Древний согд. Говорящие на древнем языке Согдианы
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Храмы древних согдийцев. Древний согд


Кто такие согдийцы?. По следам древних культур [с иллюстрациями]

Кто такие согдийцы?

Развалины согдийского замка на вершине горы Муг, прекрасные памятники древней культуры и архив согдийских рукописей — всё это говорит о высокой культуре народа, жившего в древней Согдиане в VI–VIII веках нашей эры.

Кто же такие согдийцы? Какое отношение они имеют к современным таджикам?

Оседлая народность в бассейне Зеравшана, в там числе и Верхнего Зеравшана, носила имя согдийцев по имени страны Согда, которую они заселяли. По языку своему согдийцы относились к восточно-иранской группе. Их соседями в степях, примыкающих к Согду, были кочевники-тюрки. Согдийцы являются предками современных таджиков и отчасти узбеков, живущих в бассейне реки Зеравшана. Давно уже согдийцы потеряли свой прежний согдийский язык и стали говорить по-таджикски. Учёные лингвисты до сих пор ещё не решили вопроса, откуда пришёл этот таджикский язык. Развиться из согдийского он не мог. Одна из наиболее обоснованных гипотез[20] происхождения таджикского языка может быть сведена к следующему. Таджикский язык существовал в древности в качестве языка населения, которое жило в южном Таджикистане и северном Афганистане. Население это, в древности именуемое бактрийцами, вместе с согдийцами и образовало единую народность, получившую имя таджиков. Кроме согдийцев и бактрийцев, в состав таджиков вошли и другие близкие км группы племён и мелких народностей, говоривших по большей части на языках, близких к согдийскому или бактрийскому. Из двух этих основных языков наиболее сильным оказался бактрийский, который и победил. Процесс слияния этих восточноиранских народностей происходил в VIII–IX веках, в период формирования и победы в Средней Азии феодальных отношений. Единый, образовавшийся из этих этнических слагаемых, народ стал именоваться таджиками, а язык, на котором они говорили, — таджикским. У нас имеются все основания утверждать, что к концу X века в основном процесс этот закончился, т. е. что «согдийцы» и «согдийский язык» доживали свои «последние дни».

В VI–VIII веках Средняя Азия, точнее Междуречье — оседлые области между двумя крупнейшими в Средней Азии реками — Аму-Дарьей и Сыр-Дарьей, — не были объединены в одно государство. Здесь жили небольшими владениями, представлявшими укрепленный город и подчиненную ему небольшую область. Таких мелких владений, расположенных по долинам Зеравшана, Кашка-Дарьи, Ангрена и других рек, было немало. Однако владения эти не могли жить в состоянии политической распыленности как из-за угрозы набегов со стороны кочевников, так и в силу опасности постоянных внутренних раздоров. Вот почему между территориальными группами этих владений были союзы, правда, не очень прочные. Такие союзы существовали в долине Зеравшана, на Кашка-Дарье и в других областях. Так, в долине Зеравшана, от Пянджикента до Кермине, была целая федерация владений, охватывавшая земли древней Согдианы, или Согда. В эту федерацию входили Самарканд, Маймург, Пянджикент, Иштихан, Кушания, Арбинджан, Дабусия и другие более мелкие владения, например Сабаскас, Баяркас и т. д. Главным из них был Самарканд, царь которого с титулом афшина владел Самаркандом, а с титулом ихшида — всем Согдом.

Второй значительный союз владений по Зеравшану группировался вокруг Бухары; в него входили Вардана, которая была соперницей Бухары и в прежние времена играла первую роль в низовьях Зеравшана, Пейкенд, Рамтин и др. Владетеля Бухары титуловали бухар-худат, а Варданы — вардан-худат. Политически бухарская федерация была менее сильной, чем согдийская с центром в Самарканде. Своя федерация владений была в долине Кашка-Дарьи во главе с городом Кешем.

Более прочная федерация была в Осрушане (Сутрушане) — области, лежащей между Джкзаком, Хавастом (ныне железнодорожная станция Урсатъевская), Ленинабадом (Ходжент) и Замином. Во главе этого союза владений стоял дом Кавуса с титулом афшина. Немало владений было и на территории древней Бактрии, большая часть которой лежала к северу от Аму-Дарьи, в долинах Саган-Руда (ныне Сурхан-Дарья), Кафирнигана и Вахшской долине (между Пянджем и Вахшем). В стороне от этих владений в нижнем течении Аму-Дарьи лежал древний Хорезм со столицей в Кяте — единственная из областей, где цари с титулом хорезмшахов держали действительную власть над всем Хорезмом. Наиболее сильными в политическом отношении и богатыми в культурном были в VI–VIII веках Согд и Хорезм.

Остановим наше внимание на Согде. Выше указывалось, что каждое из мелких владений, входивших в согдийскую федерацию, состояло из города и небольшой области, ему подвластной. Города по площади своей были тогда небольшими. Самым большим был Самарканд, площадь которого равна была примерно 2 километрам. Остальные города были значительно меньше. Так, площадь древнего города Пянджикента имеет 19 гектаров, не считая его цитадели, лежащей непосредственно за городскими стенами. В городах Согда того времени население, несмотря на значительную плотность построек, было небольшое: едва ли оно превышало, если исключить Самарканд, 3000–5000 человек. Население городов состояло из местной согдийской землевладельческой знати, к которой принадлежали также и высшие священнослужители домусульманских храмов — зороастрийских, манихейских, а также храмов, посвященных местным божествам. К городской знати должны быть отнесены и купцы, ведшие караванную торговлю с другими городами Средней Азии и с отдельными странами — Ираном, Византией, с одной стороны, Индией и Китаем — с другой. Купцы в те времена ещё не выделились из состава земледельческой знати, так как были ещё крупными земельными собственниками не только в городах, но и за его пределами. К числу городских жителей надо отнести и свободных ремесленников, которых в ту пору было немного. Для дофеодального города характерно ещё большое количество рабов, выполнявших своей рабочей силой все виды хозяйственной жизни города. Среди них были ремесленники, чернорабочие, домашние слуги и даже воины, охранявшие городские стены, дворцы правителей и даже частные богатые дома, К числу городских жителей нужно отнести и войско местных владетелей, так как военные отряды размещались как в цитадели, так и в самом городе.

Войско, конное и пешее, было малочисленное, но хорошо вооружённое. Состояло оно из наёмников и рабов. По свидетельству китайских авторов того времени, хорошо знакомых с жизнью Средней Азии, согдийские владетели имели военные отряды численностью от 500 до 1000 человек, реже в несколько тысяч воинов. Согдийские владетели с общим титулом дехкан (наиболее крупные из них титуловались, как выше сказано, ихшидами, афшинами и т. д.) были у себя не только носителями светской власти, но и духовной. В их руках была и высшая жреческая власть, что проявлялось в их участии в празднествах, связанных с культом местных божеств.

За пределами города, бывшего политическим, торговым и культурным центром, находились селения земледельцев — дехи древних согдийцев. Селения эти были окружены стенами, иногда даже имели башни. Внутри этих селений помещалось укрепленное жилище местного дехкана, а также дома простых, но свободных еще земледельцев. Последние жили в обстановке порядков сельской общины, причём укрепленное селение, называвшееся тогда дехом, и сельская община совпадали.

Местный дехкан (в VIII–IX веках его называли также михтар) и был главой сельской общины. Земледельцы подчинялись распоряжениям своего михтар а, который был вместе с тем посредником между местным царьком и земледельческим населением в отношении налогов и повинностей, которые лежали на сельской общине. Жили земледельцы большими патриархальными семьями, в состав которых входили не только свободные члены, но и рабы. Уже с V века Согд, как и другие области Средней Азии, начал переходить к новым производственным отношениям — феодальным. Особенно интенсивно процесс этот происходил в VI–VIII веках.

Процесс этот выражался в том, что наиболее бедные члены сельской общины подпадали под экономическую зависимость крупных землевладельцев; не имея возможности прокормиться на своём небольшом участке земли, они в качестве издольщиков обрабатывали на тяжёлых для себя условиях земли дехкан, получая 1/4, а то и 1/6 часть урожая в свою пользу, остальное отдавая крупному землевладельцу. Постепенно эти беднеющие земледельцы становились зависимыми от крупных землевладельцев и назывались в Согде и других областях среднеазиатского Междуречья (между Аму-Дарьей и Сыр-Дарьей) кедиверами.

Через эксплуатацию кедиверов и проходило развитие феодальных отношений в Согде. С каждым десятилетием число кедиверов увеличивалось, и ещё недавно свободное земледельческое население Согда теряло былую свою свободу, Согд, как и другие области Средней Азии, был богатой в сельскохозяйственном отношении страной, В те времена он имел развитую оросительную систему каналов, выведенных из Зеравшана; большая часть тех арыков, которая действует в окрестностях Самарканда в XIX и начале XX века, была уже в действии в конце VII, во всяком случае, в начале VIII века. Обилие воды, которая росходилась по множеству арыков в долине Среднего и Нижнего Зеравшана, давало жизнь полям, огородам, бахчам и садам.

По свидетельству современников, Согд был цветущим краем. Там: вызревали люцерна, пшеница, ячмень, рис, хлопок, виноград, урюк, слива, персики, яблоки, груши, инжир и другие плоды. Большое место в сельском хозяйстве занимало тутовое дерево, листья которого питали шелковичного червя. В городах и селениях были развиты ремесла, производство хлопчатобумажных, шелковых и шерстяных тканей, выделка посуды из обожженной глины, изделия из кожи, металла и т. д., о чём ниже нам еще придется сказать более подробно.

В VI–VIII веках оседлая Средняя Азия на всей своей территории находилась в состоянии перехода от рабовладельческого общества к феодальному. Это значит, что рабовладельческие отношения перестала играть в общественной жизни прежнюю господствующую роль. Рабский труд перестал в сельскохозяйственном и ремесленном производстве занимать господствующее место. Наряду с этим, прежде свободное земледельческое население, жившее в обстановке порядков сельской общины, начинало терять свободу и выделяло из рядов своих беднейших членов значительные группы зависимых людей. Иначе говоря, наряду с ослабевающим рабовладельческим способом производства развивался феодальный способ производства. Период этот в советской историографии принято называть дофеодальным. От феодализма в полном смысле этого слова дофеодальный период отличается тем, что земледельцы, т. е. крестьяне, не были ещё закрепощены, а только находились на пути к этому состоянию.

Издревле Средняя Азия была страной, где рядом с культурными оседлыми районами, которые лежали оазисами по долинам рек, находились степи, где жили племена и союзы племен кочевников-скотоводов. Отношения между кочевой степью я культурными оседлыми оазисами были то мирными, а то и очень враждебными. Обе стороны экономически нуждались друг в друге. Кочевники поставляли на рынки городов и селений скот, мясо, кожи, шерсть, ковры, молочные продукты, а оседлые продавали глиняную посуду, грубые и тонкосортные ткани — шёлковые, хлопчатобумажные, шерстяные, хлеб, изделия из железа и многое другое.

Однако в Средней Азии, так же как и в других странах, где кочевники и оседлые были непосредственными соседями, в древности и раннее средневековье мирные отношения часто сменялись войнами между ними. По большей части инициатива враждебных действий исходила из среды кочевников. Став уже классовым обществом, кочевники в лице своей знати искали всякого удобного случая для набега на соседние культурные оазисы, где можно было захватить богатую добычу — скот, ткани, оружие, золото, серебро, хлеб, просо, рабов, рабынь. Грабительские набеги иногда перерастали в длительные завоевания, когда кочевники в лице своей правящей династии и поддерживавшей ее военно-кочевой знати захватывали верховную власть над определенной группой богатых оседлых оазисов.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

СОГД | Энциклопедия Всемирная история

Сугуда, Согдиана.

Историческая область Средней Азии, расположенная частично на территории современных Узбекистана и Таджикистана.

Вопрос о границах данной области является дискуссионным. В персидский и эллинистический период территория Согда локализовалась в бассейне р. Зарафшан. Иногда в Согд включалась вся территория между средним течением Амударьи (Окса) и Сырдарьи (Яксарта). После мусульманского завоевания Согдом называлась лишь восточная часть долины Зарафшана. В узбекский период это название носили только два тумана, расположенные по среднему течению Зарафшана, к северо-западу от г. Самарканд.

Географически Согд разделяют на три области, имеющие определенные культурные отличия. Это Южный (Кашкадарьинский) Согд, Бухарский Согд в низовьях Заравшана и Самаркандский Согд выше по течению этой реки. В районе Самарканда река разделяется на два рукава, образуя в середине подобие острова под названием Мианкаль.

Непосредственными соседями древнего Согда были Бактрия, Хорезм и на севере восточно-иранские племена ‒ саки.

История

Уже в одном из древнейших авестийских гимнов, посвященном богу Митре, встречается упоминание о Гаве Согдийской. В письменных источниках область Сугуда впервые упоминается в ахеменидский период. В наскальных клинописных надписях царя Дария I это название стоит в числе его среднеазиатских провинций. В этом же качестве упоминает эту страну и Геродот. Также во время второй греко-персидской войны согдийцы принимали участие в ополчении царя Ксеркса.

В Согде VI-IV вв. до н.э. существовало два крупных городских центра ‒ городища Афрасиаб (на территории Самарканда) и Еркурган, а также некоторое количество мелких поселений.

Античные авторы подробно описывали события, происходящие в этой области во время среднеазиатского похода Александра Македонского, употребляя форму названия Согдиана. В 329-327 гг. до н.э. Согд был завоеван Александром и включен в состав его государства, а впоследствии Греко-Бактрийского царства.

На первые века нашей эры приходится расцвет городской культуры и городской жизни Древнего Согда. Помимо Афрасиаба и Еркургана, достигает подъема жизнь целого ряда городищ. Основные древние памятники Кашкадарьинского Согда ‒ городища Калаи-Захоки-Морон, Каляндар-тепе; Самаркандского Согда ‒ Дурмен-тепе и Курган-тепе в Мианкале, Тали-Барзу; в Бухарском Согде выявлены преимущественно небольшие поселения сельского типа ‒ Ромиш-тепе, Баштепе, возможно городским центром могла уже быть сама Бухара.

Города древнего Согда характеризуются мощными фортификационными сооружениями с башнями и бойницами. Известны также небольшие памятники, скорее всего, являвшиеся усадьбами.

В середине II в. до н.э. Сод был завоеван кочевниками, пришедшими из западного Китая и с севера Средней Азии. Территория вошла в состав Юечжийско-Кушанского царства.

Из письменных источников известно, что в V-начале VI в. н.э. Средняя Азия была в подчинении у эфталитов.

В шестидесятых годах VI в. эфталиты были разгромлены тюрками и Ираном. Согд вошел в состав первого тюркского каганата. При этом в период VI-VII вв. китайские источники упоминают целый ряд мелких царств на этой территории. Согдийцы продолжают основывать многочисленные колонии, которые распространяются я на север и восток вплоть до Китая.

Эталонным памятником раннесредневекового Самаркандского Согда является Пенджикент ‒ один из многочисленных согдийских центров, сформировавшийся как город в V в. н.э. В Бухарском Согде в V в. были возведены два новых города ‒ Варахша и Пайкенд. К северу от Самаркандского Согда, область от Туркестанского хребта вплоть до Сырдарьи в Средние века называлась Уструшаны. Центром местных правителей было городище Калаи-Кахкаха.  

В середине VII в. Согд на короткий период становится зависимым от Китая. В это же время начинается политическое возвышение роли города Самарканда.

В начале VIII в. согдийские княжества подчинили арабы, после продолжительной борьбы на территории утвердился ислам.

Искусство, культура, погребальный обряд

Среди находок предметов искусства античного времени преобладают терракотовые статуэтки, созданные первоначально под эллинистическим влиянием.

Некрополи оседлого Согда практически не известны, в отличие от кочевников, населявших степи на периферии оазисов. По всей видимости, уже в первых веках до нашей эры в Согде был распространен зороастрийский обряд погребения. 

На многих городищах этого времени раскопаны остатки культовых сооружений ‒ скорее всего, так называемых «храмов огня».

В эпоху раннего средневековья из Бактрии (Тохаристана) в Согд перемещается центр среднеазиатской культуры. Она достигает своего расцвета в VII-VIII вв., когда многие её достижения рушатся во время арабского завоевания. Важным элементом городской жизни становится художественная культура (настенная живопись в культовых, светских помещениях и усадьбах), широко распространяется грамотность, составляется различная документация.

В раннесредневековое время наиболее характерные находки на согдийских памятниках, это, в первую очередь керамические оссуарии четырехугольной формы; монеты с квадратным отверстием в центре и разнообразные типы керамических кружек с одной ручкой.

История археологического изучения

Первые раскопки начались вскоре после присоединения территории Согда к Российской Империи в XIX в. Главным образом, изучалась архитектура мусульманского периода. Также в разные годы разными археологами велись раскопки на древнем городище Афрасиаб (Борзенков, В.В. Крестовский, Н.И. Веселовский, В.В. Бартольд, В.Л. Вяткин).

Планомерное изучение Самаркандского Согда было начато в 30-е годы по инициативе местного исторического музея. Исследования велись под руководством Г.В. Григорьева, И.А. Сухарева, А.Ю. Якубовского. С 1945 г. начинается новый этап в изучении Согда. Создается Самаркандская археологическая база под руководством А.И. Тереножкина, продолжается исследование городища Афрасиаб. В 1958 г. была организована Афрасиабская археологическая экспедиция, первым руководителем которой стал В.А. Шишкин. 

Первые раскопки в Кашкадарьинском Согде были начаты в 1946-1948 гг. С.К. Кабановым, А.И. Тереножкиным и Л.И. Альбаумом. Наиболее активные исследования начинаются с 60-х годов.

В Бухарском Согде первые значительные работы были начаты разведочной экспедицией Государственного Эрмитажа и Узкомстариса под руководством А.Ю. Якубовского в 1934 г.

Также исследованием Согдийской области занимались А.Н. Бернштам, Я.Г. Гулямов, М.Х. Исамеддинов, С.К. Кабанов, Б.И. Маршак, В.М. Массон, М.Е. Массон, О.В. Обельченко, В.И. Распопова, Ш. Ташходжаев, Б. Ураков, Г.В Шишкина и др.

 

w.histrf.ru

Самарканд - столица Согда - Древние цивилизации

Самарканд - один из древнейших городов на земле, он почти ровесник Рима. Его стены помнят скифов, Персидскую империю, воинов Александра Македонского, арабов и монголов.  Это главный город Согдианы - древней страны, существовавшей на территории нынешних Узбекистана и Таджикистана.Как правило, туристы, посещая Самарканд, довольствуются лишь памятниками эпохи Тамерлана (14 век) и более поздних правителей. Эти строения воистину знамениты и великолепны, но они не раскрывают всей сути древнего города, тем более Самарканд потерял цельность своей исторической застройки, поэтому его часто воспринимают как город всего нескольких исторических сооружений.

Я же хочу показать вам другой Самарканд - город с историей в 2600 лет, великую столицу Согда. Для этого мы отправимся на холмы Афрасиаба - древнего городища, это и есть ядро античного города, здесь располагалась цитадель Мараканды, где останавливался греческий царь из далекой Македонии.

Хочу предупредить, что посещение Афрасиаба требует усилий, как физических так и интеллектуальных. Древняя Мараканда не всем открывает свои тайны, ибо нужно уметь видеть - видеть величие древности. Мне потребовалось три дня, вернее, три посещения городища, чтобы хоть немного понять его сущность. Ибо древний Афрасиаб велик размерами, честно говоря, я никогда раньше не сталкивался с такими огромными археологическими объектами, это город масштабов Константинополя, окружность стен его шахристана около 6 км. Причем, это именно городище, там нет дорог, домов, только холмы, овраги и современное кладбище. По мнению академика В.В.Бартольда, во времена расцвета города здесь могло жить полмиллиона человек, об этом чуть ниже.

И помните важное правило)  О нем писал Абу-ль Фазл Мухаммад ан-Насафи в 12 веке:>>>В книге “Маариф-аль-баян” повествуется, что каждый царь, который оказывал мягкость жителям Самарканда, находил устойчивое существование, а каждый царь, который им чинил насилие, терял царство. Жители Самарканда горды. С ними можно ладить только мягкостью, ласкою, нежными словами.

Иными словами, Самарканд не любит гордыни пришельцев. Всяк, имеющий этот грех, карается Всевышним, который насылает на иноземца многие злоключения. Про злоключения автора этого поста можно почитать отдельно.

Внешние стены шахристана городища Афрасиаб. Их высота достигает 40 метров. Они похожи на естественные горы, так как были возведены из сырцового кирпича, такие строения оплывают со временем. Все строения городища имеют сейчас такой вид, поэтому нужны усилия, чтобы обнаружить древние постройки среди ландшафта. Перед стенами до сих пор течет арык, выполнявший роль крепостного рва.

После 12-13 вв. древний шахристан Самарканда пришел в упадок, люди перестали здесь жить, центр города сместился южнее к нынешнему Регистану. Городище превратилось в огромное кладбище, это очень древний иранский обычай - хоронить мертвых в старых строениях, еще зороастрийцы складывали человеческие кости для хранения в наусы, расположенные на территории брошенных городищ и домов.

Сейчас Афрасиаб - это тоже кладбище, особенно его южная часть. Могилы роют даже непосредственно в циклопических древних стенах, это практика, конечно, не способствует сохранности памятников, в Узбекистане есть городища полностью превращенные в кладбища, там невозможно вести раскопки, так как их поверхность покрыта захоронениями в том числе и современными - мертвые лежат друг на друге в несколько слоев.

Нужно раскрыть смысл применяемых мною терминов - шахристан, кухендиз, рабад, первые два иранские, а последнее арабское. Шахристан - это укрепленный посад в любом городе Средней Азии или Ирана, в арабском языке ему соответствует термин медина, кухендиз - это главная цитадель города или касба по-арабски, а рабад, как правило, не укрепленный посад, но бывают и варианты, когда рабад тоже имел внешние оборонительные стены. Кстати, название московского района Арбат тоже произошло от арабского Рабад.

В Самарканде рабад тоже был укреплен внешней стеной - Дивари-кыямат (Стена страшного суда), от нее сейчас мало что осталось. В связи с этим, часто возникала путаница, так как не всегда понятно какую часть города средневековые авторы называют рабадом, а какую шахристаном, и главное, сложно понять, как эти части соотносятся с современным городом. Существует несколько ошибочное мнение, что древнему Самарканду соответствует лишь городище Афросиаб, т.е. городской шахристан с кухендизом. На самом деле, это не совсем так, Афрасиаб был ядром города, но целиком Самарканд занимал ту же территорию, что и сейчас.

Это может показаться странным, но нынешний Самарканд - второй крупный город в Узбекистане (после Ташкента) почти не вышел за пределы старого города периода его расцвета при Саманидах и Караханидах в 10-11 вв. Даже население увеличилось совсем незначительно за тысячу лет. Бартольд считал, что все население Самарканда 10-11 вв. можно оценить в полмиллиона человек. Сейчас, в Самарканде живет примерно столько же жителей. С большой степенью вероятности, наш крупнейший специалист по Средней Азии допустил ошибку, скорее всего в средневековом Самарканде жило максимум 100 тыс. человек, но все равно, это огромная цифра, 100-200 тыс. это население тогдашнего Константинополя.

На фото хорошо видна одна из башен внешней стены Афрасиаба, она имела округлую форму. Вблизи видно, что стены сложены из крупных глиняных блоков-кирпичей.

Городище Афрасиаб располагается на обширном плато, оно существенно выше уровня современного города. Это плато имеет как естественное, так и искусственное происхождение. За тысячи лет уровень земли в шахристане сильно поднялся, кое-где на десятки метров, поэтому внутренняя часть оборонительной стены не кажется такой высокой как снаружи.

Как видим, могилы здесь располагаются непосредственно на покатых оборонительных валах.

Эта могила находится непосредственно на гребне вала.

Фортификацию таких размеров я раньше никогда не видел. Стены Афрасиаба существенно больше, чем даже стены Пекина. Особый интерес представляет то, что таких линий обороны здесь 4 штуки, и это не считая пятой внешней линии укреплений - Дивари-киямат, которая окружала весь самаркандский оазис, именно ее считали настоящей внешней стеной средневековые авторы.

На заднем плане виден массивный бастион, выступающий за линию стен.

В книге Ибн ал-Факиха «Китаб ал-булдан», говорится:>>>Самарканд построил Искандер Двурогий (Александр Македонский), окружность его стен двенадцать фарсахов. У него двенадцать ворот, и от ворот до ворот расстояние в один фарсах. На вершине стены бойницы и башни для войны. Все двенадцать ворот — деревянные, двустворчатые. В дальнем конце еще двое ворот, а между ними жилище стражи ворот. А когда ты пройдешь посевы, то остановишься в рабаде, где имеются постройки.>>>Затем ты попадаешь в город, который тянется на пять тысяч джарибов. Там четверо ворот… затем ты входишь во внутренний город, площадь которого две тысячи пятьсот джарибов. В этом городе соборная мечеть, кухандиз и резиденция правителя. В городе есть проточная вода. А внутри большой стены есть реки и каналы. У кухандиза железные ворота в начале и в конце…

Один фарсах это 5550 м., поэтому 12 фарсахов равняется примерно 66 км - это длина внешней стены Самарканда - Девари Киямат. Русские исследователи 19 века считали, что ее длина 40 верст (примерно 43 км). Эта внешняя линия глиняных валов имела 12 ворот, все они не сохранились, как и сама стена. Непосредственно шахристан (городище Афрасиаб) имел только 4 ворот, об этом писал ал-Истахри «Китайские ворота с восточной стороны, ворота Наубахар с западной стороны, Бухарские ворота с северной стороны, Кешские — с южной стороны».

Я зашел в город через проем, который, скорее всего, соответствует Китайским (восточным) воротам, отсюда раньше уходили караван в Кашгар и далее.Здесь я встретил стайку цыганят и устроил им фотосессию. Самая большая проблема заставить их стоять неподвижно, ибо цыганята увидев меня, тут же начали плясать и остановить их было тяжело)

С юга к городу подходил акведук, он был выложен свинцом. Об этом писал в 10 веке Ибн-Хаукаль в "Книге путей и стран":

>>>В нем имеется проточная вода, которая проникает в него по каналу, частично сделанному из свинца. На нем выстроена плотина, в некоторых местах возвышающаяся над землей. Середина рынка и квартал менял вымощены камнями, поверх которых вода течет из квартала медников и впадает в шахристан через Кешские ворота. Наружная сторона этого протока целиком из свинца. Дело в том, что вокруг шахристана проходит глубокий ров, из которого брали глину для городских стен. Он остался большим в соответствии с количеством земли и глины, которое было вырыто, так что на нем понадобилось устроить плотину для того, чтобы вывести воду к шахристану в местности, называемой «Голова свода», в середине городских базаров, в населеннейшей части Самарканда. Проток этот древний, доисламских времен.

Специальная насыпь была нужна для того, чтобы поднять воду на плато шахристана. Кстати, существует очень обоснованная версия, опровергающая общепризнанное мнение, что Афрасиаб был покинут из-за разрушений после монгольского завоевания. Самарканд часто штурмовали и разрушали, но он постоянно возрождался на своем месте, и только в 12-13 вв. центр города сместился южнее к нынешнему Регистану. Причина этому как раз была связана с водой, дело в том, что уровень культурного слоя в шахристане за тысячи лет сильно вырос, буквально на десятки метров, поэтому доставлять воду наверх на плато стало проблематично, и люди начали постепенно селиться ниже - в рабаде Самарканда, тогдашнем пригороде.

Раскопки в южной части Афросиаба. Абсолютно все строения в городе были глинобитными или строились из необожженного кирпича, крыши были деревянными, поэтому сооружения дошли до нашего времени только в виде оплывших холмов.

До сих пор неизвестно зачем в Афрасиабе тратили столько ресурсов на фортификацию. Видимо готовились к нападению ужасных яджуджей и маджуджей, как известно, эти адские создания проживали к северо-западу от Согдианы. Их сдерживала только железная стена Зулькарнайна (Александра Македонского), которую они могли в любой момент опрокинуть. Халиф Ал-Васик (811-847 гг.) специально посылал экспедицию Саллама ат-Тарджумана, чтобы проверить прочность этой стены, я выкладывал этот текст ранее.

Никаких других объяснений грандиозной оборонительной системы Афрасиаба нет, ведь тут 4 линии укреплений, каждая из которых вполне достаточна, чтобы сдержать натиск сынов Адама. Существовало предположение, что эти стены есть результат роста города - по мере появления новых кварталов на плато, строили новую линию обороны, а старые так и оставались стоять. Но на данный момент это вроде бы разумное объяснение опровергнуто, ибо доказано, что внешние стены Афрасиба (те, что мы видели раньше) уже существовали в 6 в. до н.э. во времена Персидской империи, только, видимо, они были меньших размеров. Т.е. древняя Мараканда соответствовала нынешнему городищу Афрасиаб в полной мере. Это косвенно подтверждали и античные авторы, они считали, что окружность стен Мараканды 70 стадий, т.е. примерно 10-12 км. Это как раз длина стен Афрасиаба с небольшим пригородом, внешняя стена Дивари-Киямат в 43 км появилась позже, возможно уже после арабского завоевания.

План городища Афрасиаб.

Внутренняя стена Афрасиаба, хорошо различаются две башни по краям.

Это та же линия укреплений, только с огромным рвом. Высота стен тут примерно 25 м.

Возможно, стены отгораживали какие-то кварталы в городе, но все это только предположения. Эти стены безусловно имели ворота, но только никто не знает, где они находились, письменные источники молчат по этому поводу. Многочисленные "проемы" в стенах были сделаны археологами за 100 лет раскопок городища.

"Малая Кандия" Абу-ль Фазл Мухаммад ан-Насафи о Богохранимом Самарканде:

>>>>Он имеет врата и у каждых врат по пяти тысяч ангелов с распростертыми крыльями, оберегающих жителей этого города. Самый главный из ангелов имеет тысячу голов, в каждой голове по тысяче языков, славящих громогласно Господа, ни в чем не нуждающегося: “о Крепкий, о Вечный, о Единый, о Боже, храни сей город спасаемый.

Хранитель Афрасиаба.

Недавно раскопанный один из бастионов Афрасиаба. Вся земля усеяна тут битой керамикой. В Средние века Самарканд был главным центром керамического производства в Средней Азии.

И вот мы приближаемся к историческому ядру города - Цитадели (кухандиз), именно здесь, на севере городища Афрасиаб, зафиксированы самые древние поселения.

Я советую всем осматривать город именно из Цитадели, особенно если есть недостаток времени, это самая высокая точка. Только здесь можно лицезреть весь масштаб Афрасиаба. Все эти зеленые луга на сколько хватает взгляда - древний город. И очень сложно поверить, что весь этот ландшафт рукотворный. Огромные валы, глубокие впадины - все это дело рук человека. Конечно, после того как люди покинули свои дома, природа внесла свои изменения, глиняные постройки исчезли, поверхность сгладилась, а где-то наоборот появились новые овраги. Но основа этих холмов рукотворная - десятки метров культурного слоя, огромные крепостные валы, руины дворцов знати - все это здесь. А многочисленные рытвины на поверхности, это дело рук уже археологов, которые 100 лет рыли городище.

Кто же построил этот город, самый большой в Согдиане? Никаких точных данных нет, источники не зафиксировали факт основания Самарканда, поэтому выводы можно делать только по археологическим и косвенным данным о народах населявших Согд в 8-6 вв. до н.э. Эти народы хорошо известны, они говорили на восточно-иранских языках, античные авторы называли их киммерийцами и скифами, в Азии их называли саками. Эти кочевые иранцы в течении всего I тыс. до н.э. продвигаясь на юг из северных степей, постепенно оседали на землю, при этом они смешивались с местным оседлым населением, жившим в Средней Азии со времен неолита. Иранцы создавали первые государства в регионе - Согдиану, Бактрию, Хорезм, почти везде в них элита состояла из воинственных кочевников.Тут надо добавить, что и далее этот принцип сохранялся, средневековые кочевники-тюрки также брали власть во всех среднеазиатских городах.В иранской мифологии территорию Согда называли Тураном, страной кочевников, ею правил великий царь Афрасиаб, от имени которого городище Самарканда и получило свое позднее название.

Возможно какой-то толчок к образованию городов и государств в Согде дали персы, когда захватили эту территорию в 6 в. до н.э. Они принесли более высокую культуру из Междуречья, плюс, могли способствовать консолидации местных племен, которые безусловно пытались бороться с персидским завоеванием. По археологическим раскопкам известно, что Самарканд в 6 в. до н.э.занимал ту же площадь, что и городище Афрасиаб, т.е. уже тогда это был очень большой город. Каким образом он мог появится на периферии тогдашнего цивилизованного мира неизвестно, может быть и правда, это была столица легендарного туранского царя Афрасиаба.

Справа, за зелеными лугами видны громадные порталы мечети Биби Ханум, соборной мечети, построенной Тамерланом.

Громадный холм на горизонте и есть Цитадель Афрасиаба.

Этот холм имеет высоту около 60-70 метров. Русский исследователь В.Л. Вяткин в 19 веке определил, что он имеет искусственное происхождение, его насыпали из глины, которую брали тут же у его подножия.

Искусственные глиняные платформы были характерны для архитектуры Средней Азии. Например, цитадель Бухары стоит тоже на искусственном холме, на глинобитной платформе возвели замок Топрак-кала в Хорезме. и т.д.

Вот что писал о Самарканде в своей "Книге путей и стран" Ибн Хаукаль в 10 веке:

>>>>Столица Согда — Самарканд — город, расположенный на юг от Согдийской реки и лежащий высоко над нею. В нем имеется цитадель, шахристан и рабад. В цитадели уже в наше время выстроена тюрьма и находится дворец правителя, впрочем разрушенный. Я поднимался на нее (цитадель) и осматривал прекраснейший из видов, который когда-либо видел взор человека и которым он когда-либо восхищался, а именно: свежую зелень деревьев, блистающие замки, текущие каналы и непрекращающуюся культуру.

>>>>>Выделяются площади и возвышаются украшающие город здания. В нем находятся сделанные из оштукатуренного кипарисового дерева, диковинные изображения животных — лошадей, быков, верблюдов и антилоп, — поставленные так, точно они наступают друг против друга и высматривают один другого, как будто собираются вступать в бой или состязание. Что за вид, сколько на это потрачено средств и как зрелище это пленяет сердца всех людей! Все это отражается в текущих каналах и наполненных прудах, поверхность которых все время волнуется. Остроумная мысль! И замки и высоко построенные башни, прочно сложенные, представлявшие великолепные жилища и драгоценные палаты и вообще обстоятельства, свидетельствующие, что были великие и славные цари…они опустевшие и разрушенные.

Свидетельство Ибн Хаукаля очень интересно. Во-первых, он пишет, что город в середине 10 века, а именно тогда он посещал Самарканд, был полуразрушен. А это ведь время расцвета культуры Средней Азии при Саманидах, правда, их столица тогда располагалась в Бухаре. Во-вторых, очень интересны упоминания об изображениях животных из кипарисового дерева, которые стояли на площадях города. Ведь в 10 веке ислам присутствовал в Средней Азии уже 300 лет, а Халифат уже клонился к упадку.

Какое-то невероятно огромное сооружение рядом с Цитаделью, возможно, участок крепостной стены или отдельный бастион.

Когда арабский завоеватель Кутейба Ибн Муслим захватил Самарканд, он повелел сжечь все статуи богов в городе. Об этом есть отрывок из "Истории" Ат-Табари:

>>>Кутайба заключил с ними мир на условии [выдачи] 100 тысяч голов, [разрушения] храмов огня и украшений идолов. Он взял обусловленное мирным договором, ему принесли идолов и они были обобраны и поставлены перед ним: сложенные вместе, они возвышались как огромная башня (каср), и он велел их сжечь. Неарабы (а’аджам) сказали: “Среди идолов есть такие, что сжегший их погибнет”. Кутайба сказал: “Я сожгу их своими руками”. Тут пришел Гурек (правитель Самарканда), преклонил перед ним колени, и сказал: “О, эмир, благодарить тебя я обязан, не трогай этих идолов!” Кутайба велел подать огня, взял факел в руку и вышел. Тут он произнес “Аллах велик!”, затем поджег их и люди подожгли и идолы загорелись. Среди того, что от них осталось, нашли золотых и серебряных гвоздей на 50 тысяч мискалей.

Идолы Самарканда отомстили Кутейбе, ему отрубили голову по приказу халифа. А через 250 лет Ибн Хаукаль обнаружил на площадях Самарканда множество статуй из дерева...

Вид из Цитадели на юг в сторону центра города Тамерлана и современного Самарканда.

Соборная мечеть Самарканда Биби Ханым.

Вид из Цитадели на восток.

Пасущиеся овцы словно парят на этих зеленых лугах. От ощущения высоты и простора захватывает дух.

Внизу, у подножия Цитадели располагается какое-то странное нечто - гигантская впадина (и не одна). Отсюда безусловно брали глину для построек Афрасиаба, но вот как потом использовались эти ямы неизвестно. Ибн Хаукаль писал о "наполненных прудах, поверхность которых все время волнуется", может быть, это они и есть, но что-то эти впадины слишком велики размерами.

На вершине холма Цитадели археологи прорыли гигантскую траншею. Глубина культурного слоя здесь - десятки метров.

В оплывших стенах все еще можно различить кирпичную кладку.

Идемте, я покажу вам, что такое Афрасиаб.Для этого нам нужно спуститься в огромную траншею, выкопанную археологами. Здесь можно легко свернуть себе шею, ибо спуск тут очень крутой.

И вот, на дне траншеи показалась груда кирпичей, это плинфа - плоский обожженный кирпич. Оцените глубину их залегания, здесь десятки метров культурного слоя, т.е. все эти земляные стены - плоды человеческой деятельности.

Северный край городища. Здесь начинается одна из внутренних крепостных стен, ее круглая башня все еще хорошо заметна.

Перед Цитаделью рассыпана масса строительных элементов, это кирпичи разной формы.

Но есть и более интересные вещи, вот это часть ганчевого декора стен мечети или мавзолея.

Глиняные стены и терракотовое покрытие пола. У меня не было никакого плана Афрасиаба, поэтому сказать точно, что тут были за строения нельзя. Кстати, известно, что в Афрасиабе были мощеные улицы, но за сотни лет весь полезный строительный материал растащили местные жители.

Нам осталось дойти до западного края города, поэтому движемся дальше, мимо очередных траншей археологов и зеленых лугов.

На пути опять встает внутренняя стена города, возможно, это та же линия укреплений, которую мы встретили раньше, просто это ее западный край. Мы пересекаем Афрасиаб с востока на запад.Здесь хорошо заметно, что эта линия обороны двойная, как в Константинополе - более массивная стена со стороны центра города и небольшая стенка перед ней, а дальше идет крепостной ров.

Здесь две башни, сдвоенные как ласточкин хвост, это очень характерная (и непонятная) черта среднеазиатской фортификации. Такие городища есть в Хорезме, где на углах крепостей стоит не одна башня, а две, соприкасающееся между собой.

Развалины большого кешка (замка) внутри шахристана и пастух со своими овцами. Кроме пастухов тут, кстати, редко кто бывает. Видимо сооружение состояло из нескольких башен, таких глиняных замков в Средней Азии было великое множество, только в окрестностях Самарканда их тысячи. Сейчас все они превратились в кучи земли.

И вот западная линия внешних стен Афрасиаба, они здесь такие же массивные как и на востоке.

На западной стене построили, видимо, какой-то новодел, имитирующих античные стены Мараканды. Выглядит все это несколько странно, массивные средневековые валы и небольшая стеночка для туристов.

Это строение, возведеное из необоженных кирпичей, тоже уже оплыло и выглядит весьма аутентично. Может это и правда древние стены?

Зато эта стена хорошо демонтрирует, чем средневековые укрепления отличаются от античных. В античных крепостях Средней Азии было много бойниц характерной стрельчатой формы, и они возводились, как правило, с прямыми стенами, а не покатыми, как в средние века. На востанновленные средневековые стены можно посмотреть в Бухаре или Хиве, в Самарканде они пребывают только в естественном своем состоянии в виде земляных валов.

Кандия Малая Абу-ль Фазл Мухаммад ан-Насафи:>>>Пророк сказал: “есть город (шахристан) за рекою Джейхуном, который называют Самаркандом, его также именуют богохранимым городом".Начальник ученых и раис людей сунны и общества, учитель пути шейх Абул Мансур Матыриди (да будет милостив к нему Бог) говорил: На три фарсанга в окружности Самарканд окружают и оберегают ангелы, поклоняющиеся Богу”.

Еще два моих поста про Узбекистан:Государственный музей истории культуры Узбекистана в СамаркандеПро Узбекистан - секрет стали

ancient-ru.livejournal.com

Говорящие на древнем языке Согдианы

В труднодоступном горном массиве Таджикистана на высоте 2500-3000 метров над уровнем моря проживают последние в мире носители языка древней Согдианы. Но через несколько десятилетий бесписьменный ягнобский язык может полностью исчезнуть – количество говорящих на нем людей стремительно сокращается, нивелируется целый пласт самобытной культуры потомков тысячелетней цивилизации, которую пытаются сохранить те, кому она дорога.

Жители нескольких кишлаков Ягнобской долины по сей день живут изолированно от внешнего мира. Здесь нет сотовой связи и интернета. За более чем тысячу лет в жизненном укладе горцев мало что изменилось – они возделывают землю, вручную перемалывают муку, пасут скот, рожают детей и уповают на милость божью в полном единении с суровой, но сказочно прекрасной природой здешних мест.

yagnob1Ягнобская долина

Более шести месяцев в году 17 ягнобских кишлаков, в которых проживает, в общей сложности, около 500 человек, отрезаны от населенных пунктов низовья из-за отсутствия круглогодично действующей автодороги. Единственная грунтовая дорога, ведущая в долину реки Ягноб, с ноября по май становится непроходимой и опасной — из-за камнепадов, частого схода оползней и лавин.

yagnob2Бульдозер расчищает дорогу после камнепада

Советская политика принудительного переселения народов затронула и ягнобцев. В 1970 году власти сочли целесообразным переместить все население долины Ягноб в Зафарабадский район Таджикистана, чтобы развивать хлопководство в этом жарком, засушливом регионе. Часть семей мигрировала в сторону столицы, осев в прилегающих к ней районах Варзоб, Вахдат и Рудаки. До насильственного переселения в Ягнобе было 32 кишлака с населением более 4000 человек. Все они разом опустели.

yagnob3Развалины опустевших ягнобских домов

Это была трагическая страница в истории ягнобцев. На новом месте горцы приживались с большим трудом. От непривычной жары, работы на хлопковых полях, слома привычных устоев и просто от шока от внезапно обрушившейся цивилизации в первые годы погибли очень многие переселенцы. В 1975 году некоторые ягнобцы нелегально вернулись в родные места, но в 1978 году были вновь выселены в Зафарабад. Второе их самовольное возвращение началось в 1980-х годах. Только с перестройкой ягнобцы получили право вернуться на малую родину. Некоторые из них сразу же отправились в свои высокогорные кишлаки. Но часть так и осела в других регионах.

yagnob4В самом Ягнобе (территориально он относится к Айнинскому району Согдийской области) сейчас живут около 500 горцев. В каждом из 17 населенных кишлаков живут от двух до пятнадцати семей

Сегодня самое большое количество ягнобцев – до 8000 человек – проживает в Зафарабадском районе. Еще около 7000 человек стали жителями Душанбе, Вахдатского, Гиссарского, Варзобского, Яванского районов и района Рудаки. В Варзобском районе, что в 30 километрах от Душанбе, находится наиболее крупное компактное поселение ягнобцев – кишлак Зуман, в котором проживает более 100 семей (порядка 800 человек). Таким образом, ягнобцы рассеялись по республике, а в самом Ягнобе осталась лишь небольшая их часть. В связи с этим исследователи говорят об уменьшении количества носителей языка, и как следствие – угрозе его исчезновения.

yagnob5Ягнобские дети

yagnob51Ягнобские дети

Ягнобцы – прямые потомки согдийцев, которые являлись предками и современных таджиков. Но в отличие от населения других регионов Таджикистана, жители Ягноба, благодаря своей изоляции, сохранили древний согдийский язык своих прародителей, относящийся к северо-восточной группе иранских языков. Ягнобский язык (называемый также новосогдийским), на котором сегодня разговаривают всего несколько тысяч человек, до последних лет не имел своей письменности, ученые относят его к бесписьменным языкам. Только в 1980-е годы на основе кириллицы был разработан ягнобский алфавит и изданы первые учебники на этом языке для младших школьников.

yagnob6Учебники ягнобского языка для начальных классов

Но далеко не все ягнобцы сегодня говорят на языке предков – многие из переселенцев уже забыли ягнобский язык, все больше используя в общении и быту таджикский.

yagnob7Стихотворение на ягнобском языке с переводом на таджикский

Научный сотрудник Института языка и литературы Академии наук Таджикистана Сайфиддин Мирзозода сам родом из Ягноба и многие годы занимается проблемой сохранения ягнобского языка и культуры. Прогноз ученого не слишком оптимистичен: из-за ассимиляции переселенцев ягнобский язык постепенно вытесняется из обихода государственным языком и, возможно, через несколько десятилетий говорить на нем станет уже некому. «В тех кишлаках, где ягнобцы проживают компактно, они разговаривают на родном языке. Но в тех семьях, которые живут разрозненно среди местного населения, например, в квартирах, на ягнобском говорят в основном представители старшего поколения, молодежь же обучается в школе и больше говорит на таджикском языке», — отмечает Мирзозода.

yagnob8Ягнобские женщины

Сегодня на 17 ягнобских кишлаков приходятся три начальных школы, где дети учатся до четвертого класса. Обучение там ведется на двух языках – ягнобском и таджикском. До 2005 года в школах других районов страны, где компактно проживали ягнобцы, преподавался их родной язык, но после очередной образовательной реформы отведенные на него часы были сокращены. «Мы хотим восстановить эти часы, чтобы молодежь не забывала свой родной язык. Новый министр образования (Нуриддин Саидзода. – Прим. «Ферганы») нас в этом поддерживает», — с надеждой говорит Мирзозода.

yagnob9Начальная школа в Ягнобе

В 2009 году в Таджикистане был принят новый закон «О государственном языке», во втором пункте четвертой статьи которого говорится, что «Республика Таджикистан создает условия для свободного применения, защиты и развития бадахшанских (памирских) языков и ягнобского языка». Закон есть, теперь нужны соответствующие решения и действия со стороны компетентных ведомств.

yagnob10Пешеходный мост через реку Ягноб, соединяющий два кишлака

А пока культурную самобытность ягнобцев старается запечатлеть общественная организация «Анахита», которая при финансовой поддержке американского Фонда Кристенсена с 2010 года реализует проект по сохранению уникального культурного наследия ягнобцев. Сотрудники организации собирают образцы передаваемого из поколения в поколение устного фольклора ягнобцев, местных традиций и обычаев, записывая собранные фото-, аудио- и видеоматериалы на цифровые носители.

yagnob11Местный мальчик с национальным инструментом дутар

«Свою задачу мы видим в том, чтобы помочь сохранить биокультурное многообразие Таджикистана, в частности ягнобского региона, и привлечь внимание отечественной и зарубежной общественности к этой проблеме. Мы организовали выставку и круглый стол, посвященные ягнобскому языку и культуре. Но главное – мы хотим оцифровать все устное народное творчество ягнобцев: их песни, пословицы и поговорки, притчи, легенды, поэзию, зафиксировать их обычаи и обряды, которые во многом отличаются от обрядов таджиков других регионов, чтобы передать это наследие будущим поколениям. В рамках проекта уже опубликована книга «Местные обычаи и песни ягнобцев», которая дает представление об их культурной самобытности. Это важно, в первую очередь, для самих ягнобцев, которые в данное время проживают вне своей малой родины», — говорит руководитель НПО «Анахита» Вохид Сафаров.

yagnob12Ягнобская свадьба. Невесту везет в дом жениха ее брат

yagnob13

yagnob14

yagnob15

yagnob16

yagnob17

yagnob18

В планах у Сафарова – создание этнопарка в долине реки Ягноб с целью сохранения неповторимой природы и культуры этого удивительного края.

Фото Вохида Сафарова и Nicolas Villaume

Подготовила Нигора Бухари-заде, МИА «Фергана»

www.gumilev-center.tj

История Узбекистана : : Легенды Согда

 

Священная Книга зороастрийцев АвестаСвященная Книга зороастрийцев “Авеста” зафиксировала на своих страницах описание развитой земледельческой области в долине реки Зерафшан:

“Высокие горы изобилуют пастбищами и водой, дающими скоту обильный корм, где глубокие озёра с обширной водной гладью и судоходные реки с широкими руслами…”.

Область названа в Книге Согд. Биограф Александра Македонского – Арриан, назвал и имя главного города – Мараканда, условно насчитывающего около 3000 лет.

Сведения о Мараканде до персидского завоевания – в шестом веке до нашей эры, носят полулегендарный характер. Достоверно известно лишь одно: в те времена, расширяя границы своего государства, царь персов из династии Ахеменидов - Кир завоевал в числе других земель и Согд. Какое точно время Мараканда остаётся руинами неизвестно, но город возродится в юго-западной части городища Афросиаб.

Огромное скопление безжизненных холмов. Таким предстает Афросиаб. Но в чреве этих желто- серых бугров безжизненной глины, сокрыты великие тайны прошлого. В них лежат огромные знания предков, история цивилизаций, которые сменяли друг друга на протяжении сотен поколений. Музей афросиаб – хранилище тысяч предметов, доказывающих седую древность этой земли. Что же, устремимся вглубь веков.

Города, подобно людям, имеют свое лицо, свой характер, свою жизнь. Таков древний Самарканд. Как Вавилону и Риму, Афинам и Александрии – ему суждено было пережить бурные события и потрясения. История вечного города уходит вглубь тысячелетий. «Эдем Востока», «Лик земли» - эти пышные эпитеты Самарканда разнеслись по всему свету - от Ирана до Китая.

Древние летописи и труды античных историков достоверно подтверждают – человек жил на территории Согда за много тысячелетий до начала нашей эры.

Площадь Регистан. Самарканд, УзбекистанСовременный Самарканд стал Меккой мирового туризма. Со всех концов земли приезжают люди увидеть живую историю, которой дышит каждая улочка вечного города. Мы предлагаем увидеть Самарканд другим, не средневековым и нарядным, как на глянцевых открытках и в путеводителях, а античным и древним. Потому, что многое еще до сих пор неизведанно и сокрыто под пластами тысячелетий. И если углубляться в раскопы археологов, метров на 10 – 15 вглубь, можно почувствовать силу энергетику древних цивилизаций, сохранившихся в каждом пласте.

Сведения о Мараканде до персидского завоевания – в шестом веке до нашей эры, носят полулегендарный характер. Достоверно известно лишь одно: в те времена, расширяя границы своего государства, царь персов из династии Ахеменидов - Кир завоевал в числе других земель и Согд. Он практически стер город с лица земли.

Какое точно время Мараканда остаётся руинами неизвестно, но город возродится в юго-западной части городища Афросиаб. И именно на скоплении этих желто бурых холмов и начинался великий Самарканд.

Не зря у Самарканда есть эпитет – Махфуза. На протяжении почти трёх тысяч лет, город будет погибать и возрождаться. Снова и снова. Махфуза означает хранимый. Древние руины, молчаливо взирающие на мир, впервые приоткрыли завесу тайн в конце 19 века. И даже первые раскопки, которые велись отставным военным при помощи взрывчатки и не имели научного значения, неожиданно показали ценность археологических находок, укрытых временем от человеческих глаз.

На месте бесформенных нагромождений, когда-то стояли высокие неприступные стены, ставшие теперь оплывшими глиняными руинами. Извечный строительный материал Среднеазиатского Междуречья пахса – та самая обычная глина. Но продуваемые ветрами, омываемые ненастьем и непогодой древние стены Афросиаба поражают своей монументальностью до сих пор. Теперь, конечно можно сожалеть, о том, что древние Зороастрийцы не строили зданий из камня.

Стоя на самом верху Афросиаба трудно представить, что под нами на глубине двадцати-тридцати метров все еще стоит грозная цитадель – центр силы Великого Согда. Неожиданное открытие середины прошлого века изумило археологов. Они обнаружили многокрасочную стенную роспись, выполненную клеевыми красками. Датируется она шестым – седьмым веками нашей эры, то есть самым расцветом зороастризма.

Городище Афросиаб. Узбекистан, СамаркандДревние мастера в живых красках изобразили величественное шествие мужчин и женщин, несущих богатые дары и одетых в праздничные одежды. В настенной росписи смешались реальные и фантастические фигуры людей и животных. Яркость красок не утерянная более чем за тысячу лет, говорит о высоком мастерстве творцов прошлого.

Ишхид – правитель Афросиаба, был, несомненно, доволен. Великолепие тронного зала, украшенного сценами свадебной церемонии, прибытия купцов и послов со всех концов света, бородатые свирепые воины в белых одеждах, животные и сцены охоты, - до сегодняшнего дня поражают искусностью и долговечностью.

Афросиаб – имя, принадлежащее мифическому герою. Так звали легендарного царя Турана, которого воспел великий поэт Фирдоуси в поэме «Шахнаме». Так стал называться и город, на месте которого стоит современный Самарканд. Уже тогда это был город с многолюдным населением, развитыми ремеслами, торговлей и культурой. Его ядро – Арк – дворец правителя – был обнесен оборонительной стеной длиной в 70 стадий – около десяти с половиной километров. За ней располагались шахристан – собственно город с купцами, ремесленниками и воинами, и рабат –пригород, в котором жили простолюдины. Шахристаны и пригороды Мараканды были наполнены жизнью. Шумели многочисленные базары. Без устали трудились ремесленники.

Находясь на пересечении дорог по имени Великий Шелковый путь, Афросиаб был центром Вселенной и связующим звеном между Западом и Востоком. Выгодное географическое положение, сравнительно прохладный климат, обилие источников с чистой водой, которую называют «оби рахмат» - «вода милости», полноводная река Зеравшан и близость гор, с многочисленной дичью были лакомым кусочком для захватчиков.

Углубляясь во чрево безмолвных руин, мы стараемся проследить преемственность эпох, через которые прошел Самарканд. Амир Темур. Чингизхан. Походы арабов…

Опускаемся ниже... Кушанское царство. Александр Македонский, Ахемениды…

Движемся еще дальше вглубь веков.

Седьмой век до нашей эры. Время кочевых скотоводов и зороастризма – проторелигии, давшей начало всем современным религиям.

Это основная цель нашего путешествия сквозь время.

Городище Афросиаб. Узбекистан, Самарканд«ЗАТЕМ Я. АХУРА МАЗДА СОЗДАЛ НЕСРАВНЕННУЮ СОГДИАНУ. БОГАТУЮ САДАМИ». Эти слова Верховного бога зороастрийцев из их Священной книги «Авесты», сложенные в девятом – седьмом веках до нашей эры, воспевают легендарное возникновение чудесного края.

Здесь, наверху другие времена. В глубине же Афросиабского холма – основа, корень жизни и истории Согда - «СТРАНЫ ПЛОДОРОДНЫХ ДОЛИН».

Воспевающие солнце и огонь – как источники мироздания, зороастрийцы главным сооружением считали храм огня, с вечно горевшим в нем священным огнем. Алтари огня повсюду пылали ярким пламенем и в домах знати и в хижинах простых людей. Огонь был источником жизни и неугасающей веры в высшую мудрость и верховное божество – Ахура Мазду. В самой глубине раскопок историки и археологи не раз находили золистые отложения – пепел священного огня.

В цитадели было обнаружено хранилище зерна, которое давала плодородная земля Согда. Постепенно приобретая опыт оседлой жизни, люди хранили дары благодатной природы в специальных кувшинах – хумах. Зерно, масло, вода, вино могли храниться в них сколько угодно долго.

Древние мастера изготовляли разнообразную домашнюю утварь, великолепно обожженные кувшины и чаши, вазы и подносы, удивительнейшие украшения и статуэтки. Терракотовые скульптуры поражают тонкостью и изяществом, продуманностью узоров. Гончары использовали особую глину – основной материал зороастрийской эпохи. Неповторимы образцы культовой посуды, оформление украшений и оссуариев – вместилищ останков умерших людей.

Городище Афросиаб. Узбекистан, СамаркандОртодоксальный зороастризм не допускал изображений божественных фигур. И, вместе с тем, культура Согда не запрещала воспроизводить лики богов, изображения людей и животных. Это не было грехом перед всемогущим Ахура Маздой. Тончайшие работы античных художников открывают духовный мир зороастрийской цивилизации, несущей идею добра каждому.

Древние Согдийцы были прекрасными воинами. Со времен зороастризма в исторической памяти народа на века осталось имя Спитамена восставшего против Александра Македонского и отдавшего жизнь за свободу Великого Согда.

Зороастрийцы были великими астрологами, основателями пока еще не разгаданных эзотерических знаний. Великие мыслители, они изучали ход светил и планет, составили солнечный календарь, известный с пятого века до нашей эры. Этим календарем до сих пор пользуются в Иране.

Новый год у зороастрийцев начинался в двадцать второй день месяца «фарвардин» - день весеннего равноденствия и поминовения предков. В это же время весь мусульманский мир отмечает восточный новый год – «Навруз». Навруз – означает новый день, связанный с пробуждением природы, рождением новой жизни. В это время у овец и коз появляется приплод, отождествляемых зороастрийцами с солнечными животными. Во времена пророка Заратуштры, в этот день возрождалась природа, и души ушедших предков возвращались на землю.

Древняя священная земля строго хранит тысячелетние тайны и сокровища зороастрийцев – великих магов и мудрецов, философов и волхвов, чьи знания намного опередили свое давно ушедшее время.

Древний Согд, Афросиаб, Самарканд. Перекресток, на котором в неразрывный узел соединилась вечная нить времен.

Автор: И. Блидарев

Фотографии:

смотреть все фото »»

© Авторство материала принадлежит компании «Central Asia Travel».Копирование и использование данного материала - только с разрешения автора.

www.centralasia-travel.com

Согд, Согдиана, Сугул

Согд, Согдиана, Сугул – названия древней исторической области в бассейне рек Зарафшан и Кашкадарья. Самым большим городом области во все времена была Мараканда (Самарканд). В IV - VI вв до н.э. Согд входил в империю Ахеменидов и упоминался в знаменитой Бехистунской надписи Дария Великого, как девятнадцатая сатрапия Персидского царства. Земли Согда находились к северу от Бактрии и занимали территории нынешних Узбекистана (без Хорезма) и Таджикистана (кроме Памира).

Для Персии Согд всегда был богатой сатрапией, поэтому его население вносило значительные налоги серебром, присылало драгоценные камни, предоставляло воинские контингенты для армии.

В 329-328 годах население Согда, поднятое Спитаменом, оказало серьезное сопротивление армии Александра македонского, по сути,  развязав партизанскую войну.

После захвата территории, Александр объединил Согд и Бактрию в одну сатрапию, которая позже стала ядром Греко-бактрийского царства, основанного Диодотом и просуществовала до II в. до н.э.

Познее земли Согда последовательно переходили в руки, сначала Кушанского царства (II- I вв. н.э.), затем Эфталитов ( IV –V вв. н.э.), Тюркского каганата (VI- VII вв. н.э.), а в начале VIII века власть в Согде захватили пришедшие арабы.

Начиная с правления Кушан до покорения земель Арабским халифатом, завоеватели практически не вмешивались во внутренние дела Согда. В это время область состояла из множества разрозненных княжеств, важнейшим из которых, стало Самаркандское.

К началу средневековья Согд играет все большую роль в экономической и культурной жизни Средней Азии. Так доподлинно известно, что местные купцы держали в руках международную торговлю шелком в регионе, а о высоком уровне культуры и искусства в Согдиане, кроме письменных источников того времени свидетельствуют раскопки древних построек: Афрасиаба, городищ в Варахше, Пенджикенте и на горе Муг. Эти архиологические экспедиции явили миру великолепные дворцы, храмы, жилые дома и погребальные некрополи. Найденные там образцы настенной росписи, резного дерева, глинянных изделий, многочисленных предметов домашней утвари и письменных документов, имеют огромное научное значение.

В V- VIII веках в Согде начался бурный рост городов, построенных по одному образцу. Основу их составляла внутренняя цитадель, за стенами размещался собственно город – «шахристан», а за его пределами располагались торговые пригороды – «рабады», за которыми начинались городские кладбища – некрополи, украшенные мавзолеями и усыпальницами городской знати. Дома и дворцы средневековой знати нередко имели два и более этажей и богато украшались сюжетной живописью, а также резьбой по дереву, ганчу и алебастру.

Важнейшими видами декоративно - прикладного искусства Согда того времени, являлись: неполивная керамика с выполненными на ней штампованными или налепными орнаментами и изображениями, изделия и ювелирные украшения из серебра, художественные ткани, ковры. Все это отражало связь Согдианы с искусством древних тюркских племен Персии, Китая, Индии и Византии.

asia-travel.uz

Храмы древних согдийцев. По следам древних культур [с иллюстрациями]

Храмы древних согдийцев

Раскопки в шахристане древнего Пянджикента начаты были летом 1947 года и систематически продолжались каждый год в августе и сентябре. Всего, таким образом, проведено четыре раскопочных сезона, не считая кратковременной разведки 1946 года, когда Пянджикент был осмотрен и намечен как главный объект полевого изучения Согдийско-таджикской археологической экспедиции.

Внимание экспедиции привлек бугор, лежащий на западной стороне небольшой городской площади, почти в центре шахристана, правда, несколько ближе к его восточной стеке. Бугор этот условно отмечен на плане наших раскопок как здание I. По форме своей он напоминал подкову, стороны которой вогнуты несколько внутрь. Поверхность бугра отличалась обратившей на себя внимание особенностью: в центре она была несколько приплюснута. Это последнее обстоятельство вызвало у нас мысль, что здесь мы можем найти центральное помещение здания. Руководствуясь этим разумным предположением, мы и приступили к вскрытию первого бугра наверху, в центре вогнутой его поверхности. Раскопки начаты были А. М. Беленицким, который и проводил их систематически в течение четырёх лет. Очень быстро А. М. Беленицкий и его сотрудники имели возможность убедиться в правильности выбора начальной точки раскопа. Перед участниками работ стало раскрываться большое помещение, квадратное в плане. Чем глубже уходили в землю заступ и кетмень раскопщиков, тем больше было следов от бывшего в здании в древности пожара. Древесный уголь с раскопа уносили в огромном количестве. Когда раскрылась южная половина западной стены и полностью южная стена помещения, появились следы обгорелой красочной стенной росписи.

Головы согдиицев.

Фрагмент стенной росписи. Храм I. Древний Пянджнкент

Начало работ сулило интересные перспективы раскопок намеченного бугра. И действительно, постепенно перед нами раскрылось огромное квадратное помещение — зал площадью 64 квадратных метра. Зал оказался четырёхколонным. В центре лежали каменные базы от колонн. Базы оказались составными: в основе была квадратная каменная плита из известняка, сторона которой равнялась 82 сантиметрам при высоте 16 сантиметров. На плите положена круглая каменная подушка, имеющая в диаметре 60 сантиметров. Все четыре базы сохранились полностью, однако подушки двух из них от огня раскололись. Пока не были вскрыты все четыре базы, трудно было ответить на вопрос, из какого материала были колонны: из камня, известняка или дерева? Однако, когда открылась база в северо-восточной части четырёхколонного зала, стало ясно, что колонны были деревянные. На базе стояла охваченная обгорелой землей нижняя часть деревянной обуглившейся колонны в форме яблока. Следы обуглившейся деревянной колонны оказались и на северо-западной базе. Вблизи баз находилось также большое количество угля со следами резьбы по дереву. Ясно, что колонны из дерева имели резной орнамент. Угля в раскопках этого большого помещения оказалось так много, что становилось ясным, что в нем было огромное количество деревянных частей; ими могли быть, кроме колонн, прежде всего деревянные перекрытия. Большое помещение площадью 8?8 метров не могло иметь другого перекрытия, кроме деревянного, так как купол из сырцового кирпича, да еще очень большого размера, в VI I–VIII веках выкладывать в Согде не умели.

Большой интерес представляли и стены этого зала. Они все хорошо оштукатурены, но все подверглись действию пожара и имеют обгорелый вид. Уже в первый год раскопок, т. е. в 1947 году, было ясно по найденным в завалах кускам обгорелой росписи, по следам красок на стенах, что зал был покрыт стенной живописью. В центре западной стены открылся входной проем в замкнутую комнату, лежащую на запад от центрального зала. Комната эта площадью 6,5?3,5 метра была вытянута с юга на север. Направо и налево от входа по западной стене были расчищены большие ниши, не очень, правда, глубокие.

Общий план раскопок шахристана Пянджакента (1947–1950 гг.)

Восточной стены у четырёхколонного зала не имеется совсем. С востока зал переходил в широкий айван, длина которого равна почти 21 метру; перекрытия айвана покоились на шести деревянных колоннах. От них сохранились только прямоугольные клетки с перегнившим деревом — остатками покоящихся здесь деревянных баз. Дальнейшие раскопки бугра № 1 вскрыли помещения, находящиеся на юге от четырехколесного зала, который мы обозначили цифрой № 1, и замкнутого помещения, обозначенного № 3. Это были две, вытянутые с востока на запад, комнаты — № 2 и № 4 — площадью: № 2 = 6,75?2,55 метра и № 4 = 3,75?2,92 метра. Толщина стен вскрытых четырех помещений колеблется от 1,3 до 2 метров. Стены выложены из сырцового кирпича размером 48?24?12 сантиметров. Как мы увидим ниже, все раскопанные нами за четыре года здания сложены из сырцового кирпича этого размера. Помещения № 2 и № 4 дали уже в первый год раскопок весьма ценные предметы. Обнаружились они при вскрытии полов, главным образом в помещении № 2 и затем № 4. Мы говорим «полов», так как в помещении № 2 их оказалось три: верхний пол в виде плотного земляного настила; следующий пол выстлан из сырцового кирпича того же размера, что и стены здания I; под этим вторым полом оказался третий, также из сырцового кирпича. Главные находки сделаны на земляном верхнем полу. Среди находок следует прежде всего отметить огромное количество бус из самого разнообразного материала: кораллов, янтаря, сердолика, горного хрусталя, лазурита, нефрита, бирюзы, речного жемчуга, альмандина, агата, оникса, змеевика и специальной пасты. Характерной чертой всех этих бус является их необычная величина. Позволим себе привести несколько цифр. Бусы из горного хрусталя имеют в длину по оси 1,5, 2 и 3 сантиметра. Величина большинства бус почти исключает предположение, что они служили украшением пянджикентских женщин. Возникла мысль, не являлись ли они предметами украшений, употребляемых в языческих храмах? Обилие бус, определенно указывало, что если не Пянджикент, то во всяком случае Согд, находился в VII–VIII веках в непосредственных торговых сношениях с отдельными странами, что, впрочем, известно и из письменных источников.

Вернёмся, однако, к дальнейшему описанию раскопочных работ в здании I.

Шаг за шагом оно стало раскрываться, как здание с многочисленными помещениями, с определенным, строго выраженным планом, характерным для построек культового назначения. Раскопки 1948, 1949 и 1950 годов, когда и было в основных чертах закончено раскрытие здания I, дали следующий его план. Комнаты № 2 и № 4 оказались в основе единым длинным помещением коридорного типа, перестроенным впоследствии в две вышеотмеченные комнаты, что хорошо видно по поперечным стенкам. Первоначально южный коридор был частью большого обходного коридора, с трёх сторон — южной, западной и северной — охватывающего центральный зал (№ 1) и западную замкнутую комнату (№ 3). Западный и северный коридоры (№ 7 и № 2а) перестроены не, были и были раскрыты в своем цельном и нетронутом виде. Выше указывалось, что у центрального четырёхколонного зала (№ 1) восточной стены не было и он непосредственно переходил в айван (см. план.), а дальше во двор, откуда и открывался вид на восходящее солнце. Двор у здания I оказался большим, охваченным только с южной стороны стеной, а с северной и восточной — рядом небольших, вытянутых как бы линией ограды помещений. Наиболее интересным оказалось первое из помещений по северной ограде двора, расположенное ближе других к центральной части здания. Это помещение, обозначенное на плане № 10 и № 10а, представляет собой как бы повторение в миниатюре центрального зала и примыкающей к нему замкнутой с запада комнаты (см. план.). Разница только в том, что ось помещения № 10 смотрит по линии ЮС, а не по линии ВЗ, как у центрального зала. Из других помещений по северной ограде следует выделить ещё комнату № 11. Её отличительной особенностью является то обстоятельство, что вход в неё не со стороны двора, как в помещение № 10, а снаружи здания, с севера (см. план). По западной и восточной стенам комнаты № 11 расположены суфы, выложенные из глины-пахсы. По южной стене возвышается в центре высокая, но короткая суфа в виде какого-то постамента. В восточной ограде двора в центре находятся широкие ворота, от которых сохранилась лишь площадка, вымощенная камнем-булыжником, да прогнившие деревянные остатки порога. Войти в ворота можно, лишь пройдя помещение типа айвана № 15, обращенное открытой стороной на восток. Направо от ворот, т. е. в северной части восточной ограды, имеется помещение № 14, вход в которое был также не со двора, а снаружи, с востока, В южной ограде не было совсем помещений. Там находится лишь стена, выложенная из того же сырцового кирпича, что и все помещения в здании I.

На юг от центрального зала и комнат № 2 и № 4 имеются пристройки, сделанные ещё в древности (VII–VIII века). Это помещения № 5, № 6 и № 8–9. Помещение № 5 имело вход с юга; оно вытянуто с востока на запад, в северной стене имеет две сводчатые ниши в форме полукруглой арки.

Помещение № 6 квадратное и сохранило гнёзда от баз четырёх колонн, повидимому, деревянных.

Здание I дало много весьма ценных находок. О бусах, которых найдено было свыше 300, мы уже говорили. Характерной особенностью раскопок этого здания является обилие монет, которые позволяют точно датировать здание I. Можно сказать, что монеты найдены в подавляющем количестве помещений, причём в некоторых из них найдено по нескольку монет. Основная масса монет согдийские, относящиеся к VII и первой половине VIII века. Однако имеется небольшое количество монет раннеарабских — омейядских и несколько аббасидских не позже 60-х годов VIII века. Большая часть согдийских монет относится ко времени ихшида Вахшумани (конец VII века), ихшида Гурека (710–737) и ихшида Тургака (после 737 года) — сына Гурека. Все согдийские монеты медные. Как правило, они имеют в центре квадратные отверстия по китайскому образцу. Научная ценность найденных согдийских монет не только в том, что они точно датируют вскрытые раскопками помещения, но и дают нам титулатуру согдийских правителей, а также материал для выявления культурных связей с Китаем и другими областями и странами, о чем ещё будет сказано ниже.

Что касается арабских монет, то они встречаются редко, и, как сказано, не позже 60-х годов VIII века. Более поздних арабских монет на городище древнего Пянджикеита нет, что определённо указывает на прекращение жизни в нём. Найденные в здании I несколько арабских монет говорят лишь о том, что это монеты того поколения арабов, которые и разрушили небольшой, но цветущий и культурный согдийский город. Среди находок в здании I следует отметить изделия из кости в виде рукояток от большие ножей. Одна из рукояток почти цилиндрической формы, другая более овальная; обе украшены резным геометрическим орнаментом.

Найдены две бронзовые ручки с изображением скульптурно исполненных головок, одна — коней, другая львов[27]. Ручка представляет стержень на ножках, концы которого оформлены в головки. Весьма интересны фрагменты небольшого сосуда из какого-то, ещё не определённого, драгоценного дерева. Фрагменты имеют резной орнамент и украшены двумя золотыми гвоздиками. В составе находок имеются и три небольших золотых украшения в форме подвесок тонкой художественной работы. Некоторые гнёзда у подвесок утеряли свои полудрагоценные или драгоценные камни. Особое внимание обращает на себя цилиндрической формы резная печать из зеленоватого камня, которая при развороте даёт изображение лежащего льва с повернутой назад головой.

В историко-культурном отношении представляет также большой интерес найденный в помещении № 2 большой железный ключ в виде стержня, отогнутого под прямым углом, с тремя высокими зубцами. Ключ этот хорошо знаком востоковедам, археологам и историкам культуры по изображениям на кушанских монетах, бианейманских оссуариях и т. д., следовательно, бытовал в Средней Алин и Иране в первые восемь веков нашей эры, во всяком случае вплоть до ислама. Повиднмому, он имел, кроме практического, ещё и какое-то культовое значение.

Наибольшее значение имеет находка в здании I, в помещении № 2а (?), скульптуры из гянча (гипса), изображающей голову юноши без усов и бороды в 2/3 натуральной величины. Лицо явно не портретное, а идеализированное, носит следы окраски чёрными и красными линиями в очертании глаз, носа, рта и т. д. Скульптура в виде заполненной маски, причём сзади в плоскости среза имеются следы прикрепления. Нельзя сомневаться, что голода юноши представляет часть статуи в одной из ниш здания I, повидимому, в центральном четырёхколонном зале. Можно даже с уверенностью сказать, что статуя была сидячей, так как в нише по западной стене здания II (ближе к северо-западному углу) сохранились следы сидящей фигуры. Кого изображает голова юноши? На этот вопрос пока ещё невозможно ответить.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru


Смотрите также