Как легко и быстро освоить все семь ладов? Древние лады
Древнегреческие лады | Belcanto.ru
Древнегреческие лады — системы мелодических ладов в музыке античной Греции, не знавшей многоголосия в современном понимании. Oснову ладовой системы составляли тетрахорды (первоначально только нисходящие). B зависимости от интервального состава тетрахордов греки различали 3 их наклонения, или рода (genn): диатонический, хроматический и энгармонический (различия указываются c нек-рыми упрощениями):
B свою очередь, диатонич. тетрахорды насчитывали 3 вида, различавшиеся расположением больших и малой секунд:
Ладовые образования более высокого порядка возникали как объединения тетрахордов. Cуществовало два принципа объединения: "слитное" (synapn) c совпадением смежных звуков в тетрахордах (напр., d1- c1 - h - a, a - g - f - e) и "раздельное" (diasenxis), при к-ром смежные звуки разделялись целым тоном (напр., e1 - d1 - c1 - h, a - g - f - e). Bажнейшие из объединений тетрахордов - октавные лады (т.н. "виды октав" или armoniai - "гармонии"). Oсн. ладами считались дорийский, фригийский и лидийский, к-рые образовывались соединением двух соответств. одинаковых по структуре тетрахордов; миксолидийский ("смешанно- лидийский") трактовался как особое сочетание лидийских тетрахордов.
Побочные - гиполады производились от основных путём перестановки тетрахордов и дополнения звукоряда до октавы (названия греч. ладов не совпадают c позднейшими европейскими). Cхема семи октавных ладов:
Полный вид др.-греч. ладовой системы обобщённо-представляет sustnma teleion - "совершенная (т.e. полная) система". Hиже приведена т.н. "неподвижная" (или "немодулирующая") система - ametabolon:
Hазв. ступеней происходят от места извлечения данного тона на струн. инструменте кифаре. Идентичность названий ступеней внутри октавы (напр., vntn относится и к a1, и к e1) отражает тетрахордовый (a не октавный) принцип внутр. строения системы. Дp. вариант совершенной системы - metabolon характеризуется вставкой "вдвижного" тетрахорда synnmmenon (букв. - соединённый) dl - c1 - b - a, расширяющего объём системы.
При перенесении совершенной системы на др. ступени получались т.н. транспозиционные гаммы, c помощью к-рых можно было в пределах того же диапазона (лиры, кифары) получать разл. ладовые звукоряды (tonoi - тональности).
Ладам и родам (как и ритмам) греки приписывали определённый характер ("этос"). Tак, дорийский лад (дуряне - одно из коренных греч. племён) считался строгим, мужественным, этически наиболее ценным; фригийский (Фригия и Лидия - области Mалой Aзии) - возбуждённым, страстным, вакхическим:
Использование хроматич. и энгармонич. родов отличает греческую музыку от позднейшей европейской. Господствующий в последней диатоннзм был y греков хотя и важнейшей, но всё же лишь одной из трёх ладо-интонац. сфер. Богатство возможностей мелодич. интонирования выражалось также в многообразных смешениях наклонений, введении интонационных "окрасок" (xpoai), не фиксировавшихся как особые наклонения.
Греч. система ладов исторически эволюционировала. Древнейшие лады антич. Греции, по-видимому, были связаны c пентатоникой, что отразилось на настройке архаич. струн. инструментов. Cложившаяся на основе тетрахордов система ладов и наклонений развивалась в сторону расширения ладового диапазона.
Литература: Платон, Политика или государство, Cоч., ч. III, пер. c греч., т. 3, СПБ, 1863, § 398, c. 164-67; Aристотель, Политика, пер. c греч., M., 1911, кн. VIII, гл. 7, c. 372-77; Плутарх, O музыке, пер. c греч., П., 1922; Aноним, Bведение в гармонику, Предварительные замечания, перевод и объяснит, примечания Г. A. Иванова, "Филологическое обозрение", 1894, т. VII, кн. 1-2; Петр B. И., O составах, строях и ладах в древнегреческой музыке, K., 1901; Античные мыслители об искусстве, сост. Aсмус B. Ф., M., 1937; Грубер P. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 1, M.-Л., 1941; Античная музыкальная эстетика. Bступит. очерк и собрание текстов A. Ф. Лосева. Предисл. и общ. ред. B. П. Шестакова, M., 1960; Герцман E. B., Bосприятие разновысотных звуковых областей в античном музыкальном мышлении, "Bестник древней истории", 1971, No 4; Bellermann F., Die Tonleitern und Musiknoten der Griechen, B., 1847; Westphal R., Harmonik und Melopцie der Griechen, Lpz., 1864; Gevaert Fr. A., Histoire et thйorie de la musique de l'antiquitй, v. 1-2, Gand, 1875-81; Riemann H., Katechismus der Musikgeschichte, Bd 1, Lpz., 1888; pyc. пер., M., 1896; Monro D. B., The modes of ancient Greek music, Oxf., 1894; Abert H., Die Lehre vom Ethos in der griechischen Musik, Lpz., 1899; Sachs C., Die Musik der Antike, Potsdam, 1928; pyc. пер. отд. глав под загл. "Музыкально-теоретические воззрения и инструменты древних греков", в сб.: Музыкальная культура древнего мира, Л., 1937; Gombosi O., Tonarten und Stimmungen der antiken Musik, Kph., 1939; Ursprung O., Die antiken Transpositionsskalen und die Kirchentцne, "AfMf", 1940, Jahrg. 5, H. 3, S. 129-52; Джуджев C., Tеория на българската народна музика, т. 2, Cофия, 1955; Husmann H., Grundlagen der antiken und orientalischen Musikkultur, B., 1961.
Ю. H. Xолопов
Я рекомендую
Это интересно
Твитнуть
вам может быть интересно
www.belcanto.ru
Древнегреческие лады - это... Что такое Древнегреческие лады?
Древнегреческие лады системы мелодич. ладов в музыке античной Греции, не знавшей многоголосия в совр. понимании. Oснову ладовой системы составляли тетрахорды (первоначально только нисходящие). B зависимости от интервального состава тетрахордов греки различали 3 их наклонения, или рода (genn): диатонический, хроматический и энгармонический (различия указываются c нек-рыми упрощениями): B свою очередь, диатонич. тетрахорды насчитывали 3 вида, различавшиеся расположением больших и малой секунд: Ладовые образования более высокого порядка возникали как объединения тетрахордов. Cуществовало два принципа объединения: "слитное" (synapn) c совпадением смежных звуков в тетрахордах (напр., d1- c1 - h - a, a - g - f - e) и "раздельное" (diasenxis), при к-ром смежные звуки разделялись целым тоном (напр., e1 - d1 - c1 - h, a - g - f - e). Bажнейшие из объединений тетрахордов - октавные лады (т.н. "виды октав" или armoniai - "гармонии"). Oсн. ладами считались дорийский, фригийский и лидийский, к-рые образовывались соединением двух соответств. одинаковых по структуре тетрахордов; миксолидийский ("смешанно- лидийский") трактовался как особое сочетание лидийских тетрахордов. Побочные - гиполады производились от основных путём перестановки тетрахордов и дополнения звукоряда до октавы (названия греч. ладов не совпадают c позднейшими европейскими). Cхема семи октавных ладов:
Полный вид др.-греч. ладовой системы обобщённо-представляет sustnma teleion - "совершенная (т.e.
полная) система". Hиже приведена т.н. "неподвижная" (или "немодулирующая") система - ametabolon: Hазв. ступеней происходят от места извлечения данного тона на струн. инструменте кифаре. Идентичность названий ступеней внутри октавы (напр., vntn относится и к a1, и к e1) отражает тетрахордовый (a не октавный) принцип внутр. строения системы. Дp. вариант совершенной системы - metabolon характеризуется вставкой "вдвижного" тетрахорда synnmmenon (букв. - соединённый) dl - c1 - b - a, расширяющего объём системы. При перенесении совершенной системы на др. ступени получались т.н. транспозиционные гаммы, c помощью к-рых можно было в пределах того же диапазона (лиры, кифары) получать разл. ладовые звукоряды (tonoi - тональности). Ладам и родам (как и ритмам) греки приписывали определённый характер ("этос"). Tак, дорийский лад (дуряне - одно из коренных греч. племён) считался строгим, мужественным, этически наиболее ценным; фригийский (Фригия и Лидия - области Mалой Aзии) - возбуждённым, страстным, вакхическим:
Использование хроматич. и энгармонич. родов отличает греческую музыку от позднейшей европейской. Господствующий в последней диатоннзм был y греков хотя и важнейшей, но всё же лишь одной из трёх ладо-интонац. сфер. Богатство возможностей мелодич. интонирования выражалось также в многообразных смешениях наклонений, введении интонационных "окрасок" (xpoai), не фиксировавшихся как особые наклонения. Греч. система ладов исторически эволюционировала. Древнейшие лады антич. Греции, по-видимому, были связаны c пентатоникой, что отразилось на настройке архаич. струн. инструментов. Cложившаяся на основе тетрахордов система ладов и наклонений развивалась в сторону расширения ладового диапазона. Литература: Платон, Политика или государство, Cоч., ч. III, пер. c греч., т. 3, СПБ, 1863, § 398, c. 164-67; Aристотель, Политика, пер. c греч., M., 1911, кн. VIII, гл. 7, c. 372-77; Плутарх, O музыке, пер. c греч., П., 1922; Aноним, Bведение в гармонику, Предварительные замечания, перевод и объяснит, примечания Г. A. Иванова, "Филологическое обозрение", 1894, т. VII, кн. 1-2; Петр B. И., O составах, строях и ладах в древнегреческой музыке, K., 1901; Античные мыслители об искусстве, сост. Aсмус B. Ф., M., 1937; Грубер P. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 1, M.-Л., 1941; Античная музыкальная эстетика. Bступит. очерк и собрание текстов A. Ф. Лосева. Предисл. и общ. ред. B. П. Шестакова, M., 1960; Герцман E. B., Bосприятие разновысотных звуковых областей в античном музыкальном мышлении, "Bестник древней истории", 1971, No 4; Bellermann F., Die Tonleitern und Musiknoten der Griechen, B., 1847; Westphal R., Harmonik und Melopцie der Griechen, Lpz., 1864; Gevaert Fr. A., Histoire et thйorie de la musique de l'antiquitй, v. 1-2, Gand, 1875-81; Riemann H., Katechismus der Musikgeschichte, Bd 1, Lpz., 1888; pyc. пер., M., 1896; Monro D. B., The modes of ancient Greek music, Oxf., 1894; Abert H., Die Lehre vom Ethos in der griechischen Musik, Lpz., 1899; Sachs C., Die Musik der Antike, Potsdam, 1928; pyc. пер. отд. глав под загл. "Музыкально-теоретические воззрения и инструменты древних греков", в сб.: Музыкальная культура древнего мира, Л., 1937; Gombosi O., Tonarten und Stimmungen der antiken Musik, Kph., 1939; Ursprung O., Die antiken Transpositionsskalen und die Kirchentцne, "AfMf", 1940, Jahrg. 5, H. 3, S. 129-52; Джуджев C., Tеория на българската народна музика, т. 2, Cофия, 1955; Husmann H., Grundlagen der antiken und orientalischen Musikkultur, B., 1961. Ю. H. Xолопов.
Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.
Древнегреческая музыка
Древнееврейская музыка
Смотреть что такое "Древнегреческие лады" в других словарях:
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ЛАДЫ — система мелодических ладов в музыке античной Греции. Основа на попевках из 4 звуков тетрахордах (первоначально нисходящих). Из 3 диатонических тетрахордов дорийского, фригийского и лидийского образовались все древнегреческие лады. Гипо лады… … Большой Энциклопедический словарь
древнегреческие лады — система мелодических ладов в музыке античной Греции. Основаны на попевках из 4 звуков тетрахордах (первоначально нисходящих). Из 3 диатонических тетрахордов дорийского, фригийского и лидийского образовались все древнегреческие лады. Гипо лады… … Энциклопедический словарь
Древнегреческие лады — система мелодических ладов в музыке античной Греции, не знавшей многоголосия в нашем смысле. Основу ладовой системы составляли тетрахорды (первоначально только нисходящие). В зависимости от интервального состава тетрахордов различали 3 их … Большая советская энциклопедия
ЛАДЫ — в музыке, комбинации тонов и полутонов в диапазоне октавы, создающие звукоряды, которые составляют мелодическую и гармоническую основу музыкального сочинения. Звукоряды (гаммы) еще не являются ладами, и правильнее было бы применять данный термин… … Энциклопедия Кольера
Средневековые лады — правильнее церковные лады, церковные тоны ( лат. modi, toni, tropi; нем. Kirchentцne, Kirchentonarten; франц. modes grйgoriens, tons ecclйsiastiques; англ. church modes), наименование восьми (на исходе эпохи Возрождения двенадцати)… … Музыкальная энциклопедия
средневековые лады — (церковные лады), лады, лежащие в основе профессиональной (главным образом церковной) музыки западноевропейского средневековья, использовавшиеся и в многоголосной музыке Возрождения. Первоначально 8 ладов, с середины XVI в. 12, разделялись на… … Энциклопедический словарь
натуральные лады — условное наименование семиступенных диатонических ладов (см. диатоника), распространённых в музыке многих народов. Основные натуральные лады, одинаковые по названию с древнегреческими ладами, не совпадают с ними по интервальной структуре. * * *… … Энциклопедический словарь
Натуральные лады — в музыке, группа семиступенных строго диатонических ладов, не включающих видоизменений основных ступеней хроматизмов, альтераций (см. Диатоника). Н. л. издавна распространены в народной и профессиональной европейской и внеевропейской… … Большая советская энциклопедия
Гипо-лады — диатонические натуральные лады; см. Древнегреческие лады, Средневековые лады … Большая советская энциклопедия
ГИПО-ЛАДЫ — см. Древнегреческие лады … Большой Энциклопедический словарь
dic.academic.ru
Как легко и быстро освоить все семь ладов?
Многие гитаристы начинают свое знакомство с семью ладами с ионийского лада, затем переходят к дорийскому и так далее вверх по грифу, пока не выучат все семь позиций мажорной гаммы.
Без сомнения, это довольно эффективный способ. Но сегодня вы узнаете, как можно быстро и легко выучить все семь ладов, начав с лидийского и понижая по одной ноте за один шаг, до тех пор, пока вы не научитесь играть все семь ладов на грифе.
Этот вариант предполагает отступление от привычной последовательности ладов.
Стандартный порядок ладов:
• ионийский
• дорийский
• фригийский
• лидийский
• миксолидийский
• эолийский
• локрийский
А вот в таком порядке мы будем учить их сегодня:
• лидийский
• ионийский
• миксолидийский
• дорийский
• эолийский
• фригийский
• локрийский
Чтобы эффективно использовать метод понижения одной ноты за раз, нужно выучить эту новую последовательность. Как только вы разберетесь с ладами, вы сможете вернуться к привычному порядку и объединить их в одну тональность на грифе.
Если вы поступите именно так, вы быстро выучите все лады и перегруппируете их в соответствии со стандартным порядком, и вам не придется заучивать семь разных аппликатур.
Вкратце расскажу об аккордовых схемах, представленных ниже. На каждой схеме вы увидите обозначения трех цветов. Вот что эти цвета обозначают:
Красный: тоника данного ладаЧерный: ноты, повторяющиеся в данном и в предыдущем ладахСиний: нота, добавленная к предыдущему ладу с целью образовать данный лад.
Теперь, когда вы знакомы с концепцией, которую я предлагаю вам сегодня, давайте перенесем ее на гитарный гриф.
Лидийский лад
Для начала вам нужно выучить аппликатуру лидийского лада. Он содержит одну повышенную ступень, а именно, #4. Это и будет нашей базой для всех семи аппликатур, поэтому отработайте ее как можно лучше, прежде чем переходить к следующему ладу.
Ионийский лад
Берем только что выученный лидийский лад и меняем одну ноту. В результате мы получаем ионийский лад. В данном случае мы понижаем четвертую ноту лидийского лада.
Миксолидийский лад
Берем за основу аппликатуру ионийского лада, меняем одну ноту и получаем миксолидийский лад. Здесь мы понижаем седьмую ступень ионийского лада.
Дорийский лад
Меняя одну ноту аппликатуры миксолидийского лада (а именно, понижая третью ступень), мы получаем дорийский лад. Мы перешли к ладам, основанным на миноре.
Эолийский лад
Второй минорный лад требует от нас понижения шестой ступень дорийского лада. В итоге у нас получился эолийский лад.
Фригийский лад
А сейчас понизьте вторую ступень эолийского лада, и вуаля — вы играете фригийский лад.
Локрийский лад
Понижая пятую ступень фригийского лада, вы получаете аппликатуру локрийского лада.
Очевидно, что начиная с лидийского лада и понижая по одной ноте на каждый шаг, вы можете быстро и легко освоить все семь ладов мажорной гаммы на гитаре. Также вы поймете и услышите, насколько тесно связаны между собой все эти лады. Ведь когда учишь их традиционным способом, эта связь не так заметна.
Упражнения на тренировку ладов
Если вы внимательно проработали каждый из семи ладов от ноты G, можете переходить к упражнениям. Они помогут вам закрепить полученные знания.
Полностью проиграйте все три мажорных лада: лидийский-ионийский-миксолидийский от одной тоники. Повторите это упражнение во всех двенадцати тональностях.
Полностью проиграйте все четыре лада, основанных на миноре: дорийский-эолийский-фригийский-локрийский от одной тоники. Повторите это упражнение во всех двенадцати тональностях.
Проиграйте все семь мажорных ладов в стандартном порядке (см. начало статьи) от одной тоники. Повторите это упражнение во всех двенадцати тональностях.
Включите минус в мажорной тональности (например, в тональности G) и начинайте играть соло, переходя от лидийского лада к ионийскому и миксолидийскому. Так вы услышите, как по-разному они окрашивают мажорный аккорд.
Проделайте то же самое на фоне минуса в тональности Аm. На этот раз чередуйте А-дорийский, -эолийский, -фригийский и -локрийский лады.
Повторите упражнения 4 и 5 во всех двенадцати тональностях. Затем попробуйте поиграть под минус из двух аккордов, например, G-C или Am-Dm и проработайте все семь ладов на их фоне.
У вас появились вопросы? Просто оставьте свой комментарий внизу. А чтобы получать уроки игры на гитаре, просто подпишитесь на ежедневную рассылку от Гитаршколы.
Мэтт Уорнок (Matt Warnock) — основатель и владелец mattwarnockguitar.com — бесплатного Интернет-ресурса, где гитарист любого уровня сможет найти сотни полезных уроков и материалов для дальнейшего развития и совершенствования. Мэтт живет в Великобритании. Он обучает игре на гитаре по Skype и является членом экзаменационной комиссии Лондонского музыкального колледжа (London College of Music) и объединения преподавателей игры на гитаре «Registry Guitar Tutors».
Похожие уроки:
gitarshkola.ru
15. Диатонические лады (лады народной музыки)
Диатоника (греч. идущая по тонам) – семиступенная интервальная система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам. В зависимости от положения устоев в диатоническом звукоряде могут образовываться различные диатонические лады.
Древнегреческие лады (модальная система Древней Греции)
В основе их звукорядов лежали отношения консонансов – кварты, квинты, октавы (т. н. «настройка лиры Орфея»). В отличие от современного понятия октавного лада у греков лады в пределах каждого из этих интервалов считались самостоятельными.
Основная категория лада – тетрахорд. Основные модальные функции звуков греческого тетрахорда: гестоты («неподвижные», «опоры» — краевые тоны, не изменяющиеся во всех родах, своего рода «устои») и кинумены («подвижные», перестраиваемые в разных родах, соответственно, «неустои»). Мелодическое движение было направлено от верхнего звука (в тетрахордах – «гегемона») вниз. Мелодика могла содержать интервалы не только одного из трёх родов (диатона, хромы, энармона), но и их разновидностей.В диатонике было возможно три вида тетрахордов: дорийский (современный фригийский), фригийский (современный дорийский), лидийский (современный ионийский). «Гармонии» (так назывались октавные лады) образовывались при сочленении тетрахордов – раздельном (с целым тоном между смежными тонами) и слитном (без этого тона). Диатонические лады наделялись выразительным характером (т.н. этос).
Средневековые лады
Система монодических ладов средневековой церковной музыки (григорианского хорала). Основные категории церковных ладов – финалис (конечный тон), амбитус (объём напева), реперкусса (тон повторения, псалмодирования).
Для каждого церковного лада характерны особые мелодические формулы: начальная (иниций), серединный каданс (медиация, медианта), заключительные (финалисы, терминация). Интонированию в церковных ладах в целом присущи возвышенность, спокойствие, созерцательность; избегаются динамизм развития, напряжённость, интенсивность тональных тяготений.
I тон. Дорийский (1-й автентический). Амбитус d-d1, реперкусса a
II тон. Гиподорийский (1-й плагальный). Амбитус a-a1, реперкусса f
III тон. Фригийский (2-й автентический). Амбитус e-e1, реперкусса c
IV тон. Гипофригийский (2-й плагальный). Амбитус h-h2, реперкусса a
V тон. Лидийский (3-й автентический). Амбитус f-f1, реперкусса c
VI тон. Гиполидийский (3-й плагальный). Амбитус c-c1, реперкусса a
VII тон. Миксолидийский (4-й автентический). Амбитус g-g1, реперкусса d
VIII тон. Гипомиксолидийский (4-й плагальный). Амбитус d-d1, реперкусса c
IX тон. Эолийский (5-й автентический). Амбитус a-a1, реперкусса e
X тон. Гипоэолийский (5-й плагальный). Амбитус e-e1, реперкусса c
XI тон. Ионийский (6-й автентический). Амбитус c-c1, реперкусса g
XII тон. Гипоионийский (6-й плагальный). Амбитус g-g1, реперкусса e
IX-XII лады «узаконены» лишь в середине 16 века. Есть и иные системы классификации церковных ладов: Царлино (1573), Мерсенна, в трактате Глареана «Додекахорд» (1547).
Порядок восьми церковных ладов точно совпадает с порядком следования древнегреческих с теми же названиями, но взятыми в обратном порядке. В церковных ладах он как бы идёт снизу вверх в пределах двухоктавного диапазона древнегреческой совершенной системы a-A.
С развитием полифонии на основе церковных ладов возникла модальная гармония средневековья и Возрождения. Появился новый тип ладовой системы (модально-гармонические лады), где качества церковных ладов сохранились лишь в мелодии; лад в целом управлялся иными закономерностями.
Натуральные лады (диатонические полные)
Лады «естественного» происхождения, возникшие без влияния профессиональной музыки. Индивидуальные особенности их определяются интервальным родом, модальными функциями тонов (устой, другие опорные тоны, значение каждого тона, зависящее от его положения в звукоряде и отношения к устою), реперкуссией (специфическими для данного лада путями движения между всеми его опорами) и реализующими её мелодическими попевками.
Они состоят из тетрахордов (4 вида). Фригийский – с малой секундой внизу, дорийский – с малой секундой посередине, ионийский – с малой секундой вверху, лидийский – без малых секунд. Ионийский, фригийский и дорийский лад состоят из одинаковых тетрахордов, остальные – из разных тетрахордов. Лидийский – лидийский + ионийский; миксолидийский – ионийский + дорийский; эолийский – дорийский + фригийский; локрийский – фригийский + лидийский.
Лады в порядке нарастания мажорности:
Локрийский – соответствует натуральному минору с низкой II и низкой V
Фригийский – соответствует натуральному минору с низкой II
Эолийский – соответствует натуральному минору
Дорийский – соответствует натуральному минору с высокой VI
Миксолидийский – соответствует натуральному мажору с низкой VII
Ионийский – соответствует натуральному мажору
Лидийский – соответствует натуральному мажору с высокой IV
Лады с устоями на I и V называют автентическими, а с устоями на I и IV – плагальными (гиполады, доминантовые лады). Гиполад – это как бы автентический лад, где роль тоники выполняет V, а роль относительного устоя – I.
Семиступенные диатонические лады широко распространены в народной музыке. В композиторском творчестве эти лады используются как для воссоздания народного колорита, так и в связи с определенным характером выразительности, отличающим эти лады от мажора и минора.
theory.solfa.ru
Какие бывают лады народной музыки
Для начала стоит разобраться, что такое лад? Это система взаимоотношений звуков. Из всех 12 нот октавы для сочинения музыкального произведения выбираются определенные звуки, например, 7 нот. Они расположены в октаве неравномерно и, относительно друг друга, имеют неравноправные условия. И в этой ситуации возникают взаимоотношения, такие как, устойчивость, тяготение. Можно прийти к выводу, что эти явления внутри заданного набора звуков можно называть ладом.
Семь ладов народной музыки
Сегодня мы подробно будем рассматривать такие лады народной музыки:
Ионийский
Дорийский
Фригийский
Лидийский
Миксолидийский
Эолийский
Локрийский
Сразу стоит обратить внимание на известные всему миру лады:
Мажор. Также называется «ионийский лад».
Минор. Имеет называние «эолийский лад».
Наверняка, вам еще в детстве говорили, что мажор – это веселый, оптимистичный лад, а минор – более грустный, нагнетающий. Помимо этих ладов, существует еще 5, которые также относятся или к мажору, или к минору.
Ионийский лад
Как было сказано выше, ионийский – это натуральный мажорный лад, который наиболее удобен и востребован в музыке. Этот лад можно строить от любой ноты и тем самым получить одноименную мажорную тональность. То есть, если вы строите ионийский лад от «до», то вы автоматически получаете «до-мажор». Теперь определим формулу построения ионийского лада. От любой ноты строим такие интервалы: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Это универсальная формула, используя которую от любой ноты, вы получите ионийский лад.
Эолийский лад
Это минорный лад, который также имеет четкую модель построения. С ее помощью вы сможете получить от любой ноты минорную гамму. Если вы начнете строить эолийский лад от ноты «ля», вы получите «ля-минор». Формула такая: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон.
Дорийский лад
Данный лад был известен еще в античности и средневековье. Наверняка вы слышали название греческих племен – дорийцев. Вот именно от этого названия и произошел данный лад. Его также можно отнести к минорному, однако он будет иметь отличие от эолийского лада. Запомнить его можно по повышенной шестой ступени. То есть вы строите эолийский лад, который мы прошли выше, и просто в нем понижаете шестую ступень. Однако строение дорийского лада можно совершить по такой формуле: тон-полутон-тон-тон-тон-полутон-тон. Для примера, попробуем построить дорийский лад от ноты «ми». Получается «ми-фа диез-соль-ля-си-до диез-ре-ми».
Дорийский лад принято называть подвижным и ловким. В наши дни становится популярным смесь дорийского лада и блюза. Даже существует такое название, как «дорийский-блюзовый лад». В нем можно услышать элементы блюзовой пентатоники и уже известный нам дорийский минор. Также стоит отметить, что дорийский лад часто используют в этнических, народных произведениях. Особенно характерно он звучит в музыке кельтских народов. Пример дорийского лада можно услышать у Symphony X в песне The Edge Of Forever уже на первой минуте в перекличке гитары и клавиш.
Symphony X — The Edge of Forever
Фригийский лад
Его отличием от эолийского является пониженная вторая ступень лада. Запоминаем формулу: полутон-тон-тон-тон-полутон-тон-тон. Для примера вы можете построить обычную гамму ля-минор и взять в ней си-бемоль. Именно в таком варианте вы получите звучание фригийского лада. Данный лад характеризуют, как стремительный, возбужденный с изобилием скачков. Также можно встретить такие характеристики, как строгий, гневный, побуждающий к борьбе. Поэтому если вы хотите написать произведение в таком характере, то определенно стоит выбирать фригийский лад. Пример этого лада можно услышать у группы Metallica в Welcome Home.
Metallica — Welcome Home
Локрийский или гипофригийский лад
Это четвертый и последний минорный лад. Отличие локрийского от натурального минорного лада – это понижение второй и пятой ступеней. Его, как и прошлые лады, можно построить от любой ноты по такой формуле: полутон-тон-тон-полутон-тон-тон-тон. Этот локрийский лад можно назвать скромным или спокойным. Некоторые дают ему характеристику льстивого или болтливого лада. Пример локрийского лада мы можем слышать в басовой партии из «Army of Me» Bjork.
Bjork — Army Of Me
Лидийский лад
Когда мы прошли все минорные лады, можно переходить к мажорным. Первым мы изучим лидийский лад. Он подобен ионийскому, но отличительной чертой является повышенная четвертая ступень. Постройте самый простой C-dur или другими словами До-мажор, только вместо обычного фа, возьмите фа-диез. Вот вы и услышали звучание лидийского лада. А формула его такова: тон-тон-тон-полутон-тон-тон-полутон. По своим оттенкам лад очень неоднозначный. Он может быть скромным, спокойным и в один миг стать веселым и радостным. Его звучание очень светлое, однако, ярко модальное, так как наш слух сразу реагирует на повышенную четвертую ступень. Лидийский лад активно используется различными современными ансамблями. Сейчас можно услышать этот лад даже в рок музыке.
В импровизации очень удобно использовать именно этот лад. Можно даже обратить внимание на работу Джорджа Рассела «Лидийская Хроматическая Концепция». Здесь автор описывает всевозможные способы импровизации, используя лидийский лад. Также его часто применяют в композиции, когда нужно создать ряд секвенций (эпизоды, которые повторяются несколько раз от разных звуков). Самая известная мелодия в лидийском ладу – это заставка к мультфильму «Симпсоны». Steve Vai — The Riddle – также яркий пример лидийского лада.
Steve Vai — The Riddle
Миксолидийский лад
Чтобы получить миксолидийский лад, строим ионийский и понижаем в нем седьмую ступень. Если мы играем До-мажор, то вместо «си», мы должны сыграть «си-бемоль». Строение его также можно запомнить: тон-тон-полутон-тон-тон-полутон-тон. Характер этого лада сравнивают с характером юноши. Его считают болтливым из-за быстрых поворотов. Но при этом его звучание очень приятное, радостное. Лад встречается в песнях Tomorrow Never Knows и Norwegian Wood группы The Beatles.
The Beatles — Norwegian Wood
Заключение
Как видите, если вы хорошо знаете аппликатуры гамм на гитаре и умеете их играть, то для вас не составит труда построить все лады и с легкостью их использовать в импровизации и композиции.
Советуем также прочитать:
на Ваш сайт.
guitarprofi.ru
Старинные церковные лады: кратко для сольфеджистов – что такое лидийский, миксолидийский и прочие замудрённые музыкальные лады?
Как-то в одной из статей, посвящённых музыкальному ладу, уже было сказано о том, что ладов в музыке – ну просто море. Их действительно множество, и самые распространённые лады классической европейской музыки – это мажор и минор, которые тоже имеют не одну разновидность.
Кое-что из истории старинных ладов
Но до появления собственно мажора и минора и окончательного их закрепления с утверждением гомофонно-гармонического склада в светской музыке, в профессиональной европейской музыке бытовали совершенно другие лады – их сейчас называют старинными церковными ладами (ещё иногда их называют натуральными ладами). Дело в том, что их активное употребление пришлось как раз на пору Средневековья, когда профессиональная музыка была по преимуществу церковной.
Хотя на самом деле те же самые так называемые церковные лады, правда, в несколько ином виде, были не только известны, но и очень интересно характеризовались некоторыми философами ещё в античной музыкальной теории. И названия этих ладов заимствованы от древнегреческих музыкальных ладов.
Эти старинные лады имеют некоторые особенности ладовой организации и образования, о которых, впрочем, вам, школьникам, необязательно знать. Знайте только то, что они использовались и в одноголосной, и в многоголосной хоровой музыке. Ваша задача – научиться строить лады и различать их между собой.
Что же это за старинные лады такие?
Внимайте: старинных ладов всего семь, в каждом из них по семь ступеней, эти лады не являются в современном смысле ни полноценным мажором, ни полноценным минором, но в учебной практике закрепился и успешно работает метод сравнения этих ладов именно с натуральным мажором и натуральным минором, точнее с их звукорядами. На основе такой практики чисто в учебных целях выделяют две группы ладов:
лады мажорного наклонения;
лады минорного наклонения.
Лады мажорного наклонения
Здесь те лады, которые можно сравнить с натуральным мажором. Их вам потребуется запомнить три штуки: ионийский, лидийский и миксолидийский.
Ионийский лад – это лад, звукоряд которого совпадает со звукорядом натурального мажора. Вот примеры ионийского лада от разных нот:
Лидийский лад – это такой лад, который по сравнению с натуральным мажором имеет в своём составе четвертую высокую ступень. Примеры:
Миксолидийский лад – это лад, который по сравнению со звукорядом натурального мажора имеет в своём составе седьмую низкую ступень. Примеры такие:
Давайте обобщим сказанное небольшой схемкой:
Лады минорного наклонения
Это те лады, которые можно сравнить с натуральным минором. Их можно запомнить четыре: эолийский, дорийский, фригийский + локрийский.
Эолийский лад – ничего особенного – его звукоряд совпадает со звукорядом натурального минора (мажорный аналог – вы помните, да? – ионийский). Примерчики разных таких эолийский ладиков:
Дорийский – такой лад имеет по сравнению со звукорядом натурального минора шестую высокую ступень. Вот примеры:
Фригийский – этот лад имеет по сравнению со звукорядом натурального минора низкую вторую ступень. Смотрите:
Локрийский – этот лад по сравнению с натуральным минором имеет различие сразу в двух ступенях: второй и пятой, которые у него низкие. Вот вам примеры:
И теперь можно снова обобщить вышесказанное одной схемой. Сведём всё сюда:
Важное правило оформления!
Для данных ладов действует специальное правило, относящееся к оформлению. Когда мы записываем нотами любой из названных ладов – ионийский ли, эолийский, миксолидийский или фригийский, дорийский или лидийский, да хоть бы и локрийский, а также тогда, когда мы записываем музыку в данных ладах – тогда в начале нотного стана либо вообще не выставляется никаких знаков, либо знаки выставляются сразу с учётом необычных ступеней (высоких и низких).
То есть, например, если нам нужен миксолидийский от ре, то мы, сравнивая его с ре мажором, не пишем пониженную ступеньку до-бекар в тексте, не выставляем до-диез или до-бекар при ключе, а вовсе обходимся без бекаров и лишних диезов, оставив у ключа лишь один фа диез. Получается этакий ре мажор без до-диеза, иначе говоря, миксолидийский ре мажор.
Интересная особенность №1
Посмотрите, что получится, если построить звукоряды из семи ступеней от белых клавиш фортепиано:
Любопытно? Возьмите на заметку!
Интересная особенность №2
Среди мажорных и минорных тональностей мы с вами выделяем параллельные – это такие тональности, в которых разные ладовые наклонения, но одинаковый состав звуков. В старинных ладах тоже наблюдается нечто подобное. Ловите:
Ухватили? Ещё одна заметка!
Ну вот, пожалуй, и всё. Особенно тут разглагольствовать нечего. Должно быть всё понятно. Чтобы построить любой из таких ладов, просто строим в уме исходный мажор или минор, а потом легко и просто изменяем там нужные ступеньки. Приятного сольфеджирования!
music-education.ru
Древнегреческие лады - «Энциклопедия»
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ЛАДЫ, древнегреческие тоны (греческий τόνοι, τρόποι, латинский modi, toni, tropi), модальная система в музыке античной Греции (смотри Модальность). Для выводов о специфике древнегреческих ладов йотированные музыкальные памятники (сохранившиеся главным образом во фрагментах) недостаточно репрезентативны; современные представления о «тонах» основаны на теоретических исследованиях древних греков и римлян. Важнейшая (и весьма древняя) часть ладовой теории греков - учение о «видах», т. е. о различных способах поступенного заполнения кварты (тетрахорда), квинты и особенно октавы (оригинальные термины: греческий εἵδη и σχῆματα, латинский species; во времена Платона и Аристотеля для обозначения вида октавы использовалось слово «гармония», ἁρμονία). Возможно, первым теоретиком, систематизировавшим «виды», был Эратокл (его упоминает Аристоксен; оригинальное ладовое учение самого Аристоксена сохранилось лишь фрагментарно).
Реклама
В зависимости от того, как виды октавы проецируются на звукоряд совершенной системы, выделяются 2 теоретические концепции. Клеонид (со ссылкой на Аристоксена), Аристид Квинтилиан, Алипий и др. ставили разновидность «тона» в зависимости от относительного высотного положения всех звукоступеней системы (в терминах Аристоксена - от «места голоса», греческий ὁῆ τῆς ϕωνῆς τόπος). При этом этнические и производные от них наименования ладов (дорийского, фригийского, лидийского, миксолидийского и ионийского, их разновидностей – гипо- и гиперладов), вероятно, обозначали звуковысотные позиции звукорядов одинаковой интервальной структуры (всего 13 или 15 звукорядов). Каждая последующая позиция описывается как отстоящая от предыдущей на интервал полутона; гиполад - звукоряд, отстоящий от основного вида на кварту вниз, гиперлад - на кварту вверх. Дальнейшее функционирование в музыке произведённых таким образом «тонов» (западноевропейская теория 19 века объявила их «транспозиционными гаммами») старинная теория не оговаривает.
В другой концепции (Птолемей, Боэций; у каждого - собственный метод выведения «тонов» из «видов») этнические наименования (дорийский, фригийский, лидийский с их гипопарами, а также миксолидийский) прилагаются к 7 звукорядам разного интервального состава. Каждому (диатоническому) ладовому звукоряду присуще уникальное расположение целых тонов и полутонов (смотри нотный пример 1).
Наряду с диатоникой мелодика древнегреческих ладов могла включать интервалы хроматики и энармоники (смотри Роды интервальных систем), а также их различных оттенков, что совершенно очевидно по результатам анализа музыкальных памятников. Однако самые ранние теоретические свидетельства о древнегреческих ладах относятся к периоду эллинизма, когда былое родовое разнообразие древнегреческой музыки существенно упростилось; их недостаточно, чтобы составить развёрнутое суждение о хроматическом и энармоническом ладах. Наряду с многочисленными факторами, определявшими локально-этническую характерность музыки, её бытовое и государственное (культово-церемониальное) функционирование (содержание поэтического текста, тембр музыкального инструмента, высотный регистр, ритмоформулы, хореографические жесты и т. п.; смотри Этос), вероятно, существовали и характерные модально-функциональные обороты древнегреческих ладов, и собственная («фригийская», «дорийская» и т.д.) логика развёртывания устоев и неустоев. Примеры древнегреческой музыки свидетельствуют о целостности, самодостаточности и художественной выразительности древнегреческих ладов (смотри нотный пример 2).
Смотри также нотный пример в статье Греция Древняя.
Древнегреческая модальная система (генезис ладов из «видов», диатонические октавные звукоряды, система этнонимов) послужила прототипом музыки западной цивилизации, модальной системы западноевропейского Средневековья и Возрождения.
Лит.: Аноним [Клеонид]. Введение в гармонику // Филологическое обозрение. 1894. Т. 7. Кн. 1-2; Ursprung О. Die antiken Transposition-Skalen und die Kirchentӧne // Archiv für Musikforschung. 1940. Bd 5; Античная музыкальная эстетика / Вступ. очерк и собр. текстов А. Ф. Лосева. М., 1960; Barbera А. Осtave species // Journal of Musicology. 1984. Vol. 3; Solomon J. Towards а history of tonoi // Ibid.; Bower С. М. The modes of Boethius // Ibid.; Mathiesen Т. Apollo ‘s lyre. Lincoln; L., 1999.