Взгляд на архитектуру: что такое портик. Портики в древней греции
что такое портик :: SYL.ru
В архитектуре существует немало эффектных декоративных элементов. Один из них – портик.
Портик – что это такое?
В переводе с латыни porticus означает галерею из столбов или колонн. Слово латинское, но первыми применили портик, конечно, древние греки.
От древних греков
Что такое портик в понимании древних греков? Появление этого декоративного архитектурного элемента неслучайно и связано с философскими воззрениями древних. Вход в древнегреческие храмы был запрещен обычным людям, попасть внутрь могли только жрецы. Для горожан храм начинался с пристройки – ряда столбов, подпиравших крышу. Именно там собирался народ на праздничные богослужения. Под навесом между столбами люди укрывались от солнца и дождя, там же могли быть установлены скамьи.
Первоначально портик составляли обычные столбы, которые затем трансформировались в колонны, утончающиеся кверху или имеющие в середине небольшое расширение.
Портик состоял из нескольких элементов:
колонны в 1, 2, иногда 3 ряда;
общий антаблемент, состоящий из завершения стены или перекрытия;
общий треугольный фронтон на карнизе.
Примыкающий к зданию портик визуально объединяет здание и окружающее пространство. Если с одной или трех сторон портика находится стена, в ней могли сделать окна или двери.
Виды ордеров
В греческой архитектуре получили распространение портики различных ордеров, различающиеся декоративным оформлением верха колонны:
строгий дорический;
в два завитка ионический;
напоминающий древесную листву коринфский.
В более поздние времена вместо колонн стали использовать женские статуи, получившие название кариатид.
Во времена древних римлян
Римляне охотно переняли архитектурные традиции греков. Что такое портик, можно увидеть в современном Риме, совершая туристический осмотр достопримечательностей.
Портики окружали площади, дворцы, храмы, все они служили местом встреч и отдыха, ведь жизнь древних римлян протекала в основном вне дома. Крытые галереи были очень удобны, давая тень, также они служили складскими помещениями.
Римляне стали формировать портики не только из колонн, но и из арок.
Средневековая архитектура
Что такое портик, в Средние века благополучно забыли.
Вновь этот архитектурный элемент появляется уже в эпоху Возрождения. Крытая шеренга колонн стала излюбленным способом декора фасада здания. Увидеть лучшие примеры можно в любой европейской стране. Сохранился уникальный образчик – храм Темпьетто, построенный архитектором Браманте в XVI веке. Храм по кругу обведен портиком, это словно отрезает его от земной суеты и устремляет в небо.
В Средние века портик в архитектуре - это не только и не столько конструктивное решение, как в древние времена, сколько декоративный элемент с психологическим значением.
Ведь проходя через торжественно оформленный портик, человек проникается сознанием важности момента, причастности к великому событию, осознает свое ничтожество.
Значение портика
Портик в архитектуре – это многофункциональный декоративный и конструктивный элемент. Как используется галерея из колонн или столбов архитекторами:
наибольшее распространение получило оформление рядом колонн центрального входа;
служит переходным элементом между внутренними интерьерами и парадным входом или внутренним двором;
объединяет здания в единый комплекс;
украшает парковые ландшафты;
создает визуальную направляющую в пространстве парка.
Самые знаменитые портики в России
В конце XVIII - первой трети XIX ст. портик как декоративный архитектурный элемент активно применялся при строительстве дворцов.
Самые знаменитые творения можно увидеть в Москве и Санкт-Петербурге, для возведения монументальных портиков использовался мрамор или гранит.
Стройные колонны дорического ордера оформляют фасад Горного института в СПб. Всему миру известен элегантный портик Исаакиевского собора, выполненный в коринфском стиле. Отдельно стоящие портики украшают парки в Царском селе, Петергофе.
Что такое портик в Петербурге, можно увидеть на примере зданий классического стиля: Таврического и Мраморного дворцов, Смольноо, Эрмитажа и многих других. Использование этой архитектурной детали придает зданию торжественный вид, благородно дополняя фасад.
Можно найти прекрасные образцы этого архитектурного элемента и в Москве.
Восьмиколонный портик Большого театр в Москве идеально соответствует пропорциям здания, венчает его великолепная бронзовая квадрига Аполлона. Архитектор И. Бове, используя высотные элементы, сумел создать ощущение абсолютного соответствия масштаба здания окружающему пространству.
Украшены в столице элегантными портиками многие здания так называемой сталинской постройки, например знаменитые высотки, университет или фасад Центрального академического театра Российской армии.
Современное применение портиков
Архитектурный портик и сегодня востребован при возведении различных зданий, начиная с частных коттеджей и заканчивая общественными помещениями.
Чаще всего классическими декоративными элементами дополняют филармонии, театры, университеты, банки и государственные учреждения. Использование портиков, колонн, скульптур, барельефов придает им торжественный нарядный вид, солидность и благородство.
www.syl.ru
история, мифы и интересные факты
Каждый камень в солнечной Греции может рассказать свою историю неравнодушному слушателю. Мифы, легенды и герои прочно переплелись между собой в этой красивейшей древней стране.
Столица Греции
Туристы, посещающие Грецию, не оставляют без внимания ее прекрасную столицу – Афины. Древний город поражает своей тонкой красотой, белоснежными пляжами и памятниками архитектуры, о которых каждый читал в школьные годы.
Город, названный в честь богини мудрости Афины, с гордостью нес знамя просвещения и справедливости не только грекам, но и всем народам Средиземноморья. Афины за свою долгую историю знали позор разрушений, периоды упадка и небывалого расцвета. Кажется, сама богиня покровительствовала ему и каждый раз бережно поднимала с колен. Многие считают Афины символом греческой культуры, ее песней.
Современные Афины
Туристы отмечают, что Афины сумели совместить в себе все лучшее в современной цивилизации с культурным наследием своих предков. Город живет и дышит полной грудью. Со стороны Афины представляют собой абсолютно современный город. Магистрали, кафе, рестораны, бары и дискотеки. В нем есть все, чтобы увлечь туриста. Но если вы хоть немного заинтересуетесь историей города, он щедро откроет для вас свою сокровищницу.
Достопримечательности Афин
Афины недаром гордятся своей историей. Гулять, осматривая достопримечательности города, можно бесконечно. Акрополь считается истинной драгоценностью Афин. Двадцать пять веков истории этого величественного сооружения откроются взору любопытного туриста.
Акрополь
Акрополь - самый растиражированный исторический памятник Греции. Его мощь потрясает людей до сих пор. Представить, что это монументальное сооружение было задумано, спроектировано и построено руками простых людей, довольно сложно. Хотя греки никогда не считали себя обычными людьми. Каждый расскажет вам легенду о родстве с богами. Сейчас этот памятник занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Сам Акрополь построен на холме, высота которого составляет сто пятьдесят шесть метров. К сожалению, до наших дней сохранились не все его сооружения и античные храмы. Но даже сохранившиеся памятники дают представление о небывалой красоте этого места.
Сегодня вы сможете увидеть только несколько памятников греческой культуры. При входе вас встретят величественные ворота Пропилеи. На склонах Акрополя можно разглядеть два полуразвалившихся древних театра. Храм Парфенон, посвященный покровительнице Афин, во времена своего расцвета приводил в трепет сердца служителей культа богини. Главным украшением Акрополя был храм Эрехтейон. Историки и археологи до сих пор считают его самым удивительным и нетривиальным памятником древней Греции.
Что такое Эрехтейон?
Этим вопросом часто задаются туристы, а жители города точно знают на него ответ. Храм Эрехтейон представлял собой удивительное слияние нескольких греческих культов. Согласно историческим фактам, греки строили свои храмы и святилища для одной из фигур пантеона богов. Самыми почитаемыми были Афина и Зевс. В их честь отстраивались монументальные храмы, проводились красочные торжества и шествия.
Древние архитекторы, создавая Акрополь, храм Эрехтейон сделали его главным сокровищем. Даже сейчас он является наиболее сохранившимся из всех, представленных на холме. Его ценность для ученых заключается в том, что храм Эрехтейон не был предназначен для посещения обычными людьми. Право входить туда имели только служители культа, а внутри храма находились три святилища, посвященные Афине, Посейдону и царю Эрехтею.
Эрехтейон: описание храма
Объединение нескольких культов само по себе сделало храм уникальным в своем роде. Ни до, ни после эллины не строили подобных монументальных сооружений.
На месте постройки святилища ранее находился другой храм, до основания разрушенный и сожжённый персами во время греко-персидской войны. По распоряжению великого Перикла на этом месте заложили фундамент нового храмового комплекса. Само строительство началось уже после смерти Перикла и по некоторым данным продолжалось более пятнадцати лет. Архитектором храма принято считать грека Мнесикла. Хотя в этом вопросе историки не могут прийти к единогласному мнению. Архитектору пришлось проявить все свои таланты, чтобы спроектировать и построить это чудо архитектурной мысли.
Почва, на которой стоит храм Эрехтейон, имеет значительные перепады высоты. Поэтому строение и располагается сразу в нескольких уровнях. Эта гениальная находка Мнесикла идеально вписалась в концепцию храмового комплекса – служение нескольким религиозным культам.
При строительстве эллины использовали белоснежный пентелейский мрамор и темный камень для отделки фриза. Солнечный свет очень удачно высвечивал удивительную мраморную резьбу, окружающую фасад храма. Архитектор применил абсолютно новые решения и с колоннадой храма. По традиции греков, храмы украшали со всех сторон массивными колоннами. При постройке Эрехтейона от этой традиции отошли. Его с трех сторон окружали красивейшие портики, каждый отличался от другого своим стилем и размерами. Некоторые ученые предполагают, что существовал и четвертый портик. Но доказательств этому археологи так и не нашли.
Как выглядел храм?
Сейчас довольно сложно представить, как выглядел храм после сразу после окончания строительства. Хотя авторитетные в научных кругах историки утверждают, что храм Эрехтейон так и не был достроен. Они считают, что в процессе стройки первоначальный план несколько раз меняли и упрощали. Из-за затянувшейся Пелопонесской войны, греки очень торопились закончить затратное строительство и оставили некоторые части святилища в незаконченном виде. Несмотря на эти предположения, наши современники сумели сделать его описание. План храма Эрехтейон воссоздан достаточно подробно.
Общая площадь храма составляет почти триста квадратных метров. И это без учета обрамляющих святилище портиков! Храм был разделен на три крыла, каждое из которых имело отдельную кровлю и посвящалось своему божеству.
Восточная часть целиком принадлежала Афине-Палладе, хранительнице древнего города. К ее фасаду примыкали шесть колонн, высота которых составляла около шести с половиной метров. В этой части храма Эрехтейон находилась красивейшая статуя богини, освещающаяся днем и ночью светом золотой лампады. Нужно отметить, что сама эта лампада представляет немалый интерес для ученых. Ее создатель, Каллимах, изобрел особую конструкцию, которая позволяла доливать масло в светильник всего лишь раз в год. Этого количества хватало ровно на триста шестьдесят пять дней.
В северное крыло можно было войти через главную дверь храма. Вход обрамляли четыре богато украшенные мраморные колонны.
Западное крыло обрамляли четыре полуколонны, открывавшие вид на великолепный фасад с фресками. Весь фасад был по периметру украшен мраморной резьбой с изображениями трех аттических божеств. Четыре высоких оконных проема идеально вписывались в пропорции западного крыла и дополняли этот великолепный ансамбль.
К южной части храма Эрехтейон примыкал отлично сохранившийся до наших дней портик Пандросейон. Назван он был в честь одной из дочерей Кекропса, получеловека-полузмея. Горожане почитали его как основателя Афин. Портик был лишен колонн, его подпирали четыре изящные скульптуры девушек-кариатид. Кариатиды храма Эрехтейон представляли собой новаторский прием в мировой архитектуре. Впервые в истории греки использовали скульптуры для поддержки несущих конструкций. Впоследствии этот прием стали использовать в своих работах зодчие всего мира. Кариатиды до сих пор поражают туристов своим великолепным исполнением: каждая черточка лица и предмет одежды вырезан из белого мрамора с величайшим мастерством и достоверностью.
Сейчас на Акрополе находятся точные копии этих скульптур. Оригиналы можно увидеть в акропольском музее. Там же находятся обломки барельефов с фасада храма Эрехтейон. Одна из кариатид была тайком вывезена английским лордом к себе на родину и сейчас выставлена в экспозиции Британского музея.
Во всех частях храма находились святилища. Основные из них были посвящены Афине, Посейдону и Эрехтею. На территории Эрехтейона хранились военные трофеи и реликвии, строго почитаемые афинянами.
Легенды и мифы древнего святилища
Чем же был на самом деле знаменитый храм Эрехтейон в Афинах? История заботливо представила тесно переплетенные между собой легенды.
Согласно одной из них, храм возвели на месте спора между Афиной и Посейдоном. Два божества спорили о том, кто будет покровительствовать прекрасному городу. Долгое время им не удавалось разрешить этот вопрос. Горожане предложили строптивым богам сделать городу подарок. Тот, чей дар станет самым полезным, будет признан покровителем города. Посейдон ударом трезубца расколол холм, и обрушил поток морской воды на город. Афина, в свою очередь, вырастила оливковое дерево, ставшее впоследствии символом Греции. Первенство горожане отдали богине мудрости, а в честь этого спора возвели храм Эрехтейон. Эллины до сих пор показывают туристам одну из стен сооружения, на которой остался глубокий след от трезубца бога морей.
Царь Эрехтей занимает особое место в греческой истории. Под его властной рукой Афины достигли высочайшего процветания, а культ богини приобрел небывалое влияние на территории Греции. После смерти легендарного Эрехтея похоронили на территории храма и создали святилище.
Считалось, что внутри храма Эрехтейон расположена пещера, где жил змей богини Афины. Жрицы культа всегда следили за настроением этого змея. Если он отказывался от принесенной пищи, то городу сулили серьезные неприятности. По некоторым греческим мифам змей являлся воплощением легендарного царя.
Внутри храма сохранился колодец с соленой водой. Греки рассказывают, что именно эта вода вылилась из скалы во время спора Посейдона и Афины. Этот колодец особо охранялся и почитался служителями культа Посейдона. Считалось, что пока вода в колодце не иссякла, Афины будут получать покровительство не только своей богини, но и противоречивого Посейдона. Все это, конечно, забавные легенды. Но ученые до сих пор не могут объяснить происхождение соленой морской воды на высоком холме Акрополя. Она подвергалась различным исследованиям и лабораторным анализам. Доказано, что это действительно морская вода, которая никак не могла оказаться в колодце. Причем уровень воды фактически всегда остается одинаковым.
Разрушение храма Эрехтейон
Упадок эллинской цивилизации практически уничтожил этот удивительный памятник архитектуры. До семнадцатого века он подвергался лишь небольшим разрушениям, но варварские действия венецианцев изменили его облик до неузнаваемости.
Долгие годы в храме справляли обряды христианские священники, а пришедшие позже турки сделали из него гарем для жен султана.
Несмотря на это, археологи сумели найти при раскопках достаточно много ценнейших артефактов, которые сейчас выставляются на обозрение туристов в музее Акрополя.
Греция подарила миру величайшие памятники архитектуры, увидеть которые стремятся туристы со всего мира. Прекраснейшим наследием Греции признан Акрополь, храм Эрехтейон стал редчайшей жемчужиной, которая служит лучшим украшением этого памятника цивилизации эллинов.
fb.ru
Портик в архитектуре
Портик Эрмитажа.
Портик в архитектуре был создан древними греками. Портики украшали храмы, акрополи, гробницы. В основе создания такого элемента фасада - философская и религиозная составляющая. Храм возводился, как дом для божества. Вход сюда был разрешен только жрецам. Портик, как пристрой к храму, создавался для народных собраний во времена праздников. Общественная жизнь горожан проходила в основном под портиками, спасающими от палящего солнца или дождя, для людей в нишах или вдоль портиков устанавливали скамьи. В центре городов строили рынок - площадь, окруженную портиками с колоннадой. Часто сооружали портики с тремя нефами, центральный неф служил местом прогулок, боковые нефы – складами. Колонны портиков создавались в разных ордерах: дорическом, ионическом, коринфском. Вместо столбов в древнегреческом зодчестве могли использоваться большие статуи. Портик кариатид создавался с помощью поддерживающих кровлю женских фигур. Древнегреческие портики были позаимствованы римскими архитекторами, и они стали устраивать их перед храмами и дворцами. Позже портики с кариатидами и колоннадой использовались при строительстве домов в стиле классицизм. Примером портика в архитектуре Рима может служить портик перед центральным входом в Пантеон.
Портик в архитектуре Пантеона. г. Рим.
После Средневековья, романского и готического стилей, которые не придерживались ордерной системы Древней Греции, портики в архитектуру вернулись в эпоху Ренессанса вместе с классическими мотивами. Образцами зодчества Возрождения стали работы Донато д’Анджело Браманте (1444—1514 гг.). Например, храм Темпьетто (1502 г.) во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио архитектора Браманте имеет портик, окружающий круглый план. Портик в виде двойной колоннады окружает площадь перед собором св. Петра в Ватикане. Браманте стоял у истоков палаццо - жилых особняков, возведенных по принципу храма. Известные палаццо того времени создавал итальянский архитектор А. Палладио. Такие здания проектировались на основе ордерной системы и обладали всем набором декоративных элементов, свойственных ордеру, в том числе портиком.
Вилла Ротонда с портиком. Архитектор А. Палладио.
В это время портик в архитектуре выполнял иные функции, чем в Древней Греции. Он стал архитектурным элементом, подчеркивающим стиль. Новое возрождение портиков началось в эпоху классицизма в 18 в., когда архитекторы при возведении зданий основывались на классических ордерах, а также на работах эпохи Возрождения. Многие здания были построены с колоннадой и портиками, которые облагораживали фасады, придавали им строгость и торжественность. Примером может служить Исаакиевский собор архитектора О. Монферрана (1818—1858 гг.) с высоким многоколонным портиком коринфского ордера.
Портик Исаакиевского собора. Архитектор О. Монферран. 1818-1858 гг.
В 20 в. вновь вернулась мода на классику. Античность нередко использовалась как средство идеологической пропаганды, с ее помощью архитекторы стремились подчеркнуть величие и мощь власти. Дома в стиле советского классицизма (преимущественно здания общественного назначения: дома культуры, больницы, школы, университеты) нередко обладали портиком с колоннадой, увенчанной фронтоном, украшенном барельефами, скульптурами, лепниной в духе античности.
Центральный театр Советской Армии (1934-1940 гг.) в стиле советского классицизма имеет портик и колоннаду. г. Москва.
Сейчас классика снова в моде. В настоящее время классике нередко отдают предпочтение хозяева частных домов. Портики украшают индивидуальные строения, подчеркивая статус владельцев.
Фасад особняка с колоннами и портиком.
Современные технологии позволяют создавать элементы портиков из полиуретана - полимерного материала, устойчивого к внешним воздействиям и обладающего свойствами, позволяющими изготавливать изделия с четким изображением. Вместо ордерных колонн иногда используются столбы с круглым, квадратным сечением без декора. Для упрочнения поддерживающих элементов используются полые колонны, внутри которых - металлический стержень.
Частный дом с портиком и колоннами из полиуретана.
Появление изделий из полиуретана для создания портиков существенно удешевляет строительство дома, ускоряет оформление фасадов, при этом внешний вид архитектурных элементов декора может имитировать любые натуральные материалы, традиционно применяемые в строительстве домов в исторических стилях.
Автор текста: Марина Калабухова
www.facade-project.ru
Портик кариатид - это... Что такое Портик кариатид?
Эрехтейон (др.-греч. Ἐρέχθειον — храм Эрехтея) — выдающийся памятник древнегреческой архитектуры, один из главных храмов древних Афин, расположенный на Акрополе к северу от Парфенона.
Постройка датируется 421—406 годами до н. э. Выполнен в ионическом ордере. Архитектор - Филокл. Храм посвящён Афине, Посейдону и легендарному афинскому царю Эрехтею.
История
Начатый много после смерти Перикла — около 421 года до н. э., Эрехтейон строился в сложной обстановке Пелопоннесской войны и был завершён накануне крушения Афин в 406 году до н. э.
Он располагался на месте мифического спора Афины и Посейдона за обладание Аттикой. Храм был своеобразным хранилищем важнейших реликвий полиса. Эта функция перешла к нему от архаического Гекатомпедона, построенного, скорее всего, при Писистрате и уничтоженного во время Греко-персидских войн. Там хранились деревянный идол Афины, упавший с неба, статуя Гермеса, принесённая Кекропсом, золотой светильник работы Каллимаха, горевший всё время, хотя масло наливалось в него раз в год. Название храм получил из-за остатков гроба Эрехтея. Известно, что было ещё много менее значимых святынь. Само оливковое дерево Афины (в 480 году оно было сожжено, но затем, по легенде, возродилось вновь) росло рядом — в прилегавшем к Эрехтейону с запада святилище нимфы Пандросы. В храме находился и колодец с ключом солёной воды, выбитым Посейдоном.
Вплоть до XVII века постройка находилась в более-менее приличном состоянии. В 1687 году венецианские войска, осаждая Афины, нанесли Эрехтейону огромный ущерб. После восстановления греческой независимости упавшие фрагменты были поставлены на место, но здание всё равно представляет собой лишь развалины. Лучше всего сохранился портик Пандросы с северной стороны.
Архитектура
Эрехтейон имеет необычную ассиметричную планировку, вызванную, во-первых, значительным перепадом высоты почвы под ним, а во-вторых, многообразием реликвий, хранившихся в нём. Он имел два входа, с севера и востока, которые были оформлены ионическими портиками.
Восточная часть Эрехтейона, находящаяся выше, была посвящена Афине Полиаде (градохранительнице). Именно здесь хранилось деревянное изображение богини, которому ежегодно во время Панафиней подносили новый пеплос. Портик этой целлы имеет шесть колонн.
Западная часть храма была посвящена Посейдону и Эрехтею. Её лицевая сторона ограничена снаружи двумя антами, между которыми стоят четыре аттических полуколонны. У этой части два портика — с севера и с юга. Дверной проём северного входа был обрамлён резьбой с розетками. На южной стороне храма находится знаменитый Портик кариатид, названный так по шести статуям (высота 2,1 м), поддерживающим архитрав. Статуи изготовлены из пентеликонского мрамора. Все они сегодня заменены на копии. Оригиналы хранятся в Британском музее (одна кариатида, вывезенная лордом Элджином) и в Музее Акрополя (все прочие). Портик кариатид именовался Пандрозейоном (по имени Пандрозы — одной их дочерей Кекропса).
Сюжетом фриза, очевидно, был миф об Эрехтее и кекропидах. Сохранились его обломки. Фигуры из белого паросского мрамора были закреплены на фоне из тёмного элевсинского мрамора.
Источники
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
ПОРТИК - это... Что такое ПОРТИК?
Портик — (лат. porticus) крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны, поддерживающие её или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава, или посредством перекинутых между ними арок. Портик, открытый с одной стороны, с… … Википедия
Портик — кариатид в Афинском акрополе. ПОРТИК (от латинского porticus), часть здания, открытая на 1 или 3 стороны и образуемая колоннами (реже столбами) или арками, несущими перекрытие. Завершается фронтоном или аттиком. Были широко распространены в… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ПОРТИК — ПОРТИК, портика, муж. (лат. porticus). Прилегающая к зданию крытая галерея с колоннадой (архит.). Греческий портик. Портик собора. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Портик — (от лат. porticos), часть здания, открытая на 1 или 3 стороны и образуемая колоннами (реже столбами) или арками, несущими перекрытие, завершается фронтоном или аттиком. Были широко распространены в античную эпоху, когда сооружались также… … Художественная энциклопедия
ПОРТИК — малый порт, т. е. небольшое отверстие (обычно четырехугольное) в борту судна. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 Портик малый порт, представляющий собой небольшое отверстие… … Морской словарь
портик — перестиль, галерея, перистаса, стоя, ардхамантапам, проход, постикум Словарь русских синонимов. портик сущ., кол во синонимов: 8 • ардхамантапам (1) • … Словарь синонимов
Портик — – образованная несущими колоннами галерея. Портик распологается перед входом в здание … Словарь строителя
ПОРТИК — (от лат. porticus) галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание, завершенная фронтоном или аттиком … Большой Энциклопедический словарь
ПОРТИК — ПОРТИК, а, муж. Крытая галерея с колоннами, прилегающая к зданию. Греческий п. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ПОРТИК — муж. зодческое крытые сверху, на столбах и перемычках, переходы (галерея), обычно вдоль здания. | см. порт. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
dic.academic.ru
портик — с греческого на русский
Портик — (лат. porticus) крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны, поддерживающие её или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава, или посредством перекинутых между ними арок. Портик, открытый с одной стороны, с… … Википедия
ПОРТИК — (лат. porticus). Галерея, поддерживаемая колоннами или арками; у древних портики служили для прогулок, разного рода заседаний, а также в них учили философы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПОРТИК… … Словарь иностранных слов русского языка
Портик — кариатид в Афинском акрополе. ПОРТИК (от латинского porticus), часть здания, открытая на 1 или 3 стороны и образуемая колоннами (реже столбами) или арками, несущими перекрытие. Завершается фронтоном или аттиком. Были широко распространены в… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ПОРТИК — ПОРТИК, портика, муж. (лат. porticus). Прилегающая к зданию крытая галерея с колоннадой (архит.). Греческий портик. Портик собора. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Портик — (от лат. porticos), часть здания, открытая на 1 или 3 стороны и образуемая колоннами (реже столбами) или арками, несущими перекрытие, завершается фронтоном или аттиком. Были широко распространены в античную эпоху, когда сооружались также… … Художественная энциклопедия
ПОРТИК — малый порт, т. е. небольшое отверстие (обычно четырехугольное) в борту судна. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 Портик малый порт, представляющий собой небольшое отверстие… … Морской словарь
портик — перестиль, галерея, перистаса, стоя, ардхамантапам, проход, постикум Словарь русских синонимов. портик сущ., кол во синонимов: 8 • ардхамантапам (1) • … Словарь синонимов
Портик — – образованная несущими колоннами галерея. Портик распологается перед входом в здание … Словарь строителя
ПОРТИК — (от лат. porticus) галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание, завершенная фронтоном или аттиком … Большой Энциклопедический словарь
ПОРТИК — ПОРТИК, а, муж. Крытая галерея с колоннами, прилегающая к зданию. Греческий п. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ПОРТИК — муж. зодческое крытые сверху, на столбах и перемычках, переходы (галерея), обычно вдоль здания. | см. порт. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
translate.academic.ru
Портик это что такое Портик: определение — История.НЭС
Портик
помещение, у которого хотя бы одна из сторон выполнена в виде колоннады.
Оцените определение:
Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов
ПОРТИК
галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание, завершенная фронтоном или аттиком.
Оцените определение:
Источник: Словарь исторических терминов
Портик
лат.)
выступающий перед фасадом крытый вход с колоннами или открытая галерея.
Е.А.С.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Оцените определение:
Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима
Портик
лат. porticus - крытый ход, навес) – 1) перекрытие, поддерживаемое колоннадой или аркадой, образующее выступающую часть здания; 2) самостоятельное архитектурное сооружение, характерное для искусства античности и классицизма.
Оцените определение:
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. Учебное пособие для студентов
ПОРТИК
от лат. porticus), выступающая вперед часть здания, открытая на одну или три стороны и образуемая колоннами или арками, несущими перекрытие; чаще всего оформляет главный вход и завершается фронтоном или аттиком – стенкой над венчающим архитектурное сооружение карнизом. Портики были широко распространены в античной и классицистической архитектуре.
Оцените определение:
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах.
ПОРТИК
• Port?cus,
(ср. ????, Стоя), галерея, просторные сводчатые ходы, частью пристроенные к другим общественным и частным зданиям; обыкновенно такими ходами окружались со всех сторон торговые площади, а снаружи защищались стеной, которая прерывалась только проходящими через площадь улицами. Такие стены служили для помещения картин. Эти портики, кроме того, что служили для гуляющих защитою от сильного солнечного жара и от дождя, назначались также для ученых собраний, очень роскошно украшались и имели очень большую длину. В Риме было их очень много, в Афинах особенно известна картинная галерея, ????? ???????.
открытая с одной стороны галерея на колоннах или столбах, к-рая играла в греч., а особенно в рим. архитектуре выдающуюся роль. Благодаря полуоткрытому пространств. комплексу П. предоставлял защиту от солнца и одноврем. освещался проникающим светом. Он мог иметь продольную форму (Эвменова галерея в Афинах, гимнасий в Пергаме), полукруглую форму (верх. обрамление последних рядов в театре), состоять из двух частей (П. форумов Августа и Траяна), из трех частей (Пергамский алтарь; булевтерий в Милете) или же из четырех частей, завершая внутр. двор (перистиль, окруж. колоннадой, в домах, виллах, дворцах). Начиная с эпохи Ренессанса до 19 в. использовался во внутр. и внешних строениях.
Оцените определение:
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
Портик
(греч. stoa, лат. галерея с колоннами), открытая с одной стороны галерея на колоннах или столбах, которая играла в греч., а особенно в рим. архитектуре выдающуюся роль. Благодаря полуоткрытому пространств, комплексу П. предоставлял защиту от солнца и одновременно освещался проникающим светом. Он мог иметь продольную форму (Эвменова галерея в Афинах, гимнасий в Пергаме), полукруглую форму (верхнее обрамление последних рядов в театре), состоять из двух частей (П. форумов Августа и Траяна), из трех частей (Пергамский алтарь; булевтерий в Милете) или же из четырех частей, завершая внутр. двор (перистиль, окруж. колоннадой, в домах, виллах, дворцах). Начиная с эпохи Ренессанса до 19 в., использовался во внутр. и внешних строениях.
Оцените определение:
Источник: Словарь античности. Перевод с немецкого Прогресс 1989 г.