Древний рим колонны. Колонна Траяна в Риме: фото, описание, где находится?
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Колонна Траяна - воплощение военной славы римлян. Древний рим колонны


Где расположены колонны Древнего Рима? Интересные факты, история появления

Гуляя по Риму, можно в его различных уголках полюбоваться колоннами и древнеегипетскими обелисками. Большая часть колонн возведена во славу того или иного императора. Живописные каменные столбы свидетельствуют о триумфе полководцев и правителей Древнего Рима. Наиболее известные монументы прославили в веках Марка Аврелия, Траяна и прочих достойных.

История появления

Появление памятных колонн тесно связно с таким понятием как Триумф (лат. triumphus), то есть, «торжество».

Колонны Рима - Триумф

Колонны Рима - Триумф

Яркое появление удачливого победителя в Риме стало престижным призом. Полководец получал  право въехать в столицу на позолоченной колеснице, в окружении ликующей толпы. Помимо сиюминутных почестей, имя победителя увековечивали для потомков – возводили памятные обелиски, арки и колонны. Только благородные мужи, имевшие высокое положение в империи, могли претендовать на звание триумфатора.

  • Увидеть все древнеримские колонны можно во время необычных экскурсий с лучшими русскими гидами в Риме. Искренне рекомендуем.

Как выглядели колонны?

Колонны Рима - Колонна ТраянаКолонны Рима - Колонна Траяна

Колонна древнего победоносца имела некую типовую схему: вытесанный из камня цилиндр, водруженный на постамент, который сверху был увенчан статуей полководца. Чаще всего колонну покрывали резьбой, на которой была изображена масштабная историческая баталия, подвиги победителя и его армии. Иногда колонна составлялась из нескольких частей и изнутри была полой. Внутрь таких монументов помещали лестницу, по которой можно было добраться до верхней площадки памятника.

Колонна Траяна (Colonna Traiana)

Колонна императора Траяна

Колонна императора Траяна

Считается, что традиция устанавливать триумфальные колонны в Древнем Риме началась именно во времена императора Траяна (лат. Marcus Ulpius Nerva Traianus). Римский правитель провел затяжную военную кампанию по борьбе с племенами даков (лат. Daci). Удалось не просто сокрушить искусных в бою полководцев, но и присоединить территории даков в качестве новой провинции Римской империи.

В 113 г. н.э. по приказу Траяна художник и архитектор Апполодор Дамасский (лат. Apollodorus Damascenus) взялся за работу над каменной колонной. Памятный обелиск был исполнен из каррарского мрамора весом порядка 40 тонн. Общая высота мемориала – 38 м, он составлен из 20 частей, полых внутри. Поверхность колонны украшена батальными картинами, иллюстрирующими войну даков и римлян.

Поверхность колонны императора Траяна украшена батальными картинами, иллюстрирующими войну даков и римлян

Поверхность колонны императора Траяна украшена батальными картинами, иллюстрирующими войну даков и римлян

В 113 г. н.э. вершину колонны украсили победоносным орлом, которого вскоре заменили статуей императора. В конце 16 века папа Сикст V (лат. Sixtus V) распорядился украсить мемориал статуей апостола Петра.

статуя апостола Петра на колонне Траяна в Риме

статуя апостола Петра на колонне Траяна в Риме

Современные ученые отмечают высокую историческую ценность рельефов, нанесенных на колонну. Благодаря кропотливости проделанной работы можно получить хорошее представление об обмундировании, вооружении и методах ведения боя в древние времена. Простому же посетителю можно просто полюбоваться мастерски проделанной работой. Также на памятнике имеется надпись, свидетельствующая о том, что сенат и римский народ почтил достойным образом достижения императора Траяна.

Колонна Антония Пия (Colonna di Antonino Pio)

Колонна Антония некогда была установлена на Марсовом поле (лат. Campus Martius). Она была построена в 161 г. н.э. приемниками императора Антония Пия. Чествовался умерший правитель и его жена. Изначально, колонна из красного гранита была помещена на мощный пьедестал, украшенный резьбой, и увенчана статуей Антония Пия.

После падения Римской империи колонна долгое время находилась в заброшенном состоянии. Основание мемориала ушло под землю, часть 15-метрового ствола колонны была безвозвратно утеряна. В 17 веке колонну извлекли из-под слоя земля благодаря стараниям Карло Фонтаны (Carlo Fontana). Пьедестал сохранился хорошо, его отреставрировали и сохранили для потомков. А вот уцелевшая часть гранитной колонны была позже использована для облицовки обелиска на площади Монтечиторио (Palazzo Montecitorio).

Колонны Рима - Колонна Антония ПияКолонны Рима - Колонна Антония Пия

В наши дни полюбоваться мемориалом Антонию Пию можно во время посещения Музеев Ватикана (Musei Vaticani). Экспонируется только уцелевшая тумба пьедестала, на которой изображен возносящийся на небо император. Среди прочих рельефов выделяются аллегорические изображения Рима и Марсова поля.

Колонна Марка Аврелия (Colonna di Marco Aurelio)

Колонны Рима - Колонна Марка АврелияКолонны Рима - Колонна Марка Аврелия

Колонна Марка Аврелия построена в 193 г. н.э. в честь императора Марка Аврелия (лат. Marcus Aurelius Antoninus). Годы правления Марка Аврелия были омрачены угрозой, исходившей от германских и сарматских племен. Период с 166 по 180 гг. н.э. остался в истории как Маркоманская война. Император и его сын-приемник Коммод (лат. Lucius Aelius Aurelius Commodus), смогли покорить воинственные племена, и навести порядок у восточных границ Империи.

Марк Аврелий не смог насладиться триумфом в свою честь, поскольку умер в 180 г.н.э. Мемориал, созданный по образцу колонны Траяна, имел 10-метровое основание и 30-метровую основную часть. Колонна была составлена из 28 частей каррарского мрамора, украшенного детальным изображением битв между римлянами, германцами и сарматами. Венчала колонну статуя Марка Аврелия, которая в 16 веке была заменена статуей апостола Павла.

Находится колонна Марка Аврелия на Колонной площади (Piazza Colonna), названной так ее в честь. Некоторое время после реставрации в 16-17 веках, колона ошибочно была приписана Антонию Пию.

Колонна Фоки (Colonna di Foca)

Колонны Рима - Колонна ФокиКолонны Рима - Колонна Фоки

Колонна Фоки — это завершающая точка в строительстве Римского Форума (лат. Forum Romanum). В 608 г. н.э. беломраморная колонна высотой 13,6 м, была установлена неподалеку Ростры (ораторской трибуны) и посвящена Фоке (греч. Φωκᾶς), императору византийскому.

Во времена, когда христианство не было разделено на православие и католицизм, дружба между Византией и Римом была достаточно крепкой. Считается, что на вершине колонны стояла позолоченная статуя Фоки, выполненная по заказу понтифика Бонифация IV (Bonifatius  IV). Примечательно, что после свержения императора Фоки, все упоминания о его величии уничтожались, в том числе пострадала и колонна, установленная на Форуме.

  • Адрес: Via dei Fori Imperiali
  • ЗD прогулка по форуму: www.italyrome.info

Колонна Непорочной (Colonna dell’Immacolata)

Колонны Рима - Колонна Непорочного зачатияКолонны Рима - Колонна Непорочного зачатия

Данный монумент является частью достопримечательностей Испанской площади (Piazza di Spagna). В одном конце площади расположилось посольство Испании, а в противоположной ее части в 1854 г. была установлена колонна, посвященная непорочному зачатию Девы Марии. Рядом с мемориалом находится палаццо Пропаганды веры (Palazzo di Propaganda Fide), задуманный Джан Лоренцо Беринини (Gian Lorenzo Bernini),  а построенный — Франческо Боромини (Francesco Borromini).

Колонны Рима- Колонна Непорочной

Колонны Рима- Колонна Непорочной

Дизайном колонны занимался Луиджи Полетти (Luigi Poletti), в то время, как статую непорочной Марии создал скульптор Джузеппе Обичи (Giuseppe Obici). Заказчиком этого памятника являлся Фердинанд II (Ferdinando II), король обоих Сицилий. Таким образом, правитель хотел сблизить Неаполь и римский понтификат.

Начиная с декабря 1953 г. понтифики ежегодно возлагают букет из цветов к подножью колонны, как знак уважения непорочного зачатия.

У подножия 12-метровой мраморной колонны восседают 4-е библейских мудреца: Моисей, Исайя, царь Давид, провидец Иезекииль.

  • Адрес: Piazza di Spagna

italy4.me

Колонна Траяна в Риме: фото, описание, где находится?

Тем, кто собирается поехать в Рим, определенно будет нескучно. Здесь есть что увидеть, ведь главной особенностью итальянской столицы туристы называют невероятное количество достопримечательностей. Перечислить наиболее интересные места в Риме – задача далеко не из легких.Колонна Траяна в Риме

Общая информация

Здесь буквально на каждом углу можно ощутить дыхание истории, с которой органично сплетаются уклад жизни современных жителей и чудесные ароматы местной кухни. Рим – это не только столица нынешней Италии, но и главный город древней и весьма могущественной империи. Многовековые этапы истории оставили на этой земле неизгладимый след в виде огромного количества памятников. Именно они и привлекают сюда миллионные армии туристов. Одной из самых красивых и величественных достопримечательностей города является колонна Траяна в Риме. Она расположена на одноименной площади. Не только украшением итальянской столицы, но и летописью всех важнейших военных событий, происходящих в Римской империи, служит колонна Траяна в Риме. Фото, описание этого замечательного памятника истории, интересные факты, связанные с ним, – все это представлено в данной статье.

Форум Траяна

После смерти этого римского правителя сложилась интересная традиция. Римские сенаторы в приветствии каждому последующему императору желали тому «быть лучше Траяна». Этот правитель родился в Испании. Его считают величайшим застройщиком Рима. Именно он построил культурный центр города в надежде укрепить собственную популярность и стать истинным жителем столицы империи.К тому моменту Рим насчитывал уже пять аналогичных площадей, но ни одна не смогла соперничать с «детищем» Траяна. По своим размерам он превышал всех их, вместе взятых. Архитектором Форума стал выходец из провинции грек Аполлодор. Богатая добыча, которую получил Рим в результате похода в Дакию, позволила ему ни на чем не экономить. Аполлодор создавал Форум как «рекламу» своему императору. Площадь имела в длину около двухсот метров. Она была украшена статуями и изящными галереями. Там же находились рынок, суды и библиотеки. Но самой главной частью Форума была величественная колонна Траяна.

Фото, описание

Удивительное строение доминировало над всем комплексом площади. Колонна Траяна была украшена удивительными по своей выразительности барельефами, которые повествовали о военных победах римского императора, в частности о кампаниях его армии при форсировании Дуная, о захвате территории нынешней Румынии и т. д. Сегодня она так же гордо возвышается над руинами Форума, а у ее основания можно увидеть гробницу самого Ульпия Траяна и его жены.

Колонна Траяна

Для сооружения этого удивительного памятника в Рим было привезено двадцать огромных блоков знаменитого каррарского мрамора.

Колонна Траяна имеет весьма внушительные размеры: тридцать восемь метров в высоту при весе в сорок тонн. Изнутри она полая. В ней устроена только винтовая лестница, которая ведет к площадке, сооруженной на капители.

Удивительный памятник древней цивилизации

Нужно сказать, что монумент на колонне несколько раз менялся. Вначале на капители возвышался орел, затем скульптура самого Траяна, и только в шестнадцатом столетии здесь появился стоящий во весь рост апостол Петр. Именно его изображение украшает колонну на сегодняшний день. На рельефной ленте, которая проходит по всему стволу сооружения, можно видеть фрагменты из двух сражений императора и даков. Всего на ней изображены две с половиной тысячи человеческих фигур, среди которых многократно повторяется сам Траян. Помимо них, на рельефе можно заметить Нику - богиню победы, а также Дуная - величественного старца - и других аллегорических персонажей.Колонна Траяна фото

История создания

Колонна Траяна была построена в честь римского императора, который сделал головокружительную карьеру. Он начинал простым легионером и дошел до правителя одного из самых могущественных государств. Благодаря этому талантливому полководцу и реформатору территорию Римской империи удалось существенно увеличить. А само государство значительно укрепило свое влияние.

Кроме проведения активной внешней политики и возведения крепостей, этот римский император возводил мосты, акведуки и прочие гражданские сооружения. В его честь и построили последний древнеримский форум. В отличие от пяти предыдущих он представлял собой обширную экспозицию побед и оружия императора.

Особенности сооружения

Визуально триумфальная колонна Траяна поделена на три части. Во-первых, на основание - пьедестал, затем на непосредственно центральную часть и на выступающую за ее пределы верхнюю - капитель. Диаметр колонны составляет около четырех метров.

Памятник выполнен из ценнейшего сорта каррарского мрамора. Для его строительства использовано двадцать блоков, которые установлены таким образом, чтобы во внутреннем пространстве образовалась полость. В ней находится винтовая лестница из ста восьмидесяти пяти ступеней, ведущих к площадке, устроенной на капители. Солнечный свет внутрь колонны проникает через небольшие окошечки, больше напоминающие бойницы.

Наружная часть строения покрыта рельефной лентой, которая поднимается по спирали до его вершины. Изображения, сделанные на ней, рассказывают об эпизодах военной кампании императора Траяна. Барельеф двадцать три раза огибает стволовую часть колонны. Его общая протяженность составляет сто девяносто метров.

В основании находится зал. Здесь покоятся урны с прахом императора Траяна и его жены Помпеи Плотины. А на пьедестале до наших дней сохранилась надпись, которую ученые считают образцом римского шрифта.Где находится колонна Траяна

Изображения

Колонна Траяна в Риме, фото которой увозит с собой каждый турист, представляет собой особую историческую ценность. Ее барельефы настолько образно и емко передают эпизоды войны римлян против даков, что просто поражают мастерством исполнения.

На колонне представлены события двух походов Траяна. На ленте они визуально отделены друг от друга крылатой богиней Победы, которая пишет на щите имя триумфатора. Вокруг вытеснены многочисленные военные трофеи императора-победителя.

На рельефной ленте около двух с половиной тысяч человеческих фигур. Это солдаты римского войска, совершающие определенные действия: строящие укрепления, переправы через реку, сражающиеся и т. д. Сам император Траян на ленте запечатлен пятьдесят девять раз: во главе отряда, на неком возвышении.

Работа древних мастеров

Фигурки солдат, детали их вооружения и обмундирования, а также укрепления на колонне прорисованы достаточно реалистично и четко. На рельефном изображении отсутствует перспектива: и ближние, и дальние предметы здесь отображены с одинаковыми размерами. Кроме того, второй план рельефа сделан в верхней части ленты. Благодаря такому подходу лента является очень информативной.

Подобная точность всех представленных сцен дает возможность не только лучше представлять, но и изучать оружие, доспехи и одежду римлян и даже даков той эпохи.

Помимо фигур солдат, на рельефе можно видеть и некоторые иносказательные рисунки, характерные для искусства Римской империи тех времен. Например, под фигурой старца нужно подразумевать Дуная, а женщиной с лицом, прикрытым покрывалом, является Ночь.Чудинов колонна Траяна в Риме

Во время создания все рельефные фигуры были исполнены в цвете. Однако со временем их краска выцвела, и сегодня эти изображения получили одинаковый светлый тон, что, впрочем, нисколько не умаляет ни их исторической, ни художественной ценности.

Секреты древней цивилизации

Воздвигнутая в далеком 113 году эта фантастическая колонна возвышается над Римом уже почти два тысячелетия. Со временем ее рельефы сильно пострадали, поэтому, кроме нескольких нижних витков на спирали, остальные очень трудно разглядеть. Вокруг колонны настоящие руины: повсюду пустые пьедесталы и расколотые плиты, разбитые скульптуры и обезглавленные колонны – все это только отдаленно напоминает былое великолепие Форума.Колонна Траяна фото описание

Колонна Траяна считается одним из главных монументов из всех тех, которые пережили падение Римской империи. Из столетия в столетие историки изучают ее рельефы в качестве наглядного пособия по истории войн, где сам Траян представлен как герой, а Децебал - правитель даков — его достойный противник. Археологами разглядывались даже мельчайшие детали из изображенных сцен, чтобы получить сведения о военных тактиках вооружении и обмундировании римской армии. Немало усилий на изучение этого уникального памятника потратил и В. А. Чудинов. Колонна Траяна в Риме, по его мнению, посвящена скорее знаменитой Троянской войне XIII века, а не императору-победителю. Об этом свидетельствуют многие факты, в том числе и скорость разрушения барельефа, по которой можно предположить, что сооружению всего около пятисот лет. Однако многие специалисты не соглашаются с мнением русского ученого.

Где находится колонна Траяна

Структура древнего Форума была продумана до мелочей. Вход на вымощенную разноцветным мрамором площадь украшала огромная триумфальная арка. По трем сторонам от нее стояли скульптуры самых известных деятелей Римской империи, а на четвертой архитектор поместил базилику. Это было своеобразное политическое строение, в котором создавались указы императора. Между латинской и греческой библиотеками Аполлодор расположил знаменитую колонну Траяна. Сегодня ее можно увидеть рядом с площадью Венеции и памятником Витторио Эммануилу. Колонна Траяна, фото которой является неопровержимым доказательством величия и монументальности данного сооружения, находится прямо напротив церкви Санта Мария ди Лоретто.Триумфальная колонна Траяна

Добраться до нее на личном автомобиле или такси можно, доехав до улицы Via dei Fori Imperiali. Те, кто самостоятельно изучает достопримечательности Рима, могут сойти на станции метро "Колизей" и дальше пешком прогуляться к этому монументу. От остановки до нее всего полчаса медленным шагом.

Интересные факты

Кроме замены скульптурных изображений, венчающих колонну императора, других более или менее значительных изменений это сооружение за свою многовековую историю не претерпело.

В годы правления Траяна действовал запрет на погребение людей в пределах города. Однако после смерти Траяна для него сделали исключение.

Этот памятник представляет большой интерес и для современных румын. Ведь Траян до тла разрушил Дакию, поэтому колонна сегодня является драгоценным свидетельством того, как могли одеваться и выглядеть их далекие предки.

fb.ru

как добраться, рельеф, история, фото

Знаменитые рельефы колонны Траяна

5 (100%) 1 оценок

Колонна Траяна — один из самых известных и хорошо сохранившихся древнеримских памятников, дошедших до наших времен. Когда я стою перед ней, то перед глазами у меня нет-нет, да и промелькнёт картина не нынешнего, а античного Рима с громадой и великолепием его императорских форумов.

Это, конечно, секундное наваждение, и вновь — я вижу лишь развалины, в которых трудно угадать былое величие. И только Колонна Траяна стоит, как ни в чём ни бывало, стоит уже больше 1900 лет, практически не изменившись с тех пор. Несомненно, этот монумент заслуживает того, чтобы познакомиться с ним поближе.колонна траяна история

колонна траяна история

История создания

Колонна возведена во славу великого императора дакийского – Марка Ульпия Траяна. Он известен своими завоеваниями, после которых Римская империя только увеличивалась в размерах и укреплялась в своей могущественности.

После покорения Дакии, Траян был провозглашен Дакийским императором. И после этого события на самом большом Римском форуме, в самом его центре и появилась памятная колонна.

траян

траян

Архитектором, которому мы обязаны этим монументом, который уже почти два тысячелетия остается на своем месте, стал Аполлодор Дамасский.

Архитектура

Колонна выполнена с драгоценного материала – каррарского мрамора. Условно ее можно разделить на три части:

  • капитель – верхняя часть
  • сама колонна
  • пьедестал – основание колонны

Высота памятника составляет 38 метров, а диаметр – около 4 метров.

Двадцать сложенных блоков образуют внутри пространство для лестницы со 185 ступенями, которая ведет наверх – к смотровой площадке на капители.

Лента рельефов 23 раза обвивает колонну и представляет взору эпические сцены прошлой реальности. Это изображение Дакийской войны и императора Траяна. К слову, его можно увидеть целых 93 раза!

колонна траяна рисунок

колонна траяна рисунок

Волны реки Истры, а ныне Дунай, военный быт и праздничные моменты побед! А лирические мотивы заключены в фигурах женщин и детей. Всего фигур на колонне можно насчитать более двух с половиной тысяч.

На пьедестале колонны высечен текст, который демонстрирует от кого и кому возведен этот мраморный монумент.

А вот и сам текст:

«Сенат и народ римский воздвигли эту колонну Императору Цезарю Нерве Траяну Августу, сыну божественного Нервы, Германском,  Дакийскому, Великому Понтифику, наделенному властью народного трибуна в 17-й раз, Императору в 6-й раз, Консулу в 6-й раз, Отцу Отечества,  для того, чтобы было видно, какой высоты холм был срыт, чтобы освободить место для возведения этих столь значительных сооружений»надпись на колонне траяна перевод

надпись на колонне траяна перевод

Внутри прямоугольного основания колонны хранится урна с прахом великого императора и его жены.

Колонна Траяна является одним из напоминаний о могуществе Римской империи и о величестве ее императоров. Сцены, изображенные на рельефе колонны, захватывают дыхание и переносят в дни, когда новые победы будоражили умы юных воинов!

Интересные факты

  • Чтобы воплотить проект, архитектору потребовалось срыть часть склонов Квиринальского и Капитолийского холмов. Ни один из форумов, строившихся до этого, не требовал изменений природных ландшафтов таких масштабов
  • Первоначально колонну венчало скульптурное изображение орла (символ военного успеха), после смерти Траяна его сменила статуя императора, которая в свою очередь была заменена на статую Апостола Петра, украшающую верхнюю часть сооружения по сей день.
  • Кроме замены венчающих колонну скульптурных изображений других значительных изменений за свою многовековую историю сооружение не претерпело.
  • Во времена правления Траяна существовал запрет на захоронения в пределах территории города. Но после смерти императора для него было сделано исключение, прах его покоится в основании колонны, так что она является своего рода надгробием.
  • Рассматривать барельеф, стоя у основания колонны, было неудобно, поэтому римляне в свое время оборудовали для просмотра крыши двух находящихся поблизости библиотек.

Колонна Траяна была воздвигнута в период наивысшего подъема и расцвета Римской Империи. Сохранившись до наших времен практически в первозданном виде, это сооружение является не только историческим, но и архитектурным памятником, произведением искусства скульпторов.

интересные факты о колонне траяна

интересные факты о колонне траяна

Отзывы туристов

Семён

Невероятные впечатления от посещения Коллизея и Римского форума усиливается от одного только вида этой колонны. Шедевр! Внутри она полая, кстати здесь же захоронен и сам император со своей женой.

Сабина

Наверное, именно колонна Траяна становится вишенкой на торте при посещении форума. колонна иллюстрирует войну римлян и даков, таким образом рисуя в воображении сцены битв. безусловно всем любителям истории сюда!

Ирина

После заката колонну начинают красиво подсвечивать. Именно это время наиболее рекомендую для посещения этого места

Ника

Находится в гуще исторических достопримечательностей, рядом с Monumento Victorio, где могила неизвестного солдата. Так, что мимо не пройдете, обязательно заметите. Но надо иметь хорошее зрение, чтобы рассмотреть детали.

Как добраться

Колонна Траяна находится недалеко от площади Венеции, напротив церкви Санта Мария ди Лоретто. Станция метро Колизей.

Удобнее всего добраться до колонны Траяна следующим образом:

  • доехать на метро до остановки Colosseo. Пройти вверх по via del Fori Imperial примерно 10 минуткак добраться до колонны траянакак добраться до колонны траяна
  • доехать на автобусе № 51, 85, 87. Они останавливаются буквально в 10 метрах от колонны.

Полезная информация

  • Адрес: Via dei Fori Imperiali, 00186 Roma, Italy
  • Часы работы: круглосуточно

Похожие статьи

torome.ru

Колонна Траяна: описание, фото и видео

Рим – столица современной Италии и могущественной древней империи. Многовековая история оставила на этих землях множество памятников, которые привлекают сюда миллионы туристов. Одной из красивейших и величественных достопримечательностей является Колонна Траяна в Риме, расположенная на одноименной площади. Она служила не только украшением, но и летописью важнейших военных событий Римской Империи.

История строительства

Колонну Траяна построили в честь римского императора. Траян сделал головокружительную карьеру от простого легионера до правителя могущественного государства. Благодаря талантливому полководцу и реформатору территория Римской Империи существенно увеличилась, а государство значительно укрепило свое влияние.

Кроме активной внешней политики и строительства крепостей, император возводил акведуки, мосты и другие гражданские сооружения. В честь мудрого правителя в Риме построили последний императорский форум. В отличие от предыдущих, он представлял собой экспозицию оружия и побед Траяна. Попасть на площадь можно было через Триумфальную арку, а в самом центре находилась огромная колонна имени великого императора. Проект форума и колонны создан архитектором Аполлодором Дамасским. Закончили возводить монумент к 113 году нашей эры.

Спустя несколько лет, в 117 г., Траян скончался. Урну с его пеплом установили в прямоугольном основании памятника, превратив её в усыпальницу.

Архитектурные особенности

Общая высота Колонны Траяна составляет 38 м, а диаметр достигает 4 м. Предполагаемая масса обелиска равна 40 т. Всю колонну можно разделить на три составных компонента:

  • пьедестал;
  • колонну;
  • капитель.

Внутри прямоугольного основания обелиска вырублен небольшой зал. В нем, кроме останков самого Траяна, хранился прах его верной спутницы (Помпеи Плотины). Надписи на стенках пьедестала сохранились с древних времен и привлекают историков стилем письма. Попасть в зал и к винтовой лестнице можно через бронзовую дверь, которая занимает одну из четырех стен пьедестала.

Основным строительным материалом является каррарский мрамор – весьма ценная и редкая порода. Колонна не является монолитным сооружением. Она состоит из 20 строительных блоков, внутри которых имеется пустота. Внутренняя часть представляет собой винтовую лестницу со 185 ступенями. По этой лестнице можно подняться на смотровую площадку капители. Одновременно наверху может находиться до 15 посетителей. По всей высоте сооружения прорублены миниатюрные окошки, похожие на бойницы. Их насчитывается около 40 штук.

В качестве декора основная часть колонны покрыта лепниной, которая напоминает ленту. Длина этой импровизированной ленты составляет 190 м. На каждом из 23 витков изображены батальные сцены из сражений, которыми руководил Траян.

Колонна расположена в небольшом дворике форума и находится по соседству с латинской и греческой библиотеками, а также древней базиликой. Создается впечатление, что строили её для созерцания вблизи, так как с соседних улиц видна только верхушка монумента.

Барельефы Колонны Траяна

Основным украшением колонны являются искусные рельефы. В них до мельчайших подробностей проработана каждая деталь. Кроме художественной ценности они представляют интерес для историков, потому что живо иллюстрируют бои римских солдат с даками, малоизученным народом.

Вся лента разделена на две части, между которыми расположено изображение Ники (богини победы). Каждая из частей посвящена отдельному военному походу императора (101-102 гг. и 105-106 гг.). Вокруг щита с именем победителя расположены трофеи, которые он получил. Уникальность этого сооружения заключается в том, что оно, подобно летописи, подробно описывает важные события в истории Римской Империи. Почти полное отсутствие текста только упрощает восприятие информации для тех, кому неизвестен язык или непонятны древние буквы.

По всем поверхностям нанесены контуры более 2 500 человек. Персонажи не только воюют, но и сооружают переправы, заботятся о раненых, переносят вещи. Каждый человек изображен очень реалистично. Можно разобрать мимику и детали обмундирования. Ленту можно использовать в качестве достоверного источника информации об оружии и средствах передвижения римлян.

Силуэт императора встречает 59 раз. Чтобы выделить его из общей массы, фигура правителя расположена выше остальных. Кроме реалистичных солдат, использованы аллегорические образы. Так, ночь изображена в виде девушки с вуалью, а Дунай представлен немощным стариком.

Хронологически действия развиваются по ленте снизу-вверх. Некоторые картины не следует воспринимать дословно. Одно дерево может означать целую рощу, а один солдат – большую армию.

Пробы с поверхности памятника показали, что несколько веков назад все рельефы были расписаны яркими красками. Некоторые утверждают, что миниатюрное оружие солдат имело бронзовое покрытие. Увы, но солнце и время не пощадили красочные барельефы и сегодня перед взорами туристов предстает однотонная скульптура с ажурной лепниной.

Интересные факты

Статую на вершине Колонны Траяна несколько раз заменяли. Еще при жизни императора на ней восседал орел, который символизировал непобедимость. После смерти правителя на вершину колонны поместили его скульптуру. С конца XVI века с высоты птичьего полета на форум смотрел уже Апостол Петр. Других модификаций во внешнем облике монумента не произошло.

Пока Траян правил Римом, в границах города не был похоронен ни один человек, независимо от его состояния и титула. Останки самого императора поместили в основании обелиска, превратив его в надгробный памятник. Это захоронение стало первым в пределах древнего города.

Внимательно изучить все рисунки и полюбоваться красотой барельефов с земли довольно трудно. Чтобы туристы могли по достоинству оценить красоту колонны, на крышах библиотек оборудовали смотровые площадки.

Колонна императора Траяна предстает нашим взорам почти в неизменном виде, чем могут похвастаться лишь немногие достопримечательности.

Колонна Траяна сегодня

Построенная в эпоху наибольшего расцвета Римской Империи, колонна Траяна безболезненно перенесла многочисленные упадки и войны. А вот последнее столетие оказалось довольно тяжелым для неё. Постоянное воздействие выхлопных газов отрицательно влияет на покрытие, а недавно ученые заметили небольшое отклонение от вертикальной оси.

Если сравнить фотографии и рисунки колонны, которые сделаны за последние 50-100 лет, можно увидеть, как появляются новые трещины и выбоины на её поверхности.

Посетить форум Траяна и полюбоваться на прекрасную колонну можно в любое удобное время. Плата за вход на площадь не взимается. К сожалению, доступ внутрь колонны (на винтовую лестницу и смотровую площадку) для туристов закрыт.

Как добраться

Колонна расположена в центре форума Траяна, недалеко от площади Венеции. Чтобы добраться на автомобиле или такси, следует прибыть по адресу Via dei Fori Imperiali. Можно доехать на метро до станции Колизей и прогуляться к монументу. Медленная пешая прогулка от остановки до достопримечательности займет менее получаса.

tepler.ru

Колонна Траяна в Риме

Рим – не только политический и экономический центр Италии, но и сосредоточие достопримечательностей мирового масштаба, сгруппированных в приятной для любого туриста близости друг от друга. Колонна Траяна в Риме с полным основанием может считаться главным украшением одной из богатейших в этом плане площадей – форума Траяна.

Фото: Lorenzoclick

Колонна Траяна

История возведения

Император Траян прославился масштабными завоеваниями, в результате которых Римская империя достигла весьма значительных размеров. Итогом двух его успешных военных походов в 101-102 и 105-106 годах стало покорение Дакии, занимавшей обширные территории на севере Балканского полуострова и являвшейся сильным и опасным соседом Римской империи.

В честь этих побед Траян получил почетный титул Дакийского императора, и в его славу на самом большом римском форуме была возведена памятная колонна. Строительство ее было окончено в 113 году, архитектором этого триумфального сооружения был Аполлодор Дамасский.

Особенности сооружения

Визуально колонна делится на три части: пьедестал – основание колонны, непосредственно колонна и выступающая за ее пределы верхняя часть – капитель. Высота этого исторического памятника – 38 метров, диаметр колонны – около 4х метров. Инженерные расчеты позволили предположить вес сооружения, он составил 40 тонн.

  • Sorin P.

  • Gary Ullah

  • Tuomo Lindfors

  • Sarah-Rose

  • Mike Bishop

  • Philosofia

Колонна Траяна выполнена из ценнейшего сорта мрамора – каррарского. Для строительства были использованы 20 его блоков, установленных таким образом, чтобы внутри колонны образовалась полость. В ней проходит винтовая лестница из 185 ступеней, ведущая к площадке на капители. Естественный свет проникает внутрь колонны через небольшие окошки, напоминающие бойницы.

Наружная часть колонны покрыта рельефной лентой, поднимающейся по спирали к ее вершине. Рельефные изображения представляют собой эпизоды военной кампании римлян под предводительством императора Траяна против Дакии. Барельеф 23 раза огибает ствол колонны, общая его протяженность – 190 метров.

В основании монумента находится зал, где покоятся урны с прахом самого императора Траяна и его супруги, Помпеи Плотины. На пьедестале сохранилась до наших дней надпись, интересная ученым как образец римского шрифта.

Украшая форум Траяна, колонна является еще и самым выдающимся сооружением на нем. Окруженная с двух сторон библиотеками (греческой и латинской), а с третьей – зданием базилики, предназначенной для политических мероприятий, она взмывает ввысь из тесного дворика между ними, предназначенная для рассматривания с близкого расстояния и практически скрытая от глаз стороннего наблюдателя.

Рельефные изображения

Рельефы колонны Траяна представляют особую историческую ценность, но интересны и обычным туристам, настолько емко и образно они передают эпизоды военных действий римлян против даков.

На барельефе представлены события двух военных походов Траяна, визуально на ленте они отделены друг от друга изображением крылатой богини Победы, которая наносит на щит имя триумфатора. Вокруг щита вытеснены военные трофеи победителя.

Всего на рельефной ленте около 2,5 тысяч фигур. В основном, это солдаты римского войска и их действия: построение укреплений, переправа через реку, сражения, передвижение войска. Сам император запечатлен среди остальных фигур 59 раз. Он изображен либо во главе отряда римлян, либо на некоем возвышении, что подчеркивает его положение военачальника.

Фигуры людей, детали их обмундирования, вооружения, военные укрепления прорисованы весьма четко и реалистично. Ясности передачи действий легионеров подчинено и отсутствие перспективы на рельефном изображении – ближние и дальние предметы отображены с одинаковым размером, второй план рельефа выполнен в верхней части ленты. Благодаря этому рельефная лента очень информативна.

Такая точность представленных сцен позволяет не только лучше вообразить, но и изучать доспехи, оружие, одежду римлян и даков той эпохи.

Кроме фигур воинов на рельефе можно увидеть и иносказательные рисунки, которые были характерны для искусства Рима тех времен: под фигурой старца подразумевается Дунай, а женщина с лицом, прикрытым покрывалом – Ночь.

Все рельефные фигуры в свое время были выполнены в цвете, но со временем краска выцвела, и сейчас эти изображения одинакового светлого тона, что нисколько не умаляет их исторической и художественной ценности.

Уникальность этого памятника заключена в том, что он является полной летописью событий двух дакийских войн императора Траяна. Даже в письменных источниках того времени не содержится столь обширной и подробной информации о ходе этих военных кампаний, а тем более о вооружении и обмундировании солдат. Исключительность представленной информации в том, что выполнена она графическом виде, что делает ее доступной пониманию любого человека, независимо от владения им языками.

Познавательное видео об истории строительства и архитектурных особенностях Колонны Траяна

Интересные факты

  • Первоначально колонну венчало скульптурное изображение орла (символ военного успеха), после смерти Траяна его сменила статуя императора, которая в свою очередь была заменена на статую Апостола Петра, украшающую верхнюю часть сооружения по сей день.
  • Кроме замены венчающих колонну скульптурных изображений других значительных изменений за свою многовековую историю сооружение не претерпело.
  • Во времена правления Траяна существовал запрет на захоронения в пределах территории города. Но после смерти императора для него было сделано исключение, прах его покоится в основании колонны, так что она является своего рода надгробием.
  • Рассматривать барельеф, стоя у основания колонны, было неудобно, поэтому римляне в свое время оборудовали для просмотра крыши двух находящихся поблизости библиотек.

Колонна Траяна была воздвигнута в период наивысшего подъема и расцвета Римской Империи. Сохранившись до наших времен практически в первозданном виде, это сооружение является не только историческим, но и архитектурным памятником, произведением искусства скульпторов. До сих пор это триумфальное сооружение выполняет свое основное предназначение – демонстрирует славу римского императора и подчеркивает величие Империи.

Колонна Траяна на карте

www.travelogger.ru

Колонны и обелиски Рима

Слишком много фотографий Рима сделала за 2 дня: там можно фотать каждый уголок буквально. А потом вопрос: как все это прекрасное показать и поделиться впечатлениями? Решила группировать Рим по темам. Это подборка колонн и обелисков, которые стоят на каждой площади.  Колонн очень много, эта конечно повернута задом, но прекрасно смотрится с этой стороны с таким ярким небом и цветными зданиями )))

В общем, колонны либо просто стоят на площади, либо окружены интересными скульптурами, либо возвышаются над фонтанами.

Обелиски - это самые древние сооружения в мире. Они вырубались целиком из камня и устанавливались в честь знаменательных событий.

В Риме установлено 13 египетских обелисков. Древние римляны были очарованы магической силой «солнечных пальцев» и загадочными иероглифами, которые они считали магическими формулами, списанными с тайных талисманов.Сегодня каждый установлен в честь какого-либо знаменательного события. Египетские - это с квадратным сечением и крестом наверху. Здесь тоже обелиски и колонны. Клевый обелиск- по центру, с шаром. Он находится на Palazzo di Montecitorio перед главным входом в парламент. Этот обелиск попал в Рим во времена императора Августа и использовался в качестве стрелки в солнечных часах, поэтому на пьедестале сохранилась надпись Soli donum dedit (Солнцу посвящается). В 1084 г. обелиск рухнул. Восстановили его только в XVII в., дополнив фрагментами колонны Антонина, некогда стоявшей рядом. В правом нижнем углу - колонна Марка Аврелия. Во время одной из реконструкций была добавлена статуя Аврелия на вершину колонны, но она была потеряна в 16 веке. Позже ее заменили на новую, но она уже изображала Святого Павла, а не императора. Колонна впечатляюще стоит на одноименной площади Piazza Colonna. Памятник состоит из почти 30 мраморных блоков. Рельефные спирали рассказывают историю борьбы Марка Аврелия против своего северного врага. В нижней части колонны написана история о том, как римская армия пересекает реку Дунай и борется с варварами, а верхняя часть рассказывает о победе императора над другим племенем сарматами. В центре площади Навона (Piazza Navona) - в середине фонтана четырёх рек (Fontana dei Quattro Fiumi) установлен египетский обелиск в окружении статуй, символизирующих главные реки четырёх частей мира — Нил, Ганг, Дунай и Ла-Плату. Обелиск высотой 16,54 метра был изготовлен в Египте из асуанского гранита по приказу Домициана. Иероглифы были нанесены уже в Риме: гимн императору Домициану и обожествлённым Веспасиану и Титу. Современный постамент изготовлен из красного гранита. Вершину обелиска украшает металлический голубь с оливковой веточкой — гербовой знак семьи Памфили.

Колонна Траяна на форуме Траяна ( созданная архитектором Аполлодором Дамасским в 113 году н. э. в честь побед Траяна над даками) выполнена из 20 блоков карарского мрамора. Он достигает высоту 38 м (вместе с пьедесталом). Внутри колонна полая: в ней находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к площадке на капители. Рельеф ствола колонны изображает эпизоды войны Рима и Дакии. Изначально была увенчана орлом, позже статуей Траяна. В 1588 вместо неё Сикст V установил статую апостола Петра, которая и находится на колонне по сей день. В основании колонны расположена дверь, ведущая в залу, где помещались золотые урны с прахом Траяна и его супруги Помпеи Плотины. По примеру этой колонны была в последствие создана колонна Марка Аврелия.

Один из самых известных египетских обелисков Рима - обелиск из розового гранита (высота 25 м) на площади Святого Петра в Ватикане (Piazza San Pietro). Его привезли в Рим из Египта во времена правления императора Калигулы в 37 году. Согласно легенде, в шаре на вершине обелиска, находился прах Цезаря. При переносе обелиска в средние века (1586 го) шар поместили в Капитолийские Музеи, а на его место был поставлен крест. Это единственный обелиск, который не был поврежден.

Здесь капитолиийская волчиица (Lupa Capitolina) — символ Рима. Это волчица, вскармливающая молоком двоих младенцев — Ромула и Рема, легендарных основателей города. Считается, что волк был тотемом сабинов и этрусков, а статуя перенесена в Рим в знак слияния римлян с этими народами.

Церкви и соборы Рима изнутри

Booking.com

yashka7.blogspot.com

Римские архитектурные ордера эпохи Республики | Архитектура Древнего Рима

Глава «Ордер» подраздела «Архитектура Римской республики» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова. Автор: С.А. Кауфман (Москва, Стройиздат, 1973)

Архитектурный язык римского зодчества сложился под влиянием эллинистической культуры. Римские зодчие восприняли от Греции в первую очередь ордер, разработав на основе греческих образцов свои варианты дорического, ионического и коринфского ордеров. В римских ордерах трудно проследить последовательное развитие, Противоположные тенденции часто уживаются здесь рядом друг с другом, поэтому преобладание того или иного ордера не всегда является результатом его эволюции в предшествующий период.

Тосканский ордер являлся первоначально этрусским вариантом дорического и отличается от него отсутствием триглифного фриза и каннелюр. Часто он характеризуется развитием базы и высокой капителью, в которой гладкая шейка отделяется от фуста астрагалом. Витрувий описывает тосканский ордер как обладающий деревянным антаблементом, хотя уже при республике появились храмы с каменным антаблементом.

Архитектура Древнего Рима. Римские ордера с приведенной высотой колонны (по Рончевскому)
80. Римские ордера с приведенной высотой колонны (по Рончевскому): 1 — храм в Коре; 2 — театр Марцелла, нижний этаж; 3 — фрагменты из Альбано; 4 — Колизей, нижний этаж; 5 — храм Фортуны Вирилис; 6 — театр Марцелла, второй этаж; 7 — храм Сибиллы в Тибуре; 8 — храм Минервы в Ассизи; 9 — портик Пантеона; 10 — храм Антонина и Фаустины на Римском форуме; 11 — арка Тита; 12 — арка Септимия Севера

Дорический ордер (рис. 80) в период республики был близок то к эллинистическому, то к классическому ордеру Греции. В свободно стоящих колоннах он чаще имел в это время очень легкие пропорции (храм в Коре). Когда он употреблялся как полуколонна в ордерной аркаде, его пропорции бывали довольно тяжелы (в дорических полуколоннах портика Табулария диаметр укладывается всего 7 раз, тогда как в храме Геркулеса в Коре — 10 раз). База слабо выражена или отсутствует. Часто встречаются варианты, промежуточные между тосканским и дорическим ордером.

Ионический ордер применялся в двух основных вариантах. Его капитель либо имеет две стороны с волютами и две — с балюстрами, либо все четыре стороны ее одинаковы, а волюты вытянуты по диагонали. Первый тип более близок к греческой капители и получил перевес лишь к концу республики (храм Фортуны Вирилис в Риме). Второй преобладал во времена республики и является родоначальником композитного ордера.

Коринфский ордер уже во II в. до н.э. стал излюбленным ордером римской архитектуры, между тем как на Востоке в это время он еще мало употреблялся. Коринфский ордер в эпоху республики использовался преимущественно в итало-коринфском варианте, лучшим образцом которого является ордер храма Сибиллы в Тибуре. Его база сходна с аттической, но она опиралась на квадратную плиту и не имела полочки под верхним валом, скоция сведена к двум почти прямым линиям, пересекающимся под углом. Для предохранения нижнего вала от скалывания при случайном перекосе колонны база опирается на блоки подия лишь своей сердцевиной, отвечающей диаметру колонны, оставляя по краю круговой зазор. Каннелюры с промежуточными дорожками внизу близко подходят к базе, а наверху оставляют гладкую шейку (подобно аналогичным колоннам в Пренесте, в Помпейской базилике и некоторых домах Помпей).

Капитель характеризуется мясистостью аканта, взаимоотношением рядов его листьев и построением волют и завитков. Ряды акантовых листьев почти равны по высоте и производят впечатление двойного венца. Акант, в отличие от греческого, более сочен, его листья сильно загнуты, он передан реалистически, лишь с незначительной стилизацией натуры. Волюты велики и массивны, их спирали, закручиваясь к центру, сильно выступают из вертикальной плоскости. Между срезанным углом абаки и сильно развернутыми волютами помещался листок аканта. В отличие от классической коринфской капители и волюты, и центральные, совершенно гладкие и круглые в сечении завитки, так же самостоятельно растут от шейки капители, как и прикрывающие их листья аканта и все жилки в этих листьях. Громадный шестилепестковый цветок прикрывает середину каждой стороны капители от верха акантового венца до верха абаки, так что высота цветка составляет почти половину высоты всей капители.

Итало-коринфская капитель создана и разработана в мягком туфе. Она достигла своего наивысшего совершенства в образцах из травертина (храмы в Пренесте и Тибуре). По своим вырастающим из шейки волютам она близка к капителям Великой Греции и Сицилии, где эолическая в схеме капитель часто окружена лиственным венцом. Во всех этих капителях геометрический характер волют подчеркнут сугубо реалистической трактовкой аканта. Итало-коринфская капитель была широко распространена по всей Италии, господствовала до середины I в. до н.э. и исчезла с переходом к мрамору. В ней нет совершенства, которое было позднее достигнуто римскими мастерами в мраморных капителях, более близких к греческим.

Композиция антаблемента в большей степени, чем капитель, несет на себе отпечаток эллинистического влияния. Оно сказывается в простоте и конструктивной четкости построения, при котором выносная плита сильно выступает над полем фриза; поддерживающая часть сводится к небольшой полке и выкружке, так что конструктивный и логический смысл выносной плиты понятен с первого взгляда. Венчающий гусек очень силен: его вогнутая часть гораздо более значительна, чем выпуклая нижняя. Карниз и архитрав — гладкие, без порезки. Простота и четкость основных элементов хорошо контрастируют с богатым и сочным скульптурным фризом и с великолепными, нарядными и сильными капителями.

Профилировка карниза исходит в основном из геометрических построений, но очертания обломов свободно и непринужденно прорисованы от руки. Небольшие отступления от правильной геометрической формы в гуське и каблучке, плавное закругление нижней поверхности поддерживающей полки, изгиб подсечки слезника и весь сдержанный и энергичный рисунок карниза в целом придают антаблементу большое своеобразие. Небольшие отклонения в обломах от отвеса вертикальных поверхностей создают нюансы полутонов и обогащают живописную игру светотени.

К концу республики появился и другой тип ордера, из которого позднее образовался классический римско-коринфский ордер (храм Весты на Бычьем рынке, храм Кастора и Поллукса в Коре и др.).

И в ионическом, и в итало-коринфском ордере капитель подчеркнута гладкой шейкой, под которой каннелюры завершаются горизонтально. Это особенно характерно для туфовых колонн, применявшихся со II до середины I вв. до н.э. Наоборот, в более близких к классической Греции образцах, получивших преобладание во 2-й половине I в. до н.э., каннелюры завершались полукругом под самым астрагалом (храм Весты на Бычьем рынке), как в ордерах императорского времени.

Общей чертой эволюции ордеров в период республики является постепенная утрата первоначального, конструктивного смысла отдельными частями как элементами стоечно-балочной системы. Венчающая карниз сима перестала играть роль желоба. Фриз часто вытесывался из одних блоков с архитравом.

Полуколонна и пилястра, в восточном эллинизме встречавшиеся изредка, при республике сделались обычным средством расчленения стены; чаще всего они или отвечают колоннам (в перистилях), или продолжают колоннады портика (в псевдопериптере). Иногда полуколонны и пилястры применяются и независимо от портика и становятся самостоятельным декоративным средством.

К концу I в. до н.э. римская архитектура освоила наследие зодчества классической Греции и эллинистической архитектуры, создав свои варианты ордеров и новые композиционные приемы и формы: ордерную аркаду и аркаду, опирающуюся на колонны.

antique.totalarch.com


Смотрите также