Билеты 2013игпзс / 14_Общество древней Индии эпохи Ригведы. Общество древней индии
Как было устроено общество в Древней Индии: новая религия
Индийское общество делилось на особые разряды, которые назывались варнами. Возникновение именно такого распределения людей напрямую связано с религиозными взглядами индийцев.
Они верили, что первого человека боги создали как «родителя всех родителей». Именно от него произошли все люди, а по поверьям, из его рта вышли брахманы, которые занимали в Древней Индии самое высокое положение.
Из рук первого человека Пируши образовались кшатрии, которые были воинами и обладали властью. К ним в Древней Индии относили князей и царей, а также членов их семьи.
Из бедер Пируши произошли вайшьи, они были земледельцами и выполняли различную важную работу для общества индийцев.
А из ступеней первого человека родились шудры, которые представляли собой слуг.
«Дважды рожденные»
В Древней Индии существовало такое понятие как «дважды рожденные», это относилось к представителям первых трех варн. Когда они проходили специальное посвящение, они считались рожденными повторно.
При достижении определенного возраста мальчик принимал участи в обряде, в ходе которого на него надевали «упавиту», священный шнур, которые обозначал, что индиец родился второй раз, только теперь уже, как член определенной варны.
В зависимости от принадлежности к варне древние индийцы носили одежду определенного цвета. Для брахман это был белый цвет, для воинов – красный, для земледельцев – желтый, а для шудр – черный.
Такое устройство общества в Древней Индии считалось вечным, поэтому ни один из представителей одной варны не мог перейти в другую и браки между представителями разных варн строго запрещались. Но постепенно варны тоже стали иметь подразделения на касты.
Новая религия Древней Индии: как появился Буддизм?
В 6 веке до н.э. в Древней Индии родился Принц Гаутама, которого вспоследствии стали называть Буддой. Он относился к кшатриям, жил роскошно и беззаботно и никогда не видел настоящей жизни.
Но однажды принц покинул свой великолепный дворец, и узнал, что существует старость и смерть, несчастья и болезни, печали и страдания. Увидев это, он был вынужден покинуть дворец и стать скитальцем-отшельником.
Тогда ему открылись истины мира, и он стал зваться «Будда», что значит «просветленный». Он был против разделения людей на варны, против насилия и невежества. Со временем у него появились последователи, которые создали общину буддистов.
Его учение распространилось по всей Индии, а спустя века у буддизма появились последователи в других странах. На сегодняшний момент, буддизм – одна из трех мировых религий, а Будда признан одним из величайших мудрецов и учителей человечества.
Возникновение единого государства Маурьев, которое было создано из разрозненных индийских княжество, относится к последней трети 4 века до н.э. Его царем стал Чандрагупта.
История Древней Индии повествует о том, что со внуком этого царя – Ашокой - случилась удивительная история. Когда он узнал об учении Будды, он пожалел об всей той жестокости, которая владела им до этого и позволяла вести суровые войны.
Благодаря этому изменилась и форма его правления, в его действиях появились прощение, спокойствие и милосердие.
Нужна помощь в учебе?
Предыдущая тема: Ранние цивилизации Древней Индии: быт, обычаи, религия и культура Следующая тема:   Первые китайские государства: города, императоры, гунны, Великая Стена
Все неприличные комментарии будут удаляться.
www.nado5.ru
14_Общество древней Индии эпохи Ригведы
Общество древней Индии эпохи Ригведы.
Полуостров Декан – «Индостан» благодаря грекам. Индийцы называли свою страну Бхаратаварша или Джамбудвипа. Поздние индийцы – называли Sindhu – по имени реки Инд, персы переделали в Hindu, а греки – В Индос, под именем Индия она вошла в историю.
Цивилизация Хараппы.
Индоарийскиие племена не были автохтонами п-ова Декан, задолго до них в бассейне реки Инд – самобытная цивилизация (23-18 в. до Р.Х.)
Носителей хараппской культуры до сих пор нельзя точно идентифицировать, так как мало краниологического материала. Их письменные памятники не читаются. Существует относительная преемственность культурных слоев цивилизации Хараппы, начиная с неолита и заканчивая кануном арийского вторжения, а также определенным культурным влиянием дасью и млечгхов (так арийцы называли аборигенов Декана), которое арийцы вед испытали на себе.
Нам известно об оживленных связях Шумера и Хараппы.
Цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро была типичной городской организацией общества. По форме устройства походит на аристократические республики с вероятным сильным влиянием жречества. Хараппские города были крупными производственными и торговыми центрами. Причина гибели этой цивилизации до сих пор неизвестна.
Арийское завоевание Индии эпохи Ригведы.
Этимология слова «арий» - к древнеевропейскому “arya” – «благородный, свободный», противовес – «dasyu» - «раб, чужак, благосклонный к чужаку». Материал Ригведы указывает на глубокую древность арийского завоевания, которая даже еще не знала употребления железа. Как во время, так и после завоевания, арийцы нанесли один сокрушительный удар, а потом долго рассматривали территорию.
Общество ведических арийцев.
В основном это эпоха самхиты (samhita) – собрания классических Вед: Оигведы, Яджурведы, Самаведы и Атхарведы. Самая древняя – Ригведа в 10 мандалах или книгах. Средди арийских племен Ригведа называет pakhtum – современные пуштуны.
Ведическое общество пока еще племенное, но с начавшими расти экономическими связями, прежде всего касается взаимоотношений победителей (арийцев) с побежденными (дравидами). Различие – по цвету кожи.
Быт того времени полно отражен в Ригведе. Хозяйственный уклад племен Ригведы – переходный от кочевого к сельскому хозяйству (подсечному земледелию). Первые железные вещи датируются 9 в. до Р.Х., когда Арии предприняли этап вторжения с Инда на Ганг.
Сельскохозяйственная техника Ригведы выглядит достаточно развитой. Известен плуг – langala и sira, оснастка плуга, упоминается лемех – phala и борона – sita, мотыга - khanitra, серп - datra, топор – srini.
Центральное место в Ведах вплоть до литературы смрити занимает pastya – «пасти, пастбище». Главное мерило богатства – корова, один из титулов царя – gavesana (гавешана) – «владыка коров». Судебные штрафы высчитывались в головах коров. Большое место в хозяйственной деятельности занимало ремесло.
В эпоху Вед сформировалась основа государственного устройства. Прежде всего это повлекло появление общины – grama – на месте былых родовых союзов. В общем смысле это деревня, небольшое поселение, состоявшее из нескольких домов, но с общей организацией своего управления. Gramani – староста деревни. Но изначально грама – вооруженная толпа. Грама входила в viç (ср. «волость»). Несколько viç составляли jana, janapada – переводится как народ или «племя, занимающее определенную территорию». Иранская параллель – zantu, vis, dahyu. Это было иерархическое, военное по структуре и захватническое по целям устройство.
Ригведа упоминает город – pur, однако нельзя считать его в полном смысле городом. Арии-номады строили подобие укрепленных загонов для скота, куда укрывались сами вместе с имуществом в случае внешней опасности. Однако пуры не были примитивными огражденными участками земли. Лучшее свидетельство развитости древней строительной техники – var Авесты, родственный пуру Ригведы.
Примечание. Яма – бог пастухов ариев Индии.
Веды знают такое явление как «sabha» и «samiti», которые являются обозначением народного собрания и места, где оно проходит. Предположение – разница между сабхой и самити – сабха – собрание родовых старейшин, то есть, аристократическим учреждением, а самити – собрание всех свободных мужчин, способных носить оружие. На самити собиралось население всей растры, самити могло проходить только в исключительных случаях.
На народных собраниях проводили выборы вождей и утверждали правопреемство трона, видимо, что собрания часто законодательствовали.
Функция царя в древности была скромной, сабха в поздневедический период – ористократический орган и исполняет функции высшего суда растры. Тогда она именуется Sabhasad и помимо родовых старейшин в нее входят уже знатоки права и Вед – брахманы.
В обществе ариев эпохи Ригведы появляются элементы государственного аппарата и фискальной системы.
Внутри государственного аппарата – разделение на
- придворное управление.
* purohita – царский духовник
* vavata – любимая жена
* parivrikti – бывшая любимая жена
* suta – царский возничий
- общее управление
* senapati - главнокомандующий
* gramani – староста деревни, выбирается ее жителями
Виды налогов – bali, dana.
В поздневедийский период индоарии разрабатывают начала центрального управления, координирующего действия подотчетных отраслевых органов управления – parisad. Каутилья именует этот орган «Совет Министров». Парисад – совет брахманов. Административная компетенция, судебная роль – суд не был отделен от администрации.
Ригведа знала моногамный брак, запрещала и строго преследовала инцест. Запрещена полиандрия, полигамия допускалась только в племенной верхушке. Для брахманов полигамия запрещалась. Левират был знаком в Ригведе. Долго продержался принцип свободы заключения брака.
Уже после Р.Х. – ранние браки и принуждение к вступлению в брак, как и обряд sati, запрещенный англичанами в 1829 году. Сати — похоронная ритуальная традиция в индуизме, в соответствии с которой вдова подлежит сожжению вместе с её покойным супругом на специально сооружённом погребальном костре. На сегодня — это явление редкое и запрещённое.
Над женщиной учреждалась опека ее отца и братьев, но в наследстве она участвала наравне с братьями.
Суд творился царем, царь носил название арбитра – madhyamaçi. Однако индийцы Ригведы не знали кровной мести, вместо нее – система вир – viradaya. Например, вира за убийство кшатрия – сотня коров.
Частное право еще не сильно развито. Но веды знают понятие собственности. Объекты прав ограничены, считается, что земля не служила предметом оборота. Полагается, что через термины bhuj, bhoga и производные от них устанавливался принцип верховной собственности царя на землю. Adhipati – властитель страны, хотя дальше переводится в Ману как «староста». Царь не частный властитель земли, а публичный собственник – суверен.
Развитие институтов ведического права под влиянием религиозных идей.
Ведическая литература была испытана на прочность двумя идеологическими течениями – джайнизм и буддизм. Оба – ответ на вызов времени зашедшему в моральный тупик брахманизму. Буддизм переродился в мировую религию.
Хронологически джайнизм возник как секта брахманизма несколько позже буддизма. Апостол этой секты (Вирдхамана Махавира или Джайна) – лет на 20 моложе Будды.
Главное в джайнизме – samsara – достижение полного освобождения от страданий мира. Нирвана, к которому стремится душа, есть состояние ее полного всеведения, но бессилия. Парадокс - знать, но не мочь.
Путь к нирване – выполнение 5 заповедей:
- ненанесение вреда всем живым существам
- правдивость
- неприсвоение чужого
- соблюдение целомудрия
- воздержанность от суетных привязанностей
Заповеди проявляются в полном смысле в аскетизме, буддизм порицает крайности аскетизма. Для джайниста (адживаки) достойнейшее занятие – ремесло и торговля – все, что не связано с лишением жизни живых существ.
Джайнизм отрицал варны и кастовое устройство, но цель последователей Махавиры – изменение внутреннего устройство человека, единственное, что допускалось делать вне – ввести мир в sangha – общину джайнов. Сангха состояла одновременно из монахов и мирян обоего пола, аналогия с пуританством. Джайнизм существует и до сих пор.
Суть буддизма – в философско-этическом учении, это особая школа психологической подготовки. Во вторую очередь это религия с достаточно примитивными формами политеизма.
Основа буддизма – в системе четырех благородных истин:
- жизнь в мире полна страданий
- существует причина этих страданий
- страдания можно уничтожить
- существует путь освобождения от страданий (включает в себя учение о восьмеричном пути).
Высшая цель познания четырех истин – в нирване.
С течением времени буддизм завоевал прочные позиции среди правящих верхов древнеиндийских государств, пережив эпоху гонений.
Ашока, второй правитель династии Маурьев – объявление буддизма государственной религией. Право и государственные институты в это время испытали на себе сильнейшее влияние учения последователей Шакьямуни.
1. Важное место в государственном устройстве стала занимать буддийская сангха. Состояла исключительно из монахов без различия их варнового происхождения, сначала могла быть рассмотрена как демократическое учреждение, но в связи с формализацией буддийской философии превратилось в религиозное.
Сангха претеновала на положение status in statu. Царь Ашока – в 7 наскальном эдикте назначает особый штат государственных чиновников (dharma mahamatra), задача – надзирать за делами сангхи, другим заботиться о браминах и адживаках, другим – о Ниргратхас (джанистские монастыри), другим – за остальными религиозными сектами.
2. – прозелитизм буддизма
- стремление переустроить мир по-своему.
Царь, изменивший имя при венчании на царство (отныне зовущийся Priyadarsi) стремится привить подданным понятие о дхарме и учении Простветленного. Царь предупреждает, что отклонение от дхармы является наказанием.
Губернаторы провинций (rajukas) получают задание наставлять своих подчиненных в дхарме. Мог в любое время докладывать царю о государственных делах.
3. Вырабатывается особое понятие dharmavijaya – учение о соединении обычной деятельности человека с дхармой для подчинения этой деятельности дхарме.
Ашока вводит обряд объезда государем и его чиновниками подвластной территории, раз в год амнистировать заключенных. Осужденные на смерть получали отсрочку на три дня. В это время их родственники могли просить чиновников о помиловании.
4. Буддизм оказал самое сильное влияние на отрасль публичного права. Буддизм в соединении с властью дает проповедь сильной центральной власти, исповедующей дхарму и спасающей мир.
Именно буддизм создал крупное централизованное государство.
Именно буддизм обосновал такое право царя, как право законодательства, поскольку ведический царь имел скромные полномочия в этой области.
Но полностью ведических корней древнеиндийского империализма тоже отрицать нельзя.
Самодержец – ekarat.
Еще одной составляющей имперского порядка в Индии можно назвать краткосрочное, но сильное влияние Греции.
studfiles.net
Методическая разработка Как было устроено общество в Древней Индии. Новая религия
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с. Верхний Телелюй
Грязинского муниципального района Липецкой области
Методическая разработка урока истории в 5 классе
на тему: Как было устроено общество в Древней Индии. Новая религия
Учитель истории МБОУ ООШ с. Верхний Телелюй
Иванова Оксана Николаевна
2015 г.
Введение
Данная разработка предназначена для учителей истории, преподающих в 5 классе при изучении новой темы. В основе данного урока лежит системно- деятельностный подход.
В процессе такого урока учащиеся самостоятельно изучают учебный материал по различным источникам знаний, коллективно обсуждают результаты своей работы. Эта форма проведения урока способствует также активизации познавательной деятельности учащихся и формированию у них умений самостоятельной работы, в том числе самостоятельной работы с информацией. Основной дидактической задачей этого урока является повторение и практическое применение ранее изученного материала и включение его в систему уже новых знаний.
Например, на данном уроке класс делится на четыре группы, ученики совершают путешествие на четырех кораблях. Экипажи каждого корабля заполняют судовой журнал. В ходе путешествия экипажи кораблей должны самостоятельно выделить и выбрать главное, вспомнить тему ранее пройденного, и сформулировать выводы по новой теме.
В конце урока подведение итогов урока, анализ результатов, рефлексия учащихся.
В процессе работы происходит смена деятельности – работа с дополнительными источниками, проведение опроса, дискуссии внутри группы. В течение урока проводится физкультминутка.
Цель: Создать условия для формирования у учащихся представления о варновом и кастовом делении индийского общества, его влиянии на жизнь людей; рассмотреть особенности религиозной системы буддизма как мировой религии; показать процесс образования единого древнеиндийского государства.
Способы взаимодействия с учениками:
- включение пятиклассников в учебно-познавательную, поисковую деятельность, организованную на основе внутренней мотивации;
- обеспечение диалогического общения не только между учителем и учениками, но и между обучающимися в процессе добывания знаний.
Развитию познавательной активности на данном уроке способствует:
- Деятельность пятиклассников направлена на открытие новых знаний и обнаружение новых возможностей;
- Деятельность должна развивать самооценку и самоанализ
Для реализации методической разработки необходимы: Учебник, тетрадь тренажер, электронное приложение к учебнику, кроссворд, раздаточный материал, карточка-задание для группы, кораблики, выполненные в технике оригами, наглядный материал.
Технологическая карта урока по истории древнего мира для 5 класса (ФГОС)
(к учебнику В.И.Уколова)
Тема: Как было устроено общество в Древней Индии. Новая религия.
Познавательные: объяснять исторические явления процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.
Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель.
Коммуникативные самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; оценивать вои учебные достижения.
Основное содержаниетемы.
Варновое деление общества: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры. Мифологическое объяснение появления варн. Появление каст. Легенда о принце Гаутаме. Особенности религиозной системы буддизма.
Учебник. Тетрадь тренажер. Электронное приложение к учебнику. Кроссворд. Раздаточный материал. Наглядный материал. Карточка-задание для группы. Кораблики, выполненные в технике оригами.
Организационная структура урока
Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа. (Приложение 1)
2. Работа с терминологией.
(Приложение 2)
Решение кроссвордов по изученной теме.
По горизонтали:
1.Тропические леса.
3.Боевое животное.
4.Величайшие в мире горы, «жилище снегов».
7.Священная река в Индии.
По вертикали:
1. «Жилище богов».
2. Страна, жители которой, по преданию, не знали голода.
5. Полуостров, на котором расположена Индия.
6. Река в Индии.
Вставьте пропущенные буквы и дайте определение терминам
Джунгли
Слон
Гималаи
Ганг
Джомолунгма
Индия
Индостан
Инд
Работают самостоятельно с последующей взаимопроверкой.
Регулятивные УУД
Самопроверка.
Познавательные УУД:
строят логическую цепь рассуждений.
III. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.
Приложение 3
Однажды, один старый путешественник, взяв в руки старый календарь, на другой стороне увидел карту одной большой страны. Эта страна – родина шахмат, родина арифметических чисел, которыми мы привычно пользуемся сегодня. Там живут слоны, есть непроходимые леса. А еще говорят, что мальчик Маугли тоже жил в этой стране.
Догадались, о какой стране я говорю?
Итак, отправляемся в Древнюю Индию за новыми знаниями.
В ходе нашего путешествия мы побываем на берегах Индии.
А путешествовать вы будете на четырех кораблях. (На партах стоят разноцветные кораблики выполненные в технике оригами).
Экипаж первого корабля будет путешествовать под белыми парусами (1 группа)
Экипаж второго корабля будет путешествовать под красными парусами (2 группа)
Экипаж третьего корабля будет путешествовать под желтыми парусами (3 группа)
Экипаж четвертого корабля будет путешествовать под черными парусами (4 группа)
Выбор цвета парусов не случаен. И эту загадку мы разгадаем в ходе путешествия
А самый ловкий экипаж даже сможет добыть сундук с самыми дорогими сокровищами Индии.
(У учителя на столе стоит сундук с сокровищами. В сундуке: рис, чай, сахар, перец.)
А сейчас послушайте одну историю.
Один древний путешественник, побывавший в Индии, вернулся на родину и рассказывает своему приятелю об удивительных вещах, которые он увидел.
Подумайте, что имел в виду путешественник, о чем он рассказывал?
- Ребята, а кто мог собирать хлопчатник и тростник?
Индия привлекает нас величием полноводных рек с непроходимыми джунглями по берегам, красотой храмов и разнообразным составом населения. Во время путешествия по Индии я познакомилась с семьей земледельцев. Мы разговорились, и я поинтересовалась, кем хотят стать их сыновья. На что глава семьи мне ответил, что они хотят стать воинами, но это невозможно, и дети вынуждены будут, как и они, работать на земле.
Меня очень заинтересовало, почему дети земледельцев не могут стать воинами. А вам хотелось бы знать ответ на этот вопрос?
Кроме крестьян, какие категории в обществе Индии можно выделить?
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
- Что бы вы хотели узнать об общественном устройстве Древней Индии?
Тема урока: Как было устроено общество в Древней Индии. Новая религия.
Высказывают мнения
Регулятивные УУД
Определять цель, проблему.
Выдвигать версии, планировать деятельность.
Работать по плану.
Оценивать степень и способ достижения цели.
Познавательные УУД
Выделять главное.
Определять понятия.
Устанавливать причинно- следственные связи.
Находить достоверную информацию из текста.
Умение делать вывод.
Коммуникативные УУД
Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий
IV. Изучение новой темы
1. Работа с текстом
Рисунок 1
Приложение 4
2. Работа в группах.
Приложение 5.
Приложение 6.
Приложение 7.
3. Сообщение учащегося
Приложение 8.
Физкультминутка
4. Работа с терминологией
5. Работа с учебником и электронным приложением к учебнику
6. Работа с тетрадью – тренажером.
Общество древней Индии делилось на сословия – варны (сами индийцы называли их джати, а европейцы – касты). Слово варна означает на санскрите – ЦВЕТ.
Каждый индиец с самого рождения принадлежал к определенной касте. Каждая каста имеет свой определенный цвет?
И первый наш вопрос, на который предстоит ответить экипажам кораблей: Как зародились касты в Древней Индии?
Для этого вам надо прочитать легенду и ответить на вопросы приведенные ниже. Побеждает та команда, которая быстрее выполнит задание. Победители получают в награду одну овечку?
А кто мне скажет, почему награждать я вас буду овечками?
Ну что можем отправляться в путь.
Прочитать текст «Миф о происхождении четырёх каст» и ответить на вопросы приведенные ниже.
- Дайте определение понятию «касты» или что называется кастой?
- Какие касты существовали у древних индийцев?
- Откуда появились эти касты?
- У какого народа существовала подобная легенда?
- Из каких частей тела бога Брахмы были созданы эти касты?
- Могут ли человек, принадлежавший к одной касте, со временем перейти в другую касту?
В чем же отличия между индийскими кастами?
Это мы выясним в результаты работы по группам.
1 группа: Карточка-задание для группы №1. Брахманы
2 группа: Карточка-задание для группы №2. Кшатрии.
3 группа: Карточка-задание для группы №3. Вайшьи.
4 группа: Карточка-задание для группы №4. Шудры.
Прочитать текст на карточки совместными усилиями заполнить таблицу.
Посмотрите на таблицу там осталась еще одна категория это неприкасаемые.
На основе сообщения заполнить до конца таблицу. Сформулировать вывод.
Представьте, что к нам в зоопарк привезли животных из Египта и Индии, но получилось, так что произошла путаница. Вы будете выполнять роль животных вам надо определить, где обитало данное животное.
«В индийской семье ссорятся муж и жена. «Смотри, - упрекает жена мужа,- будешь много сквернословить, в следующий раз родишься червяком». С какими верованиями связана такая угроза?
- А что такое религия?
- В чем основное отличие религиозных верований в Египте, Индии и Палестине?
- Как называется вера в одного бога?
Прочитать текст учебника с. 61. Ответить на вопросы.
- Из какой касты происходил Гаутама?
- Как царевич Гаутама узнал, что в мире есть болезни, старость и смерть?
- Что означает имя Будда?
- Какие четыре истины открылись перед Гаутамой во время его путешествий по стране?
- Основоположником, какой религии является Будда? Какую роль играла новая религия в жизни Индийского общества?
Выполнить задания: с. 23 №11, с. 41 № 3
Кочевникам требовались новые пастбища, ведь главное богатство – скот. И в настоящее время денежная единица Индии называется рупия, что в переводе значит «овца».
Читают миф. Отвечают на вопросы.
Цвет
касты
Основные занятия
Особенности жизни
Заполняют таблицу.
Делают вывод.
Слон
Бенгальский тигр
Обезьяна
Дикий бизоны
Мангуст
Павлин
Тушканчик
Гиена
Фламинго
Страус
Сурикаты
Отвечают на вопросы
Выполняют работу самостоятельно.
Регулятивные УУД
Работать с текстом
Регулятивные УУД
Работать с новой информацией самостоятельно, находить ответы на поставленные вопросы.
Коммуникативные УУД
Грамотно, использовать в речи новые термины.
Регулятивные УУД
Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия
Познавательные УУД:
Находят (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию.
Регулятивные УУД
Анализируют (в т.ч. выделять главное).
Коммуникативные УУД
Работать в группах.
Коммуникативные УУД
Излагают своё мнение (в монологе), аргументируя его.
IV. Закрепление знаний и способов действий
1. Фронтальная работа
Рисунок 2
А теперь я предлагаю закрепить полученные знания. Перед вами изображение бога Брахмы
Вам необходимо выбрать полоски нужного цвета и написать названия изученных каст. И прикрепить около тех частей тела, из которых они происходили.
Игра да нет
1. Бог, создавший касты в Индии – это Брахма.
2. Из ступней бога вышла каста воинов.
3. Жрецы были самой высшей и главной кастой.
4. В Древней Индии разрешалось переходить из одной касты в другую.
5. Неравенство между кастами казалось индийцам естественным.
6. Гаутама является основателем новой религии буддизма.
7. После уроков по Индии, я захотел больше узнать об этой стране.
А теперь давайте вместе снимем замок с ларца, и ответим на вопрос в чем же состояло богатство Древней Индии?
Прежде чем открыть сундук с сокровищами вспомните, что является главными сокровищами Индии?
Ответив на главный вопрос о богатствах Индии, вы тоже приобрели богатство, в виде знаний. И жемчужины этих знаний вы унесете с собой с сегодняшнего урока.
Да.
Нет.
Да.
Нет.
Да.
Да.
В сундучке находятся рис, чай, сахар, перец.
Познавательные УУД:
анализируют объектов с целью выделения существенных признаков;
строят логической цепи рассуждений
ЛичностныеУУД:
ориентируются в социальных ролях и межличностных отношениях
V. Информация о домашнем задании
Комментирует задание.
Учебник §23
Написать сочинение «Записки путешественника» в форме бортового дневника, интервью с индийцами или заметки в газету.
Воспринимают задание, уточняют
Регулятивные: принимают учебную задачу, планируют ее выполнение
VI. Подведение итогов. Рефлексия
Рисунок 3
Каким было наше путешествие? Что нового вы узнали во время путешествия?
А сейчас выберите картинку, соответствующую утверждению:
- Я узнал много нового и интересного (слон)
- Все это мне уже давно знакомо (корова)
- Хотел бы дополнить свои знания путем чтения дополнительной литературы (тигр)
Отвечают на вопросы
Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке.
Заключение
Данная методическая разработка урока ставила цель - сформировать у учащихся представления о варновом и кастовом делении индийского общества, его влиянии на жизнь людей; рассмотреть особенности религиозной системы буддизма как мировой религии. При характеристике варнового деления общества, у учащихся формируется понимания его основополагающего принципа: принадлежность к определенной варне сопровождает человека всю жизнь, она не зависит от размера богатства, которое переходящее. При рассмотрении особенностей религиозной системы буддизма как мировой религии у учащихся могут возникнуть затруднения, т.к его трудно отнести и к монотеизму и к многобожью, поэтому при изучении данного вопроса опора делается на сопоставление с уже изученными языческими и монотеистическими религиозными системами.
В процессе груповой работы на уроке с текстом учебника, с дополнительными источниками, иллюстрациями, у обучающихся вырабатываются умения извлекать информацию из текстовых и внетекстовых компонентов учебника и других источников, схемы, таблицы. На данном уроке с использование технологической карты урока, обучающиеся, с помощью учителя вооружаются рациональными приемами учебной деятельности. Этот урок имеет в основе небольшой по объему и нетрудный по содержанию новый учебный материал. Самостоятельная работа на уроке способствует формированию у обучающиеся умения анализировать и выделять главное, обобщать, сравнивать, делать выводы, оценивать исторические факты, явления идеи с позиции гуманизма и толерантность, уважение прав и свобод человека..
Отсюда основные методы обучения: по источникам знаний: словесные, наглядные, практические; по степени взаимодействия учителя и обучающихся: беседа, самостоятельная работа; в зависимости от дидактических задач: подготовка к восприятию, объяснение; по характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.
Использование вышеуказанных методов обучения позволяют осуществить важнейшие функции на уроке: развитие речи, обогащение словарного запаса, усиление коммуникативности, развития мышления и внимания обучающихся.
Данные методы обучения играют огромную роль в развитии интеллектуальной сферы обучающихся. Направлены на формирование приемов умственной деятельности (анализ, сравнение, выделение главного, обобщение) и развитие познавательной активности.
Методическая разработка была реализована в рамках предметной недели учителей истории.
Список литературы
1. Головина В.А. Большая хрестоматия легенд и мифов/ В.А. Головина, Л.В. Митрохин, О.А. Могила и др. – М.: АСТ: Астрель, 2009 г.
2. Уколова В.И. История. Древний мир. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. – М.: Просвещение, 2015 г.
3. Уколова В.И. История. Древний мир. 5 класс. Тетрадь-тренажер – М.: Просвещение, 2015г.
Электронные ресурсы:
Электронное приложение к учебнику Уколовой В.И. История. Древний мир. 5 класс
http://ancient.gerodot.ru
http://school-collection.edu.ru
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………….. 2
Технологическая карта урока по истории древнего мира для 5 класса (ФГОС)……………………………………………………………………………… 3
Организационная структура урока ……………………………………………….. 5
Заключение ……………………………………………………………………..… 10
Список литературы ………………………………………………………………. 11
Приложение 1
Кроссворд
.
По горизонтали:
1.Тропические леса.
3.Боевое животное.
4.Величайшие в мире горы, «жилище снегов».
7.Священная река в Индии.
По вертикали:
1. «Жилище богов».
2. Страна, жители которой, по преданию, не знали голода.
5. Полуостров, на котором расположена Индия.
6. Река в Индии.
Приложение 2
Исторический словарик.
Вставьте пропущенные буквы и дайте определение терминам.
Р_лигия –
Ф_раон –
П_пирус –
И_роглиф –
Зи__урат –
С_рк_фаг –
Фин_кия –
К_лония –
К_л_низация –
М_н_теизм
Зап_веди
Приложение 3
Сценка
Приглашаются 3 ученика
Путешественник: - Если бы ты знал?
Автор: рассказывал он своему приятелю,
Путешественник: - какая удивительная страна Индия. Там на кустах растет белая шерсть.
Автор: Приятель расхохотался.
Приятель: - Какой же ты выдумщик! Где это видано, чтобы шерсть росла на кустах? Наверное, прошли овцы и колючки содрали с них несколько клоков.
Путешественник: - Нет, все кусты в шерсти. Ее собирают и делают из нее красивые и прочные ткани… Но более удивительно другое. В Индии обходятся без пчел. Из тростника выжимают сок и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах подобно соли. А на вкус он слаще меда.
Приложение 4
Миф о происхождении четырёх каст.
Каста – группа людей, обладающая определёнными правами и обязанностями. Принадлежность к касте передавалась по наследству.
Каждый индиец с самого рождения принадлежал к одной из четырёх каст: Жрецов, знатных воинов, земледельцев, слуг. Индийцы верили, что каждая каста произошла из какой-либо части тела бога Брахмы. Жрецы-брахманы появились из его рта, и поэтому они знают, как произносить молитвы. Воины - кшатрии вышли из могучих рук Брахмы и потому умеют сражаться. Земледельцы - вайшьи, те, кто пашет землю и пасёт скот, созданы из его бёдер. А Слуги - шудры находятся ниже всех, потому что возникли из запыленных ступней его ног.
Индийцы считали, что люди разных каст так же отличаются друг от друга по рождению, как животные разных пород. Человек, родители которого были земледельцами, никогда не мог стать жрецом или знатным воином. Ведь и у коровы, например, не может родиться жеребёнок или поросёнок. Дети брахманов, вырастая, становились жрецами, а дети слуг – слугами
Беседа по тексту:
- Дайте определение понятию «касты» или что называется кастой?
- Какие касты существовали у древних индийцев?
- Откуда появились эти касты?
- У какого народа существовала подобная легенда?
- Из каких частей тела бога Брахмы были созданы эти касты?
- Могут ли человек, принадлежавший к одной касте, со временем перейти в другую касту?
Приложение 5
Рабочий лист урока «Индийские касты».
Задание: заполните таблицу.
Работа по группам
Основные
занятия
Особенности жизни
Жрецы (брахманы)
I группа
Войны
(кшатрии)
II группа
Земледельцы
(вайшьи)
IIIгруппа
Слуги
(шудры)
IVгруппа
Неприкасаемые
Приложение 6
Карточка-задание для группы №1.
Брахманы
Прочитайте «Законы Ману» и текст «Брахманы — высшая каста»:
- Обучение, изучение (веды), жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни он (Брахма) установил для брахманов.
- Всё, что существует в мире,- это собственность брахманов; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на всё это.
- Брахман – учёный или неучёный – великое божество, равно как великое божество и огонь, и использованный ( при жертвоприношении) и неиспользованный.
Брахманам приписывался белый цвет – цвет чистоты, незапятнанности.
Выберите информацию, которая нужна для заполнения таблицы.
Карточка-задание для группы №2
Кшатрии
Прочитайте «Законы Ману» и текст «Кшатрии — каста воинов»:
- Охрану подданных, раздачу(милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды) и не приверженность к мирским утехам он (Брахма) указал для кшатрия.
- Для кшатрия предписано ( ношение) меча и стрелы, для вайшья(рядовые общинники, земледельцы) – торговля.
-Кшатрий, взимающий в крайних обстоятельствах даже четвёртую часть ( урожая), со всей энергией охраняющий подданных, освобождается от греха.
Кшатриям приписывался красный цвет - цвет огня, войны, решительности и энергии.
Выберите информацию, которая нужна для заполнения таблицы
Карточка-задание для группы №3.
Вайшьи.
Прочитайте «Законы Ману» и текст «Вайшья»:
- Пастьбу скота, а также раздачу( милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды), торговлю, ростовщичество и земледелие для вайшьев.
- Вайшью, получившему посвящение, вступившему в брак, надо всегда быть занятым хозяйственной деятельностью и особенно разведением скота.
- Ему надо быть знатоком посева семян, хорошего и дурного ( качества) земли, ему следует знать полностью использование мер и весов.
Их цвет- желтый, цвет земли.
Выберите информацию, которая нужна для заполнения таблицы
Карточка-задание для группы №4
Шудры
Прочитайте «Законы Ману» и текст «Шудры — низшая каста»:
- Но только одно занятие Владыка указал для шудры – служение этим Варнам со смирением.
- Шудра, даже отпущенный (раб) хозяином, не освобождается от обязанности услужение; ведь оно врожденно для него, поэтому кто может освободить его от этого?
-Шудра не должен накапливать богатств, даже имея возможность (сделать это) ,так как шудра, приобретая богатство, притесняет брахманов.
- Убив кошку, голубую сойку, лягушку, собаку, крокодила, сову или ворону, надо исполнять покаяние, (полагающееся) за убийство шудры.
Их цвет- черный. Выберите информацию для таблицы
Приложение 7
«В мире интересного»
Группа №1.
Брахманы — высшая каста
Высшей касте брахманов – жрецов приписывался белый цвет- цвет чистоты, незапятнанности. Брахманы выполняли обязанности жрецов и совершали многочисленные обряды, они считались представителями людей перед лицом богов. Брахманы были также хранителями древней учености, знатоками священных текстов. Брахман проходил длительное обучение: еще мальчиком его отдавали в дом учителя, где он проводил жизнь в труде и заучивании вед. Когда мальчику исполнялось 16 лет, родители приносили в дар корову, а сыну подыскивали невесту. Начинался второй этап жизни брахмана. Когда у брахмана появлялись внуки, он мог оставить дом своему старшему сыну и уходил в отшельники.
Брахманы в Индии — это священники и жрецы в храмах. Их положение в обществе всегда считалось самым высоким, даже выше, чем должность правителя. В настоящее время представители касты брахманов также занимаются духовным развитием народа: преподают различные практики, смотрят за храмами, работают учителями.
Брахманы имеют очень много запретов:
Мужчинам нельзя работать в поле и заниматься любым ручным трудом, но женщины могут заниматься различными домашними делами.
Жениться представитель касты священников может исключительно на себе подобном, но в качестве исключения разрешается свадьба на брахмане из другой общины.
Брахман не может есть то, что приготовил человек, состоящий в другой касте: брахман скорее станет голодать, чем примет запрещенную еду. Но кормить он может представителя абсолютно любой касты.
Некоторым брахманам нельзя употреблять в пищу мясо.
Группа №2.
Кшатрии — каста воинов
Кшатрии – воины, им приписывали красный цвет: цвет огня, войны, решительности. Они с детства обучались владеть оружием, управляться с конём и колесницей. К ним принадлежали правители государств.
Индийские цари сами были из касты знатных воинов и окружали себя людьми из этой касты. Воины участвовали в битвах на слонах или на колесницах, а в мирное время пировали во дворцах, выезжали на охоту или устраивали состязания в стрельбе из лука.
Представители кшатриев всегда исполняли обязанности солдат, охранников и милиционеров.
Основу жизни кшатриев составляют защита слабых, водворение закона и порядка в мире. Для этого кшатриям даны особые права. Они единственные из всех варн имеют право наказывать вплоть до убийства, тех, кто не чтит законы, отходит от правильного поведения своей варны. Кшатриям также прощаются гнев и другие проявления страсти, так как это является их природой и необходимо для выполнения их долга.
В настоящее время ничего не изменилось — кшатрии занимаются военным делом либо идут на административную работу. Жениться они могут не только в своей касте: мужчина может взять в жены девушку из касты уровнем ниже, но женщине выходить за мужчину из нижестоящей касты запрещено. Кшатриям можно есть продукты животного происхождения, но они также избегают запрещенной еды.
Группа №3.
Вайшья
Вайшью – земледельцы и ремесленники, их цвет жёлтый: цвет земли. На них лежала обязанность возделывать поля, работать в мастерских, торговать.
Вайшья всегда были рабочим классом: они занимались земледелием, разводили скот, торговали.
Главное в жизни вайшьи – это стремление к богатству. Представители этой варны людей«встречают по одёжке», а провожают по содержимому кошелька.
Все отношения со своим окружением, даже самым ближним, строятся на принципах личной выгоды.
Сейчас представители вайшьев занимаются хозяйственными и финансовыми делами, различной торговлей, банковской сферой. Наверное, эта каста наиболее щепетильна в вопросах, связанных с приемом пищи: вайшья как никто иной следят за правильностью приготовления еды и никогда не примутся за оскверненные блюда.
Группа №4.
Шудры — низшая каста
Шудра – слуги, их цвет чёрный символизирует обязанность служить представителям высших каст. Каста шудров всегда существовала в роли крестьян или даже рабов: они занимались самой грязной и тяжелой работой. Даже в наше время этот социальный слой — самый бедный и часто живет за гранью нищеты. Шудрам можно жениться даже на разведенных женщинах.
Приложение 8
Сообщение учащегося.
Неприкасаемые
"Неприкасаемые", лица, принадлежащие к кастам, занимающим низшие ступени сословно-кастовой иерархии в Индии. Согласно индуистской догме, " Неприкасаемые " находятся вне традиционного деления индусского общества на 4 варны (отсюда индусское название "панчама", т. е. лица 5-й варны) . В средние века в Индии " Неприкасаемые " - внутриобщинные рабы, крепостные и лица, занимающиеся "нечистыми" профессиями (обработка кожи, уборка нечистот, стирка, рыболовство и др.) . В новое и новейшее время большинство " Неприкасаемые " - закабалённые батраки, чернорабочие, прачки, кожевники, посудомойки. В индуизме общение с " Неприкасаемые " считается оскверняющим для лиц, принадлежащих к более высоким кастам (на юге Индии ограничения в общении с " Неприкасаемые " ещё более суровы, здесь "неприкасаемость" переходит в "неприближаемость").
Местожительство неприкасаемых - определялось вне селения, утварь, которую они использовали выбрасывалась другими. Основным их имуществом были собаки и ослы.
Одежду отдавали им с мёртвых, пища им давалась в разбитой посуде, украшениеих были из железа, и они должны постоянно кочевать.
В современной Индии " Неприкасаемые " составляют около 20% всех индусов. После завоевания Индией независимости (1947) дискриминация " Неприкасаемые " была запрещена законом (1955). Однако и поныне некоторые традиционные ограничения остаются - " Неприкасаемые " во многих местах не могут пользоваться общими колодцами и т. д.
Рисунок 1
Рисунок 2
Изображение Брахмы
Рисунок 3
infourok.ru
Урок истории "Общество Древней Индии"
Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (2,9 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели урока:
Образовательная цель: формирование знания о древних жителях Индии, варнах, происхождении варн.
Развивающая цель: развитие умения пересказывать, выделять в тексте главное, сравнивать, давать определения по теме.
Воспитательная цель: воспитание уважения к прошлому.
Обучающиеся должны уметь: пересказывать текст(в., с., н.) , сравнивать(в., с., н. ) выделять в тексте главное(в., с., н.) , давать определения (в., с.,)
Универсальные умения: использовать графическое изображение для получения информации, решать кроссворды и ребусы, составлять сравнительную таблицу.
Буквы «в., с., н.» условно обозначают обучающихся с высоким, средним, низким уровнями учебных возможностей в классе по итогам педагогического консилиума и рекомендациям школьного психолога.
План.
Актуализация знаний, проверка домашнего задания.
Изучение новой темы. Постановка цели урока. Выдвижение гипотезы.
Проведение физкультминутки.
Закрепление нового материала.
Подведение итогов.
Домашнее задание.
Ход урока
1. – Ребята, кто мне может сказать, о чем мы беседовали на прошлом уроке? (Об Индии). Представим себе, что мы вернулись из путешествия, и кто-то из вас должен рассказать о своих впечатлениях о Древней Индии. А сейчас, ребята, один путешественник пойдет к доске отгадывать кроссворд (С.), а те, кто получил карточку, несколько секунд подумает над вопросом, и через две минуты вслух скажет ответ. (Работают с карточками: приложение 1 - Н.С.В.). Все ребята, слушайте внимательно, потому что кто-нибудь из вас может стать главным экскурсоводом по Древней Индии.
Ученик у доски решает кроссворд. Ученики думают над вопросами карточек (Приложение 1). В это время можно тихо включить индийскую музыку. Проверяется задание кроссворда (Слайд 3) и выслушиваются ответы на вопросы. После чего учитель просит одного школьника рассказать о природе Древней Индии и о первых людях этой страны, используя всего пять-шесть предложений. С.В.
2. После ответов обучающихся, учитель напоминает о том, что был задан вопрос на дом о том, почему самые первые жители Индостана покинули свои города. (Дети выдвигают свои гипотезы, после чего осуществляется переход к новой теме).
- Оказывается, через некоторое время в Индии вновь появляются города, в которых проживали представители разных племен. Это были дравиды и арии.
Ставится цель урока перед обучающимися по изучению новой темы.
- Дети, вам бы хотелось узнать, как жили дравиды и арии, по каким правилам они жили? Похожи ли эти правила на современные в нашем обществе?
Обучающиеся предлагают свои цели урока, после недолгого обсуждения учитель предлагает цель, прописанную на доске.
Слайд 4 Цель урока прописана: знать, уметь. Гипотезой урока может быть высказано предположение, что новые жители полуострова начали заниматься другими видами деятельности, что у жителей Древней Индии были правила поведения в обществе, похожие на те, которые есть сегодня у нас, в нашей стране.
Итак, к дравидам, которые проживали на юге полуострова Индостан и занимались преимущественно земледелием, в первой половине второго тысячелетия до н.э. проникли арии, которые были кочевниками и занимались скотоводством. Предполагается фронтальная работа на основе текста. Работа с текстом учебника с. 77 со слов: «Со временем арии и дравиды…
После прочтения, можно вслух одному из обучающихся, дети должны ответить на вопросы:
1) Как складывались отношения дравидов и ариев? 3)Какие занятия были у них главными?
(Арии и дравиды начали жить вместе и образовали единый индийский народ. У каждого племени был свой вождь: раджа. Раджа стоял во главе княжества. Дравиды занимались земледелием и скотоводством. Арии также научились заниматься земледелием. Они были сильнее и лучшие из них становились царями)
― Был царь в Индии, который в 3 веке до н.э. попытался объединить все княжества в одно государство, Звали этого человека … Ребята, помогите вспомнить имя этого человека. Оно зашифровано в этом ребусе (Разгадывают ребус, Слайд 5,6)-АШОКА
― После смерти Ашоки жители Индии, к сожаленью, опять разъединились. Все индийское общество представляло собой четыре большие группы, каждая из которых называлась ... А как называлась такая группа, мы узнаем, если разгадаем загадку. (Слайд 7,8)
―А сейчас запишем новые термины в тетрадь (словарь).
―Как вы считаете, люди в разных группах отличались чем-либо? (Предполагают: интеллектом, богатством, красотой и т.д.)
―Считалось, что люди появились из разных частей тела бога Брахмы. (Слайд 7.)
Далее можно предложить обучающемуся со средним или высоким уровнем учебных возможностей рассказать о боге Брахма: сообщение готовилось заранее, как опережающее задание. (Слайд 9)
Брахманы из уст бога, кшатрии из рук бога, вайшьи из бедер бога, шудры из стоп бога. Предположите, чем могли заниматься люди из разных варн? (Слайд 10,11,12,13,14)
― Итак, дети, что же мы с вами узнали на уроке? Как жили жители Древней Индии? Нравятся ли вам правила, по которым жили люди Древней Индии? Похожи ли эти правила на те, которые есть в нашей сегодняшней жизни? (Обучающиеся проговаривают цели урока, поставленные вначале. Проговариваются гипотезы, высказанные в начале урока. Подтверждаются или нет?)
―Вы, наверное, устали, а нам нужно отдохнуть. Потому что впереди у нас самое сложное задание. Отдохнем?
3. Физкультминутка. Дети встают. Если слышат название какой-либо варны, поднимают руки и говорят «Брахма», если географическое название, то потряхивают руками перед собой. Шудры, Инд, Гималаи, Кшатрии.
4. ―А теперь, дети, проверим, как хорошо вы поняли сегодняшнюю тему. (Задания дифференцированные.)
Все читают текст о варнах на с. 77-78, но выбирают задание к тексту то, которое понравится. Самое простое задание 1), задание 2) и 3) сложнее. При необходимости можно приготовить раздаточный материал: карточки с заданиями.
Слайд 8,9,10,11
Прочитать текст на с.77-78 «Варны»
Пересказать текст. Н.
Ответить на вопрос: как индийцы оправдывали существование варн. С.В.
Провести сравнительную характеристику по предложенным признакам. Сделать вывод. В.
Проверка заданий устно по первому вопросу обучающегося с низкими учебными возможностями, по второму устно и письменно обучающихся со средними и высшими учебными возможностями, составление сравнительной таблицы обучающихся с высокими учебными возможностями у всех выполнявших задание. Таким образом, можно определить усвоение нового материала практически у всех обучающихся. Задание выбирается обучающимся по принципу добровольности, несмотря на уровень учебных возможностей. Задача учителя, порекомендовать ребенку то задание, которое он может выполнить. Проверяются гипотезы: жители Древней Индии продолжали заниматься земледелием, скотоводством, но правила, по которым общество существовало, очень отличались от тех, по которым живем сегодня мы.
5. Комментирование отметок за ответы. За урок предполагается поставить от 10 до 14 отметок. Еще раз акцентируется внимание на цели урока, поставленные в начале урока, достигнуты они или нет. Необходимо применять учебные стимулы для обучающихся: 1.Усложнение задания (закрепление - в.), 2. Проблемно-поисковая ситуация (актуализация, изучение нового материала –в.). 3. Роль главного путешественника (актуализация - в.). 4.Словесная похвала (в., с., н.). 5. Музыкальный фон (в., с., н.). 6. Демонстрация деятельности обучающегося (в., с., н.). 7.Яркая речь учителя. (в.,с., н.). 8. Включение в игровую ситуацию (Изучение нового материала: в., с., н.). 9. Авансирование оценки (Закрепление материала: н.). 11. Дозированное домашнее задание (в., с., н.).
6. Домашнее задание.
слайд 12
― Ребята, дома вы сможете прочитать по теме §16, и обязательно расскажите своим родителям про Индию (задание 1,2 для всех в.,с.,н.).
Для детей, которые слабо проявляют себя на уроке, предложить письменное задание (задание 3 –н.).
―Вам было интересно познакомиться с прошлым Индии? Хотелось бы и дальше изучать прошлое стран Востока? А вы знаете, рядом с Индией находилось и сейчас находится другое государство: Китай! Вы что-нибудь слышали про Китай?… А хотели бы узнать, как жили китайцы в древности? А кто из вас сможет приготовить интересное сообщение? (задание 4 - в.,с.)
Материально-методическое обеспечение
С.В. Колпаков, Н.А. Селунская. История Древнего мира. М., Дрофа, 2008.
Электронная презентация урока с разработанным дидактическим материалом для демонстрации на интерактивной доске.
Карточки для проверки домашнего задания и для работы с текстом учебника при закреплении материала.
Бог Брахма. http://godsbay.ru/orient/brahma.html
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Сельская община в древней Индии
Слабость и неэффективность централизованной администрации на протяжении большей части истории Индии всегда компенсировались, как о том уже упоминалось, исключительной внутренней прочностью основной ячейки индийского общества – сельской общины. Здесь долго сохранялось коллективное землепользование. Хотя пахотная земля делилась на наследственные участки индивидуального семейного владения, все остальные угодья продолжали считаться коллективным общинным достоянием. Многие важные и нужные для общины работы – очистка новых территорий от джунглей, ирригационные сооружения местного масштаба, строительство дорог или храмов, защита и охрана деревни и ее имущества и т. п. – выполнялись совместно, считались делом коллектива в целом. В общине традиционно практиковались щедрые реципрокные раздачи и угощения, особенно в дни семейных праздников (свадьба и т. п.), когда семья подчас была готова залезть в неоплатные долги, но поддержать свой престиж, выставив всем односельчанам обильное приличествующее случаю угощение. Видимо, те же традиционные реципрокные принципы раздач использовались и при выборах общинного совета – панчаята и, возможно, старейшины, руководителя общины.
Как правило, голос при решении общинных дел имели лишь полноправные общинники‑домохозяева, т. е. те же главы семейных групп, что исстари было характерным для всех земледельческих общин. В некоторых общинах на смену выборной системе приходила наследственная, когда из поколения в поколение руководящие должности занимали представители одних и тех же семейно‑клановых групп господствующей касты. Неизвестно, однако, сколь долго продолжалась подобного рода практика наследственной передачи власти в общине; похоже на то, что исторически это было все же преходящим явлением и со временем восстанавливался обычай выбирать руководство общины из числа соперничавших друг с другом кандидатов.
Община, как правило, вела натуральное хозяйство. Выделяя шестую долю урожая и исполняя необходимые требовавшиеся от ее членов повинности, во всем остальном она обычно обходилась своими силами. Сведений о внутренней структуре древней общины мало, но из более поздних источников известно, что на свои средства коллектив обычно содержал нужных ему мастеров‑ремесленников – горшечника, кузнеца, плотника, цирюльника, ювелира, жреца‑астролога, мусорщика и т. д. (иногда некоторые из них, например мусорщики, принадлежали общине в целом, т. е. были приобретены коллективом в качестве рабов). Все работники получали за свой труд строго определенную плату, в основном натурой и необходимыми услугами. Восходивший к реципрокному взаимообмену древности кругооборот такого рода услуг (для индийской общины более позднего времени, основательно изученной специалистами, он известен под наименованием системы джаджмани) был жесткой нормой, скреплявшей независимость, автономность общины и обеспечивавшей ее жизнеспособность, гарантировавшей ее регенерацию в случае катаклизмов. Система внутренних услуг дополнялась принципом административного самоуправления: община своими силами разрешала внутренние споры и имела в своем распоряжении немалое количество чувствительных санкций – от штрафов до изгнания из коллектива. Общинники обычно были сплочены между собой и в религиозно‑культовом плане, чему никак не мешала их кастовая неравноправность. В ходе общинных праздников, например, каждый знал свои место и роль, причем все были удовлетворены этим, ибо место в жизни и обществе определялось кастой, а принадлежность к данной касте (рождение именно в ней) – кармой. Другими словами, все определялось высшим законом этической справедливости: каждый должен нести свой крест.
Из кого же обычно состояла община? Прежде всего из ядра ее постоянных и полноправных членов. В это стабильное ядро могли входить и представители только одной господствующей и численно преобладающей в данной общине касты, и представители ряда каст, о иерархической взаимозависимости и расположении членов которых в этом случае только что упоминалось. В качестве временных и неполноправных членов в общину нередко включались чужаки – будь то нанятый общиной ремесленник или служащий, купленный либо подаренный общине раб, нанятый кем‑либо и осевший в деревне кармакара, взятые в богатый дом наложницы или долговые рабы. За исключением перечисленных неполноправных, которые могли жить в общине долго, из поколения в поколение, работать в сфере услуг или арендовать земли ее членов, все остальные были юридически равноправными. Однако в имущественном отношении они уже могли различаться между собой, порой достаточно заметно. Можно предположить, что богатые и влиятельные семьи, чаще всего из высших каст, получали возможность правдами и неправдами округлять свои участки за счет бедных соседей, следствием чего было появление в общине некоторого количества малоземельных и безземельных, терявших вместе с землей, по крайней мере со временем, свой прежний статус в общине. Не исключено, что приобретавшие земли вчерашние неполноправные могли тем самым повышать свой статус, хотя здесь многое зависело от касты и иных конкретных обстоятельств.
Замкнутость, автономность, социально‑политическая индифферентность индийской сельской общины, вырабатывавшиеся веками в специфической индийской социально‑политической структуре, в свою очередь оказывали немалое воздействие на эту же структуру. Так, черты общинной организации веками сохранялись в тех как бы законсервировавшихся в своей неразвитой форме ганах и сангхах, где отсутствовала наследственная власть монарха и всеми делами ведали старшие, будь то аристократические роды, высшие касты или представители общин. По образу сельских общин строились и корпорации‑шрени в городах, равно как и монашеские братства, причем во всех этих микроструктурах на передний план выходили корпоративный коллективизм, взаимопомощь и взаимодействие, которые заметно противостояли процессу социальной и имущественной дифференциации в рамках таких общин и корпораций. Важно добавить также ко всему сказанному, что военной службы крестьяне‑общинники не несли – это было делом воинов‑кшатриев, чьи должностные наделы, как и наделы чиновников, обрабатывали либо крестьяне‑арендаторы, либо рабы и кармакары. И это выключение сельского населения из числа государственных служащих (воинов) тоже играло свою роль в не раз уже отмечавшемся феномене слабости индийской государственности на фоне сильной, жизнеспособной и политически индифферентной общины.
Рабы и неполноправные
Индийское общество, как и любое другое, знало рабов, причем раб в собственном смысле этого слова (речь о сути явления, а не о терминологии) мог быть, во всяком случае на первых порах, только из числа пленных иноплеменников, выходцев чаще всего из варварских племен, которые стояли вне всех четырех варн, вне каст, т. е. вне жителей общин и городов цивилизованной Индии. Такого рода рабы были немногочисленны и бесправны; их труд использовался преимущественно на тяжелых и презираемых работах в общинных либо государственных (царских и должностных) хозяйствах, в сфере услуг. Что касается рабынь аналогичного происхождения, то их участь подчас бывала легче в том смысле, что они, будучи взяты в дом, обычно становились наложницами кого‑либо из мужчин семьи, нередко главы ее. Рождение ребенка от полноправного повышало статус рабыни, а подчас и приносило ей свободу, если же она оказывалась женой или сожительницей раба, статус ее ребенка оставался, видимо, рабским. Раба и рабыню, если они находились в частных руках или во владении общин, можно было продать, проиграть, заложить, даже украсть (за что полагалось оговоренное нормой суровое наказание). Но при всем том они имели и некоторые права, включая право иметь семью и некоторое имущество. Вообще же говоря, существовала стойкая, хотя и не оговоренная нормами тенденция, согласно которой статус раба или рабыни со временем или в лице последующих поколений имел тенденцию к повышению. Так, работая в качестве батрака или арендатора в хозяйствах знати, тем более рядом с кармакарами, раб постепенно трансформировался в неполноправного. Примерно такой же статус приобретали рабы в общинах, в казенных мастерских, рабы‑пастухи, рабы‑слуги. Существенно заметить, что в ряде случаев домочадцы из числа рабов упоминаются в одинаковом контексте с членами семьи в качестве лиц, которые являются принадлежностью домохозяйства, главы‑домохозяина.
Термином «даса», как упоминалось, в индийских текстах и обиходе именовали также рабов из числа самих индийцев, т. е. рабов‑должников, кабальных, заложенных, проигранных и т. п. По мере развития товарно‑денежных и частнособственнических отношений, включая ростовщичество, все большее количество индийцев всех варн, от шудр до брахманов, становились в ряды малоимущих или неимущих, влезали в неоплатные долги и 6 конечном счете оказывались в положении долговых рабов. За рабами этой категории сохранялись права и привилегии, присущие их варне, что резко меняет в наших глазах привычный облик раба. Так, к рабу из брахманов его хозяин всегда обязан был относиться с внешними знаками почтения и соответственно требовать от него только той работы, которая не унизила бы его статус, например, работу на земле, в некоторых видах хозяйства. Кроме того, рабы‑должники имели право на выкуп, хотя условия выкупа зависели от обстоятельств. Важно заметить также, что за ними сохранялись права, принадлежавшие их варне и каждому из них как члену варны, – право на семью, имущество, наследование и т. п. Словом, это были не столько рабы, сколько неполноправные и зависимые различных категорий, что нередко отражалось и в соответствующих пояснительных терминах, – при всем том, что все они в целом, как упоминалось, обозначались все тем же емким словом даса, что и рабы‑иноплеменники.
К неполноправным из числа рабов разных категорий фактически примыкали и кармакары. Спецификой их положения было то, что в отличие от своих собратьев, скажем в Вавилонии, где лица наемного труда объединялись в профессиональные группы и чуть ли не диктовали свои условия нанимателям, чувствуя себя своего рода силой, в варново‑кастовой Индии это были по преимуществу представители низших каст или изгои, стоявшие вне каст. Это уже само по себе определяло их статус, так что ни о каких претензиях речи быть не могло. Фактическое же использование кармакаров как лиц наемного труда – это могли быть ремесленники, слуги, пастухи, батраки – сближало их с рабами, тем более рабами‑должниками, в единую общую категорию зависимых и неполноправных. Правда, существенным отличием кармакаров от рабов всегда были договорные условия найма, но в юридическом плане эта немаловажная деталь давала не слишком много. Кармакара нельзя было продать как личность, но он продавал себя как работника и без этого не мог существовать. Неудивительно, что в источниках, например в Артхашастре, для сводного обозначения лиц обеих этих категорий существовал единый и весьма устойчивый термин‑бином – даса‑кармакара.
Кроме немногочисленных рабов‑иноплеменников, несколько большего количества рабов‑должников и наемников‑кармакаров в традиционной социальной структуре древней Индии существовали и иные категории неполноправных – те, кто стоял на низших ступенях варново‑кастовой иерархии или вне системы каст вообще. Независимо от того, продавали ли они себя как работников, т. е. были ли кармакарами, эти люди в Индии всегда были в положении презираемых, а то и подлых, неприкасаемых. Но для того, чтобы лучше определить статус этих лиц, необходимо снова обратиться к системе варн, трансформировавшейся на рубеже нашей эры в систему каст.
Варново‑кастовая социальная иерархия
Выработанная веками система варн на рубеже нашей эры уже во многом изменилась. Изменения шли в ряде направлений. Об одном из них – сближении статуса двух нижних варн и противопоставлении их двум верхним – речь уже шла. Но этим дело не ограничивалось. Прежде всего, намечалась заметная дифференциация, как имущественная, так и социальная, в верхних варнах, особенно в варне брахманов. Количество брахманов росло, и далеко не все они требовались для ритуально‑культовых жреческих нужд. Да и не все были склонны или способны к этого рода деятельности. Неудивительно поэтому, что немалое количество брахманов, оставаясь по варне именно брахманами, начинало заниматься иными, не присущими хранителям мудрости и жрецам делами, вплоть до весьма непрестижных (лекари, актеры, пастухи и др.). Что касается кшатриев, то здесь тоже происходили серьезные изменения, но иного плана. Первоначальные наследственные кшатрии, прежде всего воины, уменьшались в числе, в немалой степени за счет сражений и взаимного истребления, придворных интриг и драматических эпизодов в периоды смены власти и династий. Это касалось и многих древних правящих аристократических родов. В то же время приходившие им на смену правители, чиновники и воины из других варн (вспомним, что во главе ряда династий оказывались выходцы из шудр, причем советниками их нередко становились брахманы) не имели права с легкостью проникать в варну кшатриев – закон индийской варны гласил, что она зависит от рождения, а не от имущественного или социального положения человека. Конечно, могли быть исключения из общего правила, но в целом закон оставался законом и следствием его было постепенное уменьшение численности и значимости варны кшатриев.
Сильно возросли и укрепили свои позиции отдельные представители обеих нижних варн, вайшьев и шудр. Из их числа вышло немало зажиточных городских жителей. По меньшей мере часть их проникла и в верхние слои общества, в число правителей, чиновников, воинов. Получался некоторый парадокс: обычная норма по‑прежнему следовала традиционной градации варн с соответствующими привилегиями и санкциями в случае правонарушений для членов каждой из них, тогда как реальная жизнь во многом сместила акценты. Практически дистанции между варнами оказались иными, нежели они были прежде. Нужна была корректировка, некий иной масштаб социального счета.
Но изменения в традиционной системе варн только этим не ограничились. Во‑первых, индианизация южных районов Индостана все время вводила в состав индийской культуры и индийского общества, включая и систему варн, новые контингенты. Конечно, большинство заново приобщенного к индийской цивилизации населения южных районов почти автоматически становилось в число шудр. Но ведь среди новообращенных были и жрецы, правители, чиновники, воины. Как было быть с ними? Особенно если они продолжали исполнять свои привычные функции и по образу жизни и социальному статусу явно не соответствовали обычным индийским шудрам? Аналогичным образом обстояло дело с ассимилировавшимися в Индии воинственными завоевателями, оседавшими в Северной Индии и волна за волной поглощавшимися ею (греки, бактрийцы, парфяне, гунны, юэчжи и др.). Часть их соответствовала варне кшатриев, но о возможности включения в эту варну уже упоминалось. Это было делом не простым и потому широкого потока в число кшатриев не следовало ожидать.
Во‑вторых, в рамках каждой из издревле существовавших древнеиндийских варн шел свой процесс внутренней дифференциации и специализации. Те, кто оставался в пределах варны, но специализировался на какой‑то части из тех широких функций, что прежде были общими для всех членов данной варны, начинали заметно отличаться от остальных. Это вызывало естественное дробление прежних четырех варн на более мелкие подразделения внутри них, на своего рода субварны, каждая из которых объединяла людей близкой специальности, сходного рода занятий и квалификации и к тому же имела тенденцию к последующей еще более узкой специализации.
В‑третьих, сложность жизненных обстоятельств постоянно порождала внутри каждой из варн многочисленные конфликты, связанные с браками либо сожительством представителей разных варн и с неясностью по поводу варновой принадлежности детей от смешанных браков. Возникала объективная потребность в дифференциации членов варны на чистых и смешанных, а смешанных на тех, одним из родителей которых был представитель более высокой или более низкой варны, а то и лицо, вообще стоявшее вне варновой системы.
Наконец, наличие в обществе некоторого количества неполноправных, в том числе стоявших вне варн рабов‑иноплеменников, а также тех, кто занимался преимущественно тяжелыми и нечистыми работами, тоже вело к образованию групп людей, связанных общностью их нелегкой доли, близостью их социального положения и профессиональных занятий. К этому стоит добавить, что в отсталых районах Индии, в ее джунглях продолжали существовать племена, еще не знакомые с земледелием и скотоводством, промышлявшие охотой, рыболовством и собирательством. Всем им тоже нужно было найти какое‑то место в генеральной системе замкнутых сословных групп.
Все эти и некоторые другие факты сыграли свою существенную роль в трансформации древней системы варн и превращении ее в более сложную, дробную и строго иерархически организованную систему каст. Каста (джати, т. е. род) – это замкнутая эндогамная группа людей, обычно наследственно занятых в определенной сфере деятельности. Именно в такого рода касты и консолидировались как все мелкие специализированные группы внутри старых варн, так и вновь индианизировавшиеся жители юга либо представители осевших в Индии иноплеменников‑завоевателей, не говоря уже о появившихся на свет в результате смешанных браков, о неполноправных и т. п. Пришедшая на смену четырем древним варнам система из многих сотен и даже тысяч каст стала в новых условиях гораздо более удобной. Будучи неизмеримо более гибкой, она позволяла безболезненно включать в себя все новые и новые касты, предоставляя каждой из них определенное строго фиксированное место в общекастовой социальной иерархии. Те, кто стоял вне существующих каст или родился от смешанного брака, до поры до времени был своего рода кандидатом на включение в систему каст. Коль скоро та или иная группа внекастовых лиц организовывалась в очередную касту, она включалась в систему, обычно занимая вначале низшее место в сложившейся кастовой иерархии. Только такое включение могло узаконить место человека в генеральной всеохватывающей системе социально‑сословных связей.
Кастами могли стать и становились племена, секты, группы лиц сходных занятий. В особую группу выделялись те, кто занимался нечистыми профессиями (убой животных и выделка кож; уборка мусора; работа с трупами; профессия знахарей, палачей, актеров и т. п.). Они либо принадлежали к самым низшим кастам, либо вообще стояли вне каст и считались неприкасаемыми, т. е. теми, чье прикосновение способно осквернить членов иных каст, особенно брахманских. Положение неприкасаемых в традиционном индийском обществе – а их со временем становилось все больше – в социальном плане было худшим, чем положение рабов. Их чурались, как прокаженных. Их презирали. Они не имели почти никаких прав и были обязаны довольствоваться худшими условиями жизни, питаться чуть ли не отбросами и т. п.
Принципиальным отличием новых каст от старых варн было то, что касты являлись корпорациями, т. е. имели четкую внутреннюю организацию – органы управления, кассы взаимопомощи, совместные ритуалы и обряды, определенный регламент профессиональной деятельности, нормы внутреннего и внешнего общения, свои обычаи, привычки, кухню, украшения, кастовые знаки и др. Касты включали в себя много меньшее количество членов по сравнению с прежними варнами, причем многие из них были не всеиндийскими, но региональными и локальными группами. Как и любая корпорация, каста строго стояла на страже интересов своих членов, давала каждому из них поддержку, помогала найти работу, получать обусловленную нормой плату за нее и т. п. Все перечисленные новые черты и признаки достаточно заметно отличают касту от варны. Но главный принцип при трансформации варн в касты остался неизменным: сформулированное еще древним брахманизмом и строго охранявшееся индуизмом правило гласило, что каждый принадлежит к своей касте по рождению и должен оставаться в ней всю жизнь. И не только оставаться, но и выбирать жену из своей касты, воспитывать детей в духе кастовых норм и обычаев. Кем бы он ни стал, как бы ни разбогател или, напротив, ни опустился, брахман высокой касты всегда останется брахманом, а неприкасаемый чандала всегда неприкасаемым. С возникновением системы каст в Индии резко уменьшилось и практически сошло на нет рабство иноплеменников, но не потому, что общество будто бы преодолело этап рабовладения, а просто вследствие того, что все иноплеменники отныне включались в какую‑либо из низших каст или в число внекастовых неприкасаемых. Что же касается рабов‑должников, то их статус продолжал оставаться практически без изменений. Рабство как институт в принципе не противоречило системе каст, а использование труда кабальных и неполноправных вполне вписывалось в ее рамки.
* * *
Древняя Индия по ряду основных параметров близка к государствам ближневосточной древности. Здесь также господствовали власть‑собственность и централизованная редистрибуция, отсутствовали свободные по‑европейски рынок и частная собственность. Иными словами, в структурном плане Индия всецело принадлежит к традиционному Востоку и не имеет ничего общего с античностью, хотя индоарии генетически достаточно близки древним грекам (имеется в виду их индоевропейская общность). Это еще раз свидетельствует о том, что уникальность античной Греции – результат именно социальной мутации, но не, скажем, специфики этногенеза. Однако структурная общность Индии с остальным Востоком, включая Ближний, никак не означает, что между ближневосточным и индийским регионами нет важной и весьма существенной разницы. Она есть, хотя и не в структуре экономических и связанных с ними отношений.
Разница – в цивилизации, в культурных традициях, в исторически обусловленных формах организации социума. В конечном счете во всем том, что нашло свое выражение в виде варново‑кастовой и общинной систем. Игнорирование этой специфики образа жизни индийцев и стремление вписать древнеиндийское общество в привычный ряд стран так называемой рабовладельческой формации нередко приводило в отечественной историографии к тому, что на передний план выходило не то, что характеризует реалии древнеиндийской истории, а нечто искусственно привнесенное извне, от утопической теории. Поэтому весьма существенно исправить перекосы и обратить внимание именно на индийские варны и касты, на индийскую общину, на слабость традиционной индийской государственности как на подлинную и заслуживающую осмысления и оценки особенность Индии.
Глава 11
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
zdamsam.ru
Сельская община в древней Индии
Количество просмотров публикации Сельская община в древней Индии - 519
Слабость и неэффективность централизованной администрации на протяжении большей части истории Индии всегда компенсировались, как о том уже упоминалось, исключительной внутренней прочностью основной ячейки индийского общества – сельской общины. Здесь долго сохранялось коллективное землепользование. Хотя пахотная земля делилась на наследственные участки индивидуального семейного владения, все остальные угодья продолжали считаться коллективным общинным достоянием. Многие важные и нужные для общины работы – очистка новых территорий от джунглей, ирригационные сооружения местного масштаба, строительство дорог или храмов, защита и охрана деревни и ее имущества и т. п. – выполнялись совместно, считались делом коллектива в целом. В общине традиционно практиковались щедрые реципрокные раздачи и угощения, особенно в дни семейных праздников (свадьба и т. п.), когда семья подчас была готова залезть в неоплатные долги, но поддержать свой престиж, выставив всем односельчанам обильное приличествующее случаю угощение. Видимо, те же традиционные реципрокные принципы раздач использовались и при выборах общинного совета – панчаята и, возможно, старейшины, руководителя общины.
Как правило, голос при решении общинных дел имели лишь полноправные общинники‑домохозяева, т. е. те же главы семейных групп, что исстари было характерным для всех земледельческих общин. В некоторых общинах на смену выборной системе приходила наследственная, когда из поколения в поколение руководящие должности занимали представители одних и тех же семейно‑клановых групп господствующей касты. Неизвестно, однако, сколь долго продолжалась подобного рода практика наследственной передачи власти в общине; похоже на то, что исторически это было все же преходящим явлением и со временем восстанавливался обычай выбирать руководство общины из числа соперничавших друг с другом кандидатов.
Община, как правило, вела натуральное хозяйство. Выделяя шестую долю урожая и исполняя необходимые требовавшиеся от ее членов повинности, во всем остальном она обычно обходилась своими силами. Сведений о внутренней структуре древней общины мало, но из более поздних источников известно, что на свои средства коллектив обычно содержал нужных ему мастеров‑ремесленников – горшечника, кузнеца, плотника, цирюльника, ювелира, жреца‑астролога, мусорщика и т. д. (иногда некоторые из них, к примеру мусорщики, принадлежали общине в целом, т. е. были приобретены коллективом в качестве рабов). Все работники получали за свой труд строго определенную плату, в основном натурой и необходимыми услугами. Восходивший к реципрокному взаимообмену древности кругооборот такого рода услуг (для индийской общины более позднего времени, основательно изученной специалистами, он известен под наименованием системы джаджмани) был жесткой нормой, скреплявшей независимость, автономность общины и обеспечивавшей ее жизнеспособность, гарантировавшей ее регенерацию в случае катаклизмов. Система внутренних услуг дополнялась принципом административного самоуправления: община своими силами разрешала внутренние споры и имела в своем распоряжении немалое количество чувствительных санкций – от штрафов до изгнания из коллектива. Общинники обычно были сплочены между собой и в религиозно‑культовом плане, чему никак не мешала их кастовая неравноправность. В ходе общинных праздников, к примеру, каждый знал свои место и роль, причем все были удовлетворены этим, ибо место в жизни и обществе определялось кастой, а принадлежность к данной касте (рождение именно в ней) – кармой. Другими словами, все определялось высшим законом этической справедливости: каждый должен нести свой крест.
Из кого же обычно состояла община? Прежде всего из ядра ее постоянных и полноправных членов. В это стабильное ядро могли входить и представители только одной господствующей и численно преобладающей в данной общине касты, и представители ряда каст, о иерархической взаимозависимости и расположении членов которых в данном случае только что упоминалось. В качестве временных и неполноправных членов в общину нередко включались чужаки – будь то нанятый общиной ремесленник или служащий, купленный либо подаренный общине раб, нанятый кем‑либо и осевший в деревне кармакара, взятые в богатый дом наложницы или долговые рабы. За исключением перечисленных неполноправных, которые могли жить в общине долго, из поколения в поколение, работать в сфере услуг или арендовать земли ее членов, все остальные были юридически равноправными. При этом в имущественном отношении они уже могли различаться между собой, порой достаточно заметно. Можно предположить, что богатые и влиятельные семьи, чаще всего из высших каст, получали возможность правдами и неправдами округлять свои участки за счёт бедных соседей, следствием чего было появление в общине некоторого количества малоземельных и безземельных, терявших вместе с землей, по крайней мере со временем, свой прежний статус в общине. Не исключено, что приобретавшие земли вчерашние неполноправные могли тем самым повышать свой статус, хотя здесь многое зависело от касты и иных конкретных обстоятельств.
Замкнутость, автономность, социально‑политическая индифферентность индийской сельской общины, вырабатывавшиеся веками в специфической индийской социально‑политической структуре, в свою очередь оказывали немалое воздействие на эту же структуру. Так, черты общинной организации веками сохранялись в тех как бы законсервировавшихся в своей неразвитой форме ганах и сангхах, где отсутствовала наследственная власть монарха и всеми делами ведали старшие, будь то аристократические роды, высшие касты или представители общин. По образу сельских общин строились и корпорации‑шрени в городах, равно как и монашеские братства, причем во всех этих микроструктурах на передний план выходили корпоративный коллективизм, взаимопомощь и взаимодействие, которые заметно противостояли процессу социальной и имущественной дифференциации в рамках таких общин и корпораций. Важно добавить также ко всему сказанному, что военной службы крестьяне‑общинники не несли - ϶ᴛᴏ было делом воинов‑кшатриев, чьи должностные наделы, как и наделы чиновников, обрабатывали либо крестьяне‑арендаторы, либо рабы и кармакары. И это выключение сельского населения из числа государственных служащих (воинов) тоже играло свою роль в не раз уже отмечавшемся феномене слабости индийской государственности на фоне сильной, жизнеспособной и политически индифферентной общины.