История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Электронный образовательный ресурс "Историческое наследие древних цивилизаций". Духовное наследие древних цивилизаций


Всё духовное — Территория загадок — Пирамиды Наследие древних цивилизаций

Павел Глоба Когда наступит день Сакральный календарь древних ариев Содержание Календарная система древних ариев 30 дней зороастрийского календаря Солнечный календарь Вы и ваш партнер Типы взаимодействий Взаимодействие по солнечным...

Т. П. Григорьева ДАО И ЛОГОС (встреча культур) Григорьева Т.П. Дао и логос. М.: Изд. фирма «Вост. лит.» РАН, 1992. АННОТАЦИЯ В книге ставится проблема соотношения культур как единства в многообразии, освещаются те стороны мировоззрения древних китайцев...

Апокрифы древних христиан ББК 86.3 А76 Авторы переводов, исследовательских статей, примечаний и комментариев - доктор исторических наук И. С. Свенцицкая (часть I), кандидат исторических наук М. К. Трофимова (часть II) Апокрифы древних...

Писарева Е. Карма или закон причин и последствий Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает, что посеет человек, то и пожнет. Галат VI, 7 Еще в глубокой древности, в священных индусских Писаниях был дан ключ к раскрытию наиболее трудных загадок...

Блаватская Елена Таинственная страна       Когда осматриваешь величественные руины Мемфиса или Пальмиры, стоишь у подножия великой пирамиды в Гизе, путешествуешь вдоль берегов Нила, или предаешься размышлениям среди разрушенных твердынь...

Какие священные ритуалы совершались в храмах древнего Египта? Может ли мумия воскреснуть? Хранят ли пирамиды тайну бессмертия?

Проклятие каменных истуканов - Территория загадок

Киви Берд Книга о странном С помощью метода «сохранения» исследуются загадочные и необъяснимые явления древней и современной истории. На основе доступных источников автор излагает свой взгляд на загадочные китайские пирамиды, Филадельфийский...

III МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «РЕРИХОВСКОЕ НАСЛЕДИЕ» «ВОСТОК-ЗАПАД НА БЕРЕГАХ НЕВЫ» Пленарное заседание ______________________________________________________________________________________________ С. Р. Аблеев Проблема антропогенеза в сакральной философии...

Новости в области феномена РА и раскрытие загадок, которые невозможно раскрыть иным способом, чем замер уровня РА.

А. Горбовский ИНЫЕ МИРЫ 1991 М., Общество по изучению тайн и загадок Земли. ________________ Книга начинается с рассказа о полной драматизма истории поиска путей неограниченного продления человеческой жизни, поиска бессмертия. Однако, воспоминания...

Николай Непомнящий Необъяснимые явления Аннотация Плачущие мадонны, рыбы, падающие с неба вместо дождя, ожившие мертвецы‑зомби… Сколько еще загадок такит наша, казалось бы, изученная и исхоженная вдоль и поперек планета? Как искали святой...

Николай Николаевич Непомнящий 100 великих загадок природы Аннотация Книга из популярной серии «100 великих» рассказывает о самых удивительных, захватывающих загадках и тайнах неживой природы, растительного мира и царства животных, а также...

Кто построил космодром в пустыне Наска? Что связывает пирамиды" Гизы" и созвездие Орион? И какие технологии передали нам погибшие цивилизации?

Логинов Дмитрий Гиперборейская Вера Русов От издателя Кто они, гипербореи, - мифический народ Полярного царства, жрецы и слуги Аполлона, жизнь которых сопровождалась вечным весельем и благоговейными молитвами, или древнейшая цивилизация,...

Кельтская цивилизация и ее наследие Ян Филип Перевод с чешского Л.П. Можанской и Е.В. Тарабрина Графическое оформление Й. Прхала Новые горизонты Прага 1961 Издательство Чехословацкой Наук и АРТИЯ НЕСКОЛЬКО СЛОВ В КАЧЕСТВЕ ВВЕДЕНИЯ Поразительные...

"РАННИЕ ДИАЛОГИ ПЛАТОНА И СОЧИНЕНИЯ ПЛАТОНОВСКОЙ ШКОЛЫ." (изд."Мысль". Философское Наследие. Том 98.) Платон. Eвтидем. (Критон, Сократ ) К ρ и т о н. Кто это был, мой Сократ, вчерашний твой собеседник в Ликее?' Вас окружала такая толпа, что,...

ВНУТРЕННИЙ ПРЕДИКТОР СССР Печальное наследие Атлантиды _________ Троцкизм — это «вчера», но никак не «завтра» Санкт-Петербург 1999 г. © Публикуемые материалы являются достоянием Русской культуры, по какой причине никто не обладает в отношении...

"РАННИЕ ДИАЛОГИ ПЛАТОНА И СОЧИНЕНИЯ ПЛАТОНОВСКОЙ ШКОЛЫ." (изд."Мысль". Философское Наследие. Том 98.) Платон. ХАРМИД (начало) Сократ Вернулся я вчера вечером из лагеря под Потидеей, и так как я долго отсутствовал, то с радостью пошел к привычным...

"РАННИЕ ДИАЛОГИ ПЛАТОНА И СОЧИНЕНИЯ ПЛАТОНОВСКОЙ ШКОЛЫ." (изд."Мысль". Философское Наследие. Том 98.) Платон. ЛИСИД. (начало) Сократ. Я направился из Академии прямо в Ликей дорогой, коя окаймляет городскую стену снаружи и тесно к ней примыкает...

Парадоксально, но факт! Чем больше ученые изучают человека, природу, космос и всю нашу Вселенную, тем больше новых и очень сложных загадок перед ними появляется.

Н.К.Рерих ОБ ИСКУССТВЕ Международный Центр Рерихов Москва 1994 г. Литературное наследие Н. К. Рериха, будь то Листы дневника, научные статьи, пьесы, стихи, являют собой вдохновенный призыв к постижению искусства, к культурному строительству....

Перевод Н.ТерскийРедакция А.ДихтярьОбложка А.ДихтярьОригинал-макет Т. Снейкфул Наиболее распространенными и доминирующими в современном мире являются школы Йоги, продолжающие наследие Кришнамачарьи....

"РАННИЕ ДИАЛОГИ ПЛАТОНА И СОЧИНЕНИЯ ПЛАТОНОВСКОЙ ШКОЛЫ." (изд."Мысль". Философское Наследие. Том 98.) Платон АЛКИВИАД I. (начало) (Сократ, Алкивиад) Сократ. Сын Клиния', я полагаю, ты дивишься юз тому, что я, став...

Рис А. и Д. Наследие кельтов. Древняя традиция в Ирландии и Уэльсе Введение ибо подобно тому как Господь прибегает к помощи нашего благоразумия наставляя нас на путь правды, так и мы сами должны направлять свой разум на тот путь, ступая по которому,...

xn--b1aafdc1cfcvww.xn--p1ai

Электронный образовательный ресурс "Историческое наследие древних цивилизаций"

Тема урока: Историческое наследие древних цивилизаций. Древность: трудности понимания. Единство мира древних цивилиза­ций. Шумерская модель мира. Полис: три идеи для челове­чества. Римское право. Власть идеи и страсть к истине. Алфавит и письменность. Египетская медицина, математи­ка, астрономия. Художественные ценности древних циви­лизаций

Цель: обеспечить понимание какое наследие дошло до наших дней от древних цивилизация

Тип урока- урок семинар

Ход урока:

1. Повторение домашнего задания

2. Работа с новым материалом

Вступительное слово учителя: Цивилизация складывается из исторического наследия тех народов, которые ее создавали. Настоящее невозможно без прошлого, без памяти о живших до нас людях. Историю современных народов невозможно понять без знакомства с наследием их предков, живших многие столетия назад.

Мы даже сегодня, живя в XXI веке зачастую не в состоянии оценить подлинную величину того вклада, который внесли в основании современной цивилизации наши древние предки.

В легендах и мифах разных народов говориться о древних, высокоразвитых цивилизациях, канувших в лету.

Вликий Платон, ссылаясь на древние источники в Египте, подробно описывает исчезнувшую страну Атлантиду, высокий уровень ее государственного устройства и хозяйственной жизни.

У разных народов по-своему звучит название исчезнувших цивилизаций и по-разному указывается их местонахождение. Это и Атландида в Средиземном море или в Атлантическом океане, страна Лемурия в Индийском океане, Гиперборея на севере Европы, загадочная Шамбала в Гималаях.

Из древности до нас дошли гигантские постройки. Нельзя не восхищаться уникальными инженерными сооружениями, пирамидами народов Африки, Латинской Америки, Азии.

Это Сфинкс и пирамиды в Гизе, возраст которых оценивают в 12 000 лет.

Не менее грандиозны постройки пирамид инков или майя. Храм бога Виракочи сложен из каменных блоков весом до 300 тонн, точность подгонки которых не уступает египетской.

Впечатляюще выглядят руины храма Баальбека в долине Бекаа в Ливане. В основание храма заложены каменные блоки весом более 800 тонн.

Остается загадкой, каким образом в пирамидах Египта и Южной Америки, в Баальбеке древние народы, не имея строительной техники, вырубали в каменоломне громадные блоки, обрабатывали их, перетаскивали к месту строительства.

Рассмотренное позволяет сделать вывод, что древние цивилизации имели высокий уровень знаний: умели создавать сложные механизмы, пользовались сложными технологиями для получения разных материалов; обладали удивительными знаниями в астрономии и имели представления об устройстве Вселенной, совпадающие во многом с современными знаниями.

Накапливая знания, человек всегда стремится передать их своим потомкам. С давних времен для будущего создавались хроники событий, жизнеописания выдающихся личностей, научные, философские и художественные произведения.

Хранителями многих уникальных знаний, в те далекие времена, являлись жрецы, оракулы, друиды, ламы, шаманы.

Немало сведений о знаниях древних цивилизаций содержаться в рукописях. Масса знаний исчезла в пожарищах войн. За последние две тысячи лет произошло более одиннадцати тысяч войн. Трагично не только то, что гибнут люди, рушатся города - теряются знания, стирается культура и история народов.

Сегодня на уроке вы познакомитесь с тестами о разных цивилизациях и их наследии. Работать будете по группам.

1 группа

2. Шумерская модель мира

Говоря о шумерской модели мира, нужно учитывать поразительную близость между государствами Южного Двуречья и осуществившейся в XX в. моделью социалистического государства. Общими здесь являются и представления о революции как очищении времени от событий, и принудительный труд населения на государство, и стремление государства обеспечить всех равными пайками. Вообще, можно, наверное, сказать, что Шумер представляет собой как бы подсознание человечества — шумерская культура подпитывается первобытнообщинными эмоциями, которые современный человек должен в себе преодолевать и трансформировать. Это и желание физического превосходства над другими, и стремление к равенству всех людей (прежде всего к имущественному), и отрицание свободы воли, и связанное с ним отрицание человеческой личности, и стремление расправиться со всем, что кажется бесполезным в наследии прошлого. Вместе с тем нельзя игнорировать какую-то особую целительность шумерской культуры, к которой погрязший в комплексах и условностях человек припадает в поисках искренности, душевной теплоты и ответов на главные вопросы бытия. За этой культурой как будто скрывается навсегда утраченное детство — время больших вопросов к жизни, на которые не смог ответить озабоченный сиюминутными делами повзрослевший человек. Такими же наивными и главными для жизни всегда были Гомер и Шекспир — со всеми реками крови, открытыми страстями — но и с тем предельным проникновением в сущность человека, на которое способно только существо с задатками одновременно ребенка и бога. Можно сказать, что шумерская культура по-шекспировски гениальна выбором своей духовной цели — и так же, как Шекспир, отвращает современного человека набором своих средств.

В. В. Емельянов

Прочитайте текст 2. Какие черты, общие, по мнению автора, для шумерской картины мира и «осуществившейся в XX в. модели социалистического государства», отмечены в нем? Согласны ли вы с этим утверждением? В каком смысле шумерская культура охарактеризована историком как «подсознание человечества»? В чем он видит целительность шумерской культуры? Как вы понимаете предложенную автором аналогию между шумерской культурой и творчеством Шекспира: гениальная выбором духовной цели, она отвращает человечество определением средств?

2 группа

3. Полис: три идеи для человечества

Полис завещал человечеству по крайней мере три великие политические идеи. Это прежде всего гражданская идея. Осознание себя членом гражданского коллектива, сознание своих прав и обязанностей, чувство гражданского долга, ответственности, причастность к жизни всей общины и ее достоянию, наконец, огромное значение мнения или признания сограждан, зависимость от него — все это нашло в полисе наиболее полное, наиболее яркое выражение...

Затем — идея демократии. Под этим мы понимаем возникшее в полисе — причем впервые в истории — представление о народоправстве, о его принципиальной возможности, о причастности каждого гражданина к управлению, об участии каждого в общественной жизни и деятельности... В дальнейшем представление о демократии также претерпевает определенную эволюцию. Наиболее наглядный пример — вопрос о прямом народоправстве. Само собой разумеется, что вне условий и рамок полиса, т. е. в более крупных государственных образованиях, прямое народоправство немыслимо, но ведь и в представительных системах живет и сохраняется... самый принцип народоправства...

Наконец, идея республиканизма. В полисе — опять-таки впервые в истории — был осуществлен принцип выборности всех органов управления. Но дело не только в выборности. Три основных элемента политической структуры гражданской общины сплавились для последующих поколений в единое представление, в идею республики: выборность, коллегиальность, краткосрочность магистратур. Это и есть... тот принцип, который впоследствии всегда мог быть противопоставлен — и фактически противопоставлялся — принципам единовластия, монархии, деспотизма...

С. Л. Утченко

4. Римское право

В римском праве в совершенной форме нашло отражение римское чувство социальности и государственности как определяющих форм существования человеческого общества и его историю. Римское право достигло вершин абстракции в выражении и оценке богатейшего и разнообразнейшего опыта живого общения людей, представив практически все виды отношений между ними в отточенных юридических формулах и дефинициях, правильное применение которых могло дать определенное и точное решение любой возникающей личностно-социальной коллизии.

Римское право впервые в истории представило и универсально-юридическую концепцию личности, субъекта и объекта права. Понимая право, как отражение миропорядка в человеческом обществе, римляне полагали, что только неукоснительное следование закону может сохранить гармонию в отношениях между людьми. Гарантом этой гармонии должно быть сильное государство, ибо только государство, стоящее на страже правопорядка, может обеспечить соблюдение тех прав, которыми человек обладает по природе и по законам — божеским и человеческим.

Римская система права, грандиозная и совершенная в своей внутренней согласованности и формах выражения, стала одной из важнейших основ не только всех последующих систем права, но и самой цивилизации, декларирующей приоритет гуманистических ценностей и прав человека.

В. И. Уколова

Прочитайте тексты 3, 4. Какие ключевые идеи завещал полис человечеству? Какую роль они играют в современном мире? Какое значение имеют для нашей страны? В чем состоит историческое значение римского права? Какую роль оно сыграло в истории человечества? Как вы понимаете утверждение автора, что именно в римском праве отразилось в совершенном виде римское чувство социальности и государственности?

3 группа

5. Власть идеи и страсть к истине

В период древних цивилизаций была открыта власть идеи как нечто противостоящее абсолютизации ритуализма. Исходя из идеи можно было заново строить поведение человека среди людей; отсюда такая красочность необычных бытовых деталей в биографиях греческих философов, вплоть до бочки Диогена, — это не пустая анекдотическая сторона всемирной истории философии, а доведенное до наглядного, шокирующего жеста выражение мысли о необходимости следовать не обиходу, не привычке, но истине.

Мыслители древних цивилизаций — герои легенд, подчас причудливых... но их критика обихода действием, их сверхчеловеческий авторитет — альтернатива преодоленному им авторитету привычки.

Величайшее открытие древних цивилизаций — принцип критики. Апелляция к идее, к «истине» давала возможность критиковать данности человеческой жизни вместе с мифом и ритуалом... Будда-Шакьямуни — лишь человек, но боги склоняются перед ним, потому что он преодолел инерцию мировой неволи и мирской привязанности, а они — нет...

О ветхозаветных пророках любили рассказывать, что они расплачивались за правду жизнью: Исайя будто бы был перепилен деревянной пилой, Иеремия — побит камнями. Но тот же мотив очень часто возникает в легендах о философах Греции: Зенон Элейский на допросе в присутствии тирана Неарха откусил себе язык и выплюнул его тирану в лицо; Анаксарх, растираемый железными пестами в ступе, крикнул палачу: «Толки, толки Анаксархову шкуру — Анаксарха тебе не истолочь!» Центральный образ греческой традиции — Сократ невозмутимо подносит к губам чашку с цикутой. Древность поставила задачу — искать истину, делающую человека свободным. Древность выдвинула идеал верности истине, которая сильнее, чем страх перед насилием. Другими словами, древность вывела человека из «утробного», доличностного состояния, и он не может возвратиться в это состояние, не перестав быть человеком.

С. С. Аверинцев, Г. М. Бонгард-Левин

Прочитайте текст 5. О каких выдающихся духовных открытиях древности в нем говорится? В каком смысле употребляются в нем выражения: власть идеи, абсолютизация ритуала, критика обихода действием, принцип критики, идеал верности истине? Почему, по мнению авторов, именно в древности человек стал личностью, вышел из доличностного состояния?

4 группа

9. Древность: трудности понимания

Хронологические дистанции в самом деле внушительны: если до Рима времен Августа — два тысячелетия, до Афин времен Фемистокла — два с половиной, то до Вавилона времен Хаммурапи — чуть меньше четырех, до начала египетской государственности — около пяти, а до рождения древнейших городских поселений в Иерихоне и Чатал-Хююке — почти все десять...

Уж очень необычен мир древних цивилизаций, очень несоизмерим он не только с нашим опытом, с опытом нашей эпохи, но и с опытом старого, унаследованного нами культурного предания... У древних цивилизаций — принципиально другой уровень «инаковости» по отношению к нашей. Достаточно вспомнить такие повсеместно принятые обычаи древнего мира, как человеческие жертвоприношения... Мы слишком легко забываем, что обычаи эти были знакомы даже Элладе. Накануне Саламинской битвы Фемистокл распорядился торжественно отдать на заклание трех знатных персидских юношей в жертву Дионису Пожирающему... Заклание персидских юношей озадачивает вовсе не тем, что оно жестоко: в сравнении с одной Варфоломеевской ночью зарезать всего трех человек — капля в море. Но во время Варфоломеевской ночи гугенотов убивали за то, что они, гугеноты, — иноверцы; расправиться с человеком за его убеждения — значит все же принять к сведению его как личность, хотя и очень страшным способом. Сама идея заклания принципиально иная: просто человеку дается статус жертвы, только особенно высокого класса. Кстати, о жертвенных животных — разве при наших размышлениях о классической античной архитектуре нам легко вообразить, что во времена своего функционирования древние храмы, включая Парфенон и другие беломраморные чудеса Эллады, должны были напоминать бойни? Как бы мы вынесли запах крови и горелого жира?..

Одна только психология рабства порождала на каждом шагу поразительные явления. Те самые люди, которые создали идеал свободы для последующих эпох, ибо очень остро чувствовали права гражданина, могли вовсе не чувствовать прав человеческой личности... В лучшую пору демократических Афин раба, которого ни в чем не обвиняли, а только привлекали к дознанию в качестве свидетеля, в обязательном порядке полагалось допрашивать под пыткой...

Жестокость еще не нуждается ни в обосновании средствами фанатизма, ни в прикрытии средствами лицемерия; в отношении к рабу или чужаку, к тому, кто стоит вне общины, она практикуется и принимается как нечто само собой разумеющееся. Лишь к исходу древности картина меняется, и это знаменует приход иных времен... В Риме Сенека заговорил о рабах как собратьях по человечеству...

Все это правда, но лишь одна сторона правды. Именно в лоне древних цивилизаций... впервые и с первозданной простотой и силой были провозглашены два принципа: всечеловеческое единство и нравственное самостояние личности.

С. С. Аверинцев, Г. М. Бонгард-Левин

Прочитайте текст 9. В чем трудности понимания древних цивилизаций? С какими особенностями древности и современности они связаны? В чем видят авторы принципиально иной, по сравнению с другими эпохами, уровень «инаковости» древних обществ? Подумайте, в чем состоит для современного человека смысл принципов, «открытых» древностью: всечеловеческое единство и нравственное самостояние личности.

По окончанию работы, группы делятся полученными знаниями, дополняя друг друга.

Домашнее задание: Дополните представленные в данном и предыдущих параграфах материалы известными вам сведениями об историческом наследии древних цивилизаций.

kopilkaurokov.ru

«Ранние цивилизации, их отличительные черты. Религии Древнего мира и культурное наследие древних Цивилизаций»

Учебно-методическая карта (план) занятия № 3

Дисциплина

История
Тема занятия «Ранние цивилизации, их отличительные черты. Религии Древнего мира и культурное наследие древних Цивилизаций»
Время 90 минут
Вид занятия (тип урока) Занятие - путешествие

Цели занятия

учебная Ознакомить с возникновением ранних цивилизации (Египет. Передняя
Азия. Индия. Китай) Охарактеризовать материальную и духовную
культуру, экономику, социальный строй, политическую и военную
организацию ранних цивилизаций
развивающая Формировать понятийный аппарат, логическое мышление
студентов, прививать навыки анализа
и сопоставления исторических событий, их взаимосвязи.
воспитательная Формировать интерес к изучению истории
Межпред-метные связи обеспечивающие Биология, обществознание, литература
обеспечиваемые Жизнь, философия, обществознание, литература
Внутренние связи «Цивилизации Древнего мира»

Обеспечение занятия

А.Наглядные пособия

Б. Раздаточный материал

В.Технические средства обучения Мультимедийная установка
Г. Место проведения Аудитория
Д. Литература:
Основная Волобуев О.В. Россия и мир. 10 класс. – М.: Дрофа, 2006
Дополнитель-ная Арсланова О.В. Поурочные разработки по истории России. ХХ- начало ХХI вв.– М.: ВАКО, 2005.
Арсланов Р.А., Блохин В.В. История отечества с древнейших времен до конца ХХ века. В 2-х ч. Ч.2. – М.: Поматур, 2002.
Гринин Л. Е. История России XX века. - Волгоград: Учитель, 1994
3аrладин Н.В., Симония Н.А. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века. - М.: ООО ТИД Pycское слово, 2008.
Милов Л.В. История России ХХ – ХХI века. – М.: Эксмо, 2007.
Сахаров А.Н. История России ХХ век. – М.: АСТ, 2001.
Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2005.

План занятия

I.Организационный момент – 2 мин.

II.Мотивация – 2 мин.

III.Актуализация базовых данных – 12 мин.

IV. Организация и управление учебно-познавательной деятельностью студентов – 60 мин.

V.Контроль усвоения знаний – 16 мин.

VI.Подведение итогов- 1 мин.

VII.Домашнее задание – 2 мин.Содержание занятия

№ эле-

мента

Элементы занятия, учебные вопросы Время Формы, методы

обучения и контроля.

Примечания

I Организационный момент
  1. Приветствие студентов.
  1. Проверка посещаемости и внешнего вида студентов.
  1. Знакомство с темой занятия: «Введение»
  2. Знакомство целями и задачами занятия
Занятие путешествие – раскроет основные причины районы возникновения первых цивилизации, их отличительные черты, позволит увидеть материальное и духовное наследие древних Цивилизаций, особенности быта.
2

мин.

Традиционное приветствие уч-ся

Отметить отсутствующих в журнале

Запись темы в тетрадях

(Презентация, слайд 1-2)

II Мотивация

Проблемность изучения нового материала:

На столе предметы: песочные часы, календарь, буквы алфавита, цифры от 0 до 9.

(?) - Посмотрите на предметы и скажите, пользуемся ли мы в современном мире всеми этими предметами?

(?) - Могли ли все эти предметы появиться в первобытном обществе? Почему?

(?) - Может ли цивилизованный человек обходиться без каких-либо из этих вещей?

(Нет, умение писать, считать, вести счет времени – это умения цивилизованного человека)

(?) - Как вы думаете, когда могли появиться эти предметы?

(При переходе от первобытного общества к цивилизованному обществу; в эпоху Древнего мира)

2

мин.

Слова преподавателя
III Актуализация базовых знаний учащихся

План

  1. Проверка домашнего задания
- Рисунок на тему «Жизнь первобытного человека» (формат А-4).

- ряд интересных фактов о жизни первобытного человека. Оформить подобранный материал на листе формата А-4 и вложить в исторический альбом

  1. Вопросы, направленные на актуализацию личного опыта уч-ся и повторение ранее изученного материала:
(?) – Дайте определение, что такое цивилизация?

цивилизация - это тот или иной исторический тип общества со всей присущей ему определенной культурой.

(?) – Чем одна цивилизация отличается от другой?

(образцы как материаль­ной, так и духовной культуры общества: орудия, с помощью которых люди создают жизненные блага; жилища, в которых они живут; быт и знания, которыми они пользуются; искусство, который они украшают свою жизнь; социальные цен­ности и нормы, которые упорядочивают эту жизнь).

12

мин

Выставка рисунковРассказы студентов
IY Организация и управление

учебно-познавательной деятельностью студентов

План

I. Хронологические и географические рамки истории Древнего мира

II. Ранние цивилизации

1. Египет

3. Истоки слабости деспотий древности

4. Военные деспотии Древнего мира.

Средняя Азия.

5. Древняя Индия

6. Китай в эпоху древности

60

мин.

Рассказ преподавателя, сопровождающийся беседой и конспектированием основного материала, демонстрацией презентации

(см. содержание лекции)

Y Контроль усвоения знаний1. Вопросы:

(?) - В каких регионах мира сложились первые гocудapcтвeнныe образования? Как климатические и природные условия влияли на становление древних гocудapcтв?

(?) - Укажите, в чем отличия гoсударственной власти от родоплемeннoгo устройства.

(?) - Почему крайняя форма социального неравенства (рабство) была присуща всем древним гocудapcтвaм? Каким было положение рабов в Древнем Египте? Укажите источники рабства.

(?) - Подумайте, почему правители восточных гocудapcтв провозглашались живыми богами. Какое место в общественной иерархии занимали жрецы? Почему строительству пирамид и другим погребальным обрядам придавалось большое значение в Древнем Египте?

(?) - Расскажите о культурных достижениях Древнего Египта.

(?) - Укажите причины слабости деспотических гocyдapcтв дpeвности. Как долго существовало Древнеегипетское государство? В чем причины eгo упадка? (?) - Какие отношения регyлировали древнейшие системы правовых норм? Кто из древних восточных владык впервые подкрепил свою власть силой закона?

(?) - Какие военные деспотии возникли на территории Передней Азии? Почему они распадались сравнительно быстро?

(?) - Расскажите об особенностях развития Древней Индии. Что такое варны и касты?

(?) - Расскажите об особенностях развития Древнего Китая.

(?) - Расскажите о культурных достижениях Древнего Китая.

(?) - Сделайте вывод об отличиях новых религий от прежних верований.

16

мин.

Фронтальная беседа, при необходимости – записи в тетради
YI Подведение итогов

Оценивание работы группы на занятии, при необходимости отдельным учащимся выставление оценок.

1

мин.

Выставление оценок
YII Домашнее задание

Заполнить таблицу:

Духовное наследие древних цивилизаций

Религии Основные идеи
зороастризм
буддизм
индуизм
Конфуцианство
иудаизм
2

мин.

Письменное задание
Дисциплина: «История»

Занятие 3

Тема: «Ранние цивилизации, их отличительные черты. Религии древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций»План (Презентация, слайд 2)

I. Хронологические и географические рамки истории Древнего мира

II. Ранние цивилизации

1. Египет

3. Истоки слабости деспотий древности

4. Военные деспотии Древнего мира. Средняя Азия.

5. Древняя Индия

6. Китай в эпоху древности Содержание занятияI. Хронологические и географические рамки истории Древнего мира

(?) – Какое место занимает Новейшее время во всемирной истории?

(Презентация, слайд 3)

Древний мир Средние века Новое время Новейшее время
3 2 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
До нашей

эры

Наша эра

Время, начавшееся с возникновения первых гocyдарств, называют эпохой Древнего мира.

Первые цивилизации называют «речными». Они сложились в субтропиках, в долинах таких рек, как Нил, Тигp и Евфрат, Инд, Хуанхэ. В речных долинах развивалось ирригационное земледелие (искусственное орошение земель). (Презентация, слайд 4)II. Ранние цивилизации

1. Египет

(?) – Посмотрите на карту. Как вы думаете, почему первое государство образовалось именно здесь?

(Презентация, слайд 5) Климат в той части Африки, где протекает Нил, сухой и жаркий. Дожди бывают очень редко. Большая часть земель представляет собой каменистую пустыню. Каждый год в июле Нил разливается. Во время разлива воды реки затопляют широкую полосу земли вдоль ее берегов.

(?) – Можно ли назвать Египет «даром Нила»?

Жизнь древних египтян во многом зависела от реки, поэтому они называли Нил богом Хапи, считая свою землю даром этого бога.

Слава тебе, Нил, приходящий чтобы оживить Египет.

Орошающий пустыню далеко от воды,

Владыка рыб и птиц, и травы для скота,

Приносящий всякую пищу и хлеб.

Если он медлит, жизнь прекращается и люди гибнут.

Когда же он приходит, земля ликует и все живое в радости.

Еда появляется после его разлива.

Все живут благодаря ему и богатства обретают по его воле.

(Презентация, слайд 6) Ил, остающийся на полях после разлива реки, служил питательным веществом для роста растений. В долине Нила почва после разлива становилась настолько мягкой, что не требовала никакой обработки. Земледельцы просто бросали зерно в илистый грунт, а затем пускали скот, который втаптывал семена в эту плодородную почву. Даже без особых затрат труда земля давала хороший урожай. Обилие влаги и исключительное плодородие почвы в сочетании с теплым климатом позволяли получать несколько богатых урожаев в год.

(Презентация, слайд 7) С середины ноября наступал период пахоты. Землю вспахивали сохой или деревянным плугом с бронзовым лемехом. В плуг впрягали волов. В Древнем Египте очень долго не знали о существовании лошадей. Они появились здесь вместе с кочевниками-завоевателями только через полторы тысячи лет после возникновения древнеегипетской цивилизации. Египтяне выращивали пшеницу и ячмень. На их огородах росли разные овощи - фасоль, горох, огурцы, лук, чеснок. Урожай собирали в марте - апреле. Пшеницу и ячмень жали серпами с лезвиями из заостренных кусочков кремня.

(Презентация, слайд 8) Древние египтяне были искусными садоводами. В их садах зрели финики, инжир, гранаты, а в виноградниках - разные сорта винограда. Коровы, овцы, козы давали молоко, мясо, шкуры. В водоемах плавали домашние гуси и утки. Рыбу египтяне ловили сетями, на крючок или ловушками. Для производства тканей выращивали лен.

(Презентация, слайд 9) Древний Египет считался житницей Древнего мира. Он продавал зерно и продукты питания в другие страны.

(Презентация, слайд 10-11) На берегах Нила росло удивительное растение - папирус. Из него можно было строить лодки. Из специально обработанных стеблей папируса люди получали прекрасный материал для письма, который тоже называли папирусом.

(Презентация, слайд 12)

(?) - Внимательно рассмотрите слайд. Как в древнем Египте проходили земледельческие работы?

Все это требовало проведения крупномасштабных ирригационных работ, строительства дамб и каналов. Создание и использование системы ирригационных сооружений, регулирование потока воды, подаваемой на поля, строительство оборонительных укреплений требовали коллективных усилий многих людей.

(Презентация, слайд 13) Один вождь не мог справиться с организацией подобных работ. Общество делится по новому признаку - на управляемых и управляющих. Возникает новая группа людей - чиновников, судей, военных, олицетворяющих собой власть, действующих от ее имени. Им помогают стражники, учетчики, писцы и т.д. Степень близости к правителю определяла положение, обязанности, права и привилегии чиновников. Основная масса населения доступа к власти не имела.

Правитель, обладавший абсолютной властью, являлся и верховным собственником всей земли. Права правителя на все подвластные ему земли закреплялись религиозными традициями, обычаями и законами.

Соблюдение закона обеспечивается вооруженной силой. Законы и традиции определяли место каждого социального слоя (и человека, к нему относящегося) внутри своеобразной социальной пирамиды.

(Презентация, слайд 14)

(?) - Давайте представим египетское общество в виде весов - и на одну чашу поставим всех богатых (знать), а на другую - остальных людей (бедноту).

(Презентация, слайд 15)

(?) - Как вы думаете, какая чаша перевесит и почему?

(Презентация, слайд 16)

(?) - Подумайте, как можно уравновесить весы? А как можно стабилизировать общество?

(Презентация, слайд 17)

«Государство» - помогает одной группе людей держать в подчинении остальную часть общества.

(?) - На самом деле мы с вами рассмотрели модель древнеегипетского государства.

А теперь попробуйте определить, что такое государство?

«Государство – это специализированная и концентрированная сила поддержания порядка» (Геллнер)

publekc.ru

Наследие цивилизаций древности

Современный мир изменяется с огромной скоростью и с такой же скоростью развивается, и на смену старым гипотезам приходят новые. В то же время остаются вещи, пришедшие к нам из древности, которые не меняются и которые человек использует до настоящего времени.

Подобно жителям Месопотамии или Двуречья, современный человек делит час на шестьдесят минут, неделю – на семь дней а круг – на 360 градусов. В древности исключительно жрецы занимались науками. Нужно отметить, что наука в то время была хорошо развитой, несмотря на то, что методы познания, которые в ней применялись, кардинально отличались от существующих в современном мире.

Так, к примеру, древние шумеры еще в XVIII столетии до н.э. умели, зная значения катетов, высчитать значение гипотенузы в прямоугольном треугольнике. Но они для этого не выводили постоянную формулу, как это сделал Пифагор тысячу лет спустя, а мыслили намного рациональнее: просто объединили длины сторон треугольников в одной таблице. Немного позже население древнего Вавилона научилось решать задачи с одним неизвестным, вычислять площади кругов, трапеций и треугольников, а также квадратный корень.

Наука древности в основном отличалась описательным характером. Шумеры, обладая письменностью, просто описывали все, что их окружало. До настоящего времени сохранилось немало глиняных табличек, которые являются своего рода энциклопедиями в области зоологии, минералогии и ботанике.

Жрецы Двуречья обязаны были уметь писать, склонять и произносить шумерские слова по всем правилам, владеть тайнописью и каллиграфией, знать грамматические термины и особенности написания, а также понимать в музыке и математике, играть на каком-либо музыкальном инструменте. Кроме того, они составляли сметы и прочую документацию хозяйственного характера.

У древних шумеров закон был наивысшей ценностью. Юридическое дело по этой причине было хорошо развито. За каждое правонарушение полагалось наказание, причем, принималось во внимание время суток, в которое это нарушение совершалось.

Развивалось и строительство – достаточно вспомнить вавилонские зиккураты, места связи человека с богами. Кроме того, строились мосты и акведуки, дороги и укрепления. Здесь же появились и первые мавзолеи.

В Двуречье наибольшего развития достигла астрономия: древние шумеры на глиняных табличках записывали движение планет и звезд. Они умели предсказывать лунные и солнечные затмения, вычислять продолжительность светового дня на протяжении целого года. Среди записей древних астрономов было обнаружено описание одной из моделей Вселенной, где наша планета вращалась вокруг солнца. Тогда же появились и временные периоды, которые до настоящего дня использует современный человек: недели, месяцы, годы. Астрономией занимались жрецы. Эта наука охватывала также астрологию, которая была достаточно хорошо развита. С 8-7 столетий до н.э. астрономы Вавилона начали применять эмпирический подход, благодаря чему наука больше не имела дела с божественным и сверхъестественным аспектами и служила для связи людей с природой и окружающим миром.

Достижения науки в Древней Индии также впечатляют. Одним из основных является создание десятичной системы, которую используют и современные люди. Изначально числа записывались словами, и лишь затем были придуманы цифровые обозначения. Наиболее известным древнеиндийским ученым-математиком был Арьябхата, который не только произвел систематизацию десятичной системы, но также сформулировал правила решения квадратных уравнений, нахождения квадратного и кубического корней, а также сформулировал сложное и простое тройное правило.

Этот ученый также был занимался астрономией и утверждал, что наша планета движется вокруг собственной оси Также он знал причины лунных и солнечных затмений.

Древние индийцы обладали большими познаниями и в химии. Им были хорошо известны свойства сплавов, металлов и руд, они занимались изготовлением красителей минерального и растительного происхождения, искусственных драгоценных камней и стекла, ядов и ароматических эссенций. В философских и научных работах они говорили о том, что все состоит из атомов. Высоко развита была также медицина, в наше время известная под названием «аюрведа» – иными словами, наука о долголетии. В медицинских трактатах того исторического периода описано немало методов лечения лекарствами растительного и минерального происхождения, а также диеты.

Во времена существования Древней Индии на высоком уровне были знания в области физиологии и анатомии человека: врачи могли объяснить, для чего служит тот или иной орган, при выборе методов лечения и постановке диагноза во внимание принималось как физическое, но и психическое состояние больного. Хирурги при помощи более ста разновидностей инструментов могла делать достаточно сложные операции: ампутировать конечности, проводить трепанацию черепа и кесарево сечение.

Если говорить о Древней Греции, то ей принадлежит первенство в создании философии как науки, занимающейся изучением законов мышления, развития природы и общества, мировоззрения, системы идей и места человека в окружающем мире. Для жителей Древней Греции знания обладали практическим смыслом, и именно они легли в основу искусства-мастерства. Греческую философию нельзя отделить от теории гармонии и красоты, каковой является эстетика. В учении философов космологический и эстетический аспекты являются одним целым. В общую картину мира включены представления о красоте мира и его гармонии. Именно по этой причине все древнегреческие науки изначально составляли единую науку – космологию.

В отличие от жителей Древнего Египта, развивавших науку в практическом контексте, греки все же предпочитали теорию. Основу древнегреческой науки составляет философский подход к решению научных проблем, поэтому назвать ученых, которые решали бы чисто научные вопросы, невозможно. Все эти ученые являлись и философами, и мыслителями одновременно.

Среди самых известных древнегреческих философов необходимо назвать Платона, Сократа и Аристотеля. Сократ — один из основоположников диалектики как способа познания истины. Платон является создателем первой классической формы объективного идеализма. А Аристотель подарил миру научную философию, учение о принципах бытия.

В области математики можно выделить Пифагора, который создал таблицу умножения а также теорему, которую позже назвали его именем и которая изучает свойства целых чисел и их пропорций.

Среди ученых-физиков необходимо выделить Архимеда, который стал не только автором закона, ставшего известным на весь мир, но и создателем множества изобретений. Демокриту принадлежит открытие атомов.

В медицине важное место принадлежит Гиппократу, который стал создателем научной медицины, был автором множества работ по врачебной этике, теории индивидуального подхода к пациенту, учения о единстве человеческого организма, традиции ведения историй болезни.

Известными историками периода Древней Греции являлись Ксенофонт и Геродот. Геродот был великим путешественником, который оставил после себя немало данных о народах, существовавших в то время, об их обычаях и образе жизни. Однако в сфере географии более всего известен Птолемей, который стал автором «Географии», известной на весь мир работы, которая является настоящей энциклопедией античных знаний о мире, и на протяжении длительного времени была очень популярной.

Не отставал от этих цивилизаций древности и Египет. Здесь были проведены первые исследования в области математики. Древние египтяне могли умножать и делить. Кроме того, они знали, чему равно значение числа «пи», взятое за основу для пропорций гробниц фараонов и пирамиды Хеопса. Они также умели вычислять объемы и площади.

Основные достижения египтян относятся к области астрономии. На территории Египта был найден первый в мире зодиакальный круг, а также несколько старинных зодиакальных карт. Население Древнего Египта знало о том, что Венера и Марс обладают определенными фазами, а жизненный цикл Сириуса равен 1460 лет.

В Древнем Египте был создан первый на планете календарь. Определять количество дней и месяцев в году египтянам помогал сбор урожая, зависевший от разлива Нила.

Многочисленные археологические раскопки помогли установить, что жрецы, которые в государстве были высшими духовными лицами, были знакомы с человеческой анатомией. Им были известны совершенные технологии проведения хирургических операций. Помимо этого, было широко распространено лечение маслами и травами, большое внимание египтяне уделяли спорту.

Именно в Древнем Египте изобрели аналог современного ампициллина, который применялся для лечения инфекционных болезней. Стоит отметить, что это открытие было сделано случайно: хлебные лепешки со временем покрывались плесенью, которую прикладывали к местам воспалений, после чего рана затягивалась.

Древним египтянам принадлежит и еще одно важное открытие – материал для писания, проще говоря – папирус. Делали его из стеблей лотоса, который рос на берегах Нила. Технология подготовки сырья египтянами была доведена до совершенства. Доказательством тому может служить тот факт, что некоторые летописи, которые дошли до наших дней, достаточно хорошо сохранились. Текст, который помещен на этих источниках, можно без проблем прочитать, а картинки – рассмотреть. Те знания, которые можно почерпнуть из папирусов, стали основой получения информации о культурном прошлом цивилизаций древнего мира. В них содержатся энциклопедические данные и географические карты, которые отражали представления египтян относительно местоположения соседних государств.

Сохранилось также немало памятников архитектуры, которые свидетельствуют, что древние египтяне достигли немалых успехов и в сфере строительства. Лучшие архитектурные памятники строились для достижения целей идеологического толка. Они являлись своего рода демонстрацией неограниченной власти фараонов. Характерная черта древнеегипетских сооружений – монументальность, величие и массивность.

Пирамида Хефрена до конца XIX столетия, когда была построена Эйфелева башня, считалась самым высоким сооружением в мире. А пирамида Хеопса и большой Сфинкс являются последним из семи чудес света, сохранившихся до наших дней.

Таким образом, вполне очевидно, что древние цивилизации были достаточно развитыми, а в некоторых аспектах во многом опережали современную науку. Ученые не в состоянии изучить все артефакты, потому как многое еще не обнаружено. Но даже то, что находят в ходе многочисленных археологических раскопок, свидетельствует о том, что древние цивилизации хранят еще немало загадок, которые ученым только предстоит разгадать…

s30091788455.mirtesen.ru

Духовное наследие древних цивилизаций | esoreiter.dns-cloud.net

Одной из самых древних на земле является Египетская цивилизация. В рамках этой цивилизации, в течение трех тысяч лет ее существования было создано немало выдающихся памятников культуры, многие из которых дошли до нашего времени.

«у лее к началу эпохи Древнего Царства в Египте возникает письменность, получившая название иероглифической (от греч. hieros -- «священный»). При этом в Египте существовало скорописание и курсивное (демотическое) письмо. Все три вида письма использовались в различных целях. Писали на камне и папирусе. В системе письменности были как идеограммы, передающие отдельные понятия, так и фонограммы, передающие звуки. Письмо ценилось как искусство, а должность писца считалась одной из самых почетных.

Египет всегда ассоциируется в первую очередь с пирамидами, которые являются одним из наиболее грандиозных творений человечества за всю его историю. Воздвигнутые в эпоху Древнего Египта, пирамиды служили усыпальницами царей, отражая безграничную веру в могущество богов и представляющих их на земле царей (фараонов). Сперва возводились ступенчатые пирамиды (пирамида Джосера, XXVIII в до н. э.), затем появляются пирамиды с ломаными гранями. Однако в большинстве своем это сооружения с ровными гладкими гранями и квадратным основанием. В Гизе, близ Каира, находятся три величайшие пирамиды, построенные фараонами TV династии. Все три имеют единое направление осей и одинаковую ориентацию. Высота самой большой -- 147 м, она известна как пирамида Хеопса. Масса каждого блока в ней равна примерно 2,5 тонны. Пирамиды являются единственным из семц чудес света, сохранившимся до наших дней. Гиза была целым архитектурным комплексом, в который входили еще пирамиды-гробницы вельмож и заупокойные храмы, пристраивавшиеся к пирамиде с восточной стороны. Кроме пирамид существовали скальные гробницы, характерные для Нового Царства. В эпохи Среднего и Нового Царств были созданы также величественные храмы в честь богов и фараонов, дворцы правителей. Храмовая архитектура отличается монументальностью и необычайным богатством отделки.

Скульптура Древнего Египта также являлась тесно связанной с заупокойным культом. Статуэтки рассматривались как место пребывания одной из душ умершего, и их располагали в храмах и гробницах. Фараона всегда изображали в расцвете сил с бесстрастным и величавым выражением лица и позы. В жанре скульптуры существовали определенные канонические требования. Стоящие статуи всегда строго фронтальны, фигуры их напряженно выпрямлены, головы поставлены прямо, руки опущены и плотно прижаты к телу, левая нога чуть выдвинута вперед. Статуи делали из дерева, гранита, базальта и других пород, их обычно раскрашивали: мужские фигуры в кирпично-красный, а женские -- в желтый цвет. На барельефах голова и ноги изображались в профиль, плечи и грудь -- в фас. Высшего расцвета скульптура Египта достигла в эпоху Нового Царства.

Характерной чертой шумеро-аккадской культуры является создание своеобразной системы письменности -- клинописи, которая не была звуковым письмом, а содержала идеограммы, обозначавшие целые слова, гласные либо слоги. Всего было около 600 знаков. Особый жанр в литературе составляют плачи -- произведения о гибели шумерских городов вследствие набегов соседей. Наиболее распространенными были этиологические (объясняющие) мифы о сотворении мира и человека, о Великом потопе, смерти и воскресении богов плодородия.

Своеобразным было храмовое зодчество Шумера, отличавшееся применением высоких платформ. Храмовые башни -- зиккураты -- вслед за шумерами стали строить аккадцы и вавилоняне. Зиккураты состояли из трех ступеней, построенных в соответствии с божественной триадой, и возводились из сырого кирпича.

Одним из самых величественных городов древней Месопотамии был Вавилон. Защищенный двойной стеной, он имел восемь ворот, самыми известными были ворота богини Иш-тар 12-метровой высоты. Выложенные бирюзовым глазированным кирпичом и украшенные орнаментом из скульптур львов, драконов и быков, они производили ошеломляющее впечатление. Располагаясь на обоих берегах Евфрата, город соединялся каменным мостом -- одним из первых в мире.

Специфика литературы древнего Вавилона заключалась в первоначальном преподнесении сюжета и последующем его развитии. Вавилонская литература в значительной мере заимствована из шумерских источников, большинство произведений написано в стихотворной форме. Одними из главных тем были проблема незаслуженных страданий человека и неизбежности смерти.

Гораздо динамичнее развивалась греческая культура. Выдающимся памятником крито-микенской (III -- П тыс. до н. э.) архитектуры был Кносский дворец царя Миноса. Главной достопримечательностью этого дворца была фресковая живопись. Древние греки создали величайшие эпические произведения -- «Илиаду» и «Одиссею». Значительным открытием греков было создание своей системы письменности. Заимствовав алфавит у финикийцев, они значительно усовершенствовали его путем добавления гласных. Древнегреческая архитектура характеризуется наличием двух направлений, или стилей -- дорического и ионического. Дорический стиль -- строгий, торжественный и массивный. Дорическая колонна не имела базы, вырастая непосредственно из основания храма. Ионический ордер отличали более легкие пропорции, изящество и широкое применение декоративных элементов. Ионическая колонна всегда имела базу, была легче и тоньше дорической.

Греческий храм считался жилищем бога, в нем, как правило, находилась статуя того бога, в честь которого он был воздвигнут. Особое место в истории архитектуры занимает ансамбль Афинского Акрополя. Самое большое сооружение здесь -- храм Афины-Девы, Парфенон.

Скульптура, поражая своим мастерством, была лишена индивидуальных и психологических черт, изображая людей согласно античным представлениям о прекрасном.

Выдающимся достижением греков было искусство изготовления керамики и вазовой росписи. В ней выделялись чернофигурный и краснофигурный стили. Огромное значение имеют греческий театр и аттическая трагедия. Некоторые произведения, созданные древнегреческими драматургами, до сих пор занимают важное место в репертуаре современных театров. Античная культура явила поражающее воображение богатство форм, образов и способов выражения, заложив основы эстетики, представления о гармонии и выразив, таким образом, свое отношение к миру

Вы можете прочитать другие новости на эту тему:

esoreiter.dns-cloud.net