Древняя индия периодизация. 26. Древняя Индия. Географическое положение. Источники и историография. Периодизация истории.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древняя Индия. Древняя индия периодизация


26. Древняя Индия. Географическое положение. Источники и историография. Периодизация истории.

На юге Азии располагалась огромная страна –Древняя Индия. Она занимает полуостров Индостан и прилегающий к нему часть материка. Берега Индии с запада, востока омывает Индийский океан. С севера ее границей служат ГОРЫ. Почти весь остров занят плоскогорьем. Между плоскогорьем и Гималаями расположена низменность, в западной ее части протекает Инд, по восточной течет Ганг. Обе реки берут начало в Гималаях, когда в горах тает снег, уровень воды поднимается. Первые поселения возникли в долинах рек Инд и Ганг.В древности долина Ганга была покрыта топкими болотами и джунглями, непроходимыми зарослями деревьев и кустарников.

Крайне недостаточное количество источников, как памятников материальной культуры, так и в особенности надписей, в сильной степени затрудняет изучение истории древней Индии. Археологические раскопки начаты были в Индии сравнительно недавно и дали ощутительные результаты лишь в северо-западных областях, где были обнаружены развалины городов и поселений, относящихся к периоду от XXV до XV в. до н. э. Однако раскопки, начатые в этих районах, ещё не закончены, а гиероглифические надписи, здесь обнаруженные, всё ещё не дешифрованы.

Большое значение для изучения истории древней Индии имеют религиозные сборники древних индусов, так называемые Веды. Эти священные книги древней Индии, восходящие ко второму тысячелетию до н. э., делятся на четыре больших сборника (самхита), носящих названия Ригведа, Самаведа, Яджурведа и наиболее поздний, впоследствии присоединённый к первым трём, четвёртый сборник Атхарваведа. Наиболее древним из этих сборников является Ригведа, состоящий главным образом из религиозных гимнов, посвящённых богам. В других сборниках, в частности в Яджурведа, наряду с песнопениями и гимнами встречается множество молитвенных и жертвенных формул, которые применялись при совершении религиозного ритуала, в особенности в честь бога опьяняющего напитка Сома. Веды дают возможность установить некоторые данные о хозяйственном и общественном строе тех племён, которые в середине второго тысячелетия вторглись в Северо-Западную Индию. Но особенно богатый материал дают Веды для изучения религии, мифологии и отчасти поэзии этого периода. Однако Ведами как источником по истории древней Индии можно пользоваться лишь с очень большой

Веды, постепенно становящиеся всё более и более непонятными, стали снабжаться толкованиями, среди которых наиболее известны «Брахманы», содержащие объяснения религиозных ритуалов, «Араньяки», содержащие различные религиозно-философские рассуждения, и «Упанишады», своего рода богословские трактаты. Эти более поздние религиозные книги характеризуют развитие древнеиндийской религии, богословия и жречества в период образования больших индийских государств в первом тысячелетии до н. э.

Существенно важными источниками для изучения истории и культуры Индии в первом тысячелетии до н. э. являются две большие эпические поэмы, содержащие много элементов устного народного художественного творчества, «Махабхарата» и «Рамаяна».

Ценными источниками по истории древней Индии являются древние сборники обычного права, так называемые Дхармашастра, относящиеся по большей части к концу первого тысячелетия до н. э. Эти сборники древнего права, тесно связанные с религиозно-магическим ритуалом, определяют скорее обязанности, чем права человека.

Особенно широкое распространение получил сборник законов Ману, составление которого приписывается Ману — легендарному прародителю людей. Законы Ману были составлены около III в. до н. э. и окончательно отредактированы в III в. н. э.

Очень большое значение в качестве ценнейшего источника по истории древней Индии имеет политико-экономический трактат «Артхашастра», который приписывается Каутилье, одному из министров царя Чандрагупты из династии Маурья. Этот трактат, содержащий подробно развитую систему государственного управления, всесторонне описывает деятельность царя и чиновников, основы государственности, административное управление, судебное дело, внешнюю политику государства, наконец, военное искусство того времени.

Значительно более узкий характер имеют надписи, относящиеся главным образом к ранне-буддийскому периоду. Много надписей сохранилось от времени царя Ашоки.

Во второй половине первого тысячелетия до н. э. государства Северной Индии вступают в различные взаимоотношения с Ираном, Грецией и Македонией. Поэтому для изучения этого периода приобретают большое значение иноземные источники, свидетельства иностранцев об Индии.

Ряд ценных сведений географического характера, а также сведения о естественных богатствах, обычаях населения и городах древней Индии сохранились в обширном историко-географическом труде Страбона (I в. до н. э. — I в. н. э.). Труд Страбона особенно ценен, так как он основан на ряде специальных работ его предшественников: Мегасфена, Неарха, Эратосфена и др.

Большое значение среди трудов греческих писателей, писавших о древней Индии, имеет сохранившаяся до нашего времени книга Арриана «Анабазис», посвящённая подробному описанию походов Александра Македонского, в частности его похода в Индию.

Наконец, несомненный интерес для изучения истории древней Индии имеют труды китайских историков и писателей, в частности ценный труд Сыма Цяня, важный для установления хронологии, а также произведения китайских писателей, живших во II в. до н. э. Китайские источники дают большой материал для истории древней Индии в период распространения буддизма, когда взаимоотношения между Индией и Китаем стали более тесными.

Историческая традиция сохранялась в течение всего средневековья в индийских хрониках. Множество спутанных и сумбурных преданий сохранилось, например, в Кашмирской хронике (XIII в. н. э.). В некоторых хрониках Южной Индии и Цейлона, как, например, в Дипавамзе, восходящей к IV в. н. э., сохранились интересные предания, относящиеся ко времени царствования династии Маурья. Однако все эти труды, сильно пропитанные религиозно-поучительной идеологией, нуждаются в строго критическом изучении.

В течение всего средневековья в Европу проникало сравнительно мало сведений об Индии.

Изучение эпиграфических памятников древней Индии было начато в 30-х годах XIX в. Принсепом, который разобрал надписи царя Ашоки. Однако подходить к археологическому изучению Индии начали лишь во второй половине XIX в.

Развитие индологии было использовано реакционными историками, философами и публицистами во второй половине XIX в. с целью обоснования и оправдания жестокого режима колониального угнетения Индии. Появились лженаучные «теории» исконного превосходства фантастической «расы» арийских завоевателей Северной Индии, обладавших какой-то «сверхъестественно чистой» кровью и создавших якобы совершенно отличную от всех других культуру и государственность. По этим «теориям», эта древнеиндо-арийская, в первую очередь «духовная», цивилизация непонятным образом зародилась на плоскогорьях Центральной Азии или Восточного Ирана, среди снежных вершин Гималаев и Памира, где, по древним легендам ариев, была колыбель человечества. И столь же удивительным образом эта описанная в древних мифах «древнеарийская культура» развивалась в течение тысячелетий по совершенно особому пути в полном отрыве от прогрессивного развития социально-экономических формаций у всех других народов. Эти тенденциозные «теории» должны были обосновать политику империалистической эксплуатации Индии и разжигания национальной вражды между различными племенами Индостана, в частности религиозной розни между мусульманами и индусами. Английские и американские колонизаторы, используя в своих целях фальшивую «теорию» «особой духовной предназначенности Индии», опирались на аристократический слой княжеских семей (раджей) и высшего жречества (брахманов), которые считали себя подлинными потомками завоевателей-ариев. Английский буржуазный историк Смис утверждал, что завоеватели-арии в VII в. до н. э. захватили район Пенджаба и бассейн Ганга, так как это были «сильные расы», которые «бесспорно превосходили туземные расы Индии». На самом же деле даже в классической литературе древней Индии сохранились воспоминания о высокой культуре древних туземных народов Индии ещё в доарийскую эпоху. Археологические данные позволили ныне отнести развалины древних городов Северо-Западной Индии к третьему тысячелетию до н. э., предположить существование древнейших государств в долинах Инда и Ганга в третьем-втором тысячелетиях до н. э. и установить высокий расцвет этой культуры, которая существовала вплоть до так называемого арийского вторжения, произошедшего, очевидно, между XV и X вв. до н. э. С другой стороны, древнеиндийские письменные источники, в частности Веды, ярко рисуют кочевой быт культурно-отсталых скотоводческих племён арийских завоевателей. Все эти реакционные теории в области истории древней Индии использовались для укрепления власти империалистов в Индии.

В начале XX в. оформилась наиболее реакционная и наиболее лживая империалистическая «теория» «арийского принципа» мирового господства, которую «идеологически» обосновывал X. С. Чемберлен. В 1935 г. реакционный историк У. Дюрант в своей книге «Восточное наследство» утверждал, что вслед за арийцами и римлянами на арену истории в качестве завоевателей мира выступили англичане. В настоящее время реакционные американские историки пытаются использовать человеконенавистническую «расовую теорию» для обоснования претензий империалистов США на мировое господство. Под этим углом зрения американские историки крайне тенденциозно описывают историю древней Индии, не останавливаясь перед явной фальсификацией исторических фактов.

Многие индийские историки, конца XIX — начала XX вв., ведя идейную борьбу с иноземными угнетателями, во многом способствовали развитию изучения истории древней Индии, которое было основано на глубоком использовании древне-классической литературы, надписей и археологических памятников.

Русские учёные с середины XIX в. плодотворно изучали язык, литературу и религию древней Индии. Труды К. Коссовича, В. П. Васильева и О. Миллера много дали в области изучения санскритской литературы, в частности древнейшей поэзии, а также буддизма. Ценные работы, посвящённые древнеиндийской литературе, мифологии и добуддийской религии, были составлены И. П. Минаевым, Д. Н. Овсяннико-Куликовским и Вс. Миллером в 70—90 годах прошлого столетия. И. П. Минаев ещё в 1870 г. поставил интересный вопрос о связях древней Индии с Западом. Не меньший интерес представляет теория Минаева о северном происхождении буддийской религии. Трижды посетив Индию в 1879—1888 гг., Минаев по своим крупным знаниям и оригинальным идеям выделялся среди учёных индоведов своего времени. Труды русских учёных XIX в. основывались на серьёзном изучении древнеиндийского языка (санскрита). Ещё в 1841 г. профессор Петров вёл преподавание санскрита в Казани, а впоследствии в Москве. Крупнейший словарь санскрита был составлен Бетлингом и Ротом и издан в Петербурге в 1855—1874 гг. Однако, несмотря на крупные научные материалы, собранные и впервые изученные русскими учёными XIX в., их труды всё же являются типичными произведениями буржуазной историографии.

Советские историки, изучающие историю древней Индии в свете марксистско-ленинской методологии, дали ряд ценных работ по истории древней Индии.

С марксистских позиций изучают историю древней Индии также и наиболее прогрессивные историки современной Индии, как, например, С. А. Данге, посвятивший особый труд вопросу о возникновении и развитии рабовладельческого общества в древней Индии.

История Южной Азии может быть разделена на следующие периоды:

I. Древнейшая цивилизация (Индская) датируется примерно XXIII—XVIII веками до н. э.  (возникновение первых городов, образование ранних государств).

II. Ко второй половине II тысячелетия до н. э. относится появление индоевропейских племен, так называемых ариев. Период с конца II тысячелетия до VII в. до н. э. именуется «ведийским» - по созданной в это время священной литературе вед. Можно   выделить   два   его   основных   этапа: ранний (XIII—X вв. до н. э.) характеризуется расселением племен ариев в Северной Индии, поздний—социальной и политической дифференциацией, приведшей к образованию  первых  государств   (IX—VII  вв. до н. э.), главным образом в долине Ганга.

III. «Буддийский период» (VI—III вв. до н. э.)—время возникновения и распространения буддийской религии. С точки зрения социально-экономической и политической истории  он  отмечен  бурным  развитием экономики, становлением городов и появлением крупных государств—вплоть до создания общеиндийской державы Маурьев.

IV. II век до н. э.—V век н. э. можно определить как «классическую эпоху» расцвета экономики и культуры стран Южной Азии, становления кастового строя.

studfiles.net

Индия.docx - Периодизация государства Древняя Индия

Периодизация государства Древней Индии.3.1. Периодизация истории харапской и ведической цивилизации Индии.История Древней Индии распадается на два крупных периода — хараппскую иведическую цивилизации. Первый из них воспринимают сегодня как периодпротоиндуистской культуры, возникшей около 3000 г. до н. э. в северо­западнойчасти современной Индии и протянувшейся вдоль реки Инд. Она была названахараппской по названию места раскопок 1922 г., которые обнаружили реликтыоднородной городской, а также письменной (морфемно­слоговой) культуры. К нейотносятся два города, в которых производились раскопки, — Хараппа, древняястолица Пенджаба на берегу реки Рави, и Мохенд­жо­Даро, расположенный в 645 кмот него, на берегу реки Инд, в штате Синд. Здесь сильны были пережиткиматриархата, что, по всей видимости, сказывалось и на сакральной характеристикецарской власти: цари, подобно правителям Египта или Шумера, считались сынамибожества, а Мать­Богиня выступала одновременно символом созидания ипродолжения жизни. Существовало также изображение мужского бога с рогами итремя лицами, вероятно символизировавшего священную троицу — Тримурти,позднее воплощенную в союзе трех богов — Брахмы, Вишну и Шивы. Этот богизображался в позе йога — того, кто практикует йогу как путьсамосовершенствования.Второй период связан с экспансией и расселением в этом районе арийскихплемен с середины 2­го тысячелетия до середины 1­го тысячелетия до н. э., когдабыли созданы несколько новых царств и распространились священные гимны ипеснопения ариев под названием Веды (от слова с тем же корнем, что и русское«ведать», т. е. знать).Из четырех дошедших до нас Вед наиболее известна и почитаема самаядревняя — Ригведа («знание гимнов»), состоящая из 10 книг (мандал) и содержащая1028 гимнов (10462 стиха), обращённых к различным божествам.Период оформления и распространения священных текстов на рубеже 2—1­готысячелетий до н. э. становится периодом стабилизации социальной и политическойструктуры, однако в конце своего тысячелетнего существования ведическая

znanio.ru

Периодизация истории Индии

Количество просмотров публикации Периодизация истории Индии - 245

Индия

Знания

Мир повсœедневности

Культура Египта стала древнейшей цивилизацией в истории. Не было, казалось, таких занятий и такой деятельности, в которой египтяне не обнаружили бы поразительных успехов. Поскольку большинство населœения жило в непосредственной близости от Нила, получил развитие водный транспорт: тростниковые папирусные лодки и деревянные суда. В 60-е гᴦ. XX в. норвежский исследователь Тур Хейердал попытался доказать, что на своих папирусных лодках египтяне, используя парус и океанские течения, могли добраться до берегов Америки. Построив по древним чертежам лодку из папируса, Тур Хейердал совершил две экспедиции. После первой неудачной попытки вторая экспедиция на папирусной лодке ʼʼРа-2ʼʼ оказалась успешной: маленькая лодка была способна переплыть Атлантический океан! Исследуя захоронения в гробницах и фрески, мы можем себе представить, как выглядели одежда, украшения, обувь и даже косметика египтян. Мастера, изготовлявшие их, отличались необыкновененным искусством. Из настенных же росписей можно узнать о досуге египтян: развлечениях и играх, музыке и танцах.

Ремесленники в Египте хорошо оплачивались и были уважаемыми членами общества. Некоторыми видами ремесел могли заниматься и женщины. В целом у женщин Древнего Египта во многих отношениях было более привилегированное положение, чем в других странах Востока и даже античных, где трудно найти изображения супружеских пар (что отражает различие социальных ролей мужчины и женщины). Напротив, в Египте изображения мужа и жены, сидящих рядом, встречаются часто. Женщина ласково обнимает или поддерживает мужчину. Женщины могли быть и правительницами Египта (такой выдаю­щейся личностью была царица Хатшепсут, жившая в XV в. до н. э., не говоря уже о знаменитой Клеопатре). Даже престол передавался по женской линии. Фараон мог назначить наследником любого из своих сыновей, но чтобы стать царем, юноша должен был жениться на старшей дочери царицы, ʼʼцаревне-наследницеʼʼ.

В Египте уже существовали брачные договоры, определявшие права супругов на имущество, женщина могла свободно получить развод, продолжая после этого воспитывать своих детей и имея право снова выйти замуж.

В целом, женщины в Египте пользовались большой личной свободой и имели те же права и обязанности перед законом, что и мужчины. Женщины могли стать жрицами в храмах, могли сами управлять имениями и заниматься торговлей. Египтяне ценили радости любви и семейной жизни, что нашло отражение в литературных памятниках и в изобразительном искусстве.

В рамках мифологической системы мышления египтянами были накоплены серьезные знания. Наибольший вклад они внесли в медицину. Древнеегипетские жрецы Ценились в Древнем мире как лучшие специалисты и пользовались высоким авторитетом. Древнеегипетские врачи были одновременно жрецами и магами, умели использовать гипноз, хорошо разбирались в строении человечес-

кого тела. В первую очередь эти знания были получены благодаря существовавшей традиции бальзамирования тела умершего и его мумификации. Все эти операции требовали хорошего знания анатомии и фармакологии. Можно ли считать, что в Египте медицина возникает как наука? Нет, там впервые появляются серьезные медицинские знания, но еще вплетенные в систему мифологии и полученные во многом благодаря религиозным обрядам. У египтян существовали медицинские справочники и школы. Οʜᴎ пользовались инструментами при проведении хирургических операций и даже применяли опиум для обезболивания. Медицинские знания, накопленные египтянами, еще раз показывают, что в рамках мифологической системы уже возникают элементы рационального знания. С религиозно-мифологической системой египтян были связаны и их обширные знания в математике и астрономии. Результаты многовековых астрономических наблюдений использовались жрецами для предсказания разливов Нила и затмений Солнца. Знания были

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || [email protected] || http://yanko.lib.ru

эзотерическими (принадлежали узкой группе людей) и могли быть использованы для мистерий и мистификаций. Так, к примеру, в некоторых сохранившихся скульптурных изображениях египетских богов в образе животных были найдены специальные инженерные приспособления, с помощью которых животное могло открывать пасть или поворачивать голову. В культуре Египта была широко представлена мистическая традиция. Египтяне пользовались различными методами для определœения воли богов, толковали сны, объясняли небесные знамения, часто обращались за советом к культовой статуе, посредством которой бог может разговаривать с людьми.

Многие достижения древнеегипетской культуры, усвоенные античным миром, пришли в европейскую культуру, религия Египта͵ его искусство, знания и мистика лежат у ее истоков.

Необходимо отметить, что египетская культура особым образом включена в культурный диалог с Западом. Основывающийся на принципах рационализма Запад видел в Египте мир таинственный и загадочный, мистический и нераскрытый. Своеобразная ностальгия по египетской культуре свидетельствует, что ни одна, даже самая успешная культура не может охватить всœе духовные богатства. Египет — это воспоминание о том пути, который был ут­рачен, с которого свернули. Но, возможно, что это и ʼʼвоспоминание о будущемʼʼ. Достаточно любопытен такой факт: самый популярный курс в американских университетах — это курс... египтологии. Художественные фильмы о египетских тайнах и загадках идут чередой. В египтянах даже пытаются увидеть древнейший африканский этнос, а следовательно, предков нынешних афроамериканцев. Вряд ли египетская тема является просто модой, скорее она свидетельствует о каких-то глубинных тенденциях современной культуры. Европейская культура, изменяясь в течение жизни одного поколения людей, должна быть, интуитивно стремится к незыблемости и устойчивости.

Платон в диалоге ʼʼТимейʼʼ передает разговор египетского жреца из Саиса с греческим правителœем Солоном: ʼʼАх, Солон, Солон! Вы, эллины, вечно остаетесь детьми и нет среди эллинов старца!ʼʼ — обращается к греческому правителю египетский жрец. ʼʼПочему ты так говоришь?ʼʼ — спрашивает Солон. ʼʼВы всœе юны умом, — отвечает тот, — ибо умы ваши не сохраняют никакого предания, искони переходившего из рода в род, и никакого учения, посœедевшего от времениʼʼ (Платон. Собр. Размещено на реф.рфсоч.: В 4т. М., 1994. Т. 3. С. 426.). Обращение к египетской культуре делает нас мудрее и старше. Рождается понимание того, как мало мы знаем о прошлом и как мало думаем о том, что люди за тысячи лет до нашей эры оставались такими же людьми, как мы. Прошлое приближается к современному человеку, и кажется, что египтяне понимали многое из того, что современный человек стремится вновь открыть и узнать о самом себе.

Исследователи называют Индию страной, в которой не было истории. Речь, конечно же, идет об отсутствии истории в европейском понимании этого слова. Исторические события в Индии происходили, но экономика и социальная структура общества качественных изменений не претерпевали, обнаруживая удивительное постоянство. Вместе с тем, в связи с господством устной традиции в Индии долгое время не существовало письменной истории. В стране совершенно не заботились о выстраивании событий в цепочку и расположении их в хронологическом порядке. Можно сказать, что политическая история долгое время не интересовала индийцев. В распоряжении исследователœей практически нет документов, записей событий, летописных хроник. Делать выводы о древнеиндийском обществе трудно, хронология весьма относительна. Социально-историческая память существовала исключительно в религиозно-мифологической и эпической формах. По всœей видимости, данная особенность индийского общества связана с тем особым значением, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ в Индии придают духовным проблемам.

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || [email protected] || http://yanko.lib.ru

Знания об индийской истории извлекаются из эпоса или религиозной литературы, которые сами создавались и передавались в устной традиции и были письменно зафиксированы лишь в первые века до нашей эры. До этого же вся накопленная веками мудрость передавалась в устной форме из поколения в поколение. Еще одна историческая особенность Индии состоит по сути в том, что на протяжении тысячелœетий страна представляла собой сотни отдельных самостоятельных княжеств, управлявшихся раджами. Хотя в период правления династии Гуптов и династии Маурьев удавалось добиваться централизации страны, она почти не была централизованным государством. Не случайно именно с правлением этих династий связаны периоды расцвета индийской культуры.

Учитывая отсутствие исторических источников и ту роль, которую в жизни Индии выполняла религия, наиболее значительные периоды можно выделить в связи со сменой верований. За тысячелœетия индийской истории на ее территории сменилось несколько типов религиозных верований: брахманизм, ведизм, буддизм, индуизм и ислам. Индия была перекрестком зарождения религий, с появлением каждой из них связан целый этап в развитии культуры при относительной неизменности социально-политической структуры.

referatwork.ru

Периодизация культур Древней Индии

Количество просмотров публикации Периодизация культур Древней Индии - 107

Часть iv. Древняя индия

Древний Китай

Древняя Индия

Древняя Месопотамия, ПередняяАзия

Древний Египет

Тема: Культура ранних цивилизаций Востока

Лекция 3 - 4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Неводные растворители

Кроме воды, для приготовления инъекционных растворов используют неводные растворители. Οʜᴎ обладают различной растворяющей способностью, антигидролизными, стабилизирующими, бактерицидными свойствами. С помощью неводных растворителœей можно получить растворы пролонгированного действия, повысить стабильность лекарственных средств, получить растворы веществ, нерастворимых в воде. Наиболее широкое применение из неводных растворителœей получили следующие.

Жирные масла. Используют только масла, полученные холодным прессованием. Кислотное число должно быть не более 2,5 (миндальное, персиковое). Жирные масла имеют ограниченное применение, т.к. обладают высокой вязкостью. Масляные инъекции болезненны, могут вызывать образование гранулем. Для уменьшения вязкости добавляют этиловый или этилгликолевый эфир. Размещено на реф.рфВ основном применяют для внутримышечных и подкожных инъекций.

Спирты - этиловый, бензиловый, глицерин, пропиленгликоль - чаще используют как сорастворители.

Мокроголы или полиэтиленоксиды. Прекрасный растворитель сульфаниламидов, анестезина, камфоры, бензойной и салициловой кислот, фенобарбитала.

Простые и сложные эфиры.

Этилолеат - разрешается использовать как добавку к жирным маслам или вместо них.

Бензилбензоат - используется как сорастворитель с жирными маслами.

К инъекционным растворам предъявляются требования апирогенности (отсутствие бактериологических эндотоксинов), стерильности, отсутствия механических включений. Пирогены - ϶ᴛᴏ вещества липополисахаридной природы, при попадании в кровь вызывают повышение температуры, лихорадку и др.

Для выполнения требования апирогенности инъекционных растворов используют апирогенный растворитель (воду для инъекций), некоторые фармацевтические субстанции подвергают депирогенизации термическим методом (натрия хлорид), некоторые - дополнительной очистке в процессе производства (глюкоза, желатин, бензилпенициллина калиевая соль). Освободиться от пирогенных веществ можно также методом стерильной фильтрации через мембранные фильтры.

I. Период Хараппа и Мохеджо-даро (это названия древнейших городов) - период Индской (Хараппской) цивилизации (III тыс. — XVII в. до н.э.)

II. Арии – II тыс. До н.э.

III. Империя Маурьев – династия правителœей

IV. Кушанская империя – I в. до н.э. – III в. н.э.

V. Империя Гуптов ( 320 – VI в. н.э. )

Периодизация по развитию духовных школ и религий:

I. Ведийский период (XIII—VI вв. до н. э.)

- Ранневедийский период (XIII—X вв. до н. э.)

- Поздневедийский период (IX—VI вв. до н. э.)

II. Буддийский период (V—III вв. до н. э.)

III. Классическая эпоха (II в. до н. э. — VI век)

referatwork.ru

Древняя Индия

Срок Древняя Индия охватывает период от зарождения на территории Индостана первых государств до распада империи Гуптов в 6 веке. В этот период сложились основы индийской культуры, возникло большинство из основных индийских религий, развились основные индийские философские школы.

1. Периодизация истории Древней Индии

В истории и культуре Древней Индии можно выделить несколько периодов. Появление первых крупных государств, созданных, как считают, дравидских племенами, относят к III тыс. до н.э. Им на смену приходит "Арийская цивилизация", связанная с появлением сначала на северо-западе Индии, а затем и на большей части полуострова индоевропейских племен, которые называли себя "ариями" ("благородные", "из хорошей семьи"). В это время (примерно XV-VI вв. До н.э.) возникает вначале множество отдельных государств, а с VI в. до н.э. начинает усиливаться одно из них - Магадха, находящийся в долине Ганга.

Один из ее царей - Чандрагупта, основатель династии Маурьев, в IV в. до н.э. впервые в истории Индии объединил ее в единое государство - империю Маурьев (IV - II вв. до н. н.э.). Следующий период связан с покорением северной части Индии кушанами, выходцами из Средней Азии - господство Кушанской династии (I - III вв. до н.э.). Нового общеиндийского объединения удалось достичь династии Гуптов в IV - VI вв. н.э.

2. Хараппская цивилизация

Статуэтка жреца из Мохенджо-Даро.

К середине XIX в. мир ничего не знал о древнейшую цивилизацию в долине Инда, считая, что культуру в Индию принесли арии. Однако случайная находка английского генерала Каннингема в районе села Хараппа, который обнаружил интересные печати с абсолютно неизвестными надписями, заставила пересмотреть этот взгляд и начать с 20-х годов XX ст. планомерные раскопки. Это привело к потрясающим открытиям.

Были найдены крупные городские поселения - Хараппа, Мохенджо-Даро, Калибанган. Они строились по схожим проектам и состояли из "цитадели" - "верхнего" города, расположенного на холме, и "нижнего" города с жилыми постройками. Здания возводились из обожженной кирпича, связующим материалом был илистый или гипсовый раствор. Улицы пересекались строго перпендикулярно, на перекрестках углы закруглялися, чтобы не препятствовать движению, ширина улиц достигала не более 10 метров. Дома не имели украшений и окон, выходящих на улицу. Жители этих древних городов были очень консервативны. Расположение улиц не менялось веками, а новые дома возводились на месте старых. Во всех городах была система канализации, причем осуществлялось как водоснабжения, так и отведения сточных вод. Ничего подобного в других государствах того времени еще не встречалось. Существовали также общественные купальни, которые служили скорее всего для ритуального омовения. Ремесленники научились хорошо обрабатывать металлы - медь, олово, бронзу, золото, серебро, но при этом совершенно не знали железа. Обширными были торговые связи, о чем свидетельствуют находки гирь и измерительной линейки.

Археологи в большом количестве находят статуэтки из глины, мягких пород камня. Особое внимание специалистов привлекла бронзовая статуэтка обнаженной танцовщицы и скульптурное изображение бородатого мужчины, условно именуемый "жрецом". Также было очень развито гончарное ремесло.

Очень своеобразны печати-амулеты с изображениями людей, богов и животных, и, главное, с образцами древней письменности. Она не была алфавитной и состояла из рисунков ( пиктограмм). Строки располагались горизонтально и включали в себя до 8 знаков. Писали справа налево. Расшифровка этих надписей пока еще не завершена, хотя установлено дравидских характер языка. По рисункам на печатях можно судить и об определенной связи религии жителей Хараппы с последующими религиозными верованиями Индии (например, изображение богов в позе йоги).

Индская (Хараппская) государство вело активную внутреннюю торговлю. Умалчивает, какой была форма власти и государственное устройство : по размерам она могла быть империей (более 1100 км с севера на юг и более 1600 км с запада на восток), но есть предположение, что глава государства мог тут выбирать народ. Около 1800-1700 до н.э. Харрапской государство начинает падать. Однако именно эта цивилизация считается колыбелью всей теперешней индийской культуры.

3. Религиозные учения

3.1. Литературная традиция

В середине II тыс. до н.э. культура Хараппе приходит в упадок, причины которого окончательно не выяснены. Как одну из них можно рассматривать проникновения в Индию с севера арийских племен. Они уже были знакомы с железом и довольно быстро перешли от кочевого скотоводческого к оседлой земледельческого образа жизни с искусственным орошением земли.

Дальнейшая культурная традиция Индии прежде знаменательное и особенно интересна разнообразием, сложностью духовной жизни - возникновением и изменением, борьбой и сосуществованием, взаимодействием и взаимовлиянием различных религий, а также тесно связанных с ними философских, этических, эстетических школ и учений. Основные направления этого непростого пути известны нам по богатому литературному наследию.

Для общественных представлений древних арийцев характерным явлением было наличие варн - своеобразных сословных групп, которые стали складываться в них еще до переселения на Индостан. До конца II тыс. до н.э. окончательно складывается доктрина о 4 варны, каждое из которых, по преданию, была создана с той или иной части тела первочеловека Пуруши (или в более поздней традиции Праджапати, воплощение бога Брахмы): брахманы (жрецы) - с уст; кшатрии (знать, воины) - с плеч; вайшьев (земледельцы, ремесленники, торговцы) - из бедер; шудры (низы общества - слуги, бедняки, переселенцы и т.д.) - с ступней ног.

Арийские законы запрещали браки вне варнами, не допускали их смешивания, и не позволяли даже прикасаться к людям, стоящим вне варнами - уборщиков мусора, могильников, палачей. Они так и назывались - "неприкасаемые". По натуре арийцы считались чрезвычайно эмоциональными, склонными к употреблению хмельных напитков, азартных игр, музыки.

В эпоху "Ригведы" начал складываться и такой чисто индийский феномен, как сословно-кастовая система. Здесь впервые обосновывалось морально-правовые мотивы разделения индийского общества на 4 основных состояния: брахманов (жрецов), кшатриев (воинов), вайшья (земледельцы), шудры (слуги). Впоследствии было сформирована еще много пидстанив, каст.

И в современной Индии источником мудрости считаются "Веды" - сборники священных гимнов в честь арийских богов. Известны 4 таких сборника. Древнейший из них - "Ригведа" - относится к III, а частично и до конца VI тыс. до н.э. и состоит из 10 книг и 1028 гимнов. Позднее были составлены "Самаведа" и "Яджурведа", включающие в себя песни и жертвенные формулы. Последняя - "Атхарваведа" - содержит магические формулы. В ведийской литературе относят также различные комментарии к Веды, написанные в более поздний период.

Ведическая литература дает нам представление о религии древних ариев. Они считали, что Вселенная состоит из трех миров: небо, воздух и земля. И боги, соответственно, делились на 3 группы. В начале I тыс. до н.э. на основе ведизма и верований доарийского населения возникает брахманизм. Согласно им только брахманы могли выполнять религиозные обряды и учить людей религии. На смену старым ведическим богам - Варуне, Индре, Сурья - приходят новые: Брахма считается творцом мира, Вишну - его хранителем, а Шива - разрушителем.

Одновременно возникает учение о миграции душ ( сансара - "блуждание", "перерождение"), о "Дхарму" - закон, нравственный порядок и о "Карму" - деяния человека, определяющие его положение. Сюда же примыкает и представления о "Мокша" - состояние "ненароджуваности и невмирання". Все эти религиозно-философские убеждения найдут свое отражение в позднем буддизме и индуизме.

Брахманизм составил легенды о подвигах героев Кришны и Рамы, которые легли в основу древних эпических поэм - "Махабхараты" и "Рамаяны". Первая из них ("Великая война потомков Бхараты) была составлена, по преданию, мудрецом и певцом Вьясою и состоит из 18 книг, включающих в себя 107 000 двустиший. Это в 8 раз больше, чем объем "Илиады" и "Одиссее", вместе взятых. Сюжетной основой эпоса является борьба за власть потомков легендарного Бхарати - Пандавов и Кауравов. Но "Махабхарата" - не только литературное произведение, она также законоповчальним трактатом и священной книгой. Особенно это касается шостый, заплатити ее части, названной "Бхагавадгита" ("Гимн бога"), содержащий наставление Кришны. Гимны затрагивающие множества проблем общего характера. "Рамаяна" ("Сказание о Раме") по размерам уступает "Махабхарате", но отличается большей стройностью и образностью. В основе сюжета лежит история жизни Рамы - идеального сына и идеального правителя, его любовь к Сити, ее похищения царем ракшасов (демонов), победа Рамы и его господства. Обе поэмы стали национальным достоянием индийского народа, неистощимым источником сюжетов и образов для литературы и искусства на много веков.

Начиная с VI с. до н.э. в обиход широко вводятся новые произведения брахманистам - сутры и шастры - своеобразные трактаты по различным отраслям знаний. Появляются сборники обычного права, известный из которых - "Законы Ману". Складываются первые философские школы: саннхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса, веданта, найвойовничою из которых была последняя. В V - IV вв. до н.э. брахман Панини создает единый литературный язык - санскрит (очищенный, в отличие от "Пракрити" - разговорных языков), которая стала языке мижиндийського общения.

VI в. до н.э. связан в истории Индии с появлением новых верований - джайнизма и буддизма. Термин "джайнизм" происходит от слова "джина" - победитель (имеется в виду победитель над круговоротом перерождений). Его основатель Махавира жил в VI с. до н.э. В основе учения - путь освобождения от сансары через соблюдение "трех сокровищ" джайнизма - "правильное знание", "правильное видение" и "правильное поведение". Махавира предписывал своим последователям аскетизм и ахимса - непричинение вреда всем живым существам, как условие спасения души.

4. Буддизм

Создание буддизма - одной из современных мировых религий - связывают с именем Сиддхартхи Гаутамы (563-483 гг до н.э.), который в 28 лет покинул дом отца- раджи и 7 лет находился в путешествиях, пока на него не снизошло просветление и он не стал Буддой ("Просветленным"). Будда открыл четыре "благородные истины" о том, что жизнь есть страдание, что их причиной являются человеческие желание, страсти, стремление жизни, и выход из этого - преодоление всех страстей. Главная цель человека - достижение "Нирваны", состояния, когда человек навсегда выключается из процесса перерождений. Таким образом, спасение было возможно для каждого человека независимо от его происхождения через самосовершенствование и без каких-либо посредников (например, брахманов). Наивысшего взлета буддизм достигает при Ашоци - третьем императору с династии Маурьев (268-232 гг до н.э.). Он созвал буддийский собор, где были утверждены канонические основы буддизма. Благодаря его усилиям буддизм выходит за пределы Индии.

Со времени покорения Северной Индии Кушанской империей ( 1 ст.) происходят и серьезные изменения в индийском обществе. На основе системы варн начинает складываться кастовая система. Касты, или "джати" - замкнутые группы населения со своими обычаями и законами. Члены "джати" жили в одной местности, занимались однородной деятельностью, имели свою администрацию, систему взаимопомощи, общую кассу. Общение между членами разных каст ограничивалось.

В Кушанськую эпоху оформляется новое направление буддизма - махаяна, где Будда становится богом бодхисаттв - святых, достигших уровня Будды, но на время отказались войти в нирвану из сострадания к человечеству. Буддизм в это время подчиняет Китай и Индокитай, чуть позже достигает Кореи. Начиная с 4 ст. распространяется религиозное образование. В 5 веке царь Кармагупта с династии Гуптов открыл известный буддийский университет - монастырь Наланда в Северном Бихаре. Позже появились университеты в Таксиль и Аджанты.

В борьбе с буддизмом начинает формироваться новый тип брахманизма - индуизм. Основу нового учения составила "Бхагавадгита". Исходя из того, что каждое божество - это ипостась, воплощение верховного бога (как Рама или Кришна были воплощением бога Вишну), индуизм позволял которые культы и верования, проявляя при этом еще большую терпимость, чем буддизм. Главные боги индуизму - Шива, Вишну и богиня Шакти - были также проявлениями высшего божества - Брахмы, что восседает в вечной медитации на вершине Гималаев.

Таким образом в ходе древней истории Индии оформились основные религиозные учения: на основе ведической традиции - брахманизм, что трансформировался в индуизм; джайнизм; буддизм, а внутри него - множество различных направлений.

5. Искусство

Все религии влияли не только на литературную традицию, но и на архитектуру и изобразительное искусство. Сначала арийские племена использовали для строительства почти исключительно дерево. Каменные дворцы вместо деревянных сооружений стали возводиться в период царствования императора Ашоки из династии Маурьев. Известен его дворец в Паталипутра - столицы Магадхи. Повсеместно ставились стамбхи - каменные столбы с буддийской символикой или изображениями животных и высеченными на них надписями (например, Львиная капитель из Сарнатха, возведенная на месте первой проповеди Будды стала гербом современной Индии). В это же время появляются и первые ступы - культовые сооружения напивсферичнои формы, в которых хранятся реликвии, связанные с Буддой. По преданию Ашока построил 84000 ступ.

Прекрасные архитектурные памятники дошли до наших дней со времен Кушанской империи. Это прежде чайтьи - пещерные храмы, возведение которых становится традицией (например, пещерные комплексы в Карки и Эллори). Уникальный храм в Кайлас соединил в себе образы и мотивы с индуизму, джайнизма и буддизма. Самый скальный храмовый комплекс находится в Аджанты. Ее пещерные храмы сохранили единственные в своем роде многоцветные фрески. Реалистичными и в то же время стилизованными росписями покрыто все: и стены, и потолки, и колонны.

В Кушанской эпохи в изобразительном искусстве Индии Будда изображался только в виде символов, теперь появляются его изображение в виде человека. Его часто окружают бодхисаттвы, как, например, на стене с Катя ( 2 ст.).

Наиболее распространенным направлением в искусстве этого времени становится гандхарське, названное так по имени местности Гандхары на северо-западе Индии. Оно соединило в себе традиции среднеазиатской, иранской, индийской и эллинистической культуры. Примерами могут служить статуя Будда из хоте-Мардань и сидячий Будда из Тахта-Бахи. Изображение в гуптского искусстве становятся менее сухими, более изысканными и чувствительнее. Будда из знаменитой статуи из Сарнатха IV ст. предстает как идеальный человек, достигший состояния нирваны.

Всего императоры из династии Гуптов всячески покровительствовали художественном творчестве. На основе древнего вида театрального искусства - пантомимы - возникает драматургия. При дворе Чандрагупты II (380-415 гг) жили лучшие поэты его времени. Наиболее известный из них Калидасы (353-420). До нас дошли три его драмы, совершенных из которых является "Шакунтала". Существовал и народный театр, который соединял музыку и пластику танца. Индийцы очень любили логические игры. Одна из них - чатуранга (шатрандж) - дошла и до нас в виде современных шахмат.

Достигают высокого уровня научные знания. Одной из загадок для современных ученых остается нержавеющая железная колонна в Дели. Математика уже знала извлечения квадратного и кубического корней. Астрономы установили, что Земля вращается вокруг своей оси, и Луна заимствует свой ​​свет в Солнца. В средние века эти знания, как и индийские цифры, переняли арабы.

Древняя Индия обогатила мировую культуру огромным количеством достижений. Она повлияла на соседние страны, особенно на Юго-Восточную Азию. Буддизм стал мировой религией, распространенной в ряде государств.

См.. также

Источники

nado.znate.ru


Смотрите также