Ни для кого не секрет, что Китай в античные времена по развитию медицинской культуры был, так сказать, впереди планеты всей. К тому же китайский подход к излечению болезни, и тогда и сейчас, совершенно отличен от того, как к этому вопросу подходит западная медицинская культура. В течение 5000 лет китайская медицина постоянно развивалась без остановок и падений, в связи с этим она приобрела глубокую теоретическую основу, будь то методы диагностики, методы написания рецептов или же методы лечения.
Две части триптиха (1884 г). На картине можно видеть последние часы жизни после непрекращающейся восьмидневной лихорадки великого японского вождя Таира Кияомори (1118-81). Мучителем изображен жестокий царь ада по имени Ема.
Инь и Ян
Китайские медики еще с античных времен считают, что жизнь человеческого тела является результатом баланса энергий инь и ян. Инь – внутренняя отрицательная энергия, а Ян — внешняя положительная. Человек заболевает, утверждали китайские античные врачеватели, когда эти два аспекта теряют гармонию.
Символ Па-Куа, представляющий фундаментальную вселенскую дихотомию инь-ян. Символ включает в себя восемь триграмм всех возможных комбинаций двух принципов.
Четыре метода диагностики
Это удивительно, но методы диагностики китайских врачевателей не изменились с античных времен. И сейчас, как и тысячелетия назад, китайский врач ставит точный диагноз, не используя никакой аппаратуры, при помощи очень подробного сбора анамнеза, а именно:
Осмотра
Опроса
Выслушивания каждой клеточки сердца, легких и бронхов, выстукивания, пальпации, проверки на запах экскрементов
Изучения пульса
Осмотр
Врач внимательно осматривает больного. Отмечает цвет кожных покровов, их состояние и температуру. Не обходит вниманием волосы, слизистые, а так же вид и запах экскрементов. На основании осмотра доктор может сделать первые выводы о состоянии больного.
Опрос
Опрос китайские врачи проводили особенно тщательно. Так как именно при опросе можно было установить, как развивалась болезнь, что было ее причиной и есть ли у человека генетическая предрасположенность к данному заболеванию. Особое внимание китайский античный доктор обращал на то, чем лечили больного до того, как тот попал к нему. И в соответствии с этим назначал свое, по возможности не противоречащее предыдущему, лечение.
Выслушивание, выстукивание и пальпация
Эти методы диагностики также применялись китайскими античными врачевателями. Притом, в отличие от нынешних врачей, в древнем Китае больного могли выслушивать и простукивать часами. Не оставалась без внимания ни одна клеточка организма. Этот довольно трудоемкий и изнуряющий процесс давал почти полную картину происходящего в организме больного, что позволяло врачу назначить адекватное лечение.
Изучение пульса
Китайские врачи считают, что изменения в показателях пульса происходят только тогда, когда в организме нарушаются органические функции. По частоте и интенсивности пульса медики античного Китая могли точно сказать, в каком органе человека произошел сбой.
Китайский доктор внимательно исследует пульс пациентки. Без этой процедуры, в античном Китае, не диагностировалось не одно заболевание.
После того как обследование заканчивалось, больному выписывался рецепт изготовления лекарства из определенных трав. Именно рецепт приготовления, а не уже приготовленный отвар или настой. Это объяснялось тем, что человек сам себе должен был готовить то, что его спасет. Этот момент, в китайской медицине и по сей день остается принципиальным, так как считается, что когда больной берет дело своего здоровья в свои руки, на его стороне выступают могущественные медицинские духи, которые и помогают нездоровому человеку снова пробрести здоровье.
Корень Женьшеня. Является важным элементом китайской фармакологии. Китайская медицина приписывает ему не только обыкновенные, но и магические (наряду с драгоценными камнями и ювелирными изделиями) способности к исцелению. Считается, что Корень Женьшеня способен вылечить от целого ряда болезней (в этот список входит и такой тяжелый недуг как туберкулез).
Такая сложная медицинская наука появилась в Китае благодаря записям желтого императора Хуан-Ди, который создал легендарную работу о лекарственных травах под названием Materia Medica. Кроме него китайская медицина не забывает врача древнего Китая Хуа То, занимавшегося своей деятельностью в Троецарствие (220 — 280).
Портрет Желтого императора Хуан Ди, легендарного автора Нэй Цзин, текста, имеющего фундаментальное значение для китайских врачей в течение тысяч лет.
Сегодня, хотя в Китае и принята западная медицина, народные способы лечения по-прежнему играют важную роль. Больше того, из-за их эффективности и отсутствия побочных явлений, китайская традиционная медицина стала популярной во всем мире.
Пациент подвергается определенным манипуляциям с суставами. Это один из важных аспектов лечения, который имеют в распоряжении все китайские врачи.
Китайская традиционная медицина
Другие методы лечения древних китайских врачей
Диаграмма акупунктуры династии Минг, в которой показываются точки для воздействия иглами хвойного дерева по длине меридиана, что позволяет излечивать разные, даже находящиеся далеко от точки воздействия, органы.Страница из старинного учебного пособия по дыхательной гимнастике Кун Фу . Данная технология стала, скорее всего, результатом совместных разработок во времена первоначальных контактов между Китаем и Индией с ее йогой.Стальные хирургические режущие инструменты. Использовались во время операций по поводугеморрояи варикозного расширения вен.
Обычаи античного Китая
Резная статуэтка из слоновой кости, иллюстрирующая принцип конфуцианской сыновней любви — женщина сначала кормит грудью деда, а потом голодных детей. В античном Китае детей от груди отнимали очень поздно.
Древняя китайская медицина: чудеса исцеления
История древней китайской медицины — это рассказы о легендарных целителях, которые заложили фундамент традиционной культуры врачевания. Это рассказы о лекарях высокой нравственности, которые могли исцелять людей от самых тяжёлых болезней. Представляем третью часть статей об искусстве врачевания древнего Китая.
Восток хранит в себе много тайн и чудес, которые, порой, сложно разгадать современному человеку. Многие из этих загадок дошли до нас через столетия, обрастя догадками и небылицами. Но некоторые из тайн были зафиксированы в исторических записях тех времён, они и представляют наибольшую ценность, поскольку сохранились в неизменном виде.
Удивительные рассказы о традиционной китайской медицине. Часть 1Искусство врачевания древнего Китая. Часть 2
Комплекс упражнений «Пять животных резвятся» от знаменитого лекаря Хуа То
В книге «Отчёты великого историка» рассказывается, как в эпоху Троецарствия двое молодых людей учились у известного китайского лекаря Хуа То. Наставляя учеников, он говорил: «Человеческое тело нуждается в упражнениях, но организм нельзя переутомлять. Упражнения позволяют зерну перевариваться, хорошо течь энергиям и дают организму крепкое здоровье. Это подобно дверным петлям, которые никогда не едят жучки».
Хуа То говорил, что упражнения позволяют направлять поток внутренней энергии, а двигательная растяжка мышц и суставов может замедлить процесс старения.
«У меня есть комплекс упражнений, называемых “Пять животных резвятся”, которые подражают движениям тигра, оленя, медведя, обезьяны и птицы. Эти упражнения могут устранить заболевания, сохранить гибкость и направить ваш поток энергии. Если вы плохо себя чувствуете, встаньте и сделайте одно из упражнений. После того как пот пропитает одежду, примите внутрь лекарственный порошок, тогда вы почувствуете лёгкость в теле и будете иметь здоровый аппетит».
Один из учеников Хуа То неуклонно следовал наставлениям учителя, благодаря чему прожил до глубокой старости, имел крепкие зубы, острый слух и хорошее зрение.
Ли Гао и его выдающееся искусство лечения болезней
Исторические записи династии Юань хранят историю о способностях врача Ли Гао. Ли Гао был выходцем из богатой семьи и с юности интересовался медициной. Став учеником знаменитого целителя Чжан Юаньсу, он долгие годы обучался у него секретам лечения.
Ли Гао был особенно искусен в лечении таких заболеваний, как язвы и брюшной тиф, но исключительно хорошо он излечивал глазные болезни.
Поскольку семья Гао была богатой, он не нуждался в заработке, и для него медицина была больше увлечением, чем работой. У него был необщительный характер, и мало кто без особой нужды осмеливался обратиться к нему за лечением. Но в срочных случаях не мог помочь никто, кроме Ли Гао.
Один из таких случаев произошёл с торговцем вином в Пекине. Он заболел, и никто из врачей не мог ему помочь. Его живот раздулся, колени не сгибались, глаза были выпучены. Он не мог есть и пить, и испытывал трудности с мочеиспусканием. Ему не помогали никакие лекарства, даже слабительное.
Ли Гао сказал: «Его болезнь прогрессирует. В „Хрониках Жёлтого императора“ говорится, что мочевой пузырь — это дом для телесных жидкостей. Единственный способ, чтобы жидкость вышла из него — растворить Ци. Слабительные средства сделали только хуже. Потому что из-за этого трудно раствориться Ци. Цисюаньцзы говорил, что „Инь не может породить Ян, а Ян не может раствориться в Инь“. Слабительные лекарства усилили Ян. Таким образом, у больного избыток Ян и недостаток Инь».
Ли Гао назначил сбор трав, усиливающих Инь. Одного приёма этого средства оказалось достаточно, чтобы пациент выздоровел.
Все методы лечения, применяемые Ли Гао, были так же эффективны. Его современники считали Гао чудотворцем, а многие его книги были переданы последующим поколениям.
Юй Инцзун — лекарь-исцелитель
В «Книге Тан» — одной из наиболее важных исторических записей древнего Китая — рассказывается о враче по имени Юй Инцзун. Во времена династии Тан он занимал правительственный пост и одновременно работал в государственной больнице.
Во время вспышки туберкулёза в 618 году в провинции Шэньси погибло много людей. Многие врачи оказались бессильны перед этим. Но у Юй Инцзуна был особый метод лечения, который гарантировал полное излечение.
Один из друзей Юй Инцзуна спросил: «Твоё лечение так эффективно, почему бы тебе не описать его и не опубликовать?». На это предложение Юй ответил, что универсального лечения не существует. И поскольку ситуация в каждом случае разная, то эффективность лечения во многом зависит от решений и мыслей врача.
Юй Инцзун продолжил: «Трудно передать с помощью слов навыки лечения и распознавания болезни. Врач может достичь хороших результатов только путём практики и глубокого размышления. История знает многих врачевателей. Но разница между хорошим и неважным доктором заключается в правильной диагностике. Потому что диагностика является первым и самым важным шагом к успешному излечению. Если врач поставил правильный диагноз, то исцелить болезнь можно одной-двумя травами. Но если ему не удалось выяснить настоящую причину заболевания, то лечение не поможет независимо от того, сколько растений вы используете.
Всё это напоминает охоту на кроликов, когда не знаешь, где они находятся. Если вы пошлёте массу охотников, которые устроят беспорядочную стрельбу, то поймаете одного-двух животных. Но это будет просто удачей. Разве не будет также случайным излечение пациентов таким образом?
Я только хочу сказать, что установление диагноза по пульсу — очень тонкая и сложная процедура. Ей невозможно научить или передать словами. По этой причине я не могу писать книги о своих методах лечения».
Медицина древнего Китая
Истоки традиционной системы врачевания в Китае относятся к глубочайшей древности. Европа еще находилась в состоянии первобытного варварства, когда в Китайской империи уже вполне была развита культура.
Китайская традиционная медицина представляет собой удивительно целостное и, самое главное, до сих пор живое наследие прошлого. В отличие от других традиционных медицин китайская имеет огромную специальную литературу и сохраняется до настоящего времени в виде живой традиции передачи знаний от учителя к ученику.
Один из наиболее знаменитых классических трудов древней китайской медицины – «Хуанди Нэй-цзин» («Трактат о внутреннем»), написанный за 2 тысячи лет до нашей эры, состоит из 18 огромных томов и долгие века служит руководством ко всему комплексу теоретических и практических вопросов медицины.
По оценкам специалистов, китайская традиционная медицина имеет более 20 тысяч рукописных трудов, накопленных за несколько тысячелетий. Она имеет ценный опыт лечения самых разнообразных заболеваний и сыграла огромную роль в борьбе многих поколений против тяжелых недугов. В Китае были сделаны открытия, которые на много столетий опередили открытия врачей Европы. Например, о важнейшем значении пульса говорится еще в древнем трактате «Хуанди Нэй-цзин»: «Без пульса невозможно распределение крови по большим и малым сосудам… Именно пульс обуславливает круговорот крови и пневмы». Далее в этом же труде есть указание на круговое движение крови: «Сосуды сообщаются между собой по кругу». В этом круге нет ни начала, ни конца… Кровь в сосудах циркулирует непрерывно и кругообразно…, а сердце хозяйничает над кровью».
Интереснейшее замечание, особенно если учесть то, что Уильям Гарвей выдвинул свое экспериментальное обоснование теории кругового кровообращения только в 1628 году, т.е. почти на 3500 лет позже написания в Китае трактата «Хуанди Нэй-цзин»!
Уже 4 тысячи лет назад при определении болезней китайские врачи придавали огромное значение исследованию пульса, различая более 500 его видов. Они проводили многообразнейшие наблюдения над действием целебных сил Природы, глубоко знали целебное действие многих минералов, применяли в качестве лечебных средств различные органы животных и насекомых, не говоря уже об обширнейшей, даже по современным масштабам, фармакопее лекарственных растений.
Китайские медики в древние времена, познав существование взаимной обусловленности всех явлений Природы, считали, что человек – это Космос в миниатюре, действующий под влиянием тех же сил, которые господствуют в Природе.
С целью обоснования и организации опыта лечения в теоретической системе китайские врачеватели разработали учение о противоборстве и взаимосвязи Женского и Мужского Начал в Миродвижении, создали учение о всепроникающей Животворящей Энергии – «Ци» – источнике всякого движения и в Природе, и в организме живого существа. Развивая представление об этой Всеначальной Энергии, китайские медики развили учение о Пяти Первоэлементах, составляющих все вещи и явления.
Ян – Мужское Начало. Инь – Женское Начало. Все в Космосе, в том числе и жизнь организмов, управляется борьбой и взаимодействием этих двух фундаментальных противоположностей.
Китайская традиционная медицина отличается тем, что последовательно рассматривает все физиологические и патологические явления, происходящие в организме человека, в теснейшей взаимосвязи с жизнью окружающей среды. Наряду с самим заболеванием, время года, атмосферные условия, ветер, жилище, одежда, диета, эмоциональные особенности, привычки, настроение составляют предмет пристального внимания и изучения китайского врачевателя.
Китайские медики справедливо рассматривали человеческий организм не как нечто замкнутое в себе и обособленное от окружающего мира, но видели в нем сложнейшую систему, каждый из элементов которой функционально связан со всеми остальными в определенных соотношениях и по вполне определенным законам.
Болезнь китайскими врачами рассматривалась как естественный процесс, возникающий в результате нарушения нормальных взаимоотношений как в самом организме, так и между организмом и окружающей его средой. Врачи Древнего Китая считали, что при каждом заболевании в патологический процесс неизбежно вовлекается весь организм как неделимое целое, и при изменении функции одного органа неизбежно и вполне закономерно изменяются функции и всех других органов и систем. Вообще, теоретические положения системы китайской медицины весьма своеобразны и в корне отличны от принятых в современной европейской науке взглядов, как, впрочем, и методы, и приемы лечения, используемые китайскими врачевателями издревле.
В Китае народные врачи, прежде чем начинать самостоятельную лечебную практику, проходили обучение сроком до 15 лет, а то и более. Их учителями были старые опытные медики и древние манускрипты. Таким образом шло обучение народных врачей в древности. Так же оно идет в Китае и сейчас. Передача исторически накопленного опыта шла из поколение в поколение путем непосредственного обучения у постели больного.
Китайская традиционная медицина, как одна из древнейших медицинских систем прошлого, значительно повлияла на формирование медицинских воззрений других цивилизаций Древнего Мира, которые находились в тесном контакте с Китайской Империей.
Древняя китайская медицина — право выбора современного человека
Западная и Восточная медицина имеют две основные философии здоровья: западная использует Сократовский тезис: «Человек — познай самого себя», восточная — Конфуцианский тезис: «Человек — сотвори самого себя».
Человек, у которого жизнь одна и зависит от возможностей сохранения здоровья, не должен стоять перед проблемой выбора — какую систему медицинских знаний ему выбрать. В этом ему должен помочь врач интегративной медицины – от постановки диагноза до тактики лечения, реабилитации и профилактики- как немедикаментозными методами, так и, по показаниям, лекарственными средствами.
В Китае интеграция традиционной китайской медицины со стандартной западной медициной является одной из форм оздоровления и лечения. Наша клиника интегративной медицины является примером такой интеграции в современных условиях.
В Первой Московской клинике интегративной медицины «Ревита» работают лучшие специалисты, владеющие уникальными оздоровительными техниками.
Благодаря сочетанию современных технологий и методов китайской медицины можно не только эффективно лечить, но и предупредить развитие сердечно — сосудистых, нервно-психических, опорно-двигательных заболеваний и их осложнений.
Моя позиция как врача-клинициста не нова, но как никогда актуальна: современный активный, мыслящий и уважающий себя человек в условиях современного мегаполиса должен заботиться и поддерживать свое здоровье. При этом сочетание знаний и возможностей современной медицины с богатейшим опытом традиционной китайской и тибетской медицины наиболее эффективно для этих целей.
Я могу привести примеры, когда в Клинику обращаются пациенты, которые по разным причинам (из-за лекарственной непереносимости, побочных эффектов, отсутствия воздействия на причину и других) не смогли получить необходимого эффекта в лечении в современных европейских и американских центрах. После диагностики восточными методами и проведения курса фитотерапии, иглотерапии за 10 сеансов происходит то, что не достигается месячными курсами лекарственной терапии и обычного массажа. Среди них заболевания, которые трудно поддаются обычной терапии: головные боли, псориаз, экзема, нейродермит с мучительным зудом, смещение позвонков на грани хирургического лечения, бесплодие, панкреатиты и гепатиты.
Нашим направлением является оздоровительная и профилактическая медицина — восстановление энергетических связей внутренних органов и организма в целом, восстановление жизненных сил. «Теория Цзин Ло» — учение о главных каналах, по которым циркулирует жизненная сила «Ци», кровь и питательные вещества, которые позволяют всему телу человека функционировать как единое целое.
Если вы обратите внимание на логотип нашей клиники, то заметите, что в нем отображена «Капля Жизни». Закручиваясь в спираль, она наполнена энергией ЦИ, в ней отражается взаимодействие Инь и Янь.
Питая поддерживающие ее, как руки, лепестки, она дает начало жизни запускает цикл «Пяти элементов». Вода питает Дерево и Землю, наполняет энергетическим потоком (вода питает дерево, дерево дает пищу огню и так далее, все просто и так же сложно, как и в природе)
Китайская медицина интересна тем, что после пульсовой диагностики для каждого пациента разрабатывается своя схема оздоровления, учитывается характер сопутствующих состояний и заболеваний. При необходимости проводится консультация врача-терапевта, д.м.н., профессора, который оценивает состояние здоровья, лабораторные, инструментальные и функциональные показатели.
Мы предлагаем комплексные программы оздоровления, чаще всего методы применяются в сочетании друг с другом, например, для растворения камней желчного пузыря, для лечения артритов и артрозов, хронической усталости применяются фитотерапия и иглоукалывание. Мышечно- фасциальный массаж В. Авдеенко — новое направление в оздоровлении всего организма при многих хронических стрессовых состояниях и хронических заболеваниях.
К нам обращаются люди, желающие заложить основы для восстановления здоровья при многих распространенных типичных заболеваниях в современном обществе — заболеваниями позвоночника и суставов, простаты, сердечно-сосудистыми, нервными, иммунными заболеваниями, болезнями легких, желудочно- кишечного тракта, мочеполовой системы. Перечень нарушенных состояний здоровья, которыми мы занимаемся, очень велик. Мы лечим «женские» и «мужские» болезни, бессонницу, импотенцию, псориаз, бесплодие, ожирение, очень тяжелое заболевание детский церебральный паралич, болезнь Паркинсона, избавляем от пристрастия к алкоголю и табаку.
В некоторых случаях оздоровительные интегративные программы составляют конкуренцию лечению в обычных медицинских центрах. Мой опыт работы в клинике внутренних болезней показывает, что в лечении заболеваний по принятым стандартам часто не учитываются важные для пациента патогенетические особенности возникновения и развития заболевания. Например, в патогенезе бронхиальной астмы, помимо хронического аллергического воспаления, важную роль играет гиперреактивность бронхов наследственного или приобретенного генеза. Это означает, что кроме гормональных и местных препаратов, будет эффективна иглорефлексотерапия, нормализующая адренергический баланс. В лечении гипертонической болезни не будет должного эффекта, если сохраняется вертебробазилярная недостаточность. И таких примеров очень много. Оздоровительные методы восточной медицины влияют на многие патогенетически важные механизмы и повышают эффективность стандартного лечения.
www.tvoiveter.ru
Медицина древнего Китая | hismed.ru
На территории Китая человек жил уже в эпоху палеолита – давнекаменного возраста. Скелет человека, откопанный к югу от Пекина (пекинский синантроп), принадлежит к самым давним выявленным на земле остаткам человека. Рабовладельческий строй сложился в Китае к началу II тыс. к н. е., прежде всего в Северном Китае, в бассейне Желтой реки (Хуанхэ). К этому же периоду принадлежит создание китайской письменности, сначала пиктографической, потом иероглифической, что удержалась в течение тысячелетий. Исключительная сложность этой письменности, которая вошла в пословицу ("китайская грамота"), обусловила труднодоступность грамотности и образования и монополию относительно ее небольшой привилегированной группы жрецов и аристократов. Самые давние достопримечательности китайской письменности, среди которых первый в истории человечества календарь и первая карта звездного неба, записаны на черепашьих панцирях, на пластинках из прессуемого бамбука, на каменных и бронзовых ритуальных сосудах. Позже, в I тыс. до н. е., китайские тексты писали на шелке и бумаге, которую впервые начали производить в Китае.
В Древнем Китае был изобретен также порох, компас (магнитная игла), кисть для письма. Эти и некоторые другие изобретения проникли из Китая в другие страны, позже их иногда приписывали другим народам. Изделия китайских промыслов - шелка, гончарни, из костей, впоследствии фаянс и фарфор - широко известные в течение тысячелетий.
Среди письменных достопримечательностей традиционной китайской медицины особенное место принадлежит трактату "Хуанди Ней-Цзин" (Канон медицины Желтого Предка). Согласно легенде, Хуанди - легендарный "Желтый предок" китайского народа - считается и основоположником китайской медицины. Ему приписывается также авторство первого медицинского кодекса "Нуци-Кинг", датированном 2657 г. к н. е. В нем очень содержательно определены возможности медицинской науки : "Медицина не может спасти от смерти, но способная продлить жизнь, укрепить нравственность, поощряя добропорядочность, преследуя порок - этого смертельного врага здоровья, - может вылечить много болезней, которые поражают бедное человечество, и делает сильнее государство и народ своими советами".
Китайцы, как и другие древние народы, рассматривали организм человека как уменьшенный мир, что в нем осуществляется постоянный взаимообмен между пятью основными элементами, из которых состоит мир: огнем, землей, водой, деревом и металлом. Силы этих процессов концентрируются в двух противоположных началах - полюсах, от взаимоотношения которых и зависит равновесие или нарушение ее как во всем мире, так и в жизни организма. Одно из этих противоположных начал рассматривалось как мужское (янь) и считалось активным, светлым, второе - как женское (инь) - пассивное, темное. Все болезни разделялись соответственно на две группы: с преимуществом начала янь, что проявляется симптомами возбуждения функций организма, и с преимуществом инь - с признаками притеснения всех функций.
В Китайской империи в период ее наибольшего усиления существовало государственное медицинское учреждение - медицинский приказ. Основным его назначением было обслуживание потребностей императорского двора и прежде всего лично императора. Но в функции его входили также некоторые аспекты медицинского дела, которые были в компетенции государственной власти (например, при эпидемиях).
Подготовка врачей в Древнем Китае имела фамильный характер, медицинские знания передавались из рода в род. С образованием царства, усилением влияния религии началась и школьная подготовка врачей при храмах; руководящая роль в медицине перешла к жрецам. В эпоху Чжоуськой династии (XI - III ст. к н. е.) врачи за квалификацией, которая определялась соответствующими комиссиями, разделялись на разряды. Эмпирическая народная медицина начала пополняться большим количеством средств мистического характера. Во все времена рядом с жрецами работало много врачей-эмпириков типа ремесленников. За XI - VII ст. к н. е. в литературных достопримечательностях Китая "Шицзин" находим многочисленные сведения медицинского характера. Из врачей Древнего Китая особенной славой пользуется Бянь Цио, который жил в VI - V ст. к н. е., автор известного "Трактата о болезнях". За общей гуманной направленностью его научных трудов, клинической наблюдательностью Бянь Цио справедливо считают китайским Гиппократом; признают как творца учения о пульсе.
Врач Цан Гунн (III ст. к н. е.) первый начал вести записи течения заболевания исследуемых больных (дать обзору их, помеченные изменения в симптомах, назначенное лечение, результаты лечения).
Анатомические и физиологичные сведения китайских ученых были недостаточны, поскольку за всеми распространенными в Китае религиями (конфуцианство, даосизм, буддизм) запрещалось производить вскрытия человеческих трупов. Анатомические описания и рисунки неполные, а иногда и искаженные. Китайские ученые знали, что сердце предопределяет движение крови. В одном из трактатов времен "Нуци-Кинг" отмечается, что "кровь течет без перерыва в закрытом кругу, никогда не останавливается", но объяснений относительно механизма этого движения не подается.
В диагностике заболеваний большого значения предоставляли анамнезу, общему виду больного. Пристально исследовали глаза, ноздри, рот и другие отверстия тела, рассматривая их как окна, сквозь которые входят болезни, изменения в которых дают представление о том, которое есть внутри тела. Особенное внимание уделяли исследованию пульса, которое длилось нередко часами. Изучению пульса в китайской медицинской литературе посвящено с древних времен много капитальных трудов. Изучали частоту, ритм пульса, учитывая времена года, часа дня. Думали, что за пульсом можно узнать, как функционирует не только сердце, но и все органы, а также о состоянии психики больного. Обращали внимание на характер выделений больного. Мочу исследовали на вид и вкус в разные часы дня и ночи.
Организм рассматривался как единое целое: "Избегай лечить только голову, если болит голова, и лечить только ноги, если болят ноги". Считали, что большое значение для здоровья имеет регулярный сон: "Одну ночь без сна не наверстаешь десятками ночей сна".
Общим правилом для врачей было "лечить лишь то, что поддается лечению; если болезнь неизлечима - пытайся облегчить страдания умирающего".
Основным положением терапии было лечение противоположным. Терапевтические средства китайской медицины очень разнообразны. Большинство медикаментов представляют лекарства растительного происхождения. Фармакопея XVI ст. состоит из 52 томов. Наилучшим из растительных лекарств считается корень женьшеня, которому приписывалось чудодейственное действие при разных заболеваниях. Современными опытами доказано, что он содержит алкалоиды тонизирующего характера. Из лекарств животного происхождения применялись панти - рога молодых пятнистых оленей; мускус - для лечения заболеваний сердца, печенки; костный мозг - для лечения гемералопии. В особенном почете были кровь и внутренности тигра. Из минеральных веществ использовались ртуть - от сифилиса, серка - от чесотки и др.
Особенностью сугубо китайской медицины есть метод лечения уколами - чжень-цзю (акупунктура) и прижиганиями - моксами. В древние времена эффективность этих методов объясняли тем, что прижигание и уколы создают "отверстия для выделения нечистоты" из больного тела. Показание для назначения их и описание применения даются уже в "Трактате" Бянь Цио. Китайские ученые определили на теле человека около 600 точек, в которые надлежит делать уколы при тех или других заболеваниях. Использовались модели человеческого тела с точечными отверстиями в определенных местах, в которые ученикам надо было ощупью попадать иглой. В этих самых "жизненных точках" делали прижигание, зажигая щепотки клочьев или сухую полынь. В дальнейшем, с развитием метода они были заменены специально изготовленными сигаретами из того же материала. При этом воспаленные комочки или сигареты не наносили ожогов, их держали на как можно более близком расстоянии от тела - то есть фактически выходила местная тепловая процедура. Таким прижиганием приписывали не только местное, но и общее действие, включая долголетие. Достаточно обстоятельно теория и практика чжень-цзю-терапії изложена в трактате "Ней-цзинь", что не раз дополнялся и переделывался.
Чжень-цзю является самым распространенным методом лечения и в современном Китае применяется в поликлиниках и в стационарах. Этот метод лечения в наше время достаточно распространен в странах Европы и Америки, изучается во многих лабораториях и клиниках, в частности и в нашей стране. Лечебный эффект его теперь рассматривают как следствие сенсорно-висцерального рефлексу.
Особенную трудность для китайских врачей представляло лечения женщин, которых по обыкновению они не могли исследовать непосредственно, освободив от одежды. Врач, идя к больной женщине, всегда имел при себе куклу женского пола, на которой женщина показывала врачу больные места. Этим да еще определением пульса и обзором мочи ограничивалось все объективное исследование больных женщин.
Древняя медицина Китая знала много средств лечения ран, переломов, вывихов, изготовлялись протезы для ампутированных. Уже в V ст. к н. е. в военных частях были штатные врачи. Из древних хирургов особенно известен был Хуа Ту (V ст. к н. е.), который делал полостные операции с обезболиванием, используя для этого вино, опий, сок конопли.
В Китае до нашей эры уже применялись предупредительные меры против оспы: чтобы искусственно вызывать заболевание, сохлые струпья оспенных пустул вкладывали в ноздри детей. В древних письменных достопримечательностях ("Чжоуськие ритуалы", XI - V ст. к н. е.) советуют обмывать все тело через каждых 5 дней, мыть голову через Из дни, а руки ?- 5 раз на день. Рекомендовались для здоровья разные виды спорта, разработана была своеобразная система пластичной гимнастики, призванная отворачивать внимание больного от грустных мыслей, болезненных стражданий, создавать жизнерадостное настроение.В "Шицзин" подчеркивалось, насколько важно поддерживать в жилье чистоту.
Большинство достижений китайской народной медицины были доступны только состоятельным слоям населения. Чрезвычайная сложность иероглифического письма очень ограничивала распространение грамоты и достижений науки среди широких масс населения. Положение не улучшилось даже с развитием капитализма в Китае (начало XX ст.), когда в страну начали проникать достижения европейской науки.
Список литератур…………………………………............…………....................8
Введение
О возникновении медицины Древнего Китая в середине III тысячелетия до н.э. рассказывают легенды и летописи. Методы лечения, разработанные китайскими врачами, оказали влияние на медицину Японии и Кореи, Тибета и Индии. Учение о жизненных каналах и активных точках на поверхности тела человека является одной из основ рефлексотерапии — современного метода диагностики и лечения болезней. Искусство врачевания в Древнем Китае, как и в других странах, включало в себя знания о множестве лекарственных средств растительного и животного происхождения.
Зарождение медицинских знаний в Древнем Китае
Одним из первых китайских лекарей, живших около пяти тысяч лет назад, считается мифический император Шэнь Нун, который использовал для лечения всевозможные травы. Согласно преданию, он составил описание около 70 ядов и противоядий, умер в возрасте 140 лет и стал после смерти божеством аптекарей. Его считают автором одного из древнейших в мире «Канона о корнях и травах», содержащего описание 365 лекарственных растений. Готовил лекарства из растений и обитатель лесов, бог долголетия Шоу-син, посылающий долгие годы жизни, не омраченной болезнями. Его достоянным спутником был олень, дарующий высокие чины и большое жалование. Для лечение болезней применяли также многочисленные вещества животного происхождения и минералы.
Как свидетельствуют древние литературные памятники, уже три тысячи лет назад в китайской медицине существовали четыре раздела — внутренние болезни, хирургия, диетика и ветеринария. В X в., гораздо раньше, чем в других странах Востока и Запада, китайские монахи-даосы, жившие отшельниками в горных пещерах, научились делать прививки против оспы. Источником прививочного материала были оспенные корочки, взятые из носа переболевшего человека. Для предупреждения болезни их вводили в ноздри на ватном тампоне. Значительно позже возник метод нанесения оспенного материала на царапину. Китайские врачи умели сохранять оспенные корочки таким образом, чтобы ослабить опасность заражения без потери эффективности прививки.
Философский аспект медицины Древнего Китая
Китайская медицина уходит корнями в глубокое прошлое и связана с древней философией, согласно которой существует Великая Триада: Небо-Человек-Земля. Единство двух начал — Земли и Неба (инь и ян) — источник возникновения всех вещей во Вселенной, их сочетание и взаимодействие определяют собой чередование космических явлений. Инь — женское начало, его качества — погружение, падение, покой; ян — мужское начало, его качества — выплывание, подъем, движение.
Первоначально для истолкования сути инь и ян использовали явления повседневной жизни. Например, инь обозначала затемненную сторону предмета, ян — освещенную; инь — правую сторону тела, ян — левую; инь — холод, ян — жару. Инь и ян не могли существовать изолированно друг от друга: «Если ян отступает, увеличивается инь, а если отступает инь, происходит увеличение ян». Гармонию инь и ян символизирует широко известное графическое изображение темного и светлого начал в круге — тай цзи (кит. — «Великий предел», «Великое единое»). Иногда этот символ называют монадой.
Тай цзи
Тай цзи и тело человека. Человек подчиняется тем же законам, что и Вселенная, поэтому его жизнь и здоровье определяются взаимоотношениями с окружающим миром, в частности, с временами года. «Установить гармонию с инь и ян, — говорится в древнекитайском медицинском трактате, — это значит установить гармонию с четырьмя временами года. Если вы будете спорить с ними, вы погубите жизнь; если будете жить с ними в согласии — забудете про болезни».
С инь и ян связано представление о двух видах болезней — «горячечных», происходящих от избытка внутренней теплоты, и «холодных», вызванных ее недостатком. Болезни, исходящие от холода, лечили «теплыми» лекарствами, а «горячечные» — холодными. Части тела человека, его внутренние органы делятся на две группы — инь и ян, в соответствии с символом тай цзи.
Пять первоначал Вселенной
Инь и ян — источники пяти первоначал Вселенной: «... ян изменяется и инь всегда с ним. Так возникает вода, огонь, дерево, металл и земля». Из них состоит все многообразие вещей во Вселенной. Философы Древнего Китая считали, что стихии постоянно находятся в движении и взаимосвязи. Так, например, дерево порождает огонь и преодолевает землю, вода порождает дерево и преодолевает огонь. Пять первоначал — исходные элементы циклического китайского календаря, в котором существовали благоприятные и неблагоприятные дни для использования определённых методов лечения болезней.
Вся система взимосвязей человека и Вселенной, учитывалась китайскими врачами при назначении методов лечения болезней и изготовлении лекарств. Большую роль при этом играла система магических чисел, особое место среди которых принадлежит числу 5. Пяти стихиям соответствовало учение о пяти категориях человеческого характера, о пяти темпераментах. Силу и здоровье человека питали пять растений: рис, просо, ячмень, пшеница и соевые бобы. Движения китайской гимнастики уподоблялись «играм пяти животных» — льва, оленя, медведя, обезьяны и птицы. Рецепты препаратов из лекарственных растений составлялись таким образом, чтобы в них достигалось правильное сочетание пяти вкусов.
Народная медицина связывала появление болезней с влиянием злых духов, воплощенных в образах животных. Количество их часто определялось магическим числом 5:
— змея, тысяченожка, скорпион, жаба и ящерица олицетворяли 5 видов злых влияний, особенно опасных для детей. Считалось, что когда их выгоняют из дома лопатой и метлой, то прогоняют болезни;
— лисица, хорек, крыса, ёж и змея воплощали в себе 5 поколений злых волшебниц, которые насылали болезни на людей. Для охраны от болезней, посылаемых злыми духами и демонами, обращались к богам-охранителям.
В разговоре о философском аспекте медицины Древнего Китая нельзя не упомянуть о понятии ци. «Все существа, — писал в V в. до н.э. великий китайский философ Лао Цзы, — носят в себе инь и ян, наполнены ци и образуют гармонию». Ци — жизненная сила, связанная с кровью и дыханием, характеристика ритмичной работы человеческого организма в целом, совокупности всех его систем. Под действием инь она движется вниз, под действием ян — вверх и постоянно находится в процессе сгущения или рассеивания. Все вещи в мире, в том числе и человек — наполнены ци. Сгущаясь, она образует видимые вещи, в состоянии предельного рассеивания представляет собой пустоту.
Ци определяет энергию человека. Для врача существуют вполне конкретные источники ци в организме. Их три:
— наследственное (заложенное от рождения),
— обусловленное особенностями дыхания,
— обусловленное питанием.
Китайская медицина уделяет так много внимания дыхательной гимнастике именно потому, что дыхание формирует ци. Питание рассматривается как «питание пяти первоэлементов» в организме человека и отнюдь не сводится к диетическим предписаниям в зависимости от определённой болезни. Эти три источника формируют так называемую внутреннюю ци, а внешняя ци циркулирует по жизненным каналам на поверхности тела.
Метод лечения чжень-цзю (иглоукалывание и прижигание)
В глубокой древности зародился основной метод, с помощью которого китайские врачи лечили больных — «Чжень-цзю». «Чжень» — иглоукалывание, «цзю» — прижигание.
Искусство иглоукалывания
Предание связывает появление иглоукалывания с именем знаменитого мудреца Фу-Си, жившего в начале III тысячелетия до н.э. Фу-Си был великим врачевателем. Он составил предписания о том, как следует зимой остерегаться холода, а летом — изнурительного жара, как поддерживать в теле здоровый воздух и хорошую кровь. Но главным его достижением в медицине было создание учения о жизненных каналах и активных точках, расположенных на теле человека.
Выяснилось, что уколы, наносимые в определенные места на теле, помогают не только при головной боли, но и при других заболеваниях. Было замечено, что воздействие на некоторые точки тела приводит к избавлению от боли или недомогания.
В области биологии и медицины сделано много открытий, но одну сложную загадку не удаётся разгадать вот уже несколько тысяч лет. Это — загадка «жизненных каналов», проходящих по поверхности тела.
Каждый канал связан с определённым внутренним органом. Каналы тела, как и точки на них, невидимы, однако они реально существуют, поскольку между ними и внутренними органами есть постоянная взаимная зависимость.
Воздействие на внутренние органы через эти точки методами иглоукалывания и прижигания лежит в основе одного из главных методов лечения в китайской медицине. Первые литературные данные о применении такого метода относятся к VI в. до н.э. Они изложены в «Каноне о внутреннем» («Нэй-цзин», около II в. до н.э.) — одной из древнейших медицинских книг Китая.
Первые иглы были каменными. Позже стали изготавливать их из кремния или яшмы, из кости и бамбука, из металлов: бронзы, серебра, золота, платины, нержавеющей стали. Существовали 9 форм игл; среди них были цилиндрические, плоские, круглые, трехгранные, копьевидные, иглы с острым и тупым концом.
Такие иглы предназначались не только для иглоукалывания, они служили также хирургическими инструментами. Например, острую «стреловидную» иглу применяли для вскрытия нарывов; игла с круглым концом служила для расщепления мышц при операциях; тонкую иглу с тупым концом применяли для лечения тех больных, которые боялись уколов: вместо укола просто надавливали в соответствующие точки. Для лечения детей делали «кожные» иглы, с помощью которых наносили неглубокие, поверхностные уколы.
Прижигание
На активные точки воздействовали не только иглоукалыванием, но и прижиганием. Этот метод упоминается иногда в китайской литературе под такими поэтическими названиями, как «чудесная игла с громовым ожогом» или «ночная охота с факелами». В старину считалось, что прижигание должно вызвать ожог. «Раздражение извне, эффект внутри» — гласит старинная китайская поговорка. Прижигание совершалось с помощью накаленной металлической палочки, зажжённого порошка серы, измельчённых кусочков чеснока.
stud24.ru
Тайны врачевания Древнего Китая - Китайская медицина
«Я тут вам просто так расскажу, а вы уж просто так послушайте». Чжуан-цзы.«Дорога в тысячу ли начинается с первого шага».Лао-цзы.
Люди болели всегда. Занятие это, как известно, малоприятное, но часто неизбежное, поэтому, как только человеческое стадо стало именоваться племенем, оно создало некую службу здоровья, состоящую из колдунов, шаманов и прочих магов, которые постоянно или по совместительству занимались телом и душой соплеменников. Примерно в таком же виде эта служба существует и сейчас. Несколько усложнилась иерархия, если главный шаман, шаман, помощник шамана, то теперь от минздрава до сельской участковой больницы всего и не счесть.
Врачевание, вероятно, профессия древнейшая, некоторые приоритет оспаривают, но это от лукавого, ибо предлагаемый претендентками на первенство товар, тогда товаром еще не являлся.
В то славное первобытное время медицина еще не делилась на народную и антинародную, как теперь, и что удивительно, при наличии государственной системы охраны здоровья народа старинные лечебные способы, магические обряды, охранные амулеты, психотерапевтические заговоры применяются и поныне, в основном за пределами государственной системы здравоохранения. Да и трудно представить ритуальный танец в исполнении медперсонала поликлиники, а главного врача вообразить шаманом, руководящим действом вокруг больного с дизентерией.
Как бы там ни было, обе созданные службы здоровья существуют, одна в полуподпольном состоянии, другая в полуинвалидном. Нельзя сказать, что обе они совершенно обособлены друг от друга: новая медицина перенимает опыт старой – фитотерапию, акупунктуру, магические телесеансы и прочее, старая тоже не дремлет, создает центры нетрадиционных методов лечения, организует курсы подготовки и повышения квалификации колдунов (экстрасенсов по нашему) клубы любителей биоэнергетики (т. е. магические секты) и так далее. Самое странное, что старушка народная медицина, как ее теперь называют, не померла и не почила в глубине веков в момент рождения и развития государственного медицинского монстра. Наверно, потому, что современная медицинская система есть – ожидаемых плодов деятельности нет. Напрашивается вывод, что для пользы дела, для здоровья соплеменников, а ныне граждан, ничего нового с тех давних доминздравовских пор и не предложено. Вся так необходимая, по признанию руководителей нашего здравоохранения, техника во главе с компьютерами возложенную на них надежду не оправдывают, и подтверждением этому служит существование древней медицины не только у нас, но и у них, недавних идеологических противников, где нет недостатка в финансах, медикаментах и этих самых компьютерах, на которые так надеются те, кто у нас всем этим распоряжается. Да оно и понятно, ибо их самих творит человек, как Бог, по образу своему и подобию, а лучше самого себя не сделаешь. Но самое любопытное: древние эскулапы без всей современной техники, без которой сейчас ну никак нельзя, спокойно обходились.
В сущности мир с тех давних пор, а следовательно, и человек практически не изменился, и врачи – как тогда, так и сейчас – были разные. Некоторые доктора древности (наверное, самые ленивые) придумывали различные способы сохранения здоровья, чтобы каждый желающий мог самостоятельно содержать свой организм в должном порядке, а они (ленивые доктора) наслаждались бы «недеянием» и лишь изредка, чтобы совсем не заскучать, лечили злостных нарушителей гармонии в собственном организме – легкомысленных современников, пренебрежительно относящихся к своему здоровью. И сейчас мы подошли к тому, ради чего начали этот разговор: было, было это чудодейственное средство, эликсир жизни (название не суть), что знала древняя медицина и что позволило ей выжить даже в суровую пору забвения всего и вся.
Но не обольщайтесь, вы не найдете в этой книге рецепта от всех болезней, мы только попытаемся показать ту красивую простоту, гармонию, охраняя боле которую можно жить долго, не зная болезней, наслаждаться жизнью почти столько, сколько захочется.
В начале было слово, т. е. все начинается с философского осмысления законов, которые существуют в этом мире, и неважно, кто их автор, важно знать, что они есть, и следовать им, уметь пользоваться этими законами. Вот об этом мы и поговорим.
Слово – символ
Давным-давно, когда человечество включило в свой лексикон, кроме возгласов, крика и плача, членораздельные слова, т. е. когда у него появилось свободное время для бесед о смысле бытия, люди создали символический язык, который позволял экономить время, одним символическим словом выразить собеседнику целую уйму понятий и образом, которые он сумел разглядеть в неспешном чередовании дней и ночей, зим и лет, в окружающем его мире. Например: «время» – и все ясно (попробуй объясни без этого слова, что вы имеете в виду, объясни-ка ребенку, что пришло время спать, – пробовали?). Так вот, каждый народ создавал свой символический язык, придумывал свои символы и понимал под этими символами совершенно определенные вещи. Проблема в том, что те люди, создававшие эти символы, давно ушли от нас и довольно далеко, у них не спросишь: а что вы подразумевали под тем или этим словом? Кстати, не только слово имело свой символический смысл, но и жест, цвет, прическа, все что угодно, и тем, кто этими символическими знаками пользовался, все было понятно. А понятно ли нам? Что-то понятно, а вот что-то непонятно, да и так ли понято? Почему нечто называется так, а так – и не иначе, и не наоборот? Тот ли образ возникает в нашем сознании и тот ли смысл мы вкладываем, произнося слова и свершая обряды? А слов мы говорим много, и весь наш этикет и нормы поведения есть продолжение древних обрядов, имеющих определенный символический смысл. И говорим, и делаем, а что за этим скрывается – часто не знаем.
Так вот, врачи Древнего Китая жили и трудились, не зная поликлиник и здравотделов, можно сказать, по патенту об индивидуальной трудовой деятельности (вот этот наш язык древние бы не поняли, а нам ясно). Скажи больному «поликлиника» – ему станет плохо, скажи врачу «здравотдел» – поплохеет врачу, «патент» – исполкому. Не ведая организационных структур, древние медики перебивались от пациента до пациента, не зная поддержки дружного коллектива, сами по себе, аппаратуры никакой, инструмент – девять самодельных игл, импортных медикаментов нет, так, травки какой насобирают, лаборатории примитивные, чашка, плошка, да костер. Все, как у нас, да и властьимущие чудили, этикет не позволял прикасаться к высокопоставленным особам, а иногда и смотреть на них – как хочешь, так и лечи.
Эти невыносимые условия труда и быта вынудили древних мыслителей, врачей, философов внимательнейшим образов присмотреться к происходящим вокруг них переменам, как мы теперь говорим, в природе, и понаблюдать, как эти перемены взаимодействуют с процессами внутричеловеческими, т. е. с душой и телом человека. Они создали систему знаний, позволяющую ее последователю иметь тело в состоянии здоровья, а душу – состоянии покоя. Того самого покоя, который заслужил Мастер в великом магическом романе 20 века.
Естественно, без символического языка и они не обошлись. Самое главное они назвали слово Дао – что это такое, мы разбирать не будем, нас интересует в основном медицинский аспект учения, а желающие проникнуть в саму суть могут обратиться к первоисточникам – «Дао дэ цзин», например, где сказано: «Дао, которое может быть словами, не есть постоянное Дао». «Дао пусто, но в применении неисчерпаемо». «Дао постоянно осуществляет недеяние, однако нет ничего такого, что бы оно не делало». «Дао рождает одно, одно рождает два, два рождает три, а три рождает все существа. Все существа носят в себе Инь и Ян, наполнены Ци и образуют гармонию».
А трактат «Чжуан-цзы» читаем такой интересный диалог: «Дунго-цзы, обратившись к Чжуан-цзы, спросил: «Где находится то, что названо Дао?». «Нет такого места, где бы его не было», – ответил Чжуан-цзы. Дунго-цзы сказал: «Назови место его пребывания, и тогда я смогу понять!». «В медведке и муравье», – ответил Чжуан-цзы. «А в чем-нибудь ниже этого?». – «В сорной траве и куколке». – «А в чем-нибудь самом низком?». «В кале и моче».
Итак, тех, кто говорил о Дао и следовали ему, стали называть даосами. Они сказали, что существуют Инь и Ян, пять элементов, Ци, недеяние и многое другое. Крайне важные вещи. Мы будем касаться в нашей беседе всех этих понятий, однако для простоты (а мы считаем, чем проще, тем лучше) обозначать знакомыми, привычными для нас словами, в том значении этих слов, которые наиболее точно поясняет смысл термина в исследуемой ситуации.
Энергия и человек
Традиционная китайская медицина есть медицина энергетическая: все, что происходит в человеке и вокруг него, рассматривается как процессы энергетические, количественно и качественного преобразования энергии, но не только энергии. Вообще термин Ци, переводимый часто как «энергия», думается, не совсем то, что подразумевали даосы, но нам будет достаточно именного этого значения Ци – энергия, т. е. то, что движется и что движет. У даосов все просто: человеку хорошо и он здоров тогда, когда у него в организме в целом и в отдельных о частях, системах энергии столько, сколько ее должно быть в определенный момент времени. Тогда человек находится в состоянии гармонии, как внутри себя, так и со всем, что его окружает. Гармония, желанная иногда, кажется, недосягаемая – что это? Не тот ли покой, которым награждают? Значит, гармонию, покой, как награду, надо заработать. Это, пожалуй, единственно, что нельзя купить у них, в обществе потребления и украсть в нашем обществе.
Следовательно, если в каком-либо отделе или части организма избыток энергии, что называется полнотой, в неподходящий момент – человек болен, если недостаток, что называется пустотой, тоже болен.
«Полнота – пустота» – очень важные понятия. Мы не расстанемся с ними до конца книги.
Остается выяснить, когда и что должно быть в полноте, а что и когда может быть в пустоте. Если нам это удастся, дело за малым: установить, где полнота, где пустота в настоящий момент у вас, уважаемый читатель, и если есть непорядок, как его можно устранить, восстановить утраченную гармонию и насладиться покоем.
Вперед, задачи определены, путь выбран, как говаривали древние, «стремящийся достигнет, но целеустремленный достигнет скорее».
Человек является частью вселенной, занимает в ней совершенно определенное место, не центральное, но, скажем, главное. Все энергетические процессы, происходящие в человеческом организме, качественные изменения состояния энергии есть точная копия изменений этого состояния в окружающей его природе. Природа, повинуясь лишь ей одной известному порядку, чередует день и ночь, зиму и лето, солнце и луну и так далее. Этот своеобразный ритм, подобный потоку, без начала и конца, может служить нам отличным ориентиром происходящих изменений энергетического состояния природы. И здесь становится понятным определенное человеку место – не центральное, но главное, потому что только он сознательно, самостоятельно, повинуясь не инстинкту, а своему разуму, может изменять состояние энергии своего организма, приводить его в соответствие с природным энергетическим ритмом. И не только в себе самом! Но человек есть человек, главное место его, видимо, не устроило, и он решил занять центральное, легкомысленно воспользовался не природным ритмом, а одобренным минздравом инструкциями. Окружил себя сомнительными «социальными гарантиями», а болезни свои, вместо того, чтобы их не иметь, поручил статистике, данные которой о заболеваемости и смертности мы здесь не приводит, дабы не нагонять жути на сентиментального читателя.
А теперь познакомимся с энерго-анатомической структуры нашего организма, естественно, в даосском понимании. Сразу следует сказать о недопустимости какой-либо специализации по органам и частям: организм – цельная система и рассматривать ее можно лишь в целом, а в последующем анализ отдельных частей вполне допустим, иногда необходим, но оценивать состояние каждой из них возможно только в комплексе с другими. На практике один специалист (по меткому выражению Козьмы Пруткова, таковой подобен флюсу, полнота которого односторонняя), изучает больного ниже пояса, другой – выше пояса, третий – ухо, а то, что находится между ними – глаз, к примеру, – не трогает. Специалисты не виноваты, основополагающее учение, как неконкурентоспособное, не терпит в стенах медицинских вузов иных философских традиций, оно так увлеклось расчленением человека и всего мира на составляющие, что от них почти ничего не осталось. Но и оно не безгрешно, присмотритесь: верхне-нижние специалисты есть, предне-задние есть, наружно-внутренние есть, а левых правых нет, и напрасно – бывает, болит не только снизу или сверху, спереди или сзади, но слева и справа. А ежели болит везде, нужны все специалисты срезу, консилиум то есть.
Так вот, мы не случайно представляем человека целостно в объеме и пространстве, так как энергия движется по организму в совершенно определенном направлении и нарушение этой циркуляции вызывает ту или иную объемно-пространственную локализацию болезни. В норме направление движения энергии в теле совпадает с направлением движения в природе: весной, утром – вверх, слева направо, из глубины к поверхности, осенью, вечером – вниз, с поверхности тела в глубину. Как видите, у нашей медицины еще есть возможность для реорганизации, да и политический плюрализм разрешает расчленять единый клан на правых и левых, невропатологов, окулистов, пульмонологов, сохранив фракцию специалистов-центристов – гинеколога, проктолога и др.
Представляя организм как единое целое, древние выделяли в целостности составляющие ее части, от единого к множеству и от множества к единому, исключительно для лучшего понимания процессов, происходящих в организме, а следовательно, для точного воздействия на тот или иной орган или систему, дабы не палить из пушек по воробьям, т. е. если болит палец, лечить палец, при условии, что все остальные системы организма не повреждены, а не предлагать пациенту с больным пальцем анальгин, зная, что он помогает от боли вообще (и уж тем более не для того, чтобы выделять специалистов, лечащих только пальцы).
Так вот: от единого – к множеству. Китайская медицина выделяет шесть плотных органов: печень, сердце, селезенка, легкие, почки, перикард. Задачей их является сохранение и преобразование энергии, можно сказать, духовные составляющие, эмоции, психика человека. Шесть полых органов: желчный пузырь, тонкая кишка, желудок, толстая кишка, мочевой пузырь, тройной обогреватель. Деятельность их направлена в основном на транспортировку энергии. Каждый (плотный и полый) органа имеет свою энергопроводящую и управляющую систему, называемую обычно меридианами, несущими определенный набор биологически активных точек. Каждый меридиан имеет свои вторичные структуры, энергопроводящие пути – наружные, внутренние, связующие как отдельные меридианы, так и целые энергетические системы друг с другом. Следуя от множества к единому, выделяют меридианы, волею случая названные «чудесными», которые объединяют энергетические системы разных органов и позволяют влиять на них опосредованно. Этих «чудесных» меридианов, или сосудов, (иногда их называют озерами) выделяют – восемь. Если сравнить течение энергии по организму с потоками воды, известные двенадцать меридианов, соответствующие шести плотным и шести полым органам, можно назвать реками. И далее к единому по аналогии: существуют энергообъединения, называемые морями, в которые, естественно впадают реки и озера. Таких морей четыре: море энергии, море пищи, море крови, море костного мозга. Каждая энергосистема, от морей до отдельных участков меридианов, имеет, свои пункты управления – биоактивные точки. Даже при поверхностном взгляде на энергетическую структуру организма становится, что она очень сложна и познать ее всю никому и никогда не удастся. Это заключение для философа означает, что и стремится это делать не нужно, «нельзя объять необъятное».
Мы будем в основном говорить о принципах и, учитывая объем данной работы, очень кратко, оставляя возможность читателю самостоятельно проанализировать и просинтезировать то, что ему покажется достойным внимания в нем самом и вокруг него.
Весь мир – пять элементов
С Дао, думаю, все ясно, Инь-Ян обсудим в процесс, а вот пять элементов обойти никак нельзя.
Мир в представлении древних китайцев состоит из пяти элементов. Дерево, Огонь, Земля, Металл, Вода. Эти таинственные элементы встречаются во многих философских системах, где три, где четыре, называются они по-разному, но смысл, вероятно, имеют одни (а может, и не один), объяснить который и в наше время всеобщего среднего образования затруднительно. Но без понимания смысла, которые несет в себе каждый из пяти, дальнейший разговор о предмете будет невозможен.
Каких только объяснений этих понятий не встречается в литературе, но чаще ограничиваются только перечислением свойств этих символов. Мы пойдем уже изведанным путем и предположим, что все элементы, расположенные в строгой последовательности при взаимовлиянии друг на друга, обозначают определенное состояние энергии в природе, организме и изменение этого состояния от перехода одного элемента в другой в течение года, дня, жизни.
Прежде чем рассмотреть, как преобразуется энергия, следует установить соответствие каждого элемента составляющим окружающего нас мира и самого человека. Дерево – восток, весна, утро и одновременно – печень, желчный пузырь. Цвет – зеленый, вкус – кислый, органы чувств – глаза, ткани тела – сухожилия, связки, эмоции – гнев, крик.
Огонь – юг, лето, полдень, а также сердце, тонкая кишка. Цвет – красный, вкус – горький, органы чувств – язык, ткань тела – кровь, сосуды, эмоции – радость, смех.
Земля – центр, конец лета, и соответственно – селезенка, желудок. Цвет – желтый, вкус сладкий, ткани тела – подкожная клетчатка, мышцы, органы чувств – губы, рот, эмоции – сомнение, размышление, мечтательность, беспокойство.
Металл – запад, вечер, по органам – легкие, толстая кишка. Цвет – белый, вкус – острый, пикантный, органы чувств, нос, обоняние; ткани тела – кожа, волосы; эмоции – грусть, тоска, печаль, плач.
Вода – север, полночь, а также почки, мочевой пузырь; цвет – черный: вкус – соленый; органы чувств – слух, уши, ткани тела – кости, костный мозг; эмоции – страх, стон.
Упомянутые органы перикард, тройной обогреватель остались несколько в стороне, но относятся к элементу Огонь, и в силу своих особых функциональных характеристик в пятиэлементную систему не включены.
Теперь нам осталось рассмотреть взаимоотношения пяти элементов друг с другом, и станет ясно, как использовать вкусы, цвета, эмоции и пр. для сохранения гармонии или восстановления ее, если она утрачена.
Рассматривать и анализировать каждый элемент в отдельности невозможно, поэтому будем говорить обо всех сразу. Вспомним понятия полноты и пустоты, а также представим себе, что энергия может находиться в состоянии активности или относительно покоя, – это еще в школе учили.
Дерево – начало движения, энергия активизируется, достигая определенной степени активности. Разгоняясь, Дерево становится Огнем, с ним просто, он пылает, его не удержать, но бесконечно гореть он не может, и, несколько охлаждая свой пыл, Огонь становится Землей. Земля – это состояние равновесия между активностью и покоем (и того и другого поровну), но когда покой начинает преобладать, Земля превращается в Металл. В некотором смысле Металл – элемент, противоположный Дереву: если состояние Дерева выражает стремление к активности, которая и преобладает, то состояние Металла – стремление к покою, который преобладает. Когда это преобладание достигает определенной величины, Металл становится Водой, т. е. покой достигает своего максимума, полного покоя.