История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ (1 ЛЕКЦИЯ) Тема: Религия древних греков. Религия древней греции лекция


Религия Древней Греции - Греко-римская религия - РЕЛИГИЯ ГОСУДАРСТВ ДРЕВНЕГО МИРА

Лекция 3

 

РЕЛИГИЯ ГОСУДАРСТВ ДРЕВНЕГО МИРА

3.2 Греко-римская религия Религия Древней Греции

 

На формирование древнегреческой религиозной системы повлияли несколько существенных факторов:

1. Ранние религиозные представления (тотемизм, фетишизм, анимизм и аніматизм).

2. Первобытная магия, шаманизм, різностнічні формы мантики (пророчества и гадания).

3. Недоразвитая социальная структура греков периода миграций привела к ранней трибалізації общества, именно поэтому ряд каст, присущих индоевропейском обществу, как, например, профессиональные жреческий касты типа брахманов или магов

4. Даже на этапе полисов с царями во главе, греческое общество было достаточно демократичным без табуирования для определенных слоев определенных видов деятельности. Именно поэтому жрецы и жрицы главных храмов города - полиса избирались общим голосованием из выдающихся граждан.

5. Из предыдущего вытекает и значительная свобода в рефлексии и трактовке мифа или культа. Не было запретов на создание герметичных, то есть отделенных от всей массы полиса, культовых групп, как, например, «босоногие», орфики, пифагорейцы, елевсинці т.д.

Сложная и довольно развитая древнегреческая мифология - основа религиозных представлений и культов формировалась на протяжении долгого периода миграций на основе собственных индоевропейских принципов мировосприятия, заимствований у соседних, частично ассимилированных эллинами народов, собственного культурно-исторического развития, в том числе и авторских рефлексий (например, «Теогония» Гесиода, VI в. до н. э., или «Библиотека» Аполлодора, И в. до н. э.). Вот почему широкая вариативность мифа, в частности космогенези, была нормой античного общества.

В основе верований догомерівських греков лежал культ Земли. Греки непосредственно считали, что Земля-Гея породила не только весь мир и богов, но и самих людей (как человечество вообще, так и полиса - общины в частности). Через это хронические обряды начинали и завершали любые инициации в античном мире, а возвращение домой после путешествий или похода было связано с очищением, чтобы не испоганить родной земли.

Довольно демократичное отношение к собственной космогонии предстает уже в «Теогонии» Гесиод, который приводит орфічно-піфагорійську версию происхождения Вселенной из Хаоса. В Хаосе уже, как в зерне, в свернутом виде, было все - и Космос и бессмертные боги. Из него появилась мощная сила, которая оживляет все, - Любовь-Эрос. Появилась Земля-Гея, а глубоко под ней, на том же расстоянии, что и Небо-Уран над ней, в невимірній бездны родился мрачный Татар - ужасная, полная вечная темнота. Безграничный Хаос породил вечный мрак - Эреб и темную ночь - Нюкте. А от них произошли вечный свет - Эфир и радостный светлый день - Гемер. Так начали сменять друг друга день и ночь. Земля породила беспредельное голубое небо - Уран, Горы и Океан с их божествами-даймонами: нимфами-нереидами, титанами и т.д. Гесиод подает и первую космическую драму - борьбу богов (титаны, дети Геи и Урана) и второго (Олимпийские боги, дети титанов Кроноса-Хроноса и Реи) поколений, в которой устанавливается новый порядок.

Гесіодівська космогенеза, бесспорно, уже ассимилировала крито-микенские космологические и религиозные представления с чисто праіндоєвропейською традиции, в том числе и культовой. Древнегреческом космізмові присущи все традиционные индоевропейские религиозные языческие конструкты: определенная цикличность и эсхатологичности, представление о триєдинство мира (мир Олимпийских богов, людей и мрачное подземное царство Аида), першовартість жертвоприношения для поддержания равновесия в мире, важность знаков и верного их прочтения в по-всякденному жизни и т.д.

Главной силой, которая правит миром, которой подвластны не только люди, но и боги, греки считали Рок (высшую Судьбу, Фатум). Его отражением в нашем мире была нить судьбы, которую пряли и перерезали в трезвую минуту игры слепые богини-Мойры. Кстати, одна из первых герметичных, то есть тех, что обладают знанием Гермеса Трисмегиста (Трижды Великого), сект, как и пифагорейцы, носила кольца с изображением мойр.

Античный политеизм был вероятно благоустроенным. На вершине религиозной иерархии стояли 12 богов - Олимпийцев (то есть тех, что находились на горе Олимп) во главе с Зевсом - царем богов. Он, как и все античные боги, был бессмертным, но не всемогущим. Его приходом были Закон, Ритм, Справедливость и наказание за их несоблюдение. Именно так и возникает Космос, то есть упорядоченный, ритмізований мир. Не удивительно, что, поскольку время от времени такого порядка нельзя было достичь в жизни, на передний план в культовой практике выходили другие боги (например, в позднюю античность, даже Пан - бог дикой природы).

Важную роль в повседневной практике играли боги - покровители различных ремесел, сфер жизни (Афина, Афродита, Apec, Гермес, Гефест, Посейдон, Деметра и другие). Сами боги в античной воображении представали антропоморфными не только внешне, но и за своими привычками, характером, манерой ссориться на Олимпе или через войны и моры среди людей сводить между собой счеты. Таких «человеческих» богов задабривали жертвами, приношениями в их храмы. Сами храмы не были местом отправь, а жилищем бога. Службы же совершались в священных местах, так называемых «теменосах», которые могли быть как священными рощами, источниками, так и просто определенными территориями в храмовой зоне акрополей эллинских городов.

С классической эпохи особенно почитались боги Аполлон и Дионис. Аполлон - бог солнечного света, мудрости, покровитель искусств - символизировал разум, закон, гармонию. Довольно популярный аристократический культ Аполлона положил начала античной протонауці, а его храмы становились определенными «мусейонами» - сборниками произведений искусств. Зато мистический культ Диониса - бога виноградной лозы и вина, сын Зевса и смертной женщины Семелы, умирающего чтобы воскреснуть бога заложил начало мистической практике индивидуального роста личности, Элевсинских мистерий, сперва посвященных Деметре. На почве именно этого культа вырос античный театр, прежде всего аттическая трагедия. Культ Диониса выделялся экстатичностью, оргіастичністю, часто проводился на лоне природы со щедрыми возлияниями, танцами, музыкой, пением.

Кроме важных полисных культов с жертвоприношениями от всей общины богам - покровителям всю античную историю существовала практика домашнего поклонения божествам рода, дома, природным силам и стихиям в виде дриад, нимф, сатиров и т.д. Такой культ отправляли старше мужчина или женщина в семье. Именно с этой практики возникает практика избрания верховных жрецов и жриц до главного храма города. Лишь несколько культов обслуживались в античной Греции специализированными кастами священников: секта босоногих в храме Зевса в Додоне, жреческая секта в храме Аполлона в Дельфах, коллегии жрецов Зевса и Деметры в Олимпии и Диониса и Деметры в Элевсине. Все эти центры занимались, кроме очищения и жертвоприношения, представлению оракулу - рифмованного пророчества - ответа на поставленный вопрос.

Кстати, и греки и римляне удивление верили в жребий, пророчества, мантику в любой форме, почти никогда не начинали дела, не получив прогноза на ее ход. Порой, такие неверные толкования самого, довольно сбивчивого и туманного текста, приводили к катастрофе. Но именно таким образом и рождались герои. А культ героев был не менее популярным, чем культ богов и даймонів. Ведь человек, пройдя испытания Судьбы, могла стать после смерти співтрапезником богов на Олимпе, как Геракл или Ахиллес, кульг которого был особенно популярным в Северном Причерноморье.

Ориентация на индивидуальный рост, или хотя бы на индивидуальное спасение, привело к обращению в поисках новых религиозных форм на Восток. Это проявилось в появлении довольно непривычных для эллинов форм обожествление личности царя (Александра Македонского, а впоследствии и его преемников государства Диадохов), эллинистических мистических культов на почве египетской и греческой религий (как культ Серапсису, Исиды - Богини Матери с ребенком и т.п.). В римский период как египетские, так и причерноморские греки принимают довольно широко иудаизм (например, синагоги и катакомбы иудеев в Боспоре, откуда предстанет не только иудаизм Хазарского каганата, но и Крымские караимы). Именно этот духовный прогресс будет отражен в истории христианства, в священных текстах которого едва ли не первыми из не евреев упоминаются эллины.

na-uroke.in.ua

Религия Древней Греции - Греко-римская религия - РЕЛИГИЯ ГОСУДАРСТВ ДРЕВНЕГО МИРА

Лекция 3

 

РЕЛИГИЯ ГОСУДАРСТВ ДРЕВНЕГО МИРА

3.2 Греко-римская религия Религия Древней Греции

 

На формирование древнегреческой религиозной системы оказали влияние несколько существенных факторов:

1. Ранние религиозные представления (тотемизм, фетишизм, анимизм и аніматизм).

2. Первобытная магия, шаманизм, різностнічні формы мантики (пророчества и гадания).

3. Недоразвитая социальная структура греков периода миграций привела к ранней трибалізації общества, именно поэтому ряд каст, присущих индоевропейском обществу, как, например, профессиональные жреческий касты типа брахманов или магов

4. Даже на этапе полисов с царями во главе, греческое общество было достаточно демократичным без табуирования для определенных слоев определенных видов деятельности. Именно поэтому жрецы и жрицы главных храмов города — полиса избирались общим голосованием из выдающихся граждан.

5. Из предыдущего вытекает и значительная свобода в рефлексии и трактовке мифа или культа. Не было запретов на создание герметичных, то есть отделенных от всей массы полиса, культовых групп, как, например, «босоногие», орфики, пифагорейцы, елевсинці тому подобное.

Сложная и весьма развитая древнегреческая мифология — основа религиозных представлений и культов формировалась в течение долгого периода миграций на основе собственных индоевропейских принципов мировосприятия, заимствований у соседних, частично ассимилированных эллинами народов, собственного культурно-исторического развития, в том числе и авторских рефлексий (например, «Теогония» Гесиода, VI вв. к н. е., или «Библиотека» Аполлодора, И ст. к н. е.). Вот почему широкая вариативность мифа, в частности космогенези, была нормой античного общества.

В основе верований догомерівських греков лежал культ Земли. Греки непосредственно считали, что Земля-Гея породила не только весь мир и богов, но и самих людей (как человечество вообще, так и полиса — общины в частности). Через это хронические обряды начинали и завершали любые инициации в античном мире, а возвращение домой после путешествия или похода было связано с очищением, чтобы не испоганить родной земли.

Довольно демократичное отношение к собственной космогонии предстает уже в «Теогонии» Гесиод, который приводит орфічно-піфагорійську версию происхождения Вселенной из Хаоса. В Хаосе уже, как в зерне, в свернутом виде, было все — и Космос и бессмертные боги. Из него появилась мощная сила, которая оживляет все, Любовь-Эрос. Появилась Земля-Гея, а глубоко под ней, на том же расстоянии, что и Небо-Уран над ней, в невимірній бездны родился мрачный Татар — ужасная, полная вечная темнота. Безграничный Хаос породил вечный мрак — Эреб и темную ночь — Нюкте. А от них произошли вечный свет — Эфир и радостный светлый день — Гемер. Так начали сменять друг друга день и ночь. Земля породила беспредельное голубое небо — Уран, Горы и Океан с их божествами-даймонами: нимфами, нереидами, титанами и тому подобное. Гесиод подает и первую космическую драму — борьбу богов (титаны, дети Геи и Урана) и второго (Олимпийские боги, дети титанов Кроноса-Хроноса и Реи) поколений, в которой устанавливается новый порядок.

Гесіодівська космогенеза, бесспорно, уже ассимилировала крито-микенские космологические и религиозные представления с чисто праіндоєвропейською традиции, в том числе и культовой. Древнегреческом космізмові присущи все традиционные индоевропейские языческие религиозные конструкты: определенная цикличность и эсхатологичности, представление о триєдинство мира (мир Олимпийских богов, людей и мрачное подземное царство Аида), першовартість жертвоприношения для поддержания равновесия в мире, важность знаков и верной их прочтения в по-всякденному жизни и тому подобное.

Главной силой, которая правит миром, которой подвластны не только люди, но и боги, греки считали Рок (высшую Судьбу, Фатум). Его отражением в нашем мире была нить судьбы, которую пряли и перерезали в трезвую минуту игры слепые богини-Мойры. Кстати, одна из первых герметичных, то есть тех, что обладают знанием Гермеса Трисмегиста (Трижды Великого), сект, как и пифагорейцы, носила кольца с изображением мойр.

Античный политеизм был вероятно благоустроенным. На вершине религиозной иерархии стояли 12 богов — Олимпийцев (то есть тех, что находились на горе Олимп во главе с Зевсом — царем богов. Он, как и все античные боги, был бессмертным, но не всемогущим. Его приходом были Закон, Ритм, Справедливость и наказание за их несоблюдение. Именно так и возникает Космос, то есть упорядоченный, ритмізований мир. Не удивительно, что, поскольку время от времени такого порядка нельзя было достичь в жизни, на передний план в культовой практике выходили другие боги (например, в позднюю античность, даже Пан — бог дикой природы).

Важную роль в повседневной практике играли боги — покровители различных ремесел, сфер жизни (Афина, Афродита, Apec, Гермес, Гефест, Посейдон, Деметра и другие). Сами боги в античной воображении представали антропоморфными не только внешне, но и за своими привычками, характером, манерой ругаться на Олимпе или через войны и моры среди людей сводить между собой счеты. Таких «человеческих» богов задабривали жертвами, приношениями в их храмы. Сами храмы не были местом совершения обрядов, а жилищем бога. Службы же осуществлялись в священных местах, так называемых «теменосах», которые могли быть как священными рощами, источниками, да и просто определенными территориями в храмовой зоне акрополей эллинских городов.

С классической эпохи особо почитались боги Аполлон и Дионис. Аполлон — бог солнечного света, мудрости, покровитель искусств — символизировал разум, закон, гармонию. Довольно популярный аристократический культ Аполлона положил начала античной протонауці, а его храмы становились определенными «мусейонами» — сборниками произведений искусств. Зато мистический культ Диониса — бога виноградной лозы и вина, сына Зевса и смертной женщины Семелы, умирающего чтобы воскреснуть бога заложил начало мистической практике индивидуального роста личности, Элевсинских мистерий, сперва посвященных Деметре. На почве именно этого культа вырос античный театр, прежде всего аттическая трагедия. Культ Диониса выделялся экстатичностью, оргіастичністю, часто проводился на лоне природы со щедрыми возлияниями, танцами, музыкой, пением.

Кроме важных полисных культов с жертвоприношениями от всей общины богам — покровителям всю античную историю существовала практика домашнего поклонения божествам рода, дома, природным силам и стихиям в виде дриад, нимф, сатиров и тому подобное. Такой культ отправляли старше мужчина или женщина в семье. Именно из этой практики возникает практика избрания верховных жрецов и жриц главного храма города. Лишь несколько культов обслуживались в античной Греции специализированными кастами священников: секта босоногих в храме Зевса в Додоне, жреческая секта в храме Аполлона в Дельфах, коллегии жрецов Зевса и Деметры в Олимпии и Диониса и Деметры в Элевсине. Все эти центры занимались, кроме очищения и жертвоприношения, представлению оракулу — рифмованного пророчества — ответа на поставленный вопрос.

Кстати, и греки и римляне на удивление верили в жребий, пророчества, мантику в любой форме, почти никогда не начинали дела, не получив прогноза на ее ход. Порой, такие неверные толкования самого, достаточно путаного и туманного текста, приводили к катастрофе. Но именно таким образом и рождались герои. А культ героев был не менее популярным, чем культ богов и даймонів. Ведь человек, пройдя испытания Судьбы, могла стать по смерти співтрапезником богов на Олимпе, как Геракл или Ахиллес, кульг которого был особенно популярным в Северном Причерноморье.

Направление на индивидуальный рост, или хотя бы на индивидуальное спасение, привело к обращению в поисках новых религиозных форм на Восток. Это проявилось в появлении довольно непривычных для эллинов форм обожествление личности царя (Александра Македонского, а впоследствии и его преемников государства Диадохов), эллинистических мистических культов на почве египетской и греческой религий (как культ Серапсису, Исиды — Богини Матери с ребенком и тому подобное). В римский период как египетские, так и причерноморские греки принимают довольно широко иудаизм (например, синагоги и катакомбы иудеев в Боспоре, откуда предстанет не только иудаизм Хазарского каганата, но и Крымские караимы). Именно этот духовный прогресс будет отражен в истории христианства, в священных текстах которого едва ли не первыми из не евреев упоминаются эллины.

schooled.ru

Религия Древней Греции

Презентация подготовлена учителем истории МОУ «КСОШ № 2» Безруковой Натальей Сергеевной

Презентация подготовлена учителем истории МОУ «КСОШ № 2» Безруковой Натальей Сергеевной

Религия Древней Греции ЦЕЛИ УРОКА Ознакомление учащихся с восхитительным по своей красоте миром древнегреческих мифов. Добиться усвоения учащимися основных источников появления мифов. Развивать познавательную активность учащихся путем привлечения дополнительной литературы и выполнения опережающих заданий к данному уроку. Воспитание в учащихся чувства прекрасного посредством приобщения к мировым шедеврам, иллюстрирующим древнегреческие мифы.

Религия Древней Греции

ЦЕЛИ УРОКА

  • Ознакомление учащихся с восхитительным по своей красоте миром древнегреческих мифов.
  • Добиться усвоения учащимися основных источников появления мифов.
  • Развивать познавательную активность учащихся путем привлечения дополнительной литературы и выполнения опережающих заданий к данному уроку.
  • Воспитание в учащихся чувства прекрасного посредством приобщения к мировым шедеврам, иллюстрирующим древнегреческие мифы.
В начале был хаос.

В начале был хаос.

Из Хаоса произошла богиня земли Гея.

Из Хаоса произошла богиня земли Гея.

Зевс – верховный бог

Зевс – верховный бог

Тифон – порождение Геи.

Тифон – порождение Геи.

КАК ПОЯВЛЯЛИСЬ МИФЫ Слайд 3 источники мифологических знаний

КАК ПОЯВЛЯЛИСЬ МИФЫ

Слайд 3

источники мифологических знаний

 Людей всегда манили неизве -данные земли, привлекало чудесное и таинствен-ное.

Людей всегда манили неизве -данные земли, привлекало чудесное и таинствен-ное.

 В мифах отражены культура и искусство Древней Греции.

В мифах отражены культура и искусство Древней Греции.

 В мифах отражено социальное неравенство: богатые и бедные, знатные и незнатные, бессмертные (боги) и смертные (люди), свободные и рабы.

В мифах отражено социальное неравенство: богатые и бедные, знатные и незнатные, бессмертные (боги) и смертные (люди), свободные и рабы.

В мифах отражалась хозяйственная жизнь греков.

В мифах отражалась хозяйственная жизнь греков.

 Греки воспевали физическую красоту, силу и ловкость. 12 подвигов Геракла.

Греки воспевали физическую красоту, силу и ловкость.

12 подвигов Геракла.

В мифах отражены представления людей о загробной жизни

В мифах отражены представления людей о загробной жизни

Миф об Аиде. Аид – властитель мрачного подземного царства мертвых. Там текут страшные холодные реки, туда не проникают лучи солнца и всегда стоит безотрадная ночь. Точно гонимые ветром, носятся там души умерших, жалуясь на свою судьбу. Никому нет возврата из этого царства печали .

Миф об Аиде.

Аид – властитель мрачного подземного царства мертвых. Там текут страшные холодные реки, туда не проникают лучи солнца и всегда стоит безотрадная ночь. Точно гонимые ветром, носятся там души умерших, жалуясь на свою судьбу. Никому нет возврата из этого царства печали .

Людям свойственно искать объяснение происхождения названий стран, гор, морей и рек. Миф о споре Афины с Посейдоном.

Людям свойственно искать объяснение происхождения названий стран, гор, морей и рек.

Миф о споре Афины с Посейдоном.

Люди стремились истолковать природные явления, смысл которых им был непонятен.

Люди стремились истолковать природные явления, смысл которых им был непонятен.

Миф о Деметре и Персефоне

Миф о Деметре и Персефоне

 В человеческой душе всегда теплилась надежда и вера в торжество справедливости. Миф о Прометее.

В человеческой душе всегда теплилась надежда и вера в торжество справедливости.

Миф о Прометее.

Таким образом, мы видим, что в греческой мифологии отражены представления людей об окружающем мире, явления общественной жизни, быт и культура. Перед нами предстает целый пантеон богов. Такие религиозные верования называются язычеством.

Таким образом, мы видим, что в греческой мифологии отражены представления людей об окружающем мире, явления общественной жизни, быт и культура.

Перед нами предстает целый пантеон богов. Такие религиозные верования называются язычеством.

Спасибо за внимание.

До свидания.

videouroki.net

Лекция «Религии Древней Греции» | Андрей Зубов слушать аудиокнигу на Zvooq-Knigi.ru

Книги из серии:

Выберите книгу из серииЛекция «Религия Китая. Конфуцианство»Лекция «Буддийская альтернатива»Лекция «Зороастризм и религия Зенд-Авесты»Лекция «От ведической религии к Упанишадам»Лекция «Доисторические религии. Религия палеолита и неолита»Лекция «Религия Древнего Египта. Продолжение»Лекция «Религия Древнего Египта»Лекция «Греция до Греции»Лекция «Религии Древней Греции»Лекция «Ислам. Представления о Боге и о человеке»Лекция «Доисторические религии. Человек как homo religiosus»Лекция «Религия Месопотамии, Пророк Авраам и Вавилонская Башня»Лекция «Религия и общество древних ариев. Веды»Лекция «Что такое религия»Лекция «Мусульманская эсхатология»Лекция «Этика ислама»Лекция «Богоизбранность и Мессианство»Лекция «Послехрамовый иудаизм»Лекция «Этические представления и традиции иудаизма»Лекция «Призвание Авраама. Свобода и предопределение»

Информация о книге

Аудиокнига "Лекция «Религии Древней Греции»", автором произведения является: Андрей Зубов. Была написанна в 2015 г. Книга входит в серию: Лекции по религиоведению Андрея Зубова. На сайте книга находится в разделе: история религии, древнегреческая мифология, Древняя Греция, лекторий Прямая речь, документальная литература, религиоведение / история религий. Продолжительность чтения составляет: 1 ч. 38 мин. 00 сек.. Правооблаателем книги является: Лекторий "Прямая Речь". Вы можете скачать бесплатно и без регистрации ознакомительный фрагмент, купить полную версию аудиокниги или же слушать онлайн на нашем сайте. Рекомендуется к прослушиванию лицам старше 12+.

Лекция о длинном пути развития религиозных взглядов в Древней Греции, нескольких значительных его периодах, соответствующих периодам развития всей древнегреческой культуры.

слушать книгу

Купить аудиокнигу Скачать

Послушайте так же

Подробная информация:

Возрастное ограничение: 12+Дата написания: 2015 г.Продолжительность: 1 ч. 38 мин. 00 сек.Правообладатель: Лекторий "Прямая Речь" На Zvooq-Knigi.ru: с 23.03.2018

zvooq-knigi.ru

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ (1 ЛЕКЦИЯ) Тема: Религия древних греков

Описание презентации РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ (1 ЛЕКЦИЯ) Тема: Религия древних греков по слайдам

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ (1 ЛЕКЦИЯ) Тема: Религия древних греков Материалы к семинару

Вера древних греков Древние греки верили, что главные боги живут большой семьей в роскошных дворцах на вершине горы Олимп.

• Олимпийские боги проводят время в пирах и развлечениях. Они бывают своенравны, жестоки, коварны и мстительны. • Порой ссорятся между собой. Вмешиваются в дела людей, участвуют в их войнах, наказывают тех, кто осмеливается нарушить их волю. Действиями богов греки объясняли дождь и засуху, морские бури, смену времен года, неурожаи, болезни.

Основные занятия греков имели своих богов-покровителей:

Греки приносили жертвы богам, возводили в их честь храмы, создавали о них сказания

Пантеон – многобожие.

Боги Древней Греции Заполните таблицу (в конспекте)Имена богов Какие силы природы они отражали Покровителям и каких занятий они считались

Высшие (главные) боги Зевс Посейдо н Аид

Высшие божества Гера Артемид а Аполлон Афина Афродита

Высшие божества Деметр а Диони с Гефест Гермес Арес

Низшие божества Сатиры Нимфы

Миф о Деметре, Дионисе, Прометее !!! Найти мифы (устно, к лекции)

present5.com

Религия Древней Греции - история, уроки

Тема: Религия древних греков.

ЦЕЛИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: Продолжить знакомство учащихся с миром

греческих Богов, выявляя их сферу деятельности и характер

взаимоотношений на Олимпе.

РАЗВИВАЮЩАЯ: Продолжить формировать навыки устной речи,

умение составлять ролевую самопризентацию, проявлять творчество,

Развитие ассоциативного мышления. Умение самостоятельно

письменно решать задания данные на уроке.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: Побуждать интерес учащихся к истории Др.

Греции, как «колыбели европейской цивилизации». Стимулируя

творчество учащихся укрепить их стремление к самовыражению

и к росту самооценки своих способностей.

ЗАДАЧИ:

  1. Закрепить знания учащихся о древнегреческом пантеоне Богов и мифов связанныхс ними.

  2. Провести работу по дальнейшему развитию УУД, через систему письменных и устных заданий.

  3. Стимулировать познавательный интерес учащихся по данной теме.

ТИП УРОКА: комбинированный.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: Технология личностно-ориентированного развивающего обучение, ИКТ.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: Литература, ИЗО, музыка.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный.

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ: коллективная.

СРЕДСТВА: ТСО, учебник История ДРЕВНЕГО МИРА 5 класс под ред. Годера, презентация по теме, оценочные карточки.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости.

Представление гостей.

У вас есть возможность продемонстрировать уже полученные знания из истории Древнего мира, а так же культуру поведения на уроке.

(на партах лежат 2 карточки : зеленая и красная, они пригодятся нам в конце урока.)

  1. Определение темы и задач урока. Проверка Д/З. Актуализация знаний.

Историю какой страны мы с вами сейчас изучаем? (Греции)

Давайте вспомним, где расположена Древняя Греция (на юге Балканского полуострова)

Мы продолжаем с вами путешествуете по страницам истории Древней Греции.

Предлагаю сыграть в игру «Путаница». Переставьте буквы в словах и у вас получатся понятия, которые помогут нам определить тему урока.

Слайд 1

МХРА, ГИБО, ЖЦЫРЕ

Как связанны все эти понятия между собой? (с верованиями людей)

След.СлайдЧто такое религия? ( Религия — это вера в сверхъестественное (богов, духов, души, идолов) и поклонение им.)

Почему у людей возникает вера в богов? (Потому что в древности люди не могли объяснить природные явления с научной точки зрения, рождение и смерть человека и поэтому придумывали богов)

О чём же пойдёт речь на уроке? Давайте определим вместе тему урока.

Формулирование темы: Говорят ребята, я вывожу слайд и тему записываем в тетрадь.

Итак, тема нашего урока «Религия древних греков».

О религии греков мы узнаем из каких источников? Правильно, из мифов.

Ребята, что будет нашей целью на уроке? (Продолжить изучение древнегреческой мифологии, закрепить знания о древнегреческом пантеоне богов)

Но прежде чем начать говорить о религии греков, давайте вспомним , каким богам поклонялись египтяне.

Слайды 6,7,8.

Называем богов египтян и что они олицетворяют.

Слайд 9 «У какого народа древности было единобожие?» (Евреи, бог Яхве.)

Слайд 10 «Что такое язычество» и след слайд пустой.

Итак, мы определили тему урока, вспомнили о религиях других стран, давайте попробуем сформулировать задачи, которые перед нами стоят на сегодняшнем уроке.

Озвучивание задач урока:

Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с богами древних греков, постараемся выявить, какие силы природы они отражали, и покровителями каких занятий считались.

О некоторых богах вам известно с прошлых уроков, некоторые из вас смотрели кино, мультфильмы по древнегреческой мифологии, все это нам поможет в работе на уроке.

Прежде чем мы откроем портал в эпоху древних греков нам необходимо получить специальный пропуск. Сейчас мы раскодируем дешифровку и если ответы будут верными, то мы будем допущены к познанию истории религии Древних греков.

  1. Греческий поэт, автор двух знаменитых поэм (Гомер).

  2. В какой поэме Гомера рассказывается о Троянской войне.(Иллиада)

  3. Царь острова Итака (Одиссей)

  4. Чудовищный свирепый пес с тремя головами и змеиным хвостом (Цербер)

  5. Легендарный владыка Критского царства (Минос).

  6. Предмет, явившийся причиной раздора между тремя богинями (яблоко).

  7. Прославленный герой мифов о Троянской войне грек…(Ахиллес)

  8. Сколько лет Одиссей возвращался домой? (10)

Итак, пропуск в портал истории религии Древгей греции мы получили. Приступим!

Сообщение ученика (Байдиченко Вера)

В начале, существовал лишь вечный, безграничный Хаос. Весь мир, бессмертные боги возникли из него. Его порождением были Уран (небо) и Гея (земля). От союза Урана и Геи родились Титаны. Старший из них Океан, младший – Кронос. Кронос сверг своего отца Урана. Но и ему предсказали гибель от рук своего сына. Испугавшись предсказания, Кронос стал поедать всех своих новорождённых детей. Но однажды его жена Рея, вместо сына отдала завёрнутый камень. Сын Кроноса Зевс вырос и низверг своего отца, освободил своих братьев и сестёр. Так на земле стало править следующее поколение богов. Три брата Зевс, Посейдон и Аид жили более 300 веков назад.

А сколько это будет, если перевести в года? (30 000 тыс. лет назад)

Где жили боги Древней Греции? Для ответа на этот вопрос необходимо прочитать первый абзац параграфа 28 на стр. 134. Читаем. 1 минута.

Слайд 11. Смотрим, что такое гора Олимп, как она выглядела. (5 нажатий)

Слайд 12. Пантеон богов.

Перед вами слайд, изображающий древнегреческих богов. Какие силы природы они олицетворяют, каким занятиям покровительствуют, мы сегодня и узнаем.

Для начала, давайте начертим таблицу в тетради.

№ п/п

Имена Богов

Чему покровительствовали, что олицетворяли

1

Посейдон

2

Зевс

3

Аид

4

Гера

5

Артемида

6

Аполлон

7

Афина

8

Афродита

9

Деметра

10

Дионис

11

Гефест

12

Гермес

13

Арес

Давайте заполним левую колонку Имена богов, опираясь на иллюстрацию учебника. Стр. 135. 2 мин.

Далее работа с текстом на стр. 136 – 138 , изучаем мифы и выписываем богов во вторую колонку. Возможно прочитать мифы по цепочке и далее в парах выписать во вторую колонку недостающий материал.

5-10 минут.

Слайд 13,14,15 смотрим, как изображались боги и проверяем заполнение таблицы.

Слайд 16 Сатиры и Нимфы.

Слайд 17и 18 о ком идет речь?? Только давайте дочитаем до конца и только потом ответим на этот вопрос…

Закрепление изученного на уроке

*Вспомните религию древних египтян. Чем же отличались представления об облике богов у египтян и у греков?

(египтяне изображали богов в виде животного или телом человека и головой животного)

* Почему греки называли своих главных богов олимпийскими?

*Как поделили свою власть над миром три бога – три брата? Как их звали? (Зевс, Аид, Посейдон).

Слайд 19 – оценка урока.

Ребята, перед вами ежат две карточки. Посовещайтесь в паре и выберите одну из них. Зеленую, если урок понравился и прошел интересно, вы узнали много нового; красную – если урок был не интересным, задачи не выполнениы, нового не узнали или узнали мало. Если ваши мнения расходятся, предлагаю каждому выбрать ту карточку, которую вы считаете нужной.

Оценки за урок. Озвучить оценки.

Домашнее задание. Параграф 28. Ответить устно на вопросы на стр. 138.

Спасибо за урок!! А сейчас мы все вместе спускаемся в раздевалку, и я провожаю вас домой.

kopilkaurokov.ru

История религии : конспект лекций. Содержание - 2.5. Религия Древней Греции

Культовая составляющая маздаизма была выражена очень четко: жрецы обладали монополией на совершение всех религиозных ритуалов, к которым в первую очередь относились обряды принесения в жертву, поддержания огня и погребальные обряды. О человеческих жертвоприношениях сохранившиеся источники не сообщают, зато известно, что приносился в жертву домашний скот. Количество и размер жертвоприношения зависели от богатства дарителя и от важности решаемого вопроса. Обряд поддержания огня служил для сохранения огня в очаге, поскольку от этого, по представлениям маздаистов, зависело благосостояние семьи и самочувствие всех ее членов. Если огонь в семейном очаге все-таки угасал, то члены семьи должны были пройти обряды очищения, необходимые для избежания нависшей над ними угрозы смерти. Смерть – порождение Аримана – и все, что с ней связано, считались в маздаизме нечистыми, поэтому требовалось избегать любого соприкосновения с трупом. Чтобы не осквернять мертвым телом ни одну из священных стихий (землю, огонь или воду), персы строили специальные башни (дакмы), на верхушках которых размещали тела умерших, делая их пищей для стервятников.

Суть этических взглядов маздаистов состоит в следовании установленным нормам, соблюдении ритуальной чистоты и избегании нечистого, поэтому и самые страшные грехи, которые может совершить адепт этой религии, представляют собой неправильное погребение трупа (сожжение в огне), использование падали в процессе приготовления пищи и противоестественную половую страсть.

Судьба маздаизма изобиловала многочисленными поворотами: успев побывать государственной религией во время правления династии Сасанидов (III–VII вв.) и послужив источником взглядов для возникновения раннехристианской секты манихеев, он долгое время изгонялся сторонниками ислама из своих исконных мест. В настоящее время большая часть сторонников маздаизма проживает в Западной Индии и только немногочисленные общины сумели сохранить свое местоположение на территории современного Ирана.

2.5. Религия Древней Греции

Древнегреческая религия заметно отличается своей сложностью от тех представлений, которые складываются о ней у обычного читателя на основе знакомства с адаптированными вариантами греческих мифов. В своем становлении комплекс религиозных представлений, свойственных древним грекам, прошел несколько стадий, связанных с изменением социального устройства и самого народа – носителя этих представлений.

Минойская эпоха (III–II тысячелетия до н. э.). Греки отделились от индоевропейского корня и заняли принадлежащую им ныне территорию лишь во II тысячелетии до н. э., придя на смену другой, более древней и развитой культуре. Иероглифическое письмо, сохранившееся от этой эпохи (которую принято называть минойской), до сих пор полностью не расшифровано, поэтому о религиозных представлениях предшественников греков, обитавших на Крите и полуострове Пелопоннес, можно судить лишь по сохранившимся в религии уже самих греков пережиткам. Боги у обитателей Крита носили зооморфный (звероподобный) характер: они изображались в виде зверей и птиц, следствием чего и явился, очевидно, миф о Минотавре – существе, обладавшем телом человека и головой быка. Интересно, что большинство дошедших до нас сведений относится к божествам женского пола, в то время как мужские божества либо присутствовали в минойской религии на втором плане, либо связанные с ними ритуалы были окутаны покровом тайны, не допускавшим излишних высказываний. Широко распространены были и земледельческие культы – именно у местных обителей греки позднейшей эпохи позаимствовали представления об умирающем и вновь воскресающем божестве, смерть и возрождение которого символизировали восстановление природы после периода засухи.

Микенская эпоха (XV–XIII вв. до н. э.). Именно эта религия оказалась сохранена в древнейшей из дошедших до нас греческих эпических поэм – «Илиаде» Гомера. Несмотря на политическую раздробленность, греки в этот период сумели сохранить культурное единство, восходящее к общим индоевропейским корням, интегрировав в существовавшие у них религиозные представления отдельные элементы религии местного населения. Главным божеством греков в этот период, насколько можно судить по сохранившимся источникам, был Посейдон, выполнявший не только функцию повелителя морей, которую ему приписали греки классической эпохи, но и распоряжавшийся сушей. В сохранившихся источниках упоминается и Зевс, само имя которого носит индоевропейское происхождение (Zeus = deus, т. е. в буквальном смысле это не имя, а эпитет, означающий принадлежность божеству), но он явно играет подчиненную роль. Другим значимым божеством микенской эпохи является Афина, но не в более привычной нам ипостаси богини мудрости, а в качестве богини-покровительницы, распространяющей свое покровительство на отдельные аристократические роды или целые города.[28]

Относительно культовой составляющей можно сказать, что жертвоприношения в микенской Греции выступали обычным атрибутом любого религиозного празднества, но приносили в жертву не пленников, а домашний скот (чаще всего быков), причем количество приносимых в жертву животных могло быть весьма значительным. Осуществляли жертвоприношения специальные жрецы и жрицы, хотя специальных храмов, посвященных отдельным богам, микенские греки не строили. Святилищами обыкновенно выступали жертвенники в священных местах или оракулы, в которых воля бога провозглашалась устами впадающих в мистический транс верховных жрецов.

Классическая эпоха (IX–IV вв. до н. э.). Вторжение в Грецию в XII в. до н. э. дорийских племен, принадлежавших к другой ветви индоевропейских народов, повлекло за собой культурный упадок, который получил в исследовательской литературе название «темных веков». Получившаяся в результате очередного синтеза религия приобрела общегреческое значение, оформившись в виде целостного пантеона богов во главе с Зевсом. Все боги, почитавшиеся в отдельных областях Греции (Гера, Дионис) или носящие заимствованный характер (Аполлон, Артемида), вошли в божественный пантеон на правах детей или братьев Зевса.

В произведении древнегреческого поэта Гесиода (VIII в. до н. э.) «Теология» («Происхождение богов») представлена целостная картина сотворения мира. Мир не создан из ничего, он получился в результате упорядочивания первозданного Хаоса и возникновения нескольких божеств – Геи (земли), Тартара (подземного царства) и Эроса (животворящей силы). Гея, породив Урана (небо), вступает с ним в брак и становится матерью старшего поколения богов – титанов во главе с Кроном. Крон свергает своего отца и, пытаясь избежать подобной же судьбы, пожирает своих детей, которых ему рожает все та же Гея. Греки эллинистической эпохи, пытаясь рационально осмыслить этот миф, соотносили имя бога Крона со словом hronos – время, утверждая, что в аллегорической форме их предки пытались выказать следующую мысль: время безжалостно по отношению к своим собственным детям – людям. Крона, согласно предсказанию, свергает с престола и отправляет в Тартар собственный сын Зевс, который становится повелителем суши, отдавая своим братьям во владения другие сферы: Посейдону– море, Аиду – подземное царство. В классической Греции Зевс выступает в качестве верховного бога, сохраняя присущую ему еще у индоевропейцев функцию бога-громовержца, повелителя грозы и бури. Изменяются функции некоторых других богов: Гера из богини-воительницы становится женой Зевса и покровительницей семейного очага; детьми Зевса и покровителями соответственно искусства и охоты становятся Аполлон и Артемида, имеющие малоазийское происхождение.

Другим нововведением классической эпохи становится появление культа героев, к которым возводили свое происхождение отдельные аристократические роды, точнее говоря, подобные культы существовали и раньше, но теперь они начинают соотноситься с божественным пантеоном. Герои приобретают статус полубогов, становясь детьми Зевса от связей со смертными женщинами, а самым великим из них, без сомнения, провозглашается Геракл, к которому возводили свой род цари Спарты, Македонии и некоторых других областей Греции. Более частным проявлением этого культа служили почести, воздаваемые победителям Олимпийских игр в их родных городах: победившему атлету на средства горожан сооружалась статуя и обеспечивалось пожизненное пропитание, а некоторые из них после смерти становились и покровителями собственного города, приобретая полубожественный статус.

www.booklot.ru