Боги Древней Греции и Древнего Рима. Мифология древнего рима боги
Античность Мифология Боги Древней Греции и Древнего Рима
Античность. Мифология. Боги Древней Греции и Древнего Рима
Изначально существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни. Все возникло из безграничного Хаоса - весь мир и бессмертные боги.
Боги Древней Греции Зевс (Юпитер) Зевс был царем богов, бога неба и погоды, закона, заказа и судьбы. Он был изображен как король, зрелый с крепкой фигурой и темной бородой. Его обычными признаками были молнии, королевский скипетр и орел.
Гера (Юнона) Богиня Гера, жена Зевса, покровительствует браку и охраняет святость и нерушимость брачных союзов. Она посылает супругам многочисленное потомство и благословляет мать во время рождения ребенка.
Аид (Плутон) • Аид ("невидимый", "ужасный"), в греческой мифологии бог царства мертвых. • Сын Кроноса и Реи, брат Зевса, Посейдона, Геры, Деметры и Гестии. При разделе мира после свержения отца Зевс забрал себе небо, Посейдон — море, а Аид — подземное царство; землей братья договорились править вместе. • Посланец богов Гермес препровождал души умерших к паромщику Харону, который перевозил через подземную реку Стикс лишь тех, кто мог заплатить за переправу. • Вход в подземное царство мертвых охранял трехголовый пес Кербер (Цербер), никому не позволявший вернуться в мир живых
• Подобно древним египтянам, греки полагали, что царство мертвых расположено в недрах земли, а вход в него — на крайнем западе (запад, закат — символы умирания), за рекой Океан, омывающей землю.
• Самый популярный миф об Аиде связан с похищением им Персефоны, дочери Зевса и богини плодородия Деметры. Зевс обещал ему свою красавицу-дочь, не спросив согласия ее матери. • Когда Аид силой увел невесту, Деметра от горя чуть не лишилась рассудка, забыла о своих обязанностях, и землю охватил голод. • Спор Аида и Деметры по поводу судьбы Персефоны разрешил Зевс. Часть года она обязана проводить с матерью и другую — с мужем. Так возникло чередование времен года. Рембрандт, «Похищение Персефоны» , 1632 год.
Деметра (Церера) и Персефона
Пан • Пан ("понравившийся всем") в греческой мифологии - божество стад, лесов и полей, сын вестника богов Гермеса и нимфы Дриопы. • Этот покровитель горных лесов и пастбищ, коз и овец был козлоног и рогат. Дриопа ужаснулась, увидев новорожденного сына, заросшего волосами и бородатого. • Однако Гермес и боги-олимпийцы лишь рассмеялись и нарекли младенца Паном. Вместе с сатирами и силенами, демонами стихийных плодоносных сил земли, Пан входил в свиту Диониса.
Рубенс Петр Пауль (1577 -1640) «Пан и Сиринга» • Игривый и жизнерадостный, он был известен своим пристрастием к вину и веселью, пылкой влюбленностью и преследованием нимф. Одна из них, Сиринга, в страхе перед козлоногим богом превратилась в тростник, из которого Пан сделал свирель.
Врубель «Пан» «Пан, обучающий Дафниса игре на свирели» Непременный судья пастушеских музыкальных состязаний, он вызвал на соревнование Аполлона и, по мнению судьи, царя Мидаса, победил его. В отместку бог наградил судью ослиными ушами.
Посейдон • Посейдон, в древнегреческой мифологии бог подводного царства. Посейдон считался владыкой морей и океанов. Подводный царь родился от брака богини земли Реи и титана Кроноса и сразу после рождения был вместе со своими братьями и сестрами проглочен отцом, который боялся, что они отнимут у него власть над миром. Всех их освободил впоследствии Зевс.
При помощи волшебного трезубца Посейдон управлял морской пучиной: если на море был шторм, то стоило ему протянуть перед собой трезубец, как взбесившееся море успокаивалось.
ЭОС (АВРОРА) • Аврора в древнегреческой мифологии - богиня утренней зари. Слово "аврора" происходит от латинского • aura, что означает "предрассветный ветерок". Древние греки именовали Аврору румяной зарей, розоперстой богиней Эос. • Аврора была дочерью солнца - Гелиоса и луны - Селены. • От Астрея и Авроры произошли все звезды, горящие на темном ночном небосводе, и все ветры: бурный северный Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дожди.
ЭОС (АВРОРА) П. Н. Герен (1774 -1833) “Аврора и Кефал” Кефал - сын Гермеса, муж Прокриды, дочери царя Эрехфея. Прокрида изменила Кефалу с Птелеонтом, соблазнившись золотым венцом, и затем бежала от гнева мужа к царю Миносу. Потом она примирилась с Кефалом, вернулась к нему и нечаянно была им убита на охоте тем самым копьём, которое она получила в дар от любившего ее Миноса. За это решением ареопага Кефал был изгнан из страны. В Кефала была влюблена богиня Эос, похитившая его
Вильям Бугро «Рождение Венеры» . • Афродита (Венера) – богиня красоты и любви – родилась из крови оскопленного Кроном Урана, которая попала в море и образовала пену; отсюда ее прозвище "пенорожденная" и Анадиомена - "появившаяся на поверхности моря".
С. Боттичелли «Рождение Венеры» .
• Увидев прекрасную богиню на Олимпе, все боги влюбились в нее, но Афродита стала женой Гефеста - самого искусного и самому некрасивого из всех богов, хотя в дальнейшем она рождала детей и от других богов, включая Диониса и Ареса. • В античной литературе также можно встретить упоминания о том, что Афродита состояла в браке и с Аресом, иногда даже называются дети, которые были рождены от этого брака: Эрот (или Эрос), Антерос (ненависть), Гармония, Фобос (страх), Деймос (ужас). Афродита - богиня красоты и любви (Венера Таврическая) II в. Древний Рим.
«Венера и Адонис» , фрагмент. Автор - Peter Paul Rubens . • Возможно, самой большой любовью Афродиты был прекрасный Адонис, сын красавицы Мирры, превращенной богами в мирровое дерево, дающее благотворную смолу — мирру. • Вскоре Адонис погиб на охоте от раны, нанесенной диким вепрем. Из капель крови юноши расцвели розы, а из слез Афродиты — анемоны. • По иной версии, причиной смерти Адониса был гнев Ареса, приревновавшего Афродиту.
«Суд Париса» . Автор - Hendrick von Balen, 1599 Слева направо: Гермес, Парис, Афина, Гера и Афродита с Эротом Афродита была одной из трех богинь, заспоривших о своей красоте. Посулив Парису, сыну троянского царя, прекраснейшую женщину на земле, Елену, жену спартанского царя Менелая, она выиграла спор, и похищение Парисом Елены послужило поводом к началу Троянской войны.
Артемида (Диана) • Диана, богиня природы и охоты, Диана считалась олицетворением луны, как ее брат Аполлон в период позднеримской античности отождествлялся с солнцем. Диане еще сопутствовал эпитет "богиня трех дорог", толковавшийся как знак тройной власти Дианы: на небе, на земле и под землей. Богиня также слыла покровительницей плененных Римом латинян, плебеев и рабов.
Волков Р. М. «Диана, окружённая нимфами, и Актеон» . С Дианой связан миф о несчастном охотнике Актеоне. Юношу, увидевшего купающуюся прекрасную богиню, Артемида (Диана) в гневе превратила в оленя, которого растерзали собственные псы.
Тициан «Диана и Актеон» .
Хариты (Грации) Грации, в римской мифологии (в древнегреческой - хариты) благодетельные богини, олицетворяющие радостное, доброе и вечно юное начало жизни, дочери Юпитера, нимф и богинь. Имена граций (харит), их происхождение и число в разных мифах различны. В древние времена богинь изображали в ниспадающих мягкими складками хитонах, а позднее - обнаженными, чтобы ничто не скрывало их прелестей.
Три Грации олицетворяют Красоту, Три Грации Любовь и Удовольствие. Грации состоят в свите Венеры. В неоплатонизме они символизируют три аспекта любви. В средневековом искусстве - грации - это Добродетель, Красота и Любовь, а их атрибутами являются роза, мирт и яблоко, иногда - игральные кости.
Рафаэль Санти «Три грации» (1503 -1504)
Гермес (Меркурий) • Гермес, в греческой мифологии вестник богов, покровитель путников, проводник душ умерших , сын Зевса и прекрасной нимфы гор Майи, дед отважного Одиссея. • Гермеса обычно изображают юношей в шляпе с загнутыми полями, в золотых крылатых сандалиях и с золотым магическим жезлом, подарком Аполлона, украшенным двумя змеями. • Поскольку изъявление божественной воли иногда происходит во сне, то бог с помощью своего жезла насылал на людей вещие сны. Он — посредник между миром живых и миром мертвых,
• В эпоху классической мифологии роль Гермеса переосмысливается. Он превращается в покровителя героев: вручает Персею меч для убийства горгоны Медузы; Одиссею открывает тайну волшебной травы, чтобы тот смог спастись от чар Кирки; охраняет героев во время странствий.
Афина (Миневра) • Афина, в греческой мифологии богиня мудрости, справедливой войны и ремесел, дочь Зевса и титаниды Метиды. Зевс, узнав, что сын от Метиды лишит его власти, проглотил беременную супругу, а затем сам произвел на свет совершенно взрослую Афину, вышедшую с помощью Гефеста из его головы в полном боевом облачении. Афина являлась как бы частью Зевса, исполнительницей его замыслов и воли. Она — мысль Зевса, осуществленная в действии. Ее атрибуты — змея и сова, а также эгида, щит из козьей шкуры, украшенный головой змееволосой Медузы, обладающий магической силой, устрашающий богов и людей. По одной из версий, статуя Афины, палладий, якобы упала с небес; отсюда ее имя — Афина Паллада.
• Классическая Афина покровительствует героям и защищает общественный порядок. Она выручала из беды Беллерофонта, Ясона, Геракла и Персея. Именно она помогла своему любимцу Одиссею преодолеть все трудности и добраться до Итаки после Троянской войны.
• Самая значительная поддержка была оказана Афиной матереубийце Оресту. Она помогла Прометею похитить божественный огонь, защищала греков -ахейцев во время Троянской войны; она — покровительница гончаров, ткачих и рукодельниц.
Фемида Фемида, в древнегреческой мифологии богиня правосудия. Греки называли богиню разными именами, например Темида, Темис. Фемида была дочерью бога неба Урана и Геи, второй жены Зевса и матери многочисленного потомства. Ее дочерьми были богини судьбы - мойры.
«Фемида» Антон Лосенко, 1765 • В одной из легенд Фемида выступает в роли матери титана Прометея, посвятившей сына в тайну судьбы Зевса. Громовержец должен был погибнуть от одного из своих детей, рожденных Фетидой. • В мифе о Прометее рассказывается, что герой открыл эту тайну только после тысячелетних мучений, на которые обрек его Зевс.
present5.com
Боги Древней Греции и Древнего Рима
Боги Древней Греции и Древнего Рима по представлению древних людей — демонические силы, воплощенные в священных предметах и явлениях и получившие персональное воплощение в демонических существах, обитающих в горах, морях, пещерах, источниках, деревьях и т.д.
Мифы — древние предания, а также произведения литературы и искусства, дошедшие до наших дней, отражающие представления древних греков и древних римлян об устройстве мира и обо всех процессах, происходивших в природе и в обществе. По мифам Древней Греции и Древнего Рима можно воссоздать картину мира в представлении ее древних жителей.
Мифология Древней Греции строится на восприятии мира как жизни одной огромной родовой общины, и в мифах древние греки обобщали всё многообразие человеческих отношений и природных явлений. Греческая мифология складывалась в течение нескольких веков, передаваясь из поколения в поколение. До нас мифы дошли в поэзии Гомера и Гесиода, а также в произведениях драматургов Древней Греции - Софокла, Эсхила, Еврипида и др.
В Олимпийском пантеоне господствовал Зевс – верховное божество, дававшее людям закон и порядок. Кроме него существовали персонифицированные божества, отвечавшие за конкретную сферу жизни.
Мифология Древнего Рима обусловлена ранним влиянием греческой религии в ранний период истории Древнего Рима. Позднее, в художественных произведения римских авторов прослеживалось подражанием греческим литературным образцам, в том числе и стремление отождествить своих собственных богов с греческими. Тем не менее, под слоем греческой культуры явственно просматриваются черты местной традиции. Здесь также существовали персонифицированные божества, которые контролировали различные сферы деятельности человека, но не было культа героев, которых нет в римской мифологии.
Адонис — бог плодородия в древнефиникийской мифологии. С V века до н. э. культ Адониса распространился в Греции, а позднее и в Риме.Аид (Гадес, Плутон) — бог подземного мира и царства мертвых. Аид также — название самого царства мертвых.Аполлон, или Феб, — бог, покровитель искусств, прорицатель и целитель. Сын Зевса. Изображался прекрасным юношей с луком или кифарой. Символ мужской красоты.Арес, или Арей (Марс), — бог войны. Сын Зевса и Геры.Артемида (Диана) — богиня охоты, покровительница рожениц. Дочь Зевса. Изображается с луком и стрелами, иногда с полумесяцем на голове. Также считается лунной богиней, Матерью Мира, Великой Матерью всех вещей и покровительницей жизненных сил.Афина, или Афина Паллада (Минерва), — богиня войны и победы, а также государственной мудрости, знаний, искусств и ремесел. Дочь Зевса, родившаяся в полном вооружении (в шлеме и панцире) из его головы. Покровительница города Афины.Афродита (Венера) — богиня любви и красоты, возникшая из морской пены.Борей — бог северного ветра. Изображается сильным крылатым мужчиной. Олицетворяет порывистый холодный ветер.Гарпии — богини вихря, крылатые существа (полуженщины-полуптицы) отвратительного вида. Символ злой, взбешенной женщины.Геба (Ювента) — богиня вечной юности. Дочь Зевса и Геры, супруга Геракла. На Олимпе Геба подносила богам на пирах нектар и амброзию.Геката — темная богиня Луны, покровительница ночной нечисти, колдовства. Иногда отождествляется с богиней подземного царства Персефоной. В астрологии Гекату называют Черной Луной (синоним Лилит). Геката изображается с факелом в руках, часто со змеями в волосах, иногда трехликой (в иконографии тройственные фигуры символизируют многоплановость образа матери).Гелиос (Соль) — бог Солнца. От римского названия произошло широко распространенное слово «солярный», то есть обладающий солнечными качествами.Гера (Юнона) — царица богов, сестра и жена Зевса (Юпитера). Покровительница брака. Отличается властностью, жестокостью, ревнивым нравом.Гермес (Меркурий) — вестник олимпийских богов, бог торговли и прибыли, покровитель пастухов и путников. Кроме того, проводник душ умерших в подземный мир. Сын Зевса и Майи. Изображается в крылатых сандалиях, дорожной шляпе и с жезлом в руках.
Гестия (Веста) — богиня домашнего очага, культ которой отправлялся римскими жрецами-весталками. Они поддерживали в храме богини священный огонь. Весталки избирались из девочек знатных семей, должны были служить богине 30 лет, соблюдая обет девства. В случае нарушения обета весталок живыми закапывали в землю.Гефест (Вулкан) — бог огня, покровитель кузнечного ремесла. Сын Зевса и Геры. Изображается широкоплечим и хромым.Гея (Теллус) — богиня земли, от которой произошли горы и море, первое поколение богов, циклопы, гиганты. Олицетворяет саму животворную силу природы. Гесиод (около 700 года до н. э.), поэт, который систематизировал греческую мифологию, поместил Гею — мать-землю — в самое начало генеалогии богов как «мать всего сущего, первопричину, самую старшую из всех богов греческого пантеона». Она родила не только богов, но и, согласно мифу об Аттисе, первого человека — Эрихтония.Деметра (Церера) — богиня плодородия, покровительница земледелия. Дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса и Посейдона, мать Персефоны. В культе Деметры и Реи в греко-римской традиции отразилось почитание природы-матери, оно стало кульминационным в культе фригийской Великой Матери Кибелы, который конкурировал с христианством в первые века нашей эры.Дионис (Вакх, Бахус) — бог виноградарства и виноделия. В греческой мифологии упоминается уже в XIV века до н. э. как бог плодоносящих стихийных сил земли. Как правило, постоянно противопоставляется Аполлону (божеству родовой аристократии). Народная основа культа Диониса отразилась в мифах о его незаконном рождении и последующей борьбе за право войти в число олимпийских богов. Согласно основному мифу, Дионис — сын Зевса и фиванской царевны Семелы. Известны варианты отождествления Диониса с Озирисом, Сераписом, Митрой, Адонисом, Аноном, Либером. В средневековье Дионис обычно олицетворял собой месяц октябрь — время сбора урожая. В это время в его честь устраивались празднества — дионисии и вакханалии, символизирующие разгул, оргии, пьянство.Зевс (Юпитер) — верховный бог. Низвергнув в Тартар своего отца титана Кроноса (Хроноса), стал владыкой богов и людей. Атрибуты Зевса: эгида (щит), скипетр, иногда орел. Местопребывание — Олимп (Зевс-олимпиец).Кибела — фригийская богиня, почитавшаяся в Малой Азии, Греции, во всей Римской империи. С 204 года до н. э. культ Кибелы установлен в Риме как государственный. В честь Кибелы жрецы устраивали мистерии с обрядами, в том числе самоистязания, омовения кровью, самооскопления.Нарцисс — прекрасный юноша, сын речного бога Кефиса. Отверг любовь нимфы Эхо, за что был наказан Афродитой: влюбился в собственное отражение в воде и умер от неразделенной страсти. Превращен богами в цветок. Символ самовлюбленности.НИКе, или Ника (Виктория), — богиня победы.Пан (Фавн) — первоначально бог стад, покровитель пастухов, затем бог всей природы. Изображается в виде человека с козлиными рогами, копытами и бородой.Персефона (Прозерпина) — богиня плодородия и подземного царства. Дочь Деметры и Зевса, супруга Аида.Посейдон (Нептун) — один из богов-олимпийцев, повелитель морей, управляющий ими с помощью трезубца. Сын Кроноса и Реи.Рея — Земля, верховная богиня, мать Зевса. Иногда отождествляется с Кибелой. В одном из мифов Рея (Земля) обернула камень в пеленку и вместо новорожденного Зевса отдала его мужу Кроносу, который пожирал своих детей сразу после их рождения.Селена — светлая богиня Луны, отождествляющаяся с Артемидой. В астрологии — Белая Луна.Уран — бог Неба, супруг Геи (богини Земли), отец титанов, циклопов и сторуких исполинов. Был оскоплен и свергнут сыном — титаном Кроносом (повелителем времени).Фаэтон — сын бога Солнца Гелиоса и нимфы Климены, брат гелиад. Чтобы доказать свое происхождение от Гелиоса, Фаэтон взялся управлять солнечной колесницей отца, но не смог сдержать огнедышащих коней, которые, приблизившись к земле, едва не спалили ее. Чтобы предотвратить катастрофу, Зевс поразил Фаэтона ударом молнии, и тот, пылая, упал в реку. Ряд источников указывает на реальные планетарные процессы, отразившиеся в мифе о Фаэтоне.Фемида — богиня правосудия. У греков изображается с повязкой на глазах (символ беспристрастия), с рогом изобилия и весами в руках. «Весы Фемиды» — олицетворение правосудия; «жрец Фемиды» — служитель закона. Римляне используют для изображения Фемиды другую символическую картинку: женщину в длинной одежде, сидящую между двумя колоннами на кубическом камне. Глаза ее завязаны; в левой руке она держит весы, в правой — поднятый меч.Фетида — морская богиня, одна из нереид. Вопреки ее воле, была выдана Зевсом замуж за смертного Пелея, родила от него сына Ахилла.Фортуна — богиня счастья, случая, удачи. Изображается с рогом изобилия, иногда на шаре или колесе, также с повязкой на глазах. «Колесо фортуны» — слепой случай, удача.Цирцея, или Кирка, — волшебница с острова Эя, обратившая в свиней спутников Одиссея, а его самого удерживавшая на острове в течение года. Символ коварной обольстительности.Эринии, или евмениды (фурии), — богини мщения, обитающие в подземном царстве; преследуя преступника, лишают его рассудка. Фурия — символ злой женщины.Эрот (Амур, Купидон) — бог любви, олицетворение любовной страсти. Изображается в виде шаловливого мальчика с луком и стрелами, который, пустив стрелу в чье-то сердце, воспламеняет его любовью. В римской традиции атрибутом Купидона иногда бывают фасцы — связанные в пучок прутья, являющиеся символом власти и превосходства над человеческой личностью.
mail.megabook.ru
Римская мифология
РИМСКАЯ МИФОЛОГИЯ Самое распространенное заблуждение, связанное с римской мифологией, — это обвинение ее, как и всей римской литературы, в несамостоятельности, в подражательности грекам. Согласно этой точке зрения, римская мифология — это греческая с римскими именами, где Зевс просто называется Юпитером, не меняя при этом своих функций. То же самое происходит со всеми богами и героями. Подобное утверждение, разумеется, в корне неверно. У римлян, как у любого другого народа, были свои собственные мифологические представления, но в отличие от любого другого народа они создали гигантскую империю, завоевали множество государств, в том числе Грецию и Египет, обладавшие развитой и самобытной культурой. Победители мира испытывали различные влияния, которые отразились и в мифологии (римляне чтили египетскую Исиду и греческого Аполлона), но никогда не отказывались от собственных традиций.
Римская мифология — понятие сложное и неоднозначное. На протяжении длительного времени существования римского государства мифология подвергалась значительным изменениям. Можно выделить два основных этапа ее развития: мифология эпохи родовой общины и мифология города Рима.
МИФОЛОГИЯ РИМСКОЙ РОДОВОЙ ОБЩИНЫ Ранний этап развития римской мифологии представляет сложнейшую проблему для исследователей, поскольку сведения о ней носят отрывочный и неполный характер. Опираясь на немногочисленные существующие источники (священные книги авгуров, сочинения историков и писателей Рима), невозможно реконструировать космогонические мифы и представить римскую мифологию как развивающуюся систему. Кроме того, на раннем этапе своего развития римская цивилизация испытала влияние этрусков. Этот особый феномен Вил Дюрант называет «этрусской прелюдией».
Этруски жили в Италии севернее Рима, и по своему языку и культуре резко отличались от остального населения полуострова. Считается, что на рубеже 1Х – У111 вв. возникли 12 государств Этрурии, которые впоследствии образовали союз, объединенный, как считают ученые, религиозными традициями. Часто города Этрурии, соперничающие в политике и экономике, на общем национальном собрании выступали как единое целое. Главными богами этрусков были 12 богов, делившихся на 6-ть мужских и 6-ть женских. Главным считался Тиния – бог неба, небесного света, представлявшийся этрускам «царем людей и богов», его знаком власти был скипетр с изображением орла. Основным проявлением сил и воли Тиния была молния. Его супруга Уни почиталась как царица – покровительница верховной власти и государства. Их дочерью была Менерва (впоследствии любимая римская богиня), а вместе эти боги образовывали верховную триаду. Политизированные этруски, как и их продолжатели римляне, были убеждены, что боги внимательно отслеживают жизнь их городов: Тиния осуществлял верховный надзор за жизнью всех обитателей, Уни «отвечала» за политическую сторону государственной жизни, благополучие семьи и рост населения. Менерва покровительствовала хозяйственной стороне жизни во всех ее проявлениях: учила ремеслу и врачеванию (ее спутницей даже считалась богиня бессмертия), помогала рыбакам и артистам. Ее супругом был бог Херкле – могучий воин и защитник города. Сыном его часто называли Мариса – бога, помогающего всякому росту (даже движению времени), умножающего силы, могущество и величие. Как и его отец, он защищал город, но в то же время мог вызвать внутренние распри, его даже считали владыкой смерти, а изображали вооруженным всадником. У римлян он будет называться Марсом и станет фактически прародителем нации. Следует отметить еще одну этрусскую богиню, которая перейдет «по наследству» римлянам и будет играть в их мифологии важную роль – это Веста.
Итак, в начале формирования римской государственности этрусское влияние было значительным, однако постепенно его удалось преодолеть. Когда Тарквинии были изгнаны из Рима, и город стал республикой, может показаться, что этрусский след навсегда затерялся в истории, но, разумеется, это не так. Этрусское прошлое останется в новой римской жизни, являя себя в именах собственных (предполагается, что само имя Рома восходит к этрусскому названию реки), в церемониях триумфов и парадной одежде императоров, в архитектурных и театральных традициях, и, конечно, в мифологии. Но, наследуя имена и функции богов, ритуалы и празднества, Рим придавал всему свой собственный смысл, формировал уже на самых ранних стадиях развития общества свою самобытную, отличную от всех традицию и ментальность. Отмеченная установка сохранится и в будущем: Карфаген, Египет и, наконец, Греция – все они оставят в культуре победителей мира свой след, но не изменят сути.
Главной характерной чертой ранних мифологических представлений римлян является отсутствие антропоморфного образа бога, его имени, пола, функции. Обращение к богам носило следующий характер: «или бог, или богиня, или муж, или женщина, или каким бы другим именем ты не пожелал назваться». Поэтому древнюю римскую мифологию часто называют полидемонизмом — произвольным соединением непознаваемых сил и воль. Однако с течением времени римляне постепенно наделяли своих богов человеческими чертами. Это относится как к их внешнему облику, так и к образу жизни: некоторые из них образовывали супружеские пары (Фавн — Фавна, Либер — Либера).
Римские боги делились на небесных, земных и подземных. Миры людей и богов были строго разграничены и не соприкасались. Боги выражали свою волю молнией, громом, полетом птиц, поэтому для толкования знамений была создана коллегия авгуров, которые угадывали волю богов, наблюдая за поведением птиц. Например, священными птицами Рима были дятел и орел — спутник Юпитера. Среди особо почитаемых зверей следует выделить волка, который у скандинавских и славянских народов олицетворял зло. Римляне же создали множество преданий о волках, среди которых на первом месте находится история волчицы, вскормившей царственных близнецов Ромула и Рема и ставшей символом Рима. Волчий праздник (луперкалий) — праздник очищения и плодородия — начинался 15 февраля и был посвящен богу лесов Фавну. Во время его проведения обнаженные юноши — луперки — обегали вокруг Палатинского холма. Если им попадались женщины, то луперки стегали их кнутами, так как, согласно преданию, это помогало женщинам стать плодовитыми. Волку приписывались особые магические свойства: шерсть и кончик хвоста помогали добиться любви, встреча с волком, переходившим человеку дорогу с правой стороны, предвещала удачу; перед приходом в дом новобрачной порог натирался волчьим жиром, охраняющим от болезней. Р И М С КИ Й П А Н Т Е О Н.
Янус - древнейший римский бог. Его изображали с двумя или четырьмя лицами. Возможно, первоначально он был создателем мира, космоса и человеческого рода, богом, который все формирует, всем правит, знает прошедшее и будущее (отсюда два лица). Затем трактовка его образа развивалась в двух направлениях: с одной стороны — как бога всякого начала, ворот и дверей; с другой — как первого царя предков латинов и римлян, гостеприимно встретившего Сатурна, который научил его народ земледелию. Имя Януса произносилось перед каждым обращением к богам. Первоначально двуликий бог неба мыслился как металлический свод, затем его храм представлял собой покрытую бронзой арку на колоннах — символ неба.
Являясь богом дверей, Янус стал покровителем начала любого предприятия, включая войну, поэтому с началом новой военной кампании открывался храм Януса, которого молили о покровительстве. Считалось, что этот бог покровительствует каждому дню, особенно раннему утру, затем его влияние распространили на любой отрезок времени: год, месяц, неделя и т.д. Римляне воздвигли ему 12 алтарей по числу месяцев, а самого бога иногда изображали с 365 пальцами на руках по числу дней. Начала каждого месяца называлось «календами» (отсюда пришло название «календарь») и так же, как и первый месяц года - январь, были посвящены Янусу. Особенно торжественно отмечались январские календы, поскольку 1 января считалось началом нового года. В этот день люди желали всем добра, а в храм бога приносили сладкие фрукты, мед и деньги, чтобы год был сладостен и богат.
Юпитер в обращении к богам традиционно называлось вторым, но, по сути, его культ является главным. Первоначально Юпитеру приписывалось множество функций: повелитель света и тьмы, грозы и молнии; покровитель земледельцев и виноделов, гарант верности клятвы, дарующий победы в битвах и триумфы. Однако очень скоро этот бог утратил свои функции покровителя земледелья и стал «отвечать» за римскую государственность: свободу римского народа, утверждения его славы и величия. Его главный храм находился на Капитолии, и у его стен происходили все самые главные события города. Воины отправлялись на войну, а в случае благоприятного исхода здесь завершались триумфальные шествия и победитель, сам уподобленный Юпитеру – в пурпурной одежде, в венке из дуба – приносил богатые жертвы богу. Орел Юпитера стал не просто священной птицей Рима и гербом, приносящим победу его легионам, но символизировал величие государства. Юпитер был как богом охраняющим, (под его покровительством находились даже семейные союзы), так и карающим -обманщиков, клятвопреступников, нарушителей договоров.
Ему были посвящены многие праздники: праздник сбора винограда, дни полнолуний (13—15 числа каждого месяца, называемые идами), Великие, позже Римские, игры. В эпоху общины Юпитер возглавлял триаду древних римских богов: Юпитер — Марс — Квирин, но затем, после распространения греческой культуры и мифологии, стал отождествляться с Зевсом — его называли отцом и царем богов. В эпоху империи Юпитер становится богом Римского государства и покровителем императора.
Юнона - супруга Юпитера, покровительница брака и материнства, помогающая при родах, мудрая царица-советчица, впоследствии отождествляемая с Герой. Ей был посвящен начинающийся 1 марта праздник матроналии, а месяцем богини считался июнь. Римляне были убеждены, что каждая женщина имеет свою Юнону, священную прародительницу и покровительницу рода.
Минерва - третья богиня великой триады. Как уже говорилось, ее культ римляне заимствовали у этрусков. Если Юпитер покровительствовал мужественности, Юнона – женственности, то Минерва – юности, хотя этому прекрасному периоду жизни покровительствовал и другой римский бог – Ювентус. Возможно, такое распределение ролей связано с тем, что у этрусков Минерва – младшая богиня. Главное же состоит в том, что Минерва почиталась как богиня мудрости, однако она обладала большими функциями, нежели отождествляемая с ней впоследствии Афина Паллада. Под ее опекой находились ремесленники, учителя, актеры, музыканты, врачи. Она помогала строить дома, корабли, обжигать посуду, изготовлять вооружение и даже писать стихи. Как и большинство римских богинь, она обладала защитными функциями, однако, в отличие от греческой Афины, никогда не была связана с военными действиями.
Празднества в ее честь проводились во второй половине марта, продолжались пять дней и назывались квинкватрии. В первый день праздников учащиеся освобождались от занятий и приносили плату учителям, в последующие дни устраивались гладиаторские игры, а в последний — приносились жертвы богине. Кроме Капитолийского храма Минерве был посвящен храм на Авентинском холме.
Меркурий - покровитель ремесленников и торговцев. Культ этого бога достаточно древний, о чем свидетельствует посвященный ему храм, построенный недалеко от большого цирка в 495 г. до н. э. Меркурий считался добрым богом, приносящим удачу и прибыль; его покровительство сулило богатство: например, неожиданное обнаружение клада. После отождествления с Гермесом образ Меркурия заметно усложнился, ему приписываются новые качества: он становится проводником в царство мертвых.
Земледельческие культы.
Известно, что большинство богов первоначально были связаны с земледельческими культами – такая тенденция существовала в большинстве мифологических систем, однако в римском варианте это хотелось бы подчеркнуть особо. Большинство древних римских богов связано с культами полей, рощ и лесов. Это неудивительно, римляне – нация земледельцев, обработка земли и сбор урожая всегда были важнейшими событиями жителей Италии.
Сатурн – старейший из богов земледелья. Его представляли великим царем древности, с именем которого был связан «золотой век», когда все люди были равны между собой и счастливы, вкушая родящиеся в изобилии плоды земли; тогда не знали ни рабства, ни частной собственности, ни денег. Именно Сатурн научил людей обрабатывать землю. Вергилий называет Италию «землей Сатурна».
Самому своему происхождению люди обязаны деревьям. Миф об этом звучит так: некогда на месте будущего Рима, в лесах, жили фавны, нимфы и племя людей, рожденное стволами крепкого дуба. Люди эти не имели домов и жили в дуплах деревьев. Об огромной роли культа деревьев, и особенно дуба, у римлян собрал обширный материал Д. Фрезер («Золотая ветвь»). Он подчеркивал связь дуба с Юпитером, с албанскими и римскими царями, носившими венки из дуба. Культы отдельных рощ были впоследствии объединены в праздник Лукарий, во время которого в рощах приносили жертвы богам, прося прощения за порубки леса.
Богами рощ и лесов были Фавн и Фавна, сильваны, Пик, Кармента. Все они давали пророчества людям, почитающим их, и охраняли стада от волков.
Старейшая римская хтоническая богиня, олицетворяющая Землю, — Теллура (Теллус). Она не только регулировала производительные силы природы, но и насылала землетрясения, правила царством мертвых. Жреческая коллегия арвальских братьев один раз в году, во второй половине мая, совершала обряд жертвоприношения на алтаре богини, моля послать хороший урожаи
С течением времени культ Теллуры был вытеснен культом Цереры — богини жатвы и покровительницы плодородия. Праздники в ее честь — цереалии — начинались 11 или 12 апреля и продолжались восемь дней. Исследователи римской культуры считают Цереру любимой богиней плебса, который особенно ревностно соблюдал ее культ во время праздника все облачались в белые одежды и украшали себя цветами. Впоследствии поклонение Церере приняло общенациональный характер В 493 г до н. э. на Авентинском холме был построен храм, где возносились почести Церере, Бахусу (Либеру) и его супруге Либере. Либер и Либера считались богами оплодотворяющей силы и виноделия. В посвященный им праздник — либералии — римляне, нарядившись в маски из коры деревьев, пели на перекрестках дорог шуточные куплеты, ставшие одним из источников римской комедии.
Марс, знаменитый бог воины, первоначально был связан с культом плодородия и растительности. Особо велика его роль при охране жителей города в чужих землях. Он указывал путь тем, кто покидал родину в поисках новых поселении, он даровал победу воинам, защищавшим свой город. С Марсом связаны ритуалы очищения земли, имения, доспехов. Согласно некоторым легендам, Марс был отцом Ромула и, следовательно, родоначальником и хранителем Рима. Первоначально Марс входил в триаду богов, возглавлявших римский пантеон (Юпитер, Марс, Квирин). Ему был посвящен март — первый месяц древнего календаря, когда совершался обряд изгнания зимы. При формировании нового пантеона (Юпитер, Юнона, Минерва) Марс утверждался как бог войны. Символом Марса было копье, хранившееся в жилище царя, где помещалось также двенадцать щитов, один из которых, согласно преданию, был послан небесными богами как залог непобедимости римлян, а одиннадцать его копий были сделаны для того, чтобы враги не могли распознать подлинник. В 336 г. до н. э. Марсу был посвящен храм у Капенских ворот, откуда войско выступало на войну, а всадники — на ежегодный парад. В центре форума император Август построил роскошный храм Марсу-мстителю в благодарность за победу над убийцами Цезаря.
Одной из ипостасей Марса-мирного, дарующего благополучие людям и плодородие земле, был Квирин — бог народного собрания, отсюда полное наименование римлян — «римский народ квиритов», или «квириты». Впоследствии Квирин отождествляется с Ромулом — учредителем важнейших институтов римского государства.
Диана — одна из древнейших римских богинь. Первоначально олицетворяла растительность как богиня-мать и хозяйка леса. Ее называли «богиней трех дорог» (в праздники ее изображение помещалось на перекрестках), обладающей тройной властью: на небе, на земле и под землей. Диана считалась и олицетворением Луны, впоследствии она была отождествлена с Артемидой и Гекатой. Одним из центров культуры Дианы был город Арция (соврем. — Ла-Ричча). Недалеко от него находилось небольшое лесное озеро, «зеркало Дианы», как называли его в древности. На берегу озера располагалась священная роща и святилище Дианы Немейской (Лесной). В священной роще росло дерево, которое охранялось царем-жрецом. Должность эта добывалась в открытом бою и была доступна любому, в том числе и беглому рабу. О том, как был основан в Немейской роще культ Дианы, рассказывают два предания, у которых есть одно общее свойство, характерное для многих поздних римских мифов, — стремление связать две мифологические системы — греческую и римскую, а следовательно, две истории и культуры. Первая легенда гласит, что культ Дианы Немейской был учрежден Орестом, бежавшим с сестрой из Тавриды в Италию после убийства царя Фаоса. Его сестра Ифигения была, как известно, жрицей Артемиды. Вторая легенда рассказывает, что первым царем и жрецом Дианы Лесной был Вирбии, под именем которого начал свою вторую жизнь прекрасный греческий герой Ипполит, погибший из-за несправедливого навета Федры, его мачехи, и гнева Тесея, его отца. По просьбе Дианы его воскресил Эскулап (Асклепий), и богиня перенесла своего любимца в Немейскую рощу, где он учредил ее новое святилище. Римские легенды называют Вирбия возлюбленным Дианы, и это неудивительно, так как Диана в отличие от отождествляемой с ней Артемиды, девственной богини-охотницы, была богиней плодородия и деторождения. В культе Дианы важную роль играл огонь. Во время ежегодного праздника богини, проходившего в самое жаркое время года (13 августа), ее роща являлась светом множества факелов. В тот день по всей Италии, у каждого домашнего очага, совершались священные обряды. Сама богиня на статуэтках, найденных в Немейской роще, изображена с факелом в поднятой правой руке.
Веста – богиня домашнего очага городской общины, курии. Культ этой богини, с одной стороны, отождествлялся с поклонением Диане, с другой стороны, был связан с Янусом, которого называли отцом, а Весту – матерью. Неслучайно молитву богам римляне начинали Янусом, а заканчивали Вестой. В древности она была богиней священного огня, поэтому любой очаг римляне называли «Вестой». Огонь, горевший в храме богини, считался нерукотворным, т.е. зажигаемым только от солнечных лучей, он обновлялся 1 марта, когда по старому календарю начинался новый год. Римляне полагали, что огонь всегда чист и непорочен, поэтому служить Весте могли только девственницы. Они избирались из числа девочек 6-10 лет и должны были посвятить богине 30 лет: поддерживать огонь в храме как символ государственной надежности и устойчивости. В течение этого срока они обязаны были хранить девственность, а за нарушение закона замуровывались живыми. Весталки в римском обществе пользовались исключительными привилегиями и почестями. Осужденный преступник, если он случайно встречал одну из служительниц храма, подлежал освобождению. Возможно, с Вестой, как и с Янусом, были связаны космогонические мифы; например, считалось, что главный священный очаг Весты находится в центре вселенной, поэтому храм богини на форуме в Риме имел круглую форму - он символизировал круг земель, в центре которых горел огонь Весты. Другой древний аспект культа богини – ее принадлежность к земледельческим богам. В этом качестве Веста была хранительницей засеянного поля. С распространением мифа об Энее храму Весты отводилось почетное место сохранения национальной святыни палладия - изображения вооруженной Афины Паллады со щитом и поднятым копьем, согласно легенде, привезенным Энеем и почитаемый в храме Весты как залог мощи Рима. Веста представляли с лицом, закрытым покрывалом, с чашей, факелом, скипетром и палладием.
Венера - богиня красоты и любви, прародительница и покровительница римлян. Особую популярность ее культ приобрел в I веке до н. э., когда богиню объявили своей покровительницей Сулла, Помпеи и Цезарь. Кроме традиционных эпитетов, свидетельствующих о ее необыкновенной красоте («прекрасная», «лучезарная» и т.д.), в Риме ее называли «милостивой», «очищающей», «конной» и даже «лысой» (по преданию, в память о самоотверженности римлянок, отдавших во время войны с галлами свои волосы для изготовления канатов). Первоначально ей поклонялись как богине садов, а ее имя упоминалось как синоним плодов. С распространением предания об Энее Венера стала отождествляться с Афродитой, матерью Энея, а затем с приходом в Рим восточных культов с Исидой и Астартой.
Фортуна — богиня счастья. Первоначально почиталась как богиня садов и плодов, урожая. Фортуна считалась также защитницей женщин, благонравных матрон, лишь один раз побывавших замужем. Ее праздник 11 июня совпадал с днем богини плодородия и деторождения Великой Матери, и ей, как одной из богинь, воплощавших в себе образ Великой Матери, посвящали свои молитвы женщины, мечтающие о ребенке и легких родах. Впоследствии культ богини меняется, и она превращается в богиню счастливого случая. Считается, что ее культ учредил Сервий Туллий, который, будучи по происхождению сыном раба, стал царем Рима. Удивительную метаморфозу сам герой связывал именно с покровительством богини Фортуны, которой он воздвиг несколько святилищ. С тех пор легионы, победившие в трудных боях, консулы и простые римляне ставили алтари богине счастливого случая, покровительнице удачи. На различных изображениях Фортуна, которую представляли цветущей женщиной с рогом изобилия в руках, фигурировала вместе с пенатами, покровителями рода и фамилии. С наступлением эры христианства забылись многие языческие боги, но именно Фортуна осталась популярной и почитаемой. Интерес к ней начинается в эпоху Возрождения, когда личность желает утвердиться в мире, завоевать его и верит в свои таланты и возможности. Фортуна противостоит слепому року, неумолимой судьбе, поэтому вера в нее станет путеводной звездой многих великих и самых обыкновенных людей. Фортуна может обласкать (не случайно говорят «любимец Фортуны»), но ее нельзя искушать, а то капризная богиня может и отвернуться. Возможно, вера в Фортуну — это прежде всего вера человека в себя самого, в свою удачу, поэтому имя римской богини счастья никогда не будет забыто.
Флора — богиня цветения колосьев, цветов и садов, олицетворение юности и весны. На посвященных ей праздниках — флоралиях, длившихся с 28 апреля до 3 мая, люди украшали себя цветами и славили приход весны.
Другая значительная группа богов была связана с фамильными культами. Древний Рим был славен сплоченностью отдельных родов, во главе каждого стоял патриарх, глава семьи. Закреплению такой традиции способствовал культ Гения. Первоначально его представляли богом мужской силы, впоследствии считалось, что у каждого мужчины есть свой Гений — добрый бог-покровитель, сопровождающий его на протяжении всей жизни (у женщин подобную функцию выполняла Юнона). Особо важен был культ Гения главы рода, праздник которого отмечался всей фамилией в день рождения. Центром фамильного культа был домашний очаг, домашняя Веста, у которого собиралась вся семья; трапеза в праздничный день носила сакральный характер, так как часть ее уделялась богам. Домашними богами были Лары и Пенаты.
Лары охраняли домашний очаг и земли фамильной усадьбы. Считается, что культ Ларов связан с древней традицией хоронить мертвых в их домах, а следовательно, с культом предков и богов Манов. Маны — добрые боги — хранители могил, но с ними была связана богиня Мания — страшное существо загробного мира, насылающее безумие Видимо, первоначально Лары, Маны и Мания воспринимались как боги, олицетворяющие хтонические силы жизни и смерти. Затем Маны превратились в обитателей подземного мира, в которых воплощаются души умерших. Таким образом, Маны были добрыми подземными покровителями фамилии, а Лары царили в семейной усадьбе, следили за выполнением членами семьи своих непосредственных обязанностей относительно родителей, детей, родины, богов, слуг, а в случае неисполнения строго карали. На алтаре Ларов раб мог найти прибежище от гнева господина. Существовали также Лары соседских общин. Их святилища сооружались на перекрестках, а количество отверстий в них соответствовало числу соседей. Здесь приносились жертвы Ларам и справлялся праздник Компиталий, сопровождавшийся песнями, плясками, различными состязаниями с участием свободных граждан и рабов. Соседских или компи-тальных Ларов просили дать богатый урожай, охранять от убийства и любого другого несчастного случая. Как и многие другие боги, соседские Лары жили в лесах и водных источниках.
Другими покровителями римских домов были Пенаты. Вероятно, сначала их чтили как хранителей продовольствия, а затем их функции расширились до охраны всего дома и семьи. В отличие от Ларов Пенаты связаны непосредственно с людьми, а не с местом, поэтому при переезде семьи из одного дома в другой боги сопровождали своих подопечных. Алтарь Пенатов находился у очага: здесь им приносились дары, здесь же стояли и глиняные фигурки богов (обычно их было две). Культ Пенатов распространялся только на свободных граждан — рабы обращались в своих молитвах к Ларам Существовали также и государственные Пенаты, которых, согласно легенде, Эней вывез из горящей Трои и которые считались древними святынями Рима. «Божественные Пенаты римского народа» находились в тайном помещении храма Весты. Имена и изображения их хранились в глубокой тайне от непосвященных, и лишь жрецы и весталки могли приближаться к ним.
Лары и Пенаты стали в европейской культурной традиции символами родины и домашнего очага.
Римские боги не отличались могуществом греческих, не вмешивались в жизнь людей, их нельзя было призвать на помощь, как Одиссей призывал Афину, но, возможно, они были даже более любимы своим народом. Чтобы распознать волю богов, умиротворить и заручиться их поддержкой, в Риме была разработана система священнослужения. В семье жрецом считался отец, а во главе общественных коллегий стоял великий понтифик. Центральное греческое сообщество, непосредственно окружавшее великого понтифика, состояло из девяти членов. Они вели записи происходящих событий, существующих законов, следили за предзнаменованиями, устраивали жертвоприношения. При проведении официальных обрядов понтификам помогали шестнадцать фламенов — возжигателей жертвенного огня.
Самой влиятельной среди многочисленных коллегий была коллегия девяти авгуров, которые изучали волю богов сначала посредством слежения за полетом птиц, а затем путем изучения внутренностей жертвенных животных. Слово «авгур» означает человека, который носит птицу, а «аустиция» — наблюдение за птицами. Любое значительное политическое действие (объявление войны, проведение переговоров) предварялось аустициями, результаты которых трактовались авгурами.
Римские культовые обряды представляли собой приношение даров или жертв богам, чтобы заручиться их поддержкой или отвратить от себя несчастье. Самым важным считалось точное в словах и движениях исполнение ритуала, а в случае допущения какой-либо ошибки необходимо было повторить обряд до тридцати раз. Отсюда проистекает и первое значение слова «религия» (religio) — выполнение ритуала. В Риме часто проводилась церемония очищения, которой подвергались поля, дома, храмы, армии. Во время торжественной процедуры процессия обходила по кругу объект, который должен быть очищен, возносились молитвы, приносились жертвы, благодаря которым изгонялись дурные силы и отвращались несчастья.
Особое значение для римского народа имели сивиллины книги. Слово «сивилла» означает не имя собственное, как часто думают, а жрица, пророчица. Мифы о женщинах, обладающих талантом предсказания, связаны с мифами об Аполлоне. Именно встреча с сияющим богом определила судьбу Кассандры, дочери Приама. Аполлон наградил ее даром предвидения, но, оскорбленный (Кассандра не ответила на его любовь), покарал презрением окружающих, не верящих ее словам. Римская пророчица, знаменитая Кумская сивилла, в отличие от Кассандры с влюбленным в нее Аполлоном не спорила и получила в награду от него не только дар прорицания, но и долголетие, однако забыла главное — вечную молодость. Очень скоро, лет через 100, она превратилась в древнюю старуху. Ее место обитания описал Вергилий так: на склоне Эвбеиской горы зияет пещера, в которую ведут сто ходов, а из ста отверстий на сто голосов ведут сто проходов. Жрица вещает в состоянии экстатического безумия, исступления, так как ее устами говорит сам бог Аполлон. По преданию, Кумская пророчица предложила римскому царю Тарквинию Гордому купить у нее девять священных книг, написанных стихотворным размером. Царь от текстов отказался, и сивилла сожгла три книги, затем повторила свое предложение, получила новый отказ и снова сожгла три книги. Лишь на третий раз царь согласился внять совету авгуров и купил оставшиеся книги.
С тех пор священные книги считались тайными и хранились особой жреческой коллегией в храме Юпитера Капитолийского. К сивиллиным книгам обращались в трудных ситуациях, когда правители Рима хотели узнать волю небес и принять необходимое решение.
В европейской поэтической традиции сивилла — женский вариант пушкинского пророка. Она наделена небывалым поэтическим даром и мудростью.
Таковы были древние римские божества и посвященные им праздники. Однако с развитием римского государства, а также в связи с завоеванием средиземноморского бассейна, которое повлекло за собой знакомство с греческой культурой, религиозно-мифологические взгляды римлян в эпоху республики, а затем и империи, подвергаются значительным изменениям. В первую очередь происходит отождествление греческих богов с римскими по принципу сходства функций: Юпитер — Зевс, Юнона — Гера, Афина — Минерва и т. д. Образы некоторых богов заметно усложняются: например, Меркурий, бог торговцев, становится и проводником в царство мертвых; Венера, богиня садов, превращается в покровительницу любви и олицетворение красоты. И наконец, если аналог греческого божества в римской мифологии отсутствовал, наблюдалось прямое заимствование. Так случилось с культом Феба-Аполлона, у которого, как известно, не существовало римского дубликата. Однако влияние греческого элемента на римскую мифологию обычно гипертрофируется и переоценивается. Распространение греческой культуры шло «сверху», из аристократических кругов, и не охватывало всех слоев римского общества. Кроме того, центральное место в национальном менталитете занимали мифы об истории Рима, в которых можно выделить две основные темы: история Энея и его потомства, особенно братьев-близнецов Ромула и Рема, и рассказы о первых царях и героях города. Римский миф отразил и развитие римской экспансии на Средиземноморье, и миграцию населения, и демократизацию общественного строя, и, наконец, централизованное положение самого Рима, распространявшего свою власть на многие страны.