Древний вавилон игпзс. Образовательный портал - все для студента юриста.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

ТЕМА 1.3. Государство и право Древнего Вавилона. Древний вавилон игпзс


Древний Вавилон (игпзс) | DocumentBase.net: обмен учебными документами

§ 1. Возникновение государства Вавилонское государство располагалось в Азиатском Междуречье (между реками Тигр и Евфрат). Первые государства на этой территории возникли в начале 3-го тыс. до н. э. Это были небольшие города-государства, в общественном и государственном строе которых длительное врем сохранялись пережитки родоплеменной организации. Древнейшим населением страны, заложившим основы цивилизации в Междуречье, были шумеры. От этого народа получило свое название государство Шумер, история которого насчитывает семь веков.К северу от шумеров в Междуречье проживали аккадцы, которые постепенно захватили всю территорию Шумера и создали мощное Шумеро-Аккадское царство, просуществовавшее почти 100 лет.Около 2000 г. до н. э. Междуречье было захвачено кочевниками-амореями, победившими Шумеро-Аккадское царство и широко расселившимися на его территории. Одним из их опорных пунктов стал Вавилон, бывший крупным поселением уже в последние века существования Шумера. Удобное географическое положение обеспечивало возвышение Вавилона. Он становится столицей небольшого царства. Первые пять вавилонских царей значительно расширили свои владения. При шестом царе, Хаммурапи, Вавилон стал столицей огромного государства, включавшего большую часть Междуречья. Созданное Хаммурапи государство, получившее название Вавилония по имени его столицы, было большим, но не сильным. После смерти Хаммурапи Вавилония потерпела ряд тяжелых поражений от своих соседей, и в 1595 г. до н. э. Старо-Вавилонское царство было уничтожено хеттами и касситами, правившими Междуречьем около 400 лет.Новый подъем Вавилон переживает в VII—VI вв. до н. э. Период с 626 по 539 г. до н. э. определяется как время существования Ново-Вавилонского, или Халдейского, царства. При Навуходоносоре II Ново-Вавилонское царство превратилось в могущественную державу. Это было время роста крупного землевладения, расцвета рабовладельческих отношений. Большое развитие получили ремесло и торговля, осуществлялось строительство грандиозных храмовых, оборонительных и ирригационных сооружений. Опорой сильной царской власти служило жречество, бывшее выразителем интересов торгово-рабовладельческой верхушки общества. После смерти Навуходоносора Вави

documentbase.net

ТЕМА 1.3. Государство и право Древнего Вавилона = Книга: История государства и права зарубежных стран (конспект лекций)

1. Особенности возникновения и развития государства и пра-ва Месопотамии.

2. Образование Вавилонской государства.

3. Правовое положение отдельных групп населения. Особенности рабства.

4. Государственный строй, суд, вооруженные силы.

5. Источники права. Законы царя Хаммурапи. Особенности возникновения и развития государства и права Месопотамии

Начиная с седой древности, в нижнем течении рек Тигр и Евфрат на юге Месопотамии жил народ, называвшийся шумеры. Были шумеры коренными жителями этого района, или, как об этом говорят их легенды, пришли издалека, неизвестно.

Уже в IV тысячелетии до н.э. Шумер переживает период перехода от первобытного строя к классовому обществу. Виде-ется скотоводство, ремесло отделяется от земледелия, начинается обработка металлов. В семье и обществе утверждается господство мужа. Родовая община перерождается в территориальную (сельскую).

Постоянная потребность в регулировании разлива крупных рек, осушке затопленных и орошении засушливых районов вызвало необходимость сооружения большой и сложной иры-гаційної системы. Примитивная техника требовала использования труда большого количества людей. Поэтому пленных, захваченных во время военных действий, превращают в рабов.

Итак, на развалинах родового строя возникает классовое общество, а вместе с ним и государство.

Первые государства на территории Месопотамии возникают в начале III тысячелетия до н.э. Хозяйственными, политическими и культурными центрами государств были города, которые объединяли вокруг себя сельские поселения. Известны такие города-государства, как Эриду, Ур, Ниппур, Умма, Урук, Лагаш. По форме прав-ления их можно отнести к аристократических республик. Между городами шла конкуренция за господствующее положение.

Главы городов-государств избирались востоком, народными собрании-мы граждан или советом старейшин, что свидетельствует о пережит-ки патриархально-родовой демократии.

В финансовом ведомстве Древнего Шумера все су-воро учитывалось, фиксировалось, все деловые документы после регистрации хранились в архивах. Шумеры раньше других народов ввели десятичную и шістдесяткову систему пред-ку, применяли дроби, решали уравнения с двумя неве-домими.

В Шумере были составлены древнейшие законы и уставы.

Население Шумера состояло из богатой общинной знати, свободных равноправных общинников, рабов и других зависимых людей. В III тысячелетии до н.э. северную часть Месопотамии начали заселять аккадцы - выходцы из Древней Сирии. Они много чего переняли из культуры шумеров.

В шумерских городах-государствах проходила борьба за власть над храмовым хозяйством между жрецько-родовой и светской служивою знатью. Самым известным примером такой борьбы являются события в Лагаше в 2370 г. до н.э. Тогда в городе обострились отношения между знатью, с одной стороны, и общинниками, ре-місниками - с другой. Знать захватывала земли храмов, об-щинників, осуществляла насилие и беззаконие, вводила новые налоги. Народ под руководством Урукагіни восстал и пере-мог. Урукагіна ограничил власть чиновников, провел денежную реформу, вернул общинам и храмам ранее отобранную у них землю. Но правление Урукагіни было кратковременным. Через шесть лет режим Урукагіни был ликвидирован правителем соседнего города-государства Ентеменою.

Процесс становления государств в Древней Месопотамии, как и в других странах Древнего Востока, затянулся на сто-летия. Как и в Древнем Египте, правители (енси и лугали) стремились объединить страну. Такая политика отвечала эконо-экономическим интересам, потребностям создания единой ирригационной си-системе, поэтому играла прогрессивную роль.

В конце ХХIV в. до н.э. Лугальзагеси, правитель Уммы, а позже и Уруку, сумел возглавить что-то вроде кон-федерации государств Месопотамии, но только как верховный жрец, а не монарх. Но это объединение оказалось коротким.

Саргон - первый из аккадських правителей - сумел объединить страну. Сепаратисты из числа номової знати потеряли ко-лишнюю могущество и влияние. Действовала единая система водо-снабжения. Власть правителя обожнювалась, как и власть фараона в Древнем Египте.

В Месопотамии жило два народа - шумеры и аккадцы. Это сказалось на развитии политических событий. Империя Саргона также существовала недолгое время. Изнутри ее ослабляли восстание угнетенных масс. Страна была завоевана племенами кутиев, хоть и ненадолго.

Около 2000 г. до н.э. Месопотамия была захвачена ко-чівниками - амореями.

Образование Вавилонской государства

Когда около 2000 г. до н. э. Месопотамия была захопле-кочевниками - амореями одним из их опорных пунктов стал Вавилон, который был большим поселением уже в последние века существования Шумера. Выгодное географическое положение обеспе-чило возвышения Вавилона. Он становится столицей небольшого царства. Первые пять вавилонских царей значительно расширили свои владения. Шестой царь Вавилона Хаммурапи создает мощную централизованную державу, победив в 1763 г до н.э. царя Ларси Рим-Сина И . Территория государства включала в себя не толь-ки Шумер, но и весь район от Персидского залива до Сирии.

Царствование Хаммурапи было ознаменовано успешными войнами, строительством, установкой для всей страны еди-ного культа (бога Мардука), введением общего свода законов.

Империя Хаммурапи продержалась около двух веков. В 1595 г. до н.э. богатый город был захвачен и разграблен хеттами, а в 1518 г. до н.э. - захваченное горным племенем каситів.

Господство каситів ознаменовано политическим и культур-ным упадком Вавилона, который продолжался до 7 в. до н.э., когда возникла мощная Ново-Вавионська государство. Ей пришлось вести упорную борьбу против Египта и Ассирии. В 605 г. до н. э. вавилонская армия под командованием Навуходоносора II (605 - 562 гг. до н.э.) вдребезги разбила объединенные египетско-ассирийские войска. Однако в 538 г. до н.э. Вавилонская дер-жава стала объектом нападения персидских войск царя Кира, и Ново-Вавилонское царство прекратило свое существование. Вавилония была ликвидирована и присоединена к могущественной Персидской державы.

Правовое положение отдельных групп населения. Особенности рабства

Законник Хаммурапи дает возможность представить общественную структуру, классовый характер стародавньовавилонської дер-дарства, правовое положение населения. Общество состояло из двух основных классов: рабовладельцев и рабов. Рабами были пленные, но было и долговое рабство, которое ограничивалось тремя годами.

До господствующего положения (иоасулум) принадлежали царь, его ближайшее окружение, верхушка знати, жрецы, военачальники, там-кары и другие чиновники, старосты, члены совета старейшин в общинах, начальники кварталов в городах.

Иоасулум - “сын мужа” - полноправная человек, охране его жизни, здоровья, защиты его имущественных интересов при-посвящена значительная часть законника.

К угнетенного класса принадлежали рабы, рядовые общинники, мушкенуми. Последние - это бедняки, которые находились на службе у царя, государства, от которых они получали средства производства и жилье.

Мушкенум (“тот, кто падает вниз”) - свободный человек - имел некоторые права, но только до тех пор, пока находился на государств-ней службе и выполнял свои обязанности. Законник ставит мушкенума в униженное положение по сравнению с авілумом в пи-зования охраны жизни, защиты имущества. Иоасулум за телесные повреждения, нанесенные другом авілуму, отвечал по признаку талиона (равное за равное) (ст. 196; 197).

Однако если иоасулум выколол глаз мушкенуму или нанес другие телесные повреждения, то он подвергался только штрафа (ст. 198).

Закон охранял имущество мушкенума. Если иоасулум украл у мушкенума домашних животных, лодка, то он платил компенса-цию в 10-кратном размере. Если вор не мог уплатить штраф, его казнили. Раб мушкенума приравнивался за положением в дворцовых рабов и мог вступать в брак со свободной. Дети от такого брака были свободными (ст. 175).

Поле, дом, сад “налогоплательщика”, куда, вероятно, входили и мушкенуми, запрещалось продавать. Подобные уго-ди отменялись. Итак, закон, фиксируя униженное стано-выше мушкенума, одновременно гарантировал защиту его имущества.

Найприниженіше положение имели рабы (вардум). Они делились на царских, общинных и частновладельческих.

Раб имел небольшое имущество, мог им распоряжаться, но после его смерти оно становилось собственностью хозяина. Рабыню, которая родила своему хозяину детей, после его смерти на-лежало отпустить на волю вместе с детьми, даже если они не были официально признаны отцом. В царстве древних шу-мэров раб мог оспаривать свое рабское положение через суд. Однако проигрыш в таком деле грозил ему наказанием. В судебном порядке раб мог протестовать против его прода-жу или дарения другому лицу. В законах Хаммурапи указаний на такие права уже нет.

Вільнонароджений вавилонянин не мог отдаваться в рабство допускалось лишь временное пребывание в долговой кабале до 3-х лет (ст. 117).

Рабов запрещалось держать в цепях. Кандалы и шей-ни бревна на рабов одевались при их перевозке в другое место или для продажи на рынок. Но, несмотря на тяжелое стано-выше рабов, не они, а общинники-земледельцы составляли ос-новну массу населения, которое платило налоги экспл-лося деспотичной государством.

Хаммурапи не внес коренных изменений в организацию управ-ление сельскими общинами, которые самостоятельно решали дела по землепользования, орошения, сбора податей, обес-печения общественного порядка. Они сохранили свои реликтовые органы: народное собрание, совет старейшин. Жители кварталов и-также созвали свои сходки. Решения этих органов выполняли старейшины общин, поселений, которые имели судебные и полицейские полномочия. Например, если грабитель не был найден, то община поселения в лице старейшины должна была от-жалеть потерпевшему его пропажу (ст. 23). Такой обычай существовал еще в период первобытнообщинного строя. Государственный строй, суд, вооруженные силы

Стародавньовавилонське царство было централизованным государством. В руках царя была сосредоточена законодательная, вы-конавча и судебная власть. Но царская власть не была сильной.

Царь рассматривался как наместник и слуга бога на земле. Таким образом, глава государства не был самостоятельным, его дея-тельность управлялось сверху, богом. Снизу царская власть ограничу-валась сильным духовенством и богатими городами. Три свя-щенних города Вавилонии - Ниппур, Сиппар и Вавилон - имели льготные грамоты, которые обеспечивали им привилегированное стано-выше. Царь не имел права сажать в тюрьму граждан этих городов, требовать с них солдат, заставлять работать в храмо-вых хозяйствах. Неприкосновенность прав этих городов контроля-валы жрецы.

Стародавньовавилонські правители создали четкий ме-ханизмами управления. Это достигалось путем личного участия в мельчайших делах государства. Поэтому ценились умелые и опытные чиновники. Служилая знать вытеснила родовую. Все управление сосредоточивалось в царском дворце. Лица, руководившие царским хозяйством, занимали высшие должности в государстве; четкого разграничения функций между ними не было.

Помощником царя в сфере управления был нубанда. Он имел свой административный аппарат, с помощью которого согласовывал, направлял и контролировал работу всех ведомств імпе-рии по организации общественных работ, мобилизации населения на очистку каналов, строительство дамб, строительство дворцов и храмов, по управлению войском и комплектования ополчения, сбора налогов, организации охраны общественного порядка.

Помощник нубанди - шапир нарим - отвечал за состояние систем водоснабжения; мушепіш - за мобилизации населения на общественные работы; глава корпорации ростовщиков - вакиль-тамкари - за сбор царских пошлин и налогов. Военное и-ство возглавлял вакиль-амурри.

В провинциях функции местного управления и представ-ника царской власти осуществляли: рабианум или хазианум, шапир нарим и шаган шакканакум. Им подчинялись квартальные старосты, а в сельской местности - органы общин-ного управления.

Названные чиновники возглавляли в своей местности всю административную деятельность по сбору податей, мобилизации населения на общественные работы, отвечали за прибытия ополченцев в армии. Внешняя торговля была монополией государства, ее вели купцы во главе с вакиль-тамкари.

В царских и храмовых владениях функции управления осуществляли царские чиновники разных рангов и степеней. Од-нак органы общинного управления еще не потеряли своих пов-новажень.

Суд. Кроме реформы в области управления, Хаммурапи осуществил реорганизацию судебной системы, ограничил в ней роль жрецов. Однако он сохранил право общинных органов управления на разбор мелких правонарушений, имущественных споров между об-щинниками, не отменил обычное право.

Суд не был отделен от администрации. В больших мес-тах были коллегии царских судебных чиновников (6-10 человек), которые рассматривали дела о преступлениях и имущественные споры лиц, которые находились в царских владениях. Судебное разбирательство было от-крытым. Для выяснения истины практиковался “божий суд” - ордалії. Если обвиняемого бросали в реку и он тонул, его вина считалась доказанной.

Царь был верховым судьей, высшей апелляционной инстанцией. По жалобе осужденных или лиц, которые опротестовывали приговоры местных судей по гражданским спором, царь мог сам вынести решение поручить рассмотрение дела своим чиновникам. В законнику Хаммурапи есть только одна статья, которая относит решение вопроса исключительно к царской воли. Она касается судьбы любовника неверной жены: если чело-век не утопит жену - перелюбницю, “то и царь может по-миловать своего раба” (ст. 129).

Уже в первой части законника предусматриваются жестокие наказания за лжесвидетельство, за смену судьей приговора, который вступил в силу, за взятки и другие преступления должностных лиц (прежде всего судей, чиновников и военачальников (ст. 1 - 5).

Законник Хаммурапи подробно рассматривает положение свидетеля, доказательную силу его показаний, значение документов истцу-ча и ответчика. Во время рассмотрения имущественных споров, в осоновном относительно соглашений о купле-продаже земли, заем, поклажа, вы-магалося предоставлять суду расписки, письменные договоры и другие документы. Если письменные документы в деле отсутствуют, по-зивач и ответчик должны были давать клятву перед божественной вом в храме в присутствии свидетелей.

Хаммурапи поощрял подачи ему жалоб на решения судей, очевидно видя в этом форму контроля за их деятельностью и соблюдением законности. Он мог объявить амнис-тию, помиловать или отдать на смерть любого подданного. Функции храмовых судей были ограничены ордалією (искус-ем водой). Судьи могли заставить любого участника процесса дать клятву, привести его к присяге.

Судебный процесс обычно начинался с того, что его участники шли в храм, где перед божествами давали клятву говорить правду и соблюдать законы.

Итак, судебная система в результате реформ Хаммурапи стала централизованной, почти независимой от жречества, а го-ных основанием судебных решений стало писаное право.

Вооруженные силы. Военная реформа закрепила новую органи-зацию армии, повысилась ее дисциплина, более жесткими наказания за дезертирство, значительно улучшалось материальное обеспечение воинов-профессионалов. Полученные воином земельный надел, дом, рабочий скот по общему правилу не могли отчуждаться.

В законнику Хаммурапи имущество, предоставленное воину, и его обязанности перед царем обозначено термином “ільк”. Земельный надел составлял 12 га и позволял иметь раба или наемного ро-бітника. Надел запрещалось продавать, дарить, отдавать в долг. Воин под угрозой смерти не мог уклониться от царсь-кой службы или послать в поход вместо себя наемника. Службу за отца мог продолжить его совершеннолетний сын (ст. 26-31).

Если командир отдал подчиненного в наем или незаконно отдал под суд, то виновного надлежало казнить (ст. 34). Такое же по-порицание применялось к командирам, что отбирали в вой-нов их трофеи.

Источники права. Законы царя Хаммурапи

Источником права в Вавилоне был обычай. Наряду с звича-ямы довольно рано появляется закон, необходимость которого фанере-валась стремлением смягчить противоречия, возникающие в обществе. Правление царя Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н.э.) ознаменовано созданием сборников законов. Хаммурапи, придавая большое значение законодательной деятельности, приступил ее еще в начале своего правления. Первая кодификация была создана на втором году правления; это был год, когда царь “установил право стране”. Эта кодификация не сохранилась. Известные законы Хаммурапи относятся к концу его царствования.

Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе, который в 1901 году нашла французский археоло-гічна экспедиция при раскопках м. Сузы (к востоку от Вавилона).

Сверху столба изображен сам Хаммурапи. Он стоит перед троном, на котором восседает верховный бог Вавилона Мардук. В руках Хаммурапи жезл - символ судебной власти, вручил царю бог.

Текст состоит из трех частей: введения, 282 статей и заключения. Во вступлении Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, “чтобы сильный не притисняв слабого, вдову и сироту”. Далее идут благодеяния, которые были предоставлены Ха-ммурапі городам своего государства. После поступления идут статьи за-нов, которые заканчиваются заключением.

При составлении сборника в его основу было положено обычное право, шумерійські судебники, новое законодательство.

Законы несовершенны с точки зрения их полноты и по своей категоричностью они не предусматривают различных явлений жизни.

Тексты составлены, в основном, в казуїстичній форме. По-кони не содержат общих принципов, отсутствует система в кладенні, хотя определенная логика имеет место.

Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить строй государства, господствующей силой в котором должны были являться мелкие и се-редні рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освещавший рабовладельческий строй, частную собственность. Зако-ны содержат пережитки родового строя, что проявляется в су-ворих наказания, сохранении принципа талиона, примене-ни ордалій.

Законник не может считаться всеобъемлющим. В нем не упоминается много государственных и религиозных преступлений, основные виды убийств и др. Есть основания считать, что дела о таких преступлениях рассматривались в соответствии с нормами обычного права.

Право собственности. В годы правления Хаммурапи частная собственность значительно развилась. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые, общинные, частные. И царским и храмовым хозяйством управлял царь. Это было важным источником доходов. Значение царско-го хозяйства было большим и в сфере торговли и обмена. Во времена Хаммурапи интенсивно развивается частная собственность на землю в связи с расширением сети каналов. Частное землевладение розрізнялось по своим размерам, большие зе-млевласники использовали труд рабов и наемных работ-ников, мелкие - самостоятельно обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на землю приводил к сокращению об-щинних земель, упадку общины. Земли могли свободно прода-ваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких-либо ограничениях со стороны общины в источниках не упоминается.

Особый правовой режим существовал в отношении имущества воинов (имущество ілку) (ст. 26 - 36).

Обязательственное право. В законах Хаммурапи имеется ряд статей, регулирующих аренду земли, которая играла, очевидно, вели-ку роль в земельных отношениях того времени. Плата за орендо-ване поле равнялась, как правило, трети урожая. Сад, который давал больше прибыли, сдавался в аренду за две трети урожая. Аренда была краткосрочной (на один или два ро-ки). На более длительный срок в аренду сдавались еще не осво-ени земли. Законодательство, определявшее отношения между собствен-ником земли и арендатором, способствовало развитию хозяйства. Если арендатор не обрабатывал взятую землю, то он должен был заплатить собственнику земли арендную плату согласно объема урожая, который вырастили соседи (ст. 42 - 46).

Кроме аренды сада, поля, Законы Хаммурапи упоминают о различных видах имущественного найма: помещения, домашних животных, судов, повозок, рабов. Законы устанавливают не только плату за наем вещей, но и ответственность в случае потери или гибели-беле нанятого имущества (ст. 120, 124, 244, 245, 249). Широко распространенным был договор личного найма. Кроме сельско-хозяйственных работников, нанимали врачей, ветеринаров, бу-дівельників. Законы определяют порядок оплаты труда этих лиц, а также ответственность за результаты труда (например, врача в случае смерти больного, строителя, если бу-динок разваливался)(ст. 215 - 223; 228 - 232; 257; 274).

Довольно подробно законы Хаммурапи регулировали договор займа. Характерной чертой законодательства Хаммурапи с данный вопрос является стремление к защите должника от кредитора, предотвращая долговой кабале. Об этом свидетельствуют положения о максимальном сроке отработки долга (3 года), ограничение процентов, ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного с ним обращения (ст. 113; 115; 116; 117).

В условиях существования частной собственности как на движимое, так и недвижимое имущество большое развитие получил договор купив-ли-продажи. Продажа наиболее ценных предметов (земли, буде-вель, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме (на глу-няних табличках) при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи. Продажа имущества, изъятого из оборота (ілку), вва-жався недействительным (ст. 9 - 13; 36).

Кроме названных, законодательство Хаммурапи знает договоры хранения, поручения (ст. 120, 124).

Законам Хаммурапи были известны обязательства, вины-кают вследствие причинения вреда (ст. 53 - 54; 199; 231; 245).

Брачно-семейное право. Брак считался разновидностью договора, который заключался между родителями жениха и невесты. Согласия последних не требовалось.

Будущий зять платил тестю за невесту выкупную пла-ту, обменивался с ним подарками. Дочери принадлежал приданое. Закон уже не квалифицировал брак как сделку купли-продажи. Приданое и подарки от жениха давали будущей жене некоторые гарантии материального обеспечения на случай смерти мужа или развода (кроме случаев, когда она обвиняет-валась в ненадлежащем образе жизни или нерозсудливій пове-донце) (ст. 138; 141).

Закон предусматривал некоторые гарантии женщине с детьми. Мужчина - иоасулум, оставляя ее, должен был выделить на воспитание ди-тей половину своего имущества. Она могла выйти замуж вторично по своему желанию. Это пример одного из древнейших видов али-ментних обязательств.

Жена могла уйти к другому мужчине, если ее муж попал в плен и не оставил ей средств существования. Однако если он возвращался, то жена была обязана верну-лась к нему, а дети “должны были идти за своими родителями”. Но если мужчина-иоасулум оставлял семью и бежал со своего по-селения, а потом возвращался, его жена не была обязана возвращаться к нему. Иоасулум мог оставить жену, если она не могла родить детей. В этом случае ей возвращался выкуп и приданое или мина серебра (ст. 138) (1 мина - 504 гр.). Мушкенум за такого развода платил півміни. При без-дітній семье муж имел право привести в дом наложницу, но не мог этого делать, если жена привела рабыню, которая на-родит ему детей. Мужчина-иоасулум мог отдать свою жену в долговую кабалу, если в брачном контракте в письменной форме она не была от этого защищена.

Закон говорит о некоторой правоспособность замужней жен-ки. Жена авілума имело право распоряжаться своим поса-гом, заниматься ремеслом, торговлей, ростовщичеством, имела до-сить широкую гражданскую дееспособность.

Закон устанавливал тяжелые наказания за супружескую ура-ду, но это касалось только жены. Жену надлежало утопить в реке, если она во время пребывания мужа в плену вела себя аморально и вошла в дом всего проче-го” или “была схвачена лежащей с другим мужчиной”.

Законы Хаммурапи ухудшали положение женщин-вавилонянок сравнению с законами шумеров. Девушка могла появляться на улице и в общественных местах только в сопровождении своих родственников, иначе она считалась блудницей, а в слу-гку ее изнасилования виновный мог быть освобожден от удовлетворять ответственности, если клялся в том, что принял ее за таковую. Если дочь не выходила замуж, отец мог передать ее храму на положения блудницы (жрицы любви), что не считалось ганеб-ним.

Законник закреплял почти неограниченную власть отца над детьми.

Наследственное право. Законы Хаммурапи различают наследства-ния по закону и завещанию. Преимущественным способом является спад-ковка по закону. Наследниками могли быть: дети (сыновья, дочери), усыновленные дети, внуки, дети от рабыни, если отец признавал их своими. Отец мог лишить сына наследства, по-передне получив санкцию суда.

Уголовное право. Как и другие древние кодификации, Законы Хаммурапи не дают общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые признаются преступными. Ничего не упоминается в законах Хаммурапи о государственных и религиозных преступлениях, которые зав-жди карались смертью. Из содержания кодификации можно выделить лишь три вида преступлений: против личности, имущественные и против семьи.

Среди преступлений против личности называется неосторожное убийство (об умышленном ничего не говорится), до таких зло-чинов относятся, например, действия строителя, построившего дом, который обвалился и причинил смерть хозяину (ст. 229 - 231). Таким образом, будет отвечать и врач, повлекшего смерть человека во время операции. Подробно в Законах говорится о различные телесные повреждения: повреждения глаза, зубов, костей. В этих случаях при определении наказания действует принцип талиона - “равное за равное”. Однако он действовал только среди лиц, равных по су-общим положением. В случае нанесения побоев с преступление-эта взимался определенный штраф (ст. 198; 199; 201 - 209; 211 - 214).

К имущественным преступлениям, указанным в Законах, следует отнести кражу скота, рабов. Укрывательство рабов, снятие раб-ского знака относятся к преступным действиям. Как отдельный зло-чин Законы называют грабеж. Все имущественные преступления наказывались очень строго: смертная казнь, членовредительство, штраф. В случае неуплаты штрафа наступала смерть.

Среди преступлений против семьи, Законы называют прелюбодеяние (причем только со стороны жены), кровозмішування. Названы преступными и действия, подрывающие отцовскую власть (ст. 192; 195) .

Наказание - смертная казнь применяется в различных варіа-нтах: сожжение, утопление, посажения на кол; членоушкоджувальні наказания: отрубание руки, отрезание пальцев, языка; штрафы, изгнание. Цель наказания - возмездие.Доказательства: показания свидетелей, клятва, ордалії.

Книга: История государства и права зарубежных стран (конспект лекций) - Мудрак

СОДЕРЖАНИЕ

На предыдущую

lybs.ru

ИГПЗС планы семинаров Древний Вавилон

Семинар 2. Право Древнего Вавилона (4 часа)

Характерные черты права Древнего Вавилона.Правовой статус основных групп населения Древнего Вавилона.Право собственности и виды договоров по Законам Хаммурапи.Регулирование брачно-семейных отношений по Законам Хаммурапи.Преступление и наказание по Законам Хаммурапи.Суд и процесс по Законам Хаммурапи.

Основные понятияАвилу́м, баиру́м, ва́рдум, и́лку, казуисти́чность, кровная месть, мушкену́м, орда́лия, патриархальное рабство, ре́дум, талио́н, тамка́р.

ИсточникиЗаконы Хаммураби // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: в 2 т. / отв. ред. Н.А. Крашенинникова. М.:

Норма, 2007. Т. 1:

Древний мир и Средние века. С. 12–56.Из законов Хаммурапи, царя Вавилона // Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права:

В 2 т. Т. 1 / под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. М.:

Юристъ, 2007. Т. 1. С. 9–25. Законы Хаммурапи. – http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/hammurap.htm

ЛитератураБаранова Н.С. Правовое положение женщин в Древнем Вавилоне // Учёные записки Тамбовского отделения РОСМУ. – 2014. – № 2. – С. 24–27.http://elibrary.ru/item.asp?id=21717228Всеобщая история государства и права: учебник в 2-х т. / Под ред. В.А. Томсинова. – М.:

Зерцало-М, 2013. – Т. 1. Древний мир. Средние века.http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=135106&sr=1Исаев М.А.История государства и права зарубежных стран: учебник для бакалавриата / М.А. Исаев. – М.:

Юрайт, 2011.История государства и права зарубежных стран: учебник для вузов: в 2 томах / отв. ред.:

Н.А. Крашенинникова, О.А. Жидков. – М.:

Норма:

ИНФРА-М, 2014. – Т. 1:

Древний мир и Средние века.Немировская А.В. Система наказаний на Древнем Востоке. История вопроса // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 13. Востоковедение. Африканистика. – 2010. – № 1. – С. 53–69.http://elibrary.ru/item.asp?id=15261872Никитина А.Д. Обычаи и нормативные источники в древневосточном праве (конца III – конца II тыс. до н.э.) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия:

История и политические науки. – 2011. – № 3. – С. 171–176. http://elibrary.ru/item.asp?id=24988188Суровень Д.А. Правовой статус вардум в старовавилонский период (XX – начало XVI вв. до н.э.) // Историко-правовые проблемы:

Новый ракурс. – 2014. – № 8. – С. 187–204. http://elibrary.ru/item.asp?id=21589738Суровень Д.А. Правовой статус граждан и лиц без гражданства в Древней Месопотамии раннединастического, раннедеспотического и старовавилонского периодов (середина XXVIII – начало XVI в. до н.э.) // Историко-правовые проблемы:

Новый ракурс. – 2014. – №10. – С. 76–97.http://elibrary.ru/item.asp?id=22661667

Методические советыВопрос 1. Поясните, что собой представляют казуистичность, формализм и символизм, которые являются основными чертами права Древнего Вавилона. Как эти черты отразились в нормах Законов Хаммурапи?Какие источники права характерны для Древнего Востока?Когда и при каких условиях были созданы Законы Хаммурапи? Как сам Хаммурапи сформулировал цель создания судебника (см. введение)?Какие части выделяют в тексте памятника исследователи? Чему посвящено введение и заключение? Для чего здесь упоминаются многочисленные боги Вавилона, союзных и подвластных ему городов?Система изложения норм в Законах серьёзно отличается от привычной для нас отраслевой системы: нормы излагаются по принципу бытовых ассоциаций. Поясните сущность этого принципа и проследите его по тексту судебника.Вопрос 2. По каким основным признакам определялся статус человека в древневавилонском обществе? Для ответа на вопрос обратитесь к статье Д.А.Суровня (8).Перечислите категории свободного населения в Вавилоне. Кого называли человеком? Укажите различия в правовом статусе авилумов и мушкенумов. Что общего между мушкенумами, баирум, редум и тамкарами?На основе статей судебника (171, 175, 176, 199, 205, 231, 251–252, 278–282) определите статус раба в Древнем Вавилоне. Имелись ли различия в правовом статусе разных категорий рабов? Какой тип рабства – патриархальный или классический – характерен для Древнего Вавилона (ответ обоснуйте)?В Законах Хаммурапи зафиксирован институт временного рабства (ст. 117). Почему законодатель ограничивает срок такого рабства тремя годами?Вопрос 3. Основным объектом вещного права в Древнем Вавилоне выступала земля, которая могла принадлежать семье, общине, царю, храму. Объём прав на землю зависел от социального положения владельца и способа приобретения земельного участка.Укажите права собственника земельного участка по Законам Хаммурапи (ст. 38-42). Какие обязанности и перед кем нёс собственник земли (ст. 23-24, 53-56)?Рассмотрите институт служебного держания илку (ст. 26-32, 35-38, 41), определите права и обязанности его держателя. Какие виды договоров получили отражение в Законах Хаммурапи? Назовите условия заключения и исполнения договоров аренды (ст. 42-52, 60-65, 73), купли-продажи (ст. 7, 9-10), займа (ст. 48, 89), хранения (ст.122-125) и поручения (ст.112). Какие виды договора отражены в ст. 100 и 104?Какова роль царской власти в регулировании договорных отношений частных лиц? Вопрос 4. Укажите суть и цель брака в Древнем Вавилоне (ст.136, 144-147, 150, 162-164). При ответе особое внимание обратите на договор, предваряющий заключение брака. Рассмотрите условия заключения брака (ст. 128, 159-161). Допускают ли Законы Хаммурапи многоженство (ст.136-144)? Назовите условия развода по инициативе мужа (ст. 137-138, 141, 145) и по инициативе жены (ст. 134-136, 142).Определите права и обязанности супругов (ст. 137-146, 148-152, 172). Можно ли говорить о бесправном положении замужней женщины в Древнем Вавилоне? При подготовке ответа обратитесь к статье Н.С. Барановой (1).Рассмотрите нормы, регулирующие отношения родителей и детей (ст. 168-169, 185-195). Была ли власть отца над детьми безграничной?Вопрос 5. В Законах Хаммурапи под преступлением подразумевается любое действие, сопряженное с нанесением материального ущерба, в том числе телесные увечья. Какие виды преступлений можно выделить по тексту судебника? Различал ли древневавилонский законодатель умышленные и неумышленные деяния, учитывал ли соучастие и обстоятельства смягчающие и отягчающие вину (ст. 16, 25, 109, 206–207 и др.)? В чем суть талиона? В каких случаях он применялся согласно Законам Хаммурапи? Можно ли считать талионом назначение наказания по ст. 230?Назовите виды наказаний за преступления по Законам Хаммурапи. Какое значение среди них занимали штрафы? Как влиял на назначение наказания социальный статус преступника и потерпевшего? При ответе на вопросы используйте статьи 196–214, 218–220, 229–233.Вопрос 6. Судопроизводству в Законах Хаммурапи уделено мало внимания (ст. 3-5, 9-13), но можно сделать вывод, что суд в Древнем Вавилоне имел важное значение и был публичным действом. По статьям судебника рассмотрите ход судебного заседания. Назовите виды доказательств, допустимые в древневавилонском суде (ст. 11, 103, 105). В ст. 2 судебника приведено описание ордалии. В чем назначение и смысл этой процедуры?

freedocs.xyz

ИГПЗС. Содержание.

 

Государства Древнего Востока.

Древний Вавилон

Виды договоров по законам Хаммурапи.

Виды преступлений и наказаний по  законам Хаммурапи.

Источники права государств Древней Месопотамии.

Правовое положение населения Древневавилонского Царства.

Система Законов Хаммурапи.

Собственность на землю в Древнем Вавилоне.

 

Древний Египет

Виды договоров в праве Древнего Египта.

Виды земельной собственности.

Виды преступлений и наказаний в Древнем Египте.

Источники права Древнего Египта.

 

Древний Китай

Виды договоров в Древнем Китае.

Виды преступлений и наказаний в Древнем Китае.

Категории населения Древнего Китая.

Периодизации истории Древнекитайского Государства.

 

Древняя Индия.

Варновая система Древней Индии.

Виды договоров по Законам Ману.

Источники права Древней Индии.

Преступления по законам Ману.

Система высших органов власти в Древней Индии.

 

Сводные таблицы Древний мир.

Виды договоров в государствах Древнего Востока.

Виды наказаний в государствах Древнего Востока.

Виды преступлений в государствах Древнего Востока.

Периодизация истории  государств Древнего Востока.

 

Государства Античности.

Древний Рим.

Государственные должности в Древнем Риме.

Государственный строй Древнего Рима в период республики.

Государственный строй Рима в царский период.

Источники рабства в Древнем Риме.

Источники Римского Права.

Народные собрания в Древнем Риме периода республики.

Организация римской общины в догосударственный период.

Периодизация истории Древнего Рима.

Периодизация истории Древнего Рима в период империи.

Правовое положение населения Древнего Рима в период республики.

Правовое положение населения Древнего Рима в царский период.

Преступления и наказания по Римскому праву.

Реформы Диоклетиана.

Реформы Константина.

Реформы Сервия Туллия.

Система законов XII таблиц.

Судебный процесс в Древнем Риме.

 

Древняя Греция.

Виды преступлений и наказаний известные в Древней Греции.

Категории граждан Афинского полиса по реформе Солона.

Органы управления Афинским полисом.

Органы управления Спартанским полисом.

Периодизация истории Древней Греции.

Правовое положение населения Спарты.

Правововое положение населения Афинского Полиса.

Реформы Ликурга.

Реформы Солона и Клисфена.

Реформы Эфиальта и Перикла.

 

Англия в Средние века.

Виды договоров известные в средневековой Англии.

Виды исков средневекового английского права.

Виды преступлений известные английскому средневековому праву.

Источники права средневековой Англии.

Реформы Генриха II.

Центральные органы власти Англии периода абсолютной монархии.

 

Франция с Средние века.

Источники права средневековой Франции.

Органы власти Франции периода абсолютной монархии.

Органы власти Франции в период сословно-представительной монархии.

Органы управления Франции периода сословно-представительной монархии.

Правовое положение населения в средневековой Франции.

Реформы Людовика IX.

Система вассалитета в средневековой Франции.

Состав Генеральных штатов.

Судебная система периода абсолютной монархии.

 

Средневековая Германия.

Источники права Средневековой Германии.

 

Франкское государство.

Виды договоров по Салической правде.

Доказательства в судебном процессе по Салической правде.

Источники права Франков.

Органы управления королевства Франков.

Периодизация истории франкского государства.

Преступления и наказания по Салической правде.

Социальные группы франкского государства.

Этапы развития монархии в Средневековой Европе.

 

Английская буржуазная революция.

Английская буржуазная революция.

 

 

 

 

Исторические даты - Англия

Исторические даты - Арабский халифат

Исторические даты - Византия

Исторические даты - Германия

Исторические даты - Древняя Греция

Исторические даты - Древний Рим

Исторические даты - Древняя Месопотамия

Исторические даты - Индия

Исторические даты - Китай

Исторические даты - США

Исторические даты - Франция

Историческая дата - Япония

 

allstatepravo.ru


Смотрите также