Тайны и загадки Древнего ВавилонаНа протяжении всех времён человечество интересовали древние цивилизации. Многие города хранят до сегодняшних дней неизведанные тайны. Не является исключением и Древний Вавилон. В данной статье мы поговорим о Вавилонской башне, воротах Иштар и о Садах Семирамиды.
Известно, что создателем Вавилона является Нимрод. Нимрод был потомком знаменитого библейского персонажа Ноя. После того как произошёл Ноев потоп люди попытались построить Вавилон и Вавилонскую башню, которая должна была достичь небес. В Библии говорится, что люди эти пришли с Востока. Перед тем как приступить к строительству башни они решили, что кирпич, из которого они её возведут, нужно обжечь. На строительство башни ушло 85 миллионов кирпича. Некоторые известные историки считают, что строители башни хотели отомстить Богу за потоп и «сделать себе имя». Но люди не извлекли урока из предыдущей катастрофы и решили снова кинуть вызов Богу. Тогда ещё все люди были одним пламенем, и язык общения был один. Достигнув успехов в постройке города, Нимрод возгордился. Из библейских текстов ясно, что этот человек был силён и жесток. Узнав о такой человеческой дерзости, разгневанный Бог решил наказать жителей Древнего Вавилона. С точки зрения Библии этими людьми управлял сам сатана, ибо он тоже не возжелал покориться Богу и устроил мятеж. Тогда Бог решил наказать непокорных другим образом. Он разбросал всех тех, кто занимался постройкой башни по всей земле и создал множество языков.
Европу заселили потомки Иафета, в Юго-Западной Азии остановились потомки Сима, в Африке и южной части Азии обосновались потомки Хама. В Палестине остановились потомки Ханаана и вследствие чего эту землю прозвали Ханаанской. После этого люди не могли больше понимать друг друга. Город и башня не были достроены до конца. Исходя из Библии, Древний Вавилон ассоциируется со злом и с гордыней. Существует и другой миф, согласно которому Вавилонскую башню построили ануннаки – подземные боги. Их целью было прославление вавилонского бога-покровителя Мардука. Как бы ни казалась эта библейская легенда выдумкой, но она совпадает с исторической реальностью. Время гибели Древнего Вавилона совпадает со временем начала Великого переселения народов. И здесь встаёт вопрос: что же на самом деле погубило Древний Вавилон? Божья кара или более естественные причины?
Очень долгое время историки сомневались в реальном существовании Вавилонской башни. Однако в начале XX века было найдено точное местонахождение Древнего Вавилона немецким археологом. Весной 1899 года Роберт Кольдевей начал раскопки холмов, которые образовались на месте развалин города и не представляли никакого особа интереса. Им был найден фундамент Вавилонской башни и ворота богини Иштар. Но, к сожалению, фундамент был второй башни, которую построили в память о первой в эпоху Хаммурапи.
Вавилонская башня находилась на левом берегу Ефрата на равнине Сахн. Когда впервые возвели башню точно неизвестно, но известно, что она не раз была разрешена ассирийцами. Но каждый новый правитель возрождал её снова, пока очередной завоеватель Вавилона не возжелал этого делать. Для того чтобы откапать фундамент башни Кольдевею потребовалось целых пятнадцать лет, но надежда не покидала будущего всемирно известного немецкого археолога. Благодаря раскопкам выяснилось, что фундамент второй башни был квадратной формы в девяносто сантиметров. По словам Геродота такой же была и высота башни. Первый этаж был тридцать три метра, второй восемнадцать метров и остальные этажи по шесть метров. Самый верхний этаж был пятнадцать метров и на нём располагался прекраснейший храм вавилонского бога Мардука. Второй храм находился на первом этаже. Там же стояла огромная статуя этому богу, перед которой проходило жертвоприношение. А вокруг башни находились дома паломников и жрецов.
Сейчас археологи предполагают, что Древний Вавилон является наследием загадочной цивилизации шумеров. Именно представители этого народа были уничтожены Всемирным потопом. Скорее всего, выжившие представители шумерского народа и возвели Древний Вавилон. Подтверждением существования в действительности башни служат и найденные клинописные глиняные таблички, на которых шла речь о судьбе Вавилонской башни.
Ещё одной интересной загадкой окутаны Ворота богини Иштар, которые тоже были найдены в ходе раскопок Роберта Кольдевея. Известно что ворота были возведены в 575 году до. н.э при царе Навуходоносоре. Ворота были в виде полуциркулярной арки и с двумя по бокам прямоугольными башнями. Они были настолько больших масштабов, что поражали современников. На стенах арки были изображены драконы, быки и другие таинственные животные, которых жители Древнего Вавилона считали священными. Кирпичи, из которых сооружены ворота, были покрыты ярко-синей эмалью. Как раз в этой эмали и заключается главная загадка ворот богини Иштар.
Для того чтобы сделать подобную смесь требуются определённые компоненты, но их не было в Древнем Вавилоне. Поэтому вавилонянам приходилось их везти с других стран, которые находились почти на краю света. При всём этом температура должна была быть не менее 900 градусов Цельсия, чтоб изготовить подобную эмаль. А после покрытия кирпичей эмалью их обжигали целых двенадцать часов при температуре более 1000 градусов Цельсия. Загвоздка состоит в том, что сейчас в современном мире такой температуры можно добиться только при помощи электроники. Как получалось это у жителей Древнего Вавилона и вправду загадка. Фрагменты древних ворот можно найти в разных музеях мира.
Нельзя не упомянуть и о Висячих Садах Семирамиды, которые на данный момент являются одним из семи Чудес света. О существовании этой загадочной достопримечательности учёные до сих пор не могут прийти к общему мнению. Есть такие, которые считают, что Сады Семирамиды спутали с парками в Нинивее.
До нас дошли свидетельства о Садах таких древних историков как Диодорус и Страбон. Странно что Геродот, который бывал в Месопотамии не упоминает ничего о садах. А так же в летописи Вавилона тоже нет упоминаний об этом чудном месте. Так же ещё одной загадкой является, то что точно не известно кто был создателем столь прекрасных садов. Официально считают, что создателем Висячих садов Семирамиды был Навуходоносор II. Существует и другая версия. Предполагают, что ответственной за сооружение садов может быть Ассирийская королева Семирамида. Ведь не зря её именем названо это Чудо Света . Но это только версия, которая не подкреплена достаточным количеством фактов. Поэтому обратимся к официальной версии. Согласно ей Висячие Сады Семинамиды велел построить Навуходоносар II, который жил в VI веке до н.э для своей жены Амитис. Амитис родом была с Мидии и Навуходоносар II женился на ней ради союза с Мидинским государством. Вскоре вавилонский правитель полюбил свою супругу и приказал собрать лучших инженеров и математиков, чтобы те соорудили прекрасный сад для его молодой жены. Проблема в том, что Амитис была родом оттуда где было много зелени и света, а Древний Вавилон был пыльный и душный город. Это её угнетало. Навуходоносар хотел порадовать свою любовь. Висячие Сады Семирамиды были созданы на холме на высоте 30-40 метров и состаяли из четырёх ярусов. Интересна была и система орашения. Предполагают что воду доставляли рабы круглые сутки, качая её из реки. До наших дней, к сожалению, Сады Семирамиды не сохранились. Остались только развалины в 90 км от Багдада. Поистине это было прекрасное сооружение. Первый в те времена монумент в честь любви.
Как видим много тайн и загадок хранит Древний Вавилон, которые предстоит ещё разгадать и понять. Можно с уверенностью сказать, что вавилонская инженерная наука достигла высокого уровня. Доказательством этого служат такие гениальные сооружения как Висячие Сады Семирамиды и Вавилонская башня. Вавилоняне умели даже делать уже в те времена точные расчёты движения небесных светил.
Какой был Вавилон в древности видео:
Статью написала: Назарова Ирина Игоревна
Добавить комментарий
istorii-x.ru
Древний Вавилон
Вавилон
Вавилон – крупнейший город древней Месопотамии, столица Вавилонского царства в 19-6 вв. до н.э.,
Важнейший торговый и культурный центр Передней Азии. Вавилон происходит от аккадских слов “Баб-илу” – “Врата бога”. Древний Вавилон возник на месте более древнего шумерского города Кадингир, наз-
вание которого было впоследствии перенесено на Вавилон. Первое упоминание о Вавилоне содержится в
надписи аккадского царя Шаркалишарри (23 в. до н.э.). В 22 в. Вавилон был завоеван и разграблен Шульги,
царем Ура, шумерского государства, подчинившего себе всю Месопотамию. В 19 в. происходивший из
аморитов (семитического народа, пришедшего с юго-запада) первый царь первой вавилонской династии
Сумуабум завоевал Вавилон и сделал его столицей Вавилонского царства. В конце 8 в. Вавилон был завое-
ван ассирийцами и в наказание за мятеж в 689 полностью разрушен ассирийским царем Синахерибом. Че-
рез 9 лет ассирийцы начали восстанавливать Вавилон. Наибольшего рассвета Вавилон достиг в период
Ново-Вавилонского царства (626-538 до н.э.). Навуходоносор II (604-561 до н.э.) украсил Вавилон роскош-
ными постройками и мощными оборонительными сооружениями. В 538 году Вавилон был взят войсками
персидского царя Кира, в 331 им овладел Александр Македонский, в 312 Вавилон был захвачен одним из
полководцев Александра Македонского Селевком, который переселил большую часть его жителей в осно-
ванный им поблизости город Селевкию. Ко 2 в. н.э. на месте Вавилона остались лишь развалины.
С 1899 по 1914 на месте Вавилона производились систематические раскопки немецким археологом
Кольдевеем, обнаружившим много памятником Ново-Вавилонского царства. Судя по данным этих раско-
пок, Вавилон, расположенный на двух сторонах Евфрата и перерезанный каналами, в эту эпоху занимал
прямоугольную территорию, общая длина сторон которой достигала 8150 метров. На восточном берегу
Евфрата находилась главная часть города с храмом бога Мардука, покровителя Вавилона, носившим наз-
вание “Э-сагила” (Дом поднятия головы), и большой семиэтажной башней, называвшейся “Э-теменанки”
(Дом основания неба и земли). Севернее находился отделенный от города каналом царский дворец с “вися-
чими садами” на искуственных террасах, построенный Навуходоносором II. Весь город был окружен тремя
стенами, из которых одна достигала 7 м. толщины, другая – 7,8 м, а третья – 3,3 м. Одна из этих стен была
икреплена башнями. Сложная система гидротехнических сооружений позволяла затопить окресности Ва-
вилона. Через весь город мимо дворца проходила “священная дорога” для религиозных процессий, ведшая к храму Мардука. Дорога, вымощенная огромными каменными плитами и окаймленная крепостными сте-
нами, украшенными изображениями львов, вела через монументальные крепостные ворота, носившие имя
богини Иштар.
Вавилония
Вавилония – примитивно-рабовладельческое (ранне-рабовладельческое) государство Древнего Востока,
располагавшееся по среднему и нижнему течению рек Евфрата и Тигра. Название свое получила от города
Вавилона, бывшего крупнейшим политическим и культурным центром государства, достигавшего своего
расцвета дважды – в 18 и 7 веках до нашей эры. Собственно Вавилония занимала лишь среднюю часть
Двуречья, от устья нижнего Заба (приток Тигра) на севере до города Ниппура на юге, то есть страну Аккад,
которая в древних надписях часто противопоставлялась стране Шумер, расположенной в Южной Месопо-
тамии. К востоку от Вавилонии простирались горные области, населенные эламитами и другими племе-
нами, а к западу простиралась обширная пустынная степь, в которой кочевали в 3-2м тысячелетиях до на-
шей эры племена аморитов.
Начиная с четвертого тысячелетия до нашей эры в Южной Месопотамии жили шумеры, язык которых
относится к древнейшей группе языков народов Передней Азии. Племена, населявшие среднюю часть Дву-
речья, говорили на аккадском языке, относящемся к семитической группе.
Древнейшие поселения, обнаруженные в собственно Вавилонии около современного Джемдет-Насра и
древнего города Киша, относятся к концу 4-го и началу 3-го тысячелетия до нашей эры. Население здесь
занималось главным образом рыболовством, скотоводством и земледелием. Развивались ремесла. Камен-
ные орудия постепенно сменялись медными и бронзовыми. Необходимость осушения болот и создания
оросительной сети обусловило применение рабского труда в глубокой древности. Рост производительных
сил приводил к дальнейшему имущественному и социальному расслоению. Углублению классовых про-
тиворечий способствовало развитие обмена с соседними странами, в частности с Эламом, откуда привози-
ли камень, дерево и руду.
Обострение классовой борьбы привело к образованию древнейших рабовладельческих государств, ко-
торые возникали в Аккаде, так же как и в Шумере, в третьем тысячелетие до н.э. В 24 веке до нашей эры царь Саргон I (2369-2314 до н.э.) объединил под своей властью Шумер и Аккад и создал ранне-рабовла-
дельческую державу, столицей которой стал город Аккад (Агаде-Сиппар).
Сохранившиеся документы указывают на развитие земледельческого хозяйства, всецело основанного на
искусственном орошении. Были проведены новые каналы, оросительная система объединялась в общегосу-
дарственном масштабе. Все хозяйство в целом основывалось на широкой эксплуатации труда рабов и сво-
бодных общинников. Рабовладельцы смотрели на рабов, как на скот, налагая на них клеймо собственности. Все земли считались принадлежащими царю. Значительная часть их находилась в пользовании сельских общин и обрабатывалась свободными общинниками. Цари отчуждали часть общинных земель и передавали
вельможам, чиновникам и военачальникам. Так возникло в первичной форме частное землевладение.
Натуральное хозяйство в основном все еще господствовало. Оценка различных товаров иногда произво-
дилась при помощи серебра или зерна. С увеличением количества продуктов развивалась меновая торгов-
ля. Была введена единая система мер и веса. Некоторые города приобретали более широкое торговое зна-
чение. С развитием рабовладения и торговли была связана военная политика. Цари Аккада предпринимали
походы с целью захвата добычи, рабов, а также расширения торговых связей с соседними странами. Так,
Саргон I ходил войной к “серебряным горам” (г. Тавр в Малой Азии) и к “кедровому лесу” (Ливан). Разви-
тие торговли ускоряло процесс классового расслоения.
Возникшая в результате острой классовой борьбы рабовладельческая деспотия, созданная Саргоном I и
его преемниками, защищала интересы правящего класса рабовладельцев, стремившихся подавить классо-
вый протест трудовых масс бедняков и рабов. Этой цели служил аппарат государственной власти. Было ор-
ганизовано небольшое ядро постоянного войска, к которому во время войны присоединялось ополчение.
Религиозная идеология использовалась для укрепления царской власти. Боги считались покровителями ца-
ря, царской власти и государства, царей называли богами.
К концу 23 в. до н.э. ослабленная классовой борьбой и длительными войнами аккадская рабовладель-
ческая деспотия стала приходить в упадок. Последний удар Аккадскому царству нанесли горные племена
гутиев, населявшие области Загра. Гутии вторглись в Месопотамию, опустошили страну и подчинили ее
своей власти. В клинописных текстах описывается разорение страны завоевателями, которые разграбили богатые и древние города, разрушили храмы и увезли статуи богов как трофеи. Гутиям, однако, не уда-
лось захватить всей Месопотамии. Южная часть Шумера сохранила некоторую независимость. В резуль-
тате экономического упадка Аккада, разоренного гутиями, произошло перемещение торговых и полити-
ческих центров на юг, а также расширение торговли южношумерийских городов, в частности Лагаша, в
котором в это время правил Гудеа. Развитие торговли привело к дальнейшему усилению Шумера. Уту-
хэгаль, царь Урука, возглавил борьбу против гутиев. Гутии были изгнаны из Месопотамии, что способс-
твовало образованию большого Шумеро-Аккадского царства со столицей в Уре.
Многочисленные деловые документы этого времени из архива Лагаша, Уммы и других городов указы-вают на значительное развитие хозяйства крупных рабовладельцев, в частности рабовладельческого хозяй-
ства храмов. Государство приобретает все более централизованный характер. Прежние самостоятельные
правители городов (патэси) становятся царскими наместниками. Дальнейшее развитие рабовладельческого
хозяйства и внешней торговли приводило к усилению завоевательной политики царей 3-й династии Ура
(2118-2007 до н.э.), которые объединили под своей властью почти всю Месопотамию. Шульги, царь Ура, завоевал страну Субарту в Северной Месопотамии и совершал походы в Элам, Сирию и даже в восточную
часть Малой Азии.
Однако последний расцвет Шумера был непродолжительным. В 21 в. до н.э. Месопотамию наводнили племена Элама, захватившие Шумер и образовавшие там новое царства с центром в Ларсе. С запада в до-
лину Евфрата вторглись кочевые племена аморитов, которые осели в Аккаде, сделав своей столицей Исин.
В эту эпоху возвысилось Вавилонское царство, основанное царями из династии аморитов (1-я вавилонская
династия). Его центром стал город Вавилон, выгодно расположенный на скрещении торговых путей.
Древневавилонское государство достигло расцвета в царствование Хаммурапи (1792-50 до нашей эры).
Вавилонские войска завоевали Шумер, одержали ряд побед над северными государствами, в том числе и
над государством Мари, расположенным к западу от Евфратаю Главным памятником этого периода явля-
ется кодекс Хаммурапи. Государство как крупнейший земельный собственник было заинтересовано в даль-
нейшем развитии оросительного земледелия. Принимались меры для расчистки старых каналов, сооруже-
mirznanii.com
Древний Вавилон
Вавилон
Вавилон – крупнейший город древней Месопотамии, столица Вавилонского царства в 19-6 вв. до н.э.,
Важнейший торговый и культурный центр Передней Азии. Вавилон происходит от аккадских слов “Баб-илу” – “Врата бога”. Древний Вавилон возник на месте более древнего шумерского города Кадингир, наз-
вание которого было впоследствии перенесено на Вавилон. Первое упоминание о Вавилоне содержится в
надписи аккадского царя Шаркалишарри (23 в. до н.э.). В 22 в. Вавилон был завоеван и разграблен Шульги,
царем Ура, шумерского государства, подчинившего себе всю Месопотамию. В 19 в. происходивший из
аморитов (семитического народа, пришедшего с юго-запада) первый царь первой вавилонской династии
Сумуабум завоевал Вавилон и сделал его столицей Вавилонского царства. В конце 8 в. Вавилон был завое-
ван ассирийцами и в наказание за мятеж в 689 полностью разрушен ассирийским царем Синахерибом. Че-
рез 9 лет ассирийцы начали восстанавливать Вавилон. Наибольшего рассвета Вавилон достиг в период
Ново-Вавилонского царства (626-538 до н.э.). Навуходоносор II (604-561 до н.э.) украсил Вавилон роскош-
ными постройками и мощными оборонительными сооружениями. В 538 году Вавилон был взят войсками
персидского царя Кира, в 331 им овладел Александр Македонский, в 312 Вавилон был захвачен одним из
полководцев Александра Македонского Селевком, который переселил большую часть его жителей в осно-
ванный им поблизости город Селевкию. Ко 2 в. н.э. на месте Вавилона остались лишь развалины.
С 1899 по 1914 на месте Вавилона производились систематические раскопки немецким археологом
Кольдевеем, обнаружившим много памятником Ново-Вавилонского царства. Судя по данным этих раско-
пок, Вавилон, расположенный на двух сторонах Евфрата и перерезанный каналами, в эту эпоху занимал
прямоугольную территорию, общая длина сторон которой достигала 8150 метров. На восточном берегу
Евфрата находилась главная часть города с храмом бога Мардука, покровителя Вавилона, носившим наз-
вание “Э-сагила” (Дом поднятия головы), и большой семиэтажной башней, называвшейся “Э-теменанки”
(Дом основания неба и земли). Севернее находился отделенный от города каналом царский дворец с “вися-
чими садами” на искуственных террасах, построенный Навуходоносором II. Весь город был окружен тремя
стенами, из которых одна достигала 7 м. толщины, другая – 7,8 м, а третья – 3,3 м. Одна из этих стен была
икреплена башнями. Сложная система гидротехнических сооружений позволяла затопить окресности Ва-
вилона. Через весь город мимо дворца проходила “священная дорога” для религиозных процессий, ведшая к храму Мардука. Дорога, вымощенная огромными каменными плитами и окаймленная крепостными сте-
нами, украшенными изображениями львов, вела через монументальные крепостные ворота, носившие имя
богини Иштар.
Вавилония
Вавилония – примитивно-рабовладельческое (ранне-рабовладельческое) государство Древнего Востока,
располагавшееся по среднему и нижнему течению рек Евфрата и Тигра. Название свое получила от города
Вавилона, бывшего крупнейшим политическим и культурным центром государства, достигавшего своего
расцвета дважды – в 18 и 7 веках до нашей эры. Собственно Вавилония занимала лишь среднюю часть
Двуречья, от устья нижнего Заба (приток Тигра) на севере до города Ниппура на юге, то есть страну Аккад,
которая в древних надписях часто противопоставлялась стране Шумер, расположенной в Южной Месопо-
тамии. К востоку от Вавилонии простирались горные области, населенные эламитами и другими племе-
нами, а к западу простиралась обширная пустынная степь, в которой кочевали в 3-2м тысячелетиях до на-
шей эры племена аморитов.
Начиная с четвертого тысячелетия до нашей эры в Южной Месопотамии жили шумеры, язык которых
относится к древнейшей группе языков народов Передней Азии. Племена, населявшие среднюю часть Дву-
речья, говорили на аккадском языке, относящемся к семитической группе.
Древнейшие поселения, обнаруженные в собственно Вавилонии около современного Джемдет-Насра и
древнего города Киша, относятся к концу 4-го и началу 3-го тысячелетия до нашей эры. Население здесь
занималось главным образом рыболовством, скотоводством и земледелием. Развивались ремесла. Камен-
ные орудия постепенно сменялись медными и бронзовыми. Необходимость осушения болот и создания
оросительной сети обусловило применение рабского труда в глубокой древности. Рост производительных
сил приводил к дальнейшему имущественному и социальному расслоению. Углублению классовых про-
тиворечий способствовало развитие обмена с соседними странами, в частности с Эламом, откуда привози-
ли камень, дерево и руду.
Обострение классовой борьбы привело к образованию древнейших рабовладельческих государств, ко-
торые возникали в Аккаде, так же как и в Шумере, в третьем тысячелетие до н.э. В 24 веке до нашей эры царь Саргон I (2369-2314 до н.э.) объединил под своей властью Шумер и Аккад и создал ранне-рабовла-
дельческую державу, столицей которой стал город Аккад (Агаде-Сиппар).
Сохранившиеся документы указывают на развитие земледельческого хозяйства, всецело основанного на
искусственном орошении. Были проведены новые каналы, оросительная система объединялась в общегосу-
дарственном масштабе. Все хозяйство в целом основывалось на широкой эксплуатации труда рабов и сво-
бодных общинников. Рабовладельцы смотрели на рабов, как на скот, налагая на них клеймо собственности. Все земли считались принадлежащими царю. Значительная часть их находилась в пользовании сельских общин и обрабатывалась свободными общинниками. Цари отчуждали часть общинных земель и передавали
вельможам, чиновникам и военачальникам. Так возникло в первичной форме частное землевладение.
Натуральное хозяйство в основном все еще господствовало. Оценка различных товаров иногда произво-
дилась при помощи серебра или зерна. С увеличением количества продуктов развивалась меновая торгов-
ля. Была введена единая система мер и веса. Некоторые города приобретали более широкое торговое зна-
чение. С развитием рабовладения и торговли была связана военная политика. Цари Аккада предпринимали
походы с целью захвата добычи, рабов, а также расширения торговых связей с соседними странами. Так,
Саргон I ходил войной к “серебряным горам” (г. Тавр в Малой Азии) и к “кедровому лесу” (Ливан). Разви-
тие торговли ускоряло процесс классового расслоения.
Возникшая в результате острой классовой борьбы рабовладельческая деспотия, созданная Саргоном I и
его преемниками, защищала интересы правящего класса рабовладельцев, стремившихся подавить классо-
вый протест трудовых масс бедняков и рабов. Этой цели служил аппарат государственной власти. Было ор-
ганизовано небольшое ядро постоянного войска, к которому во время войны присоединялось ополчение.
Религиозная идеология использовалась для укрепления царской власти. Боги считались покровителями ца-
ря, царской власти и государства, царей называли богами.
К концу 23 в. до н.э. ослабленная классовой борьбой и длительными войнами аккадская рабовладель-
ческая деспотия стала приходить в упадок. Последний удар Аккадскому царству нанесли горные племена
гутиев, населявшие области Загра. Гутии вторглись в Месопотамию, опустошили страну и подчинили ее
своей власти. В клинописных текстах описывается разорение страны завоевателями, которые разграбили богатые и древние города, разрушили храмы и увезли статуи богов как трофеи. Гутиям, однако, не уда-
лось захватить всей Месопотамии. Южная часть Шумера сохранила некоторую независимость. В резуль-
тате экономического упадка Аккада, разоренного гутиями, произошло перемещение торговых и полити-
ческих центров на юг, а также расширение торговли южношумерийских городов, в частности Лагаша, в
котором в это время правил Гудеа. Развитие торговли привело к дальнейшему усилению Шумера. Уту-
хэгаль, царь Урука, возглавил борьбу против гутиев. Гутии были изгнаны из Месопотамии, что способс-
твовало образованию большого Шумеро-Аккадского царства со столицей в Уре.
Многочисленные деловые документы этого времени из архива Лагаша, Уммы и других городов указы-вают на значительное развитие хозяйства крупных рабовладельцев, в частности рабовладельческого хозяй-
ства храмов. Государство приобретает все более централизованный характер. Прежние самостоятельные
правители городов (патэси) становятся царскими наместниками. Дальнейшее развитие рабовладельческого
хозяйства и внешней торговли приводило к усилению завоевательной политики царей 3-й династии Ура
(2118-2007 до н.э.), которые объединили под своей властью почти всю Месопотамию. Шульги, царь Ура, завоевал страну Субарту в Северной Месопотамии и совершал походы в Элам, Сирию и даже в восточную
часть Малой Азии.
Однако последний расцвет Шумера был непродолжительным. В 21 в. до н.э. Месопотамию наводнили племена Элама, захватившие Шумер и образовавшие там новое царства с центром в Ларсе. С запада в до-
лину Евфрата вторглись кочевые племена аморитов, которые осели в Аккаде, сделав своей столицей Исин.
В эту эпоху возвысилось Вавилонское царство, основанное царями из династии аморитов (1-я вавилонская
династия). Его центром стал город Вавилон, выгодно расположенный на скрещении торговых путей.
Древневавилонское государство достигло расцвета в царствование Хаммурапи (1792-50 до нашей эры).
Вавилонские войска завоевали Шумер, одержали ряд побед над северными государствами, в том числе и
над государством Мари, расположенным к западу от Евфратаю Главным памятником этого периода явля-
ется кодекс Хаммурапи. Государство как крупнейший земельный собственник было заинтересовано в даль-
нейшем развитии оросительного земледелия. Принимались меры для расчистки старых каналов, сооруже-
ния новых, для установки водочерпалок и равномерного распределения воды по всей стране. Наряду с зер-
новым хозяйством широко распространялись садоводство и скотоводство. Из Вавилонии вывозили продук-
ты сельского хозяйства. В кодексе Хаммурапи в качестве предметов торговли перечисляются хлеб, шерсть,
масло и финики. Помимо мелкой розничной существовала и оптовая торговля. Развитие торговли и ростов-
щичества влекло за собой дальнейшее социальное расслоение сельских общин и неизбежно приводило к
развитию рабства.
Большое значение имела патриархальная семья, в которой развивались древнейшие виды домашнего рабства: главе семьи должны были повиноваться все ее члены. Детей часто продавали в рабство. Другим источником рабства была долговая кабала. Бедняки принуждены были брать ссуды у богачей. Не имея возможности вовремя вернуть ссуду и высокие ростовщические проценты, должники, согласно кодексу
Хаммурапи, возмещали свои долг личным трудом. Так должники становились фактическими рабами ссу-
додателя, который их жестоко эксплуатировал. Стремясь несколько смягчить острые формы классовой борьбы, законодатель обязывал кредитора отпускать после трех лет службы родственников должника, от-
данных им кредитору в долговую кабалу. Больше всего рабов поставляли войны, так как пленников обычно
обращали в рабство. Рабовладение достигло значительного развития. Стоимость раба была невысокой и равнялась наемной плате за вола (168 грамм серебра). Рабов продавали, обменивали, дарили, передавали по
наследству. Законы всячески защищали интересы рабовладельцев, они строго карали строптивых рабов, устанавливали наказания беглым рабам, грозили строгим наказаниям их укрывателям. Раб только иногда имел право владеть небольшим частным имуществом с разрешения своего хозяина.
Формы примитивного рабовладения постепенно разрушали сельскую общину. Все земли считались при-
надлежащими царю, который мог отчуждать общинные земли, передавая их отдельным лицам: это также вело к распаду общин и постепенному уменьшению общинного землевладения. Наряду с общинным земле-
владением существовало, хотя и в небольшой степени, частное землевладение, постепенно возраставшее в
связи с распадом древних сельских общин. Многие земли сдавались в аренду частным лицам. В силу нату-
рального хозяйства того времени арендная плата, как правило, взималась в виде определенной доли уро-
жая. Частые войны приводили к разорению мелких землевладельцев и арендаторов, из среды которых вер-
бовались войны в царскую армию. Войны получали от царя земельные наделы.
Резкое деление общества на классы рабовладельцев и рабов, выделение из общей массы свободных лю-
дей крупных богачей, владевших рабами, скотом и землей, появление промежуточных слоев населения в виде неполноправных жителей завоеванных территорий (мушкену), наконец, массовое разорение общин-
ников характеризуют более сложную, чем ранее, структуру вавилонского общества, в котором развертыва-
лась острая классовая борьба. Это в свою очередь приводило к централизации и укреплению государствен-
ного аппарата, необходимого рабовладельцам для подавления и эксплуатации трудовых масс рабов и бед-няков. Так, в царствование Хаммурапи оформляется типичная для Древнего Востока деспотия. Все управ-
ление страной было централизовано. Верховная власть сосредоточилась в руках царя, руководившего раз-
личными отраслями управления при помощи множества чиновников. Население должно было платить
налоги (на землю, скот и т.д.). Судебной властью были облечены правители городов и областей. Были и
особые судьи. Существовали судебные коллегии “старейших и именитых людей города”. Для укрепления
авторитета царя, царской власти и государства использовалась религиозная идеология. Царь провозглашал-ся благим правителем, получавшим верховную власть из рук богов.
Реакционные буржуазные историки, затушевая рабовладение и классовую борьбу в Древнем Вавилоне, изображают государство “устойчивым, прочным, унифицированным”, а его деятельность благодетельной для народа. На деле Вавилонское царство было внутренне непрочным. Объединение всего Южного Меж-
дуречья, осуществленное при Хаммурапи, просуществовало не более 25 лет. В середине 18 века до нашей эры Вавилонское царство стало клониться к упадку. Восстановления внутри страны и иноземные нашест-вия ослабили мощь Вавилонского царства. Шумер отпал от Вавилонии и стал самостоятельным царством с центром в Исине. С востока в долину Двуречья вторглись касситы. В течении более ста лет цари 1-й вави-
лонской династии вели упорную борьбу с касситами за господство в Южной Месопотамии. При вавилон-
ском царе Самсудитане в 1595 году до н.э. Вавилон опустошили хетты, но закрепить свою власть в стране
они не могли. Разоренный Вавилон перешел в руки касситов. Касситский царь Агум II назвал себя царем
страны Кашшу (касситов) и Аккада, царем страны Вавилона, гутиев и “четырех стран света”, претендуя,
таким образом, на восстановление державы Саргона и Хаммурапи. Касситским царям не удалось основать большого и сильного государства. Вавилонское царство, называвшееся в то время Кардуниаш – Крепость
земного правителя, ограничивалось в Средней и частично Южной Месопотамией. В 15 в. до н.э. касситские
цари Кадашман-Энлиль и Бурнабуриаш, пытаясь укрепить свое влияние в Северной Месопотамии, стре-
мились установить торговые и дружеские взаимоотношения с египетскими фараонами 18-й династии. Ставшая независимой усилившаяся Ассирия нанесла Вавилону в 13-12 вв. до н.э. тяжелые военные удары.
Сохранившиеся царские жалованные грамоты на землю, начертанные на межевых камнях (кудурру), указывают на усиление частного землевладения, что приводило к постепенному ослаблению царской влас-
ти. Это время ознаменовало политическим и культурным упадком Вавилона.
Вавилон несколько усилился в середине 12 века при царе из династии вавилонского происхождения, сменившей касситов, - Навуходоносоре I, который одержал ряд побед над эламитами и ассирийцами и пре-
тендовал на завоевание Сирии. В конце 2-го тысячелетия до н.э. в Южной Месопотамии появилось семит-
ское племя халдеев, стремившееся завладеть Вавилоном. В 729 ассирийцы завоевали Вавилон. Халдейский
вождь Меродах-Баладан, вступив в борьбу с ассирийцами, захватил Вавилон и одержал победу над асси-
рийским царем Саргоном II в 721. Однако значительно более сильная Ассирия одержала верх в борьбе с
халдеями. Сын и преемник Саргона II Синахериб во время одного из вавилонских восстаний против Асси-
рии вновь завоевал Вавилонию и разрушил Вавилон в 689. Только в конце 7 в. Вавилон, воспользовавшись ослаблении Ассирии, освободился от господства ассирийцев. Халдейский полководец Набопаласар основал
новую династию вавилонских царей. Опираясь на вавилонскую торгово-рабовладельческую аристократию и жречество, а также на военный союз с Мимдией, Набопаласар нанес тяжелое поражение Ассирии. В 612
до н.э. халдейские и мидийские войска захватили и опустошили Ниневию. На развалинах разгромленной
Ассирии выросло Ново-Вавилонское, или Халдейское, царство.
Рабовладение в Вавилоне достигло в этот период наибольшего развития. Богатые рабовладельцы сосре-
доточили в своих руках большие стада, владели крупными поместьями, считали себя собственниками воды и каналов, которые проходили по их землям. Укрепление частной собственности богачей на землю и на во-
ду привело к еще более резкому классовому расслоению, к разорению общинников и мелких собственни-ков, которые с течением времени превратились в арендаторов, кабальных должников и рабов.
Значительного развития достигла торговля. Вавилон стал крупнейшим торговым центром страны, где
продавали и покупали продукты сельского хозяйства, изделия ремесла, недвижимость и рабов. Развитие
торговли привело к сосредоточению больших богатств в руках крупных торговых домов “Сыновней Эги-
би” в Вавилоне и “Сыновней Эгиби” в Ниппуре, архивы которых сохранились до наших дней. В связи с
этим менялся и самый характер рабства. Старые формы примитивного домашнего рабства постепенно стали отмирать. Положение рабов резко ухудшилось. Увеличилось количество частновладельческих рабов.
Набопаласар и его сын и преемник Навуходоносор II (604 – 561 до н.э.) вели активную внешнюю поли-
тику. Навуходоносор II совершил походы в Сирию, Финикию и Палестину, где в это время пытались утвер-
диться египетские фараоны 26-й династии. В 605 году до нашей эры в битве при Кархемише вавилонские
войска разбили египетскую армию фараона Нехо, которого поддерживали ассирийские отряды. В результа-
те победы Навуходоносор II захватил всю Сирию и продвинулся до границ Египта. Однако Иудейское царство и финикийский город Тир оказали, при поддержке Египта, упорное сопротивление Навуходоно-
сору II. В 586 году до н.э. Навуходоносор II после осады занял и разрушил столицу Иудеи Иерусалим, пере-
селив в “вавилонский плен” большое количество иудеев. Тир в течении 13 лет выдерживал осаду вавилон-
ских войск и не был взят, но впоследствии подчинился Вавилону. Навуходоносору II удалось одержать верх над египтянами и вытеснить их из Передней Азии.
Последний расцвет Вавилона при Набопаласаре и Навуходоносоре II нашел свое внешнее выражение в
большой строительной деятельности этих царей. Особенно крупные и роскошные сооружения были возд-
вигнуты Навуходоносором, который заново отстроил Вавилон, ставший крупнейшим городом Передней
Азии. Навуходоносор II выстроил большой дворец, роскошно украсил религиозно-процессионную дорогу и
“Ворота богини Иштар”, соорудил “дачный дворец” со знаменитыми “висячими садами”.
ua-referat.com
Древний город Вавилон – образ жизни и падение знаменитой столицы
Древний Вавилон был очень густонаселённым мегаполисом, на всех не хватало частных домов. Многие жители арендовали помещения, самой ценной вещью в сырцово-кирпичных домах считались двери, выполненные из дерева. Въезжая в дом, арендатор привозил собственные двери.
В перерывах между тяжким трудом и молитвами, жители древнего Вавилона вели достаточно бурную жизнь. Они судились, торговали, спекулировали, подыскивали выгодные оброки своим рабам. Пока слуги работали, богатые господа ломали голову, как бы провести свой досуг. У них для этого были довольно широкие возможности – в городе Вавилоне располагались публичные дома и трактиры, а также заведения, которые позже переименуют в клубы.
Трактирщицы нередко совмещали свои обязанности с профессией проститутки, а разбой считался специальностью. Древний Вавилон был единственным городом, где любой желающий мог получить диплом «мастера преступных дел».
Вавилон, конечно, в первую очередь был не развратно-разбойно-ростовщическим городом, а родиной ремесла и науки, центром театра и оригинальных диалогов. Жители Древнего Вавилона являлись также законодателями «всемирной» моды. Первые правители города совмещали в своей одежде аккадские и шумерские традиции – плащ был шумерским, а на голове они носили шапку – тюрбан, отдалённо напоминавший убор египетских царей.
Одежды горожан Древнего Вавилона отличались яркостью – в то время были в моде синий и красный цвета. Костюмы обильно украшала вышивка. Среди женского населения пользовалась популярностью косметика, а также украшения – браслеты, серьги, перстни, ожерелья, изготовленные из золота и драгоценных камней.
Славился город Вавилон своими мастерами – скульпторы, художники, златокузнецы и резчики, ткачи и люди всех профессий ценились очень высоко. Они нашли себе пристанище в других странах, после падения Древнего Вавилона. Но особой властью и неприкосновенностью пользовались жрецы, которые должны были вести астрономические наблюдения, совершать обряды, а также готовить «молодые кадры» себе на смену.Почётной обязанностью жрецов было проведение празднования Нового года, который отмечали во время весеннего равноденствия.
К новогоднему празднику в городе Вавилоне всегда относились с особым почтением – даже в те времена, когда правление страной переходило к чужеземцам. Ни персидские, ни ассирийские цари никогда не пропускали этого праздника. Напротив, они считали себя обязанными исполнять все ритуалы, с ним связанные. Если правитель не мог самолично посетить город Вавилон, то вместо его приезжали «заместители», которых выбирали из числа родственников.
Падение Древнего Вавилона
Это событие происходило не единожды, в сущности, историки не могут прийти к общему соглашению, какой из завоевателей нанёс окончательный удар. Предположительно это были парфяне, захватившие страну в 140 году до н.э. После этого события город ещё некоторое время оставался большим и богатым, но постепенно пришёл в полное запустение.
Жители города Вавилона не верили, что однажды враги смогут захватить их. По легенде, когда город осаждали персы, то горожане дразнили их: «Зачем вы праздно сидите и не уходите? Вы овладеете нашим городом, когда мул ожеребится!» И ровно через год и семь месяцев у Зопира сына некоего Мегабиза ожеребилась мулица…
Библейская легенда о разрушении города Вавилона
Было это в стародавние времена, когда все люди говорили на одном языке, а потому понимали друг друга. И подвигла людей гордыня оставить память о себе на веки вечные.
- Давайте все вместе соберёмся и выстроим огромную башню! – предложил один из них.
Всем эта идея пришлась по душе, и народ закричал:
- Мы выстроим башню до самого неба!
Люди выбрали высокую гору и приступили к работе. Месили глину, лепили из неё кирпичи и обжигали их. А те, кто стоял наверху, уже начали понемногу возводить свою башню.
Вокруг горы, на которой возводилась башня, вырос город Вавилон. Тридцать пять миллионов кирпичей употребили люди на постройку, не один год возводили они здание своё. Год от года становилась башня всё выше. И вот почти готово сооружение, но тут среди людей возник бог Ягве, который не желал, чтобы люди добрались до неба.
Он подумал, что оттого люди смогли выстроить такую башню, что они имеют общий язык, и один понимает другого. И Ягве наслал бурю на землю, и ветер унёс все привычные слова. И перестали люди в Древнем Вавилоне понимать друг друга.
Кричит маляр:
- Кончилась краска!
А выходит у него:
- Номорпэнт!
По всему городу раздаются непонятные слова:
- Маракири!
- Виндадоры!
- Жэнэком пренепа!
Люди бросили работу и стали искать тех, кто смог бы их понять. Так получилось множество разных народов – каждый старался держаться ближе к своей группе, к тем, кто его понимал.Мало по малу, Вавилонская Башня начала разрушаться от времени. Но ходит легенда, что и сегодня в каждом городе есть обломки тех кирпичей, что люди уносили с собой в память о временах, когда люди понимали друг друга и был мир на земле.
На протяжении многих веков город Вавилон продолжает жить в мифах и легендах. Одни ассоциируют Древний Вавилон с беспечностью, символом которой стал царь Валтасар, другие – с величественным образом разрушенной Башни и Вавилонской блудницей. Историки неоднократно пытались во всех подробностях воссоздать летопись Вавилона, узнать истинные причины его падения, но город по-прежнему хранит свои тайны…
valtasar.ru
ВАВИЛОН | Энциклопедия Кругосвет
ВАВИЛОН, знаменитый древний город в Месопотамии, столица Вавилонии; располагался на реке Евфрат, в 89 км к югу от современного Багдада и к северу от Хиллы. На древнем семитском языке его называли «Баб-илю», что означало «Врата бога», на древнееврейском это название трансформировалось в «Бабель», на греческом и латинском – в «Бабилон». Первоначальное наименование города пережило века, и до сих пор самый северный из холмов на месте древнего Вавилона называется Бабиль. Раскопки гигантского комплекса руин, оставшихся от древнего города, были начаты в 1899 Немецким Восточным обществом под руководством Роберта Кольдевея.
На историческом горизонте Вавилон появляется в Старовавилонский период (ок. 1900 – ок. 1600 до н.э.). В начале этого периода прежде незначительный городок Баб-илю в Аккаде сделался столицей небольшого царства, в котором правил аморей Сумуабум, ставший основателем I Вавилонской династии. Его преемниками были Суму-ла-Эль, Сабиум, Апиль-Син, Синмубаллит и Хаммурапи, правивший с 1792 по 1750 до н.э. Хаммурапи был самым знаменитым правителем эпохи и прославился не только военными успехами, но и как мудрый властитель. Одержав победу над Рим-Сином из Ларсы, Хаммурапи овладел Шумером, расположенным в нижней части Месопотамской долины, и стал властелином Шумеро-Аккадского царства; захватив царство Мари, он раздвинул границы своего государства до верховьев Евфрата. Еще ранее Хаммурапи провел важные реформы, полностью подчинив себе в административном и хозяйственном отношении храмы, упорядочив сбор налогов и создав единую судебную систему; его работа как законодателя запечатлена в знаменитых Законах Хаммурапи, копия которых найдена в Сузах.
Раскопки в центральной части холма Меркес в Вавилоне достигли слоя, лежащего частично над и частично под уровнем грунтовых вод и датированного временем I династии. По вскрытым остаткам города видно, что он был хорошо спланирован, улицы пересекали одна другую под прямым углом. Найденные дома были построены из сырцового кирпича и окружены такими же стенами на фундаменте из обожженного кирпича.
Уже при сыне Хаммурапи Самсуилуне начались нашествия касситских племен, спускавшихся с восточных гор. Более столетия Самсуилуне и его преемникам удавалось сдерживать натиск касситов. Однако в конце концов они сумели захватить страну и правили в Вавилоне почти полтысячелетия (ок. 1600 – ок. 1155 до н.э.). Раскопки касситского пласта холма Меркес показали, что расположение улиц и кварталов в этот период осталось практически таким же, как во времена Хаммурапи. Дома этого периода строились из сырцового кирпича, но, как правило, не имели фундамента из обожженного кирпича, что было характерной отличительной чертой города Хаммурапи. Керамика носила определенно самобытный характер, особенно обращает на себя внимание изобилие ювелирных изделий.
Касситскую династию сменила II династия Иссина, удерживавшая власть в Вавилонии более столетия. Ее наиболее выдающимся царем был Навуходоносор I (1126–1105), сумевший на время подчинить Ассирию. Однако после него большую часть Средне-Вавилонского периода страна находилась под господством Ассирии. Саргон II в 710 до н.э. захватил Вавилон и короновался здесь в качестве царя. Затем он построил у южной цитадели Вавилона массивную стену с круглой угловой башней, оставив на ее каменных стенах надпись: «К Мардуку! Великий Господин, божественный создатель, который живет в Эсагиле, Господин Бабиля, его господин; Саргон, могущественный царь, Царь земли Ашшура, царь всех. Правитель Бабиля, царь Шумера и Аккада, кормилец Эсагилы и Эзида». Сын Саргона Синнахериб в 689 до н.э. полностью разрушил город и даже повернул на него воды Евфрата, чтобы смыть с лица земли большую его часть. Однако его наследник Асархаддон восстановил и перестроил город. В частности, был восстановлен главный храм Вавилона, Эсагила; при этом был построен и знаменитый зиккурат, вошедший в историю под именем Вавилонской башни.
Нововавилонский период (612–539 до н.э.) начался с захвата царской власти в Вавилоне халдеем Набопаласаром, вступившим в союз с другими антиассирийскими силами и разрушившим в 612 до н.э. Ниневию, столицу Ассирии. При его сыне и преемнике Навуходоносоре II (605–562 до н.э.) Вавилон достиг наивысшего расцвета. Тогда произошла, как назвали это немецкие археологи, ведшие раскопки Вавилона, «колоссальная перестройка всего города». Было перестроено все: Эсагила – храм Мардука, зиккурат Этеменанки, храм Эмах в цитадели и более древний храм Иштар на Меркесе. Южную цитадель дополнили царским дворцом, в северной ее части построили еще один дворец. Стены раннего города восстановили, и выросший в размерах город окружили огромной внешней стеной; были вырыты каналы и построен первый каменный мост через Евфрат. Одним из семи чудес древнего мира считались висячие сады, но современные раскопки не смогли дать материалы, по которым можно было бы с уверенностью идентифицировать их остатки. Самыми великолепными постройками Вавилона того периода были, насколько можно судить по сохранившимся остаткам, Ворота Иштар и Аллея Процессий, нарядный вид которым придавали фризы быков, драконов и львов, выполненные из цветных изразцов.
Последним царем этого периода был Набонид, деливший власть в Вавилоне со старшим сыном Белшаруцуром (Валтасаром). В результате раскопок установлено, что после Набонида в Вавилоне остались новый храм Иштар на Меркесе и мощная фортификационная стена с большой пристанью на берегах Евфрата.
В 539 до н.э., как отмечается в Хронике Набонида и свитке Кира, Вавилон был захвачен персидским царем Киром II Великим. До нас дошли описания Вавилона времен персидских царей, оставленные Геродотом и Ктесием, врачом Артаксеркса II; от времен Артаксеркса II сохранились руины здания в южной цитадели. Нет сомнения, что упадок Вавилона начался уже до завоевания его Александром Великим. Александр, избравший Вавилон своей столицей, предполагал произвести здесь большие восстановительные работы, но умер, не успев осуществить своих планов. В греческий и парфянский период оставшиеся от древности царские постройки начали разбирать на материал для нового строительства, и это продолжалось веками, пока от города не остались руины.
См. также МЕСОПОТАМИЯ, ДРЕВНЯЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ.
www.krugosvet.ru
Древний Вавилон
Неразгаданные тайны древнего Вавилона
Столица Вавилонии — первого «мирового царства», существовавшего полторы тысячи лет, до такой степени славилась в древнем мире, что Александр Македонский, когда взял древний Вавилон в 331 году до н. э., сделал его столицей своей империи. Великий полководец даже принес жертвы богу Мардуку и распорядился восстановить древние храмы. Через восемь лет Вавилон стал для Македонского последним приютом. После его смерти закатилась и звезда Вавилона — к началу христианской эры от него остались только развалины и библейские сказания.
Из древнего Вавилона происходят даже знаки царского достоинства византийских императоров и русских царей. В «Сказании о Вавилоне-граде» (по списку XVII столетия) пишется: «Услыша же князь Владимир Киевский, что царь Василий получил из Вавилона такие великие царские вещи, и послал к нему своего посла, чтоб его чем подарил. Царь же Василий ради чести своей послал князю Владимиру в Киев в дарех сердоликову крабицу да мономахову шапочьку. И с того времени прослыша великий князь Владимир Киевский-Мономах. А ныне та шапочька в Московском государстве в соборной церкви. И как бывает властя поставление, тогда ради чину воскладывают ея на главу».
По Библии, первый строитель города и Вавилонской башни — правнук Ноя Нимрод. На протяжении долгих столетий древний Вавилон был для европейцев только легендой, мифом, в реальность существования которого верили немногие. Даже описание его красот и величия в хрониках античных знаменитых ученых, таких как Геродот или Страбон, не воспринимали всерьез, пока немецкому археологу Роберту Кольдевей не удалось подтвердить подлинность этих документов. Обломки кирпичного барельефа, обнаруженные им в 1899 г. на реке Евфрат, стали достаточным основанием для того, чтобы кайзер Вильгельм II начал щедро финансировать раскопки. Они и дали возможность восстановить подлинную историю Вавилона.
Первые известия о городе Кадингир, что значит «Врата богов» по-шумерски, пришло из XXII столетия до н. э., когда царь Шаркалишарри строил тут храм. 1894 год до н. э. — в Двуречье вторглось аморейское племя яхрурум. Они сделали шумерский город столицей своего государства и перевели его название на свой язык — Баб-илу. Немного позднее, при царе Хаммурапи Вавилон стал крупнейшим политическим и культурным центром всей Передней Азии. Этот шестой царь первой вавилонской династии, который правил с 1792 по 1750 год до н. э., остался в памяти потомков благодаря своим законам, которые дошли до нас на клинописных глиняных табличках (туппумах) и высеченным на каменной стеле. Современникам были известны множество его военных побед, в том числе разгром шумеров, крупные победы над Ассирией и объединение всей Нижней и части Верхней Месопотамии.
В IX столетии до н. э. с юга к Вавилону начали продвигаться кочевые племена халдеев — семитских племен с северо-западного берега Персидского залива. Они восприняли древнюю вавилонскую культуру и начали поклоняться Мардуку. В 626 году до н. э. халдейский вождь Набопаласар поднял восстание против ассирийцев. Кровопролитная война длилась на протяжении 12 лет, но в результате халдеи захватили всю Месопотамию, а также большую часть Сирии и Палестины. В истории Вавилона начинается самый значительный период.
Когда в V столетии до н. э. Геродот побывал в Вавилоне, он был потрясен его размерами и величием. Жилые кварталы тянулись по обе стороны Евфрата вдоль реки узкой полосой на 22 километра. Город окружал глубокий ров, наполненный водой, и три пояса высоких кирпичных стен с массивными зубчатыми башнями и восемью воротами из кованой меди. Крепостные стены в высоту доходили до 20-ти м, а в толщину — 15 м.
Улицы были застроены 3-х— 4-х этажными домами, которые были расположены по четкому плану: одни проходили параллельно реке, другие пересекали их под прямым углом. На главных улицах имелось твердое покрытие, а кое-где использовался асфальт розового цвета. Парадным входом Вавилона служили Ворота богини Иштар, облицованные синими глазурованными изразцами с чередующимися барельефными изображениями животных — 575 фигур быков, львов и фантастических драконов-сиррушей.
Вавилон прославился мудрецами-халдеями, пользовавшихся большой славой даже в позднеримскую эпоху. Это были непревзойденные астрономы и математики, лучше всех разбирались в астрологии и алхимии. Древним инженерам удалось обуздать бурный и капризный Евфрат, создав идеальную ирригационную систему. Изделия ремесленников древнего Вавилона пользовались заслуженной славой и огромным спросом на Востоке и в Египте. При вавилонских храмах появились первые школы. Дети там изучали богословие, право, медицину и музыку.
Торговля и бизнес за стенами Вавилона достигли небывалых высот. Уже в те времена здешние банкиры применяли безналичный расчет, выписывали чеки и оплачивали их, давали деньги в кредит и зачисляли их под проценты. Развивалась и сдача в аренду земельных участков. А предприимчивая вавилонянка Бабуну в 567 году до н. э. (за 2 500 лет до гениального романа Гоголя) строила свой «бизнес» на скупке умерших и беглых невольников.
В Вавилоне даже разбой считали профессией. Каждый желающий мог получить диплом «мастера уголовных дел». На одной из глиняных табличек был запечатлен довольно обыденный для Вавилона контракт. Некий гражданин брал на себя обязанность за 2 года и 5 месяцев обучить другого человека профессии бандита и сутенера. За это он получал доход от «работы». В случае неудачи ученик мог взыскать с учителя неустойку через суд.
Наибольший расцвет Вавилон достиг во время правления знаменитого царя Навуходоносора II. Именно при нем Ассирия — основной враг страны — была окончательно отброшена на свои коренные земли и пришла в полный упадок. Навуходоносор завоевал Финикию, Иерусалим, Иудейское царство и успешно противостоял Египту. Им были развернуты масштабные строительные работы, которые должны были превратить Вавилон в роскошную мировую столицу.
В северной части города, на левом берегу реки, располагался большой царский дворец с висячими садами, а с другой стороны — главный храм столицы, достигавший высоты современного 8-и этажного дома. В основании храм представлял собой прямоугольник со сторонами 650 и 450 м. В нем было святилище со статуей Мардука из чистого золота весом около 20 тонн, а также ложе и золотой стол. Сюда могла входить только особая избранница небожителя. Геродоту рассказывали, «будто сам бог посещает этот храм и отдыхает на ложе». Неподалеку от храма возвышалась знаменитая ступенчатая 7-и этажная Вавилонская башня — Этеменанки, что означает «дом, где сходятся небеса с землею».
Неизвестно, когда именно началось строительство этого храма, но он уже существовал во времена правления Хаммурапи. Возможно, проект этого гигантского строения позаимствовали из шумерских источников, где сказано о существовании семиярусных храмов, называвшихся по-шумерски «э-па» и считавшихся хранилищами священных «мэ» — таинственных и могущественных божественных сил, управляющих ходом развития мира. Башня была несколько раз разрушена ассирийскими захватчиками, и всякий раз очередной правитель Вавилона снова возрождал ее из развалин. Набополасар за 75 лет своего правления не успел закончить восстановительные работы. Его дело было продолжено сыном. Еще спустя 40 лет башня предстала перед вавилонскими жителями во всей своей красоте.
На одном из сравнительно недавно найденных туппумов есть изображение семиярусного храма, возле которого написано: «Этеменанки, зиккурат Вавилона». Справа изображение царя и надпись на аккадском языке: «Я — Навуходоносор, царь Вавилона, собрал все страны для завершения Этеменанки и Урмеиминанки, всякого и каждого правителя, поднятого на видное место перед всеми народами мира. Основание для высокой террасы я наполнил, его строения из битума и обожженного кирпича я создал, его вершину к Небу возвел, подобно Солнцу храм сиять заставил». Для того что бы построить башню понадобилось примерно 85 млн кирпичей. После этой последней и самой крупной реконструкции ее фундамент достиг ширины 90 м при такой же высоте сооружения.
Гибель Вавилона и знаменитой башни — одна из наиболее известных исторических тайн. Библейское предание, изложенное во 2 главе «Ноах» Книги Бытия, гласит, что после Всемирного потопа человечество было представлено одним народом, говорившим на одном языке. С востока люди пришли на землю Сеннаар (в нижнем течении Тигра и Евфрата), где захотели построить город (Вавилон) и башню высотою до неба, чтобы «сделать себе имя». Но строительство башни было прервано Богом, который смешал языки людей, из-за чего они перестали понимать друг друга, не могли продолжать строительство и рассеялись по всей земле.
Оплавленные остатки Этеменанки сохранились до наших дней и могут служить наглядным подтверждением правдивости библейских текстов о страшной ярости огня, который уничтожил башню. От жара невероятной температуры верхняя часть башни буквально испарилась, а оставшаяся, меньшая часть сплавилась в однородную стекловидную массу как с внутренней, так и с наружной стороны.
Ученые в течении долгого времени пытались разгадать тайну такого феномена. Назывались различные причины — удар огромной молнии, взрыв крупного метеорита и даже ядерный взрыв. Однако более правдоподобно выглядит «земная» версия гибели огромного сооружения. Все дело в чрезвычайной горючести вавилонских построек. Основным строительным материалом была — глина — которая выветривается и вымывается дождями. Для ее армирования применяли нарубленный тростник и солому. Полученный саманный кирпич лучше всего обжигать в печах, но топлива в Месопотамии было немного.
Обожженные кирпичи стоили очень дорого. На каждом кирпиче ставилось царское клеймо. Потому толстые стены зданий ставили из сырцового кирпича, переложенного тростниковыми канатами и залитого земляной смолой. Потом с обеих сторон их облицовывали обожженным кирпичом. Ну а для возникновения пожара кроме «карающей десницы» могло быть множество причин, в том числе и очередной штурм города. Этеменанки был очень богато украшен, и не только золотом — драгоценными тканями, деревянными изделиями. Однако и без них пожар вполне мог бушевать те 7 дней, что отводят ему специалисты: горение тростника и битума создавало гигантскую температуру, достаточную для плавления глины.
О трагическом конце Вавилонского царства в Библии сказано как о возмездии за грехи и высокомерие перед Господом. Гибель города была столь ужасной, что составителям библейских текстов приходилось с трудом подбирают эпитеты. Вавилон, который был «золотой чашей в руке Господа», вдруг за один Судный день «сделался ужасом между народами», «царством Антихриста», «пустыней опустошенной», «грудой развалин», «домом запустения» и «жилищем шакалов».
После смерти Навуходоносора в 562 году до н. э. в Вавилонии наступило «смутное время». В течении пяти лет на троне сменилось три царя, последний из которых, Набонид, изменил древнему культу Мардука и выдвинул на первый план бога Луны. В Библии сообщается, что его старший сын и соправитель Валтасар святотатственно использовал для еды и питья священные сосуды, которые были вывезены из Иерусалимского храма. В разгар веселья на стене появились начертанные таинственной рукой слова: «мене, мене, текел, упарсин». Иудейский пророк Даниил истолковал надпись, в переводе с арамейского она означала: «исчислено, исчислено, взвешено, разделено», — и предсказал Валтасару в скором времени гибель для него и его царства. Той же ночью Валтасара убили, и Вавилон перешел под власть персов. Вероятно, библейский рассказ основывается на реальных событиях в ночь на 12 октября 539 года до н. э., когда Вавилон был завоеван персидским царем Киром Великим.
331 год до н. э. — Вавилон покорил Александр Македонский, а спустя 19 лет он был захвачен одним из его полководцев, диадохом Селевком, который переселил большую часть вавилонян в основанный им неподалеку город Селевкию. К началу новой эры на месте Вавилона оставались лишь развалины.
Еще относительно не так давно, во второй половине XX столетия, Вавилон был важнейшим памятником государственного значения и попытки причинить ему вред карались вплоть до смертной казни. Сейчас же вандализм стал в Ираке нормой жизни. К такому выводу пришли эксперты ЮНЕСКО, посещавшие «вавилонское столпотворение» наших дней в ходе боевых действий на территории Ирака. Американские войска и их союзники ездили по Вавилону на бульдозерах, танках и тяжелых грузовиках, попустительствовали «черным копателям», которые разворовали большую часть богатств древнего города. Еще больше вреда было принесено обычными вандалами из числа местного населения. Они старательно уничтожали наследие вавилонской культуры, часто объясняя это религиозным порывом. К примеру, полностью сбиты девять настенных надписей на Воротах богини Иштар…
Ю.Подольский
ред. shtorm777.ru
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
shtorm777.ru
Древний Вавилон: где находился, его история и культура | Путешествия во времени
Где находится Вавилон
История Вавилона
Падение Вавилона
Архитектура Вавилона
Религия Вавилона
Культура Вавилона
Искусство Вавилона
Вавилон, видео
Наверняка все мы слышали библейскую историю о знаменитой и так и недостроенной Вавилонской башне, вследствие чего произошло смешение человеческих языков, так званое «вавилонское столпотворение». Разумеется, выглядит все это как красивая легенда, но, тем не менее, упомянутая в Библии Вавилонская башня действительно строилась при царе Навуходоносоре ІІ, а сам город Вавилон был поистине жемчужиной древнего мира. «Отец истории» Геродот, посетивший Вавилон, был восхищен его величием и размерами, до нас дошли его описания этого великого города, который вполне можно назвать мегаполисом древнего мира.
Где находится Вавилон
Но прежде чем отправить в прошлое, давайте определимся с географией нашего виртуального путешествия и ответим на вопрос: «где находился Вавилон на карте». Итак, Вавилон находится, а точнее находился, на территории современного Ирака, чуть севернее от иракского города Эль-Хилла, сейчас же на его месте остались одни лишь руины, ну и туристические ларьки с сувенирами.
Вот на этом месте некогда и был крупнейший город древности – Вавилон.
Но в эпоху своего расцвета Вавилон был не только городом, но и государством, владеющим обширными территориями.
Карта Вавилонского царства.
История Вавилона
История Вавилонского царства представляет собой целую череду драматических взлетов и падений, восстаний и завоеваний, сами древние вавилоняне не раз были, как в роли завоевателей, так и завоеванных.
Началось все примерно в ХХ веке до нашей эры, согласно легенды, основателем легендарного города был не менее легендарный царь Нимрод, правнук самого Ноя. Он же начал строительство той самой Вавилонской башни, достройкой которой занимался уже гораздо позже другой великий вавилонский царь Навуходоносор ІІ.
Очень скоро Вавилон возвысился над другими городами Междуречья и стал столицей могущественного царства, объединившего всю Нижнюю и значительную часть верхней Месопотамии. Этот период характеризуется расцветом городской культуры, литературы, искусства, юриспруденции (так, в это время был создан знаменитый кодекс законов вавилонского царя Хаммурапи, величайший юридический памятник законов древности).
В 1595 году до н. е. в Месопотамию вторгаются воинственные кочевники хетты, которые захватывают власть над Вавилоном. И вместо того чтобы разрушить уже развитую к тому времени вавилонскую цивилизацию кочевники в ней ассимилируются, постепенно перенимая культурные традиции вавилонян. Их правление в относительном мире продлилось более 400 лет, пока на арену истории не вышла новая могущественная, и к тому же весьма воинственная держава древнего мира – Ассирия.
Ассирийцы прославились невероятной жестокостью к покоренным народам и скверной привычкой стирать с лица земли целые города, но когда ими было завоевано вавилонское царство, его столицу, прекрасный Вавилон они не тронули, а напротив, присвоили городу особый статус, многие ассирийские цари даже занимались восстановлением его древних храмов и постройкой новых.
Но вот пришла очередь падения ассирийского царства, которое держалось исключительно на силе и страхе покоренных народов. Но ничто не может длиться вечно, и в один прекрасный момент началось всеобщее восстание против ассирийского господства, которое возглавил будущий вавилонский царь Набопаласар. Восстание увенчалось успехом, некогда грозная Ассирия пала, и с ее падением начался новый период расцвета Вавилонии. Вершины своего могущества Вавилон достиг во время правления сына Набопаласара, очень деятельного и энергичного царя Навуходоносора ІІ.
Навуходоносор проводил активную внешнюю завоевательную политику, в частности во время его правления была завоевана Иудея, а сами евреи были насильственно переселены в Вавилонию. Этот период их истории, известный как «Вавилонский плен» ярко описан в Библии.
Помимо Иудеи были окончательно завоеваны Сирия и Палестина. Сам город Вавилон был значительно перестроен, он еще больше увеличился в размерах, став крупнейшим культурным, торговым, экономическим центром в тогдашнем мире. О нем с восхищением писали современники.
Падение Вавилона
Но как это обычно бывает, расцвет часто приводит к гордыне, и как рассказывает библейская история, гордый вавилонский царь решил, что сможет построить башню до небес и таким образом сделаться равным Богу (К слову Навуходоносор действительно пытался построить такую самую высокую башню), но разгневанный Бог наказал эту заносчивость, смешав языки строителей, вследствие чего все строительный работы пришлось прекратить. В реальности же падение Вавилона и его знаменитой башни, которая представляла собой языческий храм, посвященный вавилонскому богу Мардуку, последовало постепенно на протяжении веков.
Новая угроза Вавилону пришла с востока, где началось восстание персов против Мидии, но вышло так, что персы вошли во вкус, и помимо Мидии успешно покорили и Вавилонское царство. Сам Вавилон теперь стал жемчужиной персидской империи.
Александр Македонский, который успешно навалял уже персам, всерьез собирался сделать Вавилон столицей своей обширной империи, но скоропостижно умер, его наследники переругались между собой, а сам Вавилон постепенно оказался на обочине истории.
Архитектура Вавилона
Пожалуй, более всего поражала современников величественная архитектура вавилонского царства. В частности здесь находилось одно из семи чудес света древнего мира – висячие сады Семирамиды.
Пальмы, фиги, и многие другие деревья, роскошные сады были высажены на искусственных террасах. На самом деле царица Семирамида к этим садам отношения не имеет, людская молва это чудо назвала так уже в более поздние времена, первоначально висячие сады были построены все тем же царем Навуходоносором для своей жены Нитокрис, которая страдала от душного климата Месопотамии, так как была родом из лесистой местности.
Еще одним удивительным архитектурным памятником древнего Вавилона являются парадные ворота Иштар, украшенные мозаикой синего цвета и барельефами с изображением сиррушей и быков.
Построенные в 575 году до н. э. по приказу царя Навуходоносора, эти ворота, защищающие северный вход в город, отлично сохранились до нашего времени, были реконструированы немецкими археологами и сейчас их можно воочию наблюдать в берлинском музее Пергамон.
Улицы древнего Вавилона не располагались хаотично, а строились в соответствии с четким планом, одна часть улиц шла параллельно к реке, а другая часть пересекала их под прямым перпендикулярным углом. Дома были обычно трех и четырех этажными, центральные улицы были выложены камнем.
В северной части города находился величественный царский дворец, построенный, да, опять Навуходоносором, а по другую сторону главный храм города, огромный зикурат посвященный верховному вавилонскому богу Мардуку, та самая Вавилонская башня из Библии. По рассказу Геродота на вершине этого храма-зикурата жила особая жрица – «невеста бога Мардука» и согласно преданиям (по крайней мере, так вавилоняне рассказали Геродоту, а он передал нам) сам бог Мардук время от времени собственной персоной отдыхает на вершине башни.
Религия Вавилона
Что же, теперь самое время коснутся древней религии Вавилона. Как мы уже знаем, верховным богом в языческом пантеона вавилонян был Мардук, который согласно вавилонской легенде о сотворении мира, победил чудовище хаоса Тиамат, тем самым внеся порядок в извечный хаос и положив начало нашему миру. Именно этому богу и посвящались многочисленные храмы и зикураты, но помимо него простые вавилоняне часто поклонялись и целому ряду других более мелких богов (часть из которых являются ипостасями все того же Мардука). Так, например, женщины вавилонянки молились женской богине любви Иштар, которая представляла собой божественное воплощение женского начала. Богине Иштар были посвящены и названые ее именем знаменитые парадные ворота, о которым мы писали чуть выше.
Также почитались боги Солнца и Луны: Шамаш и Син, бог мудрости и счета Набу и многие другие менее известные боги.
Вавилонские жрецы, служители богов, по совместительству были также и отличными учеными древнего мира, а особенно весьма неплохими астрономами, так например именно они первые увидели и зафиксировали на звездном небе планету Венеру, поэтично названую «утреней зарей» по времени ее появления на небосводе.
Культура Вавилона
Культура древнего Вавилона по степени своей продвинутости могла сравниться лишь с не менее развитой культурой древнего Египта. Так в Вавилоне была хорошо развита письменность, писали на глиняных табличках, и этому искусству юные вавилоняне обучились с ранних лет в специальных школах.
Вавилонские жрецы двигали науку того времени, владели искусством врачевания, отлично разбирались в математике и в особенности геометрии. Автор знаменитой теоремы своего имени, грек Пифагор в молодости обучался среди вавилонских жрецов.
Вавилоняне были первоклассными строителями, отличными ремесленниками, чьи изделия ходили по всему древнему востоку.
В юриспруденции Вавилона господствовал знаменитый кодекс законов написанных царем Хаммурапи, оказавших большое влияние на правовую культуру древнего Востока. Законы там к слову были довольно суровыми. Как вам, например такой закон из этого кодекса: Если пивовар варил плохое пиво (а в древнем Вавилоне уже варили пиво), то его следовало утопить в этом самом плохом пиве собственного изготовления.
Весьма любопытны некоторые законы Хаммурапи из так званного «семейного кодекса», например один такой закон гласит, что в случае бесплодия жены, муж имеет законное право зачать ребенка от «блудницы», но в таком случае он обязан полностью ее содержать, но при этом не приводить в дом жены при ее жизни.
Искусство Вавилона
Искусство древнего Вавилона активно представлено уже упомянутой нами его чудесной архитектурой, барельефами, скульптурой.
Например, это скульптурное изображение высокопоставленного чиновника Иби-Ила из храма Иштар.
А вот такие барельефы с изображением воинов и львов украшают знаменитые вавилонские ворота Иштар.
А вот это тот самый барельеф с кодексом законов царя Хаммурапи, где сверху на троне гордо восседает сам суровый вавилонский царь.
Вавилон, видео
И в завершение вашему вниманию интересный документальный фильм «Загадка древнего Вавилона».