Что такое оракул, каковы его функции и роль при храме? Древний оракул
Оракул Википедия
Ора́кул (лат. oraculum, от oro — «говорю, прошу») — наиболее распространённая в античности форма прорицания, состоявшая в том, что предсказание от имени божества по запросу верующих оглашал специальный жрец, который и именовался оракулом. В более широком смысле под оракулом понимали и прорицалище — место, где оглашалось предсказание, и сам текст предсказания. В современном языке под оракулом понимается предсказатель будущего, а также человек, все суждения которого признаются непреложной истиной, откровением.
Происхождение
За исключением дельфийской Пифии, все древние оракулы были мужского пола[1]. Историки предполагают, что оракулы пришли в Древнюю Грецию с Древнего Востока, ибо похожие прорицалища существовали в Мари и в Ассирии, а также в древнеегипетском городе Буто[2].
По свидетельству Геродота, древнейший из оракулов древней Эллады находился в Эпире, в городе Додона. Предполагается, что он возник до прихода в Элладу греков как святилище Богини-Матери, которая в греческой традиции толковалась как богиня земли, Гея. Как и все, видимо, древнейшие оракулы, он был связан с хтоническим культом: жрецы черпали предсказания в шелесте листьев священного дуба.
Геродот упоминает и другие оракулы. Он рассказывает, что лидийский царь Крёз решил выбрать самого точного оракула и разослал гонцов «в Дельфы, других в Абы, что в Фокиде, третьих в Додону; иные были посланы также к Амфиараю и к Трефонию и, наконец, в Бранхиды в Милетской области». То, что Крёз будет варить в котле черепаху и ягнёнка, смогла предсказать лишь дельфийская пифия. Эта история показывает, что оракулов чтили не только древние греки, но и их непосредственные соседи.
Пифия
Царь Эгей перед пифией
Наиболее знаменитый и авторитетный оракул античного мира находился в Дельфах, которые считались пупом мира, ибо там находился омфал. Истоки этого оракула тоже хтонические, что нашло отражение в мифе об истреблении змея Пифона богом света Аполлоном, которому впоследствии и было посвящено это прорицалище. Жрица, называемая пифией, вдыхала ядовитые пары, исходившие из трещины в породе, и впадала в священный экстаз, а жрецы записывали её слова. Предсказания формулировались тёмным, поэтическим языком и зачастую допускали диаметрально противоположные толкования.[1]
Как и другие оракулы, пифия давала предсказания в строго определённые дни — только в седьмой день месяца, притом на зиму святилище закрывалось. Чтобы гарантировать благосклонность пифии, вопрошающие должны были приносить в Дельфах обильные жертвы. Люди попроще поэтому обращались не к пифии, а к бродячим прорицателям. Дельфский оракул был закрыт в 393 году по приказу императора-христианина Феодосия Великого как оплот язычества.
Сивиллы и мантика
Уникальность оракулов состояла в том, что они воспринимались как врата, через которые можно было напрямую общаться с божеством, задавать ему вопросы. В эпоху эллинизма конкуренцию оракулам стали составлять сивиллы — прорицательницы, разбросанные по окраинам греческого мира. В отличие от оракулов, они не отвечали на обращённые к ним запросы, а в экстазе пророчили предстоящие людям бедствия. Изречения сивилл заносились в особые книги, к которым в Древнем Риме обращались только с особого разрешения сената.
В отличие от оракулов, сивиллы могли представлять собой общее наследие всех индоевропейских народов — подобные предсказатели известны у кельтов, они описаны в «Рамаяне» и «Махабхарате», у славян ту же функцию выполняли вещие волхвы, у германцев — Вельва и Веледа.
От оракулов и сивилл следует отличать жрецов, которые занимались мантикой, — толкованием знаков, ниспосылаемых богами[3]. В Древнем Риме к их числу относились авгуры, толковавшие поведение птиц, и гаруспики, гадавшие по внутренностям жертвенных животных.
Смотри также
Ссылки
Примечания
↑ 1 2 Broad, William J. 2007. The Oracle: Ancient Delphi and the Science Behind Its Lost Secrets. New York: Penguin Press. Pages 15, 19.
↑ Walter Burkert. Greek Religion. Harvard University Press, 1985. Pp. 116-118.
↑ Flower, Michael Attyah. The Seer in Ancient Greece. Berkeley: University of California Press, 2008.
Литература
Е. В. Приходько. Оракулы в греческой литературе // Понятие судьбы в контексте разных культур. М.: 1994. С. 191—197.
Приходько, Е. В. Двойное сокровище. Искусство прорицания Древней Греции: мантика в терминах. М., 1999. 592 c.
Леонтьев, П. М. О поклонении Зевсу в Древней Греции. М., 1850. VIII+343 c.
Johnston, S. I. Ancient Greek divination. Malden, MA; Oxford, 2008. XVI+208 p.
wikiredia.ru
Оракул — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Ора́кул (лат. oraculum, от oro — «говорю, прошу») — наиболее распространённая в античности форма прорицания, состоявшая в том, что предсказание от имени божества по запросу верующих оглашал специальный жрец, который и именовался оракулом. В более широком смысле под оракулом понимали и прорицалище — место, где оглашалось предсказание, и сам текст предсказания. В современном языке под оракулом понимается предсказатель будущего, а также человек, все суждения которого признаются непреложной истиной, откровением.
Происхождение
За исключением дельфийской пифии, все древние оракулы были мужского пола[1]. Историки предполагают, что оракулы пришли в Древнюю Грецию с Древнего Востока, ибо похожие прорицалища существовали в Мари и в Ассирии, а также в древнеегипетском городе Буто[2].
По свидетельству Геродота, древнейший из оракулов Эллады находился в Эпире, в городе Додона. Предполагается, что он возник до прихода в Элладу греков как святилище Богини-Матери, которая в греческой традиции толковалась как богиня земли, Гея. Как и все, видимо, древнейшие оракулы, он был связан с хтоническим культом: жрецы черпали предсказания в шелесте листьев священного дуба.
Геродот упоминает и другие оракулы. Он рассказывает, что лидийский царь Крёз решил выбрать самого точного оракула и разослал гонцов «в Дельфы, других в Абы, что в Фокиде, третьих в Додону; иные были посланы также к Амфиараю и к Трефонию и, наконец, в Бранхиды в Милетской области». То, что Крёз будет варить в котле черепаху и ягнёнка, смогла предсказать лишь дельфийская пифия. Эта история показывает, что оракулов чтили не только древние греки, но и их непосредственные соседи.
Пифия
Наиболее знаменитый и авторитетный оракул античного мира находился в Дельфах, которые считались пупом мира, ибо там находился омфал. Истоки этого оракула тоже хтонические, что нашло отражение в мифе об истреблении змея Пифона богом света Аполлоном, которому впоследствии и было посвящено это прорицалище. Жрица, называемая пифией, вдыхала ядовитые пары, исходившие из трещины в породе, и впадала в священный экстаз, а жрецы записывали её слова. Предсказания формулировались тёмным, поэтическим языком и зачастую допускали диаметрально противоположные толкования.[1]
Как и другие оракулы, пифия давала предсказания в строго определённые дни — только в седьмой день месяца, притом на зиму святилище закрывалось. Чтобы гарантировать благосклонность пифии, вопрошающие должны были приносить в Дельфах обильные жертвы. Люди попроще поэтому обращались не к пифии, а к бродячим прорицателям. Дельфский оракул был закрыт в 393 году по приказу императора-христианина Феодосия Великого как оплот язычества.
Сивиллы и мантика
Уникальность оракулов состояла в том, что они воспринимались как врата, через которые можно было напрямую общаться с божеством, задавать ему вопросы. В эпоху эллинизма конкуренцию оракулам стали составлять сивиллы — прорицательницы, разбросанные по окраинам греческого мира. В отличие от оракулов, они не отвечали на обращённые к ним запросы, а в экстазе пророчили предстоящие людям бедствия. Изречения сивилл заносились в особые книги, к которым в Древнем Риме обращались только с особого разрешения сената.
В отличие от оракулов, сивиллы могли представлять собой общее наследие всех индоевропейских народов — подобные предсказатели известны у кельтов, они описаны в «Рамаяне» и «Махабхарате», у славян ту же функцию выполняли вещие волхвы, у германцев — Вельва и Веледа.
От оракулов и сивилл следует отличать жрецов, которые занимались мантикой, — толкованием знаков, ниспосылаемых богами[3]. В Древнем Риме к их числу относились авгуры, толковавшие поведение птиц, и гаруспики, гадавшие по внутренностям жертвенных животных.
Смотри также
Напишите отзыв о статье "Оракул"
Ссылки
[www.avestadesign.ru/oracle/ Онлайн гадание через египетский оракул (flash версия)]
Примечания
↑ 1 2 Broad, William J. 2007. The Oracle: Ancient Delphi and the Science Behind Its Lost Secrets. New York: Penguin Press. Pages 15, 19.
↑ Walter Burkert. Greek Religion. Harvard University Press, 1985. Pp. 116-118.
↑ Flower, Michael Attyah. The Seer in Ancient Greece. Berkeley: University of California Press, 2008.
Литература
Е. В. Приходько. [ec-dejavu.ru/o/Oracle.html Оракулы в греческой литературе] // Понятие судьбы в контексте разных культур. М.: 1994. С. 191—197.
Отрывок, характеризующий Оракул
– Я ни про кого не думаю дурное: я всех люблю и всех жалею. Но что же мне делать? Соня не сдавалась на нежный тон, с которым к ней обращалась Наташа. Чем размягченнее и искательнее было выражение лица Наташи, тем серьезнее и строже было лицо Сони. – Наташа, – сказала она, – ты просила меня не говорить с тобой, я и не говорила, теперь ты сама начала. Наташа, я не верю ему. Зачем эта тайна? – Опять, опять! – перебила Наташа. – Наташа, я боюсь за тебя. – Чего бояться? – Я боюсь, что ты погубишь себя, – решительно сказала Соня, сама испугавшись того что она сказала. Лицо Наташи опять выразило злобу. – И погублю, погублю, как можно скорее погублю себя. Не ваше дело. Не вам, а мне дурно будет. Оставь, оставь меня. Я ненавижу тебя. – Наташа! – испуганно взывала Соня. – Ненавижу, ненавижу! И ты мой враг навсегда! Наташа выбежала из комнаты. Наташа не говорила больше с Соней и избегала ее. С тем же выражением взволнованного удивления и преступности она ходила по комнатам, принимаясь то за то, то за другое занятие и тотчас же бросая их. Как это ни тяжело было для Сони, но она, не спуская глаз, следила за своей подругой. Накануне того дня, в который должен был вернуться граф, Соня заметила, что Наташа сидела всё утро у окна гостиной, как будто ожидая чего то и что она сделала какой то знак проехавшему военному, которого Соня приняла за Анатоля. Соня стала еще внимательнее наблюдать свою подругу и заметила, что Наташа была всё время обеда и вечер в странном и неестественном состоянии (отвечала невпопад на делаемые ей вопросы, начинала и не доканчивала фразы, всему смеялась). После чая Соня увидала робеющую горничную девушку, выжидавшую ее у двери Наташи. Она пропустила ее и, подслушав у двери, узнала, что опять было передано письмо. И вдруг Соне стало ясно, что у Наташи был какой нибудь страшный план на нынешний вечер. Соня постучалась к ней. Наташа не пустила ее. «Она убежит с ним! думала Соня. Она на всё способна. Нынче в лице ее было что то особенно жалкое и решительное. Она заплакала, прощаясь с дяденькой, вспоминала Соня. Да это верно, она бежит с ним, – но что мне делать?» думала Соня, припоминая теперь те признаки, которые ясно доказывали, почему у Наташи было какое то страшное намерение. «Графа нет. Что мне делать, написать к Курагину, требуя от него объяснения? Но кто велит ему ответить? Писать Пьеру, как просил князь Андрей в случае несчастия?… Но может быть, в самом деле она уже отказала Болконскому (она вчера отослала письмо княжне Марье). Дяденьки нет!» Сказать Марье Дмитриевне, которая так верила в Наташу, Соне казалось ужасно. «Но так или иначе, думала Соня, стоя в темном коридоре: теперь или никогда пришло время доказать, что я помню благодеяния их семейства и люблю Nicolas. Нет, я хоть три ночи не буду спать, а не выйду из этого коридора и силой не пущу ее, и не дам позору обрушиться на их семейство», думала она.
Анатоль последнее время переселился к Долохову. План похищения Ростовой уже несколько дней был обдуман и приготовлен Долоховым, и в тот день, когда Соня, подслушав у двери Наташу, решилась оберегать ее, план этот должен был быть приведен в исполнение. Наташа в десять часов вечера обещала выйти к Курагину на заднее крыльцо. Курагин должен был посадить ее в приготовленную тройку и везти за 60 верст от Москвы в село Каменку, где был приготовлен расстриженный поп, который должен был обвенчать их. В Каменке и была готова подстава, которая должна была вывезти их на Варшавскую дорогу и там на почтовых они должны были скакать за границу.
У Анатоля были и паспорт, и подорожная, и десять тысяч денег, взятые у сестры, и десять тысяч, занятые через посредство Долохова.
Два свидетеля – Хвостиков, бывший приказный, которого употреблял для игры Долохов и Макарин, отставной гусар, добродушный и слабый человек, питавший беспредельную любовь к Курагину – сидели в первой комнате за чаем.
В большом кабинете Долохова, убранном от стен до потолка персидскими коврами, медвежьими шкурами и оружием, сидел Долохов в дорожном бешмете и сапогах перед раскрытым бюро, на котором лежали счеты и пачки денег. Анатоль в расстегнутом мундире ходил из той комнаты, где сидели свидетели, через кабинет в заднюю комнату, где его лакей француз с другими укладывал последние вещи. Долохов считал деньги и записывал.
– Ну, – сказал он, – Хвостикову надо дать две тысячи.
– Ну и дай, – сказал Анатоль.
– Макарка (они так звали Макарина), этот бескорыстно за тебя в огонь и в воду. Ну вот и кончены счеты, – сказал Долохов, показывая ему записку. – Так?
– Да, разумеется, так, – сказал Анатоль, видимо не слушавший Долохова и с улыбкой, не сходившей у него с лица, смотревший вперед себя.
wiki-org.ru
Дельфийский оракул и прорицательница Пифия. Оракулы древнего мира.
Прорицательница и оракулкартина Роджера Пейна
Древние люди полагали, что жизнь человека определяется роком, предназначением. Даже
боги были в значительной степени подвластны велениям судьбы, хотя в обязанности
Зевса, главы греческого пантеона, входило следить за тем, чтобы их жизнь шла по
предначертанному пути. Люди верили, что можно приподнять завесу будущего, и в
случае необходимости обращались за советом к разного рода оракулам. Самым
знаменитым был оракул бога предсказаний Аполлона, расположенный близ Дельф.
Узнать судьбу помогали жрецы-прорицатели, истолковывающие волю божества, или
знамения, например брошенные игральные кости. Особым видом гадания были ауспиции
– наблюдения за полетом и криком птиц, чрезвычайно популярные в Древнем Риме.
Будущее, верили его жители, мог определить жребий или вид сожженных
жертвоприношений. Еще одним видом пророчеств являлись сны, посылаемые богами,
иногда, правда, лишь для того, чтобы сбить людей с толку. За предсказаниями было
принято обращаться к оракулам как живым, так и к уже умершим. Римляне также часто бросали жребий,
пытаясь узнать свою судьбу, но весьма редко прибегали к пророчествам в вопросах политики.
Оракул (лат. oraculum) – в древности одно из средств, с помощью которых человек
старался вступать в непосредственное общение с божеством. Изречения оракула
считались откровениями божества; они получались вопрошающими в определенном
месте, через известных посредников, большею частью жрецов данного божества,
являвшихся и истолкователями полученного откровения. Все оракулы могут быть
подведены под три категории: предсказания получались или в виде сентенций, или в
виде символов, или в виде сновидений. В знаменитейшем из всех оракуле –
дельфийском – одуряющие пары, выходившие из расщелины скалы, приводили пророчицу
в состояние ясновидения; в Додоне о воле божества судили по движениям листьев на
священном дубе, по звукам, исходившим от металлических сосудов, по журчанью
священного источника, в Делосе следили за шелестом лавра. В оракуле Зевса
Аммонского в Ливии – за известными явлениями на изображении божества,
составленном из драгоценных каменьев; в Риме, по повелению сената и в присутствии магистрата, раскрывали сивиллины книги.
Трудно судить, насколько сами жрецы убеждены были в истинности
откровений; во всяком случае усматривать в оракулах один лишь сознательный обман
со стороны жрецов было бы суждением односторонним и лишенным исторической
перспективы. Даже туманная форма ответов, особенно характерная для дельфийского
оракула, сама по себе не свидетельствует о сознательном обмане, хотя нельзя
отрицать, что жрецы часто обеспечивали свою непогрешимость двусмысленностью
ответов, подходящих для любого случая. Возникновением оракула данное место было
обязано или благодетельному источнику, с которым греческая мысль обыкновенно
связывала близость божества, или явлением природы (пары из горячего источника и
т.п.), вызывавшим состояние экзальтации. Возникали оракулы и в местностях, где
покоились останки какого-нибудь знаменитого ясновидца. В последнем случае
вопрошающие обыкновенно лично подвергались одухотворяющему действию божества;
так например, в оракуле Амфиарая вопрошающий, после трехдневного воздержания от вина и
однодневного поста, должен был заснуть в храме, чтобы ему в сновидении открылась воля божества.
Пифия Дельфийского оракулакартина художника Джона Огастеса Нэппа
Назначение оракула состояло не в том только, чтобы раскрывать будущее,
но и в том, чтобы от имени божества руководить жизнью народа
в тех исключительных случаях, когда человеческая мудрость оказывалась
несостоятельной. К оракулам прибегали и государственные люди, когда их личный
авторитет оказывался недостаточным для проведения той или другой меры. Поэтому
для известных периодов греческой истории оракулы получают значение политических
институтов. Оракулы, совета которых испрашивали во всех важных начинаниях, много
содействовали поддержанию среди разрозненных греков сознания национального
единства и осуществлению общегреческих предприятий. Они покровительствовали
сельскохозяйственной культуре, колонизации новых земель и т.п.
Древнейшим из всех оракулов считался оракул в Мероэ, в Египте, а за ним
непосредственно следовали оракул в египетских Фивах и оракул Зевса Аммонского. В
Греции величайшим авторитетом пользовался оракул в Додоне, позднее – оракул в
Дельфах. Кроме того Зевс имел своих оракулов еще в Элиде, Пизе и на Крите,
Аполлон – в Кларосе близ Колофона и на Делосе. Оракул Бранхидов в Милете
посвящен был Аполлону и Артемиде. Оракулами героев были оракул Амфиарая в
Оропосе, оракулы Трифония и Геракла – в Буре и в Ахайе. Оракулы с вызыванием
духов усопших существовали в Гераклее Понтийской и на Авернском озере. К
оракулам должны быть причислены и изречения так называемых сивилл, особенно
эритрейских и (в Италии) кумейских. У римлян существовали оракулы Фавна и
Фортуны в Пренесте, оракул Паликов; но они охотно обращались и к греческим, и к
египетским оракулам. В Греции оракулы потеряли свое значение лишь после полного
падения свободы и независимости греков, но и затем, лишенные всякого авторитета,
они влачили свое существование до царствования Феодосия, когда окончательно были закрыты.
Дельфийская Сивилла(Пифия), Микеланджело, Сикстинская капелла, Ватикан, Рим
Пифия (Πῡθία)– прорицательница в Дельфах. При дельфийском святилище в древние времена, когда обращались к оракулу, по-видимому, лишь один раз в год, было две пифии и одна заместительница их; впоследствии, при более частом вопрошении оракула, была лишь одна пифия.
Пифия выбиралась независимо от социальной принадлежности. От неё требовалось преданность Аполлону и целомудрие. Первые пифии Дельфийского оракула были девственницами. Но когда одну из них соблазнил проситель, явившийся за советом, вместо девственниц стали выбирать
зрелых замужних женщин, имеющих детей, или старух, чтобы в будущем избежать подобных случаев дискредитации авторитетного оракула. Пифия отказывалась давать прорицания человеку, осквернённому
преступлением. Она готовилась к прорицанию трехдневным постом и омовением в Кастальском источнике; перед прорицанием надевала роскошную одежду, возлагала лавровый венок на голову, пила воду источника Кассотиды и жевала лист священного лавра. Затем она садилась на колоссальный треножник, стоявший над расселиною, и, впадая в экстаз от одуряющих паров, пророчествовала. Пары эти были вредны.
Известен случай, когда пифия, упала с треножника без чувств и умерла. Может быть его описал Плутарх, когда был свидетелем того, как священники вынудили Пифию работать в неурочный день. Против своего желания она спустилась в адитон и вдруг пронзительно закричала, рухнула наземь, а через несколько дней умерла.
В древности прорицания давались один раз в год – в день рождения Аполлона – 7 Бисия (середина февраля – середина марта), когда он возвращался от гипербореев. С VI века до нашей эры стали проводиться ежемесячно по седьмым числам, кроме трёх зимних месяцев,
когда Аполлон гостил у гипербореев, а ещё позже – ежедневно, кроме нечистых дней.
Дельфийский оракул – есть прорицалище при храме Аполлона в Дельфах. Согласно греческой мифологии был основан самим Аполлоном на месте его победы на чудовищным змеем Пифоном. Дельфийский оракул, которым заведовала пифия,
был одним из главных прорицалищ в эллинском мире. Расцвет Дельфийского оракула относится к VII–V векам до нашей эры, когда он выступал посредником в межполисных конфликтах. Было принято по всем важным вопросам государственной и личной жизни обращаться к оракулу. Был осуществлён политический союз со Спартой, которая стала светским мечом храма. В Дельфы спешили посольства с богатыми дарами из многих царств Древнего мира. Мидас
преподнес в подарок храму золотой трон. Крез был поклонником дельфийского Аполлона. Ослабление влияния храма началось со времени греко-персидских войн, когда Дельфы приняли сторону персов, надеясь стать религиозным центром Персидская империя Персидской империи. Но ещё во во времена римского владычества в храме хранились денежные вклады из разных районов Средиземноморья. Храм неоднократно был разграблен,
горел во время нашествия галлов в 279 году до нашей эры, а при императоре Феодосии (391 год) его окончательно закрыли.
История храма началась с того, что однажды козы, бродившие между скалами Парнаса, приблизившись к некоему отверстию, откуда выходили испарения, вдруг пришли в необыкновенное судорожное движение. Сбежавшиеся люди тоже ощутили действие этих паров: в помешательстве своего ума они стали отрывисто произносить несвязные слова. Тотчас же эти слова приняли за предсказания (оракулы), а пар, выходивший из земного отверстия – за божественное вдохновение. На этом месте и построили знаменитый храм.
Изначально оракул принадлежал Гее, охранялся драконом Пифоном, или Дельфинием и место называлось Пифо (др.-греч. πύθω – подвергать гниению). Первой пророчицей Геи была горная нимфа Дафна (др.-греч. ἡ δάφνη – лавр). От матери Геи Фемида получила Дельфийский оракул, который передала сестре Фебе, а та – внуку Аполлону,
который, обучившись искусству прорицания у Пана, прибыл в Дельфы, где убил охранявшего вход в прорицалище дракона Пифона и овладел оракулом. Тёмные хтонические пророчества сына Земли уступили место воле Зевса, отца богов и устроителя нового, Олимпиского космического порядка, выразителем которой выступил «метатель солнечных лучей», вызывающие в земле испарения для прорицания. После поражения дракона Аполлон собрал его пепел в саркофаг и установил траурные игры в честь Пифона.
Затем Аполлон отправился искать жрецов для своего храма. В море он увидел корабль идущий из Кносса, что на Крите. Обернувшись дельфином, он силой своих чар привёл корабль в Крису, где открылся морякам и поведал о их предназначении. В Крисе моряки воздвигли жертвенник Аполлону и он был назван Дельфийским, в честь образа, в котором Аполлон им явился. Из Крисы моряки отправились к Парнасу, где стали первыми жрецами храма Аполлона.
Пчёлы принесли из страны гипербореев храм из воска, а все последующие храмы сооружались по его образцу.
Храм Аполлона, расположенный в живописной горной местности в Дельфах, был самым почитаемым местом в древней Греции. Горожане шли сюда за помощью, надеясь решить свои житейские проблемы, поправить здоровье; воины – за советом перед сражением; переселенцы, отправлявшиеся в Италию, Испанию или Африку, ожидали его напутствия. Оракул поддержал Ореста в намерении отомстить за убийство отца и предсказал Эдипу, что тот убьет отца и женится на своей матери.
Храм Аполлона ПифейскогоДельфы
Описание святилища дает античный историк Павсаний в Х книге своего "Описания Эллады". В городе
Дельфы протекал ручей Касталия, берущий начало из ущелья между двумя скалами – Фэдриадами,
у подножия которых находилось святилище. Священный округ был наполнен статуями, всякого рода посвятительными сооружениями, доходившими иногда до размеров целых зданий и т. п. Самый храм был построен в дорическом стиле и имел богатый скульптурный убор. Весь архитрав был увешан щитами, добытыми от персов и галлов. В пронаосе были начертаны изречения семи мудрецов ("Познай самого себя", "Ничего чрез меру" и т.д.) и находилось
сакральное изображение символа «Ε» в трех экземплярах: деревянном, посвященном семью мудрецами, бронзовом – афинянами и золотом – императрицей Ливией. Во внутренней части храма (адитон), недоступной для вопрошающих, находились золотая статуя Аполлона, лавровое дерево, беломраморный Омфал с двумя золотыми орлами, а под ним находился саркофаг с пеплом Пифона. В самом святилище, куда никто, кроме пифии и жрецов, не допускался, находилась знаменитая расщелина в скале, из которой выходили одуряющие пары.
Над ней стоял треножник, на который садилась пифия для приведения себя в экстаз под влиянием паров. Первоначально пифия выбиралась из молодых девушек, но после того, как одна из них не соблюла невинности, выбирали пожилую девушку. На краю расселины находился ключ Кассотида, воду которого пила пифия перед гаданием, и лавровое дерево, листья которого она жевала. Дерево это каким-то неизвестным способом приводилось в содрогание.
Здесь же находился так называемый "пуп земли" – конусообразное возвышение из мрамора, обвитое священными повязками. Из бесчисленного количества всяких посвящений (после массового вывоза произведений искусства в Рим, при Нероне, оставалось еще до 3000 статуй) заслуживает особого упоминания колоссальный золотой треножник, посвященный греками из варварской добычи после Платейской битвы.
Золотая чаша его подперта была снизу бронзовой колонной в виде трех свившихся змей. Все золотые части стали добычей фокийцев, бронзовая же колонна, на которой написаны имена всех греческих государств, сражавшихся с персами, перевезена была Константином Великим в Константинополь, где она и теперь находится. На стенах так называемой "Лесхи Книдийцев" находились знаменитейшие композиции Полигнота,
изображавшие падение Трои и подземное царство. Близ Дельф, в отрогах Парнаса, также находится сталактитовый грот, посвященный в древности нимфам и Пану.
Главная → История & Пророчества
Катрены, центурии и пророчества Нострадамуса о событиях мировой истории
prophecies.ru
Что такое оракул, каковы его функции и роль при храме?
В современном дискурсе человека, суждения которого считаются откровением и непреложной истиной, зачастую называют оракулом. Термин этот древний и берет начало еще в античных верованиях. В анимизме считалось, что боги сообщают свою волю посредством шелестения листвы священных деревьев, полетом птиц, тем, как вознесется дым от пожертвований. Позже верования несколько изменились. Чтобы понять волю богов, требовался специальный толкователь, своеобразный переводчик. Им и был оракул. Убеждение, что мир духов лежит в параллельной реальности, и только некоторые люди способны понять и интерпретировать то, что говорит бог, бытует у многих народов. Но что значат Пифия и Сибилла? Они ведь тоже могли предсказывать будущее, на вопросы людей передавать ответы богов.
Этимология термина
Ответ на вопрос о том, что такое оракул, следует искать не в латинском переводе, а в греческом. Ошибочно было бы утверждать, что этот термин означает жреца и простого служителя культа. Несмотря на то, что «oro» с латыни переводится как «молиться», оракул – исконно греческое явление. А потому следует исходить из слова «oραo», что значит «зрю, ведаю». В этом смысле оракулы были близки не к жрецам или священникам, а к славянским волхвам, германским вельвам или кельтским друидам. В античной традиции этим словом называли и само толкование воли богов, и священное место, где его получали. Конечно, оракул был и жрецом, только особым. Он не просто чтил какое-то божество, но и понимал его язык, мог с ним разговаривать. Иногда духи прорицали будущее через медиумов – пифий. Эти женщины впадали в транс под воздействием химических испарений и начинали бормотать нечто бессвязное. Оракул истолковывал слова пифии и давал вопрошающему человеку вожделенный ответ.
Происхождение культа
Исследователи полагают, что практика прорицания будущего пришла в Грецию из Малой Азии. В Ассирии и Древнем Египте (в городе Буто) также существовали места, где особые жрецы «говорили устами богов». В Греции же этот культ смешался с почитанием богини земли Геи, и самый первый оракул провозглашал ее волю в Эпире, в Додоне. По свидетельствам известного древнегреческого историка Геродота, не только его земляки, но и их отдаленные соседи знали, что такое оракул. Он пишет, что царь Лидии Крез решил объявить своеобразный «кастинг» на самого лучшего прорицателя. Он послал гонцов в греческие Дельфы, в Абы, в Додону, в Амфиараю, Трефонию и в Милет. В этой «битве экстрасенсов» победу одержала… пифия из Дельф. Она угадала, что Крез собирается варить в одном котле ягненка и черепаху.
В большинстве храмов античного мира жрецы узнавали о благорасположенности или плохом настроении богов через толкование знаков, посылаемых ими. Такая практика называется мантикой. Особенно она была распространена в Древнем Риме. Авгуры следили за полетом и поведением птиц, а гаруспики гадали по внутренностям животных, которых приносили в жертву. В греческом городе Дельфы практиковался принципиально иной культ. Считалось, что в этом месте Аполлон пронзил копьем змея Пифона. От удара дротика в земле образовалась расселина, из которой поднимались пары. Позже над ней был построен храм, в котором на треножнике восседала пифия. Она вдыхала пары и, впав от этого в транс, прорицала волю Аполлона. Никто не входил в помещение, кроме особого жреца. Здесь становится понятным, что такое оракул. Ответы, которые он давал приносящим пожертвования верующим, были туманны и иногда содержали диаметрально противоположные сентенции. Археологи нашли множество глиняных табличек с вопросами паломников. Перечень тем, который их интересовал, был довольно узок: изменяет ли жена/муж и стоит ли заключать ту или иную финансовую сделку.
Пифия
Эта женщина не обязательно должна быть девственницей, просто на время служения Аполлону она обязывалась сохранять целомудрие. Поначалу такая жрица прорицала лишь один раз в год – на седьмой день февраля. Но позже, когда от верующих не стало отбоя, дело поставили на конвейер. Одновременно при храме в Дельфах служили несколько женщин, работающих посменно. Они занимали положенное место на треножнике в седьмой день каждого месяца. Наибольшей славы Дельфы достигли в V веке до н.э. В текстах того времени явственно указывается, что такое оракул: это святилище Аполлона у источника Мудрости Касталия. Кстати, пифия предсказала и закат этого места. В 393 году император Феодосий, как христианин, приказал закрыть этот оплот язычества.
Сибиллы
Люди попроще, не имеющие денег на паломничество в Дельфы или другие места прорицаний, обращались к гадалкам – сибиллам. Первой женщиной, носившей это имя, была троянка, дочь Несео и Дардана. Она владела даром предвещать будущее. Вслед за ней и других прорицательниц стали звать сибиллами. Особенно они были чувствительны к надвигающейся беде. Так, сибиллы предсказали извержение Везувия, похоронившего Помпеи, разрушение Трои и предрекли место битвы, в исходе которой Греция утратит свою независимость. Теперь мы знаем, что такое оракул, кто такая пифия, а кто - сибилла, и видим разницу в этих трех видах волхвования. Пифия прорицала нечто невнятное, оракул волен был трактовать услышанное, как ему заблагорассудится, и передавал ответ вопрошающим. Сибилла же свидетельствовала большей частью о надвигающейся катастрофе, хотя не все хотели ее слушать. За что и поплатились: «Настанет день, и погибнет великая Троя!»
fb.ru
Оракул — WiKi
Ора́кул (лат. oraculum, от oro — «говорю, прошу») — наиболее распространённая в античности форма прорицания, состоявшая в том, что предсказание от имени божества по запросу верующих оглашал специальный жрец, который и именовался оракулом. В более широком смысле под оракулом понимали и прорицалище — место, где оглашалось предсказание, и сам текст предсказания. В современном языке под оракулом понимается предсказатель будущего, а также человек, все суждения которого признаются непреложной истиной, откровением.
Происхождение
За исключением дельфийской Пифии, все древние оракулы были мужского пола[1]. Историки предполагают, что оракулы пришли в Древнюю Грецию с Древнего Востока, ибо похожие прорицалища существовали в Мари и в Ассирии, а также в древнеегипетском городе Буто[2].
По свидетельству Геродота, древнейший из оракулов древней Эллады находился в Эпире, в городе Додона. Предполагается, что он возник до прихода в Элладу греков как святилище Богини-Матери, которая в греческой традиции толковалась как богиня земли, Гея. Как и все, видимо, древнейшие оракулы, он был связан с хтоническим культом: жрецы черпали предсказания в шелесте листьев священного дуба.
Геродот упоминает и другие оракулы. Он рассказывает, что лидийский царь Крёз решил выбрать самого точного оракула и разослал гонцов «в Дельфы, других в Абы, что в Фокиде, третьих в Додону; иные были посланы также к Амфиараю и к Трефонию и, наконец, в Бранхиды в Милетской области». То, что Крёз будет варить в котле черепаху и ягнёнка, смогла предсказать лишь дельфийская пифия. Эта история показывает, что оракулов чтили не только древние греки, но и их непосредственные соседи.
Пифия
Наиболее знаменитый и авторитетный оракул античного мира находился в Дельфах, которые считались пупом мира, ибо там находился омфал. Истоки этого оракула тоже хтонические, что нашло отражение в мифе об истреблении змея Пифона богом света Аполлоном, которому впоследствии и было посвящено это прорицалище. Жрица, называемая пифией, вдыхала ядовитые пары, исходившие из трещины в породе, и впадала в священный экстаз, а жрецы записывали её слова. Предсказания формулировались тёмным, поэтическим языком и зачастую допускали диаметрально противоположные толкования.[1]
Как и другие оракулы, пифия давала предсказания в строго определённые дни — только в седьмой день месяца, притом на зиму святилище закрывалось. Чтобы гарантировать благосклонность пифии, вопрошающие должны были приносить в Дельфах обильные жертвы. Люди попроще поэтому обращались не к пифии, а к бродячим прорицателям. Дельфский оракул был закрыт в 393 году по приказу императора-христианина Феодосия Великого как оплот язычества.
Сивиллы и мантика
Уникальность оракулов состояла в том, что они воспринимались как врата, через которые можно было напрямую общаться с божеством, задавать ему вопросы. В эпоху эллинизма конкуренцию оракулам стали составлять сивиллы — прорицательницы, разбросанные по окраинам греческого мира. В отличие от оракулов, они не отвечали на обращённые к ним запросы, а в экстазе пророчили предстоящие людям бедствия. Изречения сивилл заносились в особые книги, к которым в Древнем Риме обращались только с особого разрешения сената.
В отличие от оракулов, сивиллы могли представлять собой общее наследие всех индоевропейских народов — подобные предсказатели известны у кельтов, они описаны в «Рамаяне» и «Махабхарате», у славян ту же функцию выполняли вещие волхвы, у германцев — Вельва и Веледа.
От оракулов и сивилл следует отличать жрецов, которые занимались мантикой, — толкованием знаков, ниспосылаемых богами[3]. В Древнем Риме к их числу относились авгуры, толковавшие поведение птиц, и гаруспики, гадавшие по внутренностям жертвенных животных.
Смотри также
Ссылки
Примечания
↑ 1 2 Broad, William J. 2007. The Oracle: Ancient Delphi and the Science Behind Its Lost Secrets. New York: Penguin Press. Pages 15, 19.
↑ Walter Burkert. Greek Religion. Harvard University Press, 1985. Pp. 116-118.
↑ Flower, Michael Attyah. The Seer in Ancient Greece. Berkeley: University of California Press, 2008.
Литература
Е. В. Приходько. Оракулы в греческой литературе // Понятие судьбы в контексте разных культур. М.: 1994. С. 191—197.
Приходько, Е. В. Двойное сокровище. Искусство прорицания Древней Греции: мантика в терминах. М., 1999. 592 c.
Леонтьев, П. М. О поклонении Зевсу в Древней Греции. М., 1850. VIII+343 c.
Johnston, S. I. Ancient Greek divination. Malden, MA; Oxford, 2008. XVI+208 p.
ru-wiki.org
Что значит Оракул? Как понять слово Оракул? Дельфийский Оракул это...
В 90-е годы, после развала СССР появилось множество разнообразных шарлатанов, предсказателей будущего, магов, психотерапевтов и т. п. Не надо думать, что подобные явления были исключительно при либеральном "расцвете". Ведь подобных граждан, готовых поживиться за чужой счёт было не мало и в древние века. Человек по своей сути легко внушаем, доверчив и к нему очень легко подобрать "ключик", чем и пользуются подобные личности. Подобных мошенников в те далёкие времена называли Оракулами. Что значит Оракул? Прочтите ещё несколько толковых публикаций, например, что такое Седан, что значит Рестайлинг, как понять термин Платон? Этот термин был заимствован из латинского языка "oraculum", что переводится, как "священное слово". Из перевода понятно, что это некие загадочные слова, которые говорил таинственный мудрец, скорее всего с бородой, этакий всезнающий старец.
Оракул - это некое предсказание грядущего события, которое доводят до сведения общественности специально обученные жрецы, получившие это знание от своего божества, а также так называли место, где происходили предсказания
Оракул в переносном смысле - это человек, которого все высказывания и идеи признаются откровением, непогрешимой истиной в последней инстанции
Забавная деталь, в Древней Греции устраивались соревнования оракулов, которые "бились" с друг другом в точности предсказаний. А забавно здесь то, что подобные состязания устраиваются в РФ в 21 веке в передаче "Битва Экстрасенсов". Впрочем, в наше время к подобным "оракулам" отношение очень скептическое, однако для этого нужно было прожить сумасшедшие 90-е со всеми гадалками и волшебниками, чтобы всякие магические штучки набили оскомину.
Некоторые интересуются, что значит Дельфийский Оракул?
Дельфийский Оракул - это особое место рядом с храмом Аполлона в Дельфах на котором было прорицалище. Ходят слухи, что этот храм недаром назван в честь Аполлона, похоже он в своё время приложил к строительству этого храма свои крепкие руки.Дельфийским оракулом руководила всем известная в древнем мире жрица/пифия, и в место прорицания стекалось множество паломников, которые хотели знать не только своё, но и будущее своей страны.
xn----7sb3abqfg0a4g2a.xn--p1ai
ДРЕВНИЙ КИТАЙСКИЙ ОРАКУЛ — Сайт о мистике
Живший в VI в. до н.э. китайский вельможа Ку Вуцзы был так очарован красотой вдовы Тан Цзян, что решил жениться на ней, несмотря на то что она была в трауре и оба они принадлежали к одному роду. Ку посоветовался с «Книгой перемен» — «И цзин». Книга предсказаний дала ему ответ: «Человек позволяет камню придавить себя и опирается на тернии и чертополох. Он входит в своей дом и не видит свою жену. Несчастье».
Даже такое предупреждение не остановило одурманенного страстью Ку. Он решил, что человек, о котором говорилось в предсказании, был первым мужем Тан, который «не видит свою жену», потому что умер. Позднее, во время его отсутствия, разгорелась ссора между сыновьями Тан и ее пасынками. Сын Тан был убит, а она повесилась. Ку Вуцзы вернулся домой и, обнаружив, что она мертва, тоже повесился. Пророчество оракула сбылось. Книга «И цзин» описывает сочетания и взаимодействие инь и ян. Именно с точки зрения этих двух противоположных начал древние китайцы объясняли мироздание. Инь означало все отрицательное, женское, темное, влажное, лунное, низкое и земное. Ян символизировало все положительное, мужское, светлое, сухое, солнечное, высокое и небесное. Взаимосвязь этих начал служила для описания всех событий и явлений.
В книге «И цзин» ян изображается сплошной чертой, а инь — прерывистой. Существует восемь различных сочетаний фигур, состоящих из трех таких линий, и каждая триграмма имеет определенное имя и значение. Если свести триграммы в парные сочетания, то получится 64 варианта фигур из шести линий, называющихся гексаграммами. Они также имеют свои имена и значения, и к каждой из составляющих их линий прилагается словесное пояснение.
Советуются с оракулом, как правило, 6 раз, бросая три монеты или деля 50 стеблей тысячелистника так, чтобы определить последовательность чисел, которые указывают на определенную гексаграмму и пояснение к ее составляющим. Это и будет ответом на вопрос.
Изобрел восемь гадательных триграмм примерно в IV тысячелетии до н.э. легендарный император Фу Си. В XII столетии до н.э. царь Вен удвоил триграммы, в результате чего получились гексаграммы, а его сыну, правителю царства Чжоу, приписывается создание текста к графическим символам. Считается, что комментарии к текстам написал мудрец Конфуций, но доказательств этого нет.
«И цзин» — не просто книга предсказаний. Это философское произведение, в котором описывается весь процесс мироздания и бытия как единый цикл, и оно оказало сильное влияние на образ мышления китайцев. Представленная в ней космология помогла сформировать многие традиционные сферы деятельности, включая медицину и акупунктуру, искусство гадания, связанного с землей, — «фэн шуи» и даже основы военной тактики. Знаменитый швейцарский психолог Карл Юнг нашел весьма любопытным то, что результат бросания монет или палочек имеет смысл. Он обратил внимание на то, что предсказания оракула и в самом деле сбываются, хотя никто не в состоянии объяснить, как это получается.