Древняя женщина. Древняя женщина: далеко не убежит, но сдачи даст любому
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Как выглядела древняя перуанская женщина. Древняя женщина


Женщины Древней Греции | Интересно Знать

21 октября 2016     Интересно знать » Бывальщина    30 коммент.    Просмотров:   4373

zhenshhiny-drevnej-grecii

До чего же строги были моральные каноны Древней Греции, касающиеся женщин, ведь женщины Древней Греции могли из двух зол, выбрать одно… Женщинам в те давние времена позволялось или вести домашнее хозяйство, попутно занимаясь детьми и крайне редко выходить из дому, или же избрать другой путь и презрев моральные устои того времени, стать свободной женщиной.

женщины Древней Греции

Это было время, когда приличной дамой считалась лишь та, которая имела семью – детей и супруга. Такая дама могла появиться на улицах без страха за свою репутацию и жизнь. В числе дам неприличных находились настоящие красавицы, образованные, умные, но незамужние.

zhenshhiny-drevnej-grecii

Во времена древней Греции существовало обозначение для дам, божественно владеющих многими музыкальными инструментами, тех, которые имели познания в философии, искусстве и литературе, им не составляло труда поддерживать беседу в компании на любую тему. Таких женщин называли гетерами. Дело в том, что гетерам были не чужды и плотские утехи, поэтому мужчины с удовольствием и охотно знакомились с разумными высокообразованными красавицами. Однако гетеры не относились к разряду обычных проституток, гетера при желании могла иметь близкие отношения лишь с мужчиной, которого она сама возжелает! И поверьте, это были лишь мужчина состоятельный которого гетера выбрала сама.

zhenshhiny-drevnej-grecii

Известному оратору Демосфену принадлежало такое изречение, гласящее – греку, уважающему себя положено иметь не менее трех женщин, одна из которых будет его супругой, вторая будет простолюдинка-рабыня, изощренная в постельных утехах и не чурающаяся любого секса и дама для наличия душевного баланса, с которой можно было обсудить любой вопрос и одновременно насладиться ее совершенством – это и были гетеры!

zhenshhiny-drevnej-grecii

Гетеры требовались для позитивного общения и наслаждения женской совершенной красотой. Гетерам было свойственно посредством высокопоставленного возлюбленного влиять на указы городского управления, на достаток жителей города, в котором проживала гетера, а то и всей страны. Из числа известнейших гетер того времени можно назвать Аспасию – известную необычной красотой и умом. Благодаря качествам, недоступным обычным гречанкам, а именно, познаниям в искусстве и науках, острому уму и некой хитрости, Аспасия можно сказать очаровала знаменитого оратора и полководца Афин по имени Перикл — женщины Древней Греции.

zhenshhiny-drevnej-grecii

Она сумела так увлечь этого воина и государственного деятеля, что он не мешкая провозгласил гетеру своею второй супругой, причем брак был оформлен официально. В подобную «ловушку» угодил известный афинский скульптор Пракситель, который потерял голову от гетеры Фрины и, хотя он не женился на ней, однако она считалась его официальной подругой. Это по ее подобию была создана скульптура Афродиты, которая была водружена в святилище богини.

zhenshhiny-drevnej-grecii

Паломники с горожанами тысячами шли в святилище Афродиты, чтобы воздать почести богине, однако восхваляя красоту Афродиты мужское население представляло вовсе не богиню, а ее прототип. Красота Фрины свела многих знатных греков с ума, которые лишь за надежду на ее благосклонность тратили огромные богатства. Если верить историческим записям тех лет, то прочтите невероятную историю о красавице Фрине — женщины Древней Греции.    Дальше…

Iнтересно Zнать

inzn.ru

Женщина в Древней Греции - Все о семье

 

     Древняя Греция является одной из наиболее ярких и красивых цивилизаций древности, ее существование охватывает период с IIIтысячелетия до нашей эры до Iвека до нашей эры, территория - южная часть Балканского полуострова, прилегающие к нему острова и побережье Малой Азии. Сами греки по сей день называют свою страну Элладой, а себя эллинами.

      Семейная жизнь и положение женщины в Древней Греции регулировалось государством. Устоявшейся системой брака была моногамия. Греки одни из первых среди древних народов начали придерживаться принципа единобрачия.  Считалось, что иметь много жен - это варварский обычай, недостойный благородного эллина. В системе семейных отношений было закреплено патриархальное право, а счет  родства считался по отцовской линии. Отец и муж имел полную власть над женщиной. Известный древнегреческий философ Аристотель так высказывался по этому поводу: "Власть мужа над женой можно сравнивать с властью политического деятеля, власть отца над детьми с властью царя".

     Женщины в Древней Греции не участвовали в общественной жизни, они не имели гражданских прав, которыми обладали мужчины, не распоряжались имуществом, находясь целиком под опекой мужчин. В частной жизни каждая женщина зависела от мужчины: будучи не замужем, она должна была повиноваться воле своего отца, в случае смерти родителя, она подпадала под власть брата, а при отсутствии такового - под власть опекуна, который назначался ей либо завещанием отца, либо должностными лицами государства. Жениха для дочери искали родители, лучшими претендентами на руку дочери считались молодые люди, знакомые отцу.

    Несмотря на подчиненное положение, женщины в Древней Греции, тем не менее, получали образование. Они знакомились не только с чисто женскими науками, такими как, ткачеством, прядением, домоводством, но и  обучались читать и писать. Более того, историки утверждают наличие в Древней Греции школ для девочек и  мальчиков, которые те посещали совместно. Помимо основных дисциплин, которые изучали девочки, в качестве обязательного предмета за ними были закреплены танцы. На древнегреческих вазах V-IVвеков до нашей эры часто встречаются изображения уроков танцам. Девочек обучают учительницы, которым в изображениях придается строгий вид, и в руках учительницы находится обязательный инструмент воздействия на ученика - трость. В конце существования древнегреческой цивилизации (III-IIвека до нашей эры) женщины должны были также изучать основы медицины.

     В Древней Греции замуж выдавали очень рано, обычно в возрасте от 12 до 15 лет. Перед заключением самого брака должно было состояться формальное обручение. Обещание жениху вместо самой невесты давал ее отец как полноправный представитель. В случае отсутствия отца таким представителей мог выступать ее брат или другой близкий родственник-мужчина, а в случае отсутствия последних, государством назначался опекун. Браки в Древней Греции могли заключатся и между близкими родственниками. Так дети одного отца могли стать мужем и женой, на уровне закона существовал запрет только на браки детей одной  матери. Обручение являлось не просто формальной процедурой, это бы очень важный юридический акт, в рамках которого обсуждались и устанавливались имущественные отношения будущих супругов. За невестой  обязательно должны были дать приданное, если же девушка происходила из бедной семьи, приданное для нее собирали в складчину сограждане, либо давало государство.

     Знакомство молодых до свадьбы являлось необязательным, так как брак заключался по воле родителей. При выборе супруга для дочери в первую очередь учитывалось равенство их имущественного и общественного положения. Крайне важную роль имело гражданство супругов. Только брак между гражданами считался законным, женитьба на иностранке не одобрялась законом, а дети от такого брака считались незаконнорожденными со всеми вытекающими последствиями их будущих гражданских и имущественных прав. Первоначально формальный акт заключения семейного союза имел частный, семейный характер, однако со временем превратился в акт публично-правовой и религиозный. Законодательно закреплялось, что если мужчина и женщина вступали в брак без разрешения правителя, то их  "…ребенок будет зачат не под знаком жертвоприношений и молитв, когда молятся жрецы и жрицы, а также все государство, чтобы потомство было лучше и полезнее, - такой ребенок считается незаконным". Также государство регламентировало возраст вступающих в брак, Аристотель в своей "Политике" называет возраст до 50 лет. Вообще граждане имели право вступать в брак в любом возрасте, но дети, рожденные от родителей, вышедших из указанного возраста, также считались незаконнорожденными. Плутарх в "Сравнительных жизнеописаниях" так отзывается об этом: "нельзя допускать союзов запоздалых, безрадостных, не выполняющих дела и не достигающих цели брака".

     Согласно древним обычаям свадебное пиршество происходило в доме отца невесты, далее невесту торжественно провожали из родительского дома в дом ее мужа. В день свадьбы было принято убирать дом невесты цветами. Ранним утром невеста совершала торжественное омовение, после купания ее одевали и украшали и в торжественном убранстве она ждала начала церемонии. Приглашенные приносили жертвы богам: Зевсу, Гестии, Гере, Артемиде и Мойрам. Сама новобрачная должна была принести в жертву богам свои детские игрушки и прядь волос. После совершения религиозных обрядов отец вручал свою дочь прибывшему зятю, произнося ритуальную формулу, подтверждающую, что с этой минуты девушка свободна от обязанности приносить жертвы своим предкам, а будет теперь участвовать в жертвоприношениях предкам ее мужа. Это был важнейший религиозно-правовой акт: отец освобождал дочь от своей власти и передавал ее под опеку мужа, в семью которого она переходила. Торжественно провожаемая в дом мужа, новобрачная ехала в украшенной повозке, сопровождаемой свадебным кортежем. Мать невесты держала в руках факел, зажженный от домашнего очага. Этим факелом впервые разжигали очаг в доме молодоженов. Этот символический ритуал должен был прочно связать взаимными узами обе семьи  молодую и старую, а также снискать дому новобрачных покровительство Гестии, богини домашнего очага. В доме новобрачных приносили жертвы предкам и совершали совместную трапезу фруктами и хлебом. Молодые люди начинали семейную жизнь.

    Женщина в Древней Греции отнюдь не была любимой женой. Брак, заключенный не по любви и имеющий в основном формальный характер, соответственно, не имел у греков особойancient greece woman2 ценности. К семейным узам было довольно прохладное отношение, а детей с довольно раннего возраста отдавали на воспитание в общественные учреждения. Любовь мужчинам дарили гетеры и куртизанки после обильных пиршеств, а невнимательное отношение к жене было нормой, правилом. Выйдя замуж, женщина в Древней Греции оставалась такой же несвободной, как и в доме отца, она во всем зависела от мужа, а разнообразие в ее жизнь вносили только религиозные обряды  и жертвоприношения. Единственной ее заботой было - рождать мужу  сыновей и воспитывать их до семилетнего возраста, когда их по заведенной в обществе традиции должны были забрать на воспитание. Дочерей мать оставляла при себе, приучая к домашней  жизни и обучая женским наукам и добродетели. Для грека его жена, как правило, являлась лишь первой среди служанок.

     Женщина в Древней Греции должна была находится в женской половине дома (гинекее), на улицу она могла выйти только в сопровождении рабыни. Приличная женщина обязана была вести себя незаметно, не привлекая к себе внимания ни дома, ни в общественных местах. Выходить на улицу без сопровождения могла женщина, достигшая уже преклонного возраста. Перемещение женщины вне дома регулировалось на законодательном уровне. В частности, в законах было оговорено, сколько должна женщина брать с собой вещей и еды, выезжая из дома. По количеству того, что позволено было брать с собой можно сделать вывод, что женщине запрещалось покидать дом более, чем на один день.

    Рождение детей было основной целью брака. Древнеспартанский законодатель Ликург так пишет об этом:  «Новобрачные должны подумать о том, чтобы дать государству по мере сил прекрасных и наилучших детей. Пусть же молодой супруг обратит внимание на свою жену и на деторождение. То же самое пусть делает супруга, в особенности в тот промежуток времени, когда дети у них еще не родились». Попечение о здоровье ребенка не шло дальше определенной подготовки. Ни перед родами, ни во время родов женщины не находились под наблюдением врача. Греки считали вполне достаточным присутствие бабки или даже просто Эйлетии, покровительницы рожениц, отождествляемой с Артемидой.  Смертность при родах в Древней Греции, как и в других древних обществах была очень высокой.   

  ancient greece woman3  Папирусные документы эпохи эллинизма дают немало примеров семейных конфликтов, приводивших к разрыву супружеских отношений. В Афинах измена жены рассматривалась как вполне достаточный повод для расторжения брака. Впрочем, Платон осуждал неверность любого из супругов: "…гражданам нашим не подобает быть хуже птиц и многих других животных, рожденных в больших стадах, которые вплоть до поры деторождения ведут безбрачную, целомудренную и чистую жизнь. Когда же они достигают должного возраста, самцы и самки по склонности соединяются между собой попарно и все остальное время ведут благочестивую и справедливую жизнь, оставаясь верными своему первоначальному выбору. Наши граждане должны быть лучше животных". Все это было лишь в теории, на практике действовали другие "неписаные" законы. В действительности в Древней Греции лишь женщину наказывали за измену. Если жена выражала вдруг желание уйти от мужа к другому мужчине, то разгневанный супруг мог просто убить ее на месте тем, что попадется под руку, и, как правило, он не нес за это никакой ответственности. Жена теряла свое доброе имя, а муж имел право убить ее любовника, схваченного на месте преступления при свидетелях. Обычно соблазнитель жены отделывался или деньгами, или позором, но неопасным для жизни наказанием со стороны оскорбленного мужа. Жену же должно было постичь тяжелое наказание: она подлежала изгнанию из дома мужа и подвергалась разным унижениям. По законам Солона (начало VIвека до нашей эры), женщине, которую застигли с любовником, запрещали украшаться и входить в общественные храмы, "чтобы не соблазнять непорочных и матрон своим обществом". Если такая женщина украсит себя и войдет в храм, то первый встречный по закону мог разорвать на ней платье, снять украшения и бить, но "не до смерти, не до увечья". Однако, несмотря на строгость закона, нарушение супружеской верности было обыденным явлением.

family-abc.ru

Древняя Русь (черты, наряды, волосы)

Эталоны женской красоты: Древняя Русь

Эталоны женской красоты: Древняя Русь

Положение женщины в древнерусском праве было гораздо выше, чем в древнегреческом и римском, перед лицом которых женщина всегда нуждалась в опекуне и не обладала правоспособностью. В Древней Руси женщины владели правом на приданое, наследство и некоторое иное имущество. Еще в дохристианский период жены имели свое имущество, а княгини и другие знатные женщины владели крупными состояниями, городами, селами. Так, княгине Ольге принадлежал собственный город, свои места птичьей и звериной ловли.Женская худоба на Руси считалась серьезным недостатком и даже признаком болезни. В источниках можно найти сведения, что настоящие красавицы должны были быть весом не менее 5 пудов (80 килограмм).Белоснежная кожа и яркий румянец на щеках также свидетельствовали о здоровье, именно поэтому на Руси широко применялись белила и румяна.Большое значение придавалось походке. Ходить следовало плавно, не спеша. О таких женщинах говорили «словно лебедушка плывет».

Эталоны женской красоты: Древняя Русь

Одежда

Внешний облик русских женщин Древней Руси представлен больше в изображении княжеских семей. Женская нижняя одежда кроилась длинной и имела рукава, намного превышавшие длину руки. Верхняя одежда знатных княгинь и боярынь шилась из восточных вышитых шелков или плотной ворсистой ткани с золотой или серебряной нитью, похожей на бархат. В холодное зимнее время женщины Древней Руси носили меховую одежду: более состоятельные — из дорогих мехов, менее знатные — из дешевых. Меха упоминаются уже в «Повести временных лет». Дорогие меха (горностаи, соболя и пр.) упомянуты в летописи лишь применительно к женской княжеской одежде. Известно, что в XIII в. знатные русские женщины охотно украшали горностаевыми шкурками опушку платьев, а наиболее состоятельные делали из них накладки по подолу одежды, доходившие по ширине до колен, что не могло не поражать путешественников-иностранцев. Шубы в то время носились женщинами только мехом вовнутрь, относились к ним с большой бережностью и передавались от матери к дочери.Древние фрески говорят о том, что одежда знатных женщин была многоцветной и предполагала яркие сочетания и сочные тона. Излюбленным цветом в костюме женщин всех сословий был красный. Обилие красных оттенков в костюмах древнерусских женщин объясняется и тем, что красный цвет был цвет-«оберег», и тем фактом, что существовали многочисленные естественные красители, окрашивавшие ткани именно в красно-коричневые цвета: гречишник, зверобой, кора дикой яблони, ольхи, крушины.Своеобразной и яркой частью древнейшей женской одежды был головной убор — обязательное дополнение любого костюма русских женщин. Он имел в древнерусском костюме не только эстетический смысл — завершал одежду, но и социальный — показывал достаток семьи, а также этический — «мужатице» позорно было ходить простоволосой. Традиция шла от времен язычества, когда покрывание головы означало защиту самой женщины и ее близких от «злых сил». Отличительной чертой головного убора замужней женщины было то, что он целиком закрывал волосы. Девушки были свободны от этого жесткого предписания. Они чаще заплетали в одну косу, оставляя макушку открытой.Одними из самых распространенных на Руси женских украшений у всех сословий древнерусского общества, были височные кольца. Способы крепления колец к головному убору или волосам были разнообразными. Кольца могли подвешиваться на лентах, ремешках или косичке, могли прикалываться к ленте, как бы образуя цепочку. Иногда височные кольца продевались в мочку уха, как серьги.

Эталоны женской красоты: Древняя Русь

 

украшения

Женские серьги встречаются реже височных колец и шейных украшений как в описаниях ранних письменных источников, так и среди археологических находок.Не менее популярными у женщин всех сословий были шейные украшения, и прежде всего стеклянные бусы. Они насчитывают сотни разновидностей, каждая — со своей неповторимой орнаментацией, формой, окраской. Наибольшее распространение имели бусы из разноцветного «рубленого бисера». Очень ценным и дорогостоящим шейным украшением женщин привилегированного сословия были цепи.Среди украшений знати известны также медальоны, фибулы, стеклянные браслеты, перстни.

Эталоны женской красоты: Древняя Русь Уход за телом и лицом 

На Руси с древних времен большое внимание уделялось соблюдению чистоты и опрятности. Жителям Древней Руси был известен гигиенический уход за кожей лица, рук, тела, волосами.Древние славяне хорошо знали полезные свойства растительных средств, собирали дикорастущие травы и цветы, которые потом использовали в том числе и в косметических целях.Бытовая косметика у русских женщин основывалась на применении продуктов животного происхождения (молока, простокваши, сметаны, меда, яичного желтка, животных жиров) и различных растений (огурцов, капусты, моркови, свеклы и др.).Основные процедуры по уходу за кожей проводили в бане: очищали ее специальными скребками, массировали ароматными бальзамами. Для придания телу свежести делали массажи с мазями, приготовленными на травах. Для того, чтобы получить ощущение свежести, тело протирали так называемым «холодном» — настоем из мяты. А для придания коже аромата свежеиспеченного ржаного хлеба на горячие камни специально лилось пиво. Менее состоятельным девушкам, семья которых не имела бани, приходилось мыться и париться в русских печах.

Эталоны женской красоты: Древняя Русь Макияж 

Сведения об использовании женщин Древней Руси косметики в основном содержится в иностранных источниках. И источники эти порой противоречат друг другу. Но вот в чем точно у иностранных авторов не было разногласий, так это в том, что русские женщины злоупотребляли косметикой.Вдвойне удивляло иностранцев, то что русские женщины пользовались косметикой не тайно от своих мужей. Почти самый беднейший мужчина покупал румяна и краски своей жене. То есть на Руси считалось вполне обыденным, когда муж ехал на базар, чтобы купить своей жене белила и румяна. По свидетельствам некоторых иностранных путешественников, необычным было как раз неупотребление русскими женщинами косметики. Даже если женщина от природы красивее, она все равно должна была краситься.

Эталоны женской красоты: Древняя Русь

 

К началу XVII века европейцы стали более снисходительно относиться к накрашенным русским женщинам, так как в Европе появилась мода на белила, и европейки стали также походить на кукол.В качестве румян и помады использовали сок малины, вишни, натирали щеки свеклой. На чернение глаз и бровей шла черная сажа, иногда использовалась коричневая краска. Для придания коже белизны брали пшеничную муку или мел.

Волосы 

В уходе за волосами также применялись природные компоненты. Подорожник, листья крапивы, мать-и-мачехи, корни лопуха применяли при перхоти и выпадении волос. Яйца использовали для промывания волос, настои трав применяли как ополаскивать.Для изменения цвета также использовали растения: шелухой лука окрашивали волосы в коричневый цвет, шафраном с ромашкой — в светло-желтый.Распущенные женские волосы, особенно у замужних женщин, не приветствовались. Это считалось признаком непокорности, дерзости, гордыни и не почитания традиций.Косы толщиной в руку считались эталоном женской красоты. Те же, кто не мог похвастаться шикарной шевелюрой, шли на маленькую хитрость и вплетали в свои косички волосы из конских хвостов.Для женщин коса являлась таким же символом чести. Длинная коса была символом сохранения энергии для будущего мужа. После замужества косы сменялись пучками – символом концентрации энергии для чего-то одного, то есть для мужа и семьи.Сорвать головной убор с женщины считалось самым тяжелым оскорблением. Отсюда и произошло выражение «опростоволоситься», т. е. опозориться.

Источник.

Автор.

Остальные записи этого цикла можно почитать по тегу история моды.

beauty-maniac.ru

Женщина в Древнем мире - Узнай правду!

Владимир ГОЛИЦЫН (Нью-Джерси)ОБЩЕСТВО ИМЕНИ КАССАНДРЫ

Это общество, должно быть, одно из самых древних на Земле. Существует ли оно до сих пор - никому неизвестно; если все же существует, то возраст его свыше трех тысячелетий.

История сохранила гораздо больше сведений о пророках-мужчинах, чем о женщинах. Почему это так - трудно сказать. Во всяком случае, вся священные обряды, магические ритуалы и тайное (эзотерическое) знание, связанные с женской природой, всегда охранялись от непосвященных более тщательно. Знаменитое "покрывало Изиды", хранящее великую загадку веков, удалось приоткрыть лишь Елене Блаватской, да и то ее мало кто понял. А ведь дар пророчества, предвидения будущего, у всех народов издавна считался даром божественным.

...Первой женщиной-прорицательницей, увековеченной слепым певцом Гомером, была прекрасная Кассандра, дочь троянского царя Приама. По легенде, сам бог Апполон наделил ее способностью видеть будущее, но когда Кассандра отвергла его любовь, сделал так, что ее предсказаниям никто не верил, хотя они сбывались. Это послужило, кстати, одной из причин падения Трои. Прорицателем был, вернее, считался, также брат Кассандры, царевич Гелен. Его обещание непременной победы над греками побудило троянцев не отдавать грекам прекрасную Елену, а продолжать войну. Кассандра убеждала народ в обратном, но ее никто не слушал. Классический пример того, как люди спокон века верят только тому, чему хотят верить...

Гелен, кстати, впоследствии перешел на сторону греков и всячески помогал им советами. Кассандра же оставалась в осажденной Трое до конца. Последний раз она пробовала образумить своих сограждан, когда они внесли в город огромного деревянного коня, где спрятались вражеские воины, и с ликованием поставили его на главной площади. До этого троянцы не послушались жреца Лаокоона, заклинавшего их уничтожить коварный подарок данайцев-греков. Четыре раза на пути в город внутри коня звенело оружие, но троянцы не обращали на это внимание, как не обращали внимания на предостережения Кассандры. Ведь даже родня считала ее сумасшедшей.

Без умолку безумная девица Кричала: "Вижу Трою падшей в прах!" Но провидцев, так же как и очевидцев, Во все века сжигали люди на кострах! (Вл.Высоцкий)

Некоторым оправданием троянцев может служить то, что богиня Афина, желая их гибели в этой войне, помрачила их разум...

Печальна была и дальнейшая судьба Кассандры. После взятия Трои она стала наложницей Аякса, а потом, после его гибели, царя Агамемнона, вождя греков. Но по возвращении царя в Микены он был коварно убит своей женой Клитемнестрой. С ним погибла и Кассандра, последняя троянская принцесса. По одному преданию, ее пророчества были записаны и спрятаны у знаменитого Дельфийского оракула, где хранились много веков. По другому - они оказались в руках Энея, троянского героя, сына Анхиза и Венеры, который уплыл в Италию и стал родоначальником римлян. Будущее величие Рима было, якобы, тоже предсказано Кассандрой.

Все это события, конечно, легендарного характера, но ведь с легенд начинается любая история. Время Троянской войны, как полагает сейчас большинство авторитетов, - XIII-XII вв. до н.э., время отдаленное, но не такое уж баснословное. Это эпоха первых греческих царей, прихода ариев в долину Инда, Нового царства в Египте; расцвета минойской цивилизации на Крите. Примерно тогда же на земле Древней Эллады возникает институт пифий-предсказательниц, с центром в священном городе Дельфы. Библейская Книга Судей упоминает о предсказательнице, или пророчице, Деворе. Она прославилась еще тем, что была единственной женщиной-судьей в Земле Израильской. "И приходили к ней сыны Израйлевы на суд". Этот случай, действительно уникальный для той эпохи, показывает, насколько велик бывал авторитет пророчиц даже в тех странах Востока, где женщина традиционно считалась низшим существом.

Девора известна также тем, что собрала народное ополчение против войск хананеян, а после победу над ними воспела в священном гимне, слова которого были сочинены ею самой. Эта песнь Деворы сохранена Библией.

Из 1-й Книги царств мы узнаем о некоей Аэндорской волшебнице, к которой обращается царь Саул с просьбой погадать ему и вывести дух пророка Самуила, недавно умершего. Волшебница выполняет просьбу.

"Выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду. Тогда узнал Саул, что это Самуил, и пал лицом на землю и поклонился. И сказал Самуил: для чего ты тревожишь меня?.."

Сцена, в общем-то, довольно достоверная, несмотря на ореол чего-то потустороннего, к чему мы в наше время уже привыкли. Характерно, что Саул, первый царь израильский, велел изгнать из страны всех волшебников и гадателей. Когда ему самому понадобилась их помощь в тяжелый час, никого не могли отыскать, кроме этой женщины из Аэндоры, имя которой не сохранилось. Как видим, она владела медиумическими способностями, то есть могла общаться с загробным миром...

Но самой знаменитой пророчицей древности была, пожалуй, Сивилла, чье имя стало нарицательным на много веков.

Каноническая традиция отождествляет Сивиллу с царицей Савской, владычицей загадочной страны Сабы, или Шебы. В этой стране многие усматривают ныне Эфиопию (Аксум, Абиссинию, Эритрею). Когда-то давно она была средоточием всех знаний, чудес, богатств древнего мира. Некоторые отождествляют ее также с легендарным Пунтом.

Царица этой страны была, бесспорно, одной из самых необыкновенных женщин своего времени. Предания говорят о ее выдающейся красоте, уме, властном и смелом характере. Она прославилась и своей способностью видеть будущее. Всем этим обладал также израильский царь Соломон, великий мудрец. Конечно же, два таких неординарных человека не могли не встретиться...

"И приходили от всех народов послушать мудрости Соломона, от всех царей земных, которые слышали о мудрости его..." - говорит Библия.

Поскольку царь Соломон признан лицом вполне историческим (он жил в Х веке до н.э., примерно 3000 лет назад), нет оснований сомневаться и в реальности Сивиллы, царицы Савской. Она посетила Израиль вскоре после постройки Иерусалимского храма.

"Царица Савская, услышав о славе Соломона, во имя Господа, пришла испытать его загадками. И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды ее навьючены были благовониями, великим множеством золота и драгоценными камнями; и беседовала она с царем обо всем, что было у нее на сердце. И объяснил ей Соломон все слова ее..." (3-я Книга Царств, гл.10)

К сожалению, до нас не дошли подробности их беседы. Но о пророчествах царицы в Иерусалиме сохранилось несколько письменных и устных свидетельств у разных народов. Так в старинных чешских сказаниях, собранных Алоизом Ирасеком, есть раздел "Пророчества Сивиллы". Там Сивилла прямо названа царицей Савской, а страна ее, или город, - Сабой. Есть одна интересная деталь: там говорится, что караван царицы шел к Иерусалиму на полудень, то есть на юг. Значит, страна ее - не Эфиопия, которая, как известно, лежит южнее Израиля. Выходит, что Сивилла ехала с севера, но откуда именно?

В тексте еще сказано, что путь шел через Египет и Красное море. Если так, то загадочная Саба должна быть где-то западнее Египта, возможно, что северо-западнее. Но Египет находится на крайнем северном пределе Африки, у берега Средиземного моря. Не из Европы же ехала царица-прорицательница! Ну, а может быть, Саба - это Карфаген, могущественное древнее государство, позднее разрушенное римлянами? Оно занимало территорию нынешнего Туниса. В карфагенской библиотеке насчитывалось около полумиллиона папирусных книг, безвозвратно утраченных или уничтоженных.

Далее в "Пророчествах Сивиллы" говорится, что она увидела дерево, лежащее вместо моста через поток Кедрон, и преклонила перед ним колено, узнав в нем дерево, предназначенное для креста Господня. Прогуливаясь с царем, она вдруг начинала пророчествовать, охваченная трансом, или вещим духом. Так Сивилла рассказала царю о судьбе Иерусалима, который захватят вожди Вавилона, а затем Рима. Рассказала о грядущем христианстве, о разрушении храма, о рассеянии евреев по свету, о христианских владыках и странах, войнах, знамениях, открытиях и так далее, вплоть до Судного Дня. Царь Соломон велел своим писцам записать все, что сказала Сивилла, и спрятал эту запись вместе со своми книгами.

"И царь Соломон дал ей все, что просила и желала, и отправилась она обратно в свою землю", - говорит Библия. В ее же дарах было "сто двадцать талантов золота и великое множество благовоний, и драгоценностей; никогда еще не приходило столько сокровищ, сколько подарила царица Савская царю Соломону".

Разумеется, пророчества такого типа не предназначены для широкой публики, поэтому желание царя спрятать записи подальше весьма понятно. Даже в нашем веке, с его избыточной и безграничной информацией, есть секреты, которые лучше не обнародовать до времени... Но что все-таки случилось со "свитками Сивиллы", или Сивиллиной Книгой? На этот вопрос не так-то легко ответить. Придется отправиться с Ближнего Востока в Италию.

Еще до того, как слово "сивилла" вошло в обиход у разных народов, так или иначе общавшихся с латинянами, в лесу вокруг Рима, только недавно построенного Ромулом, жили нимфы-прорицательницы. Одна из таких нимф, Эгерия, по преданию, даже помогала второму римскому царю, Нуме Помпилию, управлять государством. Позднее Эгерию стали называть в народе сивиллой, обозначая этим словом мудрую женщину-колдунью.

Была ли Эгерия в отдаленном родстве с легендарной царицей Савской, сказать трудно (их разделяет по времени примерно 400 лет). Но этих двух женщин, несомненно связывает, духовное родство. Оно уходит корнями в ту древнейшую эпоху матриархата, когда женщина была хранительницей особых магических знаний, полученных от лунной богини.

Римляне особо почитали Кумскую сивиллу, пророчества которой также были записаны в тайных, возможно, этрусских книгах.

Кумы - очень древний город в окрестностях Неаполя, основанный еще до прихода туда римлян. Сначала это был священный центр местных племен, затем - укрепление на берегу моря; а незадолго до нашей эры там был курорт для римских богачей. О Кумах до сих пор напоминают некоторые названия в нынешнем Неаполе, как Livea Cumna - пригородная ветка поездов. Но главное, чем прославился этот город, - обиталищем Кумской сивиллы, великой пророчицы. Ее почитали греки и римляне, этруски и галлы, карфагенцы и рутулы и множество других народов. Кумская сивилла жила в специальном гроте, куда нельзя было проникнуть простым смертным. Возле этого грота, или пещеры, стоял храм бога Апполона, где сивилла предсказывала будущее. Его развалины можно еще видеть и теперь. Поблизости, у озера Аверно, по преданию, находился когда-то вход в Тартар - загробный мир. По этим местам в ХVIII веке путешествовали герои романа Жермены де Сталь "Коринна", который и сейчас остается лучшим путеводителем по Италии.

- Я везу вас, - сказала Коринна своим спутникам, - по берегу Авернского озера, где когда-то протекал флегетон; а вот перед вами храм Кумской сивиллы... Вас окружает земля, воспетая в "Энеиде".

В поэме Вергилия "Энеида" троянец Эней, приплыв к здешним берегам, идет в пещеру Кумской сивиллы, прося ее предсказать ему будущее: смогут ли все троянские беглецы завоевать Италию и остаться там навсегда. Сивилла обещает ему это и, кроме того, великую славу его потомкам (от сына Энея, которого звали Юл, должен начаться род Юлиев, будущих владык Рима). Как известно, Юлий Цезарь считал себя прямым потомком Энея.

Затем Сивилла сопровождает Энея в загробное царство, где он видит души умерших героев и беседует со своим отцом. Благодаря помощи Сивиллы троянец благополучно возвращается из преисподней на землю.

По преданию, пророчества сивиллы были записаны на листьях священных деревьев и спрятаны в ее пещере. Эти "Сивиллины книги" позднее получил в дар от нее самой римский царь Тарквиний Гордый, в VI веке до н.э. Много столетий эти книги хранились в храме Юпитера Капитолийского - главном святилище Рима. Специальная коллегия жрецов-авгуров наблюдала за ними. После того как "вечный город" был взят войсками гота Алариха, книги сивиллы пропали. С этим связывают конец Римской империи.

Возможно, что книгами древних пророчеств пользовались кельтские жрицы, друидессы, также умевшие читать будущее в порыве мистического транса. У друидесс были магические центры в священных рощах Германии, Британии, Галлии. Но с торжеством христианства все языческие пророчества и прорицания, кроме книг библейских пророков, объявляются "ересью". В эпоху Средневековья, не зря названную "темными веками", все древнее знание было объявлено запретным, греховным и ложным. Бесценные рукописи дохристианской Европы и доколумбовской Америки предавались огню. Удалось спасти лишь немногое.

В скандинавской мифологии уцелело "Пророчество Вельвы", записанное около XIII века. Оно говорит о грядущих битвах богов и героев, о конце света, о новом возрождении. Согласно этому пророчеству (как и многим другим), мир должен погибнуть в огне. Кто такая была Вельва? Некоторые считают это именем собственным, но в исландском языке оно означает "предсказательница", "волшебница".

Как нетрудно заметить, у разных народов волшебство издавна связывается с даром видеть будущее.

Говорили, что сам знаменитый Нострадамус в своих центуриях использовал опыт Сивиллы и Кассандры. Возможно, он еще читал их таинственные книги, которые ныне полагают утерянными (или уничтоженными). Духовно-мистическую связь с древними пророчицами, несомненно, имела и мадам Ленорман, французская гадалка XIX века, предсказавшая судьбы многих выдающихся людей своего времени, в том числе Наполеона и его маршалов.

В наше время женщины, гадающие по картам и по особым астрологическим таблицам, пользуются достижениями современных наук - не всегда, впрочем, удачно. Надо заметить, кстати, что в Америке даже полиция часто обращается к услугам ясновидящих, среди которых большой процент женщин. Но это уже несколько другая область, где порой нельзя сразу отличить шарлатанство от истины...

К сожалению, любое пророчество ценно лишь тогда, когда оно сбывается. Но иногда хочется, чтобы оно не сбылось - в этом случае человечество предпочитает не верить ему, как было с Кассандрой... Мы живем в эпоху, когда самые мрачные пророчества близки к осуществлению. Что ж, по крайней мере, мы можем знать, что нас ждет.

http://www.vestnik.com/issues/97/0805/win/golits.htm

www.uznaipravdu.info

далеко не убежит, но сдачи даст любому

У женщин аграрных сообществ Центральной Европы времён неолита, бронзового века и железного века были очень сильные руки. Сильнее, чем у современных спортсменок, занимающихся греблейУ женщин аграрных сообществ Центральной Европы времён неолита, бронзового века и железного века были очень сильные руки. Сильнее, чем у современных спортсменок, занимающихся греблей.

Частый вопрос на научно-популярных лекциях по истории: а было ли у древних людей разделение труда? Кто поле пахал, а кто дома с детьми сидел? На самом деле ответить на этот вопрос не так просто: археологи раскапывают погребения или жилища, находят орудия труда, но орудия эти не подписаны, и о том, кто держал их в руках, можно лишь гадать. К счастью, методы антропологии позволяют, анализируя кости, выяснять, чем занимался человек при жизни. Ну, по крайней мере, какого рода движения он совершал, насколько сильно и как часто напрягался. Строение скелета меняется в ответ на нагрузку, и антропологи научились считывать эту информацию.

Авторы новой статьи в Science Advances взялись оценить, каким нагрузкам подвергали себя женщины древних аграрных сообществ Центральной Европы. Раньше в подобных исследованиях основное внимание уделялось сильному полу. Если исходить из особенностей большеберцовых костей, мужчины в последние 7 тыс. лет перемещались всё меньше. Такой вывод учёные сделали, потому что берцовые кости становились с течением времени более прямыми, узкими и округлыми в сечении, а значит, менее прочными. Если сравнивать с современными людьми, то мужчины неолита походили на марафонских бегунов, а к IV веку н. э. превратились в обычных «неспортивных» граждан, и такими оставались в дальнейшем. У женщин столь выраженного «тренда» учёным обнаружить не удалось. Можно было сказать лишь кое-что про женские верхние конечности: нагрузка сильно смещена на правую руку в неолите, а в бронзовый век становится более симметричной. Такое изменение связывали с распространением зернотёрок, где требовался монотонный двуручный труд.

В новом исследовании учёные используют данные об останках 94 женщин из европейских погребений в диапазоне от 5300 лет до н. э. до 850 года н. э., таким образом охватив неолит (культуру ленточной керамики), бронзовый, железный века и начало Средневековья. Древних женщин сопоставили с несколькими современными группами: бегуний на длинные дистанции, футболисток, гребчих (из Кембриджского женского лодочного клуба) и — в качестве контрольной группы — дам, далёких от спорта. С помощью компьютерной томографии измерялись характеристики большеберцовых и плечевых костей — прежде всего их прочность по отношению к изгибу и скручиванию.

Что же получилось? Женщины аграрных сообществ Центральной Европы как минимум до конца железного века занимались тяжёлым ручным трудом. Развитие левой плечевой кости у них заметно выше, чем даже у современных гребчих, не говоря о контрольной группе «домохозяек». Правое плечо тоже не подкачало: оно хоть и не более мощное, чем у современных «девушек с веслом», но превосходит правую руку футболисток. В Средневековье женские руки слегка послабели: прочность плечевых костей снижается.

А что с ногами? Здесь картина обратная: прочность большеберцовых костей всех древних женщин существенно ниже, чем у нынешних бегуний, а в бронзовый век женские ноги уступили и голеням современных футболисток.

Вместе с этим авторы исследования отметили высокую изменчивость древних женщин каждой группы: различия превосходят современные, особенно это касается большеберцовых костей. Однако развитие плечевых костей в бронзовый век, напротив, довольно однотипно — нагрузка на руки у представительниц этой эпохи была более однообразной, чем у современных гребчих.

Итак, у древних крестьянок были очень мощные плечи и относительно слабые ноги. Этот перекос, особенно выраженный в бронзовом и железном веке, сильнее, чем у современных гребчих. Такие женщины далеко не убежали бы, но сдачи дали бы любому.

Впрочем, высокое разнообразие в развитии ног не даёт сделать определённых выводов о мобильности древних женщин. Надо сказать, что неолитические погребения, участвовавшие в исследовании, хорошо изучены. Анализ изотопов стронция в останках из этих погребений указал на патрилокальность: мужчины были местными, а женщины — пришлыми из разных областей. Это могло быть причиной разного развития ног у неолитических дам одного погребения.

В современных традиционных аграрных сообществах женщины заняты ежедневным физическим трудом, включающим уход за скотом, обработку молока, мяса, шкур и шерсти. Эти задачи не требуют высокой мобильности, зато руки постоянно заняты. Сообщества неолита выращивали злаки, разводили свиней, коз и овец. Женщина с палкой-копалкой, мотыгой или кремнёвым серпом трудилась в поле, лепила керамику, тёрла зерно с помощью так называемой седловидной зернотёрки.

Кстати, такая же тенденция замечена и исследователями американских памятников: по мере развития сельского хозяйства у женщин из древних погребений Нового Света сила рук возрастает в большей степени, чем у мужчин. И за океаном в поле трудились дамы.

Самые слабые ноги оказались у женщин бронзового века. Видимо, потому, что на смену мотыге пришла соха — орудие для мужских рук, а женщины занялись изготовлением тканей, обработкой молока, выделкой кож, то есть ещё больше времени проводили, сидя на одном месте и усиленно работая руками.

Такой перекос в сторону ручного труда сохранялся до Средневековья, а затем произошёл постепенный переход к образу жизни, более близкому к современному. Увы, современные женщины часто одинаково слабо нагружают и руки, и ноги. Впрочем, это касается и мужчин.

22century.ru

Как выглядела древняя перуанская женщина

В апреле 2016 года в перуанском Карале были обнаружены мумифицированные останки женщины, погребённой около 4,5 тыс.лет назад. Мумия была найдена в неповрежденной гробнице на территории Асперо — древнем прибрежном рыболовецком поселении.

11 октября 2017 года специалисты представили цифровую реконструкцию в формате 3D облика той, что вошла в науку под названием «женщина с четырьмя брошками». Презентация прошла в Министерстве культуры Перу в Лиме. Исследования ученых проливают свет на важную роль женщин в древней южноамериканской культуре.

Графическая 3D-реконструкция облика древней перуанской женщины. Изображение: Cicero Moraes / Caters News

Графическая 3D-реконструкция облика древней перуанской женщины. Изображение: Cicero Moraes / Caters News

Останки обнаружила археолог Рут Марта Шади Солис с коллегами. Г-жа Шади отметила важность находки для дальнейшего понимания динамики развития древнейшей социальной организации во всей Америки.

Мумия, найденая в неповрежденной гробнице на территории Асперо в Перу. Фото: Ruth Shady, Caral Archaeological Zone

Мумия, найденая в неповрежденной гробнице на территории Асперо в Перу. Фото: Ruth Shady, Caral Archaeological Zone

«Исследователи проанализировали скелет и пришли к выводу, что тело принадлежит 40-летней женщине. Место и способ, которым её похоронили, указывает на высокий статус, которым она обладала 4,5 тысячи лет назад, — отметила Рут Шади. — Данная находка указывает на гендерное равенство, т. е. и женщины, и мужчины могли занимать лидирующие позиции и достигать высокого статуса свыше тысячи лет назад».

Череп женщины, найденной в неповрежденной гробнице на территории Асперо в Перу. Фото: Cicero Moraes / Caters News

Среди погребального инвентаря был горшок, внутри которого нашли семена и растительные остатки, ожерелье с бусами из моллюсков, кулон из раковины спондилус и 4 «тупу» или костяных брошек с изображением птиц и обезьян.

Череп женщины, найденной в неповрежденной гробнице на территории Асперо в Перу. Фото: Cicero Moraes / Caters News

Череп женщины, найденной в неповрежденной гробнице на территории Асперо в Перу. Фото: Cicero Moraes / Caters News

Музыка была важной составляющей повседневной жизни и религиозных обрядов жителей Асперо. Доказательством этого является находка 8 флейт из костей животных, которые положили в качестве подношения прямо перед церемониальным огороженным участком.

Графическая реконструкция облика захоронения древней перуанской женщины. Изображение: Ruth Shady, Caral Archaeological Zone / Caters News

Графическая реконструкция облика захоронения древней перуанской женщины. Изображение: Ruth Shady, Caral Archaeological Zone / Caters News

Находка свидетельствует о связи между Асперо (район Супе-Пуэрто, Барранка) и другими городскими центрами цивилизации Караль. Расстояние между Асперо и древним 5000-летним городом Караль ок. 22 километров. Видно, что у обоих сообществ схожие верования.

Графическая 3D-реконструкция облика древней перуанской женщины. Изображение: Cicero Moraes / Caters News

Бразильский 3D-графический художник Цицерон Мораес (Cicero Moraes) в течение двух месяцев восстанавливал облик женщины. Он столкнулся с непростой задачей.

Г-н Мораес рассказал: «Там была темная масса, скрывающая глазное гнездо черепа, отчасти вызванное разлагающимися тканями тела и остатками погребального одеяла, покрывавшего тело».

«Фотограмметрия может выполнять только трехмерные фотографические снимки снаружи объекта, поэтому я оцифровал череп, как есть, и нашел простой способ заполнить пробел. Я просто отразил правую глазную орбиту и скопировал ее на левую сторону. Я смог смягчить подбородок, придав ему женственность».

Череп мумии был также сильно деформирован. Он был сплющен в верхней и задней части головы в теменной и затылочной областях. Археологические находки предполагают, что в древних андских сообществах преднамеренно, начиная с рождения, искажали форму черепа, следуя архаичным ритуалам. Какова была цель деформации черепа остается загадкой.

Мистер Мораес спрятал сильно подтянутый череп под головной убор:

«Работать с деформированным черепом всегда сложно, так как было очень мало данных. Я сравнил череп „Леди“ с черепом современной женщины того же возраста. Я восстановил лицо, работая с анатомическими искажениями, опираясь на показатели черепа современного человека».

Находка «Леди с четырьмя брошками» была признана Американским институтом археологических исследований (AIA) одним из самых важных открытий 2016 года.

Останки были найдены в погребальной камере, покрытой слоем пепла в «Храме идолов» (Huaca of the Idols), одном из впечатляющих зданий в форме пирамиды.

Здание было сооружено в период между четвертым и вторым тысячелетиями до нашей эры и располагалось в 14 милях от Караль — древнего крупного поселения в долине реки Супе на территории перуанской провинции Барранка.

Тело было уложено вприсядку, покрыто коричневой тканью и матом из тростника и погребено с чашей с овощами и семенами.

На шее висело ожерелье из белых раковин Spondylus и бисера из драгоценных и редких камней.

Анализ, проведенный физическим антропологом Катей Валладарес (Katya Valladares), показал, что женщина происходила из благородного сословия, была правшой, с признаками того, что ей был не чужд тяжелый труд, ее рост составлял полтора метра. Прежде чем женщина умерла, она перенесла три перелома, которые она получила, скорее всего, в результате падений.

Священный город Караль или цивилизацию Караль, которую также называют цивилизацией Супе или Норте Чико, сегодня считают самой древней из на территории Южной Америки.

Возраст находок из этих мест, подтверждённый результатами радиоуглеродного анализа, составил почти 5000 лет. Караль возник почти в одно время с первыми городами Месопотамии, Египта, Китая и Индии. Цивилизация любопытна ещё и тем, что находилась в полной изоляции от других культур. На этом фоне особенно чувствуется самобытность Караля, а позднее — и всей древней цивилизации Перу.

Цивилизация Караль процветала между 3600 и 1800 годами до н. э. Эксперты подозревают, что древнее общество в конечном итоге вымерло из-за изменения климата.

Эпоха Караль предшествовала расцвету цивилизации инков. Ранние города этой цивилизации не имели оборонительных сооружений или зубчатых стен. На месте поселений Караль учеными до сих пор не были найдены свидетельства войн или человеческих жертвоприношений.

По находкам можно судить, что древние андские общины мирно торговали с другими сообществами на больших расстояниях вплоть до Эквадора и Амазонки.

Музыка была важна для древних индейцев, так как в одном из храмов археологи нашли 32 флейты.

Фактически, регион Караль был процветающим мегаполисом, расцвет которого пришелся примерно на то же время, когда в Гизе строились египетские пирамиды. Но о перуанской цивилизации известно куда меньше, чем о древнеегипетской.

 

pixanews.com

Древнегреческая женщина: идеальная двойственность - Женская история (фото, видео, документы)

   

Как в традиционных, так и некоторых современных обществах на протяжении столетий женщины устранялись из публичной жизни и властных сфер общества. Большинство мыслителей, от античности до Нового времени, считали, что положение женщины обусловлено ее биологической природой, и, употребляя понятие «человек», имели в виду «мужчина». Это представление стало настолько общепринятым, что даже в наши дни мы слышим его отголоски. В связи с этим М. Фуко писал: «проказа и прокаженные исчезли, но осталась сама структура». И в наши дни мы нередко становимся свидетелями дискриминации женской половины населения как в частной и семейной жизни, так и в общественно-политической, государственной деятельности.   

Общеизвестно, что в Древней Греции женщина занимала второстепенное положение. Поиск причин, сложившегося статуса древнегреческой женщины, попытка обрисовать реальную степень зависимости частной жизни женщины от мужчины представляется нам весьма актуальным. Оправдано обращение к данной теме в связи с развитием феминизма в экономически развитых странах, а также распространением нового теоретического направления в исторических исследованиях – гендерного, в основе которого лежит универсальный принцип угнетения одного пола другим.   

Современные исследователи связывают подчиненное положение женщин в обществе с гендерным разделением труда, начало которому было положено в период перехода от охоты и собирательства, предполагавших равные доли мужчины и женщины в хозяйстве, к земледелию и скотоводству, усиливших роль мужчины и закрепивших стереотипы «мужчины-добытчика» и «женщины-хранительницы очага». Социальное неравенство в традиционном обществе, имущественные интересы и властные отношения нашли отражение в гендерной стратификации общества. Исследование Л.С. Ахметовой «Женщины в античности» в полной мере можно назвать гендерным. Л.С. Ахметова анализировала неравное с мужчиной положение греческой женщины, полагая, что оно является исторически сложившимся, а поэтому и справедливым. Интересно, что не все исследователи придерживаются этой точки зрения, поэтому представляется необходимым сопоставить имеющиеся исследования.   

Тема роли женщин в античном мире не нова для антиковедения. В современной западной историографии она достаточно популярна. Существует немало исследований различных сторон жизни и деятельности наиболее известных представительниц аристократической элиты, а также простых жительниц античных полисов. Особо велик был интерес исследователей к положению античной женщины в обществе в связи с изучением демографических процессов в Древней Греции. Один из ярких примеров - статья Н.А. Кривошты «Демографические и психологические аспекты……».

Ф. Арский в «Перикле», Г. Берве в «Тиранах Греции», Г.В. Блаватская в статье «Из истории греческой интеллигенции….» особо рассматривали проблему женского влияния на политику царей, династов и других «сильных мира сего».   

Немало внимания как в отечественном, так и в зарубежном антиковедении уделялось культурологическим и общечеловеческим сторонам женского вопроса в античности, в том числе сексуально-этическим нормам жизни и поведения древнегреческой женщины. Перечислим наиболее значимые на наш взгляд работы: А. Боннар « Греческая цивилизация», Д.Е. Дюпуи «Проституция в древности», К. Куманецкий «История культуры Древней Греции и Рима», Т.Крупа « Женщина в свете античной эротики…», Е.В. Никитюк «К вопросу о гетериях в Греции….». Каждая из этих проблем в отдельности многообразна и сложна, а потому не может быть решена в единственном исследовании, так как требует фундаментального и многостороннего подхода.   

Наибольшее количество работ в зарубежной историографии вопроса, а именно в труды П. Гиро «Частная и общественная жизнь греков», Ф. Велишского «Быт и нравы древних греков и римлян», Л. Винничук « Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима», А.И. Марру « История воспитания в античности», А. ван Хофа «Женские самоубийства в античном мире….»[36; 42,58;64] и в отечественных авторов: Ю.В. Андреева «Спартанская гинекократия», А.В. Коптева «Античное гражданское общество», А.В. Петрова «Женщины в религии и философии в античности» посвящено повседневной жизни женщин Древней Греции, их месту в организации семьи и воспитании детей. Исследователи, как правило, стараются связать эти вопросы с общей полисной структурой греческого общества, взаимоотношениями между различными слоями населения и государственной властью. Многие аспекты проблемы места женщины в политической структуре античного общества анализируются с точки зрения социально-экономических и общественно-политических отношений, а также сословной и имущественной дифференциации населения полисов.   

Важно отметить специальные исследования о роли гетер в политической жизни греков VI-V вв. до н.э., т.е. в период острой политической борьбы между олигархией, демократией и тиранией, и об их влиянии на победу тех или иных политических группировок или партий: М. Фуко «История сексуальности…», А. Кравчука «Перикл и Аспазия», Ф. Арского «Перикл», Г.В. Блаватской, Т.Н. Крупы «Истории античных гетер…», Т. Мякина «Беседа о Сапфо».   

Некоторыми исследователями рассмотрены проблемы воспитания девочек в античном мире. Данная сторона большой проблемы вплотную подвела ученых к анализу сексуально-этических аспектов религии и культовых обрядов у греков и римлян, их влияния на семейные отношения, морально-этические нормы поведения и сознание древних.   

Традиционный для историографии сюжет – брачная политика правителей и правительниц в классическую эпоху, а также политические портреты наиболее известных представительниц правящих династий и жен государственных деятелей – разрабатывался в последнее время, пожалуй, наиболее интенсивно. Это работы А. Федосика «женщины-легенды», М.Н. Ботвинника и М.Б. Рабиновича «Знаменитые греки и римляне…».   

Не случайно, что, как до революции, так и в наши дни предпочтение в ее освещении отдавалось переводным работам зарубежных авторов. [50]. И все же, интерес к образу женщины в античности в начале XX в. до н.э. у отечественных ученых был явно выше, чем в последние годы. Женщина в древности интересовала многих, прежде всего как ключевая фигура семьи и брака. Впоследствии женский вопрос поднимался антиковедами в таком же традиционном ключе: брак, семья, воспитание детей, семейные отношения и гражданство, семья и государственная власть. Лишь изредка и в самой общей форме затрагивались проблемы повседневной жизни женщины в античности – мода, развлечения, обыденные занятия по дому и т.д. Однако эти стороны жизни не стали предметом специальных исследований, поскольку рассматривались как часть общих проблем социально-политических и социально-экономических отношений, либо в исключительно справочной форме изложения.   

Другой аспект, привлекавший внимание отечественных антиковедов в связи с проблемой «женщина в античности», касается изучения рабства и рабовладельческих отношений. Каким был социальный статус женщин-служанок, кормилиц, воспитательниц детей, а также женщин-вольноотпущенниц и женщин, которых отдавали в услужение богиням в качестве иеродул, т.е. прислуги или «жриц любви» в храмы? На эти и другие вопросы пытались ответить в своих исследованиях. Исследователи Г.М. Роджерс «Строительная деятельность женщин в Эфесе», А.В. Петров, Л.С. Ахметова, А. Боннар.

Поскольку в дипломной работе положение гречанки анализировалось, прежде всего, по материалам древнегреческой литературы, были использованы публикации, в которых анализируется творчество Сапфо, Аристофана, Эсхила, Еврипида, Софокла, Алкея и других греческих лириков, драматургов и комедиографов, неоднократно освещавших вопросы любви, семьи, эмансипации женщин, женской красоты, характера, поступков, политической и социальной активности. Это работы Г.П. Анпетковой-Шаровой « Античная литература», Г. Бояджиева «От Софокла до Брехта…», Т.В. Гончаровой «Еврипид», Г.И. Гусейнова « Аристофан», Б.А. Гиленсона, И.М. Кандобы «Греческая трагедия как источник по изучению положения женщин в Древней Греции», Н.А. Чистяковой, С. Шервинского, В.Н. Ярхо «Античная лирика», «Эсхил», «Античная драма: технология мастерства».   

Подходы к этим вопросам намечались самые разные: здесь и чисто филологический анализ произведений, и раскрытие образов героев и героинь и социальные мотивы поведения персонажей, и морально-психологические аспекты их поступков и привычек. Отмечалось, что посредством этих понятий античные писатели и поэты пытались отразить современные им устои жизни, политику и мораль. Так, по мнению А.Н. Деревицкой, «женщина в их произведениях служила лишь фоном или аллегорическим мотивом для выражения более глубоких внутренних процессов и событий, происходивших в обществе». 

Целью этой работы является изучение роли женщины в различных сферах общественной и политической жизни греческих полисов:

- выявить особенности жизни гречанок в древности, а так же правила, которым была подчинена жизнь женщины в древней Греции;

- рассмотреть роль женщины в политическом управлении полиса;

- осветить условия заключения брака и положение женщины в семье;

- изучить, как складывались внебрачные отношения мужчин и женщин;

- анализируя биографии некоторых знаменитых женщин Греции, доказать, что их судьба была скорее исключением для греческого мира, чем правилом;

- проанализировать женские образы, представленные в древнегреческой литературе, выяснить, насколько литературные образы гречанок соответствовали социальному полисному идеалу.

Хронологические рамки работы достаточно широки, они охватывают период с конца VII в. до н.э. по IV в. до н.э., так как необходимо учитывать, что процесс смены традиций, норм и законов протекает весьма медленно; необходимость обратиться к столь длительному историческому периоду вызвана стремлением к объективному освещению проблемы, заявленной в данной работе.   

В работе были использованы источники как исторические, так и литературные.   

Несмотря на то, что в «Истории» Фукидида роль женщины в семье освещена достаточно фрагментарно, его труд является интересным источником для разработки, данной темы, поскольку содержит, пусть и фрагментарную, информацию о греческих семьях, воспитании, образе жизни.

В философских трудах Платона и Аристотеля рассмотрена лишь роль некой идеальной женщины в политике и гражданском обществе. Данный утопический взгляд на «женский вопрос» также позволяет осветить некоторые аспекты проблемы, заявленной в данной работе. В качестве исторических источников были использованы «Сравнительные жизнеописания» Плутарха. «Жизнеописания» представляют собой биографии выдающихся греков и римлян. Наибольший интерес для нас представляют биографии видных аристократов Афин в. до н.э. – Солона, Перикла и Аристида. Одна из целей этических сочинений Плутарха – рассмотрение женских образов в разных ипостасях: женщина-мать, жена, дочь, сестра. Хотя женские образы у Плутарха всё же второстепенны.   

Помимо исторических источников в дипломной работе были широко использованы и литературные.

Лирика Алкея иллюстрирует то, как мужчина мог поклоняться женщине. Семонид Аморгский же в своей «Поэме о женщинах» представляет пример женоненавистнического, сатирического взгляда на женщин.

В трагедиях великих трагиков V в. до н.э. Эсхила, Софокла и Еврипида внимание, главным образом, уделяется рассмотрению трагического героя и принципов его изображения. В произведениях этих авторов мы находим яркие женские образы, их характеристики и описание поведения. Это трагедии Эсхила: «Просительницы», «Орестея», «Персы»; трагедия Софокла «Электра»; произведения Еврипида: «Медея», «Ифигения в Авлиде», «Ипполит», «Алкеста». О драматических произведениях Еврипида следует особо отметить, что они играли как общественно-политическую, так и воспитательную роль: изображая глубину и неоднозначность чувств героев, страдания отдельной личности, вынося на суд зрителей проблемы семьи и брака, которые ранее были под запретом, драматург тем самым оказывал влияние на граждан, как мужчин, так и женщин.

В освещении положения женщины ценны и собранные Парфением короткие рассказы «О любовных страстях», отражающие общий для эллинистических поэтов и римских неотериков интерес к роли и функции женщины в любовных взаимоотношениях.

womantory.livejournal.com


Смотрите также