14. Духовная культура Древней Месопотамии. Духовная культура древней месопотамии
Духовная культура Месопотамии
В истории мировой культуры месопотамская цивилизация — одна из древнейших, если не самая древняя в мире. Именно в Шумере в конце IV тыс. до н. э. человечество впервые вышло из стадии первобытности и
вступило в эпоху древности, здесь начинается подлинная история человечества Переход от первобытности к древности, «от варварства к цивилизации» означает появление культуры принципиально нового типа и рождение нового типа сознания.
Дух месопотамской культуры отражал сокрушающую силу природы. Человек не склонен был переоценивать свои силы, наблюдая такие могущественные природные явления, как гроза или ежегодное наводнение. Тигр и Евфрат зачастую разливались порывисто и непредсказуемо, разрушая дамбы и затопляя посевы. Проливные дожди превращали твердую поверхность земли в море грязи и лишали человека свободы передвижения. Природа Месопотамии сокрушала и попирала волю человека, постоянно давала ему почувствовать, насколько он бессилен и ничтожен. В такой обстановке человек в полной мере осознавал свою слабость и понимал, что он вовлечен в игру чудовищных иррациональных сил.
Взаимодействие с природными силами порождало трагические настроения, что нашло свое выражение в представлениях людей о том мире, в котором они жили. Человек видел в нем порядок, космос, а не хаос Но этот порядок не обеспечивал его безопасности, так как устанавливался через взаимодействие множества могущественных сил, потенциально расходящихся между собой, периодически вступающих во взаимные конфликты. Поэтому все настоящие и будущие события возникали и управлялись единой волей объединенных вместе природных сил, иерархия и взаимоотношения которых напоминали государство. При таком воззрении на мир не существовало разделения на одушевленное или неодушевленное, живое и мертвое. В такой вселенной любые предметы и явления обладали собственной волей и характером.
В культуре, которая рассматривала всю вселенную как государство, послушание должно было выступать в качестве первейшей добродетели, ибо государство построено на послушании, на безоговорочном принятии власти. Поэтому в Месопотамии «добронравная жизнь» была и «послушной жизнью». Индивид стоял в центре расширяющихся кругов власти, которая ограничивала свободу его действий. Ближайший к нему круг власти включал в себя его собственную семью: отец, мать, старшие братья и сестры, и ослушаться старших членов семьи — было только началом, предлогом к более серьезным провинностям, ведь за пределами семьи располагаются другие круги власти: государство, общество, боги.
Эта отработанная система послушания была правилом жизни в древней Месопотамии, ведь человек был сотворен из глины, замешан на крови богов и создан для рабской службы богам, чтобы трудиться вместо богов и на богов. Соответственно усердный и послушный раб мог рассчитывать на знаки милости и награды своего господина. И напротив, нерадивый, непослушный раб, естественно, не мог об этом даже мечтать.
Евфрата, т.е. в Месопотамии. Или, скажем, сопоставляя библейское описание сотворения мира в Книге Бытия с вавилонской поэмой «Энума Элиш» («Когда вверху»), мы можем убедиться, что космогония, сотворение человека из глины и отдых творца после тяжелой работы совпадают во многих деталях.
Месопотамская духовная культура оказала огромное влияние на культуру многих древневосточных народов, главным образом в Передней Азии. И в последующие эпохи духовное наследство древних народов Двуречья не было забыто и прочно вошло в сокровищницу мировой культуры.
Художественная культура месопотамских цивилизаций
Продукты художественного творчества использовались для облегчения трудовых процессов, регулирования социальных отношений и совершения религиозно-магических обрядов. Продолжающийся процесс социального расслоения породил особую категорию художественных произведений, предназначенных для совершения общественных церемоний, несущих на себе определенную символическую нагрузку. Образы вождей обожествлялись в хвалебных песнях — гимнах и монументальных надгробных изваяниях. Объектами художественного творчества стали предметы, выполняющие функции атрибутов власти (например, жезлы, скипетры, оружие).
Пожалуй, самым первым шагом выделения художественного сознания в самостоятельную сферу послужило строительство специального «дома бога» — храма. Путь развития храмовой архитектуры — от алтаря, или священного камня, под открытым небом к зданию со статуей или каким-то иным изображением божества, вознесенному на холм либо на искусственную платформу, оказался сравнительно коротким, но сформировавшийся тип храма не изменялся потом в течение тысячелетий.
Храмы строились в городах и были посвящены тому или иному богу. Возле храма главного местного божества обычно находился зиккурат — высокая башня, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, уменьшающихся в объеме уступ за уступом. Таких уступов-террас могло быть от четырех до семи. Зиккураты возводили на холмах из кирпичей и облицовывали глазурованными плитками. Террасы были, как правило, озеленены.
Божество призвано было защищать город — свою собственность, поэтому ему полагалось пребывать на высоте, т.е. над смертными. Для этого в верхней части зиккурата строился золотой купол, который выполнял функцию святилища, т.е. «жилища бога». В святилище бог почивал по ночам. Внутри этого купола ставили только ложе и золоченый стол. Но это
предметов был неотделим от их утилитарного назначения и от магической (или религиозной) функции. Следовательно, можно выделить такую черту месопотамского искусства, как утилитарность. Мы не знаем ни одного произведения месопотамской культуры, где бы угадывалось стремление художника продемонстрировать свое мастерство, где бы художественное совершенство превалировало над практическим назначением.
Можно сделать и другой вывод: в художественном сознании культуры Двуречья преобладало информативное начало. Информативность здесь означает изначально присущую способность культуры сохранять и сообщать (передавать) сведения, специально заложенные в конкретных произведениях их создателями. Информативность наиболее полно и ярко выражена в тех памятниках изобразительного искусства, которые содержали в себе различные формы рисуночного (пиктографического) письма. Здесь необходимо подчеркнуть, что и в дальнейшем, с возникновением других видов письменности (иероглифической, слоговой, алфавитной), памятники художественной культуры сохраняют это свойство — это и надписи, сопровождавшие скульптуры, и рельефы, и живопись...
Художественное наследие древних народов Двуречья было широко использовано и творчески переработано более поздними цивилизациями. К этому истоку восходит эллинская античность, в нем черпают силы западные и восточные средневековые культуры. Ведь впервые в истории именно в Месопотамии установилась прочная художественная преемственность, формировались первые художественные стили. Тем самым художественная культура Месопотамии оказалась важным этапом в развитии художественного творчества человечества и имела непреходящее значение для современной мировой художественной культуры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белецкий М Забытый мир шумеров. М., 1980.
2. Васильев Л. С. История Востока: В 2 т. М., 1994.
3. Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего Мира. М., 1989.
4. Заболоцкая Ю. История Ближнего Востока в древности. М., 1989.
5. Клочков И.С Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. М., 1983.
6. Культура народов Востока. Старовавилонская культура. М., 1988.
7. Любимов Л. Искусство Древнего Мира. М., 1996.
8. Мировая художественная культура. Древние цивилизации: Тематический словарь. М., 2004.
9. Мировая художественная культура: Учеб. пособ. / Под ред Б.А. Эренгросс. М., 2001.
10. Соколова М.В. Мировая культура и искусство. М., 2004.
11. Оппенхейм А.Л. Древняя Месопотамия. М., 1990.
lektsia.com
14. Духовная культура Древней Месопотамии
Каждый шумерский город почитал своего бога-покровителя. Были боги, которые почитались по всему Шумеру. Бог неба – Ану, бог земли – Энлиль, бог вод – Энки или Эа. Божества олицетворяли стихийные силы природы и часто отождествлялись с космическими телами. Бог солнца Уту (в аккадской мифологии Шамаш), бог луны – Наннар. Бог войны, болезни, смерти – Нергал. Демоны полуживотные, полулюди. Ламассу популярны – крылатые быки с человеческими головами. Шумеры и аккадцы верили в загробный мир: царство теней, где мертвецы вечно страдали от голода и жажды и вынуждены были питаться глиной и пылью. Поэтому дети покойников обязаны были им приносить жертвы.
15. Политическая история Древней Передней Азии в I тыс. До н.Э.
В первом тысячелетии подъем древневосточных государств связан с внедрением в производство железа, развитием сухопутной и морской торговли, установлением международных экономических и культурно-политических связей, ряд старых государств распались(Митанни, хеттское царство). Вавилон переживает упадок, на политическую арену выходят новые государства (мидия, Персия). Укрепляется Ассирия. Начиная со 2 тысячелетия, развернулась борьба за создание больших империй (Вавилон, Египет, Ассирия), но лишь в первом это привело к образованию военно-рабовладельчесих империй, первой из которых стала Ассирия. Побуждало эти государства к войне обилие сырья, скрещение торговых путей.
16. Индоевропейцы в Передней Азии Iтыс. До н.Э.
В 3 тысячелетии в малой Азии широко расселяются племена индоевропейской языковой группы. Первой развитой державой стало хеттское царство, завоеванное Ассирией во втором тысячелетии. После падения хеттского царства одним из наиболее значительных малоазиатских образований стало фригийское царство. В конце 2 тысячелетия они пытаются продвинуться на восток, но были остановлены Ассирией. В начале 1 тысячелетия фригийское царство достигает наивысшего расцвета. Развивается земледелие, скотоводство, металлопромышленность и ремесло. Активно участвует в борьбе за восточное средиземноморье. Объединяется с другими малоазиатскими государствами против Ассирии. В 8 веке положении Фригии ухудшилось, из-за угрозы греков и кочевнических азиатских племен, многие союзники против Ассирии попали под ее власть, уже в 7 веке Фригия стала провинцией Ассирии, впоследствии ее территории перешли лидийскому царству, которое в начале 1 тысячелетия само находилось под властью Фригии, но выделилась в отдельное государство в момент упадка. 7-6 века при династии Мермандов Лидия переживала расцвет.
Основой экономики было земледелие, добывалось золото, славились ткани и керамика, велась активная торговля. Господствующим классом были рабовладельцы, являлась монархией, опорой царя была армия. У Лидии была конница и колесничие войска, для сражений нередко нанимались наемники. Лидийское царство постоянно подвергалось нападкам кимарийцев, изначально правительство Лидии пыталось заручиться поддержкой Ассирии, но вскоре нашло себе новых союзников Вавилонию и Египет, мечтающих освободиться от власти Ассирии.Вступив в антиассирийскую коалицию, Лидия вскоре была разгромлена киммерийцами. После падения Ассирии Лидия пыталась продвинуть свои границы на восток, что привело к ухудшению отношений с мидией. Позже Лидия вошла в состав перси.
У района озера ванн, в начале 1 тысячелетия начали объединяться урартские образования, против гнета Ассирии. Урартское государство долгое время не вело активной открытой борьбы с Ассирией, а продвигалось на север Закавказья, расширяя свои границы. В 8 веке Ванское царство вступило в гегемонию передней Азии. Большую роль в стремительном развитии этого государства играла развитая экономика. Основой ее было земледелие и специализированные ремесла, существовали царские хозяйства, роль же храмовых была незначительной. Царство имело рабовладельческий строй, основной приток рабов из-за успешных военных действий, который был необходим для поддержки царских хозяйств. Свободные люди жили в общинах, верхушкой являлась военная и служилая знать. Армия была профессиональной и полностью находилась на царском довольствии. Основные цели правительства: обеспечить постоянный приток рабочей силы, борба за гегемонию в передней Азии, смирение покоренных народов. Ассирия предприняла первый поход в Урарту, но не смогла завоевать столицу. Ванское царство было главным соперником Ассирии, глядя на то, как активно развивается Урарту, Саргон 2 поспешил нанести военный удар, и разгромил Ванское царство. В начале 6 века, здесь образовалось древнеармянское царство, вошедшее в состав Персии.
studfiles.net
14. Духовная культура Древней Месопотамии
Каждый шумерский город почитал своего бога-покровителя. Были боги, которые почитались по всему Шумеру. Бог неба – Ану, бог земли – Энлиль, бог вод – Энки или Эа. Божества олицетворяли стихийные силы природы и часто отождествлялись с космическими телами. Бог солнца Уту (в аккадской мифологии Шамаш), бог луны – Наннар. Бог войны, болезни, смерти – Нергал. Демоны полуживотные, полулюди. Ламассу популярны – крылатые быки с человеческими головами. Шумеры и аккадцы верили в загробный мир: царство теней, где мертвецы вечно страдали от голода и жажды и вынуждены были питаться глиной и пылью. Поэтому дети покойников обязаны были им приносить жертвы.
15. Политическая история Древней Передней Азии в I тыс. До н.Э.
В первом тысячелетии подъем древневосточных государств связан с внедрением в производство железа, развитием сухопутной и морской торговли, установлением международных экономических и культурно-политических связей, ряд старых государств распались(Митанни, хеттское царство). Вавилон переживает упадок, на политическую арену выходят новые государства (мидия, Персия). Укрепляется Ассирия. Начиная со 2 тысячелетия, развернулась борьба за создание больших империй (Вавилон, Египет, Ассирия), но лишь в первом это привело к образованию военно-рабовладельчесих империй, первой из которых стала Ассирия. Побуждало эти государства к войне обилие сырья, скрещение торговых путей.
16. Индоевропейцы в Передней Азии Iтыс. До н.Э.
В 3 тысячелетии в малой Азии широко расселяются племена индоевропейской языковой группы. Первой развитой державой стало хеттское царство, завоеванное Ассирией во втором тысячелетии. После падения хеттского царства одним из наиболее значительных малоазиатских образований стало фригийское царство. В конце 2 тысячелетия они пытаются продвинуться на восток, но были остановлены Ассирией. В начале 1 тысячелетия фригийское царство достигает наивысшего расцвета. Развивается земледелие, скотоводство, металлопромышленность и ремесло. Активно участвует в борьбе за восточное средиземноморье. Объединяется с другими малоазиатскими государствами против Ассирии. В 8 веке положении Фригии ухудшилось, из-за угрозы греков и кочевнических азиатских племен, многие союзники против Ассирии попали под ее власть, уже в 7 веке Фригия стала провинцией Ассирии, впоследствии ее территории перешли лидийскому царству, которое в начале 1 тысячелетия само находилось под властью Фригии, но выделилась в отдельное государство в момент упадка. 7-6 века при династии Мермандов Лидия переживала расцвет.
Основой экономики было земледелие, добывалось золото, славились ткани и керамика, велась активная торговля. Господствующим классом были рабовладельцы, являлась монархией, опорой царя была армия. У Лидии была конница и колесничие войска, для сражений нередко нанимались наемники. Лидийское царство постоянно подвергалось нападкам кимарийцев, изначально правительство Лидии пыталось заручиться поддержкой Ассирии, но вскоре нашло себе новых союзников Вавилонию и Египет, мечтающих освободиться от власти Ассирии.Вступив в антиассирийскую коалицию, Лидия вскоре была разгромлена киммерийцами. После падения Ассирии Лидия пыталась продвинуть свои границы на восток, что привело к ухудшению отношений с мидией. Позже Лидия вошла в состав перси.
У района озера ванн, в начале 1 тысячелетия начали объединяться урартские образования, против гнета Ассирии. Урартское государство долгое время не вело активной открытой борьбы с Ассирией, а продвигалось на север Закавказья, расширяя свои границы. В 8 веке Ванское царство вступило в гегемонию передней Азии. Большую роль в стремительном развитии этого государства играла развитая экономика. Основой ее было земледелие и специализированные ремесла, существовали царские хозяйства, роль же храмовых была незначительной. Царство имело рабовладельческий строй, основной приток рабов из-за успешных военных действий, который был необходим для поддержки царских хозяйств. Свободные люди жили в общинах, верхушкой являлась военная и служилая знать. Армия была профессиональной и полностью находилась на царском довольствии. Основные цели правительства: обеспечить постоянный приток рабочей силы, борба за гегемонию в передней Азии, смирение покоренных народов. Ассирия предприняла первый поход в Урарту, но не смогла завоевать столицу. Ванское царство было главным соперником Ассирии, глядя на то, как активно развивается Урарту, Саргон 2 поспешил нанести военный удар, и разгромил Ванское царство. В начале 6 века, здесь образовалось древнеармянское царство, вошедшее в состав Персии.
studfiles.net
Культура Древней Месопотамии 2
Культура древней Месопотамии характеризуется высоким уровнем науки, литературы и искусства, с четким преобладанием религиозной идеологии.
Древнейшая культура Месопотамии — шумеро-аккадская. Самым старым городом нашей планеты считается шумерский Ур. Множество источников свидетельствуют о высоких астрономических и математических достижениях шумеров, их архитектура поражала - именно они первые построили ступенчатую пирамиду. Они создали такие инновации как рецептурные справочники, библиотечные каталоги, первые календари. Шумеры создали великий памятник мировой культуры - «Сказание о Гильгамеше» («все видевшем»)— древнейшая на земле эпическая поэма. Герой поэмы, получеловек-полубог, борясь с многочисленными опасностями и врагами, побеждая их, познает смысл жизни и радость бытия, узнает горечь потери друга и неотвратимость смерти. Написана клинописью, которая была общей системой письменности для говоривших на разных языках народов Месопотамии, поэма о Гильгамеше является великим памятником и культуры Древнего Вавилона.
Позднее области Шумера и Аккада объединил Вавилон, став наследником культуры древних шумеров. Город Вавилон достиг вершины величия, когда царь Хаммурапи сделал его столицей своего царства.
Вавилоняне внесли в мировую культуру позиционную систему чисел, точную систему измерения времени, они первыми разделили час на 60 минут, а минуту на 60 секунд, научились измерять площадь геометрических фигур, отличать звезды от планет и «изобрели» семидневную неделю. Оставили вавилоняне потомкам и астрологию, с оракулами и судьбоносными предсказаниями. Культура Месопотамии богата и необычна, таинственна и многогранна...
На юге Месопотамии, где широко проводилось сельское хозяйство, развились древние города-государства Ур, Урук, Киш, Эриду, Ларса, Ниппур и др. Расцвет этих городов называют золотым веком древнего государства шумеров. Это справедливо и в прямом и в переносном значении этого слова: здесь изготавливались из золота предметы самого разнообразного бытового назначения и оружие. Культура шумеров произвела большое влияние на последующий прогресс не только в Месопотамии, но и прогресс всего человечества. Шумерам принадлежит важные открытия: они первыми научились изготавливать цветное стекло и бронзу, изобрели колесо и клинописное письмо, сформировали первую профессиональную армию, составили первые правовые кодексы, изобрели арифметику, в основе которой была позиционная система исчисления (счеты).
Жрецы вычислили длину года (365 дней, 6 часов, 15 мин, 41 сек). Это открытие держалось жрецами в тайне и использовалось для укрепления власти над народом, составления религиозно- мистических ритуалов и организации руководства государством. Жрецы и маги использовали знания о движении звезд, Луны, Солнца, о поведении зверей для гадания, предвидение событий в государстве. Они были тонкими психологами, умелыми экстрасенсами, гипнотизерами. В духовной культуре шумеров осталось еще много неразгаданного.
Достаточно высока художественная культура шумеров. Отличаются красотой и художественным совершенством их архитектура и скульптура. В Уруке был построен комплекс священных сооружений-заккуратов, которые стали центром духовной культуры. В Шумере хорошо развилась скульптура, а также искусство пластики в металле: впервые золото использовалось в комбинации с серебром, бронзой и костью.
В словесном искусстве шумеры первыми применил способ беспрерывного рассказа о событиях. Это дало возможность создать первые эпические сочинения, самое известное из которых - эпическая легенда "Гильгамеш".
Мир духовной культуры шумеров основан на мифологии. При всем своем бесконечном разнообразии шумеро-вавилонские мифы и легенды, превращающиеся в дальнейшем в сказки и басни, представляют в итоге единую систему миросозерцания. В бесконечном и на первый взгляд хаотическом множестве фантастических событий из жизни богов и героев при более тщательном наблюдении выделяются звенья, складывающиеся в последовательную цепь образов и сюжетов. Так появляется связная (хотя и далекая от истины) картина развития природы и общества.
Сравнивая шумерскую и вавилонскую версии мифа о сотворении мира можно подметить основную черту, показательную для обеих версий: из первичного, нерасчлененного водного хаоса выделяется твердь, которая искусственно разделяется на две части - небо и землю. Выделяются также воздушная и огненная стихии. Далее рождаются (в шумерской версии) или создаются (в вавилонской версии) небесные светила, растения, животные и люди.
Бессилие первобытного человека перед природой заставляло его трепетать перед стихиями и представлять их себе в виде могущественных и сознательных существ, перед которыми надо преклоняться. Небо, земля, воздух и т.д. представляются в виде гигантских животных (например, небо у шумеров - в виде быка), позднее - человекообразных существ. Лишь постепенно возникает представление о том или ином явлении природы, как об атрибуте божества (например, луна считается тиарой Наннара, а не самим богом).
Что касается взаимоотношений между богами, то они на разных этапах общества рисуются по-разному. В эпоху первобытнообщинного строя единоличие среди богов считалось немыслимым. Как на земле совет племени мог сместить неугодного вождя, так и пятьдесят великих богов, возглавленные семеркой величайших небожителей, решающих судьбы мира, имели право отправить в ссылку своего главу - Энлиля. На более позднем (вавилонском) этапе бог Мардук изображается уже типичным деспотом, которому другие боги обязуются беспрекословно повиноваться.
Развитие человечества, отраженное в мифах шумеров имеет общие черты с древнегреческими и библейскими мифами. Существуют предания о райской жизни первых людей или о безоблачном счастье обитателей отдаленного острова. По преданию, грехи людей повлекли за собой гнев и наказание богов в виде смешения языков и всемирного потопа. Однако надо помнить, что с точки зрения теологического миросозерцания, выработанного в древневосточных деспотиях, главным грехом людей является их сила и самостоятельность. Настойчивое стремление доказать ограниченность человеческих сил красной нитью проходит через шумеро-вавилонскую традицию. Людям предписывается смирение. Они созданы для служения богам и не должны об этом забывать. В связи с этим подчеркивалось, что все то, чем обладает человечество, заранее уготовано богами и отнюдь не является результатом разума и воли людей.
В культуре шумеров впервые в истории человек сделал попытку морально преодолеть смерть, понять ее как момент перехода в вечность. В шумерской мифологии уже существуют мифы о золотом веке человечества и райской жизни, которые со временем вошли в религиозные представления народов Передней Азии, а позже - в библейские сюжеты.
В конце ІІ тыс. до н. э. шумеры ассимилировались с вавилонянами. Расцветает древнее рабовладельческое государство Вавилон, которое просуществовало до VI в до н э. Вавилонская, халдейская и ассирийская цивилизации очень много взяли от культуры шумеров.
Вавилонская цивилизация была, в сущности, последней фазой шумерской цивилизации и культуры.
Религия
Религия Месопатамии это чистый политеизм, люди во всем видели божественные силы. В их представлении свое, особое божество имели не только небо, воздух, суша и море, подземный мир, солнце и луна, буря и огонь, но и прядение и ткачество, пахота и сеяние, скотоводство и пастушество, плодородие, рождение, болезни, рыбаки, письменность, строительство и даже пивоварни. Во всем нужна была помощь богов, чтобы начатое дело могло быть закончено.
Но шумеры не просто взывали к помощи богов, они совершенствовали орудия труда, экспериментировали, старались найти наилучший способ выполнения любого дела. В этом они были поистине великим народом.
Шумеры верили, что в начале было первичное бесконечное море, но каким-то образом в нем зародилась «ан-ки» (небо и земля). Затем на земле возникли растения, животные и люди. Всем этим управляла целая армия богов, обитавших в «раю».
Как и в любом другом древнем государстве важную роль в жизни общества играли жрецы. Они составляли замкнутую касту, а их статус наследовался. Жрецом мог стать только образованный, совершенный телом и духом мужчина.
Царей считали потомками богов. Во многих городах строились храмы во славу бога-царя. Средства на это выделяла аристократия города и по убранству они ни чем не отличались от храмов богов. Люди беспрекословно верили в божественность своих царей и добровольно шли на смерть за своим ослабевшим повелителем.
Около 3000 года до н.э. народности Месопотамии уже знали письмо и умели читать. Нацарапанные на камне, выдавленные в глине первоначальные пиктограммы постепенно заменялись сложными геометрическими знаками. Писцы заостренной тростниковой палочкой чертили на мягкой глине; получавшиеся при этом знаки, похожие на клин, означали целое слово, или слог.
Так и возникла клинопись. Порождена она была крайней необходимостью: процветающие в ту пору государства требовали учета всех возможных благ, для этого уже было не достаточно обычных глиняных шариков, которые они использовали ранее. Сначала у них стала изменятся форма, потом появились символы соответствующие предмету. В представлении Шумеров всем богатствам они были обязаны своим богам. Им они посвящали не только молитвы, но и многочисленные эпосы.
en.coolreferat.com
Культурология - Культура Древней Месопотамии
Культура Древней Месопотамии
Если Древний Египет представлял империю со всеми вытекающими отсюда последствиями, то несколько иная ситуация сложилась в Месопотамии (Двуречье) с ее двумя большими реками — Евфратом и Тигром, имеющими несколько притоков. В дополнение к египетской цивилизации цивилизация месопотамская представляет особый тип существовавшей на древнем Ближнем Востоке сельскохозяйственной цивилизации, основанной на ирригации. Возделываемые районы были в меньшей степени зависимы друг от друга, чем в долине Нила, и поэтому здесь, в Шумере, около 3000 г. до н.э. возникли первые города-государства, которыми правили цари-жрецы. Именно в регионе Двуречья и Евфрата впервые, за исключением Египта, сложились начальные формы классового общества и древнейшего государства, т.е. не было воздействия других более развитых обществ. Важнейшие государства: Ур, Эриду, Ларе, Ниппур, Лагаш, Урук, Сиппар. Богатству своему они обязаны развитию ремесла и торговли. Эпоху ранних династий в Уре, Уруке, Лагаше и Кише называют золотым веком Шумера или “первым расцветом Шумера”. Здесь производили предметы из золота, мечи, цветное стекло. Свободные члены общин были еще и владельцами значительной части земли. Владыки городов возводили дворцы, храмы и гробницы. Шумеры заложили основания для позднейшего хозяйственного и культурного развития Месопотамии.Шумеры изобрели колесо к повозке, гончарный круг и бронзу, создали клинописную письменность. Шумеры изобрели цветное стекло (около 2400 г. до н.э.), на высоком уровне находилось ювелирное искусство. Влияние шумеров благодаря торговым контактам распространилось на Малую Азию и Египет. Шумеры создали правовые кодексы; в литературе особенное значение имели эпосы мифологического содержания (поэма о Гильгамеше). Около 2300 г. до н.э. Саргон 1 сформировал первую постоянную профессиональную армию, примерно в 2000 г. до н.э. была создана арифметика, в основе которой лежала 60-ричная система исчисления (для сравнения: древнеегипетский “Московский математический папирус” датируется 1900 г. до н.э.), что оказалось важным изобретением в истории человечества.В шумерской цивилизации уже были заложены начала науки, которая, будучи вписанной в религиозное мировоззрение, была его служанкой. В силу этого научная деятельность была подчинена культу традиций и ориентировалась на недосягаемые образцы прошлого. Шумерские мыслители стремились выяснить сущность природы и собственной цивилизации, они создали оригинальную концепцию “Ме”, смысл которой до сих пор не установлен окончательно. В общем плане “Ме” представляют собой совокупность различных закономерностей и правил, обеспечивающих функционирование элементов как природы, так и шумерской цивилизации. Все законы и правила созданы великими богами, однако они существуют вне богов, они проявляются в движении неживой и живой материи, которая является безличной и вечной. В законах “Ме”, согласно шумерским мыслителям, содержится вся мудрость и наука. В мифе о том, как царица небес и царица Урука Инанна украли божественные законы “Ме”, сохранился список свыше ста этих законов, связанных с шумерской цивилизацией. До сих пор расшифровано свыше половины этих законов. Здесь самые разные понятия: правосудие, мудрость, героизм, вражда, искусство и боевое знамя, проституция и священное очищение, музыкальные инструменты и искусство писца, мир, победа, доброта и пр.Кодекс Хаммурапи является прекрасным примером дальнейшего развития права, показателем высокого уровня культуры Месопотамии. Кодекс Хаммурапи представляет собой плод огромной работы по сбору, обобщению и систематизации правовых норм, в нем, как и в любом древнем своде законов, не проводилось деление на уголовное, гражданское, процессуальное, государственное и пр. право. Цель этого правового кодекса состоит в том, “дабы сильный не притеснял слабого, дабы сироте и вдове оказана была справедливость...” Текст законов Хаммурапи носит “синтетический” характер, устанавливая одновременно и правила, и ответственность за их нарушение. Кодекс Хаммурапи уделяет много внимания наказаниям за различные проступки и преступления — от нарушения обязанностей, связанных со службой, до Посягательства на имущество и преступлений против личности.
cribs.me
Культура народов древней Месопотамии » СтудИзба
Культура народов древней Месопотамии.
Месопотамия — один из важнейших центров мировой цивилизации и древней городской культуры. Первопроходцами на пути создания этой культуры были шумеры, достижения которых были усвоены и развиты дальше вавилонянами и ассирийцами. Истоки месопотамской культуры восходят к IV тысячелетию до н. э., когда стали возникать города. На протяжении долгого периода своего существования (до I в. н. э.) ей были присущи внутреннее единство, преемственность традиций, неразрывная связь ее органических компонентов. Начальные этапы месопотамской культуры были ознаменованы изобретением своеобразного письма, несколько позднее превратившегося в клинопись. Именно клинопись была стержнем месопотамской цивилизации, объединявшим все ее аспекты и позволявшим сохранять традиции. Когда клинопись была окончательно забыта, вместе с нею погибла и месопотамская культура. Однако ее наиболее важные ценности были восприняты персами, арамеями, греками и другими народами и в результате сложной и еще не вполне выясненной цепи передач вошли в сокровищницу современной мировой культуры.
Письменность. Одним из самых удивительных достижений месопотамской культуры было изобретение еще на рубеже IV — III тысячелетий до н. э. письма, с помощью которого стало возможным сначала фиксировать многочисленные факты повседневной жизни, а довольно скоро также передавать мысли и увековечивать достижения культуры.
Сначала шумерское письмо было пиктографическим, т. е. отдельные предметы изображались в виде рисунков. Древнейшие тексты, начертанные таким письмом, относятся приблизительно к 3200 г. до н. э.
Постепенно в процессе длительного и чрезвычайно сложного развития пиктография превратилась в словесно-слоговое письмо.
Одновременно с появлением полифонии письмо начало терять свой рисуночный характер. Вместо рисунка для обозначения того или иного предмета стали изображать какую-нибудь его характерную деталь (например, вместо птицы ее крыло), и то лишь схематически
В XXIV в. до н. э. появляются первые известные нам пространные тексты, написанные на шумерском языке.
Аккадский язык засвидетельствован в Южной Месопотамии начиная с первой половины III тысячелетия до н. э,, когда носители этого языка заимствовали от шумеров клинопись и стали широко пользоваться ею в своей повседневной жизни. С этого же времени начинаются интенсивные процессы взаимопроникновения шумерского и аккадского языков, в результате чего они почерпнули друг из друга много слов. Но преимущественным источником таких заимствований был шумерский язык.
В конце XXV в. до н. э. шумерская клинопись стала использоваться и в Эбле, древнейшем государстве на территории Сирии, где найдены библиотека и архив, состоящие из многих тысяч табличек,
Среди них сохранилось огромное количество текстов на шумерском языке, а также шумеро-эблаитские словари, представленные иногда в десятках экземпляров.
Шумерская письменность была заимствована и многими другими народами (эламитами, хурритами, хеттами, позднее и урартами), которые приспособили ее к своим языкам, и постепенно к середине II тысячелетия до н. э. вся Передняя Азия стала пользоваться шумеро-аккад-ским письмом. Одновременно с распространением клинописи аккадский язык превратился в международный язык общения, дипломатии, науки и торговли. Так, например, в амарнский период (XIV в. до н. э.) египетский двор для связей со своими сирийскими вассалами и другими государствами пользовался вавилонским диалектом аккадского языка. Среди амарн-ских текстов в Египте были обнаружены даже вавилонские мифологические произведения с пометками египетских писцов.
Особое значение для месопотамской цивилизации имели природные условия. В отличие от других очагов древних культур, в Месопотамии не было камня, не говоря о папирусе, на котором можно было бы писать
В I тысячелетии до н. э. вавилоняне и ассирийцы стали употреблять для письма также кожу и импортный папирус. В это же время в Месопотамии стали пользоваться и узкими длинными дощечками из дерева, покрытыми тонким слоем воска, на который наносили клинописные знаки.
Начиная с VIII в. до н. э. арамейский язык превратился в язык международной дипломатии и торговли всего Ближнего Востока. Арамейские писцы, которые писали на коже и папирусе, постепенно заняли ведущее место в месопотамской канцелярии. Школы клинописных писцов теперь были обречены на гибель.
Библиотеки. Одним из самых крупных достижений вавилонской и ассирийской культуры было создание библиотек. В Уре, Ниппуре и других городах, начиная со II тысячелетия до н. э., в течение многих веков писцы собирали литературные и научные тексты, и таким образом возникали обширные частные библиотеки.
Среди всех библиотек на Древнем Востоке самой знаменитой была библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала (669— ок. 635 гг. до н. э.), заботливо и с большим умением собранная в его дворце в Ниневии. Для нее по всей Месопотамии писцы снимали копии с книг из официальных и частных коллекций или собирали сами книги.
В библиотеке Ашшурбанапала хранились царские анналы, хроники важнейших исторических событий, сборники законов, литературные произведения и научные тексты. Всего сохранилось более 30 000 табличек и фрагментов, в которых отразились достижения месопотамской цивилизации.
Архивы. Древняя Месопотамия была страной архивов. Самые ранние архивы относятся еще к первой четверти III тысячелетия до н. э.
Первые известные нам архивы частных лиц относятся к первой половине III тысячелетия до н. э. Они хранились в кувшинах, ящиках и в тростниковых корзинках.
В государственных, храмовых и частных архивах сохранились также тысячи писем самого разнообразного характера. Они написаны на продолговатых маленьких табличках из глины мелким, убористым письмом.
Центральной фигурой месопотамской цивилизации был писец, являвшийся основным создателем богатейшей клинописной литературы. От услуг писцов зависели правители, храмы и частные лица. Некоторые из писцов занимали очень важные посты и имели возможность оказывать влияние на царей, принимали участие в важных дипломатических переговорах. Но большинство писцов, находившихся на службе у царя или у храмов, выполняли бюрократические функции по управлению хозяйством и сбору податей.
Школы. Большинство писцов получало образование в школе, хотя нередко писцовые знания передавались и в семье, от отца к сыну. Шумерская школа, как и более поздняя вавилонская, главным образом готовила писцов для государственного и храмового управления
Ряд шумерских произведений повествует о школьной жизни. Часть их носит нравоучительный характер, а другие полны иронии и сарказма по отношению к учителям.
Словесность. Сохранилось значительное количество поэм, лирических произведений, мифов, гимнов, легенд, эпических сказаний и сборников пословиц, которые когда-то составляли богатую шумерскую литературу. Особый жанр составляли произведения о гибели шумерских городов из-за набегов соседних племен. Большой популярностью пользовался «Плач о гибели жителей Ура>% (в конце XXI в. до н. э.), где описываются страшные подробности о страданиях женщин, стариков и детей, которые мучились от голода, горели в объятых пожаром домах и тонули в реке.
Самым знаменитым памятником шумерской литературы является цикл эпических сказаний о легендарном герое Гильгамеше
В конце II тысячелетия до н. э. в Вавилонии появилось философского характера произведение на аккадском языке под названием «Да прославлю я владыку мудрости».
По своему содержанию к произведению о невинном страдальце примыкает и поэма «Вавилонская теодицея» (дословно «богооправдание»), возникшая в первой половине XI в. до н. э.
X веком до н. э. датируется интересное произведение под названием «Раб, повинуйся мне», пронизанное пессимистическим отношением к жизни и ее превратностям.
Научные знания. Определенных успехов народы Месопотамии достигли в научном познании мира. Особенно велики были достижения вавилонской математики, первоначально возникшей из практических потребностей измерения полей, сооружения каналов и различных зданий
В V в. до н. э. существовали крупные астрономические школы в Вавилоне, Борсиппе, Сиппаре и Уруке. На это же время падает деятельность великих астрономов Набуриана и Кидена.
Однако при всех достижениях вавилонская астрономия была неразрывно связана с астрологией — лженаукой, пытавшейся предсказывать будущее по звездам. Кроме того, многие астрономические тексты содержат указания на причинные связи, будто бы существовавшие между звездами и теми или другими болезнями.
Сохранилось большое количество вавилонских медицинских текстов. Из них видно, что врачи Древней Месопотамии умели хорошо лечить вывих и переломы конечностей. Однако о строении человеческого организма у вавилонян были очень слабые представления и им не удалось добиться заметных успехов в лечении внутренних болезней.
Еще в III тысячелетии до н. э. жители Месопотамии знали путь в Индию, а в I тысячелетии до н. э. — также в Эфиопию и Испанию. Сохранившиеся до нашего времени карты отражают попытки вавилонян систематизировать и обобщить свои довольно обширные географические знания. В середине II тысячелетия до н. э. составлялись путеводители по Месопотамии и смежным странам, предназначенные для купцов, занимавшихся внутренней и международной торговлей. В библиотеке Ашшурбанапа-ла найдены карты, охватывающие территорию от Урарту до Египта. На некоторых картах изображены Вавилония и соседние страны. Эти карты содержат также текст с необходимыми комментариями. На одной такой карте Месопотамия и близлежащие районы представлены как круглая равнина, омываемая Персидским заливом, а в самом центре этой равнины расположен Вавилон.
В Месопотамии с живым интересом относились к своему далекому прошлому. Например, в период царствования Набонида в VI в. до н. э. во время раскопок в фундаментах обвалившихся храмовых зданий были обнаружены и прочитаны надписи III тысячелетия до н. э., а имена царей, встречающиеся в этих текстах, правильно размещены в хронологическом порядке. В одном из храмов зданий города Ура археологи нашли музейную комнату, в которой были собраны предметы различных эпох, представлявшие исторический интерес. Подобный же музей находился и в летнем царском дворце Навуходоносора II в Вавилоне.
Однако в конце I тысячелетия до н. э. закостенелые формы древних традиций, многовековое господство религиозных представлений, отсутствие новых методов познания природы стали мешать развитию вавилонской науки. К тому же она начала терять свои жизненные силы, так как научным языком оставался аккадский (а в значительной мере и шумерский, который за полтора тысячелетия до этого уже был мертвым), в то время как население повсюду в Месопотамии переходило к арамейскому в качестве разговорного языка.
Искусство. В становлении и последующем развитии искусства Древней Месопотамии решающее значение имели художественные традиции шумеров. В IV тысячелетии до н. э., т. е. еще до возникновения первых государственных образований, ведущее место в шумерском искусстве занимала расписная керамика с характерным для нее геометрическим орнаментом.
В период Ш династии Ура в XXII— XXI вв. до н. з., когда по всей территории Месопотамии была создана единая широко разветвленная сеть бюрократического аппарата, памятники искусства также приобретают единообразие и стереотипность. Это в основном скульптурные портреты правителей в позе величавого спокойствия.
Во дворце царей Мари, сооруженном в начале II тысячелетия до н. э., археологи нашли многочисленные фрески с изображениями жертвоприношений и сцен дворцовой жизни. Художники сначала наносили контуры на гипсовую основу и после этого накладывали краски.
Особого расцвета искусство Месопотамии достигло во время существования Ассирийской державы в VIII— VII вв. до н. э. Этот расцвет нашел отражение прежде всего в ассирийских рельефах, которыми облицованы дворцовые покои.
Внушительных успехов население Древней Месопотамии достигло в сооружении дворцовых и храмовых зданий. Они, как и дома частных лиц, строились из сырцового кирпича, но в отличие от последних воздвигались на высоких платформах. Характерным сооружением такого рода был знаменитый дворец царей Мари, построенный в начале II тысячелетия до н. э.
Развитие технологии, ремесла и товарно-денежных отношений привело в I тысячелетии до н. э. к возникновению больших городов в Месопотамии, которые были административными, ремесленными и культурными центрами страны, и к улучшению жилищных условий.
В Месопотамии рано началось производство стекла: первые рецепты его изготовления относятся еще к XVIII в. до н. э.
Однако железный век в этой стране наступил сравнительно поздно — в XI в. до н. э., широкое же использование железа для производства орудий труда и оружия началось лишь еще несколько столетий спустя.
Завершая характеристику культуры Древней Месопотамии, следует отметить, что достижения обитателей долины Тигра и Евфрата в архитектуре, искусстве, письменности и литературе, в сфере научных знаний во многом играли роль эталона для всего Ближнего Востока в древности.