Философия древней греции урок. Тема урока: Как философы Древней Греции представляли идеальное общество
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Конспект урока Философия. Наука. Образование Древней Греции. Философия древней греции урок


Как философы Древней Греции представляли идеальное общество

Краткосрочный план урока

учитель истории Абугалиева Гульмайра Наримановна

Класс 5

Количество присутствующих:

Количество

отсутствующих

Цели обучения:

5.2.3.1 – давать простое объяснение взглядов философов древности

Цели урока:

Все учащиеся смогут:

-Знать и понимать, кто такие философы и чем они занимаются; Большинство учащихся будут уметь:

-объяснять взгляды древнегреческих философов, определяя общее и отличие во взглядах философов;

Некоторые учащиеся смогут:

прибегнув к идеям древнегреческих философов объяснить и аргументировать каким должно быть идеальное общество;

Критерии оценивания:

- Объясняют кто такие философы и чем они занимаются ;

- сравнивают и указывают разницу в во взглядах древнегреческих философов ;

- применяя идеи древнегреческих философов доказывают модель идеального общества; ?

Исторический концепт:

Докозательство; сходства и различия;

Языковые цели:

Навыки говорения через обсуждения взглядов древнегреческих философов.Термины «филосов, идеальное общество».

Навыки чтения через составления рассказа. Слушают ответы одноклассников и дают обратную связь. (навыки слушания)

Привитие ценностей:

Приобщение к общечеловеческим ценностям истории и культуры, воспитание нравственных качеств человека и гражданина.

Межпредметные связи:

История Казахстана.

Предварительные знания:

Крито-микенский период, полисы Афина и Спарта, завоевания Александра Македонского.

Ход урока:

Запланированные этапы урока

Виды упражнений, запланированных на урок:

Ресурсы

Начало урока

5 мин

Психологический настрой – «Немой подарок».

1.Организационный момент.

Разделение учащихся на 4 группы – на парте разложены названия групп населения полисов Афины и Спарты (граждане, спартанцы, периэки, метеки), каждый ученик выбрав то или иное название ,оказывается в соответствующей группе.

2.Ознакомление с правилами работы в группах.

Середина урока

37 мин

Диалог:

- Что общего в названиях ваших групп?

-Что объединяет название ваших групп?

-Какова особенность каждой группы полисов Афины и Спарта?

Знакомство с темой урока,с целями обучения и критериями оценивания.

Учитель акцентирует внимание на название групп, где на обратной стороне записано задание.

Работа в группах: выбираются лидеры групп, которые распределяют обязанности.

1. Задание «Удивляй!»

1. Просмотрите иллюстрации, назовите их, создайте взаимосвязь. Ответьте на вопрос

- Как вы думаете, о чём размышляют философы? Приведите своё доказательство – 2 аргумента.

Дескриптор:

- распознаёт и называет философов древней Греции.

- указывает взаимосвязь взглядов древнегреческих философов

- выделяет 2 доказательства, отвечая на вопрос, «О чём размышляли философы?»

ФО «Смайлики»

hello_html_m1077b28d.jpghello_html_289be192.jpg

hello_html_m397574b.jpg

Задание 2 метод «Найди истину»

1. Внимательно прочитайте пункт из текста параграфа «Кто такие философы» и ответьте на вопросы, заполняя таблицу:

5 о чём говорил Сократ: «Я знаю, что я ничего не знаю».

Дескриптор:

-называет кто такие философы;

-объясняет, что означает термин «философ»

-перечисляют философов древней Греции;

-указывает главную добродетель человека по Сократу;

- раскрывает смысл слов Сократа «Я знаю, что я ничего не знаю» приводя 2 аргумента.

infourok.ru

Презентация к уроку: "Философия Древней Греции"

Просмотр содержимого документа «Презентация к уроку: "Философия Древней Греции"»

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Бытие Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие и реальность как всеохватывающие понятия — это синонимы. Понятие бытия отвлекается от бесконечного многообразия свойств и качеств конкретных предметов, кроме одного – быть существующими . Подобный подход задает миру целостность, делает его объектом специфического рассмотрения. Учение о бытии ( онтология ) – важный раздел философского знания.

Бытие

Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие и реальность как всеохватывающие понятия — это синонимы.

Понятие бытия отвлекается от бесконечного многообразия свойств и качеств конкретных предметов, кроме одного – быть существующими . Подобный подход задает миру целостность, делает его объектом специфического рассмотрения.

Учение о бытии ( онтология ) – важный раздел философского знания.

Фалес Основополагающим началом считал воду, жидкость. Вселенная, по представлению Фалеса, представляет жидкую массу, посередине которой находится воздушное тело, имеющее форму чаши, повёрнутой открытой стороной вниз. Вогнутая поверхность этой чаши – небо; на нижней поверхности, в центре её, плавает диск, обтекаемый водой. Звёзды – боги, плавающие по небесному своду. 

Фалес

Основополагающим началом считал воду, жидкость.

Вселенная, по представлению Фалеса, представляет жидкую массу, посередине которой находится воздушное тело, имеющее форму чаши, повёрнутой открытой стороной вниз. Вогнутая поверхность этой чаши – небо; на нижней поверхности, в центре её, плавает диск, обтекаемый водой. Звёзды – боги, плавающие по небесному своду. 

Субстанциальное начало космоса - апейрон. К наибольшим обобщениям «прорывается» Анаксимандр. Апейрон не похож ни на воду, ни на воздух. Пытаясь отойти от чувственно-конкретных образов, он полагал апейрон (греч. – безграничное) общим основанием, единым безграничным вместилищем, откуда обособляются имеющие свои границы Космос, Солнце, Земля, вещи. Анаксимандр
  • Субстанциальное начало космоса - апейрон. К наибольшим обобщениям «прорывается» Анаксимандр. Апейрон не похож ни на воду, ни на воздух. Пытаясь отойти от чувственно-конкретных образов, он полагал апейрон (греч. – безграничное) общим основанием, единым безграничным вместилищем, откуда обособляются имеющие свои границы Космос, Солнце, Земля, вещи.

Анаксимандр

Первоначалом всего сущего Анаксимен считал воздух , путём сгущения или разрежения которого возникают все вещи «Подобно тому как воздух в виде нашей души скрепляет нас, так дыхание и воздух охватывают всю Землю». Сама человеческая душа есть только воздух и дыхание, потому что жизнь обнаруживается только посредством вдыхания и выдыхания. Первоначало Анаксимен признавал бесконечным и вслед за Анаксимандром учил о бесчисленных мирах. Анаксимен часто прибегал к образным сравнениям. Сгущение воздуха, «порождающее» плоскую землю, он уподобляет «валянию шерсти»; Солнце, Луну – плавающим посреди воздуха огненным листьям. Беспредельный воздух у Анаксимена объемлет собой весь мир, является источником жизни и дыхания живых существ. Анаксимен
  • Первоначалом всего сущего Анаксимен считал воздух , путём сгущения или разрежения которого возникают все вещи
  • «Подобно тому как воздух в виде нашей души скрепляет нас, так дыхание и воздух охватывают всю Землю». Сама человеческая душа есть только воздух и дыхание, потому что жизнь обнаруживается только посредством вдыхания и выдыхания. Первоначало Анаксимен признавал бесконечным и вслед за Анаксимандром учил о бесчисленных мирах.
  • Анаксимен часто прибегал к образным сравнениям. Сгущение воздуха, «порождающее» плоскую землю, он уподобляет «валянию шерсти»; Солнце, Луну – плавающим посреди воздуха огненным листьям. Беспредельный воздух у Анаксимена объемлет собой весь мир, является источником жизни и дыхания живых существ.

Анаксимен

 Главное в философии: Началом всего сущего является огонь, наделенный свойствами божественности и вечности. Гераклита интересует и другая проблема – состояние мира: как он существует? «Все сущее, - отвечает философ, - течет (движется), и ничего не остается на месте». Ему приписывают изречение: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку

Главное в философии:

  • Началом всего сущего является огонь, наделенный свойствами божественности и вечности.
  • Гераклита интересует и другая проблема – состояние мира: как он существует? «Все сущее, - отвечает философ, - течет (движется), и ничего не остается на месте». Ему приписывают изречение: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку". Все находится в постоянно меняющемся состоянии.
  • Идя дальше в своих рассуждениях, он ставит вопрос о причине изменения и называет таковой борьбу противоположных сил: холодного и горячего, влажного и сухого и т.п.

Считается создателем диалектики, понимаемой как учение о единстве противоположностей.

Гераклит

Основополагающим началом считал атом. Бытие мыслится как совокупность мельчайших частиц, которые взаимодействуют между собой, вступают в различные отношения, передвигаются в пустоте. Атомы представляют собой мельчайшие, неделимые, неизменяемые и непроницаемые, абсолютно плотные, бесконечные по числу первотельца, которые, отличаясь друг от друга размерами, формой и положением, сталкиваясь и сплетаясь, образуют тела. Демокрит допускает небытие, которое «существует нисколько не менее, чем бытие». Под ним он подразумевает пустоту. Демокрит
  • Основополагающим началом считал атом.
  • Бытие мыслится как совокупность мельчайших частиц, которые взаимодействуют между собой, вступают в различные отношения, передвигаются в пустоте. Атомы представляют собой мельчайшие, неделимые, неизменяемые и непроницаемые, абсолютно плотные, бесконечные по числу первотельца, которые, отличаясь друг от друга размерами, формой и положением, сталкиваясь и сплетаясь, образуют тела.
  • Демокрит допускает небытие, которое «существует нисколько не менее, чем бытие». Под ним он подразумевает пустоту.

Демокрит

Основополагающим началом считал «идею». Он считает, что реально существуют не только, к примеру, прекрасные вещи, мужественные люди, но и прекрасное само по себе, мужество, как таковое. При этом первое он называет эйдосом (идеей), что обозначает внешний вид, образ, и полагает его важнее второго. «Идея» становится главной категорией платоновского анализа. Она мыслится как модель, образец вещи, ее суть, а поэтому предшествует ей, как замысел мастера предшествует его творению. Вещи же, делает вывод философ, существуют постольку, поскольку они подражают той или иной идее, поскольку она в них присутствует. Бытие у Платона оказывается разделенным на мир вещей, он называет его неистинным бытием, и мир идей – истинное бытие, мир сущего. Первые возникают, изменяются и исчезают, вторые – бессмертны, вечны, неизменны, и их Платон помещает в особый, занебесный мир. Нетрудно заметить, что идеи как сущность вещей отрываются от них самих (от существования) и им придается статус первичности Платон
  • Основополагающим началом считал «идею».
  • Он считает, что реально существуют не только, к примеру, прекрасные вещи, мужественные люди, но и прекрасное само по себе, мужество, как таковое. При этом первое он называет эйдосом (идеей), что обозначает внешний вид, образ, и полагает его важнее второго. «Идея» становится главной категорией платоновского анализа. Она мыслится как модель, образец вещи, ее суть, а поэтому предшествует ей, как замысел мастера предшествует его творению. Вещи же, делает вывод философ, существуют постольку, поскольку они подражают той или иной идее, поскольку она в них присутствует.
  • Бытие у Платона оказывается разделенным на мир вещей, он называет его неистинным бытием, и мир идей – истинное бытие, мир сущего. Первые возникают, изменяются и исчезают, вторые – бессмертны, вечны, неизменны, и их Платон помещает в особый, занебесный мир. Нетрудно заметить, что идеи как сущность вещей отрываются от них самих (от существования) и им придается статус первичности

Платон

Аристотель Предполагает, что перводвигателем выступает Бог – «вечная, неподвижная и обособленная от чувственно воспринимаемого мира сущность». Бог, стало быть, и становится тем последним условием, без которого ничто не существует и от которого все зависит. Бог – безличное универсальное начало и цель, куда все стремится, чтобы осуществить свое бытие. Аристотель выдвигает свое представление о бытии как единстве формы и материи . При этом материю он понимает как то, из чего состоят вещи, и что обладает еще двумя свойствами: пассивностью и одновременно способностью принять любую форму, как глина под руками гончара. Чтобы как-то определить составляющие материи, философ прибегает к уже известным четырем элементам: огонь, вода, земля, воздух и добавляет еще один – эфир , считая, что различные их сочетания и задают качественное многообразие мира.

Аристотель

  • Предполагает, что перводвигателем выступает Бог – «вечная, неподвижная и обособленная от чувственно воспринимаемого мира сущность». Бог, стало быть, и становится тем последним условием, без которого ничто не существует и от которого все зависит. Бог – безличное универсальное начало и цель, куда все стремится, чтобы осуществить свое бытие.
  • Аристотель выдвигает свое представление о бытии как единстве формы и материи . При этом материю он понимает как то, из чего состоят вещи, и что обладает еще двумя свойствами: пассивностью и одновременно способностью принять любую форму, как глина под руками гончара. Чтобы как-то определить составляющие материи, философ прибегает к уже известным четырем элементам: огонь, вода, земля, воздух и добавляет еще один – эфир , считая, что различные их сочетания и задают качественное многообразие мира.
Основной философский вопрос решает как идеалист: первичным для него является дух , сознание, природа же – это нечто вторичное и даже несущественное, не стоящее внимания философа. Человек, по Сократу, был бы вообще лишен разума и знания, если бы в нем, наряду со смертным телом, не было бы бессмертной души. Знаменитые высказывания: «Я знаю то, что ничего не знаю»
  • Основной философский вопрос решает как идеалист: первичным для него является дух , сознание, природа же – это нечто вторичное и даже несущественное, не стоящее внимания философа.
  • Человек, по Сократу, был бы вообще лишен разума и знания, если бы в нем, наряду со смертным телом, не было бы бессмертной души.

Знаменитые высказывания:

  • «Я знаю то, что ничего не знаю»
  • "Познай самого себя"

Сократ

Основные категории античной философии Космос Абсолютный объект античной философии, существовавший всегда, ни от кого не зависящий, являющийся причиной самого себя и воспринимающийся как чувственный. Материя Пассивное начало космоса, потенция любых явлений действительности. Идея Активное начало космоса, формообразующий принцип бытия. Душа Это то, что связывает материю и идею. Ум Целесообразная заданность мира, орган управления им. Судьба Непостижимая человеком предопределенность событий и поступков.

Основные категории античной философии

Космос Абсолютный объект античной философии, существовавший всегда, ни от кого не зависящий, являющийся причиной самого себя и воспринимающийся как чувственный. Материя Пассивное начало космоса, потенция любых явлений действительности. Идея Активное начало космоса, формообразующий принцип бытия. Душа Это то, что связывает материю и идею.

Ум Целесообразная заданность мира, орган управления им. Судьба Непостижимая человеком предопределенность событий и поступков.

multiurok.ru

Конспект урока Философия. Наука. Образование Древней Греции

Тема урока: «Архитектура и скульптура Древней Греции»

Цели урока:

  1. Образовательная: формировать информационную компетенцию учащихся в предметной области – целостное знание и представление о  культуре Древней Греции, учащиеся должны понимать причины формирования особенностей греческой культуры,  иметь навыки работы с исторической информацией.

  1. Развивающая: развивать навыки логического мышления и визуальную память через получение аудиовизуальной информации, развивать умение учащихся анализировать, сравнивать, обобщать фактический материал, делать выводы; продолжить формировать ораторские способности учащихся.

  1. Воспитательная: способствовать формированию ценностно-смысловых компетенций, связанных с ценностными ориентирами ученика с опорой на нравственные и патриотические чувства учащихся, содействовать формированию определённых качеств личности - мужества, смелости.

Понятийный аппарат: архитектура, ордер, колонна, фриз, фронтон, акрополь, скульптура, периптер, портик.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: доска, учебники, учительский компьютер, проектор, экран.

Литература:

  1. Учебник по Истории Древнего мира за 5 класс, Уколова В.И., Маринович Л.П.

  2. Методические рекомендации История Древнего мира 5 класс, Уколова В.И., Уколова И.Е.

  3. Задания и задачи по истории Древнего мира 5 класс, Годер Г.И.

Планируемые образовательные результаты. Ученик по окончании изучения темы:

- формулирует цель, задачи с помощью учителя, проблемы и особенности развития греческой цивилизации;

- планирует предстоящую деятельность с помощью учителя;

- характеризует природно-географическое положение Древней Греции по карте;

- выясняет и активно участвует в обсуждении проблем развития Древней Греции;

- раскрывает сущность понятий: «эллины», «микенская культура», «миф» на примере изучения истории Древней Греции;

- развивает и отрабатывает умения работать с картографическими и историческими источниками по теме;

- выполняет учебные задачи в сотрудничестве с участниками образовательного процесса;

-совершенствует навыки самостоятельной, исследовательской деятельности (анализ, сравнение, сопоставление) на этапе работы с историческими источниками изучаемого периода;

- высказывает и обосновывает собственное отношение к историческим событиям и явлениям, дает оценку фактам и событиям изучаемого периода.

Программные требования:

Личностные

результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

Получит возможность для формирования:

устойчивой

учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

способов решения проблемно-познавательных задач на основе учёта позиций участников образовательной деятельности, ориентации на их мотивы и оценку

Научится

целеполаганию; анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; 

устанавливать и сравнивать разные точки зрения;

аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

выдвигать гипотезы в рамках проблемного изложения изучаемого исторического материала;

делать выводы на основе аргументации.

Научится конкретизировать понятия на примере изучения истории Древней Греции;

искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках изучаемого периода информацию о событиях и явлениях прошлого,

овладеет способностями определять  и аргументировать  своё  отношение к древнейшему периоду истории;

приобретет опыт комплексного подхода к оценке истории Древнего мира на примере изучения истории Древней Греции.

Ход урока

Методы и методические приемы

Содержание урока

Виды деятельности учащихся

Предполагаемые ответы учащихся

Организационный момент

Доброе утро, ребята! Я очень рада вас видеть! Посмотрите друг на друга, поднимите руку и назовите отсутствующего.

Обратите внимание на своё рабочее место: есть ли у вас на парте учебник, рабочая тетрадь, атлас.

Мы начинаем наш урок!

Слушают учителя, настраиваются на урок.

Изучение нового материала

Один древнегреческий писатель сказал: "Ты чурбан, если не видел Афин! Если же видел и не восторгался - осел! А если добровольно покинул Афины, то ты верблюд!" - так сказал один древнегреческий писатель. И хотя он говорил шутливо, но был прав’ а как вы думаете, почему он был прав?

А прав он был потому, что Афины считались самым прекрасным городом Греции. Сегодня мы совершим путешествие в Афины и познакомимся с архитектурой и скульптурой греков. Итак, тема нашего: «Архитектура и скульптура»

Работа наша будет строиться необычным образом, у вас на столах у каждого есть вот такое опорные конспекты. Все наши записи вы будете вести в них. Там уже написаны основные термины, будьте внимательны, когда будете записывать определения

Слушают учителя, выдвигают предположения

Записывают тему урока

Для начала давайте ответим на вопрос, что же вообще такое архитектура?

Запишите в свои опорные конспекты Архитектура — искусство проектировать, строить здания и сооружения

Первым делом, попав в Афины, мы бы с вами заметили резкое различие между жилыми домами греков и общественными зданиями. Жилые дома даже богатых греков были небольшие в 1-2 этажа и скромно обставленные, делались их из глины и кирпича. Но в тоже время театры, храмы и стадионы строились большими и красивыми..

А как вы думаете, почему греки столь серьезно подходили к отделке общественных зданий и столь небрежно к собственному жилищу?

Свободные греки много времени проводили вне дома – в театре, храмах, на Народном собрании, спортивных площадках, поэтому стремились украсить эти места.

Также в городах, где у власти стоял народ, считалось недостойным тратить много средств на украшение своего дома, на одежду, быть неумеренным в пище и питье. С детства будущим гражданам внушали, что общественное выше личного. Поэтому народное собрание не жалело средств на строительство общественных сооружений, прославляющих родной город.

Наиболее распространенное общественное здание – храм. А для чего строились храмы?

Внутри храма стояла статуя божества. Помимо поклонения и почитания богов, некоторые храмы хранили в своих недрах и казну города-государства.

Вот посмотрите перед вами типичный древнегреческий храм. Что он из себя представляет, из каких частей состоит?

Он как правило представлял собой окруженное колонами прямоугольное каменное здание с двухскатной крышей, колонны и стены располагались на трехступенчатом основании. А зачем необходимо были основание в виде ступенек?

Для того, чтобы храм возвышался среди других построек.

Давайте вспомним, как выглядел, например, Древнеегипетский храм?

Среди этих каменных исполинов человек ничтожен

Чем отличался древнегреческий храм от храмов Древнего Египта?

В первую очередь, т.к.боги греков очеловечены, т.е.имеют человеческий облик, то и храмы были более соотносимы даже в размерах с людьми

Итак, давайте запишем черты храмовой архитектуры Древней Греции:

  1. соразмерность человеку

  2. правильность, симметричность построек

Что же представлял из себя Древнегреческий храм?

тип храма – периптер - прямоугольное сооружение, окруженное колоннами (схема и фото) записываем

Основа строительства являлась – ордерная система – ордер - соотношение несущих и несомых элементов

Запишите определение в задании номер 1

А сейчас давайте с вами выясним, какие элементы у нас называются несущими, а какие несомыми. Посмотрите на изображение Парфенона, кто покажет и назовет несущие элементы?

Правильно, несущие – это колонны, а несомые – перекрытия

И вот как раз мы с вами заговорили о колоннах. А что же это такое?

Колонна – вертикальная опора, художественно оформленная. Запишите определение в опорном конспекте в Задание номер 2

В архитектуре Греции сложились 3 стиля, или ордера: ионический, дорический, коринфский

Давайте посмотрим на примеры этих 3х стилей. Сравните, чем они отличаются?

Колонны в постройках дорического стиля утолщались книзу, и производили впечатление монументальности и прочности. Верхняя часть колонн была простая без украшения.

Ионические колонны более стройные и тонкие и украшены сверху двумя завитками, это был более изысканный и праздничный стиль.

Коринфский стиль отличался от ионического только тем, что сверху колонна украшалась не завитками, а листьями аканта, это такое растение.

Подпишите название этих стилей в своем опорном конспекте возле изображения колонн

Афинские храмы особенно старательно украшались с внешней стороны. А как вы думаете, почему именно с внешней стороны?

Все дело в том, что праздники в честь богов проводились не внутри, а снаружи храма, на площади

Величественные сооружения были украшены сценами шествий или празднеств, которые располагались на фризах храмов. Они опоясывали здание и рассказывали о жизни горожан.

Итак, ребята, что же такое фриз? Попытайтесь ответить, опираясь на изображение.

Фриз - это верхняя часть наружных стен храма, опоясывал все здание. Запишите это определение в свои опорные конспекты в задании номер 2

Неменее прекрасными были фронтоны зданий - треугольник, образованный скатами крыши. Запишите определение в опорный конспект.

А как вы думаете, что изображалось на фронтонах?

Они, как правило, которые отражали сцены из жизни богов.

А сейчас вам нужно в задании номер 2 соотнести изображения архитектурных элементов с их определениями. Проведите стрелочки

Работают с опорными конспектами. Делают записи

Выдвигают предположения

Выдвигают предположения

Выдвигают предположения

Выдвигают предположения

Выдвигают предположения

Выдвигают предположения

Работают с опорными конспектами

Выдвигают предположения

Работают с опорными конспектами

Выдвигают предположения

Выдвигают предположения

Выдвигают предположения

Работают с опорными конспектами

Выдвигают предположения

Работают с опорными коспектами

Свободные греки много времени проводили вне дома – в театре, храмах, на Народном собрании, спортивных площадках, поэтому стремились украсить эти места.

Поклонение и почитание богов

окруженное колонами прямоугольное каменное здание с двухскатной крышей, колонны и стены на трехступенчатом основании.

Для того, чтобы храм возвышался среди других построек

прямоугольное сооружение

Колонны, перекрытия

верхняя часть наружных стен храма, опоясывал все здание.

сцены из жизни богов.

Рассказ

Работа с видео

И так, если бы сейчас мы с вами решили отправиться в путешествие по Афинам, то, как и всякий человек, оказавшись в Афинах, прежде всего, видел Акрополь.

А что же такое Акрополь?

Акрополь находился на скалистом холме с отвесными склонами. Это было священное для афинян место, здесь находились храмы их богов.

Давайте запишем в задании номер 3, что же такое Акрополь - («верхний город») место, где возводились храмы в честь богов

А как вы думаете, какая богиня считалась покровительницей города Афин?

Верно, богиня Афина

Сейчас мы посмотрим видео, а вы должны запомнить какие сооружения находились на территории Акрополя

Итак, какие же сооружения вы запомнили?

Хорошо, молодцы. А теперь давайте поработаем с опорным конспектом и подпишем названия объектов на схеме Акрополя. Подняться на Акрополь можно только с одной стороны по узкой дороге. Здесь проложили мраморную лестницу. Она вела к парадному входу на Акрополь – Пропилеям (1), Потолки Пропилей были расписаны золотыми звездами на фоне синего неба.

Справа от Пропилей стоял храм Ники (2)- богини победы. По легенде, именно Ника помогла грекам одержать победу в греко-персидских войнах Обычно Нику изображали крылатой. Но афиняне хотели, чтобы богиня никогда не покидала их город. Поэтому они сделали ее без крыльев.

Центральное место на Акрополе занимает величественный храм Афины-Девы, по-гречески - Парфенон. (3) Храм необычайно богато украшен. На одном фронтоне представлена сцена рождения Афины из головы Зевса, на другом - спор Афины и Посейдона за власть над Афинами. Храм занимает самую высокую часть холма, и поэтому он виден из любой точки города.

Другое знаменитое сооружение на Акрополе - небольшой храм в честь Афины, Посейдона и древнего мифического царя Афин Эрехтея - Эрехтейон (4). Храм построен на том месте, где по легенде Афина и Посейдон оспаривали друг у друга господство над городом. По преданию, каждый из богов должен был принести свои дары народу этой земли. Посейдон ударом трезубца высек из скалы соленый источник. Афина вонзила копье в землю, и на этом месте выросло оливковое дерево, которое греки назвали священным даром богини. Афина выиграла спор, стала покровительницей, дав свое имя городу. Часть колонн в этом храме была необычна, их сделали в виде статуй девушек.

И внимательно посмотрите в центр Акрополя. Здесь находится статуя Афины Промахос, что означает Воительница (5). Это величественное (высота 7 м) скульптурное произведение работы Фидия. Она была изображена с копьем и щитом, щит был выполнен из золота и ярко блестел на солнце, днем в солнечную погоду эта статуя играла роль маяка.

Выдвигают предположения

Записывают

Выдвигают предположения

Просматривают видео

Отвечают на вопрос учителя

Работают с опорными конспектами

Афина

1. Пропилеи 2. Храм Ники Бескрылой. 3. Парфенон – храм Афины-Девы 4. Эрехтейон – храм в честь Афины, Посейдона и мифического царя Эрехтея

Помимо архитектуры, в V в. до н. э. бурно начала развиваться и скульптура. А что же такое скульптура?

Записываем определение Скульптура - вид изобразительного искусства, важнейшим элементом которого является статуя

Скульпторы старались более точно и правдиво передать фигуру бога или человека. В 5 в до н.э. в Греции творили три прославленных скульптора - Фидий, Мирон и Поликлет.

Общий план Акрополя принадлежит великому архитектору и скульптору, другу Перикла – Фидию. Именно ему принадлежит статуя Афины, находящаяся в Парфеноне. Афина изображена во весь рост. На груди у неё голова медузы из слоновой кости, в руке она держит статую Ники (Победы), а в другой руке копьё, опиралась она на круглый щит, покрытый рельефами, возле которого находилась змея. Также Фидию принадлежит легендарная статуя Зевса в Олимпии – одно из семи чудес света.

О ней эти строки из стихотворения того времени:

«Зевс ли на Землю сошёл показать тебе, Фидий, свой облик,

Или на небо ты сам видеть его восходил?»

Как вы видите, Зевс сидит на троне; его фигура сделана из золота и слоновой кости; на его голове венок из маслины. В правой руке он держит Победу, тоже сделанную из золота и слоновой кости. В левой руке скипетр, на котором восседает орёл.

Как вы думаете, почему эту статую назвали одним из семи чудес света?

Ещё одним из знаменитых скульпторов был Мирон. Он впервые нашёл приём передачи движения в определённый момент. Посмотрите на его работу Дискобол – он как будто сейчас выпрямится и пустит свой диск.

А где была установлена эта статуя?

И давайте вспомним, что же такое палестра?

Поликлет математически точно рассчитал пропорции человеческого тела. Одна из известных его статуй – Копьеносец. Поликлет создал не только идеальное физическое тело как атлета-победителя, но и доблестного, храброго, доброго воина и гражданина.

Самым знаменитым скульптором в 4 веке до н. э. был Пракситель. В то время мастера все больше внимания уделяли передаче чувств своего героя, его переживаний. Таков созданный Праксителем Гермес с младенцем Дионисом. Гермес изображен в момент, когда он остановился в пути отдохнуть. Он развлекает младенца гроздью винограда.

Сравните фигуру Гермеса и поликлетовского копьеносца. Чем они отличаются?

Пракситель не стремился показать физическую мощь в фигуре бога, а хотел подчеркнуть красоту и грацию его тела.

Другая прославленная статуя Праксителя - Афродита Книдская. Скульптор в образе богини любви изобразил красоту земной женщины. Статуя стояла в открытом круглом храме на острове Книд. Многие специально приезжали на Книд, чтобы увидеть ее, а юноши влюблялись в нее как в живую женщину.

Черты скульптуры:

  1. создание идеального гармоничного образа (гармония души и тела)

  2. отсутствие портретного сходства, т.е. все черты идеальны

Запишите эти черты себе в опорный конспект

Выдвигают предположения

Записывают

Выдвигают предположения

Выдвигают предположения

Работают с опорными конспектами

Вид изобразительного искусства, важнейшим элементом которого является статуя

Палестра

Место для занятия спортом

Рефлексия

Итак, сегодня на уроке мы с вами рассмотрели особенности культуры Древней Греции. Давайте попробуем составить свое собственное произведение искусства. У вас на парте лежат цветные камешки, которые являются частью греческой мозаики. Если на уроке сегодня вам было все понятно, то прикрепите свою часть мозаики на правую часть глиняной дощечки. Если же были трудности в изучении новой темы, то прикрепите элемент на левую часть.

Вот такой оригинальный предмет у нас с вами получился. Теперь он будет напоминать нам о сегодняшнем путешествии по просторам Древней Греции.

Выполняют задание

Выставление оценок, домашнее задание

Молодцы, хорошо поработали

Дома вам нужно будет прочитать параграф, подготовить его пересказ. Спасибо за работу!

infourok.ru

Конспект урока "Философия Античного мира"

Сценарий открытого урока по дисциплине

«Основы философии»

Тема: Философия Античного мира

Цель: рассмотреть основные идеи и основоположников ранней греческой философии, раскрыть основные принципы философских школ Античности

Оформление урока: На доске записана тема урока, цель урока, план урока ,основные понятия.

Технические средства: компьютер, проектор, мультимедийная доска

  1. Организационный момент

Преподаватель после звонка ведет перекличку студентов, отмечает неприсутствующих на уроке.

После этого преподаватель сообщает студентам тему открытого урока,цель урока. Студенты записывают данную тему в тетрадях. В это время преподаватель записывает тему в журнале учебных занятий.

  1. Опрос студентов( 3 чел.)

Давайте вспомним, что такое Основной вопрос Философии и ее 2 стороны?

Что такое материализм? Что такое идеализм? Дайте определение понятию дуализм и агностицизм?

После опроса преподаватель проставляет оценки в журнал

  1. Начало лекционного материала

Студенты пишут письменно….

По преданию духовных истоков древнегреческой цивилизации стоят семь мудрецов, чьи идеи положили начало всей античной науки, философии и этике. Философия была матерью всех наук, и первые философы знали все обо всем- не только ставили философские вопросы, но и занимались и математикой, и астрономией.

Каждый из семи мудрецов знаменит своей особой фразой:

Клеобул Линский- «Мера важнее всего»

Сократ– «Познай самого себя»

Периандр Коринфский- «Сдерживай гнев»

Питтак Метиленский –« Ничего лишнего»

«Солон Афинский – «Наблюдай конец жизни»

Биант Приенский- « Худших вегда больше»

Фаллес Милетский- «Ни за кого не ручайся».

Устно…

Обратите свое внимание, что определения «Милетский», «Спартанский», добавляемые к именам мудрецов, говорят о стране или городе, где они жили. Семерым мудрецам приписывали и другие уроки жизненной мудрости.

А сейчас давайте попробуем раскрыть основные принципы и идеи философских школ и их основоположников. Сейчас мы поговорим о тех философах, которые считаются учителями человечества. О тех, чьи философские идеи оказали решающее воздействие на наше представление о мире, на воспитание людей, на развитие человеческих начал в человеке. На обуздание животных страстей и инстинктов

Презентация: Возникновение цивилизации или ранняя греческая натурфилософия

Философы Левкипп и Демокрит были родоначальниками учения об атомах. От Демокрита из Абдер( 460-360 г до н.э) до нас дошли многочисленные отрывки его сочинений. Демокрит учил о том, что весь мир состоит из атомов и пустоты, в которой эти атомы падают. Все вещи, которые различаются по объему, форме, порядку, положению…, есть лишь различные конфигурации атомов. Это была чисто интуитивная гипотеза, у Демокрита не было никаких электронных микроскопов, но он имел яркое воображение и пытливый ум. Правда есть и такая точка зрения, что учение Демокрита не имеет отношения к физике. Что для него атом- это единица ума человека, а пустота – это его глупость. Когда атом падает в пустоту, то он ее заполняет и тогда человек становится умным

Давайте рассмотрим, еще одну презентацию, на тему: Античный атомизм, обоснование материализма

Софисты были первыми философами, преподававшими философию за весьма большие деньги. С их точки зрения, философия – это искусство спора. Они учили всевозможным приемам познания, зная, которые можно было обмануть, победить, обсмеять собеседника. Они считали себя не мудрецами, не философами, а специалистами по мудрости. Во многом унаследовал приемы софистов Сократ. Но в отличие от них Сократ был не специалистом по мудрости, а настоящим мудрецом учителем европейской цивилизации. Он не писал философских сочинений , он жил так, как учил

Фильм Сократ 20 мин.

Поскольку Сократ сам ничего не писал, то все, что мы о нем знаем, дошло до нас в основном, благодаря произведениям его ученика Платона. Во всех платоновских диалогах главный герой Сократ

Сценка: Добро и зло (2 студента)

1 студент: -Слышал я, друг мой, что ты очень умный!

2 студент:- Да уж, дураком себя не считаю,Сократ

1 студент: -А знаешь ли ты, что такое добро и зло?

2 студент: конечно знаю, клянусь собакой Сократ, кто этого не знает?

1 студент: тогда скажи, обман это зло?

2 студент: несомненно…

1 студент: - А если мать обманывает ребенка, говоря, что лекарство сладкое, лишь бы он выпил – это зло?

2 студент:- Да вроде нет…

1 студент: - А убийство конечно зло?

2 студент:- еще бы…

1 студент: А если человек убивает, защищая свой дом, свою семью- это зло?

2 студент, - клянусь собакой, не знаю Сократ. Раньше я думал, что мне хорошо понятно, что есть добро и зло. А теперь я сомневаюсь.

1 студент: - Ничего ты не думал раньше, ты просто верил бездумно тому, что тебе говорили другие, тому, что ты где- то прочитал и увидел. А сам ты, только сейчас начнешь задумываться

Главная идея самой античной философии в том, что есть вещи, которыми и должна заниматься философия- некие общие понятия, красота вообще, зло вообще, добро, мудрость, совесть, честь. Эти понятия помогают нам разобраться в хаосе повседневной жизни, обнаружить в ней устойчивые закономерности

Видеоролик «Понятия»

Окружающему миру философы Древней Греции придавали особое значение. Мир – живой организм, со своим началом и концом, со своей первозданной красотой, с величественностью гор, с размашистыми шапками деревьев. Основной источник благодати исходит от деревьев и всего зеленого покрова земли. Это мир чистоты, света и духовной красоты, в котором мы живем и существуем . Он царит в высях, улыбаясь своей красоте и кротости…

Мир прекрасен!!!

Видеоролик «Как прекрасен мир»

  1. Выдача домашнего задания: написать эссе на тему : «Философия Античного мира»

  2. Прошу заполнить карту отслеживания эффективности урока

Карта отслеживания эффективности урока

1

Гр.

Ф.И.О__________________________________

«____»________2014 г.

Ваше отношение к уроку( подчеркнуть)

  1. Отличный, интересный, захватывающий

  2. Хороший, содержательный, заставляющий работать

  3. Нормальный, обычный

  4. Скучный, работа без интереса

  5. Бесполезный, совсем не интересный

2

Вспомните (как можно точнее) название темы урока_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3

Какая цель стояла перед вами на уроке:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4

Каков был план урока?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5

Какие события, факты, закономерности, формулы, явления, правила, вы усвоили на уроке____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6

Чему новому вы научились?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7

Каковы были главные мысли, идеи на уроке____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8

Оцените урок по пятибалльной системе(1-5 б.)_________________________________

Спасибо за внимание!

videouroki.net