Экономика Древнего Вавилона. Древний вавилон экономика
Экономика и социальные отношения в древнем Вавилоне
В середине III тысячелетия до н. э. различные западно-семитские племена стали проникать в плодородную низменность Тигра и Евфрата, переходя от кочевого быта к оседлому земледелию. Эти племена скотоводов, которые пасли свои стада овец в сухих степях между Сирией и Месопотамией, как говорится в надписях, еще не знали «ни домов, ни городов» — у них не было «ни зерна, ни хлеба». Они пришли в Двуречье из Страны Запада (Марту) и потому получили название аморитов.
В конце III тысячелетия до н. э. в средней части Месопотамии находился город, носивший еще древнешумерийское название Кадингир, но в котором правил наместник с семитским именем Утур-илу. Возможно, что именно здесь немного позднее возник город Вавилон, ставший крупным торговым и культурным центром, столицей могущественного государства, в котором правили цари из аморитской династии. Выгодно расположенный в самом сердце Месопотамии, где сближаются русла Тигра и Евфрата и скрещиваются важнейшие торговые пути, речные и караванные, Вавилон с течением времени приобрел большое экономическое и политическое значение, особенно в царствование Хаммурапи, который объединил под своей властью почти все Двуречье. Многочисленные сохранившиеся документы, в частности древнейший свод вавилонских законов, административная переписка царя с местными чиновниками, строительные надписи, деловые документы, наконец, богатый архив, найденный в столице государства Мари, дают возможность подробно изучить историю этого времени.
Дипломатические документы из архива в Мари рисуют яркую картину международных отношений, сложившихся в Передней Азии в XVIII в. до н. э. Южные шумерийские города были разобщены, причем особенное значение имела JIapca, в которой правили эламские завоеватели, стремившиеся укрепить свое влияние в Южной и даже Средней Месопотамии. К северо-западу от Вавилона, в долине Евфрата, несколько южнее реки Хабура, находилось государство Мари, которое претендовало на ведущую роль в Передней Азии, занимая выгодное положение между городами и государствами Двуречья и сирийским побережьем. Вполне естественно, что политическая борьба, разгоревшаяся между этими государствами при вавилонском царе Хаммурапи, во многом определялась социально-экономическим развитием этих стран.
Деловые, административные и юридические документы, главным образом хорошо сохранившийся и наиболее полный из всех древневосточных судебников свод вавилонских законов царя Хаммурапи, позволяют восстановить хозяйственную жизнь Месопотамии. Текст законов высечен на большом базальтовом столбе, на котором изображен и вавилонский царь, стоящий в торжественной позе перед верховным богом Шамашем.
Судебник Хаммурапи является дальнейшим развитием шумерийских законов Ур-Намму, Липит-Иштара, а также законов Билаламы, царя Эшнунны. Вавилонский свод более систематичен. В нем чувствуется попытка законодателя объединить в группы близкие по содержанию статьи законов, хотя он все еще не является кодексом в полном смысле слова. Это скорее свод отдельных судебных решений (казуальное право), в котором ясно прослеживаются отголоски и старого обычного права. Судебник содержит ряд статей, касающихся уголовного права, судопроизводства, нарушения права собственности (кража и грабеж), прав воинов. Отдельные статьи касаются владения недвижимостью, торговли, залогового права, семейного права, членовредительства, регламентируют работу зодчих и кораблестроителей, наем рабочей силы. Вступление и заключение носят ярко выраженный декларативный и отчасти демагогический характер. Царь перечисляет в них свои титулы и свои заслуги перед народом, прославляет свое величие, отмечает благодеяния, оказанные стране, указывает на то, что издание законов имеет своей целью установить справедливость в стране, призывает благословения на голову тех царей, которые будут выполнять его законы, и посылает грозные проклятия всем тем, кто не будет их соблюдать или решится их отменить.
В большом вавилонском государстве верховная власть, опираясь на значительный сосредоточенный в ее руках земельный фонд, вторгается в хозяйственную жизнь страны, пытаясь направлять ее развитие. Так как в Южной и Средней Месопотамии было мало лесов и уже в предшествующую эпоху в связи с развитием земледелия многие леса были сведены, в Вавилоне должен был ощущаться острый недостаток строительной древесины. Поэтому царь принимает меры к охране лесов, разбитых на отдельные участки и находившихся в ведении особых лесничих. Сохранился письменный приказ царя расследовать дело о незаконной порубке деревьев на участках, которыми ведали главные лесничие. Лесничие, очевидно, отвечали за сохранность лесов и за должностные преступления карались смертной казнью.
В хозяйственной жизни Вавилонии крупное место занимало скотоводство. В самой Месопотамии было много хороших пастбищ. Обширные степи, простирающиеся к западу от Евфрата, и горные склоны к востоку от Тигра давали возможность кочевым племенам разводить различные породы скота. Вавилонский законодатель заботливо охранял имущественные интересы богатых владельцев стад. По законам Хаммурапи наниматель скота обязан был возмещать собственнику убытки в том случае, если скоту был причинен какой-либо ущерб. Закон устанавливал также ответственность пастуха за вверенный ему скот и налагал на него тяжелое наказание в случае изменения клейма и продажи украденной скотины.
Аллювиальная почва Месопотамии, хорошо удобряемая и орошаемая периодическими разливами Тигра и Евфрата, особенно способствовала развитию земледелия, которое по-прежнему сохраняло свое первостепенное значение. На это образно указывают следующие слова одного документа того времени. «Разве ты не знаешь,— пишет автор одного письма,— что поля — это жизнь страны?»
Развитие земледелия во многом определялось искусственным орошением. Хаммурапи в своих надписях с гордостью сообщает о крупных оросительных работах, которые должны превратить отдельные территории в богатые земледельческие районы и создать «воды земного изобилия» для старинных городов Шумера — Ниппура, Эриду, Ура, Ларсы, Урука и Исина.
Судя по административной переписке царя с местными чиновниками, центральная власть заботилась не только о расширении оросительной сети, но и о содержании ее в порядке. Царь часто давал распоряжения о расчистке каналов и о различных работах, связанных с ирригацией. Если в царский дворец поступали сведения, что в какой-либо местности не хватает воды для орошения, то из дворца посылалось распоряжение о принятии мер для обеспечения населения водой. Если не хватало воды для орошения полей, арендованных у дворца, то местные чиновники должны были принять меры к орошению этих полей или же заменить неорошаемое поле орошаемым. Больше того, местные чиновники несли материальную ответственность за нормальное орошение арендованных у царя земель: в случае неурожая из-за плохого орошения недоимка арендной платы начислялась на местного чиновника. Если прорывалась плотина, чиновники должны были найти рабочую силу, необходимую для исправления повреждений. Если наводнение не достигало высоких полей, то по приказу царя устанавливались водоподъемники. В судебнике Хаммурапи сохранились особые статьи, устанавливающие ответственность общинников за сохранение в порядке данного участка ирригации. Если по чьей-либо вине происходил прорыв в плотине и был затоплен соседний участок, виновный должен был возместить стоимость погибшего хлеба. Если он этого сделать не мог, то его самого и его имущество следовало продать, обратив вырученные деньги на возмещение убытков, понесенных владельцами соседних полей.
Широкое распространение получило и садовое хозяйство. Недаром Месопотамия казалась цветущим садом и именно здесь возникла легенда о райском саде, в котором растут прекрасные плодовые деревья. Государство, защищавшее интересы земельных собственников, заботилось также и о владельцах садовых участков. По 59-й ст. законов Хаммурапи за самовольную порубку дерева в чужом саду следовало уплатить высокий штраф — полмины серебра (ок. 252,5 г). Законодатель, стоящий на страже имущественных интересов богачей, устанавливал высокую плату за аренду сада в размере 2/3 садового дохода. Если садовый доход уменьшался, арендатор был обязан уплатить аренду соответственно с доходом соседнего участка.
План работы. Введение. Основная часть Древний Египет Древний Вавилон Древний Китай Древняя Индия Древний Израиль Вывод Список литературы Введение. В условиях осуществляемых в России социально-экономических реформ изучение истории экономических учений в процессе подготовки специалистов экономического профиля и формирования у них общечеловеческой и профессиональной культуры приобретает важное значение. Знания, которые получает человек, изучая этот предмет, помогают ему осмыслить закономерности, которым подчиняется экономическая теория, позволяют свободно ориентироваться в ее проблемах. Любую науку начинают изучать с момента ее возникновения, с ее истоков. Экономическая мысль возникает одновременно с появлением первобытных поселений, но в то время она носит довольно примитивный характер, заключающийся в вопросе: "Как выжить одному человеку или его семье?" Форму учения, законов она приобретает одновременно со становлением человеческого общества. Но до нас, к сожалению, дошли только те фрагменты, которые были отражены в письменных источниках. Следовательно, мы можем изучать экономическую мысль древности только после возникновения первых цивилизаций. В своей работе я хочу рассмотреть памятники экономической мысли, оставленные нам философами и правителями Древнего Востока. Но экономическая мысль того времени была не отделима от политико-правовой, религиозной идеологии. Поэтому собственно экономических трактатов найти практически невозможно. Для данного исследования, вероятнее всего, подойдут методы описания и анализа, так как они позволяют наиболее полно показать особенности древневосточных обществ и, как следствие, причины возникновения тех или иных памятников экономической мысли. Основная часть. Перед философами Древнего Востока возникала проблема, актуальность и важность которой сохраняется до сих пор и едва ли когда будет утрачена. Это проблема толкования идеальной модели социально-экономического устройства общества. В каждой из стран Востока находился свой путь решения данной проблемы, в зависимости от сложившихся традиций и устоев. Но несмотря на эти различия, можно выделить три особенности развития рабовладельческого общества Древнего Востока: 1-ая особенность заключается в длительном сохранении пережитков первобытно-общинного строя, главным из которых была система замкнутых сельских общин, экономически изолированных друг от друга. Основой этой замкнутости служило натуральное хозяйство: в каждой общине имелись и земледельцы и ремесленники, свое управление. Живучесть общины (в Индии она сохранилась до конца XVIII века) определялась низким уровнем производительных сил. 2-ая особенность древневосточных обществ заключается в слабом развитии частной собственности. Община являлась первоначальным собственником земли и рабов. Часть земли была роздана в индивидуальное пользование общинникам, которые платили за это натуральный налог (1\8-1\7 урожая) и обрабатывали общинные поля. Общине принадлежал рабочий скот и инвентарь, а так же рабы, занятые на строительстве плотин и каналов. С образованием государства власть в лице царя стала верховным собственником всех рабов и земли. Позднее возникла частная собственность, сначала на рабов, потом на землю. 3-я особенность состояла в том, что рабский труд не стал основой хозяйственной жизни. Свободные общинники, земледельцы и ремесленники были основными производителями. Рабский труд находил применение главным образом в государственном хозяйстве - на строительных работах, сооружении каналов, плотин, храмов, дворцов. Остановимся на наиболее популярных источниках-памятниках экономической мысли цивилизации Древнего Востока. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ. На примере этой страны человечество располагает двумя самыми ранними памятниками экономической мысли. Один из них датируется XXII столетием до нашей эры и им является некое послание, получившее название "Поучение гераклеопольского царя своему сыну. В этом "Поучении" приводятся "правила" государственного управления и руководства хозяйством, овладение которыми для правителя так же важно, как и всякая другая сфера искусства. Особое внимание уделяется эффективности функционирования аппарата управления, стоявшего между фараоном и населением. Отражением незавершенности классового деления в этом законе является то, что царь советует подбирать людей в госаппарат "по их делам". Другой памятник датирован началом XVIII века до н.э. и называется "Речение Ипусера", а главная его идея-недопущение бесконтрольного роста ссудных операций и долгового рабства во избежание обогащения "простолюдинов" и начала в стране гражданской войны. Хочется отметить особенность экономики Египта. Она заключалась в отсутствии денег как таковых. Египтяне торговали на рынках, выплачивали жалование, ссужали под проценты и собирали налоги, не пользуясь деньгами, которые переходят из рук в руки. В то же время был установлен эталон относительной стоимости товаров. Во времена Нового царства таким эталоном стоимости стала спираль из медной проволоки, которая называлась утен. Он получил на столько широкое распространение, что спираль стала иероглифическим знаком. На одном из изображений в храме Тота служитель нарисован с податным списком, в котором стоимость каждого предмета оценена именно таким способом. Другой единицей стоимости был дебен. Первоначально это слово означало "кольцо", но со временем оно стало обозначать не сам предмет, а иего вес или стоимость. ВАВИЛОНИЯ. Для этого древневосточного государства Месопотамии, расположенного в междуречье Тигра и Евфрата, характерно быстрое развитие частной собственности и денежных отношений. Но в условиях отсутствия гарантии свободы личности это вело к разорению массы производителей, развитию долгового рабства и кабальничества. В 1901 году французскими археологами был обнаружен кодекс законов царя Хаммурапи (1792-1750гг. до н.э.).Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе. Наверху лицевой стороны столба изображен царь, стоящий перед богом Солнца Шама – шем - покровителем суда. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба ( 247 законов). Текст распадается на три части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого". Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. После введения следуют статьи законов, которые в свою очередь заканчиваются обстоятельным заключением. При составлении кодекса в его основу было положено старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство. В соответствии с этим законом, во избежание разрушения натурально-хозяйственных отношений и угрозы суверенитету страны из-за ослабления государственных структур и армии от сократившихся поступлений налогов в казну, вводились чрезвычайно жесткие правовые нормы. Их нарушение влекло за собой самую суровую экономическую, административную и уголовную ответственность, вплоть до смертной казни. Вот некоторые примеры законодательных установок в кодексе Хаммурапи: · посягнувший на чужую собственность, в том числе на раба, карается обращением в рабство либо смертной казнью; · за несвоевременную уплату долгов ни царские воины, ни другие граждане более не лишаются своих земельных налогов; · срок долгового рабства кого бы то ни было не должен превышать трех лет, а сам долг отменяется по отбытии срока наказания; · предел денежной ссуды не может превышать 20%, натуральной-33% от ее первоначальной суммы. Во времена правления Хаммурапи частная собственность достигла полного развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые, общинные, частные. И царским, и храмовым хозяйством управлял царь, и это был важнейший источник доходов. Во времена Хаммурапи царская земля раздавалась в пользование издольщикам. Значение царского хозяйства было велико и в области торговли и обмена. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю, чему в немалой степени способствовало расширение царем Хаммурапи сети каналов. Частное землевладение было различным по своему объему, крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие - сами обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины. Земли свободно могли продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких-либо ограничениях со стороны общины источники не упоминают. Особый правовой режим существовал в отношении имущества воинов (имущество илку), о чем говорилось выше. В Законах Хаммурапи имеется ряд статей, регулирующих аренду земли, игравшую, очевидно, большую роль в земельных отношениях того времени. Плата за арендованное поле равнялась обычно одной трети урожая. При аренде на условиях отдачи половины урожая, сдававший в аренду обязывался участвовать в расходах или в работе по обработке поля. Сад, который давал больше дохода, сдавался за две трети урожая. Аренда была краткосрочной (на один или два года). На более длительный срок в аренду сдавалась еще неосвоенная земля. Законодательство, определяющее отношения между хозяином земли и арендатором, способствовало развитию хозяйства. Если арендатор не обрабатывал взятую землю, то он должен был уплатить хозяину поля, исходя из объема урожая, выращенного соседями. Кроме аренды поля, сада, Законы Хаммурапи упоминают о различных видах имущественного найма: помещения, домашних-животных, судов, повозок, рабов. Законы устанавливают не только плату за наем вещей, но и ответственность в случае порчи или гибели нанятого имущества. Широко был распространен договор личного найма. Кроме сельскохозяйственных рабочих, нанимали врачей, ветеринаров, строителей. Законы определяют порядок оплаты труда этих лиц, а также ответственность за результаты труда (например, врача в случае смерти больного). Довольно подробно Законы Хаммурапи регулировали договор займа. Характерной чертой законодательства Хаммурапи в этом вопросе является стремление ограничить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Об этом свидетельствуют положения о максимальном сроке отработки долга (3 года), ограничение процентов, взимаемых ростовщиком как с денежного, так и с натурального займа, ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним. В условиях существования частной собственности как на движимое, так и недвижимое имущество, большое .развитие получил договор купли-продажи. Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме (на глиняных табличках) при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи. Продажа имущества, изъятого из оборота (например, имущество илку), считалась недействительной. Кроме названных, законодательство Хаммурапи знает договоры хранения(поклажи), товарищества, мены, поручения, Из кодекса Хаммурапи видно, что государство пыталось остановить размывание слоя самостоятельных производителей. Законы в отличии от других восточных экономических трудов не имеют религиозного и морального характера. Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства господствующей силой в котором должны были являться мелкие и средние рабовладельцы, где "сильный не притеснял бы слабого". Эти законы являются первой попыткой управлять экономической жизнью страны при помощи правовых норм. ДРЕВНИЙ КИТАЙ Своеобразие древнекитайской экономической мысли ассоциируется, как правило, с именем Конфуция (Кун Фуцзы 551-479 до н.э.) и его сборником "Лунь юй" ( Беседы и суждения), а так же с идеями популярного в IV-III вв. до н.э. коллективного трактата "Гуань-цзы" Главным в конфуцианстве были вопросы этики, морали и управления государством. Основным принципом конфуцианской этики является понятие жэнь ("гуманность") как высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье. Жэнь достигается путем нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения ли("этикета") - норм поведения, базирующихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности государю, вежливости и т.д. Согласно конфуцианству, постичь жэнь могут лишь избранные, так называемые цзюнь цзы ("благородные мужи"), т.е. представители высших слоев общества; простолюдины же - сяэ жэнь (дословно - "мелкие людишки") не в состоянии постичь жэнь. Это противопоставление "благородных" простолюдинам и утверждение превосходства первых над вторыми, часто встречающиеся у Конфуция и его последователей, - яркое выражение социальной направленности, классового характера конфуцианства Конфуцианство уделяло большое внимание вопросам так называемого гуманного управления, опираясь на идею обожествления власти правителя, существовавшую до конфуцианства, но им развитую и обоснованную. Государь объявлялся "сыном неба" (тяньцзы), правившим по повелению неба и выполнявшим его волю. Власть правителя признавалась конфуцианством священной, дарованной свыше, небом. Считая, что "управлять - значит исправлять", конфуцианство придавало большое значение учению чжэн мин (об "исправлении имен"), которое призывало ставить всех в обществе на свои места, строго и точно определять обязанности каждого, что было выражено словами Конфуция: "Государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном". Конфуцианство призывало государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примером высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременять народ тяжелыми налогами и повинностями. Сторонник регламентированных патриархальных отношений и защиты государством экономического благополучия родовой знати и всех “ вышестоящих ”, Конфуций настаивал на мысли, что только образованный правитель, являясь “отцом народа” и гарантом “правильного действия”, способен реально повлиять на равномерное распределение создаваемого обществом богатства. Этот философ, хотя и признавал божественное и природное начало деления людей по сословиям, тем не менее считал обязательным долгом каждого человека стремиться к моральному совершенству, постижению естественных правил уважения старших, сыновней почтительности и дружбе с братьями. По его мнению, тогда “ у народа будет достаток “, когда хозяйствование будет умелым, а труд, приумножающий богатство народа и госудоря, станет одинаково выгодным как в условиях “великой общности” ( коллективной собственности крестьянской общины), так и частного владения потомственной аристократии и непотомственных рабовладельцев. Авторы “Гуань-цзы”, подобно Конфуцию, в качестве главной выдвигали задачу “сделать государство богатым и народ довольным” и так же, как он, ратовали за незыблемость сословного деления общества, полагая, что без Богом избранных знатных и высших сословий страна не имела бы доходов и что не может быть, чтобы “все были знатны”, так как “некому было бы трудиться”. В числе мер по стабилизации натурально – хозяиственных отношений наиболее важными они считали регулирование государством цен на хлеб (“дабы в селениях царило спокойствие”), создание государственных запасов хлеба, введение льготных кредитов земледельцам, замену прямых налогов на железо и соль косвенными – перекладывая эти налоги на производимые с их использованием товары и др Небезынтересно отметить и то обстоятельство, что основными состовляющими понятия богатства в трактате названы наряду с золотом и жемчугом и иные материальные блага, товарная сущность которых на рынке не подлежит сомнению. При этом роль золота, как товара, и меры исчисления ресурсов государства объяснялась прежде всего его природным предназначением выступать в качестве денег и способствовать такому обмену, в результате которого выгоды у одних бывают больше, чем у других. В VI-III вв. до н. э. у конфуцианства появился серьезный оппонент – легисты, которые отражали новые тенденции в развитии Древнего Китая (усиление роли государства и формированием бюрократической системы управления). Их главным идеологом являлся Шан Яна. В своей концепции он отводил огромную роль сельскому хозяйству, т. к. считал, что государство добивается процветания с помощью двух средств: земледелия и войны. Так же он выступает против превращения свободных крестьян в рабов, для чего предлагает запретить выход из общины бедным крестьянам, введя систему круговой поруки. ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ В Древней Индии понятие права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру являвшимися скорее этическими, чем правовыми. При этом данные нормы носили яркий отпечаток религии. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы), содержались в сборниках - дхармашастрах. Наиболее известной в нашей литературе дхармашастрой являются Законы Ману (они носят имя мифического бога Ману). Законы Ману состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший (шлок). Особенностью Законов Ману является религиозная окраска всех его положений. В период создания Законов Ману в Индии уже хорошо понимали разницу между собственностью и владением, и охране частной собственности уделяется значительное внимание. Законы указывают семь возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни. В Древней Индии был известен и такой способ приобретения права собственности, как давность владения (10 лет). При этом подчеркивалось, что только при законном подтверждении человек из владельца превращался в собственника. Приобретать вещь можно было только у собственника. Доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение запрещалось. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику. Среди основных видов собственности Законы называют землю. Земельный фонд страны составляли земли царские, общинные, частных лиц. За незаконное присвоение чужой собственности (чужого участка земли) накладывался большой штраф, присвоившего чужую землю объявляли вором. . Закон твердо устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долга в срок, он должен был его отработать. При этом, кредитор, принадлежавший к низшей касте, не мог заставить отрабатывать долг должника, принадлежащего к высшей касте. Лицо более высокого происхождения, чем должник отдавало долг постепенно. Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. После уплаты долга с процентами должник становился свободным. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего. Известен был в Древней Индии и договор аренды земли. Этот договор приобретает значение и получает распространение в связи с проникновением в общину процесса имущественной дифференциации. Разоряющиеся общинники, лишившиеся земли, вынуждены были арендовать ее. Купля-продажа является одним из договоров, о котором упоминается в Законах Ману. Договор считался действительным, если совершался в присутствии свидетелей и в качестве продавца должен был выступать собственник вещи. Закон устанавливает определенные требования к предмету договора и запрещает продавать товар плохого качества, недостаточного по весу. В течение 10 дней после совершения купли-продажи сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин. Особенность этого договора для Индии заключалась в том, что здесь существовало ограничение торговлей людьми и торговля рассматривалось не как занятие для высших каст. Помимо законов Ману на протяжении IV-III вв. до н. э. Свидетельством древнеиндийской экономической мысли является трактат под названием «Артхашастра», означающий в переводе учение («артха») о доходах («шастра»).Его автором является некий Каутилья ( советник царя Чандрагупты I в конце IV в. до н. э.), возвещавший своему народу положения о трудовом происхождении богатства и необходимости регулирования процессов распределения торговой прибыли между купцами и государством. Именно государство, на его взгляд, обеспечивает охрану сооружений, льготное землепользование, освоение источников руды, строительство дорог, развитие промыслов, борьбу со спекулирующими торговцами и т.д Согласно трактату, «накопление богатства» естественным образом предполагает деление общества на рабов и свободных граждан. И каждый, кто не возвращает причитающиеся за пользование землей долги, обязан за это разделить участь низшего сословия на время или навсегда. Выступая за регулируемый государством хозяйственный механизм, Каутилья выдвинул сугубо эмпирический вариант дифференциации в цене товара издержек производителей и купцов; им предлагались заранее устанавливаемые нормативы в размере 5 и 10 % соответственно от цены товара местного и иностранного происхождения. ДРЕВНИЙ ИЗРАИЛЬ Примером экономической мысли можно считать Библию, так как в ней уделено много места хозяйственной деятельности человека и экономическим отношениям. Характерной чертой Моисеева закона является его всеохватность. Все области человеческой деятельности и все действия человека, даже самые далекие от чисто духовных вопросов, соотносятся с нормами и правилами, которые считаются полученными с Неба. Это относится и к той сфере, которую мы называем областью хозяйственной деятельности и экономических отношений. Два начала лежат в основе Моисеева закона - .справедливость и праведность. В том и другом человек обязан подражать Богу. Справедливость в данном случае означает признание шести основных прав человека: на жизнь собственность, одежду, жилище, труд и отдых. Праведность предполагает выполнение человеком своих обязанностей. По отношению к ближнему это прежде всего помощь бедным и больным. Запрещалось использовать нужду ближнего для собственного обогащения. Нельзя было требовать уплаты долга с процентами. Нельзя задерживать плату за труд наемного работника. Нельзя обмеривать и обвешивать. Все эти заповеди вытекали из общей: «Люби ближнего своего, как самого себя.» (Левит 19 : 18). Это правило относилось не только к свободным, но и к рабам. Нельзя было возвращать на прежнее место беглого раба. Суббота была обязательным днем отдыха для всех, включая рабов и домашних животных. Эти законы имели чрезвычайно важное значение. Можно сказать, что они препятствовали формированию класса потомственных пролетариев и наследственных рабов, предотвращали накопление массового недовольства и появление революционных ситуаций Особые правила для судей предписывали судить только по справедливости, не благоволить к богатому и не делать скидок для бедняка или сироты. Перед законом были равны и свободный, и раб. Если при соблюдении всех таких заповедей человек становился богатым, это и было воздаянием за богобоязненность. .Богатство было знаком божьего благословения. Отличие законов Моисея от закона Хаммурапи – акцент на права человека, а не на охрану собственности, а трудовая деятельность считалась занятием низким, уделом рабов. Вывод. Проанализировав вышеизложенный материал, можно сделать вывод, что в отличии от государств Древней Греции, экономика цивилизаций Древнего Востока не опиралась на труд рабов. Основой хозяйства были свободные ремесленники и мелкие землевладельцы, которых государство поддерживало. Об этом можно прочитать и в Законах Хаммурапи, и в Законах Ману, а так же в других трудах древних философов. Экономическая мысль носит характер закона, насаждаемый отдельным правителем в своем государстве. То есть не индийская, ни китайская, ни арабо – мусульманская цивилизации ( хотя каждая из них создала богатейшую культуру ) не породили экономической науки. Мысль экономическая была везде, но в упомянутых культурах она была и оставалась элементом мысли религиозно – этической. Список литературы. 1. «Экономическая история« Москва, изд. «Экономика» 1967 год. 2. «История экономических учений» Я.С. Ядгаров Москва, изд. «Инфра-М» 1998 год 3. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров.» Е.М. Майбурд Москва, изд. «Дело», «Вита-Пресс» 1996 год
2dip.su
Экономика Древнего Вавилона | Коллекция рефератов
Министерство Высшего Образования Российской ФедерацииЮжноуральский Государственный Университет
Кафедра: Экономической теории и мировой экономики.
Курсовая работа
По предмету: История экономических учений
На тему: Экономическая мысль древневосточныхобществ.
В условиях осуществляемых в России социально-экономических реформизучение истории экономических учений в процессе подготовки специалистовэкономического профиля и формирования у них общечеловеческой ипрофессиональной культуры приобретает важное значение.Знания, которые получает человек, изучая этот предмет, помогают емуосмыслить закономерности, которым подчиняется экономическая теория,позволяют свободно ориентироваться в ее проблемах.Любую науку начинают изучать с момента ее возникновения, с ее истоков.Экономическая мысль возникает одновременно с появлением первобытныхпоселений, но в то время она носит довольно примитивный характер,заключающийся в вопросе: «Как выжить одному человеку или его семье?» Формуучения, законов она приобретает одновременно со становлением человеческогообщества. Но до нас, к сожалению, дошли только те фрагменты, которые былиотражены в письменных источниках. Следовательно, мы можем изучатьэкономическую мысль древности только после возникновения первыхцивилизаций.В своей работе я хочу рассмотреть памятники экономической мысли,оставленные нам философами и правителями Древнего Востока. Но экономическаямысль того времени была не отделима от политико-правовой, религиознойидеологии. Поэтому собственно экономических трактатов найти практическиневозможно.Для данного исследования, вероятнее всего, подойдут методы описания ианализа, так как они позволяют наиболее полно показать особенностидревневосточных обществ и, как следствие, причины возникновения тех илииных памятников экономической мысли.
Основная часть.
Перед философами Древнего Востока возникала проблема, актуальность иважность которой сохраняется до сих пор и едва ли когда будет утрачена. Этопроблема толкования идеальной модели социально-экономического устройстваобщества. В каждой из стран Востока находился свой путь решения даннойпроблемы, в зависимости от сложившихся традиций и устоев. Но несмотря наэти различия, можно выделить три особенности развития рабовладельческогообщества Древнего Востока:1-ая особенность заключается в длительном сохранении пережитковпервобытно-общинного строя, главным из которых была система замкнутыхсельских общин, экономически изолированных друг от друга. Основой этойзамкнутости служило натуральное хозяйство: в каждой общине имелись иземледельцы и ремесленники, свое управление. Живучесть общины (в Индии онасохранилась до конца XVIII века) определялась низким уровнемпроизводительных сил.2-ая особенность древневосточных обществ заключается в слабом развитиичастной собственности. Община являлась первоначальным собственником земли ирабов. Часть земли была роздана в индивидуальное пользование общинникам,которые платили за это натуральный налог (18-17 урожая) и обрабатывалиобщинные поля. Общине принадлежал рабочий скот и инвентарь, а так же рабы,занятые на строительстве плотин и каналов. С образованием государствавласть в лице царя стала верховным собственником всех рабов и земли.Позднее возникла частная собственность, сначала на рабов, потом на землю.3-я особенность состояла в том, что рабский труд не стал основойхозяйственной жизни. Свободные общинники, земледельцы и ремесленники былиосновными производителями. Рабский труд находил применение главным образомв государственном хозяйстве — на строительных работах, сооружении каналов,плотин, храмов, дворцов.Остановимся на наиболее популярных источниках-памятниках экономическоймысли цивилизации Древнего Востока.
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ.
На примере этой страны человечество располагает двумя самыми раннимипамятниками экономической мысли. Один из них датируется XXII столетием донашей эры и им является некое послание, получившее название «Поучениегераклеопольского царя своему сыну. В этом «Поучении» приводятся «правила»государственного управления и руководства хозяйством, овладение которымидля правителя так же важно, как и всякая другая сфера искусства. Особоевнимание уделяется эффективности функционирования аппарата управления,стоявшего между фараоном и населением. Отражением незавершенностиклассового деления в этом законе является то, что царь советует подбиратьлюдей в госаппарат «по их делам».Другой памятник датирован началом XVIII века до н.э. и называется«Речение Ипусера», а главная его идея-недопущение бесконтрольного ростассудных операций и долгового рабства во избежание обогащения«простолюдинов» и начала в стране гражданской войны.Хочется отметить особенность экономики Египта. Она заключалась вотсутствии денег как таковых. Египтяне торговали на рынках, выплачивалижалование, ссужали под проценты и собирали налоги, не пользуясь деньгами,которые переходят из рук в руки. В то же время был установлен эталонотносительной стоимости товаров. Во времена Нового царства таким эталономстоимости стала спираль из медной проволоки, которая называлась утен. Онполучил на столько широкое распространение, что спираль сталаиероглифическим знаком. На одном из изображений в храме Тота служительнарисован с податным списком, в котором стоимость каждого предмета оцененаименно таким способом.Другой единицей стоимости был дебен. Первоначально это слово означало«кольцо», но со временем оно стало обозначать не сам предмет, а иего весили стоимость.
ВАВИЛОНИЯ.
Для этого древневосточного государства Месопотамии, расположенного вмеждуречье Тигра и Евфрата, характерно быстрое развитие частнойсобственности и денежных отношений. Но в условиях отсутствия гарантиисвободы личности это вело к разорению массы производителей, развитиюдолгового рабства и кабальничества. В 1901 году французскими археологамибыл обнаружен кодекс законов царя Хаммурапи (1792-1750гг. до н.э.).Этизаконы были выбиты на большом черном базальтовом столбе. Наверху лицевойстороны столба изображен царь, стоящий перед богом Солнца Шама – шем —покровителем суда. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обестороны столба ( 247 законов).Текст распадается на три части. Первой частью является обширноевведение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство длятого, «чтобы сильный не притеснял слабого». Затем следует перечислениеблагодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства.После введения следуют статьи законов, которые в свою очередь заканчиваютсяобстоятельным заключением. При составлении кодекса в его основу былоположено старое обычное право, шумерийские судебники, новоезаконодательство.В соответствии с этим законом, во избежание разрушения натурально-хозяйственных отношений и угрозы суверенитету страны из-за ослаблениягосударственных структур и армии от сократившихся поступлений налогов вказну, вводились чрезвычайно жесткие правовые нормы. Их нарушение влекло засобой самую суровую экономическую, административную и уголовнуюответственность, вплоть до смертной казни. Вот некоторые примерызаконодательных установок в кодексе Хаммурапи:. посягнувший на чужую собственность, в том числе на раба, караетсяобращением в рабство либо смертной казнью;. за несвоевременную уплату долгов ни царские воины, ни другие гражданеболее не лишаются своих земельных налогов;. срок долгового рабства кого бы то ни было не должен превышать трех лет, асам долг отменяется по отбытии срока наказания;. предел денежной ссуды не может превышать 20%, натуральной-33% от еепервоначальной суммы.
Во времена правления Хаммурапи частная собственность достигла полногоразвития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности:были земли царские, храмовые, общинные, частные. И царским, и храмовымхозяйством управлял царь, и это был важнейший источник доходов. Во временаХаммурапи царская земля раздавалась в пользование издольщикам. Значениецарского хозяйства было велико и в области торговли и обмена. ЦарствованиеХаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю,чему в немалой степени способствовало расширение царем Хаммурапи сетиканалов. Частное землевладение было различным по своему объему, крупныеземлевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие — самиобрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на землю вело ксокращению общинных земель, упадку общины. Земли свободно моглипродаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких-либоограничениях со стороны общины источники не упоминают.Особый правовой режим существовал в отношении имущества воинов(имущество илку), о чем говорилось выше.В Законах Хаммурапи имеется ряд статей, регулирующих аренду земли,игравшую, очевидно, большую роль в земельных отношениях того времени. Платаза арендованное поле равнялась обычно одной трети урожая. При аренде наусловиях отдачи половины урожая, сдававший в аренду обязывался участвоватьв расходах или в работе по обработке поля. Сад, который давал большедохода, сдавался за две трети урожая. Аренда была краткосрочной (на одинили два года). На более длительный срок в аренду сдавалась еще неосвоеннаяземля. Законодательство, определяющее отношения между хозяином земли иарендатором, способствовало развитию хозяйства. Если арендатор необрабатывал взятую землю, то он должен был уплатить хозяину поля, исходя изобъема урожая, выращенного соседями.Кроме аренды поля, сада, Законы Хаммурапи упоминают о различных видахимущественного найма: помещения, домашних-животных, судов, повозок, рабов.Законы устанавливают не только плату за наем вещей, но и ответственность вслучае порчи или гибели нанятого имущества.Широко был распространен договор личного найма. Кромесельскохозяйственных рабочих, нанимали врачей, ветеринаров, строителей.Законы определяют порядок оплаты труда этих лиц, а также ответственность зарезультаты труда (например, врача в случае смерти больного).Довольно подробно Законы Хаммурапи регулировали договор займа.Характерной чертой законодательства Хаммурапи в этом вопросе являетсястремление ограничить должника от кредитора и предотвратить долговоерабство. Об этом свидетельствуют положения о максимальном сроке отработкидолга (3 года), ограничение процентов, взимаемых ростовщиком как сденежного, так и с натурального займа, ответственность кредитора в случаесмерти должника в результате дурного обращения с ним.В условиях существования частной собственности как на движимое, так инедвижимое имущество, большое .развитие получил договор купли-продажи.Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота)осуществлялась в письменной форме (на глиняных табличках) при свидетелях.Продавцом мог быть только собственник вещи. Продажа имущества, изъятого изоборота (например, имущество илку), считалась недействительной. Кроменазванных, законодательство Хаммурапи знает договоры хранения(поклажи),товарищества, мены, поручения,Из кодекса Хаммурапи видно, что государство пыталось остановитьразмывание слоя самостоятельных производителей. Законы в отличии от другихвосточных экономических трудов не имеют религиозного и моральногохарактера. Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественныйстрой государства господствующей силой в котором должны были являтьсямелкие и средние рабовладельцы, где «сильный не притеснял бы слабого». Этизаконы являются первой попыткой управлять экономической жизнью страны припомощи правовых норм.
ДРЕВНИЙ КИТАЙ
Своеобразие древнекитайской экономической мысли ассоциируется, какправило, с именем Конфуция (Кун Фуцзы 551-479 до н.э.) и его сборником«Лунь юй» ( Беседы и суждения), а так же с идеями популярного в IV-III вв.до н.э. коллективного трактата «Гуань-цзы»Главным в конфуцианстве были вопросы этики, морали и управлениягосударством. Основным принципом конфуцианской этики является понятие жэнь(«гуманность») как высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье.Жэнь достигается путем нравственного самоусовершенствования на основесоблюдения ли(«этикета») — норм поведения, базирующихся на почтительностии уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей,преданности государю, вежливости и т.д. Согласно конфуцианству, постичьжэнь могут лишь избранные, так называемые цзюнь цзы («благородные мужи»),т.е. представители высших слоев общества; простолюдины же — сяэ жэнь(дословно — «мелкие людишки») не в состоянии постичь жэнь. Этопротивопоставление «благородных» простолюдинам и утверждение превосходствапервых над вторыми, часто встречающиеся у Конфуция и его последователей, —яркое выражение социальной направленности, классового характераконфуцианства Конфуцианство уделяло большое внимание вопросам такназываемого гуманного управления, опираясь на идею обожествления властиправителя, существовавшую до конфуцианства, но им развитую и обоснованную.Государь объявлялся «сыном неба» (тяньцзы), правившим по повелению неба ивыполнявшим его волю. Власть правителя признавалась конфуцианствомсвященной, дарованной свыше, небом. Считая, что «управлять — значитисправлять», конфуцианство придавало большое значение учению чжэн мин (об«исправлении имен»), которое призывало ставить всех в обществе на своиместа, строго и точно определять обязанности каждого, что было выраженословами Конфуция: «Государь должен быть государем, подданный — подданным,отец — отцом, сын — сыном». Конфуцианство призывало государей управлятьнародом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели,примером высоконравственного поведения, на основе обычного права, необременять народ тяжелыми налогами и повинностями.Сторонник регламентированных патриархальных отношений и защитыгосударством экономического благополучия родовой знати и всех “ вышестоящих”, Конфуций настаивал на мысли, что только образованный правитель, являясь“отцом народа” и гарантом “правильного действия”, способен реально повлиятьна равномерное распределение создаваемого обществом богатства. Этотфилософ, хотя и признавал божественное и природное начало деления людей посословиям, тем не менее считал обязательным долгом каждого человекастремиться к моральному совершенству, постижению естественных правилуважения старших, сыновней почтительности и дружбе с братьями. По егомнению, тогда “ у народа будет достаток “, когда хозяйствование будетумелым, а труд, приумножающий богатство народа и госудоря, станет одинакововыгодным как в условиях “великой общности” ( коллективной собственностикрестьянской общины), так и частного владения потомственной аристократии инепотомственных рабовладельцев.Авторы “Гуань-цзы”, подобно Конфуцию, в качестве главной выдвигализадачу “сделать государство богатым и народ довольным” и так же, как он,ратовали за незыблемость сословного деления общества, полагая, что безБогом избранных знатных и высших сословий страна не имела бы доходов и чтоне может быть, чтобы “все были знатны”, так как “некому было бы трудиться”.В числе мер по стабилизации натурально – хозяиственных отношений наиболееважными они считали регулирование государством цен на хлеб (“дабы вселениях царило спокойствие”), создание государственных запасов хлеба,введение льготных кредитов земледельцам, замену прямых налогов на железо исоль косвенными – перекладывая эти налоги на производимые с ихиспользованием товары и др..Небезынтересно отметить и то обстоятельство,что основными состовляющими понятия богатства в трактате названы наряду сзолотом и жемчугом и иные материальные блага, товарная сущность которых нарынке не подлежит сомнению. При этом роль золота, как товара, и мерыисчисления ресурсов государства объяснялась прежде всего его природнымпредназначением выступать в качестве денег и способствовать такому обмену,в результате которого выгоды у одних бывают больше, чем у других.В VI-III вв. до н. э. у конфуцианства появился серьезный оппонент –легисты, которые отражали новые тенденции в развитии Древнего Китая(усиление роли государства и формированием бюрократической системыуправления). Их главным идеологом являлся Шан Яна. В своей концепции онотводил огромную роль сельскому хозяйству, т. к. считал, что государстводобивается процветания с помощью двух средств: земледелия и войны. Так жеон выступает против превращения свободных крестьян в рабов, для чегопредлагает запретить выход из общины бедным крестьянам, введя системукруговой поруки.
ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ
В Древней Индии понятие права как совокупности самостоятельных норм,регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная жизньиндийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеруявлявшимися скорее этическими, чем правовыми. При этом данные нормы носилияркий отпечаток религии. Нормы, определяющие поведение людей в ихповседневной жизни (дхармы), содержались в сборниках — дхармашастрах.Наиболее известной в нашей литературе дхармашастрой являются Законы Ману(они носят имя мифического бога Ману). Законы Ману состоят из 2685 статей,написанных в форме двустиший (шлок). Особенностью Законов Ману являетсярелигиозная окраска всех его положений. В период создания Законов Ману вИндии уже хорошо понимали разницу между собственностью и владением, иохране частной собственности уделяется значительное внимание.Законы указывают семь возможных способов возникновения правасобственности: наследование, получение в виде дара или находки, покупка,завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни.В Древней Индии был известен и такой способ приобретения правасобственности, как давность владения (10 лет). При этом подчеркивалось, чтотолько при законном подтверждении человек из владельца превращался всобственника. Приобретать вещь можно было только у собственника. Доказыватьправо собственности ссылкой на добросовестное владение запрещалось. Если удобросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, онавозвращалась прежнему собственнику.Среди основных видов собственности Законы называют землю. Земельныйфонд страны составляли земли царские, общинные, частных лиц.За незаконное присвоение чужой собственности (чужого участка земли)накладывался большой штраф, присвоившего чужую землю объявляли вором.. Закон твердо устанавливает нерушимость и преемственность долговыхобязательств. Если должник не мог уплатить долга в срок, он должен был егоотработать. При этом, кредитор, принадлежавший к низшей касте, не могзаставить отрабатывать долг должника, принадлежащего к высшей касте. Лицоболее высокого происхождения, чем должник отдавало долг постепенно.Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. Послеуплаты долга с процентами должник становился свободным. В случае смертидолжника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.Известен был в Древней Индии и договор аренды земли. Этот договорприобретает значение и получает распространение в связи с проникновением вобщину процесса имущественной дифференциации. Разоряющиеся общинники,лишившиеся земли, вынуждены были арендовать ее.Купля-продажа является одним из договоров, о котором упоминается вЗаконах Ману. Договор считался действительным, если совершался вприсутствии свидетелей и в качестве продавца должен был выступатьсобственник вещи. Закон устанавливает определенные требования к предметудоговора и запрещает продавать товар плохого качества, недостаточного повесу. В течение 10 дней после совершения купли-продажи сделку можно былорасторгнуть без каких-либо уважительных причин. Особенность этого договорадля Индии заключалась в том, что здесь существовало ограничение торговлейлюдьми и торговля рассматривалось не как занятие для высших каст.Помимо законов Ману на протяжении IV-III вв. до н. э. Свидетельствомдревнеиндийской экономической мысли является трактат под названием«Артхашастра», означающий в переводе учение («артха») о доходах(«шастра»).Его автором является некий Каутилья ( советник царя ЧандрагуптыI в конце IV в. до н. э.), возвещавший своему народу положения о трудовомпроисхождении богатства и необходимости регулирования процессовраспределения торговой прибыли между купцами и государством. Именногосударство, на его взгляд, обеспечивает охрану сооружений, льготноеземлепользование, освоение источников руды, строительство дорог, развитиепромыслов, борьбу со спекулирующими торговцами и т.д.. Согласно трактату,«накопление богатства» естественным образом предполагает деление обществана рабов и свободных граждан. И каждый, кто не возвращает причитающиеся запользование землей долги, обязан за это разделить участь низшего сословияна время или навсегда. Выступая за регулируемый государством хозяйственныймеханизм, Каутилья выдвинул сугубо эмпирический вариант дифференциации вцене товара издержек производителей и купцов; им предлагались заранееустанавливаемые нормативы в размере 5 и 10 % соответственно от цены товараместного и иностранного происхождения.
ДРЕВНИЙ ИЗРАИЛЬ
Примером экономической мысли можно считать Библию, так как в нейуделено много места хозяйственной деятельности человека и экономическимотношениям.Характерной чертой Моисеева закона является его всеохватность. Всеобласти человеческой деятельности и все действия человека, даже самыедалекие от чисто духовных вопросов, соотносятся с нормами и правилами,которые считаются полученными с Неба. Это относится и к той сфере, которуюмы называем областью хозяйственной деятельности и экономических отношений.Два начала лежат в основе Моисеева закона — .справедливость иправедность. В том и другом человек обязан подражать Богу. Справедливость вданном случае означает признание шести основных прав человека: на жизньсобственность, одежду, жилище, труд и отдых. Праведность предполагаетвыполнение человеком своих обязанностей. По отношению к ближнему это преждевсего помощь бедным и больным. Запрещалось использовать нужду ближнего длясобственного обогащения. Нельзя было требовать уплаты долга с процентами.Нельзя задерживать плату за труд наемного работника. Нельзя обмеривать иобвешивать. Все эти заповеди вытекали из общей: «Люби ближнего своего, каксамого себя.» (Левит 19 : 18). Это правило относилось не только ксвободным, но и к рабам. Нельзя было возвращать на прежнее место беглогораба. Суббота была обязательным днем отдыха для всех, включая рабов идомашних животных. Эти законы имели чрезвычайно важное значение. Можносказать, что они препятствовали формированию класса потомственныхпролетариев и наследственных рабов, предотвращали накопление массовогонедовольства и появление революционных ситуацийОсобые правила для судей предписывали судить только по справедливости,не благоволить к богатому и не делать скидок для бедняка или сироты. Передзаконом были равны и свободный, и раб.Если при соблюдении всех таких заповедей человек становился богатым,это и было воздаянием за богобоязненность. .Богатство было знаком божьегоблагословения.Отличие законов Моисея от закона Хаммурапи – акцент на права человека,а не на охрану собственности, а трудовая деятельность считалась занятиемнизким, уделом рабов.
Вывод.
Проанализировав вышеизложенный материал, можно сделать вывод, что вотличии от государств Древней Греции, экономика цивилизаций ДревнегоВостока не опиралась на труд рабов. Основой хозяйства были свободныеремесленники и мелкие землевладельцы, которых государство поддерживало. Обэтом можно прочитать и в Законах Хаммурапи, и в Законах Ману, а так же вдругих трудах древних философов.Экономическая мысль носит характер закона, насаждаемый отдельнымправителем в своем государстве. То есть не индийская, ни китайская, ниарабо – мусульманская цивилизации ( хотя каждая из них создала богатейшуюкультуру ) не породили экономической науки. Мысль экономическая была везде,но в упомянутых культурах она была и оставалась элементом мысли религиозно– этической.
Список литературы.
1. «Экономическая история« Москва, изд. «Экономика» 1967 год.2. «История экономических учений» Я.С. Ядгаров Москва, изд.«Инфра-М» 1998 год3. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров.»Е.М. Майбурд Москва, изд. «Дело», «Вита-Пресс» 1996 год
————————Студента группы 131-ЭиУКаменевой И. Н.Шифр 98019Преподаватель: Яникова Т.Д.
referatcollection.ru
Древний Вавилон – общество и возникновение законов как источников права
Древний Вавилон – это один из самых известных городов Ближнего Востока и центр мессопотамской цивилизации. Он был настолько могущественным и развитым, что затмил все города Двуречья и дал свое имя территории, охватывающей также несколько близлежащих городов.
Возникновение Древнего Вавилона и его расцвет
Город возник на месте шумерского города под названием Кадингирра, который захватили кочевники-амореи. Это крупное поселение около 2000 года до н. э. стало их опорным пунктом и получило свое название, то есть его зарождение связано с аморейским периодом истории.
Период расцвета Древнего Вавилона связывают с именем Хаммурапи, правителя, который взошел на престол в 17 веке до н. э. и проводил активную политику завоеваний. Именно он создал ту самую империю, которая имела важное культурное и политическое значение. После его смерти город был захвачен касситами.
Рис. 1. Древний Вавилон.
Вавилонское право
Однако прославился Хаммурапи не только этим, а и тем, что придумал законы – источники права, регулирующие многие области жизни людей, от владения собственностью до заключения браков. Этот свод законов был настолько полным, что впоследствии его превзошли только позднейшие правовые нормы Древнего Рима.
Основные законы были закреплены на так называемом “столбе Хаммурапи” – стеле из базальта. На ней высекли надписи клинописью, который мог прочитать любой грамотный человек.
В “Законе Хаммурапи” нет элементов морализаторства и религии, за исключением фразы о том, что власть царя исходит от богов.
Древний Вавилон: общественный и государственный строй
Будучи рабовладельческим государством, Вавилон имел неоднородный состав населения. Как и в других государствах Древнего Востока, общество разделялось на свободных людей и рабов. Последние считались просто вещью, переходили от хозяина к хозяину и занимали низшую позицию на социальной лестнице. В то же время на их труде была построена экономика Древнего Вавилона.
Но и у рабов была своя градация, о чем свидетельствует таблица:
Принадлежность рабов
Их права
Частновладельческий
Принадлежал своему господину, мог быть продан, отдан в уплату долга или для отработки его ростовщику, имели небольшое имущество
Храмовый
Служили при храмах, считались собственностью общины
Царский
Служил при дворце, мог жениться на свободной женщине, его дети были свободными людьми
Этим классовое разделение общества Древнего Вавилона не ограничивалось: свободные граждане тоже имели классовое разделение, они были полноправными и неполноправными. Первые могли быть землевладельцами и нести повинность в пользу государства, а вторые, называемые “мушену” – это бедняки, которые могли иметь рабов, но собственной земли у них не было.
Рис. 2. Рабы в Древнем Вавилоне.
Вавилоняне вели отсчет времени по лунному календарю, который, по предположениям ученых, унаследовали от шумеров.
Государственный строй
Это государство было классическим образцом восточной деспотии. Главой был царь, который сосредоточил у себя в руках все виды власти, он создавал законы, судил, был главным военачальником и имел все полномочия для исполнительной власти. Делами государства занимались военное ведомство, финансовое, а также ответственное за публичные работы.
Государственные органы были устроены достаточно просто: местную власть представляли назначаемые наместники, которые осуществляли волю царя в городах, а также были органы общинного самоуправления, которым передавалась часть власти по судебным и административным вопросам.
Важными людьми в государстве считались приближенные царя – не только военачальник, начальник финансов и визирь, но и кравчий и дворецкий.
Рис. 3. Вавилонский царь Навуходоносор II.
Что мы узнали?
Древний Вавилон – рабовладельческое государство Древнего мира, главой которого был царь. Рассмотрен период его зарождения и расцвета. Пройденная тема включала в себя информацию о его законодательстве – “законах Хаммурапи”, которые представляли собой впервые закрепленные нормы общественного устройства, особенностях вавилонского права. Была кратко дана характеристика общественного и государственного строя Древнего Вавилона, рассмотрены различия между полноправными и неполноправными свободными гражданами, а также рабами в зависимости от того, кому они принадлежали.