История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древнейшие люди : Какими были и как жили. Какими были древние люди


Какими были и как жили.

Древнейшие люди : Какими были и как жили. Версии происхождения людей.

План урока: 1)Происхождение человека; 2)Облик первобытного человека; 3)Орудия труда; 4)Древнейшие люди добывали пищу собирательством и охотой. 5)Овладения огнем.

Учение о постепенном развитии животного мира и о происхождении человека от обезьяны впервые разработал великий английский ученый Ч. Дарвин.

Ø Где жили древнейшие люди? ØГде следы их жизни не обнаружены? Как вы думаете почему?

Первобытный человек питекантроп австралопитек Южная обезьяна – на территории Африки, примерно 3, 5 млн. лет назад. Первые каменные орудия труда – 2, 5 млн. лет назад – камни с острыми краями. Примерно 1 млн. лет назад – новый вид – человек выпрямленный – обезьяно- человек, покрыт шерстью, низкий лоб, увеличивается мозг. Появляются орудия труда: рубила , скребки, резцы. Жили в разных климатических условиях – Северный Китай, Европа, остров Ява. неандерталец Примерно 250 тыс. лет назад – человек разумный – человек современного типа. ( по названию долины Неандерталь. ) Носили одежду из шкур, научились строить жилища начинают строить своих сородичей.

Реконструкция – воссоздание облика человека его жилища, орудия труда или иного предмета по сохранившимся остаткам и описаниям. Скелет неандертальца , найденный в пещере Шанидар

Чем древние люди отличались от людей нашего времени?

Как выглядел первобытный человек? v покрыты шерстью, походили на обезьян; v имели грубое лицо; v широкий приплюснутый нос, v выступающие вперед челюсти, v низкий уходящий назад лоб, v над глазами валик , под которыми скрыты глаза. v сутулость, неустойчивая походка.

Задача: 1) И паук и человек плетут, один – паутину, другой- ткань. 2) Бобры и человек строят плотины. Какой между ними различие ? Человек делает свою работу сознательно, животное - на основе инстинктов

Чем древние люди отличались от обезьян?

( умением изготовлять примитивные орудия труда: заостренные камни и палки – копалки. ) Что называется орудием труда? (Орудие труда – это то, чем человек работает. )

Что можно сделать первыми каменными орудиями труда? Разрубить мясную тушу вырубить с помощью камня дубину оттачивать палки копалки убить какого-то мелкого зверя Дробить кости Вырыть яму Расколоть орех

Умение изготовлять орудия труда было главным отличием древнейших людей от животных.

Как охотились древнейшие люди ?

древнейший коллектив людей, в котором они трудились и свои умения передавали по наследству.

Как люди могли овладеть огнем ? Д, Эрвильи «Приключение доисторического мальчика»

Версии происхождения человека Плод божественного творения Продукт инопланетного происхождения Продукт естественного отбора Случайность особых условий земли

present5.com

Древнейшие люди. Какими были и как жили древнейшие люди |

Тема:  Древнейшие люди. Какими были и как жили древнейшие люди.

Цели урока: 

  1. Рассказать о выделении человека из мира животных, об отличиях древнейших людей от современных, о древнейших  орудиях труда, об овладении огнем.
  2. Показать значение трудовой деятельности в развитии древнейшего человека.
  3. Формировать умение пересказывать содержание текста учебника, работать с исторической картой и иллюстрацией.
  4. Правильно употреблять и объяснять исторические термины.

Учебное оборудование:  карта мира, атлас по истории Древнего мира, презентация Power Point «Древнейшие люди. Какими были и как жили древнейшие люди» (Приложнение).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Повторение и опрос

  1. Что называется Всеобщей (Всемирной) историей?
  2. Что изучает история Древнего мира?
  3. Откуда ученые узнает о прошлой жизни людей ?
  4. Как называется наука, занимающаяся раскопками и изучением найденных памятников прошлого?
  5. Назовите два основных вида исторических памятников. Расскажите о вещественных исторических памятниках. Расскажите о письменных памятниках.
  6. Кого называют «отцом истории» и почему?

III. Изучение нового материала

(Работа с презентацией Power Point. См. Приложение)

1 слайд – тема урока.  Древнейшие люди. Какими были и как жили древнейшие люди. (Запись делают в тетрадь)

2 слайд – план урока:

  1. Происхождение человека.
  2. Облик первобытного человека.
  3. Орудия труда.
  4. Древнейшие люди добывали пищу собирательством и охотой.
  5. Овладения огнем.

1. Работа с текстом. Учащиеся читают текст на стр. 8 учебника  Вигасина.

2. Рассказ учителя. Человек — потомок обезьяны.

3 – 4 слайд.  Дополняя учебник, можно сообщить, что учение о постепенном развитии животного мира и о происхождении человека от обезьяны впервые разработал великий английский ученый Ч. Дарвин. Обезьяны и человек различны. Однако у обезьян имеется и много общих признаков с людьми. Их передние конечности приспособлены для хватания и удержания предметов, на конечностях у них пять пальцев с плоскими ногтями. Как у человека, у обезьян 32 зуба. Им присущи проявления эмоций и чувств. Мозг этих животных по объему меньше человеческого, но сходен с мозгом людей.

3. Работа с картой.

5 слайд. Карта и стр. 7 учебника Вигасина.

  • Где жили древнейшие люди?
  • Где следы их жизни не обнаружены? Как вы думаете почему?

4. Рассказ учителя. Эволюция видов человека

Находки в Африке и в некоторых других местах земного шара позволили построить практически общепризнанную схему изменения видов древнего человека и его предков.

6 слайд. Около 3,5 млн. лет назад появились австралопитеки ныне найдено несколько типов этих обезьяноподобных предков человека, некоторых из них исследователи считают тупиковыми ветвями. Примерно 2, 6 млн. лет назад появился человек умелый, тоже исчезнувший около 1 млн. лет назад. На смену ему пришел, правда, несколько раньше —1,6 млн. лет назад, человек прямоходящий (выпрямленный).

Около 300 тысяч лет назад человек прямоходящий вымер и на смену ему появился новый вид человека — человек разумный. Вначале существовала его форма, называемая архаичной, затем жили люди неандертальской формы, а 40-35 тысяч лет назад появился человек разумный современного типа.

Останки австралопитеков и человека умелого обнаружены лишь в Восточной Африке. Кости человека прямоходящего — питекантропа и синантропа — нашли, кроме Африки, на Яве и в пещере Чжоукоудянь, в Китае.

Словарная работа. 7 слайд

Реконструкция – воссоздание облика человека его жилища, орудия труда или иного предмета по сохранившимся остаткам и описаниям. (Запись делают в тетрадь)

5. Самостоятельная работа учащихся с иллюстрациями учебника.

Задание: рассмотрите и опишите облик древнейших людей на стр. 8 (учебника Вигасина)

6. Беседа по вопросам.

Чем древние люди отличались от людей нашего времени? 8 слайд

9 – 10 слайд (работа со слайдом)

11 слайд. Вывод. (Запись делают в тетрадь)

  • Были покрыты шерстью, походили на обезьян.
  • Имели грубое лицо.
  • Широкий приплюснутый нос.
  • Выступающие вперед челюсти.
  • Низкий уходящий назад лоб.
  • Над глазами валик, под которыми скрыты глаза.
  • Сутулость, неустойчивая походка.

Решение задачи. 12 слайд

  1. И паук и человек плетут, один – паутину, другой – ткань.
  2. Бобры и человек строят плотины. Какое между ними различие?

(Человек делает свою работу сознательно, животное -  на основе инстинктов)

  • Чем древние люди отличались от обезьян? 13 – 15 слайд
  • Что называется орудием труда? Орудие труда – это то, чем человек работает. (Запись делают в тетрадь)
  • Что можно сделать первыми каменными орудиями труда?

«Древнейший человек брал в руки гальку — гладкий округлый камень; ударами другого камня он заострял гальку — получалось грубое и несовершенное орудие. Такую заостренную гальку легко спутать с камнем, форма которого изменена не человеком, а действием сил природы. Однако на рисунке изображен не просто камень, а древнейшее орудие труда, которое не может изготовить ни одно животное. Обезьяна, желая, например, расколоть орех, иногда кладет его на плоский камень, а затем другим камнем начинает с силой ударять по ореху. Так, наверное, поступал и первобытный человек. Но только люди умели заострять камни, вырубать с их помощью дубины, обтачивать палки-копалки. Труд начинается с изготовления орудий труда» Годер Г.И.

(Разрубить мясную тушу, вырубить с помощью камня дубину, оттачивать палки копалки, убить какого-то  мелкого зверя,дробить кости, вырыть яму, расколоть орех.)

Вывод: Умение изготовлять орудия труда было главным отличием древнейших людей от животных. (Запись делают в тетрадь)

7 . Работа с текстом учебника. (с. 9 учебника Вигасина)

Задание к слайдам 16 – 21:  Как охотились древнейшие люди?

«Несмотря на дубины и заостренные камни, древнейшие люди жили в постоянной опасности. Для подтверждения этой мысли учащимся предлагается придумать рассказ по слайдам 20 -21.

- Опишите облик зверя. Почему тигра называют саблезубым? Как ведут себя люди? Почему мужчина (в центре) не убегает от хищника? Кого он прикрывает собой? Найдите на рисунке свидетельство того, что встреча с, тигром была опасна для людей».

Вывод: что наиболее страшным из хищников был тигр, обладавший длинными изогнутыми и острыми верхними клыками. Тигры охотились на людей, и те не раз становились их жертвами.

8. Работа с термином. Слайд 22

Человеческое стадо — древнейший коллектив людей. Эти группы называют человеческими стадами. Ученые предполагают, что в каждом стаде насчитывалось несколько десятков человек. Стада древнейших людей были столь же непрочными объединениями, как и стада животных. Во главе со своими вожаками первобытные стада бродили в поисках пищи. Они были мало связаны друг с другом, каждое вело самостоятельную жизнь.

Человеческое стадо – древнейший коллектив людей, в котором они трудились и свои умения передавали по наследству. (Запись делают в тетрадь).

9. Рассказ учителя. Слайды 23-24

Подумайте, как могли люди овладеть огнем? (Высказываются мнения детей, возможно, что кто – то уже знает об этом информацию.)

Предлагается прослушать фрагмент аудиозаписи Д. Эрвильи «Приключение доисторического мальчика».

IV. Закрепление изученного на уроке

 Работа в рабочей тетради. Выпуск 1 с.3, задание 1, 2.

V. Итог урока

Домашнее задание.

  1. Прочитать и подготовить пересказ №1 Вигасина.
  2. Выучить определения понятия «Орудия труда», «Человеческое стадо».
  3. Подумать, что обозначает выражение «труд создал человека».

Список литературы

  1. Арасланова О.В. История Древнего мира. 5класс; Поурочные разработки к учебникам А.А.Вигасина , Г.И.Годера и тд. М.:ВАКО 2005 г.
  2. Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира . М.: Просвещение, 1988 г.
  3. Лубченков Ю.Н., Михайлов В.В. История древнего мира: 5 класс: Методическое пособие для учителя .- М.: ООО «Издательство АСТ»
  4. Михайловский Ф.А. История Древнего мира: 5 класс: Книга для учителя. – М.: ООО»Русское слово» 2000 г.
Внимание, только СЕГОДНЯ!

goxi.ru

Какими были первобытные люди? | Здесь ОТВЕТЫ

Первобытные люди жили в доисторические времена, то есть до 3500 года до нашей эры, когда люди изобрели письменность и начали описывать вое жизни.

Древнейшие предки человека жили в Африке более 2 млн лет назад. Но человекоподобные существа, которые ходили на задних конечностях, появились гораздо раньше, более 4 миллиона лет назад. Ученые дали им название «австралопитеки» («южные обезьяны»). Об их существовании нам известно благодаря найденным костям и отпечаткам ног. Одной из самых знаменитых находок стал скелет женщины, названной Люси, жившей примерно 3 750 000 лет назад в Эфиопии.

Обезьянолюди

Австралопитеки, вероятно, и выглядели, и жили, как обезьяны. Их вытеснил более приспособлен вид Homo habilis (человек умелый), которая получила это название за умение делать из камней режущее орудие, скребки. Найденные кости животных с характерными царапинами, из чего можно сделать вывод, что Homo habilis свежевали диких зверей этими орудиями.

Каменный век

Каменный век, или палеолит, начинается с появлением Homo habilis. Около 1,75 миллиона лет назад на Земле появился новый вид первобытных людей — Homo erectus (человек прямоходящий), который из Африки пришел в Европу и Азию. Homo erectus, имея больший мозг, делал орудия совершенней и, очевидно, первый из наших предков начал пользоваться огнем. Однако около 400 тысяч лет назад получил развитие новый вид — Homo sapiens (человек разумный). Расселившись по Европе и Ближнему Востоку, неандертальцы (названы так по названию долины в Германии, где были найдены их останки) сумели пережить ледниковый период, прячась от холода в пещерах.

Доисторические культуры

Долгое время на Земле рядом жили в мире две разновидности Homo sapiens — первые Homo sapiens (неандертальцы) и подвид Homo sapiens sapiens, представители которого мало чем отличались от современной человека. Неандертальцы имели мощную фигуру, покатый лоб, пользовались простыми орудиями труда, вероятно владели языком. Около 35 тысяч лет назад по неизвестной причине вымерли, и на Земле остался только один вид — Homo sapiens sapiens. Выжившие, — такие как кроманьонцы, в каменном занимали почти всю территорию Европы. От них до наших дней дошли наскальные рисунки на стенах пещер, изображали охоту, а также вырезаны из камня человеческие фигурки. К наиболее известным относятся наскальные росписи в пещерах Ласко во Франции и Альтамира в Испании.

К оседлой жизни

В неолите, или новом каменном веке, люди перешли от кочевой жизни, связанного с охотой и собиранием, в оседлой жизни земледельцев и скотоводов. Это произошло около 11 тысяч лет назад. Металлические орудия труда люди начали изготавливать примерно 5500 лет назад. Развитие человечества происходило неравномерно. Древние греки, жившие в бронзовом веке, достигли многих высот цивилизации 3000 лет назад, а в Британии доисторические времена закончились лишь около 2000 лет назад, когда она была завоевана римлянами, которые жили уже в железном веке.

qalib.net