4. Медицина и фармация в древнем Китае. Древний китай медицина
Китайская медицина — древняя наука
Китайская медицина — древняя наука, в мировом масштабе оценивается очень высоко. Обладающая давними традициями и многими замечательными достижениями, китайская медицина является концентрированным выражением мудрости, наблюдательности, опыта создавшего ее великого народа — творца одной из древнейших цивилизаций мира.
Китайская медицина — выражение мудрости, наблюдательности, опыта народа
Развитие китайской медицины
Китайская медицина, истоки которой теряются в глубине тысячелетий, развивалась и обогащалась вместе с общим прогрессом национальной культуры. Она является составной частью национального культурного наследия.
Наряду с целым рядом весьма примитивных и явно неприемлемых в наше время положений, китайская медицина, вобравшая в себя опыт и знания тысяч поколений, в то же время обладает несомненным приоритетом во многих важнейших открытиях.
Приоритеты китайской медицины
Еще в 6 веке до нашей эры в Китае был разработан метод постановки диагноза по состоянию пульса.
В то время, когда в большинстве стран древнего мира безраздельно господствовало знахарство и мистицизм, китайские врачи уже пользовались богатым арсеналом медикаментозных средств, применяли механо-терапевтические методы лечения, основанные на материалистическом понимании строения и функции человеческого организма, его связи и взаимодействия с окружающим миром.
В Китае раньше, чем в других странах, нашли применение лекарства минерального происхождения, например, ртуть для лечения кожных и венерических заболеваний.
Китаю принадлежит несомненный приоритет в открытии вариоляции человеческой оспой, а также способов лечения болезней, связанных с упадком питания.
Две с лишним тысячи лет назад медики этой страны нашли на поверхности человеческого тела около, 600 точек, в которых лежат определенные нервные, окончания.
Опытным путем они установили, что посредством раздражения, наносимого в этих точках, можно влиять на центральную нервную систему, и использовали данные открытия для создания своеобразного и весьма действенного метода лечения — терапии иглоукалывания и прижигания —чженьцютерапии.
Насчитывая более 20 тысяч классических трудов по всем отраслям, китайская медицина еще в древние времена обладала глубоко и детально разработанными теориями лечения и профилактики болезней, (подробнее: Виды медицины. Эмпирическая медицина)
Но еще большими являются ее практические достижения, ее богатейший клинический опыт.
Благодаря умению эффективно лечить многие заболевания, китайская медицина на протяжении тысячелетий верно и успешно служила своему народу, играя определенную роль в деле национального здравоохранения и обогащая медицину многих стран
Эффективное лечение
Признание китайской медицины народом Китая
За многовековую историю своего существования китайская народная медицина пережила, как и национальная культура, периоды подъема и периоды упадка, (подробнее: Медицина древнего Китая). Но народ Китая никогда не лишал ее поддержки, она всегда пользовалась большим признанием у коренного населения.
Именно эта поддержка позволила китайской медицине сохранить свои позиции даже в те времена, когда правительство взяло курс на уничтожение национальной медицины, противопоставляя ей медицину Запада.
Сплочение двух медицинских школ
Бурный рост медицины и здравоохранения Китая начался с образованием Китайской Народной Республики.
Сплотить врачей китайской и европейской медицины
— было главным в политике того времени.
Такое сплочение в деле оказания медицинской помощи населению и бойцам Национально-освободительной армии Китая дало большой успех в китайско-японской войне, когда блокированные врагом освобожденные районы находились в крайне тяжелом положении.
Именно тогда, преодолевая огромные трудности, в тесном контакте друг с другом врачи китайской и европейской медицины сумели не только обеспечить обслуживание тыла и фронта, но и создать основы нового китайского здравоохранения, в котором не было места соперничеству, а была взаимная поддержка и обогащение двух медицинских школ.
После освобождения страны полумиллионная армия работников китайской медицины с тем же единодушием, что и весь народ, активно включилась в дело оздоровления нации. В то время в Китае был положен конец эпидемиям холеры, оспы, чумы, (подробнее: Эпидемические заболевания в китайской медицине). Во многих районах стали редкостью заболевания сыпным и возвратным тифами, малярией и шистозоматозом, что значительно улучшились общие санитарно-гигиенические условия в городах и особенно в селах страны.
В то время врачи китайской медицины взяли на себя заботу об охране здоровья и лечении многих сотен тысяч участников грандиозной, поистине всенародной стройки по обузданию реки Хуанхэ.
Направленность китайского здравоохранения
В области китайского здравоохранения была направленность на осуществлении четырех основных курсов:
главное —профилактика;
лицом к населению страны;
сплоченность врачей китайской и европейской медицины;
тесная связь с массами.
Китайские медики воспринимают и развивают наследие отечественной медицины, отбрасывая все вредное, не подтвердившееся научно, отжившее, и впитывают все лучшее, что имеется в медицине других стран.
Китайская медицина
Это предусматривает необходимость подведения под данные народной медицины прочного фундамента современных теорий и методов исследования, создание специальных научно-исследовательских институтов и лабораторий.
Но не менее важной является и учеба врачей европейской медицины у их коллег, носителей славных и древних традиций китайской народной медицины. Такая учеба, где в качестве учителя как бы выступает сама китайская народная медицина, уже принесла благоприятные результаты.
И нельзя назвать случайным, что среди врачей народной медицины сейчас с каждым днем увеличивается число тех, кто открывает свои ценнейшие секреты и применяет свое умение во многих городских и сельских больницах, где они охотно изучают современную науку, а среди врачей европейской медицины число сторонников и пропагандистов китайской медицины также возрастает с каждым днем по мере их знакомства с сокровищницей китайского народного опыта.
И нет сомнения, что из этой сокровищницы, благодаря сплочению китайской и европейской медицин, обогатится не только китайское здравоохранение, но и вся мировая медицина, достичь уровня развития которой в кратчайшие исторические сроки стремятся медработники Китая.
libtime.ru
Традиционная китайская медицина | Железный век
Традиционная китайская медицина
Центральные теоретические положения китайской медицины выдержали испытание временем и в основных чертах сохраняются без изменений в течение трех тысячелетий.
Знания о строении человеческого тела начали накапливаться ещё в глубокой древности, задолго до запрета на вскрытие тел умерших (это произошло около II в. до н. э.), связаного с утверждением конфуцианства в качестве официальной религии. Об, этом свидетельствуют сохранившиеся анатомические таблицы более позднего периода (VI—VII вв.).
Здоровье воспринималось как результат равновесия начал инь и ян и пяти стихий, а болезнь — как нарушение их правильного взаимодействия. Различные соотношения этих нарушений объединялись в несколько синдромов, которые подразделялись на две группы: синдром избытка — ян и синдром недостатка — инь.Многообразие заболеваний объяснялось широтой взаимодействия организма с окружающим миром и природой, особенностями самого организма, длительным пребыванием в одном из эмоциональных состояний и другими естественными причинами.
Искусство диагностики в древнем Китае основывалось на таких методах обследования больного как осмотр кожи, глаз, слизистых и языка, определении общего состояния и настроения больного, определении его запахов, конечно же подробном опросе больного, исследовании пульса и давлении на активные точки.
Согласно преданию, эти методы были введены легендарным врачевателем, жившим в XI в. до н.э. и известным под псевдонимом Вянь Цюе (Маленькая сорока), его подлинное имя — Цинь Юэжэнь.Исторические хроники Ханьской династии повествуют о чудесных исцелениях, которые осуществляли Бянь Цюе и его ученики, искусно применяя иглоукалывание и прижигание, массаж и местные лекарственные средства.
«Трактат о пульсе»
Одним из величайших достижений философской мысли древнего Китая является представление о круговом движении крови, изложенное уже в самом древнем медицинском трактате Китая — «Иэй цзин»:«Сосуды сообщаются между собой по кругу. В нем нет начала и нет конца… Кровь в сосудах циркулирует непрерывно и кругообразно… а сердце хозяйничает над кровью».
«Без пульса невозможно распределение крови по большим и малым сосудам… Именно пульс обусловливает круговорот крови и «пневмы»… Посмотришь вперед, оглянешься назад — все идет от пульса. Пульс—это внутренняя сущность ста частей тела, самое тонкое выражение внутреннего духа…»
Врачеватели древнего Китая пришли к этим выводам эмпирическим путем (в Европе теория кровообращения была сформулирована в 1628.г. У. Гарвеем). Обследуя больного, они изучали пульс не менее чем в девяти точках и различали до 28 видов пульса из которых основными считались десять: поверхностный, глубокий, редкий, частый, тонкий, чрезмерный, свободный, вязкий, напряженный, постепенный.
Древний метод пульсовой диагностики постоянно совершенствовался многими поколениями китайских врачевателей и со временем превратился в стройное учение о пульсе, которое явилось вершиной диагностики в древнем Китае. Наиболее полно оно изложено в труде известного китайского врача III в. н. э. Ван Шухэ — «Мо цзин» («Трактат о пульсе», 280 г.).
За пределами древнего Китая учение о пульсе распространилось относительно поздно. В древних индийских трактатах Чарами (I—II вв.) и Суш-руты (IV в.) о пульсе не упоминается. Этот факт объясняется относительно поздним установлением взаимных контактов между Китаем и Индией (торговые пути —со II в. до н.э., распространение буддизма в Китае — с I в. н.э.).В средние века метод пульсовой диагностики проник на территорию Средней Азии: теоретическое обоснование исследования пульса в «Каноне медицины» выдающегося врача средневекового Востока Ибн Сины (980—1037) во многом сходно с положениями древней китайской медицины.
Чжэнь-цзю — иглоукалывание и прижигание
Характерной особенностью традиционной китайской медицины является чжэнь-цзю терапия (кит. чжэнь —иглоукалывание, лат. acupunctura, кит. цзю — прижигание).Эмпирические корни этого метода уходят в глубокую древность, когда было замечено, что уколы, порезы или ранения в определенных точках тела приводят к исцелению некоторых недугов.
На основе длительных наблюдений философы и врачеватели древнего Китая пришли к выводу о существовании «жизненных точек», раздражение которых способствует регуляции жизненных процессов. Они полагали, что через отверстия, проделанные в «жизненных точках», восстанавливается нарушенное равновесие Инь-ян начало Ян выходит из тела больного в случае — его избытка или входит в тело в случае его недостатка, в результате чего болезнь исчезает.
Первое подробное изложение теории и практики этого метода приведено в трактате «Нэй цзин», особенно зо второй его части «Лин шу» (ее называют «Канон акупунктуры»), где описаны «жизненные точки», каналы, вдоль которых они расположены, иглы и методы их введения, показания и противопоказания для применения иглоукалывания и прижигания.
В III в. н. з. врач Хуанфу Ми (215—282) систематически обобщил достижения в области чжэнь-цзю за предшествующие 4—5 столетий и составил обширный компилятивный труд «Чжэнь цзю цзя и цзин» («Классический канон по иглотерапии и прижиганию», 265 г.), который оставался главным источником знаний в этой области вплоть до XI столетия и был известен за пределами Китая, начиная с V в.
Первые иглы для акупунктуры были каменными. Они имели тончайшее отверстие (подобно игле шприца), по которому, как полагали, движется начало ян. Впоследствии иглы стали изготовлять не только из кремния или яшмы, но также из кости, бамбука, а позднее и из металлов: бронзы, серебра, золота, платины и нержавеющей стали. С развитием этого метода наметилась специализация игл я их деление на виды.
В трактате «Нэй цзин» описано девять разновидностей игл: игла с наэнечником для поверхностного укалывания, закругленная игла для массажа, тупая игла для постукивания и давления, острая трехгранная игла для венозной пункции, саблеобразная игла для удаления гноя, острая круглая игла для быстрого введения, нитевидная игла (используемая наиболее часто), длинная игла для прокалывания толстых мышц, большая игла для лечения суставов.
Богатое разнообразие игл говорит о широте метода иглоукалывания в древности: он использовался для лечения и предупреждения болезней, для обезболивания во время операций, а также в сочетании с массажем и методом прижигания, т.е. тепловым воздействием на «жизненные точки» посредством зажженных «сигарет», начиненных сухими листьями лекарственных растений. Наиболее часто в этих целях использовалось растение мокса.
В древнем Китае существовало несколько методов прижигания. Прямое прижигание проводилось при непосредственной близости горящей сигареты от тела. При методе непрямого прижигания сигарета была на некотором расстоянии от точки воздействия, а между сигаретой и телом могли помещаться лекарственные вещества.Прижигание теплыми иглами сочетало в себе и иглотерапию, и прижигание: сигарета закручивалась вокруг иглы и зажигалась, когда игла находилась в тканях, таким образом достигался комбинированный эффект.
Лекарственное врачевание в древнем Китае
Лекарственное врачевание в древнем Китае достигло высокого совершенства. Из народной китайской медицины вошли в мировую практику: из растений —жэньшень, лимонник, камфора, чай, ревень, смола, из продуктов животного происхождения— панты оленя, печень, желатина, из минеральных веществ — железо, ртуть, сера и т.д.
В 502 г. была создана первая из известных в мире китайская фармакопея, в семи книгах которой дано описание 730 видов лекарственных растений. В древнем Китае существовали учреждения, которые сегодня называются аптеками.
Однако не смотря на столь давние медицинские традиции, почти все дошедшие до нас труды о лекарственных средствах были составлены не в древнем, а в средневековом, феодальном Китае — времени бурного расцвета традиционной китайской культуры и медицины.Первые специальные медицинские школы появились в Китае также лишь в средние века (с VI в.). До этого времени знания о традиционном врачевании передавались по наследству или в узком кругу посвященных.
Развитие хирургии в средневековом Китае
Развитие хирургии в древнем Китае (как и вскрытие человеческих трупов) было стеснено религиозными запретами, которые возникли в последние века до н. э. в связи с утверждением конфуцианства.
Крупнейшим хирургом древнего Китая считается Хуа Го (141—208), который прославился как искусный диагност и знаток чжэнь-цзю терапии. Он успешно лечил переломы, производил операции на черепе, грудной и брюшной полостях.В одной из древних китайских книг описан случай выздоровления больного, которому Хуа То удалил часть селезенки. Для обезболивания во время операций Хуа То применял мафусан, мандрагору, а также метод иглоукалывания, достигая желаемого результата введением одной или двух игл.
Гигиена и предупреждение болезней в Древнем Китае
Сильной стороной древней китайской медицины было предупреждение болезней. Еще в трактате «Нэй цзин» отмечалось: «Задачи медицины состоят в том, чтобы излечивать больных и укреплять здоровье здоровых».Издавна важными лечебно-предупредительными мероприятиями в древнем Китае были массаж, лечебная гимнастика, основанная на подражании аисту, обезьяне, оленю, тигру и медведю (она так и называлась в переводе — игра пяти зверей), дыхательная гимнастика, которая использовалась в народе для сохранения здоровья и достижения долголетия.
В китайских хрониках сообщается о благоустройстве древних городов с середины I тысячелетия до н.э. (мостовые, канализация, водоснабжение). Имеются данные о большом объеме предупредительных мер направленых на борьбу с оспой.Так, по преданию в XII в. до н. э. во время эпидемии оспы китайские врачеватели пытались предотвратить распространение заболевания втиранием в ноздри здоровых детей корочек оспенных пустул.
Компиляция по книге: Т.С. Сорокина, «История Медицины»
ageiron.ru
4. Медицина и фармация в древнем Китае
В Китае рабовладельческое государство сложилось в начале второго тысячелетия до н.э. В рабовладельческий период возникла иероглифическая письменность, сохранившаяся в течение тысячелетий. Сложность этой письменности делала грамотность и образование труднодоступными и превратила их в монополию небольшой группы жрецов и аристократов. Во II в. до н.э. в Древнем Китае была изобретена бумага, а овладение техникой ее производства произошло только во II в. н.э. Поэтому большая часть древних книг вырезана на деревянных дощечках или написана на шелке.
Китай имел торговые связи с Индией, странами Средней Азии, Персией, Сирией, а позднее и с Римской империей. Широко славились китайские шелка, гончарные, костяные изделия, фаянс и фарфор. В Древнем Китае были известны порох и компас. Больших успехов достигли точные науки: математика, астрономия; во II тысячелетии до н.э. были составлены карта звездного неба и календарь. Развивались также агрономические, биологические и другие науки. Все это способствовало распространению материалистических идей в древнем государстве. Медицине в самобытной культуре Китая принадлежит особое место. Ее история, если судить по документальным данным, имеет 4000-летнюю давность, но фактически она возникла значительно раньше. В основе китайской медицины лежит народный опыт. Сильной стороной традиционной китайской медицины является лекарствоведение.
Китайские врачеватели считали, что человек – это космос в миниатюре, действующий под влиянием тех же сил, которые господствуют в Природе. Они разработали учение о противоборстве и взаимосвязи женского («инь») и мужского («ян») начал в миродвижении, создали учение о всепроникающей животворящей энергии «Ци» – источнике всякого движения в природе и в организме живого существа. Китайцы развили учение о пяти «первоэлементах» (огонь, земля, вода, дерево, металл), составляющих все вещи и явления. Все в космосе, в том числе и жизнь организмов, управляется борьбой и взаимодействием двух противоположностей: «инь» и «ян»; здоровье или болезнь определяется их соотношением.
Пять стихий связывали структуру природы (макрокосмоса) со строением человека (микрокосмоса). О взаимосвязи структур макрокосмоса и микрокосмоса писали философы многих стран Древнего Востока. Такие представления характерны также для медицины Греции и Рима, европейского средневековья и эпохи Возрождения.
Аналогии макрокосмоса и микрокосмоса в китайской натурфилософии
ПРИРОДА (макрокосмос)
Пять
перво-
элементов
(стихий)
ЧЕЛОВЕК (микрокосмос)
Пять
планет
Пять
влияний
природы
Пять сторон света
Пять
состояний
Пять
основных
органов
Пять
структур
тела
Пять
доброде-
телей
Пять
эмоций
Юпитер
ветер
восток
рождение
Дерево
печень
мышцы
гуманность
гнев
Марс
жара
юг
развитие
Огонь
сердце
сосуды
испол-
нение
ритуала
радость
Сатурн
влаж-
ность
сере-
дина
изменение
Земля
Селе-
зенка
связки
верность
раздумье
Венера
сухость
запад
увядание
Металл
легкие
Кожа и
волосы
справедливость
печаль
Меркурий
холод
север
исчезно-
вение
Вода
почки
кости
мудрость
страх
Китайская традиционная медицина отличалась тем, что последовательно рассматривала все физиологические и патологические явления, происходящие в организме человека, в самой тесной взаимосвязи с жизнью окружающей среды. Врачи Древнего Китая считали, что при каждом заболевании в патологический процесс неизбежно вовлекается весь организм как неделимое целое, и при изменении функции одного органа закономерно изменяются функции всех других органов и систем.
Основоположником китайской медицины считают Бянь Цяо, жившего в VI в. до н.э. Он выдвинулся из среды странствующих целителей. В поисках медицинской практики он много путешествовал по стране, имел возможность наблюдать самые разнообразные болезни, знакомиться с опытом народной медицины. Бянь Цяо владел всеми известными в то время диагностическими приемами (осмотром, выслушиванием, расспросом, исследованием пульса), был терапевтом и хирургом, с успехом применял лекарственные растения и хирургические инструменты. Выдающийся врач лечил натиранием «разогретыми лекарствами», использовал лекарственные отвары, применял физические методы лечения и иглоукалывание, производил операции под наркозом, используя специальный напиток, пропись которого не сохранилась. Ему принадлежит создание одной из древнейших книг о лекарствах – «Нань Цзин» («Книга о трудном»).
В период империи Цинь (III в. до н.э.) появилось сочинение «Травник Шэнь Нуна». Эта древнейшая в мире фармакопея включала в себя 365 лекарственных средств, причем 240 из них – растительного происхождения. Шэнь Нун, «легендарный император-мудрец медицины» изучил на себе действие огромного числа минералов и трав, после чего он отобрал лучшие и описал их в своем травнике. Все средства разделены на три группы. К первой группе были отнесены 120 неядовитых лекарств (так называемые омолаживающие), прием которых не ограничивается ни сроком, ни дозировкой. В группу тонизирующих вошли 120 средств, требующих при их употреблении соблюдения определенных правил. К третьей группе отнесено 125 токсических средств, которые могут оказывать благотворное действие на организм лишь при условии кратковременного приема в строго определенных количествах. Это кротоновое масло, корень аконита, чемерица, шпанские мушки. В травнике Шэнь Нуна упоминаются такие лекарственные формы, как порошки, пилюли, отвары, настойки, пластыри.
При императоре Шэнь Нуне был составлен самый древний в мире гербарий, в котором было представлено около 100 растений, обладающих целебными свойствами. Древнейшим медицинским трактатом Китая считается «Хуанди ней-цзин» («Трактат о внутреннем»), традиционно приписываемый полулегендарному императору Хуан Ди. По современным данным, время его написания относится к III-II вв. до н.э., хотя предполагается, что трактат написан значительно раньше и не одним автором, а несколькими поколениями врачей. В трактате обобщен опыт известных китайских медиков древности, таких как И Хэ, Бянъ Цяо и Цан-гуна; названы 900 лекарственных растений; приведены их ботаническое описание, географическое распространение, время сбора, фармакологические свойства и способ применения. Среди них выделяли потогонные, рвотные, слабительные, укрепляющие и другие.
В Ханскую эпоху (конец III в. до н.э. – III в н.э.) Древний Китай стал центром медицинской науки всего азиатского региона. В этот период китайскими врачами было накоплено более 10 тысяч рецептов для лечения самых разных заболеваний. Яркими представителями китайской медицины того времени являются двое врачей – Чжан Чжунцзин и Хуа То.
Знаменитый клиницист Чжан Чжунцзин, тщательно изучив самые разнообразные заболевания, сопровождающиеся лихорадочными состояниями, создал во II в. н.э. «Трактат о болезнях, связанных с синдромом холода» («Шан Хань Лунь»). В этом сочинении были изложены 357 методов лечения подобных болезней, приведены 112 рецептов и подробно описаны симптомы различных лихорадок.
Врач Хуа То, которого и теперь почитают как «бога хирургии», изобрел эффективное оглушающее средство (наркоз), что позволяло без боли выполнять сложнейшие операции. Этот врач пользовался только проверенными им лекарствами. Прописи его отличались простотой и сравнительно небольшим количеством ингредиентов. Хуа То был очень искусен в иглоукалывании и прижигании, но, наряду с этим, применял и другие методы лечения: кровопускание, обливание водой. Часто прибегал к психотерапии, но больше всего прославился своей хирургической деятельностью.
Гэ Хун (281–351 гг. н.э.) считается основателем химии и фармакологии в Китае. Наибольшей известностью пользовалась его книга «Медицинские прописи при неотложных случаях», в которой содержалась 101 пропись против 101 болезни. Гэ Хун был алхимиком, верил в безграничную силу лекарств, всю жизнь искал «эликсир жизни». Он знал множество способов и методов приготовления препаратов сернистой ртути, меди, железа и «пилюль бессмертия». Приступая к изготовлению лекарств, необходимо было соблюдать определенные правила – пост, очищение, уединение в горах или на островах (в крайнем случае – в доме, за высокой оградой). Гэ Хун категорически отрицал преимущества лекарств растительного происхождения перед препаратами из металлов и минералов. Его аргументация была такова: растения сами гниют и разлагаются, как же могут они воспрепятствовать смерти человека?
Со второй половины V века в Китае тщательно начинается тщательное изучение свойств лекарств. Первым исследователем в этой области был Тао Хунцзин (452 – 536 гг. н.э.), философ, алхимик, медик, систематизировавший всю существующую до него литературу по фармакологии. В 502 г. он написал труд под названием «Прописи великих медиков», который состоит из 7 томов и содержит описание 365 разновидностей лекарственных препаратов и 365 средств, усиливающих действие лекарств, придающих им вкус и запах. Этот труд был официально признан первой Государственной фармакопеей Китая.
В 652 г. врачом и диетологом Сунь Сымяо (581–682 гг. н.э.) был составлен рецептурный справочник «Основные золотые рецепты», в котором впервые описывается способ лечения зоба, путем приема внутрь щитовидной железы оленя или барана. Кроме того, очень подробно излагаются показания к применению пиявок, имеются указания, что для лечения некоторых кожных заболеваний применяются примочки, присыпки, мази, приготовленные из яичного белка, меда, свиного сала, серы, ртути и других веществ. В этом справочнике есть указания на то, что качество лекарств зависит от места произрастания и времени сбора лекарственных растений, входящих в их состав, приведены правила сбора и хранения растений.
В период рабовладельческого строя в Китае медицина в основном перешла из ведения жрецов к светским врачам. Претерпел изменения иероглиф, обозначающий слово «медицина» – «И», и возникло начертание слова «врач». Общий смысл иероглифа «И» в старом написании был таков: жрец при помощи оружия изгоняет или убивает злых духов, вызвавших болезнь. Впоследствии написание этого иероглифа изменилось: в него поместили изображение вина, как бы символизирующее переход медицины из рук жрецов в руки врачей, лечивших с помощью лекарств.
Сословие врачей в Китае было очень многочисленным, случалось, что в одной деревне практиковало несколько врачей. Особенным уважением пользовались врачи из древних семей, а также придворные врачи. Довольно рано, по сравнению с другими странами, в Китае появились специалисты по изготовлению и торговле лекарствами и первые учреждения, по характеру работы соответствовавшие аптекам. Во многих местах врачи служили и аптекарями.
Собственно аптекари получали диплом после сдачи экзамена. Они не имели права отпускать сильнодействующие лекарства без предписания врача.
Гонорар врачи получали большей частью за лекарства, и только высший класс врачей – за визиты. Китайцы часто меняли врачей, а в чрезвычайных случаях призывали на помощь бога медицины, некогда знаменитого врача, возведенного в это достоинство после смерти.
По мнению китайских врачей, медицина не в силах сделать что-либо несогласное с предначертаниями неба: «Медицина не может спасти от смерти, а в состоянии продлить жизнь, излечить многие болезни, укрепить государства и народы гигиеническими советами».
У древнекитайских врачей были тщательно разработаны методы диагностики. Они рассматривали тело человека как единый и целый организм: «Избегай лечить только голову, если болит голова, и лечить только ноги, если болят ноги». Они же придерживались мудрого правила: «Лучше предупредить болезнь, чем ее лечить».
Диагностика болезней основывалась на внимательном осмотре больного и его выделений (цвет, запах, вкус, количество), на подробном опросе его. Самым главным диагностическим средством у китайцев считался пульс.
Учение о пульсе – самое выдающееся достижение китайской медицины, которое представляет собой целую науку. Древнекитайские врачи считали, что пульс составляет продукт непрерывного прилива и отлива крови и жизненных духов. Всякое изменение в механизме движения крови и воздуха приводит к соответствующим изменениям в пульсе, по которому врач узнает состояние крови и воздуха и, следовательно, состояние организма.
Посредством пульса врачи узнавали о том, происходят ли болезни от истощения, недостатка крови и жизненных духов или же от накопления испорченных соков. Правила для исследования пульса были изложены с величайшей подробностью. При исследовании женщин между врачом и пациентками ставилась ширма. Рука больного должна покоилась на подушке, а врач клал пальцы на пульсирующий сосуд с правой или с левой стороны кисти, производя при этом надавливание. Китайцы признавали 7 наружных и 8 внутренних пульсов. Средним числом у взрослого человека они считали 80 ударов в минуту, у стариков – 76, у детей – 96.
На основании пульса китайцы строили планы лечения, которые состояли в очищении крови и соков, укреплении желудка, удалении газов. В связи с этим употреблялось большое количество слабительных, рвотных, противоглистных лекарств. Болезни, происходившие от холода, лечились теплыми лекарствами, а горячие – холодными. Кровопускание употреблялось редко и часто заменялось пиявками. Большое внимание уделялось строгой диете, водным процедурам, солнечным ваннам, лечебной гимнастике.
Китайское лекарствоведение – одно из древнейших и обширнейших в мире. Введению неисчислимого количества средств медицина Китая обязана острой наблюдательности и изумительному трудолюбию своего народа.
В объяснении действия лекарств большую роль играли отношения цвета, вкуса препаратов к 5 элементам и к органам. Так, зеленые и кислые лекарства соответствуют элементу «дерева» и поэтому действуют на сердце, желтые и сладкие – «земле», действуют на желудок; белые и острые – «металлу», действуют на легкие; черные и соленые – «воде», действуют на почки.
Все лекарственные средства классифицировались следующим образом:
Тонические: чай, табак, мясо различных животных и др. Самым главным из этого класса лекарств и панацеей против всех болезней был корень жень-шеня, который появился в V–IV вв. до н.э. Готовился он путем вываривания до консистенции кашки, прозрачной на вид, со слегка красноватым или желтоватым оттенком. Употреблять следовало утром и вечером вместе с чаем и супом. Жень-шень входил также в состав многих лекарственных препаратов. Китайцы называли его «чудом мира, даром бессмертия». О нем были написаны целые тома, и, по мнению китайских медиков, он восстанавливал изнуренные силы, старым возвращал юность и вообще служил верным укрепляющим средством.
Чай же, как целебное растение, упоминается еще в старинной энциклопедии Бянъ Цяо. В ней написано: «Чай есть растение чрезвычайно полезное. Чай удаляет все недуги, прогоняет сонливость, головная боль уменьшается и излечивается совершенно».
Вяжущие: чернильные орехи, семена лотоса, мускатный орех. Сюда же китайцы относили и опий, а также семена фиников, айву, кислую сливу, железные опилки, листовое золото.
Разрешающие: кассия, мимоза, мускус, имбирь, камфара. К этой же группе относили рвотные – белую чемерицу, семена и корень репы, имбирь, сандаловое дерево, семена горчицы, гвоздику.
В качестве лекарственных средств употреблялось множество растений, почти вся китайская флора. В соответствии с делением тела на три пояса цветки и верхняя часть растения применялись при болезнях верхнего пояса, стебли растений – при болезнях среднего, а корни – при болезнях нижнего пояса. Ветви растений употреблялись при болезнях конечностей, кора – при заболеваниях кожи, сердцевина – при болезнях внутренних органов.
В качестве лекарственных средств животного происхождения широко использовались коконы шелкопряда, сушеные пауки, панцирь черепахи, а также зубы, ногти, уши, языки, сердца, печень, костный мозг многих животных и все это в больших дозах. Китайцы считали, что кровь и кости льва и тигра придают мужество. Слоновая кость в порошке применялась против сахарного мочеизнурения, верблюжье мясо – для укрепления нервов, верблюжье молоко – для устранения геморроя, свежая печень морских рыб – при куриной слепоте, вытяжки из пантов молодого пятнистого оленя – как стимулирующее средство.
В связи с зарождением горнорудного дела и химии (во времена династии Хань) в Китае стали употреблять в качестве лечебных средств железо, свинец, мышьяк, олово, медь, золото, серебро и их соединения: сульфат железа, ацетат меди, сульфат меди, а также буру, квасцы, морскую соль, едкий натр, хлористый аммоний – нашатырь, впервые обнаруженный в Египте. Было выявлено, по-видимому, в прямой связи с обработкой металлов, и укрепляющее действие железной пудры. Древнекитайскими медиками были открыты противочесоточные свойства серы. Ртуть находила применение в качестве сакраментального средства, а также употреблялась для лечения сифилиса. Многие считали, что употребление ряда металлов и минералов может обеспечить долголетие. Однако наиболее эффективными признавались специально приготовленные лекарства, в состав которых входили киноварь, золото, серебро и пр. Развитие металлургии повлекло за собой изготовление металлических медицинских инструментов, в частности изготовление игл для акупунктуры. Опыт солеварения показал, что солевой раствор при промывании глаз просветляет зрение, а глауберова соль обладает слабительным действием.
Вследствие отвращения китайцев к хирургическим операциям у них в большом ходу были наружные средства, из которых самыми главными считались разминание (массаж), иглоукалывание, моксы. Китайцы старались облегчить местные боли щипанием, трением, разминанием совместно с различными втираниями. Местом для массажа часто избирали спину, грудь, подошвы, ладони.
Для моксы (прижигание тела в специальных точках зажженными пучками высушенной травы) употреблялся конический сверток из холста или мягких волокон чернобыля, который зажигался на больной части. Таким образом, в основном, лечились болезни головы.
Акупунктура или иглоукалывание – китайское изобретение. Производилась акупунктура золотыми, серебряными, реже стальными иглами различной толщины и формы. Врачу, делающему эту операцию, должны быть известны, точки для уколов при каждой болезни, глубина, до которой необходимо проникать в каждом случае иглой для достижения болезнетворного начала, какой иглой пользоваться, сколько времени должна находиться игла в уколе (от нескольких минут до нескольких дней).
С III в. до н.э. лечение уколами и прижиганиями, так называемый метод «чжень цзю сюэ», превратилось в специальную отрасль научной медицины, благодаря заслуге знаменитого врача пунктатора Хуан Фу-ми, который собрал все существующие данные об этом виде лечения в единый труд, состоящий из 12 томов.
Само же иглоукалывание существовало чуть ли не с эпохи каменного века. Еще в глубокой древности китайскими врачами было замечено, что ранения, порезы или уколы в некоторых точках тела заметно облегчают течение отдельных заболеваний.
Сильной стороной китайской медицины была профилактика. Важными считались массаж и лечебная гимнастика. Знаменитый врач Хуа То, наблюдая за повадками животных, создал комплекс упражнений для улучшения циркуляции «ци» внутри тела человека, известный под названием «Уциньси» («Игры пяти зверей»), ставший прообразом современных комплексов Цигун. Эта гимнастика основывается на подражании аисту, обезьяне, тигру, оленю и медведю. Особое внимание уделялось дыхательной гимнастике, потому что она формирует «ци» – жизненную силу, связанную с кровью и дыханием.
В Китае впервые врачи стали оплачиваться государством. Вначале эта система существовала в крупных городах, в I в. н.э. распространилась по всей стране. Всеобщее медицинское обслуживание населения до нового летоисчисления практиковалось только в Китае. Именно здесь возникли первые в азиатском регионе больницы.
Долгое время китайская медицина развивалась изолированно от других культур. В Европу сведения о ней проникли лишь в ХШ веке. В современном мире традиционная китайская медицина вызывает большой интерес.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что можно узнать из клинописных табличек о медицинских знаниях в древней Месопотамии?
2. Как законы Хаммурапи регулировали деятельность врачей?
3. Как проявлялась связь врачевания с мифологией в древней Месопотамии?
4. Какие медицинские папирусы Вы знаете и чем они отличаются по содержанию?
5. С чем связан египетский обычай бальзамирования?
Назовите египетских божеств, связанных с медициной и фармацией.
6. Расскажите о профилактической медицине древнего Египта.
7. Кто занимался врачеванием в древнем Египте?
8. Покажите связь медицины и мифологии в древней Индии.
9. Какие лекарственные растения использовались в древней Индии?
10. Что такое «игра пяти зверей»?
11. Охарактеризуйте методы обследования в древнем Китае.
12. В чем особенность медицины древнего Китая?
13. Дайте характеристику достижениям китайской фармации.
studfiles.net
Китайская медицина, как часть культуры древнего Китая
Китайская медицина, как часть культуры древнего Китая
Китай – это страна традиций и древней культуры. Все поколения китайцев с уважением и трепетом сохраняли и передавали полученные знания, навыки и опыт. В результате этого, до наших дней дошли в неизменном виде не только теории и мировосприятие древних китайцев, но также методы и способы лечения народными и доступными средствами. Наряду с народной медициной, которая прошла через века, тут активно развивается и современная. Среди новых открытий и выдающихся ученных в мировой медицине, эта страна занимает одно из первых мест. Даже среди отечественных почитателей нетрадиционной медицины, китайская медицина является самой распространённой и предпочитаемой.
Суть эффективности древней китайской медицины в ее идеях и отношении к здоровью человека. В отличие от западной, она не рассматривает отдельно взятые органы или системы. Лечение назначается не для определенного органа, а для всего организма в комплексе. Точно также, прежде чем поставить диагноз, определяется не просто заболевание, а диагностируется полностью состояние человека, его энергетика с качественной и количественной точки зрения. Еще одним очень важным моментом в успехе лечения, является полная вера в эти методы. Довольно часто бывают случаи, что успешные и опробованные на китайцах техники, не помогают многим европейцам. Дело в том, что современные европейцы не хотят или не умеют верить всей душой в такое лечение. Западный мир прагматичный, зацикленный на выгоде и подозрениях, поэтому людям очень сложно довериться врачу и поверить в него. Китайская медицина подразумевает безоговорочную веру в знахаря и целителя.
Особенности отношения к медицине в Китае
Не смотря на разные подходы к человеку, в Китае отлично уживаются два направления в медицине. Древняя, альтернативная прекрасно дополняет современную, научную. Точно также как и целители, в случае серьезных заболеваний, сразу отправят больного в больницу или посоветуют современные препараты, вплоть до антибиотиков. К народным средствам лечения прибегают в случае несерьезных заболеваний или для улучшения здоровья. Однако если случается что-то серьезное, то тут же обращаются в современные клиники и больницы. Есть еще один нюанс в лечении. Все приемы, методы и способы китайской народной медицины направлены на профилактику и предотвращение заболевания. Но когда болезнь уже причиняет боль и дискомфорт, то человек тут же обращается в больницу. В нашей стране все обстоит по-другому. О здоровье никто не задумывается, пока что-то не начинает болеть. Но даже и в этом случае, больной скорей всего потерпит несколько дней, на случай «а может оно само пройдет». И только когда боль становиться невыносимой или начинаются осложнения, бежит лечиться и то не сразу в больницу. Некоторые сначала ищут альтернативные пути, которые менее затратные и болезненные. При этом теряется драгоценное время, и болезнь переходит в более серьезную стадию.
Этапы лечения в традиционной китайской медицине
Как уже отмечалось выше, китайская народная медицина направлена в большей степени на профилактику болезней или на медленное и мягкое лечение хронических вялотекущих заболеваний. Все знают, что проще и правильней болезнь предотвратить, чем ее лечить, именно этим и отличается подход традиционной китайской медицины. Здоровье человека рассматривается в комплексе со всеми возможными отклонениями в физическом и энергетическом плане. Традиционное китайское лечение состоит из следующих этапов, где каждый последующий применяется, если не помогает или недостаточно помогает предыдущий.
Цигун. Это комплекс упражнений или зарядка, которая позволяет улучшить физическое состояние. Это позволяет сделать тело и потоки энергии более подвижными, убрать застои, где они есть, и улучшить самочувствие. При этом повышается тонус, улучшается иммунитет, активизируются самовосстанавливающиеся способности и т.д.
Лечебный массаж. Тут есть большое многообразие различных методик и способов массажа. Иногда используют масла, глину, камни и другие элементы. Цель массажа не только размять тело и улучшить кровообращение, но и разблокировать застои, активизировать работу органов, восстановить защитные свойства организма. Этот этап обладает более сильным воздействием, чем обычный цигун.
Иглоукалывание или другое воздействие на активные точки. На теле человека есть точки, которые являются биологически активными и энергетическими. Причем есть точки: гармонизирующие, возбуждающие и успокаивающие. Каждая точка связана с определенным органом. Поэтому при надавливании, укалывании или прижигании происходит воздействие на нужный орган, путем активизации кровообращения и энергии. Иногда нужно, наоборот, забрать лишнюю энергию и, как бы, успокоить орган. Этот метод очень хорошо помогает, чтобы снять боль, усталость, напряжение, а также помогает при болезнях опорно-двигательного аппарата, эндокринной системы, заболеваниях глаз, позвоночника и др. Этот этап применяется, если первые два не помогли больному.
Использование различных биоактивных добавок и лечебных трав. В древней культуре сохранилось много знаний о тысячах лечебных трав, которые применяются либо при определенных заболеваниях, либо для положительного эффекта. Эти знания активно используются и в наши дни.
Если не помогли и травы, тогда больного направляют к специалисту в клинику или центр, для проведения операций или за рецептом сильнодействующего лекарства.
Магазины китайской медицины в нашей стране
Несмотря на большие отличия в культуре и традициях, а может быть именно благодаря этому, китайская медицина очень ценится в России и других странах СНГ. Уже довольно много открыто центров китайской медицины, где можно получить консультацию и лечение если и не от китайца, то от специалиста, владеющего этими методиками. Для жителей России это пока экзотика, но она все больше и больше набирает популярность. Так как эффективность этих методов и техник доказана самым объективным параметром – временем.
Для любителей использовать чудодейственные лекарственные растения есть специальные магазины китайской медицины. Где можно купить всевозможные засушенные растения, их настойки, отвары, пилюли. Причем не только растительные, но и животные ингредиенты, а также целую массу различных приспособлений, атрибутов и аксессуаров. Эти предметы помогут ощутить себя в Китае, при этом находясь у себя дома. Добавить не только китайскую культуру, но и полезные инновации в свой быт. Особой популярностью пользуются мази, пластыри, препараты для повышения сексуальной активности и многое другое. Вообще, обычных обывателей может шокировать состав тех или иных лекарственных средств: желчь медведя, жир древесных лягушек, молозиво коровы, яички кенгуру и т.д.
Для почитателей, которые не доверяют тому, что продают в магазинах в нашей стране, есть возможность заказать нужное средство китайской медицины в интернет магазине. Проверить подлинность вряд ли получиться, но придется довериться тем продавцам в Китае, которые этим занимаются. На таких сайтах, которых в сети интернет великое множество, можно найти не только редкое и уникальное средство, но и интересные рецепты, и полезные советы. С одной стороны, это облегчает доступ к любым препаратам, с другой стороны, позволяет китайцам расширять свои рынки сбыта. С помощью такого магазина можно сразу ознакомиться с товаром и отзывами других покупателей о нем.
Наряду с этим есть сайты китайской медицины, которые созданы не с целью что-либо продать. Они содержат массу знаний и рекомендаций о китайских методиках лечения. Там можно почерпнуть много полезного и интересного.
Основные теории в китайской медицине
Как и к любой технологии, культуре или традиции, к китайской медицине отношение в обществе неоднозначное. Для скептических европейцев, покупать жир древесной лягушки для чистки сосудов не то, что не этично, но даже абсурдно. Однако это лишь один аспект традиционной медицины. Другим аспектом является принятие самой культуры китайцев. Ведь принципы врачевания основываются на знаниях древних предков о мире, о себе и о природе. Китайская медицина, отзывы о которой отрицательные или положительные базируется на разных идеях. И отзывы зависят от того, привержен ли человек этой идее или нет.
Идея о двух началах: инь – женское и янь – мужское. Если в человеке преобладает одна из этих энергий, то у него могут возникнуть болезни соответствующих органов и систем.
Идея о пяти элементах. Вода, земля, огонь, металл, дерево. Неправильное взаимодействие этих материй также ведет к сбоям в работе органов. Так: дерево – это печень, желчный пузырь; огонь – сердце, кишечник; земля – селезенка, желудок; металл – легкие и толстая кишка; вода – почки мочевой пузырь. Поэтому лечение определенных органов зависит от того к какой стихии они относятся и чем вызваны отклонения.
Идея о 4 состояниях. Лечебные травы и болезни делятся на 4 состояния или свойства: горячие, теплые, прохладные и холодные. Поэтому если орган воспаляется и у человека начинается жар, то следует применять травы, которые характеризуются как холодные.
Идея о вкусе трав. Считается что вкус травы, определяет ее воздействие на определенный орган. На вкус трава бывает: горькая, соленая, кислая, сладкая или острая. Соответственно, острые травы воздействуют на легкие, кислые – на печень, сладкие – на селезенку, горькие – на сердце, соленые – на почки.
Китайская медицина, лечение которой состоит из целого комплекса различных методик, считается достаточно успешной. Ведь сюда относятся и физические упражнения, и массаж, и воздействие на биоактивные точки, и употребление растительных и животных средств. Человек рассматривается как часть природы и поэтому все заболевания нужно лечить природными способами исходя из принципов мироздания физического и духовного мира.
Но, пожалуй, самым важным в лечении больного, является правильно поставленный диагноз. В противном случае, какие бы целебные средства не применялись, они не помогут устранить недуг. Поэтому диагностике китайской медицины уделяют особое место. Будь то знахарь, целитель или врач, он должен обладать способностью, не только хорошо знать симптомы всех болезней, но и чувствовать или уметь ощущать отклонения на разных уровнях энергии. Поэтому очень часто лекарем становиться духовный человек, который достиг определенных высот в достижении познания нематериального мира. Он если и не достиг просветления, то очень близок к этому. Только такой человек сможет точно и правильно определить отклонения в энергетическом поле человека, неправильные мысли, которые ведут к неправильным поступкам, а те в свою очередь к болезням. Ведь в китайской медицине есть множество практик биоэнергетического воздействия и диагностики. Они возникли не просто так, а созданы просвещенными целителями, которые обладали достаточными знаниями и опытом для этого.
Недостаточно просто определить болезнь, которая поразила орган или систему. Так как это является следствием, а причиной служит влияние извне или дисбаланс энергий, стихий и других сфер. Поэтому, чтобы лечение дало положительный результат, необходимо избавить человека, прежде всего от причины, которая привела к таким осложнениям. Иногда достаточно устранить источник заболевания и организм сам восстановится и избавится от болезней. Бывают случаи, когда лечение органов и систем проходит комплексно и параллельно с энергетическими практиками, которые активизируют и нормализуют движение потоков.
В любом случае, китайская медицина – это источник древних знаний и верований, которые переходят из поколения в поколение десятки столетий. У китайцев под здоровьем понимают гармоничное и равновесное состояние души и тела, а не наличие или отсутствие болячек, как у нас. Нашим людям есть чему поучиться у китайцев не только в сфере медицины, но и культуры.
mrmd.ru
Античная китайская медицина
Античная медицина: китайская школа
Ни для кого не секрет, что Китай в античные времена по развитию медицинской культуры был, так сказать, впереди планеты всей. К тому же китайский подход к излечению болезни, и тогда и сейчас, совершенно отличен от того, как к этому вопросу подходит западная медицинская культура. В течение 5000 лет китайская медицина постоянно развивалась без остановок и падений, в связи с этим она приобрела глубокую теоретическую основу, будь то методы диагностики, методы написания рецептов или же методы лечения.
Две части триптиха (1884 г). На картине можно видеть последние часы жизни после непрекращающейся восьмидневной лихорадки великого японского вождя Таира Кияомори (1118-81). Мучителем изображен жестокий царь ада по имени Ема.
Инь и Ян
Китайские медики еще с античных времен считают, что жизнь человеческого тела является результатом баланса энергий инь и ян. Инь – внутренняя отрицательная энергия, а Ян — внешняя положительная. Человек заболевает, утверждали китайские античные врачеватели, когда эти два аспекта теряют гармонию.
Символ Па-Куа, представляющий фундаментальную вселенскую дихотомию инь-ян. Символ включает в себя восемь триграмм всех возможных комбинаций двух принципов.
Четыре метода диагностики
Это удивительно, но методы диагностики китайских врачевателей не изменились с античных времен. И сейчас, как и тысячелетия назад, китайский врач ставит точный диагноз, не используя никакой аппаратуры, при помощи очень подробного сбора анамнеза, а именно:
Осмотра
Опроса
Выслушивания каждой клеточки сердца, легких и бронхов, выстукивания, пальпации, проверки на запах экскрементов
Изучения пульса
Осмотр
Врач внимательно осматривает больного. Отмечает цвет кожных покровов, их состояние и температуру. Не обходит вниманием волосы, слизистые, а так же вид и запах экскрементов. На основании осмотра доктор может сделать первые выводы о состоянии больного.
Опрос
Опрос китайские врачи проводили особенно тщательно. Так как именно при опросе можно было установить, как развивалась болезнь, что было ее причиной и есть ли у человека генетическая предрасположенность к данному заболеванию. Особое внимание китайский античный доктор обращал на то, чем лечили больного до того, как тот попал к нему. И в соответствии с этим назначал свое, по возможности не противоречащее предыдущему, лечение.
Выслушивание, выстукивание и пальпация
Эти методы диагностики также применялись китайскими античными врачевателями. Притом, в отличие от нынешних врачей, в древнем Китае больного могли выслушивать и простукивать часами. Не оставалась без внимания ни одна клеточка организма. Этот довольно трудоемкий и изнуряющий процесс давал почти полную картину происходящего в организме больного, что позволяло врачу назначить адекватное лечение.
Изучение пульса
Китайские врачи считают, что изменения в показателях пульса происходят только тогда, когда в организме нарушаются органические функции. По частоте и интенсивности пульса медики античного Китая могли точно сказать, в каком органе человека произошел сбой.
Китайский доктор внимательно исследует пульс пациентки. Без этой процедуры, в античном Китае, не диагностировалось не одно заболевание.
После того как обследование заканчивалось, больному выписывался рецепт изготовления лекарства из определенных трав. Именно рецепт приготовления, а не уже приготовленный отвар или настой. Это объяснялось тем, что человек сам себе должен был готовить то, что его спасет. Этот момент, в китайской медицине и по сей день остается принципиальным, так как считается, что когда больной берет дело своего здоровья в свои руки, на его стороне выступают могущественные медицинские духи, которые и помогают нездоровому человеку снова пробрести здоровье.
Корень Женьшеня. Является важным элементом китайской фармакологии. Китайская медицина приписывает ему не только обыкновенные, но и магические (наряду с драгоценными камнями и ювелирными изделиями) способности к исцелению. Считается, что Корень Женьшеня способен вылечить от целого ряда болезней (в этот список входит и такой тяжелый недуг как туберкулез).
Такая сложная медицинская наука появилась в Китае благодаря записям желтого императора Хуан-Ди, который создал легендарную работу о лекарственных травах под названием Materia Medica. Кроме него китайская медицина не забывает врача древнего Китая Хуа То, занимавшегося своей деятельностью в Троецарствие (220 — 280).
Портрет Желтого императора Хуан Ди, легендарного автора Нэй Цзин, текста, имеющего фундаментальное значение для китайских врачей в течение тысяч лет.
Сегодня, хотя в Китае и принята западная медицина, народные способы лечения по-прежнему играют важную роль. Больше того, из-за их эффективности и отсутствия побочных явлений, китайская традиционная медицина стала популярной во всем мире.
Пациент подвергается определенным манипуляциям с суставами. Это один из важных аспектов лечения, который имеют в распоряжении все китайские врачи.
Китайская традиционная медицина
Другие методы лечения древних китайских врачей
Диаграмма акупунктуры династии Минг, в которой показываются точки для воздействия иглами хвойного дерева по длине меридиана, что позволяет излечивать разные, даже находящиеся далеко от точки воздействия, органы.Страница из старинного учебного пособия по дыхательной гимнастике Кун Фу . Данная технология стала, скорее всего, результатом совместных разработок во времена первоначальных контактов между Китаем и Индией с ее йогой.Стальные хирургические режущие инструменты. Использовались во время операций по поводугеморрояи варикозного расширения вен.
Обычаи античного Китая
Резная статуэтка из слоновой кости, иллюстрирующая принцип конфуцианской сыновней любви — женщина сначала кормит грудью деда, а потом голодных детей. В античном Китае детей от груди отнимали очень поздно.
gravina.ru
Медицина Древнего Китая: польза сегодня
Ментальность жителей Поднебесной империи, характеризующаяся приверженностью к философии и стремлением упорядочить всё окружающее, нашла своё отражение и в медицине. Медики Древнего Китая придавали огромное значение профилактике, ввели вакцинацию, путём длительных наблюдений выявили взаимную зависимость различных органов и стали практиковать лечение иглами, обнаружили влияние звуковых волн на здоровье пациентов и ввели приёмы звукотерапии.
Медицина Древнего Китая: основы
Необходимость в профилактике для врачевателей Древнего Китая была обусловлена сложившейся системой оплаты: китайским медикам щедро платили в случае отсутствия заболеваний у населения и очень скупо, если заболевших было значительное количество. При частых болезнях высокопоставленного пациента дело могло закончиться заключением или смертной казнью.
Медицина Древнего Китая первой поняла важность фармакологии и регулирования этой деятельности. Первая фармакопея появилась в Китае, в ней были описаны сотни видов лекарственных растений и рецептура для приготовления снадобий. В стране появились торговые лавки, которые специализировались на отпуске лекарств и действовали в соответствии с нормами и правилами, установленными только для них. Так начала функционировать первая в мире сеть аптек.
Древний Китай – первооткрыватель прививок. В Поднебесной через вакцинацию победили оспу. Прививки делались методом вдувания в нос оспяных корочек или обёртыванием в одежду заболевшего. Уже спустя некоторое время была открыта технология прививки через царапину и в дальнейшем получила преимущественное применение.
Медицина Древнего Китая обессмертила себя изобретением иглоукалывания или акупунктуры. Это метод лечения и профилактики болезней путём воздействия на энергетические центры организма тончайшими иглами. Акупунктура возникла как итог многих лет наблюдений за состоянием органов при воздействии на различные точки тела человека. Были выявлены жизненные центры, которые активизировали болеутоление и заживление. В акупунктуре практикуются как приёмы воздействия через иглы, так и прижигание энергетических точек.
Экзотический метод лечения звуковым воздействием также применялся медиками Китая в древности. Частотное колебание, вызванное звуковыми волнами, резонировало с различными органами человека и активизировало процессы восстановления. Стоит отметить и первые попытки применения анестезии при проведении операций, для обезболивания применяли мандрагору и иглоукалывание.
Приёмы, практиковавшиеся медиками Древнего Китая, помогают в лечении недугов медикам всего мира и в настоящее время, спасая многие тысячи жизней.
https://www.youtube.com/watch?v=YF7ThyQqbpg
drevniy-egipet.ru
Медицина древнего Китая
Истоки традиционной системы врачевания в Китае относятся к глубочайшей древности. Европа еще находилась в состоянии
первобытного варварства, когда в Китайской империи уже вполне была развита культура.
Китайская традиционная медицина представляет собой удивительно целостное и, самое главное, до сих пор живое наследие
прошлого. В отличие от других традиционных медицин китайская имеет огромную специальную литературу и сохраняется до настоящего
времени в виде живой традиции передачи знаний от учителя к ученику.
Один из наиболее знаменитых классических трудов древней китайской медицины – "Хуанди Нэй-цзин" ("Трактат о
внутреннем"), написанный за 2 тысячи лет до нашей эры, состоит из 18 огромных томов и долгие века служит руководством ко всему
комплексу теоретических и практических вопросов медицины.
По оценкам специалистов, китайская традиционная медицина имеет более 20 тысяч рукописных трудов, накопленных за
несколько тысячелетий. Она имеет ценный опыт лечения самых разнообразных заболеваний и сыграла огромную роль в борьбе многих
поколений против тяжелых недугов. В Китае были сделаны открытия, которые на много столетий опередили открытия врачей Европы.
Например, о важнейшем значении пульса говорится еще в древнем трактате "Хуанди Нэй-цзин": "Без пульса невозможно распределение
крови по большим и малым сосудам... Именно пульс обуславливает круговорот крови и пневмы". Далее в этом же труде есть указание
на круговое движение крови: "Сосуды сообщаются между собой по кругу". В этом круге нет ни начала, ни конца... Кровь в сосудах
циркулирует непрерывно и кругообразно..., а сердце хозяйничает над кровью".
Интереснейшее замечание, особенно если учесть то, что Уильям Гарвей выдвинул свое экспериментальное обоснование теории
кругового кровообращения только в 1628 году, т.е. почти на 3500 лет позже написания в Китае трактата "Хуанди Нэй-цзин"!
Уже 4 тысячи лет назад при определении болезней китайские врачи придавали огромное значение исследованию пульса,
различая более 500 его видов. Они проводили многообразнейшие наблюдения над действием целебных сил Природы, глубоко знали
целебное действие многих минералов, применяли в качестве лечебных средств различные органы животных и насекомых, не говоря уже
об обширнейшей, даже по современным масштабам, фармакопее лекарственных растений.
Китайские медики в древние времена, познав существование взаимной обусловленности всех явлений Природы, считали, что
человек – это Космос в миниатюре, действующий под влиянием тех же сил, которые господствуют в Природе.
С целью обоснования и организации опыта лечения в теоретической системе китайские врачеватели разработали учение о
противоборстве и взаимосвязи Женского и Мужского Начал в Миродвижении, создали учение о всепроникающей Животворящей Энергии –
"Ци" – источнике всякого движения и в Природе, и в организме живого существа. Развивая представление об этой Всеначальной
Энергии, китайские медики развили учение о Пяти Первоэлементах, составляющих все вещи и явления.
Ян – Мужское Начало. Инь – Женское Начало. Все в Космосе, в том числе и жизнь организмов, управляется борьбой и
взаимодействием этих двух фундаментальных противоположностей.
Китайская традиционная медицина отличается тем, что последовательно рассматривает все физиологические и патологические
явления, происходящие в организме человека, в теснейшей взаимосвязи с жизнью окружающей среды. Наряду с самим заболеванием,
время года, атмосферные условия, ветер, жилище, одежда, диета, эмоциональные особенности, привычки, настроение составляют
предмет пристального внимания и изучения китайского врачевателя.
Китайские медики справедливо рассматривали человеческий организм не как нечто замкнутое в себе и обособленное от
окружающего мира, но видели в нем сложнейшую систему, каждый из элементов которой функционально связан со всеми остальными в
определенных соотношениях и по вполне определенным законам.
Болезнь китайскими врачами рассматривалась как естественный процесс, возникающий в результате нарушения нормальных
взаимоотношений как в самом организме, так и между организмом и окружающей его средой. Врачи Древнего Китая считали, что при
каждом заболевании в патологический процесс неизбежно вовлекается весь организм как неделимое целое, и при изменении функции
одного органа неизбежно и вполне закономерно изменяются функции и всех других органов и систем. Вообще, теоретические
положения системы китайской медицины весьма своеобразны и в корне отличны от принятых в современной европейской науке
взглядов, как, впрочем, и методы, и приемы лечения, используемые китайскими врачевателями издревле.
В Китае народные врачи, прежде чем начинать самостоятельную лечебную практику, проходили обучение сроком до 15 лет, а
то и более. Их учителями были старые опытные медики и древние манускрипты. Таким образом шло обучение народных врачей в
древности. Так же оно идет в Китае и сейчас. Передача исторически накопленного опыта шла из поколение в поколение путем
непосредственного обучения у постели больного.
Китайская традиционная медицина, как одна из древнейших медицинских систем прошлого, значительно повлияла на
формирование медицинских воззрений других цивилизаций Древнего Мира, которые находились в тесном контакте с Китайской
Империей.