Древний китай конспект. Конспект урока по истории древнего мира "Путешествие в Древний Китай"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

План- конспект урока истории в 5 классе "Древний Китай". Древний китай конспект


Конспект урока по теме "Древний Китай"

Урок: Китай в древности. Чему учил китайский мудрец Конфуций.

Цели и задачи: формирование у учащихся представления о древнем Китае;

  • выделить основные достижения китайцев; познакомиться с древним китайским учением конфуцианством, определить, что в нем актуально и для сегодняшнего дня, а что утратило свое значение;

  • воспитание уважительного отношения к культуре Китая.

Оборудование: карта «Индия и Китай в древности», ребус, кукла «Конфуций».

1 этап подготовительный: выбираются 2 помощника и «Конфуций»

2 этап

Ход урока

1. Проверка домашнего задания

а) индивидуальные задания:

1 задание – работа с карточками «Касты в Индии». Соотнести карточки с названием каст, соответствующим им цветам и категориям населения. (См. приложение № 1)

2 задание – написать на доске достижения индийцев.

3 задание – составить на доске план ответа по теме «Древняя Индия».

4 задание (письменно выполняют три ученика) – объясните смысл каждого из этих правил. Кому они были выгодны? Почему?

Из сборника правил брахманов: «Брахман и кшатрий, объединившись, процветают»; «Бог создал царя для охраны своего мира»; «Одно только занятие указал бог для шудры – служить высшим кастам со смирением»; «В рот и уши шудры, спорящего с брахманом, пусть вольют кипящее масло».

б) Задание для класса:

Рассказать легенду о Будде.

Вопросы:

Что вас привлекает в образе легендарного Будды?

Какие качества должен воспитывать в себе человек, по мнению Будды? (милосердие, правдивость, доброжелательность, не брать чужого, не завидовать, освободиться от бесконечных желаний все новых богатств и удовольствий, почитать родителей, не убивать живые существа, поддерживать «нищих»).

Нужны ли такие качества современному человеку?

Вывод: Будда, основатель религии буддизма, учил, что главное – личные достоинства человека, а не его происхождение.

Проверка заданий, выполненных на доске

2. физминутка. Давайте попробуем сделать с вами упражнение для наполнения организма энергией света, как это делают в одной из восточных стран, где также нашел свое распространение буддизм. Данное упражнение помогает сохранению здоровья, считают жители этой страны.

На вдох – руки поднять вверх и мысленно представить, что вы кувшин, который наполняется светом. На выдох – светлая энергия изгоняет из вашего тела всю черноту, все болезни. Руки при этом опускаются вниз до упора. Нужно выдохнуть как можно больше углекислого газа из себя.

3. Новый материал.

Ребята, назовите, пожалуйста, государства Древнего Востока, с которыми мы с вами познакомились. (Египет, Междуречье, Персидская держава, Финикия, Ассирийская держава, Древнееврейское царство, Индия).

(звучит китайская музыка)

Вопрос: Какому из восточных государств принадлежала музыка, услышанная нами на уроке? (Если правильного ответа не было, учитель дает подсказку в виде ребуса – см. приложение № 2).

Мы познакомимся с вами еще с одним из древних государств, возникших во втором тысячелетии до нашей эры – Китаем.

(Запись темы урока в тетради и запись домашнего задания в дневник: § 23).

Китай является нашим соседом. А своих соседей нужно знать хорошо. К тому же, 2008 год объявлен годом России в Китае, а 2007-ой был годом Китая в России. С Китаем нас связывает не только общая граница, но и торговые интересы. Наши ребята учатся в этой стране. Туда выезжают творческие коллективы из России, чтобы познакомить китайцев с нашей культурой.

Вопрос: Что представляет собой это государство?

1. Давайте определим географическое положение Китая. (Работа с картой на странице 103, ответы учеников)

Обобщение: Китай находится в Восточной Азии, его омывают на востоке Желтое, Восточно-Китайское моря, на юге- Южно-Китайское море; на северо-западе расположены горы Тибет; с Тибетских гор берут начало две главные реки – Хуанхэ и Янцзы, между которыми расположена Великая китайская равнина.

2. Ребята, кто-нибудь из вас может ответить, почему Китай относят к одному из древнейших земледельческих государств? (Ответы). А более подробно нам в этом вопросе поможет разобраться моя помощница.

1-я помощница: Великие реки Китая похожи на Тигр и Евфрат. Желтая река – Хуанхэ - на севере страны и Голубая река – Янцзы – на юге. Они очень бурные, несут много ила и песка. Берега Хуанхэ сложены из лёсса – горной породы, похожей на мелкий слежавшийся песок. Лёссовые почвы мягкие, а при хорошем поливе очень плодородны. Поэтому уже во II тысячелетии до н. э. на берегах Хуанхэ существовали поселки земледельцев и скотоводов. В то же время берега Янцзы, покрытые густыми лесами, не были заселены. Здесь водились олени, кабаны, медведи, тигры.

Вопрос: Можно ли на основании этих сведений сделать вывод о том, что в Китае сложились все условия для занятия земледелием?

Теперь мы все знаем об условиях, способствовавших развитию земледелия в Китае.

(Из-за ширмы появляется кукла «Конфуций»)

Конфуций: Постойте, вы ведь не все знаете о проблемах, с которыми сталкивались китайцы, живущие по берегам этих рек.

Учитель: Ребята, а вы знаете, кто это? И я не знаю. Давайте спросим. Доброго вам здоровья, мудрый человек, но мы не знаем, кто вы.

Конфуций: Я – учитель Кун. А в вашей стране меня называют Конфуций.

Учитель: Ребята, я слышала об этом человеке, что он очень мудрый, образованный. Он жил две с половиной тысячи лет назад. Примерно в те времена, когда к западу от Китая образовалась огромная Персидская держава. По преданию, Конфуций двадцати двух лет от роду стал учителем. К нему стали приходить люди, интересовавшиеся древней мудростью. Конфуций быстро стал известен. Случилось так, что его назначили на должность начальника города. Всего за год он превратил вверенный ему город в образцовый. Однако не всем это нравилось: злые люди побудили правителя государства нанести Конфуцию оскорбление. Мудрец поспешил покинуть родные места и пустился в странствия. Большинство правителей китайских государств ласково встречали мудреца, но он ни к кому из них так и не поступил на службу. Состарившись, Конфуций вернулся на родину и посвятил конец жизни ученым занятиям. Как говорят, у мудреца осталось семьдесят два ученика. В Китае у него была своя школа, а правители нескольких древнекитайских государств назначали его первым министром. Вот как высоко ценились его советы. Давайте выслушаем Конфуция. (Обращается к Конфуцию). Мы внимательно слушаем вас, учитель Кун.

Конфуций: Мало кто из европейцев знает, что реку Хуанхэ называют «река, надрывающая сердце» или «река тысячи бед», а также «горе Китая».

Учитель: Мы тоже об этом впервые слышим. Расскажите нам, пожалуйста, откуда такие странные названия.

Конфуций: Вообразите, что вы живете в древнем поселке на берегу Хуанхэ. Однажды ночью вы просыпаетесь от громкого крика: «Вставай, вставай скорее, случилось несчастье!» Открыв глаза, вы видите, что хижина полна воды. Где-то рядом плачут дети, голосят женщины, мычат коровы. Все выскакивают наружу: вокруг вода! Люди кидаются к лодкам или спасаются вплавь, бросив полузатопленные хижины, скот нажитое добро. А произошло следующее: река незаметно подмыла берег из мягкого лёсса. Тот обрушился и завалил русло. Началось наводнение, и на прибрежные поселки обрушилась вода.

Учитель: Спасибо, учитель Кун. Это очень полезная для нас информация.

Вопросы:

Ребята, а в каких странах люди сталкивались с подобными явлениями? (Междуречье, Древнееврейское царство).

Как вы думаете, почему уцелевшие после наводнения люди возвращались на старые места и создавали новые поселки на берегах Хуанхэ?

Исходя из всего сказанного, стоит сделать вывод, что самый древний земледельческий район в Китае возник в долине реки Хуанхэ. И лишь позже - по берегам Янцзы, потому что там росли густые леса.

В VI - V веке до н. э. китайцы освоили железо (запись в тетрадь), изобрели железную лопату, железными топорами вырубали леса, на их месте возникали поля и поселки, население быстро росло. Сейчас в Китае живет пятая часть человечества: лесов там почти не осталось, кроме горных джунглей на юге и тайги на севере. Из-за этого ухудшается экологическая обстановка. Поэтому, когда на промышленные центры опускаются смоги, людям совсем нечем дышать. Чтобы справиться с проблемой, китайцы делают искусственные посадки деревьев. Основные земледельческие культуры Китая – просо, бобы, фасоль. Из Индии китайцы привезли рис и научились его выращивать на заливных полях. Давайте обратимся к помощнице, она расскажет о выращивании риса.

2-я помощница: Разводить рис – дело хлопотное, требующее неусыпных забот и присмотра. Поле пахали деревянными плугами на буйволах: ноги крестьянина чуть ли не по колено в воде, туловище забрызгано грязью. Зерна риса не сеют непосредственно на поле, как пшеницу или ячмень. Сначала рис мочили, чтобы он пророс, потом на небольшом участке поля густо высеивали проросшие семена, а сам участок затопляли водой. Когда рассада достигала 20-25 см в высоту, она была готова для высадки. Ее осторожно выдергивали и пучками (по 5-6 ростков) пересаживали на поле параллельными рядами. Рисовое поле должно быть покрыто слоем воды в 5-10 см. Если воды будет мало, растения засохнут, если чересчур много, они сгниют. Без искусственного орошения рис не вырастишь (вода подавалась на поля по каналам). Приблизительно через сто дней рис созревал, начиналась жатва.

Учитель: Пшеницы и ячменя китайцы не знали. В Китае произрастали редька, батат, яблоки, сливы, виноград, чай и финики.

А вот одежду китайцы первоначально шили из тканей, сделанных из волокон конопли. В VI в. до н. э. был изобретен шелк (запись в тетрадь). Изготовление шелка очень трудоемкий процесс. Что об этом знает моя помощница?

1-я помощница: В отличие от хлопка и льна шелковые нити не растительного происхождения, их изготавливают из выделений шелковичного червя. Разведение червей – трудоемкая работа. Кормят их листьями шелковичного дерева (шелковицы), которые должны быть чистыми, свежими и сухими. Червям вреден дым, сквозняк, шум, различные запахи, смена температуры. При хорошем уходе, черви выпускают тонкую, похожую на паутинную нить, из которой вьют коконы. Внешне кокон напоминает небольшой орех продолговатой формы и свит из тончайшей шелковой нити, длина которой достигает тысячи метров. Чтобы получить из коконов шелк, их нужно опустить в горячую воду, которая размягчает клей, склеивающий шелковую нить. Взяв нити от нескольких коконов (от 4 до 18) и соединив их, китайские женщины пропускали их через кольцо и прикрепляли к небольшому колесику, как показано в учебнике на стр. 107 (работа с иллюстрацией, стр. 107). Затем колесико медленно вращали, и нити, проходя через кольцо, склеивались в одну крепкую гладкую нить. Из нитей ткачихи создавали материю. Китайцы держали в секрете способ производства шелка, который отправляли на Запад по Великому шелковому пути. Ценился шелк на вес золота.

(Учитель показывает на карте Великий шелковый путь).

Учитель: Важнейшими животными в хозяйстве китайцев были свинья и буйвол, которого использовали на пахоте. Разводить лошадей китайцы начали около 1000 г. до н. э., переняв это искусство у западных кочевников.

Древний Китай был населен множеством народов, которые говорили на разных языках. Ребята, знает ли кто из вас, откуда Китай получил свое название?

(Появляется «Конфуций»)

Конфуций: Я могу помочь вам разобраться с этим вопросом.

Учитель: Уважаемый учитель, ваша помощь нам очень кстати.

Конфуций: Слово «Китай» произошло от названия народа кидань, завоевавшего север моей страны в 10 в. н. э. А мы называем свою страну Тянь Ся. – Поднебесная, а царя – сын Неба (запись в тетрадь). К сожалению, мне уже пора возвращаться в свою страну. Я приглашаю вас обязательно посетить Китай, и познакомиться ближе с его историей и достопримечательностями. Думаю, вас удивит красота Поднебесной. Вы не пожалеете об этом путешествии и будете вновь стремиться в соседнюю загадочную страну.

Учитель: Спасибо, учитель Кун, за ваше участие в уроке. Счастливого пути, будем ждать новой встречи с вами.

Вопросы:

Ребята, как называется письмо в Китае? (Иероглифы).

Можете ли вы сказать, как оно возникло? (Из рисунков, так же как в Египте.).

Произошло это более 3000 лет назад. Постепенно начертание иероглифов изменилось, они перестали походить на изображаемый предмет. Иероглифов насчитывалось до нескольких тысяч. При династии Хань их число возросло до 18 тысяч, поэтому выучить китайскую грамоту сейчас еще сложнее, чем научиться говорить. Но современные китайцы не стремятся перейти от иероглифов к алфавиту по двум причинам: во-первых, пришлось бы заново переписать всю огромную китайскую литературу, во-вторых, произношение многих слов в разных районах Китая очень отличается, хотя записываются они одинаково. Один иероглиф читается на севере «ча», а на юге «те». Поэтому в русском языке появилось слово «чай», а в языках Западной Европы это слово произносится «те» или «ти».

Первые китайские надписи, дошедшие до нас, были выцарапаны на костях животных около 1500 г. до н. э. Эти надписи обращены к богам и содержат вопросы об успехе или неудаче правителя во всех его делах: надо ли строить новый канал, хороший ли будет урожай, не случится ли наводнение, успешным ли будет военный поход и т. д. Однако писать на костях неудобно. Что же вместо этого придумали китайцы? (Работа с учебником стр. 104, п. 2, 3 абзац). Бамбуковые книги.

Более 3000 лет назад китайцы стали использовать для письма растение бамбук (работа с иллюстрацией стр. 104-105). Бамбук раскалывали на длинные дощечки, которые гладко выстругивали, писали на них кисточкой из тонкого мягкого волоса. Кисточку макали в тушь, которую приготовляли из угля или сажи. Для подчистки ошибок в написанном употребляли нож. Поэтому образованные люди просили положить им в гроб нож и кисть. На узких длинных дощечках можно было писать только столбиком. Привыкнув к этому, китайцы вплоть до недавнего времени располагали письмо не горизонтально, а узкими вертикальными строчками. На одной дощечке не уместится поэма или описание военного похода. Их записывали на нескольких дощечках. В верхней части бамбуковых планок просверливали отверстия, продевали сквозь них шнурок и связывали вместе. Связка бамбуковых дощечек и была древнейшей китайской книгой. Наряду с бамбуком стали использовать и шелк. Книга из шелка представляла собой широкую ленту, которую прикрепляли к деревянной палочке. Готовую книгу наворачивали на эту палочку в виде свитка, а свиток завязывали. Шелковые книги было удобнее читать и хранить, они легки и красивы, но очень дороги.

В 105 г. до н. э. Цай Лунь изобрел самый удобный материал для письма – бумагу (запись в тетрадь).

Вопросы:

Вспомните, пожалуйста, какой народ создал первый в истории материал, специально предназначенный для письма и как он назывался? (Египтяне изобрели папирус).

(Работа с иллюстрацией на стр. 109). Обратите внимание: на рисунке изображен китаец, подбрасывающий в печь дрова. Весело пылает огонь под большим котлом, в котором варится бумажная масса. Как ее готовили? Молодой бамбук, кору деревьев, льняные и шерстяные тряпки измельчали, тщательно растирали в ступках и варили с водой. Затем волокнистую массу переливали в прямоугольный бассейн. На рисунке видно, как китаец зачерпывает эту массу прямоугольной рамкой, на которой натянута густая сетка из шелковых нитей. Покачивая раму, он добивается того, что бумажная масса равномерно растекается по сетке. Вода стекает, а на сетке остается слой бумаги. Влажный лист снимали с сетки, прессовали и сушили.

Давайте сравним книги из бумаги и папируса. Какая из них удобнее? (Бумага прочнее папируса, не такая ломкая, ее можно сгибать вдвое, вчетверо, изготавливать из нее тетради, кроме того, сырье для бумаги – тряпье, древесина – имелось в любой стране).

Какая книга лучше: глиняная или бумажная? (Глиняные книги не боятся огня, но в остальном они сильно уступают бумажным: намного тяжелее их и неудобны для переноски).

Благодаря дошедшим до нас книгам, связанным с историей Древнего Китая, стало известно о мудреце Кун Цю (Конфуции), основавшем около 500 г. до н. э. первый университет в Китае, создавшем учение о государственном управлении. Основные положения Конфуция вам нужно выписать в тетрадь. А также, поработав с § 23, подготовить вопросы для ребят по карте на стр. 103 учебника, к рисункам и дополнительным текстам на стр. 104-105 и записать их в тетрадь.

Давайте подведем итог нашему уроку и сделаем вывод о достижениях китайцев. (Ответы). Что вы узнали на уроке? Свой ответ начинайте словами: «Я знаю, что…»

intolimp.org

Конспект урока "Древний Китай"

I. Проверка домашнего задания

Вывод

II. Изучение новой темы

1. Объединение Китая в 221 г. до н.э.

2.Завоевательные войны

3. Великая Китайская стена

4. Достижения

китайцев

III. Закрепление нового материала

IV. Итог урока.

Домашнее задание

1. Задания по карточкам (3 ученика)

2. Расскажите о географическом положении и природных условиях Китая ( с показом по карте).

3. Какие правила приличия должен был соблюдать воспитанный китаец?

4. Почему китайцы считали, что Небо покровительствует правителю и исполняет его просьбы?

5. Всякого ли образованного человека Конфуций считал настоящим учёным?

6. Чем китайская письменность похожа на египетскую? Чем китайские книги отличаются от книг других народов древности?

7. Согласны ли вы с наставлениями Конфуция? Ответ подтвердите примерами.

8. Подумайте, чему учил древний китайский философ ( текст, м. п. стр. 123 )

9. Можно ли выполнять наставления Конфуция сегодня? Почему?

Итак, китайский мудрец Конфуций считал, что нужно соблюдать традиции, которые установились с давних времён. Чтобы стать мудрым, нужно много читать, приобщаться к мудрости древних. Воспитанным был тот человек, который обладал хорошими манерами. Любой правитель должен заботиться о своих подданных, не мучить их суровыми наказаниями, не проявлять жестокости. Многие положения учения Конфуция современны и сегодня.

Сообщение темы, плана, логического задания урока

В I тыс до н.э. на территории Китая существовало несколько государств, враждовавших между собой. Но жители этих государств считали себя единым народом, т.к. имели единую культуру и сходные обычаи.

В 221 г. до н.э. правитель одного из государств Цинь победил соперников и объединил весь Китай под своей властью. Он принял новый императорский титул «Цинь Ши Хуан».Начал он своё правление с казни братьев и знаменитых полководцев.

Министром император назначил Ли Сы – это умный, но жестокий человек. За время своего пребывания у власти он провёл реформы – важнейшие преобразования: установлена единая система мер и веса, единая денежная система, проложены хорошие дороги. Чиновники провели перепись населения по всей стране, чтобы знать, сколько налогов можно собрать с крестьян и ремесленников. Территория государства делилась на 36 областей во главе с наместниками, которых назначал император.

Цинь Ши Хуан держал людей в страхе. За малейшую провинность человека били по пяткам бамбуковой палкой или отрезали нос. За серьёзное преступление могли казнить, заживо сварить в котле. Для провинившихся вельмож существовало почётное наказание. Цинь Ши Хуан посылал им меч, чтобы они покончили жизнь самоубийством в собственном доме. За проступок одного человека наказывали родственников, членов семьи и даже соседей. На них ставили клеймо, как на государственных рабов, и отправляли на строительство Великой китайской стены.

Чтобы содержать огромную армию, нужны были средства. Поэтому император постоянно увеличивал налоги с простого народа. Большую часть урожая земледельцы отдавали в форме налогов. Бедняки вынуждены были наниматься в работники к богатым, а те обращались с ними как с рабами. Юноши часто убегали из дома родителей, чтобы скрыться от набора в армию.

По рассказам древних китайских историков, Цинь Ши Хуан приказал сжечь старинные книги, а сотни учёных –последователей Конфуция – живьём закопать в землю. Уничтожали всех, кто думал, что прежде жить было лучше, чем при нём.

Видимо Цинь Ши Хуан понимал жестокость своего правления. Поэтому он опасался за свою жизнь, ночевал в разных дворцах. Никто не должен был знать, где он находится.

Цинь Ши Хуана интересовали новые земли, он хотел присоединить их и расширить свои территории. На юге китайцев привлекало побережье Южно-Китайского моря, где было много слоновой кости, рога носорогов, жемчуга, павлинов и других диковинных птиц. Кроме того, здесь выращивали много риса.

На севере древние китайцы воевали с племенами гуннов. Китайцы смогли отогнать их к северу на 400 км, т.о. расширив свою территорию.

Строительство Великой Китайской стены осуществлялось с целью удержания отвоёванных у гуннов территорий, а также с целью обезопасить торговые пути от набегов.

Бойница – отверстие для стрельбы в стене крепости.

Если китайская государственность во времена Цинь Ши Хуана изменялась медленно, зато быстро развивались литература, наука, ремёсла.

В то время китайцы научились выращивать гусениц бабочки-шелкопряда и делать шёлковые ткани.

Росло производство железа, из бронзы делали красивые сосуды и статуи. Появилась боевая колесница, научились ездить верхом, изобрели арбалет ( самострел) для борьбы с конными лучниками.

Больших успехов достигла китайская наука. Изобретён компас из намагниченного железа, который очень помогал воинам и купцам.

Китайские путешественники проникли в горные джунгли за р. Янцзы, на западе дошли до Средней Азии и начали торговлю с Самаркандом и др. городами.

Писали китайцы на бамбуковых дощечках, а важные документы записывали кисточкой на шёлке. Позднее они научились делать бумагу из ветоши и древесной коры

В Китае ( одновременно с Грецией ) возникла наука об управлении государством. Китайские учёные часто становились министрами. Около 500 г. до н.э. учёный Кун Цю основал первый университет и привёл в систему летописи, составленные в разных княжествах.

После смерти Цинь Ши Хуана похоронили в огромной подземной гробнице. Вместе с ним убили и похоронили всех его жён, не родивших детей. В гробнице поставили 6 тыс глиняных воинов в полном вооружении.

Правление наследников Цинь Ши Хуана оказалось недолговечным. Терпение народа закончилось. Люди объединялись в отряды, вооружались палками и мотыгами. На их подавление бросили армию, на многие воины перешли на сторону восставших. Через несколько лет после смерти Цинь Ши Хуана власть его наследников была свергнута.

1. Какое значение имело для древних китайцев объединение в единое государство?

2.Что положительного и отрицательного принесло народу Китая объединение страны?

3. Как изменилась жизнь простых китайцев при Цинь Ши Хуане?

4. Соблюдал ли Цинь Ши Хуан заветы Конфуция?

5. Почему правление наследников Цинь Ши Хуана оказалось недолговечным?

а) Оценка работы учащихся за урок

б) Д/з : пар. № 23, подготовка к повторительно-обобщающему уроку.

Работа с картой «Древний Восток»

Почему Цинь Ши Хуан начал своё правление с казни родственников и военачальников?

Что такое реформа?

С какой целью раньше проводилась перепись населения?

Выполнял ли Цинь Ши Хуан заветы Конфуция?

Работа с текстом учебника ( п.2, с.104-105)

а) какова цель военных походов Цинь Ши Хуана?

б) каковы направления завоевательных походов китайцев?

в) с кем на севере страны воевали жители Древнего Китая? Почему воевать с гуннами было трудно?

Сообщение учащегося

а) С какой целью строилась Великая Китайская стена?

б) Работа с картой

в) Работа с понятием « бойница».

г) Работа с рисунком

( учебник, стр. 106 )

Документ ( учебник, с.105) О каких изобретениях китайцев сказано в документе? Какое это имело значение?

Работа с рисунками ( учебник, с. 104-105)

Показать на карте Великий шёлковый путь.

Работа с рисунком ( учебник, с. 109)

О чём говорит данный факт?

infourok.ru

Конспект урока на тему "Древний Китай"

  1. Какие религии существовали в Древней Индии? Каких богов вы знаете?

  2. Что такое касты? Какие касты?

  3. Кто такие неприкасаемые?

  4. Будда придавал значение кастовым разлчиям?

  5. Назовите изобретения индийцев.

Тема урока: Древний Китай.

Давайте посмотрим на карту. В какой части Азии находится Китай? В Восточной Азии, к северо-востоку от Индии, за горами расположена Восточно-Китайская равнина. Почему о Китае долгое время ничего не знали в других странах? Слайд. Китай - большая страна. Его природные условия необычайно разнообразны: в восточной (равнинной) части, примыкающей к морю, выпадает много осадков. Здесь протекают полноводные реки - Хуанхэ и Янцзы. Прибрежная зона отличается плодородием почвы.

Чем дальше от моря в глубь материка, тем суше становится климат. В этих районах земледелие страдает от недостатка влаги, большой ущерб наносят сильные засухи. Древним земледельцам приходилось работать здесь в очень трудных условиях.

Китайцы расселились по всей Великой Китайской равнине между реками Хуанхэ и Янцзы. Слайд. Гадание. Слайд.

Разводить рис - дело хлопотливое, требующее неусыпных забот и присмотра. Поле пахали деревянным плугом на буйволах. Зерна риса не сеют непосредственно на поле, как пшеницу или ячмень. Сначала рис мочили, чтобы он пророс, потом на небольшом участке поля густо высевали проросшие семена, а сам участок затопляли водой. Когда рассада достигала 20- 25 см в высоту, она была готова для высадки. Ее осторожно выдергивали и пучками (по 5-6 ростков) пересаживали на поле параллельными рядами. Рисовое поле должно быть покрыто слоем воды в 5-10 см. Если воды будет мало, растения засохнут; если чересчур много, они сгниют. Без искусственного орошения рис не вырастишь (вода подавалась на поля по каналам). Приблизительно через сто дней после посева рис созревал.

Слайд. Рис обладает высокими питательными качествами. Слайд. Гадание.

Еще в древности китайцы научились выделывать шелк. Слайд. В отличие от хлопка и льна шелковые нити не растительного происхождения, их изготавливают из выделений шелковичного червя. Разведение червей - трудоемкая работа. Кормят их листьями шелковичного дерева (шелковицы), которые должны быть чистыми, свежими и сухими. Разводя шелковичных червей, надо помнить, что червям вреден дым, сквозняк, шум, различные запахи, смена температуры. Если уход за червями плохой, они быстро погибают.

При хорошем уходе черви начинают вить коконы, которые по форме напоминают яйца небольшой птицы. Кокон свит из тончайшей шелковой нити, длина которой достигает тысячи метров. Чтобы получить из коконов шелк, их нужно опустить в горячую воду, которая размягчает клей, склеивающий шелковую нить. Взяв нити от нескольких коконов (от 4 до 18) и соединив их, китайские женщины пропускали нити через кольцо и прикрепляли их к небольшому колесику. Затем колесико медленно вращали, и нити, проходя через кольцо, склеивались в одну крепкую гладкую нитку.

Выводы. Слайд.

Читаем о религии с. 107. Переключаем. Китайцы верили в сверхъестественные существа: в богов, духов, чудовищ, крылатых змеев – драконов. Но самым высшим существом для них было Небо. Они считали Небо предком правителя, поэтому царя в Китае называли «Сын Неба», а подчинённую ему страну «Поднебесной».

Слайд. У китайцев существовала письменность - тысячи иероглифов, обозначавшие отдельные слова. Так же как в египетской письменности, в Китае иероглифы произошли из рисунков, и иногда в их форме ещё можно угадать первоначальное изображение.

Писали на узеньких дощечках из расщеплённого бамбука. Тонкую кисточку или палочку обмакивали в чёрную тушь и наносили иероглифы сверху вниз. Если делали ошибку, то соскабливали написанное ножом. Потом в дощечках делали отверстия и продевали бечёвку. Связка бамбука и была древнекитайской книгой. Чем китайская письменность похожа на египетскую? Чем китайские книги отличаются от книг других народов древности?

Слайд. Китайские ученые. Китайцы очень почитали мудреца Конфуция. Конфуций считал, что воспитанного человека легко узнать по его поведению. Учтивый китаец перед входом в дом снимал туфли и шёл босиком. Идти в туфлях по циновкам, расстеленным на полу, считалось просто неприличным. Сидели китайцы либо на той же циновке, либо на низком сидении, но непременно подогнув под себя пятки. Сидеть свесив ноги, а тем более вытянув их вперед могли только совершено невоспитанные люди. Уже в древности китайцы овладели искусством есть с помощью двух палочек. Этот обычай они сохраняют и поныне.

Читаем высказывания Конфуция с. 107.

Кого Конфуций считал благородным, то есть достойным, человеком? Согласны ли вы с Конфуцием?

Д.з. § 22, р/т № 82, 88.

doc4web.ru

План- конспект урока истории в 5 классе "Древний Китай"

План-конспект урока

по истории в 5 классе

на тему «Древний Китай»

Тема урока: «Древний Китай»

Дата проведения: 8.12.2016.

Тип урока: урок открытия нового знания

Технология урока: комбинированный урок

Цель урока: Сформировать представления о Древнем Китае

Задачи:

1. Познакомить учащихся с историей Древнего Китая, его географическим положением.

2. Продолжить формирование умений работать с текстом и картой, строить рассказ на основе текста, видеоматериала; навыков сравнения, соотнесения исторических событий во времени.

3. Воспитывать гуманное отношение к труду и культуре людей.

Планируемые образовательные результаты:

личностные результаты: сформировать представление обучающихся о вкладе китайской культуры в мировую историю, воспитание чувства само - и взаимоуважения, развитие сотрудничества при работе в парах, воспитание интереса к истории как науки, понимание роли личности в истории.

метапредметные результаты:

- познавательные УУД: понимать информацию, представленную в изобразительной форме, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы, умение давать определение понятиям, читать и слушать, извекать нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в разных источниках;

- регулятивные УУД: развивать умения ставить образовательные цели, планировать пути достижения целей, самостоятельно контролировать свое время и управлять им, самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, осуществлять коррекцию и оценку своих действий;

- коммуникативные УУД: участвовать в общей беседе, определять проблему в учебной и жизненно-практической деятельности, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

предметные результаты: знание географического положения, природных условий Древнего Китая, истории образования Циньской державы. Умение показывать на карте территорию Циньской державы, Великую Китайскую стену и Великий шелковый путь. Высказывать суждения о вкладе культуры Древнего Китая в мировую культуру. Характеризовать условия жизни и занятия населения, общественный строй Древнего Китая, положение представителей разных слоев.

Основные термины, понятия: «Великая Китайская стена», «Великий шелковый путь», Конфуций.

Оборудование:

  1. Карта «Рост территорий государств в древности»

  2. Мультимедиа проектор, ноутбук.

  3. Презентация «Древний Китай».

План урока:

1.      Географическое положение Древнего Китая. Природа, климат.

2.      Кто стоял во главе государства. Что можно рассказать о нем?

3.      Китайский мудрец Конфуций

4.      Письменность Древнего Китая

5.      Изобретения и открытия древних китайцев.

Ход урока

Этапы

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I. Организационный момент

1 мин.

- Добрый день, ребята! На доске у меня смайлики, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Спасибо!

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. 

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

II.Актуализация опорных знаний

5 мин

  1. У вас на парте приготовлены листы с заданием.

Выполните задание: Соотнести сведения, характерные для Китая и Индии (комментарий для тех, кто не поймет задание - поставить знак «+» в колонку той страны, для которой сведение будет правильным) (см. Приложение №1)

Выявление места и причины затруднения выполнения задания

1.Вы справились с заданием?

2.С какой частью работы вы легко справились?

3.Где возникли затруднения?

4.Что необходимо для выполнения задания? 

Работают по таблице

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

III. Мотивация учебной деятельности

5 мин.

Показ презентации 1) Перед вами ряд иллюстраций. Давайте попробуем определить, о какой стране идет речь? 2) Иллюстрации показываются по очереди, называется страна. (слайд 1,2,3) 

3) С какой иллюстрацией возникли затруднения? Почему? 4) Почему вы легко справились с изображением Великой Китайской стены? 5) Как вы думаете, о какой стране мы сегодня будем говорить? 6) А что вы уже знаете о Китае?

Работают с иллюстрациями, отвечают устно, подтверждая аргументами свою точку зрения.

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) 

IV. Изучение нового материала

15 мин.

Китайский мудрец Конфуций учил правителей забо­титься о своих подданных, не мучить их суровыми наказаниями и не про­являть жестокость. В 221 г. до н.э. единым правителем Китая стал Цинь Ши Хуан. Он смог объединить отдельные китайские государства в одно. Какое это имело значение для жителей Древнего Китая? Выполнял ли он заветы мудреца Конфуция? Об этом мы узнаем сегодня на уроке.

Какую тему мы сегодня будем изучать?

Давайте запишем в тетрадь тему и попробуем сформулировать, что именно мы будем изучать? (слайд 4,5)

Чтобы найти необходимую информацию, надо воспользоваться учебником и составить план действий.

Составляем план: 

1.      Географическое положение Древнего Китая. Природа, климат.

2.      Кто стоял во главе государства. Что можно рассказать о нем?

3.      Китайский мудрец Конфуций

4.      Письменность Древнего Китая

5.      Изобретения и открытия древних китайцев.

Проблемное объяснение нового знания 

Предлагаю вам разделиться на такое количество групп, сколько пунктов в плане, потом в ходе рассказа каждой группы сделать краткие записи в тетради. 

Работа по учебнику (5-7 мин.) по ходу ответов учитель добавляет, показывает слайды, видео  (слайд 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12).

В ходе выступления групп учитель на доске записывает все термины, понятия, даты на доске, а каждый ученик делает краткие записи.

Ученики предлагают тему урока «Древний Китай» 

Записывают в тетрадь тему урока (выделяют цветной пастой).

Работают с учебником.

Цель: получить новые знания о Древнем Китае, выделить и запомнить факты, понятия, термины и даты, относящиеся именно к этой теме. Задача: работать с историческими документами, отвечать устно, подтверждая аргументами свою точку зрения.

1 группа:  Географическое положение Древнего Китая. Природа, климат.2 группа: Кто стоял во главе государства. Что можно рассказать о нем?3 группа: Китайский мудрец Конфуций

4 группа:  Письменность Древнего Китая 5 группа: 

Изобретения и открытия древних китайцев.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера(П) 

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) 

VI. Физминутка

3 мин.

Кинезиологические упражнения

Эти упражнения улучшают внимание и память, формируют пространственные представления.

  • Домик. Соединить кончики пальцев вытянутых рук и с усилием сжимать их друг с другом. Потом отработать эти движения для каждой пары пальцев отдельно.

  • Циркачи. Вращать карандаш между большим, указательным и средним пальцами одной и другой руки.

  • Маятник. Свободные перемещения глаз из стороны в сторону.

  • Плечики. Поднимать плечи вверх – вниз, вперед – назад, затем тоже сделать каждым плечом отдельно. Повторить 4 раза.

Обучающиеся выполняют упражнения

VI.Закрепление

8 мин.

Чтобы закрепить полученные знания поиграем в игру «Крестики-нолики». У вас на столе приготовлены задания с вариантами ответов 0- да, Х- нет  (см. Приложение №2).

Как вы считаете, мы достигли цели урока? 

Выполняют задания

Контроль, коррекция, оценка (Р) 

VII. Рефлексия

2 мин.

  1. Ответьте на вопросы. 

  1. Что положительного дало древним китайцам объединение страны в единое государство? 

  1. Как изменилась жизнь простых китайцев при императоре Цинь Ши Хуане? 

  1. Главное - что сегодняшний урок принёс для меня? 

  1. Оцените работу  всего класса и свою собственную, воспользовавшись смайликами.

Учитель выставляет оценки, предлагает сравнить их с самооценкой, задать вопросы. 

- Сегодня все отлично поработали, молодцы. Спасибо всем за урок. 

Ответы:

Прекратились войны между жителями этой страны, принята была единая система мер и весов, денежная система. Это облегчило торговлю людей. Построены хорошие дороги.

Их жестоко эксплуатировали, собирали налоги, наказывали за малейшую провинность и недовольство.

Ребята дают оценку своим знаниям.

Учащиеся высказываются по уроку и прикрепляют смайлик к доске.

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

VIII.Домашнее задание

1 мин.

Дома: прочитать параграф 24. Ответить на вопрос 1,2 с. 63.По желанию творческое задание. Раскрась картинку, напиши название и дай краткую характеристику. (см. Приложение №3)

Приложение №1

Выполните задание: Соотнести сведения, характерные для Китая и Индии (комментарий для тех, кто не поймет задание - поставить знак «+» в колонку той страны, для которой сведение будет правильным) 

Сведения

Древняя Индия

Древний Китай

1. Возникновение буддизма 

2. Объединение страны в 3 в. до н.э. 

3. Великий шелковый путь 

4.Искусство каллиграфии 

5. Деление общества на варны 

6. Уважение старших – основное правило жизни 

7. Выращивание риса 

8.Возведение пограничной стены 

9.Изобретение пороха 

10. Изобретение хлопчатобумажных тканей 

11.Изобретение шелка 

12.Индуизм 

13.Кофуцианство 

14.Придуманы цифры и шахматы 

15.Иероглифы 

ОТВЕТЫ

Выполните задание: Соотнести сведения, характерные для Китая и Индии (комментарий для тех, кто не поймет задание - поставить знак «+» в колонку той страны, для которой сведение будет правильным) 

Сведения

Древняя Индия

Древний Китай

1. Возникновение буддизма 

  

2. Объединение страны в 3 в. до н.э. 

  

3. Великий шелковый путь 

  

4.Искусство каллиграфии 

  

5. Деление общества на варны 

  

6. Уважение старших – основное правило жизни 

  

7. Выращивание риса 

  

8.Возведение пограничной стены 

  

9.Изобретение пороха 

  

10. Изобретение хлопчатобумажных тканей 

  

11.Изобретение шелка 

  

12.Индуизм 

  

13.Кофуцианство 

  

14.Придуманы цифры и шахматы 

  

15.Иероглифы 

  

Приложение №2

У вас на столе приготовлены задания с вариантами ответов 0- да, Х- нет. 

КРЕСТИКИ- НОЛИКИ

ВОПРОСЫ К ИГРЕ «КРЕСТИКИ - НОЛИКИ»

1. Первого правителя единого Китая звали Цинь Шихуань?

2. Объединение произошло Китая в 221 г. до н. э?

3. Столица при Цинь Шихуане- Сянъян?

4. Бумагу изобрели в Индии?

5. Первые книги в Китае были из папируса?

6. Великий шёлковый путь- путь торговли из Китая до Средиземноморья?

7.Правда ли, что Компас изобретён в Индии?

8.Правда ли, что ширина Великой Китайской стены была такая, что поверху могли разъехаться две повозки?

9.Правда ли, что Конфуций – это Китайский правитель?

ОТВЕТЫ

У вас на столе приготовлены задания с вариантами ответов 0- да, Х- нет. 

КРЕСТИКИ- НОЛИКИ

1

X

2

X

3

X

4

0

5

0

6

X

7

0

8

X

9

0

Приложение №3

Список использованной литературы:

1

Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. – М., 2001. 

2

Горайский И. Китайский календарь и его связь с культурно-бытовыми условиями жизни народа // Цивилизация. Все о Китае. – М., 2002. – С. 373-388.

3

Захаров И. Народонаселение Китая // Цивилизация. Всё о Китае. – М., 2002. – С.416-457.

4

Зверева, JI. И.Тесты. История: 5—11 кл. / Людмила Зверева. — М.: Олимп: ACT: Астрель, 2005. — 445, [3] с.

5

Кравцова М.Е. История культуры Китая. – СПб., 1999. 

6

Кузищин В.И. : История Древнего Вотока. – М.: Академия, 2010

7

Лукьянов А.Е.: Начало древнекитайской философии. –М.: Радикс, 1994

8

Попов П. Верховный владыка. Владычица земля. Владыка мира. Три владыки. Три духа // Цивилизация. Все о Китае. – М., 2001. – С. 286-293, 301-319

9

Трещёткина И.Г. Всемирная история в таблицах и схемах. — СПб.: ООО «Виктория плюс», 2009. — 80 с.

10

Уколова В.И. История. Древний мир. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон носителе / В.И. Уколова; Рос.акад.наук, Рос. Акад. Образования, изд-во "Просвещение". - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 159 с.: ил.,карт. - (Академический школьный учебник)

11

Уколова И.Е. История. Древний мир. Тетрадь-экзаменатор. 5 класс : посо­бие для учащихся общеобразоват. учреждений/И.Е.Уколова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2012. — 64 с.: ил., карт. — (Акаде­мический школьный учебник) (Сферы).

Самоанализ урока

Внешние связи урока.

Данная тема урока «Древний Китай» была выбрана в связи с тем, что она идет по программе. Тема урока новая для обучающихся, но она играет важную роль в изучении раздела «Древний Восток».

Межпредментые связи этого урока раскрывают многоплановость исторического процесса и поддерживают связь с такими предметами как география, математика, литература, русский язык.

Характеристика триединой цели урока с опорой на характеристику класса.

Цели поставленные учителем:

1. Познакомить учащихся с историей Древнего Китая, его географическим положением.

2. Продолжить формирование умений работать с текстом и картой, строить рассказ на основе текста, видеоматериала; навыков сравнения, соотнесения исторических событий во времени.

3. Воспитывать гуманное отношение к труду и культуре людей.

Триединые цели урока поставлены, исходя из характеристики класса с учётом индивидуальных особенностей мышления учащихся.

Характеристика замысла урока. Характеристика этапов урока.

Общая организация урока

1. Последовательность и распределение этапов урока по времени были соблюдены.

2. На уроке прослеживалась разноплановая познавательная работа как индивидуальная, так и групповая.

3. Охранительный режим был соблюден, были проведены кинезиологические упражнения.

4. На завершающем этапе урока была проведена игра «Крестики – нолики», что позволило обучающимся показать свои знания и привить интерес к изучению истории. А так же оценить свою работу и работу всего класса.

Функциональный анализ урока.

Структура урока была подчинена триединой цели урока и содействовала достижению конечного результата урока. Каждый предшествующий момент урока тесно связан с последующим, продолжает его и сам является базой, продолжением предшествующего.

Осуществлению развивающего аспекта триединой цели урока способствовали практически все учебно - воспитательные моменты: умения сопоставлять, анализировать, мыслить, рефлексировать свою деятельность развивались при разрешении проблемной ситуации, подведении итогов урока.

Задачи воспитания коллектива, гуманного отношения друг к другу, а так же к труду и культуре людей осуществлялись через создание дружеской и творческой атмосферы урока, доброжелательные отношения учителя и учеников, через организацию групповых форм работы.

Познавательный аспект триединой цели урока: сформировать представление о Древнем Китае прошёл через все учебно - воспитательные моменты.

Оценка конечного результата урока.

Считаю, что урок представляет собой целостную систему. Все запланированное было реализовано. Отклонений от плана не было. Организационный момент, имеющий своей задачей воспитание культуры учебного труда, прошёл быстро, так как класс традиционно готовится до урока, дисциплинирован, быстро настраивается на урок.

Цели, поставленные на уроке, достигнуты. Учащиеся активно работали на всех этапах урока. Вели записи, выполняли поставленные задачи. Все ученики познакомились с историей Древнего Китая.

multiurok.ru

Конспект урока по истории древнего мира "Путешествие в Древний Китай"

Ребята, а что вы знаете про Китай

Ответы учащихся

А что хотели бы узнать? (постановка цели и задач совместно с учащимися)

Вы согласны ребята, что Китай –удивительный, мудрый, уникальный (проблема) (Слайд 34)? Сегодня мы постараемся это доказать в конце урока.

1. Работа по карте.

Китай расположен на востоке Азии, на великой Китайской равнине, с востока омывается Желтым, Восточно-и Южно-Китайскими морями Тихого океана. Самые большие реки Хуанхэ и Янцзы. Итак, кто ребята сможет повторить?(2-3 ученика повторяет по карте)

Давайте поближе познакомимся с реками (Слайды 35-36)

2. Основными занятиями древних китайцев было –выращивание риса (земледелие) и охота (Слайд 37), рыболовство, женщины занимались изготовлением ткани –щелка (Слайд 38). Эта ткань широко ценилось по всему миру, даже будет создан торговый путь вывоза щелка из Китая, который так и назывался Великий щёлоковый путь.

3. Сообщение учащейся об одежде и жилье.

Древние китайцы жили в домах, с соломенной крышей, в доме везде были постелены циновки (Циновка – ковер, сплетенный из тростника). Учтивый китаец перед входом дом снимал туфли и шел босиком.  Идти в туфлях по циновкам, расстеленным на полу, считалось просто неприлично. Сидели китайцы либо на циновке, либо на низком сидении, но непременно подогнув под себя пятки. Сидеть, свесив ноги, а тем более вытянув их вперед, могли только совершенно невоспитанные люди.Большое внимание уделялось внешнему виду человека. Древние китайские мужчины носили прически из длинных волос, которые укладывались в тугие пучки на темени. Над лбом, на висках и на затылке волосы тщательно приглаживались. Узел закреплялся шпилькой (напоминает «шишку»).  Женские прически были очень сложные, но производили впечатление легкости, украшались цветами, а на праздники причёски украшались драгоценными камнями. Обычно китайцы носили халат. У простых людей они были из дешевой материи, а знатные и богатые китайцы одевались в шелковых халаты, украшенные дорогой и красивой вышивкой.

Ребята, кто сможет повторить, что такое циновка?

4. Ребята, вы, обратили внимание на то, что у древних китайцев много внимания уделяется поведению человека. О манерах и поведении китайцев писал древнекитайский мудрец Конфуций. Сейчас мы с вами посмотрим небольшой отрывок фильма, посвященный Конфуцию. Вы внимательно посмотрите его и дайте ответ на вопрос – как выглядит идеальный правитель, по мнению Конфуция? (Правитель заботиться о своих подданных).

5. Видеофильм «Конфуций» - 3.17 мин.

6. История создания единого государства - схема (Слайд 39)

Ребята посмотрите внимательно на схематическое изображение истории создании единого государства. Попробуйте самостоятельно составить рассказ. Кто хочет у доски?

В первом тысячелетии было несколько самостоятельных государств. Одно из самых больших и влиятельных –Цинь. В 221 г. до н.э. правитель поодиночке разбил соперников и объединил Китай под своей властью. Он стал называть себя Цинь-Шихуань – Первый властелин Цинь. Столицей Китая стал Сяньян.

6. Великая Китайская стена.

Какое рукотворное сооружение видно из космоса невооруженным глазом, вы знаете?

(Слайд 40)

Чтоб землю с севера обезопасить,У гуннов землю отобрать,Правители решили стену возвести, Покой чтоб вечный обрести.И людей великое множествоСогнали со всей страны.Заставили её строить,Чтобы не было войны.

На севере Китая появилось кочевое племя гуннов, которые угрожали Китаю. Для защиты от набегов было построено грандиозное сооружение – Великая Китайская стена. Протяженность около 6500 км, высота с 2-3-х этажный дом, ширина –могли проехать две повозки на лошадях. Материал –каменные глыбы, утрамбованная земля. Строили тысячи осужденных за любую провинность. При строительстве погибли тысячи простого народа.

7. Изобретения китайцев.

Территория при Цинь Шихуане было огромное, чтобы не заблудиться изобрели компас, который называли тарелка с ложкой. Намагниченная ручка ложки всегда показывал на юг.

Писали китайцы на тоненьких бамбуковых дощечках, соединенные между собой. Письменность называлась так же как и у египтян. Как называлась письменность египтян? Скоро научились создавать новый материал для письма, которым пользуемся и мы с вами. На с. 107 на полях прочитайте, как была изобретена бумага. Расскажите, как они создавали бумагу.

Следующим изобретением китайцев является чай. Заваривали чайный куст и употребляли его как лекарство.

Вспомните, а что было изобретено в Индии?

Ребята, на прошлом уроке мы изучили элементы индийского танца. Не пора ли нам вспомнить и показать – физкультминутка для девочек.

А для мальчиков у нас приготовлено испытание. Китайцы являются основателя древней борьбы. Давайте попробуем изучить некоторые элементы. – физкультминутка для мальчиков.

Видео «Чин Вун» с элементами китайской борьбы -30 сек.

8. Гробница Первого властелина Китая.

Недовольство жителей Китая росло. Содержанием огромной армии, требовало много средств, собирали деньги с простого народа. Многие убегали в горы и леса. Людей держали в постоянном страхе, жестоко наказывали за любую провинность. Сам император боялся за свою жизнь. Постоянно менял дома. Когда он умер его захоронили в огромной гробнице. Охранять его покой под землей должны были 6000 воинов во весь рост и во всем обмундировании, даже с лошадьми, сделанные из глины- терракотовые воины.

kopilkaurokov.ru

Конспект урока МХК на тему "Древний Китай!"

20 марта, 10 класс, МХК

Тема: Древний Китай.

Цель урока:

  • Формирование у обучающихся положительного отношения к художественной культуре Китая, умение адекватно воспринимать и оценивать произведения искусства.

  • Развитие познавательного интереса, умения работать с историческими документами, воспитывать уважение к историческому прошлому стран мира.

Задачи:

- познакомить обучающихся с Древним и средневековым Китаем;

- выявить особенности географического положения Китая;

  • познакомить с истоками китайской художественной культуры;

  • определить место императора Цинь Ши-Хуанди в истории  Китая;

  • познакомить  с основными видами китайского зодчества;

  • обратить внимание на внешние признаки древнекитайской традиционной архитектуры;

  • познакомиться с выдающимися памятниками китайской архитектуры, скульптуры.

Ход урока:

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята.  Мы продолжаем разговор о художественной культуре Древнего и среднего Востока. О чем мы говорили на прошлом уроке?

(о культуре Древней Индии).

Сегодня мы познакомимся с художественной культурой Китая.

Изучение нового материала.

Страну, которая располагается в Восточной и Центральной Азии, европейцы называют Китаем. Она была такой же древней, как Индия, и казалась еще более загадочной.

В западной части тянутся мощные горные хребты Гималаев и Тянь-Шаня. Отделяя Китай от Индии, эти хребты как бы отгораживают его от внешнего мира естественной мощной стеной. Страна, протянувшаяся во все стороны света, казалась ее жителям бескрайней. Они постоянно видели над собой огромное, бескрайнее небо и были уверены в том, что их земля со всех сторон окружена морями. Поэтому древние китайцы называли свою страну «Тянь – си», что значит «Поднебесная империя».

На Китайской низменности много рек. Главная река Китая Хуанхэ протяженностью более 4000км обладает бурным и капризным нравом. Цвет реки постоянно меняется, становясь то серым, то бурым, то желтоватым. Поэтому ее и прозвали «желтая река». Мягкий климат бассейна реки Хуанхэ, лесные и водные богатства способствовали развитию земледелия. Поэтому центральная часть Китая была самой густонаселенной.

Признаки цивилизации восходят еще к 4 тыс. до н.э. Китайская цивилизация, одна из самых древних на земле, достигла успехов во всех видах искусства. Узбекский поэт Алишер Навои (1441 – 1501) писал:

Китай все страны мира превзошел,

     Во всех искусствах до вершин дошел. 

Древние китайцы были очень талантливы. Целый ряд изобретений и открытий они сделали на 1000 лет раньше, чем в Европе.

- Перечислите, что же изобрели китайцы? (В Китае был изобретен порох. Его применяли для фейерверков, а затем и в военном деле. В 18 веке были изобретены ружья в виде бамбуковых трубок, а в 19 веке – металлические пушки). 

- Какой вывод можно сделать на основании этих данных?

- Китай своеобразная страна с особой культурой. А достижениями и изобретениями талантливых китайцев мы и весь мир пользуемся и сейчас.

Поверхность сосудов, найденных около современного поселения Яншао, покрыта множеством геометрических узоров. Эти узоры были началом письменности, в них уже угадываются начертания будущих иероглифов, обозначающих солнце, луну, горы и водопады. В Китае были развиты художественные ремесла. Замечательные произведения мастера изготовляли из бронзы, слоновой кости, ценных пород камня и дерева. Вазы и шкатулки покрывали резьбой, лаком, рисунками, перламутром.

infourok.ru

Конспект урока на тему "Древний Китай"

Здесь Вы можете скачать Конспект урока на тему "Древний Китай" для предмета : История. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

  1. Какие религии существовали в Древней Индии? Каких богов вы знаете?

  2. Что такое касты? Какие касты?

  3. Кто такие неприкасаемые?

  4. Будда придавал значение кастовым разлчиям?

  5. Назовите изобретения индийцев.

Тема урока: Древний Китай.

Давайте посмотрим на карту. В какой части Азии находится Китай? В Восточной Азии, к северо-востоку от Индии, за горами расположена Восточно-Китайская равнина. Почему о Китае долгое время ничего не знали в других странах? Слайд. Китай - большая страна. Его природные условия необычайно разнообразны: в восточной (равнинной) части, примыкающей к морю, выпадает много осадков. Здесь протекают полноводные реки - Хуанхэ и Янцзы. Прибрежная зона отличается плодородием почвы.

Чем дальше от моря в глубь материка, тем суше становится климат. В этих районах земледелие страдает от недостатка влаги, большой ущерб наносят сильные засухи. Древним земледельцам приходилось работать здесь в очень трудных условиях.

Китайцы расселились по всей Великой Китайской равнине между реками Хуанхэ и Янцзы. Слайд. Гадание. Слайд.

Разводить рис - дело хлопотливое, требующее неусыпных забот и присмотра. Поле пахали деревянным плугом на буйволах. Зерна риса не сеют непосредственно на поле, как пшеницу или ячмень. Сначала рис мочили, чтобы он пророс, потом на небольшом участке поля густо высевали проросшие семена, а сам участок затопляли водой. Когда рассада достигала 20- 25 см в высоту, она была готова для высадки. Ее осторожно выдергивали и пучками (по 5-6 ростков) пересаживали на поле параллельными рядами. Рисовое поле должно быть покрыто слоем воды в 5-10 см. Если воды будет мало, растения засохнут; если чересчур много, они сгниют. Без искусственного орошения рис не вырастишь (вода подавалась на поля по каналам). Приблизительно через сто дней после посева рис созревал.

Слайд. Рис обладает высокими питательными качествами. Слайд. Гадание.

Еще в древности китайцы научились выделывать шелк. Слайд. В отличие от хлопка и льна шелковые нити не растительного происхождения, их изготавливают из выделений шелковичного червя. Разведение червей - трудоемкая работа. Кормят их листьями шелковичного дерева (шелковицы), которые должны быть чистыми, свежими и сухими. Разводя шелковичных червей, надо помнить, что червям вреден дым, сквозняк, шум, различные запахи, смена температуры. Если уход за червями плохой, они быстро погибают.

При хорошем уходе черви начинают вить коконы, которые по форме напоминают яйца небольшой птицы. Кокон свит из тончайшей шелковой нити, длина которой достигает тысячи метров. Чтобы получить из коконов шелк, их нужно опустить в горячую воду, которая размягчает клей, склеивающий шелковую нить. Взяв нити от нескольких коконов (от 4 до 18) и соединив их, китайские женщины пропускали нити через кольцо и прикрепляли их к небольшому колесику. Затем колесико медленно вращали, и нити, проходя через кольцо, склеивались в одну крепкую гладкую нитку.

Выводы. Слайд.

Читаем о религии с. 107. Переключаем. Китайцы верили в сверхъестественные существа: в богов, духов, чудовищ, крылатых змеев – драконов. Но самым высшим существом для них было Небо. Они считали Небо предком правителя, поэтому царя в Китае называли «Сын Неба», а подчинённую ему страну «Поднебесной».

Слайд. У китайцев существовала письменность - тысячи иероглифов, обозначавшие отдельные слова. Так же как в египетской письменности, в Китае иероглифы произошли из рисунков, и иногда в их форме ещё можно угадать первоначальное изображение.

Писали на узеньких дощечках из расщеплённого бамбука. Тонкую кисточку или палочку обмакивали в чёрную тушь и наносили иероглифы сверху вниз. Если делали ошибку, то соскабливали написанное ножом. Потом в дощечках делали отверстия и продевали бечёвку. Связка бамбука и была древнекитайской книгой. Чем китайская письменность похожа на египетскую? Чем китайские книги отличаются от книг других народов древности?

Слайд. Китайские ученые. Китайцы очень почитали мудреца Конфуция. Конфуций считал, что воспитанного человека легко узнать по его поведению. Учтивый китаец перед входом в дом снимал туфли и шёл босиком. Идти в туфлях по циновкам, расстеленным на полу, считалось просто неприличным. Сидели китайцы либо на той же циновке, либо на низком сидении, но непременно подогнув под себя пятки. Сидеть свесив ноги, а тем более вытянув их вперед могли только совершено невоспитанные люди. Уже в древности китайцы овладели искусством есть с помощью двух палочек. Этот обычай они сохраняют и поныне.

Читаем высказывания Конфуция с. 107.

Кого Конфуций считал благородным, то есть достойным, человеком? Согласны ли вы с Конфуцием?

Д.з. § 22, р/т № 82, 88.

docbase.org


Смотрите также