Древняя педагогика. Шпаргалка: Педагогическая мысль в Древней Греции и Древнем Риме
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Наталия Александровна БогачкинаПедагогика. Шпаргалка. Древняя педагогика


Книга Педагогика. Шпаргалка читать онлайн бесплатно, автор Наталия Александровна Богачкина на Fictionbook

1. Педагогика древнего мира

В условиях первобытно-общинного строя воспитание было равным для всех детей и ограничивалось передачей навыков изготовления и использования примитивных орудий труда и оружия, навыков собирания и приемов охоты. Это был стихийный процесс. Усложнение деятельности привело к усложнению воспитания. Детям стали передаваться обычаи, религиозные верования, что явилось зародышем умственного воспитания. В первобытно-общинном обществе был характерен обряд посвящения молодежи.

В период рабовладельческого строя происходит разрыв между физическим трудом и интеллектуальной деятельностью. В государствах Древнего Востока начали появляться школы, чему способствовало создание определенных систем письма (шумерского, египетского, китайского и др.).

Для Спарты характерно военно-физическое воспитания, которым занималось государство. Умственному образованию уделялось мало внимания.

В Афинах существовали различные учебно-воспитательные учреждения:

1) мусические школы для мальчиков 7—15 лет, где обучали чтению, письму, счету, музыке, пению;

2) палестра. Занятия гимнастикой. Занятия в мусической школе и палестре шли параллельно, и те и другие были частными;

3) гимнасии – первые высшие учебные заведения. Поступали особо одаренные знатные юноши 16–23 лет. Продолжались занятия гимнастикой, велись беседы с философами, политиками.

В Афинах было три гимнасии: лицей, академия и киносарг.

Источником европейской системы воспитания всегда была древнегреческая философия. Платон выдвигал идеи общественного воспитания как функции государства, Аристотель – идеи гармоничного воспитания, Сократ разработал индуктивный метод.

В Древнем Риме господствовало семейное воспитание. Однако существовали частные элементарные школы, где обучали чтению, письму, счету.

В III–I вв. до н. э., помимо элементарных школ, появляются школы грамматические. Туда поступали дети 12 лет пучились до 16 лет. В содержании обучения появились языки: греческий и латынь.

Высшей ступенью являлись риторические школы, где изучали ораторское искусство, законы, не обучали музыке, пению, гимнастике.

Целая сеть высших школ охватила весь Восток, Италию, Галлию, Испанию.

В античном мире умственная жизнь была живой и напряженной. В высших школах Рима, Афин получили образование великие отцы христианской церкви (Григорий Богослов).

Конец всей этой образовательной системе положили Великое переселение народов и постепенный распад почти всех общественных организаций. Однако в нескольких центрах Византии, преимущественно в Константинополе, эти традиции держались в течение всех Средних веков (вплоть до взятия Константинополя турками).

2. Педагогика в эпоху феодализма

В V–XVI вв. христианская церковь стала главной идеологической силой, и все развитие культуры и просвещения протекало в русле религиозной идеологии католицизма.

Во внешних школах – обучались мальчики 7—15 лет чтению, письму, счету, церковному пению.

Во внутренних школах изучались грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, т. е. семь свободных искусств.

Учащиеся запоминали тексты Священного Писания, некоторые произведения Аристотеля. Имелись специальные учебные пособия по предметам.

Тем не менее зажатое тисками теологии и схоластики образование во многом потеряло прогрессивную направленность античных времен. На протяжении почти двенадцати веков оттачивались принципы догматического обучения. Среди деятелей церкви встречались образованные для своего времени философы: Тертуллиан (160–222), Августин (354–430), Аквинат (1225–1274), которые создали обширные педагогические трактаты, но педагогическая теория далеко не ушла.

Воспитание сыновей светских феодалов носило сугубо военно-физический, рыцарский характер. Рыцари презирали все виды труда, порой не владели даже элементарной грамотностью. Основа воспитания – семь рыцарских добродетелей: умение ездить верхом, плавать, владеть копьем, фехтовать, охотиться, играть на музыкальных инструментах. Грамотность среди женщин-дворянок была распространена шире, чем среди рыцарей.

Во II половине Средневековья наблюдается расширение торговых связей, происходят крестовые походы. Следствием этого является расширение знаний по математике, астрономии, географии, медицине и другим наукам.

Эпоха Возрождения дала целую плеяду ярких мыслителей, педагогов-гуманистов, провозгласивших лозунг: «Я – человек, и ничто человеческое мне не чуждо» Эразм Роттердамский (1466–1536), Витторино де Фельтрэ (1378–1446), Мишель Монтень (1533–1592). Гуманисты требовали изучать реальные предметы, латинский и греческий языки с целью овладения культурным наследием Античности.

Рост городов привел к возникновению городских школ (магистратских, цеховых, гильдейских). Обучение шло на родном языке.

3. История педагогики Древней Руси

Письменность на Руси появилась еще до принятия христианства. В VIII в. славяне пользовались записями на родном языке. В сказании «О письменах» (X в.) говорится о знаковой системе с помощью черт и срезов, позже – берестяные грамоты.

Кирилл и Мефодий создали алфавит, что способствовало распространению письменности. В IX в. появились первые переводы богослужебных книг с греческого на славянский (Евангелие от Иоанна, Апостол, Псалтырь и др.).

Создание первой славянской церкви требовало выработки для нее определенных правовых норм. Мефодием был переведен и переработан византийский «Комоканон» («Кормчая книга»), т. е. сборник церковных и гражданских законов.

Первые школы появились после крещения Руси (X–XI вв.), когда началось строительство церквей и монастырей. В конце XI в. в одном из женских монастырей было создано первое женское училище, в котором обучались чтению, письму, пению и швейному делу до 300 девочек.

Первые школы открывались не только при церквях и монастырях, но создавались и князьями.

Князь Владимир стал собирать детей знатных лиц «научение книжное». Ярослав Мудрый создал первую библиотеку в Киеве в Софийском соборе, собрание которой включало, как переводные с греческого произведения, так и переписанные древнеболгарские переводы.

В 1030 г. Ярослав Мудрый учредил школу в г. Новгороде, где обучались более 300 детей.

В последующие века создание школ на Руси было приостановлено в силу монголо-татарского ига.

В развитии образования на Руси велика роль христианства. В монастырях учреждались училища по подготовке духовенства и грамотных людей для управления государством. В монастырях создавались сборники религиозно-нравственных статей («Измарагд» (изумруд), «Изборник», «Златоуст» (по прозвищу греческого проповедника). Также в воспитательных целях использовались рукописные «Жития святых» (патерики).

В педагогических статьях того времени помещены советы о воспитании у детей благочестия, о почитании родителей и старших, о воспитании смирения, терпения, советы родителям держать детей построже, применять телесные наказания.

Древнерусская литература: «Слово о Законе и благодати» (середина XI в.) митрополита Иллариона, показана высокая миссия русского народа; «Повесть временных лет» (988 г.) – создавалась в течение десятилетий и пронизана учительской, воспитательной, морализующей идеей; «Поучение детям» Владимир Мономах проникнуто гуманизмом и оптимизмом, основная цель воспитания – подготовка человека к выполнению добрых дел: покаяния, слез (сокрушение о своих неблаговидных делах) и милосердия; «Златоуст» – обучение риторике.

4. Педагогика России XIV-XVIII вв

В XIV в. начальные знания дети получали либо в семье, либо, обучаясь индивидуально, у грамотного человека (мастера грамоты), который занимался специально обучением детей, совмещая такую учебную деятельность со своей основной профессией. Мастер мог иметь несколько учеников, в источниках это иногда называлось «училищем», «школой». Учеников было не более 10 человек, на классы деления не было.

В начале XIV в. завершилось объединение русских земель, что содействовало развитию просвещения. Созванный в 1551 г. Стоглавый собор признал необходимым открыть училища при всех приходских церквах, обязав духовенство обучать детей чтению, письму, счету и молитвам. Центрами культуры были монастыри. Особенно велика роль Троице-Сергиева монастыря в распространении грамотности.

В XIV–XVII вв. продолжали появляться сборники религиозно-нравственных поучений. «Домострой» – система нравственных и юридических норм, определявших всю домашнюю жизнь человека. Главы сгруппированы в три раздела: о почитании духовных и светских властей; об устройстве домашнего хозяйства, воспитании детей; описание торговых и административных отношений главы дома и практические советы по домоводству.

Трактат о детском воспитании «Гражданство обычаев детских» – перевод сочинения Э. Роттердамского, выполненный Епифаном Славинецким. Посвящен вопросам светского воспитания детей. В нем даются указания, как вести себя дома, в гостях, за столом, при встрече, в играх (не опаздывать, когда приглашают в гости, не прерывать речь собеседника, смеяться умеренно и т. д.). Было положено в основу сборника «Юности честное зерцало», составленного по указу Петра I.

В 1615 г. открыта школа Киевского богоявленского братства, в 1632 г. она превратилась в первое в России высшее учебное заведение – Киево-братскую коллегию, получившую затем право академии.

 

В 1687 г. В Москве открыта Славяно-греко-латинская академия, где обучались М. В. Ломоносов, В. И. Баженов. С открытием в 1755 г. Московского университета Славяно-греко-латинская академия потеряла свое значение как вуз и в начале XIX в. была переведена в Троице-Сергиеву лавру. При МГУ были открыты две гимназии для дворян, для разных чинов, вспомогательные учреждения для ведения научных исследований.

Просветительские реформы Петра I: введение гражданского алфавита, возникновение периодической прессы, выпуск светской оригинальной и переводной литературы, учреждение Академии наук.

В XVIII в. открываются первые светские профессиональные государственные школы, первые государственные обязательные общеобразовательные начальные школы.

5. Педагогика XIX в

В западноевропейской педагогике XIX в. можно выделить имена щвейцарского педагога И. Г. Песталоцци, И. Ф. Гербарта и немецкого педагога Ф. А. В. Дистерверга.

Широко известны труды русских мыслителей В. Г. Белинского (1811–1848), А. И. Герцена (1812–1870), Н. Г. Чернышевского (1828–1889), Н. А. Добролюбова (1836–1861). Во всем мире признаны идеи Л. Н. Толстого, изучаются труды Н. И. Пирогова. Они выступили с резкой критикой сословной школы и призывами коренного преобразования народного воспитания.

Заметный вклад оставил Н. И. Новиков. Он издавал первый в России журнал «Детское чтение для сердца и разума», впервые в русской педагогической литературе объявил педагогику наукой.

Социальная политика в России XIX в. в значительной степени отражает ее историческое развитие. Это век бурного роста всех отраслей хозяйства, развития промышленности, средств связи, путей сообщения, массового применения техники.

Александр / проводит реформу образования в стране. Образовательная система включала приходские училища, уездные училища, губернские гимназии и университеты. Для снижения уровня безграмотности было необходимо, чтобы приходские училища открывались при каждой церкви – и в городах, и в селах. Специальные профессиональные училища создавались в зависимости от требований региона, потребностей хозяйства и промышленности. Широкое образование давало домашнее и частное обучение и воспитание.

В России XIX в. возникают высшие технические учебные заведения. Так, в 1824 г. в Петербурге открывается Технологический институт, а в 1832 – Институт гражданских инженеров.

Существенно преобразовываются ранее существовавшие в Петербурге Горный, Лесной и Технологический институты, Институт путей сообщения, Московское высшее техническое училище, Петровско-Разумовская (ныне Тимирязевская) сельскохозяйственная академия. Открываются университеты в губернских городах – в Казани, Томске, Саратове.

Начатая в XVIII в. профессиональная подготовка учителей активно проходит в XIX в. С 1804 г. в России последовало открытие педагогических институтов. Становится необходимым преподавание педагогики как особой научной дисциплины. 28 января 1840 г. в Петербургском Главном педагогическом институте впервые в России создается кафедра педагогики, а с 1850 г. они открываются в большинстве университетов.

Преподаванию курса педагогики придавалось большое внимание. Например, в Казанском университете на ее изучение отводилось 8 ч. в неделю на 3–4 курсах.

6. Зарубежная педагогика конца XIX – начала XX вв

На рубеже двух столетий педагогическая мысль Западной Европы претерпевала существенные изменения. Народное образование стало считаться делом государственной важности: шел процесс становления государственных систем образования (резкий рост количества школ и контингента учащихся), выходили законы об обязательном образовании, где впервые регламентировались учебные планы и содержание образования. Разворачивалась научная деятельность в области образования и обучения, предпринимались попытки более четкого определения предмета педагогики, уточнялся ее понятийный аппарат. Оживляются дидактические исследования (вопросы о составе учебных программ, учебных дисциплин и т. п.). На волне недовольства появляется реформаторская педагогика с множеством течений и направлений.

Существенный вклад в теорию и практику развития образования внесли педагогические реформаторские движения – филантропизм, возникший в конце XVIII в. в Германии под влиянием идей французского Просвещения, и «новое воспитание» (XIX в.). Общее стремление обновить содержание образования (в частности, начальной и средней школы) за счету крепления связи с природой (школы создавались в основном в сельской местности), усиления практической направленности обучения, вооружения учащихся трудовыми навыками. Активизировалось развитие методов и форм обучения, проводились познавательные экскурсии, прогулки, занятия по физическому воспитанию. В филантропических школах-интернатах изучали предметы по выбору, преподавались иностранные языки. В школах «нового воспитания» особое место занимал физический труд, обеспечивающий физическое развитие, необходимое для раскрытия духовного потенциала. Подобные школы носили в основном элементарный характер, но были исключения. Накануне Первой Мировой войны возникли «новые школы» для детей горожан, которые назывались опытными школами.

Реформаторская педагогика представлена именами теоретиков и практиков-филантропистов: И. Б. Базедова, X. Г. Зальцмана, Э.Х. Траппа и др. Важные деятели «нового воспитания» – Э. Кей, М. Монтессори, Г. Шаррельман, П. Лакомб, «гражданского воспитания» («школа труда») – Г. Керменштейнер, П. Наторп.

В конце XIX– начале XX вв. интенсивные педагогические исследования были начаты в США, куда постепенно сместился центр педагогической мысли. Были сформулированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования, обеспечивающие каждому человеку быстро и успешно достичь запланированных целей. Виднейшие представители: Д. Дьюи и Э. Торндайк.

7. Становление и развитие советской педагогики

Педагогика в России послеоктябрьского периода развивалась по пути разработки идей воспитания человека в новом обществе. Активное участие в разработке новой педагогики принял С. Т. Шацкий (1878–1934), руководящий Первой опытной станцией по народному образованию Наркомпроса РСФСР.

Первыми авторами учебных пособий по педагогике, в которых ставились и решались задачи социалистической школы, были П. П. Блонский (1884–1941) написавший книги «Педагогика», «Основы педагогики», и А. П. Пинкевич (1884–1939), автор «Педагогики», подчеркивал важность для воспитательной практической деятельности как умения, таланта, так и теоретических знаний.

Педагогика советского периода связана с работами Н. К. Крупской, А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского.

Н. К. Крупская (1869–1939) работала над проблемами формирования новой советской школы, организации внеклассной воспитательной работы, зарождающего пионерского движения.

А. С. Макаренко (1888–1939) выдвинул и проверил на практике принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, методики трудового воспитания, исследовал проблемы формирования сознательной дисциплины, отмечал необходимость формирования у каждого педагога педагогического мастерства, в основе которого лежат овладение теоретическими знаниями и творческий подход к практике. Система взглядов А. С. Макаренко на личность ребенка и детский коллектив послужила основой целого ряда педагогических и психологических исследований, посвященных проблемам развития коллектива и личности.

В. А. Сухомлинский (1918–1970) изучал моральные аспекты воспитания молодежи. Его дидактические советы не потеряли актуальности и с настоящее время. Среди центральных задач воспитания стояли труд и красота. Не менее важна задача воспитания гражданина, гражданской ответственности. В работах большое внимание уделялось проблеме профессиональной подготовки и требованиям к современному учителю и директору школы. В «Педагогике для родителей» ставятся и решаются проблемы семейного воспитания.

Труды советских педагогов содержат недостатки, обусловленные идеологическими взглядами, нетерпимостью к иной точке зрения. Однако нельзя отрицать научную ценность их трудов в целом. Эти работы содержат ценные идеи о воспитательной роли коллектива, о разнообразных формах внеклассной работы, об усовершенствовании методов и форм обучения, о подготовке учителей.

8. Дошкольное образование детей в России. Теория и практика

Родители являются первыми педагогами. Государство обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения. В России для воспитания детей дошкольного возраста в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

Основы дошкольной дидактики заложены в трудах Я.А. Коменского (начало планомерного воспитания и обучения лежит в дошкольном детстве – «Материнская школа») и К.Д. Ушинского (уже в дошкольном возрасте необходимо отделять серьезное учение от игры. Задача дошкольного обучения – развить умственные силы и дар слова детей, подготовить их к школе, необходимо опираться на наглядность).

Н. К. Крупская определила круг знаний, которые включаются в программу для дошкольных учреждений, – знания о природе, обществе, труде людей, предметах и материалах.

Е. И. Тихеева пропагандировала наглядный характер обучения, необходимость опоры на детскую деятельность, связь с игрой. Обучение оформлялось как особая деятельность воспитателя и детей по передаче и усвоению знаний и речевых умений.

Л. С. Выготский обосновал принцип системности знаний для дошкольников, указал на отличие дошкольного обучения от школьного.

А. П. Усова доказала возможность и необходимость систематического обучения детей

дошкольного возраста, определила особенности образовательной работы в детском саду.

Современное дошкольное образование решает задачи сохранения сети дошкольных образовательных учреждений, формирования их новых видов; совершенствования подготовки воспитателей; оснащения методической литературой; разработки и внедрения новых образовательных программ и технологий. Направления деятельности:

1) разработка и внедрение актуальных программ по развитию у детей представлений о человеке, обществе и культуре, по экологическому образованию и воспитанию, приобщению к родной культуре, по формированию здорового образа жизни; организация разработки и пропаганды педагогически ценных игр и игрушек;

2) разработка нормативной правовой базы психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек;

3) разработка программ и технологий непрерывного образования дошкольного и начального общего образования, их внедрение;

4) участие в дошкольном образовании учреждений культуры, общественных самодеятельных организаций, СМИ и др.;

5) разработка и реализация комплексных программ оказания консультативно-диагностической, методической, коррекционно-педагогической помощи семьям;

6) разработка системы мер по оказанию помощи семьям, в которых дети не охвачены дошкольным образованием; информационное обеспечение.

fictionbook.ru

Шпаргалка - Педагогическая мысль в Древней Греции и Древнем Риме

Содержание

1. Воспитание Древней Греции

2. Педагогическая мысль Древней Греции

3. Воспитание в Древнем Риме

4. Педагогическая мысль Древнего Рима

Список использованной литературы

В Древней Греции были две основные системы воспитания: спартанская и афинская.

Спартанская система воспитания имела преимущественно военно-спортивный характер. Это было обусловлено необходимостью подавлять частые восстания бесправного большинства населения (илотов, периэков, рабов, занимавшихся земледелием) против спартиатов-рабовладельцев, а также военными конфликтами.

Особое место занимала военная подготовка и физическое воспитание. Главной целью спартанской системы воспитания было подготовка мужественных, дисциплинированных, закаленных воинов, способных держать в повиновении рабов.

Только здоровые дети при рождении получали право на жизнь. Образование в Спарте было привилегией рабовладельцев.

С семи лет мальчики-спартиаты, жившие до этого времени дома, помещались в государственные учреждения — агеллы, где воспитывались до 18 лет под руководством назначаемого государством лица — педонома [9, с.40].

Мальчиков приучали к выносливости путем закаливания организма, умению владеть оружием, бдительному надзору за рабами, дисциплине. К примеру, мальчики-спартиаты носили легкую, одинаковую зимой и летом одежду, ели простую пищу.

В Спарте получила свое начало система физических упражнений, распространившаяся затем и по другим древнегреческим государствам, так называемое пятиборье: бег, скачки, борьба, метание диска и метание копья.

С возрастом начинались специальные военные упражнения, обучение рукопашному бою, учили военной музыке и декламации стихов о военной доблести. Граждане, занимавшие государственные посты, вели с воспитанниками беседы на политические, общественные и моральные темы, в ходе которых осуществлялось идеологическое и нравственное воспитание, формировалась краткая, лаконичная речь. Старшие подростки принимали участие в своеобразных практических занятиях — криптиях, ночных облавах на рабов.

Достигнув 18 лет, юноши поступали в эфебию, где проходили подготовку к военной службе, участвуя в маневрах, охраняя порядок в городах.

Спартанская система воспитания включала в себя определенные элементы и для девушек: кроме традиционных (навыки домоводства, ухода за ребенком, музицирования) существовала специальная система военно-физических упражнений.

Для того, чтобы в будущем произвести здоровое и крепкое потомство, девушки должны были позаботиться об укреплении и соответствующей тренировке своего тела.

Девушки, так же как и юноши занимались пятиборьем: бегали, прыгали, боролись, бросали диск и кидали копье. Действующие в Спарте уставы исключали для девушек изнеженный образ жизни.

Роль семьи, в системе спартанского воспитания была незначительной. В воспитании детей, являвшемся делом государственным, принимали участие все взрослые граждане, особенно старики, умудренные жизненным опытом.

Спартанская система воспитания, являющая собой первый в истории человеческой цивилизации опыт огосударствления личности, была неэффективной даже в военном и политическом отношении.

Жестокость и прагматизм спартанской системы воспитания, его специализация, направленная на развитие физической природы и подавляющая личность в человеке, отсутствие широкой гуманистической образованности и культуры, досуга послужили причиной упадка Спарты.

Однако, надо отдать должное, что некоторые принципы спартанской системы воспитания, в области военно-физической подготовки, были использованы в XVIII-XIX в. в. во Франции и России при создании кадетских корпусов и других военно-учебных учреждений закрытого типа.

Целью афинской системы воспитания было воспитать господствующую верхушку рабовладельческого государства в духе калокагатии (от греч. слов “kalos” и “agathos” — сочетание физических и нравственных достоинств) [, с.124].

Афинская педагогика выдвигала как идеал сочетание умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.

Формированию гармонически развитой личности подчинялось содержание образования в системе частных и платных школ. В них обучались мальчики, начиная с 7 лет.

В школе грамматиста мальчики получали общие основы грамоты, а несколько позже одновременно занимались в школе кифариста, где изучали музыку, пение, декламацию. Достигнув 12-16 лет, подростки занимались гимнастикой в школе — палестра под руководством педотриба (специалиста по отдельным видам гимнастики).

Основными видами занятий в этой школе были бег, борьба, прыжки, метание копья и диска. Здесь же уделялось внимание гражданской подготовке подростков, проводились беседы на политические и нравственные темы.

Но более основательную в этом плане подготовку юноши 16-18 лет из состоятельных и знатных семей получали в государственном учебном заведении — гимназии, где изучали философию, литературу, политику, а также здесь в более сложных формах осуществлялось физическое развитие. Более высокий уровень образования давала — эфебия.

Продолжая заниматься политическими науками юноши изучали здесь законы афинского государства (правоведение) и одновременно проходили курс профессиональной военной подготовки. Окончание курса в эфебии означало, что ее выпускники становились полноправными гражданами Афин.

Девочки по традиции получали домашнее воспитание и образование на женской половине дома. Уделом женщины являлось домашнее хозяйство.

Афинская система воспитания из-за высокой платы за обучение была недоступна детям несостоятельных в материальном отношении родителей, а дети рабов полностью исключались из нее.

Аристократический характер афинского образования проявлялся и в том, что оно отличалось полным презрением к физическому труду, который с раннего детства становился пожизненным предназначением рабов.

Сыновья бедных родителей (демоса) вынуждены были обучаться у своих отцов ремеслу, которое дало бы им обеспечение в жизни. В области нравственного воспитания также сильна была рабовладельческая аристократическая тенденция: детей богатых и знатных родителей оберегали от общения с рабами т от «неприличных знакомств».

Мальчика-аристократа приучали к осознанию необходимости защищать и охранять рабовладельческий государственный строй, к соблюдению своего достоинства, к мужеству и храбрости, необходимым свободорожденному мужу.

В Древней Греции педагогика зарождалась как особая отрасль философии, занимавшаяся проблемами воспитания. Утверждалась мысль: «Кто не философ, да не войдет в педагогику» [8, с.44].

Древнегреческая система воспитания получила теоретическое обоснование в трудах великих философов — Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля.

Демокрит ( ок.460-370 г. г. до н. э) дал развернутую теорию познания, различая чувственное и рассудочное знание, считая чувственный опыт началом познания. Демокрит одним из первых сформулировал мысль о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребенка, которую он определил термином «микрокосм».

Демокрит высказал такие педагогические идеи, как необходимость семейного воспитания, где главное учить следовать примеру родителей; важность в ходе обучения и воспитания упражнений, ибо «хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы»; высокое значение приучения ребенка к труду, а при нерадивости и принуждения к нему, поскольку «учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда» [2, с.134].

Сократ ( ок.470-399 г. г. до н. э) посвятил жизнь философскому творчеству и педагогической деятельности. В своей педагогической практике довел до совершенства такой способ нахождения истины, как диалог с учениками.

Сократ впервые стал сознательно использовать индуктивные доказательства и давать общие определения, работать над понятиями. На начальном этапе обучения Сократ системой вопросов побуждал учеников самих находить истину. Посредством умело поставленных вопросов Сократ подводил ученика к признанию тех положений, которые являются истинными.

При этом собеседнику-ученику казалось, что он сам, самостоятельно пришел к этим новым для него мыслям, а не учитель навел его на них. Для Сократа живое общение, устное слово, совместный поиск были лучшими путями образования человека. Педагогическими принципами Сократа были: отказ от принуждения и насилия, признание убеждения наиболее действенным средством [1, с.140-143].

Платон (ок.427-347 г. г. до н. э) изложил свои мысли о воспитании в политических и философских трактатах «Государство» и «Законы». Платон решительно утверждал право на образование только за рабовладельцами, считал, что все другие классы в этом отношении должны «крепко-накрепко закрыть уши» [8, с.45].

Главная задача педагогики, считал Платон, передать потомкам принципы добродетели, и этим самым укрепить разумную часть души.

Аристотель (384-322 г. г. до н. э) отразил вопросы воспитания в таких сочинениях, как «Политик» и «Этика». Педагогические воззрения философа связаны с его учением о душе, ее трех видах: растительной, животной, разумной.

Этим трем видам души соответствуют три стороны воспитания: физическое, нравственное, умственное, которые неразрывны. Цель воспитания — развитие высших сторон души: разумной и животной (волевой).

Одним из первых Аристотель высказал мысль о природосообразности воспитания и сделал попытку возрастной периодизации — до 7 лет, от 7 лет до половой зрелости, от 14 лет до 21 года.

Главная цель воспитания по Аристотелю — нравственное развитие личности, воспитание таких качеств, как умение повелевать рабами, чувство собственного достоинства и чести, храбрость, мужество. Основной путь формирования моральных черт личности — это воспитание привычки к той или иной деятельности [1, с.157-158].

Римская система образования и формирования личности имела отчетливо выраженный гражданский характер.

Целью римской системы воспитания было подготовить активного члена общества, способного жертвовать собой ради своего рода и государства, быть храбрым воином, презирающим рабов и все иноземное, политиком, расчетливым землевладельцем.

Возникшие в Древнем Риме в период ранней республики (V в. до н. э) первые начальные школы обслуживали некоторую часть небогатого и незнатного свободнорожденного населения. Богатые и знатные предпочитали давать своим сыновьям первоначальное обучение дома.

Следующей ступенью были грамматические школы, где обучались мальчики 11-12 лет из богатых и знатных семей. В этих школах повышенного типа изучались латинская грамматика, римская литература и греческий язык, риторика.

Развитие грамматических школ было вызвано необходимостью обучения ораторскому искусству тех, кто стремился занять выборные руководящие должности в Римской республике.

В последние столетия республиканского Рима большое значение приобрели риторские школы, своего рода высшие учебные заведения той эпохи.

Эти школы давали подросткам и юношам в возрасте от 13-14 до 16-19 лет более глубокие по сравнению с грамматическими школами общегуманитарное образование, основанное на изучении произведений выдающихся философов, историков, правоведов, ораторов, поэтов.

Грамматические и риторические школы были частными. Вследствие высокой платы за обучение школы были доступны лишь привилегированным слоям населения.

Для детей римской знати создавались своеобразные воспитательные центры — коллегии юношества. В Древнем Риме сложилась традиция на завершающем этапе образования устраивать для молодых риторов своеобразные образовательные поездки в эллинистические центры культуры и просвещения — Афины, Александрию.

В Римской империи в первые века нашей эры установился устойчивый школьный канон, включавший и содержание образования, и порядок его усвоения, и методы обучения.

В содержание образования вошли девять основных дисциплин: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, медицина и архитектура. В V в. н.э. из школьного курса были постепенно исключены медицина и архитектура, тем самым как бы оформились «семь свободных искусств», ставшие сердцевиной образования в эпоху Средневековья.

Педагогическая мысль Древнего Рима нашла отражение в сочинениях Цицерона, Сенеки, Квинтилиана.

Марк Туллий Цицерон (106-43 г. г. до н. э) был оратором, политическим деятелем, философом, педагогом. Свои педагогические идеи изложил в целом ряде трактатов: «Оратор», «Об обязанностях», «О природе Добра и Зла».

Идеалом воспитания для Цицерона является совершенный оратор, художник слова, общественный деятель. Цицерон считал, что единственным путем достижения истинно человеческой зрелости является систематическое и непрерывное образование и самообразование. Книги Цицерона широко использовались в школах эпохи Средневековья и Возрождения.

Луций Аней Сенека (ок.4 г. до н.э. — 65 г. н. э), философ и оратор эпохи императорского Рима, провозгласил главной задачей воспитания моральной совершенствование человека.

Основным предметом школьного обучения, считал Сенека, философию, овладев которой можно постичь природу и самого себя и которая является средством нравственного самосовершенствования человека.

Основным методом воспитания считал самодвижение к божественному идеалу, а основным средством — назидательные беседы-проповеди с наглядными примерами из жизни и истории. Сенека был сторонником энциклопедического образования, не считал «семь свободных искусств» основными школьными дисциплинами [8, с.53].

Вопросы воспитания были рассмотрены им в таких произведениях, как «Письма на моральные темы», «Нравственные письма к Луцилию».

Марк Фабий Квинтилиан (ок.35-96 г. г), известный римский педагог-практик, переработал заимствованные из Греции педагогические идеи, дополнил их обширными дидактическими указаниями в своем сочинении «О воспитании оратора». Квинтилиан открыл в Риме свою риторскую школу, которая пользовалась широкой известностью и вскоре приобрела статус государственного учебного заведения.

В школе основательность широкого общего образования сочеталась с глубоким изучением ораторского искусства времени античного классицизма.

Квинтилиан использовал идеи и принципы гуманистической, ненасильственной педагогики. Квинтилиан полагал, что от природы дети обладают всеми физическими и духовными данными, чтобы успешно овладевать знаниями и получать необходимое образование.

Но для этого педагог должен внимательно изучать и учитывать индивидуальные особенности каждого из своих воспитанников, четко ориентируясь на возрастную специфику развития.

Квинтилиан теоретически обосновал и применил в своей практике три метода обучения и воспитания, которые он считал наиболее действенными: подражание, наставление и упражнение.

По убеждению Квинтилиана, общественное (школьное) образование имеет больше достоинств по сравнению с индивидуальным (домашним).

1. Графский В.Г. История политических и правовых учений: Учеб. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект. 2005. — 600 с.

2. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учеб. пособие. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 1998. — 346 с.

3. История педагогики: Учеб. пособие в 2 частях / Под ред. А.И. Пескунова. — М.: НОРМА-М, 1998. — 1 часть — 678 с.

4. История педагогики: Учеб. пособие в 2 частях / Под ред. А.И. Пескунова. — М.: НОРМА-М, 1998. — 2 часть — 690 с.

5. Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России: Хрестоматия. — М.: Юристъ. 2003. — 876 с.

6. История политических и правовых учений. Зарубежная политико-правовая мысль: Хрестоматия. В двух частях. Ч 1. / Состав. В.В. Ячевский. — Воронеж: Изд-во Воронежского университета. 2000. — 1000 с.

7. Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. — Серия «Мир культуры, истории и философии». — СПБ.: Изд-во «Лань», Санкт-Петербургский университет МВД России. 2000. — 352 с.

8. Орлова А.П. История педагогики: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений по педагогическим специальностям. — Мн.: ИВЦ Минфина, 2008. — 380 с.

9. Педагогика народов мира: История и современность / Под ред. Р. Селлек; авторы международного проекта К. Салимова, Н. Доде. — М.: НОРМА-М, 2000. — 456 с.

10. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество: Серия: Мыслители XX в. Пер. с анг. / Сост. и пер. Т.В. Васильевой. — М.: Юристъ. 1992. — 256 с.

www.ronl.ru

1. Педагогика в Древней Греции

Педагогика во все времена

Введение

Педагогика – наука о воспитании – уходит корнями в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с первыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существовании.

История отечественной школы и педагогики советского периода крайне драматична и противоречива. Движение образования по восходящей линии происходило в обстановке репрессий, диктатуры и цензуры официальных властей, слабого использования опыта российской и зарубежной педагогики. В советский период сформировалась система воспитания, жестко подчинявшая личность и её интересы обществу. Система коммунистического воспитания оказалась мощной и эффективной. Сомневающихся уничтожали или заставляли молчать. В данной работе будет рассмотрена такая важная тема как ''История педагогики''. Будет дан обзор эпох образования. В отдельной части будет рассмотрена личность А. С. Макаренко.

Как только воспитание стало выделяться в самостоятельную общественную функцию, люди начали задумываться над обобщением опыта воспитательной деятельности. На одном из древнеегипетских папирусов запечатлено изречение: «Уши мальчика на его спине, он слушает тогда, когда его бьют». Это была уже своеобразная педагогическая идея, определенный подход к воспитанию. Уже в трудах древнегреческих философов Фалеса из Милета (ок. 625 — ок. 547 гг. до н. э. ), Гераклита (ок. 530—470 гг. до н. э.), Демокрита (460 — нач.TV в. до н. э. ), Сократа (469—399 гг. до н. э.), Платона (427—347 гг. до н. э. ), Аристотеля (384—322 гг. до н.э.), Эпикура (341— 270 гг. до н.э.) и других содержалось немало глубоких мыслей по вопросам воспитания. Из античной Греции ведет свое происхождение и термин педагогика, который закрепился в качестве названия науки о воспитании.

Надо сказать, что из Древней Греции ведут свое происхождение и многие другие педагогические понятия и термины, например, школа (schole), что означает досуг, гимназия (от греч. gymnasion [гимнасий] — общественная школа физического развития, а впоследствии просто средняя школа и др.).

Родоначальником педагогики Древней Греции считается Сократ. Сократ учил своих учеников вести диалог, полемику, логически мыслить. Сократ побуждал своего ученика последовательно развивать спорное положение и приводил его к осознанию абсурдности этого исходного утверждения, а затем наталкивал собеседника на правильный путь и подводил к выводам. Этот метод искания истины и обучения получил название «сократовский». Главное в методе Сократа — это вопросно-ответная система обучения, сутью которой является обучение логическому мышлению.

Ученик Сократа — философ Платон — основал собственную школу, где читал ученикам лекции. Эта школа получила название Платоновской академии (слово «академия» происходит от мифического героя Академа, в честь которого была названа местность вблизи Афин, где Платон основал свою школу). В педагогической теории Платона выражалась идея: восторг и познание — единое целое, поэтому познание должно приносить радость, и само слово «школа» в переводе с латинского означает «досуг», а досуг связан всегда с чем-то приятным, поэтому важно делать познавательный процесс приятным и полезным во всех отношениях.

Продолжателем педагогического наследия Платона стал его ученик, известный философ Аристотель, который создал свою школу (ликей), так называемую перипатетическую школу (от греч. перипатео — прохаживаюсь). Аристотель имел обыкновение во время чтения лекций прогуливаться в ликее со своими слушателями. Аристотель написал трактаты по философии, психологии, физике, биологии, этике, социальной политике, истории, искусству поэзии и риторики, педагогике. В его школе речь шла прежде всего об общей культуре человека. Аристотель много внес в педагогику: ввел возрастную периодизацию, рассматривал воспитание как средство укрепления государства, считал, что школы должны быть государственными и все граждане должны получать одинаковое воспитание. Семейное и общественное воспитание он рассматривал как части целого. Он сформулировал принцип образования — принцип природосообразности, природолюбия. Сегодня в XX веке мы ратуем за экологизацию всего процесса воспитания, стремимся, чтобы чувство природы закладывалось в каждом еще со школьных лет. Но у Аристотеля это уже было.

Большое внимание Аристотель уделял нравственному воспитанию, считая, что «из привычки так или иначе " сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков». В целом он рассматривал воспитание как единство физического, нравственного и умственного, причем, по его мнению, физическое воспитание должно предшествовать интеллектуальному.

Но существовал и другой подход к воспитанию, который был реализован в Спарте. Спартанское воспитание предполагало, чтобы все дети с 7 лет воспитывались вне родительской семьи, в суровых условиях выживания, физических испытаний, тренировочных боев и сражений, физических наказаний и требований беспрекословного послушания. В чтении и письме учились только самому необходимому, остальное подчинялось одной цели — беспрекословному послушанию, выносливости и науки побеждать.

studfiles.net

Элементы педагогики в философских системах древнего мира

В. Древней. Греции и. Древнем. Риме зародились первые педагогические теории, которые в то время еще не выделились из философии в самостоятельную науку их авторами были. Сократ,. Платон,. Аристотель,. Демокрит и. Квинтилиа ан.

Древнегреческий философ. Сократ (469-399 до н.э), который большую часть своей жизни посвятил философии и педагогической деятельности, отрицал возможность и необходимость познания мира и природы через ниб били недоступность их человеческому разуму, считал, что человек должен познать только себя, самосовершенствоваться морально высокой добродетелью, по его убеждению, является мудрость, которая сдерживает страсти и а фекткти.

Сократ является одним из основоположников теории о"доброй природе"человека независимо от его пола и происхождения. Главная задача воспитателя, по его утверждению, состоит в пробуждении лучших душевных сил осо обистости. Это пробуждение он называл"вторым рождением"Учительскую деятельность он считал важнее обязанности родителей. Главным принципом такой деятельности должен быть отказ от принуждения и насилия а действенным средством воспитания - убеждение виховання - переконання.

Исходя из идеи самопознания,. Сократ разработал эвристический метод обучения, по которому учитель должен доказывать ошибочность представлений учащихся, а затем подводить их к правильному пониманию истины. Этот метод учеб. Ання (эвристическая беседа, сократический метод), по его мнению, развивает мышление, способствует умственному развитию. Так он учил своих учеников, которых собирал в храмах, на площадях и в парках. Этот метод широко ис ристовують в современных школалах.

О произведениях. Сократа ничего не известно. Свое учение он преподавал устно

Ученик. Сократа. Платон (427-347 до н.э), автор трудов"Государство","Законы","Федр","Пир","Тимей"и др., занимался педагогической деятельностью в. Афинах, где при гимнасии. Академия основал философскую

Платон считал, что мир делится на потусторонний, вечный мир идей (царство добра и света) и на переходный мир представлений, где нет ничего постоянного и уравновешенного. Он отрицал возможность познавательных. Ання объективного мира, считая знания человека субъективными и относительными. Познание, по его мнению, является припоминанием человеком идей из мира, в котором когда-то находилась ее душа и о котором она забыла, соеди днавшись с телом. В своих произведениях он приводил проект государства, которая состоит из таких слоев общества, как философы, воины, все остальные (ремесленники, земледельцы, торговцы и т.д.). Философы и воины, на его взгляд, не имеют права на семью, поскольку она отвлекает от государственных спраправ.

Используя опыт афинской и спартанской систем воспитания,. Платон первым в мире обосновал систему образования и воспитания подрастающего поколения. Целью воспитания он считал формирование"и тела, и души прекрасными"Он отстаивал государственное, общественное воспитание детей и первым обосновал необходимость открытия государственных детских дошкольных учрежденииних закладів.

Согласно предлагаемой им системы воспитания детей 3-6-летнего возраста имеют приобретать воспитания"на площадках"при храмах, где женщины-воспитатели, назначенные государством, развивали бы их через игры, сказки и, песни, беседы и т.д.. Дети 7-12 лет (мальчики и девочки) в государственных школах должны овладевать чтение, письмо, счет, музыку и пение. Для подростков 12-16 лет должны быть созданы школы-палестры а для юношей 16-18 лет - гимназии. Молодежь 18-20 лет будет отбывать военную подготовку в группах эфебов. Самые способные молодые люди от 20 до 30 лет могут получать высшее образование. Изучая философ ию, астрономию, арифметику, геометрию, музыку, они будут готовиться к выполнению важных поручений в государстве. Самые способные и образованные лица в возрасте от 30 до 35 лет могут совершенствовать свою образований в, чтобы впоследствии стать руководителями государства. После 50 лет они освобождаются от руководства государством и могут самосовершенствоваться. Представители третьего сословия (ремесленники и земледельцы) воспитываются в проце си практической жизни. Платон пренебрежительно относился к физическому труду, считал, что обучение не должно иметь трудового характертрудового характеру.

Ученик. Платона, философ и ученый. Аристотель (384 - 322 до н.э) в науке пошел своим путем ("Платон мне друг, но истина дороже"). Он был воспитателем. Александра. Македонского, возглавлял основанную им в. Афинах школу -. Ликейшколу -. Лікей.

Педагогические идеи. Аристотель изложил в философских произведениях"Политика","Никомахова этика","Метафизика","О душе"и др.. Он допускал одновременное и нераздельное существования материальных вещей и нематериальных них идей в едином мире, которые соотносятся между собой соответственно как вещество и форма, в единстве характеризуют определенную вещь. По. Аристотелю, объектом познания является не идеи, а реальное бытие. Без чувств нет знаний. Познание начинается с ощущений, которые являются основой общих понят з відчуттів, які е основою загальних понять.

Аристотель считал, что человек наделен растительной душой (ее функции - размножения и питания), животной душой (ощущения и чувства) и разумом, а потому требует всестороннего (физического, умственного и мора ального) воспитание. Начинать следует с физическим воспитаниемя.

Впервые в истории педагогики он сделал попытку возрастной периодизации, которую, считал, следует учитывать в процессе воспитания: от рождения до 7 лет, от 7 лет до наступления половой зрелости - 14 лет; от 15 до 21 года, т.е. до возмужания. Критерием такой периодизации считал особенности развития личности. В идеальном государстве. Аристотель допускал существование семьи, воспитывающей ребенка до семи. Рокиів.

Аристотель обосновал важность деятельности в воспитании и обучении ("Когда учатся, то не играют","Молодежь нужно готовить не для забавы"). Он считал, что вся жизнь человека должно быть деятельным, имею кая в виду деятельность души по совершенствованию определенных добродетелей. Ученый был убежден, что физический труд унижает свободнорожденных и отнимает время, предназначен для развития интеллектуальных сил. Катего ричном он выступал против обучение девушек и женщин, считая, что они по своей природе существенно отличаются от мужчин и поэтому образование не даст им пользыта не дасть їм користі"

Ценные мысли о воспитании содержат фрагменты произведений представителя античного материализма. Демокрита (460 - 370 до н.э), который отстаивал идею гармоничного развития личности, считал целью воспитания подгот готовку молодежи к реальной жизнитя.

По его мнению, воспитания и обучения облагораживают человека, развивают ум и делают ее счастливой, поэтому взрослые должны предоставить детям возможность учиться. В процессе обучения следует стремиться не к багатознайства а к овладению мудростью, которая поможет"хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо действовать"Это достигается не только обучением, но и благодаря благотворному примеру взрослых, окружающих младенцевчують дитину.

Демокрит один из первых высказал мнение о необходимости воспитания согласно природе ребенка (принцип при родовидповидности), о важной роли труда в воспитании и обучении, обосновал преимущество рабо эти перед"покоем"Любой вид труда, по его словам, приятнее, чем бездействие, а положительных результатов в обучении можно достичь только благодаря трудовым усилиям. Обучение он рассматривал как серьезное в трудовую деятельностьу діяльність.

Значительное внимание. Демокрит придавал проблемам воспитания детей в семье, родительскому авторитету. По его мнению, благоразумие отца есть самое действенное установкой для детей. Он считал лучшим того, кто добродетельных ный своим внутренним убеждениям, а не того, кто опасается закона или силы. Тот, кого удерживает от негативных поступков закон, способен грешить тайно, а тот, кто придерживается обязанности согласно с воих убеждений, не способен ни тайно, ни явно совершить что-то язычниковане.

Демокрит написал 70 произведений, однако до нас дошли лишь их фрагменты

Теоретическая педагогика. Древнего. Рима отчетливо представлена ??произведениями. Квинтилиана. Марка. Фабия (ок 35-96), автор труда"О воспитании оратора"(12 книг). В течение двадцати лет он удерживал первое в. Древнем. Риме открытую риторическую школоричну школу.

Педагогическая теория. Квинтилиана основывается на его учении о положительной природе человека. По его мнению, все дети имеют способности к обучению, которое надо начинать с раннего возраста, причем лучше обучать их х в школе, чем дома. Обучение должно чередоваться с отдыхом и игрой. Придавая большое значение в развитии ребенка языке, требовал, чтобы все, кто воспитывает детей, хорошо ее знали. Ощутимую роль в воспитании у идводив музыке и эстетического воспитанияанню.

Согласно его учению, каждый человек одаренный природой, тупых детей нет. За сочетание природных данных и воспитания почти каждый может стать оратором. При этом определяющая роль принадлежит воспитанию, целью ю которого является подготовка образованного, способного к активной общественной жизни ораторра.

Не обошел вниманием. Квинтилиан и проблемы дидактики. Он советовал одновременно изучать несколько предметов, чередуя их, использовать для усвоения знаний систему упражнений и повторения, сочетать заучивания матер риала с его осмыслением, учитывать индивидуальные особенности учащихся в обучении, заботиться, чтобы дети чувствовали радость от учебыя.

Впервые в истории педагогики он сформулировал требования к учителю, который должен любить, во всем быть для них хорошим примером, разговаривать чистым языком, быть образованным. Особым требованиям должно соответ даты, на его взгляд, учитель младших классов, поскольку его ошибки трудно исправить. Чтобы работать в школе высшего уровня, учитель сначала должен поработать некоторое время в элементарной школлі.

Педагогические идеи. Сократа,. Платона,. Аристотеля,. Демокрита,. Квинтилиана получили развитие в сочинениях греческих и римских философов -. Цицерона,. Лукреция,. Плутарха,. Сенеки и др. их изучали украинский просветительных ники. Феофан. Прокопович,. Иван. Вышенский и ин.

. Вопросы. Задача

1. Охарактеризуйте основные теории, объясняющие природу воспитания

2. Какие особенности воспитания подрастающего поколения в первобытном обществе?

3. Чем характеризовалось воспитания и обучения в странах. Древнего. Востока?

4. Как осуществлялось воспитания и обучения в. Древней. Греции и. Древнем. Риме?

5 название представителей и охарактеризуйте первые педагогические теории древнего мира?

. Литература

История педагогики /. Под ред. М. С. Гриценко -. К, 1973

Кравец. В. П. История классической зарубежной педагогики и школы -. Тернополь, 1996

Мешко. О. И,. Янкович 01,. Мешко. Г. М. История зарубежной школы и педагогики -. Тернополь, 1996

uchebnikirus.com

Педагогика в Древней Греции

Новые рефераты:

  • Античная философия.
  • Социальная поддержка многодетных семей (на примере Архангельской области).
  • Рыночные структуры.
  • Причины и типология кризисов в социально-экономических системах.
  • Этапы реинжиниринга бизнес-процессов. Роль творчества в процессе реинжиниринга.
  • Теоретические аспекты аудиторской проверки материалов.
  • Теоретические основы аудита производственных запасов.
  • Назовите недостатки, имеющие место в организации труда при отпуске товаров со склада.
  • Процесс приемки товаров по количеству и качеству, и его регулирование в коммерческой деятельности.
  • Теоретические аспекты транспортного обеспечения розничных предприятий.
  • Теоретические основы методики аудиторской проверки основных средств.

    Главная » Педагогика. Ответы на экзаменационные билеты. » 1.7 Педагогика в Древней Греции

    Педагогика в Древней Греции
      Как только воспитание стало выделяться в самостоятельную общественную функцию, люди начали задумываться над обобщением опыта воспитательной деятельности. На одном из древнеегипетских папирусов запечатлено изречение: "Уши мальчика на его спине, он слушает тогда, когда его бьют". Это была уже своеобразная педагогическая идея, определенный подход к воспитанию. Уже в трудах древнегреческих философов — Фалеса из Милета (ок. 625 — ок. 547 г. до н.э.), Гераклита (ок. 530—470 г. до н.э.), Демокрита (460 — нач. IV в. до н.э.), Сократа (469—399 гг. до н.э.), Платона (427—347 гг. до н.э.), Аристотеля (384—322 гг. до н.э.), Эпикура (341—270 гг. до н.э.) и других содержалось немало глубоких мыслей по вопросам воспитания. Из античной Греции ведет свое происхождение и термин педагогика, который закрепился в качестве названия науки о воспитании. Надо сказать, что из Древней Греции ведут свое происхождение и многие другие педагогические понятия и термины, например школа (schole), что означает досуг, гимназия (от греч. gymnasion — гимнасий) — общественная школа физического развития, а впоследствии просто средняя школа, и др. Родоначальником педагогики Древней Греции считается Сократ. Сократ учил своих учеников вести диалог, полемику, логически мыслить. Сократ побуждал своего ученика развивать последовательно спорное положение и приводил его к осознанию абсурдности этого исходного утверждения, а затем наталкивал собеседника на правильный путь и подводил к выводам. Этот метод искания истины и обучения получил название "сократовский". Главное в методе Сократа — это вопросно-ответная система обучения, сутью которой является обучение логическому мышлению. Ученик Сократа, философ Платон основал собственную школу, где читал ученикам лекции. Эта школа получила название платоновской академии (слово "академия" происходит от имени мифического героя Академа, в честь которого Но человек не сосуд, куда "сливается" опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основными душевными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование. Самовоспитание — это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие Осуществляя воспитание, образование, обучение, люди в обществе вступают между собой в определенные отношения — это воспитательные отношения. Воспитательные отношения есть разновидность отношений людей между собой, направленных на развитие человека посредством воспитания, образования, обучения Воспитательные отношения — это микроклеточка, где факторы внешние (воспитание, образование, обучение) Сходятся с внутренними человеческими (самовоспитанием, самообразованием, самообучением). В результате такого взаимодействия происходит развитие человека, формируется личность. Педагогические идеи Платона реализовал и развил его ученик, известный философ Аристотель, который создал свою школу, ликей («лицей»), так называемую перипатетическую школу (от греческого слова "перипатео" — прохаживаюсь). Аристотель имел обыкновение во время чтения лекций прогуливаться в ликее со своими слушателями. Аристотель написал трактаты по философии, психологии, физике, биологии, этике, социальной политике, истории, искусству поэзии и риторики, педагогике. В его школе речь шла прежде всего об общей культуре человека. Он внес много в педагогику: ввел возрастную периодизацию, рассматривал воспитание как средство укрепления государства, считал, что школы должны быть государственными и все граждане должны получать одинаковое воспитание. Семейное и общественное воспитание он рассматривал как части целого. Он сформулировал принцип образования — принцип природосообразности, природолюбия. Сегодня, в XX в., мы ратуем за экологизацию всего процесса воспитания, стремимся, чтобы чувство природы закладывалось в каждом еще со школьных лет. Но у Аристотеля это уже было. Большое внимание Аристотель уделял нравственному воспитанию, считал, что "из привычки так или иначе сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков". В целом он рассматривал воспитание как единство физического, нравственного и умственного, причем, по его мнению, "физическое воспитание должно предшествовать интеллектуальному". Иной подход к воспитанию сформировался в Спарте, где главный акцент делался на физическом воспитании. "Спартанское"воспитание предполагало, что все дети воспитывались с 7 лет вне родительской семьи, в суровых условиях выживания: физические испытания, тренировочные бои и сражения, физические наказания и требование беспрекословного послушания. Обучали лишь начальным навыкам чтения и письма, практически не уделяя внимания изучению наук, искуеству.В обучении и воспитании преследовалась одна цель: сформировать беспрекословное послушание, выносливость и наука побеждать.   Лекция, реферат. Педагогика в Древней Греции - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

    Оглавление книги открыть закрыть

     

    Похожие работы:
    Народная педагогика в семейном воспитании

    9.06.2010/курсовая работа

    Семья как нравственная доминанта народной педагогики. Башкирская народная педагогика семьи. Средства и методы народной педагогики в семейном воспитании. Значение "материнской школы" и "школы сверстников" в жизни человека. Башкирская семья в прошлом.

    Советская школа и педагогика в 1946–1985 гг.

    13.08.2009/реферат

    Основные проблемы школы и педагогики в Советском Союзе 1946–1964 гг., постановления ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам и направления обучения молодежи. Период оттепели, связанные с ним перемены в народном образовании. Проблемы просвещения 1965–1985 гг.

    Народная педагогика в практике семейного воспитания

    26.10.2010/дипломная работа

    Изучение и освоение традиционного этнокультурного наследия. Характеристика методов и средств воспитания в народной педагогике. Применение приемов трудового, физического и интеллектуального воспитания этнической педагогики в практике семейного обучения.

    Народная педагогика в практике семейного воспитания

    26.10.2010/дипломная работа

    Изучение и освоение традиционного этнокультурного наследия. Характеристика методов и средств воспитания в народной педагогике. Применение приемов трудового, физического и интеллектуального воспитания этнической педагогики в практике семейного обучения.

    История педагогических систем

    13.08.2009/учебное пособие

    Влияние христианства на воспитание и образование. Школьный строй средневековья. Педагогика в первые века христианства. Новые начала обучения в эпоху гуманизма. Взгляд Мартина Лютера на принудительное образование. Педагогическая система Иезуитов.

    Развитие педагогики в России

    25.11.2008/контрольная работа

    История развития и становления воспитательных традиций. Потребность передачи социального опыта подрастающим поколениям. Становление и развитие русской педагогики Х-ХIХ вв.. Педагогика в России в ХХ веке. Педагогика ХХI века: какой ей быть в России.

     

referatwork.ru

1. Педагогика древнего мира |  Читать онлайн, без регистрации

1. Педагогика древнего мира

В условиях первобытно-общинного строя воспитание было равным для всех детей и ограничивалось передачей навыков изготовления и использования примитивных орудий труда и оружия, навыков собирания и приемов охоты. Это был стихийный процесс. Усложнение деятельности привело к усложнению воспитания. Детям стали передаваться обычаи, религиозные верования, что явилось зародышем умственного воспитания. В первобытно-общинном обществе был характерен обряд посвящения молодежи.

В период рабовладельческого строя происходит разрыв между физическим трудом и интеллектуальной деятельностью. В государствах Древнего Востока начали появляться школы, чему способствовало создание определенных систем письма (шумерского, египетского, китайского и др.).

Для Спарты характерно военно-физическое воспитания, которым занималось государство. Умственному образованию уделялось мало внимания.

В Афинах существовали различные учебно-воспитательные учреждения:

1) мусические школы для мальчиков 7—15 лет, где обучали чтению, письму, счету, музыке, пению;

2) палестра. Занятия гимнастикой. Занятия в мусической школе и палестре шли параллельно, и те и другие были частными;

3) гимнасии – первые высшие учебные заведения. Поступали особо одаренные знатные юноши 16–23 лет. Продолжались занятия гимнастикой, велись беседы с философами, политиками.

В Афинах было три гимнасии: лицей, академия и киносарг.

Источником европейской системы воспитания всегда была древнегреческая философия. Платон выдвигал идеи общественного воспитания как функции государства, Аристотель – идеи гармоничного воспитания, Сократ разработал индуктивный метод.

В Древнем Риме господствовало семейное воспитание. Однако существовали частные элементарные школы, где обучали чтению, письму, счету.

В III–I вв. до н. э., помимо элементарных школ, появляются школы грамматические. Туда поступали дети 12 лет пучились до 16 лет. В содержании обучения появились языки: греческий и латынь.

Высшей ступенью являлись риторические школы, где изучали ораторское искусство, законы, не обучали музыке, пению, гимнастике.

Целая сеть высших школ охватила весь Восток, Италию, Галлию, Испанию.

В античном мире умственная жизнь была живой и напряженной. В высших школах Рима, Афин получили образование великие отцы христианской церкви (Григорий Богослов).

Конец всей этой образовательной системе положили Великое переселение народов и постепенный распад почти всех общественных организаций. Однако в нескольких центрах Византии, преимущественно в Константинополе, эти традиции держались в течение всех Средних веков (вплоть до взятия Константинополя турками).

velib.com


Смотрите также