Пока есть время, буду делать посты из серии «напишу, чтобы самой лучше запомнить». Первый пост будет на возвышенную тему - Музы и их атрибуты. Для начала - замечательная цитаты из Ломоносова: «Музы не такие девки, которых всегда изнасильничать можно. Они кого хотят, того и полюбят» (прочитала у Е.Анисимова в «Императорской России»).
Римская мозаика с изображением девяти муз с их атрибутами
Calliope / Каллиопа - муза героической поэзии, с греч. «прекрасноголосая»Атрибуты – золотая корона как знак главенства над другими музами, дощечка или свиток, грифельная палочка, с 17 века – книга, на ней может быть написано «Илиада», «Одиссея» или «Энеида».
Дж.Фаньяни
Дж.Бальоне
римская мозаика
Clio / Клио - муза истории, с греч. «делающая знаменитым»Атрибуты – лавровый венок, папирусный свиток и грифель, иногда – шкатулка для свитков, иногда книга, с 17 века – на книге может быть написано «Геродот» или «Фукидид»
Фрагмент картины Вермеера «Искусство живописи», модель в образе Клио.
Erato / Эрато - муза лирической поэзии, любовных песен, с греч. «любимая»Атрибуты – тамбурин, лира, виола, реже - треугольник.
правда тут шар в руках только отдаленно напоминает тамбурин
Портрет Марии-Антуанетты в образе Эрато, Я.Гуттенбрюнн
Melpomene / Мельпомена - муза трагедии, «прославляющая песнями»Атрибуты – венок из плюща, трагическая маска, в руках может держать палицу или меч как символ неотвратимости наказания человека, нарущающего волю богов.
а вот тут ни меча, ни маски
Urania / Урания - муза астрономии и звездного неба, с греч. «небесная». Ее узнать проще всего, ее атрибуты – небесная сфера и циркуль, с 17 века может быть изображена в полумесяце из звезд.
Polyhymnia / Полигимния - муза священных гимнов, с греч. «много гимнов»Атрибуты – свиток в руках, часто с музыкальными инструментами – чаще портативный орган, иногда лютня или другой инструмент.
Дж.Бальоне
Euterpe / Эвтерпа - муза лирической песни, с греч. «дающая наслаждение»Атрибут – флейта.
Terpsichore / Терпсихора - муза танца, с греч. «удовольствие в танце»Атрибуты – изображалась увенчанной венком, с виолой, лирой или с другим струнным инструментом, с 17 века часто изображали с арфой;
Жан-Марк Натье, «Терпсихора»
Thalia /Талия - муза комедии и легкой поэзии, с греч. «праздничная, цветущая»Атрибуты - комическая маска, венок из плюща на голове.
Жан-Марк Натье, «Талия»
Дж.Бальоне, «Талия»
nle2004.livejournal.com
Музы и их значение в жизни и в искусстве.
Петр Киле
Мраморные изваяния прекрасных юных женщин, сохранившиеся, хотя и в копиях, с античности, — свидетельство особого почитания муз греками. Они их любили даже больше, чем богов и богинь, которые жили своею жизнью, так сказать, в высшем свете, да не очень праведной, не говоря о всяких бедствиях и смерти, о войнах, затеваемых богом Аресом.
Самое первое, в чем люди осознавали себя, еще с младенческих лет, через радость и горе, — это была песня. Недаром все девять муз связаны с пением и музыкой, различие между ними – это различие жанров, как они исторически сложились, от свадебных, погребальных, религиозных и т.п., с выделением Эвтерпы, Эрато, Каллиопы, Терпсихоры, Полигимнии, затем уж Мельпомены и Талии, когда родился античный театр, наконец, Клио, когда пришло осознание исторического хода времени, и Урании.
Казалось бы, почему греки выделили музу астрономии, а музы архитектуры или ваяния нет? Тут дело в особом восприятии эллинами Космоса как самого совершенного произведения искусства. То, что пелось в душе человека, воспринималось как внушенное богами, то есть музами, что и стали называть вдохновением.
«Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына…» — начинает Гомер «Илиаду» с обращением к музе, а «Одиссею» — «Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который…», будто с ее слов поведет повествование, со слов Каллиопы, музы эпической поэзии. Таким образом, «Илиада» Гомера, на которой воспиталась Эллада, — это как бы подарок Каллиопы эллинам.
Греки выделяли ее, для них она первая из муз, и даже создали миф об ее любовной истории, с рождением у нее сына от смертного (точнее, двух сыновей, двух поэтов, но в памяти людей остался один – Орфей). Эта история воспроизведена в трагедии «Орфей и Эвридика». Песни Орфея были по сути своей священные гимны, но уже не религиозного, а скорее философского содержания. Но любовь его к Эвридике и трагическая судьба сыграли исключительную роль в зарождении лирики и театра.
Мельпомена, Талия и Терпсихора – это музы античного театра, ибо участие Хора на сцене в событиях трагедии или комедии предполагает и пение, и танцы. Пение, особенно в трагедиях Еврипида, приобретает форму и смысл шлягеров с их распространением по всему Средиземноморью, наравне с лирикой, зачинателями которой выступают Сафо и Алкей с острова Лесбос.
Значение музы в жизни и творчестве поэта лучше кого-либо выразил Пушкин. Поначалу в стихотворении по форме и содержанию антологическом, с полным погружением в классическую древность, как это пропел бы Орфей, смутно помня о матери. Пушкин припоминает, вне всякого сомнения, Эвтерпу.
Муза
В младенчестве моем она меня любила
И семиствольную цевницу мне вручила;
Она внимала мне с улыбкой, и слегка
По звонким скважинам пустого тростника
Уже наигрывал я слабыми перстами
И гимны важные, внушенные богами,
И песни мирные фригийских пастухов.
С утра до вечера в немой тени дубов
Прилежно я внимал укорам девы тайной;
И, радуя меня наградою случайной,
Откинув локоны от милого чела,
Сама из рук моих свирель она брала:
Тростник был оживлен божественным дыханьем
И сердце наполнял святым очарованьем.
К теме антологического стихотворения Пушкин возвращается чуть позже, еще на юге, до новой встречи с няней в Михайловском, с расширением содержания, вплоть до русской старины и жизни современной, в полном соответствии с эстетикой Ренессанса, о чем исследователи не догадываются, а поэт, возможно, слегка смутился и оставил стихотворение неоконченным, но скорее как бы…
Наперсница волшебной старины,
Друг вымыслов игривых и печальных,
Тебя я знал во дни моей весны,
Во дни утех и снов первоначальных.
Я ждал тебя; в вечерней тишине
Являлась ты веселою старушкой,
И надо мной сидела шушуне,
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила.
Младенчество прошло, как легкий сон.
Ты отрока беспечного любила.
Средь важных муз тебя лишь помнил он,
И ты его тихонько посетила;
Но тот ли был твой образ, твой убор?
Как мило ты, как быстро изменилась!
Каким огнем улыбка оживилась!
Каким огнем блеснул приветный взор!
Покров, клубясь волною непослушной,
Чуть осенял твой стан полувоздушный;
Вся в локонах, обвитая венком,
Прелестницы глава благоухала;
Грудь белая под желтым жемчугом
Румянилась и тихо трепетала…
Воздушный образ музы обретал трепетные черты молодой красавицы, с пробужденьем любви и вдохновенья. Вот почему муз и живописцы стали изображать в виде молодых женщин своего времени, что всегда спорно, хотя и милы бывают. В мраморных изваяниях меньше жизни ощущается, но пластика выражает грацию муз, прелестную тайну классического искусства, тайну любви, красоты и вдохновенья.
Мы можем заглянуть в Павловский парк, где бывал Пушкин, как поселился в Царском Селе отроком, и засматривался, верно, на бронзовые изваяния муз со своими юными друзьями. Попался превосходный пост.
В Павловского парке местность под названием Старая Сильвия распланирована Винченцо Бренной в 1793 году. В центре ее — большая круглая площадка, обсаженная дубами, от которой лучеобразно расходятся двенадцать дорожек-аллей, окаймленных стриженной акацией. Отсюда и название — Двенадцать дорожек. На центральной площадке размещены 12 бронзовых скульптур. В центре — Аполлон бог солнца и покровитель муз.
Статуя отлита Е.Гастеклу в Петербургской Академии художеств по модели, выполненным выдающегося скульптора Федора Гордеева с античного оригинала. На второй фотографии — оригинал — мраморная статуя, находящая в музее Ватикана, — найден в начале 16-го в окрестностях Капо д Анцио. Является римской копией несохранившейся греческой бронзовой статуи 4 в. до н.э. приписываемой Леохару. Первоначально эта парковая отливка находилась в Колоннаде Аполлона, в 1817 году была перенесена на это место.
Если рассматривать скульптуру начиная с главной аллеи, идущей от Каменных ворот, то статуи расположены в следующем порядке (считая слева по часовой стрелке):
Это Эвтерпа — муза лирической поэзии и музыки. Вот с этой скульптурой связана настоящая загадка. По всем книгам, написанным о Павловске, она атрибутируется однозначно — Эвтерпа. А на подножии выгравировано: Клио. Следственно — на Клио — Эвтерпа. И в руке нашей павловской Эвтерпы нет свирели, с которой она всегда изображается. На второй фотографии — оригинал, находящийся в музее Ватикана, — является римской копией несохранившейся эллинистической статуи.
Трагическая маска, вакхический венок — отличительные признаки Мельпомены, музы трагедии. Оригинал — мраморная статуя, находящаяся в музее Ватикана — найден в числе семи статуй муз в 1774 году в так называемой вилле Кассия близ Тиволи.
Комическая маска, венок из плюща, пастуший посох, тимпанон (род гуслей) — обычные атрибуты Талии, музы комедии и буколической поэзии. Оригинал находится в Ватикане, найден в числе семи муз в 1774 году.
Терпсихора — муза танцев, она увенчана лаврами и ударяет по струнам большой лиры вроде арфы, оживляя и вдохновляя этими звуками танцующих. Оригинал находится в Ватикане, найден в числе семи муз в 1774 году.
Эрато — муза любовной поэзии и мимики, она держит в руках легкую, небольшую лиру; очень часто с ней рядом изоброжали Эрота (Амура). Оригинал находится в Ватикане, найден в числе семи муз в 1774 году.
Полигимния — муза гимнов и пантомимы. Оригинал — мраморная статуя, находящаяся в музее Ватикана. Найдена в числе семи муз в 1774 году. Является римской копией несохранившейся эллинистической статуи 3 века до н.э.
Каллиопа, муза эпоса, в мечтательной позе держит в руках навощенные дощечки и острую палочку (stylos). Оригинал — в музее Ватикана, найден в числе семи муз в 1774 году.
Клио, муза истории, изображалась со свертком пергамента в руке. На подножии павловской статуи ошибочно выгравировано: Эвтерпа. Оригинал — в музее Ватикана, найден в числе семи муз в 1774 году.
Урания — муза астрономии, в руках — палка-радиус, который употреблялся древними астрологами для указывания звезд. Оригинал находится в музее Ватикана.
Все скульптуры отлиты по моделям Гордеева, и почти все из них до 1798 года украшали пандус Екатерининского дворца в Царском Селе. После смерти своей матушки Павел первый приказал статуи отправить в Павловск, с этого времени и по сей день мы любуемся ими на Двенадцати дорожках. Во время войны они были закопаны глубоко в землю тут же рядом, фашисты их искали, но не нашли. Когда после войны их раскапывали, то в первый момент — не нашли, испугались — настолько глубоко под своей тяжестью они ушли в землю.
По сумрачной Философской дорожке от Тройной липовой аллеи мы идем, предаваясь грустным мыслям. Вдруг — нас встречаает Аполлон в окружении муз на просторной площадке.
При подготовке этого поста использованы следующие материалы:
Павловск: дворец и парк. /Сост. альбома А.Кучумов. — Ленинград.:Издательство «Аврора»,1976. Также фотографии из музеев — Sergey Sosnovskiy.
Конечно, фотографии из парка — свежие.
www.agmu.ru
В хороводе муз | Музыкальная Фантазия
Саркофаг муз (II в. н. э. Лувр, Париж). Слева направо Клио (со свитком), Талия (с маской в руке), Эрато, Эвтерпа (с духовым музыкальным инструментом), Полигимния, Каллиопа, Терпсихора (с кифарой), Урания (с жезлом и глобусом), Мельпомена.
Музы, молю — из толпы многогрешного рода людского
Вечно влеките к священному свету скиталицу-душу.Из античного гимна
Испокон веков с приходом музы связывались самые прекрасные и самые светлые моменты в жизни — моменты озарения и вдохновения, появления чего-то нового, встречи с мечтой. Почему говорят, что встреча с музой может полностью изменить жизнь? Почему древние поэты и сказители, начиная исполнять свои песни, обращались к музам с просьбой о благословении? Почему древние греки, провожая друзей в дальнюю дорогу или благословляя их на какое-то великое дело или новый шаг, часто говорили: «Иди, и да пребудут с тобой музы!»? И в центре Афин, в Акрополе, всегда существовал храм, посвященный музам, — Мусейон. А первый известный нам историк Геродот называл свои труды именами муз (Клио, Эвтерпа, Каллиопа, Талия) и посвящал им свои документальные записи. Почему поэты эпохи Возрождения давали музам обет верности и служения, а художники XVII, XVIII и XIX веков часто изображали себя рядом с музой? Почему и сейчас мы часто слышим: «если будет вдохновение», «если придет муза»? Кто же они эти таинственные и прекрасные незнакомки, девять сестер, одетые в белоснежные одежды? Только ли ушедший в далекое прошлое красивый миф?
Парнас — обиталище муз. Андреа Аппиани.
«Парнаса жительницы, девы несравненны...»
Музы (в переводе с греческого — «мыслящие») — дочери Зевса «могучегремящего», которому подчиняются все божества Олимпа, все главные принципы во Вселенной, и Мнемосины, богини памяти, покровительницы поэзии, искусств и наук, — олицетворяют все то, что позволяет человеку вспомнить о важном и подлинном, о Вечном. У каждой музы был свой атрибут — символический предмет, говорящий о том, с каким принципом она связана.
Муза Каллиопа.
Так, Каллиопа, муза эпической поэзии, изображалась с навощенной дощечкой и стилем — палочкой для писания. Эта муза вызывала в человеке чувство жертвенности, побуждала его преодолеть страх перед судьбой, вдохновляла воинов на подвиги.
Муза Клио.
Клио - муза истории, ее атрибуты — свиток пергамента или скрижаль (доска с письменами). Клио напоминает о том, чего может достичь человек, помогает найти свое предназначение.
Статуя Мельпомены (Эрмитаж)
Муза Талия.
Мельпомена — муза трагедии, у нее в руках трагическая маска, а у Талии, музы комедии, — комическая. Мельпомена и Талия олицетворяют театр жизни, жизненный опыт.
Муза Полигимния.
Полигимния — муза священных гимнов, веры, обращенной в музыку. Полигимния — это скромность и молитва, обращение ко всему самому дорогому и священному, ее атрибут — лира.
Муза Терпсихора.
Терпсихора, муза танца, открывает людям гармонию между внешним и внутренним, душой и телом. Изображалась она либо с лирой, либо танцующей.
Муза Урания.
Муза астрономии и звездного неба Урания держит в руках небесную сферу и олицетворяет принцип познания, священной тяги ко всему высокому и прекрасному, к небу и звездам.
Муза Эвтерпа.
Атрибут Эвтерпы — флейта, это муза музыки, подсказанной самой Природой, дарующей людям очищение.
Муза Эрато.
И, наконец, у музы любви и любовной лирики Эрато— в руках лира или плектр*. Эрато связана с принципом Великой Любви, дарующей крылья.
Пробуждая в человеке его скрытые силы, музы разными путями ведут его к гармонии и внутреннему порядку.
«Сквозь время пронеся огонь священный...»
Являя собой источник самых прекрасных и возвышенных состояний, музы всегда были связаны с горами и источниками. Они обитали на горе Парнас, у подножия которой бил Кастальский** ключ, и на горе Геликон*** около источника Иппокрены.
Место истечения Кастальского ключа.
Испившего волшебных вод Кастальского ключа музы наделяли вдохновением. Считалось, что они покровительствуют всем тем, кто стремится к прекрасному, но тех, кто осмеливается состязаться с ними, сурово наказывают. Так, Фамирида, сына нимфы Аргиопы, музы наказали за дерзость и гордыню, лишив глаз и голоса. Являясь покровительницами всех служителей искусства, даруя способность пения, игры на музыкальных инструментах и стихосложения, музы не прощают тщеславия. Поэтому одним из главных качеств поэтов и художников древности была чистота помыслов и устремлений, и они всегда просили помощи, благословения и вдохновения у муз, чтобы суметь передать в своих произведениях священные божественные образы. И поэтому музы связаны с принципом очищения души, они являются связующей нитью между божественным и людьми.
Первые литературные упоминания о музах встречаются в произведениях Гомера и Гесиода. Причем не сразу их было девять: Гомер говорит то об одной, то о нескольких музах, но имена их еще неизвестны. В более поздних источниках речь идет о трех музах, которых часто путают с харитами, богинями плодородия, а позднее красоты и радости. Постепенно число муз увеличивается до девяти, становятся известны их имена: Клио, Эвтерпа, Талия, Мельпомена, Терпсихора, Эрато, Полигимния, Урания, Каллиопа.
«Теогония» Гесиода — классический текст о музах. Танцующим хороводом обойдя прекраснейшие горы Греции, омывшись в чистых водах священных источников, своими нежными голосами музы воспевают Зевса и его героические деяния, «песни поют о законах, которые всем управляют, добрые нравы богов голосами прелестными славят». Гесиод благодарит муз за то, что они внушили ему «сладостный дар песнопения», перечисляет их имена и говорит об их благодетельном влиянии на людей:
Блажен человек, если музы любят его:Как приятен из уст его льющийся голос!Если нежданное горе внезапно душой овладеет,Если кто сохнет, печалью терзаясь, то стоит ему лишьПеснь услышать служителя муз, песнопевца о славныхПодвигах древних людей, о блаженных богах олимпийских,И забывает он тотчас о горе своем и заботахБольше не помнит: совсем он от дара богинь изменился.Гесиод. Теогония
В «Илиаде» Гомера музы уже связываются с Аполлоном, богом гармонии, божественного порядка и искусства. Они уже поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах и олицетворяют все самое прекрасное, светлое, мудрое, включая искусства, науки и мораль.
Аполлон. Бог искусств и предсказаний.
Перейдя из Пиерии в Дельфы и обосновавшись на Геликоне, музы уже навсегда становятся ближайшими спутницами Аполлона. Поэтому его называют Мусагетом, то есть Музоводителем. На пирах у Олимпийцев он играет на лире в окружении поющих муз, его вдохновительниц. Они символизируют силы, которые сопровождают душу на пути к солнцу, к свету и к истине. Муз называли также кормилицами и спутницами Диониса, в празднествах которого они участвовали. И поэтому они связаны со священной силой мистического энтузиазма, внутреннего огня и вдохновения, которая позволяет преодолеть все преграды на пути к осуществлению живущей в сердце мечты и рождает способность зажигать все вокруг ее светом. Культ почитания муз распространился по всей Греции. Им дали множество имен, связанных с местами, где их особенно любили: пиериды, геликониды, парнассиды, касталиды, царицы Геликона, парнасские сестры. Храмы, посвященные музам, назывались Мусейонами (отсюда современные «музей», «музыка»). Так, в Афинах, к юго-западу от Акрополя, находился холм Мусейон с храмом, в котором Платон воздвиг алтарь музам, богиням обучения. Сохранились свидетельства о том, что храм, посвященный музам, существовал в Пифагорейской школе. В нем были девять мраморных статуй, а посередине стояла закутанная в покрывало Гестия, хранительница божественного огня; левой рукой она защищала пламя очага, другой указывала на небо. В святилище Пифагора она олицетворяла божественную науку, или Теософию. Окружавшие ее музы носили имена тех наук и искусств, которым покровительствовали. Урания наблюдала за астрономией и астрологией. Полигимния владела наукой потусторонней жизни души и искусством прорицания. Мельпомена представляла науку жизни и смерти. Эти три музы вместе олицетворяли всю космогонию, или небесную физику. Каллиопа, Клио, Эвтерпа символизировали психологические науки — медицину, магию и мораль. Терпсихора, Эрато и Талия заведовали земной физикой, наукой элементов, камней, растений и животных. Так в образах муз перед учениками появлялись все науки, существующие во Вселенной. В этом храме Пифагор давал наставления своим ученикам.
Сафо. Фреска в Помпеях.
Говоря о музах, невозможно не вспомнить Сафо, самую известную поэтессу древней Эллады, жившую во второй половине VII века до н.э. На острове Лесбос, одном из семи священных островов Греции, посвященном Аполлону и Дионису, Сафо основала школу, куда стекались девушки для получения музыкального и поэтического образования со всей Греции, из Малой Азии, с островов Архипелага. Они обучались игре на лире, пению, стихосложению, танцам.
В школе Аристотеля Перипатос тоже был алтарь со статуями муз. Знаменитый Александрийский музей, основанный Птоломеем I, был также посвящен музам. Мусейоны были еще во многих местах Греции: в Олимпии, Коринфе, Трезене. У римлян соответствующими музам богинями-покровительницами стали Камены («поющие», «предсказывающие»).
На протяжении всей истории Древней Греции, а затем и Древнего Рима, в эпоху средневековья и особенно Возрождения, в последующие времена лучами яркого солнечного света отмечены моменты, когда люди снова и снова обращались к великим принципам девяти муз.
Апполон и музы. Симон Вуэ.
«Вы, о пестуньи Души...»
Музы сопровождали человека во все важные моменты жизни, такие как рождение, смерть, любовь и брак, творчество, выбор пути и предназначения — в моменты, когда решалась его судьба. Они всегда отмечают своим присутствием священные моменты рождения нового. Начиная с периода архаики изображения хоровода девяти муз встречаются на саркофагах: греки считали, что музы вместе с нереидами (нимфами моря) сопровождают души умерших на небесный остров Счастливых. Считалось также, что они обладают даром предсказания и предвидения будущего и связаны с тем, что ждет впереди.
Представляя собой все науки и искусства, музы символизируют те силы, сокровенные потенциалы, которые сокрыты в человеке и должны пробудиться в течение его жизни. Они связаны со способностью души прикоснуться к Вечности и принести с собой воспоминание о ней, придав ей форму стихов, музыки, гимнов, священных танцев.
Впереди — долгая дорога. А мы — встречались ли мы в своей жизни с этими таинственными и прекрасными гостьями? И если встречались, то когда? Может быть, той весной, когда к нам пришла первая любовь, и казалось, что все вокруг расцвело прекрасными цветами, хотя землю еще покрывал снег? Или тогда, когда мы решили, что нашли, наконец-то любимое дело, которым хотели бы заниматься всю жизнь? Тот благословенный момент, когда в нашем сознании возникает первый, еще нечеткий, образ того, о чем или о ком мечтаем, древние греки называли посещением музы. С этого мгновения мечта поселяется в нашем сердце, и мы уже понимаем, что не можем жить без нее. И начинается долгий путь к мечте, путь проб и ошибок, но это и путь к гармонии и свету Аполлона, к встрече с самыми дорогими людьми. И с того самого первого мгновения вдохновения спутницы Аполлона и Диониса не оставляют того, кто эту дорогу выбрал.Что ж — в добрый путь, и да пребудут с вами музы!
Смотреть на YouTube: Музы
* Плектр — пластинка с заостренным углом, посредством которого извлекаются звуки при игре на некоторых щипковых инструментах.
** Касталия (греч.) — нимфа, дочь речного бога Ахелоя. Спасаясь от преследований Аполлона, Касталия превратилась в источник у горы Парнас — Кастальский ключ, в водах которого очищались паломники, направлявшиеся в Дельфы. Кастальский ключ — источник вдохновения.
*** Геликон— гора в средней Греции (на юге Беотии), где, согласно греческим мифам, обитали музы. На Геликоне находился источник Иппокрены, или Гиппокрены, возникший от удара копыта крылатого коня Пегаса. Поэтому Геликон — это место поэтического вдохновения.
music-fantasy.ru
Презентация по МХК - Музы
Слайд №2
Боги жили в великолепных чертогах, построенных сыном Зевса Гефестом на вершине Олимпа, самой высокой горы Греции. Там они пребывали в вечной юности, питаясь нектаром< и амброзией, дававшим им бессмертие. Порой они внимали пению муз, которых родила Зевсу богиня памяти Мнемозина, чтобы они воспевали победу богов-олимпийцев над титанами.Вот эти девять муз:Клио-муза истории;Каллиопа- муза эпической трагедии и знаний;Мельпомена- муза трагедии;Талия- муза комедии;Урания- муза астрономии;Терпсихора- муза танца;Эрато- муза любовной поэзии;Эвтерпа- муза лирической поэзии;Полигимния- муза торжественных песнопений в честь богов.Музы
Слайд №3
Клио прошлых времен дела вещает потомству, Мельпомена трагический вопль исторгает печали, Радует Талия шуткой, веселым словцом и беседой, Сладкую песню поет с тростниковою флейтой Эвтерпа,Терпсихора кифарой влечет, бурей чувства владея, С плектром в руке Эрато чарует и словом, и жестом,Песни времен героических в книге хранит Каллиопа, Звезды небес изучает Урания, неба вращенье, Жестами все выражая, Полимния славит героев. Авсоний
Слайд №4
9 сестёр, дочерей верховного бога Зевса и богини памяти Мнемос(з)ины. Они были спутницами Аполлона- бога Солнца и искусств. Музы — богини поэзии, искусств и наук, рождённые в Пиэрии и носящие имя «олимпийские». Они обитают на Геликоне, воспевая все поколение богов — Гею, Кроноса, Океана, Ночь, Гелиоса, самого Зевса и его потомство, т.е. они связывают прошлое и настоящее.Древние покровительницыискусств – Музы.
Слайд №5
Amat victoria curamПобеда любит старание.
Слайд №6
Имя Имя Чему покровительствует Русское Греческое Чему покровительствует Каллиопа ???????? Эпическая поэзия Эвтерпа ??????? Лирическая поэзия Мельпомена ????????? Трагедия Талия ??????, ????? Комедия Эрато ????? Любовная поэзия Клио ????? История Полигимния ????????? Гимны и пантомима Урания ??????? Астрономия Терпсихора ????????? Танцы
Слайд №7
Муза истории, ее атрибуты — свиток пергамента или скрижаль (доска с письменами). Клио напоминает о том, чего может достичь человек, помогает найти свое предназначение.Клио
Слайд №8
Клио
Слайд №9
Эвтерпа Атрибут Эвтерпы — флейта, это муза музыки, подсказанной самой Природой, дарующей людям очищение.
Слайд №10
Пой, Эвтерпа дорогая! В струны арфы ударяй, Ты, поколь весна младая, Пой, пляши и восклицай. Ласточкой порхает радость, Кратко соловей поет: Красота, приятность, младость — Не увидишь, как пройдет.
Слайд №11
Муза трагедии. Изображалась украшенной виноградными листьями, в венке с трагической театральной маской в одной руке и палицей или мечом в другой.Мельпомена
Слайд №12
Талия -(«цвету», «разрастаюсь») — Муза, покровительница комедии и легкой поэзии. Изображалась с венком плюща на голове и комической маской в руках.Талия
Слайд №13
Муза комедии и муза трагедииРимская фреска из Помпей.
Слайд №14
В греческой мифологии Муза танца, изображалась с лирой и плектром в руках. Она – наслаждающаяся хороводами. Терпсихору связывают с Дионисом, приписывая ей атрибут этого бога — плющ (о чем гласит надпись на Геликоне, посвященная Терпсихоре.)Терпсихора
Слайд №15
Терпсихора
Слайд №16
«Прекрасноголосая» – в греческой мифологии «выдается меж всеми другими» Музами. Она – Муза эпической поэзии и науки, мать Орфея. Изображается с вощенной дощечкой или свитком и грифельной палочкой в руках. Каллиопа
Слайд №17
Муза серьёзной гимнической поэзии, ей приписывали изобретение лиры. Она помогала запоминать «схваченное». Имя Полигимнии указывает на то, что поэты приобрели созданными ими гимнами бессмертную славу.Полигимния изображается со свитком в руках, в задумчивой позе. Полигимния
Слайд №18
МузаМихаил Врубель, 1900 г.
Слайд №19
Муза любовно- лирической поэзии, изображается с лирой в руках.Эрато
Слайд №20
ЭратоФилиппино Липпи,ок. 1500 г. Берлин, Государствен-ный музей
Слайд №21
Муза астрономии, девушка с глобусом и циркулем (или указательной палочкой) в руках, в других вариантах мифа считалась воплощением возвышенной, небесной любви. По некоторым версиям, мать певца Лина, которого родила от Аполлона. Урания
Слайд №22
Аполлон и музы (Парнас)Никола Пуссен, 1630-е гг.
Слайд №23
Музы: Мельпомена, Эрато и ПолигимнияЭсташ Лесуэр
Слайд №24
Музы и АфинаХанс Роттенхаммер
Слайд №25
Вдохновение поэтаНикола Пуссен, ок. 1630 гг.
Слайд №26
ПарнасАндреа Мантенья, 1497 г.
Слайд №27
Аполлон и музы на горе ГеликонКлод Лоррен, 1680 г
volna.org
9 Муз - Древнегреческие легенды - Каталог статей
Сестры были равны между собой, однако королевой муз греки считали Каллиопу, музу жертвенности и патриотизма. Каллиопа символизировала собой любовь к родине и вдохновляла воинов перед боем. Также ее называли музой эпической поэзии и изображали со свитком и стилосом в руках.
С Каллиопой была дружна муза истории Клио. Она изображалась со скрижалями, куда записывала любое, даже самое незначительное событие, происходившее в мире. Никто не должен забывать свое прошлое, так как без прошлого нет будущего – вот девиз Клио.
Другая покровительница науки, Урания, считалась мудрейшей из дочерей Зевса. Муза держит в руках небесную сферу и циркуль, которым определяет расстояние между звездами. Урания символизирует собой не только астрономию, но и стремление к познанию, тягу к звездам.
Современные покровительницы театра, муза трагедии Мельпомена и муза комедии Талия олицетворяли в Древней Греции театр жизни, в котором люди играют свои роли по воле богов. Мельпомена традиционно изображается с трагической маской в руке, но в другой руке может держать меч, карающий виновных в финале пьесы. Талия с комедийной маской в руках отстаивала возможность счастливой концовки для любой истории. Она отличалась оптимизмом и заразительным весельем.
Муза поэзии Эвтерпа считалась самой прекрасной из муз – боги на олимпийском пиру могли часами слушать ее стихи. Она изображалась со свирелью и венком из живых цветов, часто в окружении лесных нимф, так как стихи и музыку подсказывала ей сама природа.
Эрато отвечала за любовную поэзию. Она призывала всех влюбленных бороться за свои чувства и бережно хранить их. Когда человек произносит слова любви или обнимает близкого человека, муза Эрато играет нежную мелодию на своей лире.
Терпсихора – покровительница танца, а танец в Древней Греции выражал особую связь с природой, единство души и тела в движении. В руках муза держит арфу, звуки которой слышны только талантливым танцорам.
Единственной музой без отличительных символов была Полигимния. Она благоволила ораторам. По ее воле речь оратора могла зажечь огонь в сердцах слушателей либо подвергнуться осмеянию. Полигимния была также музой молитв и гимнов, обращенных к богам.
Обитательницы Парнаса
Музы были спутницами бога Аполлона и обитали на горе Парнас, у подножия которой бил Кастальский ключ. Глоток воды из этого источника дарил вдохновение, ведь музы покровительствовали всем, кто стремился к прекрасному.
Девять богинь-сестер почитали по всей Греции и строили им храмы, называемые музейонами. Именно от музейонов произошло название современных музеев – хранилищ произведений искусства, на создание которых вдохновляли музы.
Почему среди муз Аполлона нет муз архитектуры, живописи и скульптуры?
Мила **** Высший разум 2 года назад
Музы , в древнегреческом мифотворчестве богини и покровительницы искусств и наук.
Музы считались дочерьми Зевса и богини памяти Мнемосины. Слово муза происходит от греческого муса , их еще называли аонидами, аонийскими сестрами, парнасидами, касталидами, пиэридами и ипокренидами. Всего было девять сестер: Мельпомена - муза трагедии, Талия - муза комедии, Каллиопа - муза эпической поэзии, Эвтерпа - муза лирики, Эрато - муза любовных песен, Терпсихора - муза танцев, Клио - муза истории, Урания - муза астрономии и Полигимния - муза священных гимнов. Богини обычно выступали под водительством покровителя искусств Аполлона, получившего от богов второе имя Мусагет.
Можно только предположить, что для них были важнее именно эти направления в искусстве.
презентация Аполлон и 9 муз
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Слайд 1Аполлон и девять муз
Слайд 2Аполлон - сын Зевса и Богини Латоны, рожденный на острове Делос. Один из самых древних и почитаемых богов. Свое прозвище Аполлон Мусагет он получил, после того как Гермес подарил ему лиру. Мусагет означает повелитель муз. Позже Аполлон становится покровителем искусства поэзии и музыки. В Москве на здании Большого театра на колеснице изображен именно Аполлон. Аполлон также предсказатель будущего.
Слайд 31 муза Каллиопа. муза эпической поэзии; изображается с трубой, дощечкой и стилем . ;
Слайд 42- 3 музы Эрато - муза любовной поэзии; изображалась с тамбурином, лирой, виолой или, реже, треугольником ; Мельпомена - муза трагедии ; изображалась в венке из плюща с трагической маской и палицей в руке;
Слайд 54 – 5 музы Терпсихора - муза танца и пения; изображалась увенчанной венком, с виолой, лирой или другим - непременно струнным - инструментом; Полигимния - муза священных гимнов; частым атрибутом в живописи являются музыкальные инструменты - орган-портатив, реже лютня или другой инструмент;
Слайд 66 – 7 музы Клио - муза истории; изображалась увенчанной лавровым венком; с грифелем и папирусным свитком или со шкатулкой для свитков, или с книгой; Талия - муза комедии и пасторальной поэзии; изображалась со свитком, небольшой виолой, реже с другими музыкальными инструментами; начиная с 16 века - c комической маской;
Слайд 78 – 9 музы Эвтерпа - муза музыки, лирической поэзии; изображалась с флейтой или иногда с трубой или другим музыкальным инструментом ; Урания - муза астрономии; изображалась с шаром и циркулем.
Слайд 8Музы в изобразительном искусстве В изобразительном искусстве они — молодые женщины. в обществе бога Солнца Аполлона или в одиночку, и представляют то или иное искусство, держа в руках разнообразные атрибуты. книги, свитки, холсты, скрипки, тамбурины, трубы, лиры, арфы, флейты, короны, лавровые венки , маски или, в случае с Мельпоменой, меч или кинжал.
Слайд 9Спасибо за внимание.
Сказания о богах «Аполлон и музы»
Весной и летом на склонах лесистого Геликона, там, где таинственно журчат священные воды источника Гиппокрены, и на высоком Парнасе, у чистых вод Кастальского родника, Аполлон водит хоровод с девятью музами. Юные, прекрасные музы, дочери Зевса и Мнемосины, - постоянные спутницы Аполлона. Он предводительствует хором муз и сопровождает их пение игрой на своей золотой кифаре. Величаво идет Аполлон впереди хора муз, увенчанный лавровым венком, за ним следуют все девять муз: Каллиопа - муза эпической поэзии, Эвтерпа -муза лирики, Эрато - муза любовных песен, Мельпомена - муза трагедии, Талия - муза комедии, Терпсихора -муза танцев, Клио - муза истории, Урания -муза астрономии и Полигимния - муза священных гимнов. Торжественно гремит их хор, и вся природа, как зачарованная, внимает их божественному пению.
Когда же Аполлон в сопровождении муз появляется в сонме богов на светлом Олимпе и раздаются звуки его кифары и пение муз, тогда замолкает все на Олимпе. Забывает Арес о шуме кровавых битв, не сверкает молния в руках тучегонителя Зевса, боги забывают раздоры, мир и тишина воцаряются на Олимпе. Даже орел Зевса опускает свои могучие крылья и закрывает свои зоркие очи, не слышно его грозного клекота, он тихо дремлет на жезле Зевса. В полной тиши торжественно звучат струны кифары Аполлона. Когда же Аполлон весело ударяет по золотым струнам кифары, тогда светлый, сияющий хоровод движется в пиршественном зале богов. Музы, хариты, вечно юная Афродита, Арес с Гермесом - все участвуют в веселом хороводе, а впереди всех идет величественная дева, сестра Аполлона, прекрасная Артемида. Залитые потоками золотого света, пляшут юные боги под звуки кифары Аполлона.
Благодарим за Вашу помощь и участие в жизни сайта!
Акушерский Корпус Мсч № 9 Муз
%company%: «Акушерский Корпус Мсч № 9 Муз» находится в телефонном справочнике медицинские учреждения в %region%, для организации «Акушерский Корпус Мсч № 9 Муз» указан адрес: Пермь г. Игнатовых ул. д. 2. телефон «Акушерский Корпус Мсч № 9 Муз» +7 221-8401 .
Ниже вы можете прочесть отзывы или оставить свой отзыв на Акушерский Корпус Мсч № 9 Муз.
Кроме того, в разделе %company_link% есть многие другие организации.
Пермь г. Игнатовых ул. д. 2
Написать комментарий Отменить
Задайте вопрос
Ваш вопрос будет опубликован на сайте в разделе «Нас спрашивают». Когда на вопрос поступит ответ вы получите уведомление по электронной почте.
В дальнейшем, если вы захотите задать уточняющий вопрос или ответить нашему педиатру, вы сможете оставить комментарий к соотвествующей записи на сайте.