Мифология древнего рима боги. Античность Мифология Боги Древней Греции и Древнего Рима
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Боги Древней Греции и Древнего Рима. Мифология древнего рима боги


Античность Мифология Боги Древней Греции и Древнего Рима

Античность. Мифология. Боги Древней Греции и Древнего Рима

Изначально существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни. Все возникло из безграничного Хаоса - весь мир и бессмертные боги.

Боги Древней Греции Зевс (Юпитер) Зевс был царем богов, бога неба и погоды, закона, заказа и судьбы. Он был изображен как король, зрелый с крепкой фигурой и темной бородой. Его обычными признаками были молнии, королевский скипетр и орел.

Гера (Юнона) Богиня Гера, жена Зевса, покровительствует браку и охраняет святость и нерушимость брачных союзов. Она посылает супругам многочисленное потомство и благословляет мать во время рождения ребенка.

Аид (Плутон) • Аид ("невидимый", "ужасный"), в греческой мифологии бог царства мертвых. • Сын Кроноса и Реи, брат Зевса, Посейдона, Геры, Деметры и Гестии. При разделе мира после свержения отца Зевс забрал себе небо, Посейдон — море, а Аид — подземное царство; землей братья договорились править вместе. • Посланец богов Гермес препровождал души умерших к паромщику Харону, который перевозил через подземную реку Стикс лишь тех, кто мог заплатить за переправу. • Вход в подземное царство мертвых охранял трехголовый пес Кербер (Цербер), никому не позволявший вернуться в мир живых

• Подобно древним египтянам, греки полагали, что царство мертвых расположено в недрах земли, а вход в него — на крайнем западе (запад, закат — символы умирания), за рекой Океан, омывающей землю.

• Самый популярный миф об Аиде связан с похищением им Персефоны, дочери Зевса и богини плодородия Деметры. Зевс обещал ему свою красавицу-дочь, не спросив согласия ее матери. • Когда Аид силой увел невесту, Деметра от горя чуть не лишилась рассудка, забыла о своих обязанностях, и землю охватил голод. • Спор Аида и Деметры по поводу судьбы Персефоны разрешил Зевс. Часть года она обязана проводить с матерью и другую — с мужем. Так возникло чередование времен года. Рембрандт, «Похищение Персефоны» , 1632 год.

Деметра (Церера) и Персефона

Пан • Пан ("понравившийся всем") в греческой мифологии - божество стад, лесов и полей, сын вестника богов Гермеса и нимфы Дриопы. • Этот покровитель горных лесов и пастбищ, коз и овец был козлоног и рогат. Дриопа ужаснулась, увидев новорожденного сына, заросшего волосами и бородатого. • Однако Гермес и боги-олимпийцы лишь рассмеялись и нарекли младенца Паном. Вместе с сатирами и силенами, демонами стихийных плодоносных сил земли, Пан входил в свиту Диониса.

Рубенс Петр Пауль (1577 -1640) «Пан и Сиринга» • Игривый и жизнерадостный, он был известен своим пристрастием к вину и веселью, пылкой влюбленностью и преследованием нимф. Одна из них, Сиринга, в страхе перед козлоногим богом превратилась в тростник, из которого Пан сделал свирель.

Врубель «Пан» «Пан, обучающий Дафниса игре на свирели» Непременный судья пастушеских музыкальных состязаний, он вызвал на соревнование Аполлона и, по мнению судьи, царя Мидаса, победил его. В отместку бог наградил судью ослиными ушами.

Посейдон • Посейдон, в древнегреческой мифологии бог подводного царства. Посейдон считался владыкой морей и океанов. Подводный царь родился от брака богини земли Реи и титана Кроноса и сразу после рождения был вместе со своими братьями и сестрами проглочен отцом, который боялся, что они отнимут у него власть над миром. Всех их освободил впоследствии Зевс.

При помощи волшебного трезубца Посейдон управлял морской пучиной: если на море был шторм, то стоило ему протянуть перед собой трезубец, как взбесившееся море успокаивалось.

ЭОС (АВРОРА) • Аврора в древнегреческой мифологии - богиня утренней зари. Слово "аврора" происходит от латинского • aura, что означает "предрассветный ветерок". Древние греки именовали Аврору румяной зарей, розоперстой богиней Эос. • Аврора была дочерью солнца - Гелиоса и луны - Селены. • От Астрея и Авроры произошли все звезды, горящие на темном ночном небосводе, и все ветры: бурный северный Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дожди.

ЭОС (АВРОРА) П. Н. Герен (1774 -1833) “Аврора и Кефал” Кефал - сын Гермеса, муж Прокриды, дочери царя Эрехфея. Прокрида изменила Кефалу с Птелеонтом, соблазнившись золотым венцом, и затем бежала от гнева мужа к царю Миносу. Потом она примирилась с Кефалом, вернулась к нему и нечаянно была им убита на охоте тем самым копьём, которое она получила в дар от любившего ее Миноса. За это решением ареопага Кефал был изгнан из страны. В Кефала была влюблена богиня Эос, похитившая его

Вильям Бугро «Рождение Венеры» . • Афродита (Венера) – богиня красоты и любви – родилась из крови оскопленного Кроном Урана, которая попала в море и образовала пену; отсюда ее прозвище "пенорожденная" и Анадиомена - "появившаяся на поверхности моря".

С. Боттичелли «Рождение Венеры» .

• Увидев прекрасную богиню на Олимпе, все боги влюбились в нее, но Афродита стала женой Гефеста - самого искусного и самому некрасивого из всех богов, хотя в дальнейшем она рождала детей и от других богов, включая Диониса и Ареса. • В античной литературе также можно встретить упоминания о том, что Афродита состояла в браке и с Аресом, иногда даже называются дети, которые были рождены от этого брака: Эрот (или Эрос), Антерос (ненависть), Гармония, Фобос (страх), Деймос (ужас). Афродита - богиня красоты и любви (Венера Таврическая) II в. Древний Рим.

«Венера и Адонис» , фрагмент. Автор - Peter Paul Rubens . • Возможно, самой большой любовью Афродиты был прекрасный Адонис, сын красавицы Мирры, превращенной богами в мирровое дерево, дающее благотворную смолу — мирру. • Вскоре Адонис погиб на охоте от раны, нанесенной диким вепрем. Из капель крови юноши расцвели розы, а из слез Афродиты — анемоны. • По иной версии, причиной смерти Адониса был гнев Ареса, приревновавшего Афродиту.

«Суд Париса» . Автор - Hendrick von Balen, 1599 Слева направо: Гермес, Парис, Афина, Гера и Афродита с Эротом Афродита была одной из трех богинь, заспоривших о своей красоте. Посулив Парису, сыну троянского царя, прекраснейшую женщину на земле, Елену, жену спартанского царя Менелая, она выиграла спор, и похищение Парисом Елены послужило поводом к началу Троянской войны.

Артемида (Диана) • Диана, богиня природы и охоты, Диана считалась олицетворением луны, как ее брат Аполлон в период позднеримской античности отождествлялся с солнцем. Диане еще сопутствовал эпитет "богиня трех дорог", толковавшийся как знак тройной власти Дианы: на небе, на земле и под землей. Богиня также слыла покровительницей плененных Римом латинян, плебеев и рабов.

Волков Р. М. «Диана, окружённая нимфами, и Актеон» . С Дианой связан миф о несчастном охотнике Актеоне. Юношу, увидевшего купающуюся прекрасную богиню, Артемида (Диана) в гневе превратила в оленя, которого растерзали собственные псы.

Тициан «Диана и Актеон» .

Хариты (Грации) Грации, в римской мифологии (в древнегреческой - хариты) благодетельные богини, олицетворяющие радостное, доброе и вечно юное начало жизни, дочери Юпитера, нимф и богинь. Имена граций (харит), их происхождение и число в разных мифах различны. В древние времена богинь изображали в ниспадающих мягкими складками хитонах, а позднее - обнаженными, чтобы ничто не скрывало их прелестей.

Три Грации олицетворяют Красоту, Три Грации Любовь и Удовольствие. Грации состоят в свите Венеры. В неоплатонизме они символизируют три аспекта любви. В средневековом искусстве - грации - это Добродетель, Красота и Любовь, а их атрибутами являются роза, мирт и яблоко, иногда - игральные кости.

Рафаэль Санти «Три грации» (1503 -1504)

Гермес (Меркурий) • Гермес, в греческой мифологии вестник богов, покровитель путников, проводник душ умерших , сын Зевса и прекрасной нимфы гор Майи, дед отважного Одиссея. • Гермеса обычно изображают юношей в шляпе с загнутыми полями, в золотых крылатых сандалиях и с золотым магическим жезлом, подарком Аполлона, украшенным двумя змеями. • Поскольку изъявление божественной воли иногда происходит во сне, то бог с помощью своего жезла насылал на людей вещие сны. Он — посредник между миром живых и миром мертвых,

• В эпоху классической мифологии роль Гермеса переосмысливается. Он превращается в покровителя героев: вручает Персею меч для убийства горгоны Медузы; Одиссею открывает тайну волшебной травы, чтобы тот смог спастись от чар Кирки; охраняет героев во время странствий.

Афина (Миневра) • Афина, в греческой мифологии богиня мудрости, справедливой войны и ремесел, дочь Зевса и титаниды Метиды. Зевс, узнав, что сын от Метиды лишит его власти, проглотил беременную супругу, а затем сам произвел на свет совершенно взрослую Афину, вышедшую с помощью Гефеста из его головы в полном боевом облачении. Афина являлась как бы частью Зевса, исполнительницей его замыслов и воли. Она — мысль Зевса, осуществленная в действии. Ее атрибуты — змея и сова, а также эгида, щит из козьей шкуры, украшенный головой змееволосой Медузы, обладающий магической силой, устрашающий богов и людей. По одной из версий, статуя Афины, палладий, якобы упала с небес; отсюда ее имя — Афина Паллада.

• Классическая Афина покровительствует героям и защищает общественный порядок. Она выручала из беды Беллерофонта, Ясона, Геракла и Персея. Именно она помогла своему любимцу Одиссею преодолеть все трудности и добраться до Итаки после Троянской войны.

• Самая значительная поддержка была оказана Афиной матереубийце Оресту. Она помогла Прометею похитить божественный огонь, защищала греков -ахейцев во время Троянской войны; она — покровительница гончаров, ткачих и рукодельниц.

Фемида Фемида, в древнегреческой мифологии богиня правосудия. Греки называли богиню разными именами, например Темида, Темис. Фемида была дочерью бога неба Урана и Геи, второй жены Зевса и матери многочисленного потомства. Ее дочерьми были богини судьбы - мойры.

«Фемида» Антон Лосенко, 1765 • В одной из легенд Фемида выступает в роли матери титана Прометея, посвятившей сына в тайну судьбы Зевса. Громовержец должен был погибнуть от одного из своих детей, рожденных Фетидой. • В мифе о Прометее рассказывается, что герой открыл эту тайну только после тысячелетних мучений, на которые обрек его Зевс.

present5.com

Боги Древней Греции и Древнего Рима

Боги Древней Греции и Древнего Рима по представлению древних людей — демонические силы, воплощенные в священных предметах и явлениях и получившие персональное воплощение в демонических существах, обитающих в горах, морях, пещерах, источниках, деревьях и т.д.

Мифы — древние предания, а также произведения литературы и искусства, дошедшие до наших дней, отражающие представления древних греков и древних римлян об устройстве мира и обо всех процессах, происходивших в природе и в обществе. По мифам Древней Греции и Древнего Рима можно воссоздать картину мира в представлении ее древних жителей.

Мифология Древней Греции строится на восприятии мира как жизни одной огромной родовой общины, и в мифах древние греки обобщали всё многообразие человеческих отношений и природных явлений. Греческая мифология складывалась в течение нескольких веков, передаваясь из поколения в поколение. До нас мифы дошли в поэзии Гомера и Гесиода, а также в произведениях драматургов Древней Греции - Софокла, Эсхила, Еврипида и др.

В Олимпийском пантеоне господствовал Зевс – верховное божество, дававшее людям закон и порядок. Кроме него существовали персонифицированные божества, отвечавшие за конкретную сферу жизни.

Мифология Древнего Рима обусловлена ранним влиянием греческой религии в ранний период истории Древнего Рима. Позднее, в художественных произведения римских авторов прослеживалось подражанием греческим литературным образцам, в том числе и стремление отождествить своих собственных богов с греческими. Тем не менее, под слоем греческой культуры явственно просматриваются черты местной традиции. Здесь также существовали персонифицированные божества, которые контролировали различные сферы деятельности человека, но не было культа героев, которых нет в римской мифологии.

Адонис — бог плодородия в древнефиникийской мифологии. С V века до н. э. культ Адониса распространился в Греции, а позднее и в Риме.Аид (Гадес, Плутон) — бог подземного мира и царства мертвых. Аид также — название самого царства мертвых.Аполлон, или Феб, — бог, покровитель искусств, прорицатель и целитель. Сын Зевса. Изображался прекрасным юношей с луком или кифарой. Символ мужской красоты.Арес, или Арей (Марс), — бог войны. Сын Зевса и Геры.Артемида (Диана) — богиня охоты, покровительница рожениц. Дочь Зевса. Изображается с луком и стрелами, иногда с полумесяцем на голове. Также считается лунной богиней, Матерью Мира, Великой Матерью всех вещей и покровительницей жизненных сил.Афина, или Афина Паллада (Минерва), — богиня войны и победы, а также государственной мудрости, знаний, искусств и ремесел. Дочь Зевса, родившаяся в полном вооружении (в шлеме и панцире) из его головы. Покровительница города Афины.Афродита (Венера) — богиня любви и красоты, возникшая из морской пены.Борей — бог северного ветра. Изображается сильным крылатым мужчиной. Олицетворяет порывистый холодный ветер.Гарпии — богини вихря, крылатые существа (полуженщины-полуптицы) отвратительного вида. Символ злой, взбешенной женщины.Геба (Ювента) — богиня вечной юности. Дочь Зевса и Геры, супруга Геракла. На Олимпе Геба подносила богам на пирах нектар и амброзию.Геката — темная богиня Луны, покровительница ночной нечисти, колдовства. Иногда отождествляется с богиней подземного царства Персефоной. В астрологии Гекату называют Черной Луной (синоним Лилит). Геката изображается с факелом в руках, часто со змеями в волосах, иногда трехликой (в иконографии тройственные фигуры символизируют многоплановость образа матери).Гелиос (Соль) — бог Солнца. От римского названия произошло широко распространенное слово «солярный», то есть обладающий солнечными качествами.Гера (Юнона) — царица богов, сестра и жена Зевса (Юпитера). Покровительница брака. Отличается властностью, жестокостью, ревнивым нравом.Гермес (Меркурий) — вестник олимпийских богов, бог торговли и прибыли, покровитель пастухов и путников. Кроме того, проводник душ умерших в подземный мир. Сын Зевса и Майи. Изображается в крылатых сандалиях, дорожной шляпе и с жезлом в руках.

Гестия (Веста) — богиня домашнего очага, культ которой отправлялся римскими жрецами-весталками. Они поддерживали в храме богини священный огонь. Весталки избирались из девочек знатных семей, должны были служить богине 30 лет, соблюдая обет девства. В случае нарушения обета весталок живыми закапывали в землю.

Гефест (Вулкан) — бог огня, покровитель кузнечного ремесла. Сын Зевса и Геры. Изображается широкоплечим и хромым.Гея (Теллус) — богиня земли, от которой произошли горы и море, первое поколение богов, циклопы, гиганты. Олицетворяет саму животворную силу природы. Гесиод (около 700 года до н. э.), поэт, который систематизировал греческую мифологию, поместил Гею — мать-землю — в самое начало генеалогии богов как «мать всего сущего, первопричину, самую старшую из всех богов греческого пантеона». Она родила не только богов, но и, согласно мифу об Аттисе, первого человека — Эрихтония.Деметра (Церера) — богиня плодородия, покровительница земледелия. Дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса и Посейдона, мать Персефоны. В культе Деметры и Реи в греко-римской традиции отразилось почитание природы-матери, оно стало кульминационным в культе фригийской Великой Матери Кибелы, который конкурировал с христианством в первые века нашей эры.Дионис (Вакх, Бахус) — бог виноградарства и виноделия. В греческой мифологии упоминается уже в XIV века до н. э. как бог плодоносящих стихийных сил земли. Как правило, постоянно противопоставляется Аполлону (божеству родовой аристократии). Народная основа культа Диониса отразилась в мифах о его незаконном рождении и последующей борьбе за право войти в число олимпийских богов. Согласно основному мифу, Дионис — сын Зевса и фиванской царевны Семелы. Известны варианты отождествления Диониса с Озирисом, Сераписом, Митрой, Адонисом, Аноном, Либером. В средневековье Дионис обычно олицетворял собой месяц октябрь — время сбора урожая. В это время в его честь устраивались празднества — дионисии и вакханалии, символизирующие разгул, оргии, пьянство.Зевс (Юпитер) — верховный бог. Низвергнув в Тартар своего отца титана Кроноса (Хроноса), стал владыкой богов и людей. Атрибуты Зевса: эгида (щит), скипетр, иногда орел. Местопребывание — Олимп (Зевс-олимпиец).Кибела — фригийская богиня, почитавшаяся в Малой Азии, Греции, во всей Римской империи. С 204 года до н. э. культ Кибелы установлен в Риме как государственный. В честь Кибелы жрецы устраивали мистерии с обрядами, в том числе самоистязания, омовения кровью, самооскопления.Нарцисс — прекрасный юноша, сын речного бога Кефиса. Отверг любовь нимфы Эхо, за что был наказан Афродитой: влюбился в собственное отражение в воде и умер от неразделенной страсти. Превращен богами в цветок. Символ самовлюбленности.НИКе, или Ника (Виктория), — богиня победы.Пан (Фавн) — первоначально бог стад, покровитель пастухов, затем бог всей природы. Изображается в виде человека с козлиными рогами, копытами и бородой.Персефона (Прозерпина) — богиня плодородия и подземного царства. Дочь Деметры и Зевса, супруга Аида.Посейдон (Нептун) — один из богов-олимпийцев, повелитель морей, управляющий ими с помощью трезубца. Сын Кроноса и Реи.Рея — Земля, верховная богиня, мать Зевса. Иногда отождествляется с Кибелой. В одном из мифов Рея (Земля) обернула камень в пеленку и вместо новорожденного Зевса отдала его мужу Кроносу, который пожирал своих детей сразу после их рождения.Селена — светлая богиня Луны, отождествляющаяся с Артемидой. В астрологии — Белая Луна.Уран — бог Неба, супруг Геи (богини Земли), отец титанов, циклопов и сторуких исполинов. Был оскоплен и свергнут сыном — титаном Кроносом (повелителем времени).Фаэтон — сын бога Солнца Гелиоса и нимфы Климены, брат гелиад. Чтобы доказать свое происхождение от Гелиоса, Фаэтон взялся управлять солнечной колесницей отца, но не смог сдержать огнедышащих коней, которые, приблизившись к земле, едва не спалили ее. Чтобы предотвратить катастрофу, Зевс поразил Фаэтона ударом молнии, и тот, пылая, упал в реку. Ряд источников указывает на реальные планетарные процессы, отразившиеся в мифе о Фаэтоне.Фемида — богиня правосудия. У греков изображается с повязкой на глазах (символ беспристрастия), с рогом изобилия и весами в руках. «Весы Фемиды» — олицетворение правосудия; «жрец Фемиды» — служитель закона. Римляне используют для изображения Фемиды другую символическую картинку: женщину в длинной одежде, сидящую между двумя колоннами на кубическом камне. Глаза ее завязаны; в левой руке она держит весы, в правой — поднятый меч.Фетида — морская богиня, одна из нереид. Вопреки ее воле, была выдана Зевсом замуж за смертного Пелея, родила от него сына Ахилла.Фортуна — богиня счастья, случая, удачи. Изображается с рогом изобилия, иногда на шаре или колесе, также с повязкой на глазах. «Колесо фортуны» — слепой случай, удача.Цирцея, или Кирка, — волшебница с острова Эя, обратившая в свиней спутников Одиссея, а его самого удерживавшая на острове в течение года. Символ коварной обольстительности.Эринии, или евмениды (фурии), — богини мщения, обитающие в подземном царстве; преследуя преступника, лишают его рассудка. Фурия — символ злой женщины.Эрот (Амур, Купидон) — бог любви, олицетворение любовной страсти. Изображается в виде шаловливого мальчика с луком и стрелами, который, пустив стрелу в чье-то сердце, воспламеняет его любовью. В римской традиции атрибутом Купидона иногда бывают фасцы — связанные в пучок прутья, являющиеся символом власти и превосходства над человеческой личностью.

mail.megabook.ru

Римская мифология

РИМСКАЯ МИФОЛОГИЯ Самое распространенное заблуждение, связанное с римской мифологией, — это обвинение ее, как и всей рим­ской литературы, в несамостоятельности, в подражатель­ности грекам. Согласно этой точке зрения, римская мифо­логия — это греческая с римскими именами, где Зевс просто называется Юпитером, не меняя при этом своих функций. То же самое происходит со всеми богами и геро­ями. Подобное утверждение, разумеется, в корне неверно. У римлян, как у любого другого народа, были свои собствен­ные мифологические представления, но в отличие от лю­бого другого народа они создали гигантскую империю, за­воевали множество государств, в том числе Грецию и Египет, обладавшие развитой и самобытной культурой. По­бедители мира испытывали различные влияния, которые отразились и в мифологии (римляне чтили египетскую Исиду и греческого Аполлона), но никогда не отказывались от собственных традиций.

Римская мифология — понятие сложное и неоднознач­ное. На протяжении длительного времени существования римского государства мифология подвергалась значитель­ным изменениям. Можно выделить два основных этапа ее развития: мифология эпохи родовой общины и мифология города Рима.

МИФОЛОГИЯ РИМСКОЙ РОДОВОЙ ОБЩИНЫ Ранний этап развития римской мифологии представляет сложнейшую проблему для исследователей, поскольку све­дения о ней носят отрывочный и неполный характер. Опира­ясь на немногочисленные существующие источники (священ­ные книги авгуров, сочинения историков и писателей Рима), невозможно реконструировать космогонические мифы и представить римскую мифологию как развивающуюся сис­тему. Кроме того, на раннем этапе своего развития римская цивилизация испытала влияние этрусков. Этот особый феномен Вил Дюрант называет «этрусской прелюдией».

Этруски жили в Италии севернее Рима, и по своему языку и культуре резко отличались от остального населения полуострова. Считается, что на рубеже 1Х – У111 вв. возникли 12 государств Этрурии, которые впоследствии образовали союз, объединенный, как считают ученые, религиозными традициями. Часто города Этрурии, соперничающие в политике и экономике, на общем национальном собрании выступали как единое целое. Главными богами этрусков были 12 богов, делившихся на 6-ть мужских и 6-ть женских. Главным считался Тиния – бог неба, небесного света, представлявшийся этрускам «царем людей и богов», его знаком власти был скипетр с изображением орла. Основным проявлением сил и воли Тиния была молния. Его супруга Уни почиталась как царица – покровительница верховной власти и государства. Их дочерью была Менерва (впоследствии любимая римская богиня), а вместе эти боги образовывали верховную триаду. Политизированные этруски, как и их продолжатели римляне, были убеждены, что боги внимательно отслеживают жизнь их городов: Тиния осуществлял верховный надзор за жизнью всех обитателей, Уни «отвечала» за политическую сторону государственной жизни, благополучие семьи и рост населения. Менерва покровительствовала хозяйственной стороне жизни во всех ее проявлениях: учила ремеслу и врачеванию (ее спутницей даже считалась богиня бессмертия), помогала рыбакам и артистам. Ее супругом был бог Херкле – могучий воин и защитник города. Сыном его часто называли Мариса – бога, помогающего всякому росту (даже движению времени), умножающего силы, могущество и величие. Как и его отец, он защищал город, но в то же время мог вызвать внутренние распри, его даже считали владыкой смерти, а изображали вооруженным всадником. У римлян он будет называться Марсом и станет фактически прародителем нации. Следует отметить еще одну этрусскую богиню, которая перейдет «по наследству» римлянам и будет играть в их мифологии важную роль – это Веста.

Итак, в начале формирования римской государственности этрусское влияние было значительным, однако постепенно его удалось преодолеть. Когда Тарквинии были изгнаны из Рима, и город стал республикой, может показаться, что этрусский след навсегда затерялся в истории, но, разумеется, это не так. Этрусское прошлое останется в новой римской жизни, являя себя в именах собственных (предполагается, что само имя Рома восходит к этрусскому названию реки), в церемониях триумфов и парадной одежде императоров, в архитектурных и театральных традициях, и, конечно, в мифологии. Но, наследуя имена и функции богов, ритуалы и празднества, Рим придавал всему свой собственный смысл, формировал уже на самых ранних стадиях развития общества свою самобытную, отличную от всех традицию и ментальность. Отмеченная установка сохранится и в будущем: Карфаген, Египет и, наконец, Греция – все они оставят в культуре победителей мира свой след, но не изменят сути.

Главной характерной чертой ранних мифологических представлений римлян является отсутствие антропо­морфного образа бога, его имени, пола, функции. Обраще­ние к богам носило следующий характер: «или бог, или богиня, или муж, или женщина, или каким бы другим именем ты не пожелал назваться». Поэтому древнюю рим­скую мифологию часто называют полидемонизмом — произ­вольным соединением непознаваемых сил и воль. Однако с течением времени римляне постепенно наделяли своих бо­гов человеческими чертами. Это относится как к их внешне­му облику, так и к образу жизни: некоторые из них образовы­вали супружеские пары (Фавн — Фавна, Либер — Либера).

Римские боги делились на небесных, земных и подзем­ных. Миры людей и богов были строго разграничены и не со­прикасались. Боги выражали свою волю молнией, громом, полетом птиц, поэтому для толкования знамений была созда­на коллегия авгуров, которые угадывали волю богов, наблю­дая за поведением птиц. Например, священными птицами Рима были дятел и орел — спутник Юпитера. Среди особо почитаемых зверей следует выделить волка, который у скан­динавских и славянских народов олицетворял зло. Римляне же создали множество преданий о волках, среди которых на первом месте находится история волчицы, вскормившей цар­ственных близнецов Ромула и Рема и ставшей символом Рима. Волчий праздник (луперкалий) — праздник очищения и плодородия — начинался 15 февраля и был посвящен богу лесов Фавну. Во время его проведения обнаженные юноши — луперки — обегали вокруг Палатинского холма. Если им по­падались женщины, то луперки стегали их кнутами, так как, согласно преданию, это помогало женщинам стать плодови­тыми. Волку приписывались особые магические свойства: шерсть и кончик хвоста помогали добиться любви, встреча с волком, переходившим человеку дорогу с правой стороны, предвещала удачу; перед приходом в дом новобрачной порог натирался волчьим жиром, охраняющим от болезней. Р И М С КИ Й П А Н Т Е О Н.

Янус - древнейший римский бог. Его изображали с двумя или четырьмя лицами. Возможно, пер­воначально он был создателем мира, космоса и человечес­кого рода, богом, который все формирует, всем правит, зна­ет прошедшее и будущее (отсюда два лица). Затем трактовка его образа развивалась в двух направлениях: с одной сторо­ны — как бога всякого начала, ворот и дверей; с другой — как первого царя предков латинов и римлян, гостеприимно встретившего Сатурна, который научил его народ земледе­лию. Имя Януса произносилось перед каждым обращением к богам. Первоначально двуликий бог неба мыслился как ме­таллический свод, затем его храм представлял собой покры­тую бронзой арку на колоннах — символ неба.

Являясь богом дверей, Янус стал покровителем начала любого предприятия, включая войну, поэтому с началом новой военной кампании открывался храм Януса, которого молили о покровительстве. Считалось, что этот бог покровительствует каждому дню, особенно раннему утру, затем его влияние распространили на любой отрезок времени: год, месяц, неделя и т.д. Римляне воздвигли ему 12 алтарей по числу месяцев, а самого бога иногда изображали с 365 пальцами на руках по числу дней. Начала каждого месяца называлось «календами» (отсюда пришло название «календарь») и так же, как и первый месяц года - январь, были посвящены Янусу. Особенно торжественно отмечались январские календы, поскольку 1 января считалось началом нового года. В этот день люди желали всем добра, а в храм бога приносили сладкие фрукты, мед и деньги, чтобы год был сладостен и богат.

Юпитер в обращении к богам традиционно называлось вторым, но, по сути, его культ является главным. Первоначально Юпитеру приписывалось множество функций: повелитель света и тьмы, грозы и молнии; покровитель земледель­цев и виноделов, гарант верности клятвы, дарующий побе­ды в битвах и триумфы. Однако очень скоро этот бог утратил свои функции покровителя земледелья и стал «отвечать» за римскую государственность: свободу римского народа, утверждения его славы и величия. Его главный храм находился на Капитолии, и у его стен происходили все самые главные события города. Воины отправлялись на войну, а в случае благоприятного исхода здесь завершались триумфальные шествия и победитель, сам уподобленный Юпитеру – в пурпурной одежде, в венке из дуба – приносил богатые жертвы богу. Орел Юпитера стал не просто священной птицей Рима и гербом, приносящим победу его легионам, но символизировал величие государства. Юпитер был как богом охраняющим, (под его покровительством находились даже семейные союзы), так и карающим -обманщиков, клятвопреступников, нарушителей договоров.

Ему были посвящены многие празд­ники: праздник сбора винограда, дни полнолуний (13—15 числа каждого месяца, называемые идами), Великие, поз­же Римские, игры. В эпоху об­щины Юпитер возглавлял триаду древних римских богов: Юпитер — Марс — Квирин, но затем, после распростране­ния греческой культуры и мифологии, стал отождествлять­ся с Зевсом — его называли отцом и царем богов. В эпоху империи Юпитер становится богом Римского государства и покровителем императора.

Юнона - супруга Юпитера, покровительница брака и материнства, помо­гающая при родах, мудрая царица-советчица, впоследствии отождествляемая с Герой. Ей был посвящен начинающий­ся 1 марта праздник матроналии, а месяцем богини считался июнь. Римляне были убеждены, что каждая женщина имеет свою Юнону, священную прародительницу и покровительницу рода.

Минерва - третья богиня великой триады. Как уже говорилось, ее культ римляне заимствовали у этрусков. Если Юпитер покровительствовал мужественности, Юнона – женственности, то Минерва – юности, хотя этому прекрасному периоду жизни покровительствовал и другой римский бог – Ювентус. Возможно, такое распределение ролей связано с тем, что у этрусков Минерва – младшая богиня. Главное же состоит в том, что Минерва почиталась как богиня мудрости, однако она обладала большими функция­ми, нежели отождествляемая с ней впоследствии Афина Паллада. Под ее опекой находились ремесленники, учителя, акте­ры, музыканты, врачи. Она помогала строить дома, корабли, обжигать посуду, изготовлять вооружение и даже писать стихи. Как и большинство римских богинь, она обладала защитными функциями, однако, в отличие от греческой Афины, никогда не была связана с военными действиями.

Празднества в ее честь проводились во второй половине марта, продолжались пять дней и назы­вались квинкватрии. В первый день праздников учащиеся освобождались от занятий и приносили плату учителям, в последующие дни устраивались гладиаторские игры, а в последний — приносились жертвы богине. Кроме Капито­лийского храма Минерве был посвящен храм на Авентинском холме.

Меркурий - покровитель ремесленников и торговцев. Культ этого бога достаточно древний, о чем сви­детельствует посвященный ему храм, построенный недале­ко от большого цирка в 495 г. до н. э. Меркурий считался доб­рым богом, приносящим удачу и прибыль; его покровительство сулило богатство: например, неожиданное обнаружение клада. После отождествления с Гермесом об­раз Меркурия заметно усложнился, ему приписываются но­вые качества: он становится проводником в царство мертвых.

Земледельческие культы.

Известно, что большинство богов первоначально были связаны с земледельческими культами – такая тенденция существовала в большинстве мифологических систем, однако в римском варианте это хотелось бы подчеркнуть особо. Большинство древних римских богов связано с культа­ми полей, рощ и лесов. Это неудивительно, римляне – нация земледельцев, обработка земли и сбор урожая всегда были важнейшими событиями жителей Италии.

Сатурн – старейший из богов земледелья. Его представляли великим царем древности, с именем которого был связан «золотой век», когда все люди были равны между собой и счастливы, вкушая родящиеся в изобилии плоды земли; тогда не знали ни рабства, ни частной собственности, ни денег. Именно Сатурн научил людей обрабатывать землю. Вергилий называет Италию «землей Сатурна».

Самому своему происхождению люди обя­заны деревьям. Миф об этом звучит так: некогда на месте будущего Рима, в лесах, жили фавны, нимфы и племя лю­дей, рожденное стволами крепкого дуба. Люди эти не име­ли домов и жили в дуплах деревьев. Об огромной роли куль­та деревьев, и особенно дуба, у римлян собрал обширный материал Д. Фрезер («Золотая ветвь»). Он подчеркивал связь дуба с Юпитером, с албанскими и римскими царями, носившими венки из дуба. Культы отдельных рощ были впо­следствии объединены в праздник Лукарий, во время кото­рого в рощах приносили жертвы богам, прося прощения за порубки леса.

Богами рощ и лесов были Фавн и Фавна, сильваны, Пик, Кармента. Все они давали пророчества людям, почитающим их, и охраняли стада от волков.

Старейшая римская хтоническая богиня, олицетворяю­щая Землю, — Теллура (Теллус). Она не только регулиро­вала производительные силы природы, но и насылала землетрясения, правила царством мертвых. Жреческая колле­гия арвальских братьев один раз в году, во второй половине мая, совершала обряд жертвоприношения на алтаре боги­ни, моля послать хороший урожаи

С течением времени культ Теллуры был вытеснен куль­том Цереры — богини жатвы и покровительницы плодоро­дия. Праздники в ее честь — цереалии — начинались 11 или 12 апреля и продолжались восемь дней. Исследователи римской культуры считают Цереру любимой богиней плеб­са, который особенно ревностно соблюдал ее культ во вре­мя праздника все облачались в белые одежды и украшали себя цветами. Впоследствии поклонение Церере приняло общенациональный характер В 493 г до н. э. на Авентинском холме был построен храм, где возносились почести Це­рере, Бахусу (Либеру) и его супруге Либере. Либер и Либера считались богами оплодотворяющей силы и виноделия. В посвященный им праздник — либералии — римляне, на­рядившись в маски из коры деревьев, пели на перекрестках дорог шуточные куплеты, ставшие одним из источников римской комедии.

Марс, знаменитый бог воины, первоначально был связан с культом плодородия и растительности. Особо велика его роль при охране жителей города в чужих землях. Он указывал путь тем, кто покидал родину в поисках новых поселении, он даровал победу воинам, защищавшим свой город. С Марсом связаны ритуалы очищения земли, имения, доспехов. Согласно некоторым легендам, Марс был отцом Ромула и, следовательно, родоначальником и хранителем Рима. Первоначально Марс входил в триаду богов, возглавлявших римский пантеон (Юпитер, Марс, Квирин). Ему был посвящен март — первый месяц древнего календаря, когда совершался обряд изгнания зимы. При формировании но­вого пантеона (Юпитер, Юнона, Минерва) Марс утверж­дался как бог войны. Символом Марса было копье, хранив­шееся в жилище царя, где помещалось также двенадцать щитов, один из которых, согласно преданию, был послан небесными богами как залог непобедимости римлян, а одиннадцать его копий были сделаны для того, чтобы вра­ги не могли распознать подлинник. В 336 г. до н. э. Марсу был посвящен храм у Капенских ворот, откуда войско вы­ступало на войну, а всадники — на ежегодный парад. В цен­тре форума император Август построил роскошный храм Марсу-мстителю в благодарность за победу над убийцами Цезаря.

Одной из ипостасей Марса-мирного, дарующего благо­получие людям и плодородие земле, был Квирин — бог на­родного собрания, отсюда полное наименование римлян — «римский народ квиритов», или «квириты». Впоследствии Квирин отождествляется с Ромулом — учредителем важ­нейших институтов римского государства.

Диана — одна из древнейших римских богинь. Первона­чально олицетворяла растительность как богиня-мать и хо­зяйка леса. Ее называли «богиней трех дорог» (в праздники ее изображение помещалось на перекрестках), обладающей тройной властью: на небе, на земле и под землей. Диана счи­талась и олицетворением Луны, впоследствии она была отождествлена с Артемидой и Гекатой. Одним из центров культуры Дианы был город Арция (соврем. — Ла-Ричча). Недалеко от него находилось небольшое лесное озеро, «зер­кало Дианы», как называли его в древности. На берегу озе­ра располагалась священная роща и святилище Дианы Немейской (Лесной). В священной роще росло дерево, которое охранялось царем-жрецом. Должность эта добывалась в от­крытом бою и была доступна любому, в том числе и беглому рабу. О том, как был основан в Немейской роще культ Диа­ны, рассказывают два предания, у которых есть одно общее свойство, характерное для многих поздних римских ми­фов, — стремление связать две мифологические систе­мы — греческую и римскую, а следовательно, две истории и культуры. Первая легенда гласит, что культ Дианы Не­мейской был учрежден Орестом, бежавшим с сестрой из Тав­риды в Италию после убийства царя Фаоса. Его сестра Ифигения была, как известно, жрицей Артемиды. Вторая легенда рассказывает, что первым царем и жрецом Дианы Лесной был Вирбии, под именем которого начал свою вторую жизнь прекрасный греческий герой Ипполит, погибший из-за не­справедливого навета Федры, его мачехи, и гнева Тесея, его отца. По просьбе Дианы его воскресил Эскулап (Асклепий), и богиня перенесла своего любимца в Немейскую рощу, где он учредил ее новое святилище. Римские легенды называ­ют Вирбия возлюбленным Дианы, и это неудивительно, так как Диана в отличие от отождествляемой с ней Артемиды, девственной богини-охотницы, была богиней плодородия и деторождения. В культе Дианы важную роль играл огонь. Во время ежегодного праздника богини, проходившего в самое жаркое время года (13 августа), ее роща являлась светом множества факелов. В тот день по всей Италии, у каждого домашнего очага, совершались священные обряды. Сама богиня на статуэтках, найденных в Немейской роще, изображена с факелом в поднятой правой руке.

Веста – богиня домашнего очага городской общи­ны, курии. Культ этой богини, с одной стороны, отождествлялся с поклонением Диане, с другой стороны, был связан с Янусом, которого называли отцом, а Весту – матерью. Неслучайно молитву богам римляне начинали Янусом, а заканчивали Вестой. В древности она была богиней священного огня, поэтому любой очаг римляне называли «Вестой». Огонь, горевший в храме богини, считался нерукотворным, т.е. зажигаемым только от солнечных лучей, он обновлялся 1 марта, когда по старому календарю начинался новый год. Римляне полагали, что огонь всегда чист и непорочен, поэтому служить Весте могли только девственницы. Они избирались из числа девочек 6-10 лет и дол­жны были посвятить богине 30 лет: поддерживать огонь в храме как символ государственной надежности и устойчивости. В те­чение этого срока они обязаны были хранить девственность, а за нарушение закона замуровывались живыми. Вестал­ки в римском обществе пользовались исключительными при­вилегиями и почестями. Осужденный преступник, если он случайно встречал одну из служительниц храма, подлежал освобожде­нию. Возможно, с Вестой, как и с Янусом, были связаны космогонические мифы; например, считалось, что главный священный очаг Весты находится в центре вселенной, поэтому храм богини на форуме в Риме имел круглую форму - он символизировал круг земель, в центре которых горел огонь Весты. Другой древний аспект культа богини – ее принадлежность к земледельческим богам. В этом качестве Веста была хранительницей засеянного поля. С распространением мифа об Энее храму Весты отводилось почетное место сохранения национальной святыни палладия - изображения вооруженной Афины Паллады со щитом и поднятым копьем, согласно легенде, привезенным Энеем и почитаемый в храме Весты как залог мощи Рима. Веста представляли с лицом, закрытым покрывалом, с чашей, факелом, скипетром и палладием.

Венера - богиня красоты и любви, прародительница и покровительница римлян. Особую популярность ее культ приобрел в I веке до н. э., когда богиню объявили своей покровительницей Сулла, Помпеи и Цезарь. Кроме традиционных эпитетов, свидетельствующих о ее необыкновенной красоте («прекрасная», «лучезарная» и т.д.), в Риме ее называли «милостивой», «очищающей», «конной» и даже «лысой» (по преданию, в память о самоотверженно­сти римлянок, отдавших во время войны с галлами свои во­лосы для изготовления канатов). Пер­воначально ей поклонялись как богине садов, а ее имя упо­миналось как синоним плодов. С распространением преда­ния об Энее Венера стала отождествляться с Афродитой, матерью Энея, а затем с приходом в Рим восточных культов с Исидой и Астартой.

Фортуна — богиня счастья. Первоначально почиталась как богиня садов и плодов, урожая. Фортуна считалась так­же защитницей женщин, благонравных матрон, лишь один раз побывавших замужем. Ее праздник 11 июня совпадал с днем богини плодородия и деторождения Великой Матери, и ей, как одной из богинь, воплощавших в себе образ Вели­кой Матери, посвящали свои молитвы женщины, мечтающие о ребенке и легких родах. Впоследствии культ богини меня­ется, и она превращается в богиню счастливого случая. Счи­тается, что ее культ учредил Сервий Туллий, который, буду­чи по происхождению сыном раба, стал царем Рима. Удивительную метаморфозу сам герой связывал именно с по­кровительством богини Фортуны, которой он воздвиг несколь­ко святилищ. С тех пор легионы, победившие в трудных боях, консулы и простые римляне ставили алтари богине счастли­вого случая, покровительнице удачи. На различных изобра­жениях Фортуна, которую представляли цветущей женщи­ной с рогом изобилия в руках, фигурировала вместе с пенатами, покровителями рода и фамилии. С наступлением эры христианства забылись многие языческие боги, но имен­но Фортуна осталась популярной и почитаемой. Интерес к ней начинается в эпоху Возрождения, когда личность жела­ет утвердиться в мире, завоевать его и верит в свои таланты и возможности. Фортуна противостоит слепому року, неумо­лимой судьбе, поэтому вера в нее станет путеводной звездой многих великих и самых обыкновенных людей. Фортуна мо­жет обласкать (не случайно говорят «любимец Фортуны»), но ее нельзя искушать, а то капризная богиня может и отвер­нуться. Возможно, вера в Фортуну — это прежде всего вера человека в себя самого, в свою удачу, поэтому имя римской богини счастья никогда не будет забыто.

Флора — богиня цветения колосьев, цветов и садов, оли­цетворение юности и весны. На посвященных ей празд­никах — флоралиях, длившихся с 28 апреля до 3 мая, люди украшали себя цветами и славили приход весны.

Другая значительная группа богов была связана с фа­мильными культами. Древний Рим был славен сплоченно­стью отдельных родов, во главе каждого стоял патриарх, гла­ва семьи. Закреплению такой традиции способствовал культ Гения. Первоначально его представляли богом мужской силы, впоследствии считалось, что у каждого мужчины есть свой Гений — добрый бог-покровитель, сопровождающий его на протяжении всей жизни (у женщин подобную функ­цию выполняла Юнона). Особо важен был культ Гения гла­вы рода, праздник которого отмечался всей фамилией в день рождения. Центром фамильного культа был домашний очаг, домашняя Веста, у которого собиралась вся семья; трапеза в праздничный день носила сакральный характер, так как часть ее уделялась богам. Домашними богами были Лары и Пенаты.

Лары охраняли домашний очаг и земли фамильной усадьбы. Считается, что культ Ларов связан с древней тра­дицией хоронить мертвых в их домах, а следовательно, с культом предков и богов Манов. Маны — добрые боги — хранители могил, но с ними была связана богиня Мания — страшное существо загробного мира, насылающее безумие Видимо, первоначально Лары, Маны и Мания воспринима­лись как боги, олицетворяющие хтонические силы жизни и смерти. Затем Маны превратились в обитателей подземно­го мира, в которых воплощаются души умерших. Таким об­разом, Маны были добрыми подземными покровителями фамилии, а Лары царили в семейной усадьбе, следили за выполнением членами семьи своих непосредственных обя­занностей относительно родителей, детей, родины, богов, слуг, а в случае неисполнения строго карали. На алтаре Ларов раб мог найти прибежище от гнева господина. Суще­ствовали также Лары соседских общин. Их святилища со­оружались на перекрестках, а количество отверстий в них соответствовало числу соседей. Здесь приносились жертвы Ларам и справлялся праздник Компиталий, сопровождав­шийся песнями, плясками, различными состязаниями с уча­стием свободных граждан и рабов. Соседских или компи-тальных Ларов просили дать богатый урожай, охранять от убийства и любого другого несчастного случая. Как и мно­гие другие боги, соседские Лары жили в лесах и водных источниках.

Другими покровителями римских домов были Пенаты. Вероятно, сначала их чтили как хранителей продовольствия, а затем их функции расширились до охраны всего дома и семьи. В отличие от Ларов Пенаты связаны непосредственно с людьми, а не с местом, поэтому при переезде семьи из од­ного дома в другой боги сопровождали своих подопечных. Алтарь Пенатов находился у очага: здесь им приносились дары, здесь же стояли и глиняные фигурки богов (обычно их было две). Культ Пенатов распространялся только на свободных граждан — рабы обращались в своих молитвах к Ларам Существовали также и государственные Пенаты, которых, согласно легенде, Эней вывез из горящей Трои и которые считались древними святынями Рима. «Божествен­ные Пенаты римского народа» находились в тайном поме­щении храма Весты. Имена и изображения их хранились в глубокой тайне от непосвященных, и лишь жрецы и вестал­ки могли приближаться к ним.

Лары и Пенаты стали в европейской культурной тради­ции символами родины и домашнего очага.

Римские боги не отличались могуществом греческих, не вмешивались в жизнь людей, их нельзя было призвать на помощь, как Одиссей призывал Афину, но, возможно, они были даже более любимы своим народом. Чтобы распознать волю богов, умиротворить и заручиться их поддержкой, в Риме была разработана система священнослужения. В се­мье жрецом считался отец, а во главе общественных колле­гий стоял великий понтифик. Центральное греческое сооб­щество, непосредственно окружавшее великого понтифика, состояло из девяти членов. Они вели записи происходящих событий, существующих законов, следили за предзнамено­ваниями, устраивали жертвоприношения. При проведении официальных обрядов понтификам помогали шестнадцать фламенов — возжигателей жертвенного огня.

Самой влиятельной среди многочисленных коллегий была коллегия девяти авгуров, которые изучали волю богов сначала посредством слежения за полетом птиц, а затем путем изучения внутренностей жертвенных животных. Сло­во «авгур» означает человека, который носит птицу, а «аустиция» — наблюдение за птицами. Любое значительное политическое действие (объявление войны, проведение пе­реговоров) предварялось аустициями, результаты которых трактовались авгурами.

Римские культовые обряды представляли собой прино­шение даров или жертв богам, чтобы заручиться их поддер­жкой или отвратить от себя несчастье. Самым важным счи­талось точное в словах и движениях исполнение ритуала, а в случае допущения какой-либо ошибки необходимо было повторить обряд до тридцати раз. Отсюда проистекает и первое значение слова «религия» (religio) — выполнение ритуала. В Риме часто проводилась церемония очищения, которой подвергались поля, дома, храмы, армии. Во время торжественной процедуры процессия обходила по кругу объект, который должен быть очищен, возносились молит­вы, приносились жертвы, благодаря которым изгонялись дурные силы и отвращались несчастья.

Особое значение для римского народа имели сивиллины книги. Слово «сивилла» означает не имя собственное, как ча­сто думают, а жрица, пророчица. Мифы о женщинах, облада­ющих талантом предсказания, связаны с мифами об Аполлоне. Именно встреча с сияющим богом определила судьбу Кассан­дры, дочери Приама. Аполлон наградил ее даром предвидения, но, оскорбленный (Кассандра не ответила на его любовь), по­карал презрением окружающих, не верящих ее словам. Римс­кая пророчица, знаменитая Кумская сивилла, в отличие от Кассандры с влюбленным в нее Аполлоном не спорила и полу­чила в награду от него не только дар прорицания, но и долголе­тие, однако забыла главное — вечную молодость. Очень ско­ро, лет через 100, она превратилась в древнюю старуху. Ее место обитания описал Вергилий так: на склоне Эвбеиской горы зияет пещера, в которую ведут сто ходов, а из ста отвер­стий на сто голосов ведут сто проходов. Жрица вещает в со­стоянии экстатического безумия, исступления, так как ее ус­тами говорит сам бог Аполлон. По преданию, Кумская пророчица предложила римскому царю Тарквинию Гордому купить у нее девять священных книг, написанных стихотвор­ным размером. Царь от текстов отказался, и сивилла сожгла три книги, затем повторила свое предложение, получила но­вый отказ и снова сожгла три книги. Лишь на третий раз царь согласился внять совету авгуров и купил оставшиеся книги.

С тех пор священные книги считались тайными и хра­нились особой жреческой коллегией в храме Юпитера Ка­питолийского. К сивиллиным книгам обращались в трудных ситуациях, когда правители Рима хотели узнать волю небес и принять необходимое решение.

В европейской поэтической традиции сивилла — жен­ский вариант пушкинского пророка. Она наделена небыва­лым поэтическим даром и мудростью.

Таковы были древние римские божества и посвященные им праздники. Однако с развитием римского государства, а также в связи с завоеванием средиземноморского бассей­на, которое повлекло за собой знакомство с греческой культурой, религиозно-мифологические взгляды римлян в эпоху республики, а затем и империи, подвергаются зна­чительным изменениям. В первую очередь происходит отож­дествление греческих богов с римскими по принципу сход­ства функций: Юпитер — Зевс, Юнона — Гера, Афина — Минерва и т. д. Образы некоторых богов заметно усложня­ются: например, Меркурий, бог торговцев, становится и про­водником в царство мертвых; Венера, богиня садов, превра­щается в покровительницу любви и олицетворение красоты. И наконец, если аналог греческого божества в римской ми­фологии отсутствовал, наблюдалось прямое заимствование. Так случилось с культом Феба-Аполлона, у которого, как известно, не существовало римского дубликата. Однако вли­яние греческого элемента на римскую мифологию обычно гипертрофируется и переоценивается. Распространение гре­ческой культуры шло «сверху», из аристократических кру­гов, и не охватывало всех слоев римского общества. Кроме того, центральное место в национальном менталитете занимали мифы об истории Рима, в которых можно выделить две основные темы: история Энея и его потомства, особенно бра­тьев-близнецов Ромула и Рема, и рассказы о первых царях и героях города. Римский миф отразил и развитие римской экспансии на Средиземноморье, и миграцию населения, и демократизацию общественного строя, и, наконец, центра­лизованное положение самого Рима, распространявшего свою власть на многие страны.

konesh.ru