Технологии древнего рима. Древнеримские технологии
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Технологии Древнего Рима. Технологии древнего рима


Забытые технологии Древнего Рима (часть 1)

  • История
    • Быт и жизненный уклад
    • Войны
    • Изобретения
    • Личности
    • События
  • Мифы
  • Моя планета
    • Общество, культура, традиции
    • Удивительные места
    • Флора и фауна
    • Явления
  • Наука
    • Археология
    • Естественные науки
    • Космос
    • Технологии
  • Рекорды
  • В мире
    • Животные
    • Люди
    • Новости
    • Открытия

Поиск

Интересные статьи, новости, факты — MyDiscoveries.ru
  • История
    • ВсеБыт и жизненный укладВойныИзобретенияЛичностиСобытия

      Уинстон Черчилль хотел построить авианосец изо… льда

      Самые необычные способы казни

      Откуда взялась Баба Яга?

      История выражения «последнее китайское предупреждение»

  • Мифы
    • Правда, что если хрустеть суставами, можно заработать артрит?

      Правда, что мухомор убивает мух?

      Правда ли, что носороги топчут огонь?

      «Правило пяти секунд» — правда или вымысел?

      Правда ли, что акулам не нравится вкус человека?

  • Моя планета
    • ВсеОбщество, культура, традицииУдивительные местаФлора и фаунаЯвления

      Почему в Японии синие, а не зеленые сигналы светофора?

      Зачем фрукты меняют свой вкус и цвет во время созревания?

      video

      Снежное цунами, которого на самом деле нет

      Еще несколько фотодоказательств того, что кошки — это жидкость

  • Наука
    • ВсеАрхеологияЕстественные наукиКосмосТехнологии

      Почему одних людей комары кусают больше, чем других?

      Зачем фрукты меняют свой вкус и цвет во время созревания?

      Кольцо Эйнштейна — красивое следствие теории относительности

      Можно ли сфотографировать строение атома?

  • Рекорды
    • Haliade-X 12-MW — «король ветра» или самый большой ветряк в мире

      Самый продолжительный пассажирский авиарейс в мире

      Самый большой комар в мире

      Самый большой самолет в мире

      Самые старые солнцезащитные очки в мире

  • В мире

mydiscoveries.ru

Забытые технологии Древнего Рима (часть 2)

  • История
    • Быт и жизненный уклад
    • Войны
    • Изобретения
    • Личности
    • События
  • Мифы
  • Моя планета
    • Общество, культура, традиции
    • Удивительные места
    • Флора и фауна
    • Явления
  • Наука
    • Археология
    • Естественные науки
    • Космос
    • Технологии
  • Рекорды
  • В мире
    • Животные
    • Люди
    • Новости
    • Открытия

Поиск

Интересные статьи, новости, факты — MyDiscoveries.ru
  • История
    • ВсеБыт и жизненный укладВойныИзобретенияЛичностиСобытия

      Уинстон Черчилль хотел построить авианосец изо… льда

      Самые необычные способы казни

      Откуда взялась Баба Яга?

      История выражения «последнее китайское предупреждение»

  • Мифы
    • Правда, что если хрустеть суставами, можно заработать артрит?

      Правда, что мухомор убивает мух?

      Правда ли, что носороги топчут огонь?

      «Правило пяти секунд» — правда или вымысел?

      Правда ли, что акулам не нравится вкус человека?

  • Моя планета
    • ВсеОбщество, культура, традицииУдивительные местаФлора и фаунаЯвления

      Почему в Японии синие, а не зеленые сигналы светофора?

      Зачем фрукты меняют свой вкус и цвет во время созревания?

      video

      Снежное цунами, которого на самом деле нет

      Еще несколько фотодоказательств того, что кошки — это жидкость

  • Наука
    • ВсеАрхеологияЕстественные наукиКосмосТехнологии

      Почему одних людей комары кусают больше, чем других?

      Зачем фрукты меняют свой вкус и цвет во время созревания?

      Кольцо Эйнштейна — красивое следствие теории относительности

      Можно ли сфотографировать строение атома?

  • Рекорды
    • Haliade-X 12-MW — «король ветра» или самый большой ветряк в мире

      Самый продолжительный пассажирский авиарейс в мире

      Самый большой комар в мире

      Самый большой самолет в мире

      Самые старые солнцезащитные очки в мире

  • В мире

mydiscoveries.ru

Технологии древнего Рима

Древний Рим славился своими военными и строительными технологиями. Строительство мостов, канализаций, мощного оружия – в этом им не было равных. Некоторые из древнеримских технологий применимы до сих пор. Какие наиболее известные изобретения дошли до нашей эпохи?

В области строительства

Множеством строительных технологий мы обязаны Древнему Риму. Вот наиболее известные из них:

  • Арки и купола. До их изобретения люди не умели строить большие внутренние пространства. Если внешне строения выглядели величественно и красиво, то внутри это были небольшие, ограниченные малой площадью помещения. Все изменилось, когда римляне изобрели трехмерную арку, которую стали использовать в строительстве крыш. Это стало возможным благодаря созданию бетона, ведь ранее крыши строили из камней.

Устройство древнеримского храма

  • Бетон. Прорыв в строительстве был совершен после изобретения «жидкого камня». Состав древнего материала включал щебень, известь, песок, вулканический пепел и пуццолан (пылевидная смесь из пепла вулкана, пемзы и туфа). Его заливали в нужную форму и использовали для строительных целей, например, изначально для отливки колонн. 
  • Канализация. Римские коллекторы можно встретить до сих пор. Но задумывали их не с целью избавиться от отходов, а чтобы убирать часть воды из болот. С ростом городов, развивалась и канализация, расширялась ее сеть, нашлось и новое применение – сброс сточных вод. Это изобретение снизило заболеваемость горожан инфекционными болезнями.

Древнеримская канализация

  • Акведук. Эти сооружения были придуманы для того, чтобы доставлять в города чистую питьевую воду. Несмотря на то, что Рим стоял на реке, ее воды были настолько загрязнены, что использовать их в питьевых целях было не возможно. Отсутствие чистой воды не давало поселениям развиваться. Изобретение акведуков решило эту проблему. Система этих строений имела протяженность до 350 километров.

Акведук

Еще одна гордость римских строителей – дороги. Строились они следующим образом: в котлован, глубиной в метр, укладывали каменные блоки, а сверху засыпали гравий. На самый верх укладывали плиты с неровностями. Это было сделано специально, поскольку такая поверхность не давала застаиваться воде.

Дороги древнего Рима

Самая важная римская дорога того времени – Аппиева дорога. Ей исполнилось уже 2330 лет. От Рима до Капуи можно было добраться по широкому полотну. Сейчас на этом месте современная автострада, но исторические части дороги с булыжным покрытием в некоторых местах сохранены до сих пор.

Военные технологии

Отличился древний Рим и военными технологиями. Мощь римского оружия известна по всему миру. Часть они придумали сами, а часть усовершенствовали. Ярким примером служат баллисты. Изобретатели осадного оружия – греки. Но древние римляне переделали захваченные образцы в огромные арбалеты, отличавшиеся, несмотря на размеры, легкостью и точностью стрельбы. В осаде очень пригождались и мини-катапульты, цель которых была нанести большой урон строениям и людям, с чем они отлично справлялись.

Для быстрого перемещения армий придумали понтонные мосты. Юлий Цезарь сумел построить такой мост в 59  году до н.э. Его проложили через Рейн, чем нанесли большой урон немецким войскам. За 10 дней инженеры поставили сваи и после уложили полотно. Противник потерял надежную защиту, которую он видел в бурном течении реки.

Перемещение армини по понтонному мосту

Медицинские достижения

Хирургия обязана древним римлянам многими медицинскими инструментами для операций. Они же первыми сделали кесарево сечение. Полевая медицина сохранила множество жизней благодаря бандажам и зажимам. Поддержание строгих санитарных норм в госпиталях не давало развиваться инфекциям и болезням. Военная медицина была развита настолько, что солдаты порой жили дольше, чем гражданские лица.

Хирургические инструменты древнего Рима

Общественные технологии

Нельзя не отметить заслугу древней римской цивилизации в развитии общественных технологий. Они придумали первые газеты, «напечатав» текст на каменных и металлических табличках.

Здесь же решили связывать стопку страниц, что напоминало будущие книги. До этого текст наносили на глиняные таблички и свитки. Первые римские «книги» были восковые, а позднее из папируса.

Страница одной из первых римских книг

Все слышали и про Юлианский календарь, который был придуман под руководством астронома Созигена и введен указом Юлия Цезаря. Прежние календари, использовавшиеся в Риме, были скопированы с григорианских, но позднее в них внесли коррективы, выровняв длину года, в результате чего получились 12 месяцев. У него был только один недостаток: упустили 11 минут в году, из-за чего календарь стал отставать на несколько лет. В 1582 году это было исправлено: создали григорианский календарь, в котором появился високосный год.

Прочие достижения империи

Многие уже известные до римской эпохи предметы, им удалось усовершенствовать и использовать их лучшие свойства. Так произошло со стеклом. Первые стеклянные украшения создали египтяне, но римляне придумали, как выдувать из стекла предметы разной формы, делать прозрачные стекла и создавать мозаику.

Стеклянные кувшины древнего Рима

«Помпейская мельница» — технология, позволившая заменить труд людей и животных на механический. В ней использован принцип вращательного движения. Гидравлическая энергия позволяла подавать воду и применялась в водяных мельницах.

qwizz.ru

Военные технологии древних римлян

Конечно, древние римляне не были «отцами-основателями» военного дела своего времени. Зато они отлично умели учиться на чужом опыте. Сегодня ты узнаешь о пяти новшествах, которые делали армию Рима непобедимой силой во всем древнем мире.

Военные технологии древних римлян: Ворон

Сегодня точно сказать, как именно проходил морской бой в Античности практически невозможно. Считается, что основной тактикой был надежный как железная дверь таран. Вторым вариантом был связан с выходом двух кораблей на один курс, после чего команда одного, благодаря слаженным действиям ломала весла второго. В общем, древние римляне, которые влезли по уши в легендарные Пунические войны с Карфагеном (бывшими финикийцами, прославленными мореходами), ни с первым вариантом морской войны, ни со вторым преуспеть не сумели. Зато они были идеальными бойцами на суше, а значит все, что им требовалось – превратить морской бой в сухопутный.

Военные технологии древних римлян: Ворон

Так и появился «ворон» — корабельный крюк, цеплявшийся за борт вражеского судна и становился своеобразным мостиком, по которому римские воины могли перебраться на чужой корабль. Ширина такого мостика была не более метра, а длина до одиннадцати метров. Древние римляне первыми стали использовать абордажные мостики во время морских сражений, что позволило им сразить огромный флот карфагенян, считавшихся непобедимыми на море.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Древний Рим. 5 фактов

Военные технологии древних римлян: Пилум

В эпоху Античности использовались самые разнообразные виды оружия. Так, этруски и галлы часто использовали в боях уникальное метательное копью – пилум. Правда, учитывая структуру войска и первых, и вторых, как-то пилум у них не прижился. Зато римляне быстро смекнули, насколько большое преимущество дает пехоте такое копье для метания. После некоторых усовершенствований, на свет появился римский пилум, приносящий одну победу за другой легионам Рима и способный пробить даже самые прочные и тяжелые доспехи.

Военные технологии древних римлян: Пилум

В эпоху конца Республики на вооружении у римского легионера было два пилума. Первый, легкий, метали во вражеское войско с расстояния до тридцати метров. Легкий вариант был больше похож на дротик и, застревая в щите воина, был призван мешать ему во время битвы. Второй, тяжелый пилум, легионеры метали когда до противника было не более десяти метров – это копье пробивало доспехи и считалось одним из самых смертоносных метательных орудий своего времени.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Викинги. 10 фактов

Военные технологии древних римлян: Укрепленный лагерь

Римские армии прошагали по всему известному миру, покоряя варваров и расширяя границы империи. Ночевать и останавливаться на привал приходилось многотысячным легионам довольно часто. Чтобы защитить себя, римляне придумали отличный способ – строить типовые укрепленные лагеря при любой остановке войска, даже на одну ночь.

Военные технологии древних римлян: Укрепленный лагерь

Выглядел такой лагерь довольно просто. Прямоугольник с соотношением сторон три к двум. Если было много времени, то лагерь окружали рвом и вбитыми в землю деревянными кольями. Известны случаи постройки каменных стен для временного укрепления. По центру римского военного лагеря проходила широкая «преторская» улица, о которой под прямыми углами шли жилые и административные улицы. В центре, самом укрепленном месте лагеря, находились собственно римские войска, обозы и командование. Ближе к стенам располагались палатки союзных войск и наемников.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Победители времени. Самые древние государства мира

Военные технологии древних римлян: Манипула

Беда всех армий Античности – отсутствие мобильности. Древние римляне быстро смекнули, что если они будут использовать столь популярную в то время (и довольно эффективную, вспомни хотя бы поход Александра) греческую фалангу, превзойти своих врагов им не удастся. Нужно было придумать такой военный строй, который имел бы неоспоримое преимущество перед другими армиями.

Военные технологии древних римлян: Манипула

Так появились римские манипулы. В дословном переводе с латинского языка манипула – горсть. Принято считать, что манипула была наименьшей единицей деления войска древних римлян. Строй обычно был в три линии и состоял из десяти манипул. Некоторые ученые оспаривают это, но документы того времени свидетельствуют, что весь отряд строился в шахматном порядке. Когда первая линия не справлялась с врагом, в бой шла вторая линия. В третьей линии находились манипулы самых опытных и тяжеловооруженных воинов – триариев. В итоге, система манипул позволила быть войску римлян практически непобедимым в поле с восточными конными армиями и греческими фалангами, так как обладала невероятной мобильностью для своей эпохи. Благодаря такому военному строю римляне сумели построить одну из самых больших и великих империй в истории человечества.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Древний Египте. 10 фактов

Военные технологии древних римлян: Лимес

Лимес – это уникальная система укреплений и коммуникаций, которые находились на границах Римской империи. Они создавались для защиты империи от орд варваров. Если сильно приукрасить, то Лимес во времена императоров можно сравнить по функциональности с «Линией Сталина» (которая отнюдь была не столь эффективна, как римская система обороны).

Военные технологии древних римлян: Лимес

В римский Лимес входили тысячи укрепленных лагерей, подземных ходов, крепостей, мостов и сотни тысяч километров мощеных дорог. Вне зависимости от того, с какой стороны было нападение на границу Римской империи, войска региона могли благодаря Лимесу максимально быстро сосредоточиться в одном месте и дать массированный отпор сразу. Последние столетия существования Древнего Рима такие укрепления становились все более масштабными и технологичными – это стало возможно благодаря почти полному отказу императоров от завоевания новых земель и расширения границ империи.

 

Универсальный легионер: 5 причин «непобедимости» древних римлян

Пришел, увидел, победил! Материал подготовлен специально для PF

Самые популярные статьи блога за неделю

post-factum.net

Технологии Древнего Рима Википедия

Техника в Римском государстве достигла своего расцвета между началом гражданских войн в Риме (около 100 г. до н. э.) и правлением Траяна (98-117 гг. н. э.).

Общие черты

Римская культура широко распространилась в Европе и Средиземноморье благодаря созданию эффективной структуры управления, единой системы права, а также благодаря умениям римских техников и инженеров. Следует отметить, что значительная часть римских научных и технических новшеств и достижений была создана еще древнегреческой культурой в эллинистический период (конец IV—II вв. до н. э.).

В римское время не появилось выдающихся изобретений в области сельского хозяйства, обработки металлов, изготовления керамики и тканей, подобных тем, что были созданы в эпоху неолита и в бронзовом веке цивилизациями Египта и Ближнего Востока, однако римляне смогли развить и усовершенствовать известные им технологии. Греческое культурное пространство восточного Средиземноморья дало римским инженерам знания основ математических, естественных и прочих наук, которые позволили им коренным образом улучшить производство энергии, агротехнику, горное дело и металлообработку, изготовление стекла, керамики и тканей, транспортное дело, судостроение, инфраструктуру, строительное дело, массовое производство товаров, связь и торговлю.

Хотя в период Римской империи в некоторых областях хозяйства были предпосылки к началу промышленной революции, римское общество так и осталось на доиндустриальном уровне: машины были практически не развиты, использовался труд рабов. Научные, экономические и социальные причины такого пути развития, характеризуемого историками как стагнация античной технологии, являются предметом дальнейшего технико-исторического исследования.

Источниковая база

Письменные источники по истории римской техники в значительной степени утрачены. Исключениями являются технические сочинения таких авторов, как Витрувий, а также трактаты естественного и технического содержания, как, например, труды Плиния. Кроме того, информация о римской технике и технологиях содержится в исторических и научных текстах, а также в стихотворениях римских поэтов. К сожалению, практически все они дошли до нас в средневековых списках, точность передачи оригинала в которых нередко находится под сомнением. В отличие от исторической науки в целом, для изучения истории техники больший интерес часто представляют не письменные источники, а сохранившиеся приборы, инструменты, средства передвижения и другие археологические находки, а также античные изображения.

Анализ и реконструкция римской техники при помощи археологических находок осложняется тем, что наряду с камнем (применявшимся, например, при строительстве мельниц и маслобоен), железом и бронзой для создания многих аппаратов использовались и недолговечные материалы, такие как дерево. Здесь исследователь часто вынужден обращаться к изображениям и описаниям римского времени, чтобы воссоздать облик плохо сохранившихся деталей. Тем не менее, металлические приборы и инструменты в изобилии попадаются исследователям при раскопках римских городов и вилл. Благодаря этому технологии и механизмы, использовавшиеся римскими предприятиями (в частности, мельницами, бронзолитейными и гончарными мастерскими), нередко могут быть изучены и воссозданы в рамках экспериментальной археологии.

Основы математики

Реконструкция римского абака (Римско-германский музей, Майнц)

Хотя уже в римское время были известны позиционные системы счисления, являвшиеся более совершенными и напоминавшие современную десятичную систему, консервативные римляне предпочитали пользоваться традиционной системой счета, в которой числа записывались как последовательности повторяющихся букв.

Для практических вычислений (в частности, основных арифметических действий) римская система счисления не подходила. С этой целью использовалась счётная доска (абак), с помощью которой обозначались единицы, десятки, сотни и прочие разряды чисел. Таким образом, не только инженеры и техники, но и коммерсанты, ремесленники и рыночные торговцы имели возможность легко производить элементарные вычисления.

Для повседневных (например, торговых) вычислений римляне создали переносной вариант абака из бронзы, который легко помещался в сумке и позволял с помощью небольших камешков (лат. calculi) производить не только основные арифметические действия, но и вычисления с дробями. В принципе, абак можно было использовать в рамках любой системы счисления. Особый успех римлян заключался в стандартизации необозримого числа возможных дробей, которые могли найти применение в мире торговли — унция была приведена к единому значению.

В римском мире для монет, мер и весов использовалась двенадцатеричная система, которая первоначально появилась в Египте и Вавилоне, была распространена по всему Средиземноморью и достигла Рима благодаря финикийским купцам и греческим колонистам Южной Италии. Наряду с измерением веса в унциях для этой системы были характерны также дроби с знаменателем 12, что упрощало действия с дробями. В качестве «промежуточной памяти» при умножении или делении больших чисел часто служили загибающие фаланги пальцев рабы, которые таким образом служили своим хозяевам подручным средством для фиксации чисел.

В то время как коммерсанты, ремесленники и техники производили вычисления с помощью унций, в некоторых областях были обычными более точные меры веса. Например, в сфере точной механики и при прокладке труб использовался палец (лат. digitus), составлявший 1/16 фута.

В других областях римляне также демонстрировали интерес прежде всего к практическому применению математических знаний: так, они знали приближенное значение π 227≈3,142857{\displaystyle {\tfrac {22}{7}}\approx 3{,}142857} и использовали его помимо прочего для вычисления сечений труб. Римские землемеры, невзирая на простую конструкцию их приборов, могли определять углы, подъемы и наклоны.

Источники энергии

Либурна с водяными колёсами, приводимая в движение быками. Иллюстрация XV века из издания римского трактата De rebus bellicis (IV в. н. э.) Реконструкция водяной мельницы по Витрувию

В Римской империи существовало пять источников энергии: мускульная сила людей, животных, энергия воды (со времен Августа), топливо (дерево и древесный уголь) и энергия ветра. Последняя применялась лишь в мореплавании, вероятно, потому что быстро меняющееся направление ветра считалось препятствием для создания механизмов. В производстве не использовалась и энергия пара, теоретически известная ещё с эллинистических времён. Низкий уровень механизации римской экономики не позволял рассматривать освоение новых источников энергии и замену ручного труда машинным в качестве возможного шага к повышению производительности.

Многие механизмы приводились в движение физической силой человека — например, гончарные круги или строительные краны, часто перемещавшие тяжелые грузы с помощью ходовых колёс. Правда, торговые суда были оснащены парусами для использования ветра, но военные корабли, которые должны были маневрировать независимо от ветра, наряду с грузовыми судами и лодками приводились в движение командой гребцов. Транспортировку грузов в римских городах также производили в основном носильщики. Из-за обилия узких переулков наиболее предпочтительным средством передвижения для состоятельных граждан был паланкин.

Как и по всему Средиземноморью, в Римском государстве использовалась тягловая и подъемная сила животных — прежде всего быков, ослов и мулов, — которые применялись в сельском хозяйстве и в качестве транспорта. Использование лошадей поначалу ограничивалось военной сферой и скачками, однако со временем увеличилась и их роль в транспорте.

Благодаря так называемой «помпейской мельнице», которая впервые использовала принцип вращательного движения, удалось заменить утомительный и монотонный труд людей применением ослов и лошадей. Часто с этой целью использовались старые и обессилевшие животные.

Римские источники отражают использование гидравлической энергии для подачи воды с помощью колёс, а также её применение в водяных мельницах. Витрувий описывает водяные колёса, приводимые в движение течением реки[1]; они представляли собой несложный механизм, в котором ведущее колесо служило одновременно и подливным. Водяные мельницы были менее экономичными — чтобы передавать жернову энергию вращения, требовался соответствующий механизм с зубчатыми колёсами.

В Риме было возведено множество водяных мельниц, располагавшихся на склоне холма Яникул, близ Тибра, и получавших воду из акведука. В поздней Римской империи вблизи от Арелата (Галлия) появился похожий комплекс с восемью водяными мельницами на крутом склоне. Здесь постоянный приток воды также обеспечивался акведуком. Источники эпохи Меровингов позволяют сделать вывод, что водяные мельницы часто использовались в Галлии времен поздней античности. Палладий рекомендовал землевладельцам строительство таких мельниц, чтобы иметь возможность молоть зерно без применения мускульной силы людей и животных[2].

После того как во время нашествия готов в 537 году мельницы на Яникуле были разрушены, по приказу византийского полководца Велисария на двух крепко пришвартованных кораблях были сооружены водяные мельницы. Сильное течение Тибра создавало идеальные условия для использования таких корабельных мельниц, и их число начало быстро увеличиваться, чтобы обеспечить потребности римского населения. Эта необычная разновидность водяных мельниц активно использовалась в течение всего средневековья; последние такие мельницы прекратили свою работу в Риме только в начале XIX века.

Схематическое изображение механической пилы на два действующих одновременно инструмента с приводом от водяного колеса через кривошипно-шатунный механизм. Построена в Иераполе в III в. н. э. и является первой известной машиной, использующей КШМ.

Кроме помола зерна, энергия воды использовалась в римское время также для распила каменных и мраморных блоков. Механическое распиливание мрамора с использованием обычного для водяных мельниц вращательного движения было невозможно; для этого требовалось движение пилы взад-вперед. Первый достоверно известный механизм трансмиссии для этой цели являлся частью водяной мельницы в Иераполе (конец III в. н. э.). Похожие кривошипно-шатунные механизмы для передачи энергии, пусть и без зубчатой передачи, известны благодаря археологическим раскопкам римских мельниц VI в. н. э. в Герасе (Иордания) и Эфесе (Турция). Стихотворение Авсония «Мозелла» конца IV в. н. э. является письменным свидетельством, из которого известно о существовании водяных мельниц для распилки мрамора вблизи Трира. В сочинении Григория Нисского того же времени указывается на существование обрабатывающих мрамор мельниц в окрестностях Анатолии, поэтому можно предположить широкое распространение таких мельниц в поздней Римской империи.

В качестве топлива применялись в основном дерево и древесный уголь. Изредка также использовался каменный уголь, в основном в местностях, где залежи располагались близко к поверхности и его добыча практически не составляла трудностей. Однако к этому ископаемому топливу прибегали лишь в случае острой нехватки дерева, так как его использование приводило в том числе к расплавлению меди и ухудшению качества медных предметов.

Наряду с домашними хозяйствами, готовившими пищу на огне, в топливе нуждались прежде всего ремесленные мастерские, в том числе для выплавки руды, ковки железа и изготовления керамики и стекла. Кроме того, в эпоху империи активными потребителями топлива становятся термы, использовавшие его для отопления с помощью гипокауста. Несмотря на значительную потребность в лесе, постоянного лесного хозяйства не велось, и во многих областях лес существенно пострадал или даже был полностью вырублен. Однако в античной Греции уже существовали частные имения, специализировавшиеся на производстве топлива.

Освещение

Римская масляная лампа из глины с отверстиями для фитиля (слева) и оливкового масла

Система освещения принадлежит к тем отраслям техники, где римляне не изобрели практически ничего нового. В качестве источников искусственного света использовались огонь очага, сосновые лучины, смоляные факелы, масляные лампы, реже — свечи из сала или воска.

Для уличного освещения применялись прежде всего смоляные факелы, хорошо противостоявшие ветру. Наряду с ними были известны и фонари по типу современных штормовых ламп со стенками из тонких роговых пластинок, внутри которых зажигалась свеча[3]. Такие фонари были найдены в Помпеях на телах жертв извержения Везувия, пытавшихся убежать из гибнущего города.

Самыми сильными источниками света в римскую эпоху были маяки, располагавшиеся в основном вблизи важных морских портов. Огонь таких маяков, горевший перед вогнутым зеркалом, мог быть виден за десятки километров, как в случае с Фаросским маяком в Александрии.

Сложнее обстояло дело с освещением помещений. Был только один способ усилить слабый свет ламп — увеличить количество источников света, поэтому римляне использовали стоячие и висячие лампы, подсвечники, а также многочисленные масляные лампады. На юге Римской империи для освещения широко использовалось оливковое масло, которое частично ввозилось и в северные провинции. Простые глиняные лампы, производившиеся массово, были доступны каждому; наряду с ними изготовлялись и бронзовые лампы. В глиняных лампах было боковое отверстие для фитиля, а масло можно было подливать через отверстие в крышке. Масло обычно горело без дыма и могло давать свет сколь угодно долго (при условии, что его своевременно подливали). Традиционными были потребляющие больше масла лампы с автоматическим подливом.

Менее практичные свечи обычно изготавливались из свернутой в рулон ткани, пропитанной воском или жиром, и быстрее сгорали. Для их закрепления использовались канделябры с шипами. Свечи применялись прежде всего на севере, где не росли дающие масло оливковые деревья.

Сельское хозяйство

Все без исключения античные общества являлись аграрными: подавляющее большинство населения составляли жители сельской местности, а сельское хозяйство было главной ветвью экономики. Богатство состоятельных римлян заключалось прежде всего в земельных владениях, дававших высокие доходы. Таким образом, большая часть налоговых поступлений Римской империи исходила из сельских регионов.

Значительная часть сельского населения Рима трудилась в основном для удовлетворения собственных потребностей. Натуральное хозяйство крестьян центральной Италии начало меняться только с ростом населения и развитием городов. В менее населённых регионах без развитых транспортных путей оно осталось прежним.

Снабжение крупных городов (например, Рима, насчитывавшего в I веке н. э. уже 800 000 жителей) можно было обеспечить только приспособлением структуры отраслей к реальным условиям, в ходе которого имения, лежащие близ города и на торговых путях, начинали удовлетворять растущий спрос путём переориентирования производства на рынок. Очень часто это было связано со специализацией на конкретных продуктах, таких как вино или оливковое масло (которое впоследствии стало использоваться и для освещения). Здесь появляются зачатки разделения труда в сельском хозяйстве: основная масса сельскохозяйственных работ выполнялась рабами, а дополнительная потребность в рабочей силе в период сбора урожая возмещалась за счет найма свободных мелких крестьян и батраков. В дополнение к этому был необходим импорт продуктов из других частей империи, обеспечивавший потребности Рима в зерне, масле и вине.

В отличие от мелких крестьян, сохранявших старые способы работы и инструменты, в крупных имениях существовала принципиальная потребность в инновациях — как в усовершенствовании уже известных инструментов, так и в абсолютно новой технике. Однако на практике землевладельцы уделяли мало внимания техническим новинкам. Их познания в сельском хозяйстве часто были сравнительно малы; дошедшие до нас труды римских агрономов также содержат довольно мало сведений о сельскохозяйственных орудиях. В частности, Варрон и Колумелла, как и их греческие коллеги, уделяют основное внимание обращению с рабами. Решающим фактором в производительности имения считалось, как правило, не наличие аграрных знаний и не применение техники, а использование рабов и надзор за ними. Исключением является Катон, который в своем сочинении «О земледелии» детально описывает применение технических приспособлений вроде маслобойных прессов и мельниц и уделяет немало внимания стоимости и доставке сельскохозяйственной техники, а также Плиний, который в соответствующем разделе «Естественной истории» упоминает такие технические новинки, как колесный плуг из Реции, галльская жнейка и винтовой пресс.

Рельеф, изображающий галло-римскую косилку

На рельефе, найденном в Арлоне (Бельгия), видно, что галло-римская косилка (лат. vallus) представляла собой двухколесную ось, на которой был установлен ящик. Ящик имел форму корыта с зазубренным наподобие гребня нижним краем. В косилку с помощью длинной оглобли запрягалось тягловое животное (бык или осёл), которое толкало её перед собой. Опуская или поднимая оглоблю, можно было регулировать высоту режущего края; колосья, попадавшие между зубьями, срезались и падали в ящик. Это устройство, использовавшееся преимущественно в галльских провинциях, облегчало и ускоряло сбор урожая. Однако, по описанию Палладия, его применение было ограничено ровными полями, а солома, остававшаяся на полях, уже не могла использоваться в хозяйстве имения.

По сей день остается неясным влияние рабов на технический прогресс в сельском хозяйстве. Вряд ли можно предположить, что наличие дешевой рабочей силы тормозило появление инноваций, так как, к примеру, повышалась эффективность прессов, появлялись и абсолютно новые устройства — молотилка, мельница с принципом вращения. Возможно, что рабы видели для себя мало преимуществ в использовании более совершенных устройств и практически не вносили вклад в технические разработки, хотя и были знакомы с соответствующими процессами производства. Несомненно, однако, что развитие римской агротехники было тесно связано с развитием ремесла. Лемехи для плугов и другие части орудий труда, которые в древности изготавливались в основном из дерева, в Римской империи, как правило, выковывались из железа. Их поставляли городские ремесленники или же мастера-рабы, работавшие в имениях.

Примечания

Литература

Ссылки

wikiredia.ru

Строительные технологии древнего Рима

Подробности Подробности Опубликовано 10.10.2013 10:58 Просмотров: 2497

(1) Опус квадратум, одна из старейших технологий, применялась с древних времен и характеризовалась рядами равномерных, прямоугольных камней, укладываемых в линию.

(2) Опус инцертум, технология облицовки внешних фасадов опус цементициум, с неравномерной укладкой туфовых блоков, вставляемых в бетонное ядро как клинья.

(3) Опус квази ретикулатум, технология, при которой тесаные камни (ашлары) размещались более равномерно, в 1 веке до н. э. эта технология развилась в опус ретикулатум (4), при которой размещение камней стало полностью равномерным.

(5) Опус виттатум, технология внешней отделки, появившаяся в 1 веке, характеризующаяся рядами выложенных по горизонтали кирпичей.

Наиболее распространенной системой кладки вплоть до конца республиканского периода была так называемая кладка опус квадратум. Хотя подобная кладка была довольно прочной и стойкой, она имела серьезные ограничения при облицовке больших площадей, которые приходилось строить из дерева с использованием фермы или простой консоли.

Одной из проблем, побудивших римских инженеров разрабатывать более сложные технологические решения, были недорогая плитка Cersanit (http://remforyou.ru/cersanit-rossiya.html) и высокие здания (перенаселенный Рим требовал более рационального использования площадей). Метод опус цементициум широко используется римлянами и по сей день. Этот метод позволял строить монументальные, комплексные сооружения, такие как акведуки, театры, термы и т. п. Заливка крыш зданий могла осуществляться прямо на месте, что позволяло создавать величественные своды (как в Пантеоне). Первым зданием, построенным из бетона, был портик Эмилия, расположенный в новом деловом районе у подножия Авентина. Бетон представлял собой очень плотную, прочную смесь из осколков туфа, камней терракоты или гравия, залитых раствором. Для упрочнения и защиты бетона его облицовывали с двух сторон, таким образом бетон оставался внутри и скреплялся с кладкой, составляя комбинированный комплекс работ. Когда прошло время простой кладки опус квадратум, ей на смену пришли другие виды кладок, такие как опус инцертум, при которой небольшие блоки туфа беспорядочно укладывали на обе поверхности; опус квази ретикулатум — с более равномерным размещением блоков; опус ретикулатум, при которой внешняя поверхность имела равномерный, приятный вид за счет аккуратного размещения четырехсторонних конической формы блоков, вставленных глубоко в бетонное ядро; опус микс-тум, позволявшая строить стены более экономично, так как решетчатые связки заменялись кирпичными; опус ла-терициум или тестациум, которая поначалу (1 век до н. э.) использовалась для особенно сырых районов. Последняя технология кладки получила признание и в конечном итоге заменила все другие, начиная со времени правления Антонина Пия и Марка Аврелия.

Кирпичные заводы работали в Риме довольно интенсивно, они также производили плитку для пола (http://remforyou.ru/) для специфических сооружений, таких как термы и акведуки. Заводы также поставляли кровельную черепицу и желобчатую черепицу для крыш, свежепрессованные кирпичи для уличных настилов, для типичных кладок «на ребро» и «в елку» (опус спикатум).

Проблема настилов решалась с помощью различных технологий, в зависимости от назначения. Например, улицы могли мостить булыжниками или большими каменными плитами, добавляя для прочности слои песка или гальки. Плавательные бассейны или хранилища воды облицовывали смесью бетона и необожженного кирпича, известной как опус сигнинум, что делало стены водонепроницаемыми.

Можно сказать, что жизнеспособность римских строительных технологий кроется в способности находить совершенно новые решения проблем, использовать старые технологии, недорогую керамическую плитку (http://remforyou.ru/) и приспосабливать их для решения насущных проблем, пока не будут найдены новые решения.

Даже сегодня мы восхищаемся великолепием римских сооружений, когда рассматриваем остатки памятников, которые оставили нам римские архитекторы имперского периода в виде величественных зданий, акведуков, терм, фортификаций, вилл и храмов.

Читайте также

Добавить комментарий

electrowelder.ru

Забытые технологии Древнего Рима.

Интерес ко всему, что связано с Римской Империей, всегда высок. Это античное государство смогло объединить в себе тысячи людей и народностей, на протяжении веков держа под контролем все Средиземноморье. Великие ученые и мудрые философы, непобедимые полководцы и железные легионы, легендарные политики и непревзойденные ораторы, искусные зодчие и опытные инженеры, честь и слава, триумф и лавровый венок — все это Вечный Город.

Падение Римской Империи в 468 году, без преувеличения, на долгое время повергло Европу в хаос и отбросило развитие человечества на сотни лет назад. Многие технологии, использовавшиеся в эпоху империи, были забыты на долгие годы.

Конечно, у римлян не было компьютеров и летательных аппаратов. Но людям пришлось идти века или даже тысячелетия, чтобы в некоторых отраслях вновь достичь того уровня, который однажды уже был достигнут.

Количество и качество потерянных или забытых технологий и последовавший за этим провал в развитии цивилизации настолько поражает, что начинаешь задумываться о том, как бы сложилась история, если бы Рим устоял. Возможно, мы бы жили в намного более технологичном и развитом мире. Но, как говорится, история не знает сослагательного наклонения, и нам остается лишь удивляться умению римлян и фантазировать, каких высот успел бы достичь человек, если бы все его открытия вовремя и эффективно использовались и не забывались.

Стекло

Хотя технология изготовления стекла была известна человеку еще с древнейших времен (самые старые стеклянные украшения, найденные на раскопках в Египте, датируются 5 тысячелетием до н.э.), именно ромеи смогли развить изготовление стеклянной утвари до небывало высокого уровня. Римские мастера научились выдувать стеклянные предметы, придавая им желаемые формы, делать прозрачные стекла и мозаику.

Портландская ваза — одно из выдающихся произведений античных стеклодувов, которое сохранилось до наших дней

После распада Римской Империи количество и качество изготавливаемого в Европе стекла резко упало. Местные стеклодувы могли изготавливать только самые элементарные предметы. Лишь только византийские мастера сохранили и передавали из поколения в поколение тайны стекольного дела. Прошли сотни лет, прежде чем мастерство изготовления стекла не возродилось неподалеку от Венеции в 13 веке.

Дороги и мосты

Главной целью всех дорог в Римской Империи являлась быстрая переброска войск на далекие расстояния, а так же контроль территорий. На втором месте по важности стояла почтовая служба, а затем торговля. Обычно дороги прокладывались от одного поселения к другому, однако крупные дороги (по-современному магистрали) могли соединяться между собой дорогами поменьше (по-современному проселочными).

Римская дорога на территории современного Алжира. Являлась частью пути, протяженностью 3400 км вдоль Африканского побережья от современного Алжира к берегам Нила

Перед закладыванием нового пути инженеры тщательно проверяли все параметры и затем рабочие очищали путь от деревьев и растений и подводили материал для строительства (. Заранее отмечались требующие расширения сложные места дороги, где едущие навстречу караваны могли столкнуться друг с другом. Примечательно, что римские дороги обладали выпуклой формой, позволяя дождевой воде стекать к краям в специально вырытые углубления.

Одна из римских дорог в городе Помпеи. Между прочим, ей уже почти 20 веков | commons.wikimedia.org/wiki/File:PompeiiStreet.jpg

Через реки прокладывались каменные мосты или реже деревянные моста, на развилках устанавливались указатели, а через каждые 15 километров путешественника ждала станция с ночлегом и сменными лошадьми. Удивительно, но в горных районах можно встретить даже туннели в породе, сделанные римскими мастерами для беспрепятственного продолжения дороги.

Каменный мост в испанской Алькантаре (провинция Касерес) — один из шедевров античной инженерии. Построен в начале 2 века нашей эры при императоре Траяне

Чтобы лучше понять систему римских дорог, достаточно вспомнить поговорку «Все дороги ведут в Рим». Действительно, так называемый «нулевой километр» для всех дорог империи начинался в Вечном городе. А любой путешественник мог добраться до столицы из любого места следуя простому правилу: на встретившейся развилке выбирать самую широкую дорогу.

Бетон

В Древнем Риме бетон заливался в полости несущих конструкций. Именно благодаря широкому использованию бетона многие римские постройки сохранились до наших дней. А еще римляне массово использовали комбинацию бетона и металлических усилений, добиваясь большой устойчивости зданий, так что они могли без проблем выдерживают сильное землетрясение.

При строительстве римского Колизея широко использовался бетон в качестве скрепляющего средства. Как видно, римские инженеры знали свое дело — величайший памятник античной архитектуры скоро отпразднует двухтысячный юбилей.

После падения Римской Империи в 5 веке нашей эры технологии изготовления бетона были утеряны. Заново открыть для себя изготовление бетона европейцы смогли только через тысячу лет.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Источник http://mydiscoveries.ru/zabyityie-tehnologii-drevnego-rima

www.moidagestan.ru


Смотрите также