Древняя греция гомер. Культура Древней Греции: Гомер и Гесиод (стр. 1 из 2)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Краткая биография Гомера самое главное. Древняя греция гомер


ГОМЕР И ЕГО ЭПОХА

История Древней Греции является одной из составных частей истории древнего мира, изучающей состояние классовых обществ и государств, которые возникли и развивались в странах Древнего Востока и Средиземноморья. История Древней Греции изучает возникновение, расцвет и падение общественных и государственных структур, которые образовались на территории Балканского полуострова и в Эгейском регионе, в Южной Италии, на о. Сицилия и в Причерноморье. Она начинается с рубежа III-II тысячелетий до н. э. - с возникновения первых государственных образований на острове Крит, а заканчивается во II-I вв. до н. э., когда греческие и эллинистические государства Восточного Средиземноморья были захвачены Римом и включены в состав Римской средиземноморской державы.

За двухтысячелетний период истории древние греки создали рациональную экономическую систему, основанную на экономном использовании трудовых и природных ресурсов, гражданскую общественную структуру, полисную организацию с республиканским устройством, высокую культуру, оказавшую огромное воздействие на развитие римской и мировой культуры. Эти достижения древнегреческой цивилизации обогатили мировой исторический процесс, послужили фундаментом для последующего развития народов Средиземноморья в эпоху римского господства.Историю Древней Греции можно разделить на три больших этапа: 1. Раннеклассовые общества и первые государственные образования II тысячелетия до н. э. (история Крита и Ахейской Греции).2. Формирование и расцвет полисов как независимых городов-государств, создание высокой культуры (в XI-IV вв. до н. э. ).3. Завоевание греками Персидской державы, образование эллинистических обществ и государств.В данном исследовании уделяется особое внимание изучению так называемого гомеровского периода развития Древней Греции, рассматриваются предпосылки возникновения полисной организации общества и анализируются поэмы Гомера.Античная традиция считала Гомера не только величайшим поэтом, но и философом, историком, географом. К данным «Илиады» и «Одиссеи» с доверием относились даже столь осторожные в интерпретации фактов историки, какими были Геродот и Фукидид.Страбон вполне справедливо отмечал: «Прежде всего я скажу, что мы и наши предшественники (один из которых был Гиппарх) были правы, считая Гомера основоположником науки географии. Ведь Гомер превзошел всех людей древнего и нового времени не только высоким достоинством своей поэзии, но, как я думаю, и знанием условий общественной жизни. В силу этого он не только заботился об изображении событий, но, чтобы узнать как можно больше фактов и рассказать о них потомкам, стремился познакомить с географией как отдельных стран, так и всего обитаемого мира как земли, так и моря. В противном случае он не мог бы достичь крайних пределов обитаемого мира, обойдя его целиком в своем описании» (I.1.2).Следовательно, в античных источниках Гомер цитируется как самый надежный информатор древнейшей истории греческих племен.Можно сказать, что цивилизация началась у азиатских греков с созданием гомеровских поэм, около 850 года до н. э., а у европейских греков приблизительно на столетие позже, с создания поэм Гесиода. Этим эпохам предшествовало несколько тысячелетий, в течение которых эллинские племена проходили позднейший период варварства и подготовлялись к вступлению в цивилизацию. Их древнейшие предания находят их уже поселившимися на греческом полуострове, на восточном побережье Средиземного моря и на промежуточных и соседних островах. Более древняя ветвь того же ствола, главнейшими представителями которой были пелазги, владела до эллинов большей частью этой области и была ими с течением времени либо эллинизирована, либо вытеснена. О более раннем состоянии эллинских племен и их предшественников мы можем судить по тем производствам и изобретениям, которые они принесли с собой из предшествующего периода, по степени развития их языка, по их преданиям и по общественным учреждениям, в различной степени сохранившимся до периода цивилизации.Существование греческого племени предполагает всегда наличие родов, поскольку узы родства и общего диалекта составляли основу, на которой роды соединялись в племя; но племя не предполагает существования фратрии, которая, как промежуточная организация, могла и отсутствовать, хотя встречалась почти у всех этих племен. В Спарте существовали подразделения племен, называвшиеся обами и соответствовавшие фратриям, по десять в каждом племени. Вопрос о функциях этих организаций находится в неопределенном состоянии.

1. ПОЭМЫ ГОМЕРА

Период греческой истории XI – IX веков до н.э. принято называть гомеровским, потому что главным письменным источником для его изучения служат поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».Экономическая и социальная история гомеровской Греции представляет собой переходную ступень от родового строя к рабовладельческому. Основой греческого общества была еще родовая организация, в которой уже зарождалась частная собственность, росло имущественное неравенство.Греция была разделена на небольшие самостоятельные области. Политической формой этого переходного строя была военная демократия, постепенно перерождающаяся во власть родовой аристократии.Гомеровская эпоха (или «Темные века», как предпочитают называть это время те, кто не придает особого значения данным Гомера) (Андреев, 2003, с.5-12) характеризовалась затянувшимися этнополитическими пертурбациями, видимым регрессом и стагнацией во всех сферах общественной жизни, но вместе с тем и сложным, таившим в себе новые возможности, взаимодействием различных культур – умирающих дворцовых центров, освободившихся от их гнета сельских общин, утверждавшихся на новых местах племен завоевателей. К концу этой эпохи заново накапливавшаяся потенция к развитию реализовалась в возникновении первичных организмов раннеклассового общества – протогородских и протогосударственных центров, протополисов. Следующая, архаическая эпоха была уже отмечена радикальными техническими, социально-экономическими и культурными сдвигами, результатом которых было окончательное формирование полиса.Уже со времени философа А. Вольфа было построено много остроумных гипотез о происхождении гомеровской поэзии. Имя Гомера мы употребляем символически для обозначения двух больших эпических поэм, которые возникли среди эолян и ионян азиатского берега между Х и VIII веками до н.э. Об этих поэтических произведениях сложились известные неправильные представления, от которых удалось освободиться только с трудом. Илиада и Одиссея являются перед нами в виде цельных законченных поэм и, кроме того, в качестве древнейшего литературного памятника греческого народа.Гомер открывает взору некоторый древний период, но не первоначальное состояние: рядом с некото¬рыми варварскими отношениями у него есть многое, что указывает на уже прогрес¬сировавшую культуру. Этому соответствует и характер всей его поэзии. Напрасно постоянно говорилось о наивности Гомера. Его совершенная художественная форма, его умные размышления, тонкие черты его характеристик, его иногда серьезные за¬мечания - отнюдь не наивны (Андреев, 2003, с.5-12).«Илиада» – эпическая поэма Гомера посвящена, главным образом, войне ахейцев с троянцами. В своей поэме Гомер описал два народа, два племени; ахейцев (так он называл греков) и троянцев. Именно благодаря тому, что в поэме идет речь о войне, очень легко можно представить себе организацию военного строя Древней Греции. Здесь мы найдем характерные особенности зарождавшегося военного искусства данного периода. Город Троя был расположен в нескольких километрах от берега Геллеспонта (Дарданельский пролив). Через Трою проходили торговые пути, которыми пользовались греческие племена. Видимо, троянцы мешали торговле греков, это заставило греческие племена объединиться и начать войну с Троей. Но троянцев поддерживали многочисленные союзники (Ликия, Мисия и др.), вследствие чего война приняла затяжной характер и продолжалась более девяти лет (Андреев, 2003, с.5-12).Судьба Трои предоставила нам как археологические, так и эпические памятники, по которым мы пытаемся сложить общий исторический сюжет.Троянцы – явные пришельцы в Малую Азию из степных районов. В «Илиаде» троянцев называют «hippodamoi» - «укротители лошадей». Легендарный троянский царь Дардан имел табун лошадей, рожденный от северного ветра Борея. Троя VI, в которой археологические данные впервые фиксируют наличие лошадей, основана в начале II тыс. до н. э. и просуществовала до сильного землетрясения в XII веке. Троя VII, восстановленная прежним населением, имеет признаки военного положения – вкопанные в полы домов амфоры для воды, стесненная застройка, указывающая на уплотнение населения. Пожар, погубивший Трою в этот период, связан с антитроянской экспедицией ахейцев. Вслед за пожаром Троя была захвачена фригийцами, на что указывает примитивизация использованной посуды, созданной без гончарного круга. Раскопанная Шлиманом Троя имела множество слоев, из которых Троя I-V относится к III – началу II тыс. до н. э., а найденный «клад Приама» к Приаму не имеет никакого отношения. Троя VI-VII – совершенно новое население. Два периода при идентичной культуре разделяет сильнейшее землетрясение, вслед за которым рухнувшие стены и постройки были восстановлены, но через несколько десятков лет (или даже через несколько лет) город выгорел и вновь бы восстановлен уже без прежней мощи и постепенно пришел в упадок (Андреев, 2003, с.5-12). Контакты троянцев с ахейцами бесспорны. Но бесспорна также и яростная вражда, которая вряд ли могла быть между близкородственными племенами. Ахейцам пришлось воевать с троянцами, вероятно, несколько десятилетий. Ярость схваток привела к разгрому Трои, в которой было уничтожено все мужское население крепости. Гомеровский эпос «Илиада» включил несколько эпизодов этой войны, в которой троянцы были континентальной державой, а ахейцы составляли морскую коалицию (Блаватская, 1976, с.60).Троянцы гомеровских времен – достаточно однородны по стилю жизни (костные останки, увы, крайне малочисленны и не исследованы), но близки к «морской» микенской культуре, образованной иной племенной группой. Вместе с тем, исторический казус: троянцы опирались на поддержку континентальных союзников (вероятно, балканских), а ахейцы – на «народы моря». Некоторые исследователи, правда, считают самих троянцев одним из племен «народов моря». Возможно, так оно и было, а объяснить неуспех приморских народов южной ветви арийских миграций вполне можно переменчивостью судьбы мореходов (Дельбрук, 1936, с.176).Город Троя (теперь на его месте находится турецкое местечко Гиссарлык) был обнесен высокой каменной стеной с зубцами. Ахейцы не решались штурмовать город и не блокировали его. Боевые действия происходили на ровном поле между городом и лагерем ахейцев, который располагался на берегу Геллеспонта. Троянцы иногда врывались в лагерь противника, пытаясь зажечь греческие корабли, вытащенные на берег.Гомер подробно перечислил корабли ахейцев и насчитал 1186 судов, на которых было перевезено стотысячное войско. Главным оружием греческих воинов было копье для метания с медным наконечником, поэтому ахейцев Гомер называет “копьеборными”. Из описаний Гомера мы можем представить обстановку, в которой проходило единоборство. Противники располагались недалеко друг от друга (Блаватская, 1976, с.65).Троя не была крупным городом и не могла поместить многотысячный гарнизон, о котором писал Гомер. Общая площадь Трои внутри стен составляет около 16 тыс. кв. м. Более поздние раскопки обнаружили периметр стен бронзового века, обносивших площадь впятеро большую. Но за такими стенами не могло скрыться большое войско (около 50 тыс., согласно Гомеру). Численность флота ахейской коалиции в «Каталоге кораблей», вероятно, определялась в целом. Далеко не все из 1186 кораблей участвовали в походе. Вероятно, эта численность соответствует общему числу построенных за время войны судов. Из 12 кораблей Одиссея в походе на Трою упоминается только один. Финальный захват разрушенной землетрясением Трои, вероятно, состоялся силами экипажей полусотни кораблей. Именно такова вместимость «Камнистой Авлиды», где собиралась ахейская экспедиция. Очевидна нестыковка между «Каталогом кораблей» и составом участников похода на Трою. В этом походе не упоминаются многие вожди и большинство героев, составлявших ядро ахейской коалиции. То же происходит и с Троянским каталогом. Гомер писал «Илиаду» через три века после падения Трои и пользовался разнообразными (и порой противоречивыми) устными преданиями. В нем совмещаются реальности микенского и дорийского периодов.Жизнь в Трое, действительно, была крайне скупой – ни письменности, ни фресок, ни скульптуры, ни некрополей. Лишь кости животных, и черепки мрачной керамики устилают глиняные полы. Но и более поздние слои не дают примера роскоши, расцвета культуры и мастерства ремесленников. Троя, открывшаяся археологам, разительно отличается от Трои Гомера. Объяснений этому пока нет. Либо Гомер приукрасил историю, либо гомеровская Троя еще не найдена, либо наследники троянского величия экспортировали его в свои новые дворцы на Пелопоннесе. Греков-ахейцев и «народы моря», объединила, вероятно, надежда легкой поживы, и они предприняли совместную экспедицию в полуразрушенный город. Сильный флот смог блокировать морские силы Трои и не допустить их к осажденной столице, а троянские союзники в Малой Азии и на Балканах были измотаны затянувшейся войной (по Гомеру она длилась десять лет) или же сами присоединились к грабительской экспедиции (Блаватская, 1976, с.67).Гомеровский эпос «Одиссея» содержит явные указания на общинно-родовую организацию общества. Однако тот социально-исторический период, который изображен в гомеровских поэмах, далек от наивного и примитивного общинно-родового коллективизма, он отличается всеми признаками весьма развитой частной собственности и частной инициативы в рамках родовых организаций.Мы читаем, например: «Один человек получает удовлетворение в одних делах, а другой — в других» (Од., XIV, 228). В эпосе есть сведения о существовании умелых мастеров, о гадателях, врачах, плотниках и певцах (Од., XVII, 382—385). По этим текстам уже можно судить о значительном разделении труда.Сословия. Гомеровское общество разделено на сословия, поскольку сословие есть не что иное, как общность людей, объединенных по тому или иному общественному, профессиональному признаку на основе либо юридических узаконении, либо обычного права. Энгельс так и пишет: «Греция уже в героический период вступает в историю расчлененной на сословия...».У Гомера мы находим постоянную генеалогию героев, происходя¬щих от Зевса, и взывание к родовой чести (например, обращение Одиссея к Телемаху в Од., XXIV, 504-526). Вождь окружается у Гомера обычно своей дружиной, которая относится к нему с благоговением. Власть вождя связана с крупным землевладением (например, рассказ Одиссея под видом странника о его богатствах на Крите, Од., XIV, 208 и след.). Частые войны и всякого рода предпринимательства тоже вели к обогащению наиболее имущей части родовой общины. У Гомера мы находим описание великолепных вещей и дворцов. Его герои умеют прекрасно говорить. Они похваляются богатством, железом и медью, золотом и серебром, любят обильные пиршества.Таким образом, в родовой общине выдвигались отдельные бо¬гатые собственники и вожди, которые мало-помалу уже освобожда¬лись от традиций родовых отношений и даже противопоставляли себя им.

Организация власти. Басилевс. Гомеровские цари “басилевсы” не имеют ничего общего с неограниченной царской властью. Напоминание Одиссея об абсолютном единовластии (Ил., II, 203-206) редчайший пережиток былого владычества. Власть царя наследст¬венна, но при условии выдающихся качеств претендента. Случаи вы¬борности - редки, как это следует из речи Телемаха (Од., I, 394-396). Царь является только родовым старейшиной, жрецом и судьей, но весьма несамостоятельным. Власть его осуществляется главным образом на войне. Власть царя заметно демократизируется, на что указывает сильнейшая критика царских привилегий. Таков эпизод с приказом Агамемнона отправляться войскам на родину.Буле. Совету старейшин (буле) принадлежат административно-судебные функции. Он осуществляет тесную связь с басилевсами, часто подкрепляемую трапезой (Од., VIII, 95-99, Ил., IX, 67-76) что придает этим отношениям наивно-примитивный оттенок. Царское буле то полностью лишено самостоятельности, когда, например, Ахилл собирает агору без совета (Ил., I, 54), то действует активно и может быть враждебно настроено и резко разделиться на партии (Од., III 137-150). Поведение Телемаха (Од., II, 11-14) свидетельствует о зарождении оппозиции совету.Агора. В период расцвета родовой общины народное собрание (агора) было основной властью и силой во всей общине. В поэмах Гомера можно отметить его ослабление, его пассивность и неоргани¬зованный характер (II, 94-101). Главное значение агоры - тоже на войне. Народное собрание у Гомера собирается редко и только в экстренных случаях. Например, оно, как и буле, не собиралось на Итаке 20 лет (Од., II, 25-34). С народным собранием, по старому обычаю, считаются, но об ораторах в нем не слышно, и никакого голосования оно не производит. Свое одобрение или неодобрение агора высказывает только общим шумом.Верховная власть в изображении Гомера как бы соединяет басилевса, буле и агору. Здесь очевидно падение царской власти, зарождение аристократической республики и черт, которые станут характерными для будущего рабовладельческого государства.Результаты изучения гомеровского эпоса вполне подтверждают вывод, сделанный археологами, об экономической изоляции Греции и всего Эгейского бассейна в XI-IX вв. до н. э. Микенские государства с их высокоразвитой экономикой не могли существовать без постоянных хорошо налаженных торговых контактов с внешним миром, прежде всего со странами Ближнего Востока. В противовес этому типичная гомеровская община (демос) ведет совершенно обособленное существование, почти не вступая в соприкосновение даже с ближайшими к ней другими такими же общинами. Хозяйство общины носит по преимуществу натуральный характер. Торговля и ремесло играют в нем лишь самую ничтожную роль. Каждая семья сама производит почти все необходимое для ее жизни: продукты земледелия и скотоводства, одежду, простейшую утварь, орудия труда, возможно, даже оружие. Специалисты-ремесленники, живущие своим трудом, в поэмах встречаются крайне редко. Гомер называет их демиургами, т. е. «работающими на народ». Многие из них, по-видимому, не имели даже своей мастерской и постоянного места жительства и вынуждены были бродить по деревням, переходя из дома в дом в поисках заработка и пропитания. К их услугам обращались только в тех случаях, когда нужно было изготовить какой-нибудь редкостный вид вооружения, например бронзовый панцирь или щит из бычьих шкур или же драгоценное украшение. В такой работе трудно было обойтись без помощи квалифицированного мастера-кузнеца, кожевенника или ювелира. Греки гомеровской эпохи почти совершенно не занимались торговлей. Нужные им чужеземные вещи они предпочитали добывать силой и для этого снаряжали грабительские экспедиции в чужие края. Моря, омывающие Грецию, кишели пиратами. Морской разбой, так же как и грабеж на суше, не считался в те времена предосудительным занятием. Напротив, в предприятиях такого рода видели проявление особой удали и молодечества, достойных настоящего героя и аристократа. Ахилл открыто похваляется тем, что он, сражаясь на море и на суше, разорил 21 город в троянских землях. Телемах гордится теми богатствами, которые «награбил» для него его отец Одиссей. Но даже и лихие пираты- добытчики не отваживались в те времена выходить далеко за пределы родного Эгейского моря. Поход в Египет уже казался грекам той поры фантастическим предприятием, требовавшим исключительной смелости. Весь мир, лежавший за пределами их маленького мирка, даже такие сравнительно близкие к ним страны, как Причерноморье или Италия и Сицилия, казался им далеким и страшным. В своем воображении они населяли эти края ужасными чудовищами вроде сирен или великанов-циклопов, о которых повествует Одиссей своим изумленным слушателям. Единственные настоящие купцы, о которых упоминает Гомер, - это «хитрые гости морей» финикийцы. Как и в других странах, финикийцы занимались в Греции в основном посреднической торговлей, сбывая втридорога диковинные заморские изделия из золота, янтаря, слоновой кости, флакончики с благовониями, стеклянные бусы. Поэт относится к ним с явной антипатией, видя в них коварных обманщиков, всегда готовых провести простодушного грека.Несмотря на появление в гомеровском обществе достаточно ясно выраженных признаков имущественного неравенства, жизнь даже самых высших его слоев поражает своей простотой и патриархальностью. Гомеровские герои, а они все как один цари и аристократы, живут в грубо сколоченных деревянных домах с двором, окруженным частоколом. Типично в этом смысле жилище Одиссея, главного героя второй гомеровской поэмы. У входа во «дворец» этого царя красуется большая навозная куча, на которой Одиссей, вернувшийся домой в обличье старого нищего, находит своего верного пса Аргуса. В дом запросто заходят с улицы нищие и бродяги и садятся у дверей в ожидании подачки в той же палате, где пирует со своими гостями хозяин. Полом в доме служит плотно утоптанная земля. Внутри жилища очень грязно. Стены и потолок покрыты сажей, так как дома отапливались без труб и дымохода, «по-курному». Гомер явно не представляет себе, как выглядели дворцы и цитадели «героического века». В своих поэмах он ни разу не упоминает о грандиозных стенах микенских твердынь, об украшавших их дворцы фресках, о ванных и туалетных комнатах.Да и весь жизненный уклад героев поэм очень далек от пышного и комфортабельного быта микенской дворцовой элиты. Он намного проще и грубее. Богатства гомеровских басилеев невозможно сравнить с состояниями их предшественников - ахейских владык. Этим последним нужен был целый штат писцов, чтобы вести учет и контроль их имущества. Типичный гомеровский басилей сам отлично знает, что и в каком количестве хранится в его кладовой, сколько у него земли, скота, рабов и пр. Главное его богатство состоит в запасах металла: бронзовых котлах и треножниках, слитках железа, которые он заботливо хранит в укромном уголке своего дома. В его характере далеко не последнее место занимают такие черты, как скопидомство, расчетливость, умение из всего извлекать выгоду. В этом отношении психология гомеровского аристократа мало чем отличается от психологии зажиточного крестьянина той эпохи. Гомер нигде не упоминает о многочисленной придворной челяди, окружавшей ванактов Микен или Пилоса. Централизованное дворцовое хозяйство с его рабочими отрядами, с надсмотрщиками, писцами и ревизорами ему совершенно чуждо. Правда, численность рабочей силы в хозяйствах некоторых басилеев (Одиссея, царя феаков Алкиноя) определяется довольно значительной цифрой в 50 рабынь, но даже если это не поэтическая гипербола, такому хозяйству еще очень далеко до хозяйства пилосского или кносского дворца, в которых, судя по данным табличек, были заняты сотни или даже тысячи рабов. Нам трудно представить себе микенского ванакта, разделяющего трапезу со своими рабами, а его супругу сидящей за ткацким станком в окружении своих рабынь. Для Гомера как то, так и другое - типичная картина жизни его героев. Гомеровские цари не чураются самой грубой физической работы. Одиссей, например, ничуть не меньше гордится своим умением косить и пахать, чем своим воинским искусством. Царскую дочь Навзикаю мы встречаем впервые в тот момент, когда она со своими служанками выходит на взморье стирать одежду своего отца Алкиноя. Факты такого рода говорят о том, что рабство в гомеровской Греции еще не получило сколько-нибудь широкого распространения, и даже в хозяйствах самых богатых и знатных людей рабов было не так уж много. При неразвитости торговли основными источниками рабства оставались война и пиратство. Сами способы приобретения рабов были, таким образом, сопряжены с большим риском. Поэтому цены на них были довольно высокими. Красивая и искусная в работе невольница приравнивалась к стаду быков из двадцати голов. Крестьяне среднего достатка не только трудились бок о бок со своими рабами, но и жили с ними под одной кровлей. Так живет в своей сельской усадьбе старец Лаэрт, отец Одиссея. В холодное время он спит вместе с рабами прямо на полу в золе у очага. И по одежде, и по всему облику его трудно отличить от простого невольника.Чтобы правильно представить социально-историческую основу гомеровских поэм, надо отказаться от абстрактных юридических норм, а исходить из жизненной гущи исторического процесса, который далек от твердых законодательных норм и основан больше на необязатель¬ном и расплывчатом обычном праве.

s30556663155.mirtesen.ru

Краткая биография Гомера самое главное

Гомер известен миру как древнегреческий поэт. Современная наука признает за Гомером авторство таких поэм, как «Илиада» и «Одиссея», однако в античности его признавали автором и других произведений. Стоит сказать, что существование личности Гомера в принципе ставиться под сомнение. Также существует мнение, что авторство как «Илиады», так и «Одиссеи» принадлежит разным людям, жившим в разное время. Существуют также произведения, именуемые Гомеровскими гимнами, однако они не причисляются к числу творений самого Гомера.

Как бы то ни было, Гомер — первый античный поэт, чьи произведения дошли до наших дней. Еще при жизни было составлено 9 его биографий. Так, по мнению Геродота, поэт жил в 9 в. до н. э. По сей день остается загадкой место его рождения, но принято считать, что жил он в Малой Азии, в Ионии. По легенде целых 7 греческих крупнейших полисов спорили за право называть себя родиной творца.

Традиционно принято изображать Гомера слепым, однако ученые объясняют это не столько реальным состоянием его зрения, сколько влиянием культуры древних греков, где поэтов отождествляли с пророками.

В биографии поэта есть место поэтической баталии с такой личностью, как Гесиод. Состоялась она на острове Эвбей во время проведения игр в память умершего. Победителем вышел Гесиод, так как поднимал более популистские темы. Однако Гомер зрителям симпатизировал больше.

С 17-го века перед учеными стоит так называемый гомеровский вопрос — спор об авторстве легендарных поэм. Но, о чем бы ни спорили ученые, Гомер вошел в историю мировой литературы, а у себя на родине еще долгое время после смерти имел особое уважение. Его эпосы считались священными, а сам Платон говорил, что духовное развитие Греции — заслуга именно Гомера.

Умер же легендарный сказитель на острове Иос.

5, 6, 7 класс древняя греция для детей

Биография Гомера о главном

Прежде чем говорит о биографических фактах Гомера нужно отметить, что имя его в переводе с древнегреческого означает «слепой». Может быть, именно по этой причине возникло предположение, что древнегреческий поэт был слепым.

Если говорить о точной дате рождения Гомера, то она доподлинно до сегодняшнего времени неизвестна. Но существует несколько версий его появления на свет.

Итак, версия первая. Согласно ей, Гомер появился на свет спустя совсем мало времени после окончания войны с Троей.

Согласно второй версии, Гомер родился во время Троянской войны и видел все печальные события. Если следовать третьей версии, То время жизни Гомера варьируется от 100 до 250 лет после окончания Троянской войны.

Но все версии схожи в том, что период творчества Гомера, точнее его расцвет, приходится на конец 10 – начало 9 века до нашей эры.

Неизвестна точная дата рождения Гомера, также неизвестно и место появления древнего ритора на свет. Целых семь городов Греции спорят: где же на самом деле родился Гомер. Это, например, Афины, Колофон, Смирна, Аргос и другие.

По причине недостаточности многих биографических данных в связи с личностью Гомера стало появляться большое количество легенд.

Одна из них говорит, что незадолго до смерти Гомер обратился к провидцу, чтобы тот раскрыл тайну его происхождения на свет. Тогда провидец назвал Иос, как место, где Гомер скончается. Гомер отправился туда. Он помнил наставление мудреца – опасаться загадок от молодежи. Но помнить – это одно, а на деле всегда выходит по-другому. Мальчишки, которые удили рыбу, увидели незнакомца, разговорились с ним и загадали ему одну загадку. Он не мог найти на нее ответа, пошел в своих думах, запнулся и упал. Спустя три дня Гомер скончался. Там был и похоронен.

Перу Гомера принадлежит две гениальных поэмы: «Одиссея» и «Илиада». Греки во все времена так считали и считают. Некоторые критики стали подвергать этот факт сомнениям и стали высказывать точку зрения, согласно которой эти произведения появились только в 18 веке и принадлежат они совсем не Гомеру.

В 18 веке немецкие лингвисты издали труд, в котором речь идет о том, что в период жизни Гомера письменности не было, тексты хранились в памяти и передавались из уст в уста. Посему такие значительные тексты таким образом нельзя было сохранить.

Стоит отметить, что такие известные мастера пера, как Гете и Шиллер, все-таки авторство поэм отдавали Гомеру. Считаем, что важно привести еще дополнительные интересные факты, связанные с биографией и творчеством древнегреческого ритора.

Во-первых, выборочный перевод текстов Гомера выполнил Михаил Ломоносов.

Во-вторых, в 1829 году Гнедич Николай впервые перевел полностью на русский язык «Илиаду».

В-третьих, на сегодня существует девять версий жизнеописания Гомера, но ни одну нельзя считать полностью документальной. В каждом описании большое место занимает вымысел.

5, 6, 7 класс древняя греция для детей

Интересные факты и даты из жизни

uchim-klass.ru

Культура Древней Греции: Гомер и Гесиод

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Культурология»

по теме: «Культура Древней Греции: Гомер и Гесиод»

Оглавление

Введение

1.Гомер

2.Гесиод

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Как мы узнали в результате многолетних раскопок, начатых в 1870 г. Генрихом Шлиманом и законченных перед второй мировой войной американским археологом Блегеном, примерно пять тысяч лет назад, около 3000 г. до н. э., на небольшом холме, расположенном в 5 - 6 километрах от южного берега пролива Дарданеллы, недалеко от входа в пролив из Эгейского моря, впервые поселились люди и построили крепость. Холм этот носит сейчас турецкое название Гиссарлык. Обитатели крепости контролировали торговлю по суше из Азии в Европу и обратно, держа в своих руках переправу через пролив. Постепенно развивавшееся мореплавание из Эгейского в Черное море также оказалось под контролем обитателей поселения-крепости. Множество золотых изделий, найденных при раскопках Шлимана, говорит об огромных по тем временам богатствах, накопленных в городе. Около 1900 г. до н. э. холм и его окрестности захватило новое племя, выращивавшее лошадей, которых не знали их предшественники. Новые пришельцы строят крепость, большую по размерам и более могущественную, чем прежняя.Около 1250 г. до н. э., если судить по археологическим данным, поселение снова было захвачено, разрушено и сожжено, а через некоторое время на холме селятся пришельцы из центральной Европы. Около 1100 г. до н. э. город постиг еще один пожар, и холм делается необитаемым на несколько сот лет. Кто жил в этом городе, местоположение которого более всего соответствует Илиону, или Трое, как он изображен в "Илиаде"? Как называли этот город его жители, не оставившие каких-либо письменных памятников?

Загадки Древней Греции до сих пор интересуют не только ученых. И интерес этот во многом обусловлен литературными памятникам, дошедшими до нас.

Целью настоящей работы является исследование наиболее исторически ранних литературных памятников, произведений, созданных Гомером и Гесиодом.

В связи с поставленной целью можно формулировать следующие задачи исследования:

· рассмотреть исторические сведения и особенности литературного творчества Гомера;

· определить особенности мифологии Гесиода.

Реферат состоит из 5 разделов. В первом сформулированы цель и задачи исследования, во втором описываются произведения древнегреческого поэта Гомера, в третьем дается обзор мифологической картины мира Гесиода, в четвертом сделаны основные выводы по содержанию работы, в пятом указаны первоисточники по теме работы.

1.Гомер

Гомер - (греч. Homeros, лат. Homerus), легендарный греческий поэт, с именем которого связаны две величайшие поэмы древности, стоящие у истоков европейской литературы, - "Илиада" и "Одиссея".

Биографические сведения о Гомере, приводимые античными авторами, противоречивы и малоправдоподобны. "Семь городов, пререкаясь зовутся отчизной Гомера: Смирна, Хиос, Колофон, Пилос, Аргос, Итака, Афины" - говорится в одной греческой эпиграмме (на самом деле список этих городов был более обширен). Относительно времени жизни Гомера античные ученые приводили различные даты, начиная с 12 в. до н.э. (после Троянской войны) и кончая 7 в. до н.э.; широко бытовала легенда о поэтическом состязании между Гомером и Гесиодом.

Как полагают большинство исследователей, гомеровские поэмы были созданы в Малой Азии, в Ионии в 8 в. до н.э. на основании мифологических сказаний о Троянской войне. Существуют поздние античные свидетельства об окончательной редакции их текстов при афинском тиране Писистрате в середине 6 в. до н.э., когда их исполнение было включено в празднества Великих Панафиней. В древности Гомеру приписывали комические поэмы "Маргит" и "Война мышей и лягушек", цикл произведений о Троянской войне и возвращении героев в Грецию: "Киприи", "Эфиопида", "Малая Илиада", "Взятие Илиона", "Возвращения" (т. н. "киклические поэмы", сохранились лишь небольшие фрагменты). Под названием "Гомеровские гимны" существовало собрание из 33 гимнов богам.

Огромную работу по собиранию и уточнению рукописей поэм Гомера проделали в эпоху эллинизма филологи Александрийской библиотеки Аристарх Самофракийский, Зенодот из Эфеса, Аристофан из Византия (они же разделили каждую поэму на 24 песни по числу букв греческого алфавита). Стало нарицательным имя софиста Зоила (4 в. до н.э.), прозванного за критические высказывания "бичом Гомера". Ксенон и Гелланик, т. н. "разделяющие", высказали мысль о возможной принадлежности Гомеру только одной "Илиады"; они, однако, не сомневались ни в реальности Гомера, ни в том, что каждая из поэм имеет своего автора. Гомеровский вопрос Вопрос об авторстве "Илиады" и "Одиссеи" был поставлен в 1795 немецким ученым Ф. А. Вольфом в предисловии к изданию греческого текста поэм. Вольф считал невозможным создание большого эпоса в бесписьменный период, полагая, что созданные различными аэдами сказания были записаны в Афинах при Писистрате.

Ученые разделились на "аналитиков", последователей теории Вольфа (немецкие ученые К. Лахман, А. Кирхгоф с его теорией "малых эпосов"; Г. Герман и английский историк Дж. Грот с их "теорией основного ядра", в России ее разделял Ф. Ф. Зелинский), и "унитариев", сторонников строгого единства эпоса (переводчик Гомера И. Г. Фосс и филолог Г. В. Нич, Ф. Шиллер, И. В. Гете, Гегель в Германии, Н. И. Гнедич, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин в России). Гомеровские поэмы и эпос В 19 в. "Илиада" и "Одиссея" сравнивались с былинами славян, скальдической поэзией, финским и германским эпосом. В 1930-х гг. американский филолог-классик Мильман Пэрри, сопоставляя поэмы Гомера с живой эпической традицией, еще существовавшей в то время у народов Югославии, обнаружил в гомеровских поэмах отражение поэтической техники народных певцов-аэдов.

Созданные ими поэтические формулы из устойчивых сочетаний и эпитетов ("быстроногий" Ахиллес, "пастырь народов" Агамемнон, "многоумный" Одиссей, "сладкоречивый" Нестор) давали возможность сказителю "импровизируя" исполнять эпические песни, состоявшие из многих тысяч стихов. "Илиада" и "Одиссея" всецело принадлежат многовековой эпической традиции, но из этого не следует, что устное творчество анонимно. "До Гомера мы не можем назвать ничьей поэмы подобного рода, хотя, конечно, поэтов было много" (Аристотель). Главное отличие "Илиады" и "Одиссеи" от всех остальных эпических произведений Аристотель усматривал в том, что Гомер не развертывает свое повествование постепенно, а строит его вокруг одного события, - в основе поэм лежит драматическое единство действия. Другая особенность, на которую также обратил внимание Аристотель: характер героя раскрывают не описания автора, а речи, произносимые самим героем. Язык поэм Язык гомеровских поэм - исключительно поэтический, "наддиалектный" - никогда не был тождествен живой разговорной речи. Он складывался из соединения эолийских (Беотия, Фессалия, остров Лесбос) и ионийских (Аттика, островная Греция, побережье Малой Азии) диалектных черт с сохранением архаического строя более ранних эпох.

Метрически оформлял песни "Илиады" и "Одиссеи" уходящий корнями в индоевропейское эпическое творчество гекзаметр - стихотворный размер, в котором каждый стих состоит из шести стоп с правильным чередованием долгих и кратких слогов. Необычность поэтического языка эпоса подчеркивали вневременной характер событий и величие образов героического прошлого.

Гомер и археология.

Сенсационные открытия Г. Шлимана в 1870-80-х гг. доказали, что Троя, Микены и ахейские цитадели не миф, а реальность. Современников Шлимана поразили буквальные соответствия ряда его находок в четвертой шахтовой гробнице в Микенах с описаниями Гомера.

Впечатление было столь сильным, что эпоха Гомера надолго стала ассоциироваться с периодом расцвета Ахейской Греции в 14-13 вв. до н.э. В поэмах, однако, прослеживаются также многочисленные археологически засвидетельствованные черты культуры "героического века", как например, упоминание о железных орудиях и оружии или обычай кремации умерших. Сопоставление свидетельств гомеровского эпоса с данными археологии подтверждают выводы многих исследователей о том, что в своей окончательной редакции он сложился в 8 в. до н.э., причем древнейшей частью эпоса многие исследователи считают "Каталог кораблей" ("Илиада", 2-я песнь). Очевидно, поэмы созданы не одновременно: "Илиада" отражает представления о человеке "героического периода", "Одиссея" стоит как бы на рубеже иной эпохи - времени Великой греческой колонизации, когда расширялись границы освоенного греческой культурой мира.

Гомер в античности.

Для человека эпохи античности поэмы Гомера были символом эллинского единства и героизма, источником мудрости и познания всех сторон жизни - от военного искусства до практической морали. Гомера наравне с Гесиодом считали создателем всеобъемлющей и упорядоченной мифологической картины мироздания: поэты "составили для эллинов родословные богов, снабдили имена богов эпитетами, поделили между ними достоинства и занятия, начертали их образы" (Геродот). По мнению Страбона, Гомер был единственным из поэтов древности, кто знал почти все об ойкумене, о народах, ее населяющих, их происхождении, образе жизни и культуре. Данными Гомера как подлинными и заслуживающими доверия пользовались Фукидид, Павсаний, Плутарх.

Отец трагедии Эсхил называл свои драмы "крохами от великих пиров Гомера". Греческие дети учились читать по "Илиаде" и "Одиссее". Гомера цитировали, комментировали, объясняли иносказательно. Чтением избранных мест из поэм Гомера призывали исправлять души философы-пифагорейцы. Плутарх сообщает, что Александр Македонский всегда имел при себе список "Илиады", который хранил под подушкой вместе с кинжалом. Переводы Гомера В 3 в. до н.э. римский поэт Ливий Андроник перевел "Одиссею" на латинский язык. В средневековой Европе Гомера знали только по цитатам и ссылкам у латинских писателей и Аристотеля, поэтическую славу Гомера затмевала слава Вергилия. Лишь в конце 15 в. появились первые переводы Гомера на итальянский язык (А. Полициано и др.).

mirznanii.com

Краткая биография Гомера

Все биографии Гомер.

Гомер

Гомер - один из самых известных поэтов древней Греции. Ему принадлежат такие известные произведения как "Илиада" и "Одиссея". Точная дата рождения никому не известна, однако считается, что он родился в IX веке до нашей эры в Смирне, что находится в Эгейском районе Турции.Интересен тот факт, что практически половина всех найденных в нынешнее время папирусов времён древней Греции - отрывки из Гомера.О биографии достоверно ничего не известно, существуют лишь предположения. В разных источниках указывается разная дата рождения со своими подтверждениями. Если верить Геродоту, то Гомер жил за четыре сотни лет до него, что выпадает на 850 год до н.э.Есть также теория, что Гомер проживал за 622 до рождения персидского царя Ксеркса, что выпадает на 1102 год до н.э. Третья теория говорит о жизни Гомера во времена Троянской войны.Имеется придание о том, что однажды на острове Эвбее происходило поэтическое противостояние между Гомером и Гесиодом, где царь Панед присудил победу Гесиоду. Публика была с этим не согласна и полностью поддерживала сторону проигравшего, однако судья был неумолим.Гомер написал множество произведений, часть которых дошла и до наших дней. Такими считаются "гомеровы гимны", "Маргрит" и другие.До наших времён дошел не первоначальный вид всемирно известных эпических поэм. Их коррекцией и собиранием воедино занимались по указу тирана Писистрата или его сына Гиппарха в VI веке до н.э. Доказательством этому служат некоторые противоречия в текстах, неестественные отступления от основного сюжета.Существует мнение о том, что обе написанные поэмы передавались устно из поколения в поколения, из-за жизни поэта в бесписьменное время. Такие предположения были высказаны еще в древности.Одна из самых главных особенностей "Иллиады" - "закон хронологической несовместимости". Иногда случалось так, что параллельные события были показаны как последовательные."Илиада" и "Одиссей" написана в формульном стиле. Гомер часто использовал такие составные эпитеты как "быстроногий", "громовержец", "пышнопоножный".Вплоть до XIX века преобладало мнение, что обе поэмы неисторичны и являются лишь плодом фантазии. Благодаря раскопкам Генриха Шлимана мнение об этом кардинальным образом изменилось. После этого начали считать, что всё описанное происходило в реальности в период древнегреческих "темных веков", которые охватывают XI - IX век до н.э.В конце V - IV веков до н.э. вся система образования Греции базировалась на изучении Гомеровских поэм. Затем её позаимствовал и Рим.Позднее IV века до н.э. появилось множество поэтов, которые пытались подражать Гомеру, писать в его стиле и стараться написать свои произведения лучше, чем "Илида" и "Одисей". Таки образом вышли поэмы "Аргонавтика" от А. Родосского, "Послегомеровские события" от К. Смирнского и "Приключение Диониса" от Н. Панополитанского. Другие же поэты придерживались мнения, что лишь небольшие произведения способны быть совершенными.Благодаря Вергилию в свет выходит героический эпос "Энеида". В первых шести книгах можно увидеть полное влияние от "Одиссеи", в последних шести - от "Илиады".Нет сомнений в том, что Геродот и Павсаний сказали правду, и Гомер действительно умер на острове Иос, расположенном в южной части Эгейского моря.Гомер сделал огромный вклад в развитие и образование древней Греции и Рима. Влияние его знаменитых поэм можно усмотреть почти в каждом произведении античной литературы.

kratkie-biografii.info

Древняя история. ГРЕЦИЯ ВРЕМЕН ГОМЕРА

share the publication with friends & colleagues

Старая, дореволюционная школа начинала изучение античного мира с законов Дракона и Солона. Лишь вскользь упоминалось о "гомеровской мифологии", о "богах и героях" эпической Греции. На современном уровне научных знаний историю античного мира приходится начинать изучать со значительно более ранних времен, не только с так называемого гомеровского, но еще и с догомеровского - эгейского - периода.

Настоящую революцию в истории античного мира, особенно в изучении гомеровского вопроса, произвели археологические раскопки Генриха Шлимана в 70-х годах XIX столетия, расширенные и углубленные последующими исследованиями англичанина Эванса и итальянца Фридерико Альберти. Эгейская культура, поднятая из глубин земли названными археологами, на несколько тысяч лет отодвинула исходный пункт средиземноморской истории, расширив круг исторических наблюдений и поставив ряд новых историко-социологических вопросов первостепенной важности.

Расцвет эгейских обществ относится к II тысячелетию до нашей эры. В конце II тысячелетия приходят в упадок древневосточные государства Вавилон и Египет. Создается ряд новых, более мелких государств в Азии, Африке и на Эгейском море. Вопрос о национальности носителей эгейской культуры пока еще остается открытым. Весьма вероятно, что это была не одна, а несколько различных национальностей, живших в Эгейском бассейне. По главным центрам раскопок и по характеру построек эгейскую культуру делят на две группы: критскую (южную) с центром на острове Крите и микенскую (северную) с центром в Микенах, в южной части Балканского полуострова, в Пелопоннесе. Раскопки обнаружили целые города на Крите - Кнос, Фест и др., в Пелопоннесе - Тиринф, Микены и Аргос, в Беотии - Орхомен, в Аттике - Афины. К тому же типу городов надо отнести и Трою, поднятую из земли Шлиманом.

Что касается экономического и социально-политического строя этих древнейших городов-государств Эгейского бассейна, то он пока малоизвестен. На основании развалин крепостных стен, замков и дворцов (в Тиринфе, Орхомене, Микенах и на Крите) можно предположить наличие в этих городах-государствах сильной княжеской или царской власти. Главным занятием царей и их дружинников были война, пиратство и торговля со странами Древнего Востока. Князья и дружины жили в обширных, хорошо укрепленных замках. В зависимости от них находилась масса земледельцев и скотоводов. Большие постройки (стены дворцов, театры, водопроводы и т. д.) свидетельствуют о значительной концентрации средств и рабочей силы в руках эгейских владык. Различие конструкций могил и ценности найденных в них вещей указывает на социальное неравенство.

Представление о бытовой жизни эгейской аристократии дают многочисленные изображения на дворцовых стенах и на утвари. Эгейские рисунки изображают похоронные процессии, осады крепостей, атлетические упражнения молодежи, пляску женщин, религиозные процессии, ландшафты. Характерной формой эгейского стиля является изящная геометрическая спираль. Эгейское искусство представляет совершенно оригиналь-

стр. 166

ный тип, отличный от египетского и вавилонского.

Из древнеэгейских царей в памяти последующих поколений наиболее прочно сохранилось имя критского царя Миноса, упоминаемого в мифе о царе Тезее и в "Истории" Фукидида. В одной из вступительных глав "Истории Пелопоннесской войны" Фукидид рассказывает, что, согласно преданию, Ми нос первый построил флот и стал гегемоном моря, носящего теперь название Эгейского, и что в царствование Миноса особенно развилась торговля. Между приморскими городами возникла своего рода вассальная зависимость. Сильные приморские города подчинили себе более мелкие города.

С XIV столетия до нашей эры начинается упадок эгейских городов- государств и вместе с тем на исторической арене появляется ряд новых народов: фракийцев, киммерийцев, филистимлян, этрусков и ахейцев.

Наука не дает положительного ответа на вопрос о том, в каких отношениях находились эти народы с эгейцами. Существуют два предположения: одни ученые считают ахейцев пришельцами с севера, из долины Дуная и из Фессалии, между тем как другие признают их исконными поселенцами Балканского полуострова и островов, впоследствии завоеванных эгейцами и затем освободившихся от ига завоевателей. Период конца II и I тысячелетий, когда эгейские общества сменяются собственно греческими, - один из самых темных во всей античной истории. Название "греки" - более позднего происхождения. "Греками" называлось лишь одно из греческих племен. Сами греки называли себя эллинами, а свою страну - Элладой.

Основным источником греческой истории с конца эгейской эпохи (XII в.) и до начала классической Греции (VIII в.) являются "Илиада" и "Одиссея" Гомера 1 . Историческая ценность гомеровского эпоса в настоящее время не подлежит сомнению. Главная трудность использования этого памятника состоит в установлении его характера и в выделении различных наслоений. Дело в том, что гомеровские поэмы отображают быт не одной какой-либо определенной общины, а целого ряда общин, стоявших на различных ступенях культуры. Самое же трудное - отделение элементов эгейских от собственно греческих обществ.

Большая часть исследователей признает, что греческий эпос развился из двух главных источников: из древних гимнов и мифов о богах и из сказаний (саг) о местных героях. Каждый крупный греческий род и племя имели своих собственных героев: Геракла, Атрея, Ахилла, Одиссея, Неоптолема и др. К подвигам героев присоединялись описания быта, путешествий и связанных с ними приключений. Это были своего рода приключенческие романы (ностой). На первых порах такие рифмованные гимны и саги являлись общим достоянием. Впоследствии же, на известном этапе социального развития, саги о деяниях богов и людей стали достоянием специальных рассказчиков (рапсодов), декламировавших их при дворах греческих князей и пользовавшихся большим почетом. Впоследствии отдельные саги и гимны были собраны и переработаны в художественные произведения - поэмы.

В окончательной форме греческий эпос сложился в VIII столетии, но описывает он главным образом более ранние века (XI - X вв.).

На основе гомеровского эпоса строй древнейшей Греции рисуется следующим образом: первичной социальной ячейкой древних греков был родовой поселок, состоявший из нескольких больших семей. Во главе родовых поселков стоял родовой старшина (патриархальный царь).

В период родового строя, говорит Фукидид в "Истории Пелопоннесской войны", племена находились в полуномадном (полукочевом) состоянии, жилища их не были защищены, пути

1 О самой личности Гомера каких-либо исторических данных не сохранилось. Несомненно одно, что гомеровский эпос в конечной стадии развития (VIII в.) обработан или отредактирован одним лицом или коллективом из нескольких лиц.

стр. 167

Акрополь в Микенах.

Сокровищница Атрея в Микенах.

Львиные ворота в Микенах.

сообщения небезопасны, торговые связи были слабы, господствовало натуральное хозяйство. Ввиду постоянных захватов и нападений люди легко снимались с мест; не было ни больших городов, да каких бы то ни было приспособлений для оседлой жизни. Эллада была раздроблена и даже не имела общего имени. Разложение родового строя в древнейшей Греции произошло сравнительно быстро благодаря благоприятным историко- географическим условиям, морским путям сообщения и соседству культурных держав. Основной причиной разложения греческого родового строя явился рост производительных дел, разделение общественного труда и развитие обмена. Особенно важное значение имело изменение имущественных отношений на землю: разложение общинной и появление частной собственности на землю.

Гомер описывает тот период, когда уже существовала частная собственность на скот и украшения и начала создаваться частная собственность на землю. Из общинной земли выделялись участки, дававшиеся в награду храмам, военным вождям (базилевсам), их свите (дружине), сначала во временное, а потом в пожизненное и наследственное пользование. Такие участки назывались "отрезы" (теменос) в отличие от обычных наделов, которые члены общины получали по жребию и которые назывались жеребьевыми наделами (клеры).

Конкретным примером земельных подарков может служить "великий подарок", данный Этолийской общиной герою-базилевсу Мелеагру за услуги, оказанные им общине. "Прекрасный отрез", подаренный Мелеагру, состоял из полевой земли и виноградника размером в 12 гектаров, что по тогдашним масштабам означало уже настоящее поместье (ойкос).

Ойкосы (поместья) военно-землевладельческой знати являлись замкнутыми натуральными хозяйствами, производившими продукты для собственного потребления. Из описаний ойкосов в древнегреческом эпосе, как например ойкоса феакийского базилевса Алкиноя, видно, что ремесло в эпической Греции еще не отделилось от сельского хозяйства. За исключе-

стр. 168

нием немногих вещей, приобретавшихся у восточных купцов (финикийцев), посещавших базилевсов, все ремесленные изделия изготовлялись в ойкосе. Так, в ойкосе Алкиноя имелась гинекея - женская мастерская, в которой работали рабыни. Одни из них работали за ручными мельницами, другие сучили нити и ткали за ткацкими станками:

"... Жило в пространном дворце пятьдесят рукодельных невольниц. Рожь золотую мололи они жерновами ручными, Нити сучили другие и ткали, сидя за станками Рядом, подобно листьям трепещущим тополя..."

("Одиссея", VII, 100 - 30).

Как характеристика ойкоса Алкиноя, так и изображение обширного ойкоса на щитах ахейского базилевса Ахилла, описанное в XVIII песне "Илиады", свидетельствуют о том, что ойкосы, по-видимому, состояли из 3 частей: хлебного поля, виноградника и пастбища.

В производственном процессе в ойкосе участвовали жнецы, косцы, вязальщики, подавальщики, слуги, приготовлявшие обед для работающих, и, наконец, сам господин, руководивший всеми работами. Все это говорит о сравнительно далеко продвинувшейся сельскохозяйственной технике.

О том, какое важное значение имело сельское хозяйство в экономике гомеровской Греции, свидетельствует обилие всевозможных метафор, заимствованных из обихода сельскохозяйственных работ.

С развитием и ростом сельского хозяйства росло также и ремесло, постепенно отделявшееся от земледелия.

В княжеских ойкосах наряду с выделыванием тканей изготовляли амфоры (сосуды для хранения и транспорта масла и вина), приготовлялся строительный материал, имелись свои кузнецы, плотники и т. д. Одной из самых важных отраслей ремесленного производства было изготовление металлического оружия: панцырей, железных мечей, копий, наконеч-

Развалины Большого цирка в Микенах.

Сокровищница Атридов. Из раскопок в Микенах.

Галлерея в Тиринфе.

стр. 169

Узор ввиде ленты образующей спирали. Тиринфская стенная живопись.

ников, стрел, боевых колесниц и т. п. - словом всего, чем эвпатриды отличались от остальной (пешей) массы воинства.

В XVIII песне "Илиады" описана оружейная мастерская бога Гефеста, в которой был изготовлен ахиллов щит. По этому писанию в мастерской имеется двадцать пылающих горнов, раздуваемых мехами, позволяющими божественному кузнецу ковать с большей или меньшей силой. В восьми горнах обрабатываются медь, о ново, серебро и золото Орудиями работы, кроме кузнечных мехов, служат тяжелый молот и клещи. В оружейной мастерской изготовляются щиты, панцыри, шлемы, латы и доспехи, т. е. полное вооружение греческого воина эвпатрида.

Концентрация земельной собственности, появление рабов и начавшийся переход от натурального хозяйства к денежному усиливали классовую дифференциацию гомеровского общества, выделяя из массы свободных общинников "лучших и благородных" Социальная дифференциация усиливалась ив связи с тем, что усложнялась военная техника и выделялась группа воинов профессионалов, имевших металлическое вооружение, боевые колесницы, копья и слуг. Все это было доступно, как мы уже сказали, эвпатридам, верхний слой которых составляли базилевсы. Эвпатридам противостояла народная масса, называемая в эпосе худородными людьми (лаой), на водившимся в зависимости от эвпатридов и постепенно терявшими свою свободу Гомер, последовательный идеолог военно-родовой знати, избегал изображения неприятных сторон социальной жизни, могущих вызвать гнев и раздражение его благородных слушателей - базилевсов. И, тем не менее, классовый антагонизм между "жирными и тучными" владельцами конских табунов (эвпатридами) и массой пехотинцев неоднократно выявляется в "Одиссее" и "Илиаде".

Этот антагонизм ярко отображен в сцене солдатской сходки под Троей, когда при обсуждении вопроса о продолжении или прекращении войны рядовые солдаты бросились к кораблям, чтобы отплыть на родину, а базилевсы, в том числе Одиссей, настаивали на продолжении войны. Весьма характерна сцена между Одиссеем и Терситом, изображаемым Гомером следующим образом:

Он был косоглазый, хромоногий, совершенно горбатый, и его плешивая голова торчала каким-то острием Враг Одиссея и вообще всех базилевсов, он их на каждом шагу порицал и третировал. В данный момент он обрушился с целым потоком ругательных слов на скипетроносного Агамемнона 1.

"Что ты, Агамемнон, все еще недоволен? Отчего сердишься ты? Палатки твои переполнены медью, и множество пленниц в палатках твоих. Жаждешь ли злата еще? Нет, недостойное дело главе народа вовлекать вас, ахеян, в кровавые беды". ("Илиада", II песнь.)

Помимо экономического и правового неравенства различие между аристократией и народом сказывалось и во внешнем обращении базилевсов друг с другом, с одной стороны, и в их обращении с простым народом - с другой.

"Если встречал (Одиссей) базилевса иль воина знатного рода, ставши пред ним, он его останавливал ласковой речью. Если кричавшего громко он мужа встречал из народа, скиптром его ударял и бранил его грозною речью "Сядь, злополучный, недвижно и слушай, что скажут другие" ("Илиада", II, 185).

1 Агамемнон - греческий царь

стр. 170

Особые почести воздавались базилевсам и после их смерти, в торжественных похоронах.

С разделением труда и ростом частной собственности масса сначала свободных общинников попадала в зависимое от эвпатридов положение фетов, наемных рабочих поденщиков работавших в ойкосах и получавших о, эвпатридов натуральное довольствие.

Часть фетов принадлежала к покоренному населению и находилась на положении крепостных, другая же часть юридически считалась свободной, но экономически зависела от базилевса или эвпатрида. Задолженность фетов увеличивалась по мере роста товарно-денежного хозяйства, развития частной собственности и перехода к садово-огородной культуре, требовавшей вложения капиталов. Греческий глагол "быть фетом" ("фетейн) означает не только работать по найму, но также и находиться в зависимом состоянии.

Характерны обычные сочетания у Гомера "феты и рабы", "рабы и феты".

Феты гомеровского периода перешли и в следующий, классический период Греции, отчасти сохранив свою формальную свободу, отчасти же окончательно слившись с рабами.

Одним из симптомов ухудшения социально экономического положения массы народа было нищенство - явление, совершенно неизвестное "Илиаде" и уже очень распространенное в период "Одиссеи", написанной значительно позднее "Илиады". В "Одиссее" изображается, как изможденные, оборванные, с палкой в руках и с сумой за плечами бродили нищие по селам и городам, от одного дома к другому, прося подаяния, не имея своего угла. Летом они ночевали под открытым небом, зимой же ютились в "медном доме" (кузнице), который служил постоялым двором и клубом для простого народа1.

Фрагмент вазы из Тиринфа (Национальный музей Афины).

Положение фетош ухудшаюсь по мере развития рабства и перехода к рабскому способу производства. Появление рабства знаменовало настоящую революцию во всем социальном строе, в отношении людей к земле и в их отношениях друг к другу. С рабством связано разложение родового строя, образование частной собственности, классов и государства, т. е. полный переворот во всех общественных отношениях на основе развития ремесла, торговли, садово-огородной культуры.

"С наибольшим расцветом высшей ступени варварства мы встречаемся в творениях Гомера, особенно в "Илиаде", - замечает Энгельс. - Сложные железные орудия, кузнечные мехи, ручная мельница, гончарный круг развитая, переходящая в художественное ремесло обработка металлов вот главные составные части наследства, которое греки перенесли из эпохи варварства в эпоху цивилизации" 2

Переход к производству, основанному на рабстве, относится уже к концу гомеровского периода (VIII - VII столетия).

"Для человека, - писал Энгельс, - стоявшего на низшей ступени варварства, раб был бесполезен... С введением скотоводства, обработки металлов, ткачества и, наконец, земледелия положение изменилось. Ранее столь легко добывавшиеся жены стали теперь меновой стоимостью и предметом купли, то же самое про изошло и с рабочей силой, в особенности после того, как стада оконча-

1 Эти "медные дома" напоминают так называемые "мужские" дома негров, по линезийцев и др.

2 Энгельс "Происхождение семьи, частной собственности и государства", стр. 48. Партиздат 1933.

стр. 171

Гомер. Античный бюст в Капитолийском музее (Рим).

тельно перешли в собственность отдельных семей. Семья увеличивалась не столь быстро, как скот. Для надзора и ухода за ним требовалось теперь больше людей; для этой цели оказалось возможным использовать военнопленного врага, который к тому же мог размножаться не хуже скота" 1 .

В греческом языке употреблялись следующее термины, обозначавшие зависимое положение раба-работника 1) слуга, 2) домашний раб и 3) раб в общем смысле (дулос) - полевые работники и ремесленники.

Значительная часть рабов в гомеровской Греции использовалась в качестве челяди (поваров, конюхов, виночерпиев, лакеев, экономов) эвпатридов. Рабское производство в собственном смысле начало раньше всего применяться в вышеупомянутых домашних мастерских (гинекеях), где специализация труда достигла уже значительного развития. Не так ясно место рабов в эту эпоху в сельском хозяйстве в земледелии, скотоводстве и на виноградниках. В некоторых случаях рабы получали от своих господ небольшие земельные наделы, дом и даже жену. Впоследствии, при переходе к плантационной системе, и в сельском хозяйстве развилась специализация труда. В эпосе упоминаются рабы, начальники рабов, рядовые работники и рабы рабов. Характерно, что уже Гомер отмечал отрицательные стороны труда рабов, не заинтересованных в выполняемой ими работе:

"Раб нерадив! Не принудь господин поведением строгим к делу его - за работу он сам не возьмется охотой, тягостный жребий печального рабства..." ("Одиссея", XVII).

Между мелкими базилевсами и их рабами в гомеровской Греции еще сохранялись элементы патриархальных отношений. Те и другие вместе живут, вместе едят и спят (см. "Одиссею", V, отношение к рабам старика Лаэрта, отца Одиссея).

Иными были отношения крупных рабовладельцев и рабов.

Вот характерная картина жестокой расправы Одиссея со своими рабынями:

"Все на канате они голова с головою повисли: Петлями шею стянули у каждой: и смерть их постигла Скоро: немного подергав ногами, все разом утихли. Силою вытащен после на двор козовод был Мелантий: Медью несчадною вырвали ноздри, обрезали уши. Руки и ноги отсекли ему: и потом, изрубивши В крохи, его на съедение бросили жадным собакам"

("Одиссея", XXIV, 440)

Основная масса рабов как в гомеровской, гак и в классической Греции пополнялась из среды военнопленных Военнопленные или непосредственно попадали в руки базилевсов-рабовладельцев или же перекупались базилевсами-торговцами, перепродававшими их другим эвпатридам.

Центром купли и продажи рабов являлся остров Лемнос, о чем у Гоме-

1 Энгельс. Цитированная работа, стр. 76. Партиздат. 1933.

стр. 172

ра имеются неоднократные упоминания (см. "Илиаду", VII, 470).

Несомненно, что уже в гомеровской Греции рабство получило широкое распространение. У крупных базилевсов имелись "мириады" рабов. Но рабское производство в собственном смысле слова, как сказано, существовало только в домашних мастерских.

Рабы использовались главным образом, как было подчеркнуто выше, в качестве домашних слуг, живших в домах базилевсов или работавших на полях и садах вместе со свободными и полусвободными фетами.

Сосредоточение в руках эвпатридов земельных владений, скота, лошадей, рабов и слуг было условием их политического господства. Основной политической единицей гомеровской Греции оставался род. После того как масса населения уже порвала с родовыми порядками, у аристократии родовой строй еще сохранился в полной силе. Энгельс отличительными признаками греческого (аристократического) рода считает: 1) происхождение по отцу, 2) запрещение браков внутри рода, 3) право усыновления родом, 4) право избирать и смещать родовых старейшин, 5) право оказывать друг другу помощь и взаимную поддержку, 6) иметь общеродовые праздники и общеродовое кладбище.

Во главе союза нескольких родов (фратрий и фил) стоял царь - филобазилевс. Во время войны и походов выбирался главный князь или царь, "базилевс базилевсов". Первое время "базилевс базилевсов" обладал властью лишь во время похода, и только впоследствии власть его стала более устойчивой.

Все важные вопросы, касавшиеся всего союза, главный базилевс решал в "совете вождей" (булэ), сначала составлявшемся из старейшин родов, а затем из избранных из их среды представителей. Важнейшие вопросы, касавшиеся войны, главный базилевс ставил также на обсуждение народного веча (агора), состоявшего из граждан военного возраста.

"Они собрались... И загудело собрание, земля застонала, как размещались ахейцы. Девять громкоголосых глашатаев старались удержать их от крика, чтоб базилевсов могли они слышать..." ("Одиссея", II, 30).

Большую роль на сходках играли родовые старейшины, "многоопытные старцы". Так например "многоопытные старцы" активно выступали на уже знакомой нам большой сходке, созванной "базилевсом базилевсов" Агамемноном под Троей.

Точно так же родовые старейшины играют важнейшую роль и на другом сходе, собранном сыном базилевса Одиссея - Телемахом - на острове Итаке:

"Когда же все собрались они и собрание сделалось полным, С медным в руке он копьем перед сонмом народным явился. Был не один, две лихие за ним прибежали собаки. Старцы пред ним раздалися, и сел на месте отцовском. Первое слово тогда произнес благородный Эгиптий, Старец, согбенный годами и в жизни изведавший много" ("Одиссея", II, 30).

Особенно интересна фигура базилевса Нестора, тоже одного из персонажей гомеровского эпоса.

Нестор интересен как тип военного вождя, сохранившего все характерные черты родового старейшины. Черты эти ярко выступают в изображенном в III песне "Одиссеи" пире Пилосской общины, когда базилевс еще не совсем отделился от массы рядовых общинников, пирующих за общим столом.

"Ведь в эту эпоху, когда каждый взрослый мужчина, член племени, был в то же время воином, не существовало еще отделенной от народа публичной власти, которая могла бы быть ему противопоставлена. Первобытная демократия находилась еще в полном расцвете, к факт этот должен служить для нас исходной точкой при суждении о власти и роли как Совета, так и базилевса... Современному значению слова "король" древнегреческое "базилевс" совершенно не соответствует... Аристотель говорит, что basileia героической эпохи представляла собой предводительство свободными, а базилевс был военачальни-

стр. 173

Фрагмент фрески в Тиринфе. Реконструкция (Национальный музей. Афины).

ком, судьей и верховным жрецом; правительственной властью в позднейшем смысле этого слова он, таким образом, не обладал" 1 .

Процесс дифференциации первоначально однородных общин коснулся также и самих эвпатридов. Первоначально слабо дифференцированная знать постепенно начинает расслаиваться на несколько разрядов или степеней. Гомеровский язык знает целый ряд обозначений, указывающих на сословные различия. Наиболее употребительны в эпосе следующие наименования: базилевсы (военные вожди, сеньоры), геты (спутники), гетайры (товарищи), кассигнеты (родственники и свойственники), терапонты (боевые слуги) и т. д.

Фрагмент фрески в Тиринфе. Реконструкция (Национальный музей. Афины).

Эвпатриды, замечает греческий историк Полибий, различаются между собой по величине своего богатства, по размерам своих имений и в особенности по числу конских табунов (Полибий, VI, 1).

Из всех базилевсов богатством и могуществом выделялся первый базилевс, властитель Аргоса, повелитель народа, князь златоглавых Микен, Агамемнон, обещавший за обиду, нанесенную им другому важному вождю, Ахиллу, выдать ему несметную награду: десять талантов золота, двадцать блестящих лоханей, семь новых треножников, двенадцать могучих коней и право обильно наполнить его корабли золотом и медью.

В другом месте указывается, что Агамемнон обещал в приданое за своей дочерью дать семь многолюдных городов со всеми их жителями, угодьями, волами, овцами и козами.

Богатые базилевсы, занимавшие первое место в социальной иерархии, жили в укрепленных замках (птолиетра), окруженных башнями (нурги), с большими хоромами, украшенными золотом, серебром и всевозможными драгоценностями.

Особой роскошью наряду с ойкосом вышеописанного Алкиноя отличался дом Одиссея.

Гомер не один раз упоминает об огромных богатствах Одиссея. К числу перворазрядных богачей гомеровского эпоса принадлежит и спартанский базилевс Менелай, муж прекрасной Елены, похищенной сыном троянского базилевса Парисом.

"Что за богатство! Как здесь всего много! Все блещет золотом, янтарем, слоновою костью и медью сияющей", - восклицает Телемах, сын Одиссея, прибывший в Спарту ("Одиссея", I, 392).

Базилевсы владели не только золотом и серебром. В их руках находились все производительные силы: земля, пастбища, перевозочные средства (суда), ремесленные мастерские и мельницы, рабочая сила. Все это, вместе взятое, возвышало базилевсов не только над массой худородных общинников, но и над уровнем рядовых

1 Энгельс Цит. работа, стр. 129 - 131. Партиздат. 1933.

стр. 174

эвпатридов. Чем больше возрастала экономическая мощь базилевсов, тем сильнее укреплялась и их политическая власть. К концу гомеровской Греции старинная агора совсем отошла на задний план и все управление перешло к аристократическому Совету (булэ), выбиравшемуся из наиболее знатных, богатых и влиятельных базилевсов. Фактическим главой булэ сделался избранный из среды благородных первый сановник (архонт). Так создавалась аристократическая республика, утвердившаяся в передовых эллинских общинах в конце гомеровского периода. Великий базилевс в конце гомеровской эпохи сходит на нет, превращаясь из полемарха (военного вождя) в жреца. В этом отношении показательно одно место "Илиады", свидетельствующее о полном падении престижа первого базилевса.

Во время народного собрания главному базилевсу высказываются следующие упреки:

"Пьяница грузный! По виду собака, олень по отваге, Ты никогда не дерзал в своем сердце, ни в бой ополчившись, вместе с народом идти, ни спрятаться в тайной засаде, вместе с вождями ахейцев. Тебе это смертью казалось, царь, пожиратель народа, над трусами царствовать годный"

("Илиада", I, 225).

Таким путем царская власть в эллинских общинах постепенно растворялась в аристократическом Совете, пополнявшемся из немногих богатых и влиятельных родов.

"Итак, мы видим в греческом общественном устройстве героической эпохи еще в полной силе древнюю родовую организацию, но вместе с тем и начало ее разрушения: отцовское право с наследованием имущества детьми, что благоприятствовало накоплению богатств в семье... влияние имущественных различий на общественное устройство посредством образования первых начатков наследственного дворянства и монархии; рабство сперва одних только военнопленных, но уже открывающее возможность обращения в рабство собственных соплеменников и даже сородичей; совершающееся уже вырождение былой войны племени против племени в систематическое разбойничество на суше и на море в целях захвата скота, рабов и сокровищ, превращение ее в регулярный промысел; одним словом, восхваление и почитание богатства как высшего блага и злоупотребление древними родовыми учреждениями для оправдания насильственного грабежа богатств. Не хватало лишь одного - учреждения, которое не только обеспечивало бы вновь приобретенные богатства отдельных лиц от коммунистических традиций родового строя, которое не только освятило бы прежде столь мало ценившуюся частную собственность... не хватало учреждения, которое увековечивало бы не только начинающееся разделение общества на классы, но и право имущего класса на эксплоатацию неимущих и господство первого над последним. И такое учреждение появилось, было обретено государство"1 .

Фрагмент фрески в Тиринфе. Реконструкция (Национальный музей. Афины).

1 Энгельс. Цит. работа, стр. 132. Партиздат. 1933.

Orphus © library.ua

Permanent link to this publication:

http://library.ua/m/articles/view/Древняя-история-ГРЕЦИЯ-ВРЕМЕН-ГОМЕРА Similar publications: LRussiaLWorldY G

library.ua

Гомер - краткая биография.

Гомер - знаменитый древнегреческий поэт, чье творчество не просто являлось образцом для всех античных творцов - его считают прародителем европейской литературы. У многих представителей современных поколений именно с его именем ассоциируется античная культура, а знакомство с мировой литературой обычно начинается с поэм «Илиада» и «Одиссея», принадлежащих (или приписываемых) этому легендарному автору. Гомер является первым древнегреческим поэтом, творческое наследие которого дошло до наших дней, причем около половины обнаруженных на сегодняшний день древнегреческих папирусов литературного содержания представляют собой фрагменты его произведений.

Достоверные, подтвержденные исторически данные о личности Гомера, его жизненном пути отсутствуют, причем они были неизвестны даже в древности. В эпоху античности было создано 9 биографий Гомера, и все они основывались на легендах. Неизвестны не только годы его жизни, но и столетие. По мнению Геродота, это был IX в. до н. э. Ученые нашего времени называют ориентировочно VIII в. (или VII в.) до н. э. Нет никаких точных сведений и о месте рождения великого поэта. Считается, что жил он в одной из местностей Ионии. Легенда гласит, что целых семь городов - Афины, Родос, Смирна, Колофон, Аргон, Саламин, Хиос - оспаривали друг у друга честь называть себя родиной Гомера.

Согласно традиции, великого поэта изображают слепым стариком, однако ученые придерживаются мнения, что это влияние представлений древних греков, особенности биографического жанра. Греки видели взаимосвязь поэтического таланта и пророческого дара на примере многих знаменитых личностей, которые были лишены зрения, и полагали, что и Гомер принадлежал к этой славной когорте. Помимо этого, в «Одиссее» есть такой персонаж, как слепой певец Демодок, который отождествлялся с самим автором произведения.

Из жизнеописания Гомера известен такой эпизод, как поэтическое соревнование с Гесиодом на острове Эвбей. Поэты читали свои лучшие произведения на играх, организованных в память о погибшем Амфидеме. Победа, согласно воле судьи, досталась Гесиоду, поскольку тот воспевал мирную жизнь и труд земледельцев, однако предание гласит, что публика больше симпатизировала Гомеру.

Как и все остальное в биографии Гомера, доподлинно неизвестно, принадлежат ли знаменитые поэмы «Илиада» и «Одиссея» именно его перу. В науке с XVIII в. существует так называемый гомеровский вопрос - так называется полемика вокруг авторства и истории написания легендарных произведений. Как бы там ни было, именно они принесли автору славу на все времена и вошли в сокровищницу мировой литературы. Обе поэмы основаны на сказаниях, мифах о Троянской войне, т.е. о военных действиях греков-ахейцев против жителей малоазиатского города, и представляют собой героический эпос - масштабное полотно, действующими лицами которого являются и исторические персонажи, и герои мифов.

Древние греки считали эти поэмы священными, торжественно исполняли их на государственных праздниках, с них начинали и ими же завершали процесс обучения, видя в них сокровищницу самых разнообразных знаний, уроки мудрости, красоты, справедливости и других добродетелей, а их автор почитался едва ли не как божество. По словам великого Платона, духовным развитием Греция обязана именно Гомеру. Поэтика этого мастера слова оказывала огромное влияние на творчество не только античных авторов, но и признанных классиков европейской литературы, живущих многие столетия спустя.

Существуют так называемые Гомеровы гимны, которые в древности приписывали великому слепцу, но ни они, ни другие произведения, автором которых называли Гомера, не относятся к его творческому наследию.

По данным Геродота и Павсания, смерть настигла Гомера на острове Иос (архипелаг Киклады).

www.wisdoms.ru

Древней Греции Гомер воспел песнь великую

Выражения «яблоко раздора», «троянский конь», «ахиллесова пята»,  «Елена Прекрасная», «Между Сциллой и Харибдой», «сладкозвучное пение Сирен», «ждать, как Пенелопа Одиссея» и многие другие входят в нашу жизнь с детства. Всем известно не только значение выражений, но и их источник. Вергилий и Гомер воспели свою Родину в поэмах, которые вряд ли кто-то в наше время читал (ну разве что филологи и некоторые историки). Все помнят, что Гомер был слепым поэтом, который жил в Древней Греции до начала времен (в смысле – до нашей эры). В реальности же лишь легенды повествуют нам о Гомере. О его жизни почти ничего не известно. Однако вся Греция и по сей день гордится своим великим соотечественником. «Поэт» – говорят они о Гомере – и этого достаточно.Гомер

Приписываемые поэту «Илиада» и «Одиссея» — великие гимны Древней Греции, древнегреческой  культуре, искусству и воинской славе. В древности эти поэмы изучались во всех школах. Примеры мужества, доблести и героизма были образцами добродетелей, которым надлежало следовать юношеству. Строки поэм и даже целые главы, огромные отрывки цитировались наизусть греками, став не только символами, но и служа образцами для латинской литературы и европейского эпоса (правда, достаточно поздно – где-то в XV веке).

Более того, в школах Древней Греции изучали поэмы Гомера еще и с точки зрения истории и географии, столь много там было сведений, относящихся к этим наукам. А наука филология вообще началась с исследования александрийцами (есть такой город в Египте) текстов Гомера. Сочетание слов “Гомер” и “Древняя Греция” известно во всем мире.

Представьте, каково было удивление мировой общественности, когда американец Генрих Шлиман (кстати, его женой была русская женщина Екатерина Петровна Лыжина, а о России он говорил не иначе, как «моя любимая Россия», ведь здесь он провел лучшие годы), основываясь на описаниях Гомера и старинной местной традиции, проводя в 1868 г. раскопки на холме Гиссарлык, обнаружил руины города, который теперь историки всего мира величают Троей (или Илионом, как именовали город в древности, откуда и пошло название поэмы «Илиада»). Интересно, что найденные позднее древние хеттские и египетские документы содержат некие подтверждения достоверности событий Троянской войны. Греки же никогда не сомневались, что эта война – часть истории их Родины.

К сожалению, никто не знает, где Гомер родился, но, как утверждает древнегреческий историк Геродот, умер он на острове Хиос. За право считаться родиной gоэта боролось множество городов, в том числе и Афины, Смирна, Родос. Никто не знает, почему великого песенника всегда изображают незрячим, возможно, по аналогии со слепым певцом Демодоком из «Одиссеи», в которого автор вложил какие-то личностные черты.

Конечно, интересно узнать о Гомере что-то новое, но, думается, еще интереснее все же прочесть его поэмы, тем более в России они существуют в нескольких переводах.

www.volshebnaya-planeta.ru


Смотрите также