Египетский этикет или как общаться с египтянами. Этикет в древнем египте
Египетский этикет
Содержание Введение. 1. Повседневный этикет. 2. Этикет при деловых встречах. Заключение. Литература. Введение В нашем восприятии жизнь населения арабских стран, разместившихся на огромной территории двух континентов, ассоциируется с многоголосыми красочными базарами, шумной торговлей в духе сказок «Тысячи и одной ночи». Что же, экзотика сохранилась на Ближнем Востоке и сегодня. Там умеют и любят торговать. Побывав, скажем, на каирском базаре Аль-Халиль или в Дамаске на Хамедии, со всей очевидностью почувствуешь своеобразие и неповторимость восточного базара (по-арабски он именуется «сук»), который был и остается не только местом оживленной торговли, где можно купить все: от восточных сладостей и благовоний до ультрасовременной электроники и модной европейской одежды. Арабский базар — это к тому же уникальное место деловых встреч, обмена новостями, завязывания контактов, укрепления знакомств. Кое-где старые базары трансформируются, меняют свой облик и даже постепенно исчезают, например. Но как бы внешне не менялся арабский базар, как бы он не подвергался современным веяниям нашей электронной эпохи, дух арабского «сука» остался неизменным, так же, как и арабский мир. Поэтому, чтобы подобрать соответствующий ключ, найти подход к арабскому партнеру, необходимо помнить те непреходящие, не меняющиеся с веками традиции, чем живет и дышит Арабский Восток. Прежде всего, арабский мир, несмотря на единый язык, единое вероисповедание (ислам), весьма неоднороден и представляет собой сложный конгломерат более чем 20 стран. Каждая из них имеет свои непохожие традиции, обычаи, разную степень влияния ислама, распространены также по-разному, уровень и характер проникновения западной культуры и т.д. 1. Повседневный этикет В каирской толпе много нищих, назойливо требующих милостыню — бакшиш. Феномен нищенства имеет не только социальные причины. Многие мусульмане глубоко убеждены, что нищенство не порок и не позор. Разве благотворительность не один из столпов ислама? Поэтому требовать подаяния — просто помогать состоятельным слоям исполнить их религиозный долг. Благодарить за милостыню нужно не подающего, а аллаха. Распространенный способ добыть бакшиш — оказать видимость услуги: стать гидом, проводить в магазин, протереть ветровое стекло автомашины, побыть полчаса ее сторожем. Иностранцы особенно часто становятся объектом назойливых нищих. В любом обществе личность зависит от коллектива. В Египте эта зависимость проявляется с особой силой: создание и поддержание единой общенациональной системы ирригации в дельте Нила требуют объединения усилий всего египетского народа. В условиях, когда жизнь человека зависит от труда многих, от их кооперации, групповое начало и групповая дисциплина стали характерной чертой египетского общества. Созданию духа групповой принадлежности способствует также большая скученность населения. Она требует приспособления человека к толпе, клану, общине, вырабатывает соответствующие привычки, навыки, этические нормы. Плотность населения в пойме Нила вдвое выше, чем в Голландии. В Египте нет гор, лесов, степей, островов, куда можно было бы убежать или где можно было бы скрыться. Египтянин постоянно живет в человеческой массе. Он часть этой людской массы. А соседям нужно уживаться. Это требует умения находить компромиссы, избегать крайностей, именно так и поступают египтяне — мастера компромисса. Они всегда ищут и часто находят золотую середину. Египетское общество сверху донизу пронизано системой групповых связен. Они строятся по кровнородственному признаку, по религиозному принципу, по принадлежности к суфийским орденам, по земляческим, корпоративным связям. Египтянин боится одиночества, так как в одиночку он не имеет общественного веса и престижа. В группе он приобретает уверенность в себе и чувство надежности и безопасности. Власть группы опирается на силу общественного мнения, которое навязывает человеку свои этические нормы, оставляя мало свободы в выборе поведения. Египтянин постоянно соизмеряет свои слова и поступки с реакцией на них других. Отсюда — стремление сохранить лицо. Оно означает чрезвычайную чувствительность на все, что касается личной чести, боязнь мнения соседей — явление, свойственное египтянам больше, чем другим народам. Боязнь потерять лицо не позволяет египтянину признать, особенно публично, свою ошибку. Самокритика невозможна, точнее, она — исключение из правил. Или египтянин прав, или виноват кто-то другой. При задаче «сохранения лица» критерий правды и лжи становится второстепенным. Поэтому ложь во спасение допустима. Даже служители религии могут найти аргументы для отступления от правды при определенных обстоятельствах. Зависимость одного от всех выработала определенные нормы общения между людьми. Гостеприимство и вежливость у египтян в крови, не говоря уже о внимании и заботе друзей. Прослыть скупым, не оказать чести гостю считается позором. Вежливость не допускает фамильярности. Любой египтянин очень тонко реагирует на статус человека, с которым общается, на его место в социальной иерархии. Быть запанибрата с низшими означает потерять их уважение. Египтянина отличает огромное терпение. Считается, что в терпении легче сохранить достоинство. Оно предполагает сдержанность в поведении, в словах. Достойное, солидное поведение — необходимый атрибут людей пожилого возраста или стариков. Но терпение и стремление к сдержанности в поведении и в выражении своих чувств отнюдь не означает бесчувствия. Эмоциональность египтян идет рука об руку с их терпением. Они легко возбуждаются и приходят в ярость, которая не знает границ. Их легко может спровоцировать малейший выпад. Когда страсти накаляются, в выражениях не церемонятся, криков много, но до драки дело доходит редко. Турок, например, в ответ на половину бранных слов, высказанных в такой ситуации, мог бы ударить. Но египтяне чувствуют границу и отходчивы. Вспыхнувшая ссора может тут же затухнуть. Трудолюбие — отличительная черта подавляющей части населения. Шеллах (крестьянин) работает в жару и холод, в жидкой грязи и на сухом поле, нередко полуголодный. Он и его семья кормятся трудом. И здравый смысл, и опыт, и унаследованный от предков инстинкт требуют от него трудолюбия. Однако, попав в город, вчерашний феллах не всегда сохраняет свое трудолюбие. Новые, современные формы труда требуют иной дисциплины, иного отношения к труду, ломки привычек и психологии. Все это происходит не за один день и не за год. Египтянина угнетают современные стандарты, которые требуют исполнения работы в срок или точных часов встречи. Необязательность в смысле времени — довольно распространенная черта египтян. Очень редко египтянин выполняет приказ с точностью, почти наверняка он предпочтет делать все по-своему и вряд ли закончит работу к обещанному сроку. Трудовая этика египтян предусматривает не любовь к труду как к таковому, а стремление к плодам этого труда. Возможность уменьшить трудовые затраты ценится выше плодов от больших усилий. Известное изречение «время — деньги», высказанное Бенджамином Франклином, не находит отклика в душах большинства египтян. Зачем спешить, если спокойствие желаннее приобретательства? Египтяне согласятся с тем, что труд — богоугодное дело, но отнюдь не станут считать грехом обеспеченную праздность, бесполезную трату времени. Они не считают труд предначертанной свыше целью существования человека. Высший идеал обычного египтянина — райское блаженство, предусматривающее все доступные воображению наслаждения при полной праздности. Тяжелая жизнь, гнет, бедность, несытый стол не лишают египтянина жизнерадостности. Его любовь к шутке, острому словцу, анекдоту, юмору, злой сатире — всему, что они обозначают словом «нукта», — поражает. Ни у кого из других народов Востока нет такого чувства юмора, как у египтян. «В шутке — лекарство», — говорит египетская пословица. «Нукта» — иногда оборона, иногда — нападение. Она помогает египтянину сохранить жизнерадостность в обстоятельствах, толкающих к унынию и упадку настроения, преодолеть тоску и горе, восстановить хотя бы на миг униженное человеческое достоинство. Оскорбленный человек через «нукта» выпустит пар гнева и восстановит душевное равновесие, не предприняв никаких действий. Осознанное и инстинктивное чувство противоположности интересов отдельного человека, группы и государства, власти привело египтянина к максимальной осторожности, ставшей для многих второй натурой. Люди научились скрывать свои мысли, чувства, намерения, говорить вслух то, что от них ждут, но во что они не верят, думать одно, а произносить другое, резко ограждая от внешнего надзора свой внутренний мир, круг своих подлинных интересов. Доверяют только своим родственникам или близким. Прямой и откровенный разговор с египтянином весьма труден. Собеседник нередко скрывает свои убеждения, мысли и хочет прежде всего узнать ваши мысли и убеждения, а затем уверить вас, что согласен с ними. Египтянин должен выяснить, насколько можно доверять собеседнику, какой смысл скрыт между строк, когда «да» означает «нет», или наоборот. Разговор стал искусством и средством к достижению цели, особенно если ведется с иностранцем или властьимущим. Египтяне нередко говорят обиняками, ходят вокруг да около темы. Если нет уверенности в положительном исходе беседы, в достижении цели, если собеседник не понял или не захотел понять намека, египтянин все равно доволен: ведь он не получил отрицательного ответа, не испортил отношений, «не потерял лица». «Прощупывание пульса» — важнейшее предисловие к началу разговора. За обычными словами в серьезном, остром разговоре порой трудно найти мысли. Главная цель произнесенного слова — подготовить собеседника к тому, чтобы он воспринял высказанное тобой, а вторая цель — расположить его к себе, сблизиться с ним. Поэтому египтяне очень редко позволяют политическим или научным конфликтам испортить личные отношения. Острая политическая борьба — одно, а личная вражда — другое дело. Личные связи не всегда совпадают с партийной преданностью, а тем более с политическими или философскими убеждениями. Газетные полемисты, обменивающиеся язвительными и порой оскорбительными выпадами или эпитетами, могут по вечерам вместе играть в домино или крикет в одном клубе. В Египте удивительно легко устанавливаются поверхностные контакты и псевдодружеские отношения даже в период официальной враждебности между странами. Их облегчают обычная египетская вежливость и гостеприимство. Но подлинное доверие, дружба и откровенность — дело трудное. Если иностранцу удалось внушить доверие, завести настоящих друзей, он может чувствовать себя королем. Египетское общество — мужское общество. Отношения с женщинами жестко регламентированы обычаем и шариатом. В городах, да и в состоятельных семьях в деревнях, требуют, чтобы женщина закрывала тело и волосы, оставляя открытыми лишь лицо, кисти рук и ступни ног. Но чем больше запрета, тем больше соблазна. Святоши осуждают «испорченность нравов» на Западе, но с интересом рассматривают легко одетых европейских женщин и часто говорят о вопросах пола. Об интимных сторонах человеческих отношений начинают говорить с детства. А сколько на эту тему разговоров среди молодежи и особенно среди поздно женившихся мужчин! 2. Этикет при деловых встречах Продавцы рекламируют свой товар во всю силу голосовых связок и легких. Хозяева магазинов для этой цели нередко нанимают одного-двух зычноголосых зазывал. Непосвященному в восточные обычаи процедура купли-продажи у египтян, покажется невыносимо тягостной. Лавочник начинает с того, что запрашивает за свой товар намного больше, чем думает получить. Покупатель возмущается и называет свою цену — на треть или вдвое ниже. Тогда лавочник несколько понижает свои требования, а покупатель чуть увеличивает первоначальную сумму. В таких условиях торг продолжается, пока обе стороны не сойдутся где-то посередине между первоначально запрошенной и предложенной покупателем ценой. Тогда, наконец, сделка заключается. Простые люди пустяковую сделку совершают с такой страстью, так горячатся, кричат и жестикулируют, что чужеземец, не знающий арабского, может подумать, что происходит ссора или драка. В арабских странах большое значение придается исламским традициям. В мусульманском мире иностранец не может обращаться с вопросами или просьбами к женщине, это считается неприличным, все контакты, обсуждения ведутся с мужчинами. При встрече в арабских странах мужчины обнимаются, слегка прикасаются друг к другу щекой, похлопывают по спине и плечам, но такие знаки внимания возможны только между своими и не распространяются на чужестранцев. Если европейское приветствие короткое и сухое, то арабское превращается в целую процедуру, оно сопровождается расспросами о здоровье, о делах. На протяжении беседы эти вопросы могут повторяться. Даже если вы спешите, то необходимо выслушать арабского собеседника, его многочисленные пожелания благополучия. I1оводы для пожеланий и поздравлений могут быть самыми разнообразными: встреча, приезд, отъезд, покупка. Речь арабского собеседника сопровождается частыми обращениями к Аллаху, упованием на его помощь в завершении предстоящих дел. В арабской среде это обычная формула вежливости. «Культурная дистанция» между беседующими арабами обычно короче, чем она принята у европейцев. Беседующие почти касаются друг друга, что свидетельствует о взаимном доверии. При первом знакомств ваш арабский собеседник выражает вам радушие и любезность. Это не притворство, а дань традиции: среди арабов господствует мнение, что только такое поведение достойно мусульманина. Последующая беседа может проходить менее гладко. Арабские собеседники всячески избегают определенности, четких ответов «да» или «нет». Взамен следуют туманные обороты типа «Ии- шяяла» («Если Аллаху будет угодно»). Арабское понимание этикета запрещает собеседнику прибегать к прямолинейным ответам, быть категоричным, арабы во время беседы избегают также суетливости, поспешности. Арабские собеседники всегда стремятся «сохранить лицо» и свое, и собеседника. Считается необходимым оставить возможность для последующих контактов. Отказ от сделки сопровождается оговорками, похвалами в пользу обсуждаемого предложения. Арабские предприниматели выражают отказ в максимально смягченном, завуалированном виде. Исламская мораль относит торговлю к престижному, почитаемому занятию. Средневековые мыслители рассматривали торговлю как род искусства, успех в торговых начинаниях считался признаком глубокого ума. Торговая сделка у арабов — всегда маленький спектакль. Это область, где европейские и арабские понятия существенно расходятся. Приглашая совершить сделку, арабский купец становится сама любезность. Первая названная цена всегда многократно завышена. Назвав завышенную цену, хозяин товара начинает всячески его расхваливать. Покупающий стремится сбить цену. Торгующиеся могут расходиться, вновь обсуждать достоинства товара, пока не ударят по рукам. Процесс покупки часто сопровождается угощением прохладительными напитками, чаем, кофе. Если вам подали небольшую чашечку кофе (он очень крепкий, без сахара, с большим количеством кардамона), то, выпив, вы отдаете ее хозяину, и он тут же наливает в нее еще кофе. Так продолжается до тех пор, пока вы один не опустошите кофейник. Но если вы больше не хотите кофе, покачайте чашечкой из стороны в сторону или переверните ее вверх дном. Если перед кофе предлагают прохладительные напитки, это означает, что время, отведенное для встречи, подходит к концу. Египет является одним из древнейших очагов человеческой цивилизации, поэтому для египтян весьма характерно чувство национальной гордости, следование историческим традициям своей страны. Другая черта — это принятие необходимости сильного правления и, наконец, третья — жесткие и довольно развитые административные правила поведения. Эти особенности египтян в значительной степени сказываются при ведении ими переговоров. Так, они весьма чувствительны к вопросам, связанным с национальной независимостью. Все, что каким-то образом может рассматриваться как вмешательство в их внутренние дела, будет отвергаться с беспощадностью. Важным оказывается и уровень, на котором ведутся переговоры. При этом египтяне чаще предпочитают «торг» иным типам взаимодействия с партнером. Египтяне большое значение придают проявлениям дружбы, искренности, гостеприимства и хорошего настроения. Для арабов одним из важнейших элементов на переговорах является установление доверия между партнерами. Если типичный американец старается предугадать развитие событий при решении любой проблемы, то арабы скорее привыкли ориентироваться на прошлое, постоянно обращаясь к своим корням и традициям. Они также предпочитают предварительную проработку деталей обсуждаемых на переговорах вопросов. В целом, поскольку арабский мир далеко не однороден, существуют значительные различия в стилях делового общения у представителей различных арабских государств. Представители арабских государств как в обыденной обстановке, так и во время деловых контактов стараются создать дружелюбную обстановку, ценят юмор, используют личные имена. Многие арабы по делу и без дела любят подолгу трясти вашу руку. Неотъемлемой частью деятельности арабского бизнесмена, стремящегося к заключению деловой сделки, служит поход в увеселительное заведение. У этих народов исповедуется почти религиозный культ подарков, причем самыми весомыми из них считаются авторская картина и оригинальная чеканка. В одежде недопустимым у них признается сочетание белого и синего цветов (цвет флага Израиля). При общении у европейцев не придается особого значения ни левой, ни правой руке. Однако в этом отношении нужно быть крайне осторожным в арабских странах: здесь считается недопустимым протянуть кому-нибудь подарок или деньги левой рукой. У тех, кто исповедует ислам левая рука считается нечистой, и вы можете нанести оскорбление своему партнеру. К ногам арабы также относятся как к нечистой силе. По этой причине у мусульман недозволенно при беседе, сидя на стуле забрасывать ногу на ногу.
Заключение Деловой этикет с точки зрения внешнего проявления, мало чем отличается в разных цивилизованных странах. И тем не менее при всей кажущейся однозначности поведение представителей бизнеса в каждой отдельно взятой стране имеет свои особенности. Иногда эти особенности почти неуловимы, почти незаметны, но тем более чрезвычайно важно их распознать, и умело использовать в ходе деловых контактов. Египтяне считают себя лучшими людьми на земле и, конечно же, лучшими среди арабов. Для большинства их родина — «Мать мира», центр мировой цивилизации. 1. Мосеев Р.Н. Международные этические нормы и психология делового общения. – М.: Владос, 1997. 2. Соловьев Э.Я. Этикет делового человека. – М.: Союз, 1999. 3. Сухарев В.А. Психология народов и наций. – М.: Центр,1997.
www.coolreferat.com
Национальные особенности этикета в Египте и арабских странах
В арабских странах большое значение придается исламским традициям. Так, например, в мусульманском мире иностранец не может обращаться с вопросами или просьбами к женщине — это считается неприличным, а все контакты, обсуждения ведутся с мужчинами.
При встрече в арабских странах мужчины обнимаются, слегка прикасаются друг к другу щекой, похлопывают по спине и плечам, но такие знаки внимания возможны только между своими и не распространяются на чужестранцев.
Если европейское приветствие короткое и сухое, то арабское превращается в целую процедуру — оно сопровождается расспросами о здоровье, делах. На протяжении беседы эти вопросы могут повторяться. Даже если вы спешите, все равно необходимо выслушать арабского собеседника, его многочисленные пожелания благополучия.
Поводы для пожеланий и поздравлений могут быть самые разнообразные: встреча, приезд, отъезд, покупка. Речь арабского собеседника сопровождается частыми обращениями к Аллаху, упованием на Его помощь в завершении предстоящих дел. В арабской среде это обычная формула вежливости.
Этикет приветствия в арабских странах довольно разнообразен. Если вне дома хозяин и его гость могут ограничиться рукопожатиями, то при встрече дома, например, в Саудовской Аравии сначала говорят «салям алейкум», потом обмениваются рукопожатием, после чего одновременно произносят «кейф халак», затем хозяин кладет гостю левую руку на правое плечо и целует в обе щеки.
Пунктуальность является обязательной для гостей, но сами хозяева далеко не всегда следуют ей, поэтому не нервничайте, если ваш партнер опаздывает. О деловых встречах обычно договариваются заранее. Во время рамадана (девятый месяц по лунному календарю) работа прекращается в полдень.
«Культурная дистанция» между беседующими арабами обычно короче, чем она принята у европейцев. Беседующие почти касаются друг друга, что свидетельствует о взаимном доверии.
При первом знакомстве ваш арабский собеседник выражает вам радушие и любезность. Это не притворство, а дань традиции: среди арабов господствует мнение, что только такое поведение достойно мусульманина. Последующая беседа может проходить менее гладко. Арабские собеседники всячески избегают определенности, четких ответов «да» или «нет». Взамен следуют туманные обороты типа «Иншалла» («Если Аллаху будет угодно»).
Арабское понимание этикета запрещает прибегать к прямолинейным ответам, быть категоричным. Арабы во время беседы избегают суетливости, поспешности и всегда стремятся сохранить достоинство и свое, и собеседника. Считается необходимым оставить возможность для последующих контактов. Отказ от сделки сопровождается оговорками, похвалами в пользу обсуждаемого предложения. Арабские предприниматели выражают отказ в максимально смягченном, завуалированном виде.
Исламская мораль относит торговлю к престижному, почитаемому занятию. Средневековые мыслители рассматривали торговлю как род искусства, успех в торговых начинаниях считался признаком глубокого ума.
Будучи в гостях и осматривая дом, в который вас пригласили, будьте осторожны, выражая свое восхищение картинами, коврами, запонками или другими вещами хозяина дома. Их вам могут преподнести в подарок и будут ждать от вас ответного жеста (не меньшей стоимости).
Однако никогда не вздумайте дарить мусульманину бутылку спиртного (даже очень дорогого), изделие из свиной кожи или картины с изображениями мужчин, женщин, обнаженных или одетых. Мусульмане вообще и арабы в частности не только, не едят свинины, но и считают оскверняющим любое прикосновение к этому животному. Принимать и передавать пищу следует только правой рукой. Давать угощение из левой руки расценивается как оскорбление.
www.wild-mistress.ru
Египетский этикет или как общаться с египтянами
Египтяне – очень приветливая, эмоциональная и доброжелательная нация, с большим терпением относящаяся к иностранным туристам. Но все же любой европейский путешественник должен знать ряд нюансов и особенностей менталитета местных жителей. Соблюдение этикета, принятого в Египте, поможет избежать многих неприятных недоразумений.
• Во-первых, Египет – это мусульманская держава, где 90% населения исповедуют ислам и подчиняются законам Шариата. Для нас, европейцев, это означает, что нужно с уважением относиться к их культуре, обычаям и нравам. Ни в коем случае не позволяйте себе шутить на тему религии, традиций или критиковать правительство этой страны. Согласитесь, мы ведь и сами не потерпели бы подобного отношения иностранцев у себя на родине.
• Второй момент касается в первую очередь девушек и женщин, которые, приезжая в жаркие страны, по привычке оголяют плечи, руки, ноги и другие части тела, которые по мусульманским обычаям, женщинам положено тщательно скрывать.
Это не означает, что нужно прятаться в паранджу, но для собственного комфорта и безопасности выбирайте одежду, прикрывающую руки от локтей и ноги ниже колен. Также считается невежливым, если иностранный турист заговорит на улице с мусульманской женщиной. Она вам просто не ответит, а все вопросы лучше задавать египтянам-мужчинам.
• Иногда нас, европейцев, может удивить манера приветствия египтян. У них принято при встрече обнимать друг друга, похлопывать по плечам и спине, касаться щекой щеки собеседника. Но будьте внимательны, – такое поведение не всегда позволительно для иностранцев. А девушкам при знакомстве с мужчинами-египтянами желательно вести себя сдержанно. Ведь даже привычные для нас улыбку и пристальный взгляд эти горячие молодые люди могут понять немного иначе.
• Следующий совет в рамках этикета в Египте: попав на египетский рынок, вы, скорее всего, не увидите ни одного ценника. Египтяне – нация купцов, поэтому не бойтесь торговаться! Почти во всех случаях цену можно сбить в 2, 3, а то и в 4 раза!
Также на местных базарах обитает большое количество нищих, которые будут требовать с вас «бакшиш» – милостыню или пожертвования. В мусульманских традициях благотворительность является большой добродетелью, чем местные попрошайки довольно успешно пользуются. Давать или не давать «бакшиш» – это ваш выбор, но стоит помнить, что к пожертвованиям просящие довольно быстро привыкают, и начинают требовать их на каждом шагу. Поэтому лучше ограничиться 1-5 фунтами. Не стоит давать большие суммы или пользоваться долларами или евро, так как сдачу с «бакшиша» давать не принято.
• Купеческая натура египтян проявляется во многих аспектах их жизни. Например, если вы гостите у арабов, не стоит сильно восхищаться предметами интерьера. Радушный хозяин может пожелать подарить их вам. Что в этом плохого, спросите вы? Просто, по арабским обычаям, в ответ на такую щедрость вы должны будете преподнести им в дар нечто подобное, и не менее дорогостоящее. Поэтому от очень бурных комплиментов советуем воздержаться.
• Ну и напоследок, парочка штрихов к культурным особенностям. Принимайте и передавайте пищу, подарки и вещи только правой рукой (левой – будет считаться оскорблением), не дарите мусульманам спиртное (осуждается Кораном) и изделия из свиной кожи (в Египте свинья – священное и неприкосновенное животное).
Надеемся, что наши советы помогут вам сделать общение с египтянами комфортным, радостным и увлекательным. Удачных вам путешествий!
civility.ru
Этикет в Древнем Египте стр. 1
Этикет в Древнем Египте
Как известно, данные об основных этапах развития
отдельных государств и цивилизаций современные ученые узнают из
сохранившихся памятников той или иной культуры, к которым можно отнести
дошедшие до наших дней рисунки, гробницы, храмы, остатки поселений, жилищ и
предметов быта. Свидетельствами различных сторон жизни древних египтян также
остаются обнаруженные археологами рисунки, оставленные в гробницах и храмах.
Необходимо заметить, что древние египтяне почитали богов и умерших, подчас
забывая о благах и удобстве живых. Египтяне благодарили богов за
ниспосланную им жизнь на земле. Города, которые они возвели на живописных
берегах Нила, они считали земным раем, а свою жизнь счастливой. Именно
потому древние египтяне, по мнению историков, отличались веселым и
добродушным нравом, что и отражают оставленные ими в гробницах, как
оказалось, на память потомкам, рисунки с изображением картин повседневной
жизни. Стоит, правда, заметить, что главными героями нарисованных сцен
являются в основном люди богатые, знатные вельможи, цари и их родственники.
Почему же рисунки, изображающие бытовые сцены, находят именно в гробницах?
Дело в том, что жители Древнего Египта свято верили в воскрешение, точнее —
в пробуждение умершего после проведения ряда магических действий и прочтения
заклятий. Проснувшийся от вечного сна должен был увидеть картины своей
земной жизни и таким образом как бы сначала пережить все то, что ему
довелось пережить при жизни на земле. Загробную жизнь древние египтяне
видели своеобразным продолжением жизни земной. Причиной такого видения было
отсутствие какого-либо конкретного представления о жизни после смерти на
земле и нежелание расставаться с земной жизнью и всем тем, что с ней
связано, навсегда. Именно поэтому гробницы знатных жителей Древнего Египта
украшают рисунки с изображением картин по: вседневной жизни, которую считали
благополучной и счастливой, которую хотели продлить и которую хотели
перенести в мир потусторонний после смерти.
Необходимо заметить, что рисунки со сценами повседневной жизни, украшающие
гробницы древних египтян, были выполнены на камне с использованием особого
приема — выпуклого и врезанного рельефа. Почти все обнаруженные археологами
рельефы содержат надписи, комментирующие ту или иную сцену. В одной из
гробниц были найдены рисунки с изображением жизни знатного вельможи, его дом
и обширнейшее хозяйство. Главным героем их является сам вельможа: один
рельеф показывает его в окружении домочадцев: супруги, детей, родственников,
другой — во время утреннего туалета, третий — на рыбалке, четвертый — на
охоте и т. д. Таким образом, оставленные древними египтянами рисунки в
гробницах могут служить для современных жителей земли свидетельством
отношений между людьми более ранних эпох, иллюстрацией формирования и
бытования особых правил поведения человека в восприятии его не только как
члена отдельной семьи, но и общества.
Стремление украшать свое тело и наряды драгоценностями переросло у древних
египтян в целое искусство. Мастера-ювелиры в больших количествах
изготавливали на заказ и поставляли ко дворам знати самые разные украшения:
кольца, браслеты, диадемы, ожерелья, амулеты и талисманы. Особым было к
таким изделиям и отношение. Так, например, египетские девушки хранили свои
сокровища в сундучках и вынимали их оттуда лишь изредка, в особенно
значительные праздники.
Судя по сюжетам сохранившихся древнеегипетских рисунков, уход за телом и
поддержание красоты занимали довольно важное место в повседневной жизни.
Так, известно, что омовение тела производилось древними египтянами несколько
раз в день. Умывальные принадлежности — небольшой таз и кувшин с водой —
размещали под столом, за которым трапезничали. Делали это для того, чтобы
обедающие могли умыться и вымыть руки до и после еды.
В нашем восприятии жизнь населенияарабских стран, разместившихся на огромной территории двух континентов,ассоциируется с многоголосыми красочными базарами, шумной торговлей в духе сказок«Тысячи и одной ночи». Что же, экзотика сохранилась на Ближнем Востоке исегодня. Там умеют и любят торговать. Побывав, скажем, на каирском базареАль-Халиль или в Дамаске на Хамедии, со всей очевидностью почувствуешьсвоеобразие и неповторимость восточного базара (по-арабски он именуется«сук»), который был и остается не только местом оживленной торговли, где можнокупить все: от восточных сладостей и благовоний до ультрасовременнойэлектроники и модной европейской одежды. Арабский базар — это к тому жеуникальное место деловых встреч, обмена новостями, завязывания контактов,укрепления знакомств. Кое-где старые базары трансформируются, меняют свой облики даже постепенно исчезают, например. Но как бы внешне не менялся арабскийбазар, как бы он не подвергался современным веяниям нашей электронной эпохи,дух арабского «сука» остался неизменным, так же, как и арабский мир. Поэтому,чтобы подобрать соответствующий ключ, найти подход к арабскому партнеру, необходимопомнить те непреходящие, не меняющиеся с веками традиции, чем живет и дышитАрабский Восток.
Прежде всего, арабский мир, несмотря наединый язык, единое вероисповедание (ислам), весьма неоднороден и представляетсобой сложный конгломерат более чем 20 стран. Каждая из них имеет свои непохожиетрадиции, обычаи, разную степень влияния ислама, распространены такжепо-разному, уровень и характер проникновения западной культуры и т.д.
1. Повседневный этикет
В каирской толпе много нищих, назойливотребующих милостыню — бакшиш. Феномен нищенства имеет не только социальныепричины. Многие мусульмане глубоко убеждены, что нищенство не порок и непозор. Разве благотворительность не один из столпов ислама? Поэтому требоватьподаяния — просто помогать состоятельным слоям исполнить их религиозный долг.Благодарить за милостыню нужно не подающего, а аллаха. Распространенный способдобыть бакшиш — оказать видимость услуги: стать гидом, проводить в магазин,протереть ветровое стекло автомашины, побыть полчаса ее сторожем. Иностранцыособенно часто становятся объектом назойливых нищих.
В любом обществе личность зависит от коллектива.В Египте эта зависимость проявляется с особой силой: создание и поддержаниеединой общенациональной системы ирригации в дельте Нила требуют объединенияусилий всего египетского народа. В условиях, когда жизнь человека зависит оттруда многих, от их кооперации, групповое начало и групповая дисциплина сталихарактерной чертой египетского общества. Созданию духа групповой принадлежностиспособствует также большая скученность населения. Она требует приспособлениячеловека к толпе, клану, общине, вырабатывает соответствующие привычки,навыки, этические нормы. Плотность населения в пойме Нила вдвое выше, чем вГолландии. В Египте нет гор, лесов, степей, островов, куда можно было быубежать или где можно было бы скрыться. Египтянин постоянно живет вчеловеческой массе. Он часть этой людской массы. А соседям нужно уживаться.Это требует умения находить компромиссы, избегать крайностей, именно так ипоступают египтяне — мастера компромисса. Они всегда ищут и часто находятзолотую середину.
Египетское общество сверху донизу пронизаносистемой групповых связен. Они строятся по кровнородственному признаку, порелигиозному принципу, по принадлежности к суфийским орденам, по земляческим,корпоративным связям. Египтянин боится одиночества, так как в одиночку он неимеет общественного веса и престижа. В группе он приобретает уверенность всебе и чувство надежности и безопасности.
Власть группы опирается на силуобщественного мнения, которое навязывает человеку свои этические нормы, оставляя мало свободы в выборе поведения. Египтянин постоянно соизмеряет свои слова и поступки с реакцией на них других. Отсюда —стремление сохранить лицо. Оно означает чрезвычайную чувствительность на все,что касается личной чести, боязнь мнения соседей — явление,свойственное египтянам больше, чем другим народам. Боязнь потерять лицо непозволяет египтянину признать, особенно публично, свою ошибку. Самокритиканевозможна, точнее, она — исключение из правил. Или египтянин прав, или виноваткто-то другой. При задаче «сохранения лица» критерий правды и лжи становится второстепенным. Поэтому ложь во спасение допустима. Дажеслужители религии могут найти аргументы для отступления от правды приопределенных обстоятельствах. Зависимость одного от всех выработалаопределенные нормы общения между людьми. Гостеприимство и вежливость у египтянв крови, не говоря уже о внимании и заботе друзей. Прослыть скупым, не оказатьчести гостю считается позором. Вежливость не допускает фамильярности. Любой египтянин очень тонко реагирует на статус человека, с которым общается,на его место в социальной иерархии. Быть запанибрата с низшими означаетпотерять их уважение.
Египтянина отличает огромное терпение.Считается, что в терпении легче сохранить достоинство. Оно предполагаетсдержанность в поведении, в словах. Достойное, солидное поведение — необходимыйатрибут людей пожилого возраста или стариков. Но терпение и стремление ксдержанности в поведении и в выражении своих чувств отнюдь не
означает бесчувствия. Эмоциональность египтян идет рука об руку с ихтерпением. Они легко возбуждаются и приходят в ярость, которая не знаетграниц. Их легко может спровоцировать малейший выпад. Когда страстинакаляются, в выражениях не церемонятся, криков много, но до драки дело доходитредко. Турок, например, в ответ на половину
бранных слов, высказанных в такой ситуации, мог бы ударить. Но египтянечувствуют границу и отходчивы. Вспыхнувшая ссора может тут же затухнуть.
Трудолюбие — отличительная черта подавляющейчасти населения. Шеллах (крестьянин) работает в жару и холод, в жидкой грязи ина сухом поле, нередко полуголодный. Он и его семья кормятся трудом. И здравыйсмысл, и опыт, и унаследованный от предков инстинкт требуют от него трудолюбия.Однако, попав в город, вчерашний феллах не всегда сохраняет свое трудолюбие.Новые, современные формы труда требуют иной дисциплины, иного отношения ктруду, ломки привычек и психологии. Все это происходит не за один день и не загод. Египтянина угнетают современные стандарты, которые требуют исполненияработы в срок или точных часов встречи. Необязательность в смысле времени —довольно распространенная черта египтян. Очень редко египтянин выполняет приказс точностью, почти наверняка он предпочтет делать все по-своему и вряд лизакончит работу к обещанному сроку. Трудовая этика египтян предусматривает нелюбовь к труду как к таковому, а стремление к плодам этого труда. Возможностьуменьшить трудовые затраты ценится выше плодов от больших усилий. Известноеизречение «время — деньги», высказанное Бенджамином Франклином, не находит откликав душах большинства египтян. Зачем спешить, если спокойствие желаннееприобретательства? Египтяне согласятся с тем, что труд — богоугодное дело, ноотнюдь не станут считать грехом обеспеченную праздность, бесполезную тратувремени. Они не считают труд предначертанной свыше целью существованиячеловека. Высший идеал обычного египтянина — райское блаженство, предусматривающеевсе доступные воображению наслаждения при полной праздности.
Тяжелая жизнь, гнет, бедность, несытыйстол не лишают египтянина жизнерадостности. Его любовь к шутке, остромусловцу, анекдоту, юмору, злой сатире — всему, что они обозначают словом«нукта», — поражает. Ни у кого из других народов Востока нет такого чувстваюмора, как у египтян. «В шутке — лекарство», — говорит египетская пословица.«Нукта» — иногда оборона, иногда — нападение. Она помогает египтянину сохранитьжизнерадостность в обстоятельствах, толкающих к унынию и упадку настроения,преодолеть тоску и горе, восстановить хотя бы на миг униженное человеческоедостоинство. Оскорбленный человек через «нукта» выпустит пар гнева и восстановитдушевное равновесие, не предприняв никаких действий.
Осознанное и инстинктивное чувство противоположностиинтересов отдельного человека, группы и государства, власти привело египтянинак максимальной осторожности, ставшей для многих второй натурой. Людинаучились скрывать свои мысли, чувства, намерения, говорить вслух то, что отних ждут, но во что они не верят, думать одно, а произносить другое, резкоограждая от внешнего надзора свой внутренний мир, круг своих подлинныхинтересов. Доверяют только своим родственникам или близким. Прямой иоткровенный разговор с египтянином весьма труден. Собеседник нередко скрываетсвои убеждения, мысли и хочет прежде всего узнать ваши мысли и убеждения, азатем уверить вас, что согласен сними. Египтянин должен выяснить, насколькоможно доверять собеседнику, какой смысл скрыт между строк, когда «да» означает«нет», или наоборот. Разговор стал искусством и средством к достижению цели,особенно если ведется с иностранцем или властьимущим. Египтяне нередко говорятобиняками, ходят вокруг да около темы. Если нет уверенности в положительномисходе беседы, в достижении цели, если собеседник не понял или не захотелпонять намека, египтянин все равно доволен: ведь он не получил отрицательногоответа, не испортил отношений, «не потерял лица». «Прощупывание пульса» —важнейшее предисловие к началу разговора. За обычными словами в серьезном,остром разговоре порой трудно найти мысли. Главная цель произнесенного слова —подготовить собеседника к тому, чтобы он воспринял высказанное тобой, а втораяцель — расположить его к себе, сблизиться с ним. Поэтому египтяне очень редкопозволяют политическим или научным конфликтам испортить личные отношения.Острая политическая борьба — одно, а личная вражда — другое дело. Личные связине всегда совпадают с партийной преданностью, а тем более с политическими илифилософскими убеждениями. Газетные полемисты, обменивающиеся язвительными ипорой оскорбительными выпадами или эпитетами, могут по вечерам вместе играть вдомино или крикет в одном клубе.
В Египте удивительно легко устанавливаютсяповерхностные контакты и псевдодружеские отношения даже в период официальнойвраждебности между странами. Их облегчают обычная египетская вежливость игостеприимство. Но подлинное доверие, дружба и откровенность — дело трудное.Если иностранцу удалось внушить доверие, завести настоящих друзей, он можетчувствовать себя королем.
Египетское общество — мужское общество.Отношения с женщинами жестко регламентированы обычаем и шариатом. В городах, даи в состоятельных семьях в деревнях, требуют, чтобы женщина закрывала тело иволосы, оставляя открытыми лишь лицо, кисти рук и ступни ног. Но чем большезапрета, тем больше соблазна. Святоши осуждают «испорченность нравов» наЗападе, но с интересом рассматривают легко одетых европейских женщин и частоговорят о вопросах пола. Об интимных сторонах человеческих отношений начинаютговорить с детства. А сколько на эту тему разговоров среди молодежи и особенносреди поздно женившихся мужчин!
2. Этикет при деловых встречах
Продавцы рекламируют свой товар во всюсилу голосовых связок и легких. Хозяева магазинов для этой цели нередконанимают одного-двух зычноголосых зазывал. Непосвященному в восточные обычаипроцедура купли-продажи у египтян, покажется невыносимо тягостной. Лавочникначинает с того, что запрашивает за свой товар намного больше, чем думаетполучить. Покупатель возмущается и называет свою цену — на треть или вдвоениже. Тогда лавочник несколько понижает свои требования, а покупатель чутьувеличивает первоначальную сумму. В таких условиях торг продолжается, пока обестороны не сойдутся где-то посередине между первоначально запрошенной ипредложенной покупателем ценой. Тогда, наконец, сделка заключается. Простыелюди пустяковую сделку совершают с такой страстью, так горячатся, кричат ижестикулируют, что чужеземец, не знающий арабского, может подумать, чтопроисходит ссора или драка.
В арабских странах большое значение придаетсяисламским традициям. В мусульманском мире иностранец не может обращаться свопросами или просьбами к женщине, это считается неприличным, все контакты,обсуждения ведутся с мужчинами. При встрече в арабских странах мужчиныобнимаются, слегка прикасаются друг к другу щекой, похлопывают по спине иплечам, но такие знаки внимания возможны только между своими и не распространяютсяна чужестранцев.
Если европейское приветствие короткое и сухое,то арабское превращается в целую процедуру, оно сопровождается расспросами оздоровье, о делах. На протяжении беседы эти вопросы могут повторяться. Дажеесли вы спешите, то необходимо выслушать арабского собеседника, его многочисленныепожелания благополучия. I1оводы для пожеланий и поздравлений могут быть самыми разнообразными:встреча, приезд, отъезд, покупка. Речь арабского собеседника сопровождаетсячастыми обращениями к Аллаху, упованием на его помощь в завершении предстоящихдел. В арабской среде это обычная формула вежливости.
«Культурная дистанция» между беседующимиарабами обычно короче, чем она принята у европейцев. Беседующие почти касаютсядруг друга, что свидетельствует о взаимном доверии.
При первом знакомств ваш арабский собеседниквыражает вам радушие и любезность. Это не притворство, а дань традиции: среди
арабов господствует мнение, что только такое поведение достойно мусульманина.Последующая беседа может проходить менее гладко.
Арабские собеседники всячески избегают определенности, четких ответов «да» или«нет». Взамен следуют туманные обороты типа «Ии-
шяяла» («Если Аллаху будет угодно»).
Арабское понимание этикета запрещает собеседникуприбегать к прямолинейным ответам, быть категоричным, арабы во время беседыизбегают также суетливости, поспешности. Арабские собеседники всегдастремятся «сохранить лицо» и свое, и собеседника. Считается необходимым оставитьвозможность для последующих контактов. Отказ от сделки сопровождаетсяоговорками, похвалами в пользу обсуждаемого предложения. Арабские предпринимателивыражают отказ в максимально смягченном, завуалированном виде.
Исламская мораль относит торговлю к престижному,почитаемому занятию. Средневековые мыслители рассматривали торговлю как родискусства, успех в торговых начинаниях считался признаком глубокого ума.
Торговая сделка у арабов — всегда маленькийспектакль. Это область, где европейские и арабские понятия существеннорасходятся. Приглашая совершить сделку, арабский купец становится самалюбезность. Первая названная цена всегда многократно завышена. Назвавзавышенную цену, хозяин товара начинает всячески его расхваливать. Покупающийстремится сбить цену. Торгующиеся могут расходиться, вновь обсуждатьдостоинства товара, пока не ударят по рукам. Процесс покупки часто сопровождаетсяугощением прохладительными напитками, чаем, кофе. Если вам подали небольшуючашечку кофе (он очень крепкий, без сахара, с большим количеством кардамона),то, выпив, вы отдаете ее хозяину, и он тут же наливает в нее еще кофе. Такпродолжается до тех пор, пока вы один не опустошите кофейник. Но если выбольше не хотите кофе, покачайте чашечкой из стороны в сторону или перевернитеее вверх дном. Если перед кофе предлагают прохладительные напитки, этоозначает, что время, отведенное для встречи, подходит к концу.
Египет является одним из древнейших очаговчеловеческой цивилизации, поэтому для египтян весьма характерно чувствонациональной гордости, следование историческим традициям своей страны. Другаячерта — это принятие необходимости сильного правления и, наконец, третья —жесткие и довольно развитые административные правила поведения. Эти особенностиегиптян в значительной степени сказываются при ведении ими переговоров. Так,они весьма чувствительны к вопросам, связанным с национальной независимостью.Все, что каким-то образом может рассматриваться как вмешательство в ихвнутренние дела, будет отвергаться с беспощадностью. Важным оказывается иуровень, на котором ведутся переговоры. При этом египтяне чаще предпочитают«торг» иным типам взаимодействия с партнером. Египтяне большое значениепридают проявлениям дружбы, искренности, гостеприимства и хорошегонастроения.
Для арабов одним из важнейших элементов напереговорах является установление доверия между партнерами. Если типичныйамериканец старается предугадать развитие событий при решении любойпроблемы, то арабы скорее привыкли ориентироваться на прошлое, постояннообращаясь к своим корням и традициям. Они также предпочитают предварительнуюпроработку деталей обсуждаемых на переговорах вопросов.
В целом, поскольку арабский мир далеко неоднороден, существуют значительные различия в стилях делового общения упредставителей различных арабских государств. Представители арабскихгосударств как в обыденной обстановке, так и во время деловых контактовстараются создать дружелюбную обстановку, ценят юмор, используют личные имена.Многие арабы по делу и без дела любят подолгу трясти вашу руку. Неотъемлемойчастью деятельности арабского бизнесмена, стремящегося к заключению деловойсделки, служит поход в увеселительное заведение. У этих народов исповедуетсяпочти религиозный культ подарков, причем самыми весомыми из них считаютсяавторская картина и оригинальная чеканка. В одежде недопустимым у нихпризнается сочетание белого и синего цветов (цвет флага Израиля).
При общении у европейцев не придаетсяособого значения ни левой, ни правой руке. Однако в этом отношении нужно бытькрайне осторожным в арабских странах: здесь считается недопустимым протянутькому-нибудь подарок или деньги левой рукой. У тех, кто исповедует ислам леваярука считается нечистой, и вы можете нанести оскорбление своему партнеру. К ногамарабы также относятся как к нечистой силе. По этой причине у мусульманнедозволенно при беседе, сидя на стуле забрасывать ногу на ногу.
Заключение
Деловой этикет с точки зрения внешнегопроявления, мало чем отличается в разных цивилизованных странах.
И тем не менее при всей кажущейсяоднозначности поведение представителей бизнеса в каждой отдельно взятой странеимеет свои особенности. Иногда эти особенности почти неуловимы, почтинезаметны, но тем более чрезвычайно важно их распознать, и умело использоватьв ходе деловых контактов.
Египтяне считают себя лучшими людьми наземле и, конечно же, лучшими среди арабов. Для большинства их родина — «Матьмира», центр мировой цивилизации.
Литература
1. Мосеев Р.Н.Международные этические нормы и психология делового общения. – М.: Владос,1997.
2. Соловьев Э.Я.Этикет делового человека. – М.: Союз, 1999.
3. Сухарев В.А.Психология народов и наций. – М.: Центр,1997.
www.ronl.ru
Этикет в Древнем Египте стр. 2
стр. 2
После утреннего туалета мужчин-египтян всегда
посещал цирюльник, место которого затем занимали слуги, делающие маникюр и
педикюр своему хозяину. А к женщинам каждое утро приходил парикмахер, чтобы
сделать знатным красавицам прическу. Утренний туалет фараона являлся едва ли
не главным событием в жизни придворных. Только удостоившиеся чести быть
приглашенными могли присутствовать при одевании, умывании и причесывании
самого главного человека в государстве.
Другие высокопоставленные особы Древнего Египта, как то визири, чиновники и
судьи, подобно фараону, превращали утренний туалет в действо. Все
манипуляции парикмахеры и слуги производили не только в присутствии
многочисленных родственников, но также и писцов, которые находились рядом и,
вооружившись пером и чернилами, были готовы запечатлеть приказы
государственной важности на бумаге. Необходимо заметить, что парикмахеры и
цирюльники держали, свои инструменты в строгом порядке. Так, бритвенные
принадлежности хранили в специальных футлярах из кожи, которые в свою
очередь складывали в шкатулки, изготовленные из дорогостоящего черного
дерева.
Но на стрижке и приведении в порядок ногтей утренний туалет знатного
вельможи или судьи в Древнем Египте не оканчивался. Место парикмахера,
гладко выбривавшего голову, не оставляя не единого волоска, цирюльника,
ухитрявшегося придавать даже самой жидкой бороденке форму каре, и мастера
маникюра и педикюра занимал • специалист по ароматам и красоте. Все
благовония хранили в специальных флаконах, сделанных их хрустального камня,
алебастра или обсидиана. А в небольших холщовых мешочках держали порошки,
приготовленные из малахита и галенита, необходимые для подводки глаз. В моде
у древних египтян были глаза миндалевидной формы. Причем подводить глаза
могли как женщины, так и мужчины. Считалось, что краска для глаз служит не
только способом получить выразительные глаза, но также помогает уберечь их
от пыли, ярких солнечных лучей и насекомых. Поэтому можно сказать, что
красить глаза в Древнем Египте означало не только следовать тенденциям моды,
но и сохранять здоровье.
Говоря о нежелании жителей Древнего Египта умирать и прощаться с жизнью на
земле, преисполненной всяческими благами, стоит заметить, что древние
египтяне очень внимательно и трепетно относились к красоте и сохранению
молодости, словно пытаясь таким образом открыть секрет долголетия. Тай,
например, ни один мужчина, ни одна женщина в Древнем Египте не могли
позволить себе оставить на голове седые волосы. Да и мелкие волоски и пушок
на теле считались дурным тоном. Именно поэтому седые волосы и пушок на теле
беспощадно удаляли. А уж способов сохранения и укрепления волос древние
египтяне знали в избытке.
«По одежке встречают...» — гласит народная мудрость. Действительно, человек
не случайно с давних пор придает большое значение предметам одежды. Ведь она
есть первый показатель его вкуса и, пожалуй, ума и характера. Столь же
внимательно к подбору одежды относились и древние египтяне, хотя, стоит
признать, особенно большим ассортиментом они не располагали. Закончив
утренний туалет, мужчина-египтянин завершал свой наряд, состоявший, как
правило, из одной только набедренной повязки, украшениями: кольцами,
браслетами, нагрудными ожерельями и подвесками из яшмы или сердолика. Именно
в таком облачении знатный вельможа мог не только осматривать свое владение,
но также принимать посетителей, вести переговоры и посещать какие-либо
учреждения. В ряде случаев набедренную повязку меняли на длинную, до
середины икры («миди», как сказали бы современные модницы), юбку и обували
сандалии.
К сандалиям в Древнем Египте было особенно трепетное отношение. Так, даже
фараон, желая поберечь обувь, мог идти босиком, а слуга нес следом за ним
его сандалии. По прибытии же к назначенному месту фараон обувался.
Материалом для плетения сандалий в Древнем Египте были папирус, кожа и даже
золотые пластины. Судя по сохранившимся свидетельствам, сандалии на золотой
подошве часто вызывали развитие различных болезней ног, отчего их надевали
крайне редко.
Рисунки свидетельствуют о том, что некоторые жители
Древнего Египта носили длинные платья на тонких бретелях, а другие
облачались в широкие туники и подвязывались гофрированным поясом. Часто
пользовались париками. Женщины носили в основном нательные рубашки из тонкой
материи, а поверх них надевали платья из гофрированной полупрозрачной ткани.
Наряды и мужчин и женщин завершали, как уже было сказано выше, разнообразные
украшения.
Не менее важную роль в жизни древних египтян играла трапеза. Блюда со
всевозможными кушаньями ставили на маленький низкий стол, за который могли
сесть только один-два человека. Детей усаживали на подушки или циновки,
положенные на пол. Все члены семьи ели отдельно. Первым завтракал глава
семейства. Ему подавали кушанья (как правило, это был хлеб, мясо, пирог и
пиво) сразу после завершения утреннего туалета. Его супруга могла завтракать
либо во время туалета, либо после его окончания.
Обеденное меню включало мясо птицы и говядину, фрукты и овощи, хлеб, пироги
и пиво. Спустя три-четыре часа древние египтяне вновь трапезничали. На этот
раз подавали легкие блюда и напитки. Ужинали они в* конце дня, за один-два
часа до сна.
Одним из наиболее часто встречаемых сюжетов рисунков в египетских гробницах
являются изображения сцен застолий и пиров. Их устраивали наиболее
зажиточные египтяне. Это были пышные приемы, на которых присутствовали
многочисленные друзья и родственники хозяина. Последний должен был тщательно
подготовиться к встрече гостей: купить в лавке необходимые продукты, убрать
в доме, пригласить музыкантов, певцов и танцоров. Наиболее зажиточные
хозяева забивали быка, мясо которого затем шло на приготовление жаркого и
соусов. Гусей целиком обжаривали на вертелах. К столу подавали также кувшины
с вином, ликерами и пивом. Фрукты выкладывали пирамидой на специальных
подставках и в корзины. Посуда для подачи таких изысканных кушаний также
была особенной, отличавшейся от той, которой пользовались хозяин и домочадцы
в обычные дни: это были расписные тарелки и кубки из золота и серебра.
Правила вежливости обязывали хозяина встречать каждого особенно знатного или
желанного гостя у ворот, а затем провожать через сад к столу. Иногда гостей
встречал специально приставленный привратник, а хозяева поджидали их в зале
приемов. Если гость прибывал со своим семейством в колеснице, то слуги
должны были показать вознице место, куда можно было поставить повозку.
Приглашенные на праздничную трапезу прибывали в дом хозяина в сопровождений
своих рабов, женщин и мужчин. В зале приема хозяйского дома их также ожидали
многочисленные рабы и слуги. Слугам-мужчинам негласными правилами этикета
предписывалось носить белые сильно накрахмаленные юбки, а слугам-девушкам
разрешалось облачаться лишь в маленькие набедренные повязки и украшать себя:
ожерельями, а также ручными и ножными .браслетами. В знак уважения и
благодарности за визит от имени хозяина слуги должны были преподнести
каждому из гостей по цветку лотоса, после чего предложить напитки (как
правило, это было вино или пиво) и сладкие блюда.
Приглашенные на пир гости также должны были быть одетыми соответствующим
образом. Правила приличия, бытовавшие в Древнем Египте, обязывали надевать
платья и туники, сшитые из гофрированного льна. А голову нужно было
покрывать длинными черными париками, закрывающими часть шеи, уши и лоб.
При входе в дом приглашенные к праздничному застолью египтяне приветствовали
хозяина и прибывших ранее, расточаясь в жарких комплиментах и льстивых
словесах. В ответ хозяин также произносил приветственную речь.