rbardalzo Сайт Ивана Карасева. Древние алфавиты мира
Легендарная роль армян в истории изобретения алфавитов различных народов мира
Древние народы воздавали авторам выдающихся открытий и изобретений в истории цивилизаций почести богов, так как деяния их приносили пользу “всему человеческому роду” и “почти на вечные времена” (Ф. Бэкон)
Различные памятники материального и нематериального наследия указывают на источники или сами являются носителями информации о значимой роли армян (древней армянской цивилизации) в изобретении алфавитов различных народов мира. Ниже приводятся самые знаменательные из них:
1. Идеограммы и иероглифы, выделенные в наскальных рисунках Армении, являются прототипами и лежат в основе происхождения Армянских, Хеттских, Индийских и Египетских идеограмм и иероглифов 1.2. Тир (ас) – бог письменности и мудрости в пантеоне языческих богов древних армян. По данным армянских средневековых историков, среди его сыновей – Асканаз и Торгом (создатели армянского дома, хранители знаний древней цивилизации).
3. По греческим данным, Кадм — изобретатель финикийского и греческого алфавитов. Кадм (арм. Կադմոս [Кадмос]) – внук легендарного основоположника династии Айказуни Айка Наапета (согласно библейско-христианской традиции, является одним из потомков библейского Торгома [Фогармы]), сын Араманяка. Айком Наапетом впервые был построен Храм знаний (господское обиталище), а затем передан в управление своему внуку Кадму [Кадмосу]. Годовой календарь из 12 месяцев первым (задолго до Моисея) был создан Айком Наапетом 2 Месяцы были названы именами детей Айка 3
Древние территории Финикии и Киликии были переданы в наследственное владение потомкам Кадмоса (О. Драсханакертци). Геродот не ошибался, отмечая, что Кадмос прибыл в Грецию из Финикии. Геродот отмечает также, что одно из фригийских (фракийских племен), переселившихся в Азию, говорило на языке, схожем с армянским (или на языке Фираса и Кадмоса 4 ). С деяниями Кадма связано не только строительство легендарного города Фивы, но и химический элемент “кадмий” (медь) и термин “академия”.
Кадмос был знаком не только с архаичной философией древнего мира, но и с искусством тайнописи и письма (иероглифического, идеограммного и рисунчатого). Было обосновано, что архетипы знаков наскальных рисунков древней или Старой Армении использовались в качестве прототипов знаков культур Старчева и Винча Старой Европы. Кадм стал первым учителем, приспособившим универсальную систему письма (так называемые данииловые знаки) к тому или иному языку, используя древнеармянскую мировоззренческую пара-дигму концепции натурфилософии и метафизики.
Было выявлено и обосновано, что армянский, финикийский (арамейский, гиксосский) и греческий алфавиты сформированы на основе ранних мировоззренческих концепций (С. Бабаян), и что современный армянский алфавит является строгой математической моделью и закодированной системой (Г. Погосян). Ранее была выдвинута гипотеза о связях древних армянских музыкальных знаков (хазов) с принципами натурфилософии, с натуральным числом платоновского ряда (Н. Ароян) 5.4. Прекрасная Европа (финикийская царевна, сестра Кадма) была похищена греками (по мифологическим данным, Зевсом) из Азии. На Кипре она родила сына (Минаса или Миноса) – основоположника Минойской цивилизации 6, легендарного царя “столицы” Древнего Крита — Кносса. Минос основал города Кносс, Фест и Кидония. Известен легендарный Фестский диск из Крита со знаками письма, которые пока не удалось расшифровать 7.
5. Золотое руно (закодированные рунными знаками древние знания, хранившиеся в Колхиде (в Сарматии, граничащей с древней Арменией) – золотая шкура барана, ставшая магическим гарантом благоденствия колхов; охранялось драконом в роще Ареса, откуда оно было похищено и увезено в Грецию аргонавтами под предводительством Ясона.
Согласно древнегреческой мифологии, Золотое руно — золотая шкура барана (посланная богиней облаков Нефелой, или Гермесом по приказу Геры, или самим Зевсом), на спине которого дети орхоменского царя Афаманта — Фрикс и Гелла — отправились к берегам Азии (очутились у берегов Колхиды, у древней границы, разделяющей Азию и Европу), спасаясь от преследований своей мачехи Ино, дочери Кадма. Фрикс прибыл в баснословную “восточную землю”.
Первое философское учение о принципах натурфилософии и метафизики (запечатленное в “Песне о рождении Ваагна”), целостное мировоззрение древних мудрецов, учеников Кадма легло в основу ранних знаний древних греческих философов, стало каркасом создания различных систем письма с целью преобразования скрытых знаний в явные, а также с целью накопления, хранения и передачи этих знаний.
Именно древние знания, которые после изобретения греческого алфавита Кадмосом и после похищения Золотого руна из Колхиды были переведены на греческий, став достоянием греков, дали им возможность доминировать в Европе и Азии в течение более 1000 лет 8.
6. Ас Один считается изобретателем скандинавских рун. Согласно скандинавской мифологии и Снорри Стурлусону, асы и ваны – скандинавские боги, вожди и короли древности. Ас Один вместе с большой группой людей переселился на Север; по пути их “принимали скорее за богов, чем за людей”. Один принадлежит к колену Асканаза (брата Торгома, правителя Сарматии). Свой унаследованный от Фираса [Тираса] дом Асканаз оставил Торгому, который переименовал его в дом Торгома.
Знаки, выявленные и идентифицированные в армянских наскальных рисунках, послужили прототипом для создания скандинавских рун. Кроме того, знаки армянских наскальных рисунков легли в основу “этногенеза” знаков культур Старой Европы (Старчева и Винча).
7. О происхождении данииловых письмен в исторической науке существуют различные мнения. И. Арутюнян предложил идею, согласно которой данииловы письмена доказывают существование оригинального алфавита у древних армян в эпоху язычества. Г. Абрамян поддерживает это мнение, ссылаясь на ряд сведений исторических источников. Согласно Православной энциклопедии, Данииловы письмена – древнейший вариант армянской письменности.
Армянский царь Врамшапух поведал Месропу Маштоцу и католикосу Сааку Партеву, что находясь в Месопотамии (в Эдессе, в столице одного из армянских царств, где были перенесены архивы из различных храмов армянским царем Абгаром 9 ), он от священника Абеля узнал некого сирийского епископа Даниила, у которого имеются армянские письмена. Этот Даниил, будто, неожиданно нашел забытые старые письмена алфавита армянского языка.
Услышав это сообщение, они попросили царя послать гонца к Даниилу с тем, чтобы он привез им эти письмена. Ученик Маштоца Корюн повествует: “Около двух лет Маштоц занимался преподаванием и вел занятия этими письменами. Но… выяснилось, что эти письмена недостаточны, чтобы выразить все звуки армянского языка”. Мовсес Хоренаци повествует, что “вслед за этим Месроп сам лично отправляется в Месопотамию в сопровождении учеников своих к упомянутому Даниилу, и, не найдя у него ничего более прежнего,” решает самостоятельно заняться этой проблемой.
После поиска в течение определенного времени необходимого принципа и графики, Маштоц изобретает алфавит армянского языка, причем, придерживаясь древних тайных принципов создания алфавитов, он усовершенствовал их. В итоге у него получился оригинальный, совершенный алфавит как с точки зрения графики, так и с точки зрения фонетики.
Средневековый армянский историк Мовсес Хоренаци описывает процесс создания Маштоцем армянского алфавита следующим образом: “И видит (Месроп) не видение во сне и сон наяву, а в сердце своем, пред духовными очами представившую ему десницу, пишущую, на камне, ибо камень хранил начертания, как следы на снегу. И не только (это) предстало ему, но все обстоятельства собрались у него в уме, как в неком сосуде”
10. В гипотетической таблице данииловских письмен С. Муравьева строки соответствуют наикратчайшей последовательности, приведенной Аристотелем для элементов: земля, водя, воздух и огонь, которые могут получаться один из другого. Согласно сведениям Г. Погосяна, в одной из рукописей Матенадарана, четыре столбца армянского алфавита (начиная слева) именуются соответственно огненным, воздушным, водным и земным, где последовательность элементов, по сравнению с предыдущей, обратная.
Это объясняется тем, что при вращении строк на 90 градусов по часовой стрелке их очередность меняется на обратную последовательность. Таким образом, принципы натурфилософии и метафизики имплементированы не только в трудах языческих предков армян, но также в структуре данииловых письмен и армянского алфавита (армянский алфавит [5 век] делится на 4 ряда под знаками 4-х стихий)11.8. Имеются другие исторические данные, свидетельствующие о связи и влиянии ученых с армянским происхождением на историю создания алфавитов. Учеником армянина Льва Математика12 был просветитель славян святой Кирилл (в миру Константин по прозвищу Философ), который вместе с Мефодием создал старославянскую азбуку (кириллицу).
9. Наиболее широкое распространение в мировой исторической науке получила также точка зрения, основанная на армянских первоисточниках V-VII веков, согласно которой указывается на основополагающую роль Месропа Маштоца в создании как первого албанского (агванского) алфавита, так и первого грузинского письма – мргвловани 13. Многие знаки эфиопского алфавита напоминают знаки армянского алфавита, созданного М. Маштоцем.
Хронологический анализ приведенных данных доказывает неоспоримый факт доминирующего влияния цивилизации древних армян на историю изобретения, формирования и становления древних систем письма.
2 Фактически впервые в истории цивилизации была использована методика соотношения цифр с буквами алфавита (примечание автора). Алфавитные обозначения чисел, по мнению специалистов, были заимствованы евреями у древних греков, по-видимому из Милета, которые изобрели эти обозначения ещё в VII в. до н. э. Поскольку по греческим данным Кадм изобрел и передал грекам знаки алфавита, то можно заключить, что греки алфавитные обозначения чисел также заимствовали у древних армян. В качестве сравнения приведем тот факт, что в армянском языке приводится единая буквенная конструкция для обозначения понятий “буква” [арм. тар] и “год” [арм. тари]. “Цель моя, о, любители мудрости и желающие учиться у меня: представить творчество наших предков – искусство счисления, как живойголос доброго учителя. Учитесь на моих таблицах, хотя и изложил я их кратко, представив немного из многого“ (Абрамян А., Петросян Г. Анания Ширакаци, издательство ЕГУ, Ереван, 1970, с. 46). Можно, таким образом, сделать заключение, что таблицы
vstrokax.net
Алфавиты мира от А до Я
Главная
Алфавиты и азбуки
В современную эпоху существует множество алфавитов. Есть алфавиты народов мира, используемые для общения, «мёртвые» и утерянные, международный и алфавиты технического назначения.
Помимо русского алфавита на нашем сайте подробно рассматриваются другие популярные и востребованные алфавиты:
Популярные азбуки:
Сегодня сложно представить жизнь человечества без алфавита. Однако когда-то давно его не было. Интересно взглянуть на истоки происхождения первых алфавитов, понять идею их создания, первый опыт использования.
Появление алфавита
С развитием человека разумного возникла острая необходимость выработки единого способа передачи истории, советов и традиций от поколения к поколению. Изначально для решения этой проблемы использовались рисунки и устная речь. Носителями информации выступали люди, предающие через речь свои знания поколениям. Однако такой способ являлся малоэффективным. Накопление знаний, изменение речевых понятий и субъективное восприятие устной передачи данных приводили к неточностям и потере многих важных аспектов истории. Потому перед человечеством встала необходимость в выработке единой системы передачи накопленных знаний.
Родоначальником алфавита считается Северная Сирия, создание алфавита положило начало развития письменности. Родоначальником письменности называют Египет, однако применяемые в XXVII веке до н.э. египетские иероглифы нельзя считать алфавитом в привычном нам смысле. Со временем алфавит развивался, изменялся различными народами, разрабатывались новые системы и буквы.
Само слово «алфавит» имеет древнюю историю, слово появилось после возникновения первого алфавита всего на 700 лет позже. Слово «алфавит» в привычном для нас звучании появилось в финикийском алфавите путём объединения двух первых его букв в одно слово.
Международный алфавит
Существует международный алфавит, разработанный в 1956-м году ИКАО. Это фонетический алфавит, принятый к использованию большинством международных организаций, в том числе и НАТО. Основой для его создания послужил английский язык. Алфавит включает в себя буквы и цифры с фиксированным звучанием. По сути международный алфавит является набором звуковых сигналов. Алфавит применяется для радиопереговоров, передачи цифровых кодов, военных сигналов и идентификационных имён.
Популярные алфавиты
Для каждого языка есть свой алфавит: английский, русский, китайский, испанский, немецкий, итальянский и другие. Английский язык принято считать международным, его изучают в учебных заведениях, его используют на международных конференциях, на нём ведут переговоры, он часто установлен по умолчанию в компьютерных программах и информационных системах. Большая часть из языков являются ответвлениями латыни. Потому в областях науки и медицины бесспорным лидером является латинский алфавит.
alphabetonline.ru
5 самых красивых алфавитов мира, которые ты никогда не научишься читать
После возникновения алфавита на Ближнем Востоке около 2000 г. до н.э. системы письма из разных языков и культур появлялись и погибали. Классическим примером является египетская система. Наследие этой высокоразвитой цивилизации заключено в известном иероглифическом письме, которое человечеству так и не удалось расшифровать полностью.
За последние 2500 лет латинский алфавит стал столь популярным, что подавил письменность народов, которые некогда доминировали над римлянами. Тем не менее более двух миллиардов человек по-прежнему используют иные форматы письменности, а некоторые из них проявляют по-настоящему впечатляющее мастерство ручной работы.
Мы собрали 5 самых эстетически привлекательных алфавитов мира и объяснили, почему вы, скорее всего, никогда не научитесь читать их.
Бирманский (Мьянма)
Бирманский алфавит состоит из круглых форм, которые всегда рисуются по часовой стрелке. Несмотря на то, что угроза исчезновения этой письменности самая незначительная по сравнению с остальными участниками нашего рейтинга, сейчас бирманский алфавит зачастую используется только во время священнодействий, а в повседневной жизни заменяется на хинди и даже латинскую систему письма.
Сингальский (Шри-Ланка)
Считается одним из самых обширных алфавитов в мире, насчитывая более 50 фонем. Хотя в современной письменности используется только 38 фонем. Этот язык, являющийся родным для половины населения Шри-Ланки (это почти 10,5 млн жителей), преподают в буддийских монастырях и школах. Из-за низкого уровня географического распространения он находится под угрозой исчезновения.
Грузинский (Грузия)
Расположенная между Турцией и Россией Грузия имеет собственный алфавит и язык, которые находятся под угрозой исчезновения из-за широкого распространения и преобладания русского языка. Грузинский алфавит демонстрирует элегантность, схожую с арабским, в сочетании с детской простотой, выраженной в округлых кривых.
Тагальский (Филиппины)
Происходящий из индоевропейской группы тагальский оставался доминирующей системой письма на Филиппинах до прихода испанцев. Сначала колонизация изменила лишь определенные аспекты алфавита. Но затем испанский стал официальным языком Филиппин, что нанесло смертельный удар по традиционной системе письма.
Ханакарака (Индонезия)
Первоначально возникшая на острове Ява, система письма ханакарака начала распространяться на соседние острова и получать региональные вариации. В 19-м и 20-м веках неоднократно предпринимались попытки стандартизировать алфавит, но эти усилия были прерваны японской оккупацией во времена Второй мировой войны, когда использование письма ханакарака было запрещено. С тех пор алфавит был вытеснен латинской системой письма.
Такого ваши друзьям еще не видели. Поделитесь с ними этим постом!
travelask.ru
Алфавитные махинации новейших книжников
Есть два еврейских языка – иврит и идиш. Со II века по XX век иврит был «мертвым языком», на нем иудеи не говорили, а лишь переписывали Танах и Талмуд. А идиш является смесью иврита с языками народов, в среде которых проживали евреи.«Идиш пользуется древнееврейским алфавитом, приспособленным к звуковой системе идиша. Алфавит идиша, принятый в СССР, состоит из 28 букв» (С. Сандлер. Самоучитель языка идиш. М., 1989), в нем есть как согласные, так и гласные буквы, в отличие от своего корня – иврита, в котором 22 буквы и все они приняты считаться согласными.? – алеф – буква для звука «А» в идише, а в иврите она непроизносимая буква, свидетельствует о том, что ? иврита была некогда звуком «А». В пользу этого говорит и финикийская «А», и древнегреческая «А», которые как своей орфографией, так и звуком произошли от первой буквы древнего иврита, которые и породили букву «А» для звуков «А» всех остальных алфавитов мира. Ниже мы приводим таблицы, отражающие динамику рождения как финикийских и греческих букв, лежащих в основе славянского буквенно-звукового ряда, так и историю возникновения послевавилонского квадратного иврита, от своего «деда» – палеоиврита, через своего «отца» – арамейский алфавит.Все таблицы мы приводим по книге Я. Б. Шницера «Всеобщая история письмен»29.Как видим из таблиц, буквы «А» всех алфавитов мира своей орфографией обязаны древнееврейской
«алеф». Из чего следует, что сама эта буква не могла быть, как сейчас, безгласной и не обозначать звук «А». Буквы всех современных алфавитов свидетельствуют о том, что в древнем иврите, когда не было возникшей в X в. канонической формы обозначения гласных подстрочными знаками, гласная «А» иврита обозначалась не подстрочными значками —, – и —:, а произносимой, как и в идише до сих пор, буквой
«алеф». К тому же, в пользу древности гласно-согласного иврита свидетельствует сам современный иврит. В книге «Русско-ивритский словарь» (26000 слов. Изд. «Ролоник». Тель-Авив, 1992) читаем: «Современный иврит чаще пользуется так называемым «полным написанием» (ктив-мале), при котором гласные «О», «У», «И», «Э», как правило, обозначаются буквами вав, йуд. Эти же буквы в значении согласных «В», «Й» в середине слова пишутся в «полном написании» удвоенными». (Продолжение на стр. 82)
Генеалогическая таблица алфавитов миpa
Древнейшие алфавиты мира
Постепенное развитие арамейского алфавита
Как видим, если безгласный символический иврит был удобен для искаженной Библии и Талмуда, то для современного иудея, разговаривающего и пишущего на «ожившем» в X веке иврите, он со своей символической безгласностью – невыносимое бремя, а потому для облегчения его и происходит возвращение к древнейшей традиции – гласные вновь начинают обозначаться буквами, а не значками. Именно поэтому Генеалогия европейских и семитических алфавитов
Происхождение и развитие квадратного письма евреев
мы и рассматриваем современный безгласный иврит как позднейшее талмудическое изобретение, в котором, помимо обособленности от «глаголющих иными языками и голосами народов» и всех их согласно-гласных алфавитов, отразилось и ново-иудаистическое – антихристианское представление о непознаваемости и неизреченности имени Божия. Современное
Фонетический ключ
Еврейский алфавит с числовыми значениями букв
? «алеф» безгласно и непроизносимо потому, что олицетворяет, согласно каббалистическому толкованию, непознаваемого и невыразимого Господа Бога, тем самым отрицая откровение о Пресвятой Троице, явленное человечеству через пришедшего во плоти на землю Сына Божия – Мессию Христа.
Посмотрите сами и посчитайте, сколько их в фундаменте Бытия – повествовании о неделе творения – и вы убедитесь в неслучайности не только их вида, а и их числа, и вы поймете, что все, с доверием относящиеся к символике талмудического иврита, отрекаются тем самым от Спасителя человечества.Поскольку вся талмудическая, продолжающаяся до сих пор эпоха, эпоха борьбы новых иудейских мудрецов со Христом, знаменовалась созданием и хранением антихристианских текстов и преданий, то и «скелет» всех этих текстов и преданий – алфавит – тоже отражает дух этой войны и является первым богословским фундаментом отступления иудейских законоучителей от чистоты древней Моисеевой веры. Все это мы говорим для того, чтобы обосновать и подтвердить наше мнение, что современный алфавит иврита – это, в первую очередь, зеркало искаженного талмудического иудаизма; что количество букв в нем, их числовое значение и их орфография не случайны и произвольны, а отражают в себе то губительное отступление от пути истины, которое совершили, начиная со времени разрушения второго храма, религиозные вожди еврейского народа. Изменение письменности было подчинено каббалистической символике, в зависимости от которой и находился и находится сам процесс переиначива-ния и озвучивания текстов еврейской измененной Библии. Каббала как часть Талмуда как раз и олицетворяет мир иррациональной мистики иврита, а потому и количество имен Бо-жиих и их числовое значение, орфография всех букв с их вымышленным значением свидетельствуют о том, что вся масоретская Библия прошла сквозь «фильтр» каббалистической антихристианской цензуры мудрецов-отступников.О том, что современный квадратный иврит, с его талмудической символикой, это не голос Моисеевой древности, а плод преднамеренного антихристианского творчества новых иудейских мудрецов, свидетельствуют как выше приведенные таблицы истории возникновения алфавитов, так и нижеследующие орфографии монет и «Гезерского календаря».
Серебряный шекель времен Иудейской войны
Монеты Бар-Кохбы
Серебряная монета, выпушенная повстанческим правительством Бар-Кохбы. Он и его последователи возродили еврейское государство (132–135 гг. по Р.Х.), вскоре уничтоженное римлянами.
Так называемый Гезерский календарь. X в. до н. э. Открыт Р. Макалистером в 1908 г. Это – известковая дощечка, на которой древний крестьянин из Эрец-Исраэль записал последовательность сезонов земледельческого цикла.
Как видим, и во время иудейской войны (70 г. и. э.), и во время восстания Бар-Кохбы (132–135 гг. н. э.), как и в глубокой древности (Гезерский календарь X в. до н. э.) евреи в денежно-финансовых операциях, бытовых записях и, стало быть, в священных текстах пользовались не арамейско-еврейским квадратным ивритом, а его «отцом» – палеоивритом. Это свидетельствует о мнимой древности современного ивритского алфавита и его каббалистической символике.Но если все-таки считать, что первая азбука – это дар Бога человечеству на горе Синай (а не чье-то гениальное изобретение, как считают лингвисты), то безусловно истинный древний иврит – это азбука Богообщения, и потому она не могла быть лишена определенного духовного символизма. А потому мы и дерзаем предположить, что первая буква древнего иврита своим написанием отражала не неизреченность имени Божия, а начало Богообщения – Ветхий Завет.
И пожроша жертву спасения Господу Богу тельцы… Взем же Моисей кровь, окропи люди и рече: се Кровь Завета, егоже завеща Господь к вам о всех словесех сих (Исх. 24, 5, 8).
своим наименованием и истинно древней созвучной ему символикой отражала грядущий – последний – Новый Завет в Крови Мессии Иисуса Христа.На Тайной Вечере Он прием чашу и хвалу воздав, даде им глаголя: пийте от нея вcu, сия бо есть Кровь Моя, Новаго Завета, яже за многия изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 27–28). Как ви-дим, первая буква своим именем и написанием указует на Ветхий Завет, а последняя – на Завет Новый, отвергнутый ветхим Израилем. Таким образом, на рубеже I–II веков еврейский народ, по вине своих учителей-талмудистов, окончательно отступил от истинной древней символики и перешел на «усовершенствованную» арамейскую внехрамовую и антихристианскую, которую вожди Израиля выдают за «глас Моисея».Один из новых иудейских мудрецов Рамбам (1135–1204 гг.) сформулировал 13 тезисов иудаизма, которые читаются всеми ревностными иудеями каждый день как непреложное, обязательное правило. Восьмой тезис этого иудейского символа веры звучит так: «Я верую безраздельной верой в то, что вся Тора, находящаяся в наших руках теперь, есть та самая Тора, которая была дана на Синае Моше-рабейну» (Практика иудаизма в свете устной Торы, раввин Исраэль-Меир Лау. Изд. «Модан», стр. 458).Но современная Тора, как мы видели, не только отличается от Моисеевой по своей хронологии и пророчествам, касающимся Христа, а и просто совсем совершенно не та, она написана даже совершенно иными по орфографии и символике буквами. Поэтому правильней, в свете исторических, археологических и лингвистических научных открытий, было бы сформулировать восьмой тезис не так, как написал его Рам-бам, а следующим образом: «Я верую безраздельной верой в то, что вся Тора, находящаяся с начала нашей эры в руках иудейского народа, есть совершенно иная по сути и форме Тора, чем та, которая была дана на Синае Моисею». А потому руководствоваться ею – значит отрекаться от Бога Истинного.
< Предыдущая
Следующая >
urokirus.com
Сайт Ивана Карасева - Все алфавиты мира
Аборигенов Австралии письменаАБХАЗО-АДЫГСКИЕАвестийскоеАгванскоеАдинкраАйнскоеАлбанскоеАрабскоеАрамейскоеАрмазскоеАрмянскоеАФРИКАНСКИЕАхомскоеАцтекское
Личные алфавитыАлфавит Утопии Т. МораНиктография Л. КэроллаПримитивы (шавиан Б. Шоу и др.)Ёмкография (ковровые шифры)
КАРТЫ И ДИАГРАММЫНелатинская графика в современном миреРаспространение нелатинской графики в мире (сер. XX в.)Письмо в средние векаПисьменность в КитаеПисьменность в Индии и сопредельных государствахПисьменности Бирмы и Северо-Восточной ИндииПисьменность Юго-Восточной АзииРеликтовые письменности АфрикиРаспространение видов письма на территории России,Письменности Северного Кавказа и сопредельных территорий
ИЛЛЮСТРАЦИИАннотированный указатель изобретателей письма
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕГрамматологический словарьГрафология