Экономические реформы древней Греции [13.01.16]. Древней греции реформы
Реформы в области государственного управления в Древней Греции
Реформы Тесея и Драконта.
Образование Афинского государства началось с проведения реформ, предписываемых легендарному Тесею (ХIII век до н.э.). При нем якобы произошло слияние 12 ранее обособленных племенных поселений в одно целое с центром в Афинах (синойкизм). Тесею приписывают разделение всех свободных граждан Афин на 3 группы:
эвпатридов – родовой
знати,
геоморов – земледельцев,
демиургов – ремесленников.
Только эвпатриды
наделялись исключительным правом на замещение должностей. Родовая знать стала
господствующим классом, экономической основой ее власти было крупное
землевладение. Фактически, она угнетала демос (народ), в состав которого
входили земледельцы, ремесленники, торговцы, моряки. Выходцы из других частей
Аттики – метеки – были свободны, но гражданских прав не имели.
Авторитет родовых учреждений падал. Вместо базилевса была
учреждена ежегодно избираемая коллегия архонтов. Она ведала военными, судебными
делами. Совет старейшин был преобразован в ареопаг. Бывшие архонты становились
пожизненными членами ареопага. Во всех этих органах распоряжались эвпатриды. В
это же время возникли первые писаные законы. Эвпатриды стремились ограничить
пережитки родового строя и, прежде всего, кровную месть, обеспечить свою личную
и имущественную неприкосновенность. Имелось в виду ограничить власть архонтов,
произвольно толковавших обычай. Составителем законов был Драконт. «По этим
законам смертной казни подлежали лица, виновные в убийстве, осквернении
святынь, те, кто вел праздный образ жизни. Смертная казнь угрожала даже тем,
кто крал овощи. Принцип ответственности по правилам талиона был отменен. По
законам Драконта убийство рассматривалось как причинение материального ущерба,
но теперь оно квалифицировалось и как антиобщественное деяние. Введено было
понятие умысла и неосторожности. Наказания за крупные и мелкие преступления были
одинаковы – смертная казнь». Как известно, драконтовы
законы стали символом жестокости (даже в древности говорили, что они «написаны
кровью»). Тем не менее, позитивная роль этих законов состояла в том, что они
все же в определенной мере ограничивали власть архонтов.
Реформы Солона и Клисфена.
Решающее
значение для оформления классового общества и государства в Афинах имели
реформы знаменитого политического деятеля той эпохи Солона. К тому времени,
когда Солон стал первым архонтом (594
г. до н.э.), задолженность мелких землевладельцев приняла
устрашающие размеры. Разорение земледельцев, всеобщая задолженность бедноты,
политическое бесправие народа вызвали острейший политический кризис. Росло
недовольство торговцев и ремесленников; дело шло к восстанию. Солон был первым
из знати, кто заметил опасность. Надо отдать должное его проницательности и
смелости. Преодолевая сопротивление верхушки аристократов, он решительно провел
крупные реформы, которые затронули многие стороны общественной жизни.
Фактически, ущемляя интересы знати и делая уступки демосу, Солон спасал еще не
окрепшее рабовладельческое государство.
Особое значение имела земельная
реформа.
Солон отменил часть залоговой кабалы. Все долговые камни с полей
убирались, проданные в рабство должники подлежали выкупу. Эти реформы получили
название сисахфия. Самозаклад должника запрещался. Взыскание любого долга
нельзя было обращать на личность ответчика. Многим крестьянам были возвращены
их участки земли. Считается, что Солон установил максимум земельного надела,
однако, произвести перераспределение земли он не решился. Ссудные проценты не
были уменьшены, что было на руку ростовщикам. Отмена долговой кабалы нанесла
сильный удар по интересам крупных рабовладельцев из числа знати. Она
удовлетворила насущные интересы средних и мелких землевладельцев. Впервые была
узаконена свобода завещания. Любые виды имущества, в т. ч. и земельные участки,
можно было продавать, закладывать, делить между наследниками и т.д. Такой
свободы обращения с земельным наделом родовое общество не знало. Солон также
содействовал развитию ремесла, торговли. Он унифицировал систему мер и весов,
провел денежную реформу, создал благоприятные условия для внешней торговли Афин.
К политическим реформам
Солона следует отнести деление жителей по имущественному цензу. Это был еще
один удар по пережиткам родового общества. «Все свободные граждане Афин
разделялись на 4 разряда граждан: получавшие со своей земли не менее 500
медимнов зерна, масла или вина вошли в первый разряд, 300 – во второй, 200 – в
третий, меньше 200 медимнов – в четвертый. Одновременно предусматривалось, что
только лица из первого разряда могли избираться военачальниками и архонтами. Из
представителей второго разряда формировалось конное войско (всадники), из
остальных – пешее войско. Ополченцы обязывались иметь свое оружие и находиться
в походах на собственном иждивении». Солон значительно повысил
значение и авторитет народного собрания, которое стало созываться чаще и на нем
рассматривались наиболее важные государственные вопросы: принимались законы,
избирались должностные лица. В работе собрания участвовали также малоимущие
граждане. Одновременно был учрежден Совет четырехсот – по 100 человек из каждой
филы. В его состав могли избираться все свободные, кроме батраков и нищих. Со
временем Совет оттеснил ареопаг на второй план. Проекты многих решений готовил
Совет, а в необходимых случаях, он действовал от имени собрания. Солон также
учредил суд присяжных – Гелиэю, причем в ее состав избирались граждане всех
разрядов. Участие малоимущих граждан в народном собрании, в суде присяжных
содействовало развитию Афинской рабовладельческой демократии. Гелиэя была не
только главным судебным органом Афин, она также контролировала деятельность
должностных лиц.
Солон стремился ослабить противоречия между богатыми и
обедневшими гражданами, не допустить социальных потрясений. Ущемив
имущественные интересы эвпатридов, он предотвратил возможность массовых
выступлений разорившихся общинников. Он удовлетворил требования зажиточной
части демоса: земледельцев, купцов, ремесленников. Реформы повлияли на
демократизацию Афинского государства, социальной основой которого стали средние
и мелкие земельные собственники, верхушка ремесленников и купцов.
Дело Солона продолжил архонт Клисфен. В 509 г. до н.э. по его
настоянию был принят закон, который окончательно упразднил деление граждан по
родам. К этому времени население перемешалось. Вместо 4 племенных фил были
созданы территориальные единицы. Афинское государство делилось на три зоны или
области: береговую, Афины с пригородами и внутреннюю часть. Всего насчитывалось
10 территориальных фил, в каждую входило по одной трети от каждой области.
Более мелкие единицы получили название демов, во главе которых были демархи. В
их обязанности входила запись новорожденных от свободных граждан, набор
ополченцев, выбор по жребию на должности Совет четырехсот и суд присяжных.
Каждая фила должна была сформировать подразделение пехоты, всадников и
снарядить за свой счет пять военных судов с экипажем и начальником. Совет
четырехсот был реорганизован: был создан «Совет пятисот» – по 50 человек
от каждой филы. Коллегия архонтов – главный орган власти эвпатридов – потеряла
свое былое значение, особенно с тех пор, как появилась коллегия стратегов,
решавшая вопросы военных дел и внешних сношений. С именем Клисфена связано
возникновение остракизма (суда черепков). Народное собрание путем тайного
голосования могло изгнать из Афин сроком на 10 лет без конфискации имущества
всякого, кто приобрел чрезмерное влияние и представлял угрозу государству,
всеобщему миру и афинской демократии. Реформа Клисфена
окончательно сокрушила господство родовой аристократии, отвечала интересам
демоса. В то же время институт рабства принял более широкие масштабы. Любопытен
тот факт, что в V веке до н.э. в Афинах число рабов превысило число свободных.
Дальнейшая демократизация политической системы афинского государства
в V веке до н.э. была связана с именами Эфиальта и Перикла.
О происхождении Эфиальта историкам мало, что известно, кроме имени
его отца Софонида. Предполагают, однако, что он был представителем высших слоев
общества, о чем говорит в частности избрание его на должность стратега. В этой роли
Эфиальту, «пользовавшемуся репутацией человека неподкупного и справедливого в
государственных делах», удалось провести ряд законов,
направленных против ареопага – органа, в свое время заменившего совет старейшин
и сохранявшегося как центр консервативного влияния.
Сущность реформы Эфиальта заключалась в том, что он, организовав
судебный процесс над коррумпированными ареопагитами, отнял у ареопага право
налагать вето на постановления Народного собрания и передал его народному суду
(гелиэе) (462 г.
до н.э.). Принадлежавшее ареопагу право контроля над должностными лицами и
надзора за исполнением законов перешло к Совету пятисот и Народному собранию, но
главным образом – к гелиэе.
Параллельно были сужены судебные полномочия ареопага: в его ведении
сохранялись лишь религиозные дела и некоторые уголовные. Ареопаг, таким
образом, почти полностью был лишен политической власти.
Проявлением борьбы между сторонниками и противниками
демократических преобразований явилось в частности покушение на Эфиальта,
организованное, как предполагают историки, сторонниками олигархических
традиций. После убийства Эфиальта афинскую демократию возглавил Перикл
– выходец из знатного афинского рода, прекрасно образованный и одаренный
политик. С его именем связывают не только проведение реформ, но и разработку новых
принципов управления обществом, в основе которых – требование политического
профессионализма и формирование новой социальной философии.
Перикл, бессменно избиравшийся стратегом сплотил вокруг себя
союз единомышленников, своеобразную политическую и интеллектуальную элиту афинского
общества, при поддержке которой он осуществлял все свои внешнеполитические и
внутриполитические мероприятия. Аристотель связывает с именем Перикла два
важнейших законодательства: о гражданских правах и об оплате должностных лиц. Прежде
всего, была введена плата судьям. Народный суд, учрежденный еще при Солоне, составлял
основу всей демократической системы афинского государства. К середине V века до
н.э. гелиэя объединяла 6 тысяч афинских граждан, которые должны были заседать в
различных судебных комиссиях, отрываясь от своих повседневных дел. Роль суда
была многогранна: он решал множество вопросов, как между самими афинскими гражданами,
так и между союзниками Афин по морскому союзу, превращаясь одновременно в важнейший
инструмент контроля над ними.
Следовательно, вводя такое новшество, как оплата труда чиновников,
Перикл открывал дорогу для участия в государственных делах самого широкого круга
афинских граждан, в том числе – малообеспеченных. Аристотель в сочинении «Афинская
полития» описывал это следующим образом: «Жалованье получает, во-первых, народ
за рядовые народные собрания – по драхме, а за главные – по 9 оболов. Затем в
судах получают по 2 обола; члены Совета – по 5 оболов, пританы – по 6, архонты
– по 4.»
В тесной взаимосвязи с началом выплат жалованья чиновникам
находилась и другая проведенная Периклом реформа – гражданская. В соответствии с
ее требованиями, гражданином Афин мог считаться лишь тот, чьи мать и отец были
афинянами. Значение этого нововведения исследователи оценивают по-разному.
Согласно Аристотелю, оно было следствием слишком сильно разросшейся
гражданской общины, а между тем гражданство древние всегда рассматривали как
важнейшее условие успешного функционирования государственного организма.
Следовательно, гражданская реформа Перикла преследовала цель формирования
наиболее оптимального по численности гражданского коллектива, в чем в тот
период был особенно заинтересован афинский демос.
Кроме того, как сообщает Аристотель, Перикл отнял некоторые права
у ареопагов и «особенно решительно настаивал на развитии у государства морской
силы…», что по большому счету также
было, прежде всего, в интересах средних слоев афинского общества.
Таким образом, в период правления Перикла происходит более четкое
разделение властей: законодательная принадлежала Народному собранию, исполнительная
– Совету пятисот и магистратам, судебная – гелиэе. Одновременно принцип
жеребьевки распространяется на большинство выборных должностей, что также свидетельствует
об укреплении демократических начал в управлении.
В целом же можно сказать, что реформы Эфиальта и Перикла завершили процесс
формирования системы афинской рабовладельческой демократии, обеспечили механизм
ее успешного функционирования. Широкие круги граждан полиса получили возможность
принимать участие в государственной деятельности – как через избираемые
должности, так и через участие в работе Народного собрания. Право быть избранным
распространялось на всех граждан без ограничения. Введение платы за выполнение
общественных функций создавало реальную возможность для политической
деятельности малообеспеченных граждан. Был признан и стал реальностью для любого
афинского гражданина принцип свободы слова
biofile.ru
3. Реформы Клисфена. История Древней Греции
3. Реформы Клисфена
После освобождения Афин в 510 г. Клеомен вывел войска. Афины, вероятно, присоединились к Спартанскому союзу, власть оказалась в руках аристократов. Те лишили прав многих неафинян по рождению, после чего начали борьбу за политическое верховенство. На первый план выдвинулись два лидера: Исагор, вероятно филаид, родственник Писистратидов и личный друг Клеомена; и Клисфен, вождь Алкмеонидов, объединивший изгнанников и инспирировавший спартанскую интервенцию. Исагор добился популярности в политических клубах и был избран архонтом в 508 г. Клисфен в ответ стал набирать сторонников среди тех, кто находился за рамками родовой системы, обещая им, что законодательно улучшит их положение. Этот класс, значительно усилившийся благодаря политике тиранов, опасался дальнейшего поражения в правах и поэтому поддержал Клисфена, в партию которого уже входили члены рода Алкмеонидов и родственных кланов. Исагор обратился за помощью к Клеомену. Тот отправил в Афины глашатая объявить об изгнании Клисфена и многих других на том основании, что их семейства осквернили себя во время заговора Килона.
Когда Клисфен и его сторонники покинули Афины, прибыл Клеомен с небольшим отрядом. Он изгнал как оскверненных членов 700 домов, которых ему указал Исагор. Клеомен попытался также распустить совет – вероятно, имеется в виду Совет Ареопага – и передать власть узкой олигархии из 300 человек во главе с Исагором. Совет оказал сопротивление. Он поднял народ против Клеомена и Исагора, которые захватили Акрополь и были осаждены там. Через два дня Клеомену с его отрядом и Исагору с некоторыми сторонниками был обещан безопасный проход; остальных схватили и казнили. Возвратив Клисфена и изгнанные дома, афиняне отправили в Персию послов, предлагая заключить союз с целью защиты от спартанских репрессий. Персия потребовала знаков покорности. Послы дали их, но афиняне дезавуировали их действия.
Клисфен тем временем получил полномочия для исполнения своего обещания и провел реформы. Он подверг коренному изменению аттическую избирательную систему. Ранее племенное и географическое деление Аттики находилось в тесном соответствии друг с другом. Одна фратрия владела землей главным образом в одной триттии, а определенные роды во фратрии владели землей, составляющей данную навкрарию в триттии.
Рис. 13. Аттика
Землевладельцами во фратрии являлись лишь члены родов, а не члены гильдий, так как последние были допущены в систему лишь на уровне фратрий и могли не иметь географической привязанности к навкрарии или триттии. Знатный дом, такой, как дом Алкмеонидов, пользовался влиянием как в племенных группах (в роду и фратрии), так и в географических подразделениях (в навкрарии и триттии), в которых располагались его земли. Поскольку четыре филы Аттики были племенными филами, состоявшими из родственных друг другу фратрий, влияние знатного дома простиралось и на племенные единицы, составлявшие государство. Таким образом, знатные дома оказывали давление через систему все более широких групп, как племенных, так и географических, которые были тесно связаны друг с другом и черпали свою силу из племенных элементов, а не из инкорпорированных в эту систему гильдий. Целью Клисфена было уничтожить влияние родов на местных и общих выборах и уравнять положение членов гильдий с членами родов. Этого он добился, разделив Аттику на новые избирательные участки.
За базовую единицу Клисфен принял дем (demos), небольшой район, аналогичный английскому приходу. Многие демы уже существовали; он увеличил их количество, разделив все густонаселенные демы на более мелкие и создав не менее двух новых, что существенно, в самих Афинах. Демов, вероятно, было около 170, то есть в три раза больше, чем прежних навкрарий. В год реформы гражданство получили все жители демов, и каждый гражданин регистрировался как член дема такого-то. Таким образом, члены кланов и члены гильдий были зарегистрированы на равных основаниях; в списке граждан не имелось никаких указаний на то, принадлежит ли этот человек к древнему роду или получил гражданство недавно, благодаря чему члены демов лишились преимущества друг перед другом, а новые условия получения гражданства, возможно, позволили Клисфену восстановить в правах тех, кто этих прав лишился и считался у оппозиции иностранцами или рабами.
Дем перенял у навкрарии ее финансовые, избирательные и религиозные функции. Возглавлял новую единицу демарх, как старую – навкрар, и каждый дем имел собственное народное собрание и свои ритуалы. Чтобы развить в демах дух единства, Клисфен с 507 г. сделал членство в деме передающимся по наследству, а не зависящим от места жительства; так, если семья переезжала куда-либо, она сохраняла членство в деме, в котором жила в 508–507 гг.
Клисфен разделил Аттику на три региона – Афины с прилегающей территорией (asty), прибрежную полосу, заканчивающуюся у Суниона (paralia), и внутреннюю страну (mesogeion) – примерно с одинаковым числом жителей в каждой. Эти регионы представляли в широком плане различные занятия жителей Аттики – ремесла и финансы, рыболовство и горное дело, животноводство и лесоразработки, – но основой их хозяйства было земледелие.
Рис. 14. План Агоры в IV в. до н. э.:
1 – храм Афродиты Урании;
2 – святилище дема и граций;
3 – стоя Герм;
4 – поикильская стоя;
5 – стоя Зевса;
6 – алтарь двенадцати богов;
7 – Эсхара;
8 – Леокорион;
9 – храм Гефеста;
10 – храм Аполлона Патроя;
11 – здание совета;
12 – старое здание совета;
13 – постамент десяти героев-эпонимов
14 – Панафинейская дорога;
15 – Толос;
16 – Стратегион;
17 – юго-западный фонтан;
18 – Тесеон;
19 – Эннеакрунос;
20 – монетный двор
Их границы не совпадали с прежним делением на равнину, побережье и нагорье, старое противопоставление равнины и нагорья сменилось противопоставлением города и провинции. Затем Клисфен объединил демы каждого региона в десять триттий таким образом, что демы одной триттии в большинстве случаев не имели общих границ; в итоге триттия теперь являлась группой несмежных демов, а не единой земельной территорией, как раньше. Далее Клисфен жребием выбрал по одной триттии из каждого региона и объединил три триттии («трети») в одну единицу, филу (phyle). Таким образом он создал десять фил, членство в которых обеспечивалось членством в деме и в клисфеновской триттии, а не членством во фратрии и в географически соответствующей ей старой триттии. Афинский перечень фил в 507 г. состоял из записей типа «NN, член дема X, триттии Y, филы Z»[22], которые не содержали указаний на то, был ли NN членом рода или гильдии.
Каждая фила имела равное представительство в трех регионах Аттики; отныне не было крупных административных единиц, в которых могли сложиться местные влиятельные группировки. Так, если в прошлом в какой-либо навкрарии заправлял знатный дом, то теперь демы, составляющие эту навкрарию, скорее всего, оказывались распределены по нескольким новым филам. Например, нам известно, что представители Эвмолпидов в более поздние времена принадлежали по меньшей мере к десяти демам и нескольким филам. Членство в филе начиная с 507 г. являлось наследственным. Фила имела собственное народное собрание и исполнительные органы, осуществлявшие избирательные, религиозные, финансовые и военные функции. Все десять фил получили наименования в честь героев (arkhegetai), выбранных пифийской жрицей из ста имен, предложенных самими филами. Таким образом, новая система фил получила благословение дельфийского оркакула, а основателями фил стали считаться отобранные из выбранных (klerotoi ek prokriton), причем роль жребия (kleros) на этот раз исполнял голос пифии. Введя новые филы, Клисфен перекроил старые племенные филы и их подразделение на двенадцать племенных фратрий и двенадцать местных триттий.
Работа новой избирательной системы яснее всего видна на примере Совета пятисот. Каждый дем выбирал в этот совет определенное число депутатов, которые должны были иметь возраст старше 30 лет и принадлежать к классу зевгитов или выше; число депутатов устанавливалось в пропорции к населению каждого дема и, следовательно, было различным в разных демах. Из кандидатов, избранных демами, каждая фила по жребию отбирала 50 депутатов. Таким образом, процедура назначения 500 «отобранных из выбранных» депутатов практически исключала возможность для какой-либо группы приобрести влияние в совете. Затем избранные 500 депутатов подвергались проверке, которая включала и вопрос: «Из какого дема?» Проверка проводилась действующим советом под председательством тесмотетов; отвергнутый кандидат не имел права обжалования, и его место доставалось кому-либо из непрошедших по жребию. Назначенные в итоге 500 депутатов приносили клятву «давать советы, наилучшие для государства» и вступали в должность советников в начале нового аттического года. Первый совет приступил к работе в 507 аттическом году, а клятва в той формулировке, в какой она сохранялась столетиями, впервые была произнесена в 503 г. Филы выставляли десять отрядов, которыми командовали таксиархи. В 501 г. десять выбранных народом стратегов, по одному от каждой филы, заняли место полемарха как полевого полководца, оставив ему должность церемониального главнокомандующего, или гегемона. Вероятно, каждая из десяти фил была обязана оснастить определенное количество кораблей для флота[23].
Новая избирательная система предоставила всем афинянам вне зависимости от их знатности и богатства равные права при выборе местных и государственных должностных лиц, включая демархов, военачальников фил и государственных советников. Реформа Клисфена расширила на избирательную сферу принцип равноправия (isonomia), установленный Солоном применительно к личной свободе и судебной процедуре. Афинские граждане отныне были равноправны на выборах и в речах (isonomoi). В противоположность тирании или узкой олигархии (dynasteia) Афинское государство определялось через равенство в правах, в речах и во власти (isonomia, isegoria и isocratia).
Это новшество было более важно, чем любые изменения, которые Клисфен внес в законы государства, так как отныне каждый гражданин мог голосовать как свободный человек, не подвергаясь какому-либо внешнему давлению. При новом государственном устройстве наибольшей властью, как и прежде, обладал Ареопаг. Его членами по-прежнему являлись бывшие архонты, которые все так же избирались всенародно, а не по новой избирательной системе. Ареопаг и избрание архонтов оставались аристократическими по характеру, и в реальности избиратели почти всегда отдавали голоса за аристократов. Совет пятисот перенял функции прежнего солоновского Совета четырехсот. Чтобы обеспечить непрерывность своего функционирования и контроля за текущими государственными делами, совет разделялся по филам на десять комитетов из 50 советников, и каждый комитет по очереди, определяемой жребием, непрерывно заседал в течение десятой доли года (prytaneia). Ежедневно из числа членов комитета (prytaneis) жребием избирался председатель (epistates), а секретарь (grammateus) назначался на весь срок работы притании. Пританы решали, например, нужно ли созывать совет на чрезвычайное заседание; сессия притании проводилась в государственном здании, Толосе, и во время сессии пританы питались за счет государства. Таким путем Клисфен закрепил за советом более важную роль в государстве. Поскольку каждый человек в возрасте от 30 до 60 лет мог лишь дважды избираться в советники и один раз в эпистаты, в течение следующего поколения большая часть граждан получила опыт в административной деятельности и приучилась к ответственности, и благодаря этому народ в целом стал лучше разбираться в государственных делах. Но значение совета действительно возросло лишь в 462 г. Клисфен в основном оставил законы Писистрата в неприкосновенности. Однако он наделил совет полной мерой ответственности, а народное собрание – избирательными правами. Благодаря этим шагам впоследствии стало возможным правление большинства граждан (demokratia).
Клисфен принял и другие законы, о которых нам мало что известно. Возможно, он внес изменения в календарь Солона, чтобы он соответствовал системе сменяющих друг друга пританий, а также, может быть, запретил вторичное избрание в архонты-эпонимы с целью устранить опасность тирании. Некоторые античные авторы считали, что из тех же соображений он ввел обычай остракизма. В древности реформе Клисфена приклеивались разные ярлыки. В 462 г. ее называли аристократической, а в 411 г. – не демократической, но солоновской по духу. Геродоту и Исократу она казалась демократией, причем почти идеального типа. Для беспристрастного наблюдателя клисфеновская реформа представляется весьма сбалансированной, наделившей Ареопаг, высших должностных лиц, совет и народное собрание властью, пропорциональной опыту различных классов государства после длительного периода тирании. Заслуги Клисфена сопоставимы с заслугами Солона – он объединил классы благодаря справедливому распределению власти и создал истинно единое государство, требующее ответственного сотрудничества от каждого гражданина. «Эти законы, – говорит Плутарх, – превосходно обеспечивали единодушие и сохранность государства». Но мысль Клисфена простиралась и в будущее. Он хорошо понимал душу афинского народа. Благодаря избирательной реформе и учреждению совета и пританий он переопределил роль демоса в афинской политике. В то же время он оставил в неприкосновенности религиозную и нравственную структуру общества, на которой в конечном счете держалась солидарность полиса. Четыре племенные филы, двенадцать триттий, фратрии, роды и жрецы продолжали действовать в религиозной, нравственной и социальной жизни общины, способствуя развитию корпоративного духа и преданности государству, которые, находя политическое выражение благодаря либеральным и прогрессивным законам, позволили Афинам Клисфена выступить единым фронтом против Спарты и Персии.
2.Экономическое развитие греческих земель в III-II тыс. до н.э 8
Заключение 11
Список литературы 14
Введение
В наш индустриально и экономически развитый век не может вызывать сомнения необходимость изучения становления экономики человечества. Экономика стран Древнего Востока, экономика древних античных государств, - во всех этих, на первый взгляд казалось бы примитивных, устроениях внутреннего хозяйства есть, чему поучиться! - Например, в Древнем Египте было хорошо развито разделение труда, а Древняя Греция считается родиной зачатков банковских операций и элементов безвалютных расчетов. И, как известно, изучать историю необходимо прежде всего для того, чтобы не повторять ошибок прошлого в будущем. История экономики в данном случае - не исключение. Главное отличие экономики Древней Греции (равно как и экономик других античных государств) от других древних государств состоит в том, что главной производительной силой общества были рабы. Таким образом, экономика Древней Греции основывалась на труде рабов, являвшихся главными производителями материальных благ.:
- военнопленные и отчасти захваченные в плен мирные жители;
- продаваемые правящей аристократией варварских народов соплеменники;
- воспроизводство рабов;
- пираты и похитители свободных людей.
Цель данной работы - раскрыть сущность экономики Древней Греции. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: изучить основные экономические мысли наиболее известных древнегреческих мыслителей и наиболее яркие периоды государственного строя Древней Греции.
Наибольшую роль в истории экономических учений Древней Греции сыграли произведения известных мыслителей Ксенофонта, Платона и Аристотеля.
Экономические взгляды Ксенофонта (430- 355 г. до н.э.) - ученика известного древнегреческого философа Сократа - изложены в работе «Домострой», подготовленной как руководство для ведения рабовладельческого хозяйства. Он характеризовал домоводство как науку о ведении и обогащении хозяйства. Основной отраслью рабовладельческой экономики Ксенофонт считал земледелие, которое он квалифицировал как наиболее достойный вид занятия. Основную цель хозяйственной деятельности он видел в обеспечении производства полезных вещей. К ремеслам и торговле Ксенофонт относился отрицательно, считал их занятием, пригодным только для рабов. Вместе с тем в интересах рабовладельческого хозяйства Ксенофонт допускал использование товарно-денежных отношений.
«Домострой» содержал многочисленные советы рабовладельцам в области хозяйственной деятельности. Их уделом являлось руководство хозяйством, эксплуатация рабов. Ксенофонт выражал презрение к физическому труду, квалифицируя его как занятие, пригодное только для рабов, с которыми необходимо обращаться как с животными.
Ксенофонт стал одним из первых среди мыслителей древности, который уделил большое внимание вопросам разделения труда, рассматривая его как естественное явление, как важное условие увеличения производства потребительных стоимостей. Ксенофонт впервые указал на взаимосвязь между развитием разделения труда и рынком.
Экономические идеи занимали значительное место в сочинениях древнегреческого философа Платона (427-347 гг. до н.э.). Наиболее известна его работа «Политика или государство». Социально-экономическая концепция Платона получила концентрированное выражение в проекте идеального государства. Платон рассматривал государство как сообщество людей, порожденное самой природой, впервые высказав мысль о неизбежности деления государства на две части: на богатых и бедных.
Платон уделял большое внимание проблеме разделения труда, рассматривая его как естественное явление. В его концепции обосновывалось прирожденное неравенство людей. Деление на свободных и рабов он толковал как состояние, данное самой природой. Рабы рассматривались в качестве основной производительной силы, а их эксплуатация - как средство обогащения рабовладельцев. Свободными гражданами могли быть только греки.
Главной отраслью хозяйства Платон считал земледелие, но одобрительно относился и к ремёслам. Экономическую основу государства он видел в натуральном хозяйстве, базирующемся на эксплуатации рабов. Он допускал мелкую торговлю, которая призвана была обслуживать разделение труда. Однако к торговой прибыли Платон относился весьма отрицательно. По его мнению, торговлей должны заниматься в основном иностранцы, рабы. В идеальном государстве Платона свободные люди делились на три сословия: 1) философов, призванных управлять государством; 2) воинов; 3) землевладельцев, ремесленников и мелких торговцев. Рабы не включались ни в одно из этих сословий.
Наибольший вклад в развитие экономической мысли Древней Греции внес мыслитель древности Аристотель (384-322 г. до н.э.). Будучи учеником Платона, он не разделял платоновского идеализма. Проявляя колебания между материализмом и идеализмом, он шел к материализму. Его политические взгляды изложены в работе «Политика» и других произведениях. Он - противник аристократического строя, олигархической власти, сторонник рабовладельческой демократии. Аристотель оправдывал деление людей на рабов и свободных, воспринимая его как естественное. По его мнению, свобода была уделом лишь эллинов. Что касается иностранцев (варваров), то они по своей природе могли быть только рабами. Граждан Греции он делил на пять групп (классов): 1) земледельческий класс, 2) класс ремесленников, 3) торговый класс, 4) наёмные рабочие, 5) военные. Рабы составляли отдельную группу, не включавшуюся в гражданскую общину. Рабство Аристотель связывал с естественным разделением труда, считая, что рабы по своей природе являются таковыми и способны только к физическому труду. Раб приравнивался к другим вещам, принадлежавшим свободным, включался в их имущество.
Выдающейся заслугой Аристотеля в развитии экономической мысли является его попытка проникнуть в сущность экономических явлений, вскрыть их закономерности. Он положил начало экономическому анализу, что проявилось в подходе к определению предмета экономической науки, в изучении обмена, форм стоимости и т.д.
Аристотель рассматривал экономические явления с точки зрения наибольшей пользы. Всё, что соответствовало интересам укрепления хозяйства, принималось как естественное и справедливое. Естественные явления Аристотель относил к экономике, которая раскрывала источники «истинного богатства», состоящего из потребительных стоимостей. Экономика обеспечивала изучение путей укрепления натурального хозяйства; возможности расширения производства потребительных стоимостей. Это соответствовало поддержанию умеренных размеров богатства, сторонником которых был Аристотель, отвергавший чрезмерное накопление денег, обогащение за счёт спекулятивной торговли, ростовщичества и т.п. Он допускал меновую торговлю и относил её к экономике.
Представляет интерес то, как Аристотель рассматривал форму стоимости. Денежная форма товара принималась как развитие простой формы стоимости. Хотя он не мог научно объяснить происхождение и сущность денег, однако важно то, что он связывал их с развитием обмена, положил начало рассмотрению функций денег в качестве меры стоимости и средства обращения.
2.Экономическое развитие греческих земель в III-II тыс. до н. э.
III—II тыс. до н. э. на территории Греции обычно называют эпохой бронзы. Вэтот период бронзовые орудия труда распространяются и на островах Эгейскогоморя, и в материковой части, способствуя ускорению экономического развития исозданию первых государств. На протяжении III тыс. до н. э. наиболееразвитыми были Кикладские острова, расположенные в южной части Эгейскогоморя. С начала II тыс. до н. э. наиболее влиятельным среди других становитсяостров Крит, находившийся на пересечении древних морских путей. Критская(или Минойская) цивилизация достигла своего расцвета примерно к середине IIтыс. до н. э.
Развитие материковой Греции в III тыс. до н. э. шло не столь быстрымитемпами, однако в некоторых прибрежных областях, уже во второй половине IIIтыс. до н. э. возникают довольно развитые культуры.
На протяжении III тыс. до н. э. значительных успехов достигают металлургия икерамическое производство, где примерно с XXIII в. до н. э. стал применятьсягончарный круг. В сельском хозяйстве ведущие позиции занимает так называемаясредиземноморская триада: злаковые (особенно ячмень), виноград, оливки.
Наиболее активно в III и первой половине II тыс. до н. э. развивалисьгреческие острова, на которых особое значение получают морские промыслы,торговля, ремесла, в том числе и художественные. Кикладские мореходыподдерживали связи с землями, расположенными в бассейнах Эгейского иАдриатического морей, достигали берегов Испании, Дуная.
Основой экономики Крита и ахейских государств было сельское хозяйство,ведущей отраслью которого было земледелие, однако и животноводство (особенноовцеводство) играло важную роль. Среди ремесел основное значение имелиметаллургия и керамическое производство. Крит и ахейские государстваподдерживали внешнеторговые связи с Египтом, Кипром, Восточным
Средиземноморьем; из этих районов в основном привозилось сырье, некоторыепредметы роскоши, вывозились преимущественно керамика, металлические изделия,в том числе и оружие. Кроме того, ахейцы развивали торговлю с народами,населявшими север Балканского полуострова, с Италией, Сицилией, а также сзападным побережьем Малой Азии.
Основой социально-экономической структуры Крита и ахейских государств былидворцы - огромные комплексы, включавшие жилые и культовые помещения,множество кладовых и мастерских . О земельных отношениях на Крите судитьтрудно из-за недостаточности источников, однако, вероятнее всего, землинаходились в общинной и государственной собственности. Кроме того, можнопредположить, что на государственной земле существовали также храмовые ичастные хозяйства. В ахейских государствах дворцы распоряжались всей землей,которая делилась на две основные категории: общественная земля (частичнопринадлежала территориальным общинам, частично выделялась за выполнениекакой-либо работы) и земля, находившаяся во владении отдельных лиц. Обекатегории земель достаточно активно сдавались в аренду, в том числе и рабам,однако владельцем земли раб стать не мог. Рабов, как и на Крите, былосравнительно мало, большинство принадлежало дворцу, а, кроме того, частнымлицам и храмам. В производстве в основном были заняты свободные общинники.
Все категории свободного населения (знать, общинники и др.) находились в тойили иной степени зависимости от дворца. Во главе государства стоял царь, нореальное управление находилось в руках дворцовой администрации.
Практически все группы населения и, прежде всего, территориальные общиныоблагались налогами на различные виды продукции. Некоторые социальные группыосвобождались от уплаты налогов, в основном игравшие особую роль всуществовании государства (кузнецы, гребцы, воины).
Внешнеэкономическая деятельность, вероятно, контролировалась царями, наКрите особое внимание уделялось безопасности торговли, борьбе с пиратами.
Заключение
Экономическая система античности строилась на применении труда рабов. Первоначально раб не считался вещью, он был почти членом семьи. Наравне со свободными он работал в поле и вместе с ними же садился за стол. Глава семейства -- патриарх -- распоряжался жизнью всех домочадцев. Личность раба защищал обычай -- никто не имел права обращаться с ним жестоко. Историки называют такое рабство патриархальным.
Иная система рабства утвердилась в Греции в V--IV вв. до н. э. К этому времени родственные связи уже не соединяли людей так прочно. Возник новый общественный организм -- античный полис, экономика которого была немыслима без труда рабов. На раба перестали смотреть как на члена семьи: отныне он был вещью, собственностью господина и потерял права личности. Такое рабство называют классическим. Господин мог дать рабу любую работу, продать, жестоко наказать и даже убить -- никто не был ему судьёй, так как остальные владельцы рабов поступали точно так же.
Если невольник убивал господина, то в таком случае полагалось казнить всех рабов, находившихся в доме, -- одних по подозрению в соучастии, других за то, что не помешали преступнику. Большинство рабов не имели собственности: они трудились на земле хозяина, работали в его мастерской; орудия труда тоже принадлежали господину. Всё, что производил раб, забирал хозяин. Однако он же брал на себя и заботу о невольнике, кормил его, одевал, давал крышу над головой; если это было необходимо - лечил. Чтобы раб лучше работал, владелец стремился поощрять трудолюбивых и добросовестных.
Рабы стоили дорого. Во-первых, это означало, что раба берегли. Уморить его голодом или убить было крайне невыгодно для владельца. Во-вторых, содержать большое количество рабов -- до 1000 -- могли только очень богатые люди. У зажиточных граждан было не более полусотни рабов, включая и домашнюю прислугу, а люди среднего достатка имели 10--15 невольников. Общее число рабов быстро увеличивалось, но не могло быть больше определённого оптимального предела. Во времена Александра Великого, например, на 30 тыс. свободных жителей Афин приходилось 100 тыс. рабов.
В эпоху классического рабства главным стимулом принуждения раба к труду были не плети и кандалы. Добросовестной работой и преданностью господину можно было заслужить свободу и сделаться вольноотпущенником. В Греции это означало получение прав гражданина.
Существовали в Греции и рабы, принадлежавшие государству. Они работали на строительстве храмов, охраняли порядок на улицах, сторожили государственные склады и заведовали архивами. Их положение считалось привилегированным. Они могли иметь жену и дом. Государство платило им жалованье. Наиболее расторопные делали головокружительную карьеру.
Греки обосновали разделение людей на свободных и рабов. «Очевидно, что одни люди по природе свободны, другие -- рабы, и этим последним быть рабами полезно и справедливо», -- писал великий философ Греции Аристотель. Римляне как люди практического склада разработали целую методику «выжимания» прибыли из рабов. В трактате Катона Старшего «О сельском хозяйстве» приводится заповедь рабовладельца: «Рабам не должно быть плохо: они не должны мёрзнуть и голодать». Затем следуют скрупулёзные расчёты: сколько нужно рабу одежды на год, каковы размеры казармы для жилья, количество в ней матрасов и т.д. Хорошо работающий раб получает 1,5 кг хлеба, 0.7 л вина, овощи, фрукты, маслины, соль -- столько, сколько съедал свободный крестьянин. Была разработана и система наказаний.
Экономика Древнего Востока отличалась от древнеантичной экономики тем, что крестьяне на Востоке были формально свободны, и собственность на землю на востоке принадлежала государству. Сделать однозначный вывод в пользу той или другой экономической системы считаю, было бы, некорректным. И там, и там серьёзными предпосылками были существующие уровни развития общества, уровень богатства государств (стран), а также т.н. «управляющий набор» - то есть качественный состав правящей верхушки.
Список литературы
1. Агапова И. И. История экономической мысли: Курс лекций. - М.: Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ", Издательство ЭКМОС, 2012.,
с. 415
2. «Мировая культура: Древняя Греция. Древний Рим.» Л.Золоева, А. Порьяз, Москва «Олма-пресс».2013 г., с.260
3. «История мировой экономики» М.З. Бор, Москва
«Дело и сервис», 2014, с.510
4. «Краткая экономическая история мира от палеолита до наших дней» Р. Камерон, Москва, «Россмэн».2012 г., с. 330
5. Курс экономической теории:Учебник / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. - Киров: «АСА», 2012. - 468с.
Не подходит Реферат? Вы можете заказать у наших партнеров написание любой учебной работы на любую тему.
Заказать новую работу
0
Размер: 27.81K
Скачано: 20
Внимание! На время летних каникул проводятся технические работы - скачивание работ недоступно. Приносим извинения за доставленные неудобства.
Еще Рефераты!
Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Похожие бесплатные Рефераты:
studrb.ru
Реформы Солона. История древнего мира [Восток, Греция, Рим]
Реформы Солона
Законы Драконта не коснулись вопроса о задолженности, сильно беспокоившего рядовое население Аттики. Волнения продолжались. Назревший конфликт был разрешен законодательной деятельностью Солона, который нашел возможность компромисса с наиболее обездоленными, а потому и наиболее агрессивными слоями афинского демоса. С 594 г. до н. э. этот обедневший евпатрид, избранный архонтом с правом законодательной деятельности, проводил серию реформ, которые коренным образом изменили ситуацию в Аттике. Его популярности среди афинян способствовали решительные действия по возвращению острова Саламин, потерянного афинянами в свое время после заговора Килона и временно попавшего под власть мегарского тирана Феагена.
Самым важным законом стала т. н. сейсахфия («стряхивание бремени») – освобождение всех афинян от обязательств, связанных с заложенной за долги землей. Такие участки земли, ранее выпадавшие из сельскохозяйственного оборота, возвращались своим хозяевам. Следствием стало то, что число обезземеленных и малоземельных крестьян резко уменьшилось, а возросший экономический потенциал отдельной крестьянской семьи позволил ей уже не только выживать, но (при удачном стечении обстоятельств) стать конкурентоспособной с хозяйственными возможностями знати.
Солон запретил обеспечение займов личностью. Теперь должник отвечал перед своим кредитором только своим имуществом. Таким образом, угроза долгового рабства для сограждан была полностью ликвидирована. Более того, афиняне, ранее попавшие за долги в рабство, освобождались. Те же из них, кто был продан на чужбину, выкупались за общественный счет и возвращались на родину. Следствием этого стала консолидация гражданского коллектива формирующегося афинского полиса и дальнейшее развитие рабства исключительно за счет рабов-иноплеменников. Последнее в дальнейшем окажет свое решительное воздействие на формирующийся агрессивный характер внешней политики Аттики.
Был проведен ряд реформ, поощрявших хозяйственную деятельность афинян. Денежная реформа позволила афинской монете стать конкурентоспособной в торговых операциях греческих купцов, а реформа мер и весов смогла облегчить деятельность местных торговцев, которые становились привычными контрагентами в межполисной торговле. Солон запретил вывоз из Аттики зерна, в котором она всегда нуждалась из-за скудности своих почв, но зато создал благоприятные условия для экспорта оливкового масла и вина. Эти меры вели к ликвидации спекулятивных сделок на афинском рынке и поощряли деятельность местных сельскохозяйственных производителей.
Новый закон о свободе завещания наносил удар по родовым связям, т. к. теперь появлялась возможность экономического усиления отдельных семей. Законодательно был ограничен земельный максимум, определен ссудный процент.
Следующая серия реформ – это преобразования в социальной и политической сферах. Все свободное население Аттики Солон разделил на четыре разряда, принадлежность к которым определялась по объему дохода, получаемого в результате хозяйственной деятельности. До этой реформы земля была сконцентрирована в руках евпатридов и их родовых кланов, что вело к засилью аристократии также и в политической жизни. Сейчас же права и обязанности граждан были распределены так, что зажиточные граждане по-прежнему обладали большей полнотой власти, но при этом на них возлагались и большие обязанности в отношении всего гражданского коллектива. Кроме того, принадлежность к новым высшим разрядам определялась в зависимости от получаемого ежегодного дохода с земельного участка, а это вынуждало его владельца изыскивать более рациональные способы обработки земли для получения большего урожая. Теперь уже не происхождение или принадлежность к тому или иному аристократическому роду, а именно доход, труд на земле становился критерием авторитета в обществе.
Первый разряд населения составили т. н. пентакосиомедимны (пятисотмерники), т. е. те, чей ежегодный доход превышал 500 медимнов (1 медимн как мера объема – около 52 литров) урожая зерном, маслом или вином. Второй разряд – всадники (от 300 медимнов и выше), третий – зевгиты (от 200 мер и выше) и, наконец, четвертый – феты, беднейшая часть населения (до 200 мер). Впоследствии, по мере развития денежных отношений, принадлежность к тому или другому разряду стала определяться уже в денежном выражении. В зависимости от получаемого дохода ранжировались и политические права граждан Аттики: пентакосиомедимны и всадники имели всю их полноту, как пассивных, так и активных, зевгиты также обладали всей полнотой политических прав, за исключением возможности стать архонтами и, следовательно, попасть в ареопаг. За фетами же было сохранено право участия в работе народного собрания и обсуждения разбиравшихся на нем вопросов.
Отныне критерием полноты политических прав становилось имущественное положение гражданина, величина его частной собственности, но отнюдь не его аристократическое положение или принадлежность к знатному роду. В связи с этим значительно изменилось по своему составу и афинское ополчение. Его основную боевую единицу составила фаланга тяжеловооруженных воинов-гоплитов, оснащенных полным боевым вооружением (шлемом, доспехами, поножами, щитом, мечом, копьем), набиравшихся из зевгитов, самого многочисленного третьего цензового разряда. Роль аристократической конницы, формировавшейся из пентакосиомедимнов и всадников, сходит на нет. Феты сражались в ополчении как легковооруженные воины или же, в дальнейшем, с появлением у афинян военного флота, матросами на кораблях. Кроме того, на пентакосиомедимнов как в военное, так и в мирное время возлагались дорогостоящие литургии – добровольные траты на пользу всего гражданского коллектива.
Преобразования в политическом устройстве Афин, осуществленные Солоном, также были направлены против засилья аристократов. В противовес аристократическому ареопагу был учрежден Совет четырехсот (буле), набиравшийся по сто граждан от каждой из четырех сохранявшихся родовых фил. Будучи постоянно действовавшим органом, Совет четырехсот готовил дела для их дальнейшего обсуждения и утверждения на народном собрании. Он разбирал также все текущие вопросы жизни гражданского коллектива. Введением этого органа власти функции ранее могущественного ареопага были значительно урезаны.
До Солона сходки соплеменников в форме народных собраний проводились редко, нерегулярно, по желанию знати, и были одним из инструментов господства и политического засилья знати. Сейчас же и особенно позже, уже в начале V в. до н. э., народное собрание (экклесия) становится полномочным и полновластным органом управления, и все слои граждан, включая небогатых фетов, получили право голоса и непосредственного участия в его работе. Народное собрание стало собираться регулярно (в V b. до н. э. – 40 раз в году, или каждые 9 дней).
Еще одним новым органом государственного устройства при Солоне становится Суд присяжных (гелиэя). Коллегия судей избиралась из всех граждан, включая фетов. Ее функции заключались в основном в проверке отчетов должностных лиц, в контроле за их деятельностью, разбирательстве отдельных конфликтов. Гелиэя вместе с экклесией становятся наиболее демократическими органами афинского полиса.
Реформы Солона заложили основы демократической формы управления полисом, но в силу некоторой ограниченности и непоследовательности так и не сумели окончательно ликвидировать власть аристократии. Политические преобразования и экономические мероприятия, проведенные им, не удовлетворили ни народ, ни старую земельную аристократию. Евпатриды были недовольны отменой долгов и потерей своего господствующего положения. Демос, надеявшийся на передел земли, не был удовлетворен мероприятиями Солона, которые в значительной степени усилили политические позиции торговцев, ремесленников, но почти ничего не дали беднейшему населению.
Отмена старых долгов лишь временно улучшила положение бедноты, которая скоро вновь оказалась вынужденной обращаться к своим кредиторам. Поэтому вскоре после реформ Солона в Афинах вновь вспыхивает напряженная борьба между различными группами населения.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Реформы Солона в Древней Греции
В 594 году до н. э. всеобщее недовольство вылилось, по словам Аристотеля, в "великую смуту". "Огромное большинство, и к тому же люди большой физической силы, - пишет греческий историк Плутарх в своих "Сравнительных жизнеописаниях", - собирались и уговаривали друг друга не оставаться равнодушными зрителями, а выбрать себе одного вожака, надежного человека, и освободить должников, пропустивших срок уплаты, а землю переделить и совершенно изменить государственный строй"6.
Оказавшись в столь сложной ситуации, борющиеся стороны сошлись на кандидатуре поэта и политического деятеля Солона.
Было известно, что он не является "сообщником богатых в их преступлениях" и в то же время "не угнетен нуждою".
Избранный архонтом, Солон был наделен чрезвычайными полномочиями, среди которых самым важным было право законодательства. Испытывая давление одних, стремившихся к установлению единовластия, и других, рвавшихся к самому широкому народоправству, Солон выбрал политику "золотой середины".
Для Смягчения противоречий и сплочения всех свободных в единый господствующий класс требовались глубокие социальные и политические преобразования. Солон был эвпатридом, он разбогател на торговле и пользовался доверием среди широких слоев населения. Главной целью реформ Солона было примирение интересов различных враждующих группировок свободных. Поэтому они носили компромиссный, половинчатый характер.
Реформы Солона явились важным этапом в образовании государства в Афинах, и их результаты можно сравнить с политической революцией. Прежде всего, Солон провел сисахфию — долговую реформу, которая означала прямое вмешательство в отношения собственности.. Задолженность бедняков была аннулирована. Афиняне, попавшие в рабство за долги, освобождались, а проданные за долги за границу, — выкупались. Долговое рабство в Афинах впредь отменялось7.
Сисахфия посягала на интересы родовой знати и была уступкой демосу. В то же время Солон не выполнил важного требования бедноты — не произвел передела земли, хотя и установил максимальный размер земельного владения. Но разрешив в интересах богатых афинян свободную куплю-продажу земли и дробление земельных владений, он сделал неизбежным дальнейшее обезземеливание бедноты.
С именем Солона связана также цензовая реформа, которая была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения привилегиями богатства. Солон закрепил деление граждан на четыре разряда по имущественному признаку.
Самые богатые граждане были отнесены к первому разряду, менее богатые — ко второму и т.д.
Каждый разряд имел определенные политические права: общественные должности могли занимать только граждане первых трех разрядов, а должность архонта (и, следовательно, члена ареопага) только граждане первого разряда. Бедняки, входившие в низший, четвертый разряд, этого права по-прежнему были лишены. Но они могли участвовать в народном собрании, роль которого увеличивается. Собрание стало вырабатывать законы, избирать должностных лиц и принимать от них отчеты.
Одновременно Солон сделал уступки и бедноте, и эвпатридам, интересы первых получили отражение в создании нового судебного органа — гелиэи, в которую мог быть избран любой афинский гражданин независимо от его имущественного положения. В интересах вторых был учрежден новый орган управления — Совет четырехсот, избиравшийся из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени, где еще сохранялись родовые традиции и влияние эвпатридов8.
Вывод:
Реформы Солона явились важным этапом в образовании государства в Афинах, и их результаты можно сравнить с политической революцией. Главной целью реформ Солона было примирение интересов различных враждующих группировок свободных.
3. Плутарх о Солоне
Поскольку неравенство между бедными и богатыми дошло тогда, так сказать, до высшей точки, государство находилось в чрезвычайно опасном положении. Весь простой народ был в долгу у богатых: одни обрабатывали деньги, платя богатым шестую часть урожая… другие брали у богатых деньги под залог тела: их заимодавцы могли обратить в рабство, при этом одни оставались рабами на родине, другие продавались на чужбину. Многие были вынуждены продавать даже собственных детей (никакой закон не воспрещал этого) и бежать из отечества из-за жестокости заимодавцев. Но огромное большинство… собирались и уговаривали друг друга не оставаться равнодушными зрителями, а выбрать себе одного вожака. Надежного человека и освободить должников, пропустивших срок уплаты, а землю переделить и совершенно изменить государственный строй9.
Тогда наиболее рассудительные люди в Афинах, видя, что Солон. – пожалуй, единственный человек, за которым нет никакой вины, который не является сообщником богатых в их преступлениях и в то же время не угнетен нуждою, как бедные, стали просить его взять в свои руки государственные дела и положить конец раздорам. Впрочем, Фаний Лесбосский /писатель IV-III вв. до н.э./ рассказывает, что сам Солон прибегнул к обману обеих сторон: неимущим он по секрету обещал раздел земли, а людям богатым – обеспечение долговых обязательств.
Его выбрали архонтом /высшие должностные лица Афин, составлявшие коллегию из 9 человек/, а вместе с тем посредником и законодателем. Все приняли его с удовольствием: богатые – как человека зажиточного, а бедные – как честного. Первым актом его государственной деятельности был закон, в силу которого существовавшие долги были прощены и на будущее время запрещалось давать деньги в долг «под залог тела»…
Солон с гордостью говорит, что с заложенной ранее земли он «поставленных камней закладных много снял…» и что из числа закабаленных за долги граждан одних он вернул с чужбины «… уж аттическую речь забывших»… «А тех, кто дома рабства тяжкого позор переносил», он, по его словам, сделал свободными10.
Солон не угодил ни той. Ни другой стороне. Богатых он озлобил уничтожением долговых обязательств, а бедных – еще больше – тем, что не произвел передела земли, на который они надеялись.
Желая оставить все высшие должности за богатыми, как было и прежде, а к прочим должностям, в исполнении которых простой народ ранее не участвовал, допустить и его, Солон ввел оценку имущества граждан. Так, тех, кто производил в совокупности пятьсот мер продуктов, как сухих, так и жидких, он поставил первыми и назвал их «пентакосиомедимнами» /пятисотмерники/, вторыми поставил тех, кто мог содержать лошадь или производить триста мер; этих называли «принадлежащими к всадникам»; «зевгитами» /владеющий упряжкой волов, лошадей, мулов/ были названы люди третьего ценза, у которых было двести мер тех и других продуктов, вместе взятых. Все остальные назывались «фетами»; им он не позволял исполнять никакой должности; они участвовали в управлении лишь тем, что могли присутствовать в народном собрании и быть судьями /речь идет о гелизе, суде присяжных/. Последнее казалось вначале ничего не значащим правом, но впоследствии стало в высшей степени важным, потому что большая часть важных дел попадала к судьям. Далее. А приговоры по тем делам, решение которых Солон предоставил должностным лицам, он позволил также апеллировать в суд11.
Солон составил совет Ареопага из ежегодно сменяющихся архонтов: он и сам был его членом как бывший архонт. Но, видя в народе дерзкие замыслы и заносчивость. Порожденные уничтожением долгов, он учредил второй совет, выбрав в него по сто человек от каждой из четырех фил.
Им он поручил предварительно, раньше народа, обсуждать дела и не допускать внесения ни одного дела в народное собрание без предварительного обсуждения.
Вывод:
Выбрав Солона архонтом люди в Афинах надеялись, что он положит конец раздорам. А Солон в свою очередь, дабы угодить всем, и богатым и бедным, прибегнул к обману обеих сторон: неимущим он по секрету обещал раздел земли, а людям богатым – обеспечение долговых обязательств.
4. Значение реформ Солона
Реформы Солона казались верхом политической мудрости, триумфом политики компромисса. Вместе с тем именно реформы Солона убедительно доказывают недолговечность политики компромиссов.
Борьба между демосом и родовой знатью не закончилась полюбовной сделкой. Афины переживают острый политический кризис, завершившийся установлением тирании.
Реформы нанесли удар по родовой организации власти и привилегиям родоплеменной аристократии. Они были важным этапом формирования политической организации в Афинах, но компромиссный характер реформ помешал разрешению острых противоречий. Реформы вызвали недовольство родовой аристократии и не удовлетворили полностью демос. Борьба между ними продолжалась и привела через некоторое время к установлению тирании Писистрата, а затем его сыновей (560—527 гг. до н.э.), которые закрепили успехи демоса в борьбе с аристократией и упрочили политический строй, созданный Солоном. Существовавшие органы управления продолжали функционировать, но теперь уже под контролем захватившего власть тирана12.
Тираном в Афинах считался незаконный правитель, не обязательно устанавливающий жестокий режим. Писистрат облегчил положение мелких землевладельцев, предоставив им кредит. Активная внешняя политика и создание военного флота привлекли на его сторону афинских торговцев. Большой размах строительства общественных сооружений, украшавших город, давал средства существования бедноте. Немаловажную роль играло и соблюдение действовавших в Афинах законов.
Однако эти мероприятия требовали все возрастающих денежных средств, пополнение которых возлагалось на богатых афинян, что в конце концов вызвало их недовольство. При поддержке Спарты, опасавшейся усиления Афин, тирания была свергнута.
Предпринятая вслед за этим попытка аристократии захватить власть закончилась неудачей. Опираясь на бедноту, богатая торгово-ремесленная верхушка афинских рабовладельцев, возглавленная Клисфеном, изгнала спартиатов и закрепила свою победу новыми реформами. Реформы Клисфена, проведенные в 509 году до н. э., ликвидировали в Афинах последние остатки родового строя. Они уничтожили старое деление населения на четыре племени13.
После смерти Солона, еще долгое время политики обращались к его конституции, используя ее в качестве авторитетного источника права.
Вывод:
Именно реформы Солона убедительно доказывают недолговечность политики компромиссов.
Значением реформ было: закрепить успехи демоса в борьбе с аристократией и упрочить политический строй, созданный Солоном.
Заключение
Итак, мы рассмотрели деятельность Солона как архонта. Нельзя не согласиться, что любые реформы, проводимые личностями, наделенными властными полномочиями не могут удовлетворить интересы и запросы всех слоев населения, и Солон не стал исключением.
Реформы Солона явились важным этапом в образовании государства в Афинах, и их результаты можно сравнить с политической революцией.
Первым делом он отменил долговую кабалу и аннулировал все поземельные долги. Закладные камни были убраны с полей, граждане, ставшие рабами за долги, - отпущены на свободу, а те, кто был продан за границу, - выкуплены за счет государства.
Со времени Солона рабами в Афинах могли быть только иноплеменники, захваченные на войне или купленные на мировом рабовладельческом рынке того времени.
Чтобы предотвратить разграбление крестьянских наделов в будущем, Солон установил максимальный размер землевладения, находящегося в частных руках.
Одновременно с тем была санкционирована широкая завещательная свобода. Родовые владения, подобно крестьянским дворам, могли переходить наследникам по воле завещателя. Земельные владения знати - опора ее власти - включались в общий гражданский оборот.
Важнейшей политической реформой Солона было установление имущественного ценза. Самые богатые были причислены к первому разряду. Просто богатые - ко второму. Оба эти разряда граждан получали право замещения всех важнейших постов в государственном аппарате, но архонтами и казначеями могли становиться лишь представители первого разряда.
Таким образом, вместо принципа аристократического (принадлежность к определенным родам) был утвержден принцип имущественный, принцип богатства.
stud24.ru
Реформы Солона в Древней Греции
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Дальневосточный государственный технический университет
(ДВПИ имени В.В. Куйбышева)
Арсеньевский технологический институт (филиал) ДВГТУ
Кафедра социальной работы и гуманитарных дисциплин
Реформы Солона в Древней Греции
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине:
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
зач. книжка № 013308
Арсеньев 2011
Содержание
Введение 3
Афинская рабовладельческая демократия 5
Реформы Солона в Древней Греции 9
Плутарх о Солоне 12
Значение реформ Солона 15
Заключение 17
Список использованной литературы 19
Введение
Развитие греческого общества от патриархальных структур и протогосударств гомеровской эпохи до классического рабства и расцвета античной демократии обнаруживает некоторые закономерности в развитии политической жизни и в смене самих форм устройства городов-государств.
В конце 11 тысячелетия до н.э., о чем свидетельствует и гомеровский эпос, в греческом мире наблюдалась сравнительно общая тенденция к усилению власти царя, как военачальника, судьи, верховного руководителя дворцового хозяйства и т.д.
В методах его правления все более проступали деспотические черты, присущие монархам древности, особенно восточным. Аналогичную картину можно видеть несколькими веками позже в Риме в эпоху царей.
Распад патриархально-общинных связей, на которые опиралась единоличная власть царя (базилевса, рекса), рост оппозиции со стороны аристократических семей, обладающих большими богатствами и общественным влиянием, имели своим результатом практически во всем античном мире уничтожение царской власти, сопровождавшееся в ряде случаев (как было в Риме с Тарквинием Гордым) убийством самого царя.
Ликвидация монархии привела к победе в античном мире республиканского строя, а также к окончательному утверждению (до эпохи кризиса и разложения рабовладельческого общества) полисной системы организации государства. Но в раннереспубликанский период демократический потенциал, присущий полисной системе, предусматривающей элементы непосредственной демократии (народные собрания и т.д.), не получил полного развития. Простой народ в полисах, не имевший политического опыта и черпавший свои представления о власти из патриархально-религиозного прошлого, уступил бразды правления практически во всех античных полисах родовой, жреческой и новой имущей аристократии.
Именно таковой была государственная власть в Афинах накануне реформ Солона, в ранний период патрицианской республики в Риме и т.д.
Процесс демократизации политической жизни в античных городах-государствах сопровождался обострением борьбы между аристократией, державшей в своих руках власть и стремившейся законсервировать старые полисные порядки, и народом (демосом), все более осознающим свое гражданское единство. Результатом этой борьбы (эвпатридов и демоса в Афинах, патрициев и плебеев в Риме и т.д.) стала серия законодательных реформ, подрывающих монополию аристократии в государственных органах и создающих основу для развития демократических институтов1.
Цель нашего исследования – раскрыть сущность реформ Солона, значение личности Солона для государства и права древней Греции. Опираясь на поставленную цель, задачи, данной работы следующие:
определить общественно-политическое положение Греции до реформ;
исследовать содержание реформ Солона;
рассмотреть влияние реформ на жизнь в государстве;
выделить значение реформ на историю права в общем.
1. Афинская рабовладельческая демократия
Во II тысячелетии до н. э. греческие племена заселили юг Балканского полуострова. Отгороженные друг от друга естественными преградами горной страны, они с большим рвением стали оберегать свою обособленность. В тесных пределах каждого из таких районов вырастет с течением времени столица: Коринф, Мегары, Фивы, Спарта и др.
В конце II тысячелетия греки, соединившись в единое войско и избрав себе одного вождя, осадили малоазиатский город Трою. О событиях этой известнейшей из войн повествуют поэмы гомеровского эпоса - "Илиада" и "Одиссея".
В древнегреческом обществе, как его рисует Гомер, происходят сложные процессы. Классов еще нет, но разделение на простой народ и родовую знать глубоко укоренилось. Лучшие земли, большие стада, все основные посты находятся в руках последней.
Государства еще нет. Племенем управляют народное собрание, совет старейшин, вождь - базилевс. Народное собрание - вместе с тем войско, а базилевс и старейшины - главным образом военные предводители. Американский историк прошлого века Л.Г. Морган назвал этот строй военной демократией2.
По всем своим признакам период военной демократии есть последний период первобытнообщинного строя. Земледелие становится главной отраслью хозяйства, оттесняя скотоводство. Ремесло выделяется в самостоятельную отрасль. Обмен товарами принимает регулярный характер. Появляются купцы. Рабство все более укореняется, и уже не только в домах и хозяйствах знати. Образуется семья с господством мужчины. Древняя родовая организация еще существует, но уже подорвана. На территории фратрий и племен селились во множестве чужаки, то есть хотя и соотечественники, но принадлежащие к другим племенам, фратриям и родам.
Население смешивалось и оттого становились невозможными старые формы управления. Все это, вместе взятое, служит основой для перехода к государству как новой, высшей ступени общественного развития.
Наиболее интересным и вместе с тем наиболее изученным представляется процесс образования государства в двух известных греческих полисах - древних Афинах и Спарте. Первая являла собой образец рабовладельческой демократии, вторая - аристократии.
Ионийцам, как назывался союз четырех племен, досталась во время переселения малоплодородная область, омываемая морем, - Аттика. Земледелие здесь было ограничено сравнительно небольшим районом, зато имелись благоприятные условия для ремесла и морской торговли.
Сельская община, столь устойчивая на Востоке, не нашла здесь благоприятных условий и стала быстро разлагаться. Земельные наделы сделались частной собственностью отдельных фамилий.
В VIII столетии до н. э. в. Аттике вырос (вокруг древней крепости) город, которому предстояло сделаться величайшим центром античной и мировой культуры. Его назвали в честь богини-покровительницы Афинами3.
Город стал средоточием людей, принадлежащих к разным племенам, родам, фратриям: вместо простого соседства племен происходит их слияние в единый народ. На смену старому делению приходит новое. Знатные образуют сословие эвпатридов ("благородных"), мелкие земледельцы получают общее для них название геоморов, ремесленники - демиургов.
Замещение всех важных должностей стало привилегией эвпатридов. В результате этого совет старейшин превращается в чисто аристократическое собрание, никем не выбираемое и ни перед кем не отчитывающееся. Оно заседало на холме бога войны Ареса, и потому его назвали ареопагом. Ареопаг законодательствует, осуществляет высший суд, наблюдает за действиями должностных лиц, первое место среди которых принадлежит коллегии, состоящей из 9 старейшин - архонтов. Они избираются ареопагом сроком на год.
Господство земельной аристократии пагубным образом отразилось на положении народа. "Бедные, - пишет Аристотель, -находились в порабощении не только сами, но и их дети и жены. Назывались они... шестидольниками, потому что на таких условиях обрабатывали поля богачей (то есть получали за свой труд одну шестую часть урожая). Вся же вообще земля находилась в руках немногих. При этом если бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу и их самих и их детей".
Всюду на полях стояли закладные камни. На них было написано, кому и на какой срок заложен участок. Такая форма залога - ипотека - была ранним изобретением Греции. Земля отдавалась в пользование должника, но при просрочке платежа - столь обыкновенной - переходила к кредитору.
"...Развивающееся денежное хозяйство, - справедливо пишет Ф. Энгельс, - проникало в сельские общины, воздействуя, точно разъедающая кислота, на их исконный, основанный на натуральном хозяйстве образ жизни"4.
Начиная с VI века до н. э. в политическую жизнь афинского общества все более активно включался новый социальный элемент. Относительно высокий уровень производительных сил, достигнутый в районе Средиземного моря в VIII-VI веках до н. э., и особенно благоприятные природные условия самой Аттики (с ее небольшим земельным фондом и удобным для торговли местоположением) способствовали появлению значительного ремесленного и торгового населения. Боевую часть его составляли матросы многочисленного афинского флота. В отличие от аристократии все эти новые люди (а также крестьяне) называли себя "демосом" - "народом".
Демос находился в постоянной вражде с презиравшей его аристократией. Шаг за шагом вырывал он у нее политическую власть. Когда это ему удалось, в Афинах установилась рабовладельческая демократия, а значит, и государство в его начальной, еще не завершенной форме.
Вывод:
Период военной демократии есть последний период первобытнообщинного строя. Господство земельной аристократии пагубным образом отразилось на положении народа. Сельская община, столь устойчивая на Востоке, не нашла здесь благоприятных условий и стала быстро разлагаться. Земельные наделы сделались частной собственностью отдельных фамилий.
2. Реформы Солона в Древней Греции
К VI в. до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. Развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему социальному расслоению свободного населения. В среде эвпатридов и геоморов выделяются богатые землевладельцы, некоторая часть эвпатридов беднеет, а геоморов — превращается в батраков, обрабатывающих чужую землю, получая за это 1/6 часть урожая, или попадает в долговую кабалу, теряет свободу и продается в рабство за границу5.
Растет экономическая роль богатой торгово-ремесленной верхушки горожан, по-прежнему отстраненной от власти. Растет и число бедняков-фетов. Все неустойчивее становится положение средних и мелких землевладельцев и ремесленников. В результате в среде свободных возникает целый комплекс противоречий — между богатыми и обедневшими эвпатридами, все еще удерживающими власть, и богачами из землевладельцев, торговцев и ремесленников, стремящимися к власти и использующими недовольство бедноты и средних и мелких собственников. Эти противоречия кристаллизовались как противоречия между богатой родовой аристократией и народом (демосом), возглавляемым богачами.