо дальше к северу...

Значение культуры Древнего Египта

ПИСЬМЕННОСТЬ

В период Раннего царства египетская письменность уже сложилась. Накануне периода I династии египтяне пользовались всеми основными видами знаков и всеми приемами их сочетания, какими пользовались впоследствии...

Искусство древнего Египта

5.1.Письменность

В Египте, благодаря хозяйственным требованиям, сис-тема письменности сложилась уже к Раннему царству. Со-став знаков показывает этапы развития древнего письма. Знаки египетского письма были рисуночными и звуковы-ми...

Искусство Месопотамии

2. Предыстория Двуречья: шумеро-аккадская культура

Предыстория Двуречья датируется серединой VII тысячелетия до н.э. На протяжении трех тысячелетий происходили огромные общественные перемены, в процессе которых собиратели пищи поднялись до уровня ее производителей, т.е...

Культура древнего Двуречья

2. Литература древнего Двуречья

Наиболее известным произведением древнего Двуречья является миф о Гильгамеше. Песни о Гильгамеше складывались, начиная с чрезвычайно ранних времен. Некоторые из них дошли до нас записанными на очень ранних глиняных таблетках, и эти записи...

Культура Древнего Египта

5. Письменность

Письменность как элемент культуры возникла в Египте очень рано. В Египте она возникла в связи с необходимостью сохранить на века победы фараонов, символы их власти, обозначения граница государств. Возможно...

Культура Древнего Египта

2. Письменность

...

Культура Древнего Египта. Концепция исторического процесса развития общества К. Ясперса

ГЛАВА 1. Мифологические, религиозные и научные представления о культуре Древнего Востока. Культура Древнего Египта

Первые цивилизации возникли в долинах рек сухой тропической зоны Азии и Африки. Одной из старейших признана древнеегипетская цивилизация. Поселения земледельцев появились в дельте Нила около 4200г. до н. э. Жители здесь разводили свиней...

Культура древних цивилизаций Месопотамии

5. Письменность

Письменность Месопотамии в пиктографической форме сложилась на рубеже 4-3 тыс. до н. э. Существует предположение, что на становление письменности оказала влияние система "учетных фишек"...

Культурная и духовная жизнь японцев

7. Письменность

Первые памятники японской письменности датируются 6-8 веками. До этого в Японии не было своей письменности, в 6 веке буддийские монахи привезли из Китая священные сукры. Но скоро стало ясно, что китайские иероглифы...

Литература и искусство Древнего Египта

1. Письменность Древнего Египта: Развитие и дешифровка

...

Литература и искусство Древнего Египта

1.1 Введение в письменность Древнего Египта

В Египте благодаря хозяйственным требованиям система письменности сложилась уже к Раннему царству. Состав знаков показывает этапы развития древнего письма. Знаки египетского письма были рисуночными и звуковыми...

Месопотамская культура и космогонические мифы Древнего Шумера

1.3 Письменность

Месопотамия - один из важнейших центров мировой культуры. Первопроходцами на пути создания этой культуры были шумеры, достижения которых были усвоены и развиты дальше вавилонянами и ассирийцами...

Развитие культуры древних славян

3. Письменность

Основой любой древней культуры является письменность. Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством, с церковными книгами и молитвами...

cult.bobrodobro.ru

Письменность и наука народов Двуречья в III тысячелетии до н. э

Письменность и наука народов Двуречья в III тысячелетии до н. э

Древнейшие народы Двуречья создали великолепную культуру, которая легла в основу более поздней — вавилонской. С укреплением многообразных связей между народами достижения шумеров и аккадцев делались достоянием также и других стран и народов и в конечном счете оказали огромное влияние на дальнейшее культурное развитие всего человечества.

Бесценным достижением культуры народов Двуречья стало создание письменности. Ее зачатки у шумеров появились еще в середине IV тысячелетия до н. э.

Когда же появилось государство, которое нуждалось в упорядоченной переписке, эти зачатки постепенно превратились в подлинное письмо.

Его начало мы обнаруживаем в рисуночном письме. Письменные знаки, засвидетельствованные древнейшими памятниками, могут быть без труда возведены к их первоначальному рисуночному образу. В этих знаках мы находим изображения человека или частей его тела, орудий труда и оружия, птиц и животных, рыб, растений, лодки, поля, воды, звезд, гор и т. д.

По мере дальнейшего развития письменности пиктограммы (знаки-рисунки) постепенно превращались в идеограммы, т. е. такие письменные знаки, содержание которых уже не совпадало с их рисуночным образом.

Таблица развития клинописи

Ну, например, изображение ноги теперь уже стало обозначать в качестве идеограммы все действия, которые были связаны с ногами, — «ходить», «стоять», даже «носить» и т. д.

Кроме того, шумерское письмо начало развиваться и в другом направлении. Наряду с идеограммами из пиктограмм стали развиваться и фонограммы.

Так, например, пиктограмма горшка для молока получила звуковое значение «га», так как слог «га» соответствовал шумерскому слову, обозначавшему молоко.

Большое количество в шумерском языке односложных слов привело к появлению в письменности нескольких сотен знаков, обозначающих слоги, и нескольких алфавитных знаков, которые соответствовали гласным звукам. Алфавитные и слоговые знаки как правило использовались для передачи грамматических показателей, частиц и служебных слов.

Чем больше развивалась письменность, тем больше исчезал рисуночный характер шумерских письменных знаков.

Основным писчим материалом в Двуречье с самого начала стали глиняные плитки, или таблички. На глине рисунки при писании упрощались, превращаясь в комбинации прямых линий. Поскольку при этой работе нажимали на поверхность глины углом прямоугольной палочки, то в результате эти линии приобретали характерный вид клиновидных углублений. В скорописи письменный знак превращался в сочетание «клиньев».

Шумерское клинописное письмо переняли аккадские семиты и приспособили его к своему языку. Со временем шумеро-аккадская клинопись получила распространение во многих передиеазиатских странах древнего востока.

В связи с развитием шумерского строительного искусства, а также с нуждами храмовой отчетности требовалось расширение математических знаний. И действительно, в то время математическая мысль в Шумере переживала период своего расцвета. Об этом свидетельствует и совершенство отчетных документов писцов III династии Ура. Только достижения математики этого времени могут объяснить последующее развитие математических знаний в писцовых школах Двуречья времени I вавилонской династии (первая половина II тысячелетия до н. э.).

Шумерские научные термины очень часто встречались не только в текстах, посвященных математике. Их в изобилии можно было встретить в текстах, относящихся к другим дисциплинам, которые изучались в писцовых школах Вавилона — астрономии, химии и т. д.

Таким образом, исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод, что писцы Шумера, как и Египта, явились основателями научной мысли в древности.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Что такое клинопись? Клинопись Двуречья

Одной из самых загадочных и древнейших цивилизаций считается Месопотамия. Так ее называли эллины, нам же она известна как Междуречье. Это территория, которая расположилась между двумя большими водными артериями, дающими жизнь региону. Одной из них является Тигр, другой – Евфрат. Здесь были огромные города с особыми законами, уникальными обычаями, религией и мировоззрением. На этой земле более шести тысяч лет назад родилась система письма, известная как клинопись Двуречья.что такое клинопись

Почему писали клиньями?

Наши предки были очень наблюдательными, ведь это позволяло им выжить в трудных условиях. А еще они умели приспосабливаться к окружающему миру, брать от него все, что нужно. Если в Египте рос в изобилии папирус, а также можно было раздобыть камни, чтобы выбить на них свои иероглифы, то в Месопотамии этого не было. Зато была глина, из которой строили дома и делали посуду. Жители видели, как на мокром материале отпечатываются следы зверей, поэтому попробовали использовать его для записей. Но рисовать сложные знаки на глине было неудобно, гораздо легче было выдавливать на ней вмятины острой палочкой с треугольным основанием. Так появилась знаменитая клинопись Двуречья, которая донесла до нас многие сведения о таинственном народе региона.знаки клинописи

Глиняная книга

Итак, что такое клинопись, мы разобрались. Теперь поговорим немного о том, на чем писали древние обитатели Междуречья. «Книги» были разными. Если глиняный блин предназначался для упражнений учеников в письме (а в городах Месопотамии были школы), то его не сушили. После занятий просто стирали написанное, и табличка использовалась снова. Но ее могли высушить на солнце, тогда информация сохранялась дольше. Важные таблички обжигали в огне и хранили во дворцах.

Ученики, которые хотели освоить древнюю грамоту, сначала обучались технике изготовления глиняной таблички. Дело непростое, так как материал имел много примесей, от которых следовало его очистить. Далее необходимо было нанести линии веревкой, чтобы знаки клинописи ложились ровно. И только потом писец учился выдавливать «буквы».клинопись двуречья

Распространение загадочных знаков

Глина была дешевым материалом, доступным всем слоям населения. Поэтому в Месопотамии письменность была знакома не только богатым людям и привилегированным кастам (жрецам), но и простолюдинам. Наверное, поэтому здесь писали все, сочиняли стихи и поэмы, в том числе и героического характера.

Практически все сегодня знают, что такое клинопись. Ее использовали очень широко на всем Ближнем Востоке - шумеры, ассирийцы, персы, вавилоняне. Возможно, эта древняя система письма применялась бы там и сегодня, но у нее был один большой недостаток. Глиняные книги получались слишком тяжелыми и громоздкими, поэтому транспортировать их было трудно.знаки клинописи

Клинопись в Европе

Старый Свет узнал, что такое клинопись, больше трехсот лет тому назад. Впервые загадочные знаки в виде гвоздиков представил миру итальянский путешественник по имени Пьетро делла Балле. Он написал книгу о своих странствиях по Ближнему Востоку и в ней изобразил странную надпись, которую видел на глиняной табличке в Персии. Древняя клинопись сильно отличалась от алфавитов, которые применялись в Европе, поэтому ее даже не считали системой письма. Но со временем в западный мир глиняные таблички стали попадать все чаще. Поэтому они вызывали интерес у общественности и ученых.история клинописи

Огромное количество глиняных табличек археологи обнаружили на месте бывшей столицы Персии, легендарного Персеполя, сожженного Александром Македонским и его любимой – афинской гетерой Таис. Как известно, от огня глина только становится крепче, поэтому ценнейшая библиотека древности дошла до наших дней. Правда, к этому времени никто уже не мог прочитать таинственные знаки, запечатленные умелыми писцами.

Загадка раскрыта

История клинописи насчитывает не одну тысячу лет. Но те, кто наносил на глиняные таблички загадочные знаки, давно умерли, а их знания – потерялись. Ученые, глядя на древние книги, понимали, что там содержится ценнейшая информация. Но, увы, никто не мог прочитать ее. Попытки расшифровать клинья и гвоздики предпринимались с самого начала зарождения науки ассириологии. И вот наконец ключ к загадке был найден! Правда, случилось это совсем недавно, в девятнадцатом веке.

Первые попытки дешифровки, которые принесли плоды, осуществил немецкий лингвист Георг Гротефенд. Его часто называют гением одной ночи, поскольку он "на спор" взялся за невыполнимую задачу и выполнил ее. Потом снова вернулся к своему ремеслу – он работал учителем. Но начало разгадки тайнописи он положил.

В 1872 году независимо от Гротефенда английский гравёр Джордж Смит сумел прочитать табличку, в которой говорилось о всемирном потопе. Наводнение послали боги, но они помогли человеку, который, словно библейский Ной, спас людей. Это произведение потом вошло в науку под названием «Песнь о Гильгамеше».древняя клинопись

Неоценимый вклад в это дело внес Генри Роулинсон, военный атташе. Рискуя своей жизнью, он изучал и копировал монументальные надписи персидских царей на Бехистунской скале и на горе Эльванд. Они содержали большое количество собственных имен (родословные царей), поэтому помогли разгадать три системы клинописи, три ее формы.

Вместо эпилога

Итак, мы разобрались с тем, что такое клинопись, совершили небольшое путешествие на ее родину – в Месопотамию. Чем еще запомнилась нам эта страна, которая давно канула в Лету? Тем, что, несмотря на прошедшие тысячелетия, ее следы все еще остались на матери-земле. А в сознании современного человека еще живут предания тех людей, которые жили между Тигром и Евфратом. Мы все помним о знаменитом городе Вавилоне, который славился огромными крепостными стенами и зиккуратами, богато украшенными воротами и скульптурами. В этом городе еще сохранились руины знаменитой башни, о которой говорит Библия. Ну а кто не знает о Ниневии, городе, куда не хотел идти христианский праведник? Нельзя не упомянуть об Ассирии, воины которой были не только умелыми и смелыми, но и весьма свирепыми. И, конечно же, о Персеполе, колыбели Персидской империи, от которой остался пепел.

fb.ru

Клинопись Древнего Двуречья. | Бесплатные курсовые, рефераты и дипломные работы

Нельзя с уверенностью сказать, возникло ли самое древнее письмо в Месопотамии, но как бы то ни было, именно шумеры развили систему письма и превратили ее в клинопись.

Как полагают многие ученые, шумеры выработали свою собственную систему письма на столетия раньше египетских иероглифов. Процесс создания ее был длительным и сложным. Это высшее достижение человечества, благодаря которому знания ранних поколений передаются последующим поколениям и становится возможным само существование цивилизации, было результатом медленного естественного развития.

Рисуночное письмо признают первым шагом к созданию … всех видов письменности. Так и шумеры начали писать с помощью рисунков. Сначала с помощью нарисованных значков они пытались зафиксировать хозяйственную информацию, эти знаки изображали человека и части его тела, орудия труда, оружие, лодки, животных, птиц, рыб, растения, поля, воды, горы, звёзды и солнце. До нас дошли такие таблички, созданные 5 300 лет назад. Эта древнейшая письменность была весьма примитивна и могла сообщить лишь самую простую информацию, ну, например, с десяток вертикальных палочек и изображение быка на глиняной табличке означали количество голов скота в стаде богатого человека. Эта система не могла передать сложного сообщения, не могла рассказать о важном происшествии, назвать имена участников событий.

Тем временем общество не стояло на месте, его хозяйственная и политическая жизнь очень усложнились, родились первые государства шумеров, и письменность изменилась. Дальнейшее развитие письменности состояло в том, что пиктограммы (знаки-рисунки) превращались в идеограммы, т. е. такие письменные знаки, содержание которых уже не совпадало с их рисуночным образом. Так, например, рисунок ноги стал означать в качестве идеограммы все действия, связанные с ногами, — «ходить», «стоять», даже «носить» и т. д. Умело сочетая простые рисунки и символы, выражающие абстрактные идеи, можно составлять предложения. Но такое письмо имело и свои недостатки (подумайте: какие?).

Изменялось не только значение рисунков, но и их начертание, оно стало гораздо проще, всё более схематичным.

Шумерское письмо стало развиваться и в другом направлении. Наряду с идеограммами из пиктограмм стали развиваться и фонограммы (символ означающий звук или сочетание звуков). Так, пиктограмма горшка для молока получила звуковое значение – «га», ибо слог «га» соответствовал шумерскому слову, обозначавшему молоко. Обилие в шумерском языке односложных слов дало в письменности несколько сотен знаков, обозначающих слоги, и несколько алфавитных знаков, соответствующих гласным звукам. Если писцу нужно было, к примеру, написать имя «Курака», он писал знак горы (произносимое как «кур»), знак воды («а»), знак рта («ка»). Чтобы помочь читателю перед словом ставился специальный маленький знак, который предупреждал: «Дальше идет имя собственное, не читай «гора» или «вода». Использование звукового соответствия знаков было большим шагом вперед, хотя и не сразу вытеснило старую систему клинописи. (См. таблицу на стр. 165).

Основным материалом для письма в Двуречье была глина. Вполне возможно, что для самых древних надписей использовали не глину, а какой-нибудь иной, менее долговечный материал. До нас же дошли глиняные таблички. Глина – материал практически не разрушающийся. Если она хорошего качества, промыта и обожжена, то прекрасно сохраняется даже в самых неблагоприятных условиях. При писании на глине оказалось, что рисовать на ней легче, делая оттиски, а не процарапывая штрихи. Для этой цели, скорее всего, использовали трехгранную тростниковую палочку, которую и вдавливали в мягкую глину. Рисунки упрощались, превращаясь в комбинации прямых линий и клиньев. Рисунок как таковой был практически оставлен (в отличие от египетских иероглифов, сохранивших свой рисуночный характер почти до конца египетской цивилизации).

ТАБЛИЦА: РАЗВИТИЕ КЛИНОПИСИ ДВУРЕЧЬЯ.

 

Постепенно сложилась система из 600 значков. Каждый знак состоял из различных комбинаций вытянутых палочек, напоминавших клинышки. Горизонтальные, вертикальные и наклонные клинышки пересекаясь составляли значок, обозначающий несколько слов или слогов.

Создавшееся таким образом шумерское клинописное письмо было воспринято аккадцами, которые приспособили его к своему языку. В дальнейшем шумеро-аккадская клинопись распространилась во многих переднеазиатских странах Древнего Востока. Клинопись стала во II тысячелетии до Р.Х. самой распространенной в мире системой письменности.

Клинописные таблички пережили века и донесли до нас голоса ушедших людей, но пока ученые не могли прочитать знаков на табличках, эти голоса молчали. Попыток дешифровать письмо древних жителей Месопотамии было очень много. Ещё в начале XIX века нашей эры один немецкий ученый (Георг Фридрих Гротефенд) расшифровал 10 клинописных знаков, но наибольший вклад в расшифровку клинописи принадлежит англичанину Г.Раулинсону определившему значение 250 знаков. Многие другие ученые продолжили работу предшественников, и к концу XIX века уже можно было читать любые клинописные тексты, написанные на аккадском языке, а в ХХ веке расшифровали и древнейшие клинописные тексты, написанные ещё шумерами. Наши знания по древней истории значительно расширились, ведь благодаря работе ученых дешифровщиков, тысячи письменных источников открыли нам тайны прошлого.

refac.ru

Возникновение и особенности письменности в Междуречье

Возникновение письменности и её особенности в  Междуречье.

Немаловажную  роль в становлении и закреплении  новой культуры древнего общества сыграла  письменность, с появлением которой  стали возможны новые формы хранения-передачи информации и "теоретической" (то есть чисто интеллектуальной) деятельности. Она получила название – клинопись. Ее создателями были шумеры — древний народ, проживавший в междуречье Тигра и Евфрата в 3500 — 3000 годах до н.э. История создания клинописи документально прослеживается в Месопотамии от значков-рисунков до знаков, обозначающих слоги речи и абстрактные понятия. Процесс создания письменности происходил примерно с 40 до 32 века до нашей эры.

Как и пещерные художники, шумеры использовали отметины и зарубки, чтобы зафиксировать  количество коров (или мешков зерна), которыми они владели. Зарубки, ведущие подсчёт их достоянию, наносились на маленькие глиняные пластинки – счётные таблички. Информация на них сохранялась до тех пор, пока земледельцы владели коровами, и на многие века спустя. Нередко самые богатые шумеры, имевшие много табличек, хранивших сведения об их богатстве, укладывали их на тонкий пласт мягкой глины, оборачивали пласт вокруг таблички и прикладывали печать к образовавшейся упаковке. Когда глина высыхала, получалось что-то вроде конверта. К несчастью, единственным способом открыть этот конверт было - разбить глину, но в таком случае, в отличие от бумажного пакета, он становился непригоден к использованию. К 3300 году до н. э. шумеры начали наносить на «упаковку» метки, информирующие о том, сколько табличек находится внутри неё, и с их кратким содержанием.

Своё название «клинопись» получила за внешний вид. Для письма использовался инструмент из дерева или тростника, называвшийся стило, который оставлял на табличках клиновидные углубления. Отсюда и произошло название письменности, которое дал ей в 1700 году учёный Томас Хайд, изучавший Древнюю Персию.

Следующим шагом  в развитие письма стал окончательный  отказ от простых меток. По мере того, как росли шумерские города, собственность  принимала всё более сложную  форму. Можно было владеть большим  количеством типов предметов, которые могли передаваться кому-либо другому. Теперь наследники нуждались в чём-то ином, нежели просто отметка о единице собственности. Им требовались пиктограммы – изображения подсчитываемых предметов. Полагают, что шумеры использовали свыше полутора тысяч знаков-пиктограмм, каждая из которых означала либо слово, либо несколько слов. Использовавшиеся первоначально пиктограммы со временем упрощались. Во-первых глина была неудобна для нанесения мелких деталей. Вдобавок было бы пустой тратой времени рисовать реальную корову каждый раз, когда требовалась её отметка, если все, смотрящие на пластину, и так прекрасно знали, что квадрат со слегка обозначенными головой и хвостом означает корову. Также изображения стали передавать, как и само понятие, так и сходное с ним действие. Например, рисунок ноги мог быть и частью тела ногой, и передавать глаголы движения ходить, бежать, стоять и т.п. Во многих шумерских текстах истинно мудрый человек называется «внимающий», в языке шумеров слово «разум» и «ухо» обозначались одним и тем же знаком.

Шумеры использовали и специальные знаки–указатели, чтобы точно передавать значение текста. Если речь шла о реке —  ставили знак географического понятия, изделия из камня или кожи также  имели собственные знаки, знаки-определители имели растения, имена людей и  богов.

Города росли, экономика развивалась, и глиняные таблички должны были начать вмещать  в себя больше информации. Чтобы  зафиксировать информацию, шумерам  потребовались знаки, означающие слова, а не просто товары. Пиктограммы начали преобразовываться в фонетическую систему таким образом, чтобы знаки означали звуки, части слов, а не сами слова. Таким путём можно было построить из ограниченного числа знаков любое количество слов.

Клинопись шумеров имела не только согласные, но и гласные звуки, что позволяло более точно передавать звучание слов, а поздняя клинопись могла передавать даже различные смысловые оттенки речи.

Письменные символы  вдавливались на глиняных табличках, причём строка шла слева направо или сверху вниз, чтобы не стереть уже нанесённый текст ладонью. Когда использовались вертикальные колонки, таблички писались и читались слева направо. Когда колонка доходила до конца, её переворачивали и начинали новую колонку. Чтение шло с самой правой колонки в левую сторону. Если писцу не хватало места он мог писать между строк и даже на торце таблички. В конце таблички стояла «концовка» с названием документа, номером страницы и «строки улавливания», т.е. первой строки следующей таблички.  

Самые древние  письменные сообщения представляли собой своеобразные ребусы, однозначно понятные только составителям и лицам, присутствовавшим при записи. Они  служили "памятками" и вещественным подтверждением условий сделок, которое  могло быть предъявлено в случае возникновения каких-либо споров и  разногласий. Насколько можно судить, древнейшие тексты - это описи полученных или выданных продуктов и имущества  или же документы, регистрирующие обмен  материальными ценностями. К числу  древнейших относятся и учебные  тексты - списки знаков, слов и так  далее. Благодаря тому, что клинописью можно было передать слова в их звуковом значении, оказалось возможным приспособить клинописные знаки для записи иностранных слов, т.е. записать клинописью другой язык. Этим объясняется тот факт, что клинопись была неоднократно заимствована друг у друга народами, говорившими на разных языках, и просуществовала более трех тысячелетий. Клинописью писали аккадцы, эламиты, хетты, вавилоняне, ассирийцы, жители государства Урарту. У вавилонян клинопись переняли персы. Они еще более усовершенствовали письмо и пользовались уже не сотнями, а лишь сорока знаками, означавшими слоги и отдельные буквы.

Ученые научились  расшифровывать клинописные знаки  лишь в XIX веке. Наука обязана умению читать это письмо немцу — Георгу Фридриху Гротефенду  и англичанину Генри Роулинсону. Гротефенд проанализировал структуру посвятительных надписей царей, обнаружил блоки знаков, предположительно соответствующие именам и титулам, и сопоставил с хронологией персидских царей. Позднее Роулинсон скопировал Бехистунскую надпись и окончательно дешифровал персидскую клинопись. Благодаря тому, что надпись была трёхъязычной, были также дешифрованы эламская и аккадская клинопись. Они оказались потомками шумерской клинописи. В Вавилоне и Ниневии были обнаружены большие архивы с документами и даже словарями, что дало возможность уже к концу XIX века в основном дешифровать более поздние формы клинописи. Некоторые поздние формы клинописи (персидская, угаритская) лишь внешне напоминали аккадскую, являясь оригинальными формами письма. По состоянию на начало XXI в. недешифрованными остаются древнейшие рисуночные прототипы знаков шумерской клинописи (т. наз. протошумерское письмо) и протоэламское письмо, возможно, не имеющее отношения к шумерской клинописи.

stud24.ru

Письменность и литература Месопотамии

Страницы: 2 ПИСЬМЕННОСТЬ В Месопотамии люди писали острыми палочками на влажных глиняных плитках — табличках. На сырой глине выдавливали знаки, похожие на клинья, поэтому такое письмо называют клинописью (или клинописным письмом). Всего использовали почти тысячу таких знаков. Долгое время письмо связывали с магией. Шумеры, например, верили, что судьба каждого человека записана на табличках, которые сохраняются у богов. Грамоте учились долго, начиная с детства. Школы в Шумере назывались «домами табличек», директор школы — «отцом дома табличек», а ученики — «сыновьями дома табличек». В школу ходили только мальчики, дети богатых. Выпускники школ становились царскими чиновниками, сборщиками налогов, писцами, военачальниками. О ЧЕМ РАССКАЗАЛА ГЛИНЯНАЯ БИБЛИОТЕКА При раскопках города Ниневии учёные нашли целую библиотеку царя Ашшурбанипала, в которой было 30 тысяч глиняных табличек. Когда в древности, во время штурма города, дворец вместе с библиотекой сгорел, таблички сохранились. В глиняных «книгах» учёные прочитали легенды и пророчества, указы царей, хозяйственные документы, сведения по медицине, географии, математике и многое другое. Были записаны песни о деяниях богов, которые исполнялись жрецами во время богослужений. Хвалебные песни пели богам во время торжественных процессий и обрядов. Учёные нашли песни, в которых богов благодарят за то, что они изобрели для людей плуг, мотыгу, кирпич. РАССКАЗ О ВСЕМИРНОМ ПОТОПЕ На табличках, найденных в Ниневии, учёные прочитали рассказ о всемирном потопе. Значит, уже в древности люди воспринимали это событие как легенду. Но как она возникла? Тигр и Евфрат, что текут в Двуречье, — своенравные реки. Разливаются они нерегулярно, не так, как Нил в Египте. Часто происходят неожиданные наводнения. Иногда разливы бывали такие сильные, что, казалось, гибнет весь мир. Геологами доказано, что в древности Земля неоднократно переживала катастрофические наводнения. Поэтому не удивительно, что возникла легенда о всемирном потопе. На табличках рассказывается, что люди перестали чтить богов и за это боги решили их наказать — затопить всю землю. Но бог мудрости Эа решил спасти одного благочестивого человека. Он посоветовал ему построить большой деревянный корабль (ковчег) для себя и своей семьи и взять с собой по паре домашних и диких животных. Из всего человеческого рода только этот человек со своей женой спасся при потопе. Боги позже наградили их бессмертием.

izuchaem.info

"История письменности Древнего Египта и Древнего Двуречья"

Слайд 1

«История письменности Древнего Египта и Древнего Двуречья» Работу выполнила: учащаяся 5а класса Санкт-Петербургской гимназии «Альма Матер» Беер Катарина

Слайд 2

Древний Египет Загадочные знаки, покрывающие стены египетских храмов, гробниц и саркофагов, называются иероглифами . В египетском письме было более 700 иероглифов . 1 хлеб, 2 солнце, 3 идти, 4 рот.

Слайд 3

Древний Египет Египтяне перешли от изображения значком целого слова к изображению значком отдельного звука так: они стали обозначать от слова звук. Например , «рот» согласный звук «р», «хлеб» по-египетски будет «тэ», поэтому появляется звук «т». Египетские иероглифы не передавали гласных звуков. Основная трудность при чтении египетских иероглифов была в том, что один значок мог обозначать несколько звуков и гласные звуки не передавались, и понять, прочитать эти значки можно было по-разному.

Слайд 4

Древний Египет Египтяне ставили значки-определители, чтобы понять, ч то имелось виду, о чём идёт речь в тексте. Человек умеющий читать и писать казался египтянам настоящим мудрецом, потому что трудно было выучить такое письмо. Разгадать тайну египетских иероглифов удалось французскому учёному Шампольону в 19 веке в Египте. Шампольон доказал, что иероглифы - знаки письма, которыми можно передавать звуки речи.

Слайд 5

Древний Египет Основными носителями информации в Древнем Египте были свитки папируса . Технология изготовления папируса: с тебель папируса разрезали на длинные узкие полоски. Затем эти полоски укладывали на гладкий стол в ряд, одну возле другой. Сверху клали другие полоски, но уже в поперечном направлении. Всю двухслойную кладку прижимали плоским камнем, и тростниковые волокна при этом выделяли клейкий сок. После высушивания получался материал, похожий на бумагу.

Слайд 6

Древний Египет Папирусы сворачивали в трубочку – свиток , и таким образом их хранили. Начало новой мысли выделялось красным цветом. Мы же выделяем новый абзац красной строкой.

Слайд 7

Древнее Двуречье В Древнем Д вуречье писали значками в виде клинышков. И х особое письмо называлось клинописью. Всего в этом письме было несколько сот знаков. К аждый знак в клинописи обозначает целое слово, но многосложные слова. Чаще всего писали на глиняных табличках. После того как все, что нужно было написано на табличке её обжигали в печи. В Древнем Друречье были школы в которых учились мальчки для того, чтобы стать писцом. Они переписывали мифы и сказания, законы царей и т.д.

Слайд 8

Древнее Двуречье Табличка на которой писали в школах Двуречья Школа писцов Древнего Двуречья

nsportal.ru


Смотрите также