Украшения древней руси. Ювелирное искусство Древней Руси
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Дамские украшения в Древней Руси. Украшения древней руси


Дамские украшения в Древней Руси.

На Руси богатые люди любили дорогие украшения с драгоценными камнями, редкие ткани, не жалели на них денег, часто демонстрировали. Крестьяне, жившие небогато, позволить себе такой роскоши не могли. Но и простолюдины старались как-то украсить свои одежды, а на праздники надеть всё самое лучшее. Варианты были достаточно разнообразные.

Кокошник

Кокошник — головной убор, являющийся неотъемлемой частью русского традиционного костюма. В «кокошем» наши предки называли курицу и петуха. Отсюда произошло и его название, поскольку по форме он напоминал гребень, полумесяц, опахало или округлый щит. Впервые слово «кокошник» было упомянуто в документах, датированных 17-м веком, однако с начала 10 столетия древнерусские женщины носили очень похожие на них головные уборы.

Крестьянки, не имея возможности украшать кокошники драгоценностями, расшивали их красивыми узорами.

Изначально кокошники носили только замужние женщины, но постепенно эта грань стерлась, и он стал одним из самых популярных элементов народного костюма. Обычные крестьянки не могли позволить себе головные уборы, украшенные дорогими камнями, поэтому они их расшивали различными узорами. Вышитые орнаменты служили своим хозяйкам оберегом, символом плодородия и супружеской верности. Поскольку кокошники стоили дорого, они передавались по наследству от матерей к дочерям.

Кика (кичка)

Наряду с кокошниками популярным головным убором древней Руси считалась кика рогатая. Она представляла собой корону, похожую на месяц, только рогами вверх.

Считалось, что луна определяет судьбу человека и воплощает в себе силу женской энергетики. Таким образом рогатый убор защищал свою хозяйку от дурного глаза и злых духов. Как тонкие рожки молодой луны символизируют плодородие, так и углы короны были женским символом продолжения рода. При этом рога изменялись в зависимости от возраста женщины и ее семейного положения.

Кичка.

Кички бережно хранились и передавались по наследству. Бедные крестьянки украшали их узорами, кружевом, бусинами и даже гранеными стекляшками. Впервые кика упоминается как «чело кичное» в документе, датированным 1328 годом.

Бусы

Не обошлось на Руси и без бус. Зачастую на нить или конский волос были нанизаны крупные бусины одинакового или различного диаметра. Они являлись излюбленным украшением женщин и были в основном стеклянными. До 9-10 веков бусы преимущественно были привозными, поскольку процесс стеклоделия у славян только зарождался, а удовлетворить потребности всех желающих не было возможности.

Изначально бусы не имели большого выбора цветов, но как только мастера научились окрашивать стекло, все изменилось. Особым признанием пользовались зеленые бусины. На них мужья крестьянок иногда выкладывали немалые деньги.

За бусы крестьянки были готовы отдать немалые деньги.

Для изготовления аксессуара использовались различные материалы, такие как металл или камень. Как и другие предметы гардероба традиционного русского костюма, подвески носили магический характер. Они оберегали уязвимые места от нечистой силы, злых духов и дурного глаза.

Ожерелье

Ожерелье получило свое название от слова «жерло», обозначающего шею. Оно имело форму лежачего или стоячего воротника, расшитого камнями или жемчугом. Простые люди не могли себе позволить роскоши, поэтому ожерелья мастерили из металла, бисера или бусин. В древней Руси насчитывалось несколько видов подвесов, отличающихся между собой формой, длиной, орнаментом и плетением. Большим спросом пользовались гайтаны, грибатки и жгуты (колодочки).

Ожерелья.

Носить ожерелье могли не только женщины, но и мужчины. Считалось, что звук, издаваемый подвеской при ходьбе, отпугивает нечистую силу и снимает злые чары. Особо ценились объемные ожерелья из бисера, поскольку крестьяне верили, что стекло позволит сохранить здоровье. Сведения об украшении часто встречаются в документах 17 века, однако первые упоминая о таких подвесах датируются началом 11 столетия.

Колт

Колт — полое украшение, которое изготавливалось из металла. Оно имело форму звезды или круга, и было украшено серебром, чернью, мелкими украшениями в виде шариков или филигранью. В основном орнаменты символизировали плодородие и идею жизни. Предполагается, что в полую часть колта помещался небольшой кусочек ткани, пропитанный благовониями, оберегавший хозяйку от дурных чар.

Так выглядели колты.

Крепилось украшение по бокам головного убора, на уровне висков. Простолюдинам были доступны колты выполненные из бронзы, иногда из серебра или золота. Они тщательно сохранялись в семье и передавались по женской линии.

Височные кольца – усерязи

Популярными женскими прикрасами на Руси считались усерязи. Они имели форму проволочных колец с лопастями или ромбообразными узорами. Их закрепляли на головном уборе, вплетали в волосы, носили в ушах и за ними, прикалывали к ленте. Крестьянские мастера изготавливали их из медных и железных сплавов. Различные формы усерязей определяли происхождение женщины и ее род.

Усерязи.

Крестьянские серьги

До начала 16 века, серьги не были популярными изделиями, однако со временем на них появился большой спрос, породивший появление мастеров-сережечников. Причем их носили не только женщины, но и представители сильного пола. Различие состояло в том, что мужчины, преимущественно воины, надевали серьгу только на одно ухо. Украшения играли роль талисманов и оберегов. С течением времени, ношение сережек меняло свою роль, то теряя, то снова набирая популярность. Крестьянин, носивший одну серьгу в ухе, так показывал свою принадлежность хозяину.

Крестьянские серьги.

Перстни

Одним из самых распространённых украшений на древней Руси были перстни. Их носили мужчины и женщины всех сословий. Самые первые кольца были изготовлены из проволоки. Впоследствии их стали мастерить из сплавов различным металлов, украшая драгоценностями, стеклянными цветными вставками или орнаментом. Им отводилась важная роль в свадебных обрядах. При помощи колец молодожены крепко связывались узами брака. Кроме того, их могли носить в качестве простого украшения, по несколько штук на пальце рук и даже ног.

Древние кольца.

homsk.com

Древние украшения Руси

Клады древней Руси

  • На сегодняшний день известно более 250 древнерусских кладов;
  • Масштабная работа по сохранению и изучению кладов началась в России с 1859 году при Александре II;
  • В коллекции Русского музея находится 10 кладов;
  • Особенность коллекции Русского музея заключается в целостности и сохранности древних украшений.
Горшок с найденными в нём украшениями из Киевского клада 1893 года
Горшок с найденными в нём украшениями из Киевского клада 1893 года

История древнерусских кладов

Судьба дошедших до нас древних украшений неразрывно связана с кладами IX-XIII веков, насчитывающих на сегодняшний день более 250. Особенно много кладов было зарыто во время монголо-татарского нашествия 1237 года. Найденные украшения того времени носят следы пожаров в виде перегоревшей и выцветшей эмали. Чтобы уберечь свои сокровища от разграбления, зажиточные купцы и бояре закапывали свои богатства в горшках, ставя на топор и накрывая сверху каким-нибудь предметом, например, сковородой.

Первые попытки систематизировать и сохранить предметы старины были предприняты государством еще в XVII веке, но масштабная работа началась c утверждения Императором Александром II в 1859 году в Петербурге Императорской археологической комиссии – первого в России государственного учреждения, проводящего археологические исследования, и участвующего в охране культурного наследия. C тех пор древние драгоценности стали выкупать у нашедших и собирать для передачи в музеи. Однако, в государственные хранилища попадали далеко не все реликвии, так как многое расхищалось или просто переплавлялось на драгоценные металлы.

Рясны
Рясны. Вторая половина XII века. Киев. Золото, жемчуг; тиснение, перегородчатая эмаль, пайка.

Клады в собрании Русского музея

В собрании Русского музея на сегодняшний день числится коллекция из десяти древних кладов, представленная такими украшениями славян, как перстни, наручи, шейные гривны, височные кольца, очелья, колты, бармы, рясны. Отдельные изделия представляют собой настоящие шедевры древнерусского ювелирного дела. Древние мастера изготавливали украшения из золота, серебра, бронзы, медного сплава, а для инкрустации использовали яшму, жемчуг, гранат, оникс или гелиотроп.

Особенность собрания древних украшений Русского музея состоит в целостности коллекции, поскольку многие древние украшения представлены полным комплектом – парами: колты, височные кольца. Кроме этого, в собрании присутствует инструментарий ювелиров – литейные формочки и матрицы для тиснения украшений, представляющие собой не меньшую ценность и интерес.

Парные техбусинные височные кольца
Парные техбусинные височные кольца, вторая половина XII - первая треть XIII века. Русь. Золото; тиснение, скань, зернь, пайка.

Ювелирное искусство древних мастеров

Ювелиры древности применяли особые техники:

  • скань – тонкие, перевитые друг с другом золотые или серебряные проволочки;
  • зернь – мелкие металлические, обычно золотые или серебряные шарики;
  • перегородчатая эмаль – техника заимствованная из Византии: на поверхность изделий наносился узор в виде перегородок, а пространство между ними заполнялось эмалью, которая обжигалась и полировалась;
  • гравировка – также широко применялась при изготовлении ювелирных изделий и носила изображения сцен из жизни, ритуальных языческих обрядов, мифических и реальных животных и птиц.

Некоторые из наиболее древних экземпляров имеют явный признак влияния скандинавской культуры. Это говорит либо об их скандинавском происхождении, либо о сильном влиянии на русских мастеров-ювелиров традиций ювелирного искусства Северной Европы.

Парные колты с изображением птиц.
Парные колты с изображением птиц. Лицевая сторона. Первая половина XII века (?). Киев. Золото; тиснение, гравировка, скань, монтировка, пайка.

Выставка в Русском музее

С 16 декабря 2015 года по 16 марта 2016 года в Русском музее прошла выставка «Клады Древней Руси в собрании Русского музея». На выставке были представлены более 400 ювелирных изделий, выполненных в разных техниках и стилях, а также, инструментарий древних ювелиров. Несмотря на то, что выставка уже завершилась, каталог выставки, оформленный качественными иллюстрациями, все еще можно приобрести на сайте Русского музея.

Бармы. Ожерелье из бус и медальона.
Бармы. Ожерелье из бус и медальона с изображением процветшего креста. Конец XII - первая треть XIII века. Русь. Серебро; тиснение, скань, зернь, монтировка, пайка, золочение, гравировка.

Литература:

  1. С.М. Новаковская-Бухман. Клады Древней Руси в собрании Русского музея / Русский музей представляет: Клады Древней Руси в собрании Русского музея / Альманах. Вып. 457. СПб: Palace Editions, 2015, ISBN 978-5-93332-525-3
  2. Императорская Археологическая Комиссия (1859-1917): К 150-летию со дня основания. У истоков отечественной археологии и охраны культурного наследия / Науч. ред.-сост. А.Е. Мусин. Под общей ред. Е.Н. Носова. – СПб.: ДМИТРИЙ БУЛАНИН, 2009, ISBN 978-5-86007-606-8

Видео-лекции по теме: Клады Древней Руси

Рекомендуем прочитать

Ковалёв, Алексей Анатольевич

Интервью: Алексей Ковалёв

О «поиске кладов», использовании металлоискателей, незаконных археологических раскопках, международном законодательстве в области охраны археологического наследия и современных российских законах рассказывает археолог, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Алексей Ковалёв, один из авторов закона «О кладоискательстве».

Далее...

holisticauction.ru

История русских украшений – Ярмарка Мастеров

Сегодня мне хотелось бы продолжить серию публикаций об истории украшений. В данной статье речь пойдет об одном из наиболее распространенных в Древней Руси украшений. О каком именно, сейчас вы и узнаете.

На Руси создание украшений было названо чудесным словом «узорочье». К нему наши предки прибегали в основном для создания различного рода оберегов, которые защищали от бед и ненастий: порчи, сглаза и всего того, что подстрекало наших пращуров вокруг. Магические свойства украшений ценились очень сильно независимо от достатка.

древнерусские украшения, усерязи

Одно из самых интересных и колоритных украшений — усерязи, или височные кольца, часто вдевали в уши или же закрепляли над ушами (отсюда еще одно их название — «заушницы»), также их вплетали в косы или прикрепляли к головному убору с помощью лент, подвязок или «косичек».

Усерязи считаются характерной деталью исконного русского костюма. Женщины и девушки в разных славянских племенах носили специальные височные кольца: кривичи — похожие на браслеты, вятичи — с семью лопастями, новгородские словенки — ромбощитковые. Как правило, усерязи делали из меди или сплавов железа, хотя в Историческом музее Киева можно увидеть серебряные височные кольца.

Могли усерязи быть и в виде проволочных колец — и это был самый частый способ их изготовления, реже делали из бусин или щитков.

история украшений

Посмотрите, как интересны эти украшения:

история

Ну вот и все, что я хотела вам рассказать сегодня. Искренне надеюсь, что вам понравилась моя статья. Желаю доброго времени суток и прекрасного настроения!

В ближайшем будущем я обязательно продолжу серию своих публикаций.

С большим уважением: ваша София

www.livemaster.ru

Украшения ручной работы: Украшения Древней Руси

Создание древних украшений Руси, как вид прикладного искусства, именовалось узорочьем. Их носили как бедные, так и знатные богачи. В деревнях кузнецы ковали украшения из сплавов железа или меди. Городские кузнецы владели знаниями и навыками более сложных техник ковки, они ковали серебро и золото.

 Височные кольца и серьги

Самыми распространенными женскими украшениями Древней Руси были височные кольца или усерязи. Их носили в ушах, вплетали в волосы, крепили к головному убору или просто надевали на уши. Крепление височных колец к головному убору имело несколько способов: ленты, ремешки, косички. Популярным было прикалывание к ленте в виде цепочки.

Височные кольца - первый признак этничности. По виду и форме этих колец можно было определить род женщины, носившей их.

После XII века височные кольца приобрели общие черты, а с этим - утеряли племенные различия. На смену им в XIV-XV веке пришли колты.

Усерязи До XVI века обычные серьги не были слишком популярными. С истечением времени они приобрели такую популярность, что появилась необходимость в появлении специальных мастеров-сережечников.

Украшения в Древней Руси носили не только женщины, а и мужчины. Что касается сережек - женщины носили в обоих ушах, а мужчины - в одном. Этот обычай просуществовал до XIX века.

Каждый славянский народ характеризовался своими формами и особенностями височных колец:

      кривичи - браслетообразные,
      северяне - спиралевидные,
      вятичи - семилопастные,
      словени - ромбощитковые.

Изготавливали усерязи из медного и железного сплава. Также можно было встретить серебряные и золотые кольца. Самым оптимальным способом изготовления височных колец был - бусичный, щитковый и лучевый.

Колты

Славянские колтыНеотъемлемой частью средневекового костюма Руси были колты. Они считаются удивительным произведением прикладного искусства. Славянские мастера умело оттеняли золото и серебро чернью. Также они покрывали поверхность колтов тысячами колечек, нанизывая зернышки серебра на каждое из них.

Их крепили на сложенной вдвое цепочке или ленте на головном уборе на уровне виска. Они представляли собой две выпуклые пластинки, соединяющиеся вместе. Сверху их дополняла дужка для крепления.

Золотые колты с эмалью различных цветов были распространенными в XI-XII веках. В это время также появлялись украшения чернью и звездчатые колты.

Самым популярным рисунком на этих украшениях Древней Руси было изображение птицы Сирины и древа жизни.

Шейные украшения

Весьма популярными украшениями Древней Руси были шейные изделия (картинки ниже). Это прежде всего стеклянные бусы, которые носили женщины абсолютно всех сословий. А также к ним относятся металлические обручи под названием "гривны", популярные среди зажиточных дам.

Ремесло древних славян

Бусы

Сегодня мы можем видеть около сотни видов бус, пришедших к нам от древних русичей. Отличительными чертами являются не только форма и размеры изделий, а также разнообразие цветов.

Виды бус:

  • стеклянные (цвета: черный, синий, светло-зеленый),
  • шейное украшений из многослойных стеклянных палочек,
  • дутые бусы,
  • многогранки.

Стеклянные бусы являлись самыми популярными, особенно зеленого цвета.

Гривны

Билоновые гривны считались самыми дорогими. Это сплав меди и серебра. Медные и бронзовые гривны были более доступными, поэтому являлись самыми распространенными. Иногда их покрывали серебрянным слоем.

Цепи

Драгоценные цепи - особое шейное украшение Древней Руси. Их носили в основном знатные женщины, так они стоили очень дорого.

В источнике XIII века говорится о том, что две такие цепочки оценивались в два рубля, что приравнивалось 400 беличьим шкуркам.

Браслеты

Браслеты являлись любимыми древними украшениями Руси. Женщины очень любили украшать себя стеклянными браслетами, мода на которые была в середине XII - начале XIV веков.

Браслеты всегда изготовляли круглой формы с различиями в сечении:

  • рубчатые,
  • гладкие,
  • квадратные,
  • треугольные,
  • витые,
  • крученые.

Богатство народа отражалось и на окраске браслетов: зелёная, фиолетовая, черная, бирюзовая, синяя, коричневая, желтая, бесцветная и т.д.

Славянские браслеты

Очень популярным материалом для изготовления браслетов был янтарь.

Чаще всего на них изображали символы воды: волнистый узор, плетёнка, змеиные головы. Изображение связано с назначением древнерусских украшений. Девушки надевали их во время русалий - торжество в честь доброй и плодотворной воды.

Подвески

Славянские подвязки Традиционный женский костюм дополнялся нагрудными и поясными подвесками, которые играли роль амулетов. Их носили на длинных шнурах или цепочках.

Материл подвесок - серебро, медь, бронза и билон. Так как они выступали в роли оберегов, они имели форму и вид языческих символов.

На сегодняшний день нам известно более 200 типов подвесок:

  • предметы быта (гребни, ключи, ложки),
  • предметы богатства (топорики, ножи),
  • в форме животных (птицы, кони),
  • геометрические фигуры (лунницы, ромбы, круги, крестики).

Подвески в форме Луны - типичное древнерусское женское украшение. Луна считалась покровительницей незамужних.

Очень популярными были привески в виде маленьких гребней со звериными головами. Гребень обладал магическими функциями защиты его носителя от заразы.

Не менее популярной тематикой для амулетов была солнечная и водяная.

Все эти привески имели место до XIII века. Подвески-бубенцы продержались до XV века. Их было принято носить с другими подвесками, венцами, шейными гривнами, а  также с карманами, у рукавов или пояса. Считалось, что подвески в фрме бога-громовержца признаны отгонять злых духов.

Кольца

Перстни Древней РусиСамые распространенные археологические находки - древнерусские кольца. Их, так же, как и серьги, носили мужчины и женщины.

Первые колечки были свиты из проволоки. Более поздние изделия для украшения пальцев назывались перстнями.

Традиционными женскими украшениями были перстни. Важная роль которых определялась неотъемлемая часть свадебных нарядов. Их носили на руках, зачастую по несколько штук на одном пальце. Распространенные перстни - со щитком, украшенные драгоценными камнями.

Кольца носили на руках и на ногах.

По форме напоминающие браслеты, различали кольца: витые, пластинчатые, плетенные.

Перстни пользовались популярностью в XIII-XV веках. Были популярны новгородские виды со вставками: черными, синими, зелеными стекляшками.

Популярные изображения на пластинке перстня: геометрические фигуры, животные, другие символы. Символика была связана с именем владельца, поэтому их основное назначение - оттиск на воске.

Вот какими были одежда и украшения Древней Руси. 

Взято из интернета.

polimerrka.blogspot.com

Ювелирное искусство древней Руси. | World of Art

Ковчежец 1589 Золото, драгоценные камни, жемчуг; чеканка, чернь, литье Высота с оглавием 11,8 см; ширина 6,5 см Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата Москва Россия Мастерские Московского Кремля

Бармы. Фрагмент 12 век Золото, жемчуг, драгоценные камни; эмаль, скань, зернь Диаметр блях от 7,5 до 12,5 см; 9,10 см Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата Москва Россия Медальоны и ажурные бусины, из которых составлены бармы, были найдены в разрозненном виде

Височные кольца 12 век Золото; чеканка, скань, зернь 4,3 х 4,3 см Государственные музеи Московского Кремля Москва Русь Один из наиболее распространенных типов женских украшений, которые крепились к головному убору. Восходит к древней славянской культуре VII - VIII веков

Диадема 12 век Золото, жемчуг; перегородчатая эмаль Государственный Русский музей Москва Принадлежала русской княжне. Киевский клад

Звездчатый колт 12 век Серебро; литье, скань, зернь Высота без подвески 11 см; ширина 10 см Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата Москва Россия

07 Колт 12 век Золото, жемчуг, драгоценные камни; перегородчатая эмаль, скань, зернь Диаметр 12,5 см Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата Москва Россия

Подвеска-рясны 12 - 13 век Серебро, литьё, зернь, скань, чеканка Длина 26,5 см Государственные музеи Московского Кремля Москва Русь Происхождение этих длинных до плеч подвесок восходит к Византии. Являются частью клада, обнаруженного в начале ХIХ века близ старинного русского города Тулы

Подвески 12 - 13 век Золото; чеканка, скань, зернь, эмаль Высота 4,0 см; ширина 2,3 см; длина 2,3 см Государственные музеи Московского Кремля Москва Русь

Браслет Конец 12 - начало 13 века Золото, чеканка, скань Длина 6,3 см, Ширина - 2,1 см Государственные музеи Московского Кремля Москва Русь

Резной образок с изображением Св. Тимофея 13 век Камень, серебро; скань Государственный Исторический музей Москва Россия

Крест 13 - 14 век Серебро; скань Государственная Оружейная палата Москва Россия

Ковчег-мощевик 14 век Серебро; резьба, золочение Высота 11 см; ширина 10,4 см Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата Москва Россия

Образок 14 век Камень, серебро; скань Государственный Исторический музей Москва Россия

Образок 14 век Камень, серебро; скань Государственный Исторический музей Москва Россия

Образок 14 век Камень, серебро; скань Государственный Исторический музей Москва Россия

Венец с оклада иконы "Богоматерь Боголюбская". Фрагмент Конец 14 - начало 15 века Золото, драгоценные камни, жемчуг; скань, зернь Высота зубца 11,5 см; ширина зубца 8 см Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата Москва Россия

Цата с тремя подвесками Конец 14 - начало 15 века Золото, сапфиры, изумруды, турмалины, альмандины, перламутр; чеканка, скань 7,5 х 1,7 см Государственные музеи Московского Кремля Москва Русь

Образок 15 век Ляпис-лазурь, серебро; скань Государственная Оружейная палата Москва Россия Новгород

Панагия 16 век Сардоникс, золото, драгоценные камни, жемчуг; резьба, эмаль, скань Высота 16 см; ширина 12 см Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата Москва Россия

Шапка Казанская Середина 16 века Золото, драгоценные камни, мех; литье, чеканка, резьба, чернь Высота 24,8 см; окружность 65 см Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата Москва Россия

Оклад иконы 1560 Золото; эмаль, скань Государственная Оружейная палата Москва Россия

Пуговицы 16 - 17 век Серебро; скань Государственный Исторический музей Москва Россия

Пуговицы 16 - 17 век Серебро; скань Государственный Исторический музей Москва Россия

Цепи. Фрагмент 16 - 17 век Серебро; скань Государственный Исторический музей Москва Россия

Серьги 16 - 17 век Серебро, жемчуг, гранат Длина 3,6 см Российский этнографический музей Санкт-Петербург Россия

Цепи-окладни 16 - 17 век Золото; литье, чеканка, гравировка, резьба, канфарение, скань, зернь, клепка, чернь Длина от 125 до 169 см Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата Москва Россия Мастерские Московского Кремля

Цепь с крестом 16 - 17 век Серебро; позолота Длина 58,0 см Российский этнографический музей Санкт-Петербург Россия

worldartdalia.blogspot.com

"Русь изначальная":одежда и украшения. Женские украшения.

      ***Женские украшения***

Краткая история     Усерязи     Колты     Бусы     Браслеты     Подвески     Перстни

 Краткая история

     Древние русичи с давних пор старались по всякому украсить себя и свою одежду. Ношение серёжек, колец, а также назначение вышивок на рубахах и поясах объяснялось, прежде всего, необходимостью защиты от сглаза, воды, огня, змеи, падежа домашнего скота, порчи свадеб и других многочисленных опасностей, которым подвергался человек. Узорочьем именовалось прикладное искусство создания украшений, которые носили буквально все: и простые люди, и знатные. Деревенские кузнецы делали украшения из сплавов меди или железа, городские владели сложной техникой ковки украшений из серебра и золота.      Среди женских украшений наиболее распространёнными были височные кольца или усерязи. Первоначально височные кольца являлись важным этническим признаком: по форме и виду колец можно было сразу определить племя, к которому относилась носившая их женщина. Однако с развитием городов височные кольца стали приобретать общие черты и их племенные различия после XII века почти стёрлись. С исчезновением височных колец в XIV-XV веке самыми распространёнными височными украшениями стали колты.      В отличие от височных колец обычные серьги были менее распространены в те времена, однако к XVI веку их стали делать в таком количестве, что появились даже специальные мастера-серёжечники. Серьги носили и мужчины, и женщины. Отличало их то, что мужчины носили серёжку в одном ухе, а женщины - в обоих. Обычай носить серьгу встречается также в письменных источниках X-XIV веков: он просуществовал до XIX века.      Не менее популярными у женщин Древней Руси были шейные украшения. Стеклянные бусы носились женщинами всех сословий, а вот металлические обручи - гривны были большей частью украшением зажиточных людей. Наиболее дорогими считались билоновые гривны (сплав меди и серебра), а наиболее распространёнными - медные или бронзовые, иногда с серебряным покрытием [3]. Среди шейных украшений стоит также отметить драгоценные цепи, которые носили преимущественно знатные женщины, ведь такое украшение было очень и очень дорогим. В берестяной грамоте XIII века говорится про две цепочки, оценённые в два рубля, что равнялось в ту пору 400 беличьим шкуркам [3].

     Важной частью традиционного женского костюма были также разнообразные нагрудные и поясные подвески. В первую очередь, они играли роль амулетов.       Однако наиболее распространёнными среди женских украшений были перстни. Это объясняется, в первую очередь, их важной ролью в свадебных обрядах. Носили перстни на руках, иногда по несколько на одном пальце.  

Височные кольца вятичей. Серебро, гравировка, XI-XII вв. Киевский исторический музей.

Усерязи

     Височные кольца или усерязи считаются наиболее характерной частью традиционного средневекового костюма Руси. Изначально височные кольца носили не только в ушах: их могли вплетать в волосы, крепить к самому головному убору или одевать на уши. Способы крепления колец к головному убору также были разнообразными: на лентах, ремешках, косичках, а также прикалывание к ленте, в виде цепочки [3].       У каждого славянского племени имелись свои формы и особенности височных колец: браслетообразные у кривичей, спиралевидные у северян, семилопастные у вятичей,  ромбощитковые у новгородских словенок.       Височные кольца делались обычно из сплавов меди или железа, хотя встречаются также серебряные и даже золотые усерязи. По способу изготовления самыми распространёнными были проволочные кольца, хотя встречаются также бусичные, щитковые и лучевые [3].

Колты

     Колты крепили на головном уборе на уровне виска на сложенной вдвое цепочке или ленте. Обычно они состояли из двух выпуклых пластинок, которые соединялись вместе и сверху ещё дополнялись дужкой для крепления. В XI-XII веках наиболее распространёнными были золотые колты с эмалью разных цветов. Часто по краю колта делали жемчужные обнизи. В XII веке также появляются звёздчатые колты и украшения чернью [2].      Вообще колты можно признать одними из самых удивительных произведений прикладного искусства. Наши мастера в поисках наилучшей игры света и тени умело оттеняли серебро и золото чернью, а иногда покрывали гладкую поверхность тысячами колечек, на каждое из которых нанизывали крошечное зёрнышко серебра.

Колты. Золото, перегородчатая эмаль, XII век. Киевский исторический музей.

     Самым распространённым рисунком для колтов были изображения птицы Сирины или древа жизни. Учёные это связывают с символикой свадебного обряда: здесь птицы - символ брачной пары, а дерево - знак новой жизни. Немного позднее на колтах стали появляться христианские мотивы, в том числе изображения святых [2].

Бусы

     Бусы носили женщины разных сословий, это было одно из самых популярных шейных украшений. В настоящее время насчитывается до сотни разновидностей бус, каждые из которых отличаются по цвету и форме. Наиболее распространёнными были стеклянные бусы В общем выделяют четыре типа бус: стеклянные (синего, чёрного, светло-зелёного цвета), бусы из многослойных стеклянных палочек, дутые бусы и многогранники [3]. Наиболее любимым цветом для бус считался зелёный. А вот знатные женщины предпочитали бусы, составленные из различных материалов (золотые, жемчужные и выточенные из драгоценных камней).

Браслеты

     Женщины Древней Руси очень любили украшать себя браслетами, особенно распространёнными были стеклянные браслеты. Мода на них появилась в середине XII века и держалась до начала XIV века. Браслеты всегда делали круглыми, но различными по сечению: гладкие, кручёные, витые, квадратные, рубчатые, треугольные. Богатой была и их окраска: чёрная, коричневая, зелёная, жёлтая, бирюзовая, фиолетовая, синяя, бесцветная и т.д. Значительное количество браслетов делалось из янтаря.      На браслетах чаще всего изображались символы воды: плетёнка, волнистый узор, змеиные головы. Это связано прежде всего с назначением браслетов: они надевались девушками во время русалий - торжеств по поводу доброй, плодоносной воды.

Браслеты (серебро, литьё, гравировка, XII век). Киевский Государственный исторический музей.

Подвески-амулеты. Медь, литьё, XI-XII века.

Подвески

     Подвески носились на длинных шнурах или цепочках и крепились к платью на груди или на поясе. Делались они из серебра, меди, бронзы и билона. Чаще всего привески выступали в роли оберегов и исполнялись в форме языческих символов. Различают до 200 типов различных видов подвесок. Наиболее популярными были подвески символизирующие предметы быта (ложки, ключи, гребни) или богатства (ножи, топорики), привески в форме животных: птиц или коней, которые были символов счастья и неизменно сопровождались знаками солнца, а также геометрические привески: круглые, лунницы, крестики, ромбы и т.д.      Среди девушек особенно было популярны подвески в форме Луны, так как именно она считалась покровительницей незамужних. Широко распространены были привески в виде миниатюрных гребней с двумя звериными головами. Гребню с давних пор придавались магические функции, как защитника человека от всякой заразы. Конечно, широко использовалась солнечная тематика, а также символы воды.      Все вышеназванные типы привесок просуществовали вплоть до XIII века. Немного дольше, до XV века, просуществовали подвески-бубенцы. Носили их в комплекте с другими привесками, шейными гривнами, венцами, но чаще всего - с карманами, у пояса или рукавов. Будучи символами бога-громовержца, своим звоном они были призваны отгонять злых духов.

Кольца

    Кольца - одни из самых распространённых археологических находок. Носили их как мужчины, так и женщины. Первые кольца были свиты из проволоки, а вот кольца со щитком, украшенными драгоценными камнями, уже именовались перстнями. Кольца, конечно, носили на руках, но в захоронениях встречаются и такие, что надеваются на пальцы ног.      Многие перстни по форме напоминали браслеты: известны витые, плетёные, пластинчатые и другие виды перстней. Особенную форму имели так называемые печатные перстни, а также новгородские перстни со вставками: зелёными, синими, чёрными стекляшками. Такие перстни появились около XIII века и просуществовали до XV и позже. Изображения на пластинке перстня были самые разнообразные: животные, геометрические фигуры и другие символы. Конечно, символика перстня связывалась с именем его владельца, а потому их использовали для оттиска на воске, скреплявшем сделку.

Перстень. XII век. Киевский исторический музей.

© Ольга Фёдорова, 2006

[1] Рыбаков Б.А. Декоративно-прикладное искусство Руси X-XIII веков. Изд-во:"Аврора", Л., 1971 г. [2] Петракова А. Русские колты. //Русский Антиквариат, ноябрь 2001.[3] Пушкарёва Н.Л. Женщины Древней Руси.

Наверх

Архив новостей | Одежда | Вооружение| Устройство избы | Звери и птицы | Травник | Гостевая книга | Ссылки В случае, если Вы заметили ошибки или неточности, а также, если у Вас есть дополнительная информация по теме или иллюстрации, пишите. Перепечатка материалов возможна только при активной гиперссылке на сайт-источник.  

larussie.narod.ru

Ювелирное искусство Древней Руси

Древняя Русь. УкрашенияЮвелирное искусство на Руси имеет богатую историю и уходит корнями в древний быт крестьянских поселений. Интересно, что первыми мастерами по изготовлению таких изделий были женщины. Вот уж кому не надо было заботиться о том, где купить ювелирные украшения. Кроме своей основной работы по обустройству жилища и быта они также мастерили обереги и украшения.

В те времена изготавливали разные виды ювелирных украшений. Процесс проходил следующим образом - женщины искусно плели из провощенных шнуров красивые изделия, покрывали их глиной и после сушки отжигали в специальной печи. На место выжженного воска заливали расплавленное серебро или бронзу. Получались серебряные ювелирные украшения или затейливые изделия из бронзы. Выглядели они так, как будто их сплели из металлической нити.

Если в дохристианской Руси ювелирное ремесло было уделом женщин, то уже в Х веке литьем занялись мужчины, используя каменные и глиняные формы. Кроме литья, появляются гравировка и чеканка, а с ними и настоящие авторские ювелирные украшения.

Представители каждого племени привносили в изготовление украшений что-то самобытное, свойственное только им. Наглядный тому пример - височные украшения «колты». Женщины вплетали их в волосы или прикрепляли к головному убору - до трех штук на каждом виске.

Украшения Древней РусиЗолотых и серебряных дел мастера, переселившиеся со временем в города, осваивали узоры и техники, пришедшие с севера и востока. Искусно соединяя традиции предков с новыми знаниями, ювелиры сохраняли собственный неповторимый колорит, поражая своими произведениями не только своих, но и наших современников. Это диадемы и короны, бармы, гривны, колты, браслеты, кресты, пряжки.

XXII - XIII в.в. - период наибольшего процветания ювелирного искусства на Руси. Тогда мастера овладели множеством новых техник - это и «зернь», и «скань», и «филигрань». Благодаря им они научились изготавливать удивительные украшения, например, плетеное оригинальное кольцо из серебра или фигурные серьги. Появляются новые, неизвестные прежде стили ювелирных украшений.

Искусность старинных мастеров трудно переоценить. В Русском музее хранятся древние колты из серебра. Они выполнены в виде овального щитка, украшенного шестью конусами. На каждом таком конусе напаяно 6 тыс. маленьких колечек, а на каждое серебряное кольцо напаяна зернь, то есть 30 тыс. серебряных зернышек на одном только колте. Современные ювелирные украшения, которые предлагает своим клиентам интернет-магазин «БестГолд» могут лишь отдалённо напоминать те, что делали когда-то наши предки, хотя есть и такие, которые точно подпадают под понятие «славянский стиль». Заглянит е и убедитесь в этом сами!

www.bestgold.ru


Смотрите также