Эпоха бронзы (XXVI–VIII вв. до н.э.). Древний город эпохи бронзы
Эпоха бронзы - История Казахстана
Эпоха бронзы
На рубеже первой-второй четверти II тыс. до н.э. в евразийских степях была изобретена бронза. Археологические памятники племен Казахстана эпохи бронзы относятся к андроновской культуре, названной так по месту первых раскопок могильника у села Андропове под г. Ачинском в Южной Сибири. Зона ее распространения охватывала обширное пространство Южной Сибири, Казахстан, прилегающие районы Урала, Среднюю Азию до Южного Таджикистана, Афганистана, Северного Пакистана. В эпоху бронзы климат менялся в сторону потепления и сухости и почти на всей территории Казахстана развивалось скотоводческо-земледельческое хозяйство с преобладанием первого. Андроновская культура делится на три периода: ранняя бронза - XVIII - XVI вв. до н.э., средняя - XV - XII вв. до н.э., поздняя -XII - начало VIII вв. до н.э.
В Центральном Казахстане обнаружено свыше 30 поселений и более 150 могильников андроновской культуры. Здесь ранний этап - нуринский, названный по находкам в долине реки Нура. Средний - атасуский, названный по группе могильников в долине реки Атасу. Поздний - бегазы-дандыбаевский по находкам у аула Дандыбай близ Караганды и в урочище Бегазы в северном Прибалхашье. В Северном Казахстане известны памятники ранней бронзы в районе г. Петропавловска. В то время стали появляться поселения, которые можно считать предшественниками городов. Одно из них Аркаим - на границе Челябинской и Кустанайской областей. В период средней бронзы значительно изменились домостроительство, организация поселений. Примером бытового комплекса является поселение Тасты-Бутак в Западном Казахстане. Здесь открыты десятки поселений и могильников данного периода. В Восточном Казахстане десятки поселений и могильников найдены в долинах Иртыша, Бухтармы, Курчума на Алтае и Тарбагатае. На юге Казахстана и в Семиречье обнаружены скопления наскальных рисунков Тамгалы и в Каратау. Памятниками средней бронзы Семиречья являются могильники Тамгалы, Каракудук. В Каратау могильник Таутары. В низовьях Сырдарьи в Приаралье открыты уникальные памятники бронзы - мавзолеи Тегискена.
Племена бронзового века образовали исходный культурный пласт, на основе которого происходило формирование культуры ранних кочевников. Основным занятием людей было пастушеское скотоводство и мотыжное земледелие. В скотоводстве постепенно изменялся состав стада, увеличивалась доля животных, приспособленных к кочевому образу, таких как лошади, овцы, верблюды. Получило распространение отгонное скотоводство, как переходное к кочевому. На дальних пастбищах пастухи сооружали из жердей легкие каркасные жилища со стенами из циновок - предшественники юрт. Появились и войлочные кибитки, приспособленные для кочевья, установленные на четырехколесных телегах.
Важную роль в жизни племен того времени играла металлургия. Основным сырьем для изготовления орудий труда и оружия была бронза - сплав меди и олова. Центрами металлургии были Центральный и Восточный Казахстан. Материнский род сменил отцовский. Первобытнообщинные отношения постепенно разлагались, усиливалась имущественная дифференциация. Это проявилось в том, что у андроновцев были богатые погребения в виде больших курганов, где вместе с покойным находились богатое оружие, украшения. А также были бедные, в которых находились глиняные горшки, скромные украшения, части жертвенных животных.
По своему антропологическому складу андроновцы были представителями европеоидной расы - широколицые, с открытыми глазами, развитым надпереносьем, резко выступающим носом. В языковом отношении они относились к индоиранской группе.
Андроновцы поклонялись небу, солнцу, священному огню, верили в загробную жизнь, главным жертвенным животным был конь. Религиозные представления были достаточно развиты.
ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА Пособие для студентов, 1998 г.
Эпоха бронзы.
С освоением выплавки металла человечество входит в следующий период своего развития, названный археологами эпохой бронзы, так как основным материалом был сплав меди с оловом. Характерные признаки эпохи бронзы, последнего археологического периода доистории – развитая металлургия в сочетании с комплексным земледельческо-скотоводческим хозяйством. На территории Казахстана появляются новые культурные сообщества, продолжающие традиции неолита. Эти локальные группы были во многом схожи, что позволило выделить новую археологическую культуру – андроновскую. Эта культура получила свое название по месту первых находок в Минусинской котловине и разделяется на два этапа – ранней и средней бронзы. Эпоха ранней бронзы носит для Северного Казахстана название Федоровского, а для Центрального – нуринского периода (XVIII-XVI вв. до н.э.). Средняя бронза в Северном Казахстане носит название алакульского, в Центральном – атасуского периода (XV-XII вв. до н.э.). Начиная с XII в. до н.э., андроновская культура сменяется культурными кочевыми общностями поздней бронзы: срубной – в Западном Казахстане и бегазы-дандыбаевской – в Центральном (XII-VIII вв. до н.э.). Хозяйство андроновцев. С изобретением бронзы человек получил прочные орудия труда для обработки степных почв. В результате оседлое скотоводческое хозяйство превратилось в комплексное скотоводческо-земледельческое. Андроновцы жили в жилищах типа полуземлянки, покрытой ветками, шкурами и дерном. Скотоводство было в основном оседлым, пастушеским. Разводили коз, коров, верблюдов. В поймах рек андроновцы занимались мотыжным земледелием. Особыми отраслями хозяйства андроновских племен были горное дело и металлургия. В эпоху бронзы Казахстан был одним из первых производителей бронзы в мире. Объемы выплавленного металла были огромны. Так, только в районе Джезказгана было получено 100 тыс. тонн меди. Олова же по Центральному Казахстану было добыто 130 тонн, что достаточно для выплавки 15 тыс. тонн чистой бронзы. Важной отличительной чертой андроновской культуры было использование керамических изделий. Изготавливались сосуды различных форм – баночной, горшковой. Применялся геометрический орнамент: меандры в виде сложных крестообразных фигур из параллельных линий. Археологические памятники. В эпоху ранней бронзы в северо-западном Казахстане появились крупные укрепленные поселения городского типа. Наиболее исследованным из них является Аркаим на территории Южного Урала. Это был своеобразный город с четкой планировкой, двумя линиями укреплений, многочисленными ремесленными мастерскими. Всего в Приуралье и Северо-3ападном Казахстане выявлено около двух десятков подобных ранних городов, датированных XVIII-XVI вв. до н.э. Интересен и погребальный обряд андроновцев. Хоронили умерших в каменных ящиках, сделанных из вертикально поставленных плит. Могила накрывалась сверху каменной плитой, над которой насыпался невысокий курган. Умершего сопровождали богато орнаментированные сосуды, украшения из бронзы и золота. Иногда встречались случаи трупосожжения, когда хоронили пепел умершего. В Западном Казахстане исследованы могильники Киргильды и поселение Тасты-Бутак, относящиеся к эпохе бронзы. В Центральном – могильники Акшатау, Бугулы, поселения Ботакара нуринского этапа и памятники Карабие, Айшарак, Карасай – атасуского. В Восточном Казахстане найдены могильники: Канай, Сарыколь, Койтас. В Северном Казахстане к федоровскому этапу относятся могильники Боровое, Обалы, Биирек-Коль, а алакульскому – могильник и поселение Алексеевское, могильники Ефимовка, Петропавловский. В Южном Казахстане и Семиречье исследованы могильники Тау-Тары, Куюкты, Каракудук. С аридизацией климата на территории Казахстана зарождается более прогрессивный тип хозяйства – полукочевое скотоводство. Поселения постепенно превращаются в зимовки, земледелие приобретает подсобный характер. В стаде увеличивается доля лошадей и овец, способных круглый год находиться на подножном корме. Это приводит к тому, что в Центральном Казахстане комплексная земледельческо-скотоводческая андроновская культура XII-X вв. до н.э. сменяется скотоводческой бегазы-дандыбаевской культурой, названной так по могильникам Бегазы и Дандыбай. Отличительная черта этой культуры – монументальные погребальные сооружения со сложной планировкой. Внушительный вид и богатый погребальный инвентарь говорят о принадлежности их к родоплеменной знати, т.е. мы имеем дело с уже сформированным стратифицированным обществом, близким к образованию государств. Разложение родовой общины. Переход от присваивающих форм хозяйства – собирательства и охоты, к производящим – земледелию и скотоводству, привел к появлению регулярного избыточного продукта. Переход к производящему хозяйству привел к такому росту производительных сил, что впервые появляется возможность постоянного накопления избыточного продукта. Это привело к коренному перевороту в функционировании системы “ландшафт-общество”. Человек начинает активно воздействовать на экологическую нишу, которую занимает, преобразуя ее. Производственный процесс усложняется, один человек в течение своей жизни уже не способен овладеть всем объемом знаний, необходимых для производства. Начинается специализация, часть общинников начинает выполнять функции организаторов производства, не участвуя в нем непосредственно. Это стало возможным только благодаря избыточному общественному продукту, за счет которого содержались организаторы производственного процесса. В этот период ритуально-магическая, религиозная и производственная сферы еще были неразрывно переплетены, т.к. накопленные знания могли объясняться только как сверхъестественные, божественные феномены, вырастает роль мантики - системы гаданий и предсказаний, тесно связанных с производственным циклом, получил развитие культ плодородия и размножения, заметно усложняется культ предков. Тесная взаимосвязь производственной и религиозной сфер привел к фактическому их слиянию в практике жрецов, выступавших одновременно организаторами духовной и производственной жизни общины. С другой стороны, среди общинников выделяется еще одна специализированная группа – воины. В эпоху господства охоты все взрослые мужчины могли быть воинами, столкновения между родовыми коллективами возникали лишь в случае защиты охотничьих угодий или кровной мести. С возникновением же производящего хозяйства большая часть населения уже не обладает необходимыми боевыми навыками, превращаясь из охотников в мирных скотоводов и земледельцев. В то же время появление избыточного продукта приводит к двум возможностям. Во-первых, появляется возможность силой отнимать избыточный продукт у соседней общины, т.е. война с целью грабежа превращается в источник постоянной наживы. Во-вторых, появляется возможность за счет избыточного продукта содержать профессиональных военных, также как и жрецы, не занятых в производстве и получающих возможность сосредоточить усилия на совершенствовании специфических навыков. Выделение особого слоя военной знати тесно связано с зарождением отношений власти – подчинения, т.к. сложное, иерархически соподчиненное общество уже не может регулироваться только обычаями. Развитие духовной культуры, мифологии и религии приводит к появлению понятий добра и зла, а значит и морали, как нового социального регулятора. Таким образом, мы можем говорить о возникновении в эпоху бронзы, во II тыс. до н.э. среди населения Казахстана публичной власти, т.е. особого слоя людей, основным занятием которых является выполнение управленческих, властных функций. Общины объединялись в кишвары – “области”. По сути, “область” представляло собой племя – союз общин с целью регулирования экономических отношений между общинами и организации совместной обороны от врагов. Центрами таких племен – “областей” были, вероятно, крупные поселения, фактически протогорода, появившиеся в начале II тысячелетия до н.э. в северо-западных регионах Казахстана и прилегающих регионах России. Наиболее известен из них Аркаим, но кроме него уже сейчас выявлено около двух десятков подобных крупных населенных пунктов, каждый из которых был центром сельскохозяйственной округи и ремесленного производства. Протогорода имели правильную планировку и мощные оборонительные укрепления, культовые сооружения. Тип власти, сложившийся на территории Казахстана в эпоху бронзу с уверенностью можно интерпретировать как вождество или чифдом, т.е. предгосударственную форму власти. Фактически во II тысячелетии до н.э. на территории Казахстана начинает складываться древнейшая цивилизация, базирующаяся на комплексном оседлом скотоводческо-земледельческом хозяйстве, возникают зачатки городов-государств, зарождается царская власть. Постепенно возникают условия для образования государства, однако начавшаяся складываться цивилизация в середине ХV в. до н.э. приходит в упадок. Кризис протогородской цивилизации был связан с изменением климата. Начавшееся усыхание степной и лесостепной зоны Казахстана в ХV веке до н.э. привел к упадку крупных поселений, протогорода были заброшены, а население сосредотачивается в небольших поселках в поймах рек и озер. Социальные и потестарные отношения были законсервированы на долгое время, и процесс возникновения государства приостановился. Цивилизация, основанная на оседлом хозяйстве в условиях аридных степей Казахстана, чутко реагирующих на все глобальные природно-климатические изменения, оказалась исторически бесперспективной. В регионах, где подобные изменения смягчались близостью моря (Китай, Египет, Междуречье, Средиземноморье, Мезоамерика), цивилизация пошла по генеральному пути развития, резко континентальной климат Центральной Азии обусловил появление альтернативой линии развития общества в рамках кочевого скотоводства, появившегося в конце II – начале I тысячелетия до н.э. Согласно письменным источникам, племена, населявшие Казахстан в эпоху бронзы, носили общее самоназвание – арья. В то же время известны названия племен и племенных объединений туров, даха, хьона, сайрима. В XII-X вв. до н.э. этническая ситуация в Казахстане значительно изменяется. С востока в Центральный Казахстан перемещаются племена – носители карасукской культуры, здесь на базе местного пришлого населения формируется бегазы-дандыбаевская культура. В то же время андроновцы-арья мигрируют в южном и юго-восточном направлении и проникают в Среднюю Азию, а через нее в Иран и Северную Индию, где они стали известны как арии или арийцы. Постепенно отгонное скотоводство в степи сменяется более продуктивным способом производства – кочевым, что приводит к дальнейшему росту производительных сил и усложнению политической системы племен Казахстана.
Кузембайулы Аманжол, Абиль Еркин ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА
tarikh.kz
Эпоха бронзы (2800-900 г. до н.э.) – Каменный век – Kaz-Ekzams.ru
admin 13.09.2015
Каменный век
Эпоха бронзы
Бронза — сплав меди и олова По подсчетам К.И.Сатпаева, в древности в Жезказганском регионе был добыт почти 1 миллион тонн руды, из которой получено более 100 тысяч тонн меди.Во 2 тысячелетии до н.э., около 4 тысяч лет назад, древние жители Казахстана научились выплавлять бронзу. Изделия из бронзы вытеснили каменные и медные орудия труда. Это время в истории получило название эпоха бронзы. Крупнейшая культура эпохи бронзы в Европе и Азии — Андроновская, название идет от места первых находок у села Андроново возле города Ачинска в Южной Сибири. Памятники андроновской культуры распространены от реки Урал до Енисея. Завершающий период эпохи бронзы на территории Центрального Казахстана получил название «бегазы-дандыбаевская культура».
Ее хронологические рамки — XII-VIII вв. до н. э. Названа она так по погребениям в местностях Бегазы и Дандыбай в Центральном Казахстане. Комплексное изучение эпохи бронзы началось в 1946 году, когда была создана археологическая экспедиция под руководством видного ученого А.Х. Маргулана. Поселение Аркаим находится на границе Костанайской области Казахстана и Челябинской области России. Он относится к эпохе бронзы и является предшественником древних городов. Поселения по реке Ишим в районе сел Петровка и Боголюбово в Северо-Казахстанской области были окружены рвами и валами.Жилища андроновцев — полуземлянки, покрытые ветками, шкурами, дерном. Внутри был очаг из камня. В земле рыли яму, где хранили мясо и молочные продукты. К жилищу пристраивались загоны для скота. На основании раскопок поселений Чаглинка, Петровка в Северном Казахстане ученые считают, что легкое круглое жилище андроновцев является прототипом казахской юрты. Главным занятием андроновцев было пастушеское скотоводство. Разводили коров, овец, коз и лошадей. Земледелие играло вспомогательную роль. Выращивали пшеницу, просо, ячмень. Горное дело и древняя металлургия играли важную роль в хозяйстве андроновских племен. Рыхлые руды добывали «кайлованием». В плотных породах использовали метод «огневой проходки», при котором разводили костер, а когда порода нагревалась, охлаждали ее водой и рудное тело давало трещины. Найдены сосуды с дырочками для отцеживания от творожной массы сыворотки, т.е. люди умели готовить сыр и творог. Глиняную посуду обжигали в специальных печах, украшали орнаментом: крестообразными фигурами, параллельными линиями.Учеными изучены 30 поселений и 150 могильников Центрального Казахстана. Умерших андроновцы хоронили головой на запад или юго-запад.По антропологическому типу андроновцы были европеоидами. Около трех тысяч лет назад произошли изменения природных условий. Климат стал засушливее, зима суровой и длительной, лето коротким и жарким. Постепенно, из придомного и полукочевого скотоводства древние жители стали переходить к кочевому скотоводству. Держали лошадей и овец, способных к дальним перекочевками и тебенёвке (добыче корма из-под снега). В эпоху бронзы был приручен верблюд в Центральном и Западном Казахстане. Жилища и могильники отличаются крупными размерами, стены жилищ выстраивали плитами из камня. Большинство погребений бегазы-дандыбаевской культуры представлено курганами. Медные и бронзовые серпы найдены в Мало-Красноярке Восточно-Казахстанской области, в Алексеевке Западно-Казахстанской области, в Степняке Северо-Казахстанской области, а также в Жетысу (Семиречье). На месте исследованного поселения в Кокшетауском регионе в районе Чаглинки (Шагалалы) была найдена бронзовая коса. Начался распад первобытно-общинного строя. Матриархальная родовая община сменяется патриархальной, что связано с ростом роли мужчины в хозяйстве. В среде членов общин стали появляться богатые люди. Кочевники имели скот в частной собственности, земля же оставалась общинной, родовой собственностью. В бегазы-дандыбаевскую эпоху стали появляться курганы где был похоронен один человек. Наличие богатых погребений говорит об имущественном неравенстве и социальном расслоении. Эпоха бронзы стала временем становления религии с особыми служителями культа — жрецами. В раннем периоде андроновской культуры покойника сжигали на костре, это связано с культом огня. Позже умершего клали в каменный склеп в скорченном состоянии на боку.Люди эпохи бронзы оставили после себя богатое культурное наследие в виде множества ювелирных изделий. Это украшения из бронзы: перстни, кольца, браслеты, бусы, серьги. Встречаются серьги из золотых пластинок. Бусы инкрустировались драгоценными камнями.Казахстан богат наскальными рисунками — петроглифами. Крупнейшим скоплением наскальных рисунков является район Семиречья (урочище Тамгалы). Наскальные рисунки в местностях Тамгалы, Жасыбай. Хантау изображают архаров, оленей, верблюдов, танцующие человеческие фигуры. Излюбленным было изображение двугорбого верблюда. Бык — символ плодородия, могущества и силы. Распространено изображение колесниц, в Каратау их 49. Клыки диких зверей в ожерельях носили в качестве амулета. У андроновцев широкое развитие получило искусство камнерезания, а также изготовления различных предметов быта: головки веретен, зернотерки, сосуды для хранения пищи и т.п.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Просмотров: 1 030
kaz-ekzams.ru
§ 8. Особенности эпохи бронзы
Внедрение в производство орудий труда из металла. Со временем изменились сознание человека, его восприятие и постижение мира, обогатился жизненный опыт. Из поколения в поколения передавались опыт и знания. Медь стала первым металлом, внедренным в производительное хозяйство. Вначале люди использовали самородную медь. Постепенно древние люди научились выплавлять из самородной меди мелкие предметы: иглы, наконечники стрел, медные пластинки. В эпоху бронзы они стали выплавлять медь из смешанной
РУДЫ.
Бронза не встречается в природе в чистом виде. Это сплав меди и олова. Смешанные руды этих металлов в древности в обилии встречались возле современного Зыряновска, Жезказгана, в горах Кар- каралы, Акшатау. По подсчетам известного казахстанского ученого К.И. Сатпаева, в древние времена в Жезказганском регионе был выработан почти 1 миллион тонн руды, из которой было получено более 100 тысяч тонн меди. На Нарымском и Калбинском рудниках Восточного Казахстана было добыто почти 1100 тонн олова.
Поселения древних металлургов располагались вблизи рудников. Для выплавки руды строились сложные по конструкции котлы. К ним пристраива
ли приспособления для подачи воздуха. Такие котлы в большом количестве найдены в местах древних рудных выработок.
Эпоха бронзы охватывает период с 2800 по 900 год до н.Э.
Эпоха бронзы охватывает период с 2800 по 900 год до н.э.
Медесодержащую руду добывали следующим способом: перед рудной массой разводили огонь, затем, когда она нагревалась, заливали холодной водой. В результате руда трескалась, раскалывалась. После этого с помощью каменных или медных орудий ее измельчали каменными топорами. Медную руду жгли на огне, затем плавили в специальной печи. Готовый сплав размещали в формы из камня или глины и получали необходимый предмет. В зависимости от того, для каких целей использовался получаемый предмет, делали различный количественный состав сплава меди и олова. Из бронзы изготовляли топоры, ножи, кинжалы, наконечники стрел и копий, серпы, различные украшения.
Глиняные сосуды андроновской культуры.
Переход к бронзовым орудиям труда. От использования самородной меди человек постепенно перешел к выплавке меди. В этом ему помогли навыки, полученные при обжиге глиняной посуды, умение делать печи и создавать в них высокие температуры. Добавляя к медной руде олово, люди научились производить бронзу. Выплавленные орудия труда обладали твердостью камня, плавкостью меди и красивым желтым цветом. Так, во 2 тысячелетии до н.э., около 4 тысяч лет назад, древние жители Ка-
Аркаим.
захстана научились выплавлять бронзу. Изделия из бронзы вытеснили каменные и медные орудия труда. Это время в истории получило название эпоха бронзы. Появление бронзовых орудий труда сильно повлияло на повышение производительности труда. Например, бронзовым топором можно было срубить дерево в три раза быстрее, чем каменным.
Древние люди достигли определенных успехов в деле плавки бронзы. При изготовлении форм для заливки использовали глину, металл, иногда камень. Для изготовления наконечников, кинжалов использовали комплексные формы. Заливанием в формы изготовляли медные котлы, жертвенные столы. После отливки многие изделия проходили дополнительную обработку.
Андроновская культура. Ученые-археологи описали жизнь племен эпохи бронзы, живших на территории Евразии, назвав их носителямиандро- новской культуры.Такое название идет от места первых находок у села Андроново возле города Ачинска в Южной Сибири.
Памятники андроновской культуры распространены от реки Жайык (Урал) на западе до Енисея на востоке, от тайги на севере до гор Памира на юге.
Ученые исследовали более 80 поселений Северного и Западного Казахстана. Некоторые из них можно назвать предшественниками древних городов. Так, например, на границе Костанайской области Казахстана и Челябинской области России проводятся раскопки города Аркаима. Он относится к эпохе бронзы и, по мнению многих ученых, является древнейшим городом. Поселения по реке Есиль (Ишим) в районе сел Петровка и Боголюбово в Северо-Казах- станской области были окружены рвами и валами. Учеными также изучены 30 поселений и 150 могильников Центрального Казахстана. Все это позволяет сделать выводы об образе жизни древних жителей на территории нашей страны.
Ученые восстановили жилища андроновцев. Они представляют собой полуземлянки, покрытые ветками, шкурами, дерном. Кровля жилища часто делалась из хвороста, уложенного на жерди, которые сверху засыпали землей. Внутри такой полуземлянки был очаг, сложенный из камня. В земляном полу выкапывалась хозяйственная яма для хранения молочных продуктов и мяса. К жилищу пристраивались загоны для крупного рогатого скота, овец, лошадей;
Глиняная посуда.
По своему физическому типу андроновцы были европеоидами. Для них характерны невысокий рост, крепкое телосложение, широкое лицо, низкие глазные впадины и сильно развитые надбровные дуги. Вот что пишет об их внешнем виде академик В.П. Алексеев:
.. .. ;* А«Андроновцы были очень носаты, а лица их почти без скул, с широко открытыми глазами, возможно, напоминали лица кавказцев. Грубого облика, но красивые люди, мощного телосложения, мужественного вида».
Хозяйство и быт андроновцев. Исследования археологов показали, что для андроновцев главным занятием было пастушеское скотоводство, земледелие и рыбная ловля. Они жили вдоль рек Есиль, Тобол, Иртыш, Бухтарма. Несколько хозяйств объединялись в поселения. Выбирали места, богатые травой и защищенные от ветра, чтобы удобно было пасти скот. Ученые, изучающие животных по их останкам, установили внешний вид и размеры животных. Быки весили около 350 килограммов и достигали роста 120 сантиметров. Овцы были ростом до 70 сантиметров и весом до 50 килограммов. Андроновцы разводили породу лошадей ростом до двух метров. Были также и другие породы - малорослые, высотой 140 сантиметров и поджарые скакуны высотой 160 сантиметров. Разводили андроновцы также верблюдов. Скотоводство было в основном оседлым, пастушеским.
Недалеко от поселений располагались поля, где
выращивали пшеницу, просо, ячмень. Археологи нашли посуду с остатками пригоревшей просяной каши, а также следы сожженной пшеницы на жертвенниках. О занятии земледелием говорят орудия труда - зернотерки для растирания зерна в муку, каменные мотыги для обработки земли, медные и бронзовые серпы. Земледелие играло вспомогательную роль. Основным занятием было скотоводство, растительная пища дополняла мясо-молочную.
Сосуды, найденные археологами, имеют дырочки для отцеживания от творожной массы сыворотки. Это говорит о том, что уже в те времена люди умели готовить сыр и творог.
Важной чертой андроновской культуры было использование глины для изготовления посуды. Глину обжигали в специальных печах. Изготовлялись сосуды различных форм - в виде банок, горшков. Посуда богато украшалась орнаментом: крестообразными фигурами, параллельными линиями.
У андроновских племен были высоко развиты рудное делом металлургия.В эпоху бронзы у них усилилось поклонение силам природы. Умерших анд- роновцы хоронили головой на запад или юго-запад. Наскальные рисунки эпохи андроновцев сохранились в Казахстане в местностях Тамгалы, Жасыбай, Хантау. На них изображены архары, олени, верблюды, танцующие человеческие фигуры и т.д.
Жилища андроновцев. Ученые реконструировали жилища андроновцев. Они имели вид полуземлянок, а снаружи замазывались глиной. Для покрытия крыши использовались ветки деревьев, сверху они покрывались сеном, затем глиной или дерном. Внутри землянки устанавливался очаг. В земле рыли яму, где хранили мясо и молочные продукты.
На зиму жители заготовляли корма. Около домов строили загоны для скота. На основе изучения костных останков ученые установили, что анд- роновцы разводили коров, овец, коз и лошадей.
Раскопки поселений Чаглинка, Петровка в Северном Казахстане показали, что постройки с каркасными стенами из вертикальных жердей, с решетками из плетня напоминают юрту. Пирамидальное или коническое перекрытие наверху строения предназначалось для выхода дыма. Ученые считают, что легкое круглое жилище андроновцев является прототипом казахской юрты.
Стоянка эпохи бронзы.
А 1
?! 1. Как повлияла на производительность труда обработка меди и появление бронзы?
Покажите на карте регионы распространения андроновской культуры.
Определите, на территории каких государств они расположены.
Опишите жилища андроновцев.
Где на территории Казахстана найдены рисунки людей эпохи бронзы.
Вопросы для самопроверки
Когда в Казахстане научились выплавлять бронзу?
Около 4 тысяч лет назад С. Около 3 тысяч лет назад
Около 7 тысяч лет назад D. Около 5 тысяч лет назад
Как андроновцы хранили мясные и молочные продукты?
Не умели хранить мясные и молочные продукты
В специальных наземных сооружениях
В хозяйственных ямах
Сразу перерабатывали мясные и молочные продукты
studfiles.net
Эпоха бронзы (XXVI–VIII вв. до н.э.)
Ранний период (середина – конец 3-го тысячелетия до н.э.).
В начале этого времени на территорию Казахстана с запада проникают представители так называемой ямной культурно-исторической общности. Продвижение их было, по-видимому, в историческом смысле очень быстрым, о чем свидетельствуют единицы обнаруженных к настоящему времени памятников в Казахстане. Хозяйство ямников было по преимуществу пастушеским, они изготовляли четырехколесные деревянные повозки, пользовались медными орудиями. Позднее, потомки ямников создали афанасьевскую культуру, в ареал которой, кроме Южной Сибири, вошел и Восточный Казахстан.
Уникальными, самыми восточными «ямными» памятниками, являются курган №2 могильника Карагаш (200 км к ЮВ от г. Караганды) и погребение, обнаруженное в могильнике Григорьевка-2 (35 км к С от г. Павлодар).
Средний период (XX–XIII вв. до н.э.).
Часть Западного и Северного Казахстана входила в ареал синташтинской культуры (XX–XVIII вв. до н.э.), к которой относится широко известное укрепленное поселение Аркаим (Челябинская обл. России). В Костанайской области находится поселение Камысты (Первомайское), подобное по своей архитектуре Аркаиму. Синташтинскими могильниками являются Танаберген IIи Жаман-Каргала I в Актобинской области.
Однако в целом данный период характеризуют памятники андроновской культурно-исторической общности (XVIII–XIIIвв. до н.э.), простиравшейся с запада на восток от Урала до Енисея и с севера на юг от тайги до гор Памира, Тянь-Шаня и Алтая. Территория Казахстана была основной зоной обитания андроновских племен, о чем свидетельствуют материалы многочисленных и ярких памятников, в том числе поселения, имеющие значительную площадь и могильники с большим количеством погребальных сооружений.
Ведущая роль племен казахстанского региона, особенно района Центрального Казахстана, была обусловлена богатейшими залежами медной руды и крупномасштабным металлургическим производством.
В андроновскую общность входил три археологические культуры: петровская, алакульская и федоровская.
Петровская культура (XVIII-XVI вв. до н.э.). В Северном Казахстане известны ее поселения — Петровка II (давшее название всей культуре), Амангельды I, Кеноткель V, Семиозерное II, Новоникольское I, Боголюбово I. Характерной чертой петровских поселений является наличие оборонительных рвов. Петровские погребальные памятники представлены обособленными детскими кладбищами, подкурганными захоронениями взрослых мужчин-воинов (изредка женщин). В курганах могильников Кенес, Улубай, Берлик, Новоникольское (Северный Казахстан), позднепетровского могильника Сатан (Центральный Казахстан)были найдены остатки двухколесных боевых повозок или колесниц (в заполнении могил фиксируются отпечатки колес со спицами).
Кости домашних животных, развитие домашних промыслов, таких как гончарство, ткачество, косторезное дело, изготовление украшений, оружия и орудий труда из бронзы, изготовление колесниц — всё это свидетельство утверждения производящей экономики. Сложилось комплексное скотоводческо-земледельческое хозяйство, основу которого составляло пастушеское скотоводство.
Алакульская культура датируется XV–XIII вв. до н.э. Территориально она распространилась по всему Казахстану, за исключением его восточных областей. Материальная культура алакульцев выросла на базе культуры петровских племен, что проявилось в керамике, вещевом инвентаре, архитектуре, погребальном обряде. Наиболее известные поселения — Алексеевское, Перелески II, Явленка I, Петровка I (Северный Казахстан), Атасу I (Центральный Казахстан). Могильные ямы в некрополях Северного Казахстана (могильники Перелески, Алексеевский, Конезавод, Амангельды I и др.) находятся под курганными насыпями из земли, с каменными кольцами по основанию. В Центральном Казахстане (могильники Майтан, Копа, Нуркен Бозинген и др.) курганные насыпи встречаются единично — фиксируются ограды в виде колец из поставленных на ребро плит, вкопанных в канавки. Умершего, помещали в ящик из каменных плит, преимущественно на левый или правый бок, в скорченном положении с кистями рук перед лицом. Такая поза погребенного придавала сходство с позой младенца в утробе матери, в данном случае утробе матери-земли. Перед некоторыми могилами, в которых погребали представителей привилегированной группы воинов-колесничих, помещали пару коней в позе галопа, что символизировало колесничную запряжку. В одной из могил раннеалакульского могильника Ащису (Карагандинская область) был найден уникальный для территории степной Евразии медный сосуд, свидетельствующий о чрезвычайно высоком уровне металлообработки алакульцев.
Алакульская культура, основой для которой была материальная культура петровцев, знаменует собой время стабильного развития андроновского общества. Получает дальнейшее развитие скотоводческо-земледельческая направленность хозяйства, развиваются бронзолитейное производство, ткачество, гончарство и другие домашние промыслы.
Федоровская культурасуществовала одновременно (XV–XIII вв. до н.э.) и совместно с алакульской. Территория ее распространения помимо Казахстана захватывала Южный Урал и Западную Сибирь, причем в каждом регионе памятники отличаются определенным своеобразием.
Центральноказахстанский вариант федоровской культуры был назван в свое время нуринским. Федоровские сосуды в отличие от алакульских имеют плавный профиль и более сложный геометрический орнамент.
В степной части Центрального Казахстана известно не более полутора десятка памятников, в том числе поселения Усть-Кенетай, Икпень I, Майоровка, Энтузиаст II; могильники Бугулы I, Балыкты, Акимбек, Алпымса, Шоиндыколь. Отмечены две тенденции в развитии домостроения: возведение небольших каркасных наземных построек и строительство крупных прямоугольных сооружений полуземляночного типа.
На могильниках обнаружены захоронения в курганах и оградах из плит, положенных плашмя или вкопанных вертикально. Наиболее характерными чертами погребального обряда являются кремация и сооружение цисты — возведение по периметру могилы стенок из плашмя положенных каменных плиток. Погребения всегда сопровождают 1 или 2 сосуда, вещевой инвентарь клали не во все могилы. Малочисленность погребального инвентаря федоровцев объясняется факторами, вероятнее всего, отражающими специфику погребального ритуала.
О развитой социальной структуре федоровцев свидетельствует ряд погребальных памятников, обладающих значительными размерами и сложной конструкцией (могильник Аксу-Аюлы–2 в Карагандинской области). Несомненно, что строительный опыт федоровских мастеров лег в основу архитектуры следующей эпохи.
Поздний период (XII–IX вв. до н.э.).
Саргаринско-алексеевская культура — была названа так по названию двух главных памятников: комплекса Саргары (Акмолинская обл.) и поселения Алексеевское (Костанайская обл.). Памятники этой культуры находятся на территории всего Казахстана, а также степного Алтая в России. Непременным компонентом их инвентаря были глиняные сосуды, украшенные по шейке налепным или формованным валиком. Известно не менее двух сотен поселений (например, Саргары, Алексеевское, Садчиковское, Атасу I, Мыржык, Талдысай, Бугулы II, Копа I) и около 40 могильников (например, Саргары, Каратугай, Актопрак) данной культуры.
На многих поселениях (Атасу I, Талдысай) встречаются признаки собственного бронзолитейного производства — печи для выплавки меди, шлаки, литейные формы. В целом хозяйство населения позднебронзового периода характеризуется как преимущественно скотоводческое, яйлажной направленности.
Погребальные сооружения саргаринско-алексеевской культуры представляли собой неглубокие грунтовые могильные ямы, окруженные каменными кольцами. В Центральном и Восточном Казахстане могильники отличаются каменными конструкциями различных типов.
По наиболее ярким могильникам позднебронзовая культура населения Центрального Казахстана была названа бегазы-дандыбаевской. Оба могильника, давших название культуре, находятся в Карагандинской области (могильник Дандыбай в настоящее время затоплен водохранилищем). На могильнике Бегазы были раскопаны грандиозные для того времени сооружения, названные мавзолеями. Они представляют собой четырехугольные помещения, стены которых сложены из массивных каменных блоков и обставлены огромными каменными плитами, сохранившими к настоящего времени высоту до 2 м. К сожалению, все они разграблены еще в древности, однако остатки инвентаря (бронзовые изделия и весьма тщательно изготовленные керамические сосуды), говорят о том, что в них были погребены люди высокого социального ранга. В настоящее время, спустя более полувека после раскопочных работ, на мавзолеях могильника Бегазы, проведены реставрационные работы.
Каменные бегазы-дандыбаевские мавзолеи исследованы также в могильниках Енбексуйгуш, Айбас-Дарасы, Бугулы-3, Сангыру-1, Сангыру-3, Ортау-2 (все в Карагандинской области).
В настоящее время одной из важных проблемных вопросов археологии позднебронзового века Казахстана является соотношение указанных двух культурных образований. Наряду с признанием их сосуществования, разрабатывается концепция бытования на большей части Казахстана одной бегазы-дандыбаевской культуры, оказавшей влияние на племена многих сопредельных регионов Сибири и Южного Урала. Крупные каменные мавзолеи, согласно этой концепции, являются местами погребения правителей (вождей) местных племенных объединений, обслуживали которых крупные поселения протогородского типа (Кент, Бугулы-1 и др.), а небольшие погребения и поселения принадлежали рядовому населению.
Самым крупным памятником того времени, является поселение с саргаринской керамикой Кент (Карагандинская обл.), занимающее площадь 30 га и претендующее на статус древнего города.
Период перехода от эпохи бронзы к раннему железному веку (VIII в. до н.э.). Опорным памятником является поселение Донгал (Карагандинская обл.), керамика которого была выделена в особый тип (донгальский), сочетающий признаки саргаринско-алексеевской посуды с особенностями, получившими развитие в последующую эпоху раннего железа. Донгальская керамика была выявлена в материалах многих поселений Казахстана и Алтая, а также в погребениях могильника Кызыл (Карагандинская обл.).
Жилища этого времени уменьшаются в размерах и обладают четко выраженными общими архитектурными чертами — стены, сложенные из каменных плит, наличие очага из каменных брусков и выхода в виде «Г»-образного коридора. Формирование памятников донгальского типа было связано с изменениями в системе хозяйственной деятельности — переходом к подвижному кочевому скотоводству, что впоследствии изменило весь облик культуры и на три тысячелетия определило ход исторических процессов в степном поясе Евразии.
В Южном Казахстане по материалам поселения Бургулюк выделана керамика каржантауского типа, во многом схожая с донгальской посудой.
e-history.kz
Эпоха бронзы - История Казахстана. Древний период - История Казахстана - Материалы для домашней работы
Эпоха бронзы (2800-900 г. до н.э.)
По подсчетам К.И.Сатпаева, в древности в Жезказганском регионе был добыт почти 1 миллион тонн руды, из которой получено более 100 тысяч тонн меди.
Бронза - сплав меди и олова. Во 2 тысячелетии до н.э., около 4 тысяч лет назад, древние жители Казахстана научились выплавлять бронзу. Изделия из бронзы вытеснили каменные и медные орудия труда. Это время в истории получило название эпоха бронзы.
Крупнейшая культура эпохи бронзы в Европе и Азии – Андроновская, название идет от места первых находок у села Андроново возле города Ачинска в Южной Сибири. Памятники андроновской культуры распространены от реки Урал до Енисея.
Поселение Аркаим находится на границе Костанайской области Казахстана и Челябинской области России. Он относится к эпохе бронзы и является предшественником древних городов. Поселения по реке Ишим в районе сел Петровка и Боголюбово в Северо-Казахстанской области были окружены рвами и валами. Учеными изучены 30 поселений и 150 могильников Центрального Казахстана.
Андроновцы были европеоидами крепкого телосложения, невысокого роста. Их облик исследовал академик В.П.Алексеев.
Жилища андроновцев - полуземлянки, покрытые ветками, шкурами, дерном. Внутри был очаг из камня. В земле рыли яму, где хранили мясо и молочные продукты. К жилищу пристраивались загоны для скота. На основании раскопок поселений Чаглинка, Петровка в Северном Казахстане ученые считают, что легкое круглое жилище андроновцев является прототипом казахской юрты.
Главным занятием андроновцев было пастушеское скотоводство. Разводили коров, овец, коз и лошадей. Земледелие играло вспомогательную роль. Выращивали пшеницу, просо, ячмень. Использовали каменные мотыги, медные и бронзовые серпы, зернотерки. Найдены сосуды с дырочками для отцеживания от творожной массы сыворотки, т.е. люди умели готовить сыр и творог.
Глиняную посуду обжигали в специальных печах, украшали орнаментом: крестообразными фигурами, параллельными линиями. Горное дело и древняя металлургия играли важную роль в хозяйстве андроновских племен.
Умерших андроновцы хоронили головой на запад или юго-запад.
Завершающий период эпохи бронзы на территории Центрального Казахстана получил название «бегазы-дандыбаевская культура». Ее хронологические рамки - XII-VIII вв. до н. э.
Комплексное изучение эпохи бронзы началось в 1946 году под руководством ученого А.Х.Маргулана.
Около трех тысяч лет назад произошли изменения природных условий. Климат стал засушливее, зима суровой и длительной, лето коротким и жарким. Постепенно, из придомного и полукочевого скотоводства древние жители стали переходить к кочевому скотоводству. Держали лошадей и овец, способных к дальним перекочевками и тебенёвке (добыче корма из-под снега). В эпоху бронзы был приручен верблюд в Центральном и Западном Казахстане.
На смену андроновской культуре с земледельческо-скотоводческим характером пришла кочевая бегазы-дандыбаевская культура. Названа она по погребениям Бегазы и Дандыбай в Центральном Казахстане. Жилища и могильники отличаются крупными размерами, стены жилищ выстраивали плитами из камня. Большинство погребений бегазы-дандыбаевской культуры представлено высокими курганами.
Медные и бронзовые серпы найдены в Мало-Красноярке Восточно-Казахстанской области, в Алексеевке Западно-Казахстанской области, в Степняке Северо-Казахстанской области, а также в Жетысу (Семиречье). На месте исследованного поселения в Кокшетауском регионе в районе Чаглинки (Шагалалы) была найдена бронзовая коса.
Племена эпохи бронзы жили в родоплеменных отношениях. Усугубился распад первобытнообщинного строя. Появилась частная собственность. Кочевники имели скот в частной собственности, земля же оставалась общинной, родовой собственностью. В бегазы-дандыбаевскую эпоху стали появляться курганы, где был похоронен один человек. Наличие богатых погребений говорит об имущественном неравенстве и социальном расслоении.
Эпоха бронзы стала временем становления религии с особыми служителями культа - жрецами. Жрецы были хранителями знаний и традиций.
Люди эпохи бронзы оставили после себя богатое культурное наследие в виде множества ювелирных изделий. Это украшения из бронзы: перстни, кольца, браслеты, бусы, серьги. Встречаются серьги из золотых пластинок. Бусы инкрустировались драгоценными камнями.
Клыки диких зверей в ожерельях носили в качестве амулета. У андроновцев широкое развитие получило искусство камнерезания.
Эпоха бронзы охватывает период
Одной из самых крупных культур эпохи бронзы в Евразии является
Впервые возле города Ачинска в Южной Сибири обнаружен памятник
Андроновская культура является одной из самых крупных культур эпохи бронзы в
Памятники эпохи бронзы впервые открыты у села
Стоянки андроновской культуры впервые обнаружены близ города
Памятники андроновской культуры распространены на обширной территории от
Завершающий период эпохи бронзы на территории Центрального Казахстана получил название
Культура поздней бронзы в Казахстане
Хронологические рамки бегазы-дандыбаевской культуры
В центральном Казахстане к памятникам эпохи бронзы относятся
Одним из основных районов расселения племён эпохи бронзы был
Племена эпохи бронзы на территории Казахстана ученые называют
Население Казахстана в эпоху бронзы
Андроновская культура относится к эпохе
Бегазы-Дандыбаевская культура на территории Казахстана относится к
Свыше 30 поселений и более 150 могильников андроновской культуры найдены на территории
Предшественником древних городов является поселение
Предшественник древних городов Аркаим обнаружен
Предшественник древних городов Аркаим относится к эпохе
Главная отрасль хозяйства у племен, населявших территорию Казахстана в эпоху бронзы
Основной вид хозяйства представителей андроновской культуры
Вид хозяйства, возникший на равнинах в эпоху бронзы
В хозяйстве племен Андроновской культуры земледелие
Племена Андроновской культуры обрабатывали землю при помощи
Основной вид скота при кочевом скотоводстве
С переходом к кочевому скотоводству увеличилось число
В связи с засушливостью и суровым климатом на территории Казахстана люди стали держать скот способный к дальним передвижениям и тебеневке
С переходом к кочевому скотоводству увеличилось число лошадей и овец т.к. они были приспособлены
В эпоху бронзы на смену родовой коллективной собственности пришла собственность
В эпоху бронзы на смену родовой коллективной собственности пришла частная собственность на
Зарождению семейной и частной собственности у андроновских племен способствует
В эпоху бронзы собственность на землю была
Увеличению численности населения в эпоху бронзы способствовало, прежде всего
Жилища андроновцев
Прототипом юрты является
Во втором тысячелетии до н. э. на территории Казахстана была изобретена технология
Предпосылкой для развития на территории Казахстана в III –II тысячелетий до н.э. бронзовой металлургии послужило
Древние жители Казахстана научились выплавлять бронзу
Эпоха, когда орудия из металла стали вытеснять каменные, получила название
Добавляя к медной руде олово, люди научились производить
Древняя металлургия Казахстана развивалась в
Человеку андроновского племени был характерен антропологический тип
Наскальные рисунки эпохи андроновцев сохранились в урочище
Люди эпохи бронзы оставили после себя богатое культурное наследие в виде множества
Особенностью эпохи бронзы и ее богатым культурным наследием являются
Эпоха бронзы является временем становления религии с особыми служителями культа
За соблюдением родовых обычаев и традиций у андроновцев строго следило
Верблюд на территории Казахстана был приручен в период
Имущественное неравенство зародилось в эпоху
Комплексное изучение эпохи бронзы в Казахстане началось в
Комплексное изучение эпохи бронзы началось в 1946 г. под руководством видного ученого
В 1946 г. под руководством видного ученого А.Х.Маргулана на территории Казахстана началось комплексное изучение эпохи
nikulins.ucoz.ru
Эпоха бронзы Википедия
Охотники Скотоводы-кочевники Земледельцы Земледельцы/Ранние цивилизации Ранние цивилизации необитаемые зоны * Розовая граница — бронзовый век на 2000 до н. э.
Бро́нзовый век — выделяемая на основе данных археологии эпоха человеческой истории, характеризующаяся ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов, как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы. Бронзовый век является второй, поздней фазой эпохи раннего металла, сменившей медный век и предшествовавшей железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: XXXV/XXXIII—XIII/XI вв. до н. э., но у разных культур они различаются.
Общая периодизация[ | код]
Выделяют ранний, средний и поздний этапы бронзового века. В начале бронзового века зона культур с металлом охватывала не более 8—10 млн км², а к его концу их площадь возросла до 40—43 млн км². На протяжении бронзового века происходило формирование, развитие и смена ряда металлургических провинций.
Ранний бронзовый век[ | код]
Рубежом, отделявшим медный век от бронзового века, был распад Балкано-Карпатской металлургической провинции (1-я половина IV тыс.)[1] и формирование ок. XXXV/XXXIII вв. Циркумпонтийской металлургической провинции. В пределах Циркумпонтийской металлургической провинции, доминировавшей на протяжении раннего и среднего бронзового века, были открыты и начали эксплуатироваться меднорудные центры Южного Кавказа, Анатолии, Балкано-Карпатского региона, Эгейских островов. К западу от неё функционировали горно-металлургические центры Южных Альп, Иберийского полуострова, Британских островов, к югу и юго-востоку металлоносные культуры известны в Египте, Аравии, Иране и Афганистане, вплоть до Пакистана.
Место и время открытия способов получения бронзы достоверно неизвестно. Можно предположить, что бронза была одновременно открыта в нескольких местах. Самые ранние бронзовые изделия с примесями олова обнаружены в Ираке и Иране и датируются концом IV тысячелетия до н. э. Содержащие примеси мышьяка изделия из бронзы производились в Анатолии и по обе стороны Кавказа в раннем 3 тысячелетии до н. э. А некоторые бронзовые изделия майкопской культуры датируются ещё серединой 4 тысячелетия до н. э. Хотя этот вопрос спорный и другие результаты анализов говорят о том, что те же самые Майкопские бронзовые изделия изготовлены в середине 3 тысячелетия до н. э.
С началом бронзового века оформились и начали активно взаимодействовать два блока человеческих сообществ Евразии. Южнее центрального складчатого горного пояса (Саяно-Алтай — Памир и Тянь-шань — Кавказ — Карпаты — Альпы) сформировались общества со сложной социальной структурой, хозяйством, основанном на земледелии в комплексе с животноводством, здесь появились города, письменность, государства. Севернее, в Евразийской степи сформировались воинственные общества подвижных скотоводов.
Средний бронзовый век[ |
ru-wiki.ru
Эпоха бронзы - это... Что такое Эпоха бронзы?
Охотники Скотоводы Земледельцы Земледельцы/Раннние цивилизации Ранние цивилизации необитаемые зоны * Розовая граница — бронзовый век на 2000 до н. э.
Бро́нзовый век — выделяемая на основе данных археологии эпоха человеческой истории, характеризующаяся ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы. Бронзовый век является второй, поздней фазой эпохи раннего металла, сменившей медный век и предшествовавшей железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33 — 13/11 вв. до н. э., но у различных культур они отличаются.
Общая периодизация
Выделяют ранний, средний и поздний этапы бронзового века. В начале бронзового века зона культур с металлом охватывала не более 8—10 млн км², а к его концу их площадь возросла до 40—43 млн км². На протяжении бронзового века происходило формирование, развитие и смена ряда металлургических провинций.
Ранний бронзовый век
Рубежом, отделявшим медный век от бронзового века, был распад Балкано-Карпатской металлургической провинции (1-я половина 4 тыс.) и формирование ок. 35/33 вв. Циркумпонтийской металлургической провинции. В пределах Циркумпонтийской металлургической провинции, доминировавшей на протяжении раннего и среднего бронзового века, были открыты и начали эксплуатироваться меднорудные центры Южного Кавказа, Анатолии, Балкано-Карпатского региона, Эгейских островов. К западу от неё функционировали горно-металлургические центры Южных Альп, Иберийского полуострова, Британских островов, к югу и юго-востоку металлоносные культуры известны в Египте, Аравии, Иране и Афганистане, вплоть до Пакистана.
Место и время открытия способов получения бронзы достоверно неизвестно. Можно предположить, что бронза была одновременно открыта в нескольких местах. Самые ранние бронзовые изделия с примесями олова обнаружены в Ираке и Иране и датируются концом 4 тысячелетия д.н. э. Но есть свидетельства и более раннего появления бронзы в Таиланде в 5-ом. тысячелетии д.н. э. Содержащие примеси мышьяка изделия из бронзы производились в Анатолии и по обе стороны Кавказа в раннем 3-ем. тысячелетии до н. э. А некоторые бронзовые изделия майкопской культуры датируются ещё серединой 4-го тысячелетия д.н. э. Хотя этот вопрос спорный и другие результаты анализов говорят о том, что те же самые Майкопские бронзовые изделия изготовлены в середине 3-го тысячелетия д.н. э.
С началом бронзового века оформились и начали активно взаимодействовать два блока человеческих сообществ Евразии. Южнее центрального складчатого горного пояса (Саяно-Алтай — Памир и Тянь-шань — Кавказ — Карпаты — Альпы) сформировались общества со сложной социальной структурой, хозяйством, основанном на земледелии в комплексе с животноводством, здесь появились города, письменность, государства. Севернее, в Евразийской степи сформировались воинственные общества подвижных скотоводов.
Средний бронзовый век
В среднем бронзовом веке (26/25 −20/19 вв. д.н. э.) происходит расширение (в основном на север) зоны, занятой металлоносными культурами. Циркумпонтийская металлургическая провинция в основном сохраняет свою структуру и продолжает являться центральной системой производящих металлургических очагов Евразии.
Поздний бронзовый век
Началом позднего бронзового века является распад Циркумпонтийской металлургической провинции на рубеже 3 и 2 тыс. и формирование целой цепи новых металлургических провинций, в разной степени отразивших важнейшие черты горно-металлургического производства, практиковавшиеся в центральных очагах Циркумпонтийской металлургической провинции.
Среди металлургических провинций позднего бронзового века наиболее крупной была Евразийская степная металлургическая провинция (до 8 млн кв.км.), наследовавшая традиции Циркумпонтийской металлургической провинции. К ней с юга примыкала малая по площади, но отличающаяся особым богатством и разнообразием форм изделий, а также характером сплавов, Кавказская металлургическая провинция и Ирано-Афганская металлургическая провинция. От Саяно-Алтая до Индокитая распространились производящие центры сложной по характеру формирования Восточно-Азиатской металлургической провинции. Разнообразные формы высококачественных изделий Европейской металлургической провинции, простиравшейся от Северных Балкан до Атлантического побережья Европы, сосредоточены преимущественно в богатых и многочисленных кладах. С юга к ней примыкала Средиземноморская металлургическая провинция, существенно отличавшаяся от Европейской металлургической провинции производственными приемами и формами изделий.
С 13/12 вв. до н. э. распадаются или видоизменяются культуры практически на всём пространстве от Атлантического до Тихого океана, в течение нескольких столетий — до 10/8 вв. до н. э. происходят грандиозные переселения народов. Начинается переход к раннему железному веку.
Бронзовый век в степной полосе
Курганная гипотеза относит к периоду поздней бронзы раскол прежде единой протоиндоевропейской общности, населявшей причерноморские степи. Обозначения бронзы в различных индоевропейских языках происходят от одного корня. Мария Гимбутас и её последователи связывают с протоиндоевропейцами такие культуры раннего бронзового века, как катакомбная и ямная.
К началу II тыс. до н. э. начинается распространение индоевропейских племён на восток и запад. Андроновская культура, связываемая с индоиранцами, занимает обширные пространства Центральной Евразии (см. Синташта, Аркаим). Залогом успеха распространения индоевропейцев стало наличие у них таких новаторских технологий, как колесница и меч.
Влиянием европеоидных пришельцев с запада отмечены культуры бронзового века в Южной Сибири — в первую очередь, карасукская и тагарская. Находки идентичного оружия на территории в тысячи километров (т. н. сейминско-турбинский феномен) позволяет археологам предположить, что над туземными народами лесной полосы Евразии с XVI в. до н. э. господствовала некая подвижная дружинная элита.[1]
Бронзовый век на Ближнем Востоке
На Ближнем востоке 3 периодам соответствуют следующие датировки (даты очень приблизительные):
РБВ — Ранний бронзовый век (3500-2000 д.н.э)
СБВ — Средний бронзовый век (2000—1600 д.н.э)
ПБВ — Поздний бронзовый век (1600—1200 д.н.э)
Каждый главный период может быть разделен на более короткие подкатегории: как пример РБВ I, РБВ II, СБВ IIa и т.д.
Бронзовый век на Ближнем востоке начался с Анатолии (современная Турция), горы Анатолийского нагорья обладали богатыми залежами меди и олова. Также медь добывалась на Кипре, в Древнем Египте, Израиле, Иране и вокруг Персидского залива. Медь обычно смешивалась с мышьяком, и всё же растущие потребности в регионе в олове привели к созданию торговых маршрутов, ведущих из Анатолии. Также морскими маршрутами медь импортировалась в Древний Египет и Месопотамию.
Ранний бронзовый век характеризирован урбанизацией и появлением городов-государств, а также появлением письменности (Урук, четвёртое тысячелетие до н. э.). В Среднем бронзовом веке произошла существенная расстановка сил в регионе, (амориты, хетты, хурриты, гиксосы и возможно израильтяне).
Поздний бронзовый век характеризирован конкуренцией мощных государств региона и их вассалов, (Древний Египет, Ассирия, Вавилония, хетты, митаннийцы). Обширные контакты были установлены с эгейской цивилизацией, (ахейцы), в которой медь играла немаловажную роль. Бронзовый век на Ближнем востоке завершился историческим явлением, которое в среде профессионалов принято называть бронзовый коллапс. Это явление отразилось на всём Восточном Средиземноморье и Ближнем востоке.
Железо появилось на Ближнем востоке, и тоже в Анатолии уже в Позднем бронзовом веке. Вступление в силу железного века ознаменовалось скорее политическими мотивами, чем прорывом в области металлургии.
Европа
На бронзовый век приходится проникновение в Европу индоевропейских племён, которое положило конец многовековому развитию Старой Европы. Основные культуры бронзового века в Европе — унетицкая, погребальных полей, террамарская, лужицкая, белогрудовская.
Эгейские острова
Первые города-государства, образованные в XVII—XVI вв. до н. э. — Микены, Тиринф, Пилос — имели тесные культурные и торговые связи с Критом, микенская культура многое заимствовала от минойской цивилизации, влияние которой ощущается в культовых обрядах, светской жизни, художественных памятниках; несомненно, от критян было воспринято искусство постройки судов.
В XV—XIII вв. до н. э. ахейцы завоевали Крит и Киклады, колонизировали многие острова в Эгейском море, основали ряд поселений в глубине территории Греции, на месте которых позднее взросли знаменитые античные города-государства — Коринф, Афины, Дельфы, Фивы. Этот период считается временем расцвета микенской цивилизации.
Эгейская цивилизация установила крупную торговую сеть. Эта сеть импортировала олово и древесный уголь на Кипр, где олово сплавлялось с медью для получения бронзы. Бронза пользовалась огромнейшим спросом не только в Средиземноморье, но и за его пределами. Изотопный анализ некоторых образцов меди, показал, что некоторая её часть импортировалась даже из такой отдалённой области как Великобритания. В то время получило широчайшее развитие такое ремесло как навигация. Навигация к тому моменту достигла такого уровня, какого не достигала до приблизительно 1750 н. э. Например, мореходы Эгейского моря умели определять долготу, в которой они находятся. Очевидно, что минойская цивилизация с центром в Кноссе, координировала и защищала эту торговлю.
Средняя и Южная Азия
Бронзовый век в Индийском субконтиненте наступил в 34 веке до н.э, в эпоху зарождения Цивилизации долины реки Инд. Как показали археологические раскопки, жители Хараппы были знакомы с медью, бронзой, свинцом и оловом и разрабатывали новые методы их обработки и получения. Промежуточное положение между индской и месопотамской занимала т.н. маргианская цивилизация.
Восточная Азия
Китай
Бронзовые предметы были обнаружены на месте раскопок Культуры Мацзяяо (3100-2700 гг. до н.э), однако официально считается что бронзовый век Китая начался при династии Ся. Культура Эрлитоу, династия Шан и культура Саньсиндуй использовали бронзовые ритуальные сосуды, инструменты сельского хозяйства и оружие.[2].
Индокитай
В Бан Чанге (Таиланд) были обнаружены бронзовые артефакты датируемые 2100 г. до н. э.[3].
В донгшонской культуре широко использовались бронзовые барабаны. Они производились приблизительно с 600-ых годов до н.э и до третьего столетия до н. э. Эта культура располагалась в областях поблизости от Красной реки на севере Вьетнама, но барабаны были найдены и поперек области, простирающейся из Индонезии к южному Китаю.
Америка
Южная Америка
Первые находки изделий из мышьяковистой бронзы в Южной Америке относятся к культуре мочика (середина I тысячеления н.э., северное Перу). Культуры тиуанако и уари выплавляли уже классическую оловянистую бронзу. Государство инков Тауантинсуйу уже может считаться цивилизацией развитого бронзового века.
Месоамерика
Единичные находки бронзовых предметов были сделаны на западе Мексики. В целом же термин «бронзовый век» к культурам Месоамерики не применяется (см. месоамериканская хронология).
Архитектура бронзового века
В эпоху бронзы преобладающее значение получила монументальная архитектура, возникновение которой связано с развитием религиозных представлений, с культом предков и природы, т. е. с духовными представлениями общества. Мегалитические сооружения возводились усилиями всей первобытной общины и были выражением единства рода.
См. также
Литература
Черных Е. Н., Авилова Л. И., Орловская Л. Б. Металлургические провинции и радиоуглеродная хронология. М., 2000
Черных Е. Н., Кузьминых С. В. Древняя металлургия Северной Евразии (сейминско-турбинский феномен). М., 1989
A.F. Harding. European Societies in the Bronze Age. Camb., 2000
Chernykh E.N. Ancient Metallurgy in the USSR. The Early Metal Age. Cambridge, 1992
Metallurgy in Ancient Eastern Eurasia from the Urals to the Yellow River. Linduff (ed.). K., The Edwin Mellen Press, Ltd. 2004.
The Bronze Age Civilization in Central Asia. Armonk. Kohl F.L. (ed.). N.Y., 1981