Древняя агора. Древняя Агора в Афинах
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древняя Агора в Афинах. Древняя агора


Древняя Агора в Афинах - главная площадь города: история, план, описание и фото

В V-IV веках до нашей эры Афины были главным городом Греции, и даже после ослабления власти? город оставался образовательным и культурным центром Средиземноморья вплоть до VI века н.э. В античной столице было огромное количество общественных зданий, которые сначала строились на деньги горожан, а затем преподносились в дар городу римскими императорами и греческими царями. Но нигде не было таких богатых и шикарных зданий, как в Древней Агоре - центре жизни в Афинах. По сути агора - это большая открытая площадь, окруженная с четырех сторон зданиями. На ней находились многочисленные магазины, библиотека, концертный зал (одеон), главный храм города и другие строения. Здесь было место политических собраний, здесь проходили выборы, велась коммерческая деятельность, давались концерты и проводились спортивные состязания, выступали со своими речами ораторы и велись суды над преступниками. В наши дни Афинская Агора вновь притягивает толпы людей, правда, приходят они сюда не на театральные представления или в магазин, а чтобы познакомиться с историей древних греков и лучше ее понять.

Древняя Агора в Афинах

Древняя Агора в Афинах

Освоение территории Древней Агоры началось задолго до того, как здесь сосредоточился центр города. Еще в XVII веке до нашей эры на этих землях находилось кладбище. Во время раскопок археологи обнаружили здесь более сотни гробниц, которые относятся бронзовому и железному векам. Кроме того, здесь же были найдены колодцы, которые свидетельствуют, что недалеко от кладбища располагались и жилые дома, а значит люди селились на территории Агоры с древнейших времен. Свое новое значение агора стала приобретать в VI веке до н.э., когда на ее территории появились первые общественные строения.

План Древней Агоры

План Древней Агоры

Панорама Древней Агоры в 2017 году

Панорама Древней Агоры в 2017 году

Считается, что первые общественные здания были построены во времена правления Писистрата. Ими стали алтарь двенадцати богов (Altar of the Twelve Gods) и юго-восточный дом-фонтан (Southeast Fountain House). До наших дней от алтаря мало, что сохранилось. Значительная его часть находится под железнодорожными путями ветки Афины-Пирей, а современники могут увидеть лишь один его угол.

Железнодорожная ветка (она же ветка метро), которая проходит по территории Агоры

Железнодорожная ветка (она же ветка метро), которая проходит по территории Агоры

В античные времена алтарь двенадцати богов в Агоре выполнял функцию нулевого километра. Именно от него древние греки вели отсчет расстояния, которые указывали в документах. По некоторым данным, именно в этом месте располагался географический центр города.

Размеры святилища были весьма скромные: 9.35 х 9.86 метра. Письменные источники не сохранили имен двенадцати богов, которым был посвящен алтарь в Агоре, но историки предполагают, что скорее всего речь идет о 12 олимпийских богах.

Реконструкция Алтаря 12 богов в Агоре. Рисунок M.H. McAllister, 1906 год

Реконструкция Алтаря 12 богов в Агоре. Рисунок M.H. McAllister, 1906 год © agora.ascsa.net

Что же касается дома-фонтана, то археологи предполагают, что он был построен примерно в 530-520 года до нашей эры из известняка и фонтаном это строение названо не просто так. Дело в том, что именно сюда привозили пресную воду, которая затем по трубам распределялась в другие строения. Если посмотреть по карте, то дом расположен довольно далеко от алтаря. Ученые предполагают, что такое отдаление от центра города выбрано потому, что именно здесь располагались жилые дома и район был хорошо развит.

Фонтан неподалеку от юго-восточного дома-фонтана в Древней Агоре

Фонтан неподалеку от юго-восточного дома-фонтана в Древней Агоре

Главной улицей Агоры всегда считалась Панафейская дорога. Она соединила между собой ворота Диплона в районе Керамик и Афинский акрополь, а Агору же она пересекала по диагонали. Во время Панафейского фестиваля именно по этой улице шла главная процессия и проводились гонки на колесницах. Длина улицы небольшая - чуть больше 1 километра, а ширина около 15 метров. Несмотря на статус главной дороги города, почти вся она была грунтовой. Когда верхний слой приходил в негодность, его вновь засыпали гравием и утрамбовывали. При раскопках археологи обнаружили 66 таких слоев.

Панафейский путь в наши дни

Панафейский путь в наши дни

Начиная с VI века до нашей эры и до первых столетий наших времен Панафейская дорога была главной улицей Агоры, поэтому именно вдоль нее строили все самые важные здания, например, Стоа Аттала и одеон Агриппа. А позднее именно рядом с этой дорогой был построен храм Святых Апостолов, о котором мы расскажем в конце статьи.

Панафейская дорога в Агоре

Панафейская дорога в Агоре

Следующий этап развития Агоры наступил очень быстро. После торжества демократии в 508 году до н.э. на ее территории строится Старый Булефтерион (Old Bouleuterion), устанавливаются пограничные камни и возводится Королевская стоа (Royal Stoa). Но тут стоит сказать, что мнения археологов расходятся, и многие считают, что ее возведение относится к более поздним годам.

В 480 году до нашей эры персы разоряют город и частично стирают с лица земли строения агоры. Но довольно быстро афиняне строят новые здания и среди них все больше строений, относящихся к политической жизни города: суд, монетный двор, толос, новый булефтерион и многочисленные общественные и торговые сооружения, в числе которых стоа Зевса Освободителя.

Алтарь Зевса Агорея в агоре

Алтарь Зевса Агорея в агоре

Раз уж мы заговорили о Толосе, то стоит рассказать о нем чуть подробнее, а потом вернуться к дальнейшей истории Афинской Агоры. Здание было построено примерно 470-460 годах до нашей эры и имело форму барабана (диаметр около 18 метров), накрытого конусной крышей. За столь необычный внешний вид афиняне нередко называли его «шляпа от солнца».

Макет толоса

Макет толоса

В здании толоса собирался совещательный орган Афин, в котором состояло 500 человек. Так как все 500 человек одновременно работать не могли, то их делили на 10 равных групп, каждая из которых работала 35-36 дней в год. Люди, работающие в толосе, питались за общественный счет и решали все возникающие проблемы города вне зависимости от времени суток (для этого 50 человек делили еще на 3 смены).  Один из принципов афинской демократии заключался в том, что граждане могли найти выбранных сенаторов на рабочем месте в любое время дня и ночи 365 дней в году. Толос выполнял функцию метрологической службы, ведь именно здесь хранились эталонные измерительные инструменты.

Руины толоса

Руины толоса

В 449 году в Древней Агоре начинается строительства знаменитого Храма Гефеста, который прекрасно сохранился до наших дней. Когда в VII веке агора фактически была покинута людьми, в стенах языческого храма разместилась православная церковь Святого Георгия, которая и позволила зданию сохраниться в неизменном виде. О храме Гефеста у нас есть отдельная статья, поэтому не станем повторяться. А двинемся дальше.

Храм Гефеста в Афинах

Храм Гефеста в Афинах

После смерти Александра Македонского из Афин были изгнаны его наследники, а сам город стал небывалыми темпами возвращать себе независимость. Довольно быстро греческая столица стала центром культуры и образования, где как грибы после дождя одна за другой стали открываться философские школы, основанные Платоном, Аристотелем, Эпикуром и другими.

Продолжается и масштабное строительство на территории Агоры: средняя стоа, южная стоа и, конечно же, знаменитая Стоа Аттала, в макете которой в наши дни располагается музей Древней Агоры. Здесь можно найти множество артефактов, найденных при раскопках, которые позволяют своими глазами увидеть, чем жили обитатели древних Афин.

Стоа Аттала (макет, построенный в натуральную величину в 1950-х годах)

Стоа Аттала (макет, построенный в натуральную величину в 1950-х годах)

В первом веке до нашей эры Афины были взяты штурмом римским полководцем Луцием Корнелием Суллой. 1 марта 86 года он нашел плохо укрепленное место в городской стене и очень быстро стал властелином греческой столицы, которую отдал на разграбление своим солдатам. Значительная часть Агоры была разрушена, большую часть зданий не стали восстанавливать. Но несмотря на тяжелые времена, в I веке до нашей эры в агоре появился большой одеон Агриппа и ряд храмов, среди которых храм Ареса.

Афинская Агора

Афинская Агора

В наши дни от одеона Агриппа сохранились лишь скульптуры гигантов и тритонов, а между тем, в конце первого столетия до нашей эры театр представлял собой огромный двухэтажный концертный зал. Зрительный зал театра был рассчитан примерно на 1000 человек. В 150 веке нашей эры крыша одеона обрушилась, а сам театр подвергся масштабной реконструкции. Именно тогда на месте северной стены появились колонны в виде гигантов, которые мы можем лицезреть в наши дни.

Статуи гигантов у входа в одеон Агриппа

Статуи гигантов у входа в одеон Агриппа

Статуи прекрасно сохранились до наших дней

Статуи прекрасно сохранились до наших дней

После перестройки одеона он больше не мог выполнять функции концертной площадки и использовался в основном для выступления философов. Очень удачно в это время на южном склоне Акрополя был построен одеон Герода Аттика, в который переместилась театральная жизнь города.

Колонны с пилястрами Коринфского ордера украшали внешнюю сторону одеона

Колонны с пилястрами Коринфского ордера украшали внешнюю сторону одеона

Во времена правления Адриана Афины продолжили набирать свой политический вес и активно развивались. Адриан вообще сыграл большую роль в жизни Греции. В восточной части Агоры был установлен памятник в его честь, который можно увидеть и в наши дни, а точнее то, что от него осталось, хотя и это очень впечатляет.

Памятник императору Адриану в Древней Агоре

Памятник императору Адриану в Древней Агоре

В 267 году нашей эры племя герулов разорило и разрушило Афины. Пострадали многие общественные здания Афин. Так, например, фундамент стоа Аттала был использован при строительстве оборонительной стены, которая прошла по восточной части агоры. Таким образом, когда-то главная площадь была исключена из центра города, а потом и вовсе стала застраиваться жилыми домами. К VI веку нашей эры жизнь в агоре стала налаживаться, но после нападения славянских племен в 580 году, агора оказалась покинутой и заброшенной. Заселение этой части Афин возобновилось лишь в X веке, именно к этому периоду относится строительство церкви Святых Апостолов, которая является настоящим украшением города и одним из старейших византийских храмов города.

Церковь Святых Апостолов на Агоре

Церковь Святых Апостолов на Агоре

Второе название этого византийского храма - церковь Святых Апостолов Солакиса или Агиа Апостали. По некоторым данным это одна из самых древних христианских святынь в Афинах. Построили храм в X веке нашей эры на фундаменте обычного жилого здания, которое специально снесли.

Агиа Апостали на Агоре

Агиа Апостали на Агоре

Храм Святых Апостолов - единственный храм, который решено было оставить при раскопках Древней Агоры в 1950-х годах. И это несмотря на то, что он возведен на территории древнего монетного двора пятого века до н. э. и нимфеума, который был построен уже во II веке нашей эры.

300x250

Еще один удивительный факт: до реставрации у западной части здания была пристройка, которая очень выбивалась стилистически, она была построена в 1876-1882 годах. Сейчас ее нет, но остались мраморные плиты, которые об этом напоминают. К сожалению, многие туристы, не вдаваясь в подробности, приписывают эти даты к времени основания церкви.

Церковь Апостолов Солакиса в 1953 году

Церковь Апостолов Солакиса в 1953 году © agora.ascsa.net

Все, что осталось от пристройки в наши дни

Все, что осталось от пристройки в наши дни

В 1954 году во время масштабной реставрации, все пристройки были демонтированы, а фрески XVII-XVIII веков законсервированы. Также сюда переехали две фрески из двух демонтированных храмов: церкви Святого Спиридона (находилась на руинах библиотеки Пантена) и церкви святого Георгия (той самой, что была в храме Гефеста).

Храм Святых Апостолов в Афинах

Храм Святых Апостолов в Афинах

Первые раскопки на территории Древней Агоры началась в середине XIX века. Тогда археологам удалось найти части одеона Агриппа, а при строительстве железной дороги Пирей - Афины был найден алтарь 12 богов. В конце XIX века здесь «копал» Германский археологический институт, который установил места расположения нескольких древних храмов и старого булефтериона. Серьезно за исследование Агоры взялась Американская школа классических исследований, которая вдет здесь работы с 1931 года. Для проведения исследований было снесено свыше 400 жилых домов, часть церквей и других строений города.

Раскопки Одеона Агриппа в 1870-1875 годах

Раскопки Одеона Агриппа в 1870-1875 годах

Агора в 1895-1905 годах, большинство домов еще на месте

Агора в 1895-1905 годах, большинство домов еще на месте

Афины в 1873 году, хорошо видно, что перед с храмом Гефеста жилой квартал

Афины в 1873 году, хорошо видно, что перед с храмом Гефеста жилой квартал

В наши дни Древняя Агора и музей на ее территории - одна из самых посещаемых достопримечательностей Афин. Если вы не равнодушны к музеям и историческим местам, то вам обязательно стоит здесь побывать.

Древняя Агора

Древняя Агора

Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru...

Полезная информация о Древней Агоре

Как добраться: метро Тиссио или Монастираки (зимой работает только один вход со стороны улицы Adrianou, летом открыты входы рядом с холмом Ареопаг и церкви Святых Апостолов).

Часы работы: ежедневно с 8 утра до 15.00 (зимой) и до 18:00 (летом).

Цена билета: входной билет в Древнюю Агору стоит €8 или можно воспользоваться единым билетом, который включает в себя посещение почти всех основных археологических памятников Афин.

Цена билетов в Агору в 2017 году

Цена билетов в Агору в 2017 году

Древняя Агора на карте

codepeople-post-map require JavaScript

Поделиться "Древняя Агора в Афинах"

Древняя Агора в Афинах 2017-03-08T08:08:33+00:00 2017-03-03T20:37:25+00:00 Natalya 'Poznamka'

Ваc также могут заинтересовать эти публикации

poznamka.ru

Древняя Агора. Часть 2. Музей Агоры.

Музей древней Агоры. Посещение музея входит в стоимость общего билета.В музее собраны археологические находки, найденные на территории древней Агоры в процессе раскопок, проводившихся здесь начиная с середины 19 века. Возраст экспонатов охватывает период от 11 века до н.э. до 17 века н.э.. На первом этаже находится собственно сама экспозиция, а также в атриуме под колоннадой выставлены скульптуры раннего периода.

Вначале осмотрим скульптуры  в атриуме вдоль колоннады.

Постамент монумента в честь победы Крейтса в гонках колесниц на Панафинейских играх. Полностью вооруженный воин прыгает и останавливает движущуюся колесницу. 4 век до н.э.

Фрагменты скульптур 430 - 420 годы до н.э.

Афродита с кувшином воды, римская копия 2 века афинской скульптуры Венера 2 века до н.э.

Статуя Нимфы 3 - 2 век до н.э.

Рельеф из поселка Мелити, изображающий передачу Гермесом маленького Диониса нимфам в пещере Пана. Около 330 года до н.э.

Голова Тритона из Одеона Агриппа, 150 - 170 годы.

Теперь собственно сама экспозиция музея.

Экспонаты доисторической и геометрической эпох, 6 век до н.э. и ранее.

Терракотовые фигурки и фрагменты сосудов 3 - 2 тысячелетие до н.э.

Находки, украшения и кувшины, из захоронения раннеого геометричекого периода  богатой беременной женщины, найденного у подножья Ареопага, около 850 года до н.э.Слева вверху основание и крышка с моделями емкостей для хранения зерна.

Бутылочка для благовоний в форме стоящего на коленях атлета с черным нимбом над головой, сивмолизирующим победу, около 540 года до н.э.

Головы статуй 5 век до н.э.

Экспонаты классического периода, 6 - 4 века до н.э.

Бронзовая голова богини победы Ники 450 - 420 г. до н.э.

Вазы характерной формы классического периода с изображениями богов, 500 - 480 гг. до н.э.

Посуда 6 - 5 веков до н.э. с природными арнаментами.

Сосуды 5 - 4 веков до н.э. покрытые глазурью

Терракотовые головы 7, 8, фрагмент сосуда в виде головы Диониса 9, терракотовая фигурка ребенка 10 и глиняное изображение головы льва 11, все около 4 века до н.э.

Ваза с изображением мужчины наказыващего юношу позднее 5 века до н.э.

Ваза с изображением юноши, ведущего лошадь, около 400 г. до н.э.

Ваза с танцующим юношей, позднее 5 века до н.э.

Эллинистический и романский периоды, 3 век до н.э. - 3 век н.э..

Статуя Апполона 3 век н.э., фотограф отразился в стекле.

Ювелирные украшения, найденные в храме северо-западной части территории Агоры, 350 - 300 гг. до н.э.

Миниатюрные мраморные статуи. Слева направо, копия статуи из разрушенного храма Аполлона Отца, Статуя Афродиты, Статуя Геракла с шкурой поверженного им льва.Снизу не знаю что, подпись не попала в фото.

Терракотовые лампы классического и эллинистического периодов, 6 - 2 века до н.э.

Вазы в виде головы мальчика 1, 2,  3 век н.э., красный кувшин с гротескной фигурой 3, 1 век до н.э. - 1 век н.э., глянцевая чаша 4, позднее 1 века до н.э.

Терракотовые театральные маски трагика и комика, терракотовые и бронзовые фигурки богов, 2 - 3 века н.э.

Мраморная фигура молодого сатира, держащего за рога барана, около 150 года н.э.

На втором этаже музея выставлены бюсты и скульптуры романского периода 1 - 2 веков н.э.

Статуя эроса, 2 век н.э.

Голова Александра мифического полубога получеловека из элевсианских мистерий, незаконченная копия 2 века н.э. работы 4 века до н.э.

Головы статуй 98 - 117 гг. н.э.

Бюсты романских матрон 2 - 3 веков н.э.

Статуи молодых македонцев копии 2 века н.э. работ 4 века до н.э.

Голова африканского атлета, 250 - 260 гг. н.э.

Бюсты мужчин 2 - 3 веков н.э., своеобразная манера подчеркивания мужских достоинств.

Виды со второго этажа на храм Гефеста и юго-западную часть Агоры.

Здесь же на втором этаже выставлены макеты Акрополя и некоторых сооружений Агоры.

Здесь же на втором этаже находится запасник музея, насколько я понял в экспозиции выставлена лишь малая часть. Через стекло видно, как много еще экспонатов нуждаются в реставрации.

Продолжение

Еще об Афинах.Вступление. Акрополь. Часть 1.Акрополь. Часть 2. Ареопаг.Южный склон Акрополя.Музей Акрополя. Часть 1.Музей Акрополя. Часть 2. Зал Парфенона.Храм Зевса Олимпийского.Древняя Агора. Часть 1.

reshell.livejournal.com

Афинская агора — Википедия РУ

Афи́нская агора́ (греч. Αγορά της Αθήνας) — городская площадь Афин, занимающая территорию приблизительно 40 гектаров и расположенная на пологом склоне к северо-западу от Акрополя[1][2]. Греческое слово агора́ (др.-греч. ἀγορά) происходит от ἀγείρω «собирать, созывать». Это соответствует назначению Агоры как главного места встреч в городе. В древности афинская Агора стала центром светской и общественной жизни, гражданского управления и суда, важнейшим местом торговли и предпринимательства, театральной сценой для греческой драмы, площадкой для атлетических соревнований и излюбленным местом для интеллектуальных дискуссий. С 1931 года Американская школа классических исследований в Афинах (англ.)русск. (ASCSA) под руководством Лесли Шира на всей территории Агоры были проведены археологические раскопки. Сегодня Агора стала излюбленным местом туристов, желающих познакомиться с историей древних Афин.

Возникновение Агоры в Афинах

В Афинах, как и во многих других древнегреческих полисах агора, как рыночная площадь, возникла возле главного центра поклонения языческим божествам. В древних Афинах таким центром являлся Акрополь — монументальное храмовое сооружение, возвышающееся над всем городом. Афинская агора располагалась к северо-западу от Акрополя, холмы Ареопаг и Колон Агорский (греч.)русск. ограничивали её с юга и запада[2]. Археологические данные свидетельствуют о том, что люди использовали агору как место поселения уже в позднем неолите, около 3000 года до н. э. Найдены черепки изделий в колодцах и ямах. В поздний элладский или микенский период (1550—1100 годы до н. э.) и железный век (1100—700 годы до н. э.) здесь находилось кладбище с гробницами-толосами и камерными гробницами в первый период и сидячими и простыми погребениями в ямах во второй. Существовало небольшое поселение в геометрический период. По мнению многих исследователей, в VI веке до н. э. во времена афинского правителя и законодателя Солона решили, что здесь будет городская площадь[2].

История

Первые общественные здания Юго-восточный фонтан и Алтарь двенадцати богов (греч.)русск. построены в 520 годах до н. э. во время тирании Писистратидов. С установлением демократии в Афинах в 508—507 годах до н. э. больше внимания стало уделяться общественной жизни и строительство быстро расширялось. Сначала были построены Старый булевтерий и Царская стоя (греч.)русск., местопребывание «архонта-басилея» (царя)[3]. В юго-западном углу были поставлены два пограничных каменных столба[2]. Для Агоры началась новая жизнь и она стала играть более значительную роль.

В ходе греко-персидской войны (480—479 до н. э.) агора была разграблена и разрушена. После изгнания персов агора была восстановлена и интенсивно застраивалась в течение IV века до н. э., что связано с расцветом Древних Афин. Были построены Расписная стоя, Толос, Новый булевтерий, Стоя Зевса Элефтерия (греч.)русск., Южная стоя (греч.)русск. I, Монетный двор, Дикастерий, храм Гефеста, храм Аполлона Патрооса (греч.)русск., Юго-западный фонтан и другие здания. При Александре Македонском наступил политический упадок Афин, за которым последовал культурный расцвет во II веке до н. э. Были построены Средняя стоя и Южная стоя II. Стоя Аттала была построена царем Пергама Атталом II[2].

После взятия Афин Суллой в 86 году до н. э. большинство зданий агоры были разрушены в наказание за то, что в Первой Митридатовой войне Афины были на стороне Понта, а не Рима. Афины вновь достигают расцвета при Октавиане Августе (27 до н. э.—14). До середины I века агора лежала в руинах, затем здесь возникли мастерские по производству керамики и обработке металла и мрамора. Во время правления Адриана (117—138) агора восстановлена и вновь достигла расцвета[4][5]. В 15 году до н. э. в центральной части агоры Марк Випсаний Агриппа построил Одеон Агриппы (греч.)русск. для театральных представлений. Сюда были перенесены Юго-западный и юго-восточные храмы, в которых поклонялись семье императора. Из Палини был перенесён храм Ареса (греч.)русск.[2].

В 267 году герулы разрушили агору до основания. Были построены оборонительные стены. В IV—VI веках построены роскошные городские здания и Афины переживали последний расцвет, связанный с неоплатонизмом. В 395 году Афины пережили нападение вестготов во главе с Аларихом I, далее последовали новые нападения варварских племен. В 580-х годах южные славяне захватили и разрушили агору, что привело к окончательному упадку[2]. В X веке агора превратилась в жилой квартал. В 1834 году Афины становятся столицей Королевства Греции и агора застраивается по новому плану строительства[6].

Первые раскопки осуществляет Афинское археологическое общество в 1857—1912 годах и Германский археологический институт в 1896—1897 годах. В 1890—1891 годах при рытье котлована для железной дороги Афины — Пирей были раскопаны фундаменты зданий агоры. В 1931 году Американская школа классических исследований в Афинах (англ.)русск. (ASCSA) начинает раскопки, финансируемые Джоном Рокфеллером. Раскопки продолжались до 1941 года. В 1945 году раскопки были продолжены и продолжаются в настоящее время. Для раскопок потребовалось снести более 400 зданий на площади 12 гектаров[6].

В XIX веке восстановлены четыре фигуры мраморных гигантов и тритонов на фасаде гимнасия (Одеона Агриппы). В 1953—1956 годах Американская школа классических исследований в Афинах восстановила Стою Аттала в качестве Музея агоры и Церковь Святых Апостолов, построенную около 1000 года. В 1972—1975 годах проводились работы по реставрации и консервации Гефестейона, в 1978 году восстановлена крыша[6].

Панафинейская улица

Главной, широкой, посыпанной гравием улицей, пересекающей по диагонали Агору была Панафинейская улица. Её ширина была 12—20 метров[7]. Её название и особый колорит связаны с народным праздником Панафинеи, отмечавшимся в Афинах регулярно. Во время праздника, одежды для статуи богини Афины несли по этой дороге от Дома процессий, находящегося рядом с Дипилоном (греч.)русск., главными городскими воротами, к Акрополю[8]. По пышности и грандиозности праздничной процессии можно судить по фризу на Парфеноне. Там можно разглядеть конницу, колесницы, жертвоприношение коров и овец, а также то, как юноши и девушки несли все необходимое для жертвоприношения. Архитекторы позаботились о том, чтобы гражданам Афин и гостям города было удобно наблюдать за шествием на Агоре. Например, колоннады с выступами и ступеньками были умело размещены, чтобы можно было следить за ходом процессии. На ступеньках фасадов могло поместиться много зрителей.

Описание

На северной стороне, ближе к центру площади находится Алтарь двенадцати богов, построенный в 522—521 годах до н. э. Алтарь считался центром Древних Афин и выполнял роль начальной точки отсчёта дорожных расстояний[8].

Самые важные здания были построены у подножия Колона Агорского у дороги, условно называемой Западной дорогой. Толос (470 до н. э.), круглый Пританей, служил местом для собраний 50 пританов Буле (Совета пятисот). Новый булевтерий (середина V века до н. э.), с расположенными амфитеатром местами[7], служил местом собраний для Буле, законодательного органа власти, разрабатывавшего законопроекты, выносимые на рассмотрение Экклесии (Народного собрания), и имел портик, где были установлены камни с высеченными на них законами[1]. Метроон (начало II века до н. э.), здание с четырьмя комнатами и колоннадой на фасаде, служил святилищем Матери богов и хранилищем государственного архива[1][7]. Монумент эпонимов (350 год до н. э.) был длинным постаментом для 10 бронзовых статуй героев-эпонимов афинских фил. Также в западной части агоры находятся остатки храма Аполлона Патрооса (Отчего, 325 год до н. э.) с четырьмя ионическими колоннами на фасаде[7], так называемый, потому что посвящен отцу Иона, родоначальнику ионян, племени, к которому относились афиняне. Здесь же целла небольшого храма Зевса Фратрия и Афины Фратрии (350 год до н. э.) и Царская стоя, местопребывание «архонта-басилея» (царя)[8]. Стоя Зевса Элефтерия (Освободителя, V век до н. э.), культ которого возник после битвы при Платеях в 479 году до н. э., когда греки изгнали персов, по фасаду украшена дорическими колоннами, а внутри — ионическими[1].

Над агорой на холме Колоне Агорском на западе возвышался храм Гефеста и Афины (середина V века до н. э.), известный как Тесейон[8].

В юго-западной части агоры найдены мраморные пограничные столбы (500 до н. э.), для обозначения входа на площадь. Рядом с одним из них находилась мастерская Симона, кожевника, согласно Диогену Лаэртскому у него часто бывал Сократ[9][8].

Дальше на юго-западе проходит долина, ведущая к холму Пниксу. Здесь находятся мастерские и жилые дома, так называемая «ремесленная область». Большое, так называемое «известняковое здание» предварительно определено как Десметерион, тюрьма, в которой был казнён Сократ[8].

В южной части агоры находятся Юго-западный фонтан (340—325 до н. э.), Эакион (начало V века до н. э., ранее определяемый как Гелиея), Южная стоя I (430—420 до н. э.), Южная стоя II (II век до н. э.), Юго-восточный фонтан (530—520 до н. э.) и Монетный двор (400 до н. э.). Византийская церковь Святых Апостолов построена около 1000 года до н. э.[8]

Во II веке до н. э. построена Средняя стоя, служившая местом торговли и разделившая площадь на две неравные части. В северной части около 15 года до н. э. Марк Випсаний Агриппа построил Одеон Агриппы, большой концертный зал. Позже был возведён фасад Одеона с колоннами в виде фигур гигантов и тритонов. К северу от Одеона находится дорический периптеральный храм Ареса, перенесённый из Палини в римский период[8].

Находящаяся в восточной части агоры Стоя Аттала (159—138 до н. э.) полностью восстановлена в качестве Музея агоры[8].

В северной части обнаружены руины Расписной стои (стои Пойкиле), получившей название из-за украшавших некогда её расписных деревянных панелей[8].

На северном склоне холма Ареопага, связанного с культом Ареса и хтонических божеств Эвменид, мстительниц за убийство, были найдены руины больших роскошных зданий IV—VI века, так называемых «философских школ», возможно неоплатонизма. У южного подножья найдены руины храмов и жилых домов древнего дема Коллита (греч.)русск. при раскопках Вильгельма Дёрпфельда и Германского археологического института в 1890-х годах[8].

Храмы, алтари и боги-покровители

Всё было сделано для того, чтобы Агора стала главным местом поклонения, уступающим только Акрополю. В золотой век древних Афин религия затрагивала все стороны общественной жизни. Это означало, что в честь разных богов, считавшихся покровителями правительственных учреждений и исполнительных служб, на Агоре строились святилища.Среди подобных сооружений был известен храм Гефеста. Богиня Афина, как и Гефест, считалась покровительницей искусства и ремёсел. Изделия из металла и керамики, найденные во время археологических раскопок возле этого храма, указывают на то, что здесь поклонялись Гефесту, греческому богу огня и кузнечного ремесла. В VII веке н. э. этот хорошо сохранившийся храм был преобразован в греческий православный храм святого Георгия, но в наши дни он уже не используется таким образом.

Богом-покровителем агоры стал Зевс, который, как считалось, вдохновлял ораторов, ему посвятили алтарь, сделанный из ценного пантелийского мрамора и украшенный резьбой. Расположенный неподалёку храм Матери богов был окружён множеством памятников героям.

Путешественник Павсаний называл небольшой ионический храм — храмом Аполлона Оте­че­ского[10]. Аполлон был одним из покровителей государственного устройства, особенно различных братств, существовавших в Афинах.

На севере развалины меньшего по размеру храма, построенного из известняка в середине IV века до н. э. Здесь поклонялись Зевсу Фратрию и Афине Фратрии, главным божествам родовых религиозных братств. Членство в таких братствах было почти обязательным, чтобы считаться гражданином Афин. На другой стороне улицы можно разглядеть руины алтаря Двенадцати богов.

В расположенной рядом стое Зевса Освободителя главному греческому божеству воздавали почести как богу свободы и освобождения. Эта колоннада, или стоя, была излюбленным местом гуляний и встреч. Говорят, что известный философ Сократ встречался здесь со своими друзьями, где они могли присесть или пройтись, беседуя друг с другом. Много даров и пожертвований, украшавших эту стою, таких, как щиты воинов, погибших во время защиты Афин, имели непосредственное отношение к освобождению города от врагов и защите его свободы.

Храмов, статуй и памятников было очень много. Например, в честь бога Гермеса изваяния занимали целый портик, известный как стоя Гермеса. На изображениях Гермеса можно было увидеть символ плодородия и жизни. Там была также статуя Венеры Родительницы, богини плотской любви, а также Диониса. О том, что Агора «священна», говорил столб с чашей, в которой была «святая» вода для церемониального омовения, предназначенная для всех, кто приходил на Агору. Здесь побывал и апостол Павел, возмущённый изобилием капищ и жертвенников (Деян. 17:15—21).

Лучше всего на Агоре сохранилась стоя Аттала. Молодым человеком Аттал, пергамский царь (II век до н. э.), обучался в школах Афин, как и некоторые другие отпрыски царских семей Средиземноморья. Взойдя на престол, он подарил городу, ставшему его альма-матер, стою Аттала. В основном стоя Аттала служила изысканным местом для непринуждённых прогулок и бесед. С этажей и террас было удобно наблюдать за шествиями, к тому же она была популярным местом прогулок, что гарантировало ей успех как центра торговли. Вероятно, купцы арендовали лавки у государства, так что здание было ещё и источником доходов.

Восстановленная в первоначальном виде стоя Аттала является образцом геометричности форм. Её пропорциональность, приятное для глаз соотношение размеров колонн верхнего и нижнего ярусов, интересная игра света и тени, а также богатство и красота материалов, из которых она построена, делают стою Аттала уникальной. Здание не кажется однообразным благодаря использованию приёмов, особенное оживление вносят три разные вида капителей — дорические, ионические и египетские[11].

Административный центр

В здании Толоса, построенном в виде ротонды, находилась резиденция афинского правительства. Многие председатели города ночевали в этом здании, чтобы всегда можно было найти кого-то из ответственных представителей власти. В Толосе, а затем в Метрооне хранились государственный архив и эталоны мер и весов. Поблизости размещались различные административные органы. Зал заседаний Совета Буле располагался на террасе, упиравшейся с северо-западной стороны от Толоса в склон скалы. Здесь, а затем в здании Булевтерий члены Совета пятисот проводили заседания, на которых занимались делами комитетов и готовили законы для Народного собрания.

Другой важной общественной постройкой была Царская стоя. Здесь находилась резиденция архонта Афин — одного из трех главных судей. Здесь он исполнял многие обязанности, связанные как с религией, так и с правовыми вопросами. Вероятнее всего, именно сюда следовало явиться Сократу, когда его обвинили в религиозном нечестии. Родовые законы Афин были высечены в камне на зданиях, находящихся напротив Царской стои. На камень, помещенный перед тем же самым зданием, вставали архонты (главные государственные чиновники), чтобы дать клятву своего ведомства.

Коммерческий центр

Главным назначением афинской Агоры была торговля и банковские операции. В V—IV вв. до н. э. агора стала центром торговли полиса, известным своей твердой валютой и скрупулёзностью архонтов, которые следили за тем, чтобы торговля велась честно. По агоре также расхаживали и агораномы, представители рыночной полиции, ситофилаки, метрономы, прометреты[12]. Отдельные части рынка, называвшиеся кругами, обозначались по продаваемым в них товарам. Торговля обычно шла от 9 часов до полудня. Товары выставлялись на столах в рядах из перегородок из досок или камыша под легкими навесами. После полудня все убиралось до следующего дня. Список товаров хотя и случайный, но достаточно полный, встречается в комедиях Аристофана.

Афины экспортировали вино, оливковое масло, мед, мрамор и такие товары, как керамику и обработанные металлы, а ввозили главным образом пшеницу. Так как в Аттике (области, где расположены Афины) не производилось столько продуктов, чтобы прокормить жителей, правила торговли на агоре были очень строгими. Банковскими операциями занимались трапезиты, сидящие за четырёхногими столами (трапезами) в стоях.

Место в культурной жизни

Для культурных мероприятий был сооружён Одеон. Гражданам Афин он был подарен Випсанием Агриппой, зятем римского императора Августа. Его сцена была вымощена разноцветным мрамором. Зрительный зал шириной в 25 метров, рассчитанный на 1000 мест, первоначально находился под крышей в форме шатра у которой не было внутренней опоры. По мнению историков и архитекторов современности, это был один из самых смелых экспериментов создания крытых конструкций, известных в древнем мире.

В правление Траяна (98—117) в юго-восточной части агоры была построена Библиотека Пантена (греч.)русск.. Согласно найденной надписи принадлежала римлянину Титу Флавию Пантену и построена около 100 года[3]. Там было множество помещений, где хранились рукописные свитки из папируса и пергамента. Главный зал библиотеки был обращен на запад, и через ряд колонн можно было видеть колонны внутреннего двора — приятного места для прогулок, чтения и размышления.

Агора сегодня

То, что сегодня принято называть агорой, находится у подножия Акрополя, недалеко от станции метро «Тисио». В настоящее время границей ей служат торговые улицы района Монастираки, где каждую неделю происходит воскресный базар. Приятной неожиданностью для гостей там становится колорит греческого фольклора и средневосточного рынка. Само место ассоциируется с магазинами и торговыми лавками. Сегодня Агора стала также излюбленным местом паломничества туристов, желающих познакомиться с историей древних Афин.

Древнегреческая галерея

См. также

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 Нина Байор Агора // Энциклопедия «Кругосвет».
  2. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Κλειώ Τσόγκα. Αρχαία Αγορά Αθηνών - Άρειος Πάγος. Ιστορικό (греч.). Οδυσσέας. Υπουργείο Πολιτισμού και Αθλητισμού (2012). Проверено 2 декабря 2017.
  3. ↑ 1 2 Немировский, Александр Иосифович. Афинская агора // Нить Ариадны. В лабиринтах археологии. — М.: Вече, 2007. — С. 95—105. — 432 с. — ISBN 978-5-9533-1906-5.
  4. ↑ Павсаний. Описание Эллады. I, 20, 7
  5. ↑ Mаринович, Л. П. Археологические открытия в Греции в 1960—1961 гг. // Вестник древней истории. — 1962. — № 4. — С. 137.
  6. ↑ 1 2 3 Klio Tsoga. Ancient Agora of Athens. History (англ.). Ministry of Culture and Sports (2012). Проверено 2 декабря 2017.
  7. ↑ 1 2 3 4 Κλειώ Τσόγκα. Αρχαία Αγορά Αθηνών - Άρειος Πάγος. Περιγραφή (греч.). Οδυσσέας. Υπουργείο Πολιτισμού και Αθλητισμού (2012). Проверено 1 декабря 2017.
  8. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Klio Tsoga, Maria Liaska. Ancient Agora of Athens. Description (англ.). Ministry of Culture and Sports (2012). Проверено 2 декабря 2017.
  9. ↑ Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. II, 13
  10. ↑ Павсаний. Описание Эллады. I, 3, 4
  11. ↑ Греция. Достопримечательности Греции. Древняя Агора| Visit-Greece.RU — информационный портал о Греции (недоступная ссылка) Проверено 1 декабря 2017.
  12. ↑ Никитюк, Е. В. Тема 2. Греческий город на примере Афин V-IV вв. до н. э. // Быт античного общества: Учебно-методическое пособие по спецкурсу. — СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2005.

Литература

  • Брунов, Николай Иванович. Памятники афинского Акрополя. Парфенон и Эрехтейон. — М., 1973.
  • Колобова, Ксения Михайловна. Древний город Афины и его памятники. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1961. — 373 с.
  • Маринович, Людмила Петровна; Кошеленко, Геннадий Андреевич. Судьба Парфенона. — М.: Языки русской культуры, 2000. — 352 с. — (Язык. Семиотика. Культура). — ISBN 5-7859-0108-0.
  • Сидорова, Н. А. Афины. — 2-е изд.. — М., 1984.
  • Соколов, Г. И. Акрополь в Афинах. — М.: Просвещение, 1968. — 109 с.
  • Фармаковский, Борис Владимирович. Художественный идеал демократических Афин. — Пгр., 1918.
  • Boersma, J. S. Athenian building policy from 561/0 to 405/4 B.C.. — Groningen, 1970.
  • Camp, J. M. The Athenian Agora: Excavations in the heart of classical Athens. — New York, 1986.
  • Judeich, W. Topographie von Athen. — München, 1905.
  • Travlos, J. Pictorial dictionary of ancient Athens. — New York, 1971.

Ссылки

  • agathe.gr — официальный сайт раскопок на территории древней афинской Агоры, проводимых Американской школой классических исследований в Афинах

http-wikipediya.ru

Древняя Агора в Афинах

Древняя Агора играла большую роль в городах Древней Греции. Это был духовный, административный, а так же торговый центр города.С начала шестого века , в связи с реорганизацией государства, законодателем Солоном в 594 году до нашей эры, Агора стала играть важнейшую роль в жизни города.gid v greciiСегодня на территории Древней Агоры, господствует Колоннада Атталу, возведённая во втором веке до нашей эры, царём Пергамы-Атталом.Строительством колоннады, Аттал желал отблагодарить город Афины, где он получил своё образование в юности. Колоннада состояла из двух этажей, каждый из этажей которой включал в себя 21 торговых помещений. На фасаде каждого этажа расположено по 45 колон, которые на первом этаже выполнены в дорическом ордере,а на втором  в ионическом.Строительным материалом послужил белий пентельский мрамор.Восстановление коллонады стало возможным в силу большого числа  сохранившихся обломков и архитектурных деталей его украшения.

gid v grecii.kolonnada attalaВосстановление колоннады, осуществлённой группой американских археологов в 1953-1956 годах, было произведено с большим соответствием  с его древним подлинником.С западной стороны от колоннады, почти в центре Агоры, находился Одеон, где сегодня возвышаются статуи посвящённые Гигантам и Тритонам. Одеон, являющийся подарком Агриппа, зятя римского императора Августа, городу Афины, состоял из двух этажей и был одним из крупнейших зданий Древней Агоры.Одеон был полностью разрушен Эрулами в 267 году до нашей эры. Приблизительно в 400 году до нашей эры на его месте было возведено другое большое здание, называемое Гимназией, в котором были размешены философские школы, и которое позднее стало вроде университета.Напротив Гимназии,западнее, сегодня сегодняшний посетитель увидит только место, где был возведён храм посвящённый Арису, выполненный в дорическом стиле и подобный по своей схеме храму Гефеста-Тисея. В западной части Агоры, находился духовный центр, как мы называли бы его сегодня, а так же были расположены следующие наиболее важные здания Агоры, с севера на юг:1) Колоннада Зевса или королевская Колоннада, как её называл Павсаний, имеющая форму П, она была посвящена богу Зевсу, как спасителю Афинян от персидского нападения, и, которую часто посещал величайший философ Сократ. Знаменитый философ проводил дискуссии на философские темы со своими учениками.2) храм Патроа Аполлонаgid v grecii.Appollo Patros3) храм Митроон, Матери Богов4) Парламентарий, расположенный позади храма Митроон, и построенный в конце пятого века до нашей эры. В настоящее время видны фундаменты округлого очертания этого важного для Древней Агоры объекта, где жили и питались бесплатно в продолжении 30 или 36 дней Ректоры, кроме того здесь хранились официальные меры, и вообще здание служило административным центром города.Сегодня посетитель с помощью гида и собственного воображения может оживить перед собой превратившиеся в руины здания, которые когда- то являлись великолепными образцами цивилизации в сердце древнего города Афиныagora

old.gidvgreece.com

Афинская агора — WiKi

Афи́нская агора́ (греч. Αγορά της Αθήνας) — городская площадь Афин, занимающая территорию приблизительно 40 гектаров и расположенная на пологом склоне к северо-западу от Акрополя[1][2]. Греческое слово агора́ (др.-греч. ἀγορά) происходит от ἀγείρω «собирать, созывать». Это соответствует назначению Агоры как главного места встреч в городе. В древности афинская Агора стала центром светской и общественной жизни, гражданского управления и суда, важнейшим местом торговли и предпринимательства, театральной сценой для греческой драмы, площадкой для атлетических соревнований и излюбленным местом для интеллектуальных дискуссий. С 1931 года Американская школа классических исследований в Афинах (англ.)русск. (ASCSA) под руководством Лесли Шира на всей территории Агоры были проведены археологические раскопки. Сегодня Агора стала излюбленным местом туристов, желающих познакомиться с историей древних Афин.

Возникновение Агоры в Афинах

В Афинах, как и во многих других древнегреческих полисах агора, как рыночная площадь, возникла возле главного центра поклонения языческим божествам. В древних Афинах таким центром являлся Акрополь — монументальное храмовое сооружение, возвышающееся над всем городом. Афинская агора располагалась к северо-западу от Акрополя, холмы Ареопаг и Колон Агорский (греч.)русск. ограничивали её с юга и запада[2]. Археологические данные свидетельствуют о том, что люди использовали агору как место поселения уже в позднем неолите, около 3000 года до н. э. Найдены черепки изделий в колодцах и ямах. В поздний элладский или микенский период (1550—1100 годы до н. э.) и железный век (1100—700 годы до н. э.) здесь находилось кладбище с гробницами-толосами и камерными гробницами в первый период и сидячими и простыми погребениями в ямах во второй. Существовало небольшое поселение в геометрический период. По мнению многих исследователей, в VI веке до н. э. во времена афинского правителя и законодателя Солона решили, что здесь будет городская площадь[2].

История

Первые общественные здания Юго-восточный фонтан и Алтарь двенадцати богов (греч.)русск. построены в 520 годах до н. э. во время тирании Писистратидов. С установлением демократии в Афинах в 508—507 годах до н. э. больше внимания стало уделяться общественной жизни и строительство быстро расширялось. Сначала были построены Старый булевтерий и Царская стоя (греч.)русск., местопребывание «архонта-басилея» (царя)[3]. В юго-западном углу были поставлены два пограничных каменных столба[2]. Для Агоры началась новая жизнь и она стала играть более значительную роль.

В ходе греко-персидской войны (480—479 до н. э.) агора была разграблена и разрушена. После изгнания персов агора была восстановлена и интенсивно застраивалась в течение IV века до н. э., что связано с расцветом Древних Афин. Были построены Расписная стоя, Толос, Новый булевтерий, Стоя Зевса Элефтерия (греч.)русск., Южная стоя (греч.)русск. I, Монетный двор, Дикастерий, храм Гефеста, храм Аполлона Патрооса (греч.)русск., Юго-западный фонтан и другие здания. При Александре Македонском наступил политический упадок Афин, за которым последовал культурный расцвет во II веке до н. э. Были построены Средняя стоя и Южная стоя II. Стоя Аттала была построена царем Пергама Атталом II[2].

После взятия Афин Суллой в 86 году до н. э. большинство зданий агоры были разрушены в наказание за то, что в Первой Митридатовой войне Афины были на стороне Понта, а не Рима. Афины вновь достигают расцвета при Октавиане Августе (27 до н. э.—14). До середины I века агора лежала в руинах, затем здесь возникли мастерские по производству керамики и обработке металла и мрамора. Во время правления Адриана (117—138) агора восстановлена и вновь достигла расцвета[4][5]. В 15 году до н. э. в центральной части агоры Марк Випсаний Агриппа построил Одеон Агриппы (греч.)русск. для театральных представлений. Сюда были перенесены Юго-западный и юго-восточные храмы, в которых поклонялись семье императора. Из Палини был перенесён храм Ареса (греч.)русск.[2].

В 267 году герулы разрушили агору до основания. Были построены оборонительные стены. В IV—VI веках построены роскошные городские здания и Афины переживали последний расцвет, связанный с неоплатонизмом. В 395 году Афины пережили нападение вестготов во главе с Аларихом I, далее последовали новые нападения варварских племен. В 580-х годах южные славяне захватили и разрушили агору, что привело к окончательному упадку[2]. В X веке агора превратилась в жилой квартал. В 1834 году Афины становятся столицей Королевства Греции и агора застраивается по новому плану строительства[6].

Первые раскопки осуществляет Афинское археологическое общество в 1857—1912 годах и Германский археологический институт в 1896—1897 годах. В 1890—1891 годах при рытье котлована для железной дороги Афины — Пирей были раскопаны фундаменты зданий агоры. В 1931 году Американская школа классических исследований в Афинах (англ.)русск. (ASCSA) начинает раскопки, финансируемые Джоном Рокфеллером. Раскопки продолжались до 1941 года. В 1945 году раскопки были продолжены и продолжаются в настоящее время. Для раскопок потребовалось снести более 400 зданий на площади 12 гектаров[6].

В XIX веке восстановлены четыре фигуры мраморных гигантов и тритонов на фасаде гимнасия (Одеона Агриппы). В 1953—1956 годах Американская школа классических исследований в Афинах восстановила Стою Аттала в качестве Музея агоры и Церковь Святых Апостолов, построенную около 1000 года. В 1972—1975 годах проводились работы по реставрации и консервации Гефестейона, в 1978 году восстановлена крыша[6].

Панафинейская улица

Главной, широкой, посыпанной гравием улицей, пересекающей по диагонали Агору была Панафинейская улица. Её ширина была 12—20 метров[7]. Её название и особый колорит связаны с народным праздником Панафинеи, отмечавшимся в Афинах регулярно. Во время праздника, одежды для статуи богини Афины несли по этой дороге от Дома процессий, находящегося рядом с Дипилоном (греч.)русск., главными городскими воротами, к Акрополю[8]. По пышности и грандиозности праздничной процессии можно судить по фризу на Парфеноне. Там можно разглядеть конницу, колесницы, жертвоприношение коров и овец, а также то, как юноши и девушки несли все необходимое для жертвоприношения. Архитекторы позаботились о том, чтобы гражданам Афин и гостям города было удобно наблюдать за шествием на Агоре. Например, колоннады с выступами и ступеньками были умело размещены, чтобы можно было следить за ходом процессии. На ступеньках фасадов могло поместиться много зрителей.

Описание

На северной стороне, ближе к центру площади находится Алтарь двенадцати богов, построенный в 522—521 годах до н. э. Алтарь считался центром Древних Афин и выполнял роль начальной точки отсчёта дорожных расстояний[8].

Самые важные здания были построены у подножия Колона Агорского у дороги, условно называемой Западной дорогой. Толос (470 до н. э.), круглый Пританей, служил местом для собраний 50 пританов Буле (Совета пятисот). Новый булевтерий (середина V века до н. э.), с расположенными амфитеатром местами[7], служил местом собраний для Буле, законодательного органа власти, разрабатывавшего законопроекты, выносимые на рассмотрение Экклесии (Народного собрания), и имел портик, где были установлены камни с высеченными на них законами[1]. Метроон (начало II века до н. э.), здание с четырьмя комнатами и колоннадой на фасаде, служил святилищем Матери богов и хранилищем государственного архива[1][7]. Монумент эпонимов (350 год до н. э.) был длинным постаментом для 10 бронзовых статуй героев-эпонимов афинских фил. Также в западной части агоры находятся остатки храма Аполлона Патрооса (Отчего, 325 год до н. э.) с четырьмя ионическими колоннами на фасаде[7], так называемый, потому что посвящен отцу Иона, родоначальнику ионян, племени, к которому относились афиняне. Здесь же целла небольшого храма Зевса Фратрия и Афины Фратрии (350 год до н. э.) и Царская стоя, местопребывание «архонта-басилея» (царя)[8]. Стоя Зевса Элефтерия (Освободителя, V век до н. э.), культ которого возник после битвы при Платеях в 479 году до н. э., когда греки изгнали персов, по фасаду украшена дорическими колоннами, а внутри — ионическими[1].

Над агорой на холме Колоне Агорском на западе возвышался храм Гефеста и Афины (середина V века до н. э.), известный как Тесейон[8].

В юго-западной части агоры найдены мраморные пограничные столбы (500 до н. э.), для обозначения входа на площадь. Рядом с одним из них находилась мастерская Симона, кожевника, согласно Диогену Лаэртскому у него часто бывал Сократ[9][8].

Дальше на юго-западе проходит долина, ведущая к холму Пниксу. Здесь находятся мастерские и жилые дома, так называемая «ремесленная область». Большое, так называемое «известняковое здание» предварительно определено как Десметерион, тюрьма, в которой был казнён Сократ[8].

В южной части агоры находятся Юго-западный фонтан (340—325 до н. э.), Эакион (начало V века до н. э., ранее определяемый как Гелиея), Южная стоя I (430—420 до н. э.), Южная стоя II (II век до н. э.), Юго-восточный фонтан (530—520 до н. э.) и Монетный двор (400 до н. э.). Византийская церковь Святых Апостолов построена около 1000 года до н. э.[8]

Во II веке до н. э. построена Средняя стоя, служившая местом торговли и разделившая площадь на две неравные части. В северной части около 15 года до н. э. Марк Випсаний Агриппа построил Одеон Агриппы, большой концертный зал. Позже был возведён фасад Одеона с колоннами в виде фигур гигантов и тритонов. К северу от Одеона находится дорический периптеральный храм Ареса, перенесённый из Палини в римский период[8].

Находящаяся в восточной части агоры Стоя Аттала (159—138 до н. э.) полностью восстановлена в качестве Музея агоры[8].

В северной части обнаружены руины Расписной стои (стои Пойкиле), получившей название из-за украшавших некогда её расписных деревянных панелей[8].

На северном склоне холма Ареопага, связанного с культом Ареса и хтонических божеств Эвменид, мстительниц за убийство, были найдены руины больших роскошных зданий IV—VI века, так называемых «философских школ», возможно неоплатонизма. У южного подножья найдены руины храмов и жилых домов древнего дема Коллита (греч.)русск. при раскопках Вильгельма Дёрпфельда и Германского археологического института в 1890-х годах[8].

Храмы, алтари и боги-покровители

Всё было сделано для того, чтобы Агора стала главным местом поклонения, уступающим только Акрополю. В золотой век древних Афин религия затрагивала все стороны общественной жизни. Это означало, что в честь разных богов, считавшихся покровителями правительственных учреждений и исполнительных служб, на Агоре строились святилища.Среди подобных сооружений был известен храм Гефеста. Богиня Афина, как и Гефест, считалась покровительницей искусства и ремёсел. Изделия из металла и керамики, найденные во время археологических раскопок возле этого храма, указывают на то, что здесь поклонялись Гефесту, греческому богу огня и кузнечного ремесла. В VII веке н. э. этот хорошо сохранившийся храм был преобразован в греческий православный храм святого Георгия, но в наши дни он уже не используется таким образом.

Богом-покровителем агоры стал Зевс, который, как считалось, вдохновлял ораторов, ему посвятили алтарь, сделанный из ценного пантелийского мрамора и украшенный резьбой. Расположенный неподалёку храм Матери богов был окружён множеством памятников героям.

Путешественник Павсаний называл небольшой ионический храм — храмом Аполлона Оте­че­ского[10]. Аполлон был одним из покровителей государственного устройства, особенно различных братств, существовавших в Афинах.

На севере развалины меньшего по размеру храма, построенного из известняка в середине IV века до н. э. Здесь поклонялись Зевсу Фратрию и Афине Фратрии, главным божествам родовых религиозных братств. Членство в таких братствах было почти обязательным, чтобы считаться гражданином Афин. На другой стороне улицы можно разглядеть руины алтаря Двенадцати богов.

В расположенной рядом стое Зевса Освободителя главному греческому божеству воздавали почести как богу свободы и освобождения. Эта колоннада, или стоя, была излюбленным местом гуляний и встреч. Говорят, что известный философ Сократ встречался здесь со своими друзьями, где они могли присесть или пройтись, беседуя друг с другом. Много даров и пожертвований, украшавших эту стою, таких, как щиты воинов, погибших во время защиты Афин, имели непосредственное отношение к освобождению города от врагов и защите его свободы.

Храмов, статуй и памятников было очень много. Например, в честь бога Гермеса изваяния занимали целый портик, известный как стоя Гермеса. На изображениях Гермеса можно было увидеть символ плодородия и жизни. Там была также статуя Венеры Родительницы, богини плотской любви, а также Диониса. О том, что Агора «священна», говорил столб с чашей, в которой была «святая» вода для церемониального омовения, предназначенная для всех, кто приходил на Агору. Здесь побывал и апостол Павел, возмущённый изобилием капищ и жертвенников (Деян. 17:15—21).

Лучше всего на Агоре сохранилась стоя Аттала. Молодым человеком Аттал, пергамский царь (II век до н. э.), обучался в школах Афин, как и некоторые другие отпрыски царских семей Средиземноморья. Взойдя на престол, он подарил городу, ставшему его альма-матер, стою Аттала. В основном стоя Аттала служила изысканным местом для непринуждённых прогулок и бесед. С этажей и террас было удобно наблюдать за шествиями, к тому же она была популярным местом прогулок, что гарантировало ей успех как центра торговли. Вероятно, купцы арендовали лавки у государства, так что здание было ещё и источником доходов.

Восстановленная в первоначальном виде стоя Аттала является образцом геометричности форм. Её пропорциональность, приятное для глаз соотношение размеров колонн верхнего и нижнего ярусов, интересная игра света и тени, а также богатство и красота материалов, из которых она построена, делают стою Аттала уникальной. Здание не кажется однообразным благодаря использованию приёмов, особенное оживление вносят три разные вида капителей — дорические, ионические и египетские[11].

Административный центр

В здании Толоса, построенном в виде ротонды, находилась резиденция афинского правительства. Многие председатели города ночевали в этом здании, чтобы всегда можно было найти кого-то из ответственных представителей власти. В Толосе, а затем в Метрооне хранились государственный архив и эталоны мер и весов. Поблизости размещались различные административные органы. Зал заседаний Совета Буле располагался на террасе, упиравшейся с северо-западной стороны от Толоса в склон скалы. Здесь, а затем в здании Булевтерий члены Совета пятисот проводили заседания, на которых занимались делами комитетов и готовили законы для Народного собрания.

Другой важной общественной постройкой была Царская стоя. Здесь находилась резиденция архонта Афин — одного из трех главных судей. Здесь он исполнял многие обязанности, связанные как с религией, так и с правовыми вопросами. Вероятнее всего, именно сюда следовало явиться Сократу, когда его обвинили в религиозном нечестии. Родовые законы Афин были высечены в камне на зданиях, находящихся напротив Царской стои. На камень, помещенный перед тем же самым зданием, вставали архонты (главные государственные чиновники), чтобы дать клятву своего ведомства.

Коммерческий центр

Главным назначением афинской Агоры была торговля и банковские операции. В V—IV вв. до н. э. агора стала центром торговли полиса, известным своей твердой валютой и скрупулёзностью архонтов, которые следили за тем, чтобы торговля велась честно. По агоре также расхаживали и агораномы, представители рыночной полиции, ситофилаки, метрономы, прометреты[12]. Отдельные части рынка, называвшиеся кругами, обозначались по продаваемым в них товарам. Торговля обычно шла от 9 часов до полудня. Товары выставлялись на столах в рядах из перегородок из досок или камыша под легкими навесами. После полудня все убиралось до следующего дня. Список товаров хотя и случайный, но достаточно полный, встречается в комедиях Аристофана.

Афины экспортировали вино, оливковое масло, мед, мрамор и такие товары, как керамику и обработанные металлы, а ввозили главным образом пшеницу. Так как в Аттике (области, где расположены Афины) не производилось столько продуктов, чтобы прокормить жителей, правила торговли на агоре были очень строгими. Банковскими операциями занимались трапезиты, сидящие за четырёхногими столами (трапезами) в стоях.

Место в культурной жизни

Для культурных мероприятий был сооружён Одеон. Гражданам Афин он был подарен Випсанием Агриппой, зятем римского императора Августа. Его сцена была вымощена разноцветным мрамором. Зрительный зал шириной в 25 метров, рассчитанный на 1000 мест, первоначально находился под крышей в форме шатра у которой не было внутренней опоры. По мнению историков и архитекторов современности, это был один из самых смелых экспериментов создания крытых конструкций, известных в древнем мире.

В правление Траяна (98—117) в юго-восточной части агоры была построена Библиотека Пантена (греч.)русск.. Согласно найденной надписи принадлежала римлянину Титу Флавию Пантену и построена около 100 года[3]. Там было множество помещений, где хранились рукописные свитки из папируса и пергамента. Главный зал библиотеки был обращен на запад, и через ряд колонн можно было видеть колонны внутреннего двора — приятного места для прогулок, чтения и размышления.

Агора сегодня

То, что сегодня принято называть агорой, находится у подножия Акрополя, недалеко от станции метро «Тисио». В настоящее время границей ей служат торговые улицы района Монастираки, где каждую неделю происходит воскресный базар. Приятной неожиданностью для гостей там становится колорит греческого фольклора и средневосточного рынка. Само место ассоциируется с магазинами и торговыми лавками. Сегодня Агора стала также излюбленным местом паломничества туристов, желающих познакомиться с историей древних Афин.

Древнегреческая галерея

См. также

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 Нина Байор Агора // Энциклопедия «Кругосвет».
  2. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Κλειώ Τσόγκα. Αρχαία Αγορά Αθηνών - Άρειος Πάγος. Ιστορικό (греч.). Οδυσσέας. Υπουργείο Πολιτισμού και Αθλητισμού (2012). Проверено 2 декабря 2017.
  3. ↑ 1 2 Немировский, Александр Иосифович. Афинская агора // Нить Ариадны. В лабиринтах археологии. — М.: Вече, 2007. — С. 95—105. — 432 с. — ISBN 978-5-9533-1906-5.
  4. ↑ Павсаний. Описание Эллады. I, 20, 7
  5. ↑ Mаринович, Л. П. Археологические открытия в Греции в 1960—1961 гг. // Вестник древней истории. — 1962. — № 4. — С. 137.
  6. ↑ 1 2 3 Klio Tsoga. Ancient Agora of Athens. History (англ.). Ministry of Culture and Sports (2012). Проверено 2 декабря 2017.
  7. ↑ 1 2 3 4 Κλειώ Τσόγκα. Αρχαία Αγορά Αθηνών - Άρειος Πάγος. Περιγραφή (греч.). Οδυσσέας. Υπουργείο Πολιτισμού και Αθλητισμού (2012). Проверено 1 декабря 2017.
  8. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Klio Tsoga, Maria Liaska. Ancient Agora of Athens. Description (англ.). Ministry of Culture and Sports (2012). Проверено 2 декабря 2017.
  9. ↑ Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. II, 13
  10. ↑ Павсаний. Описание Эллады. I, 3, 4
  11. ↑ Греция. Достопримечательности Греции. Древняя Агора| Visit-Greece.RU — информационный портал о Греции (недоступная ссылка) Проверено 1 декабря 2017.
  12. ↑ Никитюк, Е. В. Тема 2. Греческий город на примере Афин V-IV вв. до н. э. // Быт античного общества: Учебно-методическое пособие по спецкурсу. — СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2005.

Литература

  • Брунов, Николай Иванович. Памятники афинского Акрополя. Парфенон и Эрехтейон. — М., 1973.
  • Колобова, Ксения Михайловна. Древний город Афины и его памятники. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1961. — 373 с.
  • Маринович, Людмила Петровна; Кошеленко, Геннадий Андреевич. Судьба Парфенона. — М.: Языки русской культуры, 2000. — 352 с. — (Язык. Семиотика. Культура). — ISBN 5-7859-0108-0.
  • Сидорова, Н. А. Афины. — 2-е изд.. — М., 1984.
  • Соколов, Г. И. Акрополь в Афинах. — М.: Просвещение, 1968. — 109 с.
  • Фармаковский, Борис Владимирович. Художественный идеал демократических Афин. — Пгр., 1918.
  • Boersma, J. S. Athenian building policy from 561/0 to 405/4 B.C.. — Groningen, 1970.
  • Camp, J. M. The Athenian Agora: Excavations in the heart of classical Athens. — New York, 1986.
  • Judeich, W. Topographie von Athen. — München, 1905.
  • Travlos, J. Pictorial dictionary of ancient Athens. — New York, 1971.

Ссылки

  • agathe.gr — официальный сайт раскопок на территории древней афинской Агоры, проводимых Американской школой классических исследований в Афинах

ru-wiki.org

Агора - это... Что такое Агора?

Агора́ (др.-греч. ἀγορά) — рыночная площадь в древнегреческих полисах, являвшаяся местом общегражданских собраний (которые также по месту проведения назывались агорами). На площади, обычно располагавшейся в центре города, находились главный городской рынок (делившийся на «круги» по различным видам товаров) и нередко правительственные учреждения.

Агору, как правило, окружали также галереи с ремесленными мастерскими, храмы. Иногда по периметру агоры возводились статуи. Очень часто агора являлась административным и экономическим центром города.

Изначально агора представляла собой открытую площадь посреди городской застройки со стихийной планировкой. Однако в классический период положение агоры стало более обособленным, и позднейший тип агоры — полностью обособленный, с регулярной планировкой — сообщался с городом лишь посредством ворот (наибольшее количество примеров агор такого типа можно найти в Малой Азии). Планировка агоры оказала влияние на архитектуру форумов в Древнем Риме.

Вид на остатки строений древней агоры

Одна из крупнейших и известнейших агор — Афинская агора с развалинами многочисленных торговых и общественных построек VI—I веков до н. э. (является центром Нижнего города под холмом Акрополя). Широко известны также агоры в Спарте и Коринфе.

Для контроля за соблюдением порядка на площади назначались специальные должностные лица — агораномы (метраномы, обязанностью которых было следить за правильностью употребляемых мер), ситофилаки (наблюдавшие за хлебной торговлей) и др.

См. также

dic.academic.ru

Древняя Агора - путеводитель

Древняя Агора

Древняя Агора города Афин располагается у подножия Акрополя, недалеко от станции метро «Фиси́он». Центральный вход на территорию археологической зоны находится на Монастираки, со стороны улицы Адриану́.

В древности Агора, помимо торгового центра, представляла собой главный политический, культурный и религиозный центр города. Практически здесь бился пульс Афин классического периода.

В период античности на территории Агоры находились административные здания, монетный двор, галереи, храмы, общественные службы и суд. Сюда ежедневно со всех уголков города стекались жители Афин, причем не только для купли-продажи продуктов или товаров, но и для того, чтобы перемолвиться словом, обменяться идеями, получить информацию или даже покритиковать правительство и, наконец, просто побеседовать.

Экскурс в историю

История этого места восходит к эпохе неолита, в то время как его памятники относятся к разным историческим периодам, начиная от классических времен до XI века нашей эры, ярким образцом которого является храм Святых Апостолов, расположенный рядом с городской стеной позднеримского периода.

Храм Гефеста (Гефестион)

Храм Гефеста часто ошибочно называют Фисион (Тесейон), несмотря на то, что он был посвящен не Тесею, а покровителю кузнечного дела Гефесту и богине Афине Эрга́ни, являвшейся покровительницей керамики и ремесел, при этом в храме возвышались статуи обоих богов, изваянные одним из талантливейших древнегреческих скульпторов Алкаменисом (Алкамен).

Здесь необходимо заметить, что название Тесейон возникло не так уж и случайно. Дело в том, что метопы храма украшены сценами, изображающими подвиги Тесея.

В целом, речь идет о дорическом храме-периптере, то есть обрамленном со всех сторон колоннадой, который был возведен в 460-415 гг. до н. э. в западной части Агоры на небольшом холме Агоре́ос Колоно́с (Колон Агорайос). На сегодняшний день он представляет собой один из наиболее хорошо сохранившихся храмов античности. Кстати, начало строительных работ относится к 449 г. до н.э. что на два года позже начала строительства Парфенона.

Благодаря своему расположению на возвышенном месте, храм Гефеста виден издалека. Особенно хорошо он просматривается с Акропольсокго холма и даже при восхождении на него. В свою очередь, с холма Агоре́оса Колоно́са открывается завораживающий вид не только на всю территорию археологической зоны с величественной галереей Аттала, но и на Ликабет (Ликавитто́с), и на Священную скалу Акрополя.

Васи́лиос стоа́ - галерея архонта-басилевса

Эта галерея находилась у подножия Тесейона. Датируется 500/479 г. до н.э. являясь самой древней галерей Афин.

Наименование своё она получила по размещению здесь резиденции архонта-царя (архонт-басилевс) и совета Верховного суда (А́риос Па́гос). Сочетание это совсем не случайно, поскольку в древности архонт-царь был, по сути, верховным жрецом, который, в случае святотатства или убийства, председательствовал в суде.

Сегодня на этом месте стоят столбы с основными законами Афинского государства, в том числе и законов Солона - известного афинского законодателя, поэта и философа, входящего в число семи мудрецов Древней Греции, самым главным из которых была сисахтия (сисахфия): закон о единовременной отмене поземельной задолженности, который был направлен против знати и заимодавцев (ростовщиков). Практически речь шла об аннулировании всех долговых обязательств, позволившем гражданам Афин свободно вздохнуть.

Галерея Зевса Элевтерия - защитника свободы

Слева от Васи́лиос стоа сегодня можно увидеть останки другой галереи 430 г. до н.э. - галереи Зевса Элевтерия, защитника свободы и независимости, в которой, помимо художественных композиций и решений народного собрания, размещались щиты граждан, погибших за свободу Афин. Считается, что сюда часто «наведывались» Сократ и Диоген.

Галерея получила свое наименованию по ранее стоявшему здесь храму Зевса, который был разрушен персами. Перед храмом находилось святилище Отца богов и людей.

Интересно, что атрибутами Зевса Элевтерия были дуб, орел, скипетр и, конечно же, пучок молний и щит (эгида), выкованные для него Гефестом. Согласно басне древнегреческого поэта-баснописца Вавриоса (Бабрий, II в. н.э.) «Бочка Зевса», Зевс дал человеку бочку, с запечатанным в ней людским счастьем. Нетерпеливый от природы человек тут же открыл крышку, и счастье, вырвавшись из неё, унеслось на небо.

Митро́о - храм Матери богов

Вслед за галереей Зевса Элевтерия находится Митро́о - храм, посвященный Матери богов, в котором хранились государственные документы, в том числе и акты гражданского состояния. Кстати, сегодня слово «митро́о» в Греции используется для обозначения гражданского реестра.

Фолос - резиденция пританов

Фо́лос (460 г. до н.э.)очень легко узнать по его круглой форме. Здесь находилась резиденция прита́нов - 50 избиравшихся членов государственного совета Афин (по 5 от каждой филы), правивших в течение 35-36 дней в году, то есть 1/10 часть года. Кроме этого, в их обязанности входил созыв Вули́ - Совета пятисот и Экклиси́и - народного собрания, а также определение темы для обсуждения.

В Фолосе, помимо резиденции пританов, где они обедали и спали, хранились эталоны длины и массы, столь необходимые при торговых операциях.

Булевтерий (Вулевтирий) - совет булевтов

Рядом с Фолосом - руины Вулевти́рия, где некогда заседал Совет пятисот булевтов (вулевти́сы), являвшийся одним из высших органов власти, в обязанности которого входила подготовка законопроектов, подаваемых затем в Экклиси́ю ди́моса (народное собрание демоса Афин).

Монумент родоначальникам десяти колен Аттики

В этом месте стояли статуи десяти героев, по именам которых были названы десять колен Аттики (IV в. до н.э.). Интересно, что на пьедесталах этих статуй размещали все публичные объявления.

Одеон Агриппы

Одеон римского государственного деятеля и полководца Марка Випсания Агриппы (63 - 12 гг. до н.э.) был построен в 15 году до нашей эры. Сооружение Одеона с двухэтажной галереей было рассчитано на 1000 зрителей. В 267 г. н.э. его разрушили герулы (эрулы) - германское племя, возможно, скрывавшее в себе скифо-сарматские элементы, согласно афинскому историку III века - Публию Гереннию Дексиппу.

Много позже, в 400 году нашей эры, здесь был построен гимнасий, в северной части которого возвышались четыре огромнейшие статуи гигантов и тритонов, стоящих на постаментах, три из которых сохранились до наших дней.

Пики́ли стоа́ - многоцветная галерея

Надо сказать, что на Агоре было много галерей, одной из которых являлась Пики́ли стоа́ (460 г. до н.э.). Считается, что галерея была названа так в связи с полихромной настенной росписью, украшавшей её стены.

Примечательно, что именно здесь Зенон Китийский, известный и как Зенон-стоик (334 - 262 гг. до н. э.) обучал стоической философии, получившей свое наименование от слова «стоа́», то есть галерея.

Галерея Аттала

Двухэтажная галерея, подаренная царем Пергама Атталом II (159-138 гг. до н.э.) городу Афины, представляла собой Торговый центр древности (в полном смысле этого слова), в котором располагалось по 21 магазину и ремесленных мастерских на каждом этаже.

Сегодня здесь размещается Музей Древней Агоры. Экспозиция музея включает в себя предметы быта, найденные на территории Агоры в ходе проводимых здесь археологических раскопок. Кроме этого, в галерее представлены прекрасные работы греческих и римских скульпторов древности.

Священная дорога Панафиней

Вся атмосфера Древней Агоры способствует духовному подъему и ощущению значимости и величия неувядающего в веках творения человека - в абсолютной гармонии с окружающим его миром и природной красотой.

Поэтому не удивляет тот факт, что по широкой грунтовой дороге археологической зоны во времена античности проходило торжественное шествие Панафиней, то есть Панафинейских игр - крупнейших религиозно-политических празднеств античных Афин, которые проводились в честь покровительницы города, богини Афины. Праздник этот был для всех афинян без исключения, независимо от пола, возраста и прав, будь то полноправные, либо пораженные в правах или неполноправные граждане, какими, к примеру, считались метеки/метойки, то есть переселенцы, чужестранцы. Отсюда и название игр - «Пан+афи́неа».

Завершалась эта процессия у Парфенона, куда на панафинейском корабле в виде специальной повозки доставляли для богини Афины пеплос (верхняя одежда без рукавов, выполненная из легкой ткани, со складками) шафранового цвета, расшитый молодыми девушками Аттики. Эта праздничная процессия так и называлась «Шествие пеплоса».

Древняя Агора - интерактивное путешествие

Для того, чтобы более четко представить себе весь древний комплекс Афинской Агоры, можно посмотреть видеофильм, совершив интерактивное путешествие по Древней Агоре.

Примечательно, что начинается фильм с амфоры, у которой, при развороте - устьем к зрителю - на дне виднеется увеличивающееся с каждым мгновением отверстие, которое символизирует собой магический вход в прошлое. Символика эта не случайна. Такие амфоры использовались древними греками в качестве надгробных сосудов - для размещения на могилах, в них вливали мед, вино и другие дары, предназначенные для умершего. Приношения эти поступали через отверстие в землю, связывая настоящий мир с потусторонним. Таким образом, отверстие это служило вратами в вечное…

Мария Шонус-Афанасиади, специально для Грекомании

А также почитайте:

До появления денежных знаков при совершении торговых сделок или предоставлении услуг человечество предпочитало использовать металл

Древние греки ощутимо повлияли на западное общество. Именно греками были открыты бесчисленные науки и литературные жанры

Олимпия - одно из крупнейших святилищ Древней Греции в области Элида на Пелопоннесе, расположенное в долине между

Античная Греция внесла значительный вклад в развитие мировой культуры. Высокоразвитость древнегреческой скульптуры позволила

Пожалуй, в каждом греческом городе можно встретить крытые торговые пассажи, которые здесь принято называть стоа́

По дороге в Элевсину, в 11,5 км от Афин, а, точнее, не доезжая 8,5 км до Элевсины - в черте муниципалитета Хайдари, район Афе́ас Скараманга́

GREKOMANIA.RU / Ежедневные новости и события Греции / Самая полная интерактивная карта Греции

Рекомендуем ознакомится: http://www.grekomania.ru

worldunique.ru


Смотрите также