Древний Восток — историографический термин для обозначения совокупности очень далеких по географическим и хозяйственным условиям областей, оседлых и кочевых народов, существовавших в период истории, который хронологически и генетически предшествовал эллинизму и христианству. Латинское слово oriens, означающее «восход» (от «там, где солнце встает») имеет аналоги во многих языках: «Левант» (< фр. levant «восход»), Анатолия (< др.-гр. Ανατολία), «Mizrah» на иврите (זריחה означает «восход»), «sharq» на арабском языке (شرق) и «Страна Восходящего Солнца» по отношению к Японии. Противоположный термин «Запад» происходит от латинского слова occidens («там, где солнце садится»).
Впервые разделение окружающего мира на Запад и Восток совершили финикийские мореплаватели. Но всеобщее признание деления мира на эллинизированный и романизированный Запад и «варварский Восток» получило в античном мире у греков и римлян. Грань между Востоком и Западом постоянно менялась, но противопоставление сохранялось. Наиболее наглядно это проявилось в распаде Римской империи на две части: Западную и Восточную. В средние века Востоком для христианского мира стала и родина этого понятия — Греция, захваченная турками-османами. В новое время, когда шёл процесс создания европейскими державами, прежде всего Великобританией и Францией, обширнейших колониальных империй, большая часть стран Востока попадает в зависимость от метрополий.
Это еще больше усиливает противопоставление «передового» капиталистического Запада и «отсталого» консервативного Востока.
См. также
Литература
Б.А. Тураев., Восток древний // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
История древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть первая: Месопотамия. Под ред. И. М. Дьяконова. М.: Главная редакция восточной литературы, 1983.
История древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть вторая: Передняя Азия. Египет. Под ред. Г. М. Бонгард-Левина. М.: Главная редакция восточной литературы, 1988.
История древнего Востока. От ранних государственных образований до древних империй. Под ред. А. В. Седова. М., 2004. ISBN 5-02-018388-1
Кембриджская история древнего мира. Т. III, ч. 3. Расширение греческого мира. VIII—VI вв. до н. э. М.: Ладомир, 2007. (Главы: Греки на Ближнем Востоке; Греки в Египте; Кипр; Кипрское слоговое письмо). ISBN 978-5-86218-467-9.
Майоров Н.И. Введение в историю Древнего Востока. Учебное пособие. — Томск: Изд-во Томского университета, 2003. 143 с.
Александрова Н. В., Ладынин И. А., Немировский А. А., Яковлев В. М. Древний Восток: Учебное пособие для вузов. — М.: АСТ, Астрель, 2008. — 656 с. — ISBN 978-5-17-045827-1, ISBN 978-5-271-17872-6
Бухарин М. Д., Ладынин И. А., Ляпустин Б. С., Немировский А. А. История Древнего Востока. — М.: Дрофа, 2009. — 640 с. — ISBN 978-3-358-01189-22
dik.academic.ru
Древний Восток - это... Что такое Древний Восток?
Древний Восток — историографический термин для обозначения совокупности очень далеких по географическим и хозяйственным условиям областей, оседлых и кочевых народов, существовавших в период истории, который хронологически и генетически предшествовал эллинизму и христианству. Латинское слово oriens, означающее «восход» (от «там, где солнце встает») имеет аналоги во многих языках: «Левант» (< фр. levant «восход»), Анатолия (< др.-гр. Ανατολία), «Mizrah» на иврите (זריחה означает «восход»), «sharq» на арабском языке (شرق) и «Страна Восходящего Солнца» по отношению к Японии. Противоположный термин «Запад» происходит от латинского слова occidens («там, где солнце садится»).
Впервые разделение окружающего мира на Запад и Восток совершили финикийские мореплаватели. Но всеобщее признание деления мира на эллинизированный и романизированный Запад и «варварский Восток» получило в античном мире у греков и римлян. Грань между Востоком и Западом постоянно менялась, но противопоставление сохранялось. Наиболее наглядно это проявилось в распаде Римской империи на две части: Западную и Восточную. В средние века Востоком для христианского мира стала и родина этого понятия — Греция, захваченная турками-османами. В новое время, когда шёл процесс создания европейскими державами, прежде всего Великобританией и Францией, обширнейших колониальных империй, большая часть стран Востока попадает в зависимость от метрополий.
Это еще больше усиливает противопоставление «передового» капиталистического Запада и «отсталого» консервативного Востока.
См. также
Литература
Б.А. Тураев., Восток древний // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
История древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть первая: Месопотамия. Под ред. И. М. Дьяконова. М.: Главная редакция восточной литературы, 1983.
История древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть вторая: Передняя Азия. Египет. Под ред. Г. М. Бонгард-Левина. М.: Главная редакция восточной литературы, 1988.
История древнего Востока. От ранних государственных образований до древних империй. Под ред. А. В. Седова. М., 2004. ISBN 5-02-018388-1
Кембриджская история древнего мира. Т. III, ч. 3. Расширение греческого мира. VIII—VI вв. до н. э. М.: Ладомир, 2007. (Главы: Греки на Ближнем Востоке; Греки в Египте; Кипр; Кипрское слоговое письмо). ISBN 978-5-86218-467-9.
Майоров Н.И. Введение в историю Древнего Востока. Учебное пособие. — Томск: Изд-во Томского университета, 2003. 143 с.
Александрова Н. В., Ладынин И. А., Немировский А. А., Яковлев В. М. Древний Восток: Учебное пособие для вузов. — М.: АСТ, Астрель, 2008. — 656 с. — ISBN 978-5-17-045827-1, ISBN 978-5-271-17872-6
Бухарин М. Д., Ладынин И. А., Ляпустин Б. С., Немировский А. А. История Древнего Востока. — М.: Дрофа, 2009. — 640 с. — ISBN 978-3-358-01189-22
muller.academic.ru
Древний Восток - это... Что такое Древний Восток?
Древний Восток — историографический термин для обозначения совокупности очень далеких по географическим и хозяйственным условиям областей, оседлых и кочевых народов, существовавших в период истории, который хронологически и генетически предшествовал эллинизму и христианству. Латинское слово oriens, означающее «восход» (от «там, где солнце встает») имеет аналоги во многих языках: «Левант» (< фр. levant «восход»), Анатолия (< др.-гр. Ανατολία), «Mizrah» на иврите (זריחה означает «восход»), «sharq» на арабском языке (شرق) и «Страна Восходящего Солнца» по отношению к Японии. Противоположный термин «Запад» происходит от латинского слова occidens («там, где солнце садится»).
Впервые разделение окружающего мира на Запад и Восток совершили финикийские мореплаватели. Но всеобщее признание деления мира на эллинизированный и романизированный Запад и «варварский Восток» получило в античном мире у греков и римлян. Грань между Востоком и Западом постоянно менялась, но противопоставление сохранялось. Наиболее наглядно это проявилось в распаде Римской империи на две части: Западную и Восточную. В средние века Востоком для христианского мира стала и родина этого понятия — Греция, захваченная турками-османами. В новое время, когда шёл процесс создания европейскими державами, прежде всего Великобританией и Францией, обширнейших колониальных империй, большая часть стран Востока попадает в зависимость от метрополий.
Это еще больше усиливает противопоставление «передового» капиталистического Запада и «отсталого» консервативного Востока.
См. также
Литература
Б.А. Тураев., Восток древний // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
История древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть первая: Месопотамия. Под ред. И. М. Дьяконова. М.: Главная редакция восточной литературы, 1983.
История древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть вторая: Передняя Азия. Египет. Под ред. Г. М. Бонгард-Левина. М.: Главная редакция восточной литературы, 1988.
История древнего Востока. От ранних государственных образований до древних империй. Под ред. А. В. Седова. М., 2004. ISBN 5-02-018388-1
Кембриджская история древнего мира. Т. III, ч. 3. Расширение греческого мира. VIII—VI вв. до н. э. М.: Ладомир, 2007. (Главы: Греки на Ближнем Востоке; Греки в Египте; Кипр; Кипрское слоговое письмо). ISBN 978-5-86218-467-9.
Майоров Н.И. Введение в историю Древнего Востока. Учебное пособие. — Томск: Изд-во Томского университета, 2003. 143 с.
Александрова Н. В., Ладынин И. А., Немировский А. А., Яковлев В. М. Древний Восток: Учебное пособие для вузов. — М.: АСТ, Астрель, 2008. — 656 с. — ISBN 978-5-17-045827-1, ISBN 978-5-271-17872-6
Бухарин М. Д., Ладынин И. А., Ляпустин Б. С., Немировский А. А. История Древнего Востока. — М.: Дрофа, 2009. — 640 с. — ISBN 978-3-358-01189-22
veter.academic.ru
Страны Древнего Востока
Источники изучения культур Древнего Востока.
Древнейшие государства Шуммера и Аккада.
Вавилонское царство.
Царство Египта.
Древнейшие государства Малой Азии и Сирии.
Ассирия, Урарту.
Зарождение культур Индии и Китая.
Значение восточной культуры для стран Европы
Первые залы в исторических музеях всегда посвящены Древнему Востоку, но мне повезло, я родилась в Туркмении на территории бывшего Парфянского государства и познавала восток не по музейным экспонатам.
Древневосточная история ведется примерно с 3000 года до н. э. Географически, под древним Востоком разумеются страны, расположенные в Южной Азии и частью в Северной Африке. Характерной особенностью природных условий этих стран является чередование плодородных речных долин с огромными пустынными областями и горными хребтами. Долины рек Нила, Тигра и Евфрата, Ганга и Хуанхэ очень благоприятны для земледелия. Разливы рек дают орошение полей, теплый климат – плодородную почву. Но при этом , хозяйственная жизнь и быт в северном Двуречье строились иначе, чем в южном. Южное Двуречье, как писалось раньше, было плодородной страной, но урожай приносила только упорная работа населения. Постройка ᴄᴫᴏжной сети водных сооружений, регулирующих наводнения и обеспечивающих запас воды на сухое время года. Тем не менее, племена там вели оседлый образ жизни и дали начало древним историческим культурам.
Источником информации о зарождении и истории государств Египта и Двуречья (Месопотамии) являлись раскопки холмов и курганов, образованных в течение ряда веков на месте разрушенных городов, храмов и дворцов, а для истории Иуды и Израиля единственным источником была библия – собрание мифологических произведений. Для истории Хеттского малоазиатского царства историческая наука располагала только материальными памятниками, открытыми в 1830-1861 годах при раскопках города Хаттушам. Основная заслуга в области собирания письменных и материальных памятников, изучения истории Урарту принадлежит русским ученым М.В. Никольскому и Б.Б. Пиотровскому, они дали науке первую историю царства Урарту.
Исторические данные о древнем периоде стран Индии и Китая ученые черпают только из поздних произведений индийской и китайской письменности. Для Индии это религиозные тексты и записи древнеиндийского эпоса, для Китая сочинения древних философов
ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВ В ЮЖНОМ ДВУРЕЧЬЕ. АККАДА И ШУММЕР.
Южное Двуречье раньше называлось Сеннаром, в приморской его части жили шумеры, некоторые племена которых проникли в севе
bigreferat.ru
Древний Восток
Древний Восток — это огромный мир государств, народов и племен, протянувшийся от северного побережья Африки до Тихого океана в полосе между Северным тропиком и приблизительно 40° северной широты. О географических и временны́,х границах понятия «Древний Восток» среди исследователей до сих пор ведутся споры. Большинство отечественных ученых считают началом древневосточного этапа истории человечества рубеж 4—3-го тысячелетий до н. э. т. е. время появления первых государств в долине Нила и на юге Месопотамии, концом — первые века новой эры. Этому периоду предшествовали шесть-семь тысячелетий «предыстории», когда в нескольких районах Азии, Африки и Европы возникли и стали развиваться земледелие, скотоводство, ремесла (гончарство, ткачество, обработка металлов), появились первые оседлые поселения. До X-го тысячелетия до н. э. люди повсюду жили исключительно собирательством, охотой и рыболовством.
Карты государств Древнего Востока.
Развалины Карфагена — некогда могущественного города-государства на севере Африки.
Пирамида и сфинкс в Гизе.
Зодчий Сенмут. Храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. XIV—XV вв. до н. э. Египет.
Перечислим наиболее важные государства Древнего Востока. На северном побережье. Африки, напротив острова Сардиния, в IX в. до н. э. выходцами из Финикии был основан город Карфаген, который со временем подчинил себе многие области на юге современной Испании, в Сицилии и Северной Африке. В III—II вв. до н. э. карфагеняне вели кровопролитные войны с Римом, закончившиеся падением Карфагена в 146 г. до н. э. (см. Древний Рим ). К востоку от Карфагена, у западной границы дельты Нила, лежала Ливия. Во 2-м тысячелетии до н. э. ливийцы неоднократно сталкивались с египтянами, а в X в. до н. э. один из ливийских царей стал фараоном Египта. Древний Египет занимал территорию дельты и долины Нила до 1-го порога, в некоторые периоды власть египетских фараонов распространялась далеко за эти пределы — на Синай и Восточное побережье Средиземного моря, а также вверх по течению Нила до 4-го порога.
К югу от Египта в 1-м тысячелетии до н. э. в долине Нила существовали царства Напата и Мероэ, а на африканском берегу Красного моря — Аксум (см. Африка в древности и в средние века ). На аравийском берегу Красного моря лежали царства Саба и Майн, а севернее, у залива Акаба, — Набатейское царство.
Восточное побережье Средиземного моря занимали финикийские города Тир, Сидон и др., в долине Иордана в 1-й половине 1-го тысячелетия до н. э. существовало Израильско-Иудейское царство. Дальше от моря, в Сирии, располагалось несколько сравнительно небольших царств с центрами в городах Алалах, Эбла, Димашк, Каркемиш, которые то попадали в зависимость от своих могущественных северных и восточных соседей, то успешно противостояли им.
Многочисленные государства существовали на территории Малой Азии. Сначала там жили хатты, а во 2—1-м тысячелетиях до н. э. — хетты, основавшие крупную империю. В VII—VI вв. до н. э. почти вся западная часть малоазийского полуострова вошла в состав Лидийского царства. В области озер Ван, Урмия и Севан, а также на территории Закавказья в 1-м тысячелетии до н. э. сложилось государство Урарту.
На юге Месопотамии, в Двуречье, в начале 2-го тысячелетия до н. э. насчитывалось более двух десятков шумерских городов-государств (Урук, Ур, Киш и др.). В XXIV в. до н. э. населенное шумерами Двуречье было завоевано аккадцами, распространившими свое господство на все междуречье Евфрата и Тигра. Во 2-м тысячелетии до н. э. здесь образовались два крупных царства — Вавилония на юге и Ассирия на северо-востоке. В VII в. до н. э. ассирийские цари подчинили себе всю Месопотамию, Сирию и Египет. Однако Ассирийская «мировая» держава просуществовала всего несколько десятков лет и в конце VII в. до н. э. пала под натиском мидян и восставших вавилонян.
Юго-западные области современного Ирана в 3—1-м тысячелетиях до н. э. занимал Элам, с которым жители Междуречья вели войны на протяжении всей своей истории. Мидия (на севере Ирана) и Персида (на юго-востоке) — две области, откуда иранцы начали свои походы, приведшие к созданию могущественной Персидской державы Ахеменидов (VI—IV вв. до н. э.). Держава Ахеменидов в конце IV в. до н. э. была завоевана Александром Македонским (см. Держава Александра Македонского ). На ее территории возникло несколько эллинистических государств, где основателями правящих династий стали полководцы Александра. Позднее здесь возникло Парфянское царство, ведшее упорную борьбу с римлянами за господство на Востоке (см. Эллинизм ).
Маска Тутанхамона. Новое царство. Середина XIV в. до н. э. Египет.
Тутмес. Портрет царицы Нефертити. 1-я четверть XIV в. до н. э. Египет.
В бассейне реки Инд с середины 3-го до середины 2-го тысячелетия до н. э. процветали многочисленные города индской цивилизации (Хараппа, Мохенджо-Даро). Со 2-й половины 2-го тысячелетия до н. э. начинается заселение Северной Индии пришедшими с северо-запада племенами ариев.
Наконец, в Китае, в среднем течении реки Хуанхэ, около 1500 г. до н. э. складывается государство Инь, с центром в городе Шан. В XI в. до н. э. Инь завоевали пришедшие с верховьев Хуанхэ племена чжоу. В VII в. до н. э. царство Чжоу приходит в упадок: на его территории и на соседних землях образуется несколько государств, ведущих между собой борьбу за главенство. С середины 1-го тысячелетия до н. э. осваивается долина реки Янцзы и южные районы страны. Первым централизованным государством в Китае стала Империя Цинь (221—206 до н. э.). Она просуществовала всего 14 лет и распалась в результате народного восстания. Предводитель восставших — мелкий чиновник Лю Бан принял титул императора и провозгласил начало новой династии Хань (206 до н. э.—220 н. э..).
Земледельческие цивилизации Древнего Востока окружали полукочевые и кочевые племена амореев, арамеев и арабов в Аравии и Сирийской степи, киммерийцев и скифов в степях Северного Причерноморья, ираноязычных кочевников на юге Средней Азии, «северных варваров» у границ Китая. Эти кочевые народы то торговали со своими оседлыми соседями, то нападали и грабили их, то сами становились жертвами ответных военных походов.
Приведенный неполный перечень древневосточных государств и народов позволяет увидеть, какую пеструю картину представлял собой Древний Восток. Здесь и карликовые города-государства Шумера, и огромные империи, такие, как Хань или Персидская держава Ахеменидов, раскинувшаяся от Элефантины на Ниле до Гиндукуша. Различия между странами Древнего Востока на первый взгляд кажутся бесчисленными: у них разные климатические и природные условия, их население говорило на разных языках, отличалось обычаями, законами, верованиями, их разделяли порой многие тысячи километров в пространстве и сотни и тысячи лет во времени.
Охота на Ниле. Фрагмент стенной росписи из гробницы в Фивах. Середина 2-го тысячелетия до н. э.
Колоннада храма Амона-Ра в Луксоре. XV в. до н. э. Египет.
Однако при внимательном изучении оказывается, что между древневосточными странами существуют не только различия, но и сходство, причем если различия носят преимущественно внешний характер, то сходство наблюдается в основном — во всех странах Древнего Востока происходили сходные исторические процессы.
Важнейший из них — становление государственности и появление городской цивилизации. В различных уголках мира сравнительно небольшие поселки за довольно короткое время превращались в многолюдные укрепленные города. За этой наглядной переменой крылись глубокие изменения в жизненном укладе людей. Население поселков было довольно однородным (т. е. не разнилось сильно по уровню зажиточности), в жизни людей все определяли родственные отношения и связи, управляли такой общиной старейшины из наиболее влиятельных родов. Власть старейшин покоилась на их личном авторитете и на той поддержке, которую им обязаны были оказывать в случае необходимости родственники.
Через 100—150 лет картина изменилась. Власть сосредоточилась в руках правителя города — предводителя воинов или главного жреца. Он опирался уже на дружину, которую сам содержал, и на аппарат управления, состоявший из разного рода управляющих, хранителей, надзирателей и т. п. Они руководили общественными работами (проведением оросительных каналов, строительством городских стен, храмов) и собирали с населения налоги на общественные нужды, в том числе на содержание дворца и храмов. Используя свою власть, правители и верхушка общества стремились присваивать все большую долю ценностей, создававшихся трудом их сограждан. В некогда однородном обществе произошло резкое имущественное расслоение. Родовые отношения вытеснялись социальными, общественными: стала важна не принадлежность человека к тому или иному роду, а место, которое он занимал на «общественной лестнице», — простой ли земледелец, командир отряда воинов, управляющий храмовым хозяйством и т. д. Обедневшие и попавшие в зависимость от более удачливых соседей переставали быть полноправными гражданами. Появились и рабы, они считались полной собственностью своих хозяев (см. Рабство. Работорговля ). Рабство в больших или меньших масштабах известно во всех странах Древнего Востока, на основании чего большинство отечественных историков считали древневосточные государства рабовладельческими.
Медная скульптурная голова, обычно называемая головой Саргона Древнего Ниневия. XII в. до н. э.
Статуя крылатого быка (шеду) у входа во дворец царя Саргона II в Дур-Шаррукине. 712—707 гг. до н. э.
Возникшее деление общества на слои и классы становится со временем очень жестким и закрепляется в письменных законах. Законы не только определяли обязанности и права различных категорий населения, но порой и предписывали каждой из них соответствующую одежду, пищу и т. д. В одном древнекитайском тексте, например, говорится: «Одежда зависит от ранга… При жизни человека соблюдаются различия в головном уборе. одежде, количестве полей и размерах жилища, после смерти — в размерах внутреннего и внешнего гроба, савана и могильной ямы». Сходное положение наблюдалось и в других древневосточных государствах, хотя там подобные правила были, возможно, определены не столь мелочно, как в Китае.
Интересы различных групп населения постоянно сталкивались, и при этом возникали самые неожиданные союзы. Так, царям часто приходилось бороться за власть с крупным жречеством и опираться на мелких и средних земледельцев и торговцев. Время от времени случались стихийные выступления низов, но даже победа восставших не меняла по существу устройства и характера общества.
Город с прилежавшей к нему территорией (достаточной для того, чтобы его население могло прокормиться) представлял собой древнейший тип государства. Центром такого города-государства были дворец правителя и храм местного божества. Древневосточный храм не только место поклонения божеству, но и очень важный очаг хозяйственной жизни. В храмовых сокровищницах и хранилищах собирались огромные богатства, в случае голода из-за неурожая или осады храмовые запасы зерна раздавались населению.
В Египте, Двуречье, в долине Инда и Китае города-государства возникли самостоятельно, в других регионах — под влиянием и по подобию уже существовавших поблизости государств. Повсюду ранние города-государства враждовали с соседями, стремились завоевать их или полностью подчинить союз городов правителю одного из них. При благоприятных условиях складывались большие царства и даже «мировые» империи. Однако единство таких империй держалось лишь силой военного принуждения: выгод от подобного объединения для «провинций» было немного, а дань центральной власти — весьма обременительна. Только страх перед жесточайшими карами и полным разорением мог удержать в повиновении отдаленные области империи. Плохие дороги и отсутствие транспортных средств делали даже успешные карательные походы трудными и дорогостоящими предприятиями, которые истощали казну и держали государство в постоянном напряжении. Поэтому все древневосточные империи были недолговечными и в максимальных своих границах удерживались всего несколько десятилетий.
Изображение, сложенное из изразцов. Вавилон. VII—VI вв. до н. э.
Охота на львов. Фрагмент рельефа из дворца царя Ашшурбанапала в Ниневии. Ок. 669—663 гг. до н. э.
Через весь север Китая с востока на запад тянется Великая стена. Длина её превышает 5 тыс. км, высота достигает 10 м, ширина — более 5 м, у основания она немного шире. Построена в III в. до н. э.
Храм Махабалипурам. Индия.
Итак, на Древнем Востоке человечество впервые вышло из состояния первобытности и создало первые цивилизации. Здесь были заложены основы, надолго определившие последующий ход всемирной истории. Именно на Востоке были сделаны важнейшие открытия в области материальной культуры: одомашнены многие виды животных (коза, овца, бык, осел, лошадь, верблюд), выведены культурные злаки и растения (пшеница, ячмень, просо, рис, лен, хлопчатник, бахчевые, виноград, финиковая пальма), выработаны ценные земледельческие навыки. Люди научились обрабатывать металлы (медь, серебро, золото, железо), изготавливать стекло, фаянс, фарфор, бумагу, строить надежные корабли для дальних плаваний, возводить гигантские сооружения. Более чем на 5000 км протянулась Великая китайская стена, каменный вал 10-метровой высоты, построенный в III в. до н. э. для защиты страны от вторжений северных кочевников. До сих пор поражают путешественников египетские пирамиды (см. Семь чудес света ).
На Древнем Востоке появилась письменность. быть может, самое важное из древневосточных изобретений, которое обеспечило накопление и надежную передачу знаний от поколения к поколению. Древние памятники письменности — египетские папирусы и надписи на стенах гробниц и храмов, месопотамские глиняные таблички, покрытые клинописью, арамейские и древнееврейские письмена на пергаменте и черепках сосудов — рассказывают о жизни древневосточных народов, об их верованиях, обычаях, законах, они сохранили для нас древние эпические сказания и песни, легенды и исторические предания, труды по различным отраслям знания — математике, астрономии, географии, медицине. В крупных храмах и во дворцах правителей собирались целые библиотеки древних «книг». При раскопках Ниневии в руинах дворца ассирийского царя Ашшурба-напала (669—626 до н. э.) археологи нашли 25 000 клинописных табличек! Здесь были деловые документы, донесения лазутчиков, посылавшихся в соседние страны, решения по судебным делам и сборники законов, на многих табличках были записаны шумерские и ассирийские молитвы, заговоры, медицинские рецепты, двуязычные (шумеро-аккадские) словари, гадательные тексты, донесения астрологов и предсказателей, сводки наблюдений за небесными телами, математические задачи и т. п. (см. Архивы ).
Выдающихся успехов вавилоняне достигли в астрономии: они умели предсказывать солнечные и лунные затмения, определили продолжительность солнечного года с точностью до 4 минут. Труды вавилонских астрономов Набуримани и Кидинну (IV в. до н. э.) были переведены на греческий язык. Вавилонская система мер и весов лежала в основе многих последующих и была окончательно вытеснена из употребления только в прошлом веке введением метрической системы. До сих пор. мы делим круг на 360 градусов, час на 60 минут, а минуту на 60 секунд, используя древнемесопотамскую шестидесятеричную систему счисления.
Из Месопотамии дошло несколько сборников законов. Лучше других сохранился свод законов вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). Древнейшие записи волшебных сказок были найдены на египетских папирусах. Некоторые из этих сказок напоминают арабские сказки «Тысяча и одной ночи». Самые древние записанные эпические поэмы происходят из Месопотамии.
Это эпос о Гильгамеше, полулегендарном царе шумерского города У рука, который пытался найти «траву бессмертия» и избавить людей от смерти, поэма о сотворении мира богом Мардуком — «Энума элиш», поэма о сотворении человека и потопе. Огромные эпические произведения «Махабхарата» и «Рамаяна» были сложены в Древней Индии. Многие сотни лет они передавались изустно, записали их сравнительно поздно, в начале средних веков. Вспомним и о Библии, книге, создававшейся более тысячи лет и почти две тысячи лет определявшей облик европейской культуры (см. Мифология ).
Наконец, следует сказать, что на Древнем Востоке сложились религиозные и религиозно-философские учения, которые оставили глубокий след в истории духовного совершенствования человечества: конфуцианство и даосизм — в Китае, индуизм и буддизм — в Индии, зороастризм — в Иране, иудаизм и христианство — в Палестине (см. Религия ).
Цивилизация Древнего Востока оказала значительное влияние на античную (греко-римскую) Европу и на средневековый мусульманский Восток, а через них и на мировую культуру нового времени. Для многих стран Востока (например, Китай, Индия, Израиль) традиции, восходящие к эпохе древности, живы и сейчас и продолжают во многом определять жизнь миллионов людей.