Изображение мамонта со стоянки Мальта́ (хранится в Эрмитаже)
Мальта́ — одна из наиболее известных позднепалеолитических стоянок Сибири. Находится у нынешнего села Мальта Усольского района Иркутской области на реке Белой, западнее озера Байкал.
Стоянка была открыта, когда крестьянин Савельцев выкопал из земли огромную кость. 7 февраля 1928 года сотрудник краеведческого музея М. М. Герасимов прибыл в Мальту и летом начал раскопки. Им была изучена территория площадью около 1 000 м².
Радиоуглеродная датировка стоянки указывает, что она существовала в начале сартанского оледенения, примерно 14750 лет назад (XIII тысячелетие до н. э.). Более поздние данные дали дату ок. 24 тысяч лет назад. Инвентарь близок к материалам стоянок Буреть (находится в 20 км от Мальты) и Ачинской, на этом основании выделяется мальтинско-буретская культура[1].
Жилища и находки
На территории раскопано 15 жилищ, вытянутых вдоль реки. Так как жилища не перекрывали друг друга, предполагается, что они существовали в одно время. В центре находилось сооружение длиной 14 м и шириной 4—5 м. Другие строения образовывали 3 группы: 6, 4 и 4 жилища, и различались по площади и форме.
Пол был заглублён в землю на 50—70 см. Стены делались из крупных костей мамонта, крыша была покрыта шкурами, фундамент делался из более мелких костей. Одно из жилищ было наземным, каркас стен составляли рога оленей, а в основании — кольцо из массивных плит известняка, поставленных на ребро[2]. А. П. Окладников подчёркивал сходство конструкции жилищ (полуземлянка с каркасом из костей и узким туннелеобразным выходом) и одежды мальтинцев и эскимосов XVII—XIX вв.
Среди остатков фауны большая часть принадлежит северному оленю. Кроме того, найдены (в порядке убывания) кости песца, шерстистого носорога, мамонта, бизона, быка, лошади, росомахи, льва, волка. Материалы Мальты свидетельствуют, что на песцов, и вообще на некоторых хищников, охотились исключительно ради меха[3].
Исследования пыльцевых проб указывают на то, что близ поселения росли сосны, берёзы, возможно, ели, но преобладает пыльца травянистых растений.
Каменный инвентарь изготовлен из серого полосчатого кремня, встречаются призматические, конические, кубовидные нуклеусы. Из кремнёвых пластинок изготавливали острия, проколки, небольшие ножи, разнообразные резцы, долотовидные орудия[4]. Из бивня мамонта изготавливали длинные острия с поперечными нарезками, также шилья и иглы. Кроме того, были найдены изделия из нефрита.
Искусство
Всего в Мальте и Бурети найдено около 40 статуэток, от 3,7 см до 13,6 см в высоту. Почти все они изготовлены из бивня мамонта, одна — из рога северного оленя (последняя носит крайне схематический характер). Большая их часть изображает женщин, также есть серия изображений птиц и одна фигура, вероятно, росомахи, покрытая орнаментом из рядов полулунных вырезов. Несколько фигур изображают куропатку, лебедя, а также водоплавающих птиц в полёте: туловище уплощенно-овальной формы, небольшие выступы изображают крылья, треугольная головка сидит на длинной шее.
Поверхность некоторых женских фигурок покрыта сплошным орнаментом (по гипотезе А. П. Окладникова, так изображена меховая одежда). Головки статуэток крупные и часто обладают схематически моделированным лицом. Орнамент на голове — попытка передать причёску[6]. Этим они отличаются от статуэток западноевропейского палеолита, которые передают обнажённое тело и не выделяют черты лица. Формы женщины-матери подчёркнуты в Мальте меньше, груди переданы неглубокой резной линией. Ноги укорочены, в нижней их части просверливались отверстия, что позволяло их подвешивать.
Кроме статуэток, найдены гравированные изображения. На пластинке бивня мамонта нанесена фигура мамонта. На другой пластине изображены змеи с раздутыми головами.
В Мальте обнаружено единственное погребение ребёнка примерно 4 лет, вместе с которым найден богатый инвентарь: ожерелье из бусинок и подвесок из бивня мамонта, фрагменты изображения летящей птицы, кремнёвые изделия и браслет.
Предметы искусства Мальты и Бурети сближают их с верхнепалеолитическими стоянками Русской равнины (Костёнки, Авдеево, Сунгирь, Зарайск) и в несколько меньшей степени с центрально-западноевропейскими стоянками (Ориньяк, Гримальди и др.)[7].
Плитки из Мальты, покрытые геометрическими узорами, в науке[8] сопоставлялись с австралийскими чурингами, ритмические узоры на которых помогают рассказчику восстановить последовательность мифа.
Генетические исследования
В 2013 году были опубликованы результаты изучения найденного на стоянке скелета мальчика MA-1. Мальчик из Мальты жил, согласно откалиброванным данным радиоуглеродного анализа, около 24 тыс. лет назад (23,891—24,423 тыс. лет). Исследование показало его сходство с европейцами и американскими индейцами и отсутствие связей с современными восточно-азиатскими популяциями. Так, Y-хромосомная гаплогруппа R* мальчика MA-1 говорит о том, что его линия отделилась от ствола дерева, ведущего в том числе к современным европейцам, у самого его основания, а митохондриальная гаплогруппа U напоминает таковую у вымерших охотников и собирателей палеолита, населявших Европу в то время[9][10]. Ядерный геном MA-1 совпадает с ДНК индейцев на 26%, с ДНК европейцев на 34% (причем, больше всего похож на ДНК восточно-европейцев), с южно-азиатскими — на 37%, с океанийскими — на 4%, последние два числа объясняются древним распространением человека с территории Южной Азии. Судя по аутосомным данным мальчик из Мальты был темнокожим, темноглазым и темноволосым[11][12].
См. также
Литература
Герасимов М. М. Мальта — палеолитическая стоянка. Результат работ 1928—1929 гг. Иркутск, 1931. 34 стр. (рецензия Окладникова)
Герасимов М. М. Раскопки палеолитической стоянки в с. Мальта. // Палеолит СССР. Л., 1935.
Герасимов М. М. Палеолитическая стоянка Мальта (раскопки 1956-57 годов). // Советская этнография. 1958. № 3.
Герасимов М. М. Круглое жилище стоянки Мальта. // КСИА. 1961. Вып.82.
Грязнов М. П., Столяр А. Д., Рогачёв А. Н. Письмо в редакцию // СА, 1981. — № 4. — С. 289—295.
Краткий рассказ о раскопках, с иллюстрациями
Ларичев В. Е. Мудрость змеи. Новосибирск, Наука. 1989.
Ларичев В. Е. Сотворение Вселенной: Солнце, Луна и Небесный дракон. Отв. ред. В. И. Молодин. Новосибирск, Наука. 1993.
Обзор 1998 года
Палеолит СССР. (Серия «Археология СССР»). М., Наука. 1984. С.313-315, 328—329 (автор раздела — З. А. Абрамова)
Работа о мальтинской пластине
Формозов А. А. К характеристике палеолитического поселения Мальта. // Советская археология. 1976. № 2. С.205-210.
Формозов А. А. Человек и наука: Из записей археолога. — М.: Знак, 2005. — с. 36—41. — (Studia historica. Series minor). — ISBN 5 9551 0059 8
Фролов Б. А. Числа в графике палеолита. Отв. ред. А. П. Окладников. Новосибирск, Наука. 1974. С.48-52. (см. раздел III книги)
Геном сибирского кроманьонца указывает на связь индейцев с европейцами (обзор антропологов А. Козинцева и С. Дробышевского)
Примечания
ru-wiki.org
Мальта, стоянка | ИРКИПЕДИЯ - портал Иркутской области: знания и новости
Мальта́ — одна из наиболее известных позднепалеолитических стоянок Сибири, находилась у нынешнего села Мальта Усольского района Иркутской области на реке Белой. Стоянка была открыта, когда крестьянин Савельцев откопал из земли огромную кость. 7 февраля 1928 года сотрудник краеведческого музея М. М. Герасимов прибыл в Мальту и летом начал раскопки. Им была изучена территория около 1 000 м². Радиоуглеродная датировка стоянки указывает, что она существовала в начале сартанского оледенения, примерно 14 750 лет назад (XIII тысячелетие до н. э.). Ранее предлагались и другие даты: 25—20 тысяч лет назад. Инвентарь близок к материалам стоянок Бурети (находится в 20 км от Мальты) и Ачинской, на этом основании выделяется мальтинско-буретская культура[1].
Жилища и находки
На территории раскопано 15 жилищ, вытянутых вдоль реки. Так как жилища не перекрывали друг друга, предполагается, что они существовали в одно время. В центре находилось сооружение длиной 14 м и шириной 4-5 м. Другие строения образовывали 3 группы: 6, 4 и 4 жилища, и различались по площади и форме.
Пол был заглублён в землю на 50-70 см. Стены делались из крупных костей мамонта, крыша была покрыта шкурами, фундамент делался из более мелких костей. Одно из жилищ было наземным, каркас стен составляли рога оленей, а в основании — кольцо из массивных плит известняка, поставленных на ребро[2]. А.П. Окладников подчёркивал сходство конструкции жилищ (полуземлянка с каркасом из костей и узким туннелеобразным выходом) и одежды мальтинцев и эскимосов XVII-XIX вв.
Среди остатков фауны большая часть принадлежит северному оленю. Кроме того, найдены (в порядке убывания) кости песца, шерстистого носорога, мамонта, бизона, быка, лошади, росомахи, льва, волка. Материалы Мальты свидетельствуют, что на песцов, и вообще на некоторых хищников, охотились исключительно ради меха[3].
Исследования пыльцевых проб указывают на то, что близ поселения росли сосны, берёзы, возможно, ели, но преобладает пыльца травянистых растений.
Каменный инвентарь изготовлен из серого полосчатого кремня, встречаются призматические, конические, кубовидные нуклеусы. Из кремнёвых пластинок изготавливали острия, проколки, небольшие ножи, разнообразные резцы, долотовидные орудия[4]. Из бивня мамонта изготавливали длинные острия с поперечными нарезками, также шилья и иглы. Кроме того были найдены изделия из нефрита.
Искусство
Всего в Мальте и Бурети найдено около 40 статуэток, от 3,7 см до 13,6 см в высоту. Почти все они изготовлены из бивня мамонта, одна — из рога северного оленя (последняя носит крайне схематический характер). Большая их часть изображает женщин, также есть серия изображений птиц и одна фигура, вероятно, росомахи, покрытая орнаментом из рядов полулунных вырезов. Несколько фигур изображают куропатку, лебедя, а также водоплавающих птиц в полёте: туловище уплощенно-овальной формы, небольшие выступы изображают крылья, треугольная головка сидит на длинной шее.
Поверхность некоторых женских фигурок покрыта сплошным орнаментом (по гипотезе А. П. Окладникова, так изображена меховая одежда). Головки статуэток крупные и часто обладают схематически моделированным лицом. Орнамент на голове — попытка передать причёску[5]. Этим они отличаются от статуэток западноевропейского палеолита, которые передают обнажённое тело и не выделяют черты лица. Формы женщины-матери подчёркнуты в Мальте меньше, груди переданы неглубокой резной линией. Ноги укорочены, в нижней их части просверливались отверстия, что позволяло их подвешивать. Предполагается, что население стоянки было монголоидным.
Кроме статуэток, найдены гравированные изображения. На пластинке бивня мамонта нанесена фигура мамонта. На другой пластине изображены змеи с раздутыми головами.
В Мальте обнаружено единственное погребение ребёнка примерно 4 лет, вместе с которым найден богатый инвентарь: ожерелье из бусинок и подвесок из бивня мамонта, фрагменты изображения летящей птицы, кремнёвые изделия и браслет.
Плитки из Мальты, покрытые геометрическими узорами, в науке[6] сопоставлялись с австралийскими чурингами, ритмические узоры на которых помогают рассказчику восстановить последовательность мифа.
Точные знания
Анализ ритмики орнамента Мальты произведён новосибирским учёным Б. А. Фроловым в книге 1974 года. Наибольший интерес представляет анализ пряжки в виде трапеции, сейчас хранящейся в Эрмитаже[7]. На её внутренней стороне изображены три змеи. Наружная сторона покрыта орнаментом, состоящим из множества круглых ямок (на обратной стороне ямкам соответствуют выпуклости). В центре пряжки большая спираль, слева и справа от неё расположены по три меньшие спирали, с каждой стороны одна спираль простая, а две объединены в форме S, всего спиралей можно насчитывать либо пять, либо семь, также на пряжке есть ещё две фигуры.
В большой спирали семь витков, содержащих 14 + 21 + 26 + 33 + 40 + 47 + 62 = 243 ямки. В левой сложной спирали 7 + 14 + 14 + 7 + 14 + 7 = 63 ямки, в правой сложной 7 + 14 + 7 + 9 + 14 + 7 = 58 ямок. В левой простой спирали 7 + 12 + 19 + 7 = 45 ямок, в правой простой 9 + 14 + 23 + 7 = 53 ямки. Кроме того, слева расположена месяцеобразная фигура из 14 ямок, а справа — изогнутая линия из 11 точек. Итого слева 63 + 45 + 14 = 122 ямки, справа 58 + 53 + 11 = 122 ямки. Соединение большой спирали с суммой крайних изображений либо слева, либо справа, даёт триста шестьдесят пять — число дней в году. Если же убрать линию из 11 ямок, то число дней — триста пятьдесят четыре, то есть 12 лунных месяцев в позднейших календарях. Таким образом, это древнейший известный науке календарь[8].
Автором изучено почти 30 предметов с орнаментом из Мальты. Центральную роль в них играют ритмы 7 и 5. Из наиболее сложных: на «летящей птице» из погребения ребёнка 28 рядов и 274 ямки; на одной из «пуговиц» — 212 ямок. Можно считать такие числа совершенно случайными, но можно пытаться дать им интерпретацию, в том числе археоастрономическую. Понятно, что все такие гипотезы крайне сложно верифицировать.
Идеи Фролова попытался развить в своих двух монографиях другой новосибирский исследователь В. Е. Ларичев. Так, под № 8 Фролов описал «стержень длинный и слегка изогнутый», обнаружив там не менее 95 насечек. Ларичев сделал попытку интерпретировать их смысл, назвав предмет «мальтинским жезлом». Его длина около 21 см. На головке 53 лунки, на тулове 118 (или 120, точное число из-за недостаточной сохранности неясно), итого 173 (или 171). На основе этого Ларичев предположил, что 173 — половина драконического года. Элементы знаковой системы жезла: 53 + 33 + 30 + 23 + 16 + 7 + 9 = 171 лунка. Если убрать первую группу, то знаков будет 118 — то есть 4 синодических месяца. Тулово жезла, по его концепции, служило древнему жрецу для предсказания лунных затмений, а головка — для установления «большого сароса», служащего для предсказания солнечных затмений. Согласно одному отзыву, Ларичев, «по мнению многих, высказывает фантастические положения, но он их и доказывает».[9] Тем не менее широкого признания в научных кругах эти истолкования пока не получили.
Примечания
Палеолит СССР. — М., 1984. — С.331.
История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. — М., 1986. — С.166-168.
Палеолит СССР. — М., 1984. — С.353.
см. иллюстрации: Палеолит СССР. — М., 1984. — С.338.
Художественная культура первобытного общества. — СПб, 1994. — С.325.
История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. — М., 1986. — С.517.
см. фотографии: Фролов Б. А. Числа в графике палеолита. — Новосибирск: Наука, 1974. С. 174—175.
Фролов Б. А. Числа в графике палеолита. — Новосибирск: Наука, 1974. — С. 124.
И.В. Шмидт. Палеолитическое искусство Сибири
Литература
Герасимов М.М. Мальта — палеолитическая стоянка. Результат работ 1928-1929 гг. — Иркутск, 1931. — 34 стр. (рецензия Окладникова)
Он же. Раскопки палеолитической стоянки в с. Мальта. // Палеолит СССР. — Л., 1935.
Он же. Палеолитическая стоянка Мальта (раскопки 1956-57 годов) // Советская этнография. — 1958. — № 3.
Фролов Б. А. Числа в графике палеолита. Отв. ред. А. П. Окладников. — Новосибирск: Наука. 1974. С.48-52. (см. раздел III книги)
Формозов А. А. К характеристике палеолитического поселения Мальта // Советская археология. — 1976. — № 2. — С.205-210.
Палеолит СССР. (Серия «Археология СССР»). — М.: Наука. — 1984. — С.313-315, 328-329 (автор раздела — З. А. Абрамова).
Ларичев В. Е. Мудрость змеи. — Новосибирск: Наука, 1989.
Ларичев В. Е. Сотворение Вселенной: Солнце, Луна и Небесный дракон. Отв. ред. В. И. Молодин. — Новосибирск: Наука, 1993.
Обзор 1998 года
Работа о мальтинской пластине
irkipedia.ru
Мальта (стоянка) — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Координаты: 52°50′23″ с. ш. 103°31′25″ в. д. / 52.839889° с. ш. 103.523778° в. д. / 52.839889; 103.523778 (G) [www.openstreetmap.org/?mlat=52.839889&mlon=103.523778&zoom=14 (O)] (Я)
Мальта́
Мальта́ — одна из наиболее известных позднепалеолитических стоянок Сибири. Находится у нынешнего села Мальта Усольского района Иркутской области на реке Белой, западнее озера Байкал.
Стоянка была открыта, когда крестьянин Савельцев выкопал из земли огромную кость. 7 февраля 1928 года сотрудник краеведческого музея М. М. Герасимов прибыл в Мальту и летом начал раскопки. Им была изучена территория площадью около 1 000 м².
Радиоуглеродная датировка стоянки указывает, что она существовала в начале сартанского оледенения, примерно 14750 лет назад (XIII тысячелетие до н. э.). Более поздние данные дали дату ок. 24 тысяч лет назад. Инвентарь близок к материалам стоянок Буреть (находится в 20 км от Мальты) и Ачинской, на этом основании выделяется мальтинско-буретская культура[1].
Жилища и находки
На территории раскопано 15 жилищ, вытянутых вдоль реки. Так как жилища не перекрывали друг друга, предполагается, что они существовали в одно время. В центре находилось сооружение длиной 14 м и шириной 4—5 м. Другие строения образовывали 3 группы: 6, 4 и 4 жилища, и различались по площади и форме.
Пол был заглублён в землю на 50—70 см. Стены делались из крупных костей мамонта, крыша была покрыта шкурами, фундамент делался из более мелких костей. Одно из жилищ было наземным, каркас стен составляли рога оленей, а в основании — кольцо из массивных плит известняка, поставленных на ребро[2]. А. П. Окладников подчёркивал сходство конструкции жилищ (полуземлянка с каркасом из костей и узким туннелеобразным выходом) и одежды мальтинцев и эскимосов XVII—XIX вв.
Среди остатков фауны большая часть принадлежит северному оленю. Кроме того, найдены (в порядке убывания) кости песца, шерстистого носорога, мамонта, бизона, быка, лошади, росомахи, льва, волка. Материалы Мальты свидетельствуют, что на песцов, и вообще на некоторых хищников, охотились исключительно ради меха[3].
Исследования пыльцевых проб указывают на то, что близ поселения росли сосны, берёзы, возможно, ели, но преобладает пыльца травянистых растений.
Каменный инвентарь изготовлен из серого полосчатого кремня, встречаются призматические, конические, кубовидные нуклеусы. Из кремнёвых пластинок изготавливали острия, проколки, небольшие ножи, разнообразные резцы, долотовидные орудия[4]. Из бивня мамонта изготавливали длинные острия с поперечными нарезками, также шилья и иглы. Кроме того, были найдены изделия из нефрита.
Искусство
Всего в Мальте и Бурети найдено около 40 статуэток, от 3,7 см до 13,6 см в высоту. Почти все они изготовлены из бивня мамонта, одна — из рога северного оленя (последняя носит крайне схематический характер). Большая их часть изображает женщин, также есть серия изображений птиц и одна фигура, вероятно, росомахи, покрытая орнаментом из рядов полулунных вырезов. Несколько фигур изображают куропатку, лебедя, а также водоплавающих птиц в полёте: туловище уплощенно-овальной формы, небольшие выступы изображают крылья, треугольная головка сидит на длинной шее.
Поверхность некоторых женских фигурок покрыта сплошным орнаментом (по гипотезе А. П. Окладникова, так изображена меховая одежда). Головки статуэток крупные и часто обладают схематически моделированным лицом. Орнамент на голове — попытка передать причёску[5]. Этим они отличаются от статуэток западноевропейского палеолита, которые передают обнажённое тело и не выделяют черты лица. Формы женщины-матери подчёркнуты в Мальте меньше, груди переданы неглубокой резной линией. Ноги укорочены, в нижней их части просверливались отверстия, что позволяло их подвешивать.
Кроме статуэток, найдены гравированные изображения. На пластинке бивня мамонта нанесена фигура мамонта. На другой пластине изображены змеи с раздутыми головами.
В Мальте обнаружено единственное погребение ребёнка примерно 4 лет, вместе с которым найден богатый инвентарь: ожерелье из бусинок и подвесок из бивня мамонта, фрагменты изображения летящей птицы, кремнёвые изделия и браслет.
Предметы искусства Мальты и Бурети сближают их с верхнепалеолитическими стоянками Русской равнины (Костёнки, Авдеево, Сунгирь, Зарайск) и в несколько меньшей степени с центрально-западноевропейскими стоянками (Ориньяк, Гримальди и др.)[6].
Плитки из Мальты, покрытые геометрическими узорами, в науке[7] сопоставлялись с австралийскими чурингами, ритмические узоры на которых помогают рассказчику восстановить последовательность мифа.
Генетические исследования
В 2013 году были опубликованы результаты изучения найденного на стоянке скелета мальчика MA-1. Мальчик из Мальты жил, согласно откалиброванным данным радиоуглеродного анализа, около 24 тыс. лет назад (23,891—24,423 тыс. лет). Исследование показало его сходство с европейцами и американскими индейцами и отсутствие связей с современными восточно-азиатскими популяциями. Так, Y-хромосомная гаплогруппа R* мальчика MA-1 говорит о том, что его линия отделилась от ствола дерева, ведущего в том числе к современным европейцам, у самого его основания, а гаплогруппа U (мтДНК) напоминает таковую у вымерших охотников и собирателей палеолита, населявших Европу в то время[8][9]. Ядерный геном MA-1 совпадает с ДНК индейцев на 26 %, с ДНК европейцев на 34 % (причем, больше всего похож на ДНК восточно-европейцев), с южно-азиатскими — на 37 %, с океанийскими — на 4 %, последние два числа объясняются древним распространением человека с территории Южной Азии[10][11].
См. также
Напишите отзыв о статье "Мальта (стоянка)"
Литература
Герасимов М. М. Мальта — палеолитическая стоянка. Результат работ 1928—1929 гг. Иркутск, 1931. 34 стр. ([www.debri-dv.ru/module/article/file/show/story_id/861/ рецензия Окладникова])
Герасимов М. М. Раскопки палеолитической стоянки в с. Мальта. // Палеолит СССР. Л., 1935.
Герасимов М. М. Палеолитическая стоянка Мальта (раскопки 1956-57 годов). // Советская этнография. 1958. № 3.
Герасимов М. М. Круглое жилище стоянки Мальта. // КСИА. 1961. Вып.82.
Грязнов М. П., Столяр А. Д., Рогачёв А. Н. Письмо в редакцию // СА, 1981. — № 4. — С. 289—295.
[www.kunstkamera.ru/exhibitions/virtualnye_vystavki/gerasimov/02/ Краткий рассказ о раскопках, с иллюстрациями]
Ларичев В. Е. Мудрость змеи. Новосибирск, Наука. 1989.
Ларичев В. Е. Сотворение Вселенной: Солнце, Луна и Небесный дракон. Отв. ред. В. И. Молодин. Новосибирск, Наука. 1993.
Палеолит СССР. (Серия «Археология СССР»). М., Наука. 1984. С.313-315, 328—329 (автор раздела — З. А. Абрамова)
[sim.donntu.edu.ua/asim1/malta_inform_ru.htm Работа о мальтинской пластине]
Формозов А. А. К характеристике палеолитического поселения Мальта. // Советская археология. 1976. № 2. С.205-210.
Формозов А. А. [artezian.info/aae/?p=445 Человек и наука: Из записей археолога]. — М.: Знак, 2005. — с. 36—41. — (Studia historica. Series minor). — ISBN 5 9551 0059 8
Фролов Б. А. Числа в графике палеолита. Отв. ред. А. П. Окладников. Новосибирск, Наука. 1974. С.48-52. ([nounivers.narod.ru/bibl/numb1.htm см. раздел III книги])
[antropogenez.ru/article/743/ Геном сибирского кроманьонца указывает на связь индейцев с европейцами] (обзор антропологов А. Козинцева и С. Дробышевского)
Примечания
↑ Палеолит СССР. М., 1984. С.331
↑ История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. М., 1986. С.166—168
↑ Палеолит СССР. М., 1984. С.353
↑ см. иллюстрации: Палеолит СССР. М., 1984. С.338
↑ Художественная культура первобытного общества. СПб, 1994. С.325
↑ [antropogenez.ru/article/743/ Геном сибирского кроманьонца указывает на связь индейцев с европейцами]
↑ История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. М., 1986. С.517
↑ [arstechnica.com/science/2013/11/ancient-siberians-skeleton-yields-links-to-europe-and-native-americans/ Ancient Siberian’s skeleton yields links to Europe and Native Americans]
↑ [eurogenes.blogspot.com.au/2013/11/first-genome-of-upper-paleolithic-human.html First genome of an Upper Paleolithic human]
↑ [compulenta.computerra.ru/chelovek/antropologiya/10010202/ Древние сибиряки стали предками и европейцев, и индейцев]
Отрывок, характеризующий Мальта (стоянка)
Наташа одна из первых встретила его. Она была в домашнем синем платье, в котором она показалась князю Андрею еще лучше, чем в бальном. Она и всё семейство Ростовых приняли князя Андрея, как старого друга, просто и радушно. Всё семейство, которое строго судил прежде князь Андрей, теперь показалось ему составленным из прекрасных, простых и добрых людей. Гостеприимство и добродушие старого графа, особенно мило поразительное в Петербурге, было таково, что князь Андрей не мог отказаться от обеда. «Да, это добрые, славные люди, думал Болконский, разумеется, не понимающие ни на волос того сокровища, которое они имеют в Наташе; но добрые люди, которые составляют наилучший фон для того, чтобы на нем отделялась эта особенно поэтическая, переполненная жизни, прелестная девушка!» Князь Андрей чувствовал в Наташе присутствие совершенно чуждого для него, особенного мира, преисполненного каких то неизвестных ему радостей, того чуждого мира, который еще тогда, в отрадненской аллее и на окне, в лунную ночь, так дразнил его. Теперь этот мир уже более не дразнил его, не был чуждый мир; но он сам, вступив в него, находил в нем новое для себя наслаждение. После обеда Наташа, по просьбе князя Андрея, пошла к клавикордам и стала петь. Князь Андрей стоял у окна, разговаривая с дамами, и слушал ее. В середине фразы князь Андрей замолчал и почувствовал неожиданно, что к его горлу подступают слезы, возможность которых он не знал за собой. Он посмотрел на поющую Наташу, и в душе его произошло что то новое и счастливое. Он был счастлив и ему вместе с тем было грустно. Ему решительно не об чем было плакать, но он готов был плакать. О чем? О прежней любви? О маленькой княгине? О своих разочарованиях?… О своих надеждах на будущее?… Да и нет. Главное, о чем ему хотелось плакать, была вдруг живо сознанная им страшная противуположность между чем то бесконечно великим и неопределимым, бывшим в нем, и чем то узким и телесным, чем он был сам и даже была она. Эта противуположность томила и радовала его во время ее пения. Только что Наташа кончила петь, она подошла к нему и спросила его, как ему нравится ее голос? Она спросила это и смутилась уже после того, как она это сказала, поняв, что этого не надо было спрашивать. Он улыбнулся, глядя на нее, и сказал, что ему нравится ее пение так же, как и всё, что она делает. Князь Андрей поздно вечером уехал от Ростовых. Он лег спать по привычке ложиться, но увидал скоро, что он не может спать. Он то, зажжа свечку, сидел в постели, то вставал, то опять ложился, нисколько не тяготясь бессонницей: так радостно и ново ему было на душе, как будто он из душной комнаты вышел на вольный свет Божий. Ему и в голову не приходило, чтобы он был влюблен в Ростову; он не думал о ней; он только воображал ее себе, и вследствие этого вся жизнь его представлялась ему в новом свете. «Из чего я бьюсь, из чего я хлопочу в этой узкой, замкнутой рамке, когда жизнь, вся жизнь со всеми ее радостями открыта мне?» говорил он себе. И он в первый раз после долгого времени стал делать счастливые планы на будущее. Он решил сам собою, что ему надо заняться воспитанием своего сына, найдя ему воспитателя и поручив ему; потом надо выйти в отставку и ехать за границу, видеть Англию, Швейцарию, Италию. «Мне надо пользоваться своей свободой, пока так много в себе чувствую силы и молодости, говорил он сам себе. Пьер был прав, говоря, что надо верить в возможность счастия, чтобы быть счастливым, и я теперь верю в него. Оставим мертвым хоронить мертвых, а пока жив, надо жить и быть счастливым», думал он.
В одно утро полковник Адольф Берг, которого Пьер знал, как знал всех в Москве и Петербурге, в чистеньком с иголочки мундире, с припомаженными наперед височками, как носил государь Александр Павлович, приехал к нему.
– Я сейчас был у графини, вашей супруги, и был так несчастлив, что моя просьба не могла быть исполнена; надеюсь, что у вас, граф, я буду счастливее, – сказал он, улыбаясь.
– Что вам угодно, полковник? Я к вашим услугам.
– Я теперь, граф, уж совершенно устроился на новой квартире, – сообщил Берг, очевидно зная, что это слышать не могло не быть приятно; – и потому желал сделать так, маленький вечерок для моих и моей супруги знакомых. (Он еще приятнее улыбнулся.) Я хотел просить графиню и вас сделать мне честь пожаловать к нам на чашку чая и… на ужин.
– Только графиня Елена Васильевна, сочтя для себя унизительным общество каких то Бергов, могла иметь жестокость отказаться от такого приглашения. – Берг так ясно объяснил, почему он желает собрать у себя небольшое и хорошее общество, и почему это ему будет приятно, и почему он для карт и для чего нибудь дурного жалеет деньги, но для хорошего общества готов и понести расходы, что Пьер не мог отказаться и обещался быть.
– Только не поздно, граф, ежели смею просить, так без 10 ти минут в восемь, смею просить. Партию составим, генерал наш будет. Он очень добр ко мне. Поужинаем, граф. Так сделайте одолжение.
Противно своей привычке опаздывать, Пьер в этот день вместо восьми без 10 ти минут, приехал к Бергам в восемь часов без четверти.
Берги, припася, что нужно было для вечера, уже готовы были к приему гостей.
В новом, чистом, светлом, убранном бюстиками и картинками и новой мебелью, кабинете сидел Берг с женою. Берг, в новеньком, застегнутом мундире сидел возле жены, объясняя ей, что всегда можно и должно иметь знакомства людей, которые выше себя, потому что тогда только есть приятность от знакомств. – «Переймешь что нибудь, можешь попросить о чем нибудь. Вот посмотри, как я жил с первых чинов (Берг жизнь свою считал не годами, а высочайшими наградами). Мои товарищи теперь еще ничто, а я на ваканции полкового командира, я имею счастье быть вашим мужем (он встал и поцеловал руку Веры, но по пути к ней отогнул угол заворотившегося ковра). И чем я приобрел всё это? Главное умением выбирать свои знакомства. Само собой разумеется, что надо быть добродетельным и аккуратным».
Берг улыбнулся с сознанием своего превосходства над слабой женщиной и замолчал, подумав, что всё таки эта милая жена его есть слабая женщина, которая не может постигнуть всего того, что составляет достоинство мужчины, – ein Mann zu sein [быть мужчиной]. Вера в то же время также улыбнулась с сознанием своего превосходства над добродетельным, хорошим мужем, но который всё таки ошибочно, как и все мужчины, по понятию Веры, понимал жизнь. Берг, судя по своей жене, считал всех женщин слабыми и глупыми. Вера, судя по одному своему мужу и распространяя это замечание, полагала, что все мужчины приписывают только себе разум, а вместе с тем ничего не понимают, горды и эгоисты.
Берг встал и, обняв свою жену осторожно, чтобы не измять кружевную пелеринку, за которую он дорого заплатил, поцеловал ее в середину губ.
– Одно только, чтобы у нас не было так скоро детей, – сказал он по бессознательной для себя филиации идей.
– Да, – отвечала Вера, – я совсем этого не желаю. Надо жить для общества.
– Точно такая была на княгине Юсуповой, – сказал Берг, с счастливой и доброй улыбкой, указывая на пелеринку.
В это время доложили о приезде графа Безухого. Оба супруга переглянулись самодовольной улыбкой, каждый себе приписывая честь этого посещения.
«Вот что значит уметь делать знакомства, подумал Берг, вот что значит уметь держать себя!»
– Только пожалуйста, когда я занимаю гостей, – сказала Вера, – ты не перебивай меня, потому что я знаю чем занять каждого, и в каком обществе что надо говорить.
Берг тоже улыбнулся.
– Нельзя же: иногда с мужчинами мужской разговор должен быть, – сказал он.
Пьер был принят в новенькой гостиной, в которой нигде сесть нельзя было, не нарушив симметрии, чистоты и порядка, и потому весьма понятно было и не странно, что Берг великодушно предлагал разрушить симметрию кресла, или дивана для дорогого гостя, и видимо находясь сам в этом отношении в болезненной нерешительности, предложил решение этого вопроса выбору гостя. Пьер расстроил симметрию, подвинув себе стул, и тотчас же Берг и Вера начали вечер, перебивая один другого и занимая гостя.
Вера, решив в своем уме, что Пьера надо занимать разговором о французском посольстве, тотчас же начала этот разговор. Берг, решив, что надобен и мужской разговор, перебил речь жены, затрогивая вопрос о войне с Австриею и невольно с общего разговора соскочил на личные соображения о тех предложениях, которые ему были деланы для участия в австрийском походе, и о тех причинах, почему он не принял их. Несмотря на то, что разговор был очень нескладный, и что Вера сердилась за вмешательство мужского элемента, оба супруга с удовольствием чувствовали, что, несмотря на то, что был только один гость, вечер был начат очень хорошо, и что вечер был, как две капли воды похож на всякий другой вечер с разговорами, чаем и зажженными свечами.
Вскоре приехал Борис, старый товарищ Берга. Он с некоторым оттенком превосходства и покровительства обращался с Бергом и Верой. За Борисом приехала дама с полковником, потом сам генерал, потом Ростовы, и вечер уже совершенно, несомненно стал похож на все вечера. Берг с Верой не могли удерживать радостной улыбки при виде этого движения по гостиной, при звуке этого бессвязного говора, шуршанья платьев и поклонов. Всё было, как и у всех, особенно похож был генерал, похваливший квартиру, потрепавший по плечу Берга, и с отеческим самоуправством распорядившийся постановкой бостонного стола. Генерал подсел к графу Илье Андреичу, как к самому знатному из гостей после себя. Старички с старичками, молодые с молодыми, хозяйка у чайного стола, на котором были точно такие же печенья в серебряной корзинке, какие были у Паниных на вечере, всё было совершенно так же, как у других.
Пьер, как один из почетнейших гостей, должен был сесть в бостон с Ильей Андреичем, генералом и полковником. Пьеру за бостонным столом пришлось сидеть против Наташи и странная перемена, происшедшая в ней со дня бала, поразила его. Наташа была молчалива, и не только не была так хороша, как она была на бале, но она была бы дурна, ежели бы она не имела такого кроткого и равнодушного ко всему вида.
«Что с ней?» подумал Пьер, взглянув на нее. Она сидела подле сестры у чайного стола и неохотно, не глядя на него, отвечала что то подсевшему к ней Борису. Отходив целую масть и забрав к удовольствию своего партнера пять взяток, Пьер, слышавший говор приветствий и звук чьих то шагов, вошедших в комнату во время сбора взяток, опять взглянул на нее.
«Что с ней сделалось?» еще удивленнее сказал он сам себе.
Князь Андрей с бережливо нежным выражением стоял перед нею и говорил ей что то. Она, подняв голову, разрумянившись и видимо стараясь удержать порывистое дыхание, смотрела на него. И яркий свет какого то внутреннего, прежде потушенного огня, опять горел в ней. Она вся преобразилась. Из дурной опять сделалась такою же, какою она была на бале.
Князь Андрей подошел к Пьеру и Пьер заметил новое, молодое выражение и в лице своего друга.
Пьер несколько раз пересаживался во время игры, то спиной, то лицом к Наташе, и во всё продолжение 6 ти роберов делал наблюдения над ней и своим другом.
«Что то очень важное происходит между ними», думал Пьер, и радостное и вместе горькое чувство заставляло его волноваться и забывать об игре.
wiki-org.ru
Мальта (стоянка) Википедия
Мальта́
Изображение мамонта со стоянки Мальта́ (хранится в Эрмитаже)
Мальта́ — одна из наиболее известных позднепалеолитических стоянок Сибири. Находится у нынешнего села Мальта Усольского района Иркутской области на реке Белой, западнее озера Байкал.
Стоянка была открыта, когда крестьянин Савельцев выкопал из земли огромную кость. 7 февраля 1928 года сотрудник краеведческого музея М. М. Герасимов прибыл в Мальту и летом начал раскопки. Им была изучена территория площадью около 1 000 м².
Радиоуглеродная датировка стоянки указывает, что она существовала в начале сартанского оледенения, примерно 14750 лет назад (XIII тысячелетие до н. э.). Более поздние данные дали дату ок. 24 тысяч лет назад. Инвентарь близок к материалам стоянок Буреть (находится в 20 км от Мальты) и Ачинской, на этом основании выделяется мальтинско-буретская культура[1].
Жилища и находки
На территории раскопано 15 жилищ, вытянутых вдоль реки. Так как жилища не перекрывали друг друга, предполагается, что они существовали в одно время. В центре находилось сооружение длиной 14 м и шириной 4—5 м. Другие строения образовывали 3 группы: 6, 4 и 4 жилища, и различались по площади и форме.
Пол был заглублён в землю на 50—70 см. Стены делались из крупных костей мамонта, крыша была покрыта шкурами, фундамент делался из более мелких костей. Одно из жилищ было наземным, каркас стен составляли рога оленей, а в основании — кольцо из массивных плит известняка, поставленных на ребро[2]. А. П. Окладников подчёркивал сходство конструкции жилищ (полуземлянка с каркасом из костей и узким туннелеобразным выходом) и одежды мальтинцев и эскимосов XVII—XIX вв.
Среди остатков фауны большая часть принадлежит северному оленю. Кроме того, найдены (в порядке убывания) кости песца, шерстистого носорога, мамонта, бизона, быка, лошади, росомахи, льва, волка. Материалы Мальты свидетельствуют, что на песцов, и вообще на некоторых хищников, охотились исключительно ради меха[3].
Исследования пыльцевых проб указывают на то, что близ поселения росли сосны, берёзы, возможно, ели, но преобладает пыльца травянистых растений.
Каменный инвентарь изготовлен из серого полосчатого кремня, встречаются призматические, конические, кубовидные нуклеусы. Из кремнёвых пластинок изготавливали острия, проколки, небольшие ножи, разнообразные резцы, долотовидные орудия[4]. Из бивня мамонта изготавливали длинные острия с поперечными нарезками, также шилья и иглы. Кроме того, были найдены изделия из нефрита.
Искусство
Всего в Мальте и Бурети найдено около 40 статуэток, от 3,7 см до 13,6 см в высоту. Почти все они изготовлены из бивня мамонта, одна — из рога северного оленя (последняя носит крайне схематический характер). Большая их часть изображает женщин, также есть серия изображений птиц и одна фигура, вероятно, росомахи, покрытая орнаментом из рядов полулунных вырезов. Несколько фигур изображают куропатку, лебедя, а также водоплавающих птиц в полёте: туловище уплощенно-овальной формы, небольшие выступы изображают крылья, треугольная головка сидит на длинной шее.
Поверхность некоторых женских фигурок покрыта сплошным орнаментом (по гипотезе А. П. Окладникова, так изображена меховая одежда). Головки статуэток крупные и часто обладают схематически моделированным лицом. Орнамент на голове — попытка передать причёску[6]. Этим они отличаются от статуэток западноевропейского палеолита, которые передают обнажённое тело и не выделяют черты лица. Формы женщины-матери подчёркнуты в Мальте меньше, груди переданы неглубокой резной линией. Ноги укорочены, в нижней их части просверливались отверстия, что позволяло их подвешивать.
Кроме статуэток, найдены гравированные изображения. На пластинке бивня мамонта нанесена фигура мамонта. На другой пластине изображены змеи с раздутыми головами.
В Мальте обнаружено единственное погребение ребёнка примерно 4 лет, вместе с которым найден богатый инвентарь: ожерелье из бусинок и подвесок из бивня мамонта, фрагменты изображения летящей птицы, кремнёвые изделия и браслет.
Предметы искусства Мальты и Бурети сближают их с верхнепалеолитическими стоянками Русской равнины (Костёнки, Авдеево, Сунгирь, Зарайск) и в несколько меньшей степени с центрально-западноевропейскими стоянками (Ориньяк, Гримальди и др.)[7].
Плитки из Мальты, покрытые геометрическими узорами, в науке[8] сопоставлялись с австралийскими чурингами, ритмические узоры на которых помогают рассказчику восстановить последовательность мифа.
Генетические исследования
В 2013 году были опубликованы результаты изучения найденного на стоянке скелета мальчика MA-1. Мальчик из Мальты жил, согласно откалиброванным данным радиоуглеродного анализа, около 24 тыс. лет назад (23,891—24,423 тыс. лет). Исследование показало его сходство с европейцами и американскими индейцами и отсутствие связей с современными восточно-азиатскими популяциями. Так, Y-хромосомная гаплогруппа R* мальчика MA-1 говорит о том, что его линия отделилась от ствола дерева, ведущего в том числе к современным европейцам, у самого его основания, а митохондриальная гаплогруппа U напоминает таковую у вымерших охотников и собирателей палеолита, населявших Европу в то время[9][10]. Ядерный геном MA-1 совпадает с ДНК индейцев на 26%, с ДНК европейцев на 34% (причем, больше всего похож на ДНК восточно-европейцев), с южно-азиатскими — на 37%, с океанийскими — на 4%, последние два числа объясняются древним распространением человека с территории Южной Азии. Судя по аутосомным данным мальчик из Мальты был темнокожим, темноглазым и темноволосым[11][12].
См. также
Литература
Герасимов М. М. Мальта — палеолитическая стоянка. Результат работ 1928—1929 гг. Иркутск, 1931. 34 стр. (рецензия Окладникова)
Герасимов М. М. Раскопки палеолитической стоянки в с. Мальта. // Палеолит СССР. Л., 1935.
Герасимов М. М. Палеолитическая стоянка Мальта (раскопки 1956-57 годов). // Советская этнография. 1958. № 3.
Герасимов М. М. Круглое жилище стоянки Мальта. // КСИА. 1961. Вып.82.
Грязнов М. П., Столяр А. Д., Рогачёв А. Н. Письмо в редакцию // СА, 1981. — № 4. — С. 289—295.
Краткий рассказ о раскопках, с иллюстрациями
Ларичев В. Е. Мудрость змеи. Новосибирск, Наука. 1989.
Ларичев В. Е. Сотворение Вселенной: Солнце, Луна и Небесный дракон. Отв. ред. В. И. Молодин. Новосибирск, Наука. 1993.
Обзор 1998 года
Палеолит СССР. (Серия «Археология СССР»). М., Наука. 1984. С.313-315, 328—329 (автор раздела — З. А. Абрамова)
Работа о мальтинской пластине
Формозов А. А. К характеристике палеолитического поселения Мальта. // Советская археология. 1976. № 2. С.205-210.
Формозов А. А. Человек и наука: Из записей археолога. — М.: Знак, 2005. — с. 36—41. — (Studia historica. Series minor). — ISBN 5 9551 0059 8
Фролов Б. А. Числа в графике палеолита. Отв. ред. А. П. Окладников. Новосибирск, Наука. 1974. С.48-52. (см. раздел III книги)
Геном сибирского кроманьонца указывает на связь индейцев с европейцами (обзор антропологов А. Козинцева и С. Дробышевского)
Примечания
wikiredia.ru
Мальта (стоянка) | Newwikia вики
Мальта́ — одна из наиболее известных позднепалеолитических стоянок Сибири. Находится у нынешнего села Мальта Усольского района Иркутской области на реке Белой, северо-западнее озера Байкал.
Стоянка была открыта, когда крестьянин Савельцев выкопал из земли огромную кость. 7 февраля 1928 года сотрудник краеведческого музея М. М. Герасимов прибыл в Мальту и летом начал раскопки. Им была изучена территория площадью около 1 000 м².
Радиоуглеродная датировка стоянки указывает, что она существовала в начале сартанского оледенения, примерно 14750 лет назад (XIII тысячелетие до н. э.). Более поздние данные дали дату ок. 24 тысяч лет назад. Инвентарь близок к материалам стоянок Буреть (находится в 20 км от Мальты) и Ачинской, на этом основании выделяется мальтинско-буретская культура[1].
Жилища и находки Править
На территории раскопано 15 жилищ, вытянутых вдоль реки. Так как жилища не перекрывали друг друга, предполагается, что они существовали в одно время. В центре находилось сооружение длиной 14 м и шириной 4—5 м. Другие строения образовывали 3 группы: 6, 4 и 4 жилища, и различались по площади и форме.
Пол был заглублён в землю на 50—70 см. Стены делались из крупных костей мамонта, крыша была покрыта шкурами, фундамент делался из более мелких костей. Одно из жилищ было наземным, каркас стен составляли рога оленей, а в основании — кольцо из массивных плит известняка, поставленных на ребро[2]. А. П. Окладников подчёркивал сходство конструкции жилищ (полуземлянка с каркасом из костей и узким туннелеобразным выходом) и одежды мальтинцев и эскимосов XVII—XIX вв.
Среди остатков фауны большая часть принадлежит северному оленю. Кроме того, найдены (в порядке убывания) кости песца, шерстистого носорога, мамонта, бизона, быка, лошади, росомахи, льва, волка. Материалы Мальты свидетельствуют, что на песцов, и вообще на некоторых хищников, охотились исключительно ради меха[3].
Исследования пыльцевых проб указывают на то, что близ поселения росли сосны, берёзы, возможно, ели, но преобладает пыльца травянистых растений.
Каменный инвентарь изготовлен из серого полосчатого кремня, встречаются призматические, конические, кубовидные нуклеусы. Из кремнёвых пластинок изготавливали острия, проколки, небольшие ножи, разнообразные резцы, долотовидные орудия[4]. Из бивня мамонта изготавливали длинные острия с поперечными нарезками, также шилья и иглы. Кроме того, были найдены изделия из нефрита.
Мальтинские венеры
Всего в Мальте и Бурети найдено около 40 статуэток, от 3,7 см до 13,6 см в высоту. Почти все они изготовлены из бивня мамонта, одна — из рога северного оленя (последняя носит крайне схематический характер). Большая их часть изображает женщин, также есть серия изображений птиц и одна фигура, вероятно, росомахи, покрытая орнаментом из рядов полулунных вырезов. Несколько фигур изображают куропатку, лебедя, а также водоплавающих птиц в полёте: туловище уплощенно-овальной формы, небольшие выступы изображают крылья, треугольная головка сидит на длинной шее.
Поверхность некоторых женских фигурок покрыта сплошным орнаментом (по гипотезе А. П. Окладникова, так изображена меховая одежда). Головки статуэток крупные и часто обладают схематически моделированным лицом. Орнамент на голове — попытка передать причёску[5]. Этим они отличаются от статуэток западноевропейского палеолита, которые передают обнажённое тело и не выделяют черты лица. Формы женщины-матери подчёркнуты в Мальте меньше, груди переданы неглубокой резной линией. Ноги укорочены, в нижней их части просверливались отверстия, что позволяло их подвешивать.
Кроме статуэток, найдены гравированные изображения. На пластинке бивня мамонта нанесена фигура мамонта. На другой пластине изображены змеи с раздутыми головами.
В Мальте обнаружено единственное погребение ребёнка примерно 4 лет, вместе с которым найден богатый инвентарь: ожерелье из бусинок и подвесок из бивня мамонта, фрагменты изображения летящей птицы, кремнёвые изделия и браслет.
Плитки из Мальты, покрытые геометрическими узорами, в науке[6] сопоставлялись с австралийскими чурингами, ритмические узоры на которых помогают рассказчику восстановить последовательность мифа.
Математика и календарь Править
Анализ ритмики орнамента Мальты произведён новосибирским учёным Б. А. Фроловым в книге 1974 года. Наибольший интерес представляет анализ пряжки в виде трапеции, сейчас хранящейся в Эрмитаже[7]. На её внутренней стороне изображены три змеи. Наружная сторона покрыта орнаментом, состоящим из множества круглых ямок (на обратной стороне ямкам соответствуют выпуклости). В центре пряжки большая спираль, слева и справа от неё расположены по три меньшие спирали, с каждой стороны одна спираль простая, а две объединены в форме S, всего спиралей можно насчитывать либо пять, либо семь, также на пряжке есть ещё две фигуры.
В большой спирали семь витков, содержащих 14 + 21 + 26 + 33 + 40 + 47 + 62 = 243 ямки. В левой сложной спирали 7 + 14 + 14 + 7 + 14 + 7 = 63 ямки, в правой сложной 7 + 14 + 7 + 9 + 14 + 7 = 58 ямок. В левой простой спирали 7 + 12 + 19 + 7 = 45 ямок, в правой простой 9 + 14 + 23 + 7 = 53 ямки. Кроме того, слева расположена месяцеобразная фигура из 14 ямок, а справа — изогнутая линия из 11 точек. Итого слева 63 + 45 + 14 = 122 ямки, справа 58 + 53 + 11 = 122 ямки. Соединение большой спирали с суммой крайних изображений либо слева, либо справа, даёт триста шестьдесят пять — число дней в году. Если же убрать линию из 11 ямок, то число дней — триста пятьдесят четыре, то есть 12 лунных месяцев в позднейших календарях. Таким образом, это древнейший известный науке календарь[8].
Автором изучено почти 30 предметов с орнаментом из Мальты. Центральную роль в них играют ритмы 7 и 5. Из наиболее сложных: на «летящей птице» из погребения ребёнка 28 рядов и 274 ямки; на одной из «пуговиц» — 212 ямок. Можно считать такие числа совершенно случайными, но можно пытаться дать им интерпретацию, в том числе археоастрономическую. Понятно, что все такие гипотезы крайне сложно верифицировать.
Идеи Фролова попытался развить в своих двух монографиях другой новосибирский исследователь В. Е. Ларичев. Так, под № 8 Фролов описал «стержень длинный и слегка изогнутый», обнаружив там не менее 95 насечек. Ларичев сделал попытку интерпретировать их смысл, назвав предмет «мальтинским жезлом». Его длина около 21 см. На головке 53 лунки, на тулове 118 (или 120, точное число из-за недостаточной сохранности неясно), итого 173 (или 171). На основе этого Ларичев предположил, что 173 — половина драконического года. Элементы знаковой системы жезла: 53 + 33 + 30 + 23 + 16 + 7 + 9 = 171 лунка. Если убрать первую группу, то знаков будет 118 — то есть 4 синодических месяца. Тулово жезла, по его концепции, служило древнему жрецу для предсказания лунных затмений, а головка — для установления «большого сароса», служащего для предсказания солнечных затмений. Согласно одному отзыву, Ларичев, «по мнению многих, высказывает фантастические положения, но он их и доказывает».[9] Тем не менее широкого признания в научных кругах эти истолкования не получили.
Генетические исследования Править
В 2013 году были опубликованы результаты изучения найденного на стоянке скелета мальчика MA-1. Мальчик из Мальты жил, согласно откалиброванным данным радиоуглеродного анализа, около 24 тыс. лет назад (23,891—24,423 тыс. лет). Исследование показало его сходство с европейцами и американскими индейцами и отсутствие связей с современными восточно-азиатскими популяциями. Так, Y-хромосомная гаплогруппа R* мальчика MA-1 говорит о том, что его линия отделилась от ствола дерева, ведущего в том числе к современным европейцам, у самого его основания, а гаплогруппа U (мтДНК) напоминает таковую у вымерших охотников и собирателей палеолита, населявших Европу в то время[10][11]. Ядерный геном MA-1 совпадает с ДНК индейцев на 26 %, с ДНК европейцев на 34 % (причем, больше всего похож на ДНК восточно-европейцев), с южно-азиатскими — на 37 %, с океанийскими — на 4 %, последние два числа объясняются древним распространением человека с территории Южной Азии[12][13].
Герасимов М. М. Мальта — палеолитическая стоянка. Результат работ 1928—1929 гг. Иркутск, 1931. 34 стр. (рецензия Окладникова)
Герасимов М. М. Раскопки палеолитической стоянки в с. Мальта. // Палеолит СССР. Л., 1935.
Герасимов М. М. Палеолитическая стоянка Мальта (раскопки 1956-57 годов). // Советская этнография. 1958. № 3.
Герасимов М. М. Круглое жилище стоянки Мальта. // КСИА. 1961. Вып.82.
Грязнов М. П., Столяр А. Д., Рогачёв А. Н. Письмо в редакцию // СА, 1981. — № 4. — С. 289—295.
Краткий рассказ о раскопках, с иллюстрациями
Ларичев В. Е. Мудрость змеи. Новосибирск, Наука. 1989.
Ларичев В. Е. Сотворение Вселенной: Солнце, Луна и Небесный дракон. Отв. ред. В. И. Молодин. Новосибирск, Наука. 1993.
Обзор 1998 года
Палеолит СССР. (Серия «Археология СССР»). М., Наука. 1984. С.313-315, 328—329 (автор раздела — З. А. Абрамова)
Работа о мальтинской пластине
Формозов А. А. К характеристике палеолитического поселения Мальта. // Советская археология. 1976. № 2. С.205-210.
Формозов А. А. Человек и наука: Из записей археолога. — М.: Знак, 2005. — с. 36—41. — (Studia historica. Series minor). — ISBN 5 9551 0059 8
Фролов Б. А. Числа в графике палеолита. Отв. ред. А. П. Окладников. Новосибирск, Наука. 1974. С.48-52. (см. раздел III книги)
Геном сибирского кроманьонца указывает на связь индейцев с европейцами (обзор антропологов А. Козинцева и С. Дробышевского)
↑ Палеолит СССР. М., 1984. С.331
↑ История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. М., 1986. С.166—168
↑ Палеолит СССР. М., 1984. С.353
↑ см. иллюстрации: Палеолит СССР. М., 1984. С.338
↑ Художественная культура первобытного общества. СПб, 1994. С.325
↑ История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. М., 1986. С.517
↑ см. фотографии: Фролов Б. А. Числа в графике палеолита. Новосибирск, Наука. 1974, с.174—175
↑ Фролов Б. А. Числа в графике палеолита. Новосибирск, Наука. 1974. С.124
↑ И. В. Шмидт. «Палеолитическое искусство Сибири…»
↑ Ancient Siberian’s skeleton yields links to Europe and Native Americans
↑ First genome of an Upper Paleolithic human
↑ Древние сибиряки стали предками и европейцев, и индейцев
ru.newwikia.wikia.com
Мальта (стоянка) Википедия
Мальта́
Изображение мамонта со стоянки Мальта́ (хранится в Эрмитаже)
Мальта́ — одна из наиболее известных позднепалеолитических стоянок Сибири. Находится у нынешнего села Мальта Усольского района Иркутской области на реке Белой, западнее озера Байкал.
Стоянка была открыта, когда крестьянин Савельцев выкопал из земли огромную кость. 7 февраля 1928 года сотрудник краеведческого музея М. М. Герасимов прибыл в Мальту и летом начал раскопки. Им была изучена территория площадью около 1 000 м².
Радиоуглеродная датировка стоянки указывает, что она существовала в начале сартанского оледенения, примерно 14750 лет назад (XIII тысячелетие до н. э.). Более поздние данные дали дату ок. 24 тысяч лет назад. Инвентарь близок к материалам стоянок Буреть (находится в 20 км от Мальты) и Ачинской, на этом основании выделяется мальтинско-буретская культура[1].
Жилища и находки[ | код]
На территории раскопано 15 жилищ, вытянутых вдоль реки. Так как жилища не перекрывали друг друга, предполагается, что они существовали в одно время. В центре находилось сооружение длиной 14 м и шириной 4—5 м. Другие строения образовывали 3 группы: 6, 4 и 4 жилища, и различались по площади и форме.
Пол был заглублён в землю на 50—70 см. Стены делались из крупных костей мамонта, крыша была покрыта шкурами, фундамент делался из более мелких костей. Одно из жилищ было наземным, каркас стен составляли рога оленей, а в основании — кольцо из массивных плит известняка, поставленных на ребро[2]. А. П. Окладников подчёркивал сходство конструкции жилищ (полуземлянка с каркасом из костей и узким туннелеобразным выходом) и одежды мальтинцев и эскимосов XVII—XIX вв.
Среди остатков фауны большая часть принадлежит северному оленю. Кроме того, найдены (в порядке убывания) кости песца, шерстистого носорога, мамонта, бизона, быка, лошади, росомахи, льва, волка. Материалы Мальты свидетельствуют, что на песцов, и вообще на некоторых хищников, охотились исключительно ради меха[3].
Исследования пыльцевых проб указывают на то, что близ поселения росли сосны, берёзы, возможно, ели, но преобладает пыльца травянистых растений.
Каменный инвентарь изготовлен из серого полосчатого кремня, встречаются призматические, конические, кубовидные нуклеусы. Из кремнёвых пластинок изготавливали острия, проколки, небольшие ножи, разнообразные резцы, долотовидные орудия[4]. Из бивня мамонта изготавливали длинные острия с поперечными нарезками, также шилья и иглы. Кроме того, были найдены изделия из нефрита.
Искусство[ | код]
Всего в Мальте и Бурети найдено около 40 статуэток, от 3,7 см до 13,6 см в высоту. Почти все они изготовлены из бивня мамонта, одна — из рога северного оленя (последняя носит крайне схематический характер). Большая их часть изображает женщин, также есть серия изображений птиц и одна фигура, вероятно, росомахи, покрытая орнаментом из рядов полулунных вырезов. Несколько фигур изображают куропатку, лебедя, а также водоплавающих птиц в полёте: туловище уплощенно-овальной формы, небольшие выступы изображают крылья, треугольная головка сидит на длинной шее.
Поверхность некоторых женских фигурок покрыта сплошным орнаментом (по гипотезе А. П. Окладникова, так изображ
ru-wiki.ru
Мальта (стоянка) — Википедия
Мальта́
Изображение мамонта со стоянки Мальта́ (хранится в Эрмитаже)
Мальта́ — одна из наиболее известных позднепалеолитических стоянок Сибири. Находится у нынешнего села Мальта Усольского района Иркутской области на реке Белой, западнее озера Байкал.
Стоянка была открыта, когда крестьянин Савельцев выкопал из земли огромную кость. 7 февраля 1928 года сотрудник краеведческого музея М. М. Герасимов прибыл в Мальту и летом начал раскопки. Им была изучена территория площадью около 1 000 м².
Радиоуглеродная датировка стоянки указывает, что она существовала в начале сартанского оледенения, примерно 14750 лет назад (XIII тысячелетие до н. э.). Более поздние данные дали дату ок. 24 тысяч лет назад. Инвентарь близок к материалам стоянок Буреть (находится в 20 км от Мальты) и Ачинской, на этом основании выделяется мальтинско-буретская культура[1].
На территории раскопано 15 жилищ, вытянутых вдоль реки. Так как жилища не перекрывали друг друга, предполагается, что они существовали в одно время. В центре находилось сооружение длиной 14 м и шириной 4—5 м. Другие строения образовывали 3 группы: 6, 4 и 4 жилища, и различались по площади и форме.
Пол был заглублён в землю на 50—70 см. Стены делались из крупных костей мамонта, крыша была покрыта шкурами, фундамент делался из более мелких костей. Одно из жилищ было наземным, каркас стен составляли рога оленей, а в основании — кольцо из массивных плит известняка, поставленных на ребро[2]. А. П. Окладников подчёркивал сходство конструкции жилищ (полуземлянка с каркасом из костей и узким туннелеобразным выходом) и одежды мальтинцев и эскимосов XVII—XIX вв.
Среди остатков фауны большая часть принадлежит северному оленю. Кроме того, найдены (в порядке убывания) кости песца, шерстистого носорога, мамонта, бизона, быка, лошади, росомахи, льва, волка. Материалы Мальты свидетельствуют, что на песцов, и вообще на некоторых хищников, охотились исключительно ради меха[3].
Исследования пыльцевых проб указывают на то, что близ поселения росли сосны, берёзы, возможно, ели, но преобладает пыльца травянистых растений.
Каменный инвентарь изготовлен из серого полосчатого кремня, встречаются призматические, конические, кубовидные нуклеусы. Из кремнёвых пластинок изготавливали острия, проколки, небольшие ножи, разнообразные резцы, долотовидные орудия[4]. Из бивня мамонта изготавливали длинные острия с поперечными нарезками, также шилья и иглы. Кроме того, были найдены изделия из нефрита.
Всего в Мальте и Бурети найдено около 40 статуэток, от 3,7 см до 13,6 см в высоту. Почти все они изготовлены из бивня мамонта, одна — из рога северного оленя (последняя носит крайне схематический характер). Большая их часть изображает женщин, также есть серия изображений птиц и одна фигура, вероятно, росомахи, покрытая орнаментом из рядов полулунных вырезов. Несколько фигур изображают куропатку, лебедя, а также водоплавающих птиц в полёте: туловище уплощенно-овальной формы, небольшие выступы изображают крылья, треугольная головка сидит на длинной шее.
Поверхность некоторых женских фигурок покрыта сплошным орнаментом (по гипотезе А. П. Окладникова, так изображена меховая одежда). Головки статуэток крупные и часто обладают схематически моделированным лицом. Орнамент на голове — попытка передать причёску[6]. Этим они отличаются от статуэток западноевропейского палеолита, которые передают обнажённое тело и не выделяют черты лица. Формы женщины-матери подчёркнуты в Мальте меньше, груди переданы неглубокой резной линией. Ноги укорочены, в нижней их части просверливались отверстия, что позволяло их подвешивать.
Кроме статуэток, найдены гравированные изображения. На пластинке бивня мамонта нанесена фигура мамонта. На другой пластине изображены змеи с раздутыми головами.
В Мальте обнаружено единственное погребение ребёнка примерно 4 лет, вместе с которым найден богатый инвентарь: ожерелье из бусинок и подвесок из бивня мамонта, фрагменты изображения летящей птицы, кремнёвые изделия и браслет.
Предметы искусства Мальты и Бурети сближают их с верхнепалеолитическими стоянками Русской равнины (Костёнки, Авдеево, Сунгирь, Зарайск) и в несколько меньшей степени с центрально-западноевропейскими стоянками (Ориньяк, Гримальди и др.)[7].
Плитки из Мальты, покрытые геометрическими узорами, в науке[8] сопоставлялись с австралийскими чурингами, ритмические узоры на которых помогают рассказчику восстановить последовательность мифа.
В 2013 году были опубликованы результаты изучения найденного на стоянке скелета мальчика MA-1. Мальчик из Мальты жил, согласно откалиброванным данным радиоуглеродного анализа, около 24 тыс. лет назад (23,891—24,423 тыс. лет). Исследование показало его сходство с европейцами и американскими индейцами и отсутствие связей с современными восточно-азиатскими популяциями. Так, Y-хромосомная гаплогруппа R* мальчика MA-1 говорит о том, что его линия отделилась от ствола дерева, ведущего в том числе к современным европейцам, у самого его основания, а митохондриальная гаплогруппа U напоминает таковую у вымерших охотников и собирателей палеолита, населявших Европу в то время[9][10]. Ядерный геном MA-1 совпадает с ДНК индейцев на 26%, с ДНК европейцев на 34% (причем, больше всего похож на ДНК восточно-европейцев), с южно-азиатскими — на 37%, с океанийскими — на 4%, последние два числа объясняются древним распространением человека с территории Южной Азии. Судя по аутосомным данным мальчик из Мальты был темнокожим, темноглазым и темноволосым[11][12].
Герасимов М. М. Мальта — палеолитическая стоянка. Результат работ 1928—1929 гг. Иркутск, 1931. 34 стр. (рецензия Окладникова)
Герасимов М. М. Раскопки палеолитической стоянки в с. Мальта. // Палеолит СССР. Л., 1935.
Герасимов М. М. Палеолитическая стоянка Мальта (раскопки 1956-57 годов). // Советская этнография. 1958. № 3.
Герасимов М. М. Круглое жилище стоянки Мальта. // КСИА. 1961. Вып.82.
Грязнов М. П., Столяр А. Д., Рогачёв А. Н. Письмо в редакцию // СА, 1981. — № 4. — С. 289—295.
Краткий рассказ о раскопках, с иллюстрациями
Ларичев В. Е. Мудрость змеи. Новосибирск, Наука. 1989.
Ларичев В. Е. Сотворение Вселенной: Солнце, Луна и Небесный дракон. Отв. ред. В. И. Молодин. Новосибирск, Наука. 1993.
Обзор 1998 года
Палеолит СССР. (Серия «Археология СССР»). М., Наука. 1984. С.313-315, 328—329 (автор раздела — З. А. Абрамова)
Работа о мальтинской пластине
Формозов А. А. К характеристике палеолитического поселения Мальта. // Советская археология. 1976. № 2. С.205-210.
Формозов А. А. Человек и наука: Из записей археолога. — М.: Знак, 2005. — с. 36—41. — (Studia historica. Series minor). — ISBN 5 9551 0059 8
Фролов Б. А. Числа в графике палеолита. Отв. ред. А. П. Окладников. Новосибирск, Наука. 1974. С.48-52. (см. раздел III книги)
Геном сибирского кроманьонца указывает на связь индейцев с европейцами (обзор антропологов А. Козинцева и С. Дробышевского)