История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Что такое урок в Древней Руси? Понятие "уроки" в Древней Руси. Урок это в древней


Урок. Просвещение в Древней Руси - 1-е полугодие

Громилина Людмила Юрьевна, учитель начальных классов

Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе, Конкурс «Презентация к уроку»

 Презентации к уроку

1 / 22

 

Загрузить презентацию (1,35 МБ)

 

Цели:

  • Познакомить учащихся с историй возникновения и развития письменности в Древней Руси, с историй происхождения алфавита, с первым печатником на Руси Иваном Федоровым.
  • Расширить представление учащихся о школе, которая образовалась во времена Московской Руси (16век).
  • Формировать навыки учебной поисковой деятельности.
  • Развивать творческие способности учащихся.
  • Воспитывать уважение к культуре русского народа.

Ход урока

I. Организация

Мне очень приятно вас всех видеть на уроке. Желаю вам хорошего настроения, творческих успехов, новых открытий! Нам предстоит найти ответы на многие исторические вопросы. Сегодня вы будете в роли “ учёных исследователей”. Поможет совершить путешествие в прошлое машина времени – компьютер и творческая группа “ учёных”.

II. Повторение изученного

  • Что такое летопись?
  • Кто ввёл летопись?
  • Кто доставлял сведения летописцу?
  • Что такое “красная строка”?
  • Какие литературные памятники знаете?
  • О чём они рассказывают?

III. Введение в тему урока

Внимание на экран перед вами таблица. В ней зашифрованы темы урока. Расшифруйте её. Начните с левой нижней клеточки. Ходить можно по прямой, вверх, вниз, вправо, влево. Наискосок нельзя.

Слайд 1. Тема урока в зашифрованной таблице.

Слайд 2. Название темы урока.

IV. Постановка цели урока

Сформулируем цель урока.

Вставьте в предложения, записанные на доске, пропущенные слова.

Слайд 3.

V. Изучение темы

А теперь перенесёмся в Древнюю Русь. Посмотрите на экран

Слайд 4. Древняя Русь.

В какие века Русь называли Древней?

Откройте учебник страница 64 , прочитайте тему.

Учёные исследователи работают по группам. Прочитайте текст на с. 64 и найдите ответы на вопросы.

Слайд 5. Задание по группам.

1 группа

  • Когда на Руси появились первые школы , с правлением какого князя это было связано?

2 группа

  • Была ли на Руси письменность в X веке? Какими фактами это можно доказать?

3 группа

  • Сочините рассказ Яков и Максим друзья

Ответы учащихся по группам (вопросы на экране)

При ответе учащихся первой группы слайд 6

VI. Выступление творческой группы “учёных- историков”.

Творческая группа приведёт нам факты, подтверждающие, что в Древней Руси дети могли читать и писать.

Ученик делает сообщение.

Слайд 6. город Новгород XIII в.

Вопросы после сообщения

  1. Из чего сделаны были тетрадки Онфима? Чем он писал? Почему не использовал бумагу и пергамент?

Слайд 7. Рисунок Онфима.

Онфим выписывал азбуку, списывал образцы деловых писем, а заодно нарисовал себя – всадника, поражающего зверя и написал: Онфим.

Исписанные кусочки бересты, которые находят археологи, называют берестяными грамотами, (рис. с 64)

Найдено их уже несколько сотен. Это денежные документы, деловые личные письма, просьбы, приказания, есть даже записочки, где юноша просит девушку выйти за него замуж.

  • Для чего ученые ищут берестяные грамоты?

О том, как создавали первые книги, расскажет ученый-историк (выступление ученика)

Слайд 8. Древняя книга.

  • Вопросы после сообщения.
  • На чем раньше писали книги? Чем?
  • Сколько времени писалась книга?
  • Какой был переплет?
  • Как относились люди к книгам?

VII. Словарная работа.

  • Объясните значения слов.

Слайд 9. Береста, берестяные грамоты, пергамент.

(после того, как учащиеся сами дали определения)

Слайд 10. Даны определения слов: береста, берестяные грамоты, пергамент.

Прочитайте определения.

VIII. Работа по картине Б.М. Кустодиева “Школа Московской Руси”.

Машина времени переносит нас в Московскую Русь.

Слайд 11. Московская Русь.

  • Назовите период существования Московской Руси.

Откройте учебник на с. 66. Рассмотрите картину.

Художник Б.М. Кустодиев поможет представить нам школу Московской Руси.

Слайд 12. Портрет Б.М. Кустодиева.

Слайд 13. Картина “Школа Московской Руси”.

Прочитайте рубрику “Картинная галерея”.

Ответьте на вопросы:

  • Что особенного в классах?
  • Что делают ученики? Сколько их?
  • Как вы думаете, как они относятся к учению?
  • Что делают два мальчика, изображенные художником отдельно?
  • Расскажите об учителе.

Во главе стола пожилой мужчина, одетый в рясу. Это священник. Он обучает детей. За обучение нужно платить, поэтому учились дети состоятельных родителей.

Раньше в школы тоже были правила, которые должны соблюдать ученики.

IX. Порядки в школе

Порядки в школе были строгие, в одном из азбуковников (по нашему – букварь) ребятам дается наказ.

Слайд 14. Поведение в школе

Но правило правилами, а все же “пхание”, “битие” и прочие детские “глумления” тоже случались. И тут шла в ход гроза всех мальчишек – розга. В каждой азбуке было обязательно стихотворение “Похвала розге”.

Слайд 15. Похвала розге.

Как проходил школьный день, чему учились дети расскажет ученый-исследователь…

Вопросы.

  • Сколько времени ученики проводили в школе?
  • Какие задания получали от учителя?
  • Как нужно было все выучить?
  • Объясните пословицу “Азбуку учат – во всю избу кричат”

X. Славянский алфавит.

Обучение в школе (как и у нас) начиналось с изучения азбуки или алфавита.

  • Кто придумал славянский алфавит?

Об этом нам расскажет ученый-исследователь…

Слайд 16. Кирилл и Мефодий.

У учеников на партах лежат листочки со славянским алфавитом – кириллицей.

Задание.

Рассмотрите алфавит. Прочитайте названия букв. Современная азбука изменилась, и многих букв в нашем алфавите нет, определите каких?

Слайд 17. ША, КАКО, ОН, ЛЮДИ, АЗ.

Перед вами славянские буквы. Каким современным буквам они соответствуют? Какое слово получится, если сложить славянские буквы

Рассмотрите рисунок с. 67. Кто автор первой печатной “Азбуки”?

XI. История созданий первых печатных книг.

До 16 в. на Руси книги были рукописными.

Вопрос.

  • Кто в России одним из первых начал книгопечатание (Иван Федоров).

Слайд 18. Иван Федоров.

Рассказ учителя.

Одним из первых выпустил печатную книгу Иван Федоров. Долгое время он жил в Москве, был служителем церкви, хорошим писцом, мог любую букву нарисовать. Умел искусно резать по дереву. Бывая на пушечном дворе научился литейному делу. Заходил к жившим в Москве иностранцам. От них он узнал о печатаных станках и буквах-литерах, с помощью которых печатаются книги. И загорелся Иван Федоров желанием самому научиться книгопечатанию. По ночам при лучине принялся он делать свои первые буква. И добился успеха! Не случайно, когда царь Иван Грозный решил завести в Москве печатную избу – типографию, то он поручил это дело Ивану Федорову и его товарищам.

Вскоре появилась в Москве на Никольской улице типография. Иван Федоров со своими товарищами соорудили печатный станок и приступили к работе.

Слайд 19. Москва. Типография на Никольской улице.

Прочитайте текст из рубрики “Жил на свете человек” с. 67.

Вопросы.

  • Как называлась первая печатная книга? В каком году она была напечатана?

Слайд 20. “Апостол”.

XII. Закрепление и проверка знаний.

Слайд 21-22.

Закончи предложения.

  1. Первые школы на Руси появились в _____ веке.
  1. Открытие школы на Руси связано с указанием князя _____.
  2. В первых школах учились дети знатных людей, _____.
  1. Создателями славянской письменности являются _____.
  1. На Руси писали на _____.
  2. Для письма использовали _____.
  1. Первую “Азбуку” напечатал _____.
  2. Печатная изба открыта при царе _____.

XIII. Итог урока. Что понравилось на уроке?

XIV. Домашнее задание с. 64-68. пересказ, сообщение о Петре I. 

Источник < http://festival.1september.ru/articles/622188/> 

vsevteme.ru

Нетрадиционные уроки истории

Разделы: История и обществознание

«Надо прогнать с уроков бога сна Морфея и чаще приглашать бога смеха Момуса»

Ш.А. Амонашвили

Урок – это форма организации обучения, живая и гармоничная часть педагогического процесса. Любой урок должен органически вписываться в систему работы учителя. Каждый урок должен осуществлять какую-то конкретную часть общих задач обучения. В то же время урок должен отличаться целостностью и завершенностью, выполнять конкретные задачи и давать реальные результаты. Как традиционный, классический, так и нетрадиционный уроки должны являться конкретным воплощением и выражением той или иной методической концепции, практической пробой, определяющей ее правомерность и эффективность. И одновременно урок – это показатель производительности труда учителя и учащихся. В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнениях: традиционные формы обучения устарели, чтобы завладеть вниманием современных учащихся, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать. Сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь каждому ученику ощутить свою причастность к истории (например, через ролевую игру и т.д.). Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием методики, позволяющей значительно повысить эффективность обучения истории. Немалая роль в этом отводится так называемым нетрадиционным или нестандартным урокам. Опираясь на обычные ценности, традиционная дидактика предписывает обучать, используя прямые методы передачи знаний. Основные средства – монологические объяснения при помощи рассказов, бесед, лекции. Их смысл – требование воспроизвести сказанное учителем в форме монологического или диалогического ответа, привести пример на применение полученного знания, использовать информацию для решения учебных задач, выполнения заданий и т.д. Не совсем обычным для традиционной дидактики становится введение так называемых «увлекательных добавок»: проблемного обучения, поисковых, исследовательских, эвристических и т.д. методов обучения которые могут быть представлены и как фрагменты урока и как урок, полностью посвященный реализации одного из методов. Я считаю, что уроку, как авторскому произведению, должны быть присущи системность и целостность, единая логика совместной деятельности учителя и учеников, подчиненная общим целям и дидактическим задачам, определяющим содержание учебного материала, выбор средств и методов обучения. Только при этих условиях процесс познавательной деятельности и поведение школьников становятся развивающими.

Творческие принципы нетрадиционных уроков

  • В организации урока нужно отказаться от шаблона, а в проведении от рутины и формализма.
  • Максимально вовлечь учащихся класса в активную деятельность на уроке.
  • Основой эмоционального тона на уроке должна быть не развлекательность, а занимательность и увлеченность.
  • Поддерживать множественность мнений, альтернативность.
  • Развивать отношения взаимопонимания с учениками.
  • Уважительно относится не только к детскому знанию, но и к незнанию.
  • Использовать оценку не только как результирующий инструмент, но и как формирующий.

Эти принципы задают общее направление педагогическому творчеству, ориентируя на конкретную деятельность обучения.

Классификация нетрадиционных уроков истории.

  • Уроки, отражающие современные общественные тенденции: урок-диспут, урок-общественный смотр знаний, урок с применением компьютеров.
  • Уроки с использованием игровых ситуаций: урок-ролевая игра, урок-пресс-конференция, урок-КВН, урок-путешествие, урок-аукцион, урок-театрализованное представление и т.д.
  • Уроки творчества: урок-выпуск «живой газеты», урок изобретательства, комплексно-творческий урок.
  • Традиционные уроки с новыми аспектами: урок-семинар, урок-экскурсия, урок-конференция, урок-консультация, урок-зачет.

Активные формы и методы обучения преобладающие при проведении нетрадиционных уроков позволят учителю развивать у учащихся творческие способности, формировать самостоятельность в подготовке и отборе материала, составлении сценария, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. Формы нетрадиционных уроков весьма разнообразны. Выбор формы зависит от многих обстоятельств: возрастных особенностей учащихся, уровня их подготовки, информированности, каких-то психологических особенностей, контакта учителя с учениками и т.д.

Периоды подготовки и проведения нетрадиционных уроков.

1. Подготовительный

В нем активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Если при подготовке к традиционному уроку такую деятельность выполняет только учитель (написание плана-конспекта, изготовление наглядных пособий, раздаточного материала и т.п.), то во втором случае в значительной степени задействованы и учащиеся. Они делятся на группы (команды, экипажи и т.д.). Получают или набирают определенные задания, которые необходимо выполнить до урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимого дидактического материала, и т.д.

2. Собственно урок (выделяется три основных этапа)

Первый этап

Он является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы учащихся; ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока. Намечаются ситуации, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи. При проведении урока учитель учитывает отношение учащихся к оригинальной форме урока; уровень их подготовленности, возрастные и психологические особенности.

Второй этап

Сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных «нестандартных» формах организации их мыслительной активности.

Третий этап

Он посвящен формированию умений и навыков. Контроль обычно не выделяется во времени, а «растворяется» в каждом из предшествующих этапов.

Советы учителю, готовящему урок в нетрадиционной форме

  • Ничего не демонстрируйте на уроке специально (например, ТСО ради ТСО)
  • Не жалейте мотивационных моментов как на подготовительном этапе так и во время проведения урока. Не допускайте никаких излишеств. Урок должен быть цельным гармоничным, ведь гармония – высшая цель в нашем творении.
  • Поощряйте учащихся соответственно их вкладу в урок.
  • Постарайтесь сохранять на протяжении всего урока взаимопонимание, общий язык с классом, взаимное доверие и уважение.
  • Залог успеха вашего нетрадиционного урока – заблаговременная, тщательная, чётко спланированная подготовка, глубокое продумывание и осмысливание форм и методов его проведения.
  • Оценивайте не только итоги обучения, воспитания и развития, но и картину общения – эмоциональный тонус урока: не только в общении учителя и учащихся, но и в общении учащихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.

Очевидно, что рассмотренные вопросы – это только ориентиры, намётки для педагогического творчества. Но они помогут начать, устанавливая некоторые точки опоры. Готовить на уроке субъекта, творчески активную личность, заинтересованную во всё более самостоятельном познании, можно. Однако для этого необходимо изменить отношение учителя к смыслу его учебной деятельности.

Пример урока истории в 5 классе с использованием игровых ситуаций.

Тема урока: Путешествие по Древней Греции (повторительно-обобщающий урок в форме игры «Счастливый случай»).

Цели урока:

  • Систематизация и контроль знаний учащихся по истории Древней Греции.
  • Формирование умений работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения.
  • На примере истории Древней Греции, ее культуры продолжать воспитывать в детях чувство прекрасного, в ходе игры – чувство товарищества, долга, уважения к соперникам.

Оборудование: карта «Древняя Греция», изображения греческих богов, плакат с названием игры “Счастливый случай”, исторические картины периодов, музыкальное оформление, мешочек с бочонками от 1 до 10.

Подготовка к игре: Команды должны придумать название команды, девиз. Должны составить вопросы соперникам.В игре участвуют команды из одного класса или одной учебной параллели.

ХОД ИГРЫ

1 Гейм. Разминка (по пять вопросов каждой команде)

1. Назовите и покажите на карте три части Греции. (Южная, Средняя, Северная.) 2. Кого в Греции называли отцом истории? (Геродота.) 3. Кто мог быть участником Олимпийских игр? (Все эллины, кроме женщин.) 4. Кто является автором поэм «Илиада» и «Одиссея»? (Гомер.) 5. Как древние греки называли свою Родину? (Эллада.)

1. Назовите и покажите на карте местонахождение Греции (Балканский полуостров.) 2. Как называлась форма правления в Афинах? (Демократия.) 3. Сколько дней длились Олимпийские игры? (Пять.) 4. Что означает слово трагедия? (Песнь козлов.) 5. Как называется площадь в древнегреческом городе, где ведется торговля? (Агора.)

2 Гейм. «Заморочки» из бочки

Кто мог бы так сказать:

  • Друг подвел меня, и теперь мне приказал отец приковать его к скале…(Гефест.)
  • Я просто влюбилась в этого юношу и поэтому помогла ему выбраться из лабиринта… (Ариадна.)
  • Все равно я буду покровительницей города, я подарю людям то, от чего им будет трудно отказаться…(Афина.)
  • Да по моей вине мой сын стал хромым, но никто не смеет мне перечить…(Зевс.)
  • Люди любят меня больше всех богов в мою честь они устраивают театральные представления…(Дионис.)
  • Ох уж эти люди, если бы не я, то они уничтожили бы все живое вокруг.. (Артемида.)

3 Гейм. Исторические даты

Кто больше назовет событий по датам, связанным с историей Древней Греции.

4 Гейм. Исторические понятия

Объяснить данные термины:

  • Демос, ареопаг, архонт, полис, илоты.
  • Комедия, Акрополь, аристократ, демократия, колония.

5 Гейм. Религия древних греков

Соотнести изображения богов с их именами и объяснить покровителями каких занятий они считались:

  • Зевс, Посейдон, Аид, Деметра, Гера.
  • Аполлон, Артемида, Афина, Афродита, Дионис.

6 Гейм. Мифы древних греков

Убрать лишнего персонажа и рассказать миф:

  • Елена, Парис, Гефест, Афродита.
  • Одиссей, Деметра, Полифем
  • Тесей, Эгей, Минотавр, Зевс.
  • Деметра, Персефона, Аид, Дионис.

7 Гейм. Ты мне, я тебе

Участники задают по два вопроса соперникам. (Домашнее задание.)

8 Гейм. Гонка за лидером

Правильно ответить за одну минуту на большее количество вопросов.

  1. Условия возникновения государства?
  2. Где живут греческие боги?
  3. Какая поэма Гомера посвящена Троянской войне?
  4. Почему поэма Гомера называется «Илиада»?
  5. Кто вел в бой войско троянцев?
  6. Кто такой Ахиллес?
  7. Откуда родом Одиссей?
  8. Кто убил Гектора?
  9. Назовите царя города Микены.
  10. Как Одиссей расправился с Полифемом?
  11. Кто из греческих богинь помогал троянцам?
  12. Кто такой гражданин?
  13. Кем по рождению был Солон?
  14. Почему греки верили в существование богов?
  15. Какие подвиги совершил Геракл?
  16. Чьи законы отменил Солон?
  17. Чем занимался совет ареопагитов?
  18. Где находится Спарта?
  19. Где находится Афинское государство?
  20. Кто решал жить или нет маленькому спартанцу?
  21. Учили ли спартанцев грамоте?
  22. Какой должна быть речь спартанца?
  23. Что привозили купцы из Греции в колонию?
  24. Как часто проходили Олимпийские игры?
  25. Как выглядел портик?
  26. Со скольки лет начиналось обучение в афинской школе?
  27. Как часто собиралось Народное собрание, орган власти в Афинах?
  28. Кого греки называли педагогом?
  29. Какие вазы назывались чернофигурными?
  30. Что такое триера?

Итог урока

Подведение итогов игры, награждение победителей.

Литература:

  1. Бондаренко О.А. Открытые уроки: История 5, 6, 7, 10 классы. Основы государства и права.: Волгоград, 2002.
  2. Гин А. Приёмы педагогической техники: Пособие для учителя. – М., 2003.
  3. Короткова М.В. Пособие для учителей.– М.:ЦГО, 1999.
  4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок. Практическое пособие.– Воронеж, 2001.
  5. Лизинский В.М. Приёмы и формы в учебной деятельности. – М., 2004.
Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Что такое урок в Древней Руси? Понятие "уроки" в Древней Руси

Что такое урок в Древней Руси? Это понятие тесно связано с именем Ольги (ок. 920 - 969) – вдовы киевского князя Игоря, убитого в г. Искоростене древлянами.

Киевский князь Игорь Рюрикович

Чтобы полностью раскрыть понятие «уроки» в Древней Руси, нужно начать рассматривать историю с истоков, с самого начала, то есть с гибели князя Игоря. Он оказался на престоле после смерти варяга Олега Вещего. Удивительно, что этот князь ничем себя не проявил. Несколько походов в Византию окончились неудачно. Кроме пролонгации торгового договора с греками, уже подписанного Олегом в 911 г., карьера правителя ничем не примечательна. Остается только эпизод бесславной кончины.

что такое урок в древней руси

Поступок Игоря может показаться странным. Заключается он в том, что, завершив ежегодный сбор дани в землях подданных ему древлян, его дружинники остаются недовольны ее размером. И тогда князь возвращается в древлянскую столицу г. Искоростень (Коростень) с целью повторного побора. А взбунтовавшееся население убивает его.

Княгиня Ольга – первая женщина на престоле

Власть переходит к вдове князя. В стране, где правили воины, слабая женщина должна была доказать своему народу и противникам, что может быть равной мужу. Начинает она с мести. В летописях упоминаются 4 поступка, вошедших в историю ее правления.

что такое уроки в древней руси определение

Это своеобразные загадки древлянам, связанные с похоронным ритуалом. Последней расправой над древлянами было уничтожение их столицы. Совершив военный поход на Искоростень вместе с сыном Святославом во главе большого отряда, княгиня спалила деревянный город.

Что называли «уроки» в Древней Руси? После подавления древлян Ольга начала деятельность по устранению причин бунта и недостатков государственного строя, это значение и получило понятие, которое дошло до наших времен.

Экономическая и политическая ситуация в начале Х века в Древней Руси

До правления Киевской княгини Русь оставалась в варяжском ведении. Ее правители Рюриковичи совершали далекие походы, строили крепости. Из древних источников понятно, что варяги не имели своей государственности и не могли принести этот опыт на Русь. Они активно осваивали реки и торговые пути, а также роднились с местной знатью.

понятие уроки в древней руси

С появлением водных торговых узлов начинается рост городов, возникает инфраструктура. Это явилось мощным толчком к развитию социально-экономических отношений и определенного порядка. Власть уже в древности стала законодателем и организатором экономики. Князья берут под свой контроль водный путь. Образуется государство под названием Киевская Русь.

Попытки управления и централизации: что означает "уроки" в Древней Руси

Зарождавшаяся элита получала средства для реализации своих амбиций по захвату Византии, узаконив дань с завоеванных племен и Новгорода: 300 гривен ежегодно ради сохранения мира. Описанное в учебниках полюдье, то есть сбор дани Киевскими князьями деньгами и натуральными продуктами, не заканчивалось проматыванием собранного добра. Весной суда с данью из Новгорода, Смоленска, Чернигова и др. собирались в Киеве. А в июне флот с товарами шел в Константинополь. Об этом говорят средневековые договоры с Византией, где большая часть статей посвящена правовому регулированию торговли.

Князь и его дружина были единственным органом власти, скреплявшим славянские племенные земли. Они же являлись сборщиками дани и судебными исполнителями. Дружина получала часть средств через полюдье, часть от пошлин и от военных походов. Население должно было обеспечивать их во время исполнения ими служебного долга. В Древней Руси сложился особый механизм управления: нефеодально-вассальный тип отношений. Основная часть населения - общинники (свободные крестьяне), другая часть - дружина. Ввиду отсутствия земельной собственности, князь получал доходы от населения, то есть дань.

Налогообложение в IX-Х веках

Ежегодно с ноября по апрель княжеская дружина получала доход 2-мя способами:

  • повоз – обязательная доставка к княжескому двору продуктов сельского хозяйства и промыслов;
  • полюдье – объезд земель дружиной и сбор денег, продовольствия, товаров.

Исполнителями налоговой программы были младшие дружинники.

погосты и уроки это в древней руси

Система налогообложения была прямой и не предусматривала нормы и четкий порядок. Налоги были нерегулярными, а иногда сверх нормы, что вызывало недовольство и бунт. Только в середине Х века впервые появляется упорядоченная процедура, объясняющая, что такое урок в Древней Руси.

Существовал ряд косвенных налогов в виде торговых пошлин и судебных штрафов:

  • мыт взимался за провоз товаров через горные границы и водные;
  • вес и мера - соответственно за взвешивание и измерение товаров;
  • торговая бралась с торговцев на рынках;
  • гостиная взималась за устройство складов;
  • вира - штраф за убийство холопа.

Реформы княгини Ольги

Смерть Игоря толкает Ольгу на первый государственный акт. Вводятся погосты и уроки. Это в Древней Руси обозначило старт хозяйственной деятельности. До нее главным направлением сложившегося государства была завоевательная политика, а не внутреннее управление. «Уроки» значение в Древней Руси, их определение и важность для страны подробно расписаны в летописи Нестора. Ольга не грабила земли, а гибко управляла: "идет Вольга с дружиною, уставляющи уставы и уроки". Ее реформы носили мирный характер.

значение слова уроки в древней руси

Княгиней были проведены преобразования по:

  • установлению размера дани;
  • назначению даньщиков - ответственных лиц по сбору дани;
  • определению опорных пунктов - специальных мест для сборов.

Уроки и погосты в Древней Руси

Чтобы в полной мере понять, что такое урок в Древней Руси, нужно изучить статью 8 современного НК РФ. По сути, эта реформа была первой попыткой на пути к единодержавию и правовому государству. Нововведение потребовало новых условий и отношений. Уставы и уроки заключались в нормировании повинностей и издании правовых актов для руководства власти. Становища и погосты свидетельствуют о межевании границ и назначении ответственных лиц, а поскольку сбор дани проводился зимой, нужны были теплые помещения и запас провианта. Удаленность погостов требовала управления на местах. Таким образом, был предпринят комплекс мер по мирному обустройству внутреннего хозяйства.что означает уроки в древней руси

Прежде всего, княгиня разделила земли на волости, центрами которых сделала погосты – крупные торговые села, стоявшие по берегам рек.

Так что такое уроки в Древней Руси? Определение дается в «Русской Правде», где говорится о важных чиновниках-тиунах. Они собирали с племен дань и вершили суд. Обычно истину устанавливали через свидетелей. Если их не оказывалось, тиуны прибегали к помощи языческих ясновидцев. Виновный платил штраф, а в случае неповиновения местной власти на помощь призывалось ополчение. Верховной властью княгини осуществлялся контроль, когда она могла внезапно появиться с инспекцией, и горе было виноватому или ленивому тиуну.

Происхождение слова «урок»

Значение слова «уроки» в Древней Руси имеет смысл договора, сделки, взаимовыгодных отношений. Этимология термина поможет более детально разобраться в том, что это такое. Слово уводит в праславянский язык и происходит от однокоренного "речь / рещь", когда язык формировался в языческих условиях и в процессе ритуальных действий. Слово «реку» выражает определенное мировоззрение и связывается с колдовством, а впоследствии с принятием христианства, с Богом и его правилами, установленными на Земле.

что называли уроки в древней руси

Русский глагол «урочить» близкий по звучанию с «пророчить» имеет смысл «околдовать, назначить», урок – «колдовство при помощи слов». При воздействии примесных звуков появилось несколько производных от «реку»: рок, изречь, пророк, порицать, нарекать, зарок, урок. Тогда слово «урок» приобретает более четкие формы и определяется как «правило, налог или платеж». Впоследствии значение сужается и носит переносный смысл: «нечто поучительное», откуда мы имеем сочетание «школьное занятие», «учебный час».

Что такое урок в Древней Руси: вывод

Развитие новых товарно-денежных отношений базировалось на уроке – фиксированном размере налога. Повторный сбор с плательщика при этой системе был невозможен. Реформы упрочили центральную власть, создали твердую организацию налогообложения, определили административные границы, расширили аппарат управления. Были разграничены собственные и государственные владения и доходы.Ольга активно вела не только внутреннюю политику, но и духовно росла, осуществляя внешнюю политику. Приняв христианство, будучи правительницей языческого государства, она совершает 2-ой акт – духовный. Она придала стране государственно-культурные очертания, которым в большой степени способствовала разработка урока. Православие в Древней Руси набирало силу и самосознание.

загрузка...

102mikro.ru

Что такое урок в Древней Руси? Понятие "уроки" в Древней Руси

Что такое урок в Древней Руси? Это понятие тесно связано с именем Ольги (ок. 920 - 969) – вдовы киевского князя Игоря, убитого в г. Искоростене древлянами.

Киевский князь Игорь Рюрикович

Чтобы полностью раскрыть понятие «уроки» в Древней Руси, нужно начать рассматривать историю с истоков, с самого начала, то есть с гибели князя Игоря. Он оказался на престоле после смерти варяга Олега Вещего. Удивительно, что этот князь ничем себя не проявил. Несколько походов в Византию окончились неудачно. Кроме пролонгации торгового договора с греками, уже подписанного Олегом в 911 г., карьера правителя ничем не примечательна. Остается только эпизод бесславной кончины.

что такое урок в древней руси

Поступок Игоря может показаться странным. Заключается он в том, что, завершив ежегодный сбор дани в землях подданных ему древлян, его дружинники остаются недовольны ее размером. И тогда князь возвращается в древлянскую столицу г. Искоростень (Коростень) с целью повторного побора. А взбунтовавшееся население убивает его.

Княгиня Ольга – первая женщина на престоле

Власть переходит к вдове князя. В стране, где правили воины, слабая женщина должна была доказать своему народу и противникам, что может быть равной мужу. Начинает она с мести. В летописях упоминаются 4 поступка, вошедших в историю ее правления.

что такое уроки в древней руси определение

Это своеобразные загадки древлянам, связанные с похоронным ритуалом. Последней расправой над древлянами было уничтожение их столицы. Совершив военный поход на Искоростень вместе с сыном Святославом во главе большого отряда, княгиня спалила деревянный город.

Что называли «уроки» в Древней Руси? После подавления древлян Ольга начала деятельность по устранению причин бунта и недостатков государственного строя, это значение и получило понятие, которое дошло до наших времен.

Экономическая и политическая ситуация в начале Х века в Древней Руси

До правления Киевской княгини Русь оставалась в варяжском ведении. Ее правители Рюриковичи совершали далекие походы, строили крепости. Из древних источников понятно, что варяги не имели своей государственности и не могли принести этот опыт на Русь. Они активно осваивали реки и торговые пути, а также роднились с местной знатью.

понятие уроки в древней руси

С появлением водных торговых узлов начинается рост городов, возникает инфраструктура. Это явилось мощным толчком к развитию социально-экономических отношений и определенного порядка. Власть уже в древности стала законодателем и организатором экономики. Князья берут под свой контроль водный путь. Образуется государство под названием Киевская Русь.

Попытки управления и централизации: что означает "уроки" в Древней Руси

Зарождавшаяся элита получала средства для реализации своих амбиций по захвату Византии, узаконив дань с завоеванных племен и Новгорода: 300 гривен ежегодно ради сохранения мира. Описанное в учебниках полюдье, то есть сбор дани Киевскими князьями деньгами и натуральными продуктами, не заканчивалось проматыванием собранного добра. Весной суда с данью из Новгорода, Смоленска, Чернигова и др. собирались в Киеве. А в июне флот с товарами шел в Константинополь. Об этом говорят средневековые договоры с Византией, где большая часть статей посвящена правовому регулированию торговли.

Князь и его дружина были единственным органом власти, скреплявшим славянские племенные земли. Они же являлись сборщиками дани и судебными исполнителями. Дружина получала часть средств через полюдье, часть от пошлин и от военных походов. Население должно было обеспечивать их во время исполнения ими служебного долга. В Древней Руси сложился особый механизм управления: нефеодально-вассальный тип отношений. Основная часть населения - общинники (свободные крестьяне), другая часть - дружина. Ввиду отсутствия земельной собственности, князь получал доходы от населения, то есть дань.

Налогообложение в IX-Х веках

Ежегодно с ноября по апрель княжеская дружина получала доход 2-мя способами:

  • повоз – обязательная доставка к княжескому двору продуктов сельского хозяйства и промыслов;
  • полюдье – объезд земель дружиной и сбор денег, продовольствия, товаров.

Исполнителями налоговой программы были младшие дружинники.

погосты и уроки это в древней руси

Система налогообложения была прямой и не предусматривала нормы и четкий порядок. Налоги были нерегулярными, а иногда сверх нормы, что вызывало недовольство и бунт. Только в середине Х века впервые появляется упорядоченная процедура, объясняющая, что такое урок в Древней Руси.

Существовал ряд косвенных налогов в виде торговых пошлин и судебных штрафов:

  • мыт взимался за провоз товаров через горные границы и водные;
  • вес и мера - соответственно за взвешивание и измерение товаров;
  • торговая бралась с торговцев на рынках;
  • гостиная взималась за устройство складов;
  • вира - штраф за убийство холопа.

Реформы княгини Ольги

Смерть Игоря толкает Ольгу на первый государственный акт. Вводятся погосты и уроки. Это в Древней Руси обозначило старт хозяйственной деятельности. До нее главным направлением сложившегося государства была завоевательная политика, а не внутреннее управление. «Уроки» значение в Древней Руси, их определение и важность для страны подробно расписаны в летописи Нестора. Ольга не грабила земли, а гибко управляла: "идет Вольга с дружиною, уставляющи уставы и уроки". Ее реформы носили мирный характер.

значение слова уроки в древней руси

Княгиней были проведены преобразования по:

  • установлению размера дани;
  • назначению даньщиков - ответственных лиц по сбору дани;
  • определению опорных пунктов - специальных мест для сборов.

Уроки и погосты в Древней Руси

Чтобы в полной мере понять, что такое урок в Древней Руси, нужно изучить статью 8 современного НК РФ. По сути, эта реформа была первой попыткой на пути к единодержавию и правовому государству. Нововведение потребовало новых условий и отношений. Уставы и уроки заключались в нормировании повинностей и издании правовых актов для руководства власти. Становища и погосты свидетельствуют о межевании границ и назначении ответственных лиц, а поскольку сбор дани проводился зимой, нужны были теплые помещения и запас провианта. Удаленность погостов требовала управления на местах. Таким образом, был предпринят комплекс мер по мирному обустройству внутреннего хозяйства.что означает уроки в древней руси

Прежде всего, княгиня разделила земли на волости, центрами которых сделала погосты – крупные торговые села, стоявшие по берегам рек.

Так что такое уроки в Древней Руси? Определение дается в «Русской Правде», где говорится о важных чиновниках-тиунах. Они собирали с племен дань и вершили суд. Обычно истину устанавливали через свидетелей. Если их не оказывалось, тиуны прибегали к помощи языческих ясновидцев. Виновный платил штраф, а в случае неповиновения местной власти на помощь призывалось ополчение. Верховной властью княгини осуществлялся контроль, когда она могла внезапно появиться с инспекцией, и горе было виноватому или ленивому тиуну.

Происхождение слова «урок»

Значение слова «уроки» в Древней Руси имеет смысл договора, сделки, взаимовыгодных отношений. Этимология термина поможет более детально разобраться в том, что это такое. Слово уводит в праславянский язык и происходит от однокоренного "речь / рещь", когда язык формировался в языческих условиях и в процессе ритуальных действий. Слово «реку» выражает определенное мировоззрение и связывается с колдовством, а впоследствии с принятием христианства, с Богом и его правилами, установленными на Земле.

что называли уроки в древней руси

Русский глагол «урочить» близкий по звучанию с «пророчить» имеет смысл «околдовать, назначить», урок – «колдовство при помощи слов». При воздействии примесных звуков появилось несколько производных от «реку»: рок, изречь, пророк, порицать, нарекать, зарок, урок. Тогда слово «урок» приобретает более четкие формы и определяется как «правило, налог или платеж». Впоследствии значение сужается и носит переносный смысл: «нечто поучительное», откуда мы имеем сочетание «школьное занятие», «учебный час».

Что такое урок в Древней Руси: вывод

Развитие новых товарно-денежных отношений базировалось на уроке – фиксированном размере налога. Повторный сбор с плательщика при этой системе был невозможен. Реформы упрочили центральную власть, создали твердую организацию налогообложения, определили административные границы, расширили аппарат управления. Были разграничены собственные и государственные владения и доходы.Ольга активно вела не только внутреннюю политику, но и духовно росла, осуществляя внешнюю политику. Приняв христианство, будучи правительницей языческого государства, она совершает 2-ой акт – духовный. Она придала стране государственно-культурные очертания, которым в большой степени способствовала разработка урока. Православие в Древней Руси набирало силу и самосознание.

загрузка...

meetmarket.ru

Что такое урок в Древней Руси? Понятие "уроки" в Древней Руси

Что такое урок в Древней Руси? Это понятие тесно связано с именем Ольги (ок. 920 - 969) – вдовы киевского князя Игоря, убитого в г. Искоростене древлянами.

Киевский князь Игорь Рюрикович

Чтобы полностью раскрыть понятие «уроки» в Древней Руси, нужно начать рассматривать историю с истоков, с самого начала, то есть с гибели князя Игоря. Он оказался на престоле после смерти варяга Олега Вещего. Удивительно, что этот князь ничем себя не проявил. Несколько походов в Византию окончились неудачно. Кроме пролонгации торгового договора с греками, уже подписанного Олегом в 911 г., карьера правителя ничем не примечательна. Остается только эпизод бесславной кончины.

что такое урок в древней руси

Поступок Игоря может показаться странным. Заключается он в том, что, завершив ежегодный сбор дани в землях подданных ему древлян, его дружинники остаются недовольны ее размером. И тогда князь возвращается в древлянскую столицу г. Искоростень (Коростень) с целью повторного побора. А взбунтовавшееся население убивает его.

Княгиня Ольга – первая женщина на престоле

Власть переходит к вдове князя. В стране, где правили воины, слабая женщина должна была доказать своему народу и противникам, что может быть равной мужу. Начинает она с мести. В летописях упоминаются 4 поступка, вошедших в историю ее правления.

что такое уроки в древней руси определение

Это своеобразные загадки древлянам, связанные с похоронным ритуалом. Последней расправой над древлянами было уничтожение их столицы. Совершив военный поход на Искоростень вместе с сыном Святославом во главе большого отряда, княгиня спалила деревянный город.

Что называли «уроки» в Древней Руси? После подавления древлян Ольга начала деятельность по устранению причин бунта и недостатков государственного строя, это значение и получило понятие, которое дошло до наших времен.

Экономическая и политическая ситуация в начале Х века в Древней Руси

До правления Киевской княгини Русь оставалась в варяжском ведении. Ее правители Рюриковичи совершали далекие походы, строили крепости. Из древних источников понятно, что варяги не имели своей государственности и не могли принести этот опыт на Русь. Они активно осваивали реки и торговые пути, а также роднились с местной знатью.

понятие уроки в древней руси

С появлением водных торговых узлов начинается рост городов, возникает инфраструктура. Это явилось мощным толчком к развитию социально-экономических отношений и определенного порядка. Власть уже в древности стала законодателем и организатором экономики. Князья берут под свой контроль водный путь. Образуется государство под названием Киевская Русь.

Попытки управления и централизации: что означает "уроки" в Древней Руси

Зарождавшаяся элита получала средства для реализации своих амбиций по захвату Византии, узаконив дань с завоеванных племен и Новгорода: 300 гривен ежегодно ради сохранения мира. Описанное в учебниках полюдье, то есть сбор дани Киевскими князьями деньгами и натуральными продуктами, не заканчивалось проматыванием собранного добра. Весной суда с данью из Новгорода, Смоленска, Чернигова и др. собирались в Киеве. А в июне флот с товарами шел в Константинополь. Об этом говорят средневековые договоры с Византией, где большая часть статей посвящена правовому регулированию торговли.

Князь и его дружина были единственным органом власти, скреплявшим славянские племенные земли. Они же являлись сборщиками дани и судебными исполнителями. Дружина получала часть средств через полюдье, часть от пошлин и от военных походов. Население должно было обеспечивать их во время исполнения ими служебного долга. В Древней Руси сложился особый механизм управления: нефеодально-вассальный тип отношений. Основная часть населения - общинники (свободные крестьяне), другая часть - дружина. Ввиду отсутствия земельной собственности, князь получал доходы от населения, то есть дань.

Налогообложение в IX-Х веках

Ежегодно с ноября по апрель княжеская дружина получала доход 2-мя способами:

  • повоз – обязательная доставка к княжескому двору продуктов сельского хозяйства и промыслов;
  • полюдье – объезд земель дружиной и сбор денег, продовольствия, товаров.

Исполнителями налоговой программы были младшие дружинники.

погосты и уроки это в древней руси

Система налогообложения была прямой и не предусматривала нормы и четкий порядок. Налоги были нерегулярными, а иногда сверх нормы, что вызывало недовольство и бунт. Только в середине Х века впервые появляется упорядоченная процедура, объясняющая, что такое урок в Древней Руси.

Существовал ряд косвенных налогов в виде торговых пошлин и судебных штрафов:

  • мыт взимался за провоз товаров через горные границы и водные;
  • вес и мера - соответственно за взвешивание и измерение товаров;
  • торговая бралась с торговцев на рынках;
  • гостиная взималась за устройство складов;
  • вира - штраф за убийство холопа.

Реформы княгини Ольги

Смерть Игоря толкает Ольгу на первый государственный акт. Вводятся погосты и уроки. Это в Древней Руси обозначило старт хозяйственной деятельности. До нее главным направлением сложившегося государства была завоевательная политика, а не внутреннее управление. «Уроки» значение в Древней Руси, их определение и важность для страны подробно расписаны в летописи Нестора. Ольга не грабила земли, а гибко управляла: "идет Вольга с дружиною, уставляющи уставы и уроки". Ее реформы носили мирный характер.

значение слова уроки в древней руси

Княгиней были проведены преобразования по:

  • установлению размера дани;
  • назначению даньщиков - ответственных лиц по сбору дани;
  • определению опорных пунктов - специальных мест для сборов.

Уроки и погосты в Древней Руси

Чтобы в полной мере понять, что такое урок в Древней Руси, нужно изучить статью 8 современного НК РФ. По сути, эта реформа была первой попыткой на пути к единодержавию и правовому государству. Нововведение потребовало новых условий и отношений. Уставы и уроки заключались в нормировании повинностей и издании правовых актов для руководства власти. Становища и погосты свидетельствуют о межевании границ и назначении ответственных лиц, а поскольку сбор дани проводился зимой, нужны были теплые помещения и запас провианта. Удаленность погостов требовала управления на местах. Таким образом, был предпринят комплекс мер по мирному обустройству внутреннего хозяйства.что означает уроки в древней руси

Прежде всего, княгиня разделила земли на волости, центрами которых сделала погосты – крупные торговые села, стоявшие по берегам рек.

Так что такое уроки в Древней Руси? Определение дается в «Русской Правде», где говорится о важных чиновниках-тиунах. Они собирали с племен дань и вершили суд. Обычно истину устанавливали через свидетелей. Если их не оказывалось, тиуны прибегали к помощи языческих ясновидцев. Виновный платил штраф, а в случае неповиновения местной власти на помощь призывалось ополчение. Верховной властью княгини осуществлялся контроль, когда она могла внезапно появиться с инспекцией, и горе было виноватому или ленивому тиуну.

Происхождение слова «урок»

Значение слова «уроки» в Древней Руси имеет смысл договора, сделки, взаимовыгодных отношений. Этимология термина поможет более детально разобраться в том, что это такое. Слово уводит в праславянский язык и происходит от однокоренного "речь / рещь", когда язык формировался в языческих условиях и в процессе ритуальных действий. Слово «реку» выражает определенное мировоззрение и связывается с колдовством, а впоследствии с принятием христианства, с Богом и его правилами, установленными на Земле.

что называли уроки в древней руси

Русский глагол «урочить» близкий по звучанию с «пророчить» имеет смысл «околдовать, назначить», урок – «колдовство при помощи слов». При воздействии примесных звуков появилось несколько производных от «реку»: рок, изречь, пророк, порицать, нарекать, зарок, урок. Тогда слово «урок» приобретает более четкие формы и определяется как «правило, налог или платеж». Впоследствии значение сужается и носит переносный смысл: «нечто поучительное», откуда мы имеем сочетание «школьное занятие», «учебный час».

Что такое урок в Древней Руси: вывод

Развитие новых товарно-денежных отношений базировалось на уроке – фиксированном размере налога. Повторный сбор с плательщика при этой системе был невозможен. Реформы упрочили центральную власть, создали твердую организацию налогообложения, определили административные границы, расширили аппарат управления. Были разграничены собственные и государственные владения и доходы.Ольга активно вела не только внутреннюю политику, но и духовно росла, осуществляя внешнюю политику. Приняв христианство, будучи правительницей языческого государства, она совершает 2-ой акт – духовный. Она придала стране государственно-культурные очертания, которым в большой степени способствовала разработка урока. Православие в Древней Руси набирало силу и самосознание.

загрузка...

feelwomans.ru