Древние космогонические мифы. Греческая мифология. Космогония. Этапы развития
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Космогонические мифы. Древние космогонические мифы


Космогонические мифы

Космогонические мифы – категория мифов, повествующих о преобразовании хаоса в космос. Слово «космогония» образовано от двух греческих слов: мир (или космос) и возникать. Хаос (пустота; от греческого корня «хао», зевать) в мифах означает первопотенцию, бесформенную материю, из которой и будет создан мир. Персонификация бесконечного и пустого мирового пространства, не имеющего размеров. В древнегреческих мифах воплощением Хаоса является Океан или первоначальные воды.

Космогонические мифыКосмогонические мифы распространены в культурах многих народов, а образ Океана в космогонии Древней Греции, вероятнее всего, сложился под влиянием древнейшей шумерской культуры. Акт творения представляет создание порядка из беспорядка. Пока сохраняется порядок – существует мир. Но может случиться так, что в какой-то момент возникнет угроза его разрушения, тогда он может вернуться в состояние хаоса. Почти повсеместно в мифах описывается битва божества или культурного героя с чудовищем (морской змей или дракон), олицетворяющим силы хаоса.

Космогонические мифы Древней Греции хорошо известны по поэме «Теогония» Гесиода. Хаос, согласно «Теогонии», изначальное божество, породившее Эреба и Нюкту (Мрак и Ночь). Другие космические первоначала, порожденные из него: Гея (Земля), Тартар (подземное царство) и Эрос (Любовь или сила влечения). У Гесиода Хаос расположен ниже Земли, но выше Тартара, первое упоминание о котором можно найти у Гомера. Современной наукой установлено, что на формирование древнегреческих мифов значительно повлияли религиозные системы восточного Древнего мира (шумерская, вавилонская, хеттская). Безусловно, космогонические мифы в изложении Гесиода в Древней Греции не были единственными. Свои теории развивали многие философы. Так, среди низших слоев населения более популярной являлась орфическая космогония, в которой присутствует мировое яйцо. По Эпимениду вначале существовали Воздух и Ночь, от которых возникли Тартар и пара богов, породивших мировое яйцо. Центральные роли у орфиков отводятся Дионису и Деметре. Их судьба связана с началом истории человечества.Космогонические мифы Древней Греции

В римской традиции, в частности у Овидия, космогонические мифы описывают изначально существовавшую грубую и неразвитую массу, в которую бесформенной кучей были погружены все элементы космоса.

В полном обзоре греческих мифов и сказаний, известном как «Мифологическая библиотека», неизвестного писателя, которого называют Псевдо-Аполлодором, рассказывается, что первыми миром правили Гея (Земля) и рожденный ею Уран (Небо). Небо покрыло Землю (символ соединения Мужчины и Женщины), и появились двенадцать богов первого поколения (шесть братьев и шесть сестер).космогонические мифы примеры

В философской концепции Прима Материя (первая материя), развитой примерно в 5-6 веках, были объединены библейские понятия и разные космогонические мифы. Примеры её применения можно найти у алхимиков эпохи Ренессанса, которые сравнивали "первую материю" буквально со всем: Хаосом, Мужчиной и Женщиной, андрогинным существом, Небом и Землей, Телом и Духом. Они использовали подобные сравнения, чтобы описать универсальный характер Прима Материя, которая обладает качествами и свойствами всех вещей.

fb.ru

Космогонический миф

Космогонический миф

Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса - весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля - Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. Далеко же под Землей, так далеко, как далеко от нас необъятное, светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар - ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь - Эрос. Начал создаваться мир. Безграничный Хаос породил Вечный Мрак - Эреб и темную Ночь - Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет - Эфир и радостный светлый День - Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо - Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море. Матерью-Землей рождены Небо, Горы и Море, и нет у них отца.

Уран - Небо - воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю. Шесть сыновей и шесть дочерей - могучих, грозных титанов - было у Урана и Геи. Их сын, титан Океан, обтекающий, подобно безбрежной реке, всю землю, и богиня Фетида породили на свет все реки, которые катят свои волны к морю, и морских богинь - океанид. Титан же Гипперион и Тейя дали миру детей: Солнце - Гелиоса, Луну - Селену и румяную Зарю - розоперстую Эос (Аврора). От Астрея и Эос произошли все звезды, которые горят на темном ночном небе, и все ветры: бурный северный ветер Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дождем тучи.

Кроме титанов, породила могучая Земля трех великанов - циклопов с одним глазом во лбу - и трех громадных, как горы, пятидесятиголовых великанов - сторуких (гекатонхейров), названных так потому, что сто рук было у каждого из них. Против их ужасной силы ничто не может устоять, их стихийная сила не знает предела.

Возненавидел Уран своих детей-великанов, в недра богини Земли заключил он их в глубоком мраке и не позволил им выходить на свет. Страдала мать их Земля. Ее давило это страшное бремя, заключенное в ее недрах. Вызвала она детей своих, титанов, и убеждала их восстать против отца Урана, но они боялись поднять руки на отца. Только младший из них, коварный Крон, хитростью низверг своего отца и отнял у него власть.

Богиня Ночь родила в наказание Крону целый сонм ужасных веществ: Таната - смерть, Эриду - раздор, Апату - обман, Кер - уничтожение, Гипнос - сон с роем мрачных, тяжелых видений, не знающую пощады Немесиду - отмщение за преступления - и много других. Ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастье внесли эти боги в мир, где воцарился на троне своего отца Крон.

Кун. Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. Происхождение мира и богов.

brainmod.ru

Космогонические мифы

Любые студенческие работы ДОРОГО, КАЧЕСТВЕННО

100 руб. бонус за первый заказ. Всего 3 вопроса:

Узнать стоимость работы

Космогонические мифы, мифы о творении, мифы о происхождении космоса из хаоса, основной начальный сюжет большинства мифологий. Начинаются с описания хаоса (пустоты), отсутствия порядка во вселенной, взаимодействия изначальных стихий. Основные мотивы космогонических мифов — структурирование космического пространства и времени, разделение богами слитых в брачных объятиях земли и неба, установление космической оси — мирового древа, светил (разделение дня и ночи, света и тьмы), создание растений и животных; творение завершается, как правило, созданием человека (антропогонические мифы) и социальных норм культурными героями. Творение происходит по воле (слову) демиурга или путем порождения божеств и стихий мироздания богиней-матерью, первой божественной парой (небом и землей), богом-андрогином и т. п. В дуалистических космогониях демиург творит все благое, его противник — все дурное. Традиционные космогонические мифы — творение из тела первосущества (ср. Имир) или первочеловека. Завершение творения связано часто с уходом творца от дел созданной им вселенной и человечества и с переходом от времени мифологического (времен первотворения) к историческому. Описание гибели мира в эсхатологических мифах дается, как правило, в порядке, обратном описанию космогонии.

Антропогонические мифы являются составной частью мифов космогонических. Согласно многим мифам, человек происходит из самых разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Чаще всего, творец создает сначала мужчину, потом женщину. Первый человек обычно наделен даром бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества. У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении человека от предка-животного (обезьяны, медведя, ворона, лебедя).

Мифы о культурных героях повествуют о том, как человечество овладевало секретами ремесла, земледелия, оседлой жизни, пользования огнем - иначе говоря, как в его жизнь внедрялись те или иные культурные блага. Самый знаменитый миф подобного рода - древнегреческое сказание о Прометее, двоюродном брате Зевса. Прометей (в дословном переводе - "мыслящий прежде", "предвидящий") наделил разумом жалких людей, научил их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам, гадать, внедрил государственные начала и правила совместной жизни. Прометей дал человеку огонь, за что и был покаран Зевсом: прикованный к горам Кавказа, он терпит страшные мучения - орел выклевывает ему печень, ежедневно вырастающую вновь.

Эсхатологические мифы повествуют о судьбе человечества, о пришествии "конца света" и наступлении "конца времен".

Сказанного достаточно, чтобы подтвердить сформулированную выше мысль: мифы возникли из настоятельной потребности людей объяснить происхождения, природа, людей, устройство мира, предсказать судьбу человечества. Сам способ объяснения имеет специфический характер и коренным образом отличается от научной формы объяснения и анализа мира. Какие же особенности отличают мифологическое сознание?

В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной стихии: природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрывное, единое.

В мифе нет абстрактных понятий, в нем все - очень конкретно, персонифицировано, одушевлено.

Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие.

Миф живет в своем, особенном времени - времени "первоначало", "первотворения", к которому неприложимы человеческие представления о течении времени.

Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры.

Какую же роль играли мифы и мифотворчество в истории человеческого общества и человеческой культуры?

1 Они по своему объясняли мир, природу, общество, человека,

2 Они в своеобразной, очень конкретной форме устанавливали связь между прошлым, настоящим и будущем человечества,

3 Они являлись каналом, по которым одно поколение передавало другому накопленный опыт, знания, ценности, культурные блага, знания.

А) Космогонические мифы, мифы о творении, мифы о происхождении космоса из хаоса, основной начальный сюжет большинства мифологий. Основные мотивы космогонических мифов — структурирование космического пространства и времени, разделение богами слитых в брачных объятиях земли и неба, установление космической оси — мирового древа, светил (разделение дня и ночи, света и тьмы), создание растений и животных; творение завершается, как правило, созданием человека (антропогоническиеHYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BC%D0%B8%D1%84%D1%8B" мифы) и социальных норм культурными героями.

Космогонически мифы:

-  Сотворение мира

В начале всего был бесформенный, неопределенный в своих размерах Хаос, затем появились широкохолмая Гея (Земля), глубоко залегающий в ее недрах сумрачный Тартар и извечная, существовавшая еще до них сила влечения - Эрос. Этим же словом греки называли божка любви, сопутствовавшего богине любви Афродите, но Эрос, стоявший в начале мироздания, исключает то, что понимается самим Гесиодом под словом "любовь": "Девичий шепот любовный, улыбки и смех и обманы, сладкая нега любви и пьянящая радость объятий". Он исключает какое бы то ни было чувство - было бы странным представить себе, что метеорит, летящий к земле, направляется силой любви. Эрос - это то, что мы назвали бы силой тяготения, существующей в мировом пространстве как закон. И эта сила приводит в движение и Хаос, и Землю.

Хаос производит женское начало - Ночь и мужское начало - Мрак (Эреб). Порождения Ночи - и Мом, и мрачные, беспощадные божества смерти керы, и Танат (Смерть), и Сон (Гипнос), и целая толпа сновидений, и бесстрастные мойры, в чьих руках с появлением человеческого рода сосредоточится людская судьба, и грозная богиня возмездия Немесида, и Обман, и Старость, и воплотившая в себе соперничество и раздоры Эрида, которая принесла еще не возникшему человечеству свое недоброе потомство - Изнурительный труд, Голод, Скорби, Битвы, Убийства, Лживые слова, Судебные тяжбы и Беззакония, но вместе с тем и непреклонно справедливого Орка, карающего всякого, дающего лживую клятву.

А из соединения Ночи с Эребом рождаются легкий прозрачный Эфир и сияющую День. Свет из Тьмы. Этот образ известен и восточной мудрости: "И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил свет от тьмы, и назвал Бог свет днем, а тьму назвал ночью". Но в греческой картине сотворения мира в отличие от библейской нет Бога, который творит, испытывая от этого радость. Эрос, занимающий место творца, соединяет и разъединяет, но сам не ощущает ни красоты, ни безобразия. В мире еще нет чувств, но есть Закон.

Пробуждается и широкохолмая Гея. Сначала ею рожден был Уран (Небо), чтобы было прочное и вечное жилище у богов, затем поднялись из недр ее Горы, чтобы могли найти там бессмертные временный приют, заполнили лесистые их склоны рожденные ею нимфы, разлилось по равнинам ее детище Море (Понт). Обычно под Понтом мыслилось Черное море.

Уран - олицетворение мужского начала, "небо" в греческом языке мужского рода. Породила его Гея равным себе по величине, и Уран, по словам Гесиода, "точно покрыл землю" - мифологический образ, вызванный иллюзией, будто чаша неба точно накрывает лежащее под ней плоское блюдо земли.

Покрытие Небом Земли, понимавшееся как соединение Мужчины и Женщины, привело к появлению богов первого поколения - их было двенадцать: шесть братьев и шесть сестер, могучих и прекрасных. Не единственными они были детьми от союза Геи и Урана. Производит Гея на свет также трех огромных уродливых Круглоглазых (киклопов, циклопов), с большим круглым оком посреди лба, а вслед за ними еще трех надменных великанов - Сторуких. Но лишь титаны, взяв в жены своих сестер, заполнили просторы Матери-Земли и Отца-Неба своим потомством: они дали начало великому племени богов самого древнего поколения.

-  Титаномахия

..Успели уже у богов родиться и возмужать сыновья и созреть дочери, когда пришло, наконец, время решающей схватки. Титаны выступили с Офрийской горы; боги, рожденные Кроном и Реей - с Олимпа. Равны были ярость и сила идущих друг на друга богов и титанов, сражение продолжалось десять лет и не видно было ему конца, пока не стало Зевсу известно, что лишь освободив из заточения скрытых в недрах земли, в тартаре, cHYPERLINK "http://www.greekroman.ru/hekatoh.htm"торуких, одержат боги победу.

Присоединились к богам также киклопы и даже кое-кто из титанов. С новой силой разгорелась жестокая битва, когда ринулись в бой Сторукие. Опьяненные полученной свободой, они вырывали из тела Земли крутобокие скалы и с силой обрушивали их на головы титанов. Зевс же без устали метал огненные молнии, которые едва успевали выковывать и подносить ему киклопы.

Помогал громовержцу и Пан - помощник в битвах, божество стихийных сил природы, умеющее наводить на врагов беспричинный, так называемый панический, страх (Ps.-Eratosth. 27).

Застонала Земля, обжигаемая пламенем горящих лесов, ничем не могла она помочь своим сыновьям. И побежденные титаны были низринуты в такую глубь Матери-Земли, что наковальня, если бы кто бросил ее вниз, лететь должна была бы девять дней и ночей.

Там, в сумрачном тартаре, за охраняемой Сторукими медной дверью, навсегда должны были остаться бессмертные титаны, за исключением тех немногих, кто в начале сражения откликнулся на призыв Зевса и перешел на сторону богов, занявших многовершинный Олимп. Среди них - и сын Япета Прометей, и старший из титанов Океан: хотя и не смог он поднять своего текучего тела на снежную вершину Олимпа, зато убедил это сделать суровую Стикс, старшую из океанид, и она первой явилась на Олимп вместе со своими детьми Никой (Победой), Силой и Мощью, чтобы вместе с олимпийцами обрушиться на титанов.

Зевс не забыл этой услуги - он навсегда оставил при себе ее детей, а самой Стикс оказал небывалую честь - предназначил ей быть нерушимой клятвой бессмертных. С тех пор и клянутся небожители водами Стикс, когда хотят скрепить договор самой верной из клятв. А символ своей победы - Нике - Зевс сделал своей неразлучной спутницей.

Так окончательно завершилось время Крона. Впоследствии о нем почему-то вспоминали как о царстве Справедливости и называли Золотым веком. Однако богам предстояо еще бороться за власть и владычество в космосе..

-  Гигантомахия

..Рано было радоваться олимпийцам. Не могла простить Гея надругательства над ее сыновьями-титанами. И взрастила она в своих глубинах гигантов из тех капель крови Урана, которые впитала, когда изувечил своего отца Крон.

Ничего не подозревавшие боги, проснувшись, беспечно радовались новому дню и наслаждались бессмертием, как вдруг из внезапно образовавшихся на лице земли разломов потянулись ядовитые испарения - дыхание зашевелившихся в толще гигантов. Гелиос покрылся дымкой и стал напоминать огромный удивленный глаз. В обволокшем землю тумане восставшие из недр змееногие чудовища казались еще огромнее и страшнее, чем были на самом деле. Из их глоток, разверстых, как огненные кратеры вулканов, вырвался грозный рев. И было в нем столько злобы и ярости, что содрогнулся Олимп.

Не в силах дотянуться до обиталища богов, земнородные стали швырять в небо все, что попадалось под руку. Они выхватывали из земной тверди скалы и яростно метали их ввысь. Именно тогда моря, заполняя образовавшиеся углубления, вторглись в сушу и возникли новые проливы и острова.

Один из гигантов, используя земную ось как дубину, оторвал прикрывавший ее остров Делос, и тот поплыл, гонимый ветром, как лист водного растения. Опасаясь, что гиганты сплющат землю, боги поспешили вступить в бой. Все небо прорезала молния Зевса. На месте ее падения вспыхнул пожар, и стали видны искаженнее яростью лица гигантов, змеевидные окончания тел, каждый вздувшийся от напряжения мускул.

Одну за другой метали молнии Зевс и другие боги. Но не остановило это натиска гигантов, шедших на штурм неба. Ибо судил богам рок, что лишь с помощью смертного они смогут взять над гигантами верх. И послал тогда Зевс Афину за Гераклом. Узнав об этом, стала Гея искать растение, которое могло бы спасти сыновей. Но Зевс успел послать на землю мрак и скосить это чудодейственное растение.

Между тем прибыл Геракл, вооруженный луком и отравленными стрелами. Первая туча стрел обрушилась на гиганта

В основе гигантомахии (как и титаномахии) лежит идея упорядочения мира, воплотившаяся в победе олимпийского поколения богов над хтоническими силами, укреплении верховной власти Зевса.

Теме гигантомахии посвящена небольшая поэма римского поэта 4 в. Клавдиана. Битва олимпийцев с Г. изображена на фризе алтаря Зевса в городе Пергаме (II в. до н.э.)..

-  Схватка с Тифоном

..Не давала покоя Гее горькая участь ее сыновей - титанов и гигантов, уничтоженных новым поколением богов, олимпийцами. Тогда, соединившись с Тартаром, породила Земля чудовищного Тифона (T u f w n), младшего своего сына. Само его имя греки произfont class=grгола t i f o o, "дымить", "чадить", "испускать пар".

По другой версии Тифон был рожден Герой, ударившей рукой о землю, когда она решила в отместку Зевсу, родившему Афину, тоже самостоятельно произвести на свет потомство. Гера отдала Тифона на воспитание Пифону, чудовищу, охранявшему древнее святилище богов в Дельфах, убитому затем Аполлоном.

Был Тифон выше всех гор; это дикое хтоническое тератоморфное существо задевало головой звезды, простирая руки, одной рукой касалось востока, другой - запада. Вместо пальцев у него сто драконьих голов. Ниже пояса - извивающиеся, переплетающиеся друг с другом кольца змей, выше - колоссальное человеческое туловище, покрытое перьями. Он представлялся бородатым и волосатым. Вращающиеся глаза выбрасывали снопы пламени. Драконьи головы то изрыгали проклятия на языке богов, то рычали, как львы, то ревели, словно быки, то лаяли, подобно собакам.

Дрогнули боги при виде Тифона и пустились наутек. Пробегая Египтом, они приняли облик обитавших там животных, надеясь таким образом обмануть чудовище. Аполлон стал коршуном, Гермес - ибисом, Арес - рыбой, Дионис - козлом, Гефест - быком. Так мог бы стать Тифон и владыкой мира, если бы Зевс и Афина стали прятаться от него и не вступили с ним в бой.

Содрогнулась земля, и вместе с нею задрожали в тартаре титаны. Закипели от невыносимой жары моря и реки. Бросил Зевс в Тифона последнюю, самую мощную молнию. Расплавился Тифон и потек, как течет расплавленная руда, превращаясь в металл, после чего Громовержец забросил чудовище в тартар.

Впрочем, рассказывали, что победа далась Зевсу с огромным трудом: Тифон сначала одержал верх над богом, охватив его кольцами змей и перерезав сухожилия на руках и ногах. После этого он заточил его в Корикийскую пещеру в Киликии, где Зевса стерегла драконица Дельфина. Но Гермес и Эгипан выкрали спрятанные сухожилия и вставили их Зевсу обратно. Освободившись и обретя новую силу, Зевс стал преследовать Тифона и догнал его в далекой Сицилии. Прежде чем напасть на чудовище, он обманул его: мойры напоили Тифона соком ядовитой "однодневки" - растения от которого впадают в беспамятство - под предлогом того, что это должно увеличить его силу. И как только Тифон потерял сознание, Зевс навалил на него огромную гору Этну. В древности считалось, что многочисленные извержения Этны происходят из-за того, что из жерла вулкана вырываются перуны, ранее брошенные Зевсом в Тифона.

И поныне не может освободиться от этой тяжести Тифон, но в ярости изрыгает ядовитые пары и расплавленную лаву, став олицетворением вулканического огня, хотя в наше время Этна считается "уснувшим" вулканом.

Так завершилась последняя из битв богов с сыновьями Геи, наступательными силами земли. Участь Тифона, как и других чудовищ, была заранее предрешена победой олимпийцев над древними хтоническими монстрами. Теперь боги Олимпа могли владеть миром, не опасаясь за свою власть. На земле, на небе, в подземных глубинах был установлен угодный им порядок. Сами неукоснительно его соблюдая, они следили за тем, чтобы его никто не нарушил.

Тифон и Ехидна породили многих чудовищ: собаку Орфа, пса Цербера, ЛернейскуюHYPERLINK "http://www.greekroman.ru/leg/hercules.htm" гидру, Немейского льва и Химеру.

-  Сотворение человека

Согласно многим мифам, человек происходит из самых разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Чаще всего, творец создает сначала мужчину, потом женщину. Первый человек обычно наделен даром бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества. У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении человека от предка-животного (обезьяны, медведя, ворона, лебедя).

-  ДевкалионовHYPERLINK "http://www.greekroman.ru/leg/deucalion.htm" потоп

В ярости возвратился Зевс на Олимп. Боги, опасаясь его гнева, старались не попадаться ему на глаза, и только супруга Гера осмелилась спросить, что произошло на земле.

- Ты спрашиваешь, что произошло? - начал Зевс, кипя от возмущения. - Я спустился в Аркадию, где над смертными правит царь Ликаон. И хотя я сменил свой облик и одеяние, он меня сразу узнал и пригласил на пиршество. И знаешь, чем он меня угостил? Человечиной! Конечно же, я опрокинул оскверненный стол и перебил сыновей Ликаона, а его самого превратил в волка.

- Достойная участь нечестивца! - вставила Гера.

- Но и другие люди ничем не лучше Ликаона! - не успокаивался Зевс. - С тех пор, как Прометей украл для них огонь, они стали невыносимы. И я решил истребить их всех до одного!

- Но кто будет приносить нам жертвы? - испуганно заверещали богини.

Но Зевс уже не слышал. Он летел на землю к острову владыки ветров Эола. Повинуясь приказу, Эол запер все ветры в пещерах, а пещеру южного ветра Нота открыл. И обрушился Нот на землю, повергнув ее во мглу. На леса и поля, на города и селения хлынули потоки воды, стирая границу между небом и морем. Пытались захваченные бедствием люди скрыться в горах, но Зевс попросил брата своего Посейдона сорвать все запоры, сдерживающие подземные воды. Поднял Посейдон свой трезубец и с колоссальной силой обрушил его на скалу. Разверзлись земные глубины, и наружу из каменных конюшен выскочили тысячи бешеных коней, потрясая белыми гривами пены.

Море стало беспредельным. И кажется, ни один клочок земли уже не возвышался над кипящим пространством. Только хрупкий плот качался на волнах, и на нем, прижавшись друг к другу, не смея поднять глаз на грозное небо, лежали двое пожилых людей. Это был сын Прометея Девкалион, предупрежденный отцом о готовящемся потопе, и его супруга Пирра. Долго их носило в непроглядном мраке, пока плот не уткнулся во что-то твердое. Это была незатопленная водой вершина горы Парнас.

Вышли Девкалион и Пирра на сушу и заплакали.

Вода постепенно стала спадать, и взору двух уцелевших старцев предстала страшная картина. Бесследно исчезли селения. Земля была завалена огромными вырванными стволами деревьев. Даже на вершину горы доносился смрад раздувшихся тел людей и животных.

- Лучше бы нам погибнуть со всеми, чем видеть это,- воскликнул Девкалион.

- А после нас,- добавила Пирра,- земля вовсе опустеет. Мы слишком стары, чтобы иметь детей. Не попросить ли нам потомства у Фетиды?

- Попроси! - отозвался Девкалион.- Богам все доступно! Запрокинула Пирра голову и воззвала к богине:

- Скажи мне, Фетида, каким искусством мы смогли бы возвратить земле людей?

И с неба послышалось:

- Распояшьтесь, закройте головы и бросьте через них кости вашей праматери.

- Делай как хочешь,- возмущенно проговорила Пирра.- Но я не согласна на святотатство. Я дорожу памятью бабушки.

- Не горячись! - воскликнул Девкалион.- Не думаю, что богиня советует нам разрывать могилу. Речения богов нельзя понимать дословно. Не имеет ли в виду Фетида нашу всеобщую Матерь - плодоносную Землю?

- Что ты хочешь сказать? - недоумевала Пирра.

- Видишь камень,- продолжал Девкалион, наклонившись.- Согласись, что камни - это кости Земли, так же как почва ее мякоть.

И они стали подбирать камни, большие и маленькие, складывая их в кучу. Когда куча выросла им до груди, Девкалион и Пирра распоясались, закрыли головы краями одежды и, не оглядываясь, начали метать камни за спину.

И тут произошло чудо. Камни, касаясь Земли, теряли жесткость и неподвижность. Они становились мягкими, как глина, и, словно бы подчиняясь руке невидимого ваятеля, приобретали человеческий облик. Камни, бросаемые Девкалионом, становились юношами, а Пиррой - девушками. Соединяясь в пары, они расходились по земле. Так было возрождено новое поколение людей. Жизнь возрожденных из камней была тяжела и сурова, и они никогда не забывали, из какого материала созданы.

students-library.com

Космогонические мифы и легенды разных народов.

Мифы

Бушмены. «Когда-то девушка-чародейка бросила на небо пригоршню жара из затухающего костра, для того, чтобы люди могли находить дорогу темной ночью. Этот жар остался там в виде звезд».

Калмыцкая космогония. В начала существовало безграничное пространство, в котором плавали золотые тучки. Постепенно тучки сгустились в большую тучу, и пошел сильный дождь. Этот дождь образовал огромное море – начало и прародителя всей жизни. На этом море, как на пенке, на охлаждающемся молоке, образовалась твердая кора, из которой произошли и боги и люди. Согласно этому мифу вода и суша, и все живое произошли сами собой, без вмешательства творца.

Миф жителей Адаманских островов (влияние библейских сказаний). Бог Пулуга создает сначала мужчину, затем женщину. Он дает этим прародителям людей определенные законы, и запрещает им есть овощи, выросшие во время первого периода дождей. Однако, люди, нарушая запрет, едят эти овощи, и Пулуга наказывает их потопом.

Остров Япи в Полинезии (миф, созданный искусственно для подчинения жителей). Бог-герой Матикетик вытащил остров Фанса (соседний с Япи) со дна морского с помощью удочки. Судьба этого острова тесно связана с судьбой мифической удочки: когда удочка будет уничтожена, исчезнет и остров. Удочку хранят у себя жрецы острова Япи. За непослушание они могут уничтожить удочку.

Одно из сибирских сказаний. Вначале были лишь небо и вода. Волшебник Очурманы, живший в это время на небе, не имел возможности даже присесть. Он смотрел с неба вниз и думал: «Что это – все вода, да вода. Дай, сделаю землю». Однако, решившись на создание земли, он все же начал сомневаться, сможет ли он изготовить ее. Тогда он уговорил своего товарища Чаган-Шукуты, тоже волшебника, спуститься вместе с ним на воду. Добравшись до воды, они увидели лягушку. Очурманы сказал: «Я сяду на лягушку, а ты нырни в воду и достань со дна, что попадет». Чаган-Шукуты нырнул и достал со дна горсть земли. Очурманы приказал высыпать эту землю на лягушку и вместе с Чаган-Шукуты сел на нее. Так сотворил он землю, которая вначале была небольшой, но постепенно выросла. И с той поры земля покоится на спине лягушки Алан-мелекей (Алан-великан, мелекей-лягушка). Когда лягушка сильно зашевелится, земля погибнет. Однажды Алан-мелекей зашевелиласть. Тогда море вышло из берегов и был потоп. Это предвидел лишь один старик. Он спасся на построенном им плоту, окованном железом. Этот плот и сейчас стоит на высокой тайге.

Якутские легенды. Когда-то в мире был хаос. Небо и вода были смешаны. По другим представлениям, вселенная состояла из камня и простирающегося над ним неба. Земли тогда не существовало. Гагара, летевшая над хаосом, нырнула в воду и вытащила в клюве насколько песчинок. Из них была сотворена земля. По другой версии, землю сотворил Айы-Тайон, который приказал гагаре принести в клюве один золотник земли. Существуют легенды, согласно которым в сотворении земли, кроме Айы-Тайона и Аллара-Огоньора, участвует также Илья Пророк, а в некоторых – Христос и Хера Суар (Черный ворон). В этих вариантах повествуется о споре между Айы-Тайоном и Аллара-Огоньором, который сначала отказывался принять участие в творении. После того как все добрые силы были использованы, Айы-Тайон принудил своего старшего брата, злого, но менее могущественного Аллара-Огоньора, достать горсть земли. Аллара-Огоньор, превратившись в гагару, нырнул в воду и в клюве принес Айы-Тайону немного земли.

                Происхождение Луны и звезд, обычно не связывается с происхождением Земли. Звезды считались или озерами или отверстиями в небе. О происхождении луны говорится следующее: когда-то, очень давно, когда жили каменные люди, Луны еще не было. Каменные люди захватили в плен обыкновенную девушку и сделали ее рабыней. Однажды, идя с коромыслом и ведрами по воду, она горько жаловалась на свою судьбу. Небо избавило девушку от обид, обратив ее в Луну, а коромысло и ведра в пятна на Луне.

Племя мандалов (Северная Америка) верят, что когда-то они жили под землей. Там они пользовались светом, проникавшим через корни виноградных лоз. Наиболее отважные из этих людей вылезли на поверхность, цепляясь за виноградные лозы. Увидев там большие стада буйволов, они уговорили подняться к ним и остальных. Однако корень виноградной лозы оборвался под тяжестью женщины, и часть людей, не успевших вылезти, осталась навсегда под землей.

Эстонская легенда. Раздельно фигурируют Койт – рассвет и Эммерин – сумерки. По утрам Койт зажигает колоссальный факел – Солнце, а Эммерин по вечерам его гасит. Койт и Эммерин любили друг друга и должны были обвенчаться. Тогда наступил бы вечный день. Но по некоторым обстоятельствам свадьба не состоялась, и они могут встречаться только раз в году, около дня летнего солнцестояния, когда наступают белые ночи.

Ария

Космогонические мифы Древнего Вавилона. В течение долгих веков возникло несколько поколений богов. Старые боги во главе с Апсу и Тиамат, опасаясь чтобы новые боги не уничтожили их власти, сговариваются против новых богов, привлекая на свою сторону различных чудовищ. Об этом заговоре узнает молодой бог Мардук, который взялся уничтожить Тиамат и Апсу, но с условием, чтобы его  провозгласили царем богов, чтобы ему принадлежала власть над миром. Его предложение принимается, и он, вооруженный семью ветрами, ослепительными лучами, сеткой и копьем, в сражении побеждает и Тиамат и всех чудовищ. Мардук рассекает Тиамат надвое, «как рыбу», из одной ее половины он создает небо, устанавливая на нем засовы и стражу, чтобы не проливались верхние воды. Далее, Мардук создает Солнце, а из второй половины Тиамат – землю, растения, животных, человека. Описывается также история вавилонского Ноя – Кшышутры. Боги вызывают потоп, подземный Апсу по воле богов выходит на Землю, все уничтожает и временно проглатывает Землю. Вавилоняне верили, что придет время, когда воскреснет рассеченная на две части Тиамат, богиня-хаос, и тогда все погибнет.

Вавилон

Вавилон (реконструкция).

s30109894494.mirtesen.ru

Греческая мифология. Космогония. Этапы развития

ТОП 10:

В греческой мифологии принято выделять три основных этапа развития, соответствующих процессу эволюции от хаоса к космосу, — хтонический (рождения мира в виде существ, олицетворяющих явление природы, могущественные силы и чудовищ), после рождения Зевса хтоническая мифология переходит в олимпийскую (боги человечны и антропоморфозны, все боги олимпа) и следующая мифология героическая (ранний поздний героизм, рассказывается жизнь и приключения, подвиги героев). Контраст между существующим и прошлым порядком представлен в виде трех поколений богов. Греческая мифология возникает в матриархальную систему. Миф позволяет людям ответить на самые главные вопросы, которые объясняют мир. Миф это первобытное мышления, в первобытно - общинной формации природу воспринимали как что то живое. С помощью мифа люди объясняли многие непонятные явления. (пример, гром молнии.) В греческой мифологии имеются такие значения как фетишизм – это обожествление к. л. предметов. С помощью этого появляется культ животных, каждый бог имеет свой тотем. Также такой термин как анимизм, они очень схожи с фетишизмом, но есть и различия это разделения магического и материального. Так же с помощью анимизма мы получаем слияние человека и животного. Космогония – это наука о создании вселенной, космоса. Космогонические мифы – это миф о Креонисе и Реи. Уран мужское начало, Земля женское начало (миф о Креонисе и реи, миф о появлении Афродиты.)

ХТОНИЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Когда возникают первые мифологические представления, а этот процесс относится к эпохе начала матриархата, сам процесс жизни воспринимается хаотически, дисгармонично, поскольку человеческим сознанием владеет ужас перед необъяснимым миром и природой. Земля (хтонос) – главный мифологический персонаж, и практически все мифы связаны с ней.

Греческая космогония отличается последовательностью (она подробнейшим образом рассказывает о рождении мира) и отсутствием инвариантных мифов. Итак, сначала был Хаос, что в переводе с греческого означает «зев», «зияние», «разверстое пространство». Впервые его образ появляется в «Теогонии» Гесиода, где обозначает абсолютное начало, отправную точку отсчета современного времени. Следующими, рожденными во вселенной, будут Гея, Тартар и Эрос. Все эти первоосновы мира, включая Хаос, обладают животворящим свойством материи: Хаос порождает Черную ночь и Эреба (персонификация мрака), Гея – Урана, Горы, нимф. Единственное отличие хаоса от других первооснов – отсутствие свойств. Действительно, у Хаоса, описанного Гесиодом, нет иных свойств, кроме как изначального и перворожденного и, что особо важно отметить, существующего вечно. Внушительная группа божеств-первооснов олицетворяет абстрактные категории - длинная цепь детей Ночи, рожденных без отца: Танат (смерть), Гипнос (сон), Страдание, Обман и, наконец, Раздор — божество, которое, в свою очередь, самостоятельно порождает целый ряд сил, влияющих на человеческую судьбу: Голод, Сражения, Убийство и т. д. Но главным божеством хтонического мира, несомненно, является богиня Гея (Земля) – Великая Мать. Она самостоятельно порождает Урана (Небо), Горы и Море. С Морем Земля соединилась, чтобы произвести на свет различные морские существа.

С супружеством Геи и Урана возникает первое поколение богов — прародителей олимпийцев. В широко распространенном мифе Небо оплодотворяет Землю, и их разъединение позволяет возникнуть всем другим вещам. Для хтонического этапа характерно рождение мира в виде существ, олицетворяющих явления природы (Ночь, День, титан Океан и т. д.), могущественных сил, влияющих на судьбу человека (Страдание, Обман и др.), а также ужасных демонов, символизирующих силы Земли. Многие существа соединяют в себе черты человека и животного: сирены (полуженщины-полуптицы), кентавры (полулюди-полукони). Все это примеры первобытного синкретизма — человек еще не выделяет себя из мира природы, рассматривая себя только как его частицу.

Змеи и драконы (Пифон, стоглавый дракон Тифон, Лернейская гидра) — наиболее типичные хтонические животные. Обычно они изображались в виде одно- или многоголовой чешуйчатой рептилии с горящими глазами. В китайской мифологии драконы могут быть и мудрыми защитниками людей, в греческой же они — носители враждебных, разрушительных сил. Появление в поздних мифах героев, убивающих драконов, является свидетельством борьбы новой культуры с хтонизмом.

ОЛИМПИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Второй период развития греческой мифологии связан с победой патриархата. Новые боги предстают совершенно очеловеченными и антропоморфными, но в каждом из них есть черты его бесконечно далекого прошлого, когда боги почитались в виде предметов (фетишизм) или в облике животных (тотемизм).

Главные греческие боги составляли патриархальную олимпийскую общину, которую возглавлял Зевс.

Зевс — сын Кроноса и Реи, «царь богов и. людей». Эмблемы: молния и орел — символ неба и солнца.

Супругой Зевса является Гера, его сестра. Зевс – покровитель всех путешественников, поэтому отказ в гостеприимстве считался оскорблением самому богу. Зевсу посвящались многочисленные храмы и алтари, крупнейшим из которых был афинский храм Олимпион.

Посейдон — брат Зевса, бог моря, землетрясений, коней, покровитель мореплавателей. Эмблемы: трезубец, конь, дельфин. Посейдон повелевал морской стихией, имеющей для греков огромное значение. Одним ударом своего трезубца он мог вызвать шторм, ураган или землетрясение. Дворец Посейдона находился на дне океана. Супругой Посейдона была морская богиня Амфитрита. Посейдону поклонялись с древних времен не только мореплаватели, но и всадники, поскольку считалось, что укрощенный конь — дар Посейдона. В честь знаменитого бога проводились Истмийские игры, а во всех приморских городах ему были посвящены храмы и алтари.

Аид — брат Зевса, иногда — «Зевс преисподней», Владыка мертвых. Самый знаменитый атрибут – шлем, делающий его невидимым. В иерархии Олимпа Аид занимает второстепенное место и является, по сути, ипостасью Зевса, поэтому одно из его имен — «Зевс преисподней». С ним связан лишь один мифологический сюжет — похищение Персефоны, дочери Деметры. У Аида нет и не может быть детей, поскольку смерть, олицетворением которой является этот бог, бесплодна. Аид грозен, но не всесилен. Многие герои, посетив его царство, не только возвращались на землю невредимыми, но и получали желаемое. Аиду были посвящены немногочисленные храмы и алтари.

Гера — супруга и сестра Зевса, верховная олимпийская богиня, покровительница брака. Эмблемы: корона, покрывало, павлин — символ звездного неба. Гера, подобно своему супругу, владеет громами, бурями и туманами, но основные ее функции — оберегать брачные узы и помогать роженицам. Среди героев особой любовью Геры пользовался Ясон — предводитель аргонавтов, которому она помогла добыть золотое руно. Культ Геры был распространен во всей Греции, но особой популярностью пользовался в городах, которым покровительствовала богиня, — в Аргосе и Микенах.

Деметра — сестра Зевса, богиня плодородия и сельского хозяйства, мать Персефоны, супруги Аида. Эмблемы: факел, пшеничный колос. Древнее хтоническое происхождение Деметры отражено в ее имени, которое дословно означает «Мать-земля». Деметра — покровительница земледелия. Она подарила людям зерна пшеницы, научила пахать и сеять. Деметре посвящен один из древнейших календарных мифов, объясняющий цикличность времен года. Деметре поклонялись с древнейших времен. Центр ее культа — Элевсин, где в сентябре каждого года в течение девяти дней проходили Элевсинские мистерии, на которых символически представлялись странствия Деметры.

Афина — дочь Зевса (рождена им самим), воинственная девственница, богиня ремесел, мудрости и справедливости, военной мощи, богиня-покровительница Афин. Эмблемы: сова, змея, шлем, копье. Появление в мире самой знаменитой греческой богини было воистину чудесным: она рождается из головы Зевса в полном боевом вооружении. Афина — любимая дочь Зевса, персонификация его мысли, олицетворение мудрости. Она — богиня справедливой войны, защитница законности и государственности, покровительница ремесленников и художников. Женщин она научила прясть и ткать, мужчин — строить храмы и корабли. Главный город Греции носит ее имя. Афину часто называли Палладой (хранительницей). Афина — богиня, олицетворяющая греческую цивилизацию. Культ Афины был распространен по всей Греции, но его центром были Афины, где в августе проводились празднества в честь рождения богини — панафении.

Гефест — сын Зевса и Геры, хромой бог кузнечного дела и других ремесел. Эмблема: молот. Гефест — бог-кузнец, бог покоренного огня, который освободил людей от страха перед этой стихией, чем спас их от холода и мрака. Вместе с Афиной он открыл для мира ремесла и сам создал великие шедевры: волшебный трон Геры, оружие и доспехи Ахилла, медных быков колхидского Царя Аэта. В лице Гефеста греки обожествляли стихию огня и искусство кузнечного дела, ему посвящались храмы и великолепные празднества.

Аполлон — сын Зевса и Латоны, бог дельфийского оракула, ритуальных очищений, покровитель медицины, бог музыки и пения, водитель муз, хранитель пастухов и спад, мудрый прорицатель. Эмблемы: лира, лук, лавровый венок. Первоначально Аполлон — бог пастухов, а основными атрибутами бога были лук и стрелы. С появлением на Олимпе Гермеса происходит перераспределение функций: Аполлон получает от сына Майи кифару в обмен на свои стада. Таким образом, он становится водителем муз, покровителем искусства, музыки и пения. Аполлон — великий бог-прорицатель. Знаменитый храм в Дельфах — святилище с оракулом, возвещающим волю богов, — стал центром его культа. Одна из главных функций Аполлона — целительство. Его сын Асклепий стал великим врачом, научившимся даже воскрешать мертвых, нарушив этим естественный закон жизни, за что и был ослеплен Зевсом. В европейской традиции Аполлон и Асклепий являются родоначальниками медицины и покровителями врачей. Культ Аполлона был распространен во всем греческом мире, в его честь каждые четыре года устраивались Пифийские игры, уступавшие по значимости только Олимпийским.

Артемида — дочь Зевса и Латоны, сестра Аполлона, богиня охоты, покровительница диких животных, предводительница девственных нимф. Эмблемы: лук, олень. Свою жизнь Артемида проводила в лесах, ее любимое занятие — охота, в которой богиню сопровождают нимфы и охотничьи собаки. В позднем периоде развития греческой мифологии Артемида ассоциировалась с луной, подобно тому, как ее брат Аполлон — с солнцем, и отождествлялась с богиней Семелой. Греки посвящали Артемиде храмы и алтари, строго соблюдая культ суровой и прекрасной богини.

Гермес — сын Зевса и нимфы Майи, вестник богов, бог дорог, торговли, удачи; проводник в царство мертвых, покровитель атлетов. Эмблема: кадуцей (жезл вестника), крылатые сандалии. В нем практически отсутствуют черты бога хтонической эпохи. Гермес — вечный путник, поэтому один из главных его атрибутов — крылатые сандалии. Он покровительствует путешественникам, охраняет вестников и послов. На дорогах Греции через каждую тысячу шагов ставились гермы — каменные столбы, служившие путевыми знаками. Гермес — непревзойденный изобретатель. Он научил пастухов пользоваться огнивом, дал миру музыкальные инструменты, люди благодарны ему за изобретение алфавита. Гермеса считали великим магом. Ему были ведомы тайны прошлого и будущего, его золотой жезл мог пробуждать или погружать в сон.

Дионис — сын Зевса и Семелы, бог эмоциональной свободы, драмы, вина; бог производительных сил природы. Эмблема: виноградная лоза. Дионис впервые познакомил греческий мир с виноградарством и научил людей делать вино, которое избавляло от забот и дарило сладостное веселье и радость. Супругой Диониса стала Ариадна, дочь критского царя Миноса, оставленная Тесеем на острове Никос. От этого брака родился Приап — бог плодовитости. В историю культуры вошли знаменитые афинские празднества — Великие Дионисии, отмечавшиеся в конце марта. В VI веке до н. э. на юго-восточном склоне Акрополя был построен театр Диониса, в котором во время Великих Дионисий проводились состязания греческих драматургов.

Афродита (Киприда) — богиня любви и красоты. Эмблемы: яблоко, роза, дельфин, голубь. Рождение этой богини относится к хтоническому прошлому: она появляется из кровавой пены, образовавшейся на море недалеко от острова Кипр после оскопления Урана Кроносом. В древности она отождествлялась с богиней плодородия, поэтому художники часто изображали ее на фоне плодов и цветов. В более позднее время возник миф о рождении Афродиты от Зевса и богини дождя Дионы. Афродита покровительствует влюбленным, устраивает браки, помогает во время родов. Страстная любовь — ее стихия, поэтому большинство мифов, посвященных Афродите, рассказывает о любовных приключениях самой богини или героев, которым она покровительствует. На Олимпе супругом Афродиты был Гефест — искусный мастер, не отличавшийся внешней привлекательностью и слишком много времени проводивший в своей мастерской. Поклонение Афродите носило общегреческий характер, ей посвящались многочисленные святилища и храмы, но самыми известными центрами ее культа были острова Кипр и Кифера.

Арес — сын Зевса и Геры, покровитель фракийцев, бог кровавой и вероломной войны. Жестокий и необузданный характер Ареса контрастирует с гармоничным миром олимпийцев. Неслучайно в греческой мифологии главным божеством войны является Афина, превосходящая Ареса мудростью и силой. Сам Зевс признает, что ненавидит его за многочисленные бедствия, которые приносит война, и, если бы не родительские обязанности, заключил бы буйного Ареса в Тартар. Но несмотря на всю его силу и ярость, Ареса часто побеждают даже смертные: его ранит ахейский герой Диомед, а силачи От и Эфиальт связывают его и заключают в темницу, откуда бога войны освобождает ловкий Гермес. Возлюбленной Ареса являлась прекрасная Афродита.

Большую группу составляют астральные мифы. В основе их лежит метаморфоза — превращение людей в звезды или созвездия. Часто небесные тела представляются в виде животных, и тогда мы встречаем двойную метаморфозу. Например, прекрасная нимфа Каллисто, спутница Артемиды, обольщенная Зевсом, была превращена им в медведицу (из страха перед местью Геры), а затем убита стрелой разгневанной Артемиды. Зевс превратил Каллисто в созвездие Большой Медведицы. Метаморфоза лежит в основе многих мифов о возникновении цветов, деревьев, животных, городов, обычаев, обрядов. Такие мифы часто называют легендами. Мифы о превращениях дидактичны.

Метаморфоза лежит в основе и календарных мифов, которые оказали влияние на сюжет и композицию мифов о героях. Особенно часто использовался такой сюжетный ход, как посещение подземного царства. Мотивация его могла быть самой разнообразной: победа над чудовищем (Геракл), узнавание будущего (Одиссей, Эней), освобождение возлюбленной (Орфей), но итог всегда один — победа над хаосом и смертью.

Для мифологического мировоззрения характерна циклическая концепция времени. В греческой мифологии она реализована на примере пяти веков человечества, история которых представляет собой постоянный регресс: золотой, серебряный, медный, век героев и железный век.

ГЕРОИЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Третий этап развития греческой мифологии можно разделить на две части: ранний и поздний героизм. Главная функция героя — выполнять волю олимпийцев на земле, гармонизировать мир, защищать людей. Если герои раннего периода наделены лишь непомерной силой и их главные деяния — сражения с хтоническими чудовищами, то следующее поколение сочетает в себе физическую мощь с интеллектом и многочисленными художественными талантами. Традиционными сюжетными мотивами в истории героя были: сражения с чудовищами, освобождение девы, города, народа, посещение подземного царства, похищение священных животных, сокровищ, женщин.

Мифы об искусстве, характерные для периода позднего героизма, возникают в олимпийскую эпоху в связи с рождением муз и Аполлона. Музы («мыслящие»), аониды, аонийские сестры, парнасады, дочери Зевса и Мнемосиды (богини памяти), обитают на склонах гор Геликона и Парнаса и носят имя «олимпийские». Их имена:

Каллиопа («прекрасноголосая») — муза эпической поэзии и знания со свитком и палочкой для письма.

Эвтерпа («восхитительная») — муза лирической поэзии с флейтой.

Эрато — муза любовной поэзии с лирой в руках.

Полигимния — муза серьезной гимнической поэзии.

Клио — муза истории с теми же атрибутами, что и Каллиопа.

Мельпомена — муза трагедии с трагической маской.

Терпсихора — муза танца с лирой.

Урания — муза астрономии с небесным сводом и циркулем.

Талия — муза комедии с комической маской в руках и венком из плюща на голове.

Музам ведомо настоящее, прошлое и будущее Они покровительствуют певцам, музыкантам, поэтам, творцам и передают им свои дар. Музы олицетворяют порядок, гармонию и красоту олимпийского мира.



infopedia.su

Космогонические мифы — Язычество

Судя по данным археологии, в самый древний период египетской истории еще не было космических богов, которым приписывали сотворение мира. Ученые полагают, что первая версия этого мифа возникла незадолго до объединения Египта. Согласно этой версии, солнце родилось от союза земли и неба. Это олицетворение, несомненно, древнее, чем космогонические идеи жрецов из крупных религиозных центров. Как обычно, от уже существующего мифа не отказывались, и образы Геба (бога земли) и Нут (богини неба) как родителей бога солнца Ра сохраняются в религии на протяжении всей древней истории. Каждое утро Нут производит на свет солнце и каждый вечер прячет его на ночь в своем чреве.

Богословские системы, предлагавшие другую версию сотворения мира, возникли, вероятно, в одно и то же время в нескольких крупнейших культовых центрах: Гелиополе, Гермополе и Мемфисе. Каждый из этих центров объявлял создателем мира своего главного бога, который был, в свою очередь, отцом других богов, объединявшихся вокруг него.

Общей для всех космогонических концепций была идея о том, что сотворению мира предшествовал хаос воды, погруженной в вечную тьму. Начало выхода из хаоса связывалось с возникновением света, воплощением которого являлось солнце. Представление о водном просторе, из которого появляется поначалу небольшой холм, тесно связано с египетскими реалиями: оно почти в точности соответствует ежегодному разливу Нила, илистые воды которого покрывали всю долину, а затем, отступая, постепенно открывали землю, готовую к пахоте. В этом смысле акт сотворения мира как бы повторялся ежегодно.

Египетские мифы о начале мира не представляют собой единого, цельного рассказа. Часто одни и те же мифологические события изображены по-разному, и боги в них выступают в различном облике. Любопытно, что при множестве космогонических сюжетов, объясняющих сотворение мира, чрезвычайно мало места уделяется созданию человека. Древним египтянам казалось, что боги сотворили мир для людей. В письменном литературном наследии Египта очень мало прямых указаний на сотворение рода человеческого, такие указания – исключение. В основном же египтяне ограничивались убеждением, что человек обязан своим существованием богам, которые ждут от него за это благодарности, понимаемой очень просто: человек должен поклоняться богам, строить и содержать храмы, регулярно совершать жертвоприношения.

Жрецы Гелиополя создали свою версию возникновения мира, объявив его создателем бога солнца Ра, отождествленного с другими богами – творцами Атумом и Хепри («Атум» значит «Совершенный», имя «Хепри» можно перевести как «Тот, кто возникает» или «Тот, кто приводит к возникновению»). Атума обычно изображали в облике человека, Хепри в виде скарабея, а это значит, что его культ восходит к тому времени, когда богам придавали облик животных. Любопытно, что у Хепри никогда не было собственного места культа. Как олицетворение восходящего солнца, он был тождествен Атуму – заходящему солнцу и Ра – светящему днем. Придаваемый ему облик скарабея был связан с убеждением, что этот жук способен размножаться сам по себе, отсюда его божественная созидательная сила. А вид скарабея, толкающего свой шар, подсказал египтянам образ бога, катящего солнце по небу.

Миф о сотворении мира Атумом, Ра и Хепри записан в «Текстах пирамид», а к тому времени, когда текст его впервые был высечен в камне, он, вероятно, существовал уже давно и был широко известен.

Согласно «Текстам пирамид», Ра – Атум — Хепри создал себя сам, возникнув из хаоса, именуемого Нуном. Нун, или Первоокеан, изображался обычно как необозримое предвечное водное пространство. Атум, появившись из него, не нашел места, на котором ему можно было бы удержаться. Поэтому он в первую очередь создал холм Бен-бен. Стоя на этом островке твердой почвы, Ра-Атум-Хепри приступил к созданию других космических богов. Поскольку он был один, первую пару богов ему пришлось родить самому. От союза этой первой пары произошли другие боги, таким образом, согласно гелиопольскому мифу, появились земля и правящие ею божества. В продолжающемся акте творения от первой пары богов – Шу (Воздух) и Тефнут (Влага) – родились Геб (Земля) и Нут (Небо). Они в свою очередь породили двух богов и двух богинь: Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду. Так возникла Великая Девятка богов – Гелиопольская Эннеада.

Эта версия сотворения мира не была единственной в египетской мифологии. По одному из преданий, создателем людей был, например, гончар – бог Хнум, представлявшийся в облике барана, — который вылепил их из глины.

Богословы Мемфиса, крупнейшего политического и религиозного центра Древнего Египта, одного из его столиц, включили в свой миф о сотворении мира многих богов, принадлежавших разным религиозным центрам, и подчинили их Пта как творцу всего. Мемфисский вариант космогонии по сравнению с гелиопольским значительно более отвлеченный: мир и боги созданы не с помощью физического акта – как в процессе творения Атумом, — а исключительно мыслью и словом.

Иногда небесный свод представлялся в виде коровы с телом, покрытым звездами, но существовали еще представления, согласно которым небо – это водная поверхность, небесный Нил, по которому днем солнце днем обтекает землю. Под землей тоже есть Нил, по нему солнце, спустившись за горизонт, плывет ночью. Нил, протекающий по земле, олицетворялся в образе бога Хапи, который способствовал урожаю своими благодатными разливами. Сам Нил также населялся добрыми и злыми божествами в образе животных: крокодилов, гиппопотамов, лягушек, скорпионов, змей и т. д. Плодородием полей ведала богиня – владычица закромов и амбаров Рененутет, почитавшаяся в образе змеи, которая появляется на поле во время жатвы, следя за тщательностью уборки урожая. Урожай винограда зависел от бога виноградной лозы Шаи.

pagandom.ru

Космогония древних славян. Рождение мира.

Отчего - то в русских школах преподают мифологию мифических "древних" греков и римлян, но ни слова не говорят о мифах русского народа. Устраним этот непорядок назло оккупантам. Не пишут в учебниках, и не надо. Мы сами по крупицам восстановим утраченные знания. Предлагаю вашему вниманию отрывок из книги Татьяны Буйновой "Дети Сварога. Древнейшие мифы восточных славян". Уверяю, времени потратите не много, но польза для души и ума - неоценима. Итак, "КАК РОДИЛСЯ наш удивительный МИР"

Бог Род. С него всё и началось.

Сначала Род находился внутри мирового яйца — дремал себе подрёмывал под его золотой скорлупой, а вокруг ничегошеньки не было. Всякая быль ещё была небылью, а любая небыль — былью. Не существовало ни света ни тьмы, ни ночи ни дня, ни воды ни земли. Лишь пылинки, песчинки да семена будущей жизни носились себе в пустоте.А будущий наш родоначальник, будущий родник нашей жизни, Причина всех Причин, бог Род всё спал и спал в волшебном яйце и видел сны — про мир чудесный, в котором всё обустроено и где всему место есть. Ветрам буйным и зорям ясным, светлому месяцу и ярким звёздочкам, лесам дремучим и высоким горам, быстрым рекам и болотам топким, птицам, рыбам, змеям, зверям, цветам и травам. И богам и людям. И Правде и Кривде. Белому свету и Чёрному мраку. Жизни и Смерти.Оттого и звался этот бог Родом, что мог рождать всё сущее, оттого и живут до сих пор в нашем языке эти слова — сородичи, природа, родина.Долго росло волшебное яйцо в пустоте и набирало силу, пока однажды не решил Род, что пришло его время: родилась Любовь в его душе, и он полюбил всё, что выдумал. Сила любви — великая сила, с её помощью в назначенный судьбой день и час расколол Род золотое яйцо на части, и из него вышли воды небесные и земные, твердь земная и небесная, возникли Свет и Тьма, солнце выплыло из лица бога Рода в золотой ладье, а звёзды и месяц — в ладье серебряной. Всему сущему стал Род и отцом и матерью. Так весь поднебесный мир вышел из бога Рода.Радугой разрезав пуповину, отделил Род земные воды от вод небесных каменной твердью, Свет отделил от Мрака, а Правду от Кривды. Из дыхания Рода вышла Лада — богиня любви, обратилась в птицу Сва, птицу Славу чудесную, и полетела по-над землёй. Потому что небеса и вся поднебесная рождены были Родом для любви.

Богиня Лада.

Руна ЛадыИ вот родил Род небесное царство Правь, потом — царство срединное Явь, а следом — тёмное царство Навь.

Правь, Явь и Навь

Из мирового неведомого пространства упало семечко, и стал расти огромный Дуб — Мировое Древо, высокое и могучее. Корнями должно было уходить оно в царство глубинное, призрачное, туда, где место лишь для мёртвых и для тёмных сил; ствол его пойдёт поперёк царства Явного, где поселятся скоро живые и будут жить, пока не истечёт их срок; а верхушка и вовсе доберётся до Правильного царства, до страны, в которой вот-вот появятся могучие боги и станут править миром.

У Лукоморья дуб зелёный...

Руна Древа Жизни

Одно плохо: перемешано всё в мире, и некому наблюдать за порядком, всё подмечать, за всем, что родилось, присматривать и доделывать то, что начато. Тогда кликнул Род птицу Сва и создал себе родича, творца и помощника, — Сварога могучего, вдохнул в него свой всесильный дух и дал ему не одну голову, а целых четыре, чтобы мог он на все четыре стороны света оборачиваться.

Руна Сварога

И поднял Сварог могучими руками над морем небо, названное в честь него Сваргой, и пошёл ходить по нему, из поднебесья мир оглядывая. А потом дальше давай то да сё сварганивать! Ведь имя тому богу было Сварог. Вам, мальчики и девочки, должно быть, знакомо это весёлое слово — сварганивать. Его переймут потом люди у богов и будут всегда говорить его, коли захотят сотворить что-нибудь этакое, необычное.А Сварог проложил путь для солнца по небу, чтоб оно вставало и садилось, чтобы полдень сменялся полночью и чтоб не мешкая кони-дни мчались друг за другом от рассвета и до заката. А с заката и до рассвета при свете звёзд и ясного месяца чтоб скакали по миру чёрные кони-ночи. Так сотворил Сварог Синюю Сваргу — удивительную страну в небесах.

Синяя Сварга

Только смотрит с неба Сварог и видит: не всё ладно под ним в мире Яви. Только молочно-синие океанские воды кругом, нет Земли Сырой — кормилицы, чтоб кормила она всё рождённое в мире, развиваться бы жизни помогала. Чтоб росло и крепло Мировое Древо.

И пошёл искать Землю бог Сварог. День ходил, и другой, и третий, всеми четырьмя головами на белый свет смотрел, только ничего подходящего не заприметил. Вот ещё три дня поисков минуло, а на седьмой день увидел Сварог высоченные Рипейские горы.

На вершине лежал бел-горюч камешек. Имя было ему Алатырь.

Руна Алатырь

Взял он камешек да и бросил в синее море. Море вспенилось, закипело да загустело, и, словно творог из молока, появилась из океана суша-земля. Маленькая-премаленькая. Появилась, да тут же и потонула в океане-море! Опечалился Сварог пуще прежнего. Попросил он Рода-родителя:—             Помоги нам, всесильный Род, достать со дна Землю-кормилицу!И тогда по велению Родову из пены морской появились две чудесные птицы — птицы-уточки, птицы-гоголи. Был первый гоголь белый с белым клювом, а второй гоголь был чёрный с клювом красным. Поплыли гоголи к Сварогу сильному, и в том месте, где ушла Земля под воду, нырнули оба глубоко в морскую пучину.День проходит, ждёт Сварог, но не возвращаются сёстры-пгицы. Другой день минул, ждёт Сварог, но снова спокойна морская гладь. Лишь на третий день к самому вечеру возвратились усталые гоголи. Чуть живые, но зато с добычей. Принесли те гоголи в клювах по крупице суши-земли. Тогда взял эти крупицы в руки Сварог, стал в ладонях мять и просить Рода изначального:—             Помоги нам, Род, отец наш и мать, оживить Сыру Землю — кормилицу!И тогда стало греть Землю солнышко, остужать принялся ясный месяц, потом ветры буйные сдули землю с ладони Свароговой и разнесли её во все стороны. Раздалась да разрослась Сыра Земля, стала поить- кормить всё вокруг. И тогда на Земле жизнь затеплилась. Тогда Древо Дуб Мировой набрался силушки, ушёл корнями глубоко-глубоко в землю и вымахал от земли до небушка. До самой до Синей Сварги.А чтоб Земля снова не ушла в бездонные воды океанские, Род родил мощного змея Юшу с нездешней чудовищной силой. Чтоб держал он Землю-кормилицу и не дал бы ей с места двинуться. А уж если тот змеище пошевелится, вместе с ним будет Земля дрожать и ворочаться.

Юша

А потом по веленью всесильного Рода у Сырой Земли — матушки родилась богиня Макошь многомудрая и многознающая — всем богам знатная хозяйка! Села Макошь за прялку небесную, самим Родом навеки ей данную, и стала плести из пряжи Свароговой нити жизни чудесные. Тянулись те нити, в узелки завязывались. Как сплетётся нить, так и сбудется, будь ты бессмертный бог или лесной зверь.

Макошь

Руна Макоши

Рядом с Макошью скоро встанут рожаницы, Рода усердные помощницы — Доля да Недоля. Будут определять они судьбу всему сущему: Доля удачливой жизнью будет заведовать, а Недоля станет насылать напасти. Лишь одним им будет ведомо, на несчастье или на счастье завязываются на нитях Макошевых те узелки.

Доля и Недоля

Богиня Лада — любовь и душа Рода всесильного — будет рожаницам покровительствовать. Ведь и сама она — главная рожаница, скоро быть ей богиней-матерью, покровительницей браков, детей, домашнего очага. Могучей плодородной богиней. Ей и Макоши отдал Род своё женское начало — могучее, ночное, тёмное, осенне-зимнее, с водой и землёй связанное, а Сварогу отдал начало мужское — мощное, солнечное, светлое, весенне-летнее, связанное с огнём и воздухом. Чтобы передали они их по наследству всему миру.Тут случилось ещё чудо чудное. По желанью небесного царя Сварога из Сырой Земли вышли асилки да волоты — великаны огромные, многосильные, чтоб заниматься им по веленью Сварогову устройством нового мира: горы с одного края земли на другой перетаскивать, одни скалы рушить, другие строить. Деревья повсюду сажать, рекам пути-дорожки прокладывать. А чтобы легче работать было, дал им Сварог булавы каменные — как ударишь такой булавой, от горы лишь песок останется, а от леса — мокрое место, ну а если подкинуть булаву до неба, ударит она по каменному своду, загремит в небе гром и вздрогнет Правь.

Ну а в недрах земных, в самом тёмном и мрачном царстве, сварганил Сварог три свода каменных для подземных жителей, и народилась под землёй целая куча змеев-аспидов.Сварог же тем временем стал искать по морям-океанам брошенный им в неведомые глубины Алатырь-камень — тот самый заветный камешек, что помог сотворить Землю-кормилицу. Долго иль коротко осматривал Сварог морские просторы, никто про это не ведает, но только увидел-таки однажды Сварог-творец заветный камень в морской пучине, недалеко от Балтийского берега, и в тот же час поднял чудесный Апа- тырь-камешек со дна океана-моря. С тех пор море, из вод которого Сварог достал изначальный камень, именовать стали Алатырским — так Балтийское море называли в древности наши предки. И как только достал Сварог камешек, принялся расти Алатырь кипенный, белизной и серебром наливаться.И стал всем камням камень.Знал Сварог, что этот камешек ещё сослужит ему добрую службу! По веленью всесильного Рода, по хотенью творца Сварога были высечены на Алатырь- камне Законы, по которым жить следовало. Из-под камня Алатыря потекли плодородные реки, чтобы приносить урожай земле, здоровье и силу всему живущему. Потекли родники с водою живою и водой мёртвою. И будет заведовать этими родниками Ма- кошь, богиня великая.А Сварог, довольный всем, что совершил, на небе сотворил священный огонь и сделал себе чудесную кузницу. Разные вещи стал в ней ковать — вещи новые, небывалые. Сделал чашу, чтоб пить из неё священный напиток, сделал плуг, чтобы землю вспахивать, боевую секиру выковал, чтобы защищаться от чёрных сил.Так родился наш удивительный мир.

[Нажмите, чтобы прочитать продолжение.]http://kadykchanskiy.livejournal.com/107045.html

kadykchanskiy.livejournal.com


Смотрите также