Древний рим письменность. Лекция 1. Происхождение латинского языка. Италия и ее древнейшее население
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

«Проблема культуры Древнего Рима в истрической литературе». Древний рим письменность


«Проблема культуры Древнего Рима в истрической литературе».

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Ковровская государственная технологическая академия

имени В.А. Дегтярёва

Кафедра гуманитарных наук

Домашнее задание по Истории Культуры:

Студентка гр. МС-107

Некрасов Сергей Александрович

Научный руководитель:

Кандидат исторических наук, доцент

Мельников Максим Викторович

Ковров 2008

Введение

Всё большее число людей осознаёт, что приобщение к историческому прошлому – это не только знакомство с шедеврами мировой цивилизации, уникальными памятниками древнего искусства, не только школа воспитания, но и нравственности и художественного неотъемлемая часть современной жизни, в определённой мере оценка настоящего и даже «открытие» будущего. Это обуславливает необходимость исторических исследований прошлого.

Одной из Крупнейших цивилизаций древнего мира была древнеримская цивилизация. Конечно, изучение древнего мира проводится не из простого любопытства. Исторические события взаимосвязаны и оказывают большое влияние друг на друга. Цивилизация Древнего Рима позднее стала основой для возникновения европейской цивилизации, и оказала огромное влияние на развитие средневекового, а, следовательно, и современного мира.

Исследование культуры и быта этой цивилизации помогает проследить тенденции развития современной культуры и предсказать её будущее. Актуальность данной темы главным образом и обуславливает выбор данной темы реферата.

Основная задача реферата – описать основные особенности древнеримской культуры, выделить её основные черты. В каждой главе проводится описание какого-то направления культуры, которое базируется на результатах изучения материальных памятников культуры древнего мира, археологических исследований и работах известных ученых.

РУССКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ XIX—НАЧАЛА XX века.

Кроме Латышева и Жебелева, римской культурой много занимался М. И. Ростовцев, который выпустил ценные труды "Античная декоративная живопись на юге России" (1914) и другие, о взаимоотношениях Херсонеса и Римской империи.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ АНТИЧНОСТИ (1917-1996)

После Октябрьской революции 1917г. отечественная историческая наука стала развиваться на основе марксистско-ленинского учения об обществе, ставшего официальной общественной доктриной, причем особое значение приобрело использование идей В.И. Ленина, в частности его концепции революции, решающей роли классовой борьбы, понимания государства как аппарата насилия одного класса над другим. Однако разработка истории древнего мира, в том числе Древнего Рима, на основе марксистсколенинской идеологии была сложным процессом. Во многих работах учёных 20-х годов ощущалось сильное влияние популярных концепций европейской историографии, в частности циклической теории Эд. Мейера, теории К. Бюхера, взглядов М. Вебера. Основы марксистского антиковедения были заложены трудами А.И. Тюменева, В.С. Сергеева, С.И. Ковалева.[1 c.121]

Большое влияние на становление марксистского антиковедения оказала проведенная в конце 20-х — начале 30-х годов дискуссия об общественно-экономических формациях. В её ходе были разработаны основные положения теории рабовладельческой общественно-экономической формации, которая охватывала общества Древнего Востока и Древнего Рима. В ряде работ С. И. Ковалева ("Об основных проблемах рабовладельческой формации", 1933; "Проблемы социальной революции в античном обществе" и др.) и А. В. Мишулина ("О воспроизводстве в античной общественной формации", 1932) были разработаны методологические аспекты рабовладельческой формации, ее сущность, особенности и главные факторы развития.[1 c.154]

ЗАРУБЕЖНАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ ДРЕВНЕГО РИМА XX ВЕКА

С начала 20-х годов XX в. начался новый период в развитии зарубежной историографии. На её состояние оказывали сильное влияние общие условия общественной жизни Европы, сложившиеся после разрушительной мировой войны, революционные потрясения в России и многих европейских странах, экономические кризисы 20-х годов. Вместе с тем продолжается накопление источников, ведутся крупномасштабные археологические раскопки, поступают в распоряжение специалистов новые сотни тысяч надписей, монет, памятников материальной культуры. Совершенствуется методика исторического исследования, историки начинают использовать методы естественных и технических наук (математики, статистики, геофизики, палеогеографии и др.), расширяется проблематика изучения конкретной истории стран Древнего Востока и Древнего Рима показало сложность и многообразие мирового исторического процесса. К началу XX в. уже признавалась устаревшей концепция изолированного развития древневосточных и античных обществ, были выявлены многочисленные связи между ними. Отражением новых веяний в науке стала подготовка и издание многотомных всемирных историй древности, в которых история древневосточных стран и огромного римского государства рассматривалась в некотором единстве. Наиболее известными изданиями подобного рода стали 12- томная "Кембриджская древняя история" (1928—1938), "Всеобщая история" в 13 книгах под редакцией Г. Глотца (1923—1939) и 5-томная работа "Народы и цивилизации. Всеобщая история" под редакцией А. Альфана и Ф. Саньяка (1930—1937). В качестве авторов были приглашены крупные специалисты в той или иной области древности, которые изложили новейшие достижения зарубежной историографии. В этих изданиях, написанных с позиций умеренной модернизации древности, было дано обстоятельное, основанное на тщательном изучении источников описание экономики, социальных отношений, более подробно — военно-политической истории и культуры. И английская, и французская всеобщие истории древности стали своего рода смотром достижений умеренно - консервативного направления 20—30-х годов. После окончания второй мировой войны в 50—60-х годах вышло несколько аналогичных изданий в разных странах Европы: "Всеобщая история цивилизации" под редакцией Краузе во Франции, "История мира" в 10 томах в Швейцарии, "Всемирная история Фишера" в 37 томах в Германии, "История человечества. Культурное и научное развитие", изданное под эгидой ЮНЕСКО. Однако в послевоенных историях древнему миру, в том числе Риму, уделялось небольшое место, и они по полноте охвата материала сильно уступали Кембриджской древней истории" и "Всеобщей истории древности" Г. Глотца. Создание сводных трудов по древней истории стало возможным благодаря накоплению нового материала и интенсивной разработке частных проблем и отдельных разделов древнеримской и античной, экономической и социальной, политической и культурной истории. Глубокий анализ древнеримской экономики был дан также видным французским историком Ж. Тутеном ("Античная экономика", 1927) и немецким ученым Ф. Хайхельхаймом ("Экономическая история древнего мира", 1938). С острой критикой модернизации древней истории, в том числе и экономики, выступили такие крупные историки, как Э. Билль (Франция) и особенно английский ученый М. Финли, которому принадлежит большое количество исследований по самым различным проблемам истории Древнего Рима (история рабства, аграрные отношения, социальная и политическая история). Большой интерес представляет его концепция античной экономики, которую он развивает в обобщающей работе "Античная экономика" (1973). По его мнению, античная экономика по существу отличалась от капиталистической настолько, что к ней нельзя даже применить экономические понятия "капитал", "капиталовложение", "продукция", "спрос", "предложение". Античный город был центром потребления, а не производства, а основой экономики было натуральное хозяйство ойкоса, изолированное от других. В обществе не могла сформироваться государственная экономическая политика, а потому не было и борьбы за рынки сбыта и источники сырья. Целью же производства являлось не получение прибыли, дополнительной продукции, а прежде всего самообеспечение занятых в конкретном замкнутом ойкосе работников. Одна из ключевых проблем древнеримской истории — проблема рабства, степень его распространения, его роль в производстве и обществе — в 30—40-е годы XX в.почти не привлекала внимания. Наиболее крупными направлениями в изучении античного рабства стали школы американского ученого У. Уэстермана и немецкого ученого И. Фогта. У. Уэстерман активно занимался проблемой рабства в древности в 20—30-х годах, и результатом его студий стала публикация обобщающего труда "Рабские системы греко-римской древности" (1955). Обобщением многих конкретных исследований римской государственности являются работы Дж. Ларсена "Представительное правление у греков и римлян" (1953) и В. Эренберга. В этих работах анализируются разные формы государственности, пути ее становления, изменения характера государства в классическое время. Следует отметить, что в зарубежной историографии 50—70-х годов формируется школа специалистов, которая изучает древнеримскую историю с материалистических позиций или близких к ним.

studfiles.net

История каллиграфии

Каллиграфия - искусство красивого и чёткого письма. Красиво писать учились ещё пещерные люди, изображая на каменных стенах и сводах своего жилища древних животных, природу, которая их окружала, постепенно придавая рисункам сюжетные композиции. Это было рисуночное письмо, и такая его форма называлась пиктографией, рисунок передавал сообщение целиком. Впоследствии, рисунки древних людей превращаются в символы, имеющие определенное смысловое значение. Постепенно они начинают выстраиваться в определённые комбинации, представляющие уже последовательность событий и персонажей, участвующих в этих событиях, и приобретают повествовательный характер. Это идеография – символьное письмо. В нём рисунок (иероглиф) обозначал отдельное слово. Таким образом, зарождается письменность.

image1.png

«О, ты, который хочешь стать мастером в письме. Стать людям приятным и другом, Устроить край письма своим местопребыванием; Чтоб весь мир знал тебя, Тебе следует оставить покой и сон, И это надо сделать со времени молодости; Голову о бумагу, как колем тереть. День и ночь от этой работы не отдыхать. Отказаться от своих желаний, Отвернуться от страсти стяжательства и алчности. Бороться также с плотскими страстями, Рубить шею плохим страстям, Дабы ты знал, что такое малая священная война. Что такое обращение к великой. То, что считаешь невозможным для себя. Этим никого не должен ты оскорбить. Берегись, я сказал тебе, не обижай душу, Так как от обижающего душу истина отвращается. Сделай своим постоянным занятием - довольство и послушание, Не будь ни одного часа нечистым, Всегда признавай необходимым отстранение От лжи, вожделения и клеветы, Удаляйся от зависти и завистливых людей. Так как от зависти происходит для тела сто несчастий; Не имей в обычае козней и плутовства, Не избирай нехороших свойств; Всякий, кто от плутовства, козней и лицемерия, Очистился,- стал мастером в письме. Кази – Ахмед. Трактат о каллиграфах и художниках

Самый древний и самый простой способ письма появился, как считается, ещё в палеолите – «рассказ в картинках», так называемое пиктографическое письмо (от латинского pictus - нарисованный и от греческого grapho - пишу). То есть «рисую-пишу» (пиктографическим письмом и в наше время ещё пользуются некоторые американские индейцы). Письмо это, конечно же, очень несовершенное, ведь прочесть рассказ в картинках можно по-разному. Поэтому, пиктографию как форму письма далеко не все специалисты признают началом письменности. К тому же для древнейших людей любое подобное изображение было одушевленным. Так что «рассказ в картинках», с одной стороны, наследовал эти традиции, с другой - требовал известной абстрагированности от изображения.

Шумерская клинопись (четвёртое тысячелетие до н.э.).

Рисуночный характер символов, характерный для первобытных людей, теряет связь с изображениями, и постепенно заменяется на иероглифы. Это начальный этап возникновения письменности. На глине иероглифы изображались чёрточками с клиновидными утолщениями на конце, отсюда возникло её название - шумерская клинопись. Отдельным иероглифам соответствовали конкретные звуки, а из них в устной речи складывались слова или простые фразы.

image2.png

image3.jpg

Часто слова записывались по принципу ребусов: из знаков, звучание которых было похожим на звучание нужного слова, составлялось слово. Иногда идеографические знаки выступали в качестве «matres lectionis» («помощников чтения»): идеограмма с определённым значением употреблялась рядом со слоговым комплексом для пояснения значения слова. Клинопись насчитывала до 900 знаков. Постепенно система записи усложнилась и стала настолько неудобной, что вытеснилась другими, появившимися к тому времени системами записи языка.

Египетское иероглифическое письмо (четвёртое тысячелетие до н.э.)

Египетское иероглифическое письмо восходит к IV тысячелетию до н.э.. Египетский алфавит насчитывал порядка 600 знаков - довольно чёткие изображения предметов, людей, животных. Передавать видимые предметы не представляло сложности, а действия передавались при помощи их характерных моментов. Для отвлечённых понятий выбирались фигуры, связанные с данным словом: югу соответствовала лилия (гербовый цветок Южного Египта), прохладе - ваза с вытекающей водой, старости - сгорбленный человек.

image4.png

image5.png

В Египте развились скорописные формы письма: иератическое (от греч. hieratikos - жреческий) письмо, а из него - более упрощённое, демотическое (от греч. demotikos - народный). В эпоху создания демотического письма возникли первые школы светских писцов. Во II столетии до н.э. демотическое письмо стало вытесняться греческим письмом, более скорописным и более удобочитаемым.

Греческое капитальное письмо (III век до н.э.)

С юго-восточного побережья Средиземного моря алфавит распространился в районы, заселённые греками. Это произошло, вероятно, в XI веке до н.э. при посредничестве финикиян, сосредоточивших в своих руках большую часть торгово-промышленной деятельности Средиземного моря. Переняв финикийский алфавит, греки преобразовали его соответственно требованиям своего языка.

image6.png

Финикийский алфавит, созданный во II тысячелетии до н. э., состоял из 22 согласных букв. Осознавая несовершенство такой фиксации речи, финикийцы для более точного понимания написанного использовали вспомогательные знаки, которые указывали, какой гласный звук должен идти за той или иной согласной буквой. Однако текст, записанный без гласных, был малопонятен.

image7.png

Под влиянием египетской, ассиро-вавилонской, крито-микенской систем письма, знаки финикийского письма совершенствовались, принимая простую, удобную форму. На Ближнем Востоке под влиянием финикийского письма возникло арамейское письмо, давшее начало всем восточным алфавитам. Финикийский алфавит в своей первичной форме был воспринят в Малой Азии, в Греции и Италии. Возникшее на его основе греческое письмо стало исходным для развития всех западных алфавитов.

image8.png

Наиболее древние, дошедшие до нас греческие надписи, учёные датируют VIII - VII веками до н. э. К сожалению, древнегреческие рукописи почти не сохранились. Но по материалам, собранным археологами, по фрагментам книг, изображениям, можно получить представление о развитии и особенностях греческого алфавита. Письменность древние греки считали даром небес. Согласно одной из древнегреческих легенд, греков научил письму Кадм, сын финикийского царя Агенора, приплывший на своем быстроходном корабле на остров Фера (Санторин). Греки были поражены искусством писания и считали Кадма полубогом, отдавая ему надлежащие почести. Исторические данные свидетельствуют о том, что греки действительно заимствовали алфавит у финикийцев, значительно усовершенствовав его. В начале VII в. до н. э. греческое письмо испытывало его значительное влияние. Так, пользуясь финикийским алфавитом, можно без особых трудностей прочитать древнегреческие надписи, найденные на острове Санторин.

image9.png

Греки дополнили финикийский алфавит знаками для гласных звуков, геометризировали его и упростили.

image10.png

Финикийские буквы, открытые влево, были повернуты лицом вправо. Изначально греческое письмо было левосторонним. Затем это левостороннее направление письма изменилось на правостороннее. Переходной формой явился так называемый бустрофедонический способ письма (от греч. Bustrophedon - поворачиваю быка), где первая строка текста писалась справа налево, следующая - слева направо и т. д., причём и буквы были повернуты «лицом» то влево, то вправо.

image11.png

Такой метод письма был перенят от метода работы землепашцев. Рассуждали примерно так: пахарь, пройдя первую борозду, не возвращает быков вхолостую к началу поля, а разворачивается и пашет в обратном направлении. Под влиянием греческого письма изменилось направление письма и в латинской письменности. В IV веке до нашей эры греки переходят к письму слева направо.

image12.jpeg

Маюскульный и минускульный римские курсивы (I-VI вв.)

Латинских манускриптов дошло до наших времён немного. Древнейшие памятники являются по большей части эпиграфическими (высеченными на камне). Без сомнения, буквы, написанные от руки и высеченные на камне, были когда-то одинаковыми. Но постепенно они начинают всё больше отличаться друг от друга. Если эпиграфическое письмо стремилось к монументальности, то написанное от руки тяготело к простоте, округлённости форм и лучшей связи букв между собой, что обусловливалось необходимостью писать быстро. В связи с этим развилось римское курсивное письмо, как наиболее устойчивая противоположность капитальному. В повседневной переписке римляне употребляли вощёные дощечки, на которых писали заостренной палочкой - stilus (отсюда - стиль). При быстром письме на таком материале некоторые элементы букв пропускались, для лучшей связи букв добавлялся плавный штрих, некоторые буквы сливали воедино, иную букву писали крупнее других, а всё письмо приобретало наклонное положение. Курсив подразделяется на ранний и поздний. Ранний, или маюскульный курсив (majuscula - прописная буква), который употреблялся в I-VI веках, - это письмо прописными буквами, связующих элементов между буквами ещё мало.

image13.png

В минускульном курсивном письме (minuscula - строчная буква), развившемся к IV столетию, форма букв приобрела резко отличный от маюскульного характер.

image14.png

Этот курсив можно считать далёким предшественником современных строчных букв.

Римское капитальное письмо (I-V вв.)

В VIII веке до н. э. Среднюю Италию - земли между реками Тибр и Арно, населяли этрусские племена неизвестного происхождения, с нерасшифрованным до сих пор языком. Воинственные этруски покорили соседние племена и переняли их культуру. Для письма этруски вначале использовали западногреческую азбуку, а в последней четверти VII века уже имели свою азбуку, состоявшую из 21 (26) знаков. По форме буквы этрусской азбуки были сходны с буквами финикийско-греческой, письмо было направлено справа налево. Из этрусского письма, видимо, развилось латинское письмо. Культура, созданная этрусками, стала колыбелью римской цивилизации. Историческая заслуга этрусской культуры состоит в том, что она послужила своеобразным мостом между греческой и римской цивилизацией. В I веке до н. э., когда Рим покорил Грецию, на культуру Римской империи большое влияние оказала культура греческого народа. Через посредство греческой литературы в римский язык перешло много греческих слов. Латинская архаическая азбука имела 21 знак. Буквы этой азбуки напоминали буквы финикийско-греческой азбуки. Римляне писали справа налево. Изменение направления письма произошло в конце III века до н. э., становление графики букв продолжалось несколько веков. Во II веке до н. э. происходит стабилизация латинского письма. Архаические формы многих знаков были заменены более совершенными. Сложилась основная форма римского монументального письма. С III по I века до н. э. в римском монументальном письме образуются новые переходные формы, характерной чертой которых было появление засечек. Различают переходную форму с ярко выраженными засечками (II—I века до н. э.). В I в. до н. э. для нанесения рисунка букв на каменную плиту использовался ширококонечный инструмент, который оставлял тонкие или толстые штрихи в зависимости от угла письма. Под влиянием письма ширококонечным инструментом возникла классическая форма римского монументального письма. Красивое письмо становится искусством. Появляется новая профессия - мастер шрифта. Во II веке в Римском государстве было около 25 общественных библиотек, в которых не только хранились книги, но устраивались публичные чтения еще пишущихся книг. Наряду с общественными, росло и число частных библиотек. Римские шрифтовики развили искусство шрифта. Переписывалось очень много произведений греческих авторов. Богатые римские граждане, любители литературы, открывали предприятия по переписке и распространению книг. Книжные магазины открывали обычно на самых оживленных торговых улицах. В мастерских по переписке книг работали писари или копиисты -грамотные, специально обученные каллиграфии рабы. Рукописи писались на папирусе и имели форму свитков. С появлением писчего материала, допускающего фальцовку (пергамена), книга приобрела форму кодекса - скреплённых в блок листов материала для письма. Чтобы лучше понять структуру римского капитального шрифта, его следует рассматривать в единстве с античной архитектурой.

image15.png

Классический образец римского капитального письма - на знаменитой колонне Траяна в Риме (II век).

image16.png

В чередовании его прямых и округлых линий проявляется тот же принцип, который замечается и у римских зданий. Вертикально поднимающиеся пилястры, меж ними полукруглый свод, над ним горизонтальный карниз - эти же элементы в преображённом виде прослеживаются и в буквах.

image17.jpeg

Кроме надписей на камне, капитальное письмо употребляли и в письме ширококонечным пером. Оно особенно стремительно стало развиваться после того, как появился пергамент. Буквы капитального письма, имеющие специфический характер оформления ширококонечным пером, известны под названием квадратных капиталов (capitalis quadrata).

image18.png

Для длинных текстов ширококонечное перо было мало приемлемо из-за сложности письма и малой беглости. Но, всё же, капитальное письмо применялось приблизительно до X века, главным образом в декоративном письме и заголовках. Вместе с квадратными капиталами из капитального письма уже довольно рано развивается более беглая и размашистая форма письма - рустика (capitalis rustica, т.е. крестьянское простое капитальное письмо).

image19.png

Она сохранялась до XI века, несмотря на развитие новых видов письма. Рустика употреблялась уже на папирусе, что подтверждается находками в Помпее. Еще в VI веке рустикой писали целые книги, а позднее ею пользовались только для выполнения заглавий и выделения слов. Прекраснейшие тексты Вергилия и другие античные манускрипты, сохранившиеся до наших дней рукописи, в основном написаны рустикой, а частично - квадратным капитальным письмом. Характерными чертами рустики являются тонкие вертикальные штрихи, причём горизонтальные штрихи выполнялись с сильным нажимом. В целом получается картина сжатого, узкого и высокого письма. Рустика встречается часто и в текстах, высеченных на камне, так как на ограниченной поверхности мрамора рустикой можно уместить много больше текста, чем капитальным письмом.

Унциальное письмо (IV-VIII вв.)

В конце первого века, под влиянием Востока в римскую архитектуру стал всё больше проникать стиль круглых сводов. Тот же принцип округления стал всё более проникать и в письмо. В произведениях третьего столетия, замечаются попытки такого округления формы, заимствованной из курсивного письма, но приспособленной к округлому стилю.

image20.png

Вырабатывается новый стиль - унциальное письмо (scriptura uncialis). Унциальное письмо, полностью развившееся в IV веке, стало вскоре господствующим книжным письмом, и почти вся дошедшая до нас литература того времени исполнена унциалом. Так как унциалом писать было много легче, чем квадратным капиталом, и он был более чёток, чем рустика, то его считают первым письмом, специально предназначенным для письма ширококонечным пером.

image21.png

В унциале горизонтальные штрихи имеют малое значение, и поэтому в письме нет резких отсечек наверху и внизу. Унциал оставался в употреблении до VIII столетия, но унциальные формы, смешанные с формами капитального письма, встречаются и в более поздние времена в заглавиях и инициалах. Следует различать унциал старый и новый. Простейшим признаком старого унциала (IV-VI вв.) является диагональное, примерно 45 градусное направление пера и отсутствие засечек. В новом унциале (VI-VIII вв.) наблюдаются, в общем, легкие засечки и горизонтальное направление пера. Но встречаются и такие рукописи, в которых техника старого и нового унциалов смешана. Реже встречается унциал, писанный наклонно. Если в капитальном письме слова друг от друга не отделены, то в унциальном письме VII века это новшество уже введено в употребление.

Полуунциальное письмо (VI-IX вв.)

Со временем в унциал стали всё больше просачиваться элементы непрерывно развивающегося курсива. Таким образом, в V столетии был нарушен принцип размещения букв в строке в пределах двух линий, объединявший унциал с капитальным письмом, и унциал приблизился к строчному курсиву. Если в капитальном письме только связка буквы Q была выведена за нижнюю линию, немногим нарушая установленную закономерность строки, то в курсиве такие «нарушения» (удлиненная форма буквы S и другие) становятся обычными. Возникшая на основе курсива модификация унциального письма, так называемое полуунциальное письмо (scriptura semiuncialis) переняла все эти инновации, в результате чего писать и читать такое письмо стало гораздо легче. Верхние и нижние удлинения некоторых букв (d, h, l, f, p, q) отчётливо выделяли своеобразные формы этих букв среди других букв строки. Развитие полуунциального письма знаменовало переход от прописных букв к строчным. Оно было первым строчным письмом для ширококонечного пера. В этом письме наблюдается уже целый ряд прообразов букв современного строчного алфавита (a, d, e, g, h и другие). Полуунциальное письмо распространяется по всей Западной Европе и в отдельных её районах подвергается различным изменениям.

image22.png

После падения Римской империи и переселения народов, в Европе возник целый ряд новых государств. Государства эти освободились от политического и культурного влияния Рима, и в них стали свободно развиваться свои виды письма, применявшиеся до того очень ограниченно. По-прежнему быстро развивается полуунциал. Возникают новые виды латинского письма.

Шрифты раннего средневековья.

Раздробленность ранней средневековой Европы привела к появлению различных региональных видов письма. Их можно разделить на четыре основные группы, которые часто называются национальными видами: 1) ирландско-англосаксонское (островное), распространённое в Ирландии и Англии; Ирландско-англосаксонское письмо заимствовало многое и от рун (угловатое письмо, распространенное у народов Скандинавии, у древних германских племен),

image23.jpeg

и от греческого капитального письма, поэтому округлые буквы преобразовывались часто в угловатые и надломленные.

image24.png

2) меровингское письмо - во Франции; 3) вестготское - в Испании; 4) староиталийское - в Италии. Характерной чертой ирландско-англосаксонского письма является наличие надломов и угловатости. Это письмо вышло из употребления в эпоху ранней готики. Отдалённость Ирландии изолировала художников от влияния римского и византийского искусства шрифта и оформления книги, и способствовала развитию самобытного искусства. В Ирландии было высоко развито искусство обработки драгоценных металлов, резьбы по дереву, кости, камню, нашедшее свое отражение в богато орнаментированных переплётных крышках книг. Украшение ирландско-англосаксонской книги отличается тёмными и мрачными тонами чёрных, золотых, зелёных и красных красок. В монастырских скрипториях Франции развивалось меровингское письмо, которое достигло каллиграфического совершенства в VIII веке. Письмо характеризуется сжатым, высоким и узловатым рисунком с удлинёнными выносными элементами некоторых букв, что придает ему динамичность. Имея декоративный вид, письмо, однако трудно читается. Шрифт употреблялся для написания грамот и других документов, широкое распространение получил в дипломатической переписке. В меровингском письме развивается чёткая, стройная и изящная каллиграфическая форма заглавных букв, выполненных пером. Чаще всего это были контурные буквы, середина которых заполнялась другой краской. Меровингская книга оформлялась по определённому замыслу, страницы богато украшались орнаментом. Под влиянием иконописи византийских художников в меровингской книге появляется много украшений, имеющих символическое значение (крест, телец, звёзды, голубь). Орнаментальные мотивы содержат в себе строгие геометрические формы и изображения листьев, веток лозы, цветов, птиц, рыб, животных и т. д.

image25.png

В Испании, прежней римской провинции, где в V столетии основали государство вестготы, из римского курсивного письма возникло вестготское письмо, но и курсив долгое время сохранял свои права. Вестготское письмо употреблялось в VIII-XI столетиях, причём до X столетия оно было широкое и жирное, а позже узкое и угловатое. Оно превосходит другие виды письма своей ясностью и удобочитаемостью.

image26.png

Арабы, покорившие в начале VIII столетия Испанию, ввели здесь и свою культуру и своё письмо, основали здесь школы. Арабское (мавританское) письмо, распространявшееся среди населения, оказало сильное влияние и на характер вестготского письма.

Старо-италийское письмо (IX-XIII вв.)

Старо-италийские виды письма развивались с IX века, достигли своего совершенства в XI веке и были в употреблении ещё в XIII столетии. Округление букв и здесь совершалось на основе традиций раннего римского курсива. Как центры письма прославились два монастыря: в Южной Италии - монастырь бенедиктинцев Монте Кассино и монастырь Боббио в Верхней Италии. В старо-италийских видах письма в качестве прописных букв употреблялись элементы унциального и капитального письма и увеличенные строчные буквы.

image27.png

Нередко традиции искусства письма переносились из одной страны в другую, где оказывая взаимное влияние переплетались так, что их невозможно было отделить друг от друга. Это смешение, по всей вероятности, создало почву для появления общепризнанного, унифицированного письма. Такое письмо, известное под названием каролингского минускула (по имени династии Каролингов) к концу VIII века сравнительно быстро распространилось не только во всём государстве швейцарских Франков, но и за его рубежами. Почву для этого подготовили предшествовавшие ему наиболее значительные виды письма.

image28.png

image29.png

image30.png

В наиболее совершенной художественной форме каролингский минускул представлен в IX столетии. Письмо того времени было особенно удобочитаемым, формы отдельных букв, большей частью не соединенных с соседними, отличались чистотой стиля. Таким образом, в каролингском минускульном письме завершилось создание строчных букв и делались попытки создать соответствующие им прописные знаки. Пока вместо них употреблялись минускулы в увеличенном виде или буквы капитального и унциального письма, а часто и оба вперемешку. Лишь к XI столетию из капитального и унциального письма развилась самостоятельная форма прописных букв, так называемые ломбардские версалы (часто называемые готскими маюскулами).

image31.pngГотика, текстура (XI-XV вв.)

image32.png

В конце XI столетия характер минускулов начинает изменяться. Причиной этого было развитие нового стиля - готики, которая, покорив архитектуру и пластику, стала завоёвывать и искусство письма. Круглая арка отступает, а её место занимает стрельчатая, и таким образом в течение всего XII века наблюдается медленный, но последовательный процесс становления нового стиля. В письмо проникают надломленные линии; закругления и эллипсы принимают форму остроконечного миндаля.

В начале XIII столетия готический стиль стал господствующим практически во всей Европе. Особенностями раннего готического письма являются тёмная общая картина письма, сжатость букв и надломленность их концов. Сжатость письма позволяет уместить в строке больше текста и разделить страницу на два столбца, что ещё раз подчеркивает принцип вертикальности и в построении страницы. Такое ломаное готическое письмо, объединяющее всю страницу в плотную ткань, старые мастера письма назвали текстурой (от латинского textura – ткань). Плотно и равномерно покрывающий страницу текст действительно напоминал сотканную ткань.

image33.png

Текстурные минускулы имели правильные, «размеренные» расстояния между вертикальными штрихами, ширина внутри буквенного просвета приблизительно равна толщине штриха. Строчное «t» своей верхушкой выходит за верхнюю горизонтальную линию, над буквой «i» для выделения её стойки среди других появляется чёрточка - точка. По-иному стали писаться и некоторые другие знаки. В ранних видах готического письма прописными буквами служили ломбардские версалы. Позже они сохраняются лишь в виде инициалов, так как со временем готическое письмо вырабатывает свои особые формы прописных букв.

image34.png

Ротунда, швабское письмо (XV в. )

В Италии развивается особый вид раннего готического письма - так называемое круглоготическое письмо или ротунда (итал. Rotondo - круглый, округлый). В его буквах сохраняются закругления, они размашисты и стремительны. Надломлены только верхние концы стоек. Круглоготическое письмо шире и просторнее других видов готического письма и по праву рассматривается в настоящее время как промежуточная форма между готикой и антиквой. Это один из немногих видов готического письма, к которым можно было приспособить маюскулы антиквы.

image35.png

Круглоготическое письмо считается одним из красивейших стилей письма Западной Европы всех времен. Оно достигло расцвета в XV столетии и теряет свое значение лишь с переходом от готики к ренессансу. Развитие готического письма в Южной Европе закончилось круглоготическими формами, в то время как в Северной Европе оно продолжалось в течение целого периода, названного поздней готикой. Поскольку потребность в скорописи никуда не исчезла, в конце XII века появляется и готический курсив.

image36.jpeg

А в XIV веке в результате скрещивания книжного письма и канцелярского курсива возникает новая разновидность готического шрифта – бастарда (от французского bâtard - смешанный).

image37.png

Из позднейших видов готического письма самым старшим было швабское письмо (или швабахер). Оно очень просторно, как и круглоготическое, и более удобочитаемо, чем текстура. Широкие пропорции придают этому письму размашистый характер.

image38.png

В немецкоязычных странах разновидности готического шрифта активно использовались и после эпохи средневековья. Например, шедевр канцелярской эстетики XVII–XVIII веков - канцлей (от немецкого Kanzlei - канцелярия), утвердивший красоту бумаги, как высшую бюрократическую добродетель.

image39.jpeg

Или популярная в тех же XVII–XVIII веках фрактура, чьё название происходит от немецкого «Fraktur» - излом, перелом, и иногда употребляется в качестве названия готического шрифта как такового.

image40.jpeg

В эпоху Возрождения происходят огромные изменения в экономической и общественно-политической жизни европейских народов, вызванные зарождением в недрах феодализма буржуазных отношений. Развитие городов, усиление в них классовых противоречий, изменения, происходившие в мировоззрении людей, способствовали созданию качественно новой литературы, опиравшейся на античность, народные литературные традиции. В конце XIII и в начале XIV века зарождается капитализм в Италии, происходит образование государств-городов, таких, как Венеция, Флоренция. Этот процесс сопровождается быстрым развитием культуры. В Италии XIV века развивается книжное дело. Наряду со скрипториями появляются светские учреждения книгописания. Огромный вклад в развитие светской культуры внёс выдающийся гуманист итальянского Возрождения Франческо Петрарка (1304 – 1374 г.г.). Франческо Петрарка не только собирал рукописи, но и сам был хорошим каллиграфом. Ему приписывается создание нового вида письма - гуманистического минускула, послужившего в дальнейшем образцом для создания многих типографских шрифтов.

image41.png

Поджо Брачолини (1380 - 1459), учёный-гуманист, переводчик, археолог и библиограф тоже собирал античные римские надписи, древние рукописи латинских авторов. Во Флоренции он основал училище, в котором обучали письму чётким и красивым каролингским минускулом. Его ученики распространили это письмо по всей Италии. Эпохе Возрождения так и не удалось поставить точку в истории «варварской» средневековой эстетики. Более того, по иронии судьбы стремясь отмежеваться от мрачного средневековья и построить новую культуру на основе чистых античных образцов, каллиграфы Ренессанса на самом деле лишь возродили доготический, но всё же средневековый стиль письма. Они самозабвенно копировали исполненные каролингским минускулом манускрипты, ошибочно принимая их за подлинники греко-римской античности. Из этого копирования родился новый шрифт, названный гуманистической антиквой (от латинского antiquus - древний).

image42.jpeg

В деловых кругах ренессансной Италии стало употребляться так называемое «торговое» письмо - гуманистический курсив, большинство букв которого исполнялось одним движением пера. В его основе также лежит каролингский минускул.

image43.png

Параллельно с развитием гуманистического минускула развивалось и рукописное письмо, выполняемое тонким или обыкновенным пером. Безупречное исполнение этого письма стало называться каллиграфией. Термин «каллиграфия» (от греч. kallos – красота и graphos – графическое изображение, письмо) появился в Европе в XVI веке одновременно с гуманистическим курсивом. В XVII веке, когда был разработан канон классического каллиграфического письма, служившего основным стилем до второй половины XX века, этот термин означал - «стилистически безупречное исполнение письма тонким пером».

image44.png

Существует множество видов каллиграфического письма. Обычное каллиграфическое письмо - двухнажимное (имеет жирные основные и тонкие соединительные штрихи). В старину искусство каллиграфии ценилось очень высоко. В старой школе много внимания уделяли обучению каллиграфии, так как человек, владевший красивым почерком, уже мог работать писарем. Самым распространенным видом каллиграфического письма в XVIII веке было английское. Созданное на основе его русское письмо считается одним из красивейших образцов каллиграфического письма. Для старых образцов каллиграфического письма характерен большой наклон букв, например наклон букв английского письма равен 54°. Однако встречаются варианты без наклона (прямые) и с левосторонним наклоном. Вместе с искусством каллиграфии развивались и получили распространение линейно-орнаментальные украшения - росчерки.

image45.png

В XIX - начале XX веков распространяется круглое письмо - рондо, которое значительно отличается от гуманистического курсива и приобретает качества каллиграфического письма, выполненного ширококонечным пером.

image46.jpeg

На основе рукописных каллиграфических образцов письма были созданы типографские каллиграфические шрифты.

Наверх

www.rarebook-spb.ru

Лекция 1. Происхождение латинского языка. Италия и ее древнейшее население

Латинский язык наряду с древнегреческим принадлежит к числу древнейших языков культурного населения Европы. Согласно общепринятой лингвистической классификации, латинский язык относится к группе "мертвых" италийских языков. В свою очередь, италийские языки относятся к индо-европейской группе языков, охватывающей также греческий язык, языки Индии, иранские, славянские, балтийские, германские и другие языки.

Латинский язык получил свое название от древнего италийского племени латинов, населявших Лациум — историческую область в нижнем течении реки Тибр. Центром Лация был город Рим, основанный племенем латинов в 8 веке до н.э.

Существуют различные версии происхождения латинского алфавита и письма. Согласно наиболее распространенной версии, непосредственным прототипом латинского письма было греческое алфавитное письмо, сложившееся около 9 века до н.э. Поскольку в южной части Италии издавна существовали многочисленные греческие города и поселения, культурные связи между греками и латинами установились рано и были достаточно устойчивыми.

Разумеется, не следует думать, что латинская письменность возникла "мгновенно". Латинский язык и латинская письменность развивались медленно и постепенно, и латинский алфавит в его привычном для нас виде окончательносформировался только на рубеже 4-3 веков до н.э.

Особым и весьма интересным вопросом истории латинского языка и всей древнейшей истории Рима является взаимоотношение латинов с этрусками — культурными предшественниками и политическими соперниками Рима. Происхождение этрусков и их языка до сих пор не выяснено. Этрусский язык относят к группе так называемых Средиземноморских языков. Этрусский алфавит возник, вероятно, на основе греческого. В 18 веке появилась теория этрусского происхождения латинского языка, но подтвердить ее практически невозможно из-за скудости сведений об этрусском языке (сохранилось лишь небольшое число надписей, в которых до сих пор расшифровано всего около 150 слов).

Этруски населяли Этрурию — область к северо-западу от Рима — и обладали высокой культурой. Римляне немало заимствовали у этрусков — в области искусства, политической культуры и в области религиозных обрядов. В 6 веке до н.э. в результате продвижения этрусков на юг Рим попал под власть царей из этрусской династии Тарквиниев. После изгнания последнего Тарквиния (около 510 г. до н.э.) влияние этрусков постепенно ослабевает. В 5-4 веках они почти полностью утрачивают политическую самостоятельность и попадают под власть Рима. К началу н.э. этруски были окончательно романизированы, а их язык постепенно забыт.

Борьба с этрусками и победа над ними были первым этапом оформления гегемонии Рима в Италии; с начала 3-го века до н.э. происходит экономическое и политическое возвышение Рима. К концу 3 века центральный город Лациума объединяет под своей властью большую часть италийских городов и областей. В ходе трех Пунических войн (сер. 3 в. — сер. 2 в.) римляне одержали победу над своим сильнейшим соперником в западном Средиземноморье — Карфагеном. К концу 1 века до н.э. под властью Рима оказывается все культурное Средиземноморье от Испании до Греции, М. Азии и Египта, территория современной Франции, частично — Англии, Германии, а также и другие земли. В последующую эпоху империи Римское государство достигло наивысшего могущества.

В результате объединения Италии латинский язык стал официальным языком римской государственности. Латинский язык из небольшого Лациума распространился на весь Апеннинский полуостров, а затем был воспринят населением Галлии и Испании.

studfiles.net

АЗБУКА ДРЕВНЕГО РИМА А КВЕДУК Б

Описание презентации АЗБУКА ДРЕВНЕГО РИМА А КВЕДУК Б по слайдам

АЗБУКА ДРЕВНЕГО РИМА АЗБУКА ДРЕВНЕГО РИМА

А КВЕДУК А КВЕДУК

Б АЗИЛИКА Собор Святого Петра в Ватикане Б АЗИЛИКА Собор Святого Петра в Ватикане

В ИЛЛА ВИЛЛА САН МАРКО, СТАБИИ В ИЛЛА ВИЛЛА САН МАРКО, СТАБИИ

Г ЛАДИАТОР Г ЛАДИАТОР

Д ИОНИС Д ИОНИС

В Е СТА Храм Весты – один из древнейших в Риме храмов, посвященныйВ Е СТА Храм Весты – один из древнейших в Риме храмов, посвященный богин е-покровительнице домашнего очага и расположенный в Римском Форуме

АКТ Ё Р АКТ Ё Р

Ж ИЗНЬ Ж ИЗНЬ

ЦЕ З АРЬ • правитель древнего Рима • титул императоров в ДревнемЦЕ З АРЬ • правитель древнего Рима • титул императоров в Древнем Риме • ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ – древнеримский государственный и политический деятель, полководец, писатель.

И НСУЛА жилой дом в Древнем Риме И НСУЛА жилой дом в Древнем Риме

ВЕЗУВИ Й ВЕЗУВИ Й

К ОЛИЗЕЙ К ОЛИЗЕЙ

Л АРАРИЙ Л АРАРИЙ

М ОЗАИКА Александр Македонский и Дарий в Битве при Иссе. Дом Фавна. Помпеи.М ОЗАИКА Александр Македонский и Дарий в Битве при Иссе. Дом Фавна. Помпеи.

Н ЕРОН Н ЕРОН

О РЁЛ О РЁЛ

П ОМПЕИ П ОМПЕИ

Р ЕМ И Р ОМУЛ КАПИТОЛИЙСКАЯ ВОЛЧИЦА Р ЕМ И Р ОМУЛ КАПИТОЛИЙСКАЯ ВОЛЧИЦА

С АТИР С АТИР

Т ЕРМЫ Т ЕРМЫ

ФОР У М ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГОРОДСКАЯ ПЛОЩАДЬ ФОР У М ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГОРОДСКАЯ ПЛОЩАДЬ

Ф РЕСКИ Ф РЕСКИ

Х ОР Х ОР

Ц ИРК ЭТО БЫЛ ИППОДРОМ, ЗДЕСЬ ПРОВОДИЛИСЬ СКАЧКИ Ц ИРК ЭТО БЫЛ ИППОДРОМ, ЗДЕСЬ ПРОВОДИЛИСЬ СКАЧКИ

ВЕ Ч НЫЙ ГОРОД ВЕ Ч НЫЙ ГОРОД

Ш ЛЕМ Ш ЛЕМ

Щ ИТ Щ ИТ

ОБ Ъ ЕДИНЕНИЕ ИТАЛИИ ОБ Ъ ЕДИНЕНИЕ ИТАЛИИ

РАБ Ы РАБ Ы

АЛ Ь ПЫ ПЕРЕХОД ГАННИБАЛА ЧЕРЕЗ АЛЬПЫ АЛ Ь ПЫ ПЕРЕХОД ГАННИБАЛА ЧЕРЕЗ АЛЬПЫ

Э ТНА ЕЩЁ ОДИН ВУЛКАН В ИТАЛИИ ОН ДЕЙСТВУЕТ И В НАШИ ДНИ Э ТНА ЕЩЁ ОДИН ВУЛКАН В ИТАЛИИ ОН ДЕЙСТВУЕТ И В НАШИ ДНИ

Ю ПИТЕР (ЗЕВС) БОГ- ГРОМОВЕРЖЕЦ Ю ПИТЕР (ЗЕВС) БОГ- ГРОМОВЕРЖЕЦ

ФАМИЛИ Я СЕМЬЯ – ГЛАВНАЯ ЦЕННОСТЬ ФАМИЛИ Я СЕМЬЯ – ГЛАВНАЯ ЦЕННОСТЬ

present5.com


Смотрите также