Древний китай занятия. Урок - воображаемая экскурсия: «Виртуальное путешествие в Древний Китай. Культура древнего Китая»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Урок на тему "Культура древнего Китая". Древний китай занятия


Урок на тему "Древний Китай"

Открытый урок на тему: "Древний Китай"

учитель истории: Тельгозина А.У.

2015 жыл

Тема урока : Древний Китай

Тип урока:

Урок изучения нового материала.

Цели урока:

  1. Узнать о географическом положении Древнего Китая, познакомиться с растительным и животным миром и основными занятиями ее жителей.

  2. Развитие восприятия, внимания, расширение кругозора учащихся.

  3. Приобщение к достижениям древнеиндийской цивилизации, воспитание уважительного отношения к истории, культуре и обычаям других народов.

Задачи урока:

  1. Развитие умения работать с историческим документом, умения систематизировать информацию.

  2. Формирование навыков учащихся получать информацию от исторической карты.

  3. Развитие интереса к истории мотивации к учению.

Форма урока:

Комбинированный урок: изучение нового материала с элементами критического мышления и интерактивных заданий

Структура урока:

  1. Организационный этап

  2. Подготовка к активному усвоению знаний.

  3. Изучение новой темы (план урока):

    • Класстер "Гроздь винограда"

    • Презентация "Древний Китай"

    • Постер и защита

  1. Физминутка

  2. Закрепление

  3. Оценивание

  4. Рефлексия

  5. Дополнительая информация

Оборудование:

  1. Учебник: История древнего мира

  2. Компьютер

  3. Мультимедийный проектор.

  4. Презентация.

  5. Историческая карта « Древний Китай»

Ожидаемые результаты:

  1. Освоение программного материала по теме урока: учащиеся смогут называть основные географические объекты восточной Азии, рассказать о природе и основных занятиях жителей Древнего Китая.

  2. Расширение кругозора, развитие познавательного интереса и желания самостоятельно изучать историю и культуру Китая.

  3. Приобщение к достижениям древнекитайской цивилизации.

Время

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Психологический настрой на урок

Учитель настраивает учеников на урок

5мин

Упражнение "Мозговой штурм" для повторения пройденного материала

Задает вопросы по теме "Древняя Индия"

Отвечают на вопросы и стараются набрать максимальное количество баллов

5мин

Презентация слайды "Древний Китай"

Используя ИКТ показывает и дает информацию о Древнем Китае

Внимательно слушают и делают заметки в тетрадь

8мин

Постер на тему "Древний Китай"

Задание

1-группа - Образование государства древнего Китая

2-группа - Циньское царство

3-группа - Хозяйство

4-группа - Общественный строй

Ведут диалог, размышляют, обсуждают, готовят постер

2мин

Физминутка "Цигун"

Проводит физминутку

(Включается запись китайской музыки)

- Поднимите руки до уровня пупка. Ваши ноги – это корни дерева. Тело –

ствол, руки – ветви. Подышите.

- А теперь представьте, что над головой собрались тучи, начался дождик и потоки воды омывают тело, унося усталость.

- А вот вас осветило солнце. Оно согревает и осушает влагу. Организм наполняется силой и энергией.

- Легкий ветерок раскачивает деревце – покачайтесь из стороны в сторону без усилий, легко и плавно. Повращайте кисти рук, потом стоп.

- И в завершении – руки положите на живот, девочки – правую ладонь на левую, мальчики – левую ладонь на правую. Подышите.

- Садитесь, пожалуйста.

Выполняют упражнения

8мин

Защита постеров

Ведет диалог

Стараются открыто говорить свои мысли, отвечать четко и ясно

5мин

Закрепление

Для закрепления темы раздает тесты

1. Длина Великой Китайской стены:

а) около 5000 километров;

б) около 1000 километров

в) около 3000 километров.

2. Китайская письменность – это:

а) клинопись;

б) иероглифическое письмо;

в) алфавитное письмо.

3. Первым правителем объединенного Китая был:

а) Конфуций;

б) Цинь Шихуан;

в) Сун.

4. Первое государство на территории Китая возникло в:

а) 2852 году;

б) 2482 году;

в) 2650 году.

5. Имя великого китайского мудреца, жившего за 5 веков до н.э:

а) Конфуций;

б) Цинь Шихуан;

в) Сун.

4мин

Оценивание

По оценочным листам оценивает учащихся

Комментируют оценки

2мин

Рефлексия

Для проверки усвоения знаний упражнение

" Лестница успеха"

Ставят себя на ступень "Знаю, умею, понимаю"

3мин

Дополнительная информация

Презентация о современном Китае

Сравнивают и делают выводы

2мин

Домашнее задание

Тема "Древний Китай", написать эссе

Записывают в дневники домашнее задание

infourok.ru

"древний китай"

УРОК В 5 КЛАССЕ

Тема: Древний Китай

Цель: Дать представление о природно-климатических усло­виях, населении, истории создания древнейших госу­дарств в Китае; формировать навык определения об­щих закономерностей и особенностей в развитии древних государств.

Ожидаемые результаты: После этого урока ученики смогут: дать характеристику природно-климатических условий и географического положения Китая; определить пред­посылки появления государств в Китае; усовершенство­вать навыки работы с текстом учебника и историче­ской картой.

Основные термины и понятия: Поднебесная, инь, чжоу.

Тип урока: Комбинированный.

Структура урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний

  3. Изучение нового материала

  1. Природно-климатические условия и географическое положение Китая.

  2. Население.

  3. Древнейшие государства.

  1. Закрепление новых знаний

  2. Итоги урока

  3. Домашнее задание

ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Переходя к изучению нового материала, учитель может предло­жить учащимся следующее задание.

— Известно, что первые цивилизации возникали в долинах круп­ных рек. Установите соответствие между названиями рек и государст­вами, которые возникли на их берегах.

Нил Месопотамия

Тигр и Евфрат Индия

Инд и Ганг Египет

Хуанхэ и Янцзы Китай

Даже методом исключения ученики могут установить, что древ­нейшая цивилизация в Китае возникла на берегах рек Хуанхэ и Янцзы.

Рассказ учителя.

Китай — огромная и самая населенная страна в мире. Там живет множество разных народов, но девять десятых населения составля­ют китайцы (или, как они себя называют, ханьцы — от слова «хань», древнего названия Китая). Свою страну современные китайцы-хань­цы называют Чжунго («Срединное государство»), но в давние време­на именовали ее также и Поднебесной.

  1. Определите положение Китая относительно Индии.

  2. Опишите словами местоположение Китая. В какой части света он расположен?

  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  1. Природно-климатические условия и географическое положе­ние Китая.

  1. Покажите территорию Китайского государства в III в. до н.э. на карте.

  2. Какие горы находятся на западной границе Китая?

  3. Покажите реки, находящиеся на территории Китая.

Учитель завершает работу выводом: древнейшие государства Китая появились во II тыс. до н. э. в плодородной долине реки Хуанхэ, где значительно раньше сложилась земледельческая культура.

  1. Население.

Работа по учебнику.

Прочитайте текст параграфа и дайте ответы на вопросы.

  1. Когда появились первые люди в долине реки Хуанхэ?

  2. Как назывались племена, давшие начало древнекитайскому на­роду?

Дополнительная информация

Древнейший земледельческий район в Китае возник во II тыс. до н. э. в долине реки Хуанхэ. Когда китайцы научились обрабатывать железо и делать из него топоры, возникла возможность освоения до­лины Янцзы: теперь можно было вырубить непроходимые леса. Ос­новным занятием китайцев было земледелие. Они выращивали рис и изготавливали шелк. Возделывались также сорго, ячмень, пшени­ца, просо. Скотоводство играло немаловажную роль в жизни китай­цев. Они разводили быков, овец, упряжных лошадей для колесниц. Существовали довольно крупные ремесленные мастерские медников, косторезов, каменотесов, керамические, деревообрабатывающие и др.

  1. Древнейшие государства.

Беседа на повторение.

  1. Что такое государство?

  2. Какие причины вызывают его появление?

  3. Где возникли первые государства?

  4. Как вы считаете, какие особенности природно-климатических условий Китая привели к появлению здесь государства?

Самостоятельная работа по учебнику.

Прочитайте текст параграфа.

Дополнительная информация

В масштабе небольших областей, охватывающих одну или несколь­ко территориальных общин (городов), складывались первые очаги ци­вилизации. Объединение общин диктовалось следующими обстоятель­ствами:

  • хозяйственной необходимостью — потребность в коллективных усилиях для борьбы с наводнениями;

  • военными нуждами — наступила пора жесточайших войн, ко­торые свидетельствовали о возросшем богатстве общин;

  • замена родовых отношений семейными; появление имуществен­ного расслоения.

В конце II тыс. до н. э. во главе крупного объединения городских обществ встало наиболее сильное из них — Шанское. Его предводи­тель обладал чрезвычайными военными полномочиями и назывался ваном. Термин «ван» в дальнейшем употреблялся для обозначения титула царя, который также исполнял функции верховного жреца.

В XI в. до н. э. воинственное племя Чжоу нанесло поражение шан­цам и установило свою власть; в истории Китая наступила эпоха ди­настии Чжоу.

В VIII в. до н. э. эпоху Чжоу сменила эпоха Чуньцю. С распадом в V в. до н. э. наиболее крупного царства этого периода — Цзинь — начинается период «Борющихся царств».

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

Тестирование.

  1. Какие горы находятся на территории Китая?

а) Гималаи; б) Тибетские горы; в) Уральские горы.

  1. Древнейшие государства Китая появились;

а) в III тыс. до н. э.; б) во II тыс. до н. э.; в) в I тыс. до н. э.

  1. Первые очаги цивилизации в Китае возникли на берегу реки:

а) Хуанхэ; б) Янцзы; в) Сицзян.

  1. В XI в. до и. э. была основана династия:

а) Шан; б) Чжоу; в) Цинь.

  1. Царя в древних китайских государствах называли:

а) раджа; б) ван; в) фараон.

  1. ИТОГИ УРОКА

Учитель записывает на доске правильные ответы. Методом само­проверки учащиеся проверяют работы; учитель выясняет, какие воп­росы вызвали наибольшее затруднение, оценивает лучшие работы и участие школьников в проведении урока.

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  1. Проработать текст параграфа.

  2. Выполнить задание по контурной карте.

videouroki.net

История. Древний Китай - Всеобщая история

Древний Китай

Древний Китай

ПЛАН УРОКА : 1. Географическое положение, природные условия и занятия жителей Древнего Китая. 2. Конфуций и его учение. 3. Объединение Древнего Китая. 4. Великая Китайская стена 5. Достижения и изобретения китайцев.

ПЛАН УРОКА :

1. Географическое положение, природные условия

и занятия жителей Древнего Китая.

2. Конфуций и его учение.

3. Объединение Древнего Китая.

4. Великая Китайская стена

5. Достижения и изобретения китайцев.

Географические и природные условия Древнего Китая Как вы думаете - какие занятия были распространены в Древнем Китае?
  • Географические и природные условия

Древнего Китая

Как вы думаете - какие

занятия были распространены

в Древнем Китае?

Основные занятия мужского населения Древнего Китая Мужчины обрабатывали поля, собирали урожай, занимались охотой и рыбной ловлей.

Основные занятия мужского населения Древнего Китая

Мужчины обрабатывали поля,

собирали урожай, занимались

охотой и рыбной ловлей.

Основные занятия женского населения Древнего Китая Женщины разводили шелковичного червя, ткали, гнали спирт из зерна .

Основные занятия женского

населения Древнего Китая

Женщины разводили

шелковичного червя,

ткали, гнали спирт из

зерна .

КИТАЙСКИЙ МУДРЕЦ КОНФУЦИЙ И ЕГО УЧЕНИЕ Конфуций (Кун Цю) 551-479 гг. до н.э. Древнекитайский проповедник, писатель, философ. В историю мировой культуры Конфуций вошел как основоположник особой религии - конфуцианство. Конфуций в переводе с китайского означает «учитель», Кун.

КИТАЙСКИЙ МУДРЕЦ КОНФУЦИЙ И ЕГО УЧЕНИЕ

Конфуций (Кун Цю)

551-479 гг. до н.э.

Древнекитайский проповедник,

писатель, философ.

В историю мировой культуры

Конфуций вошел как

основоположник особой религии -

конфуцианство.

Конфуций в переводе с китайского означает «учитель», Кун.

Уважение к старшим Почтение к родителям и учителям вашим. Учитесь! Когда человек перестает учиться, он может потерять и то, чему учился раньше. Будьте строги к себе и мягки к другим. Не завидуйте никому и никого не презирайте. Творите добро. Зло сотворится само. Дурные поступки люди делают от лени.

Уважение к старшим

Почтение к родителям и

учителям вашим.

Учитесь! Когда человек

перестает учиться,

он может потерять и то,

чему учился раньше.

Будьте строги к себе

и мягки к другим.

Не завидуйте никому и

никого не презирайте.

Творите добро.

Зло сотворится само.

Дурные поступки люди

делают от лени.

Основы поведения Манеры воспитанного человека : - сидеть только поджав ноги ; - хождение по циновкам только босиком ; - прием пищи с помощью 2-х палочек ; - волосы собраны в пучок а не распущены ; - всегда опрятная одежда ; - отказ от бранных слов и др.

Основы поведения

Манеры воспитанного человека :

- сидеть только поджав ноги ;

- хождение по циновкам только босиком ;

- прием пищи с помощью 2-х палочек ;

- волосы собраны в пучок а не распущены ;

- всегда опрятная одежда ;

- отказ от бранных слов и др.

Афоризмы Конфуция 1. Чего себе не пожелаешь, Того не делай и другим 2. Лишь та ошибка, Что не исправляется 3. Не заблуждение ли: Забывать свое дело И своих родителей 4. Не будь легок на слова, Не говори недозволенного 5. Нет слова без ответа, Нет добра без благодарности

Афоризмы Конфуция

1. Чего себе не пожелаешь, Того не делай и другим

2. Лишь та ошибка, Что не исправляется

3. Не заблуждение ли: Забывать свое дело И своих родителей

4. Не будь легок на слова, Не говори недозволенного

5. Нет слова без ответа, Нет добра без благодарности

Материал для письма

Материал для письма

III. СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО КИТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВА 1. ОБЪЕДИНЕНИЕ КИТАЯ В I тысячелетии до н.э. в Китае существовало несколько царств. В 221 году до н.э. после 200 лет войн Китай был объединен Цинь Шихуаном. После окончания внутренних войн, он начал завоевательные походы против северных соседей.

III. СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО КИТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

1. ОБЪЕДИНЕНИЕ КИТАЯ

В I тысячелетии до н.э.

в Китае существовало несколько царств.

В 221 году до н.э. после 200 лет войн Китай был объединен Цинь Шихуаном.

После окончания внутренних войн, он начал завоевательные походы против северных соседей.

В I тысячелетии до н.э. в Китае было несколько самостоятельных государств Хорошее войско Наиболее сильное –Цинь Войны 221 год до н.э. первый император циньской династии – Цинь Шихуан Император ввел единые законы и общую монету Как вы думаете, какие при этом были преимущества? Упорядочил меры веса, длины, объёма и площади Ввел единые письменные знаки Изменил письменность – стали пользоваться жители всего государства

В I тысячелетии

до н.э. в Китае

было несколько

самостоятельных

государств

Хорошее войско

Наиболее

сильное –Цинь

Войны

221 год до н.э.

первый

император

циньской

династии –

Цинь Шихуан

Император ввел

единые законы

и общую монету

Как вы думаете, какие при

этом были преимущества?

Упорядочил меры веса,

длины, объёма и площади

Ввел единые

письменные знаки

Изменил письменность –

стали пользоваться жители

всего государства

2. Набеги гуннов Чем больше земель присоединяло к своей территории государство Цинь, тем сложнее было держать их в подчинении. Вскоре с севера на Китай стали совершать набеги кочевые племена гуннов.

2. Набеги гуннов

Чем больше земель

присоединяло к своей

территории государство

Цинь, тем сложнее было

держать их в подчинении.

Вскоре с севера на Китай

стали совершать набеги

кочевые племена

гуннов.

3. Великая китайская стена Для защиты от гуннов император приказал построить ВЕЛИКУЮ КИТАЙСКУЮ СТЕНУ. Это единственный памятник на Земле, который видно с ЛУНЫ!!!

3. Великая китайская стена

Для защиты от гуннов

император приказал построить

ВЕЛИКУЮ КИТАЙСКУЮ СТЕНУ.

Это единственный памятник на Земле, который видно с ЛУНЫ!!!

Содержание армии требовало больших средств. Налоги на жителей постоянно росли. За проявление недовольства жестоко наказывали. После смерти император был похоронен в грандиозной гробнице. Терракотовые воины в гробнице императора.

Содержание армии требовало

больших средств.

Налоги на жителей постоянно

росли.

За проявление недовольства

жестоко наказывали.

После смерти император был

похоронен в грандиозной

гробнице.

Терракотовые воины в

гробнице императора.

Терракотовая армия императора Цинь Шихуанди. Место раскопок в Китае

Терракотовая армия императора Цинь Шихуанди.

Место раскопок в Китае

Что дал Китай миру Древние китайцы были очень талантливы. Целый ряд изобретений они сделали на 1000 лет раньше чем в Европе : бумага ,книгопечата-ние, шелк, порох, ком-пас ,огнестрельное оружие, метелличес-кие монеты и фарфор.

Что дал Китай миру

Древние китайцы были очень талантливы.

Целый ряд изобретений они сделали на 1000 лет раньше чем в Европе :

бумага ,книгопечата-ние, шелк, порох, ком-пас ,огнестрельное оружие, метелличес-кие монеты и фарфор.

Что изобрели китайцы? Бумага Компас Книгопечатание Порох Фарфор Шёлк Чай

Что изобрели китайцы?

Бумага

Компас

Книгопечатание

Порох

Фарфор

Шёлк

Чай

Древнейший компас, изобретенный в Китае. Намагниченная ручка ложки, как стрелка, всегда указывала на юг

Древнейший компас, изобретенный в Китае. Намагниченная ручка ложки, как стрелка, всегда указывала на юг

Достижения Изобретения Шелк Бумага Книгопечатание Фарфор Компас Порох Огнестрельное В медицине (лекарства) В архитектуре (Великая оружие Китайская стена) Монеты Чай Глобус небесных В боевых искусствах светил и звезд Прибор, измеряющий колебания земли и предсказывающий землетрясения

Достижения

Изобретения

  • Шелк
  • Бумага
  • Книгопечатание
  • Фарфор
  • Компас
  • Порох
  • Огнестрельное
  • В медицине (лекарства)
  • В архитектуре (Великая

оружие

Китайская стена)

  • Монеты
  • Чай
  • Глобус небесных
  • В боевых искусствах

светил и звезд

  • Прибор, измеряющий

колебания земли и

предсказывающий

землетрясения

Проверь себя! Азии Китай расположен на востоке материка _______ . Хуанхэ и Янцзы В Китае две главные реки - ___________________ . 221 г. Китай стал единым государством в ________ до н.э. Цинь Шихуан Его первым властителем был _______________ . Конфуций Знаменитым китайским мудрецом был ___________ . Самое знаменитое сооружение Древнего Китая – Великая Китайская стена _____________________________ .

Проверь себя!

Азии

Китай расположен на востоке материка _______ .

Хуанхэ и Янцзы

В Китае две главные реки - ___________________ .

221 г.

Китай стал единым государством в ________ до н.э.

Цинь Шихуан

Его первым властителем был _______________ .

Конфуций

Знаменитым китайским мудрецом был ___________ .

Самое знаменитое сооружение Древнего Китая –

Великая Китайская стена

_____________________________ .

По вертикали: 1.Тонкая и воздушная ткань, секрет производства которой в древности был известен только китайцам. 2.Изобретенный в Китае прибор, помогающий не заблудиться в далеких путешествиях. 3.Река, по берегам которой возникло древнейшее в Китае государство. 4.То, что учтивый китаец снимал с ног при входе в дом. 5.Материал для письма, изобретенный в Китае. 6.Одна из двух главных рек Китая. 7.Одно из китайских государств, правитель которого объединил весь Китай под своей властью (221 г до н.э.). 8.Изобретенный в Китае напиток, прогоняющий усталость.

По вертикали:

1.Тонкая и воздушная ткань, секрет производства которой в древности был известен только китайцам.

2.Изобретенный в Китае прибор, помогающий не заблудиться в далеких путешествиях.

3.Река, по берегам которой возникло древнейшее в Китае государство.

4.То, что учтивый китаец снимал с ног при входе в дом.

5.Материал для письма, изобретенный в Китае.

6.Одна из двух главных рек Китая.

7.Одно из китайских государств, правитель которого объединил весь Китай под своей властью (221 г до н.э.).

8.Изобретенный в Китае напиток, прогоняющий усталость.

multiurok.ru

воображаемая экскурсия: «Виртуальное путешествие в Древний Китай. Культура древнего Китая»

Ярошинская Светлана Эдмундовна

hello_html_m12ba2745.png

Учитель БОУ «Средняя Общеобразовательная школа № 104» города Омска

Тема урока: «Виртуальное путешествие в Древний Китай. Культура древнего Китая»

тип урока: Урок - воображаемая экскурсия. Комбинированный урок с элементами игрового занятия (театрализованного представления).

Задачи:

Образовательные: остановиться на особенностях древней китайской культуры;

Развивающие: дать представление о высоком уровне развития культуры Китая; приобщить учащихся к культуре древних народов, вызвать интерес к богатой истории этих стран.

Воспитательные: вызвать интерес учащихся к культуре древнего Китая

Оборудование: презентация «Культура Древнего Китая», «китайская шкатулка».

Видеоматериал, музыка Древнего Китая.

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Повторение домашнего задания.

- Географическое положение Китая;

- Природные условия;

- общая характеристика китайского общества;

- хозяйство и занятия.

3. Изучение нового материала.

План.

  1. Характеристика древней китайской культуры.

  2. Архитектура.

  3. Одежда.

  4. Китайская кухня.

  5. Чайная церемония.

  6. Китайские иероглифы.

  7. Золотой век китайской философии.

  8. Китайская музыка – одно из культурных сокровищ Поднебесной.

  9. О компасе и других достижениях древних китайцев.

  1. Рефлексия

Игра «Китайская шкатулка».

  1. Домашнее задание: написать рассказ по культуре Древнего Китая.

Здравствуйте дорогие ребята и гости. Сегодня мы побываем с вами в гостях у жителей

древнего Китая. Познакомимся с их культурой, гостеприимством, узнаем об их быте и традициях. Тема нашего урока: «Культура Древнего Китая».

Китай – удивительная страна, страна с богатейшими традициями, которые уходят корнями глубоко в историю. Это государство церемоний и этикета. Раньше китайцы приветствовали друг друга с помощью рук, сложенных ладонью к ладони перед грудью, и поклона. С помощью поклона передают уважение к человеку. Давайте поприветствуем друг друга.

Что это за страна такая- Китай. На прошлом уроке мы уже выяснили месторасположение, природные условия, общественный строй Древнего Китая.

Учащиеся 6 класса подготовили сообщения:

- о географическом положении Китая;

-о природных условиях Китая;

- общая характеристика китайского общества;

- о хозяйстве и занятиях в Китае;

- производство шелка.

-На северо-восток от Индии, за высокими горами Гималаями, находится Китай. Древние китайцы называли свою страну «Поднебесной империей» или «Срединным царством», так как считали, что она лежит посреди четырёх морей: Восточного, Южного, Песчаного и Скалистого. Песчаным морем называли суровую и безводную пустыню Гоби, а Скалистым морем — Тибет, горный край по ту сторону Гималаев.

В Китае текут две большие реки — Хуанхэ и Янцзы. Названия рек означают: «Жёлтая вода» и «Синяя вода». Вода Хуанхэ действительно желтоватого цвета, потому что несёт с собой много жёлтой глины. В плодородной долине Хуанхэ поселились первые земледельцы; они выращивали просо, разводили свиней, крупный рогатый скот.

Случалось, что во время разлива Хуанхэ затопляла большие территории с сёлами и полями. Поэтому её называли ещё «Рекой, надрывающей сердца» и «Бичом Китая». Со временем люди научились бороться с паводками. Они строили плотины и рыли каналы.

Природные условия Китая

В бассейне Хуанхэ в те далекие времена обитали животные жаркого пояса: слоны, носороги, буйволы, тигры, антилопы, леопарды. Местность была покрыта широколиственными лесами, бамбуковыми зарослями, болотами и озерами и отличалась жарким, влажным климатом. Великие долины Северного Китая с их речными наносными почвами были исключительно благоприятны для земледелия. Ветры приносили сюда достаточное количество осадков, так что ирригация была непременным условием земледелия. В долине Хуанхэ часто затоплялись огромные пространства. Осадки выпадали нерегулярно: чрезмерные ливни сменялись засухами. Южный Китай покрыт вечнозелеными джунглями – территория не освоена.

Великие реки Китая очень бурные, несут много ила и песка, часто внезапно разливаются, разрушая дамбы и смывая почву с полей.

Как и другие народы, В древнейшую пору своей истории древние китайцы поклонялись силам природы. Они их представляли себе в виде добрых и злых духов и демонов. Повелителем дождей, грозы, речных вод и всех подземных сил был дракон. Со временем дракон стал символом царя.

Китайцы почитали пять священных гор, самой главной считали Тайшань. Её называли «мировой горой», которая соединяет небо и землю. Наиболее сильная клятва китайцев начиналась словами: «Пока Хуанхэ не обмелеет, пока Тайшань не сровняется с землёй, клянусь…».

Хозяйство древних китайцев-Основная еда китайцев — рис. Выращивать рис тяжело. По колено в воде вспахивали крестьяне поле и сеяли рис. Поля со всех сторон ограждали невысокими земляными плотинами. В плотине делали ворота, через которые пропускали воду на поле из рек и каналов.

Собранный рис толкли в ступе и готовили из него разную пищу. Чаще всего рис просто варили и ели деревянными палочками, которыми китайцы пользуются и сейчас, как мы с вами ложками и вилками.

Шелководство- Шёлк очень ценился. Иногда люди расплачивались за товары не деньгами, а отрезами шёлка. Шёлковую одежду имели право носить только знатные и богатые люди. Производство шёлка китайцы держали в строжайшем секрете. Шёлком торговали с другими странами. Во II в. до н. э. был проложен Великий Шёлковый путь. Через горы, степи и пустыни караваны верблюдов везли китайский шёлк на Запад.

Психологическая минутка

Вы уже устали и сейчас мы с Вами отдохнем с помощью гимнастики «Цигун».

Встаньте, пожалуйста. Поставьте ноги на ширине плеч, колени чуть согнуты, спина прямая, шея чуть наклонена вниз . Ладошки нужно собрать в виде лодочки- в них концентрируется энергия. Глаза закрыть, мышцы расслаблены, все плохое выбросили из головы. Готовы? Начинаем наше упражнение - Поднимите руки до уровня пупка. Ваши ноги – это корни дерева, тело-ствол, руки-ветви. Подышите.

А теперь представьте, что над головой собрались тучи, начался дождик и потоки воды омывают тело, унося усталость.

А вот вас осветило солнышко. Оно согревает и осушает влагу. Организм наполняется силой и энергией. Легкий ветерок раскачивает деревце из стороны в сторону. Легко и плавно. Повращайте кисти рук, встряхните. Вы самые лучшие, вы самые счастливые.

Итак, ребята продолжаем наше путешествие.

Слайд №4 --История Китая считается одной из самых древнейших в мире, она включает пять тысяч лет исторического и культурного развития. За это время китайцы много воевали и захватывали земли, на страну тоже постоянно осуществляли набеги племена кочевников или войска соседних держав. Однако, несмотря на все это, традиции Китая продолжали формироваться и развиваться. Именно в Китае еще в древности возникла письменность, китайцы первые начали применять для написания бумагу, китайские мастера делали хорошее оружие, а искусство боя стало примером для воинов других стран.

Слайд №5 - Китайцы очень почтительно относятся к своим предкам, к природным богатствам и предметам искусства. Практически каждый уголок в Китае наполнен историей и культурной ценностью.

Слайд №6 культурный символ Китая.

Слайд № 7. Китайская культура является одной из древнейших.

  1. Характерные черты китайской культуры:

  • обращение к ценностям реальной земной жизни;

  • определяющая роль традиций, обычаев, ритуалов и церемоний;

  • обожествление силы природы. Небо- это верховное божество для китайцев, поэтому страну они именуют Поднебесной. Существует культ Солнца и других светил, культ гор и воды.

  1. Архитектура древнего Китая

Жилище – это область культуры, которая

формировалась в течение длительного времени. На развитие жилища оказали влияние многообразные факторы.

“Не зная, в каких домах жили люди в определенную историческую эпоху, нельзя составить достаточно яркого и конкретного представления о самой этой эпохе».

Знание жилища помогает решению многих проблем этногенеза, хозяйства, семейного и

общественного быта, верований, искусства.

Из древних китайских источников известно, что существовали две первобытных формы жилища: гнезда и пещеры.

В Китае, здания, как дворцы, храмы и жилищные дома обычно построятся как комплекс. Строительный комплекс можно разделить на здания вокруг центральный дворец, а затем на отдельные номера. Большинство зданий строго следует принцип «оси в центре с симметричными крыльями». Таким образом, здания выглядят симметрично на левой и правой сторонах. Такая структура древней китайской архитектуры отразила эстетический стандарт гармонии и симметрии в древнем Китае.

  1. Одежда китайцев.

Традиционная одежда китайцев менялась в зависимости от эпохи и была разной для знатных и простолюдинов. В древности различие в одежде в зависимости от положения в чиновничьей иерархии определялось термином «пять одежд» («у фу»): одежды Сына Неба (императора), одежды правителей вассальных княжеств, одежды их министров, одежды аристократов двух рангов. Необходимой деталью одежды был головной убор, который также зависел от ранга. Снимать головной убор даже в помещении было недопустимо. Также непозволительным считалось обнажать и какую-либо часть тела. Обувь являлась необходимой частью туалета, хождение босиком вне дома было неприличным, однако при входе в помещение обувь снималась. Ношение обуви и головного убора считалось отличительными признаками китайца и китайской культуры, выделяющих их среди живших вокруг варваров. Такое же символичное значение имела и прическа. В древности китайские мужчины и женщины не стригли волос, а укладывали их в сложные прически. Позже даже возникла традиция: когда подстригали волосы или ногти, их складывали в особый ларец на сохранение.

Мужской официальный костюм делился на три основных категории по внешнему виду: «бяньфу» — народное одеяние, состоявшее из халата до колен и юбки до щиколоток, «чанпао» — длинный халат от плеч до пяток («чанпао» носили также и женщины) и «шэньи» — похоже на «бяньфу», но обе части сшиты вместе.

Среди китайских женщин распространено ношение ярких цветов, особенно красного. Мужчины склонны к более темным тонам. Китаянки любят носить различные яркие украшения — особенно перстни, броши, блестящие заколки.

Красавице полагалось иметь высокий лоб, выразительные, глубокие, словно омут, глаза, маленький ротик с ярко-красными губами, ровные белоснежные зубы, нежную кожу, крохотные изящные ручки и ножки. Одним словом, китайцы хотели, чтобы женщина походила на фею.

Китайская кухня

Кулинарное искусство Китая начало складываться с возникновением самой китайской цивилизации. Китайцы создали утонченные способы приготовления пищи, как минимум 3000 лет тому назад. Об этом свидетельствуют археологические находки (бронзовые горшки, ножи, кухонные доски, лопатки, черпаки и т. п.) в городе Аньян провинции Хэнань. Еще в период Чуньцю («Весны и Осени») и Чжаньго («Воюющих царств») — 770—221 гг. до н. э.— в Китае стали появляться рестораны для широкой публики, а примерно 1500 лет назад была написана первая в мире кулинарная книга. Это говорит о том, что уже в то время кулинарное искусство являлось предметом исследования.

Любимые продукты китайской кулинарии — овощи, грибы, рыба, свинина, курятина, мука, сахар, растительное масло.

В Китае есть поговорка: «Китайцы не придают особого значения одежде, но предпочитают вкусно поесть». Это соответствует действительности. Требующее тщательного, очень аккуратного, порой даже ювелирного труда умение готовить пищу и составлять красивые блюда стало в Китае настоящим искусством, к которому относятся весьма и весьма серьезно. Китайцам не знакомо наше понятие «перекусить», ибо прием пищи расценивается ими как момент приобщения к культуре нации, основным девизом формирования которой были «терпение и неторопливость». Китайцы "едят, не прикасаясь руками к пище". Палочки для еды, вошедшие в обиход несравненно раньше других столовых приборов, отражали общественное положение владельцев. Простонародье ело палочками из бамбука. У людей побогаче они были из сандалового дерева. Знать и купечество отправляли кушанья в рот палочками из слоновой кости. Ну а императору и его наместникам полагались серебряные палочки. Считалось, что они темнеют от соприкосновения с ядом и могут предупредить хозяина об опасности. В китайском доме у каждого члена семьи палочки, разумеется всегда свои, как и зубные щетки. Едят в Китае буквально все, особенно на юге. Как шутят гуанчжоусцы: «Можно есть любое животное на четырех лапах, кроме стола, и любую птицу, кроме самолета».

Застолье в Китае имеет свои особенности.

Перед началом трапезы предлагают чай, а в заключение ее подают суп.

Выпить чаю прежде, чем сесть за стол, очень полезно. Это все равно, что прогреть мотор перед выездом из гаража.

Чайная церемония

Видео, сценка «Чайная церемония»

Сценка:

Учитель: Некий китайский врач навещает больного. Тот морщится, не желая пить непривычное лекарство.

1 ученик - Фу, какая гадость! Оно горчит. Вяжет, да и запах имеет странный …

2 ученик - Лекарство редко бывает приятным на вкус, - убеждает врач, - но оно вернет тебе силы и поможет встать на ноги. Его целебные свойства велеки: попомни мои слова, за этим питьем большое будущее!

Комментарии учителя: «За этим питьем будущее»

Древний китайский врач оказался прав: в наши дни настой, который когда-то считался в Китае лекарством, любят пить ежедневно миллионы здоровых людей во всем мире.

Белизной он подобен нефриту,

Тонкостью - бумаге,

блеском подобен зеркалу,

звонкостью - цимбалам?

Кто из вас знает, из какого материала должны быть изготовлены чашки, чтоб соблюсти правила китайской церемонии. (Фарфор, белый цвет)

В VI в. до н. э. китайские мастера изобрели фарфор, из которого стали делать чашки и красивые вазы. Прежде чем вылепить сосуд, фарфоровую глину закапывали в землю на несколько десятилетий. Фарфоровая посуда была очень красивой и очень дорогой. Её продавали на вес золота. Производство фарфора держали в секрете.

Бумага. Письменность. Литература.

В Древнем Китае размоченную кору тутового дерева расщепляли на тонкие ленты и варили в растворе извести два часа. Затем полученную массу разбивали молотками, добавляли в нее клей, заливали водой и все это просеивали через тонкое сито. Массу, осевшую в сите, опрокидывали на доску и прессовали. Полученное изделие просушивали и использовали.

Задания и вопросы к учащимся: А для чего его использовали? Ответ: полученную бумагу использовали для письма.

Китайцы самостоятельно создали письмо. Это произошло более трех тысяч лет назад (можно отметить, что китайское письмо – одно из древнейших в мире.

Умение писать иероглифы не только правильно, но и красиво требовало большого усилия и даже художественного таланта. В Китае высоко ценилось искусство каллиграфии- красивого написания иероглифов.

Слайд № 26.

Эпоха Чжаньго стала золотым веком китайской философии, в этот период складываются все основные философские течения — конфуцианство, даосизм и легизм.

Основатель конфуцианства — Кун-цзы (551-479 до н.э.) Он считал, что главная задача воспитания человека заключается в освоении им строгих норм и правил отношений между равными и неравными, старшими и младшими, высшими и низшими, отцом и детьми.

Правила поведения женщины в Китае

При общении с женщинами в Китае действует старое конфуцианское правило: «Когда мужчина и женщина дают или берут что-либо, они не должны касаться друг друга». Касаться женщины, брать под руку, помогать одевать пальто — недопустимо. Не принято также уступать женщине место, открывать перед ней дверь. Женщины в Китае — полностью равноправны с мужчинами в работе, и часто занимают ответственные должности. Тем не менее, по китайской традиции, женщина должна быть скромной. Для нее недопустимо курить, не одобряется и употребление женщиной в компании спиртных напитков.

Примерно одновременно с конфуцианством в Китае возникло другое влиятельное религиозно-философское течение — даосизм, основателем которого считается легендарный Лао-Цзы. В учении главное внимание уделяется законам, действующим в природе. В основе даосизма лежит идея о дао-пути, или учение о «пути природы», о вечной изменчивости мира. Свое кредо Jlao-Цзы формулирует так: «Человек следует законам Неба. Небо следует законам дао. а дао следует самому себе».

- Китайская музыка – одно из культурных сокровищ Поднебесной. Как и сам Китай, национальная музыка имеет историю в 5 тысяч лет. Однако изначально она использовалась не для услаждения слуха, а как средство исцеления тела и души.

Сообщения о музыке, о компасе.

Одним из замечательных изобретений, сделанных в Китае, был компас. Китайцы уже в древности знали, что магнит притягивает железо. Им было известно свойство магнита – указывать направление на север и на юг. Китайский компас представлял собой ложку с длинной ручкой, изготовленную из намагниченного железа. Ложку клали на гладкую деревянную или бронзовую подставку с делениями, раскручивали ее, и она останавливалась, показывая одной стороной на юг, а другой на север. В древности компас не был известен ни одному народу. Кроме китайцев. Компас использовался во время поездок по Великому шелковому пути.

В науке систематизируются накопленные знания. В математике используют отрицательные числа. В астрологии расширяется карта звездного неба, наблюдают за солнечными пятнами, изобретается первый небесный глобус. В медицине используются 36 трактатов о болезнях и фармакологии. Изобретен сейсмограф. «Исторические записки" (130 томов) – первый исторический трактат. Процветала поэзия. Наиболее известными произведениями являются ода "Красавица" и песенка «Удочка» Сыма Сянжу . Блестящими поэтами были также Лу Цзя, Цзя И. Наряду с поэзией создаются первые крупные произведения художественной прозы, легенды, сказки, книги чудес и фантастики.

Рефлексия:

А теперь ребята закрепим из всего того, что Вы прослушали. У меня есть «Китайская шкатулка» и там находятся вещи, изобретенные в Древнем Китае.

  • Путеводитель,который применяют в туризме. Геологии. Путешествиях.

  • Это любят все. Используют каждый день, называется «Тцай-е».

  • Натуральный, гладкий, тонкий, легкий, применяется везде.

  • Без этого уже не представляем жизнь, используем в чайной церемонии.

  • Это изоретение любят все люди и готовят в каждой кухне.

  • Изоретение необходимое образованным людям для передачи и хранения знаний.

  • По определению Суворова-это «дура», а в ней изобретение китайцев?

  • Нетрадиционный метод лечения. Акупунктура или…

  • Эта игра изобретена в Китае и считается интеллектуальной игрой.

Культура Древнего Китая несет в себе глубокий нравственный смысл и идею совершенствования человека, настраивают на особое восприятие; восхищение природой.

Домашнее задание: Составить рассказ, героем которого был бы древний китаец.

www.metod-kopilka.ru

Урок на тему "Культура древнего Китая"

Алматинская область

Талгарский район

Село Остемир

Средняя школа № 14hello_html_m47957cb7.jpg

Учитель истории

Иманбаева Шахира Сейткамаловна

Тема урока Культура Древнего Китая

«История мира – это биография великих людей»

Карлейль.

Цели урока:

  1. Формирование знаний о культуре Древнего Китая и ее особенностях: философском учении Конфуция, достижениях в науке и искусстве, используя активные формы обучения

  2. Дать представление о высоком уровне развития культуры Китая, развитие исторического и логического мышления, развитие особенностей к анализу, систематизации и обобщению исторических фактов и событий, развитие творческих способностей учащихся.

  3. Воспитание уважения людей друг к другу, приобщить учащихся к культуре древних народов, вызвать интерес к богатой истории Китая

Тип урока: Урок- воображаемая экскурсия

Оборудование: Карта, Музыка Древнего Китая

Китайская шкатулка

Театрализованные костюмы: шелковый халат, посуда для чайной церемонии, палочки для еды, оригами

Портреты Конфуция

Китайский дом

Раздаточный материал

Цветная бумага для оригами

Методы: а) по источнику передачи и восприятия информации – словесные, наглядные, практические

Б) по логике передачи и восприятия информации – индуктивные и дедуктивные

В) по степени самостоятельности учащихся – репродуктивные и проблемно – поисковые

Г) по степени управления учебной деятельностью- учебная деятельность организованная и управляемая учителем, самостоятельная деятельность учащихся, творческая работа

hello_html_70e1afaf.jpg

Система контроля:

А) фронтальная работа, опрос

Б) тестирование

В)самоконтроль

Г)эссе

Здравствуйте! Сегодня наш урок истории посвящен теме: «Культура Древнего Китая». Нам предстоит продолжить путешествие по Древнему Китаю, которое мы начали на прошлом уроке, а именно:

-географическое положение Китая

-природные условия

-общая характеристика китайского общества

-хозяйство и занятиеhello_html_mdb13f84.jpg

А сегодня Культура Древнего Китая

План урока у нас такова

Характеристика древней китайской

культуры

Архитектура

Одежда

Китайская кухня

Письменность

Золотой век китайской философии

Китайская музыка

О достижениях древних китайцев

hello_html_1dc39bd0.jpg

Но прежде давайте вспомним то, что мы узнали на прошлом уроке по истории Древнего Китая. Я вам раздам листочки с тестовыми вопросами, чтобы проверить свои знания, которые вы получили на прошлом уроке, вам нужно выбрать один правильный ответ. Вы должны управиться за 3 минуты. После того когда они закончат они должны передать свою работу по часовой стрелке следующему ученику

hello_html_6784da6b.png

hello_html_620d8028.jpg

После этого я открываю доску с ответом таким образом они должны будут оценивать друг друга

10-9 вопросов – 5

7-8 вопросов – 4

5-6 вопросов – 3

4 и меньше – 2

А теперь продолжаем путешествие по Древнему Китаю по прошедшей теме

Вопрос

- Географическое положение Китая

- Природные условия Китая

- Общая характеристика китайского ханства

hello_html_7084ca8a.jpghello_html_m3d39ac19.jpghello_html_m58fa1abb.jpg

Учитель: Китай - удивительная страна, страна с богатейшими традициями, которые уходят корнями глубоко в историю. Это государство церемоний и этикета. Раньше китайцы приветствовали друг друга с помощью рук, сложенных ладонью к ладони перед грудью, и поклона. С помощью поклона передают уважение к человеку. Давайте поприветствуем друг друга.

История Китая считается одной из самых древнейших в мире, она включает пять тысяч лет исторического и культурного развития. За это время китайцы много воевали и захватывали земли, на страну тоже постоянно осуществляли набеги племена кочевников или войска соседних держав. Однако, несмотря на все это, традиции Китая продолжали формироваться и развиваться. Именно в Китае еще в древности возникла письменность, китайцы первые начали применять для написания бумагу, китайские мастера делали хорошее оружие, а искусство боя стало примером для воинов других стран.

Китайцы очень почтительно относятся к своим предкам, к природным богатствам и предметам искусства. Практически каждый уголок в Китае наполнен историей и культурной ценностью.

hello_html_m50625548.jpg

Характерные черты китайской культуры:

  • обращение к ценностям реальной земной жизни;

  • определяющая роль традиций, обычаев, ритуалов и церемоний;

  • обожествление силы природы. Небо — это верховное божество для китайцев, поэтому страну они именуют Поднебесной. Существует культ Солнца и других светил, культ гор и воды.

А теперь уважаемые, чтобы более раскрыть сказанное мной информацию я вам давала опережающее задания: Путешествие по интернету и библиотеке, а точнее найти нужные материалы

Сейчас Миклашова Анастасия расскажет

  1. Об архитектуре Древнего Китая

hello_html_m983556f.jpg

  1. Об одежде китайцев расскажет и покажет Алмаханова Айсара

hello_html_m35a57abd.jpg

  1. О китайской кухне поведует Хлыстун Дарья

hello_html_m550df561.jpg

  1. Об особенностях застолья расскажут и покажут Рождественский Александр и Варнавская Анна (сценка)

hello_html_m462c4483.jpg

  1. Бумага. Письменность. Литература. Ясинская Мария.

hello_html_m530ad07.jpghello_html_m7f0a163c.jpghello_html_23b1e796.jpghello_html_599779e5.jpg

Учитель: Ну а теперь нам предстоит знакомство с важнейшим гением, мудецом Китайского народа – Конфуцием

О том, кем был этот человек, и чем он занимался на познакомит Плотникова Анна

Спасибо Анна. Сейчас предлагаю вашему вниманию такое задание. Вам дается высказывание Конфуция. Попробуйте написать эссе, как вы его понимаете, к чему призвал Конфуций?

Высказывания:

  1. Не печалься о том, что люди тебя не знают, а печалься о том, что ты не знаешь людей.

  2. Чего себе не пожелаешь, того не делай и другим.

  3. Молодые люди должны высказывать почтительность к родителям, а вне дома- уважение к старшим, серьезно относиться к любому делу , любить свой народ и стремиться с человечными людьми

  4. Человек может сделать путь великим, не путь делает великим человека

Даем 4 минуты. Потом желающие читают свои рассказы (эссе)

hello_html_7cdb0a24.jpg

Учитель: талантом писать красиво, говорить обладают многие, но лишь единицы владеют техникой оригами. Теперь и у Вас появилось возможность приобщиться к этому виду искусства и проникнуться духом Древнего Китая, а поможет вам в этом Обходский Николай.

hello_html_176945e2.jpghello_html_4b2f7053.jpg

hello_html_75887d57.jpg

hello_html_52da13f9.jpg

А теперь, ребята, закрепим все то, что вы прослушали. У меня есть «Китайская шкатулка» и там находятся вещи изобретенные в Древнем Китае.

  1. Путеводитель, который применяют в туризме. Геологии. Путешествиях.

  2. Это любят все. Используют каждый день, называется «Тцай-е».

  3. Натуральный, гладкий, тонкий, легкий, применяется везде.

  4. Без этого уже не представляем жизнь, используем в чайной церемонии.

  5. Это изобретение любят все люди и готовят в каждой кухне.

  6. Изобретение необходимое образованным людям для передачи и хранения знаний.

  7. По определению Суворова — это «дура», а в ней изобретение китайцев?

  8. Нетрадиционный метод лечения. Акупунктура или...

  9. Эта игра изобретена в Китае и считается интеллектуальной игрой.

Последнее задание. Сформулируйте мудрый совет Конфуция из предложенных слов:

Подобно уходящее потоку время этому ни не останавливается днем ночью ни

Правильно,

Уходящее время подобно этому потоку, не останавливается ни днем ни ночью.

И действительно время нашего виртуального путешествия по культуре Древнего Китая заканчивается.

Китай – это страна, в которой все уникально, мудро, удивительно! В этой стране все величественно и потрясает воображение: Великая Китайская равнина, реки Хуанхэ и Янцзы. Китайская нация имеет многоязыковую историю и блестящую культуру. У китайского народа выработаны и воспитаны такие прекрасные традиционные черты характера, как трудолюбие, мужество, простота и доброта. Изобретениями и открытиями Древнего Китая люди всего мира пользуются до сих пор.

hello_html_3d2e7841.jpghello_html_31bcc2ca.jpg

Итак домашнее задание.

§ 27. 1.Читать и готовить пересказ 2. Составить кроссворд

infourok.ru


Смотрите также