История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Наталья Александрова, Иван Ладынин и др. - Древний Восток. Древний восток александрова ладынин


Наталья Александрова, Иван Ладынин и др. - Древний Восток

Учебное пособие "Древний Восток" посвящено становлению, развитию и особенностям первых в мире цивилизаций, история которых начинается с IV тысячелетия до нашей эры.

Пособие состоит из 7 глав: "Древний Египет", "Древняя Месопотамия", "Малая Азия и Закавказье в древности", "Восточное Средиземноморье и Аравия", "Древний Иран", "Древняя Индия" и "Древний Китай".

Каждая глава имеет четкую структуру, облегчающую поиск нужного материала. Приводятся объяснения основных исторических терминов и понятий изучаемого периода.

Авторы книги - ведущие специалисты Института всеобщей истории РАН, Института востоковедения РАН, преподаватели Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Российского государственного гуманитарного университета.

Для студентов высших учебных заведений, преподавателей и всех, интересующихся историей.

Содержание:

Александрова Н. В. Ладынин И. А. Немировский А. А. Яковлев В.МДревний ВостокУчебное пособие для вузов

ВведениеВ. П. Буданова, доктор исторических наук, профессор

История Древнего мира как часть мировой истории началась на Востоке. Именно здесь сложился человек современного типа, зародились первые цивилизации, были созданы культурные и политические ценности, вошедшие в сокровищницу мировой культуры. Именно на Древнем Востоке в результате достеленного накопления материальных и духовных ресурсов был впервые создан приспособленный к человеку мир, в котором закладывались основы бытия, совершенствующие и развивающие самого человека.

Определение места Древнего Востока в мировой истории, его вклада в цивилизационное развитие, знакомство с его социально-политическими, экономическими и культурными структурами, с основными фактами, событиями и явлениями древневосточного мира - главное содержание настоящего учебного пособия. Изложенный в нем материал соответствует современному уровню развития исторической науки, учитывает основные требования к повышению уровня преподавания и подготовки специалистов с высшим образованием.

История Древнего Востока является составной частью общего курса истории Древнего мира и изучается, как правило, на первом курсе. Эта дисциплина призвана не только дать студентам системные научные знания, но и сформировать новое, адекватное реальности мировоззрение, толерантность и гуманизм.

Авторы поставили своей задачей показать взаимодействие человека с природой, охарактеризовать экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя, становление идей и институтов, раскрыть на конкретном материале позитивный след в истории каждого из народов древности, мужество, благородство, мудрость человека древневосточного мира.

Именно с этой целью в учебном пособии реализован цивилизационный подход. Категория "цивилизация" используется авторами в значении этапа истории человечества, связанного со всем многообразием его жизни в условиях рукотворной среды обитания, а также как обозначение определенной стадии развития общества, сменяющей первобытность. Цивилизационный подход предполагает отказ от жесткого детермизма, т. е. представления об определяющем значении какой-либо одной стороны жизни общества, и акцентирует внимание на тесной взаимосвязи экономической, политической и духовной сфер. Подобный подход к истории Древнего Востока дает возможность увидеть, каким образом происходило становление принципиально нового этапа всемирной истории, каковы признаки первых цивилизаций, как в древности начиналось "единство" истории, ее всемирность, как различные формы диалога цивилизаций и культур влияли на системность исторических подъемов и кризисов, и поразмышлять, почему в жизни цивилизаций так недолговечны эпохи расцвета и так долговременны периоды кризиса.

Древним Востоком принято называть огромную территорию от Северо-Западной Африки до Тихого океана, от Сахары до Индийского океана и до Великой степи. В этой обширной географической зоне в основном субтропического климата с очень жарким, сухим летом и мягкой зимой, где бассейны рек с плодородными аллювиальными долинами перемежались с каменистыми пустынями, обширными плоскогорьями и горными хребтами, в эпоху "неолитической революции" были созданы предпосылки для становления первых цивилизаций.

Разразившийся в канун "неолитической революции" экологический кризис изменил климатические условия обитаемой части суши, растительный и животный мир, ускорил переход от присваивающего, потребляющего и, следовательно, бесприбыльного хозяйства к производящему, рационально организованному, приносящему значительный прибавочный продукт, что сыграло поистине революционную роль в истории Древнего Востока. С выделением земледелия, скотоводства, а впоследствии ремесла в отдельные виды трудовой деятельности перед человеком открылись новые возможности и перспективы оседлого быта с гарантированным удовлетворением витальных потребностей, что кардинально изменило его образ жизни. Стабильное существование сопровождалось демографическим "взрывом", усилением миграционных процессов, быстрым освоением пригодных для земледелия территорий. По мере увеличения плотности населения нарастала борьба за плодородные земли, за территории с богатыми природными ресурсами. Первые шаги древневосточных цивилизаций сопровождались многочисленными войнами, нарастающей хаотичностью и неупорядоченностью сложно пульсирующего мира, растворявшего человека в своей бесструктурности. С переходом от присваивающего хозяйства к производящему слабела зависимость человека от природы и возрастала роль отношений внутри человеческого коллектива и организации труда в нем, так как это прямо влияло на выживание человека.

Один из знаковых признаков становления новых цивилизаций - возникновение частной собственности и денежного обращения. Древний Восток преодолел уравнительное распределение, что создавало экономический интерес человека к приумножению собственности, прежде всего для себя, для своей семьи, включало мотивационные механизмы, которые побуждали его лучше трудиться, находить более эффективные способы возделывания земель, выращивания скота, изготовления ремесленных изделий, строительства домов и сооружений, регулярно приносящих доход. Все это, как и обмен продуктами, в сочетании с поиском выгоды, накоплением богатств в конечном итоге многократно наращивало темпы прогресса. Появление института частной собственности и владения имуществом, включая землю, вело к концентрации богатств в руках одних и потере их у других. Шло социальное расслоение прежде единой первобытной общины, появление богатых и бедных. Верхушка общины, сосредоточив в своих руках право распоряжения лучшими землями, стадами, захваченным у противника богатством и пленными, закрепила это имущество за собой. Мелкие частные собственники - земледельцы, скотоводы, ремесленники - присваивали часть имущества, ранее находившегося в их личном пользовании. В той или иной мере они пользовались и общинной собственностью (выпасы для скота, страховые запасы семян и др.). Объектом собственности был и сам человек, ибо рабский труд также приносил доход. Однако рабовладение не стало экономической основой и ведущим признаком древневосточных цивилизаций.

В ходе "неолитической революции" окончательно оформилась потестарная (властная) структура (вожди, жрецы), впоследствии ставшая основой института государства. Появление публичной власти в лице царя, придворных, военачальников, судей и др. включало механизм внутреннего регулирования социальных отношений и конфликтов, а также внешней защиты, опираясь на нормы права. Отметим также то, что законодательство в целом демонстрировало высокий уровень понимания места человека в государстве, степень и формы его отношений с государством, государственными институтами и членами общества. Нормы права (Законы Хаммурапи и др.), являясь демонстрацией государственной власти, выражали и основы принятой в обществе морали.

Оседлый образ жизни привел к увеличению средних размеров общины, к образованию территориальной общины, которая, теряя родовой характер, стала организацией соседей, живущих на определенной территории. В тоге рост общины, которая включала отдельные домохозяйства, большие семьи и семейные общины, привел сначала к появлению больших поселений, а затем и городов. Первые в истории человечества города стали возникать в Южной Месопотамии уже в V тысячелетии до н. э. Появление городов как административно хозяйственных, военных и культурно-религиозных центров, как мест концентрации материальных и интеллектуальных ресурсов какого-либо региона Древнего Востока стало одним из важнейших признаков цивилизационного развития.

profilib.net

Наталья Александрова, Иван Ладынин и др. - Древний Восток

Быстрый рост численности населения, его высокая плотность в отдельных областях, развитие ремесел и строительства, появление административных центров зарождающихся государств, необходимость их укрепления привели к так называемой "городской революции" - созданию обширной сети городов. С ростом городов и концентрацией населения в них развернулись строительство и ремесла, активизировался обмен, шло формирование разносторонней городской культуры. Монументальным строительством дворцов, храмов, пирамид для усопших древневосточные цивилизации демонстрировали возможности и потенциал своего развития. Так закладывались основы одной из ярких традиций, сохранившихся до нашего времени, - демонстрировать свое величие в памятниках монументальной архитектуры, которые олицетворяли, становясь символом, ту или иную цивилизацию.

Однако высшим "достижением" древневосточных цивилизаций стал сам человек и его беспрецедентный интеллектуальный прорыв в будущее - изобретение письменности, ставшее второй, после появления членораздельной речи, информационной революцией. Открылась возможность не только накапливать и приумножать жизненный опыт, но и передавать накопленное последующим поколениям. Возникшая к рубежу IV–III тысячелетий до н. э. клинопись уже во второй половине II тысячелетия до н. э. стала на Ближнем Востоке средством международного общения. Письменность имела огромное самостоятельное значение в развитии абстракции, была одним из самых мощных инструментов ее развития. Все ранние письменности восходили к слову как выражению сущности вещей, из которых состоял мир. С рождением первых цивилизаций знание стало заключаться в слово, а нахождение нужных слов превратилось в процесс познания, который продолжается вплоть до наших дней. Изобретение письменности стало, таким образом, одним из ярких свидетельств материальных и интеллектуальных возможностей цивилизаций Древнего Востока.

Становление и развитие Древнего Востока имеет ряд характерных особенностей. Создание производящей экономики и появление частной собственности усложняли социальную структуру, разделяя родовое общество на прослойки, различавшиеся богатством, знатностью и влиянием на сородичей. В результате стали складываться отношения эксплуатации как отчуждения рабочего времени и продуктов труда одними членами общества у других. У некоторой части общества появилась возможность жить за счет эксплуатации. В странах Древнего Востока шло постепенное формирование трех основных классов: рабов (рабы-чужеземцы, рабы-должники) и работников рабского типа, ведущих свое хозяйство, мелких производителей (свободные и зависимые земледельцы, ремесленники) и господствующего класса (земледельческая и служилая знать, жречество, богатая верхушка селян и горожан). Эти классы состояли из различных слоев, отношение к которым определялась юридическим и бытовым положением человека, его имущественной состоятельностью и сословной принадлежностью. Сословность определялась по правовому и престижному положению. По степени свободы и формальной независимости от других выделялись полноправные и неполноправные граждане, а также рабы. Эта довольно сложная классовая и социальная структура отражала высокий уровень развития древневосточного общества в сравнении с первобытным.

Важная особенность истории Древнего Востока - наличие общины, которая сохраняла коллективистские формы жизни, несмотря на имущественную и социальную дифференциацию, на интенсивное развитие отношений частной эксплуатации. В ряде стран с общиной сочеталась восточная деспотия - режим абсолютной, неограниченной власти царя. Восточная деспотия либо разрушала общину, либо подчиняла общинные структуры, превращая их в низшие органы администрации, либо ограничивалась верховным контролем над общиной. Наряду с деспотией, политический строй Древнего Востока был представлен номовой монархией, ограниченной коллективными общинными институтами, и олигархической ("аристократической") республикой.

Пояс древних цивилизаций включает цивилизации Египта, Месопотамии, Малой Азии и Закавказья, Восточного Средиземноморья и Аравии, Ирана, Индии и Китая. Относительно хронологических рамок истории древневосточных цивилизаций нет полного единства. В значительной степени это объясняется тем, что становление и гибель цивилизации нельзя точно приурочить к строго определенному времени. С известной степенью условности начальным периодом развития древних цивилизаций можно считать IV тысячелетие до н. э., а завершением их истории для Ближнего Востока - IV в. до н. э., для Южной и Восточной Азии - III–V вв. н. э. В истории Древнего Востока выделяют три эпохи, различающиеся по социально-экономическому облику (периодизация Г. А. Меликишвили). Первая эпоха (конец IV–III тысячелетие до н. э.) отмечена формированием и доминированием крупных централизованных государств. В трех регионах - Египте, Южной Месопотамии, Индии - складывались первые в мире цивилизации, утверждались ранние номовые государства. На их периферии, в Северной Месопотамии, Анатолии, Восточном Средиземноморье, Иране, Средней Азии шел процесс формирования протогородских центров и номовых государств. Вторая эпоха (II - начало I тысячелетия до н. э.) характеризуется доминированием мелких хозяйств, охваченных государственной эксплуатацией. На этом этапе сложились первичный очаг цивилизации в Китае, новый центр в Индии в долине реки Ганг, сеть номовых государств в Восточном Средиземноморье. В Малой Азии и Северной Месопотамии сформировались Хеттская, Митаннийская, затем Фригийская и Урартская державы. Первенства на всем Ближнем Востоке достигло Ассирийское царство. На рубежах Восточного Средиземноморья стали складываться объединения и союзы племен (гиксосское, древнееврейское, арамейские), перераставшие в ранние государства. Третья эпоха (середина I тысячелетия до н. э. - середина I тысячелетия н. э.) ознаменована подъемом товарно-денежных отношений и ростом крупной частной собственности. На этом этапе обширные пространства Ближнего и Среднего Востока были ввергнуты в новый передел мира, завершившийся созданием государства Ахеменидов (рубеж VI–V вв. до н. э.). В I тысячелетии до н. э. сложился непрерывный пояс классовых, высокоорганизованных и активно взаимодействующих обществ - от Атлантического до Тихого океана, - которые ко II в. н. э. вошли в состав четырех великих цивилизаций - Римской, Парфянской, Кушанской и Ханьского Китая. Завершилась третья эпоха Великим переселением народов (IV–VI вв.), которое затронуло Восток не меньше, чем Запад.

В учебном пособии предложена современная, апробированная в высшей школе последовательность изложения материала, который структурно разделен на 7 глав. Внутреннее информационное пространство каждой главы представляет собой трехуровневую конкретизацию исторического материала, состоящего из тестов-блоков. Каждый из таких текстов имеет самостоятельное смысловое содержание и логическую завершенность. Все тексты-блоки связаны по принципу - от общего к частному. Сначала дается общий очерк того или иного исторического периода или явления, потом идет рассказ о связанных с ним отдельных событиях, которые далее конкретизируются на уровне исторических портретов, сюжетов о произведениях искусства, предметах материальной культуры и пр. Каждый из таких текстов, при всей их взаимосвязи, имеет самостоятельную содержательную и логическую завершенность. Такое структурно-логическое построение материала реализует некоторые элементы программированного обучения и придает пособию многоцелевой и многофункциональный характер. Пособие сочетает в себе возможности традиционного издания подобного рода, дающего целостную историческую картину, дополняющего и конкретизирующего материал учебника, и своеобразного пособия-справочника, позволяющего оперативно выбрать и использовать в учебном процессе необходимые материалы по истории Древнего Востока.

Учебное пособие предназначено для преподавателей и студентов вузов гуманитарного профиля. Оно может быть полезным учителям учреждений среднего образования. Доступный язык изложения, сжатый, "клиповый" текст и структура пособия дают возможность старшим школьникам, учащимся колледжей и лицеев дополнить свои знания по истории Древнего Востока.

Пособие подготовлено ведущими специалистами Института всеобщей истории РАН, Института востоковедения РАН, преподавателями Московского государственного университета им М. В. Ломоносова, Российского государственного гуманитарного университета.

Глава IДревний Египет

Становление цивилизации и ее открытие наукой

Природные условия Египта

Согласно древнегреческому историку Геродоту из Галикарнасса, посетившему Египет в середине V в. до н. э., "вся страна, наводняемая и орошаемая Нилом, принадлежит Египту, и все люди, живущие ниже Элефантины и пьющие нильскую воду, - египтяне". Иными словами, в древности Египтом называлась долина Нила - вытянутая с юга на север полоса земли на северо-востоке Африки, которую великая река во время своих ежегодных разливов затопляла, обеспечивая ее плодородие. Упомянутая Геродотом Элефантина - крайний город на юге Египта: выше по течению реки (т. е. южнее) от него находится первый порог Нила, бывший границей Египта и Нубии.

profilib.net

Наталья Александрова, Иван Ладынин и др. - Древний Восток

Соловьева С. С. Лидия при Гигесе и ее взаимоотношения с Ассирией // Древний Восток. Вып. 1. М., 1975.

Янковская Н. Б. Хурритская Аррапха // ВДИ. 1957. № 1.

Янковская Н. Б. Хурриты в Канише (Малая Азия XIX в. до н. э.) // Кавказско-ближневосточный сборник. Вып. 8. Тбилиси, 1988.

Литература к Главе IV

Амусин И. Д. Проблемы социальной структуры обществ древнего Ближнего Востока (I тысячелетие до н. э.) по библейским источникам. М., 1993.

Бернхардт К.-Х. Древний Ливан. М., 1982.

Вулли Л. Забытое царство. М., 1986.

Гельцер М. Л. Некоторые вопросы политической и социальной истории древнего Алалаха // ВДИ. 1956. № 3.

Гельцер М. Л. Материалы к изучению социального строя древнего Угарита // ВДИ. 1954. № 2.

Гельцер М. Л. Финикия на рубеже VII–VI вв. до н. э. // Краткие сообщения Института народов Азии. 1962. Вып. 46.

Древняя Аравия (Материалы и сообщения) / Отв. ред. А. Г. Лундин. М., 1973.

Древняя Эбла (раскопки в Сирии) / Сост. П. Маттиэ; под ред. И. М. Дьяконова. М., 1985.

Коротаев A. B. Сабейские этюды: некоторые общие тенденции и факторы эволюции сабейской цивилизации. М., 1997.

Косидовский 3. Библейские сказания. М., 1987.

Лундин А. Г. Государство мукаррибов Саба. М., 1971.

Лурье С. Антисемитизм в древнем мире, попытки объяснения его в науке и его причины. Пг., 1922 (переизд. в: Филон Александрийский. Против Флакка. О посольстве к Гаю. Иосиф Флавий. О древности иудейского народа. Против Апиона. М., Иерусалим, 1994 ("Библиотека Флавиана", 3).

Мерпет Н. Я. Очерки археологии библейских стран. М., 2000.

Немировский A. A. У истоков древнееврейского этногенеза: ветхозаветное предание о патриархах и этнополитическая история Ближнего Востока. М., 2001.

Струве В. В. Пребывание Израиля в Египте в свете исторической критики. Пг., 1919.

Тураев Б. А. Остатки финикийской литературы. СПб., 1903 (Сообщения Российского Палестинского общества. Т. 13).

Циркин Ю. Б. Карфаген и его культура. М., 1986.

Циркин Ю. Б. Финикийская культура в Испании. М., 1976.

Циркин Ю. Б. История библейских стран. М., 2003.

Циркин Ю. Б. От Ханаана до Карфагена. М., 2001.

Шифман И. Ш. Ветхий Завет и его мир. М., 1988.

Шифман И. Ш. Возникновение Карфагенской державы. М., Л., 1963.

Шифман И. Ш. Земельные отношения в Палестине в первой половине I тысячелетия до н. э. // ВДИ. 1965. № 4.

Шифман И. Ш. Культура древнего Угарита. М., 1987.

Шифман И. Ш. Набатейское государство и его культура: из истории культуры доисламской Аравии. М., 1976.

Шифман И. Ш. Угаритское общество XIV–XIII вв. до н. э. М., 1982.

Шифман И. Ш. Финикийские мореходы. М., 1965.

Шпигельберг В. Пребывание Израиля в Египте в свете египетских источников. СПб, 1908.

Литература к Главе V

Абаев В. И. К вопросу о прародине и древнейших миграциях индоиранских племен // Древний Восток и античный мир. М., 1972.

Абаев В. И. Пятый столбец Бехистунской надписи и антидэвовская надпись Ксеркса // ВДИ. 1963. № 3.

Алиев И. История Мидии. Баку, 1960.

Бойс М. Зороастрийцы: верования и обычаи. М., 1987.

Бонгард-Левин Г. М. К проблеме генезиса древнеиндийской цивилизации (индоарии и местные субстраты) // ВДИ. 1979. № 1.

Бонгард-Левин Г. М. Некоторые проблемы этнокультурной истории народов Индостана в III–I тысячелетиях до н. э. // Узловые проблемы истории Индии. М., 1981.

Бонгард-Левин Г. М., Грантовский Э. А. От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история. 2-е изд. М., 1984.

Грантовский Э. А. Происхождение мидийского государства (политика и идеология) // Советское востоковедение: проблемы и перспективы. М., 1988.

Грантовский Э. А. Ранняя история иранских племен Средней Азии. М., 1970.

Дандамаев М. А. Иран при первых Ахеменидах. М., 1963.

Дандамаев М. А. Политическая история Ахеменидской державы. М., 1985.

Дандамаев М. А. Имперская идеология и частная жизнь в Ахеменидской державе // ВДИ. 1998. № 1.

Дандамаев М. А., Луконин В. Г. Культура и экономика древнего Ирана. М., 1980.

Дьяконов И. М. История Мидии с древнейших времен до конца IV в. до н. э. М., Л., 1956.

Дьяконов И. М. Восточный Иран до Кира (К возможности новых постановок вопроса) // История Иранского государства и культуры. М., 1971.

Дьяконов И. М. Очерк истории древнего Ирана. М., 1961.

Иванчик А. И. Каммерийцы: древневосточные цивилизации и степные кочевники в VIII–VI вв. до н. э. М., 1996.

Кашкай С. М. Из истории Маннейского царства. Баку, 1977.

Лелеков Л. А. Авеста в современной науке. М., 1992.

Луконин В. Г. Древний и раннесредневековый Иран: очерки истории культуры. М., 1987.

Луконин В. Г. Искусство древнего Ирана. М., 1977.

Массон В. М. Средняя Азия и древний Восток. М., Л., 1966.

Меликишвили Г. А. Некоторые вопросы истории Маннейского царства // ВДИ. 1949. № 1.

Новиков С. В. Юго-Западный Иран в античное время. М., 1989.

Периханян А. Г. Общество и право Ирана в парфянский и сасанидский период. М., 1983.

Погребова М. Н. Иран и Закавказье в раннем железном веке. М., 1977.

Погребова М.Н., Раевский Д. С. Ранние скифы и древний Восток. М., 1992.

Пьянков И. В. Образование державы Ахеменидов по данным античных источников // История Иранского государства и культуры. М., 1971.

Пьянков И. В. Зороастр в истории Средней Азии: проблема места и времени // ВДИ. 1996. № 3.

Рак И. В. Мифы древнего и раннесредневекового Ирана (зороастризм). СПб., 1998.

Струве В. В. Геродот и политические течения в Персии эпохи Дария I // ВДИ. 1948. № 3.

Струве В. В. Надпись Ксеркса о "дэвах" и религия персов // Известия АН СССР. Серия истории и философии. 1944. Т. 1. № 3.

Тюрин В. О. Социальное положение курташ по документам из "Сокровищницы" Персеполя // ВДИ. 1951. № 3.

Уилбер Д. Персеполь: археологические раскопки резиденции персидских царей. М., 1977.

Фрай Р. Наследие Ирана. М., 1972.

Хинц В. Государство Элам. М., 1976.

Юсифов Ю. Б. Элам: социально-экономическая история. М., 1968.

Литература к Главе VI

Альбедиль М. Ф. Забытая цивилизация в долине Инда. СПб., 1991.

Альбедиль М. Ф. Протоиндийская цивилизация: очерки культуры. М., 1994.

Бонгард-Левин Г. М. Индия эпохи Маурьев. М., 1972.

Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. 2-е изд. М., 1993.

Бонгард-Левин Г. М., Бухарин М. Д., Вигасин A. A. Индия и античный мир. М., 2002.

Бонгард-Левин Г. М., Герасимов A. B. Мудрецы и философы древней Индии. М., 1977.

Бонгард-Левин Г. М., Грантовский Э. А. От Скифии до Индии. М., 2001. Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. Ф. Индия в древности. М., 1985. Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977.

Вигасин A. A., Самозванцев А. М. "Артхашастра": проблемы социальной структуры и права. М., 1984.

Вертоградова В. В. Пракриты. М., 2002.

Гринцер П. А. Древнеиндийский эпос. М., 1976.

Елизаренкова Т. Я. Слова и вещи в Ригведе. М., 1999.

Ермакова Т. В., Островская Е. П. Классический буддизм. СПб., 2004.

Иванов В. В., Топоров В. Н. Санскрит. М., 1960.

Ильин Г. Ф. Древний индийский город Таксила. М., 1958.

Культура древней Индии. М., 1975.

Маккей Э. Древнейшая культура долины Инда. М., 1951.

Маламут Ш. Испечь мир. Ритуал и мысль в древней Индии. М., 2005.

Пандей Р. П. Древнеиндийские домашние обряды. М., 1982.

Тюлина Е. В. Гаруда-пурана. Человек и мир. М., 2005.

Три великих сказания древней Индии. Литературное изложение. М., 1978.

Шарма Р. Ш. Древнеиндийское общество. М., 1987.

Литература к Главе VII

Алексеев В. М. Наука о Востоке. Статьи и документы. М., 1982. Брей У, Трамп Д. Археологический словарь / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990.

Быков Ф. С. Учение о первоэлементах в учении Дун Чжуншу (К проблеме становления неоконфуцианства) // Китай. Япония. История и филология. М., 1961. С. 117.

Васильев К. В. Истоки китайской цивилизации. М.: Изд. фирма "Восточная литература" РАН. М., 1998.

Гоа Мин. О насечках на керамике и об истоках китайской иероглифической письменности. - Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXII. Языкознание в Китае. М.: Прогресс. 1989. С. 303–304.

Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990.

История Китая с древних времен до наших дней. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1974.

Китайская философия. Энциклопедический словарь. М.: Мысль, 1994.

Климишин И. А. Календарь и хронология. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Наука, 1990.

Крил Х. Г. Становление государственной власти в Китае. Империя Западная Чжоу. СПб.: "Евразия", 2001.

Крюков М. В. и др. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1983.

Крюков В. М. Текст и ритуал. Опыт интерпретации древнекитайской эпиграфики эпохи Инь-Чжоу. М., (Серия "Памятники исторической мысли"). 2000.

Куликов B. C. Китайцы о себе. М., 1989.

Малявин В. В. Гибель древней империи. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1983.

Малявин В. В. Китайская цивилизация. М., 2000.

Материалы по истории кочевых народов в Китае III–V вв. Вып. 1. Сюнну. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1989.

Старцев П. А. Очерки истории астрономии в Китае. М., 1961.

Титаренко М. Л. Древнекитайский философ Мо Ди, его школа и учение. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1985.

Шмидт П. П. Китайские классические книги // "Известия Восточного Института". Т. 2. Вып. 3. Владивосток, 1901.

Щуцкий Ю. К. Китайская классическая "Книга Перемен". М.: Изд-во восточной литературы (2-е изд. 1993).

The Cambridge History of China. Vol. I. The Ch'in and Han Empires, 221 B.C.-A.D. 220. Cambridge University Press, Cambridge a.e., 1986.

Willetts, W. Das Buch der Chinesischen Kunst. Leipzig. VEB E. A. Seemann Verlag, 1970. Foundations of Chinese Art. London. Thames & Hudson Ltd, 1965.

profilib.net

Н. В. Александрова, И. А. Ладынин, А. А. Немировский, В. М. Яковлев. Древний Восток

Иеромонах ПлатонДревний Восток при свете Божественного откровенияЭта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Труд «Древний Восток при свете Божественного откровения» является магистерскойдиссертацией иеромонаха… — ЁЁ Медиа, (формат: 160x220, 328 стр.) - Подробнее...18981238бумажная книга
Иеромонах ПлатонДревний Восток при свете Божественного откровенияТруд Древний Восток при свете Божественного откровения является магистерской диссертацией иеромонаха Платона Платон, иеромонах (Рождественского Порфирия Федоровича Рождественский П. Ф. ), получившего… — ЁЁ Медиа, (формат: Мягкая бумажная, 518 стр.) Подробнее...1487бумажная книга
Владимир Борисович МироновДревний Восток и АзияЭто очередной том, выходящий в рамках грандиозного проекта, посвященного истории русской и мировой культуры. Понятие «Восток» менялось в разные эпохи; автор начинает повествование с Палестины… — Мульти Медиа, (формат: 160x220, 328 стр.) электронная книга Подробнее...2006164электронная книга
Владимир Борисович МироновДревний Восток и АзияЭто очередной том, выходящий в рамках грандиозного проекта, посвященного истории русской и мировой культуры. Понятие «Восток» менялось в разные эпохи; автор начинает повествование с Палестины… — Мульти Медиа, (формат: 160x220, 328 стр.) Подробнее...2006бумажная книга
ПлатонДревний Восток при свете Божественного Откровения (магистерская диссертация) — Библиотечный фонд, (формат: 160x220, 328 стр.) электронная книга Подробнее...1898электронная книга
Древний Восток и античный мир. Труды кафедры истории древнего мира. Выпуск VIIДанный сборник, подготовленный коллективом кафедры истории древнего мира МГУ, посвящен исследованию различных сюжетов истории Древнего Востока и античности. Сборник предназначен для историков… — ЭкоПресс-2000, (формат: Мягкая бумажная, 518 стр.) Подробнее...2005334бумажная книга
Древний Восток и античный мир. Труды кафедры истории древнего мира. Выпуск VIIДанный сборник, подготовленный коллективом кафедры истории древнего мира МГУ, посвящен исследованию различных сюжетов истории Древнего Востока и античности. Сборник предназначен для историков… — Эко Пресс-2000, (формат: Мягкая бумажная, 518 стр.) - Подробнее...2005278бумажная книга
Васильев Леонид СергеевичВсеобщая история. Учебное пособие. Том 1: Древний Восток и античностьЧитателю предлагается серьезная работа, имеющая характер не только учебного пособия, но и новаторского научного исследования. Первые тома уже издавались в 2007-10 гг., но были серьезно переработаны и… — Книжный дом"Университет"(КДУ), (формат: 160x220, 328 стр.) - Подробнее...2015672бумажная книга
Васильев Л.Всеобщая история. В 6 томах. Том 1. Древний Восток и античностьЧитателю предлагается серьезная работа, имеющая характер не только учебного пособия, но и новаторского научного исследования. Первые тома уже издавались в 2007-10 гг., но были серьезно переработаны и… — КДУ, (формат: Мягкая бумажная, 518 стр.) Подробнее...2013483бумажная книга
Васильев Леонид СергеевичВсеобщая история. Учебное пособие. Том 1: Древний Восток и античностьЧитателю предлагается серьезная работа, имеющая характер не только учебного пособия, но и новаторского научного исследования. Первые тома уже издавались в 2007-10 гг., но были серьезно переработаны и… — КДУ, (формат: Мягкая бумажная, 518 стр.) Подробнее...2013807бумажная книга
Годер Г.И.История Древнего мира. 5 класс. Рабочая тетрадь. В 2 частях: Жизнь первобытных людей. Древний Восток. Древняя Греция. Древний Рим160 стр. Тетрадь создана применительно к учебнику История Древнего мира авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой. Разнообразные задания рабочей тетради развивают оперативные способности… — Просвещение, (формат: Мягкая бумажная, 518 стр.) Подробнее...2011263бумажная книга
Первые уроки истории. Древний ВостокМосква, 1914 год. Задруга. Владельческий переплёт. С 91 рисунком и картой. Сохранность хорошая. Раскол книжного блока. Пётр Павлович Мельгунов (1847-1894) - известный ботаники историк, педагог… — Задруга, (формат: 160x220, 328 стр.) Подробнее...19144655бумажная книга
Репин И.Е.История искусства зарубежных стран. Первобытное общество. Древний Восток, античность — СВАРОГ И К, (формат: 160x220, 328 стр.) - Подробнее...20081099бумажная книга
Хрестоматия. Мировая худоожественная культура. Древний Восток: Египет. Месопотамия. ПалестинаОт издателя:Тайны Древнего Египта, загадочные долины Междуречья, непостижимая Палестина… В книгу вошли основные тексты древневосточной мифологии, отражающие разнообразие представлений древних о… — (формат: 220x147x50мм, 880стр. стр.) Хрестоматия. Мировая художественная культура Подробнее...2014332бумажная книга
Михайловский Ф.А.Первобытный мир и Древний Восток. Книга для чтения по истории Древнего Мира. Учебное пособиеКнига для чтения по истории Древнего мира посвящена начальному этапу развития человечества и цивилизациям Древнего Востока. Увлекательные рассказы повествуют о первобытном обществе, о могущественных… — Русское слово, (формат: 220x147x50мм, 880стр. стр.) - Подробнее...2016552бумажная книга

dic.academic.ru

Читать Древний Восток - Александрова Наталья Николаевна - Страница 1

Александрова Н. В. Ладынин И. А. Немировский А. А. Яковлев В.М

Древний Восток

Учебное пособие для вузов

Введение

В. П. Буданова, доктор исторических наук, профессор

История Древнего мира как часть мировой истории началась на Востоке. Именно здесь сложился человек современного типа, зародились первые цивилизации, были созданы культурные и политические ценности, вошедшие в сокровищницу мировой культуры. Именно на Древнем Востоке в результате достеленного накопления материальных и духовных ресурсов был впервые создан приспособленный к человеку мир, в котором закладывались основы бытия, совершенствующие и развивающие самого человека.

Определение места Древнего Востока в мировой истории, его вклада в цивилизационное развитие, знакомство с его социально-политическими, экономическими и культурными структурами, с основными фактами, событиями и явлениями древневосточного мира — главное содержание настоящего учебного пособия. Изложенный в нем материал соответствует современному уровню развития исторической науки, учитывает основные требования к повышению уровня преподавания и подготовки специалистов с высшим образованием.

История Древнего Востока является составной частью общего курса истории Древнего мира и изучается, как правило, на первом курсе. Эта дисциплина призвана не только дать студентам системные научные знания, но и сформировать новое, адекватное реальности мировоззрение, толерантность и гуманизм.

Авторы поставили своей задачей показать взаимодействие человека с природой, охарактеризовать экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя, становление идей и институтов, раскрыть на конкретном материале позитивный след в истории каждого из народов древности, мужество, благородство, мудрость человека древневосточного мира.

Именно с этой целью в учебном пособии реализован цивилизационный подход. Категория «цивилизация» используется авторами в значении этапа истории человечества, связанного со всем многообразием его жизни в условиях рукотворной среды обитания, а также как обозначение определенной стадии развития общества, сменяющей первобытность. Цивилизационный подход предполагает отказ от жесткого детермизма, т. е. представления об определяющем значении какой-либо одной стороны жизни общества, и акцентирует внимание на тесной взаимосвязи экономической, политической и духовной сфер. Подобный подход к истории Древнего Востока дает возможность увидеть, каким образом происходило становление принципиально нового этапа всемирной истории, каковы признаки первых цивилизаций, как в древности начиналось «единство» истории, ее всемирность, как различные формы диалога цивилизаций и культур влияли на системность исторических подъемов и кризисов, и поразмышлять, почему в жизни цивилизаций так недолговечны эпохи расцвета и так долговременны периоды кризиса.

Древним Востоком принято называть огромную территорию от Северо-Западной Африки до Тихого океана, от Сахары до Индийского океана и до Великой степи. В этой обширной географической зоне в основном субтропического климата с очень жарким, сухим летом и мягкой зимой, где бассейны рек с плодородными аллювиальными долинами перемежались с каменистыми пустынями, обширными плоскогорьями и горными хребтами, в эпоху «неолитической революции» были созданы предпосылки для становления первых цивилизаций.

Разразившийся в канун «неолитической революции» экологический кризис изменил климатические условия обитаемой части суши, растительный и животный мир, ускорил переход от присваивающего, потребляющего и, следовательно, бесприбыльного хозяйства к производящему, рационально организованному, приносящему значительный прибавочный продукт, что сыграло поистине революционную роль в истории Древнего Востока. С выделением земледелия, скотоводства, а впоследствии ремесла в отдельные виды трудовой деятельности перед человеком открылись новые возможности и перспективы оседлого быта с гарантированным удовлетворением витальных потребностей, что кардинально изменило его образ жизни. Стабильное существование сопровождалось демографическим «взрывом», усилением миграционных процессов, быстрым освоением пригодных для земледелия территорий. По мере увеличения плотности населения нарастала борьба за плодородные земли, за территории с богатыми природными ресурсами. Первые шаги древневосточных цивилизаций сопровождались многочисленными войнами, нарастающей хаотичностью и неупорядоченностью сложно пульсирующего мира, растворявшего человека в своей бесструктурности. С переходом от присваивающего хозяйства к производящему слабела зависимость человека от природы и возрастала роль отношений внутри человеческого коллектива и организации труда в нем, так как это прямо влияло на выживание человека.

Один из знаковых признаков становления новых цивилизаций — возникновение частной собственности и денежного обращения. Древний Восток преодолел уравнительное распределение, что создавало экономический интерес человека к приумножению собственности, прежде всего для себя, для своей семьи, включало мотивационные механизмы, которые побуждали его лучше трудиться, находить более эффективные способы возделывания земель, выращивания скота, изготовления ремесленных изделий, строительства домов и сооружений, регулярно приносящих доход. Все это, как и обмен продуктами, в сочетании с поиском выгоды, накоплением богатств в конечном итоге многократно наращивало темпы прогресса. Появление института частной собственности и владения имуществом, включая землю, вело к концентрации богатств в руках одних и потере их у других. Шло социальное расслоение прежде единой первобытной общины, появление богатых и бедных. Верхушка общины, сосредоточив в своих руках право распоряжения лучшими землями, стадами, захваченным у противника богатством и пленными, закрепила это имущество за собой. Мелкие частные собственники — земледельцы, скотоводы, ремесленники — присваивали часть имущества, ранее находившегося в их личном пользовании. В той или иной мере они пользовались и общинной собственностью (выпасы для скота, страховые запасы семян и др.). Объектом собственности был и сам человек, ибо рабский труд также приносил доход. Однако рабовладение не стало экономической основой и ведущим признаком древневосточных цивилизаций.

В ходе «неолитической революции» окончательно оформилась потестарная (властная) структура (вожди, жрецы), впоследствии ставшая основой института государства. Появление публичной власти в лице царя, придворных, военачальников, судей и др. включало механизм внутреннего регулирования социальных отношений и конфликтов, а также внешней защиты, опираясь на нормы права. Отметим также то, что законодательство в целом демонстрировало высокий уровень понимания места человека в государстве, степень и формы его отношений с государством, государственными институтами и членами общества. Нормы права (Законы Хаммурапи и др.), являясь демонстрацией государственной власти, выражали и основы принятой в обществе морали.

Оседлый образ жизни привел к увеличению средних размеров общины, к образованию территориальной общины, которая, теряя родовой характер, стала организацией соседей, живущих на определенной территории. В тоге рост общины, которая включала отдельные домохозяйства, большие семьи и семейные общины, привел сначала к появлению больших поселений, а затем и городов. Первые в истории человечества города стали возникать в Южной Месопотамии уже в V тысячелетии до н. э. Появление городов как административно хозяйственных, военных и культурно-религиозных центров, как мест концентрации материальных и интеллектуальных ресурсов какого-либо региона Древнего Востока стало одним из важнейших признаков цивилизационного развития.

Быстрый рост численности населения, его высокая плотность в отдельных областях, развитие ремесел и строительства, появление административных центров зарождающихся государств, необходимость их укрепления привели к так называемой «городской революции» — созданию обширной сети городов. С ростом городов и концентрацией населения в них развернулись строительство и ремесла, активизировался обмен, шло формирование разносторонней городской культуры. Монументальным строительством дворцов, храмов, пирамид для усопших древневосточные цивилизации демонстрировали возможности и потенциал своего развития. Так закладывались основы одной из ярких традиций, сохранившихся до нашего времени, — демонстрировать свое величие в памятниках монументальной архитектуры, которые олицетворяли, становясь символом, ту или иную цивилизацию.

online-knigi.com

Наталья Александрова, Иван Ладынин и др. - Древний Восток

Источники по истории Древнего Египта

Первые известия о египетской и других восточных цивилизациях появились у обитателей Европы еще до становления античной цивилизации, во II тысячелетии до н. э. Собственно говоря, Египет и другие страны Востока были своего рода фоном и в то же время кладезем важных культурных достижений для развития античных государств Греции. Неудивительно, что уже в эпоху греческой архаики в творчестве логографов (авторов, ставивших перед собой задачу комплексного описания истории, географии и культуры отдельных регионов Эллады и Средиземноморья) Египет занимает важное место (в частности, о нем пишут такие авторы VI–V вв. до н. э., как Гекатей Милетский и Гелланик Лесбосский).

Египет в представлениях греческих авторов

На середину V в. до н. э. приходится создание Геродотом Галикарнасским своей "Истории в девяти книгах", главной темой которой стал пик давнего, с его точки зрения, противостояния Азии и Европы в эпоху Греко-персидских войн. Исходя из общей задачи историка, перед Геродотом встала необходимость описать возвышение Персии до уровня державы, объединившей весь ближне- и средневосточный мир, в том числе последовательность завоеваний персидских царей. Доведя магистральную линию своего повествования до вступления на персидский престол царя Камбиса и завоевания им Египта, Геродот останавливается и делает обширный экскурс в географию, историю и культуру этой страны.

Подробность этого экскурса, известного как "египетский логос" Геродота (вся II книга его "Истории"), оправдывается заявлением греческого автора о давнем и глубоком родстве греческой и египетской цивилизаций (последняя тем самым занимает в ряду других культур Востока совершенно уникальное место). Основой для создания этого описания Египта послужили в меньшей степени труды известных Геродоту логографов и в несравненно большей - его собственные наблюдения и рассказы египтян, собранные им во время поездки в их страну около 40-х годов V в. до н. э. Геродот старался передать такие рассказы максимально точно, но сам оговорил, что не может быть уверен в их полной достоверности. Так, зафиксированный им очерк египетской истории содержит очень характерные искажения: он изобилует ошибками, подчас грубыми, в том, что касается истории Египта до середины VII в. до н. э. Так, он помещает царствование Рампсинита (Рамсеса II) до строительства великих пирамид в Гизе. Но начиная с этого времени события правления XXVI династии фараонов из города Саис, с прямыми "наследниками" которой Геродот и общался, излагаются довольно точно. Нет сомнения, что имеющиеся в труде Геродота искажения и ошибки исходят не от него, а именно от его египетских информаторов, которые не знали историю своей страны на "профессиональном" (в нашем понимании) уровне.

Довольно много свидетельств об истории Египта (правда, скорее косвенных) содержится в произведениях греческих авторов IV в. до н. э. (например, афинских ораторов) - современников последнего этапа его независимости. В 332 г. до н. э., после завоевания Александром Македонским, Египет становился частью античного культурно-исторического круга эпохи эллинизма. В самом Египте, прежде всего в его новой столице Александрии, славящейся как культурный центр всего Средиземноморья, работают многие греческие писатели и историки, первым из которых был Гекатей Абдерский (конец IV в. до н. э.), создавший еще одно комплексное описание Египта.

Как считается, именно оно легло в основу посвященной Египту I книги "Исторической библиотеки" Диодора Сицилийского (I в. до н. э.) - своего рода сводного очерка истории практически всех известных к тому времени людям Античности стран мира. В I - начале II в. н. э. ценные сведения о религии Древнего Египта фиксируют в трактате "Об Исиде и Осирисе" греческий автор Плутарх Херонейский и в книге XI своего художественного произведения "Метаморфозы, или Золотой осел" римский писатель Апулей из Мадавра. Появление этих сведений в их трудах связано с интересом к египетской религии как основе культа "благих богов" Сараписа и Исиды, распространившегося по всему Средиземноморью с эпохи эллинизма; однако об источниках трактата Плутарха стоит сказать немного подробнее.

Трактат Плутарха "Об Исиде и Осирисе" содержит единственное на весь корпус письменных источников по Древнему Египту связное изложение мифа об этих ключевых фигурах египетской религии I тысячелетия до н. э. С высокой вероятностью оно восходит к так называемой "Священной книге", по-видимому, очерку египетской мифологии, написанному в начале III в. до н. э. на греческом языке египетским жрецом Манефоном Севеннитским (как считал отечественный египтолог В. В. Струве, греческая форма имени "Манефон" происходит к егип. Мер-не-Джехути - "любимый Тотом", т. е. египетским богом мудрости). Тогда же этот автор создал (также на греческом языке) сводный очерк истории Древнего Египта.

За исключением отдельных фрагментов, сохраненных в точных цитатах писавшим по-гречески еврейским автором I в. н. э. Иосифом Флавием (его интересовали прежде всего "точки соприкосновения" истории Египта и евреев), от труда Манефона остался только перечень египетских царей с указаниями продолжительности их правлений и скупыми комментариями (этот перечень сохранили хронографы - раннехристианские авторы, собиравшие всевозможные сведения о продолжительности всемирной истории из более ранних произведений и сопоставлявшие их с библейской священной историей).

Плохая степень сохранности труда Манефона привела некоторых исследователей к мнению, что он и сводился к перечню египетских царей; однако против этого говорят как цитаты Иосифа Флавия, так и стойкая репутация повествовательного исторического произведения, укрепившаяся за трудом Манефона в древности. Современные египтологи до сих пор используют введенное Манефоном деление последовательности египетских царей на 30 династий и всей египетской истории - на несколько крупных периодов (хотя с существенными коррективами). Будучи написаны уже после завоевания Александром Египта и на греческом языке (к этому времени хорошо известном в среде местной египетской элиты), произведения Манефона были призваны показать новым хозяевам страны величие ее исконной истории и культуры и вместе с тем вписать правление Александра и новой македонской династии Птолемеев в единую последовательность царских домов, правивших Египтом с глубокой древности.

Дешифровка иероглифов и изучение древнеегипетского языка

Сведения античных (как видно, прежде всего грекоязычных) авторов о Древнем Египте были основой европейских представлений о нем вплоть до начала XIX в., когда была дешифрована египетская иероглифическая письменность. Ее памятники ни разу не стали объектом изучения со стороны античных авторов (за понятным исключением Манефона), а после становления в Египте христианства иероглифы были забыты и там. Хотя в IV в. н. э., на закате собственно египетской культуры, появляется трактат Гораполлона "Иероглифика", в котором произвольные толкования знаков египетской письменности соседствуют со вполне правильными. Отдельные же, порой очень яркие, воспоминания о прошлом своей страны встречались и у египетских христианских (коптских), и у арабских авторов.

Назовем лишь некоторые иероглифические письменные памятники, наиболее значительные по охвату в них исторической информации. Это летопись на "Палермском камне" - описание важнейших событий истории Египта на протяжении первой половины III тысячелетия до н. э. (I–V династии), привязанное, как и в труде Манефона, к отдельным царствованиям с датировками их по годам. Нельзя не упомянуть названный по месту его хранения "Туринский царский список" - перечень практически всех правителей Египта с указанием продолжительности их пребывания у власти на протяжении III - первой половины II тысячелетия до н. э. (I–XVIII династии). Большое значение имеют два царских списка из храма Осириса в Абидосе и список из частной гробницы в некрополе Саккара близ Мемфиса, охватывающие примерно тот же временной промежуток, что и "Туринский список".

Стоит заметить, что все эти списки, за исключением "Палермского камня", датирующегося серединой III тысячелетия до н. э. (конец V династии), относятся ко времени начала XIX династии (Новое царство; рубеж XIV–XIII вв. до н. э.). О причинах такого внимания египтян к своей истории именно в это время еще будет сказано; отметим здесь, что эти источники не только служат ценным дополнением к труду Манефона при изучении истории и хронологии Древнего Египта современными исследователями, но вместе с данными Манефона свидетельствуют о практике в Древнем Египте специализированного изучения прошлого своей страны, значительно более подробного, чем полные хронологических неувязок сведения информаторов Геродота. Очевидно, эти документы вышли из греческой среды.

В связи с древнеегипетскими источниками скажем несколько слов и об истории письменности и языка, на которых они были записаны. Письменность в Древнем Египте возникла во второй половине IV тысячелетия до н. э., как и повсюду на Древнем Востоке из того, что в обществе, усложнившемся на этапе образования государства, появилась потребность фиксировать информацию, которая уже не умещалась просто в памяти людей, отвечавших за различные сферы хозяйства и администрации. При этом в течение длительного времени письменность существовала параллельно с пиктографией - способом фиксации того или иного сообщения при помощи изображения, "расшифровываемого" по принципу ребуса.

profilib.net