Талисманы и амулеты считались самым эффективным средством против злых демонов. Их делали из любых подручных предметов. В дело шли всевозможные лоскутки материи, камешки, глиняные плитки, кусочки дерева и т. п. Амулеты ставили в доме, закапывали под порогом, вешали над дверью и носили с собой. На них изображали лицо доброго духа и писали нужные заклинания. Например: «О, Мунхуш благосклонный! Устрани все опасности раз и навек. Помоги жить спокойно, легко. Дай мне разум, талант. Дай удачу и счастье. Заклинаю тебя, Бог великий!» Если же, например, требовалась защита от сглаза или зависти, то амулет содержал текст: «Боги неба и земли, заклинаю, помогите! Злые чары отведите и создайте мне защиту, что удачу сохранит и веками простоит». Шумерский язык был весьма поэтичен, поэтому все заклинания и молитвы старательно рифмовались.Жрецы-халдеи изобрели свою астрологию. Вызывает восхищение высокая точность их астрономических наблюдений. Уже 4000 лет назад халдеи имели точные таблицы солнечных и лунных затмений. Они знали, что солнечный год имеет 325,25 суток, а период новолуния составляет ровно 30 дней. Их год состоял из 12 месяцев по 30 дней каждый, а недостающую ежегодную разницу в 5 дней засчитывали каждые 12 лет в виде двух дополнительных месяцев.Они знали о периодичности солнечных затмений, которые происходят раз в 18 лет. Они знали, что лунные затмения происходят через каждые 223 лунных периода (новолуний). Заблаговременно жрецы извещали царя о предстоящих явлениях: «О, царь Ассурбанип, мой повелитель! Я твой слуга, Абиль-Букдар. Да будет мир, да будет милость неба и Мардука тебе, великий царь… Через два дня Луна исчезнет ненадолго. Но вскоре заново появится. А в день 26-й мы ждем затмение Солнца».На основании своих наблюдений вавилонские астрологи сделали заключение, что смена времен года влияет на все живое. Но природные явления, в свою очередь, зависели от взаимного положения небесных светил. Отсюда следовал вывод, что именно небесные светила влияют на живое. Жизнь человека вела отсчет от точной даты рождения и соответствующего положения Луны и Солнца относительно звезд. Астрологи прогнозировали судьбы людей и целых народов. Вавилонский гороскоп содержал точные даты будущих событий: «Когда придет звезда Судьбы (дата), в стране появится чума. Затем (дата) взойдет звезда Ирбис, притягивая благоденствие. За ней спустя три года появится звезда Абазин (дата), которая предупредит опасность. Но в день (дата) взойдет звезда Алабастера, предвестник счастья и удачи».Считалось, что гадания и предсказания будущего – это особая форма общения с божествами. В Месопотамии гадали на всем чем придется. Будущее определяли по поведению животных и птиц, по облакам, по дыму костра, по пятнам масла на воде, по звездам, толкуя сны, бросая жребий. Жрецы создали подробнейшие сборники примет. Появились первые научные исследования, в которых зафиксированы различные события и описания того, что за ними последовало. Например, в те времена существовала примета, что если в дом забежит серая собака, значит, будет пожар. Если прибежит желтоватая, то кого-нибудь настигнет смерть. А если встретится рыжая собака, то наступит мир с врагами. Кроме сборников примет впервые появились и подробнейшие сонники, которые содержали множество разделов, облегчавших поиск необходимого толкования. Снам придавали самое большое значение. Существует легенда, что однажды пророк Даниил спас царя Навуходоносора, правильно растолковав значение его сна.[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Храм великого бога Мардука (Вавилонская башня).Вавилонские мудрецы придумали также геомантию – гадание по случайным геометрическим фигурам. Для гадания, например, подбрасывали над гладкой поверхностью горсть песка и разглядывали полученные фигурки. Внешне это было похоже на гадание на кофейной гуще. Однако толкования отличались большей точностью, поскольку для предсказаний жрецы использовали сложные математические формулы, известные им из астрологии.В повседневной жизни вавилонцы применяли очень простые гадания: например, человек задавал себе какой-нибудь вопрос. Затем он выходил на улицу, и первые услышанные им слова считались ответом бога. Если прохожие говорили что-то приятное, значит, ответ положительный. Если кто-то ссорился, значит, боги настроены негативно.Гадателя можно было встретить где угодно. Уличный предсказатель (бару) наливал в чашу воды и, держа ее на коленях, старательно всматривался в отражение. Затем в воду капал масло. По состоянию поверхности или по растеканию масла толковал будущие события. Самым сложным и правильным считалось гадание по внутренностям животного. Сначала толкователь заклинал бога Шамаша или бога Адада передать свой ответ. Потом потрошили животное и тщательно изучали его внутренности. Существовала целая система признаков изменения внутренних органов, используя которые опытный гадатель знал ответы на самые сложные вопросы. Обычно его действия сопровождались заклинаниями такого вида: «Адад, великий Бог – творец! Прошу тебя, ответь мне правду: кто из врагов задумал козни? Кто и когда напасть решил на город наш Ниппур? Кто это будет – киммерийцы, маннаи или армия мидян? Ты Бог великий! Ты мудр безмерно, и ты знаешь все!»Сергей Васильевич Гордеев.Древняя магия и современные религии.
www.blackqueenmagic.net
Древний Вавилон
Методическая разработка урока по истории в 5 классе
Автор: Ткаченко Ольга Сергеевна,
Должность: учитель истории и обществознания,
Место работы: МБОУ «СОШ №45 г.Челябинска»Тема урока: Древний Вавилон.
Цель урока:
1. Познакомить учащихся с Древним Вавилоном, с содержанием законов царя Хаммурапи, а также показать их историческое значение (как для жителей Вавилона, так и для современности).
2. Продолжать формирование умений анализировать исторические документы, делатьвыводы, самостоятельно строить рассказ, отвечать на вопросы.
Задачи:
1. Показать ход логического мышления учащихся на основе проведения разныхзаданий.
Развивать картографические умения учащихся.
Воспитывать у учащихся чувство уважения к историческому прошлому древнихцивилизаций.
Тип урока: комбинированный
Учебное оборудование: Мультимедийный проектор, карта «Древний Восток, Египет и Передняя Азия», атласы, раздаточный материал «Из законов царя Хаммурапи», наглядный материал (открытия древних шумеров), видеофильм «Вавилонское царство», учебник История древнего мира 5 класс, под.ред.А.О. Чубарьян, М.; Просвещение, 2013.
План урока:
1. Царь Хаммурапи и его законы.
2. Устройство общества Древнего Вавилона
3. Подданные царя
4. Боги и храмы Древней Месопотамии.
Ход урока
I. Орг.момент:
Приветствие, проверка отсутствующих.
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Культура шумеров»
На двух последних уроках мы с вами приступили к изучению Древнего Востока и уже познакомились с первой цивилизацией Древней Месопотамии.
А) Работа у карты одного ученика
1. Сейчас надо пойти к карте и показать Месопотамию, называя ее границы?
2. Почему Месопотамия так называется? Какие еще названия этой страны вам известны?
3. Показать на карте и назвать реки Междуречья.Б) Фронтальный опрос
4. Какой народ поселился в нижнем течении рек Тигр и Евфрат? (шумеры)
Правильно, и непосредственно на прошлом уроке мы говорили о культуре шумеров. Давайте вспомним.
5. Как называется древняя письменность шумеров? (пиктография)
6. Дайте полное определение этому понятию (древнее письмо с помощью рисунков).
7. На чем и чем писали шумеры? (на глиняных табличках, деревянными палочками)
На табличках писать очень сложно и поэтому рисунки постепенно упростились и превратились в знаки.
8. Как называлась новая письменность. Дайте определение (клинопись – письмо с помощью клиньев).
9. Какое значение имела письменность? (сохранение знаний и передача из не «из уст в уста», а письменно, развитие литературы).
Совершенно верно, благодаря письменности у шумеров появились поэмы, в частности поэма о Гильгамеше.
В) Устный ответ одного ученика
Рассказать кратко поэму о Гильгамеше.
Но не только литература дошла до наших дней, но и другие научные открытия шумеров. Давайте их вспомним.
Г) групповая работа учеников.
Перед вами небольшая экспозиция «Научные открытия древних шумеров», но там есть и лишние предметы, мы их должны убрать. А для этого надо найти открытия шумеров и пояснить, что это за открытие (на столе представлены: изображение 12 созвездий – пояс Зодиака, учебник по астрономии, календарь, часы, игрушка с колесами, рисунок ученик, сидящий за партой, учебник по литературе, рисунок с изображением клинописи.
III. Изучение новой темы.
Вступительное слово учителя
В начале 2-го тысячелетия до н.э. южная Месопотамия была завоевана семитскими племенами. Эти племена основали свое государство со столицей в городе Вавилон.
Именно о нем мы и будем говорить сегодня. Открываем тетради, записываем сегодняшнее число и тему урока: Древний Вавилон.
Сегодня на уроке мы познакомимся с (План урока):
1. Царь Хаммурапи и его законы. Главная задача – понять в чем значение законов Хаммурапи.
2. Устройство общества Древнего Вавилона
3. Подданные царя
4. Боги и храмы Древней Месопотамии. 1. Царь Хаммурапи и его законы.
Располагался Вавилон в очень удобном месте – в самом центре Двуречья, там, где близко сходились Тигр и Евфрат. Название Вавилон означало «врата бога».
По рекам купцы доставляли товары. По степям, горным тропам и пустыням издалека в Вавилон шли торговые караваны. Сюда привозили строительный лес и металлы, а вывозили зерно и шерсть.
Запись в тетрадь: Вавилон - «врата бога».
Вавилон был самым большим городом Передней Азии. Город был окружен стенами, длина которых была равна 12 км, высота же их превышала 10 м. Его улицы были чётко распланированы.
Главные ворота города назывались “Ворота Иштар”
Около ворот стоял царский дворец с висячими садами, которые считались одним из семи чудес света. В центре Вавилона возвышалась 90 метровая храмовая башня.
Самым могущественным и знаменитым царем Вавилонского царства был Хаммурапи. (Слайд с изображением царя Хаммурапи). О нем нам расскажет _______________________.
Запись в тетрадь: правление царя Хаммурапи с 1792 по 1750 год до н.э.
Давайте поближе познакомимся с законами царя Хаммурапи.
«Из законов царя Хаммурапи»:
§ 59. Если человек срубит в саду человека дерево без (ведома) хозяина сада, он должен отвесить 1/2 мины (мера веса и денежного счета - около 0.5 кг) серебра.
§ 229. Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу не прочно, так что построенный дом обвалится и причинит смерть хозяину дома, то этого строителя должно убить.
§ 245. Если человек наймет быка и причинит ему смерть небрежностью или побоями, то он должен хозяину быка возместить быка за быка.
§ 259.Если человек украл плуг с обрабатываемого поля, то он должен платить хозяину плуга 5 сиклей (сикль – 8,4 г.) серебра.
О чем мы узнали из этого отрывка? (наказания за убийство – смерть, за другие преступления – штрафы)
Чем оплачивали ущерб? (Серебро, вещи, зерно.) § 6. Если человек украдет достояние бога или дворца, то этого человека должно убить, а также того, кто примет из его рук украденное, должно убить.
§ 195. Если сын ударил своего отца, то ему должны отрубить руку.
§ 196. Если человек выколол глаз сыну человека, то должны выколоть ему глаз.
§ 200. Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны ему выбить зуб.
§ 203. Если сын человека ударил по щеке сына человека, равного ему, то он должен отвесить ему одну мину (0,5 кг) серебра.
§ 205. Если раб человека ударил по щеке сына человека, то ему должны отрезать ухо.
Какие наказания за преступления описаны в тексте?
Объясните происхождение выражения: "око за око, зуб за зуб".
Почему в статьях 203, 205 за одно и то же преступление предусмотрены разные наказания? § 26. Если воин, которому приказано выступить в царский поход, не пойдет, или наняв наемника, пошлет его в замену себя, этого воина должно убить; нанятый им может забрать его дом.
Как наказывали воинов, которые отказывались выполнять приказ военачальника?Ответ: (убивали)
С какой целью вводились такие жестокие порядки в армии?
Ответ: (Хаммурапи нужна была сильная боеспособная армия для поддержания порядка в стране, для укрепления собственной власти)Статьи этого закона были высечены на базальтовом столбе, который стоял в центре города и каждый грамотный человек мог познакомиться с текстом этого закона. 2. Устройство общества Древнего Вавилона
В законах царя Хаммурапи говорилось и об устройстве общества Древнего Вавилона. Так согласно закону верховным правителем являлся царь. Считалось что он получил свою власть от бога.
Царь имел право распоряжаться землей государства и достоянием своих подданных. Он мог наделять землей своих подданных, а мог и отбирать земли и все богатства. Не только имущество, но и жизнь подданных были в руках царя. Он мог действовать так как ему хотелось, потому что его власть была ничем не ограничена. Такое государство называют деспотией, а правителя – деспотом.
Запись в тетрадь: Деспотия – государство, в котором власть царя не ограниченна. 3. Подданные царя
Среди подданных царя можно выделить три разряда людей.
Составляем схему «Устройство общества».
Царь
Свободные люди, обладающие всеми правами
Свободные люди, лишенные некоторых прав.
Рабы
Должники
Преступники
Из законов Хаммурапи мы узнали, что штрафы и наказания отличались в зависимости от того к какому разряду подданных относился человек. Самые маленькие наказания были за преступления, совершенные против рабов.4. Боги и храмы Древней Месопотамии.Жители Древней Месопотамии верили в существование богов, для них они строили храмы и приносили жертвоприношения.
Давайте посмотрим видеофрагмент о Богах и храмах Древней Месопотамии (отрывок из фильма Инфоурок «Вавилонское царство).
Отрывок 02мин. 36сек. – боги Вавилона
На основе фильма записать:
Язычество – вера во многих богов.
Шамаш – бог солнца.
Мардук – покровитель Вавилона
Отрыввок 02мин. 53сек. – храмы и жрецы
Жрецы – служители богов
Храмы – жилища богов.
Зиккурат – многоступенчатый храм в Древней Месопотамии.IV. Закрепление изученного на уроке
1. Какое значение имели законы Хаммурапи для жителей Вавилона?
Ответ: Это были правила по которым жили жители этого государства.
2. Какое значение эти законы имеют для нас, людей, живущих в 21 веке?
Ответ: Они дают нам информацию о том, как жили жители Вавилона при Хаммурапи, чем занимались, как им разрешал поступать закон в той или иной ситуации.V. Итог урока:
Законы царя Хаммурапи в настоящие время хранятся в Луврском музее Парижа. Кодекс законов содержит 282 статьи, но сохранилось 247.
Законы Хаммурапи позволяют охарактеризовать экономический и политический строй древневавилонского царства.
Законы царя Хаммурапи – правила, обязательные для всех жителей страны.
Они защищали:
честный и добросовестный труд;
частную собственность;
своих подданных от обращения в рабство;
семью и права детей.
Законы сурово наказывали за преступления.
По воле Хаммурапи на каменном столбе было высечено: законы установлены для того, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы сильный не притеснял слабого. Это не были пустые слова, хотя бы отчасти они соответствовали действительности.
Вывод: одним из признаков перехода к цивилизации является наличие законов.VI. Выставление оценок
VII. Домашнее задание:
1. §11 - пересказ
2. Выучить записи в тетради
3. Для любознательных: подготовить миф о Вавилонской башне (устно рассказ этот миф на уроке).
Подготовить развёрнутый ответ на вопрос: О чем рассказывают законы Хаммурпи?
Список использованной литературы:
1.Учебник История древнего мира 5 класс, под.ред.А.О. Чубарьян, М.; Просвещение, 2013.
2. Универсальные Поурочные разработки по истории Древнего мира О.В. Арасланова, К.А. Соловьев, 5 класс, М.; «ВАКО», 2013.
ist.na5bal.ru
Образовательный портал | 1.4.2. Древний Вавилон История политических и правовых учений
Одним из интереснейших памятников религиозной и политической мысли является свод законов Хаммурапи, в котором обосновано божественное происхождение власти, существующего порядка вещей. Законы издаются Богом, но через царя.Шестой царь Вавилона - Хаммурапи, один из величайших политиков древности, правил Вавилоном с 1792 по 1750г. до н.э. Взойдя на трон небольшого царства, расположенного в среднем течении Евфрата, Хаммурапи закончил свои дни повелителем огромного (по тогдашним меркам) государства.После объединения страны Хаммурапи пришлось решать очень сложные задачи. Чтобы владения не распались на отдельные области, власть царя должна быть сильной. Но Хаммурапи не мог отбирать у крестьян землю, вновь создавать крупные царские хозяйства, набирать ремесленников в царские мастерские. Такие действия привели бы к быстрому упадку страны - люди успели привыкнуть к самостоятельности и относительной свободе, к доходам от рыночной торговли. Мудрый Хаммурапи нашел способы, позволяющие управлять деятельностью подданных.
Он стал автором самого известного на Древнем Востоке сборника законов, названного историками Кодексом Хаммурапи.В 1901г. французские археологи во время раскопок в Сузах (столице древнего Элама) обнаружили каменный столб с изображением царя Хаммурапи и текстом 247 его законов, написанным клинописью. Из этих законов (в основном) и стало известно о жизни Вавилона и о том, как Хаммурапи управлял страной.Хаммурапи не стал создавать царские поместья, отбирая землю у крестьян. Он воспользовался участками, которые общины выделяли ему как царю. На эти земли Хаммурапи посылал своих людей - воинов и так называемых мушкену. Мушкену считались приближенными царя и получали от него землю, скот и зерно, необходимые для ведения хозяйства. Кража имущества у мушкену каралась строже, чем кража у простого крестьянина. Так царь мог влиять на жизнь сельских общин через верных ему и зависимых от него людей.Занимался царь и крестьянскими долгами. Раньше крестьяне платили налоги, в основном, зерном, маслом, шерстью. Хаммурапи начал взимать налоги серебром. Однако, далеко не все крестьяне продавали продукты на рынках. Многим приходилось брать серебро в долг у тамкаров (заимодавцев) за дополнительную плату. Тем, кто был не в состоянии расплатиться с долгами, приходилось отдавать в рабство кого- нибудь из родственников. Хаммурапи несколько раз отменял все накопившиеся в стране долги, ограничил долговое рабство тремя годами, но справиться с проблемой долгов ему так и не удалось. Немудрено, ведь среди тамкаров были не только торговцы, но и сборщики налогов, и хранители царской казны.Во введении к законам Хаммурапи говорит: л...Мардук направил меня, чтобы справедливо руководить людьми и дать стране счастье, тогда я вложил в уста страны истину и справедливость и улучшил положение людей. Напомним, что Мардук был самым почитаемым Богом Вавилона. Царь, таким образом, пытается примирить интересы разных людей - тамкаров, мушкену, воинов, простых общинников, опираясь на волю верховного божества.
Мардук, по словам Хаммурапи, не просто награждает покорных и наказывает ослушников - Бог дает людям свод правил, устанавливающих справедливость в их взаимоотношениях друг с другом. Но - через царя!В законах отсутствует разделение на публичное и частное право. Наказание рассматривается как возмещение вреда, причиненного отдельному лицу, наказание назначается судами - формируются весьма нечеткие представления о видах вины. Впервые в истории Месопотамии предусмотрено назначение наказаний по принципу талиона. Однако талион применялся только среди равных. Законы формируются как закрепленные нормы, сложившиеся в практике, без теоретического обобщения.Обострение социальных противоречий приводит к появлению произведений, в которых ставится под сомнение справедливость существующего порядка. Особенно ярко эта тенденция выражена в Поэме о страдающем праведнике и Беседе господина со своим рабом. Когда господин говорит, что он не хочет приносить жертву Богу, раб отвечает: Не приноси, господин мой. Не приноси. Разве ты думаешь, что научишь Бога ходить за тобой подобно собаке, - раб явно пренебрежительно относится к религиозным обрядам. В ответ на слова хозяина: О раб, я хочу убить тебя и заставить тебя идти передо мной, - раб говорит: Воистину, господин мой только три дня проживет после меня. Раб сознает свою необходимость.Долгое время Вавилон оставался самым могущественным городом в Междуречье. В IV в. до н.э. в Вавилоне жило не меньше 200000 человек - это был огромный по тем временам город. Но в 539г. до н.э. красивейший город почти без сопротивления сдался иранскому царю Киру.Хаммурапи не удалось создать крепкое государство. Уже при правлении его сына, Самсуилуны, Вавилония потерпела ряд тяжелых поражений от своих соседей, и ее владения сократились.Но Хаммурапи все же добился большего, чем его предшественники или цари соседних стран. Он первым из правителей древностисоразмерил с силой царя силу закона и признал за подданными право самим заботиться о своей жизни. Наконец, Хаммурапи предложил народу образ Бога, устанавливающего согласие между людьми.Начиная с правления Хаммурапи, Вавилон 1200 лет был важным культурным и научным центром Передней Азии.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ (ЭКЗАМЕНУ)древнейших государств мира (Древний Египет, Древний Вавилон). Политико-правовые учения Древней Индии. Политико-правовые учения Древнего Китая. Учение софистов и Сократа о праве и государстве. Учение Платона о государстве и законах. Политико-правовое учение Аристотеля. Политико-правовые учения в период упадка древнегреческих государств. Эпикур. Стоицизм. Полибий о естественном круговороте
3.2. Попытки преодоления разрыва в уровнях развитиядревние Вавилон, Иран, Индия, Китай также демонстрировали более высокий уровень социально-экономического развития по сравнению с остальными регионами мира. 13 средние века уровень развития Китая и других восточных цивилизаций превосходил уровень развития Европы и России. Наконец, в наше время сравнительно небольшая группа развитых стран (около 30) существенно превышает по уровню
Приложениядревневосточных государствах сначала носило характер: а) домашний, б) государственный, в) аграрный, г) ремесленный. Какой из названных товаров более всего ценился в Древнем Египте: а) серебро, б) железо, в) золото, г) медь. Успехи в сельском хозяйстве древнего Вавилона были достигнуты за счет: а) оросительной системы, б) применения железных орудий труда, в) децентрализации
Феодальная система хозяйства в европейских странах. 3.1. Экономическая структура феодального общества.древности лсплошь лесная страна, стала к концу средневековья безлесной равниной [20,с 37]. В большинстве евро-пейских стран наблюдались эрозия почвы, выветривание плодородного слоя, обмеление рек и озер, появились овраги и др. Естественные ландшафты уступили место искусственным сооружениям дамбам, плотинам, мостам, каналам, шахтам, крепостям и др. Аграрная экономика, основными формами которой
Предисловиедревнейших врнуен или, как говорили древние Ио ovo, намекая на то, что все имеет свое начало, подобно тему, как жизнь возникает из яша. Ибо то, что само по себе ново, фдет понятно только по аналогии со старым, - утверждал английский философ XVI в. Фрэнсис Бэкон, посвятивший несколько страниц прюблемам рынка. Но разве рьиокЧ это ново? Это даже не хорюшо забытое старое. Пишет жк французский
Золотодревнегреческие философы Аристотель и Порфирий утверждали, что таланты, о которых идет речь в сФЬмаде и Одиссее, - золотые диски диаметром от 5 до 7 см, не имевшие стандартного юса. Наличие слитков-талантов в Древней Греции, шестиугольных слитков в Древнем Вавилоне, казалось бы, свидетельствует о том, что золото и другие благородные металлы благодаря своим свойствам выделились из мира товаров
Предисловиедревний Вавилон. БанкЧ самостоятельное, независимое, коммерческое предприятие. В этсм исследователи видят его сушцостъ. Однако деятельность соврамен- ного банка (банковского учреждения) так многогранна, что становится зачастую неопределенной. В настоящее время банки, естественно, выполняют свои традиционные задачи, организуя денежный оборот и кредитные отношения. Однако теперь в их функции
Банк - это здравый смыслдревней и именно она в большей степени приближает нас к пониманию сути кредитных учреждений. Считается, что упоминания о первых обособленных кредитных операциях относятся к VT в. до н.э. Историкам хсрсшо известно, что в лбанках древнего Вавилона практиковались знакомые и в нале время операцииЧ прием! вкладов и уплата по ним гроцентов. Эти же операции были известны в Древней Греции в TV в. до
Системы бухгалтерского учетадревнем Вавилоне. Переход к бухгалтерскому учету по методу двойной записи - до сегодняшнего времени главный "рывок" в развитии системы бухгалтерского учета - произошел в Италии в эпоху Возрождения. Стимулом для возникновения этого метода послужила потребность в отслеживании сложных финансовых операций в области торговли и банковского
Глава 5.2. Заемный капиталдревнем Вавилоне около 2 тысяч лет до н.э. В последние тридцать лет лизинг получил особенно широкое распространение. Лизинг различают оперативный и финансовый. Оперативный лизинг подразумевает передачу в пользование имущества многоразового использования на срок по времени короче его экономического срока службы. Он характеризуется небольшой продолжительностью контракта (до 3-5 лет) и неполной
geum.ru
Интересные факты о Вавилоне
Так, в древнем мире в нем насчитывалось около 150 тыс. жителей. Вавилон по праву считался культурной "столицей" древнего мира.
Некоторые интересные факты о Вавилоне Вы узнаете далее.
1). Известно ли вам, что Вавилон "падал" неоднократно? И, даже самые главные историки не в состоянии определить, кто все-таки сломил его. Однако, неизменным остается тот факт, что падение "мегаполиса" происходило очень тихо и незаметно.
2). Торговля в Вавилоне была неотъемлемой частью. Изделия, которые были созданы там, пользовались огромной популярностью. А из желающих это приобрести были самые высокопоставленные люди со всех стран. Вавилон по праву считается "законодателем моды".
3). А еще этот город славился "легкодоступностью" девушек. Жрицами любви здесь были все, от мала до велика. И это отнюдь не считалось позором и грехом. Наоборот, в Вавилоне эта "профессия" была "престижной и модной".
4). Знаете ли вы, что в Вавилоне, если врач ставил неверный диагноз, ему просто отрубали руку? Плата за ошибку была серьезной, поэтому и случаев таких было немного.
5). О садах Вавилона ходят безумные легенды. Оказывается, в древний город ввозили самые разные редкие породы деревьев, кустарников и трав. Ухаживали за этим "чудом" рабы, поливая их постоянно водой из Евфрата. А когда все это расцвело - благовоние и красота были несравненными ни с чем.
Бытует мнение о том, что Македонский провел там последние дни перед уходом в иной мир.
6). Знаете ли вы, что квадратные уравнения жители Вавилона решали еще задолго до появления на свет Христа?
7). Легендарная Вавилонская башня трактуется из разных источников по-разному. Однако, более ли менее у всех сходится мнение о том, что такой храм имел место быть в центре древнего города. Миссия его была религиозной и астрономической.
8). Пытаясь восстановить всевозможные исторические летописи, Вавилонская башня имеет вид абсолютно "не башенный" - огромное бесформенное сооружение, с кучей лестницами, окнами и дверями. Просто "хаос" в середине города.
9). Что ж, мы никогда не узнаем точно и досконально, как и что было в древнем городе Вавилоне. Но хоть какие-то сведения, благо, у нас есть.
Интересный документальный фильм с фактами о Вавилоне
Другие интересные факты о Вавилоне можно найти на Web страницах сети Интернет.
Похожие материалы
Вы можете сохранить статью или поделиться ею, нажав на одну из кнопочек ниже
facty.by
Древний Вавилон - путеводитель
Первым исследователем серьезно взявшимся за раскопки древнего Вавилона стал Роберт Кольдевей потративший 12 лет своей жизни, израсходовав почти два миллиона марок на скромную оплату труда рабочих, на лопаты и тачки, для того чтобы освободить Вавилон от библейских легенд и сделать его реальным фактом.
Сначала экспедиция Кольдевея раскопала два ряда вавилонских стен, которые тянулись вокруг города почти на 90 километров. Это было в два раза больше окружности Лондона прошлого столетия, а ведь Лондон того времени насчитывал более двух миллионов жителей. Сколько же жителей в таком случае должно было проживать в Вавилоне?
В начале 1900 года Кольдевей установил, что его рабочие раскопали еще и третий пояс вавилонских стен. Если бы все кирпичи этих стен расположить цепочкой, то получился бы пояс длиной от 500 до 600 тысяч километров. Им можно было бы опоясать земной шар по экватору 12-15 раз.
Вторая стена была из обожженного кирпича: для производства его в необходимом количестве должны были работать 250 заводов с годовой производительностью десять миллионов штук кирпича. Каково же было назначение этих стен? Защищать жителей Вавилона от вражеских орудий? Возможно ли это за 2000 лет до изобретения пороха?
Древний Вавилон - стены с внутренней стороны были облицованы глазурованными плитками, покрытыми орнаментом, а также изображениями львов, газелей, драконов и воинов с оружием в руках. Уже в первые дни раскопок, когда отрыли неполных 10 метров стен, Кольдевей нашел почти тысячу больших и малых обломков от их украшений: львиные хвосты и зубы, ноги газелей и людей, наконечники копий. И все 19 лет раскопок находки продолжались!
По описаниям древних авторов и по книге Р.Кольдевея «Воскресший Вавилон» теперь уже можно представить город времен Навуходоносора.
На огромной равнине возвышаются могучие стены с сотнями башен, покрытые зелеными и голубыми плитками, которые отражают солнечные лучи далеко к горизонту. А за этими стенами и башнями - еще более великолепные и высокие здания. В центре столицы возвышается самое высокое сооружение между Евфратом и Тигром - легендарная Вавилонская башня. И весь этот волшебный пейзаж отражается в огромном озере, которое защищало от нападения и без того неприступные стены. Хитроумная водная система давала возможность в случае опасности затопить равнину вокруг Вавилона.
Все авторы сходятся в том, что стены были возведены из кирпичей, скрепленных асфальтом. Но еще больше, чем крепостные стены, Кольдевея (а вместе с ним и весь мир) поразило другое открытие – «Дорога смерти», или, точнее, «Дорога для процессий бога Мардука».
Дорога шла от берегов Евфрата и Больших ворот к главному храму древнего Вавилона - Эсагиле (святилищу с высокой башней), посвященному богу Мардуку. Эта дорога 24-метровой ширины была ровной, как шнур, и вела сначала к воротам богини Иштар (мощному укрепленному сооружению с четырьмя башнями), а оттуда вдоль царского дворца и зиккурата - к святилищу бога Мардука. Посередине дорога была вымощена большими каменными плитами, и во всю длину ее обрамляли красные кирпичные полосы. Пространство между блестящими каменными плитами и матовым мощением было залито черным асфальтом. На нижней стороне каждой плиты было выбито клинописью:
«Я, Навуходоносор, царь Вавилона, сын Набопа-ласара, царя Вавилона. Вавилонскую дорогу паломников замостил для процессии великого владыки Мардука каменными плитами. О Мардук! О великий владыка! Даруй вечную жизнь!».
Это была великолепная дорога, но все же чудом света ее делало совсем другое. В сущности, она была огромным оврагом, похожим на прекрасно облицованный канал-шлюз. Ничего не было видно ни справа ни слева, потому что с обеих сторон ее обрамляли гладкие стены семиметровой высоты, заканчивавшиеся зубцами, между которыми на одинаковом расстоянии друг от друга стояли башни.
Внутренняя сторона стен была облицована блестящей глазурованной синей плиткой, и на холодном синем фоне ее грозно вышагивали львы с ярко-желтой гривой и оскаленной пастью с клыками. Сто двадцать двухметровых хищников глядели на паломников со стен, с ворот богини Иштар, скалили пасти драконы, рогатые полукрокодилы, полупсы с чешуйчатым туловищем и огромными птичьими когтями вместо лап так же хищно бросали свой взор. Этих вавилонских драконов было свыше пятисот.
Почему набожные вавилонские паломники должны были идти по этой ужасной дороге? Ведь религия древнего Вавилона, хотя и была полна магии, чудес и фантастических существ, отнюдь не была религией ужаса. Но дорога Мардука вызывала чувство страха и превосходила все, даже храм ацтеков в Чичен-Ице, который называют окаменевшим ужасом. На этот вопрос исследователи вавилонской религии так и не смогли ответить.
Военные историки предполагают, что дорога великого бога Мардука служила не просто для процессий паломников, а была и частью оборонительной системы самой крупной крепости, которая когда-либо существовала в мире.
Попробуем представить, что встретил бы враг, решивший захватить Вавилон Навуходоносора?
Сначала ему бы пришлось преодолеть широкий ров, в который были бы пущены воды Евфрата. Допустим, это удалось. Для таких случаев в Месопотамии использовали не лодки, а надутые воздухом овечьи бурдюки, на которых воины плавали, как на спасательных кругах. (Работники Кольдевея таким образом каждое утро перебирались на работу с правого берега Евфрата.)
Допустим, что враг преодолел и первую, и вторую, и третью линии стен древнего Вавилона. И вот он оказывается у главных ворот, а преодолев эти ворота, попадает на ровную, вымощенную и заасфальтированную дорогу, ведущую к царскому дворцу. Тогда из бесчисленных отверстий в башнях на него посыпался бы дождь стрел, копий и раскаленных асфальтовых ядер. И не осталось бы ему ни малейшей возможности для бегства. Кроме того, враг оказался бы между стен, наводящих ужас, - львов, взирающих с грозным видом, а с ворот богини Иштар скалили бы пасти сотни драконов. Дорога Мардука становилась для неприятеля настоящей дорогой смерти.
И все-таки древний Вавилон пал. Пал, хотя стены Навуходоносора продолжали стоять и никто ими так и не овладел. Персидский царь Кир подкупил правящую верхушку, пообещав ей сохранить все привилегии. И она открыла ему ворота городских стен и главные ворота богини Иштар. А щиты воинов, отдающих честь новому господину, прикрыли пасти грозных львов на стенах дороги Мардука.