Этикет в древнем египте. Национальные особенности этикета в Египте и арабских странах
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Египетский этикет или как общаться с египтянами. Этикет в древнем египте


Египетский этикет

Содержание Введение. 1.     Повседневный этикет. 2.     Этикет при деловых встречах. Заключение. Литература. Введение В нашем восприятии жизнь населения арабских стран, разместившихся на огромной территории двух континен­тов, ассоциируется с многоголосыми красочными базара­ми, шумной торговлей в духе сказок «Тысячи и одной но­чи». Что же, экзотика сохранилась на Ближнем Востоке и сегодня. Там умеют и любят торговать. Побывав, скажем, на каирском базаре Аль-Халиль или в Дамаске на Хамедии, со всей очевидностью почувствуешь своеобразие и неповто­римость восточного базара (по-арабски он именуется «сук»), который был и остается не только местом оживлен­ной торговли, где можно купить все: от восточных сладо­стей и благовоний до ультрасовременной электроники и модной европейской одежды. Арабский базар — это к тому же уникальное место деловых встреч, обмена новостями, завязывания контактов, укрепления знакомств. Кое-где старые базары трансформируются, меняют свой облик и даже постепенно исчезают, например. Но как бы внешне не менялся арабский базар, как бы он не подвергался современным веяниям нашей электронной эпохи, дух арабского «сука» остался неизменным, так же, как и арабский мир. Поэтому, чтобы подобрать соответст­вующий ключ, найти подход к арабскому партнеру, необ­ходимо помнить те непреходящие, не меняющиеся с веками традиции, чем живет и дышит Арабский Восток. Прежде всего, арабский мир, несмотря на единый язык, единое вероисповедание (ислам), весьма неоднороден и представляет собой сложный конгломерат более чем 20 стран. Каждая из них имеет свои непохожие традиции, обычаи, разную степень влияния ис­лама,  распространены также по-разному, уровень и характер проникновения западной культуры и т.д. 1. Повседневный этикет В каирской толпе много нищих, назойливо требующих милостыню — бакшиш. Феномен ни­щенства имеет не только социальные причины. Многие мусульмане глубоко убеждены, что нищен­ство не порок и не позор. Разве благотворитель­ность не один из столпов ислама? Поэтому требовать подаяния — просто помогать состоятельным слоям исполнить их религиозный долг. Благодарить за милостыню нужно не подающего, а аллаха. Распро­страненный способ добыть бакшиш — оказать ви­димость услуги: стать гидом, проводить в магазин, протереть ветровое стекло автомашины, побыть пол­часа ее сторожем. Иностранцы особенно часто ста­новятся объектом назойливых нищих. В любом обществе личность зависит от кол­лектива. В Египте эта зависимость проявляется с особой силой: создание и поддержание единой об­щенациональной системы ирригации в дельте Нила требуют объединения усилий всего египетского на­рода. В условиях, когда жизнь человека зависит от труда многих, от их кооперации, групповое начало и групповая дисциплина стали характерной чертой египетского общества. Созданию духа групповой принадлежности способствует также большая ску­ченность населения. Она требует приспособления человека к толпе, клану, общине, вырабатывает со­ответствующие привычки, навыки, этические нор­мы. Плотность населения в пойме Нила вдвое выше, чем в Голландии. В Египте нет гор, лесов, степей, островов, куда можно было бы убежать или где можно было бы скрыться. Египтянин постоянно живет в человеческой массе. Он часть этой люд­ской массы. А соседям нужно уживаться. Это тре­бует умения находить компромиссы, избегать край­ностей, именно так и поступают египтяне — мас­тера компромисса. Они всегда ищут и часто находят золотую середину. Египетское общество сверху донизу про­низано системой групповых связен. Они стро­ятся по кровнородственному признаку, по религиозному принципу, по принадлежности к суфийским орденам, по земляческим, кор­поративным связям. Египтянин боится оди­ночества, так как в одиночку он не имеет об­щественного веса и престижа. В группе он приобретает уверенность в себе и чувство надежности и безопасности. Власть группы опирается на силу общественного мнения, которое навязывает человеку свои эти­ческие  нормы,   оставляя   мало  свободы   в   выборе поведения.   Египтянин  постоянно  соизмеряет свои слова  и  поступки  с  реакцией  на  них других.   От­сюда  — стремление сохранить лицо. Оно означа­ет чрезвычайную чувствительность на все, что ка­сается   личной   чести,   боязнь   мнения   соседей   — явление, свойственное египтянам больше, чем дру­гим народам.   Боязнь  потерять лицо не позволяет египтянину признать, особенно публично, свою ошиб­ку. Самокритика невозможна, точнее, она  — ис­ключение из правил. Или египтянин прав, или ви­новат кто-то другой. При задаче «сохранения лица» критерий  правды  и  лжи  становится   второстепенным. Поэтому ложь во спасение допустима. Даже служители   религии   могут  найти   аргументы для отступления от правды при определенных обстоя­тельствах. Зависимость одного от всех выработала определенные нормы общения между людьми. Го­степриимство и вежливость у египтян в крови, не говоря уже о внимании и заботе друзей. Прослыть скупым, не оказать чести гостю считается позором. Вежливость   не  допускает  фамильярности.   Любой египтянин очень тонко реагирует на статус человека, с которым общается, на его место в социальной иерархии.   Быть  запанибрата  с  низшими  означает потерять их уважение. Египтянина отличает огромное терпение. Считается, что в терпении легче сохранить достоинство. Оно предполагает сдержанность в поведении, в словах. Достойное, солидное поведение — необходимый атрибут людей пожилого возраста или стариков. Но терпе­ние и стремление к сдержанности в поведе­нии и в выражении своих чувств отнюдь не означает бесчувствия. Эмоциональность егип­тян идет рука об руку с их терпением. Они легко возбуждаются и приходят в ярость, ко­торая не знает границ. Их легко может спро­воцировать малейший выпад. Когда страсти накаляются, в выражениях не церемонятся, криков много, но до драки дело доходит ред­ко. Турок, например, в ответ на половину бранных слов, высказанных в такой ситуа­ции, мог бы ударить. Но египтяне чувствуют границу и отходчивы. Вспыхнувшая ссора может тут же затухнуть. Трудолюбие — отличительная черта подав­ляющей части населения. Шеллах (крестьянин) работает в жару и холод, в жидкой грязи и на сухом поле, нередко полуголодный. Он и его семья кор­мятся трудом. И здравый смысл, и опыт, и унаследо­ванный от предков инстинкт требуют от него трудо­любия. Однако, попав в город, вчерашний феллах не всегда сохраняет свое трудолюбие. Новые, совре­менные формы труда требуют иной дисциплины, иного отношения к труду, ломки привычек и психологии. Все это происходит не за один день и не за год. Египтянина угнетают современные стандарты, кото­рые требуют исполнения работы в срок или точных часов встречи. Необязательность в смысле време­ни — довольно распространенная черта египтян. Очень редко египтянин выполняет приказ с точнос­тью, почти наверняка он предпочтет делать все по-своему и вряд ли закончит работу к обещанному сроку. Трудовая этика египтян предусматривает не любовь к труду как к таковому, а стремление к пло­дам этого труда. Возможность уменьшить трудовые затраты ценится выше плодов от больших усилий. Известное изречение «время — деньги», выска­занное Бенджамином Франклином, не находит от­клика в душах большинства египтян. Зачем спе­шить, если спокойствие желаннее приобретатель­ства? Египтяне согласятся с тем, что труд — богоугодное дело, но отнюдь не станут считать гре­хом обеспеченную праздность, бесполезную трату времени. Они не считают труд предначертанной свыше целью существования человека. Высший идеал обычного египтянина — райское блаженство, пре­дусматривающее все доступные воображению на­слаждения при полной праздности. Тяжелая жизнь, гнет, бедность, несытый стол не лишают египтянина жизнерадостности. Его лю­бовь к шутке, острому словцу, анекдоту, юмору, злой сатире — всему, что они обозначают словом «нукта», — поражает. Ни у кого из других народов Востока нет такого чувства юмора, как у египтян. «В шутке — лекарство», — говорит египетская пословица. «Нукта» — иногда оборона, иногда — нападение. Она помогает египтянину сохранить жиз­нерадостность в обстоятельствах, толкающих к уны­нию и упадку настроения, преодолеть тоску и горе, восстановить хотя бы на миг униженное человечес­кое достоинство. Оскорбленный человек через «нукта» выпустит пар гнева и восстановит душевное равновесие, не предприняв никаких действий. Осознанное и инстинктивное чувство проти­воположности интересов отдельного человека, груп­пы и государства, власти привело египтянина к мак­симальной осторожности, ставшей для многих вто­рой натурой. Люди научились скрывать свои мысли, чувства, намерения, говорить вслух то, что от них ждут, но во что они не верят, думать одно, а произносить другое, резко ограждая от внешнего надзора свой внутренний мир, круг своих подлинных интересов. Доверяют только своим родственникам или близ­ким. Прямой и откровенный разговор с египтяни­ном весьма труден. Собеседник нередко скрывает свои убеждения, мысли и хочет прежде всего узнать ваши мысли и убеждения, а затем уверить вас, что согласен с ними. Египтянин должен выяснить, на­сколько можно доверять собеседнику, какой смысл скрыт между строк, когда «да» означает «нет», или наоборот. Разговор стал искусством и средством к достижению цели, особенно если ведется с ино­странцем или властьимущим. Египтяне нередко го­ворят обиняками, ходят вокруг да около темы. Если нет уверенности в положительном исходе беседы, в достижении цели, если собеседник не понял или не захотел понять намека, египтянин все равно доволен: ведь он не получил отрицательного ответа, не испор­тил отношений, «не потерял лица». «Прощупывание пульса» — важнейшее предисловие к началу раз­говора. За обычными словами в серьезном, остром разговоре порой трудно найти мысли. Главная цель произнесенного слова — подготовить собеседника к тому, чтобы он воспринял высказанное тобой, а вторая цель — расположить его к себе, сблизиться с ним. Поэтому египтяне очень редко позволяют по­литическим или научным конфликтам испортить личные отношения. Острая политическая борьба — одно, а личная вражда — другое дело. Личные свя­зи не всегда совпадают с партийной преданностью, а тем более с политическими или философскими убеждениями. Газетные полемисты, обменивающие­ся язвительными и порой оскорбительными выпа­дами или эпитетами, могут по вечерам вместе играть в домино или крикет в одном клубе. В Египте удивительно легко устанавливаются поверхностные контакты и псевдодружеские отно­шения даже в период официальной враждебности между странами. Их облегчают обычная египетская вежливость и гостеприимство. Но подлинное доверие, дружба и откровенность — дело трудное. Если иностранцу удалось внушить доверие, завести насто­ящих друзей, он может чувствовать себя королем. Египетское общество — мужское общество. Отношения с женщинами жестко регламентированы обычаем и шариатом. В городах, да и в состоятель­ных семьях в деревнях, требуют, чтобы женщина за­крывала тело и волосы, оставляя открытыми лишь лицо, кисти рук и ступни ног. Но чем больше запрета, тем больше соблазна. Святоши осуждают «испорчен­ность нравов» на Западе, но с интересом рассматри­вают легко одетых европейских женщин и часто го­ворят о вопросах пола. Об интимных сторонах челове­ческих отношений начинают говорить с детства. А сколько на эту тему разговоров среди молодежи и особенно среди поздно женившихся мужчин! 2. Этикет при деловых встречах Продавцы рекламируют свой товар во всю силу голосовых связок и легких. Хозяева магазинов для этой цели нередко нанимают одного-двух зычноголосых зазывал. Непосвященному в восточные обы­чаи процедура купли-продажи у египтян, покажется невыносимо тягостной. Лавочник начинает с того, что запрашивает за свой товар намного больше, чем думает получить. Покупатель возмущается и назы­вает свою цену — на треть или вдвое ниже. Тогда лавочник несколько понижает свои требования, а покупатель чуть увеличивает первоначальную сумму. В таких условиях торг продолжается, пока обе сто­роны не сойдутся где-то посередине между первоначально запрошенной и предложенной покупате­лем ценой. Тогда, наконец, сделка заключается. Простые люди пустяковую сделку совершают с та­кой страстью, так горячатся, кричат и жестикулиру­ют, что чужеземец, не знающий арабского, может подумать, что происходит ссора или драка. В арабских странах большое значение прида­ется исламским традициям. В мусульманском мире иностранец не может обращаться с вопросами или просьбами к женщине, это считается неприличным, все контакты, обсуждения ведутся с мужчинами. При встрече в арабских странах мужчины обнимаются, слегка прикасаются друг к другу щекой, похлопыва­ют по спине и плечам, но такие знаки внимания возможны только между своими и не распространя­ются на чужестранцев. Если европейское приветствие короткое и су­хое, то арабское превращается в целую процедуру, оно сопровождается расспросами о здоровье, о де­лах. На протяжении беседы эти вопросы могут повторяться. Даже если вы спешите, то необходи­мо выслушать арабского собеседника, его много­численные пожелания благополучия. I1оводы для пожеланий и поздравлений могут быть самыми раз­нообразными: встреча, приезд, отъезд, покупка. Речь арабского собеседника сопровождается частыми обращениями к Аллаху, упованием на его помощь в завершении предстоящих дел. В арабской среде это обычная формула вежливости. «Культурная дистанция» между беседующими арабами обычно короче, чем она принята у европей­цев. Беседующие почти касаются друг друга, что свидетельствует о взаимном доверии. При первом знакомств ваш арабский со­беседник выражает вам радушие и любезность. Это не притворство, а дань традиции: среди арабов господствует мнение, что только такое поведение достойно мусульманина. Последу­ющая беседа может проходить менее гладко. Арабские собеседники всячески избегают оп­ределенности, четких ответов «да» или «нет». Взамен следуют туманные обороты типа «Ии- шяяла» («Если Аллаху будет угодно»). Арабское понимание этикета запрещает собе­седнику прибегать к прямолинейным ответам, быть категоричным, арабы во время беседы избегают так­же суетливости, поспешности. Арабские собеседни­ки всегда стремятся «сохранить лицо» и свое, и со­беседника. Считается необходимым оставить воз­можность для последующих контактов. Отказ от сделки сопровождается оговорками, похвалами в пользу обсуждаемого предложения. Арабские пред­приниматели выражают отказ в максимально смяг­ченном, завуалированном виде. Исламская мораль относит торговлю к пре­стижному, почитаемому занятию. Средневековые мыслители рассматривали торговлю как род искус­ства, успех в торговых начинаниях считался при­знаком глубокого ума. Торговая сделка у арабов — всегда малень­кий спектакль. Это область, где европейские и араб­ские понятия существенно расходятся. Приглашая совершить сделку, арабский купец становится сама любезность. Первая названная цена всегда много­кратно завышена. Назвав завышенную цену, хозяин товара начинает всячески его расхваливать. Поку­пающий стремится сбить цену. Торгующиеся могут расходиться, вновь обсуждать достоинства товара, пока не ударят по рукам. Процесс покупки часто сопро­вождается угощением прохладительными напитка­ми, чаем, кофе. Если вам подали небольшую чашечку кофе (он очень крепкий, без сахара, с большим коли­чеством кардамона), то, выпив, вы отдаете ее хозяину, и он тут же наливает в нее еще кофе. Так продол­жается до тех пор, пока вы один не опустошите кофейник. Но если вы больше не хотите кофе, пока­чайте чашечкой из стороны в сторону или перевер­ните ее вверх дном. Если перед кофе предлагают прохладительные напитки, это означает, что время, отведенное для встречи, подходит к концу. Египет является одним из древнейших очагов человеческой цивилизации, поэтому для египтян весьма характерно чувство национальной гордости, следо­вание историческим традициям своей страны. Дру­гая черта — это принятие необходимости сильного правления и, наконец, третья — жесткие и довольно развитые административные правила поведения. Эти особенности египтян в значительной степени ска­зываются при ведении ими переговоров. Так, они весьма чувствительны к вопросам, связанным с на­циональной независимостью. Все, что каким-то об­разом может рассматриваться как вмешательство в их внутренние дела, будет отвергаться с беспощад­ностью. Важным оказывается и уровень, на котором ведутся переговоры. При этом египтяне чаще пред­почитают «торг» иным типам взаимодействия с парт­нером. Египтяне большое значение придают прояв­лениям дружбы, искренности, гостеприимства и хо­рошего настроения. Для арабов одним из важнейших элементов на переговорах является установление доверия между партнерами. Если типичный американец старается предугадать развитие событий при решении любой проблемы, то арабы скорее привыкли ориентиро­ваться на прошлое, постоянно обращаясь к своим корням и традициям. Они также предпочитают пред­варительную проработку деталей обсуждаемых на переговорах вопросов. В целом, поскольку арабский мир далеко не однороден, существуют значительные различия в стилях делового общения у представителей различ­ных арабских государств. Представители арабских государств как в обыденной обстановке, так и во время деловых контактов стараются создать друже­любную обстановку, ценят юмор, используют личные имена. Многие арабы по делу и без дела любят по­долгу трясти вашу руку. Неотъемлемой частью дея­тельности арабского бизнесмена, стремящегося к заключению деловой сделки, служит поход в увесели­тельное заведение. У этих народов исповедуется почти религиозный культ подарков, причем самыми весомыми из них считаются авторская картина и оригинальная чеканка. В одежде недопустимым у них признается сочетание белого и синего цветов (цвет флага Израиля). При общении у европейцев не придается особого значения ни левой, ни правой руке. Однако в этом отношении нужно быть крайне осторожным в арабских странах: здесь считается недопустимым протянуть кому-нибудь подарок или деньги левой рукой. У тех, кто исповедует ислам левая рука считается нечистой, и вы можете нанести оскорбление своему партнеру. К ногам арабы также относятся как к нечистой силе. По этой причине у мусульман недозволенно при беседе, сидя на стуле забрасывать ногу на ногу.

Заключение Деловой этикет с точки зрения внешнего проявления, мало чем отличается в разных цивилизованных странах. И тем не менее при всей кажущейся однозначности по­ведение представителей бизнеса в каждой отдельно взятой стране имеет свои особенности. Иногда эти особенности почти неуловимы, почти незаметны, но тем более чрезвы­чайно важно их распознать, и умело использовать в ходе деловых контактов. Египтяне считают себя лучшими людьми на земле и, конечно же, лучшими среди арабов. Для большинства их родина — «Мать мира», центр мировой цивилизации.

1.     Мосеев Р.Н. Международные этические нормы и психология делового общения. – М.: Владос, 1997. 2.     Соловьев Э.Я. Этикет делового человека. – М.: Союз, 1999. 3.     Сухарев В.А. Психология народов и наций. – М.: Центр,1997.

www.coolreferat.com

Национальные особенности этикета в Египте и арабских странах

Правила этикета

В арабских странах большое значение придается исламским традициям. Так, например, в мусульманском мире иностранец не может обращаться с вопросами или просьбами к женщине — это считается неприличным, а все контакты, обсуждения ведутся с мужчинами.

При встрече в арабских странах мужчины обнимаются, слегка прикасаются друг к другу щекой, похлопывают по спине и плечам, но такие знаки внимания возможны только между своими и не распространяются на чужестранцев.

Если европейское приветствие короткое и сухое, то арабское превращается в целую процедуру — оно сопровождается расспросами о здоровье, делах. На протяжении беседы эти вопросы могут повторяться. Даже если вы спешите, все равно необходимо выслушать арабского собеседника, его многочисленные пожелания благополучия.

Поводы для пожеланий и поздравлений могут быть самые разнообразные: встреча, приезд, отъезд, покупка. Речь арабского собеседника сопровождается частыми обращениями к Аллаху, упованием на Его помощь в завершении предстоящих дел. В арабской среде это обычная формула вежливости.

Этикет приветствия в арабских странах довольно разнообразен. Если вне дома хозяин и его гость могут ограничиться рукопожатиями, то при встрече дома, например, в Саудовской Аравии сначала говорят «салям алейкум», потом обмениваются рукопожатием, после чего одновременно произносят «кейф халак», затем хозяин кладет гостю левую руку на правое плечо и целует в обе щеки.

Пунктуальность является обязательной для гостей, но сами хозяева далеко не всегда следуют ей, поэтому не нервничайте, если ваш партнер опаздывает. О деловых встречах обычно договариваются заранее. Во время рамадана (девятый месяц по лунному календарю) работа прекращается в полдень.

«Культурная дистанция» между беседующими арабами обычно короче, чем она принята у европейцев. Беседующие почти касаются друг друга, что свидетельствует о взаимном доверии.

При первом знакомстве ваш арабский собеседник выражает вам радушие и любезность. Это не притворство, а дань традиции: среди арабов господствует мнение, что только такое поведение достойно мусульманина. Последующая беседа может проходить менее гладко. Арабские собеседники всячески избегают определенности, четких ответов «да» или «нет». Взамен следуют туманные обороты типа «Иншалла» («Если Аллаху будет угодно»).

Арабское понимание этикета запрещает прибегать к прямолинейным ответам, быть категоричным. Арабы во время беседы избегают суетливости, поспешности и всегда стремятся сохранить достоинство и свое, и собеседника. Считается необходимым оставить возможность для последующих контактов. Отказ от сделки сопровождается оговорками, похвалами в пользу обсуждаемого предложения. Арабские предприниматели выражают отказ в максимально смягченном, завуалированном виде.

Исламская мораль относит торговлю к престижному, почитаемому занятию. Средневековые мыслители рассматривали торговлю как род искусства, успех в торговых начинаниях считался признаком глубокого ума.

Будучи в гостях и осматривая дом, в который вас пригласили, будьте осторожны, выражая свое восхищение картинами, коврами, запонками или другими вещами хозяина дома. Их вам могут преподнести в подарок и будут ждать от вас ответного жеста (не меньшей стоимости).

Однако никогда не вздумайте дарить мусульманину бутылку спиртного (даже очень дорогого), изделие из свиной кожи или картины с изображениями мужчин, женщин, обнаженных или одетых. Мусульмане вообще и арабы в частности не только, не едят свинины, но и считают оскверняющим любое прикосновение к этому животному. Принимать и передавать пищу следует только правой рукой. Давать угощение из левой руки расценивается как оскорбление.

www.wild-mistress.ru

Египетский этикет или как общаться с египтянами

Египтяне – очень приветливая, эмоциональная и доброжелательная нация, с большим терпением относящаяся к иностранным туристам. Но все же любой европейский путешественник должен знать ряд нюансов и особенностей менталитета местных жителей. Соблюдение этикета, принятого в Египте, поможет избежать многих неприятных недоразумений.

• Во-первых, Египет – это мусульманская держава, где 90% населения исповедуют ислам и подчиняются законам Шариата. Для нас, европейцев, это означает, что нужно с уважением относиться к их культуре, обычаям и нравам. Ни в коем случае не позволяйте себе шутить на тему религии, традиций или критиковать правительство этой страны. Согласитесь, мы ведь и сами не потерпели бы подобного отношения иностранцев у себя на родине.

• Второй момент касается в первую очередь девушек и женщин, которые, приезжая в жаркие страны, по привычке оголяют плечи, руки, ноги и другие части тела, которые по мусульманским обычаям, женщинам положено тщательно скрывать.

Это не означает, что нужно прятаться в паранджу, но для собственного комфорта и безопасности выбирайте одежду, прикрывающую руки от локтей и ноги ниже колен. Также считается невежливым, если иностранный турист заговорит на улице с мусульманской женщиной. Она вам просто не ответит, а все вопросы лучше задавать египтянам-мужчинам.

• Иногда нас, европейцев, может удивить манера приветствия египтян. У них принято при встрече обнимать друг друга, похлопывать по плечам и спине, касаться щекой щеки собеседника. Но будьте внимательны, – такое поведение не всегда позволительно для иностранцев. А девушкам при знакомстве с мужчинами-египтянами желательно вести себя сдержанно. Ведь даже привычные для нас улыбку и пристальный взгляд эти горячие молодые люди могут понять немного иначе.

• Следующий совет в рамках этикета в Египте: попав на египетский рынок, вы, скорее всего, не увидите ни одного ценника. Египтяне – нация купцов, поэтому не бойтесь торговаться! Почти во всех случаях цену можно сбить в 2, 3, а то и в 4 раза!

Также на местных базарах обитает большое количество нищих, которые будут требовать с вас «бакшиш» – милостыню или пожертвования. В мусульманских традициях благотворительность является большой добродетелью, чем местные попрошайки довольно успешно пользуются. Давать или не давать «бакшиш» – это ваш выбор, но стоит помнить, что к пожертвованиям просящие довольно быстро привыкают, и начинают требовать их на каждом шагу. Поэтому лучше ограничиться 1-5 фунтами. Не стоит давать большие суммы или пользоваться долларами или евро, так как сдачу с «бакшиша» давать не принято.

• Купеческая натура египтян проявляется во многих аспектах их жизни. Например, если вы гостите у арабов, не стоит сильно восхищаться предметами интерьера. Радушный хозяин может пожелать подарить их вам. Что в этом плохого, спросите вы? Просто, по арабским обычаям, в ответ на такую щедрость вы должны будете преподнести им в дар нечто подобное, и не менее дорогостоящее. Поэтому от очень бурных комплиментов советуем воздержаться.

• Ну и напоследок, парочка штрихов к культурным особенностям. Принимайте и передавайте пищу, подарки и вещи только правой рукой (левой – будет считаться оскорблением), не дарите мусульманам спиртное (осуждается Кораном) и изделия из свиной кожи (в Египте свинья – священное и неприкосновенное животное).

Надеемся, что наши советы помогут вам сделать общение с египтянами комфортным, радостным и увлекательным. Удачных вам путешествий!

 

civility.ru

Этикет в Древнем Египте стр. 1

  

Этикет в Древнем Египте

Как известно, данные об основных этапах развития отдельных государств и цивилизаций современные ученые узнают из сохранившихся памятников той или иной культуры, к которым можно отнести дошедшие до наших дней рисунки, гробницы, храмы, остатки поселений, жилищ и предметов быта. Свидетельствами различных сторон жизни древних египтян также остаются обнаруженные археологами рисунки, оставленные в гробницах и храмах. Необходимо заметить, что древние египтяне почитали богов и умерших, подчас забывая о благах и удобстве живых. Египтяне благодарили богов за ниспосланную им жизнь на земле. Города, которые они возвели на живописных берегах Нила, они считали земным раем, а свою жизнь счастливой. Именно потому древние египтяне, по мнению историков, отличались веселым и добродушным нравом, что и отражают оставленные ими в гробницах, как оказалось, на память потомкам, рисунки с изображением картин повседневной жизни. Стоит, правда, заметить, что главными героями нарисованных сцен являются в основном люди богатые, знатные вельможи, цари и их родственники. Почему же рисунки, изображающие бытовые сцены, находят именно в гробницах? Дело в том, что жители Древнего Египта свято верили в воскрешение, точнее — в пробуждение умершего после проведения ряда магических действий и прочтения заклятий. Проснувшийся от вечного сна должен был увидеть картины своей земной жизни и таким образом как бы сначала пережить все то, что ему довелось пережить при жизни на земле. Загробную жизнь древние египтяне видели своеобразным продолжением жизни земной. Причиной такого видения было отсутствие какого-либо конкретного представления о жизни после смерти на земле и нежелание расставаться с земной жизнью и всем тем, что с ней связано, навсегда. Именно поэтому гробницы знатных жителей Древнего Египта украшают рисунки с изображением картин по: вседневной жизни, которую считали благополучной и счастливой, которую хотели продлить и которую хотели перенести в мир потусторонний после смерти. Необходимо заметить, что рисунки со сценами повседневной жизни, украшающие гробницы древних египтян, были выполнены на камне с использованием особого приема — выпуклого и врезанного рельефа. Почти все обнаруженные археологами рельефы содержат надписи, комментирующие ту или иную сцену. В одной из гробниц были найдены рисунки с изображением жизни знатного вельможи, его дом и обширнейшее хозяйство. Главным героем их является сам вельможа: один рельеф показывает его в окружении домочадцев: супруги, детей, родственников, другой — во время утреннего туалета, третий — на рыбалке, четвертый — на охоте и т. д. Таким образом, оставленные древними египтянами рисунки в гробницах могут служить для современных жителей земли свидетельством отношений между людьми более ранних эпох, иллюстрацией формирования и бытования особых правил поведения человека в восприятии его не только как члена отдельной семьи, но и общества. Стремление украшать свое тело и наряды драгоценностями переросло у древних египтян в целое искусство. Мастера-ювелиры в больших количествах изготавливали на заказ и поставляли ко дворам знати самые разные украшения: кольца, браслеты, диадемы, ожерелья, амулеты и талисманы. Особым было к таким изделиям и отношение. Так, например, египетские девушки хранили свои сокровища в сундучках и вынимали их оттуда лишь изредка, в особенно значительные праздники. Судя по сюжетам сохранившихся древнеегипетских рисунков, уход за телом и поддержание красоты занимали довольно важное место в повседневной жизни. Так, известно, что омовение тела производилось древними египтянами несколько раз в день. Умывальные принадлежности — небольшой таз и кувшин с водой — размещали под столом, за которым трапезничали. Делали это для того, чтобы обедающие могли умыться и вымыть руки до и после еды.

стр. 1   следующая>>

© 2006 "Mercy"  При использовании материалов ссылка обязательна
  

etiketdoma.narod.ru

Доклад - Египетский этикет - Этика

Содержание

Введение.

1.  Повседневныйэтикет.

2.  Этикетпри деловых встречах.

Заключение.

Литература.

Введение

В нашем восприятии жизнь населенияарабских стран, разместившихся на огромной территории двух континен­тов,ассоциируется с многоголосыми красочными базара­ми, шумной торговлей в духе сказок«Тысячи и одной но­чи». Что же, экзотика сохранилась на Ближнем Востоке исегодня. Там умеют и любят торговать. Побывав, скажем, на каирском базареАль-Халиль или в Дамаске на Хамедии, со всей очевидностью почувствуешьсвоеобразие и неповто­римость восточного базара (по-арабски он именуется«сук»), который был и остается не только местом оживлен­ной торговли, где можнокупить все: от восточных сладо­стей и благовоний до ультрасовременнойэлектроники и модной европейской одежды. Арабский базар — это к тому жеуникальное место деловых встреч, обмена новостями, завязывания контактов,укрепления знакомств. Кое-где старые базары трансформируются, меняют свой облики даже постепенно исчезают, например. Но как бы внешне не менялся арабскийбазар, как бы он не подвергался современным веяниям нашей электронной эпохи,дух арабского «сука» остался неизменным, так же, как и арабский мир. Поэтому,чтобы подобрать соответст­вующий ключ, найти подход к арабскому партнеру, необ­ходимопомнить те непреходящие, не меняющиеся с веками традиции, чем живет и дышитАрабский Восток.

Прежде всего, арабский мир, несмотря наединый язык, единое вероисповедание (ислам), весьма неоднороден и представляетсобой сложный конгломерат более чем 20 стран. Каждая из них имеет свои непохожиетрадиции, обычаи, разную степень влияния ис­лама,  распространены такжепо-разному, уровень и характер проникновения западной культуры и т.д.

1. Повседневный этикет

В каирской толпе много нищих, назойливотребующих милостыню — бакшиш. Феномен ни­щенства имеет не только социальныепричины. Многие мусульмане глубоко убеждены, что нищен­ство не порок и непозор. Разве благотворитель­ность не один из столпов ислама? Поэтому требоватьподаяния — просто помогать состоятельным слоям исполнить их религиозный долг.Благодарить за милостыню нужно не подающего, а аллаха. Распро­страненный способдобыть бакшиш — оказать ви­димость услуги: стать гидом, проводить в магазин,протереть ветровое стекло автомашины, побыть пол­часа ее сторожем. Иностранцыособенно часто ста­новятся объектом назойливых нищих.

В любом обществе личность зависит от кол­лектива.В Египте эта зависимость проявляется с особой силой: создание и поддержаниеединой об­щенациональной системы ирригации в дельте Нила требуют объединенияусилий всего египетского на­рода. В условиях, когда жизнь человека зависит оттруда многих, от их кооперации, групповое начало и групповая дисциплина сталихарактерной чертой египетского общества. Созданию духа групповой принадлежностиспособствует также большая ску­ченность населения. Она требует приспособлениячеловека к толпе, клану, общине, вырабатывает со­ответствующие привычки,навыки, этические нор­мы. Плотность населения в пойме Нила вдвое выше, чем вГолландии. В Египте нет гор, лесов, степей, островов, куда можно было быубежать или где можно было бы скрыться. Египтянин постоянно живет вчеловеческой массе. Он часть этой люд­ской массы. А соседям нужно уживаться.Это тре­бует умения находить компромиссы, избегать край­ностей, именно так ипоступают египтяне — мас­тера компромисса. Они всегда ищут и часто находятзолотую середину.

Египетское общество сверху донизу про­низаносистемой групповых связен. Они стро­ятся по кровнородственному признаку, порелигиозному принципу, по принадлежности к суфийским орденам, по земляческим,кор­поративным связям. Египтянин боится оди­ночества, так как в одиночку он неимеет об­щественного веса и престижа. В группе он приобретает уверенность всебе и чувство надежности и безопасности.

Власть группы опирается на силуобщественного мнения, которое навязывает человеку свои эти­ческие  нормы,  оставляя   мало  свободы   в   выборе поведения.   Египтянин  постоянно соизмеряет свои слова  и  поступки  с  реакцией  на  них других.   От­сюда  —стремление сохранить лицо. Оно означа­ет чрезвычайную чувствительность на все,что ка­сается   личной   чести,   боязнь   мнения   соседей   — явление,свойственное египтянам больше, чем дру­гим народам.   Боязнь  потерять лицо непозволяет египтянину признать, особенно публично, свою ошиб­ку. Самокритиканевозможна, точнее, она  — ис­ключение из правил. Или египтянин прав, или ви­новаткто-то другой. При задаче «сохранения лица» критерий  правды  и  лжи становится   второстепенным. Поэтому ложь во спасение допустима. Дажеслужители   религии   могут  найти   аргументы для отступления от правды приопределенных обстоя­тельствах. Зависимость одного от всех выработалаопределенные нормы общения между людьми. Го­степриимство и вежливость у египтянв крови, не говоря уже о внимании и заботе друзей. Прослыть скупым, не оказатьчести гостю считается позором. Вежливость   не  допускает  фамильярности.  Любой египтянин очень тонко реагирует на статус человека, с которым общается,на его место в социальной иерархии.   Быть  запанибрата  с  низшими  означаетпотерять их уважение.

Египтянина отличает огромное терпение.Считается, что в терпении легче сохранить достоинство. Оно предполагаетсдержанность в поведении, в словах. Достойное, солидное поведение — необходимыйатрибут людей пожилого возраста или стариков. Но терпе­ние и стремление ксдержанности в поведе­нии и в выражении своих чувств отнюдь не означает бесчувствия. Эмоциональность егип­тян идет рука об руку с ихтерпением. Они легко возбуждаются и приходят в ярость, ко­торая не знаетграниц. Их легко может спро­воцировать малейший выпад. Когда страстинакаляются, в выражениях не церемонятся, криков много, но до драки дело доходитред­ко. Турок, например, в ответ на половину бранных слов, высказанных в такой ситуа­ции, мог бы ударить. Но египтянечувствуют границу и отходчивы. Вспыхнувшая ссора может тут же затухнуть.

Трудолюбие — отличительная черта подав­ляющейчасти населения. Шеллах (крестьянин) работает в жару и холод, в жидкой грязи ина сухом поле, нередко полуголодный. Он и его семья кор­мятся трудом. И здравыйсмысл, и опыт, и унаследо­ванный от предков инстинкт требуют от него трудо­любия.Однако, попав в город, вчерашний феллах не всегда сохраняет свое трудолюбие.Новые, совре­менные формы труда требуют иной дисциплины, иного отношения ктруду, ломки привычек и психологии. Все это происходит не за один день и не загод. Египтянина угнетают современные стандарты, кото­рые требуют исполненияработы в срок или точных часов встречи. Необязательность в смысле време­ни —довольно распространенная черта египтян. Очень редко египтянин выполняет приказс точнос­тью, почти наверняка он предпочтет делать все по-своему и вряд лизакончит работу к обещанному сроку. Трудовая этика египтян предусматривает нелюбовь к труду как к таковому, а стремление к пло­дам этого труда. Возможностьуменьшить трудовые затраты ценится выше плодов от больших усилий. Известноеизречение «время — деньги», выска­занное Бенджамином Франклином, не находит от­кликав душах большинства египтян. Зачем спе­шить, если спокойствие желаннееприобретатель­ства? Египтяне согласятся с тем, что труд — богоугодное дело, ноотнюдь не станут считать гре­хом обеспеченную праздность, бесполезную тратувремени. Они не считают труд предначертанной свыше целью существованиячеловека. Высший идеал обычного египтянина — райское блаженство, пре­дусматривающеевсе доступные воображению на­слаждения при полной праздности.

Тяжелая жизнь, гнет, бедность, несытыйстол не лишают египтянина жизнерадостности. Его лю­бовь к шутке, остромусловцу, анекдоту, юмору, злой сатире — всему, что они обозначают словом«нукта», — поражает. Ни у кого из других народов Востока нет такого чувстваюмора, как у египтян. «В шутке — лекарство», — говорит египетская пословица.«Нукта» — иногда оборона, иногда — нападение. Она помогает египтянину сохранитьжиз­нерадостность в обстоятельствах, толкающих к уны­нию и упадку настроения,преодолеть тоску и горе, восстановить хотя бы на миг униженное человечес­коедостоинство. Оскорбленный человек через «нукта» выпустит пар гнева и восстановитдушевное равновесие, не предприняв никаких действий.

Осознанное и инстинктивное чувство проти­воположностиинтересов отдельного человека, груп­пы и государства, власти привело египтянинак мак­симальной осторожности, ставшей для многих вто­рой натурой. Людинаучились скрывать свои мысли, чувства, намерения, говорить вслух то, что отних ждут, но во что они не верят, думать одно, а произносить другое, резкоограждая от внешнего надзора свой внутренний мир, круг своих подлинныхинтересов. Доверяют только своим родственникам или близ­ким. Прямой иоткровенный разговор с египтяни­ном весьма труден. Собеседник нередко скрываетсвои убеждения, мысли и хочет прежде всего узнать ваши мысли и убеждения, азатем уверить вас, что согласен сними. Египтянин должен выяснить, на­сколькоможно доверять собеседнику, какой смысл скрыт между строк, когда «да» означает«нет», или наоборот. Разговор стал искусством и средством к достижению цели,особенно если ведется с ино­странцем или властьимущим. Египтяне нередко го­ворятобиняками, ходят вокруг да около темы. Если нет уверенности в положительномисходе беседы, в достижении цели, если собеседник не понял или не захотелпонять намека, египтянин все равно доволен: ведь он не получил отрицательногоответа, не испор­тил отношений, «не потерял лица». «Прощупывание пульса» —важнейшее предисловие к началу раз­говора. За обычными словами в серьезном,остром разговоре порой трудно найти мысли. Главная цель произнесенного слова —подготовить собеседника к тому, чтобы он воспринял высказанное тобой, а втораяцель — расположить его к себе, сблизиться с ним. Поэтому египтяне очень редкопозволяют по­литическим или научным конфликтам испортить личные отношения.Острая политическая борьба — одно, а личная вражда — другое дело. Личные свя­зине всегда совпадают с партийной преданностью, а тем более с политическими илифилософскими убеждениями. Газетные полемисты, обменивающие­ся язвительными ипорой оскорбительными выпа­дами или эпитетами, могут по вечерам вместе играть вдомино или крикет в одном клубе.

В Египте удивительно легко устанавливаютсяповерхностные контакты и псевдодружеские отно­шения даже в период официальнойвраждебности между странами. Их облегчают обычная египетская вежливость игостеприимство. Но подлинное доверие, дружба и откровенность — дело трудное.Если иностранцу удалось внушить доверие, завести насто­ящих друзей, он можетчувствовать себя королем.

Египетское общество — мужское общество.Отношения с женщинами жестко регламентированы обычаем и шариатом. В городах, даи в состоятель­ных семьях в деревнях, требуют, чтобы женщина за­крывала тело иволосы, оставляя открытыми лишь лицо, кисти рук и ступни ног. Но чем большезапрета, тем больше соблазна. Святоши осуждают «испорчен­ность нравов» наЗападе, но с интересом рассматри­вают легко одетых европейских женщин и частого­ворят о вопросах пола. Об интимных сторонах челове­ческих отношений начинаютговорить с детства. А сколько на эту тему разговоров среди молодежи и особенносреди поздно женившихся мужчин!

2. Этикет при деловых встречах

Продавцы рекламируют свой товар во всюсилу голосовых связок и легких. Хозяева магазинов для этой цели нередконанимают одного-двух зычноголосых зазывал. Непосвященному в восточные обы­чаипроцедура купли-продажи у египтян, покажется невыносимо тягостной. Лавочникначинает с того, что запрашивает за свой товар намного больше, чем думаетполучить. Покупатель возмущается и назы­вает свою цену — на треть или вдвоениже. Тогда лавочник несколько понижает свои требования, а покупатель чутьувеличивает первоначальную сумму. В таких условиях торг продолжается, пока обесто­роны не сойдутся где-то посередине между первоначально запрошенной ипредложенной покупате­лем ценой. Тогда, наконец, сделка заключается. Простыелюди пустяковую сделку совершают с та­кой страстью, так горячатся, кричат ижестикулиру­ют, что чужеземец, не знающий арабского, может подумать, чтопроисходит ссора или драка.

В арабских странах большое значение прида­етсяисламским традициям. В мусульманском мире иностранец не может обращаться свопросами или просьбами к женщине, это считается неприличным, все контакты,обсуждения ведутся с мужчинами. При встрече в арабских странах мужчиныобнимаются, слегка прикасаются друг к другу щекой, похлопыва­ют по спине иплечам, но такие знаки внимания возможны только между своими и не распространя­ютсяна чужестранцев.

Если европейское приветствие короткое и су­хое,то арабское превращается в целую процедуру, оно сопровождается расспросами оздоровье, о де­лах. На протяжении беседы эти вопросы могут повторяться. Дажеесли вы спешите, то необходи­мо выслушать арабского собеседника, его много­численныепожелания благополучия. I1оводы для пожеланий и поздравлений могут быть самыми раз­нообразными:встреча, приезд, отъезд, покупка. Речь арабского собеседника сопровождаетсячастыми обращениями к Аллаху, упованием на его помощь в завершении предстоящихдел. В арабской среде это обычная формула вежливости.

«Культурная дистанция» между беседующимиарабами обычно короче, чем она принята у европей­цев. Беседующие почти касаютсядруг друга, что свидетельствует о взаимном доверии.

При первом знакомств ваш арабский со­беседниквыражает вам радушие и любезность. Это не притворство, а дань традиции: среди арабов господствует мнение, что только такое поведение достойно мусульманина.Последу­ющая беседа может проходить менее гладко. Арабские собеседники всячески избегают оп­ределенности, четких ответов «да» или«нет». Взамен следуют туманные обороты типа «Ии- шяяла» («Если Аллаху будет угодно»).

Арабское понимание этикета запрещает собе­седникуприбегать к прямолинейным ответам, быть категоричным, арабы во время беседыизбегают так­же суетливости, поспешности. Арабские собеседни­ки всегдастремятся «сохранить лицо» и свое, и со­беседника. Считается необходимым оставитьвоз­можность для последующих контактов. Отказ от сделки сопровождаетсяоговорками, похвалами в пользу обсуждаемого предложения. Арабские пред­принимателивыражают отказ в максимально смяг­ченном, завуалированном виде.

Исламская мораль относит торговлю к пре­стижному,почитаемому занятию. Средневековые мыслители рассматривали торговлю как родискус­ства, успех в торговых начинаниях считался при­знаком глубокого ума.

Торговая сделка у арабов — всегда малень­кийспектакль. Это область, где европейские и араб­ские понятия существеннорасходятся. Приглашая совершить сделку, арабский купец становится самалюбезность. Первая названная цена всегда много­кратно завышена. Назвавзавышенную цену, хозяин товара начинает всячески его расхваливать. Поку­пающийстремится сбить цену. Торгующиеся могут расходиться, вновь обсуждатьдостоинства товара, пока не ударят по рукам. Процесс покупки часто сопро­вождаетсяугощением прохладительными напитка­ми, чаем, кофе. Если вам подали небольшуючашечку кофе (он очень крепкий, без сахара, с большим коли­чеством кардамона),то, выпив, вы отдаете ее хозяину, и он тут же наливает в нее еще кофе. Такпродол­жается до тех пор, пока вы один не опустошите кофейник. Но если выбольше не хотите кофе, пока­чайте чашечкой из стороны в сторону или перевер­нитеее вверх дном. Если перед кофе предлагают прохладительные напитки, этоозначает, что время, отведенное для встречи, подходит к концу.

Египет является одним из древнейших очаговчеловеческой цивилизации, поэтому для египтян весьма характерно чувствонациональной гордости, следо­вание историческим традициям своей страны. Дру­гаячерта — это принятие необходимости сильного правления и, наконец, третья —жесткие и довольно развитые административные правила поведения. Эти особенностиегиптян в значительной степени ска­зываются при ведении ими переговоров. Так,они весьма чувствительны к вопросам, связанным с на­циональной независимостью.Все, что каким-то об­разом может рассматриваться как вмешательство в ихвнутренние дела, будет отвергаться с беспощад­ностью. Важным оказывается иуровень, на котором ведутся переговоры. При этом египтяне чаще пред­почитают«торг» иным типам взаимодействия с парт­нером. Египтяне большое значениепридают прояв­лениям дружбы, искренности, гостеприимства и хо­рошегонастроения.

Для арабов одним из важнейших элементов напереговорах является установление доверия между партнерами. Если типичныйамериканец старается предугадать развитие событий при решении любойпроблемы, то арабы скорее привыкли ориентиро­ваться на прошлое, постояннообращаясь к своим корням и традициям. Они также предпочитают пред­варительнуюпроработку деталей обсуждаемых на переговорах вопросов.

В целом, поскольку арабский мир далеко неоднороден, существуют значительные различия в стилях делового общения упредставителей различ­ных арабских государств. Представители арабскихгосударств как в обыденной обстановке, так и во время деловых контактовстараются создать друже­любную обстановку, ценят юмор, используют личные имена.Многие арабы по делу и без дела любят по­долгу трясти вашу руку. Неотъемлемойчастью дея­тельности арабского бизнесмена, стремящегося к заключению деловойсделки, служит поход в увесели­тельное заведение. У этих народов исповедуетсяпочти религиозный культ подарков, причем самыми весомыми из них считаютсяавторская картина и оригинальная чеканка. В одежде недопустимым у нихпризнается сочетание белого и синего цветов (цвет флага Израиля).

При общении у европейцев не придаетсяособого значения ни левой, ни правой руке. Однако в этом отношении нужно бытькрайне осторожным в арабских странах: здесь считается недопустимым протянутькому-нибудь подарок или деньги левой рукой. У тех, кто исповедует ислам леваярука считается нечистой, и вы можете нанести оскорбление своему партнеру. К ногамарабы также относятся как к нечистой силе. По этой причине у мусульманнедозволенно при беседе, сидя на стуле забрасывать ногу на ногу.

Заключение

Деловой этикет с точки зрения внешнегопроявления, мало чем отличается в разных цивилизованных странах.

И тем не менее при всей кажущейсяоднозначности по­ведение представителей бизнеса в каждой отдельно взятой странеимеет свои особенности. Иногда эти особенности почти неуловимы, почтинезаметны, но тем более чрезвы­чайно важно их распознать, и умело использоватьв ходе деловых контактов.

Египтяне считают себя лучшими людьми наземле и, конечно же, лучшими среди арабов. Для большинства их родина — «Матьмира», центр мировой цивилизации.

 

Литература

1.  Мосеев Р.Н.Международные этические нормы и психология делового общения. – М.: Владос,1997.

2.  Соловьев Э.Я.Этикет делового человека. – М.: Союз, 1999.

3.  Сухарев В.А.Психология народов и наций. – М.: Центр,1997.

 

www.ronl.ru

Этикет в Древнем Египте стр. 2

  

стр. 2

После утреннего туалета мужчин-египтян всегда посещал цирюльник, место которого затем занимали слуги, делающие маникюр и педикюр своему хозяину. А к женщинам каждое утро приходил парикмахер, чтобы сделать знатным красавицам прическу. Утренний туалет фараона являлся едва ли не главным событием в жизни придворных. Только удостоившиеся чести быть приглашенными могли присутствовать при одевании, умывании и причесывании самого главного человека в государстве. Другие высокопоставленные особы Древнего Египта, как то визири, чиновники и судьи, подобно фараону, превращали утренний туалет в действо. Все манипуляции парикмахеры и слуги производили не только в присутствии многочисленных родственников, но также и писцов, которые находились рядом и, вооружившись пером и чернилами, были готовы запечатлеть приказы государственной важности на бумаге. Необходимо заметить, что парикмахеры и цирюльники держали, свои инструменты в строгом порядке. Так, бритвенные принадлежности хранили в специальных футлярах из кожи, которые в свою очередь складывали в шкатулки, изготовленные из дорогостоящего черного дерева. Но на стрижке и приведении в порядок ногтей утренний туалет знатного вельможи или судьи в Древнем Египте не оканчивался. Место парикмахера, гладко выбривавшего голову, не оставляя не единого волоска, цирюльника, ухитрявшегося придавать даже самой жидкой бороденке форму каре, и мастера маникюра и педикюра занимал • специалист по ароматам и красоте. Все благовония хранили в специальных флаконах, сделанных их хрустального камня, алебастра или обсидиана. А в небольших холщовых мешочках держали порошки, приготовленные из малахита и галенита, необходимые для подводки глаз. В моде у древних египтян были глаза миндалевидной формы. Причем подводить глаза могли как женщины, так и мужчины. Считалось, что краска для глаз служит не только способом получить выразительные глаза, но также помогает уберечь их от пыли, ярких солнечных лучей и насекомых. Поэтому можно сказать, что красить глаза в Древнем Египте означало не только следовать тенденциям моды, но и сохранять здоровье. Говоря о нежелании жителей Древнего Египта умирать и прощаться с жизнью на земле, преисполненной всяческими благами, стоит заметить, что древние египтяне очень внимательно и трепетно относились к красоте и сохранению молодости, словно пытаясь таким образом открыть секрет долголетия. Тай, например, ни один мужчина, ни одна женщина в Древнем Египте не могли позволить себе оставить на голове седые волосы. Да и мелкие волоски и пушок на теле считались дурным тоном. Именно поэтому седые волосы и пушок на теле беспощадно удаляли. А уж способов сохранения и укрепления волос древние египтяне знали в избытке. «По одежке встречают...» — гласит народная мудрость. Действительно, человек не случайно с давних пор придает большое значение предметам одежды. Ведь она есть первый показатель его вкуса и, пожалуй, ума и характера. Столь же внимательно к подбору одежды относились и древние египтяне, хотя, стоит признать, особенно большим ассортиментом они не располагали. Закончив утренний туалет, мужчина-египтянин завершал свой наряд, состоявший, как правило, из одной только набедренной повязки, украшениями: кольцами, браслетами, нагрудными ожерельями и подвесками из яшмы или сердолика. Именно в таком облачении знатный вельможа мог не только осматривать свое владение, но также принимать посетителей, вести переговоры и посещать какие-либо учреждения. В ряде случаев набедренную повязку меняли на длинную, до середины икры («миди», как сказали бы современные модницы), юбку и обували сандалии. К сандалиям в Древнем Египте было особенно трепетное отношение. Так, даже фараон, желая поберечь обувь, мог идти босиком, а слуга нес следом за ним его сандалии. По прибытии же к назначенному месту фараон обувался. Материалом для плетения сандалий в Древнем Египте были папирус, кожа и даже золотые пластины. Судя по сохранившимся свидетельствам, сандалии на золотой подошве часто вызывали развитие различных болезней ног, отчего их надевали крайне редко.

<<предыдущая   стр. 2   следующая>>

© 2006 "Mercy"  При использовании материалов ссылка обязательна
  

etiketdoma.narod.ru

Этикет в Древнем Египте стр. 3

  

стр. 3

Рисунки свидетельствуют о том, что некоторые жители Древнего Египта носили длинные платья на тонких бретелях, а другие облачались в широкие туники и подвязывались гофрированным поясом. Часто пользовались париками. Женщины носили в основном нательные рубашки из тонкой материи, а поверх них надевали платья из гофрированной полупрозрачной ткани. Наряды и мужчин и женщин завершали, как уже было сказано выше, разнообразные украшения. Не менее важную роль в жизни древних египтян играла трапеза. Блюда со всевозможными кушаньями ставили на маленький низкий стол, за который могли сесть только один-два человека. Детей усаживали на подушки или циновки, положенные на пол. Все члены семьи ели отдельно. Первым завтракал глава семейства. Ему подавали кушанья (как правило, это был хлеб, мясо, пирог и пиво) сразу после завершения утреннего туалета. Его супруга могла завтракать либо во время туалета, либо после его окончания. Обеденное меню включало мясо птицы и говядину, фрукты и овощи, хлеб, пироги и пиво. Спустя три-четыре часа древние египтяне вновь трапезничали. На этот раз подавали легкие блюда и напитки. Ужинали они в* конце дня, за один-два часа до сна. Одним из наиболее часто встречаемых сюжетов рисунков в египетских гробницах являются изображения сцен застолий и пиров. Их устраивали наиболее зажиточные египтяне. Это были пышные приемы, на которых присутствовали многочисленные друзья и родственники хозяина. Последний должен был тщательно подготовиться к встрече гостей: купить в лавке необходимые продукты, убрать в доме, пригласить музыкантов, певцов и танцоров. Наиболее зажиточные хозяева забивали быка, мясо которого затем шло на приготовление жаркого и соусов. Гусей целиком обжаривали на вертелах. К столу подавали также кувшины с вином, ликерами и пивом. Фрукты выкладывали пирамидой на специальных подставках и в корзины. Посуда для подачи таких изысканных кушаний также была особенной, отличавшейся от той, которой пользовались хозяин и домочадцы в обычные дни: это были расписные тарелки и кубки из золота и серебра. Правила вежливости обязывали хозяина встречать каждого особенно знатного или желанного гостя у ворот, а затем провожать через сад к столу. Иногда гостей встречал специально приставленный привратник, а хозяева поджидали их в зале приемов. Если гость прибывал со своим семейством в колеснице, то слуги должны были показать вознице место, куда можно было поставить повозку. Приглашенные на праздничную трапезу прибывали в дом хозяина в сопровождений своих рабов, женщин и мужчин. В зале приема хозяйского дома их также ожидали многочисленные рабы и слуги. Слугам-мужчинам негласными правилами этикета предписывалось носить белые сильно накрахмаленные юбки, а слугам-девушкам разрешалось облачаться лишь в маленькие набедренные повязки и украшать себя: ожерельями, а также ручными и ножными .браслетами. В знак уважения и благодарности за визит от имени хозяина слуги должны были преподнести каждому из гостей по цветку лотоса, после чего предложить напитки (как правило, это было вино или пиво) и сладкие блюда. Приглашенные на пир гости также должны были быть одетыми соответствующим образом. Правила приличия, бытовавшие в Древнем Египте, обязывали надевать платья и туники, сшитые из гофрированного льна. А голову нужно было покрывать длинными черными париками, закрывающими часть шеи, уши и лоб. При входе в дом приглашенные к праздничному застолью египтяне приветствовали хозяина и прибывших ранее, расточаясь в жарких комплиментах и льстивых словесах. В ответ хозяин также произносил приветственную речь.

<<предыдущая   стр. 3   следующая>>

© 2006 "Mercy"  При использовании материалов ссылка обязательна
  

etiketdoma.narod.ru