Ад (преисподняя, геенна огненная и др.), по представлению людей, является пристанищем для душ грешных и ведших при жизни неправедный образ жизни. Есть некоторые различия в описаниях ада в зависимости от религии и конфессий, в основном они касаются времени пребывания душ в преисподней, места расположения входа в это ужасное место и других моментов.
Однако большинство религий представляют ад в виде горящей ямы, в которой мучаются в огне, гораздо более жгучем, чем на земле, грешные души, а жуткие обитатели ада контролируют и усиливают страдание своих жертв. Подробнее о различиях представлений об аде в разных религиях читайте в нашей статье Что такое ад.
Мифологические представления о том, что происходит в аду
Ад в мифологии древних греков
Аид
У древних греков не было как такового мнения, что существует отдельное место, где после смерти пребывают грешные души. Был один подземный мир, в котором правил злой бог Аид. Несмотря на благоговейный страх, который испытывали перед ним древние Элины, они считали его богом гостеприимным, ведь ни один человек, за исключением богоподобных героев вроде Геракла, не могли избежать встречи с ним.
Реки Тартара
Назывался этот подземный мир - пристанище умерших - Тартар. Судя по дошедшим до нас мифам, от поверхности Тартар отличался непроглядной жуткой мглой, так как солнце никогда не проникало в его недра. Во всем остальном Тартар очень похож на землю: есть здесь и суша, и реки. Последних было всего пять: Амелет, Кокит, Океан, Стикс и Лета.
Сразу после смерти душа, прибывающая в Тартар, должна была напиться из реки Леты и получить забвение - забыть свою земную жизнь (отсюда выражение «кануло в Лету» - забыто). После этого растерянные и сомневающиеся души ждали паромщика, который перевозил их на другой берег реки Стикс в царство Аида.
Харон
Харон - мифический старец, который правил лодкой, и за плату привозил бестелесных духов на суд Аи
elhow.ru
Река Стикс и перевозчик душ Харон известны по мифам Древней Греции
А знаете ли вы, что именно воды Стикс сделали Ахиллеса таким сильным? Ведь именно в эту реку его окунали, держа за пятку. С этой рекой связано множество мифов и легенд. Через Стикс перебирались Тесей и Пирифой, задумавшись похитить Персефону, жену самого Аида. В этой реке Гефест закалял меч Дафна. Но что же представляют собой эти воды, откуда они взялись и какую силу имеют?
Согласно древнегреческим мифам, на земном шаре есть места, где нет солнца, где царит вечная ночная тьма. Там и находится вход в Тартар – царство мертвых, в котором властвует бог Аид. Это царство орошают две реки: Стикс и Ахерон. Сами боги клялись рекой Стикс, так как эта клятва считалась самой мощной и нерушимой. Почему?
Согласно мифам Древней Греции, Стикс была старшей дочерью Океана и Тефиды. Когда она связала себя узами брака с титаном Паллантом, у них родилось несколько детей: Зелос, Кратос, Бия и Ника. Есть версия, что от самого Зевса Стикс родила Персефону. Когда настало время страшной битвы между Зевсом и Кроносом, Стикс со своими детьми отважно сражалась на стороне Зевса и именно ее участие во многом повлияло на победный исход битвы. За это Стикс получила большой почет и уважение, а ее имя стало нерушимой клятвой. Если кто-либо из богов осмеливался ее нарушить, он целый Великий год – а это девять земных лет – должен бездыханно лежать, а после этого еще девять Великих лет не сметь приближаться к Олимпу. Только по прошествии этого времени нарушивший клятву бог имел право вернуться к олимпийцам.
Данте в «Божественной комедии» использовал реку Стикс на пятом кругу ада. Однако там это не вода, а грязное болото, в котором те, кто при жизни много гневил, ведут вечную драку на телах тех, кто всю жизнь прожил в скуке.
Река Стикс является не только мифически выдуманной, но и вполне реальной. В Перми с XVIII века течет река с одноименным названием, которая отделяет город от Егошихинского кладбища. Сейчас реку загнали в трубы, поэтому ее старое русло практически не видно.
Харон – перевозчик душ
Стикс, река, девять раз огибающая царство Аида, находится под охраной строгого Харона. Стражник Харон в древнегреческих мифах описывается как мрачный старец в грязной одежде, с длинной и нечесаной бородой. В его арсенале только одно весло, с помощью которого он и управляет лодкой. Его пассажиры – тени умерших. Там, на земле, люди уже устроили похороны и погребли тело в землю. А сюда, в царство мертвых, спустилась душа покойного. Можно сказать, что лодка Харона – это своеобразный катафалк для душ. Но не всякой душе здесь было место: тех, кого родные и близкие не удостоили чести погребения, Харон безжалостно отталкивал и вынуждал вечно скитаться, так и не найдя покой.
Художники редко изображали образ Харона, однако благодаря поэтам, Стикс, Харон, а также реки Ахерон, Лета, Кокитос и Флегетон стали известны всем. Образ паромщика реки использовали Вергилий, Сенека, Лукиан и Данте. Среди самых известных картин с перевозчиком душ – работа Микеланджело «День страшного суда». На ней в царство Аида увозят грешников.
Кстати, перевозка душ имела свою плату. Для того, чтобы Харон принял тень на свою лодку, древние греки клали в рот покойному мелкую монету обол. По этому поводу писатель Лукиан как-то насмешливо отметил, что, ведь, древние греки не знают, действует ли такая валюта в царстве мертвых. Более того – не лучше ли было бы не давать денег: в этом случае существует вероятность, что Харон не возьмется за перевозку и просто вернет душу в мир живых. Однако традиции и обычаи имеют огромную силу. Ведь даже сейчас, вместе с обычаям устанавливать памятник на месте захоронения и проводить поминки, осталась традиция класть деньги в гроб. И несмотря на то, что мы считаемся современным и цивилизованным обществом, несмотря на то, что церковь всеми силами борется за искоренение языческих ритуалов, огромное количество людей верят и слепо выполняют это действо.
Пожалуй, только одному гостю царства Аида удалось избежать оплаты. Харон не взял денег с Геракла, испугавшись его свирепого взгляда. Однако за это ему пришлось поплатиться: бог царства мертвых заковал перевозчика в колодки на целый год.
Геракл, кстати, был одним из трех живых, которые прошли в царство мертвых. Вторым был Орфей, который сыграл Харону на кифаре и так очаровал его, что грозный стражник не смог остаться равнодушным. А третьим из живущих стал Эней, прошедший к Аиду с помощью золотой ветви из сада Персефоны, которая обладала удивительным свойством открывать двери в ад всем желающим.
Как только лодка доплывала до берега, души умерших встречал Цербер – адский пес, который своим лаем так пугал покойных, что у них сразу же отнималось желание возвращаться туда, откуда они прибыли.
Стикс и Харон: аналоги
Стикс река, паромщик Харом – это наиболее яркие образы, знакомые нам с мифов Древней Греции. На самом же деле, остальные народы также нуждались в своем представлении загробного мира. Так, египтяне приписывали обязанности перевозчика Анубису – Владыке Дуата. Собакоголовый Анубис напоминает Серого Волка – проводника в загробный мир у славянских народов. У этрусков в качестве перевозчика некоторое время выступал Турмас, а затем Хару.
Интересно и то, что образ, сопровождающий душу в загробном мире, есть и в христианстве. К покойному приходит Ангел Смерти (Азраил или архангел Гавриил), который помогает ему преодолевать грань между жизнью и смертью.
Проект ритуального справочника FUNERAL.BY
styx.by
Ад (Шеол) - это... Что такое Ад (Шеол)?
Шеол — Шеол обитель мертвых в иудаизме[1]. Православная энциклопедия (2000) отмечает, что библейские тексты Ветхого Завета рассматривают шеол как место обитания всех умерших независимо от их образа жизни на земле. «В шеол попадают не только… … Википедия
Шеол — в иудаизме царство мёртвых, загробный, нижний или низший мир, противополагаемый небу. Шеол представляется страшным чудовищем, проглатывающим мёртвых, сомкнув над ними свои гигантские челюсти; утроба шеола вечно ненасытима, а душа его расширяется… … Исторический словарь
ШЕОЛ — (евр. Šeõl, возможно, «вопрошаемый», «неисследимый»; по гречески передаётся термином ó Αιδης и переводится как «преисподняя», «ад», иногда как «могила»), в иудаистической мифологии царство мёртвых, загробный, «нижний», или «низший», мир,… … Энциклопедия мифологии
ШЕОЛ — Еврейский подземный мир, царство мертвых. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865 … Словарь иностранных слов русского языка
шеол — сущ., кол во синонимов: 2 • царство мертвых (2) • шеоль (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Шеол — в иудаизме царство мёртвых, загробный, нижний или низший мир, противополагаемый небу. Шеол представляется страшным чудовищем, проглатывающим мёртвых, сомкнув над ними свои гигантские челюсти; утроба шеола вечно ненасытима … Энциклопедический словарь «Всемирная история»
Шеол — могила (иврит; Танах, Брейшит 37:35 (у христиан Ветхий Завет, Бытие 37:35), Псалом 18:6, 16:10, Исайя 28:15,18 и др.): распространенная трактовка шеола как ада позднейшая христианская разработка, понятие ада в Торе отсутствует: ஐ Но по… … Мир Лема - словарь и путеводитель
шеол — (ад, преисподняя, гроб, могила) шеол слово на иврите с неопределенным значением А. Место, куда все идут после смерти: Ис 14:9 11 праведники: Быт 37:35; Пс 87:4 6 нечестивцы: Чис 16:30; Иез 32:21,27 Б. Описание место тьмы и тления: Иов 17:13 16… … Библия: Тематический словарь
Шеол — (Быт. 37, 35. Числ. 16, 30. Втор. 32, 22. Исаии 14, 9. 15. Иез. 31, 16. Иов. 7, 9. Псал. 6, 6. и др.) еврейское слово Шеол в русском переводе нигде не удержано. Оно соответствует греческому Ад (Άηδς) и латинскому Orcus и выражает разные… … Полный православный богословский энциклопедический словарь
Шеол — еврейское слово, в русском переводе Библии нигде не удержанное. Оно соответствует греческому ад (Άδης) и латинскому Orcus и выражает разные понятия, например гроб, могилу, жилище мертвых, состояние мертвых, царство мертвых и т. д … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Шеол — (Евр.) Ад в еврейском Пантеоне; область неподвижности и бездействия, в отличие от Геенны (см.). Источник: Теософский словарь … Религиозные термины