Древняя химия доклад. Реферат: Из истории возникновения химии
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Доклад(реферат) химия в Древней Греции. Древняя химия доклад


Доклад - Древняя история нефти

Доклад

по химии.

Древняя история нефти.

Ученицы 10 «б» класса

средней школы N45

Хорьяковой Людмилы

2001год.

В наши дни нефть является важнейшим химическим сырьем и энергетическим источником. В 1962 году ее мировая добыча составила 1.1 миллиарда тонн. Каждый год открывают все новые нефтяные месторождения.

И все-таки нельзя вести историю добычи нефти с 1859 года. Действительно, с этого времени стала развиваться нефтяная промышленность, именно тогда были начаты в крупных масштабах буровые работы, но впервые человек начал использовать нефть еще в глубокой древности.

Точно не известно, когда человек впервые применил летучие нефтяные фракции. При исследовании этого вопроса мы вынуждены довольствоваться рисунками, реже надписями. Однако чем древнее эпоха, в которую мы стараемся проникнуть, тем их становится меньше и понять их труднее.

Во всяком случае, достоверно установлено, что уже более 6000 лет назад шумерам, населявшим до вавилонян и ассирийцев территорию между Тигром и Евфратом, был известен вязкий смолообразный нефтяной битум, образующийся из выступившей на поверхность нефти, после того как из нее испарились наиболее летучие части. Шумеры использовали его как вяжущее и уплотняющее вещество. Там, где жили шумеры, было мало природных строительных материалов — дерево и камня. Поэтому шумеры возводили свои постройки из кирпича, который приготовляли из смеси песка, глины или гравия и битума ( около 35% ). Этот кирпич обладал поразительной прочностью.

Шумеры, разумеется, видали и жидкую нефть и знали, что если она останется на воздухе, то превратится в битум. Они называли ее esir, что означает светящаяся вода.

Применяли нефть и для лекарственных целей. Битумными мазями лечили чесотку и нарывы, а длительными «ваннами» в нефтяных лужах пытались избавиться от болей в суставах. При болезнях желудка жевали пилюли из нефтяного битума. Теперь кажется сомнительным, чтобы эти лекарства помогали.

Огромные сооружения городского типа, обнаруженные при раскопках вавилонских и ассирийских поселений, удалось воздвигнуть только благодаря широкому применению природных битумов.

Битум применялся для постройки зданий, мостовых — прообраза наших асфальтовых дорог, каналов, для укрепления берегов рек и искусственных водоемов. Жидкую нефть, как показывают археологические раскопки, уже тогда использовали как горючее в светильниках.

Еще в 18 веке до нашей эры знали нефть и в Китае. Для ее добычи там строились специальные нефтяные колодцы. Китайцы употребляли нефть для освещения, как лекарство и в военных целях. Китайские воины из «огненных повозок» бросали горшки с горящей нефтью в ряды врагов.

Во время своих походов грекам и римлянам стали известны многие месторождения нефти в Малой Азии. Римляне называли нефть oleumpetrae — каменное масло. Это название перешло в другие языки. Отсюда произошло и русское «петролеум», а один из продуктов перегонки нефти называется петролейным эфиром.

Римляне привозили нефть и битум к себе на родину и использовали их так же, как и покоренные ими народы. У греков и римлян нефть, кроме того, применялась для военных целей.

Уже давно были известны огненные стрелы, острия которых обматывались паклей, пропитанной нефтью, а в 7 веке нашей эры византийцы создали так называемый «греческий огонь». " Возьми чистую серу, нефть, винный камень, смолу, поваренную соль, деревянное масло; хорошенько провари все вместе, пропитай этим составом паклю и подожги. Такой огонь можно погасить только песком или винным уксусом" — так написано в одном из многочисленных рецептов, которые греки хранили в глубочайшей тайне.

«У греков есть огонь, подобный небесной молнии. Они направляли его на нас и сжигали дотла все попадавшееся на пути, поэтому победить их не возможно», — так рассказывал один из оставшихся в живых о морском сражении с греками.

Позднее арабы, познакомившиеся с достижениями соседних народов, тоже узнали о нефти и внесли значительный вклад в развитие методов ее переработки. Около 950-го года арабы построили первые установки для перегонки нефти. Они делали перегонные кубы из обожженной глины или свинца.

www.ronl.ru

Из истории возникновения химии

Из истории возникновения химии

Химия, как одна из наук, изучающих явления природы, зародилась в Древнем Египте еще до нашей эры, одной из самых технически развитых стран в те времена. Первые сведения о химических превращениях люди получили, занимаясь различными ремеслами, когда красили ткани, выплавляли металл, изготавливали стекло. Тогда появились определённые приёмы и рецепты, но химия ещё не была наукой. Уже тогда химия была нужна человечеству в основном для того, чтобы получать от природы все необходимые для жизнедеятельности человека материалы - металлы, керамику, известь, цемент, стекло, красители, лекарства, драгоценные металлы и т.д. С самой древности основной задачей химии было получение веществ с необходимыми свойствами.

В Древнем Египте химия считалась божественной наукой и ее секреты тщательно оберегались жрецами. Несмотря на это, некоторые сведения просачивались за пределы страны и доходили до Европы через Византию.

В VIII веке, в завоеванных арабами европейских странах, эта наука распростаняется под названием "алхимия". Следует отметить, что в истории развития химии как науки, алхимия характеризует целую эпоху. Основной задачей алхимиков было найти "философский камень", якобы превращающий любой металл в золото. Несмотря на обширные знания, полученные в результате экспериментов, теоретические воззрения алхимиков отставали на несколько веков. Но поскольку они проводили различные опыты, им удалось сделать несколько важных практических изобретений. Стали использоваться печи, реторы, колбы, аппараты для перегонки жидкостей. Алхимики приготовили важнейшие кислоты, соли и оксиды, описали способы разложения руд и минералов. Как теорию алхимики использовали учение Аристотеля (384- 322 гг до н.э.) о четырех принципах природы (холод, тепло, сухость и влажность) и четырех элементах (земля, огонь, воздух и вода), впоследствии добавив к ним растворимость (соль), горючесть (серу) и металличность (ртуть).

В начале XVI века в алхимии начинается новая эра. Ее возникновение и развитие связано с учениями Парацельса (1493- 1541) и Агриколы (1494- 1555). Парацельс утверждал, что основной задачей химии является изготовление лекарств, а не золота и серебра. Парацельс имел большой успех, предложив лечить некоторые болезни, используя простые неорганические соединения вместо органических экстрактов. Это побудило многих врачей примкнуть к его школе и заинтересоваться химией, что послужило мощным толчком для ее развития. Агрикола же изучал горное дело и металлургию. Его труд "О металлах" более 200 лет являлся учебником по горному делу.

В XVII веке теория алхимии уже не отвечала требованиям практики. В 1661 г. Бойль выступил против господствующих в химии представлений и подверг жесточайшей критике теорию алхимиков. Он впервые определил центральный объект исследования химии: попытался дать определение химического элемента. Бойль считал, что элемент-это предел разложения вещества на составные части. Разлагая природные вещества на их составные, исследователи сделали много важных наблюдений, открыли новые элементы и соединения. Химик стали изучать, что из чего состоит.

В 1700 году Шталем была развита флогистонная теория, согласно которой все тела, способные гореть и окисляться, содержат вещество флогистон. При горении или окислении флогистон покидает тело, в чем и состоит сущность этих процессов. За время почти столетнего господства теории флогистона были открыты многие газы, изучены различные металлы, оксиды, соли. Однако, противоречивость этой теории тормозила дальнейшее развитие химии.

В 1772- 1777 годах Лавуазье, в результате проведенных им экспериментов, доказал, что процесс горения является реакцией соединения кислорода воздуха и горящего вещества. Таким образом, теория флогистона была опровергнута.

В XVIII веке химия начинает развиваться как точная наука. В начале 19 в. англичанин Дж. Дальтон ввёл понятие атомного веса. Каждый химический элемент получил свою важнейшую характеристику. Атомно-молекулярное учение стало основой теоретической химии. Благодаря этому учению Д. И. Менделеев открыл периодический закон, названный его именем, и составил периодическую таблицу элементов. В 19 в. чётко определились два основных раздела химии: органическая и неорганическая. В конце столетия в самостоятельную отрасль оформилась физическая химия. Результаты химических исследований всё шире стали использоваться в практике, а это повлекло за собой развитие химической технологии.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://schoolchemistry.by.ru/

www.coolreferat.com

Доклад - Возникновение науки химии

Негосударственное образовательное  частное учреждение

высшего профессионального образования

 

 

<span style=«font-size: 14pt; font-family: „Times New Roman“;»>САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

<span style=«font-size: 14pt; font-family: „Times New Roman“;»> 

<span style=«font-size: 14pt; font-family: „Times New Roman“;»> 

<span style=«font-size: 14pt; font-family: „Times New Roman“;»> 

<span style=«font-size: 14pt; font-family: „Times New Roman“;»>Факультет экономики

<span style=«font-size: 14pt; font-family: „Times New Roman“;»> 

<span style=«font-size: 14pt; font-family: „Times New Roman“;»> 

<span style=«font-size: 14pt; font-family: „Times New Roman“;»> 

<span style=«font-size: 14pt; font-family: „Times New Roman“;»> 

<span style=«font-size: 14pt; font-family: „Times New Roman“;»> 

<span style=«font-size: 20pt; font-family: „Times New Roman“;»>Реферат

<span style=«font-size: 16pt; font-family: „Times New Roman“; text-transform: uppercase;»> 

по дисциплине   «Концепция современного естествознания»

<span style=«font-size: 14pt; font-family: „Times New Roman“;»>по теме«

Возникновение науки химии»

 

 

 

 

Выполнил: студент <span style=«font-size: 14pt; font-family: „Times New Roman“;» lang=«EN-US»>I

курса

Очно-заочного отделения

Федорчук М. И.

 

 

Проверил:

Огай В.Н.

<span style=«font-size: 14pt; font-family: „Times New Roman“;»> 

<span style=«font-size: 14pt; font-family: „Times New Roman“;»> 

<span style=«font-size: 14pt; font-family: „Times New Roman“;»> 

<span style=«font-size: 14pt; font-family: „Times New Roman“;»> 

<span style=«font-size: 14pt; font-family: „Times New Roman“;»> 

<span style=«font-size: 14pt; font-family: „Times New Roman“;»> 

<span style=«font-size: 14pt; font-family: „Times New Roman“;»> 

 

<span style=«font-size: 14pt; font-family: „Times New Roman“;»> 

<span style=«font-size: 14pt; font-family: „Times New Roman“;»> 

<span style=«font-size: 14pt; font-family: „Times New Roman“;»> 

<span style=«font-size: 14pt; font-family: „Times New Roman“;»> 

<span style=«font-size: 14pt; font-family: „Times New Roman“;»> 

<span style=«font-size: 14pt; font-family: „Times New Roman“;»>Санкт – Петербург

2008-2009 уч.год Содержание

1.     Введение………………………………………………………………………..3

2.     Химические элементы древности…………………………………………….4

3.     Тайны «трансмутации».……………………………………………………….6

4.     От алхимии к научной химии………………………………………………..12

5.     Революция в химии…………………………………………………………...14

6.     Победа атомно-молекулярного учения……………………………………...16

7.     Заключение………………………………………………………………….…21

8.     Список литературы…………………………………………………………....21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

С незапамятных времён человек, сталкиваясь с различными явлениями природы, накапливая сведения о них и об окружающих его предметах, всё чаще использовал их себе на благо. Человек заметил, что под действием огня одни вещества (и сам жизнь) исчезают, а другие изменяют свои свойства. Например, обожженная сырая глина приобретает прочность. Человек применил это в своей практике, и родилось гончарное дело. Из руд научились выплавлять металлы, а сплавляя металлы — получать различные сплавы; так появилась металлургия.

Используя свои наблюдения и знания, человек научился создавать, и, создавая, познавал. Науки рождались и развивались параллельно с ремёслами и производствами.

Превращения веществ под действием огня были первыми химическими реакциями, осуществлёнными человеком. По образному выражению советского историка Н. А. Фигуровского, костёр был своеобразной химической лабораторией.

 

Химические элементы древности

Некоторые металлы — золото, свинец, медь, железо — были известны людям ещё при первобытно-общинном строе. Вначале эти металлы шли на изготовление украшений, и только позднее, примерно в конце каменного века (4-5 тыс. лет до н. э. ), из металлов стали делать орудия труда и оружие. Постепенно из различных ремёсел стали возникать производства. Так уже во времена рабовладельческого строя (4 тыс. лет до н. э. -5в. н. э. ) существовали металлургия, крашение, изготовлялась керамика и т. д. С развитием этих производств значительно обогатились знания о веществах, их свойствах и превращениях.

Уже за несколько тысяч лет до нашей эры в Древнем Египте умели выплавлять и использовать золото, медь, серебро, олово, свинец и ртуть. В стране священного Нила развивалось производство керамики и глазурей, стекла и фаянса. Использовали древние египтяне и различные краски: минеральные (охра, сурик, белила) и органические (индиго, пурпур, ализарин). Недаром знаменитый французский химик Мю Бертло считал, что само название науки химия произошло от древнеегипетского слова хемы: так называли людей, населяющих “чёрные земли” (Египет), где были развиты ремёсла. Однако греческий алхимик Зосима(III-IVвв. н. э. ) объяснил происхождения этого слова иначе: он считал химией искусство делать серебро и золото (химия — искусство плавки металлов). Известны и другие толкования. До сих пор у учёных нет единого мнения на этот счёт.

Химические ремёсла были развиты в 4-2 тысячелетии до н. э. И в странах Междуречья на Ближнем Востоке (долины рек Тигра и Евфрата). В те времена народы, населявшие Междуречье, знали металлы (из свинца, например, отливали статуэтки, культовые фигурки), широко использовали минеральные и органические красители, умели изготовлять глазури, фаянс и т. д.

Учёные-философы Древней Греции (VII-Vвв. до н. э. ) пытались объяснить, каким образом осуществляются различные превращения, из чего и как произошли все вещества. Так возникло учение о началах, стихиях(от стихия — основа), или элементах(от латинского elementum-первооснова, первоначало), как их стали называть позже.

Фалес Милетский считал, что мир — это единое целое, а всё, что происходит в природе, есть результат уплотнения или разряжения единой первоматерии, единого первоначала — воды. Анаксимен Милетский признавал первичной материей воздух, при охлаждении и сгущении которого образуется вода, а из неё затем при последующем уплотнении и охлаждении возникает земля. Философ Ксенофан учил, что первичными началами являются вода и земля; материя не уничтожается и не возникает, мир существует вечно.

В 544-483 гг. до н. э. В городе Эфесе жил знаменитый философ Гераклит, который считал, что все «телам» природы присуще вечное движение. Естественно, что первоматерией при этом он признавал самое подвижное и изменчивое начало — огонь. Мир, по мнению Гераклита, не создан ни богами, ни людьми, «был, есть и будет вечно живым огнём», который закономерно воспламеняется и так же закономерно угасает.

Другой древнегреческий философ, Эмпедокл, наблюдая горение дерева, отмечал, что сначала образуется дым (воздух затем пламя (огонь) и в конце концов остаётся зола (земля). Если около пламени будет находится холодная поверхность, то на ней осаждаются пары воды. Таким образом, горение есть разложение горящего вещества на четыре элемента: воздух, огонь, воду и землю. На основании такого вывода Эмпедокл первый создал учение о четырёх началах («корнях») природы: «Сначала выслушай, что четыре корн всего), существующего – Огонь, и Вода, и Земля, и безграничная высь Эфира... Из них всё, что было, и всё то, что будет». Эти «начала» вечны и неизменны.

Анаксагор из города Клазомена в Малой Азии первым высказал предположение, что все вещества состоят из бесчисленного количества первичных начал материи — «семян вещей». Материи свойственны противоположные качества: свет и тьма, теплота и холод, сухость и влажность. Только совокупность этих качеств, взятая в различных соотношениях, обуславливает образования таких начал, как земля и эфир.

Здесь необходимо отметить, что тогда же, наряду с учением о «стихиях», развивались и другие представления о строении материи — атомистические. Ярчайшей фигурой древней Греции и всего античного мира был Аристотель (384-322 гг. до н. э.). Он как и Эмпедокл, признавал, что в мире существуют четыре основных «начала» — «стихии» (они же «элементы», иногда «принципы» или «первичная материя»). Под стихиями Аристотель понимал «предельные части», на которые разлагаются все тела. Эти части не делятся дальше и отличаются друг от друга «по виду». К стихиям он относил воду, землю, огонь и воздух; каждая из стихий бала носителем двух свойств из четырёх – влажности и сухости, тепла и холода: воздух тёплый и влажный, огонь сухой и тёплый, земля сухая и холодная, вода холодная и влажная.

 Помимо этих четырёх элементов Аристотель ввёл пятый, который назвал «сущность». В средние века алхимики стали именовать этот элемент «квинтэссенцией»(от латинского quintaessentia- пятая сущность), «философским камнем», «эликсиром жизни», «великим магистерием», «красной тинктурой», «универсалом», «медикаментом». Таинственному пятому элементу приписывали сверхъестественные свойства.

Учения Аристотеля о взаимном превращении элементов и о пятой сущности легло впоследствии в основу представлений о трансмутации, в том числе и о получении золота из неблагородных металлов. И первыми стали применять учение Аристотеля алхимики.

 

Тайны «трансмутации»

В 321 г. До н. э. в дельте Нила был заложен новый город — Александрия, названный так в честь завоевателя Александра Македонского. Имея выгодное географическое положение, город стал одним из крупнейших торговых и ремесленных центров. Там была основана первая в истории академия- специальное учреждение, где занимались различными исследованиями и обучали известным в то время наукам.

До завоевание Египта жрецы, знавшие химические операции (получение сплавов, амальгамирование, имитация драгоценных металлов, выделение красок и т. д. ), держали их в глубочайшей тайне и передавали только избранным ученикам, а сами операции проводили в храмах, сопровождая их пышными мистическими церемониями. После покорения этой страны многие тайны жрецов стали известны древнегреческим учёным, которые считали, что имитация драгоценных металлов есть настоящее «превращение» одних веществ в другие, соответствующее законам природы. Словом, в эллинистическом Египте произошло соединение представлений античных философов и традиционной обрядности жрецов — то, что впоследствии было названо — алхимией.

Около 640 г. н. э. Египет захватили арабы, а уже в начале VIIIв. их власть установилась на огромной территории – от Гибралтара до Индии. Научно-практические знания и культура, усвоенные арабами в покорённых странах (и особенно в Египте), к XIIв. достигли Европы. В этом большую роль сыграла торговля между государствами арабского Востока и европейскими странами. Химические знания, пришедшие в Европу от арабов, стали называть арабским словом «алхимия».

Что же это были за знания? Зачатки алхимических взглядов встречались у многих народов. В Iв. н. э. древнеримский врач и естествоиспытатель Диокорид написал первую химическую энциклопедию, в которой были изложены способы приготовления известковой воды, медного купороса, белил и некоторых других веществ. В Китае алхимией Вей Поян (IIв. ) описывает рецепт получения “пилюль бессмертия”. Ко Хун (281- 361) также даёт рецепты изготовления “пилюль долголетия” и искусственного золота. Поиски таких рецептов были распространены в эллинистическом Египте. От тех времён сохранилось два папируса, относящихся к IIIвеку, — «Лейденский папирус X» и «Стокгольмский папирус». В первом содержится около ста рецептов имитации золота, а во втором, кроме того, описывается подделка жемчуга и крашение пурпуром.

Греческий алхимик Зосима – автор многих научных сочинений, в том числе и алхимических («Имут», где говорится о происхождении алхимии;» О хорошем качестве и составе вод», где описывается получение живительной воды). Его считают одним из основателей алхимии.

Среди арабских алхимиков одним из виднейших был принц Калида ибн Казид (около 660-704), проведший большую часть жизни в Египте. Он приказал перевести на арабский язык все известные алхимические сочинения.

Но истинным «царём науки» арабы называли великого учёного Джабира ибн Гайяна (около 721-815), известного в Европе под именем Гебер. Знакомый с учениями древних, он стал последователем Аристотеля, взгляды которого на элементы-качества были переосмыслены арабами.

Гайян считал, что металлы состоят из двух основных частей (элементов): серы, являющейся носителем горючести и изменчивости, и ртути – «души» металлов, носителя металличности (блеска, твёрдости, плавкости), а основными химическими процессами являются горение и плавление. Самыми благородными металлами являются золото и серебро, в состав которых входят сера и ртуть в наичистейшим виде и в самой оптимальной пропорции. Разнообразие последних зависит от количественного соотношения серы и ртути и от примесей. Но в природе этот процесс соединения идёт очень медленно, и, чтобы ускорить его, надо добавить «медикамент» (особый препарат), тогда превращение займёт около 40 дней; если же использовать «эликсир», то весь процесс получения золота займёт всего 1 час!

Изучал Гайян и свойства, а также способы приготовления многих солей: купоросов, квасцов, селитры и других. Знал получение кислот: азотной, серной, уксусной. При проведении опытов прибегал к перегонке, обжигу, возгонке, кристаллизации. Он считал, что практика и опыты для алхимиков имеют первостепенную важность, без них успех невозможен. Труды Гайяна («Книга семидесяти», «Книга ядов», «Сумма совершенств», «Книга о печах») изучалось много веков.

Учеником прославленного Гебера считал себя крупнейший арабский алхимик Абу Бакр Мухаммед ибн Закарийа ар-Рази (865-925), автор «Книги тайн» и «Книги тайны тайн». Он первый провёл классификацию известных в то время веществ, разделив их на три класса: землистые (минеральные), растительные и животные.

Ар-Рази признавал трансмутацию неблагородных металлов в благородные, признавал элементы металлов – серу и ртуть, но, не ограничиваясь этим, ввёл дополнительный третий – элемент «соляной природы», являющийся носителем твёрдости и растворимости. Это учение о трёх элементах (сера, ртуть, соль) широко распространилось среди европейских алхимиков.

Восприняв представление античных атомистов ар-Рази применил их к учению Аристотеля, считая, что вещества состоят из неделимых элементов-частиц (атомов, по-современному) и пустоту; сами элементы вечны, неделимы и имеют определённые размер. Свойства же веществ зависят от размеров атомов и расстояний между ними (пустот). Так, земля и вода состоят из атомов больших размеров, а пустоты в них меньше, и поэтому они движутся вниз; огонь и воздух, наоборот, движутся вверх, так как их атомы меньше, а пустоты в них больше.

Как и Гайян, ар-Рази считал, что целью алхимии должно быть познание свойств веществ, освоение всевозможных операций над ними, изготовление различных аппаратов для осуществления этих операций. В этой практической, а не отвлеченно-мистической направленности как раз и выразилась специфика учения арабских алхимиков.

Идея превращения неблагородных металлов в благородные нашла много приверженцев в Западной Европе. И вот за толстыми стенами, в сырых подвалах, в уединённых кельях пытаются ускорить процесс «совершенствования» металлов. Неблагородные металлы расплавляют, смешивают друг с другом, окрашивают, закапывают в землю, но тщетно! Почему же не получается золото?

Возможно, этот процесс сверхъестественный? Над металлами произносятся заклинания; на полу, на стенах изображаются магические формулы... и опять неудача.

А может быть, вся суть заключается в пятом элементе –«квинта эссенции», получившем множество различных возвышенных и таинственных имён? Только он один мог превратить любой металл в золото, дать человеку вечную жизнь и молодость. Теперь усилия алхимиков сосредотачиваются на получении философского камня. Были созданы сотни зашифрованных рецептов, большинство из которых до сих пор не удалось разгадать, не говоря уже об экспериментальной проверке.

Шли годы… Алхимики продолжали свои поиски. Крупнейшим алхимиком средневековья можно назвать Альберта фон Больштедта (1193-1280). Обладая поразительной работоспособностью, жаждой знаний и будучи прекрасным оратором, он стал знаменитым среди своих современников, которые называли его «универсальным доктором», Альбертом Великим. Отказавшись в 1265 г. от епископства, фон Больштедт удалился в монастырь и посвятил оставшиеся годы жизни науке. Им было написано огромное число трактатов по различным отраслям знаний, в том числе и по алхимии-«Пять книг о металлах и минералах», «Книга об алхимии».

Альберт Великий полагал, что трансмутация металлов заключается в происходит вида и плотности. Изменение же свойств металлов происходит под действием мышьяка (окрашивает металлы в жёлтый цвет) и воды (сжимаясь и уплотняясь, она увеличивает плотность металлов). Описывая проведение алхимических операций, он приводит ряд правил, которым надо следовать в работе: хранить молчание, скрываться от глаз людских, соблюдать время и т. д.

В XVIв. особой популярностью пользовались сочинения Василия Валентина («могущественный царь»): «О тайной философии», «О великом камне древних мудрецов», «Триумфальная колесница антимония». Правда, все попытки установить подлинное имя автора не удались; видимо, под этим псевдонимом писал неизвестный алхимик, возможно, не один.

Признавая трансмутацию металлов и начала алхимиков, Василий Валентин особо подчеркивал, что алхимические элементы металлов не имеют ничего общего с реальными элементами того же названия:

«Все, писавшие о семенах металлов, согласны в том, что сера представляет мужское семя металлов, а ртуть- женское семя; но это нужно понимать разумом и не принимать за семена металлов обыкновенную серу и обыкновенную ртуть, потому что обыкновенная ртуть, будучи сама металлом, не может быть семенем металлов». Также не могут быть «семенем» металлов обыкновенная сера и соль. Последняя, по его мнению, характеризует способность металлов растворяться в кислотах.

В алхимических изысканиях Василия Валентина уже чувствует большая практическая направленность. Так, он первым упоминает о соляной кислоте («соляном спирте»), предлагает способ получения её из поваренной соли и железного купороса, описывает её действие на металлы и некоторые оксиды. Сурьме и её соединениям посвящено сочинение «Триумфальная колесница антимония».

Но не все средневековые учёные принимали основные теоретические положения алхимиков. И одним из таких учёных был Авиценна. Этим латинским именем называли знаменитого арабского философа и врача абу Али ал-Хусейна ибн Сину (980-1037), таджика по национальности, родившегося недалеко от Бухары. Он создал около 300 трудов, и некоторые из них («Медицинский канон», «Книга исцеления», «Книга знаний») пользуются известностью и в настоящие время. Им описана почти тысяча различных веществ, среди которых были металлы, Авиценна считал серу и ртуть, но отрицал возможность превращения одного металла в другой, поскольку полагал, что для этого нет путей.

Не верил в трансмутацию и алхимические начала величайший итальянский учёный и художник Леонардо да Винчи (1452-1519), поставивший своей целью «постичь происхождение многочисленных созданий природы». Он опирался на эксперимент, который он считал посредником «между искусной природой и родом человеческим» и который «должно производить многократно, чтобы какое-нибудь случайное обстоятельство не повлияло бы на его результаты».

Леонардо да Винчи признавал практическую алхимию, которая могла приносить пользу, но резко выступал против тех алхимиков, которые ставили своей целью получение золота. Он считал, что человек не может создавать простые вещества, а тем более превращать их одно в другое, да и ртуть не может быть общим «семенем» металлов, поскольку «природа разнообразит семена соответственно различию вещей».

В поисках условий для осуществления таинственной трансмутации алхимики разработали такие важные методы очистки веществ, как фильтрация, возгонка, дистилляция, кристаллизация. Для проведения экспериментов они создали специальные аппараты — водяную баню, перегонный куб, риторы, печи для нагревания колб; ими были открыты серная, соляная и азотная кислоты, многие соли, этиловый спирт, изучены многие реакции (взаимодействие металлов с серой, обжиг, окисление и т. д. ).

Но чтобы превратить алхимические учение в положения научной химии, необходимо было «очистить» его от мистических наслоений, поставить на подлинную экспериментальную основу, детально исследовать состав веществ. Начало этому сложному и длительному процессу положили иатро-химики (от иатрос– врач) и представители технической химии.

Развитие иатро-химии, металлургии, красильного дела, изготовление глазурей и т. д., усовершенствование химической аппаратуры – всё это способствовало тому, что эксперимент постепенно становится основным критерием истинности теоретических положений. Практика же, в свою очередь, не могла развиваться без теоретических представлений, которые должны были не только объяснить, но и предсказывать свойства веществ и условия проведения химических процессов. Учёные отказались от традиционных «начал» алхимиков и обратились к материалистическим представлениям древних о строении материи.

 

От алхимии к научной химии.

Новому пониманию предмета химического познания способствовало возрождение античного атомизма. Здесь важную роль сыграли труды французского мыслителя П. Гассенди. Он не только воскресил атомистическую теорию, но, по словам Дж. Бернала, превратил её «в учение, куда вошло всё то новое в физике, что было найдено в эпоху Возрождения». Для обнаружения частиц, не видимых простым глазом, Гассенди использовал микроскоп; из этого он делал вывод, что если можно обнаружить столь мелкие частицы, то могут существовать и совсем мельчайшие, которые удастся увидеть впоследствии.

Он считал, что Бог создал определённое число атомов, отличающихся друг от друга формой, величиной и весом. всё в мире состоит из них. Как из кирпича, брёвен и досок можно построить огромное число разнообразных зданий, так и из нескольких десятков видов атомов природа создаёт великое множество тел. Соединяясь, атомы дают более крупные образования – «молекулы». Последние в свою очередь, объединяясь друг с другом, становятся более крупными и «доступными для ощущения». Тем самым Гассенди первым ввёл в химию понятие молекула(от латинского moles– с уменьшительным суффиксом cula).

И вместе с тем П. Гассенди, как и Р. Декарт, разделял заблуждения науки своего времени. Он признавал божественное происхождение атомов, признавал, что существуют особые атомы запаха, вкуса, тепла и холода.

Развитию корпускулярной теории способствовал великий английский учёный Исаак Ньютон (1643-1727), занимавшийся и вопросами химии. Он имел хорошо оборудованную химическую лабораторию, среди его трудов есть сочинение «О природе кислот» (1710). Ньютон считал, что корпускулы созданы Богом, что они неделимы, тверды и неуничтожимы. Соединение корпускул происходит за счёт притяжения, а не за счёт крючков, зазубрин и т. д. Такое притяжение и определяет «химическое действие»; распад существующих веществ на первичные частицы и образование из них других сочетаний обусловливают появления новых веществ.

Корпускулярное учение нашло свое завершение в трудах знаменитого английского учёного Роберта Бойля.

Ему от отца в наследство два имения, в одном из которых (Сталь Бридж) он поселился. Там Бойль собрал богатую библиотеку и оборудовал прекрасную лабораторию, где работал со своими помощниками. Молодой учёный разработал основы анализа( от анализис – разложение) «мокрым путём», т. е. анализ в растворах. Он ввёл индикаторы (настой лакмуса, цветов фиалок, а также лакмусовые бумажки) для распознания кислот и щелочей; соляную кислоту и её соли с помощью нитрата серебра, соли серной кислоты – с помощью извести и т. д. Эти приёмы используются и сейчас.

Под влиянием работ Торчелли по изучению атмосферного давления Бойль занялся исследованием свойств воздуха. Он брал трубки U-образной формы с разной длиной колен. Короткое было запаяно, а длинное открыто. Заливая в последнее ртуть, Бойль «запирал» в коротком колене. Если изменять количество ртути в длинном колене, то изменяется объём воздуха в коротком. Так была установлена закономерность: объём газа обратно пропорционален его давлению (1662). Позднее эту закономерность наблюдал французский учёный Э. Мариотт. Сейчас первый газовый закон именуется законом Бойля- Мариотта.

А за год до открытия газового закона Бойль опубликовал книгу «Химик-скептик», в которой изложил свои взгляды Бойль считает химию самостоятельной наукой, а не подспорьем алхимии и медицины. Все тела, пишет он, состоят из движущихся частиц, обладающих разной величиной и формой, а элементами, подчёркивает Бойль, не могут быть ни «начала» Аристотеля, ни «начала» алхимиков. Это «определённые, первоначальные и простые, вполне несмешанные тела, которые не составлены друг из друга, но представляют собой те составные части, из которых составлены все так называемые смешанные тела и которые они в конце концов могут быть разложены».

Таким образом, элементы, по Бойлю, это вещества, которые нельзя разложить (т. е. простые вещества), они состоят из однородных корпускул. Таковы золото, серебро, олово, свинец. Другие, например киноварь, разлагающуюся на ртуть и серу, он относил к сложным веществам. В свою очередь, серу, ртуть, которые не удалось разложить, следовал отнести к элементам. А сколько в природе элементов? На этот трудный вопрос ответ мог дать  только опыт. Нельзя так же утверждать, считал Бойль, что известные в то время простые вещества обязательно должны быть элементами — возможно, со временем, и они будут разложены (что и произошло с водой и «землями»- оксидами щелочноземельных металлов).

Ему удалось в корпускулярной теории строения веществ объединить два подхода – учение об элементах и атомистические представления. «Бойль делает из химии науку», -писал Ф. Энгельс.

 

Революция в химии

Центральная проблема химии XVIIIв. – проблема горения. Вопрос состоял в следующим: что слу

www.ronl.ru

Доклад - Древняя история нефти

  />

H

 

H

 

H

 

H

 

СС

 

СС

 

СС

 

СС

 

СС

 

СС

  />/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>

H

 

/>

        

            Доклад

                       похимии.

   Древняя история  нефти.

 

                                          Ученицы 10 «б» класса

                                          средней школы  N45

                                          Хорьяковой Людмилы

                                                                   2001год.

В наши дни нефть является важнейшимхимическим сырьем и энергетическим источником. В 1962 году ее мировая добычасоставила 1.1 миллиарда тонн. Каждый год открывают все новые нефтяныеместорождения.

И все-таки нельзя вести историю добычинефти с 1859 года. Действительно, с этого времени стала развиваться нефтянаяпромышленность, именно тогда были начаты в крупных масштабах буровые работы, новпервые человек начал использовать нефть еще в глубокой древности.

Точно не известно, когда человек впервыеприменил летучие нефтяные фракции. При исследовании этого вопроса мы вынужденыдовольствоваться рисунками, реже надписями. Однако чем древнее эпоха,  вкоторую мы стараемся проникнуть, тем их становится меньше и понять их труднее.

Во всяком случае, достоверно установлено,что уже более 6000 лет назад шумерам, населявшим до вавилонян и ассирийцевтерриторию между Тигром и Евфратом, был известен вязкий смолообразный нефтянойбитум, образующийся из выступившей на поверхность нефти, после того как из нееиспарились наиболее летучие части. Шумеры использовали его как вяжущее иуплотняющее вещество. Там, где жили  шумеры, было мало природных строительныхматериалов — дерево и камня. Поэтому шумеры возводили свои постройки изкирпича, который приготовляли из смеси песка, глины или гравия и битума ( около35% ). Этот кирпич обладал поразительной прочностью.

Шумеры, разумеется, видали и жидкую нефтьи знали, что если она останется на  воздухе, то превратится в битум. Ониназывали ее esir, что означает светящаяся вода.

Применяли нефть и для лекарственных целей.Битумными мазями лечили чесотку и нарывы, а длительными «ваннами» внефтяных лужах пытались избавиться от болей в суставах. При болезнях желудкажевали пилюли из нефтяного битума. Теперь кажется сомнительным, чтобы этилекарства помогали.

Огромные сооружения городского типа,обнаруженные при раскопках вавилонских и ассирийских  поселений, удалосьвоздвигнуть только благодаря широкому применению природных битумов.

Битум применялся для постройки зданий,мостовых — прообраза наших асфальтовых дорог, каналов, для укрепления береговрек и искусственных водоемов. Жидкую нефть, как показывают археологическиераскопки, уже тогда использовали как горючее в светильниках.

Еще в 18 веке до нашей эры знали нефть и вКитае. Для ее добычи там строились специальные нефтяные колодцы. Китайцы употреблялинефть для освещения, как лекарство и в военных целях. Китайские воины из«огненных повозок» бросали горшки  с горящей нефтью в ряды врагов.

Во время своих походов грекам и римлянамстали известны многие месторождения нефти в Малой Азии. Римляне называли нефть oleum petrae  — каменное масло. Это название перешло в другие языки. Отсюда произошло и русское«петролеум», а один из продуктов перегонки нефти называетсяпетролейным эфиром.

Римляне привозили нефть и битум к себе народину и использовали их так же, как и покоренные ими народы. У греков и римляннефть, кроме того, применялась для военных целей.

Уже давно были известны огненные стрелы,острия которых обматывались паклей, пропитанной нефтью, а в 7 веке нашей эрывизантийцы создали так называемый «греческий огонь». " Возьмичистую серу, нефть, винный камень, смолу, поваренную соль, деревянное масло;хорошенько провари все вместе, пропитай этим составом паклю и подожги. Такойогонь можно погасить только песком или винным уксусом" — так написано водном из многочисленных рецептов, которые греки хранили в глубочайшей тайне.

«У греков есть огонь, подобныйнебесной молнии. Они направляли его на нас и сжигали дотла все попадавшееся напути, поэтому победить их не возможно», — так рассказывал один из оставшихсяв живых о морском сражении с греками.

Позднее арабы, познакомившиеся сдостижениями соседних народов, тоже узнали о нефти и внесли значительный вкладв развитие методов ее переработки. Около 950-го года арабы построили первыеустановки для перегонки нефти. Они делали перегонные кубы из обожженной  глиныили свинца.          

www.ronl.ru

Реферат - Из истории возникновения химии

Из истории возникновения химии. Химия-наука,изучающая вещества и их превращения.Превращения веществ происходят в результате химических реакций. Первые сведения о химических превращениях люди получили,занимаясь различными ремеслами,когда красили ткани,выплавляли металл,изготавливали стекло.Тогда появились определённые приёмы и рецепты,но химия ещё небыла наукой. Не стала предшественницей химии и средневековая алхимия.Целью алхимиков был поиск так называемого философского камня,с помощью которого любой металл можно было бы превратить в золото.Разумеются их усилия остались бесплодными.Но поскольку они проводили различные опыты,им удалось сделать несколько важных практических изобретений.Стали использоваться печи,реторы,колбы,аппараты для перегонки жидкостей.Алхимики приготовили важнейшие кислоты,соли и оксиды,описали способы разложения руд и минералов. Возникновение науки химии обычно связывают с именем английского физика и химика 17 в Роберта Бойля.Он впервые определил центральный объект исследования химии:попытался дать определение химического элемента.Бойль считал,что элемент-это предел разложения вещества на составные части.Разлагая природные вещества на их составные,исследователи сделали много важных наблюдений,открыли новые элементы и соеденения.Химик стали изучать,что из чего состоит. В начале 19 в. англичанин Дж.Дальтон ввёл понятие атомного веса. Каждый химический элемент получил свою важнейшую характеристику.Атомно-молекулярное учение стало основой теоретической химии.Благодоря этому учению Д.И.Менделеев открыл периодический закон.названный его именем,и составил периодическую таблицу элементов. В 19 в. чётко определились два основных раздела химии:органическая и неорганическая.В конце столетия в самостоятельную отрасль оформилась физическая химия.Результаты химических исследований всё шире стали использоваться в практике,а это повлекло за собой развитие химической технологии.

О пользе химии. Химическое искусство возникло в глубокой древности,и его трудно отличить от производства,потому что,подобно сёстрам-близнецам,оно одновременно рождалось у горна металлурга,в мастерской красильщика и стекольщика.Корнни химии проросли в плодородной почве металлургической и фармацевтической практики.Письменных источников,по которым можно было судить об уровне древней ремесленной химии,сохранилось мало.Изучение археологических объектов с помощью современных физико-химических методов приоткрывает завесу в мир ремесла древнего человека.Установлено,что в Месопотамии в 14-11 вв. до н.э. применяли печи,в которых при сжигании угля можно было получить высокую температуру (1100-1200 С),что позволяло выплавлять и очищать металлы,варить стекло из поташа и соды,обжигать керамику. Технохимия и металлургия достигли высокого уровня в Древней Индии. Многочисленные рецепты изготовления мазей,лекарств,красок,изложенные в папирусах,показывают высокий уровень развития ремесленной химии,косметики и фармации уже в середине второго тысячелетия до н.э.По выражению А.Лукаса, «косметика так же стара,как человеческое тщеславие».Широкое распространение в древности получили рецепты изготовления пищевых продуктов,обработки и окраски кож и мехов.В пятом тысячелетии до н. э. Были хорошо развиты практическая технология дубления,крашения,парфюмерное дело,изготовление моющих средств. В одной из сохранившихся рукописей Древнего Египта,в так называемом «Папирусе Эбереса» (16 в. до н. э.),приведён ряд рецептов изготовления фармацевтических препаратов.Описаны способы извлечения из растений различных соков и масел путём выпаривания,настаивания,выжимания,сбраживания,прцеживания.Приёмы возгонки,перегонки,экстрагирования,фильтрации широко применялись в различных технологических операциях. Древние специалисты химического искуства:плавильщики,стеклодувы,красильщики,мыловары-были «химиками-технологами».Это были люди чистой практики,для которых «теория» значила мало или вообще ничего не значила.Они устно передавали свой богатый опыт каждому новому поколению.Никто в то время этот опыт не обобщал и не описывал,и если в папирусах сохранились отдельные рецепты,то это было далеко не то,что могли делать руки мастера.А могли они делать немало.Дастаточно напомнить о красивой глазури (обливные облицовочные плитки,для окраски которых применялись такие оксиоды,как СuО,СоО,FeO,PbO). В Древнем Египте был разработан способ получения чистого золота.Обработку породы начинали с дробления кварца,содержащего золото,затем куски кварца сплавляли в герметически закрытых тиглях с поваренной солью,свинцом,оловом,при этом серебро переходило в хлорид серебра.Кроме золота,в древности были известны серебро,железо,олово,ртуть,медь,свинец.Согласно учению древних,семь металлов олицетворяло семь планет. Усовершенствование процесса получения бронзы вызвало рождение технологии тепловой обработки сплавов

О вреде химии. После появления ядерного топлива к химии стали относиться всё хуже и хуже.Первые электростанции,работавшие на ядерном топливе,появились 1950-х годах.Вслучае утечки такого топлива оно заражает всё вокруг даже воздух.Многие люди,обеспокоенные этим,устраивали демонстрации протеста против использования атомной энергии.До 1950-х годов большинство электростанций работало на нефти на угле.Такое топливо не столь опасно,как ядерное,но его запасы рано или поздно должны истощиться.К тому же выделяющейся дым растворяется в дождевой влаге.Когда такой дождь выпадает на землю,он наносит ущерб пастбищам и лесам.Эти дожди называются кислотными.В 1986 году на атомной электростанции в украинском городе Чернобыле произошла сильная утечка ядерного топлива.Вся местность на много километров была заражена.До сих пор людям небезопасно жить в районе Чернобыля,употреблять произведённые там продукты питания,пить воду из местных водоёмов.

www.ronl.ru

История химии

ПРЕДАЛХИМИЧЕСКИЙ ПЕРИОДРемесленная химия - Античная греческая натурфилософия - Учение Аристотеля - Античный атомизм Ремесленная химия в доантичный и античный периодыПроблема получения материалов (веществ) с заданными свойствами в практическом плане возникла, видимо, одновременно с человеком, который на протяжении достаточно длительного с точки зрения эволюции времени не столько приспосабливается к окружающей среде, сколько приспосабливает окружающую среду к себе. Важнейшую роль в преобразовании человеком природы играют разного рода химические операции с веществом. Однако начало зарождения ремесленной химии следует в первую очередь связывать, видимо, с появлением и развитием металлургии. В истории Древнего мира традиционно выделяются Медный, Бронзовый и Железный века, в которых основным материалом для изготовления орудий труда и оружия являлись соответственно медь, бронза и железо. Соответственно и в развитии древней металлургии можно выделить следующие основные этапы:1. Медь впервые получена выплавкой из руд, видимо, примерно за 9000 лет до н.э. Достоверно известно, что в конце VII тысячелетия до н.э. существовала металлургия меди и свинца. В IV тысячелетии до н.э. уже имело место широкое распространение изделий из меди.2. Приблизительно 3000 годом до н.э. датируются первые изделия из оловянной бронзы, сплава меди и олова, значительно более твёрдого, чем медь. Несколько раньше (примерно с V тысячелетия до н.э.) широко распространились изделия из мышьяковистой бронзы – сплава меди с мышьяком. Бронзовый век в истории длился около двух тысяч лет; именно в бронзовом веке зародились крупнейшие цивилизации древности.3. Первые изделия из железа неметеоритного происхождения были изготовлены примерно за 2000 лет до н.э. Примерно с середины II тысячелетия до н.э. изделия из железа получили широкое распространение в Малой Азии, несколько позднее – в Греции и Египте. Появление металлургии железа представляло собой существенный шаг вперёд, поскольку технологически получение железа значительно сложнее выплавки меди или бронзы. Для получения железа необходимо применение дутья – продувания воздуха через горящий древесный уголь, а также использование добавок – флюсов, облегчающих отделение примесей в виде шлаков. Переход к металлургии железа предполагает также существенное усложнение технологии обработки металла после плавки – ковка, науглероживание поверхностного слоя, закалка и т.п. Примерно в IV в. до н.э. в Персии был открыт способ изготовления булатной стали – высокоуглеродистого железа, которому посредством длительной обработки придавались совершенно уникальные пластичность и твердость. В раннем средневековье стала известна т.н. дамасская сталь, представляющая собой сравнительно дешёвую подделку под настоящий булат.В III тысячелетии до н.э. были известны также и способы получения из руд золота и серебра. В середине II тысячелетия до н.э. впервые получена ртуть. Таким образом, в Древнем мире были известны в чистом виде семь металлов: медь, свинец, олово, железо, золото, серебро и ртуть, а в виде сплавов – ещё и мышьяк, цинк и висмут. Достижения металлургов древности стали основой металлургической техники всего средневековья. Сколько-нибудь существенные усовершенствования в старинные методы выплавки металлов, особенно в технику получения железа, были внесены лишь в Новое время.

Помимо металлургии, накопление практических знаний происходило и в других областях химической технологии. Уже в III-м тысячелетии до н.э. помимо известной с древнейших времён терракоты (обожжённой глины) получили широкое распространение изделия из майолики, покрытой слоем обливной глазури, окрашенной оксидами свинца, железа, меди, кобальта. Примерно к тому же времени относятся и первые изделия из стекла, обнаруженные в Месопотамии, Египте и Палестине. Настоящее производство стекла, которое окрашивалось в разные цвета, появилось в Древнем Египте в середине II тысячелетия до н.э. Египетские рецепты, датируемые II-м тысячелетием до н.э., свидетельствуют также и о весьма высоком уровне развития парфюмерного искусства, косметики, технологий крашения тканей и дубления кож, фармации и т.п.Следует отметить, что в доантичные и ранние античные времена именно Египет являлся общепризнанным лидером в области химической технологии (исключая, пожалуй, металлургию). Весьма важной особенностью ремесленной химии в Древнем Египте являлось то, что все ремёсла находились под эгидой храмов, в которых жрецы тщательно записывали и сохраняли используемые технологии и рецептуры. Наивысшего расцвета химические (как, впрочем, и все прочие) технологии Древнего мира достигли в эллинистическом Египте и императорском Риме.Накопление запаса практических сведений и навыков, получение большого числа новых веществ с разнообразными свойствами уже в античные времена не только позволяло, но и требовало сделать некоторые обобщения. Именно в античной философии впервые была поставлена проблема происхождения свойств вещества.Античная натурфилософияПервые философские представления о природе вещества и происхождении его свойств зародились практически одновременно в разных цивилизациях около VII века до н.э. В Китае это были Конфуций и Лао Цзы, в Индии – Будда, в Персии – Зороастр (Заратустра), в Греции – философы т.н. Милетской школы.Все эти натурфилософские учения имеют общие черты:1. Космологический подход. Учение о природе вещества и его свойств является частью учения о мироздании в целом, причем свойства вещества с необходимостью следуют из свойств Вселенной.2. Дуализм. Важнейшим элементом любого натурфилософского учения является существование пар противоположных мировых начал (Ян – Инь, светлое – тёмное, активное – пассивное, любовь – ненависть и т.п.).Отличительная особенность греческой натурфилософии – её в значительной степени светский (нерелигиозный) характер. В греческой натурфилософии можно выделить два течения, выделившиеся по способу ответа на вопрос о делимости материи: континуализм и атомизм.Континуализм исходит из предположения, что материя непрерывна и делима до бесконечности; любая сколь угодно малая часть материи тождественна тому телу, делением которого она получена.Атомизм утверждает, что материя дискретна и состоит из множества неделимых частичек – атомов, – движущихся в пустоте.Милетская школа натурфилософии и её последователиФалес Милетский (ок. 625-547 до н.э.) явился основателем греческой натурфилософии. По мнению Фалеса, поскольку все вещества способны к взаимопревращениям, все они являются проявлениями одного основного вещества – архесомы (элемента). У Фалеса основным веществом является вода. Причина выбора воды – в её всеобщести, поскольку Земля представлялась Фалесу в виде диска, плывущего по бесконечному Океану и накрытого полусферой Неба. При этом сама Земля образована "сгущением" воды.Учение Фалеса о существовании некоего первоначала всех веществ было воспринято большинством более поздних философов; различие взглядов выражалось лишь в вопросе о том, что является первоначалом.Анаксимен из Милета (ок. 585-525 до н.э.), опираясь на новые представления о том, что Земля представляет собой шар, окружённый воздухом, утверждал, что первоосновой Вселенной и всех тел (веществ) является именно воздух. Сгущаясь к центру Вселенной, воздух образует воду и землю.Ксенофан (ок 565-473 до н.э.) считал, что первоначалом всех вещей является, напротив, именно земля, находящаяся в центре Вселенной. Из земли и воды произошли все остальные вещи.Гераклит Эфесский (ок. 540-480 до н.э.) выделял первоначало всех вещей по иному принципу. Поскольку основным свойством Вселенной является постоянное изменение, первосубстанцией должно быть нечто, наделённое способностью к изменению в максимальной степени. Таковой субстанцией, по мнению Гераклита, является огонь – изменчивый и всё изменяющий.Некоторые философы выражали сомнение в том, что все вещества могут иметь одно-единственное первоначало; появились учения, в которых предполагалось существование нескольких начал (элементов).Анаксимандр (ок. 610-546 до н.э.) высказал предположение о том, что некая первосубстанция – бесконечная, вечная, объемлющая все миры – предстаёт нам в виде трёх известных основных субстанций – воды, земли и огня. Эти субстанции (стихии) находятся в вечной борьбе, однако некий естественный закон (необходимость) не позволяет одной стихии возобладать над другими. Все вещества (тела) окружающего мира образуются в результате сочетания воды, земли и огня.Эмпедокл из Агригента (ок. 490-430 до н.э.) довёл число элементов-стихий до четырёх. По Эмпедоклу, вещество образовано смешением земли, воды, воздуха и огня. Элементы Эмпедокла материальны и наделены свойствами филии (любви) и фобии (вражды). Эти две противоположности, присущие всем телам, и приводят материю в движение.Идею существования четырёх начал всех вещей (элементов) – земли, воды, огня и воздуха – поддерживали и такие великие философы античности, как Пифагор (ок. 570-500 до н.э.) и Платон (428-348 до н.э.).Физическое учение Платона изложено в диалоге "Тимей". Заимствовав у своих предшественников представление о четырех видах материи (земле, воде, воздухе и огне), он считал их способными ко взаимопревращениям. Эти виды материи, по мнению Платона, являются проявлением единой первичной материи. Частицы разных видов материи представляют собой правильные геометрические тела. Платон объяснял свойство видов материи – твердость, плавкость, воздухообразность, огнеобразность – геометрией многогранников. Как было доказано греческими геометрами, существует лишь пять правильных многогранников: тетраэдр, октаэдр, куб, икосаэдр и додекаэдр. Поскольку из существующих видов материи самым устойчивым и наименее подвижным является Земля, то ей соответствует четырехугольная плоскость куба (в) как наиболее обеспечивающая эту устойчивость. Свойство других видов материи обеспечиваются соответствующими многогранниками: огню соответствует тетраэдр (а), воде – октаэдр (б), воздуху – икосаэдр (г). Поскольку не было элемента, соответствующего додекаэдру (д), Платон высказал идею, что существует еще пятый элемент, который бог использовал, чтобы создать небесные тела. Платоновы тела в некотором отношении можно сравнить с атомами, однако Платон категорически отрицал их неделимость. Элементы, по мнению Платона, представлены числами, которые находятся в постоянной пропорции, т.е. огонь относится воздуху, как воздух к воде и как вода к земле.Данная картина перекликалась с идеями Пифагора, развившего идею объяснения явлений реальности на основе математической закономерности. Однако у Пифагора опытное познание в области физических явлений подменялось мистикой чисел. Идеалом познания пифагорейцев было пассивное созерцание, а не активный эксперимент. Вместе с тем для развития физических концепций была чрезвычайно важна установленная пифагорейцами возможность операций с физическими величинами путём сведения их к мере и числу.Учение АристотеляДо логич соверш-ва систему четырёх стихий довёл один из величайших мысл-лей античности – Аристотель из Стагиры (384-322 до н.э.). По мнению Аристотеля, четыре известные стихии не материальны, а являются лишь различными проявлениями (состояниями) первоматерии. Первоматерия предстаёт человеку, проявляя одновременно два из двух пар противоположных свойств – холода или тепла и влажности или сухости:

Тепло + сухость = огонь Тепло + влажность = воздухХолод + сухость = земля Холод + влажность = водаСуществование двух пар противоположных элементов, являющихся носителями двух противоположных пар качеств, Аристотель представлял графически в виде т.н. квадрата противоположностей.В результате соединения элементов в различных сочетаниях возможно образование сложных тел с различными свойствами. Образование нового тела (с иным сочетанием элементов) возможно, по Аристотелю, в результате миксиса – истинного смешивания (в отличие от механического). Важным моментом в учении Аристотеля является способность элементов к взаимопревращению. Это возможно, поскольку каждый элемент представляет собой лишь одно из состояний единой первоматерии (определённое сочетание качеств). Положение о возможности превращения одного элемента в другой стало позднее основой алхимической идеи о возможности взаимных превращений металлов (трансмутации).Ещё одним моментом в учении Аристотеля является сделанное им предположение о существовании пятого элемента (по латыни quinta essentia; эфир или начало движения), из которого состоят небесные тела. Поскольку небесам присущи вечность и совершенство, они не могут быть образованы теми же элементами, что и земные тела (тела "подлунного мира").По мнению Аристотеля, Вселенная и Разум подчинены одним и тем же законам. Поэтому учение Аристотеля построено в точном соответствии с законами формальной логики, созданием которой человечество также обязано ему (именно в формальной логике Аристотеля впервые использован упомянутый выше квадрат противоположностей). Система Аристотеля имеет чрезвычайно важное с точки зрения натурфилософии достоинство – она внутренне непротиворечива, т.е. ни одно из следствий не находится в противоречии с исходными посылками. Поскольку в спорах античных философских школ именно логика являлась главным инструментом (эмпирические данные использовались натурфилософами лишь в качестве иллюстрации), учение Аристотеля со временем заслужило широкое признание. Особенно популярным оно стало у арабов и в средневековой Европе. Несомненной заслугой Аристотеля было создание рациональной, всеобъемлющей, целостной, упорядоченной на основе его логики системы знаний, оказавшей огромное влияние на развитие позднейшей философской мысли.В целом космология последователей Аристотеля, который, в отличие от Анаксимандра, считал Вселенную конечной, может быть представлена следующим образом. Вокруг центра Вселенной (центра Земли) расположены последовательно сферы четырёх элементов в порядке уменьшения их тяжести – земли, воды, воздуха и огня. Далее следуют планеты, обращающиеся вокруг Земли, в следующем порядке: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн. За орбитами планет расположена сфера неподвижных звёзд. Движение планет по небосводу достаточно точно описывалось разработанной около 150 г. н.э. геоцентрической системой Клавдия Птолемея (ок. 90-160), у которого в силу совершенства небес орбиты обращения планет вокруг Земли являлись правильными окружностями (вследствие чего пришлось вводить систему эпициклов). Нетрудно, кстати, заметить здесь несомненные аналогии с современным взглядом на строение Земли: литосфера, гидросфера, атмосфера и магнитосфера – не что иное, как сфера земли, сфера воды, сфера воздуха и сфера огня в системах Эмпедокла, Платона, Пифагора и Аристотеля. Четыре стихии античных натурфилософов можно счесть также прообразом четырёх агрегатных состояний вещества – твёрдого, жидкого, газообразного и плазменного.Следует отметить, что в античные времена Платон считался более значительным философом, чем Аристотель. Однако в средневековой философии авторитет Аристотеля был совершенно непререкаемым, и в развитии химии натурфилософия Аристотеля – по выражению Бертрана Рассела, "система Платона, разбавленная здравым смыслом" – сыграла важнейшую роль. Значительную, хотя и не главную роль в поддержании многовекового господства учения Аристотеля сыграл и тот факт, что именно оно было выбрано в качестве натурфилософии христианской церковью.Античный атомизм.Способность материи к бесконечному делению отвергалась представителями атомистической традиции в греческой натурфилософии. Основоположником атомизма можно считать ионийского философа Левкиппа (ок. 500-440 до н.э.), утверждавшего, что существует предел деления – настолько малая частица, что её дальнейшее деление невозможно. Демокрит из Абдеры (ок. 460-370 до н.э.) назвал эти неделимые, вечные, абсолютно прочные частицы ατομοσ – неделимые. "Нет ничего, кроме атомов, вечно движущихся в бесконечной пустоте" – этот тезис Демокрита лёг в основу античного атомизма. Все изложенные выше концепции категорически отрицали возможность существования пустоты. Наличие пустоты (вакуума) было необходимо для существования движения, ибо в заполненном мире вещам двигаться некуда – данный принцип утверждался Парменидом и обосновывался Зеноном Элейским (V в. до н.э.). Кроме пустоты, для атомистической концепции характерно также признание принципов сохранения материи (ничто не может возникнуть из ничего) и сохранения форм материи (природа все разлагает на тела и в ничто ничего не переводит, т.е. в природе повторяются постоянно одни и те же формы материи). Левкипп и Демокрит исходили из принципа детерминизма: ничто не возникает из ничего, а все – из определенной причины и необходимости. Они не дали, однако, никакого объяснения происхождения и причины первого толчка, вызывающего первоначальное движение атомов.Основными характеристиками атомов, по мнению Демокрита, являются размер, форма и весомость; число форм атомов бесконечно. Соединяясь между собой в различных сочетаниях, атомы материи образуют новые вещества с различными свойствами. Сами атомы в соединениях сохраняют свою индивидуальность.Одной из принципиальных слабостей философского атомизма, проявившейся уже у Демокрита, стал вопрос о способе соединения атомов. Демокрит предполагал, что способность атомов к соединению обусловлена особенностями их формы и размера – наличием у атомов выступов, углублений, зубцов, крючков и пр. Однако эти положения Демокрита критиковали даже его последователи – Эпикур (341-270 до н.э.) утверждал, что "не может быть ни крючкообразных, ни трезубцеобразных… атомов; все эти формы весьма хрупки… Крючки и углы… смогут быть оторваны…". Впрочем, Эпикур также не смог предложить ничего лучше маленьких отростков, посредством которых атомы переплетаются. Важным изменением, внесённым в античный атомизм Эпикуром, явилось утверждение об ограниченности числа форм атомов – это число, по его мнению, неопределённо велико, но конечно.В античном мире число сторонников атомистической концепции было невелико, поскольку в философских спорах (а именно логические доказательства в дискуссии считались критерием истины) позиция атомистов была проигрышной, не в последнюю очередь благодаря вопросу о соединении атомов. Следует отметить, что труды античных атомистов утрачены практически целиком – от Демокрита и Эпикура остались лишь отрывки и цитаты, причём чаще всего – в работах их оппонентов. Практически единственное полностью сохранившееся сочинение – это дидактическая поэма "De Rerum Natura" ("О природе вещей"), излагающая воззрения Демокрита и Эпикура, которую написал римский поэт Тит Лукреций Кар (95-55 до н.э.). Общие черты античной натурфилософии.Несмотря на принципиальные различия континуализма и атомизма в объяснении разнообразия веществ, все античные натурфилософские школы имели известную общность подхода: в любом случае многообразие свойств считалось случайным проявление субстанции – неких абсолютных начал, хотя бы и дискретных.В качестве основных черт натурфилософии можно отметить следующее:1. Умозрительность. Всякая античная натурфилософская концепция представляет собой абстракцию (порой гениальную), лишённую каких-либо эмпирических основ. Чувственные данные всегда используются лишь как иллюстрация для умозаключений.2. Дедукция (рассуждение от общего к частному). Всякая античная натурфилософская концепция претендует на всеобщее объяснение устройства Вселенной; свойства вещества логически вытекают из свойств Вселенной.3. Выбор первоматерии (субстанции) в качестве объекта изучения.                                             Список использованной литературыС. И. ЛЕВЧЕНКОВ. КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ ХИМИИ

www.coolreferat.com

Доклад(реферат) химия в Древней Греции

Некоторые металлы-золото, свинец, медь, железо-были известны людям еще при первобытно-общинном строе. Вначале эти металлы шли на изготовление украшений, и только позднее, примерно в конце каменного века (5-4 тыс. лет до н. э.), из металлов стали делать орудия труда и оружие. Постепенно из различных ремесел стали возникать производства. Так, уже во времена рабовладельческого строя (4 тыс. лет до н. э.- V в. н. э.) существовали металлургия, крашение, изготовлялась керамика и т. д. С развитием этих производств значительно обогатились знания о веществах, их свойствах и превращениях. Уже за несколько тысяч лет до нашей эры в Древнем Египте умели выплавлять и использовать золото, медь, серебро, олово, свинец и ртуть. В стране священного Нила развивалось производство керамики и глазурей, стекла и фаянса. Использовали древние египтяне и различные краски: минеральные (охра, сурик, белила) и органические (индиго, пурпур, ализарин). Недаром знаменитый французский химик М. Бертло считал, что само название науки химия произошло от древнеегипетского слова хемы: так называли людей, населявших «черные земли» (Египет), где были развиты ремесла. Однако греческий алхимик Зосима (III-IV вв. н.э.) объяснял происхождение этого слова иначе: он считал химией искусство делать серебро и золото (химиа — искусство плавки металлов). Известны и другие толкования. До сих пор у ученых нет единого мнения на этот счет.Химические ремесла были развиты в 4-2 тысячелетии до н.э. и в странах Междуречья на Ближнем Востоке (долины рек Тигра и Евфрата). В те времена народы, населявшие Междуречье, знали металлы (из свинца, например, отливали статуэтки, культовые фигурки), широко попользовали минеральные и органические красители, умели изготовлять глазури, фаянс и т.д.Используя свои наблюдения и знания, человек научился создавать, и, создавая, познавал. Науки рождались м развивались параллельно с ремеслами и производствами.Ученые-философы Древней Греции (VII-V вв. до н. э.) пытались объяснить, каким образом осуществляются различные превращения, из чего и как произошли все вещества. Так возникло учение о началах, стихиях (от стохейя -основа), или элементах (от латинского elementum-первооснова, первоначало), как их стали называть позднее.Фалес Милетский считал, что мир-это единое целое, а все, что происходит в природе, есть результат уплотнения или разрежения единой первоматерии, единого первоначала-воды. Анаксимен Милетский признавал первичной материей воздух, при охлаждении и сгущении которого образуется вода, а из нее затем при последующем уплотнении и охлаждении возникает земля. Философ Ксенофан учил, что первичными началами являются вода и земля; материя не уничтожается и не возникает, мир существует вечно.В 544-483 гг. до н.э. в городе Эфесе жил знаменитый философ Гераклит, который считал, что всем «телам» природы присуще вечное движение. Естественно, что пер-воматерией при этом он признавал самое подвижное и изменчивое начало-огонь. Мир, по мнению Гераклита, не создан ни богами, ни людьми, а «был, есть и будет вечно живым огнем», который закономерно воспламеняется и так же закономерно угасает.Другой древнегреческий философ, Эмпедокл, наблюдая горение дерева, отмечал, что сначала образуется дым (воздух), затем пламя (огонь) и в конце концов остается зола (земля). Если около пламени будет находиться холодная поверхность, то на ней осаждаются пары воды. Таким образом, горение есть разложение горящего вещества на четыре элемента: воздух, огонь, воду и землю. На основании такого вывода Эмпедокл первый создал учение о четырех началах («корнях») природы: «Сначала выслушай, что четыре корня всего существующего-Огонь, и Вода, и Земля, и безграничная высь Эфира… Из них все, что есть, что было, и все то, что будет». Эти «начала» вечны и неизменны.Анаксагор из города Клазомена в Малой Азии первым высказал предположение, что все вещества состоят из бесчисленного количества первичных начал материи-«семян вещей». Материи свойственны противоположные качества: свет и тьма, теплота и холод, сухость и влажность. Только совокупность этих качеств, взятая в различных соотношениях, обусловливает образование таких начал, как земля и эфир.Здесь необходимо отметить, что тогда же, наряду с учением о «стихиях», развивались и другие представления о строении материи — атомистические.

Оцени ответ

napyaterku.com


Смотрите также