История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

5. Политическое устройство римской цивитас эпохи ранней республики: гражданский коллектив, органы власти и магистраты. Древний рим цивитас это


Цивитас - это... Что такое Цивитас?

   • Civitas.

         До Сервия Туллия собственно гражданами были только патриции (см. Servius Tullius под словом Servii, Сервии), a со времени этого царя — и плебеи. Права гражданина были:

       1. в общественной жизни:

         a) ius suffragii, право голоса в комициях;

         b) ius honorum, право занимать все государственные должности; этого права плебеи в продолжение борьбы сословий достигали мало-помалу, а с 337 г. до Р. X. овладели им совершенно;

         c) со времени издания lex Valeria, с 509 г. до Р. X., и ius provocationis, право апеллировать к народу против смертных приговоров властей; право это впоследствии распространено было и на денежные пени, налагаемые властями;

         d) со времени издания leges Porciae (между 2-й и 3-й Пуническими войнами) свобода от всех позорящих честь наказаний, как-то: наказание розгами, кнутом и распятием на кресте;

       2. в частной жизни:

         a) connubium, право вступать в законный брак по гражданскому праву;

         b) commercium, право приобретать римскую собственность. Ц. приобреталась рождением от римских родителей, отпущением на волю (см. Libertinus, Либертин) и пожалованием, вследствие особого закона, lex, или народного решения, plebiscitum. Пожалование права гражданства принадлежало первоначально римским царям, а впоследствии комициям и центуриям (comitia centuriata), a затем комициям по трибам (comitia tributa). Ц. давалась весьма осмотрительно и первоначально только тем, которые переселялись в Рим, впоследствии же это право даровалось целым городам и народам (см. Municipium, Муниципий, и Caerites, Цериты). Император Каракалла распространил право римского гражданства на всех живших в Римской империи свободных людей, и это он сделал единственно в видах обогащения государственной казны. Право гражданства терялось вследствие capitis deminutio maxima, в известных случаях вследствие изгнания, далее, продажи в рабство и добровольного выселения. Об ограниченном праве гражданства см. Municipium, Муниципий, и Latium, Лациум, 6 слл.

Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер. Ф. Любкер. 1914.

dic.academic.ru

1.Хар-ые черты римской civitas. Этапы ее развития.

Практическое занятие 8.

Эволюция гос-но- политического сторя Древнего Рима

(Характерные черты римской культуры .Римская культура в сравнении с культурой греческой )

По мнению известного исследователя истории Рима Т. Моммзена, эллины и италийцы весьма существенно отличались друг от друга: “Эллины всегда приносили общее в жертву частному, нацией жертвовали для общин, а общинами для отдельных лиц” [5]. Их идеалом была созерцательная жизнь, часто переходившая в праздность. Политическое развитие шло по линии усиления отдельных полисов-государств (фактически племен), а затем разрушения устойчивости общественных связей и внутри полиса. “В религиозном отношении эллины сначала низвели богов до человека, а затем и вовсе их отвергли. Они любили зрелище борьбы обнаженных юношей и предоставляли полный простор человеческой мысли во всем его страшном великолепии” [6].

Римляне же, согласно Моммзену, воспитывали детей в почтении к отцу, граждан к государству, и всех – в почтении к богам. Они ничего не уважали, кроме полезной деятельности и требовали каждый миг отдавать труду. У них считался худым гражданин, который хотел жить не как другие. И из отвлеченных идеалов они ценили не абстрактное благо или красоту (как в Греции), а любовь к родине, к Риму. Они были уверены в нерушимой вечности Рима и его бесспорном праве управлять миром.

Эти и иные видимые различия не мешают тому, что древнегреческую и древнеримскую культуры исследователи объединяют в едином понятии “культура античности”. В той и другой культурах обнаруживается немало общего [7]. Так, отмечается, что и там и тут базой развития культуры была в целом однотипная античная гражданская община. Она (весь ее строй) определяла совокупность основных ценностей жизни и культуры, существенно отличную от совокупности ценностей других древних цивилизаций.

Для античной общины, по мнению ее исследователей, было значимо ее изначальное единство, при неразрывной связи блага отдельного человека с благом общины в целом, служить которому – долг каждого ее члена. Греческий полис и Рим представляли собой похожие варианты развития общинного единства.

И в Греции и в Риме по-разному, но развивалась идея верховной власти народа, что совершенно нехарактерно ни для Древнего Египта, ни для древней Месопотамии, ни для других древних цивилизаций. Эта идея реализовывалась в греческой демократии, в римской республике. И для греков и для римлян (для полисов, города и их граждан) была особо ценной идея свободы и независимости, в противопоставлении рабству.

В Древней Греции и Древнем Риме в жизни общины (полиса, Рима) обнаруживалась ее тесная связь с богами и героями, как бы членами общины, пекущимися о ее делах, подающими знаки своей воли, требующими скорее уважения и почитания, чем истового поклонения. В других древних обществах боги, более грозные, установившие вечный социальный порядок, тоже могли помогать в делах (хотя чаще наказывать), но как бы извне, со стороны, свыше. В Риме, как и в Греции, жречество не сложилось в особое сословие или касту, не претендовало на власть в государстве. В религиозных верованиях античности, в отношении к ним людей оказалась возможной относительная свобода. Во всяком случае религия практически не мешала свободному поиску мысли, становящейся науке, философии. Свобода, как реализуемая ценность, проявлялась и в особенностях политической борьбы и правовых отношений. И для Греции и для Рима стали характерными открытые публичные “схватки”политиков, открытые судебные процессы, стимулировавшие развитие ораторского искусства и логики доказательств.

Однако, при всей схожести двух античных цивилизаций и культур, они, как уже было отмечено, существенно разнились. Рим с самого начала своего существования вел, в общем успешные, войны с соседями, варварами. И если греки создавали мифы о происхождении мира, богах и полубогах, то в центре римской мифологии был сам Рим, его героический победоносный народ, его героические представители [8]. Достаточно напомнить римскую легенду о Муции Сцеволе (левше), который демонстрировал мужество и стойкость римлянина, держа руку в огне жертвенника во время разговора с царем варваров Порсенной (с которым Рим вел трудную войну). Римляне были уверены, что победы в войнах достигаются именно людьми. Боги только помогают победить.

Римляне были в гораздо большей степени воинами, чем греки, разве что, исключая спартанцев. Колоссальные военные успехи Александра Македонского, при всей их значимости, – это все же частность, отдельный всплеск. Римляне вели войны практически постоянно на протяжении истории Рима. Войны же требовали развития железной дисциплины и “добродетелей” воина: мужества, стойкости, верности, суровой непреклонности, гордого достоинства, не допускавших и в мирной жизни шумного “детского” веселья. И в мирной жизни, как и на войне, важнее всего оказывался долг: долг гражданина, долг отца, долг старшего. Римляне были в целом и суровее и прагматичнее, нежели греки. И это сказывалось на всех сторонах жизни, в том числе и жизни религиозной.

studfiles.net

Цивитас - это... Что такое Цивитас?

  • Цивитас —    • Civitas.          До Сервия Туллия собственно гражданами были только патриции (см. Servius Tullius под словом Servii, Сервии), a со времени этого царя и плебеи. Права гражданина были:        1. в общественной жизни:          a) ius suffragii …   Реальный словарь классических древностей

  • ЦИВИТАС, ПРАВО ГРАЖДАНСТВА — •Civitas. До Сервия Туллия собственно гражданами были только патриции (см. Servius Tullius под словом Servii), a со времени этого царя и плебеи. Права гражданина были: 1) в общественной жизни: a) ius suffragii, право голоса в комициях; b) ius… …   Реальный словарь классических древностей

  • Цивилизация — (Civilization) Мировые цивилизации, история и развитие цивилизации Информация о понятии цивидизации, история и развитие мировых цивилизаций Содержание Содержание Цивилизация: Истоки употребления слова История мировых цивилизаций Единство природы …   Энциклопедия инвестора

  • БРАК —    • Matrimonium.     I. У греков (γάμος).        1. Цель Б. у греков была иметь законное потомство и удовлетворить таким образом тройной обязанности: относительно богов, которым должны были быть оставлены слуги (Plat. legg. 6, p. 773, Ε),… …   Реальный словарь классических древностей

  • ИСОНОМИЯ —    • Ίσονομία и Ίσοπολιτεία,          см. Civitas, Цивитас, 9 …   Реальный словарь классических древностей

  • ЛАЦИУМ —    • Latium,          η̉ Λατίνη.     I. В географическом отношении.          Л., средняя из трех западных стран Средней Италии, названная, по обыкновенному толкованию, по имени царя Латина, по другому от latere (quod ibi latuisset Saturnus, Ov.… …   Реальный словарь классических древностей

  • ОДЕЖДА —    • Vestis,     I.          Греческая одежда.          Греч. О. была двух родов: ε̉νδύματα (нижняя О., вроде рубахи) и ε̉πιβλήματα или περιβλήματα (верхняя О., накидки). К ε̉νδύματα принадлежит χιτών хитон, дорический из шерсти, без рукавов,… …   Реальный словарь классических древностей

  • Гаудеамус — У этого термина существуют и другие значения, см. Гаудеамус (значения). «Гаудеамус» (лат. gaudeamus  возрадуемся)  студенческая песня (гимн) на латинском языке. Название образовано по первому слову песни. Её настоящее название «De… …   Википедия

  • Родез — Город Родез фр. Rodez, окс. Rodés …   Википедия

  • Speyer — Город Шпейер Speyer Герб …   Википедия

  • law_foreign_countries.academic.ru

    гражданский коллектив, органы власти и магистраты.

    Ну и чё? Патриции узурпировали власть. Плебеям худо. Они: могут голосовать в комициях, но не могут быть избранными в магистратуры, входят в войско, но не могут оккупировать ager publicus. Хотят то же + отмену долгов. V век – борьба за магистратуры и землю. IV – против долгов. 494 год – сецессия, плебеи дернули из Рима во время войны. Менений Агриппа пообещал скостить им долги, они вернулись. На той сходке (consilium) придумали себе плебейского (народного) трибуна. И эдила ещё. Через 50 лет их стало уже 10! Главное – у них право veto. Аграрный вопрос. 486 год Спурий Кассий предложил поделить все новозавоёванные земли между патрициями и плебеями. Как ни странно, против даже плебеи. Замочили его. 451 – коллегия децемвиров (5 на 5), но главный – патриций Аппий Клавдий. Они-то и составили «Законы 12 таблиц». В них – талион, условия клиентеллы, запрет браков между патрициями и плебеями. Принцип частной собственности. Свобода завещания. Закон о провокации (provoco – вызываю). Возможность обратиться к народному собранию в случае смертного приговора. Законы 367 года: плебеи получают доступ к магистратурам; земельный максимум; облегчение долгов. Ввели курульных эдилов (помощников цензоров из числа патрициев). С начала III века решения сходок плебеев стали рассматриваться на народном собрании (плебисциты). Получается такая картина: 3 комиций.

    -         центуриатные : мир-война, вопросы выборов;

    -         трибутные : аграрные;

    -         куриатные: видимо, всякая мелочёвка.

                    

    Верхушка плебса и патрициата вошли в нобилитет. Некоторые патриции разорились и стали плебеями. С III века плебеи вошли в состав populus. В качестве общей характеристики, как и все великие растыки предлагаю большую претенциозную самоцитату: «После изгнания царей в 510 году до н.э. римское государство пережило перестройку, в результате которой царская власть, imperium, был поделён между новыми властными органами. «Неписанная римская конституция предусматривала, как и в любом античном полисе, наличие трех основных элементов этого устройства: народного собрания, совета старейшин (сенат) и выборных должностных лиц (магистраты)». «Носителями империя была лишь определённая группа должностных лиц, которые вступили в обладание «царскими» правами; таким образом, речь в данном случае может идти лишь о твёрдо ограниченном круге высших магистратов».

         Выборные консульские должности предполагали куда большее влияние каждого гражданина на политическую жизнь города. Во властном же отношении «высшие республиканские магистраты были тем же, чем был rex».[1] Однако при этом с царских времён был сохранён совет старейшин – сенат.

          «Компетенция сената была весьма обширной: утверждение избранных магистратов, заведование государственным имуществом и финансами, вопросы мира и войны, декретирование чрезвычайных полномочий, руководство внешней политикой, наблюдение за делами религиозного культа и т.п.». Численность его долгое время составляла 300 человек, однако к рассматриваемому нами периоду возникла тенденция к его расширению (при Сулле — 600, при Цезаре — 900 сенаторов).

       Не менее важными для государства являлись должности магистратов, из которых особо следует выделить консульские должности – фактических руководителей государства на годовой срок; и должности народных трибунов, не имеющие себе равных по степени влияния на римский плебс.

         Именно в подобном соотношении властных структур и была сильная сторона римской государственности. Полибий объясняет, что «все успехи, все победы и достижения римлян объясняются в первую очередь тем, что у них существует наилучшая форма правления — смешанное государственное устройство. Полибий конкретизирует этот свой тезис: в Риме монархический элемент воплощен в консулах, аристократический — в сенате и, наконец, демократический — в народных собраниях».

      Римская civitas. Характерные особенности ее развития.

    Римская civitas – это античная гражданская община с античной формой собственности.

    Civitas. Многозначное понятие. Это и гражданская община (Фюстель де Куланж), и город-государство (вместе – полис). Отсюда вопрос: можно ли считать республиканский Рим полисом? Маяк: да. Почему?

    Античная форма собственности. Определяющая черта полиса. Термин придумал Маркс. Наследуется из Эллады и загибается начиная с кризиса III в. и постепенно заменяется колонатом. Сочетание общей и частной собственности на средства производства, т.е. в первую очередь на землю.

    Civitas Romana. Т.е. римское гражданство. Дается человеку при рождении, при условии, что его родители им обладают, либо даруется. Отнимается при изгнании, попадании в рабство, или по решению комиций. Включает в себя следующие базовые права:

    ius suffragii - голосовать

    ius honorum – быть избранным

    ius commercii – собственности и заключения сделок

    ius conubii – законный брак

    ius provocationis (449) – право апелляции к народу

    Лишение человека хотя бы одного из этих прав делает его перегрином.

    Социум. Сенаторское сословие – в сенате (верхушка, делающая большую политику – 20-30 чел. Из знатнейших семейств - нобили). Всадники – торгово-ремесленная аристократия. Со временем их значение растет.

    Политика. Из сенаторского сословия – Сенат, избираемый сначала консулами, затем – цензорами. Сенатом рулит верхушка – нобили. Комиции малозначимы, т.к. не имеют ius rogatio, т.е законодательной инициативы.

    Итальянская полисная структура. Есть ager publicus, который пополняется засчет завоеваний, и право на оккупацию которого имеют патриции (с законов народных трибунов Лициния и Секстия 367 – и плебеи).

    Развитие римской civitas.

    509-287. Борьба патрициев и плебеев. Движение от патрицианской civitas к плебейско-патрицианской civitas. Civitas расширяется (по другой версии плебеи изначально входили в Populus Romanus), что вызывает некоторые политические реформы. Сенат теперь формируется не из pater familias, а из быших магистратов. Он полновластен (senatus consult’ы обязательны для исполнения). Куриатные, центуриатные, трибунатные комиции. Ординарные и экстроординарные магистратуры. И те и другие honores, т.е. неоплачиваемые. Все ординарные, кроме цензора, годичны. Экстраординарные – это диктатор и его помощник – начальник конницы. Срок не более 6 месяцев. Не действует право veto.

    338. Победа Рима в Лат 2, роспуск Латинского союза и объединение его членов вокруг Рима. Латинское право – продолжение разложения civitas, т.к. с этого момента латинское право и часть прав civitas Romana все чаще даются союзникам и провинциалам. Тенденция к преодолению замкнутости civitas.

    90 – 88 гг. – Союзническая (Марсийская) война (Рим – socii)

    90 г. – закон Юлия (civitas Romana всем невосставшим жителям Италии)

    89 г. – закон Папирия (civitas Romana жителям Италии, которые за 2 месяца с момента издания закона сложат оружие)

    88 г. – всем свободным мирным жителям Италии дается civitas Romana

    212 г. н.э. – Constitutio Antoniniana (она же – Эдикт Каракаллы): civitas Romana получают все свободные жители Империи.

    201. Победа в Пун 2. Начало имперской политики.

    studfiles.net

    Вопрос. Римская цивитас и греческий полис – общие принципы развития и особенности.

    ЦИВИТАС, ПРАВО ГРАЖДАНСТВА. До Сервия Туллия собственно гражданами были только патриции, а со времени этого царя — и плебеи. Права гражданина были: 1) в общественной жизни: a) ius suffragii, право голоса в комициях; b) ius honorum, право занимать все государственные должности; этого права плебеи в продолжение борьбы сословий достигали мало-помалу, а с 337 г. до Р. X. овладели им совершенно; с) со времени издания lex Valeria, с 509 г. до Р. X., и ius provocation is, право апеллировать к народу против смертных приговоров властей; право это впоследствии распространено было и на денежные пени, налагаемые властями; d) со времени издания leges Porciae (между 2-й и 3-й Пуническими войнами) свобода от всех позорящих честь наказаний, как-то: наказание розгами, кнутом и распятием на кресте; 2) в частной жизни: a) connubium, право вступать в законный брак по гражданскому праву; b) commercium, право приобретать римскую собственность. Ц. приобреталась рождением от римских родителей, отпущением на волю (см. Libertinus) и пожалованием, вследствие особого закона, lex, или народного решения, plebiscitum. Пожалование права гражданства принадлежало первоначально римским царям, а впоследствии комициям и центуриям (comitia centuriata), а затем комициям по трибам (comitia tributa). Ц. давалась весьма осмотрительно и первоначально только тем, которые переселялись в Рим, впоследствии же это право даровалось целым городам и народам (см. Municipium и Caerites). Император Каракалла распространил право римского гражданства на всех живших в Римской империи свободных людей, и это он сделал единственно в видах обогащения государственной казны. Право гражданства терялось вследствие capitis deminutio maxima, в известных случаях вследствие изгнания, далее, продажи в рабство и добровольного выселения.ГРАЖДАНИН (древняя и новая история, политическое право) - тот, кто является членом свободного сообщества многих семейств, имеет его права и пользуется его привилегиями. Тот, кто проживает в таком сообществе ради какого-то дела и по его окончании должен уехать, отнюдь не является гражданином этого общества, но лишь его кратковременным членом. Также не является гражданином тот, кто пребывает в нем постоянно, но не пользуется правами и привилегиями. Лишенный их тоже перестает быть гражданином. Женщинам, малолетним детям и слугам это звание дается лишь как членам семьи подлинного гражданина, но они не являются гражданами в полном смысле этого слова.Можно разделить граждан на два разряда - урожденных и натурализованных. Урожденные родились гражданами, натурализованным общество даровало участие в его правах и привилегиях, хотя они в нем и не родились.Афиняне были очень осторожны в предоставлении чужеземцам права гражданина своего города. Они придавали ему гораздо большее значение, чем римляне; у них звание гражданина никогда не роняло цены, но они не извлекали из его высокой роли, вероятно, самого важного преимущества, а именно роста за счет всех тех, кто этого звания добивался: гражданами Афин были только те, чьи родители были гражданами.

    Загадка этрусков.

    Этруски – субстрат. Создали гос-во, флот.В 7 веке до н.э. самый богатый район.Происхождение:1) Геродот считал, что под нажимом персов некоторые народы Азии бежали сюда. Восточная теория – лидийцы.2) Дионисий Деокарнас отрицал это. Афтахтонное население Италии3) Восточная теория с опорой на Геродота, болгарский этнолог Велигоров.4) Национальная италийская стереография на основе Дионисия. При Муссолини.«Тусцы» называли себя этруски. «Ретты» самоназвание с одной из областей Европы.5) Северная теория арийская. М.Паллотино сформулировал: этруски – симбиоз многих этносов (индоевропейцы, коренные и хетты и народы с севера Аппенинского п-ова) в начале 1 тыс до н.э.Самый сложный мир: круглые города – вавилонское влияние, в 9 веке до н.э. Первые сажали виноград этруски.Долина По: 12 городов. Владели флотом, колонизировали Кампанию.12 городов – Вавилонское влияние.Царь – лукумон (термин), жрец по схеме Крита. Правит вместе с аристократией. Ниже их свободные граждане (ремесленники, судостроители, моряки и пираты). Ниже зависимые представители 1 и 2 волн переселения индоевропейцев (см.29 вопрос) обрабатывали землю, они были по статусу ниже рабов-должников.И создали космогонию: небесный храм на земле.Оси: свастика на запад: сис-ма координат. Темплюм – дом бога.Стиль в керамике «буккеро»: серая глина блестела как металл. Особый стиль бронзы. Многие культы взяты с Востока: например, культ ощетинившегося пса.7 век до н.э. – у этрусков самые могущественные города. В 6 веке до н.э. завоевали Рим4 до н.э. – почти не слышно о этрусках =( Чрезвычайно разбогатев направили свое богатство против себя (в сущности это произошло и в Микенах). Щахтные гробницы. Не стали завоевывать много территории (как Рим).Потом греки в 524 до н.э. проникли в Кампанию, затем в Лацию и в конце 6 века до н.э. изгнали этрусскую династию из Рима. На этрусков на севере также обрушились галлы.

     

    Рим царской эпохи.

    …Легенда про Ромула…(также см.33 вопр)Цивитас – община (город) возникла при Ромуле 8 век до н.э.Легенды о царях: Ромула взяли на небо. Выбрали рекса – царская власть еще пока не наследственна. После Ромула выбрали Нуму Помпилия.Законы и культы. Культ Термина, бога границ. Собственность обозначается в Риме. Анк Марций и Гостилий завоевывали территории.Рекс выполняет желание народа (по Полибию), это не диктатор и не деспот! Этрусская династия завоевала Рим (7-6 века до н.э.).1) Тарквиний Древний (добрый, мудрый). Престолонаследие, монархия теперь.2) Сервий Туллий зять, из рабов. Обнес город оборонительной стеной и по-новому организовал войско. Привлек плебеев к войску – тем самым дал им право проливать кровь за отечество (это было сделано т.к. Рим испытывал натиск других племен), но плебеи на получили агер публикус. Патриции же разбогатели на торговле.3) Реформы прошли в середине 6 века до н.э.:1. Сервий разделил Рим на административные округа (21 округ: 17 сельских, там живет кто хочет и 4 городских – патриции).2. Принцип гражданства: гражданин определяется по принципу богатства – в металле (сыпучие меры зерна у Солона). Ас – медная монета, кусок меди.3. 6 классов:1) самые богатые (100 тыч ассов в год)2) 753) 504) 255) 11,56) беднота без дохода – пролес (пролетарии)4. Реформа войска:Легио – войскоКурия – род патрициевСотня (центум, центурия) – войсковая единица, но точно 100 чел не было. Сервий включил туда и патрициев и плебеев. Богатые составляли основу войска.Послецентуриальная реформа:Центуриальные комиции (сходки) – собрание воинов по центуриям. На Марсовом поле, за городом.Плебеи – непривилегированные граждане (цивис романорум).3) Тарквиний Гордый – тиран.Богатые плебейские роды вокруг него. Патриции эксплуатируют землю, дают в долг плебеям = долговые ямы. Патер фамилиас обладал аболютной властью. Ликторы – охрана.Произошел сенатский переворот. Событие было спровоцировано, чтобы изгнать Тарквиния.509 до н.э. – образование республики и изгнание последнего рекса. Правление сената, где правит небольшое количество богатых.

     

    cyberpedia.su

    гражданский коллектив, органы власти и магистраты.

    Ну и чё? Патриции узурпировали власть. Плебеям худо. Они: могут голосовать в комициях, но не могут быть избранными в магистратуры, входят в войско, но не могут оккупировать ager publicus. Хотят то же + отмену долгов. V век – борьба за магистратуры и землю. IV – против долгов. 494 год – сецессия, плебеи дернули из Рима во время войны. Менений Агриппа пообещал скостить им долги, они вернулись. На той сходке (consilium) придумали себе плебейского (народного) трибуна. И эдила ещё. Через 50 лет их стало уже 10! Главное – у них право veto. Аграрный вопрос. 486 год Спурий Кассий предложил поделить все новозавоёванные земли между патрициями и плебеями. Как ни странно, против даже плебеи. Замочили его. 451 – коллегия децемвиров (5 на 5), но главный – патриций Аппий Клавдий. Они-то и составили «Законы 12 таблиц». В них – талион, условия клиентеллы, запрет браков между патрициями и плебеями. Принцип частной собственности. Свобода завещания. Закон о провокации (provoco – вызываю). Возможность обратиться к народному собранию в случае смертного приговора. Законы 367 года: плебеи получают доступ к магистратурам; земельный максимум; облегчение долгов. Ввели курульных эдилов (помощников цензоров из числа патрициев). С начала III века решения сходок плебеев стали рассматриваться на народном собрании (плебисциты). Получается такая картина: 3 комиций.

    -         центуриатные : мир-война, вопросы выборов;

    -         трибутные : аграрные;

    -         куриатные: видимо, всякая мелочёвка.

                    

    Верхушка плебса и патрициата вошли в нобилитет. Некоторые патриции разорились и стали плебеями. С III века плебеи вошли в состав populus. В качестве общей характеристики, как и все великие растыки предлагаю большую претенциозную самоцитату: «После изгнания царей в 510 году до н.э. римское государство пережило перестройку, в результате которой царская власть, imperium, был поделён между новыми властными органами. «Неписанная римская конституция предусматривала, как и в любом античном полисе, наличие трех основных элементов этого устройства: народного собрания, совета старейшин (сенат) и выборных должностных лиц (магистраты)». «Носителями империя была лишь определённая группа должностных лиц, которые вступили в обладание «царскими» правами; таким образом, речь в данном случае может идти лишь о твёрдо ограниченном круге высших магистратов».

         Выборные консульские должности предполагали куда большее влияние каждого гражданина на политическую жизнь города. Во властном же отношении «высшие республиканские магистраты были тем же, чем был rex».[1] Однако при этом с царских времён был сохранён совет старейшин – сенат.

          «Компетенция сената была весьма обширной: утверждение избранных магистратов, заведование государственным имуществом и финансами, вопросы мира и войны, декретирование чрезвычайных полномочий, руководство внешней политикой, наблюдение за делами религиозного культа и т.п.». Численность его долгое время составляла 300 человек, однако к рассматриваемому нами периоду возникла тенденция к его расширению (при Сулле — 600, при Цезаре — 900 сенаторов).

       Не менее важными для государства являлись должности магистратов, из которых особо следует выделить консульские должности – фактических руководителей государства на годовой срок; и должности народных трибунов, не имеющие себе равных по степени влияния на римский плебс.

         Именно в подобном соотношении властных структур и была сильная сторона римской государственности. Полибий объясняет, что «все успехи, все победы и достижения римлян объясняются в первую очередь тем, что у них существует наилучшая форма правления — смешанное государственное устройство. Полибий конкретизирует этот свой тезис: в Риме монархический элемент воплощен в консулах, аристократический — в сенате и, наконец, демократический — в народных собраниях».

      Римская civitas. Характерные особенности ее развития.

    Римская civitas – это античная гражданская община с античной формой собственности.

    Civitas. Многозначное понятие. Это и гражданская община (Фюстель де Куланж), и город-государство (вместе – полис). Отсюда вопрос: можно ли считать республиканский Рим полисом? Маяк: да. Почему?

    Античная форма собственности. Определяющая черта полиса. Термин придумал Маркс. Наследуется из Эллады и загибается начиная с кризиса III в. и постепенно заменяется колонатом. Сочетание общей и частной собственности на средства производства, т.е. в первую очередь на землю.

    Civitas Romana. Т.е. римское гражданство. Дается человеку при рождении, при условии, что его родители им обладают, либо даруется. Отнимается при изгнании, попадании в рабство, или по решению комиций. Включает в себя следующие базовые права:

    ius suffragii - голосовать

    ius honorum – быть избранным

    ius commercii – собственности и заключения сделок

    ius conubii – законный брак

    ius provocationis (449) – право апелляции к народу

    Лишение человека хотя бы одного из этих прав делает его перегрином.

    Социум. Сенаторское сословие – в сенате (верхушка, делающая большую политику – 20-30 чел. Из знатнейших семейств - нобили). Всадники – торгово-ремесленная аристократия. Со временем их значение растет.

    Политика. Из сенаторского сословия – Сенат, избираемый сначала консулами, затем – цензорами. Сенатом рулит верхушка – нобили. Комиции малозначимы, т.к. не имеют ius rogatio, т.е законодательной инициативы.

    Итальянская полисная структура. Есть ager publicus, который пополняется засчет завоеваний, и право на оккупацию которого имеют патриции (с законов народных трибунов Лициния и Секстия 367 – и плебеи).

    Развитие римской civitas.

    509-287. Борьба патрициев и плебеев. Движение от патрицианской civitas к плебейско-патрицианской civitas. Civitas расширяется (по другой версии плебеи изначально входили в Populus Romanus), что вызывает некоторые политические реформы. Сенат теперь формируется не из pater familias, а из быших магистратов. Он полновластен (senatus consult’ы обязательны для исполнения). Куриатные, центуриатные, трибунатные комиции. Ординарные и экстроординарные магистратуры. И те и другие honores, т.е. неоплачиваемые. Все ординарные, кроме цензора, годичны. Экстраординарные – это диктатор и его помощник – начальник конницы. Срок не более 6 месяцев. Не действует право veto.

    338. Победа Рима в Лат 2, роспуск Латинского союза и объединение его членов вокруг Рима. Латинское право – продолжение разложения civitas, т.к. с этого момента латинское право и часть прав civitas Romana все чаще даются союзникам и провинциалам. Тенденция к преодолению замкнутости civitas.

    90 – 88 гг. – Союзническая (Марсийская) война (Рим – socii)

    90 г. – закон Юлия (civitas Romana всем невосставшим жителям Италии)

    89 г. – закон Папирия (civitas Romana жителям Италии, которые за 2 месяца с момента издания закона сложат оружие)

    88 г. – всем свободным мирным жителям Италии дается civitas Romana

    212 г. н.э. – Constitutio Antoniniana (она же – Эдикт Каракаллы): civitas Romana получают все свободные жители Империи.

    201. Победа в Пун 2. Начало имперской политики.

    studfiles.net

    Civitas - гражданская община | История культуры

    Итак, полис. Полис римский и гражданская община называлась цивитас (civitas). Она в Риме была ярко выраженная аристократическая; аристократия, патриции всем командовали. Много роднит римскую культуру с греческой, несмотря на все противопоставления, также и у полисов в Риме (у цивитас) много общего с греческим полисом: народные собрания, гражданин – это воин или земельный собственник одновременно.

    Но если у греческо-эллинского полиса вся жизнь пронизана множеством незримых связей между людьми, множеством неформальных, тёплых отношений: союзы, сообщества, коллегии, союзы по профессиям, философские школы, религиозные общества, пифагорейцы, орфические братства, элевсинские братства, мистерии. Это порождало неформальный характер греческого права, очень конкретный, а полису придавало внутреннее единство, и он не стремился к расширению.

    А для римской жизни и мышления как раз характерны, как я уже говорил, формализм, внешняя регламентация, внешняя субординация, рассудочная универсальность, стремление всё систематизировать, включая ту же религию и всю жизнь, на основе нескольких абстрактных принципов. Поэтому римляне создали и язык, который является языком мировой науки, и очень конкретный, и систематичный, и логичный. И они создали римское право.

    Ещё раз повторю высказывание Зелинского, что римлянам присуще юридическое мышление, римлянин мыслит себя как связанный сделками с богами, с семьёй, соотечественниками. Если он будет соблюдать все эти обеты, молитвы, жертвоприношения, договоры, клятвы, то всё будет у него хорошо. Это очень глубинное, существенное отличие римского цивитас от греческого: юридический характер мышления, постоянная военная экспансия.

    Теперь перейдём к конкретным примерам и к конкретным институтам, учреждениям, должностным лицам, которые Рим выработал уже в ранней своей истории, что такое римский цивитас, как всё это работало. Хочу заметить, что, когда в Рим приехал очень известный и выдающийся греческий историк Полибий, он задумался: а почему Рим такой эффективный, почему римское государство такое устойчивое. И одной из главных причин этого (устойчивости и эффективности римского государства) Полибий обнаружил в смешанной природе политических учреждений, то есть Рим – это не что-то однородное, а, как замечает Полибий, в римской республике V — I веков до н.э. сочетаются все элементы: аристократический, монархический и демократический.

    Сочетание этих трёх элементов, известных тогда (вспомним Аристотеля с его классификацией идеальных государств, он как раз выделял аристократию, монархию и то, что он называл полития или демократия, три правильные формы устройства), все они присутствовали в Риме и придавали ему устойчивость и эффективность. Хотя, конечно, преобладает элемент аристократический. И чем дальше, тем больше.

    Тем не менее аристократическим учреждением является сенат, орган патрициев, орган старейшин, орган аристократов. Но есть и монархический элемент, он представлен консулами, двумя консулами, которые сосредотачивают в своих руках большую долю власти. Как бы два царя, как в Спарте, помните? Но есть и демократический элемент, это народное собрание. То есть сенат (аристократическое учреждение), консулы (монархическое учреждение) и народное собрание, которое представляет собой демократию, вот всё это придаёт Риму устойчивость. Надо заметить, что со временем монархический и демократический элементы скукоживались, выхолащивались, ликвидировались, а всё больше нарастала роль аристократии, оптиматов, патрициев, и сенат – их орудие. Давайте посмотрим, что это были за учреждения, которые в ходе многовековой борьбы сложились в Риме и как всё это работало.

    Далее — Народное собрание, консулы

    www.culturhistory.ru