Стихийная диалектика древних. 5.Наивный материализм и стихийная диалектика античной философии.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Понятие диалектики. Этапы развития и основные принципы. Стихийная диалектика древних


1.2 Частные случаи научных методов диалектики

Сравнительный метод предполагает сопоставление государственно-правовых понятий, явлений и процессов и выяснение между ними сходства или различий. В результате сравнения устанавливается качественное состояние государственно-правовых систем в целом либо отдельных их институтов и норм. Можно сравнивать между собой политические, государственные, правовые системы, отрасли права, одноимённые правовые институты и нормы. Можно то же самое делать внутри отдельной правовой системы. Но нельзя сравнивать, например, правовую систему в целом и отдельную юридическую норму. Эти объекты несравнимы по уровню, объёму, содержанию и признакам.

Если сопоставляются объекты высокого уровня, сложные по своей структуре (например, государства или правовые системы различных стран), то это будет макросравнение. Сопоставление менее объемных, более простых по структуре объектов (правовые институты, юридические нормы) называется микросравнением.

Значение сравнительного метода в правоведении и государственно-правовой практике исключительно велико. На основе и в результате сравнения наука установила, что каждый последующий исторический тип государства и права оказывался прогрессивнее предыдущего.

Сопоставление современных зарубежных государственно-правовых систем и нынешней российской государственно-правовой системы, к сожалению, свидетельствует о том, что многие зарубежные государственно-правовые институты защищают гражданина и его собственность намного эффективнее отечественных.

Только сравнивая государственно-правовой материал и получая результаты, можно определить конкретные пути совершенствования государственно-правовых систем, улучшения законодательства, укрепления законности и правопорядка.

Широкое применение сравнительного метода в правоведении, юридической практике привело к формированию в составе юридической науки относительно самостоятельного направления - сравнительного правоведения.

Наука о государстве также широко пользуется сравнительным методом. Сравниваются различные государства, сопоставляются государственные институты разных стран, внутригосударственные институты различных временных периодов и тем самым оценивается их состояние и перспективы развития. Поэтому наряду со сравнительным правоведением уместно вести речь о сравнительном государствоведении.

Социологический метод состоит в исследовании государства и права на основе фактических данных государствоведения и правоведения. Правовой материал в этом случае рассматривается не на уровне абстрактных категорий, а на базе конкретных фактов. Социологический метод изучения государства и права включает в себя такие способы, как анализ статистических данных и различного рода документов, социально-правовой эксперимент, опросы населения, математические и статистические методы обработки материала.

Социологический метод, как и сравнительный, применяется исключительно широко в государственно-правовой сфере. Используя его, выясняют состояние общественных отношений и соответственно потребность в юридических нормах или их изменении, эффективность законодательных и правоприменительных актов, целесообразность тех или иных юридических процедур.

Применение социологического метода в государственно-правовой сфере привело к формированию относительно самостоятельного направления в юридической науке - социологии государства и права.

С помощью конкретно-социологических методов может быть исследован кадровый состав тех или иных государственных органов с разных позиций, стиль деятельности должностных лиц, уровень правовой информированности и правосознания отдельных групп населения, причины преступности.

В результате конкретно-социологических исследований могут быть выявлены дефекты в деятельности отдельных органов, влияние неправовых факторов в принятии решения, дефектность, несовершенство норм права, необходимость в новом регулировании, реформе органов управления и т.д.

Формально-юридический метод (нормативно-догматический) обычно связывают только с изучением права. Его суть заключается в том, что право изучается как таковое: оно ни с чем не сравнивается, не увязывается с экономикой, политикой, моралью и другими социальными явлениями.

Предметом исследования в этом случае является право в чистом виде - его категории, определения, признаки, структура, конструкции, юридическая техника.

Формально-юридический метод может применяться при изучении государства. Изучая государство как специфический социально-правовой феномен, можно установить, что в нём должны быть законодательная и исполнительная власть, правоохранительные органы, что функции государства осуществляются в законодательной, исполнительной и правообеспечительной формах и т.д.

Рассматриваемый метод состоит в исследовании используемых в праве категорий, дефиниций, конструкций специально-юридическими приёмами. Он даёт возможность детально изучить технико-юридическую и нормативную стороны права и на этой основе профессионально заниматься юридической деятельностью.

Помня об узкоцелевом назначении формально-юридического метода, нельзя придавать ему преимущественное значение, и всегда результаты его применения следует увязывать с другими способами исследования государства и права. Применение такого метода ведёт к формированию в правоведении и государствоведении направления, которое называется догмой государства и права.

Логический метод включает в себя средства и способы логического изучения и объяснения права и основан на формах мышления и законах формальной логики. Диалектическая логика - это теория познания, совпадающая с методом материалистической диалектики, а формальная логика, применённая к изучению права, является одним из специальных методов освоения правовой действительности.

Право в силу своих особенностей является наиболее благоприятной почвой для приложения логики. Оно является формально определённой, логически последовательной, строго фиксированной системой. Каждый из законов логики (тождества, противоречия, исключённого третьего, достаточного основания) в полной мере проявляет себя в праве, отражая его особенности. Все основные правовые процедуры и процессы строятся в строгом соответствии с формами мышления - суждениями и умозаключениями. Любая юридическая норма - это суждение, и она должна отвечать требованиям суждения.

Применение нормы права к конкретной ситуации, определённому человеку - это дедуктивное умозаключение (силлогизм), где норма права - большая посылка, рассматриваемый случай - меньшая посылка, а решение по делу - вывод. Логические операции и приёмы доказательства, аналогии - с древних времён в арсенале юриспруденции.

Использование логических средств при изучении и объяснении права позволяют избежать противоречий при построении законодательства, построить логически непротиворечивую и тем самым эффективную систему права.

Логический метод с успехом применяется и при изучении государства. Приоритет здесь логики диалектической. Благодаря ей можно выяснить объективные предпосылки возникновения и существования государства, общие закономерности его функционирования. Однако только единство диалектической и формальной логики при анализе государства даёт полное представление о логике государства.

Широкое использование законов и форм логического мышления, логических средств в правоведении привело к формированию в составе теории государства и права мощного направления исследования - логики права и государства.

Кибернетический метод - это приём, связанный с использованием понятий и технических средств кибернетики (например, понятий "управление", "обратная связь", "информация", "двоичность информации", "оптимальность") и т.д. Этот метод используется для разработки автоматизированной обработки, хранения, поиска правовой информации. Возможности кибернетики не сводятся лишь к лишь возможностям её технических средств.

Статистический метод основан на анализе количественных показателей, отражающих состояние и динамику того или иного явления (например, преступности, уровня законности). Он включает наблюдение за явлениями, свободную обработку данных, их анализ и применяется при изучении явлений, отличающихся массовостью и повторяемостью. Статистические исследования складываются из трёх стадий: сбор статистического материала, его сведение к единству по определённому критерию и обработка. Первая стадия исследования сводится к регистрации единичных явлений, имеющих государственно-правовую значимость. На второй стадии эти явления классифицируются по определённым признакам, и на заключительной стадии делаются оценочные выводы относительно рубрицированных явлений. Например, осуществляется количественный учёт совершённых за определённый период времени налоговых правонарушений. Затем они классифицируются по своему содержанию. И, наконец, делается вывод о том, какие из них имеют тенденцию к росту, а какие к сокращению. На основе полученной статистической информации принимаются научные поиски причин, порождающих указанные тенденции.

studfiles.net

5.Наивный материализм и стихийная диалектика античной философии.

В настоящее время в истории философской мысли обычно выделяют следующие ее основные типы: античная философия, 6 в до н.э. – 3 в н.э. философия средневековья (4-14 вв) и эпохи Возрождения, философия Нового времени, новейшая (современная) философия –20 век.

Возникновение философии относится к той эпохе всемирной истории, когда на смену первобытнообщинному строю пришел более развитый - рабовладельческий. В эту эпоху в древних Индии и Китае, в Греции и Риме и других регионах стали появляться первые философские учения. Этому способствовало прежде всего накопление зачатков научных знаний, развитие земледелия, ремесла, торговли, связанные с этим перемены в социально-экономических отношениях, в образе жизни людей (появление классов; первых государств). Рабовладельческий строй способствовал развитию культуры, что, в свою очередь, дало толчок развитию философии.

Древние философы впервые поставили вопрос о том, что лежит в основе мира, где же его первоначало.

Материальность мира и его материальное единство понимались древними философами как нечто само собой разумеющееся, требовалось лишь показать, какова именно эта единая материальная основа вещей всех вещей. Одни греческие мыслители (натурфилософы) считали, что "первоначалом" являются чувственно воспринимаемые предметы - вода, воздух, огонь; другие (пифагорейцы) видели эту основу в математических числах; третьи (элеаты) усматривали основу мира в едином, недвижимом бытии, которое можно постичь лишь разумом, но не чувствами; четвертые (атомисты) считали такой основой чувственно не воспринимаемые частицы (атомы), различающиеся между собой размерами, положением и фигурой. Это были, хотя и наивные, но смелые попытки объяснить мир из него самого, при помощи естественных причин.

На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции было создано новое, немифологическое мировоззрение, центральным элементом которой стало учение о космосе (космогония). Согласно взглядам древнегреческих мыслителей этой поры, космос охватывает Землю, человека, животных, растения, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму, конечен по своим размерам, в нем происходит постоянный круговорот, все возникает, течет и изменяется. Но из чего все возникает, течет и изменяется? И из чего все возникает, к чему все возвращается?

Разумеется, все эти философские взгляды были во многом наивны и различались между собой, но им были присущи следующие общие черты:

1) не порвав до конца с мифологией, греческие мыслители отводили богам второстепенное место и пытались объяснить мир из него самого. Иными словами, они положили начало развитию материалистических взглядов и представлений, правда, материализм у них носил во многом наивный характер, многие положения не были подкреплены данными науки. Наиболее яркими представителями материализма в то время были такие философы, как: Левкипп, Демокрит, Эпикур, Тит Лукреций Кар и др.

2) большое внимание греческие философы уделяли развитию диалектики (учению о развитии). Они осознавали взаимную связь вещей, их взаимную обусловленность, изменчивость и постоянное движение и развитие. Наиболее полное отражение эти взгляды нашли в учении Гераклита (46О-34О гг. до н.э.). Согласно его взглядам, мир не создан богами, он всегда существовал и будет существовать, переходя из одного состояния в другое.

Наряду с материалистическимивзглядами, в то время получили определенное развитие иидеалистическиеучения. В начале 5 в. до н.э. против материалистических взглядов и представлений выступали пифагорейцы, которые основой и сущностью всего существующего считали числа. В учении пифагорейцев о числе содержалась рациональная мысль о количественной стороне природных явлений. Однако в дальнейшем числа в их построениях превратились в нечто таинственное, образующее основу всех вещей. Наиболее крупными идеалистами Древней Греции были Сократ (469-399 до н.э. ) и его ученик Платон (427-347 гг. до н.э. ), создавшие целую систему объективного идеализма.

Наличие разных взглядов и разного понимания сущности бытия привело к тому, что античные мыслители развивали логику, чтобы умело доказывать свои взгляды, совершенствовать критические рассуждения.

В многообразных философских учениях и школах древнего мира предвосхищены основные тенденции будущего развития философской мысли. Наиболее ценным приобретением древней философии явились наивный материализм и стихийная диалектика, положившие начало научному пониманию действительности.

Первые философы намного успешнее объясняли явления природы, чем духовный мир человека. По этой причине их называют натурфилософами, т.е. философами природы.

studfiles.net

Диалектика и метафизика | Учеба-Легко.РФ

Диалектика означает искусство вести беседу, рассуждать. В современном понимании диалектика — это теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Научный диалектический взгляд на мир складывался в течение длительного развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях философов древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима. Сегодня можно выделить три ееисторические формы:

стихийную диалектику древних,

идеалистическую диалектику немецкой классической философии,

материалистическую диалектику современности.

Стихийная диалектика древних. Ярко выражена в философии древней Греции, в рассуждениях Гераклита из Эфеса.

Гераклит: всё течет и изменяется, все существует и в то же время не существует, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Гераклит стремился объяснить превращение вещей в их собственную противоположность.

Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаруживать истину путем столкновения противоположных мнений в споре. Платон называл диалектикой логический метод, с помощью которого идет познание сущего — идей, движения мысли от низших понятий к высшим.

Идеалистическая диалектика немецкой классической философии. (Кант, Шеллинг, Гегель).

Под диалектикой Гегель понимал не только искусство полемики, спора, беседы, но и определенный взгляд на мир. Диалектика у него — это метод познания действительности, который учитывает противоречивость мира, его изменение, взаимосвязи явлений, вещей и процессов, качественные превращения, переходы от низшего к высшему через отрицание отжившего и утверждение нового, растущего.

По Гегелю, развитие окружающего мира определяется саморазвитием «абсолютной идеи», мистического «мирового разума» в процессе рассуждения о самом себе.

Материалистическая диалектика современности - марксистская модель.

Маркс освободил диалектику Гегеля ее от идеализма и элементов мистики.

Характерна объективность рассмотрения явлений, стремление постичь вещь саму по себе, как она есть, в совокупности ее многообразных отношений к другим вещам.

Метафизика – это философский способ познания (мышления) и действия, противостоящий диалектическому методу как своему антиподу.

Самая характерная, существенная черта метафизики — однородность, абсолютизация одной (безразлично какой именно) стороны живого процесса познания, или шире — того или иного элемента целого, момента деятельности в любой ее форме.

Метафизика, как и диалектика, изменялась:

1. «Старая» метафизика была характерна для философии и науки в XVII-XIX вв. Отрицание всеобщей связи и развития, отсутствие системного, целостного взгляда на мир (мышление по принципу «или-или»), убежденность в завершенности всех мировых связей.

2. Новая метафизика, в отличие от старой, не отвергает ни всеобщую связь явлений, ни их развитие. Это выглядело бы абсурдом в эпоху громадных достижений науки и общественной практики. Её особенность — сосредоточение усилий на поисках различных вариантовистолкования, интерпретации развития.

Софистика и эклектика – разновидности метафизики, зародившиеся в древней Греции и использовались для «обоснования» истинных суждений, бывших на самом деле заведомой ложью.

uclg.ru

Стихийная диалектика в античной философии

Таким образом, изучение онтологии и гносеологии Платона позволяет нам сделать вывод, что в его учении впервые ставится вопрос об отношении бытия и мышления, материально-чувственного и идеально-существенного мира. И Платон решает этот вопрос однозначно и утверждая приоритет идей над чувственно-воспринимаемыми вещами. Поэтому следует признать, что им была положена основа идеалистической линии в философии, которая в античной философии получила свое дальнейшее развитие у Аристотеля и неоплатоников, а наиболее ярко представлена в средневековой философии. Материализму же, как философскому течению, предстояло сформироваться лишь в философии Нового времени, в XVII—XVIII вв.

Завершает ряд философов относящихся к стихийной диалектике античности Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.). Аристотель в молодости входил в кружок Платона. Несколько лет (с 343 по 340 гг. до н. э.) был воспитателем и учителем Александра Македонского. В 340 г. до н. э. основывает свою философскую школу в роще Ликея (ликей—лицей). Обучал на ходу. Учителя и ученики ходили кругами по аллее — перипатетики. Ари­стотель — мыслитель-энциклопедист, оставил сочинения по важным областям знания.[32]

Г. Скирбекк и Н. Гилье считают, что Аристотелю принадлежит заслуга впервые провести разграничение наук, выделив для каждой из них специальные области исследований, «установить различие между теоретическими, практическими и творческими науками. [33]

Теоретические: метафизика — изучает первопричины всех вещей, первоначала всего сущего; физика — изучает состояние тел. И определенные «материи»; математика — абстрактные свойства реальных вещей.

Практические: этика — наука о норме поведения людей; экономика; политика.

Творческие науки, связанные с деятельностью творцов: поэтика — теория стихосложения; риторика—теория ораторского искусства и искусства ремесла.

Основное содержание философского учения Аристотеля изложено им в «Метафизике». Аристотель сохраняет характерное для элеатов и Платона понимания бытия как чего-то устойчивого, неизменного, неподвижного. Однако Аристотель не отождествляет бытие с идеями. Он критикует Платона за то, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира. В результате Аристотель дает понятию бытия иное, чем Платон, толкование. Сущность - это единичное, обладающее самостоятельностью бытие. Она отвечает на вопрос: «Что есть рвешь?» и представляет собой то, что делает предметы именно этим, не позволили ему слиться с другими.[34]

Аристотель делит сущности на низшие и высшие. Низшие сущности состоят из материи и формы. Материя у Аристотеля, также как и у Платона, — это первичный материал, потенция вещей. Придает же материи актуальное состояние, то есть превращает ее из возмож­ности в действительность форма, Таким образом, Аристотель понятие идеи заменяет на понятие формы. Форма, согласно Аристотелю, - это активное начало, начало жизни и деятельности. Высшие сущности он называет чистыми формами. По сути дела, чистые формы есть ничто иное как идеальные сущности. Наивысшей сущностью Аристотель считает, чистую, лишенную материи форму — Перводвигатель, кото­рый служит источником жизни и движения всего Космоса.[35]

В соответствии с учением о сущности, Аристотель проводит классификацию причин бытия. Аристотель выделяет четыре вида причин.

1. Материальные, то, из чего состоят вещи, их субстрат.

2. Формальные, в которых форма проявляет себя, образуя сущность, субстанцию бытия. Каждая вещь есть то, что она есть.

3. Действующие или производящие - рассматривающие ис­точник движения и превращения возможности в действительность, энергетическая база формирования вещей.

4. Целевая или конечная причина, отвечающая на вопросы «По­чему?» и «Для чего?».[36]

Аристотель всегда связывал движение с соответствующей энергией, без которой не может произойти превращение потенциального в актуальное. Понятие энергии впервые было сформулировано Аристотелем. Завершение развития»- воплощение энергии у Аристотеля носит название энтелехии. Под энтелехией Аристотель понимает достигнутый результат, цели» движения, завершение процесса. Каждое бытие, по Аристотелю, содержит в себе вну­тренние цели. Благодаря цели, заключенной в предмете, результат находится в бытии до его осуществления, когда процесс закончился и движение достигло своего завершения, цели развития. Таким образом, понятие энтелехии вносит в движение телеологический характер. Телеологизм Аристотеля находит свое высшее развитие в его учении о перводвигателе, вечном двигателе. Указав, что движение вечно, Аристотель предполагал, что должно существовать нечто, что приводит все тела в движение. Это и есть первый двига­тель. Сам он не может находиться в движении, ибо тогда следовало бы предположить наличие еще одного двигателя. «Первый двига­тель» для своей деятельности не нуждается в существовании дру­гих тел, он сам есть энергия, чистая деятельность. Будучи энергией, первый двигатель не обладает материей, в нем нет косного, он есть чистая форма — цель.[37] .

Аристотель, как и Демокрит, принимал во внимание возможность чисто причинного толкования реальности: все, что происходит, происходит "по необходимости", а не ради достижения какой-то цели. Он развивал подобную концепцию, но считал ее недостаточной. У него были следующие аргументы: эта концепция представляет факты как результат случая, в силу этого нельзя объяснить природу, принципиальной основой которой являются закономерность и устойчивое направление развития. Ее удается объяснить лишь при допущении устойчивой цели. Целенаправленность известна из сферы человеческой деятельности, между тем к цели стремится также и природа, в которой преобладают те же закономерные связи, что и в человеческой деятельности, и даже - как и все в природе - целенаправленность в природе проявляет себя более полно, нежели в человеческой деятельности. Реальные причины действуют в каждом изменении, однако в направлении, которое обозначено целью, нож хирурга остр и не является причиной операции, но он остр настолько, насколько того требует цель операции - выздоровление больного. Подобные события происходят также и в природе. [38]

Таким образом, Аристотель пытайся согласовать Демокрита с Платоном, каузализм с финализмом; однако в его компромиссном решении Платон сохранил некоторое преимущество: причины действуют на самом деле, поскольку они зависят от целей.

Возникновение философии относится к той эпохе всемирной истории, когда на смену первобытнообщинному строю пришел более развитый - рабовладельческий. В эту эпоху в древних Индии и Китае, в Греции и Риме и других регионах стали появляться первые философские учения. Этому способствовало прежде всего накопление зачатков научных знаний, развитие земледелия, ремесла, торговли, связанные с этим перемены в социально-экономических отношениях, в образе жизни людей (появление классов; первых государств). Рабовладельческий строй способствовал развитию культуры, что, в свою очередь, дало толчок развитию философии.

Древние философы впервые поставили вопрос о том, что лежит в основе мира, где же его первоначало.

Материальность мира и его материальное единство понимались древними философами как нечто само собой разумеющееся, требовалось лишь показать, какова именно эта единая материальная основа вещей всех вещей. Одни греческие мыслители (натурфилософы) считали, что "первоначалом" являются чувственно воспринимаемые предметы - вода, воздух, огонь; другие (пифагорейцы) видели эту основу в математических числах; третьи (элеаты) усматривали основу мира в едином, недвижимом бытии, которое можно постичь лишь разумом, но не чувствами; четвертые (атомисты) считали такой основой чувственно не воспринимаемые частицы (атомы), различающиеся между собой размерами, положением и фигурой. Это были, хотя и наивные, но смелые попытки объяснить мир из него самого, при помощи естественных причин.

На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции было создано новое, немифологическое мировоззрение, центральным элементом которой стало учение о космосе (космогония). Согласно взглядам древнегреческих мыслителей этой поры, космос охватывает Землю, человека, животных, растения, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму, конечен по своим размерам, в нем происходит постоянный круговорот, все возникает, течет и изменяется. Но из чего все возникает, течет и изменяется? И из чего все возникает, к чему все возвращается?

Разумеется, все эти философские взгляды были во многом наивны и различались между собой, но им были присущи следующие общие черты:

1) не порвав до конца с мифологией, греческие мыслители отводили богам второстепенное место и пытались объяснить мир из него самого. Иными словами, они положили начало развитию материалистических взглядов и представлений, правда, материализм у них носил во многом наивный характер, многие положения не были подкреплены данными науки. Наиболее яркими представителями материализма в то время были такие философы, как: Левкипп, Демокрит, Эпикур, Тит Лукреций Кар и др.

2) большое внимание греческие философы уделяли развитию диалектики (учению о развитии). Они осознавали взаимную связь вещей, их взаимную обусловленность, изменчивость и постоянное движение и развитие. Наиболее полное отражение эти взгляды нашли в учении Гераклита. Согласно его взглядам, мир не создан богами, он всегда существовал и будет существовать, переходя из одного состояния в другое.

mirznanii.com

2.Исторические формы диалектики

Впервые термин «диалектика» употребил  Сократ, понимая диалектику как искусство  диалога.

Диалектика – это философское  учение о наиболее общих закономерных связях и развитиях.

Основные типы диалектики:

2.1 Стихийная диалектика древних философов:

Учение Гераклита: «Все течет, все  изменяется». Противоположностями  Гераклит считал жизнь и смерть, вечное и приходящее, золото и солому.

Зинон Элейский поставил проблему движения – «изобретатель диалектики».

Платон считал, что диалектика это  движение и покой, тождество и  различие.

Становление античной диалектики заканчивается  Аристотелем. Диалектика Аристотеля была не только объективной, но и методом, который мог рассуждать о противоречии.

2.2 Идеалистическая диалектика не­мец­кой классической философии 

Однако второй основной исторической формой диалек­тики справедливо считается идеалистическая диалектика не­мец­кой классической философии (И. Фихте, Ф. Шел­линг, И. Кант, Г. Гегель). По образному замечанию Ф. Эн­гель­са, «первую брешь в метафизическом способе мышле­ния» пробил И. Кант. В учении об антиномиях он полагает, что попытки разума выйти за пределы чувственного опыта при­водят к противоречиям. По мнению Канта, это происхо­дит потому, что высшие понятия разума (Бог, мир, душа и т. д.) не опираются на чувственный опыт и не обосновы­ваются деятельностью рассудка. В теоре­тических противоре­чиях, отмеченных Кантом, фактически отра­зились действи­тель­ные трудности и противоречия познания, а также недо­ста­точность чисто формальной логики для их разре­шения. Это послужило толчком для дальнейшей разработки диалек­ти­ки и диалек­тической логики. Вершиной классической идеа­листической диалектики явилась диалектика Г.В.Ф. Гегеля. На идеалис­тической основе он создал развернутую систему диалектики. Гегель обосновал основные законы и категории диа­лектики и разработал концептуальные модели развития. Он особо вы­де­лил роль противоречия как внут­реннего источника и движу­щей силы развития. Гегель сумел впервые в истории филосо­фии представить природный, соци­аль­ный и духовный мир в виде процесса, т. е. закономерной смены форм и состояний. Это основная заслуга Гегеля в исто­рии диалек­тики и филосо­фии вообще. Для этого ему пришлось освоить все знания, накопленные до него. И в диалектике понятий, заключенных в знании, Гегель гениально угадал диа­лек­тику вещей (Ле­нин). Универсальность развития и указание на внутренний источник развития — это, по сущест­ву, идея материалисти­ческая. Он развивал, по существу, объек­тивную диалектику.

На основе идеалистического тождества мышления и бы­тия Гегель фактически поставил проблему единства диалек­тики, логики и теории познания и необходимости содержа­тельной (т. е. диалектической) логики. Конечно, нельзя за­бывать, что, по Гегелю, развитие материального мира опре­деляется саморазви­тием абсолютной идеи, мирового разума. Духовное (мышление) для него выступает творцом всей действительности. Поэтому диалектика Гегеля содержит черты субъективизма и мистики.

studfiles.net

Стихийная диалектика в античной философии

В.Ф. Асмус считает, что учение Парменида было первой философской попыткой сформулировать метафизическое понимание природы. Если Гераклит – великий диалектик в античной философии, то Парменид первый метафизик, первый антагонист диалектики. Основной характеристикой бытия он провозглашает его неподвижность, неизменность, отсутствие в нем какого бы то ни было генезиса рождения и уничтожения.[15]

Зенон являл собой иной тип философа, нежели его предшественники: был апологетом и полемистом, менее занятым поиском новых истин, чем защитой добытых истин и борьбой с противниками. Он усовершенствовал искусство ведения споров, искусство доказательства только на основе сопоставления понятий, истины как таковой и борьбой с чужими заблуждениями, он был творцом диалектики, как об этом свидетельствовал Аристотель.[16]

Зенон защищал единое и неизменность бытия элеатов, но защищал опосредованно и критически таким способом, что демонстрировал невозможность и противоречивость любого множества и любого изменения: особенно он направлял свои усилия против наиболее простой формы изменения - движения. Зенон выдвинул четыре аргумента против движения:

1. Так называемая "Дихотомия". Предмет, находящийся в движении, должен пройти какойто путь, но он должен вначале пройти его половину, затем половину оставшегося пути, затем половину остатка и так до бесконечности. Поскольку путь, который предмет должен пройти, чрезвычайно мал, предмет должен пройти бесконечное количество малых отрезков пути, а этого за конечный отрезок времени он сделать не в состоянии, следовательно, движение невозможно.

2. Так называемый "Ахиллес". Самый быстрый бегун никогда не догонит самого медленного, Ахиллес не догонит черепаху, если она хотя бы немного его опередит. Догоняющий должен достигнуть вначале того места, из которого начал движение преследуемый, но тот уже продвинется вперед, и так будет всегда.

3. Так называемая "Стрела". Летящая стрела в некоторый момент времени не двигается, но находится в воздухе и не изменяет места в пространстве, и так происходит в каждый иной момент. Но время состоит из моментов, значит, стрела не может двигаться в воздухе, а находится в покое.

4. Так называемый "Стадий". Скорость, с которой двигаются предметы, может одновременно быть той или иной, большей или меньшей, в зависимости от того, с позиций какого объекта она рассматривается. Если же движение совершается со скоростью, которая одновременно и такая и не такая, то оно противоречиво и не может существовать. То, что скорость объектов одновременно различна, видно из следующего примера: из трех множеств тел А, В, С первое неподвижно, а остальные находятся в движении; когда эти множества из первой позиции переходят во вторую, то множество С уже миновало два интервала А - 2 и четыре интервала В - В, следовательно, они прошли определенный путь, и одновременно в два раза больший.

Сохранились два аргумента Зенона против множества, и они достаточно похожи друг на друга. Один из них имеет следующее содержание: если бытие есть многое, то и делимое является таковым до тех пор, пока его части обладают величиной. Когда же деление доходит до части, не имеющей величины, тогда деление заканчивается. Бытие состоит из тех частей, на которые его удается разделить, а те части, которые неделимы, лишены величины. Но если части лишены величины, то и их сумма также не имеет величины, следовательно, бытие лишено размера (величины). Но, с другой стороны, части не могут быть без величины, поскольку из них не создавалось бы целое, имеющее величину, и даже деля бытие до бесконечности, мы всегда получаем части, имеющие величину. Следовательно, бытие состоит из бесконечного количества таких частей и, значит, бытие бесконечно велико. Исходя из положения, что бытие есть множество, следует, что бытие не имеет величины и вместе с тем бесконечно велико. Следовательно, множество противоречиво и не может существовать.[17]

Таким образом, для первого периода развития античной философии характерно, что это был период становления и развития. Сфера распространения философии была достаточно ограниченной. Этот период начался с очень скромных оснований, с небольшого количества философских проблем и явно не выраженных философских понятий, но постепенно их количество и точность возрастали. По своим интересам эта философия была исключительно космологичной, то есть занималась космосом, внешней природой; другие области - психологические, познавательные, эстетические, этические - если и объясняла, то только походя. Свои простые философские положения она пыталась доказать различными способами, но быстро исчерпала свои объяснительные возможности.

Большую работу по систематизации всей предшествующей философии проделали Платон (427—347 гг. до н. э.) и Аристотель (384— 322 гг. до н. э.). В их системах философское знание той эпохи приобретает наиболее всесторонний характер. Платон и Аристотель подводят итог классическому периоду в развитии древнегреческой философии.[18]

В. Татаркевич отмечает, что идея Сократа о том, что в понятиях содержится истинное и устойчивое знание, была основанием философии Платона, однако в философии Сократа это представление касалось лишь этических понятий, а Платон же распространил это положение на все понятия без исключения. [19]

Платон понимал дело следующим образом: характеристикой понятий является их единичность и устойчивость. Это первая предпосылка. Предметы, о которых мы имеем некоторое представление, должны иметь те же характеристики, что и понятие,- это вторая предпосылка. В то же время любые вещи, известные нам из опыта, собственно этих характерных черт не имеют, поскольку более сложны и текучи (изменчивы),- это третья предпосылка. Отсюда он делает вывод о том, что не вещи являются объектами понятий.

П.В. Алексеев считает, что необходимо прежде всего отметить, что Платон осознал специфический характер всеобщих норм культуры, которые в соответствии с его учением существуют в качестве особого объективного мира (по отношению к индивидуальным душам). Он обнаружил и во многом сходные с ними общие структуры, формы, находящиеся в истоке чувственных вещей, т.е. как замыслы, идеи, а с другой — конкретные кровати, столы, создаваемые мастерами в действительности. Для него всеобщие формы и все классы, виды неорганической природы и живых существ имели свои идеальные прообразы. Неважно пока, с каким деятельным началом все это связывалось, — главное в том, что во всем этом выявлялась некая норма, структура, способная реализовываться и «содержаться» во множестве чувственных вещей. Эта общая для одноименных вещей форма и общие нормы культуры, поведения людей и были названы Платоном «идеями».[20]

Гераклит удачно определил природу вещи: все находится в вечном движении, и не может быть иначе, ибо если движение прекратится, то все замрет и погибнет. Устойчивые характеристики присущи понятиям, а не вещам. То, что благодаря Гераклиту Платон знал о вещах, не соответствовало тому, что благодаря Сократу он знал о понятиях. Вот это несоответствие и побудило его к созданию собственного учения. Например, решается вопрос, что является предметом понятия "прекрасное". Им не являются прекрасные вещи, которые разнородны и неустойчивы. Остается допустить, что существует нечто неизвестное нам из непосредственного опыта, прекрасное, которое всегда едино и неизменно. Прекрасные вещи являются предметом не понятий, а впечатлений (ощущений), предметом же понятия является "собственно прекрасное", или, как Платон когдато говорил, "идея прекрасного". И так, собственно говоря, дело обстоит со всеми другими понятиями: они должны иметь свой объект. Этим объектом не могут быть вещи,- им должно быть некое иное бытие, характерной чертой которого является неизменность. Такое понимание объекта привело Платона к мысли, что существует бытие, которое не дано нам непосредственно. Это открытое им бытие он назвал "идеей". [21]

Идей множество, и они составляют иной мир. Отношения, которые имеют место между ними, те же, что и между понятиями. Так же, как устанавливается иерархия понятий, устанавливается и иерархическая структура мира идей: от наиболее простых и низших до все более общих и высших и вплоть до наивысшей идеи - идеи блага.

Идеи были парадоксом для дилетантов, но также и для тех философов, которые, как говорил Платон, "признают бытием только то, что можно охватить руками". Но они не были таковыми для Платона, так как его внимание было сосредоточено на двух отраслях знания, объекты которых явно отличались от объектов известной нам реальности, а именно - на этике и математике. Они, по своей сути, казалось, должны были касаться чего-то значительно более устойчивого, чем изменяющиеся вещи. Кроме этического и математического знания в правильности этой концепции его убеждал пример элеатов, которые полагали, что бытие имеет неизменные черты.[22]

Идеи Платона были послесократовским ответом на те же самые проблемы, на которые до него отвечали число пифагорейцев, стихии Эмпедокла или атомы Демокрита. И здесь, и там шла речь об объяснении природы бытия. Некоторые из ранних ответов, пифагорейский или демокритовский, были достаточно близки к ответу Платона: истинное бытие в них не трактовалось по образу и подобию вещей. Однако отличие носило принципиальный характер: в ранних доктринах истинное бытие понималось как принадлежащее к материальному миру, в понимании же Платона оно находилось за его пределами. Здесь, правда, пробивал себе дорогу "дух" Анаксагора, но Платон смелее этого философа развивал мысль о трансцендентном бытии, которое находится вне эмпирического мира.

mirznanii.com

Понятие диалектики. Этапы развития и основные принципы

Диалектика — это философское учение о развитии всех форм бытия и одновременно — его познания и преобразования.

Диалектика разделяется на объективную и субъективную диалектику.

Объективная диалектика — это порядок, логика объективных процессов движения, изменения, развития, взаимодействия.

Субъективная диалектика — это диалектика мышления как отражение этих объективных процессов в формах знания.

И в объективной, и в субъективной формах диалектика есть целостная система законов, принципов и категорий.

Выделяют три исторические формы диалектики:

1. стихийная диалектика древних

2. идеалистическая диалектика немецкой классической философии

3. материалистическая диалектика современности.

 

1.Стихийная диалектика древних в наиболее ясной форме выражена в философии Древней Греции. Она строилась на здравом смысле, обычном наблюдении, сопоставлении разных взглядов. Диалектика этого периода выявила сложность, противоречивость отражения бытия мира в логике понятий, что заводило иногда философскую мысль в тупик (антиполии, дилеммы). Выявление и анализ подобного рода затруднений мысли получили названия «отрицательной диалектики», преодоление которой способствовало развитию позитивной диалектики

 

Диалектика у Гераклита, как и у его предшественников, -- это, прежде всего констатация и фиксирование вечности происходящих в мире изменений. Мысль об изменениях, характерная для самых первых греческих философов, у Гераклита приобретает форму мысли всеобщей, т.е. философской идеи. Все изменяется, и изменяется постоянно; нет предела изменениям; они есть всегда, везде и во всем - вот что спрессовано в знаменитой краткой формуле, приписываемой Гераклиту: «Все течет, все изменяется"

Гераклит утверждает не просто существование противоположностей, но их неизбывность и всеобщность. Противоположности существуют везде. Эта идея воплощается у Гераклита в некоторой космической, но также в этической и эстетической формах. Ибо наличие противоположностей для Гераклита -- основа и существования, и гармонии мира. Противоречивость сближает - таков гераклитовский парадокс.

 

2.Вершиной в развитии домарксистской диалектика была идеалистическая диалектика Гегеля, который «впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е, в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития». В отличие от абстрактных определений рассудка диалектика, по Гегелю, есть такой переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограниченны, т. е. содержат отрицание самих себя. Поэтому диалектика есть, согласно Гегелю, «движущая душа всякого научного развёртывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость...» . Результат диалектики Гегеля далеко превзошел то значение, которое ей отвел он сам. В учении Гегеля о необходимости, с какой все приходит к своему отрицанию, заключалось революционизирующее жизнь и мысль начало, в силу которого передовые мыслители (русские и некоторые другие революционные демократы) видели в диалектике Гегеля «алгебру революции» (Герцен).

3. Материалистическая диалектика составляет ядро диалектико-материалистического мировоззрения, метод изучения, раскрытия закономерностей, тенденции развития и преобразования действительности. Диалектика одновременно является и теорией и методом.

 

I. Закон единства и борьбы противоположностей - составляет ядро диалектики, так как раскрывает источник диалектического изменения, развития. Основные понятия закона: основным является понятие противоположности. Противоположности - это стороны, тенденции единого, которые допускают и взаимоисключают друг друга. Отношения противоположностей принято называть противоречием, которые есть только там, где есть развитие и самодвижение.

В развитии противоположностей можно выделить следующие этапы: тождественность, отличие, этап выявленных противоречий, конфликт, разрешение противоречий.

Тождественность означает относительную устойчивость вещи. Ее противоположность, отличие – означает изменение вещи. Таким образом, отличие - это более высокая степень развития противоречия. В ходе развития противоречия усиливаются, становятся хорошо видимыми – это можно назвать этапом выявленных противоречий, которые при дальнейшем развитии ведут к конфликту.

Конфликт - есть наибольшее обострение отношений противоположностей, за которыми наступает этап разрешения противоречий. То есть противоречие - есть процесс. Таким образом, развитие - представляет собой процесс возникновения и разрешения противоречий. Основные виды противоречий: внутренние и внешние противоречия; основные и неосновные, главные и не главные противоречия; антагонистические и неантагонистические противоречия.

Итак, борьба внутренних противоположностей служит источником самодвижения, саморазвития явлений материального мира, движущей силой их изменения. Закон раскрывает внутренний источник движения и развития, принцип самодвижения.

II. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Этот закон показывает, каким путем возникает новое. Основные понятия:

Качество – философская категория, которая определяет конкретность, целостность объекта через единство общих и специфичных свойств.

Количество - философская категория, которая определяет величину, объем предметов, степень наличия свойств и качеств, выражается числом.

Единство, взаимосвязь качества и количества измеряется мерой. Постоянные изменения качества и количества, их соотношения (мера) характеризуют одну из сторон развития в виде перехода количественных изменений в качественные и наоборот. Их единство – это единство непрерывности и прерывности. Перерыв в непрерывности обозначается понятием «скачок» - переход от старого качества к новому. Он характеризует внутреннее содержание процесса развития. Скачок – является всеобщей формой развития. Это приводит к разнообразию скачков, которые бывают частными и общими. Первые связаны с изменением отдельных элементов, сторон и свойств, другие – с переходом всей системы в новое качественное состояние.

В общественном развитии выделяют такие виды скачков как эволюция и революция. Они взаимосвязаны, образуют противоречивое единство.

III. Закон отрицания отрицания. Выяснение источников движения и развития, раскрытие механизма не дают завершенного представления о развитии. Надо определить также его направленность. Основные понятия закона: Старое и новое. Понятие отрицания.

Говоря об определенных фрагментах действительности (природной или социальной) нельзя однозначно сказать: это только старое или только новое. Они представляют собой диалектическое единство. Новое – это преобразованное старое. Старое – для нового является основой развития. Замена старого новым обозначается понятием «отрицания», которое выражает определенный тип отношений между стадиями развивающегося объекта.

Диалектическое отрицание содержит в себе 2 момента: обязательное изменение старого качества вещи (системы) – негативный аспект и сохранение отдельных элементов, свойств, развитие их на новой основе – позитивный аспект. Главным в понимании отрицания является вопрос: может ли быть новое качество всегда только новым. В этой связи возникает идея беспрерывности развития, что находит отражение в отрицании отрицания. Новое качество в ходе развития отрицается более новым качеством. Таким образом, развитие как отрицание – это последовательность циклов, беспрерывность развития.



infopedia.su


Смотрите также