Древний египет медицина. Медицина Древнего Египта, актуальная по сей день
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Интересные факты о медицине Древнего Египта. Древний египет медицина


гигиена, магия и скальпель — Северный маяк — интернет-издание

Медицинская практика древних египтян была настолько совершенной, что достижения врачей тех времен европейцы не могли превзойти на протяжении многих веков. Египетские врачеватели считали, что болезнь нужно лечить с помощью изготовленных специальным образом лекарственных средств, признавали целительную силу массажа и благоуханий и понимали важность гигиены при лечении больных.

Сегодня ни для кого не секрет, что болезни и инфекции вызваны бактериями, и можно подумать, что об этом люди знали всегда. Но на самом деле, понимать причину болезни человек стал совсем недавно, только в XIX веке, когда французский ученый Луи Пастер выдвинул микробную теорию болезней, которую позже на опыте подтвердил английский хирург Джозеф Листер.

Еще за несколько десятков лет до этого открытия венгерский врач-акушер Игнац Земмельвайс (1818-1865) предложил медицинскому сообществу совершенно удивительную для того времени идею: мыть руки раствором хлорной извести. Именно такая гигиена, по мнению врача, могла бы сократить уровень смертности в больницах. Предложение Земмельвайса было встречено научным миром с настороженностью. Многие восприняли эту идею как смехотворную и даже обвинили Земмельвайса в антинаучном шарлатанстве. Врачи не видели ничего плохого в том, чтобы не мыть руки во время приема родов, перед и после хирургических операций, вскрытий. Увы, в то время науке еще не было известно ни о каких теориях болезнетворных организмов. Игнаца Земмельвайса в 1865 году обманом поместили в психиатрическую лечебницу, где он и умер.

венгерский врач Игнац Земмельвайс

Фото: wikipedia.org/ Венгерский врач Игнац Земмельвайс

Древние египтяне приняли бы совет Игнаца Земмельвайса на ура, и не потому что они имели кое-какое представление о микроорганизмах, а потому что были приверженцами чистоты. По мнению американского профессора философии Джошуа Марка, уровень смертности в Древнем Египте после медицинских процедур был намного ниже, чем в любой европейской больнице начала XX века (только в 50-х годах прошлого века гигиена и стерилизация инструментов в больницах стала обычной практикой).

Египтолог Барбара Ваттерсон отмечает:

Медицинская система Древнего Египта была относительно продвинутой, и египетские врачи, в основном это были мужчины (хотя известны исключения, когда врачами становились и женщины), были мастерами своего дела

Египетский врач принимает пациента

Фото: egyptopedia.info/ Египетский врач XVIII Династии принимает больного (реконструкция)

Однако, хоть в Египте и умели аккуратно извлекать органы человека и бальзамировать тело так, что оно сохранялось на протяжении сотен лет, у египетских врачевателей все же было слабое представление о работе внутренних органов. Кроме того, зачастую лекари связывали причины болезни с вмешательством сверхъестественных сил.

РАНЫ И ЗАБОЛЕВАНИЯ

Как лечить раны, древнеегипетские врачи знали лучше, чем как лечить болезни. Доктора легко устанавливали причину возникновения травмы и понимали, каким образом человеку можно помочь, сделать то же самое с болезнью было намного сложнее.

Если врачи не могли объяснить заболевание, они ссылались на “демона, засевшего в теле больного”. И главной задачей врача было изгнать этого демона. По симптомам устанавливалось, какой конкретно злой дух виноват в болезни, а затем с помощью магических заклинаний и лекарств его пытались изгнать. Египтолог Барбара Ваттерсон отмечает, что самыми первыми докторами были жрецы. Египтяне верили, что болезнь была вызвана нечистой силой, проникшей в организм, и что жрецы обладают знанием, способным прогнать демонов.

Египетский амулет глаз Гора

Фото: Marie-Lan Nguyen/ Защитный амулет глаз Гора VI-й IV-й век до н.э. (Лувр, Париж)

В те далекие времена египтяне страдали от тех же самых заболеваний, от которых сегодня страдаем и мы: трахома (инфекция глаз), малярия, дизентерия, оспа, пневмония, рак, болезни сердца, туберкулез и т.д. Если магические заклинания и лекарства не помогали, египтяне использовали амулеты, благовония, татуировки и даже специальные статуэтки, призванные отгонять демонов или умилостивить богов, пославших болезнь. Статуэтки, впрочем, использовались в качестве профилактической меры. “Лечебные” заклинания записывались на папирусных свитках и держались под строгим секретом, врачи-жрецы боялись, что если текст попадет в руки непосвященному, то будет неправильно истолкован, что обернется карой богов.

МЕДИЦИНСКИЕ ПАПИРУСЫ

К сожалению, до наших дней дошли лишь немногие “медицинские папирусы”, но даже их достаточно, чтобы у ученых сложилось представление о том, как египтяне видели болезни и о древних методах лечения. Все известные папирусы названы в честь людей — первых владельцев, либо в честь города, где они хранятся.

Медицинские папирусы Честера Битти, датированные 1200 годом до н.э., посвящены лечению коноплей аноректальных (связанных с прямой кишкой) заболеваний. Возможно, это самое раннее упоминание применения конопли в медицинских целях.

Берлинский медицинский папирус, также известный как папирус Бругша, датируемый 1570 — 1069 г.г. до н.э. (эпоха Нового царства), содержит знания о контрацепции, об овуляции и фертильности, определении беременности по цвету глаз, лица и женских грудей.

Папирус Эберса (ок. 1550 г. до н.э.) рассказывает о частной патологии. В нем описывается более 200 заболеваний и около 1000 способов лечения, среди которых есть методы лечение рака, сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета и даже депрессии.

Папирус Эдвина Смита (ок. 1600 г. до н.э.) является старейшей работой по хирургическому мастерству. В нем рассматриваются различные виды травм (около 50), а также описывается их лечение.

Лейдонский магический папирус (приблизительно III век до н.э.) посвящен магическим приемам врачевания. В нем приводятся и рациональные методы лечения, например, лечение куриной слепоты бычьей печенью, богатой витамином А.

Папирус Эдвина Смита

Фото: Jeff Dahl/ Папирус Эдвина Смита является старейшей работой по хирургическому мастерству. В тексте (на фото) говорится о челюстно-лицевой травме

Папирус Херста (был написан во времена Нового Царства) описывает способы лечения инфекций мочевых путей и пищеварительной системы.

Медицинский Кахунский папирус (ок. 1800 г. до н.э.) посвящен вопросам беременности и зачатия.

Лондонский медицинский папирус (ок. 1782-1570 до н.э.) предлагает способы лечения ожогов, глазных заболеваний.

Дошедшие до нас папирусы, по словам египтологов, представляют собой копии очень древних медицинских трактатов. Древность источников подтверждается отсылками в текстах.

ВРАЧ, АКУШЕРКА, МЕДСЕСТРА, СТОМАТОЛОГ

Врачами в Древнем Египте могли быть как мужчины, так и женщины (правда, значительно реже). Ученые полагают, что первым египетским врачом, который после смерти был обожествлен и почитался как бог врачевания, был Имхотеп (ок. 2667-2600 до н.э.). Он также известен в истории как архитектор первой ступенчатой пирамиды Джосера в Саккаре. Имхотепа знают и по его трактатам, в которых он неоднократно утверждал, что болезни имеют естественные причины, а не являются наказанием богов.

Фрагмент рельефа храма Гора в Эдфу

Фото: Remih/ Фрагмент барельефа храма Гора в Эдфу, на котором изображены хирургическая пила и нога. IV—I века до н. э.

Первой женщиной-врачом, полагают историки, была Мерит Птах, которая жила в Древнем Египте около 2700 г. до н.э. Об этой женщине известно из таблички, находящейся в гробнице ее сына — верховного жреца Древнего Египта, на которой указано, что Мерит Птах была “главным врачом” (где именно, неизвестно).

Песешет (ок. 2500 г. до н.э.) — другая женщина-врач, которую часто называют «великой начальницей всех женщин-врачей». По мнению историков, она возглавляла медицинскую школу в городе Саисе, где находился храм, посвященный богине-целительнице Нейт. Со школой, возглавляемой Песешет, связана легенда об Агнодике Афинской (IV век до н.э.). Легенда гласит, что однажды в Афинах жила женщина, которая очень хотела стать врачом, но в Афинах рабам и женщинам было запрещено изучать медицину, поэтому Агнодика долго выдавала себя за молодого человека, чтобы посещать лекции врача Герофила. Когда обман был раскрыт, женщина убежала в Египет, где нашла приют в медицинской школе в Саисе.

Врачи Древнего Египта должны были быть не только грамотны, но и чисты духом и телом. От врачевателей требовалось, чтобы они тщательно соблюдали ритуальную чистоту, личную гигиену и принимали ванну так же часто, как жрецы высших санов. У каждого доктора была своя специальность: профессиональные врачи назывались “swnw”, главные врачи ”wr swnw”, врачи-маги ”sau”. Врачам постоянно помогали массажисты, медсестры, и провидцы. Интересно, что роды врачи-мужчины не принимали, вместо них это делали акушерки.

Египтолог Каролин Грейвс-Браун пишет:

Акушерство в Древнем Египте было только женской профессией. Это подтверждается древними медицинскими текстами, в которых рассказывается о гинекологии. Мужчины никогда не участвовали в процессе родов

Ни в одном найденном древнеегипетском документе не говорится, что акушерки когда-либо проходили медицинскую подготовку. Они рассматривались не в качестве медицинских работников, а лишь как временные помощники. Акушерками становились лишь на время родов. Это были женщины, которые жили в доме роженицы: родственницы или служанки, иногда соседки.

К медицинскому персоналу египтяне относили медсестер, хотя, как и в случае с акушерками, нет никаких свидетельств о профессиональной подготовке этих работников. Некоторые ученые полагают, что медсестрами в Древнем Египте назывались кормилицы, к которым относились с признательностью и огромным уважением. Грейвс-Браун отмечает:

В Древнем Египте была высокая материнская смертность, и кормилицы играли важную роль

Женщины часто умирали во время родов, поэтому обычно между семьей и кормилицей заключались юридические соглашения по уходу за новорожденным в случае смерти матери.

Барельеф храма в Ком-Омбо

Фото: Remih/ Часть барельефа храма в Ком-Омбо: беременная богиня Исида сидит на родильном стуле. IV—I века до н. э.

Стоматология в Древнем Египте не была широко распространена. Хотя египтяне часто страдали от проблем с зубами, дантистов в то время было очень мало, и историки пока не знают, почему. Первым в истории Египта стоматологом был Геси-Ре (около 2600 г. до н.э.), живший во время правления Джосера. Как утверждают некоторые специалисты, Геси-Ре был личным врачом фараона, который постоянно страдал от проблем с зубами, возможно, из-за рациона питания: к столу часто подавали хлеб грубого помола и пищу, в которую попадал песок. Египтолог Маргарет Бансон пишет:

У египтян всегда были ужасные зубы. Они постоянно страдали от разрушения зубов и пародонтоза. Дантисты старались помогать людям травами, возможно, чтобы остановить инфекцию или облегчить боль. Интересно, что мы обнаружили некоторые мумии с просверленными отверстиями в зубах. Видимо, таким древним хирургическим вмешательством людям лечили абсцесс. Что еще нас поразило, так э

severnymayak.ru

Медицина Древнего Египта, актуальная по сей день / Научный хит

Древний Египет в основном известен своими пирамидами, иероглифами и мумиями. Богатая культура, которая существовала свыше 3000 лет до рождения Христа, оставила массу реликвий, которые дают представление о данной цивилизации. Благодаря переводам документов и надписей, а также красивым изображениям, мы много знаем о жизни в Древнем Египте. Благодаря применявшейся древними египтянами практике мумификации, они много узнали о человеческом организме и, по-видимому, обладали неплохими медицинскими знаниями. В данной статье речь пойдёт о десяти древнеегипетских медицинских методах, которые мы применяем до сих пор. Современные врачи больше не используют чары и амулеты, как древние египтяне, но во многих других отношениях визит к врачу тысячи лет назад, возможно, не сильно отличался от сегодняшнего.

Измерение пульса

Когда мы сегодня приходим в кабинет врача, всякий раз проверяются несколько вещей, а именно, кровяное давление, температура и пульс. Пульс может давать представление о здоровье кровеносной системы. Однако, чтобы это понять, сначала нужно знать, что артерии и вены проходят по всему телу. Сейчас это является общеизвестным фактом, но для ранней медицины это был громадный прорыв. Вероятно, в результате применения практики мумифицирования, древние египтяне узнали о системе кровообращения. Они знали, что она проходит по всему телу и связана с «пульсом». Но они всё же упустили один фактор, поскольку они, по всей видимости, не знали, что само сердце является насосом. Они считали его резервуаром для крови. Тем не менее, они понимали важность сосудистой системы и использовали её для лечения и диагностирования болезней. Идея измерения пульса появилась задолго до своего времени, и пройдут века, пока её начнут применять в других частях мира. В своём знании о сосудистой системе, египтяне также посчитали число сосудов, идущих к каждой части тела. Однако их число было неточным, так как они не знали, какими крошечными могут быть вены и артерии. Но их подсчёт, возможно, позволял им определять местоположение более крупных кровеносных сосудов, что было бы полезно в случае травмы или во время хирургической операции для остановки кровотечения.

Поверните голову и покашляйте

Да, люди, по-видимому, веками проходили эту нелепую проверку. В Папирусе Эберса, медицинском пособии из древнего Египта, упоминается диагноз грыжи, определяемой как «вздутие, появляющееся при кашле». Есть даже древнеегипетские изображения фигур с пупочными грыжами, которые выступают из желудка, и более чем наглядные рисунки грыж в области мошонки. Грыжи возникают, когда часть кишечника выталкивается через мышечную стенку живота. Причиной их появления часто являются натуживание или подъём тяжестей. Учитывая, что египтяне оставили нам такие массивные каменные памятники, как пирамиды, они были привычны к подъёму тяжестей и, возможно, были очень хорошо знакомы с грыжами. Однако их методы лечения грыж кажутся менее известными. В Папирусе Эберса упоминается разогревание области грыжи, но здесь не совсем понятно, использовалось ли тепло лишь для ослабления боли или для прижигания области и склеивания мышц после небольшой хирургической операции. И, кроме того, при таком количестве изображений людей с грыжами, может возникать вопрос о том, лечили ли их вообще.

Тампоны

Многие, наверное, думают, что тампоны являются современным изобретением, которое даёт женщине свободу во время менструации. Это правда, что до недавнего времени тампоны не использовались во многих западных странах. Ещё в конце 80-х годов прошлого века проводились рекламные кампании, которые рекламировали преимущества тампонов и пытались убедить американок в их безопасности. В этих кампаниях даже упоминалось их использование древними египтянами в качестве доказательства их древности и естественности. Часто упоминаемые как тиет, или узел Исиды, тканевые тампоны изготавливались из лоскутов ткани, часто хлопчатобумажной, путём их свертывания и перевязывания веревкой посередине. Название «узел Исиды» связано с богиней Исидой, которая, по легенде, использовала тампон, когда он была беременна Гором для его защиты в матке от атак бога Сета. Древние египтяне также использовали другие тряпки, похожие на современные прокладки, которые были распространёнными во многих ранних культурах. Таким образом, египтянки могли всё знать о преимуществах якобы современного тампона.

Зубные пломбы

В действительности (зубные) дупла были редкими в древнем Египте. Поскольку сахар не входил в рацион египтян, у них не было зубного налёта и других известных нам проблем. Однако они всё же изнашивали свои зубы. Мука и зерно мололись с помощью камней, и, несмотря на все усилия, в еде всегда присутствовали небольшие кусочки камня. Жизнь в песчаной пустыне, вероятно, также добавляла туда и песок. Это изнашивало зубы и могло приводить к появлению дупел или инфекции. Эти инфекции могли фактически вызывать смерть, если бактерии попадали в кровь. У сестры Нефертити предположительно были плохие зубы, которых она лишилась ко времени своей смерти, вероятно, из-за инфекции. В Папирусе Эберса есть упоминания разных заполнителей (пломб) и мазей. В одном из рецептов описано лечение «больного зуба до вскрытия плоти: тмин, 1 часть; смола ладана, 1 часть; сухой фрукт, 1 часть; раздавить и прикладывать к зубу». Идея заключалась в том, что это могло удалить инфекцию. В число других заполнителей входил мёд, который обладал антибактериальными свойствами, и охра, красящий пигмент с большим содержанием железа, и молотая пшеница. Иногда пломбой мог служить просто кусок ткани. В 2012 году проводилось КТ-исследование мумии, в результате которого было обнаружено дупло, заполненное куском полотна. Однако этот человек всё равно страдал от инфекции в момент своей смерти. Древнеегипетские врачи делали всё возможное для лечения дупел и предотвращения заражения, но визит к дантисту никогда не был приятным.

Протезы

В Египте находили мумии с древнейшими в мире известными протезными конечностями, пальцами ног, рук и так далее. Протезы для замены отсутствующих частей тела были необходимы египтянам по двум причинам. Одна из них была связана с верой египтян в то, что после смерти тело должно быть целым и сохранным, чтобы они могли вернуться в него в загробной жизни. Этим, наверное, объясняется важность мумификация и существование протезов. С помощью замены потерянной конечности тело снова становилось целым. Конечно, протез мог бы помочь человеку выполнять некоторые жизненные функции, и также есть доказательства изготовления протезов для живых людей. Это показывает, как египтяне использовали ампутацию для лечения заражений и повреждений, и, по-видимому, люди иногда выживали после хирургических операций. Самым известным из этих пациентов является женщина с деревянным большим пальцем на ноге. Область под протезом зажила, и это показывает, что она действительно использовала протез пальца при жизни. Он, вероятно, помогал ей ходить и сохранять равновесие после потери живого пальца. Он также считается самым старым из известных протезов, которые когда-либо были обнаружены.

Государственная медицина

Доступ к медицинскому обслуживанию очень хорошо контролировался древнеегипетским правительством. Врачи обучались по специальной программе и являлись членами «дома жизни», который обычно был связан с храмом. Это были медицинские учреждения, которые готовили врачей, а также функционировали как медицинские организации, куда каждый мог обращаться за лечением. Также, как упоминалось выше, были такие медицинские пособия, как «Папирус Эберса» и «Папирус Эдвина Смита», в которых содержались описания болезней и методов их лечения и рецепты лекарств. Это показывает, что врачи совместно пользовались лекарствами и методами лечения в рамках стандартизированной системы медицинского обслуживания. В Древнем Египте врачами были как мужчины, так и женщины, и они, по-видимому, могли выбирать специализации, как и современные врачи. Располагая доступом к хорошо подготовленным врачам, египетские граждане имели наилучшее здравоохранение, по сравнению с любыми другими людьми того времени. Кажется, существовала даже компенсация рабочим. Есть описания медицинских лагерей, создававшихся возле строительных площадок и карьеров, чтобы травмированные рабочие могли получать там лечение. И, по-видимому, если травма была получена на работе, работодатель покрывал расходы на лечение. Рабочие даже могли получать дополнительную плату, если они не могли работать. Тысячи лет назад это был очень сложный подход к здравоохранению, и он весьма похож на современные подходы к здравоохранению.

Рецепты

Необходимость приёма лекарств, очевидно, стара как сама цивилизация. К счастью, теперь ложка сахара может помочь нам их проглотить. Древним египтянам в этом отношении повезло меньше. Зачастую лекарства изготавливались методом проб и ошибок. Некоторые из них, в конце концов, оказывались действительно неплохими. Другие могли принести больше вреда, чем пользы. Египтяне знали, что мёд хорошо действовал на раны. (Он до сих пор используется для лечения кожных заболеваний.) Они также знали, что мята могла успокаивать желудок. В то же время, такие ингредиентов как, например, свинец и фекалии, возможно, не были такими хорошими идеями. Тем не менее, вне зависимости от того, действовали они или нет, в медицинских папирусах сохранились десятки рецептов лекарств вместе с инструкциями по дозировке и применению этих ингредиентов. В Древнем Египте пациентов отправляли домой с этими смесями и рекомендациями по их применению, точно так же как в наше время. Были лекарства для всевозможных проблем, которые готовились из разнообразных ингредиентов. Использовались такие минералы, как медь, глина, свинец и соль. В число травяных средств входили фенхель, лук, льняное семя и мята. Другие (давайте назовём их «органическими») ингредиенты включали волосы, кожу, кровь, фекалии разных животных и даже людей. Для наибольшего эффекта в рецептах эти ингредиенты комбинировались. Кажется, было много рецептов от запора. В некоторых из них рекомендуется просто есть больше инжира (не так плохо), в то время как другие рецепты предписывают смесь касторового масла, которое мы по-прежнему используем сегодня, и холодного пива. Средство от ленточных червей в равных частях содержало свинец, нефть, хлеб и сладкое пиво. Надеемся, что эта смесь убивала ленточного червя, а не пациента. Припарки также были очень популярным методом лечения, при этом смеси для наружного употребления применялись для решения всевозможных проблем – от облысения до желудочной боли. Распространённым ингредиентом этих смесей было молоко, как и разные виды фекалий от таких животных, как корова, овца и гусь. Часто в них включались разные виды глины и свинец. Иногда туда включались выделения человека, от мочи до молока и крови. В случае тревожности, в одном рецепте рекомендовалось натирать больного «молоком женщины, родившей сына». Неизвестно, действовало это или нет.

Обрезание

На протяжении веков практика удаления крайней плоти у младенца мужского пола входила и выходила из моды. Иногда она рассматривалась как религиозный обряд, а иногда как медицинская необходимость. Веками еврейская культура отождествлялась с обрезанием, так как христиане его не делали. Сегодня оно широко практикуется врачами в большинстве западных стран независимо от религии. По-видимому, древние египтяне также широко практиковали обрезание. Есть изображения с врачами, выполняющими эту процедуру на пациентах. Египтяне тщательно соблюдали личную гигиену и часто сбривали волосы со своего тела для поддержания чистоты и избегания состояний, связанных с нечистоплотностью. Это могло быть причиной того, что во всей культуре стали практиковать обрезание. Обрезание стало таким распространённым, что необрезанные пенисы были диковинкой. В письменных источниках описывается удивление солдат при виде необрезанных пенисов покорённых ливийцев, которые они часто забирали с собой, чтобы похвастаться ими дома. К счастью, эта практика была утрачена.

Хирургия

Древние египтяне приобрели много знаний по анатомии человека и функциям организма с помощью своих практик мумифицирования. Производя операции на мёртвых, они могли видеть проблемы в телах и ассоциировать их с болезнями в жизни. Эти навыки позволяли им проводить хирургические операции. Более поздние культуры Средневековья полностью утратили эти знания, так как вскрытия были незаконными по религиозным причинам. Готовность древних египтян вскрывать тела ставит их на много веков вперёд в медицинском отношении. На многих мумиях видны следы хирургических операций, от трепанации до удаления опухолей. Использовавшиеся в операциях скальпели изготавливались из меди, слоновой кости или обсидиана. Обсидиан был особенно популярным, так как он представляет собой вулканическое стекло, которое сохраняет остроту лучше, чем большинство современных металлов, и всё ещё используется сегодня. Пациентам давали алкоголь и седативные средства перед операцией, и, поскольку анестезии не существовало, можно было надеяться только на потерю сознания. В качестве седативного средства мог использоваться корень мандрагоры, а маковый сок, опиат, использовался для ослабления боли. Главная проблема с коэффициентами выживания заключалась в том, что, при отсутствии знаний о переливании крови, пациенты часто истекали кровью, если операция была слишком сложной или слишком долгой. Прижигание сосудов горячими лезвиями помогало замедлить кровотечение. После операций антибактериальные мази, например, мёд и медь, помогали предотвратить заражения. Пациенты, которые переживали эти испытания, могли быть первыми в истории людьми, подвергшимися хирургической операции.

Опиаты

Мак, который всё ещё выращивается сегодня для получения сильнодействующих наркотиков, давно был известен своими болеутоляющими свойствами. Сегодня опиаты по-прежнему являются главными болеутоляющими лекарствами, особенно в случаях сильной боли. Хотя использовавшийся древними египтянами маковый сок был не совсем похож на сегодняшние морфий или оксиконтин, в то время он всё равно был очень полезным наркотиком. В древнем мире болеутоляющие было нелегко достать, и способность ослаблять боль была огромным медицинским достижением. Как говорилось выше, маковый сок мог использоваться в хирургических операциях, где он часто добавлялся в пиво или вино. Он приносил облегчение пациентам с нервными проблемами и успокаивал их, снимая депрессию и тревожность. По-видимому, он также использовался повсюду для уменьшения лихорадки и ослабления боли. Этот сок, млечное вещество, получаемое из семенной коробки мака, был не таким сильнодействующим, как современные опиаты, но всё равно эффективным. Это, возможно, объясняет тот факт, что среди древних египтян, по-видимому, не наблюдалось современных проблем с наркозависимостью. Маковый сок редко использовался вне медицины, но он был очень эффективным болеутоляющим и очень полезным средством для лечения и поддержания здоровья древних египтян.

sci-hit.com

Медицина в Древнем Египте

Традиционно считается, что древнегреческое искусство врачевания является «родоначальником» всей современной медицины, однако египетские целители могут гордиться тем фактом, что именно их далекие предки, поклоняющиеся своим великим богам врачевания Тоту и Исиде, были учителями знаменитых греческих лекарей.

Это интересно:

Каким же образом наши современники узнали о способах врачевания, распространенных в Древнем Египте? Первые упоминания о классических симптомах некоторых болезней (например, инсульта и инфаркта), а также способах преодоления этих тяжелейших недугов содержались на стене гробницы придворного архитектора фараона V династии Уаш-Птаха. Кроме того, древние историки, в числе которых египетский жрец Менефон, в своих папирусах упоминают составленные их современниками медицинские трактаты: о строении человеческого тела, о помощи при родах, о ветеринарии и даже о магическом врачевании. Особое место занимают два трактата, содержащие общие знания (папирус Г. Эберса) и знания по хирургии (папирус Э. Смита), написанные, по некоторым гипотезам, знаменитым врачом и архитектором Имхотепом, который после своей смерти был отождествлен с богом врачевания Асклепием.

В Древнем Египте было достаточно хорошо развито искусство врачевания

В чем древним египтянам нет равных до сего дня, так это в искусстве бальзамирования, которое возникло из горячего желания людей как можно дольше сохранить облик близкого человека и не допустить неизбежного после смерти разрушения его телесных тканей. К сожалению, рецепты чудодейственных древнеегипетских бальзамов сейчас утрачены, и восстановить их нет ни малейшей надежды.

Уже более четырех тысяч лет назад древние египтяне точно знали, из каких именно частей состоит человеческое тело, как определить пол неродившегося ребенка, именно им удалось впервые в медицинской практике описать мозг (он был сравнен с «кипящей медью»), установить тесную связь между мозгом и иными частями тела (были диагностировали параличи при травмах головы), определить ведущую роль сердца в человеческой жизни, найти средство от морщин, придумать прототип современной гипсовой повязки — пропитать смолой льняную ткань и пр.

Это интересно:

любая болезнь, по мнению древнеегипетских медиков, в основе своей имела либо естественные (загрязнение организма в связи с приемом некачественной или вредной пищи, влияние на самочувствие погоды и климата и пр. ), либо сверхъестественные причины, к которым относилось, в частности, нападение на ничего не подозревающего человека злых духов. Для того чтобы избавиться от естественных недугов, древними египтянами, в частности, была изобретена клизма, а для освобождения от незваных гостей с того света ими использовались различные магические снадобья, в состав которых входили мышиные хвостики, моча животных и прочие не очень приятные вещества.

Благодаря обнаруженному в конце XIX века в Фивах Г. Эберсом папирусу из 108 листов, человечество абсолютно точно представляет, чем лечились древние египтяне и какие компоненты входили в состав их чудотворных снадобий. Ингредиентами для лекарственных средств служили вода, различные растительные масла, лук, виноград, свежее мясо, свинец, молоко, пиво, глина, мед, сурьма, мак, лотос, сода, железо и многие другие растения и вещества.

Обучение будущих врачей проходило либо в специальных храмовых школах, либо в высших школах (Домах жизни), открытых на территории храмов городов Саиса и Гелиополя. Студенты обучались не только искусству врачевания, но и риторике, астрономии, каллиграфии, стилистике, математике и даже основам магии. По окончании обучения молодой врач приступал к практической деятельности под руководством храмовых жрецов, которые рекомендовали больному определенного доктора и получали плату за осуществленное им лечение.

Между прочим, врачи Древнего Египта имели не больше одной специальности: выучившись на окулиста, доктор мог заниматься исключительно целительством глаз. Кроме того, независимо от исхода лечения, древнеегипетский медик не подвергался никаким гонениям. Также стоит отметить, что, диагностируя, например, ранение, как излечимое, безнадежное или сомнительное, врач обязан был сообщить об этом пациенту без утайки.

В наши дни, благодаря современным египетским медикам и фармацевтам, некоторые древние снадобья обрели вторую жизнь и довольно успешно помогают справиться с различными заболеваниями.

sitekid.ru

Интересные факты о медицине Древнего Египта

egypt.jpg

Древний Египет вполне законно можно назвать колыбелью современной медицины, ведь именно там зародились и сформировались многие основополагающие понятия и принципы, которые были актуальны на протяжении многих веков. Например, труды Геродота считались актуальными и использовались врачами на протяжении нескольких десятков тысяч лет – ведь он и многие его современники смогли каким-то образом добиться очень глубокого понимания внутренних процессов в организме, природы некоторых болезней и их взаимосвязи. Неудивительно, что медицинская история Древнего Египта полна интереснейшими фактами и событиями, о которых мы вам и расскажем.

Медицина и религия

Для начала стоит отметить, что в Древнем Египте покровительницей медицины являлась богиня Сехмет, ну а саму медицинскую помощь оказывали исключительно ее жрецы-служители в храмах. Тем не менее, все они получали определенное медицинское образование и в работе полагались скорее не на божественную помощь, а на знания, доставшиеся им от учителей, предшественников, и полученные в ходе работы. Что же касается самой богини, то ее боялись и почитали, тем более, что, по мнению местных жителей, она была весьма жестокой и мстительной, и именно она посылала различные эпидемии и болезни, как на людей, так и на животных.

В местном божественном пантеоне присутствовало еще несколько мелких божеств, таких как Хорур, Дуауи и другие. Каждый из них отвечал за определенное направление – хирургию, офтальмологию и так далее. У них были свои храмы, и люди всегда знали в какой храм нужно идти с какой проблемой, таким образом, и решалась проблема распределения пациентов. 

Кстати, именно в этих храмах и находились местные «высшие» учебные заведения, в которых преподавали не только медицину, но также физику, математику, литературу и многие другие науки.

Гигиена и фармокология

Одним из главных отличий Древнего Египта, и ярким показателем прогрессивности этого уникального государства является тот факт, что именно в нем впервые начали задумываться о гигиене, как о методе заблаговременного предотвращении различных болезней. Несмотря на жаркий климат и совсем неблагоприятные условия, в городах Египта создавались канализации, строились акведуки, люди пили воду, отстроенную в бронзовой посуде, ну а представители богатых сословий использовали для очистки воды серебро. Гигиену должны были соблюдать все жители без исключения – мыться было необходимо дважды в день, волосы стригли, а одежду регулярно стирали. Все эти действия, и дальнейшее развитие гигиены позволило серьезно сократить опасность и распространение вирусных и инфекционных заболеваний.

Интересные правила распространялись на работу египетских жрецов-медиков. Существовал целый кодекс правил и этических норм, которого должны были придерживаться жрецы, и даже в случае неудачи в лечении их никто ни в чем не мог обвинить, ну а вот нарушение правил каралось со всей строгостью, несмотря на высокий статус медиков в обществе.

Стоит отметить, что египетские врачи уделяли очень много времени выявлению причин того или иного заболевания, с целью его предупреждения и разработки профилактических процедур. Больше всего в этом вопросе преуспел Геродот, который связывал употребление плохо приготовленного мяса с возникновением паразитов, развитие сердечных заболеваний с чересчур жарким климатом и так далее. Конечно же, не все его суждения были абсолютно верны, но именно они помогли в дальнейшем понять природу многих заболеваний.

Отдельным направлением медицины, начавшимся развиваться именно в Египте, стала фармакология, которая уже на ранних этапах существованиях серьезно изменила возможности местных врачей. В Египте впервые начали применять некоторые виды антибиотиков для лечения, а в частности использовали пенициллин для борьбы с инфекциями. Были выяснены многие лечебные свойства местных растений, а настойку опия даже начали применять в качестве анестезирующего препарата при проведении операций.

Успехи в хирургии

Однако наибольших успехов египетские врачи достигли именно в хирургии, ведь им было необходимо проводить сложнейшие обряды мумифицирования, при которых они аккуратно извлекали внутренние органы и бальзамировали тела таким образом, что они сохранялись на протяжении многих веков. Именно поэтому египетские хирурги превосходно разбирались в строении человеческого организма, понимали, как действует сердце и кровеносная система, и даже проводили очень серьезные операции. 

Судя по найденным археологами останкам, в Египте активно практиковалось сращивание костей после переломов с их фиксацией. Практически все найденные скелеты со следами переломов подтвердили тот факт, что врачи понимали, что сломанные кости нужно возвращать в исходное положение.

Но гораздо более серьезным достижением можно считать свидетельства того, что египетские врачи даже проводили успешные операции на мозгу. Делали они это с помощью искусных и разнообразных инструментов, производимых из бронзы и серебра.

Более того в Древнем Египте развивались и такие направления медицины, как стоматология или ортопедия. Древние стоматологи создавали протезы зубов из слоновой кости и с помощью трав и растворов даже проводили пломбирование. Что же касается ортопедов, то они разрабатывали лечебные технологии массажа и самостоятельно создавали протезы конечностей из дерева.

Развивалась в Древнем Египте и гинекология. Были созданы специализированные инструменты, которые применялись при родах с осложнениями. Также именно в Древнем Египте появились первые презервативы и тесты на беременность. Разумеется, их эффективность была далека от идеала, однако в этом вопросе гораздо более важной была сама разработка концепции.

Врачами в Древнем Египте выступали исключительно мужчины, однако истории известны и несколько исключений, когда женщины также добивались успехов на этом поприще. Также предполагается, что именно женщины исполняли роль акушерок.

История медицины Древнего Египта действительно многогранна и даже немногочисленные дошедшие до нас свидетельства и документы поражают уровнем осведомленности и подготовленность древних врачей. Именно их опыт стал фундаментом для современной медицины и подтолкнул развитие всего человечества.

Вернуться к статьям

professiya-vrach.ru

StudyPort.Ru - Медицина Древнего Египта

В противоположность Вавилону, мрачной родине деспотизма, Египет был для древнего мира истинной крепостью священной науки, школой для его наиболее славных пророков, убежищем и вместе лабораторией наиболее благородных преданий человечества. Эдуард Шюре (“Мистерии Египта”).

Египет - узкая полоска орошенной земли, протянувшаяся среди необозримых песков в нижнем течении Нила, снабжающего ее водой и плодородным илом. Здесь свыше шести тысячелетий назад расцвела одна из древнейших цивилизаций мира. Традиции врачевания в Древнем Египте складывались в тесном взаимодействии с медициной Древней Месопотамии. Они оказали большое влияние на становление медицины Древней Греции, считающейся предшественницей современной научной медицины.

Источники сведений о медицине Древнего Египта

Изучение древнеегипетских текстов началось сравнительно недавно, после того как французский ученый Ж. Ф. Шампольон разгадал тайну египетского иероглифического письма. Первое сообщение об этом было сделано 27 сентября 1822 г. перед собранием ученых Франции. Этот день принято считать днем рождения науки египтологии. Открытие Шампольона было связано с изучением надписей на Розеттском камне, найденном офицером наполеоновской армии в 1799 г. при рытье окопов у города Розетта в Египте. До расшифровки древнеегипетского письма единственными источниками по истории Древнего Египта и его медицины были сведения греческого историка Геродота, египетского жреца Манефона, изложенные на древнегреческом языке, а также произведения греческих писателей Диодора, Полибия, Страбона, Плутарха и др. Многочисленные древнеегипетские тексты на стенах пирамид, гробниц и папирусных свитках оставались для исследователей “немыми”.

Впервые о существовании медицинских трактатов в Древнем Египте говорится в записи на стене гробницы Уаш-Птаха - главного архитектора царя V династии Неферирка-Ра (ХХV в. до н. э.). В этой же надписи приводится клиническая картина скоропостижной смерти архитектора, которая, по современным представлениям, напоминает инфаркт миокарда или инсульт мозга.

Древнейшие медицинские трактаты написаны на папирусах. До наших дней они не сохранились и мы знаем о них лишь по свидетельству древних историков. Так, жрец Менефон сообщает, что Атотис (второй царь I династии) составил медицинский папирус о строении тела человека. В настоящее время известно 10 основных папирусов, полностью или частично посвященных врачеванию. Все они являются списками с более ранних трактатов. Самый старый дошедший до нас медицинский папирус датируется примерно 1800 г. до н. э. Один его раздел посвящен ведению родов, а другой - лечению животных. В то же время были составлены IV и V папирусы из Ромессеума, в которых описаны приемы магического врачевания. Наиболее полные сведения о медицине Древнего Египта дают два папируса, датируемые примерно 1550 г. до н. э., - большой медицинский папирус Г. Эберса и папирус по хирургии Э. Смита. Оба папируса, по-видимому, написаны одним лицом и являются копиями более древнего трактата. Египтологи считают, что этот древний несохранившийся папирус был составлен легендарным врачом Имхотепом в начале III тысячелетия до н. э. Впоследствии Имхотеп был обожествлен.

Связь мифологии Древнего Египта с врачеванием

Египетская религия, существовавшая на протяжении почти четырех тысячелетий, базировалась на культе животных. Каждый египетский ном (город-государство) имел свое священное животное или птицу: кошка, лев, бык, баран, сокол, ибис и др. Особенно почитались змеи. Кобра Уаджит была покровительницей Нижнего Египта. Ее изображение находилось на головном уборе фараона. Наряду с соколом, пчелой и коршуном она олицетворяла царскую власть. На амулетах кобру помещали рядом со священным глазом - символом бога неба Хора. Умершее культовое животное бальзамировали и хоронили в священных гробницах: кошек в городе Бубастис, ибисов в городе Иуну, собак в городах своей гибели. Мумии священных змей хоронили в храмах бога Амона-Ра. В Мемфисе в грандиозном подземном некрополе обнаружено большое число каменных саркофагов с мумиями священных быков. Убийство священного животного каралось смертной казнью. По представлениям египтян душа умершего человека в течение 3 тыс. лет находится в телах обожествленных животных и птиц, что помогает ей избегать опасностей загробного мира. Этим Геродот объясняет суровость наказания за убийство священного животного.

Главными богами врачевания считались бог мудрости Тот и богиня материнства и плодородия Исида. Тот изображался в виде человека с головой птицы ибис или воплощался в образе павиана. И ибис, и павиан олицетворяли в Древнем Египте мудрость. Тот создал письменность, математику, астрономию, религиозные обряды, музыку и что особенно важно - систему лечения болезней природными средствами. Ему приписываются самые древние медицинские трактаты.

Исида считалась создательницей магических основ врачевания и покровительницей детей. Лекарства с именем Исиды даже упоминаются в трудах древнеримского врача-фармацевта Галена.

У древнеегипетской медицины были и другие божественные покровители: могучая львиноголовая богиня Сохмет, защитница женщин и рожениц; богиня Тауэрт, изображавшаяся в виде самки гиппопотама. Каждый новорожденный египтянин независимо от социального статуса лежал рядом с небольшой статуэткой Тауэрт.

Заупокойный культ

Древние египтяне считали загробную жизнь продолжением земной. По их представлениям, загробная субстанция человека существует в двух формах - душа и жизненная сила. Душа, изображаемая в виде птицы с головой человека, может существовать при теле умершего человека или покидать его на время, поднимаясь к богам на небо. Жизненная сила, или “двойник”, обитает в гробнице, но может переселяться в потусторонний мир и даже переходить в изваяния умершего.

Представления о связи загробных субстанций с местом погребения привели к стремлению сохранить тело умершего от разрушения - набальзамировать его. Этим занимались лица, в совершенстве владевшие различными способами бальзамирования. Один из этих способов описывает греческий историк Геродот. Способы бальзамирования утрачены, но эффективность их очевидна. Трупы, мумифицированные древними египтянами несколько тысячелетий назад, сохранились до наших дней и позволяют проводить исследования состояния здоровья и особенностей заболеваемости в столь отдаленные времена. Однако далеко не все имели возможность бальзамировать тела умерших родственников. Большинство египтян в те далекие времена хоронили без мумификации, в ямах и без гроба.

Следует сразу оговориться, что мумификацию В. И. Ленина в России проводили по технологии, не имеющей ничего общего с методами древних египтян. Оригинальность российского метода заключалась в возможности сохранения прижизненной окраски тканей и максимального портретного сходства с живым объектом. Все египетские мумии имеют коричневую окраску и отдаленное портретное сходство с умершим. Цель египетского бальзамирования не преследовала перспективы оживления покойника и возврата его к земной жизни.

Практика бальзамирования в Древнем Египте явилась, по-видимому, первым и основным источником знаний о строении человеческого тела. Бальзамирование требовало применения и различных реактивов, что косвенно способствовало зарождению представлений о химической природе реакций. Более того, предполагается, что и само название “химия” произошло от древнего названия Египта - “Кемет”. Знания египтян в области анатомии существенно превышали представления о строении человеческого тела в соседних странах и, в частности, Месопотамии, где трупы умерших не вскрывали.

Естественные и сверхъестественные болезни

Египтяне знали крупные органы: сердце, сосуды, почки, кишечник, мышцы и др. Им принадлежит первое описание мозга. В папирусе Э. Смита движение мозга в открытой ране черепа сравнивается с “кипящей медью”. Египетские врачи ассоциировали повреждения мозга с нарушением функции других частей тела. Им были известны так называемые двигательные параличи конечностей при ранениях головы. Папирус Эберса имеет важный теоретический раздел, в котором анализируется роль сердца в жизни человека: “Начало тайн врача - знание хода сердца, от которого идут сосуды ко всем членам, ибо всякий врач, всякий жрец богини Сохмет, всякий заклинатель, касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног - везде касается сердца: от него направлены сосуды к каждому члену...” Древним египтянам более четырех тысячелетий назад была известна диагностика болезней по пульсу.

Врачеватели Египта делили причины болезней на естественные и сверхъестественные. К первым они относили нездоровую пищу, неблагоприятные климатические и погодные факторы, наличие кишечных паразитов. Геродот пишет, что египтяне считали причиной человеческих недугов плохую пищу, поэтому “желудок свой они очищают каждый месяц три дня подряд, принимая слабительные средства, и сохраняют здоровье рвотными и клистирами”. Египтянам приписывают и изобретение клизмы. Интересно, что язык описания зашлакованности организма и методов очистки от шлаков многих современных народных целителей мало чем отличается от представлений древних египетских врачевателей.

Сверхъестественные причины болезней египтяне видели во вселении в организм злых духов умерших. Для их изгнания использовались как лекарственные средства, так и различные магические приемы. Полагали, что дурные запахи и горькая пища отпугивают злых духов. Поэтому в состав ритуальных смесей при магических процедурах включали такие экзотические продукты, как части хвостов мышей, выделения из ушей свиней, кал и мочу животных. Во время изгнания злых духов звучали заклинания: “О мертвый! О покойник, скрывшийся в этой моей плоти, в этих частях моего тела. Смотри! Я достал кал, чтобы есть против тебя. Спрятавшийся - удались! Скрывшийся - выходи!” Многие целители нашего времени “снимают сглаз и порчу”, произнося тексты, близкие по сути к древнеегипетским, хотя в те времена было немало приемов врачевания, лишенных всякой мистики.

Папирус Эберса

Обнаруженный в Фивах в 1872 г., папирус Эберса представляет собой медицинскую энциклопедию древних египтян. В нем содержится более 900 прописей лекарств для лечения болезней желудочно-кишечного тракта, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, нарушений слуха и зрения, разного рода инфекционных процессов и глистных инвазий. Папирус склеен из 108 листов и имеет длину 20,5 м. Египетские врачеватели пользовались мазями, пластырями, примочками, микстурами, клизмами и другими лекарственными формами. Основами для приготовления лекарств служили молоко, мед, пиво, вода священных источников, растительные масла. Некоторые прописи содержали до 40 компонентов, многие из которых не удается пока идентифицировать, что затрудняет их изучение. В состав лекарств входили растения (лук, гранат, алоэ, виноград, финики, снотворный мак, лотос, папирус), минеральные вещества (сера, сурьма, железо, свинец, алебастр, сода, глина, селитра), а также части тела различных животных. Вот пример прописи мочегонного средства: пшеничной крупы - 1/8, плодов шед - 1/8, охры - 1/32, воды - 5 частей. Готовить лекарство рекомендовалось ночью и пить четыре дня. Прием некоторых лекарств сопровождался магическими обрядами в виде заклинаний и заговоров.

Родина косметики

В папирусе Эберса приводятся прописи лекарств для разглаживания морщин, удаления родинок, окраски волос и бровей, усиления роста волос. Для защиты от палящего солнца египтяне обоего пола обводили глаза зеленой пастой, содержащей сурьму и жир. Глазам при этом придавалась миндалевидная форма. Женщины Египта румянили щеки и красили губы. По-видимому, египтяне первыми ввели в употребление парик, который надевали на коротко остриженные волосы. Парик состоял из большого числа туго переплетенных косичек. Он заменял головной убор и косвенно способствовал борьбе со вшивостью. Современные косметические египетские фирмы, стремящиеся на российский рынок, пытаются возродить многие древние прописи, рекламируя омолаживающее действие древних мазей, пластырей, примочек.

Большое значение древние египтяне придавали соблюдению гигиенических правил. Религиозные законы предписывали умеренность в пище и опрятность в быту. Описывая обычаи египтян V в. до н. э., Геродот свидетельствует: “Египтяне пьют только из медных сосудов, которые чистят ежедневно. Платье носят полотняное, всегда свежевымытое, и это составляет для них предмет большой заботы. Обрезают волосы и носят парики, чтобы избежать вшей... ради чистоты, предпочитая быть опрятными, нежели красивыми. Жрецы через день стригут себе волосы на всем теле для того, чтобы не иметь на себе ни вши, ни какой-либо иной скверны во время служения богам. Одежда жрецов только полотняная, а обувь из папируса. Моются они два раза в день и два раза в ночь”. По-видимому, не случайно древние греки считали египтян основателями “предупредительной” медицины.

Обучение врачеванию

Передача медицинских знаний в Древнем Египте была тесно связана с обучением иероглифическому письму в специальных школах при храмах. В этих заведениях царила строгая дисциплина и в ходу были телесные наказания. В крупных храмах городов Саис и Гелиополь существовали высшие школы, или Дома жизни. Наряду с медициной в них обучали математике, архитектуре, ваянию, астрономии, а также тайнам магических культов и обрядов. Дома жизни многими исследователями рассматриваются как предшественники университетов последующих эпох.

Учащиеся Домов жизни овладевали искусством каллиграфии, стилистики и ораторского мастерства. Здесь хранились и переписывались папирусы. До нас дошли лишь третьи или четвертые списки древних оригиналов. Образованного человека, а врач должен был быть таковым, египтяне называли “знающий вещи”. Существовал определенный объем знаний, который позволял египтянам узнавать “знающего по знанию его”.

Врачебная деятельность в Древнем Египте подчинялась строгим моральным нормам. Соблюдая их, врач ничем не рисковал, даже при неудачном исходе лечения. Однако нарушение правил жестоко каралось вплоть до смертной казни. Каждый египетский врач принадлежал к определенной коллегии жрецов. Больные обращались не непосредственно к врачу, а в храм, где им рекомендовали соответствующего врача. Гонорар за лечение выплачивался храму, который содержал врача.

Правители многих стран приглашали на службу ко двору египетских врачей. Геродот приводит такое свидетельство: “Персидский царь Кир II Великий просил у фараона Амасиса прислать ему “лучшего в целом Египте” глазного врача. Врачебное искусство разделено в Египте таким образом, что каждый врач излечивает только одну болезнь. Поэтому у них полно врачей: одни лечат глаза, другие голову, третьи зубы, четвертые желудок, пятые внутренние болезни”.

Геродот пишет о Египте V в. до н. э. К тому времени его древняя культура насчитывала не менее трех тысячелетий своей истории. Страна пережила нашествия многих завоевателей, и былое великолепие клонилось к естественному закату. Однако огромное влияние Египта на развитие культуры и медицины народов Европы, Азии и Африки еще оставалось в силе. Родина Геродота Древняя Эллада только вступала на путь исторического расцвета. Преемственность египетской медицины хорошо отражена Гомером в “Одиссее”. Заботясь о здоровье и силе духа царя Менелая, Елена

“... подлить вознамерилась соку,Гореусладного, миротворящего, сердцу забвенье Бедствий дающего...Диева светлая дочь обладала там соком чудесным;Щедро в Египте ее Полидамна, супруга Фоона,Им наделила; земля там богатообильная, многоЗлаков рождает и добрых, целебных, и злых, ядовитых;Каждый в народе там врач, превышающий знаньем глубокимПрочих людей, поелику там все из Пеонова рода”.

(Перевод с древнегреческого В. А. Жуковского)

На полях сражений

Большую роль в накоплении сведений в Древнем Египте ирали военные врачи, сопровождавшие египетское войско в походах. На гробницах сохранились изображения операций на конечностях. В списках с папируса обожествленного врача Имхотепа даются четкие указания по лечению ран мягких тканей, технике перевязок, а также по выполнению наиболее частых хирургических операций того времени: обрезание и кастрация. Все ранения делились по прогнозу на излечимые, сомнительные и безнадежные. Врачебная этика того времени требовала открытого сообщения пациенту предполагаемого исхода лечения одной из трех фраз: “Это болезнь, которую я могу вылечить; это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить; это болезнь, которую я не смогу вылечить”.

В тех случаях, когда излечение было возможным, в папирусе Имхотепа даются четкие указания тактики врачевания: “Скажи ты тому, у кого зияющая рана на голове: “Это болезнь, которую я буду лечить”. После того, как ты зашьешь ему рану, в первый день положи на нее свежее мясо и не бинтуй ее. Заботься о нем до тех пор, пока пройдет время его болезни. Лечи рану жиром, медом, корпией, пока больной не поправится”.

При лечении переломов египетские врачеватели применяли деревянные лубки или бинтовали поврежденную конечность льняной тканью, пропитанной затвердевающей смолой. Такие шины обнаружены на египетских мумиях. Они во многом близки современным гипсовым повязкам.

Уринотерапия

В Древнем Египте моча находила довольно широкое применение в качестве лечебного средства. У Геродота есть описание не совсем ординарного случая уринотерапии: “По смерти Сезостриса царскую власть наследовал сын его Ферон, который ослеп... заболев глазами. Десять лет он был слепым; на одиннадцатом году царь услышал слово оракула в городе Буто, что время наказания его истекло, что он прозреет, если промоет глаза мочой женщины, которая имеет сношения только с мужем и никакого другого мужчину не имеет. Он прежде всего испытал мочу собственной жены и, когда не прозрел, подверг испытанию всех женщин подряд, пока наконец не прозрел. Тогда он собрал всех женщин, которых испытывал, кроме той, от мочи которой он прозрел, в одно место, именуемое теперь Красным полем, и всех их там сжег; на той женщине, от мочи которой прозрел, царь сам женился”. Так в Древнем Египте одновременно был получен лечебный эффект и проведена экспертиза супружеской верности.

В папирусе Эберса гинекологический раздел содержит сведения о распознавании сроков беременности, пола будущего ребенка, а также “женщины, могущей и не могущей родить”. Берлинский и Кахунский папирусы описывают простой способ определения пола будущего ребенка. Предлагается смочить мочой беременной женщины зерна ячменя и пшеницы. Если первой прорастет пшеница - родится девочка, если ячмень - мальчик. Американские исследователи из Джорджтаунского университета провели такие пробы и получили статистически значимое подтверждение их эффективности. Однако рационального объяснения этот факт пока не имеет.

В Древнем Египте страдали от зубной боли

Исключительно популярной в Древнем Египте была профессия зубного врача. Это и понятно, так как исследование мумий показало широкое распространение у египтян тяжелых воспалительных заболеваний надкостницы, десен и зубов. Даже у фараонов, при которых находились лучшие египетские стоматологи того времени, обнаружены поражения челюстей и выпадение зубов. По-видимому, тогда еще не были известны такие вмешательства, как пломбирование кариозных полостей и протезирование зубов золотом или другими металлами. Единственным свидетельством использования золота в древнеегипетской зубоврачебной практике является накладка двух нижних моляров, соединенных между собой тонкой проволокой по линии шеек обоих зубов.

Лечение болезней зубов в Древнем Египте проводили в основном консервативно, прикладывая к больному зубу или деснам различные пасты. В папирусе Эберса имеется 11 прописей таких лекарств. По мысли составителей, эти пасты должны были оздоравливать полость рта, укреплять зубы, снимать воспаление десен (парадонтоз) и зубную боль. Многие из прописей паст папируса Эберса современные египетские фармацевты воспроизвели и рекомендуют для лечения распространенного в наше время парадонтоза, ведущего к выпадению зубов.

Современная фармацевтическая промышленность Египта и ее научная база принадлежит государству. Существуют лишь единичные частные фармацевтические фирмы, которые поставляют лекарства на российский рынок медикаментов. Учитывая, что ряд древнеегипетских лекарств прошли испытание временем и вполне допустимы для использования в наше время, египетские медики и фармацевты проявляют большой интерес к разработке на их основе современных лекарственных средств. Уже внедрены в практику слабительные, мочегонные, противовоспалительные, противоревматические и другие средства с компонентами древних египетских прописей.

studyport.ru

Медицина Древнего Египта - Gpedia, Your Encyclopedia

Древнеегипетская медицина — самая древняя из документированных медицинских систем. С XXXIII века до н. э. до персидского вторжения в 525 году до н. э. она не претерпела особенных изменений в плане практики, которая, тем не менее, была передовой для своего времени в некоторые исторические периоды и включала в себя простую неинвазивную хирургию, способы лечения переломов и обширный набор фармакопеи. Древнеегипетская медицина оказала влияние на многие последующие медицинские системы Древнего мира, в том числе на греческую.

Источники

Основным источником информации о древнеегипетской медицине долгое время были сообщения греческих авторов, но расшифровка в 1822 году древнеегипетских иероглифов позволила в том числе прочесть тексты на папирусах, касающихся медицинских знаний Древнего Египта.

Источники позволяют нам установить, что египтяне страдали от самых разных болезней и скрупулезно их описывали, пытались найти от каждой лечение, но болезни с неявными симптомами представляли для них загадку. В медицинских папирусах упоминаются сотни различных болезней и методов лечения[1][2].

Медицинские папирусы

  • Папирус Кахуна[3] (1800-1850 до н.э.) состоит из трёх частей, посвящённых медицине, ветеринарии и математике. Первый папирус состоит из трёх листов с медицинским текстом по теме гинекология, перечисляет 17 диагнозов женских заболеваний, 17 симптомов беременности, рецепты для зачатия, контрацепции или предписания к лечению истерии.
  • Папирусы из Рамессумы (1850 до н.э.) — два папируса, написанных иероглифическим письмом, а не иератическим, как большинство медицинских папирусов. Первый папирус — медико-магический, содержит рецепты, касающиеся родов, ухода за новорожденным, прогноза его жизнеспособности. Имеется один рецепт по предотвращению зачатия с применением экскрементов крокодила. Второй — чисто медицинский, текст частично утрачен. В сохранившейся части содержатся 20 рецептов, большей частью от болезни под названием «негибкость членов».
  • Папирус Смита (1550 до н.э.) содержит рациональные приёмы и методы лечения, рассматривает 48 видов травм, даёт рекомендации по их лечению и прогноз на выздоровление.
  • Папирус Эберса (1550 до н.э.) посвящён вопросам частной патологии, в нём описывается 250 заболеваний, 877 способов лечения, 900 рецептов лекарств.
  • Папирус Бругша (1400 до н.э.) представляет собой трактат по детским болезням, фактически первый известный трактат по педиатрии, хотя медицинская составляющая теряется за мистической.
  • В Берлинском папирусе описываются болезни сосудов и ревматизм, приводится способ определения пола будущего ребенка, дается совет, как определить, сможет ли женщина родить:

    «Для распознания женщины, которая сможет родить и которая не сможет, растение «бедедука» растереть и смешать с молоком женщины, которая родила мальчика, и дать проглотить. Если это вызовет рвоту — то будет рожать, если вспучит — никогда не будет рожать».

  • Папирус Хёрста (Верхний Египет) описывает рецепты эмпирического врачевания. В нём описывается 260 случаев болезней, из которых 96 упоминаются в папирусе Эберса, имеется глава о болезнях костей, лечении переломов конечностей и мерах предосторожности при укусах ядовитыми насекомыми.
  • Лондонский папирус[4] — основное внимание уделено магическим приёмам лечения. Вместе с тем там приводятся и рациональные рецепты — такие, как применение для лечения куриной слепоты бычьей печенью, содержащей витамин А, как употребление при желудочных заболеваниях клещевины, имеющей в своём составе касторовое масло. Из 61 рецепта 25 относятся к врачеванию.
  • В Лейденском папирусе[4] приводятся рецепты и описаны приёмы магического и эмпирического врачевания, аналогичные тем, которые приводятся в других папирусах.

Врачи Древнего Египта

Медициной в Древнем Египте занимались жрецы. Геродот пишет, что их специализация различалась: «каждый врач занимается особым родом болезней: одни — глазные врачи, другие — врачи для головы, третьи — для зубов, и ещё иные — для невидимых болезней» и ещё был специальный «изготовитель лекарств», однако это свидетельство относится уже к Позднему периоду. Если врачебная специализация и была раньше, то относилась только к придворным медикам[5], да и то была условной, так как «специализации» одного врача перечисляются как почётные титулы.

У врачей Древнего Египта была хорошая репутация, и правители других империй даже просили фараона прислать к ним врачей, чтобы лечить своих родственников. Имена некоторых из врачей Египта - Имхотеп[6], Мерит Птах, Песешет (первые женщины-врачи) и Хеси-Ра - остались в истории. Однако следует учитывать, что источники для столь древних эпох редко бывают абсолютно достоверны. Обстоятельства жизни и деятельности этих людей окружены легендами, более поздними дополнениями и искажениями.

Методы лечения и диагностики

Лечение мигрени путем привязывания к голове пациента глиняного крокодила.

Лечение в Древнем Египте представляло собой синтез магии и терапии. Как правило, они применялись в совокупности по принципу: «Магия действенна вместе с лекарственным средством, лекарственное средство действенно вместе с магией». Но вместе с тем, встречаются и источники, в которых роль магии и заклинаний рассматривается как решающая, действенная сама по себе.

Магические методы воздействия заключались, как ни странно, в экзорцизме, то есть в изгнании из тела больного «демонов», которые вызвали болезнь. Диагностика же заключалась в том, чтобы по симптомам установить, какой конкретно демон засел в теле больного, после чего прогнать его заклинаниями и лекарствами.

Для лечения египтяне применяли практически все известные им материалы и компоненты: начиная от самых тривиальных (мёд, молоко, масло, растительные и животные жиры, лекарственные травы, глина, сода и далее до бесконечности) до более чем экзотических (частицы «небесного железа», метеорита — самого дорогого материала в Древнем Египте).

Множество медицинских практик были эффективными, например, многие хирургические процедуры, приведённые в папирусе Смита. В основном советы врачей для сохранения здоровья включали рекомендации мыться и брить тела, в том числе под мышками, так как это поможет предотвратить инфекции. Они также рекомендовали пациентам следить за своим питанием и избегать продуктов, таких как сырая рыба или сырое мясо других животных, считавшееся нечистым.

Многие методы были неэффективны или вредны — в частности, многие рецепты лекарств содержали навоз, который содержит продукты брожения и плесени; некоторые из них имеют целебные свойства, но также и бактерии, представляющие серьёзную угрозу заражения.

Хирургия и анатомия

Бронзовые ножи, используемые в процессе бальзамирования тела. 600—200 гг. до н.э. Протез большого пальца из дерева и кожаное крепление; вероятно, использовался для облегчения ходьбы.

Египтяне практиковали бальзамирование, при котором внутренние органы трупа извлекаются и помещаются отдельно, то есть можно предположить, что египтяне примерно представляли анатомическое устройство человека, однако не знали функций каждого органа. Например, органом мышления и вообще самым важным органом человека считалось сердце, как единственный орган, ощутимо реагирующий на происходящее, и его обычно оставляли в груди.

Египетские врачи были осведомлены о существовании пульса и связи между пульсом и сердцем. Автор «папируса Смита» даже имел смутное представление о сердечно-сосудистой системе, хотя и не о кровообращении, и он не мог или считал неважным, различать кровеносные сосуды, сухожилия и нервы. Древние египтяне разработали свою теорию «каналов», которые несли воздух, воду и крови в организме по аналогии с рекой Нил; если они будут заблокированы, поля станут нездоровы, и они применяли этот принцип к телу: если человек был болен, то нужно использовать слабительные, чтобы разблокировать «каналы».

Операция была довольно распространённой практикой среди врачей для лечения телесных повреждений. Египетские врачи признавали три категории повреждений: поддающиеся лечению, спорные и неизлечимые заболевания. Излечимые заболевания хирурги быстро оперировали. Спорными болезнями были те, при которых больной мог предположительно прожить без лечения, поэтому пациенты, входившие в эту категорию, наблюдались, и если их болезнь сохранялась, то предпринимались хирургические попытки излечить её. Хирургические инструменты, обнаруженные в археологических памятниках, включают ножи, крюки, свёрла, щипцы, весы, ложки, пилы и вазы с ладаном.

Обрезание мужчин было нормой, как писал Геродот в своей «Истории». Хотя эффективность этой процедуры редко упоминалась, её отсутствие в других культурах часто отмечалось: об отсутствии обрезания у ливийцев неоднократно говорится в папирусах, а из военных кампаний необрезанные фаллосы привозились в качестве трофеев, что свидетельствует об их непривычности. Правда, другие документы, описывающие инициацию в религиозных обществах через обрезание, позволяют предположить, что эта практика была особенной и не получила широкого распространения. Единственное известное изображение процедуры в могиле врача показывает подростков и взрослых, а не детей. Женское обрезание могло применяться на практике, хотя ни одного упоминания о нём в древних текстах нет.

Протезирование в виде искусственных пальцев или глаз существовало, но имело в большей степени декоративный, нежели практический эффект.

Отдельно существовала и стоматология, однако находилась она на достаточно низком уровне развития. Состояние зубов большинства египтян было плохим из-за слишком грубого помола зерна. Стоматологические заболевания могли быть даже причиной смерти. Больной зуб, как правило, удалялся, в качестве обезболивающего использовался опиум.

Примечания

Ссылки

www.gpedia.com

Врачевание в древнем Египте | Железный век

Врачевание Древнего Египта

Врачевание составляло важную часть культуры древнего Египта. Первые представления о строении человеческого тела египтяне получали из практики бальзамирования, которая также свидетельствовала и о достижениях в области химии (ученые полагают, что современное слово «химия» произошло от древнего названия Египта — «Ке-мет», или «Кхемет»).

Познания древних египтян в области строения тела были достаточно высокими для своего времени и сравнимы лишь с достижениями древних индийцев, с той оговоркой, что египетские тексты датируются II тысячелетием до н.э., а индийские медицинские трактаты — первыми веками нашей эры.

Уже в середине II тысячелетия до н.э. древние египтяне описали крупные органы: мозг, сердце, сосуды, почки, кишечник, мышцы и т.д. Однако они не подвергали их специальному изучению, что связано видимо, с влиянием догматов религии.

Египтянам принадлежит первое из дошедших до нас описание мозга. Оно приведено в папирусе Э. Смита, в котором движение мозга в открытой ране сравнивается с «кипящей медью». Древние египтяне заметили, что повреждение мозга вызывает болезненное состояние других частей тела, и, таким образом, положили начало естественно-научным представлениям о мозге.

Особую роль в жизни человека они отводили сердцу и сосудам: «Начало тайн врача — знание хода сердца, от которого идут сосуды ко всем членам, ибо всякий врачеватель, всякий жрец богини Сохмет, всякий заклинатель, касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног,— везде касается сердца: от него направлены сосуды к каждому члену…»— говорится в папирусе Г. Эберса.Таким образом, древние египтяне в середине II тысячелетия до н.э. владели искусством определения болезней по пульсу, который они наблюдали в различных точках тела.

Причины болезней древние египтяне связывали как с естественными явлениями (нездоровая пища, кишечные паразиты, изменения погоды), так и со сверхъестественными представлениями (например, вселение злого духа умершего в тело заболевшего).По свидетельству Геродота, они были убеждены в том, что «все людские недуги происходят от пищи». Вот почему «желудок свой они очищают каждый месяц три дня подряд, принимая слабительные средства, и сохраняют здоровье рвотными и клистирами» (изобретение клизмы приписывают египтянам).

Самую обширную информацию о внутренних болезнях и лекарственном врачевании в древнем Египте содержит большой медицинский папирус Г. Эберса (XVI в. до н. э.), обнаруженный в 1872 г. в Фивах и названный по имени изучавшего его ученого.Склеенный из 108 листов, он достигает в длину 20,5 м и вполне оправдывает свое название «Книга приготовления лекарств для всех частей тела».

Папирус содержит около 900 прописей лекарств для лечения органов пищеварения, дыхательных путей, уха, горла и носа, ожогов и кровотечений, глазных болезней, кожных, паразитарных и многих других заболеваний.При составлении лекарств широко использовались растения (лук, мак, финики, лотос, гранат, алоэ, виноград, папирус), минеральные вещества (сурьма, сера, железо, свинец, сода, алебастр, глина, селитра) и части тела многих животных.В лекарство от слепоты входили бычья печень и мед. Некоторые прописи были чрезвычайно сложными и включали до 37 составляющих. Основой для приготовления лекарств были молоко, мед, пиво. Многие компоненты лекарственных средств до, сих пор не идентифицированы, что значительно затрудняет их изучение.

Большинство рецептов в папирусе Эберса сопровождается ссылками на магические заклинания и заговоры, которые, как полагали египтяне, отпугивали злых духов. В этих же целях в состав лекарств часто включали неприятные на вкус вещества: части хвоста мыши, выделения из ушей свиньи, экскременты и мочу животных и т.д. Прием подобных лекарств сопровождался устрашающими заговорами и заклинаниями.

Отдельный раздел папируса Эберса посвящен косметическим средствам. В нем приводятся прописи лекарств для разглаживания морщин, удаления родинок, изменения цвета кожи, окраски волос и бровей, усиления роста волос и даже для исправления косоглазия. Для защиты глаз от палящего солнца и некоторых заразных болезней египтяне покрывали веки зеленой пастой, содержащей соли сурьмы и порошок малахита, при этом глазам придавалась миндалевидная форма.

Египтяне носили парики, которые надевались поверх коротко остриженных волос, что способствовало предупреждению вшивости. Парик состоял из множества туго переплетенных косичек и, защищая от палящего солнца, заменял головной убор. Давность этих традиций дает основания считать древний Египет родиной косметики.В древнем Египте был составлен и самый древний из дошедших до нас текстов о строении человеческого тела и оперативном лечении (хирургии) — хирургический папирус Эдвина Смита, датируемый XVI в. до н.э.

Врачи-специалисты Древнего Египта

Врачебная этика Египта того времени требовала, чтобы врачеватель, осмотрев больного, открыто сообщил ему о предполагаемом исходе лечения в одной из трех фраз:1) «это болезнь, которую я могу вылечить»;2) «это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить»;3) «это болезнь, которую я не смогу вылечить».

В тех случаях, когда излечение представлялось возможным, автор папируса дает четкие рекомендации врачевателю, как ему следует действовать.

В то же время в папирусе Смита описаны явно безнадежные случаи травматических повреждений, которые имеют для врача лишь теоретическое значение. Среди них древнейшее описание паралича верхних и нижних конечностей с потерей речи и слуха, которые автор папируса объясняет повреждением мозга.

При лечении переломов древние египтяне применяли деревянные лубки («шины») и тугое бинтование поврежденной конечности льняной тканью, пропитанной смолой. Однако в целом дошедшие до нас источники дают весьма ограниченное представление об оперативных вмешательствах в древнем Египте: известно о лечении ран (папирус Э. Смита), ритуальном обрезании (рельефы на стенах гробниц и храмов) и о кастрации евнухов для гаремов фараонов.

Для обозначения пациентов в древнеегипетском языке существовало специальное слово херидес. Буквально оно означало «тот, кто под ножом», но употреблялось в более широком смысле. Так называли и укушенных змеей и других больных, нуждавшихся в лечебной помощи «без ножа».

Стоматология Древнего Египта

В древнем Египте издавна существовала профессия врачевателя зубов «он, который заботится о зубах». Болезни зубов и десен описаны в папирусах Среднего и Нового царств. Зубную боль и разрушение зуба египтяне объясняли наличием «червя, который — растет в зубе».

Лечение зубов было консервативным. Оно заключалось в прикладывании к больному зубу или деснам лечебных паст и растворов. В папирусе Эберса приведено 11 прописей таких лекарств, которые способствовали оздоровлению полости рта и укреплению зубов, лечили воспаление десен и снимали зубную боль, т.е. оказывали местный лечебный эффект, однако это не останавливало дальнейшего развития заболевания.

Древние египтяне не лечили кариозных зубов и не знали оперативного зубоврачевания, в результате чего были широко распространены тяжелые воспалительные заболевания надкостницы, приводившие к изменениям челюсти и прижизненному выпадению зубов.

Даже у фараонов, при которых служили «главные зубоврачеватели Великого дома» не обнаружено никаких следов пломбирования кариозных полостей, заполнения зубов золотом или другими металлами. Единственным свидетельством использования золота в зубоврачевании в древнем Египте является находка двух нижних моляров, соединенных между собой тонкой золотой проволокой по линии шеек обоих зубов.

Гигиена в Древнем Египте

Большое значение в древнем Египте придавалось соблюдению традиционно установленных гигиенических требований и тесно связанному с ними предупреждению болезней.Традиции и обычаи предписывали опрятность в быту и умеренность в пище:«Египтяне… пьют только из медных сосудов, которые чистят ежедневно… Платье носят полотняное, всегда свежевымытое, и это составляет для них предмет большой заботы. Обрезают себя ради чистоты, предпочитая быть опрятными нежели красивыми.Жрецы через день стригут себе волосы на всем теле для того, чтобы не иметь на себе ни вши, ни какой-либо другой скверны во время служения богам. Одежда жрецов только полотняная, а обувь из папируса… Моются они два раза в день и два раза в ночь» (Геродот).

Египетские врачеватели за пределами Египта

Египетские врачеватели пользовались всеобщим признанием в древнем мире. Правители многих стран приглашали их на службу ко двору.По свидетельству Геродота, персидский царь Кир II Великий (558—529 гг. до н.э.) просил фараона Амасиса (570—526 гг. до н.э.) прислать ему «лучшего в целом Египте» врачевателя глаз.

«Врачебное искусство,— писал Геродот,— разделено у них таким образом, что каждый врачеватель излечивает только одну болезнь. Поэтому везде у них полно врачевателей, одни лечат глаза, другие голову, третьи зубы, четвертые желудок, пятые внутренние болезни».

Геродот посетил долину Нила в V в. до н.э., когда древняя культура Египта насчитывала по меньшей мере три тысячелетия и клонилась к закату своей славной истории. К тому времени Египет уже оказал (и на протяжении всей своей истории продолжал оказывать) огромное влияние на развитие культуры и медицины народов Азии, Африки и Европы.

Компиляция по книге: Т.С. Сорокина, «История Медицины»

ageiron.ru


Смотрите также