Пороги реки Нил: историческая справка. Древний нил египет
«Египет — дар Нила»[3]. Древний Восток
«Египет — дар Нила»[3]
Уже почти два месяца — май и июнь — веет с запада хамсин — палящий, жгучий ветер Сахары. Ветер дует день, два, три. Потом передохнёт день и снова за своё. Он свирепствует почти пятьдесят дней. «Хамсин» по-арабски значит «пятьдесят».
Это страшное бедствие, Ветер несётся из пустыни с невероятной силой, движет волны раскалённого воздуха, поднимает их в вихре и несёт с тучами мельчайшей пыли и песку. Пыль покрывает всё — жилища, деревья, траву, сквозь закрытые двери проникает в комнаты, забивается в складки одежды, в карманы, в поры тела.
Египет превращается в выжженную солнцем пустыню, покрытую слоем чёрной грязи. Растения покрыты таким слоем пыли, что их нельзя отличить от песков пустыни. Сквозь пыльный раскалённый воздух с трудом можно рассмотреть стены зданий. А в небе висит багрово-красный ослепительный диск — палящее солнце. Дышать нечем. Всё в природе изнемогает: и посеревшая поникшая зелень деревьев и трав, и сухая, растрескавшаяся земля, и обессилевшие от зноя и пыли люди и животные. Всё жаждет влаги. Всё ждёт освежающего дуновения северного ветра.
Но вот, наконец, появился первый вестник окончания этого страшного времени года — с севера потянуло влажной прохладой. Это спасительный северный ветер. Сначала слабый, он становится всё сильнее и сильнее и постепенно превращается в страшный ураган, который бушует изо дня в день. Он сдувает всю пыль, ослабляет палящий зной, освежает раскалённый воздух.
В это же время начинает постепенно подниматься вода в Ниле. Вчера ещё прозрачно-голубая река спокойно катила свои волны на север. А сегодня вода помутнела, стала липкой, зелёной, как в стоячих болотах под тропиками. Течение становится быстрым, волны настигают одна другую, опрокидываясь вперёд белыми гребнями. Уровень воды поднимается всё выше и выше, и вот уже река вышла из своих берегов. Это происходит от того, что далеко на юге, на самом экваторе, где лежат озёра Виктория-Ньянца и Альберт-Ньянца, откуда вытекает Белый Нил, в июне начинается период тропических дождей. Бурные потоки мутной воды, зелёной от перегнивших растений, наполняют реку и устремляются на север, вниз по течению, к Средиземному морю. К середине лета они достигают острова Элефантины, на южной границе Египта, а ещё через две недели высокая вода заливает уже и поля Дельты. Всего три-четыре дня Нил бывает зелёным, но какие это мучительные дни! Липкую, тягучую воду противно пить, она не утоляет жажды и очень вредна для здоровья.
Но вот прошёл «зелёный Нил», а вода всё ещё прибывает, затопляя всё шире и шире долину. Через десять-двенадцать дней опять меняется цвет воды: она теряет прозрачность и приобретает густой красный цвет. Кажется, будто уже не вода, а потоки крови наполнили русло, затопили берега, залили поля. Никогда не бывает вода такой освежающей и вкусной, как при разливе «красного Нила». Если в это время зачерпнуть стакан воды и дать ей отстояться, то наверху останется красная непрозрачная жидкость, а внизу на целую четверть стакана осядет тёмная грязь — знаменитый нильский ил. Этот ил состоит из перегноя тропических растений и размытых солей горных пород Абиссинии, откуда течёт Голубой Нил. В это время начинается период дождей в Абиссинии. Уровень воды в Голубом Ниле поднимается, и мощные потоки воды устремляются вниз по течению, размывая горные породы, встречающиеся на его пути. Наивысшей точки разлив Нила достигает во время осеннего равноденствия, после чего вода постепенно идёт на убыль. К ноябрю уровень Нила окончательно спадает, река входит в свои берега, и вода становится опять прозрачно-голубой.
Пахота и посев (Новое царство).
Такие наводнения происходят и теперь ежегодно в Египте. Так же было и много тысяч лет назад, когда первые люди поселились на берегах Нила. В течение Десятков тысячелетий наносы ила образовали в долине реки слой почвы в Одиннадцать метров толщины. Часть ила течением реки уносилась в море и осаждалась в устье, постепенно затягивая морской залив. Устье реки разделилось на множество рукавов. Греки прозвали устье Нила «Дельтой», так как по форме оно напоминало греческую букву Д — «дельту».
Вся жизнь египетского земледельца была связана с разливами Нила. Время засухи, когда все растения гибли от знойного хамсина, называлось «тему» — безводие. Время разлива и оживления природы называлось «ахет». В эти дни повсюду справляли праздники в честь Нила, пели ему гимны. Торжественные процессии направлялись к берегу, неся впереди статую, олицетворявшую самого бога Нила — Хапи. «Перт» — время выхода суши из воды — наступал тогда, когда Нил опять входил в берега[4].
Самой горячей порой был перт. Тогда приступали к пахоте и посеву, спешили обработать почву, пока она была влажна и легче поддавалась мотыге. Низко наклонившись, шли рядами египтяне, взрыхляя жирную от ила землю. За пахарями следовали сеятели, они широким полукругом разбрасывали зёрна во влажные борозды. Зёрна сразу же надо было зарыть, иначе ветер выдует их, или они засохнут от ветра и солнца. Поэтому после посева на поле выгоняли стадо овец, которые втаптывали зёрна в почву.
Баранов прогоняют по полю после посева, чтобы втоптать зерно в землю (Древнее царство).
После посева в течение трёх месяцев обильно поливали поля водой. Благодатная почва давала древним египтянам до шестидесяти тонн хлеба с гектара.
Если бы Нил высох или перестал разливаться, в Египте умерла бы вся жизнь, и цветущая страна превратилась бы в пустыню. Даже в Дельте, на самом побережье Средиземного моря, бывает всего двадцать пять — тридцать дождливых дней в году, а в Верхнем Египте дождь выпадает раз в несколько лет. Поэтому весь урожай в Египте зависит от высоты подъёма Нила.
Со временем от русла Нила были отведены большие каналы, от которых шли канавки, прорезывавшие все участки полей. На полях рабы и крестьяне сооружали плотины, чтобы задерживать воду.
Устройство оросительной сети каналов и дамб было не под силу отдельным семьям. Для этого не хватило бы рабочих рук даже целой деревни, Поэтому несколько сельских общин объединялись вместе и сообща начинали проводить все работы. Они сообща владели землёй и рабами. Но каждая семья получала для себя отдельный участок, который обрабатывала своими силами и с которого собирала урожай дли себя. Только небольшую часть его отдавали в сокровищницу при храме.
Поливка сада при помощи шадуфов (Новое царство).
«Сепе» называли египтяне такое маленькое государство, «репати» шит «адж-мер» — титуловался его правитель. «Адж-мер» значит начальник канала. Греки передавали египетское «сепе» греческим словом «ном», а правителя нома они называли «номархом». Это греческое название сохранилось до сих пор.
В Египте насчитывалось около сорока номов. Они образовались около шести тысяч лет назад. Каждый ном представлял собой маленькое самостоятельное государство. В то время орошение полей и сбор урожая составляли главную заботу номарха, так как хлеб был основным богатством нома. Поэтому каждый ном хотел захватить больше земли и больший прибрежный участок. Недаром в Египте с древних времён существовала пословица: «Сколько номов, столько Нилов». Более сильные номы постепенно подчинили себе меньшие области. В конце концов все номы Дельты объединились в одно большое государство — Нижний Египет — во главе с царём, носившим на голове корону красного цвета.
В это время в Дельте было уже много знатных и богатых египтян, которые вместе с царём управляли всем царством, собирая подати с земледельцев и распределяя работу между рабами. Столицей этого государства был город Буто.
Одновременно на юге образовалось другое государство — Верхний Египет со столицей Нехен. Там был тоже царь, носивший высокую белую корону и называвшийся владыкой Южного Египта. В Южном Египте тоже была своя знать, свои земледельцы к рабы. Царские чиновники управляли государством, хранили царскую казну. На севере царская сокровищница называлась «красным домом», на юге — «белым домом».
Оба государства были независимы друг от друга. Но между ними не прекращалась борьба за землю, за Нил. Необходимо было регулировать разливы Нила на всём его протяжении, от Дельты до первых порогов, и сила была в руках того, кто владел верхним течением Нила: он мог оставить без воды жителей северных областей.
За 3200 лет до н. э. царь юга Менее покорил север. Он стал называть себя «царём Верхнего и Нижнего Египта». Менее вёл постоянные войны с соседними племенами, привозил из походов богатую добычу и, захватывал много пленников-рабов. Их заставляли рыть каналы и строить дамбы. Земля стала приносить большие урожаи. Все каналы и водоёмы Египта находились во власти царя. Царские чиновники и правители распоряжались — всей оросительной системой.
Поля египтян были изрезаны большими и маленькими каналами на правильные четырёхугольники. Вдоль больших каналов тянулись узкие плотины, сложенные из нильской глины и тростника. Они огораживали поля со всех сторон и задерживали воду. А воды требовалось много: чтобы оросить один гектар, приходилось расходовать в день три тысячи вёдер воды. Чем выше был уровень воды в Ниле во время разлива, тем больше было воды в каналах. От этого зависел урожай.
У южных границ Египта, где пороги пересекают течение Нила, устроили «ниломер» — измеритель уровня воды. На отвесной скале, спускающейся прямо в реку, отмечали высоту, воды во время наводнения. Когда вода поднималась высоко, — об этом давали знать по всей стране, тогда открывались плотины, чтобы река не смыла всё на своём пути. Когда же Нил входил в свои берега, плотины закрывались, и часть воды задерживалась в каналах. Её пускали на поля, когда начиналась засуха. Так, тяжёлым, трудом превратили египтяне болота Нила в цветущие поля и Сады.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Река времени - Нил и Древний Египет
Если бы не Нил, несущий свои воды от Эфиопского нагорья и Центральной Африки к Средиземному морю, Египет с его ничтожным количеством осадков был бы почти непригоден для жизни. Благодаря этой реке он еще в 3-м тысячелетии до н. э. превратился в самое большое и процветающее государство Восточного Средиземноморья и оставался таковым вплоть до римского завоевания в 30 г. до н. э. В средние века он возвратил свое былое величие и по сей день является наиболее крупной, густонаселенной страной на Ближнем Востоке. Причем на протяжении столетий Египту удавалось сохранять свою историческую целостность, поскольку его границы почти не изменялись.
В древности положение Египта определялось благоприятными возможностями для сельского хозяйства, которые давала река. Нил с его неисчерпаемыми богатствами и другие географические факторы оказывали непосредственное воздействие на политическое развитие страны и формирование мировоззрения египтян.
В период плейстоцена, закончившийся примерно к 10-му тысячелетию до н. э., территория Египта включала часть Восточной Сахары и была населена кочевыми племенами охотников и собирателей. Климат тогда был гораздо менее засушливым, чем теперь, и они вполне могли прокормиться в тех местах, которые сегодня поглотила пустыня. Долина и дельта Нила с болотистыми, затопляемыми землями были надежным источником воды и пропитания. Они влекли к себе и людей, и животных. В 12-м тысячелетии до н. э. племена, населявшие Египет помимо охоты и рыболовства занимались сбором дикорастущих злаков, однако зерно требовало более тщательной переработки, чем другие продукты. Это позволяет сделать вывод, что потребность в пищевых ресурсах возрастала.
Шли века, климат Сахары становился все суше, и ко 2-му тысячелетию до н. э. он стал почти таким, как сегодня. С 10-го по 5-е тысячелетие до н. э. люди мезолита селились вокруг источников воды, все более интенсивно используя природные ресурсы в оазисах и вблизи Нила. В те времена культура этого района была однородной в отличие от более позднего периода, когда стали образовываться небольшие сельские общины. Переход к земледелию произошел, по-видимому, в 7-5-м тысячелетиях до н. э., намного позднее, чем в Западной Азии. Но в связи с тем, что долина Нила не хранит следов обработки земли, можно предположить, что ее возделывали и в более ранний период, чем это подтверждается документальными свидетельствами.
Постепенно с расширением пахотных земель увеличивалось и население долины и дельты Нила. К 4-му тысячелетию до н. э. в Египте существовали две додинастические культуры: более старая Меримдская в районе дельты и Бадарийская в Верхнем Египте, центром которой был Асьют. И только примерно к 3100 г. до н. э. в бассейне Нила образовалось единое централизованное государство.
Страна процветала вплоть до римского завоевания. Этому способствовали политическое единство и стабильность, а также возможность постоянно увеличивать площади обрабатываемых плодородных земель. Важнейшую роль здесь играл Нил. Пахоту начинали после ежегодного половодья, которое продолжалось с конца июля до сентября. Посевы почти не требовали полива, урожай собирали с марта по май. Регулирование паводковых вод повышало урожайность, а осушение затопленных территорий, на которых оставался слой плодородного ила, позволяло расширять обрабатываемые площади. Овощи выращивались на небольших участках, и воду приходилось носить из реки в горшках, так как вплоть до 1500 г. до н. э. никаких механических приспособлений для подъема воды не существовало. Некоторые растения, например финиковые пальмы, плоды которых созревали в конце лета, забирали воду из подпочвенного слоя и не требовали дополнительного ухода.
Пока остается неясным, когда и как произошел переход от практики регулирования паводковых вод и ручного полива к созданию широкомасштабной ирригационной системы. В период Среднего царства (ок. 2040-1640 до н. э.) ирригация больших участков поймы уже прочно вошла в жизнь, однако в Древнем царстве (3-е тысячелетие до н. э.), во время строительства гигантских пирамид, ее, по всей видимости, еще не было.
Египетские тексты почти ничего не говорят об ирригации и водоснабжении, что затрудняет определение времени их введения. Исключение составляют собственные жизнеописания местных правителей в беспокойный период Первого распада (ок. 2134-2040 до н. э.), утверждавших, что ими были построены каналы, обеспечившие население водой, в то время как другие этого не делали. В более благополучные времена эти вопросы либо были уже решены, либо считались не столь важными, чтобы упоминать о них в государственных документах. Единственным районом, где работы по расширению ирригационной системы были завершены до наступления греко-римского периода, был оазис Файюм, расположенный к западу от долины Нила и к югу от самой высокой точки дельты. Здесь в период Среднего царства удалось намного увеличить площадь обрабатываемой земли с помощью обводного канала, направлявшего воду Нила на поля, расположенные в низине. К сожалению, до нашего времени это сооружение не сохранилось.
Разлив Нила происходил ежегодно; затопляемые территории долины и дельты отличались исключительным плодородием, поэтому сельское хозяйство этого района было самым надежным и продуктивным в стране, что давало возможность делать запасы на случай непредвиденных обстоятельств. Однако подобная ситуация обеспечивала лишь относительное благополучие. Неурожаи в случае недостаточного паводка, косившие население болезни и другие бедствия сдерживали темпы сельскохозяйственного роста, кроме того, в древности, в отличие от современного Египта, с полей собирали только один урожай в году. Да и сами наводнения обладали огромной разрушительной силой.
Эта статуэтка из роговой брекчии (высота 50 см.), изображающая бородатого мужчину, сделана мастером, жившим в долине Нила (культура Негада I, додинастический период, 4-е тыс. до н. э.).
Хнум, бог с головой барана (рельеф из Малого храма в (Абу-Симбеле), считался покровителем Первого порога Нила, мифические пещеры которого, как полагали древние египтяне, были источником разлива реки. Культ Хнума был распространен главным образом в Верхнем Египте в районе Элефантины.
Выращивали здесь главным образом зерновые: полбу, из которой пекли хлеб, и ячмень для изготовления пива. Они составляли основу рациона и хорошо сохранялись. Главными техническими культурами были лен, шедший на изготовление множества вещей, от канатов до тончайших тканей, а также бывший предметом экспорта папирус - болотное растение (правда, нам неизвестно, было ли оно культурным или дикорастущим). Корни папируса употребляли в пищу, а из стеблей делали всевозможные предметы: от лодок и циновок до прославившего Египет писчего материала, который вывозился и в другие страны. Кроме того, здесь выращивались самые разнообразные фрукты и овощи. Мясо крупного рогатого скота занимало сравнительно небольшое место в рационе питания, зато на болотах охотились на птиц, а Нил в изобилии давал рыбу, служившую главным источником животного белка для большинства населения.
Нил не только обеспечивал условия для земледелия, но был еще и главным средством сообщения. В египетском письме путешествие обозначалось изображением лодки. По реке перевозились тяжелые грузы, она связывала страну в единое целое. В то же время сложная конфигурация дельты и ее устьев создавала препятствие для иноземного вторжения. Путешествия в глубь пустыни или в Азию были связаны с несравненно большими трудностями, нежели по Египту. Но река способствовала и социальному расслоению - человек, не имевший лодки, считался бедным и, чтобы перебраться через реку, был вынужден пользоваться услугами тех, кому больше повезло в жизни. Смерть тоже была для египтян переходом , путешествием в мир иной, уходом в землю , на другую сторону .
ismailia.ru
Египет – цивилизация, воплощенная Нилом
Египетская цивилизация рождена Нилом… Древние египтяне называли Нил – Хапи и пели ему хвалу: «О Нил! Твоя вода, текущая через поля, подобна амбре, она вкусна, как мед». Геродот отмечал: «Египет – дар Нила». Завоеватель Египта Ибн Аль-Ас писал, что все богатство страны происходит от благословенной реки, которая течет по ней с достоинством халифа. «Приходит час, когда все источники мира должны платить дань этой королеве рек, которую провидение вознесло высоко над всеми другими: тогда вода поднимается, разливается выше русла, заливает равнину и оставляет там плодородную грязь. Тогда все деревни отрезаны одна от другой. Только лодки могут проходить между ними, и они бесчисленны, как листья на пальмовом дереве. Но затем в своей мудрости река входит в границы, определенные ей судьбой, так что те, которые живут близ нее, могут собрать богатства, которые она передала матери-земле. Таким образом, Египет представляет собой поочередно картину сухой песчаной пустыни, полосу серебряных вод, болота, покрытые густой грязью, роскошного зеленого луга, сада, богатого многими цветами, и снова полей, покрытых великолепным урожаем» (VII в. н. э.).
Воды Нила
Нил создал своего рода страну-оазис. Нил простирается на 6500 км, от Больших Африканских озер до Средиземного моря, обогащая почву плодородным слоем речных отложений. Река возникла в результате слияния Белого и Голубого Нила, что берут начало в озерах юга (Виктория и Тан). На Египет приходится северная часть реки, от Асуанского водопада до моря. Посетивший эти места инок Варсанофий заметил: «Великая же река златоструйный Нил течет от полуденныя страны на полунощь в Белое (Средиземное. – Ред.) море по Дамияты». Греки называли великую реку – Гион. Позже в обиход у египтян даже вошла пословица: «Кто владеет Нилом, тот владеет миром»…
Поливка садовых деревьев с помощью шадуфа
А. С. Хомяков скажет: «Египет, как замечено даже древними, есть творение Нила». Египтяне поклонялись Нилу, как высшему божеству, причисляя Хапи к сонму богов. Бог лил из кувшинов воду и снабжал поля драгоценной влагой. Согласно легендам, обитал он далеко на юге, в пещере, охраняемой змеем. Его изображали в образе тучного мужчины с сосками и жирным животом. Толщина и жир в фигуре человека всегда считались на Востоке символами богатства и процветания. Голову Хапи украшал венок из водяных растений, в руках он держал поднос с рыбой, утками, цветами и снопами пшеницы. Его звали «отцом богов», многие города носили его имя. Считалось полезным и необходимым преподносить ему богатые дары. Во времена царствования Рамсеса III была даже заведена (или возобновлена) особая «книга Хапи». Туда заносились все жертвоприношения Нилу. К берегам и в храмы доставлялось огромное количество продуктов, вина и зерна. Ремесленники в мастерских изготавливали тысячи маленьких фигурок Хапи из золота, серебра, меди, свинца, фаянса, украшенные бирюзой и лазуритом, а также печатки, подвески и статуэтки Репит, супруги Хапи. Перед разливом Нила и в самый его пик все эти богатства в качестве дара богу бросались в воды.
Судоходство по Нилу и лодка фараона
Такое большое внимание к Нилу вполне объяснимо и закономерно. Количество осадков в Египте – ничтожно (до 150 мм в год, большей частью зимой). Судьба урожаев – в руках оросителей, а их труд зависел от нрава Нила. Древнеримский поэт Тибулл писал (I в. до н. э.): «Отче Нил, благодаря тебе Египет никогда не сеет в жертву ливням и иссохшая былинка не склоняется в ожидании милостей Иовы-Дождетворца». Порой Нил разливался паводком и менял русло. Тогда-то и возникло круглогодичное орошение. Вначале воду вынуждены были носить в мехах и горшках, затем изобрели водоподъемные устройства (шадуф) и подвели каналы. Во время подъема Нила в каналы напускали воду, которая сохранялась на полях от 40 до 60 дней. Позже один из современных ученых назовет Нил «настоящим правителем Египта» (Е. Крупп).
Деревянная ладья египтян из музея в Чикаго
Первым строителем дамб для регулирования тока вод Нила стал все тот же Менес (ок. 3400 г. до н. э.). На одном из древних изображений царь представлен в образе земледельца, лично участвующего в церемонии закладки и открытия ирригационного сооружения. Все это отражает историю возникновения и развития жизни в Древнем Египте. Рано перейдя к оседлому образу жизни, египтяне селились в деревнях, строили колодцы, защитные валы, дамбы. Жрецы у Гелиодора показывают колодезь – своего рода измеритель, типа мемфисского, выложенный ровно обтесанными камнями, с вырезанными на нем, на расстоянии локтя друг от друга, письменами. Речные воды, попадая в него и доходя до уровня письмен, указывали жителям не то, как прибывает или убывает вода. Глядя на эти отметки, можно было легко определить уровень воды в Ниле. Порой Нил выходил из берегов, прорывал дамбы и затоплял страну. Когда уровень реки спадал, между берегом и пустыней оставалось много воды. Вода уходила на север, прокладывая себе русло. В Ватиканском музее находится скульптура, на которой Нил изображен старцем. Вокруг него сидят 16 младенцев (на высоту стольких локтей поднимался Нил при разливах). Одновременно с развитием сети каналов строились дороги и земляные дамбы (которые не заливало во время разливов). Это облегчало передвижение людей.
Модель корабля для дальних морских походов
Роль каналов и ирригации была в древнюю эпоху исключительно велика. Хотя почтенный Карл Маркс и заявлял, говоря о роли искусственного орошения в судьбах азиатских стран, что «трудно придумать более солидную основу для застойного азиатского деспотизма», но вопрос следовало бы поставить иначе: дело в том, что невозможно «придумать» иной способ поддержания жизни и сельскохозяйственного производства в крупнейших очагах древних цивилизаций, кроме орошаемого земледелия… Возможно, именно по этой причине в Египте так почитают Менеса, первого оросителя и ирригатора, а в Китае до сих пор известностью и уважением пользуются правитель Кун и его сын Юй. Жившие около 42 веков тому назад, оба китайца прославились строительством гидротехнических сооружений. Многие годы Юй изучал движение вод и характер реки. Он даже расспрашивал крестьян, пытаясь понять нрав реки и тем самым уберечь народ от страшных разливов Хуанхэ. Затем принялся возводить дамбы и каналы. Усилия его увенчались успехом, и народ в награду избрал его императором. После смерти благодарные соплеменники оказывали ему великие почести. В Китае и поныне на берегах каналов можно видеть посвященные ему храмы.
Возможно, в роли «главного инженера» в Египте некогда выступал Иосиф, регулируя сток вод русла Нила, чтобы «снабжать водой Фаюм или даже чтобы отвести избыточную воду обратно в Нил» (Г. Херст). О жителях древних Фив, столицы Египта, говорили, что они «оседлали» Нил… Ныне своенравный режим реки находится под строгим контролем. На острове Сехел можно увидеть и «ниломер», измеряющий высоту уровня воды в реке. Но ведь так было далеко не всегда. Жителям Египта не раз пришлось испытать на себе все причуды и гнев Нила. В одной из характерных сказок Древнего Египта (сказка «Два брата») говорится:
Нил оскудел. В немой печали
Спадали воды. Дул хамсин.
В багрово-серой мутной дали
Клубились пыль и прах долин.
Нил убывал. Зияли мели,
Пески неслись на берега,
В бессильи сохли и желтели
Поля, и рощи, и луга.
Во прах поник бутон нарцисса,
Увял персеи пышный цвет,
Над мертвым телом Осириса
Явился Сет, злорадный Сет.
Смеясь слезам благой богини,
Он подымал свирепый вой,
Дышал в лицо песком пустыни,
Клубился огненной змеей.
И, задыхаяся от зноя,
Иссушена, обнажена,
Поникла в мертвенном покое
Нагая Черная страна.
Ни на полях, ни на каналах
Не видно было ни души,
И только дикий вой шакалов
Порою слышался в тени…
Все понимали исключительное значение реки для судеб народа. В «Гимне Нилу» сказано: «Ты покрыл живущими всю землю и благодаря тебе все они благоденствуют… Едва подымаются твои воды, земля наполняется ликованием, все живущее веселится… Ты несешь с собою чудные продукты, создаешь вкуснейшие вещи… Нил для того… чтобы наполнить продуктами все склады, все житницы, чтобы приготовить пищу для бедных… Доблесть его – щит бедняков. Тебя не изображают на камне, тебе не воздвигают статуй, тебе не платят подати и не приносят жертв…» Гимн древних фивян славил Нил. Они считали, что тот явился на землю, дабы «подарить жизнь Египту». И часто обращались к нему с молитвой: «Пусть упадет на людей тысяча тысяч осадков!» Даже в начале XX века многие египтяне считали, что воды Нила ниспосланы с небес, а народные врачи рекомендовали своим «пациентам» использовать воды Нила как целебное средство, помогающее от всех болезней.
Фелюга, скользящая по воде
Говоря о Египте, обычно подчеркивают значение Нила как важнейшей дороги жизни египетской цивилизации. Это бесспорно. Однако не надо забывать, что Египет был и крупнейшей морской державой древности. Морскими и торговыми центрами были древние города Атриби, Мендес, Буто, Саис, Танис, Бубастис (Бубаст). Последний располагался на канале, соединявшем Средиземное море с Красным. Морские порты обеспечивали надежность торговых связей. В 1500 году до н. э. в г. Фарос был выстроен волнолом (2100 м длиной и 50 м шириной), выдвинутый далеко в море. Он, наряду с пирсом, обеспечивал порт акваторией в 60 гектаров. Создана была и огромная сеть складских помещений и торговых зон. Таким образом, египетская цивилизация по праву могла бы также называться и морской.
О необычном изобилии земель Египта писали многие античные авторы (Теофраст, Страбон, Диодор). Теофраст приводил строки из «Одиссеи» Гомера: «Земля там богатообильная много злаков рождает и добрых, целебных, и злых, ядовитых». Египет действительно был исключительно богат дарами природы, превосходя в этом плане другие страны. Изобилие продуктов и фруктов поражало воображение греков. Тут в пищу шло почти всё: пшеница, ячмень, тростник, лотос, бобы, маслины, виноград, рыба и т. д. Основной рацион питания включал мясо домашнего скота и птицу (волы, газели, антилопы и даже гиены). Фрукты всегда в изобилии – финики, абрикосы, апельсины, гранаты. Среди напитков – молоко, вода, вино, пиво. Побывав в Египте, на этой плодороднейшей земле, тысячелетия спустя российский философ Вл. Соловьев писал:
Золотые, изумрудные,
Черноземные поля…
Не скупа ты, многотрудная,
Молчаливая земля!
Экономическая жизнь в эпоху Старого царства была достаточно примитивной. Денег как таковых не существовало. Оплата товаров и расчеты в Старом царстве производились натурой (хлебом, ячменем, полбою, пивом, медом, полотном, одеждами, благовониями, медью, златом). Стоимость товаров обозначалась с помощью куска медной проволоки (утен). Так устанавливались цены товаров при покупках и продажах. Другой единицей измерения был дебен (кольцо). Обычно за товары расплачивались золотыми кольцами, браслетами или ожерельями. Схожие единицы стоимости существовали в других странах ойкумены. Халдеи использовали при торговле слитки металла. Внутренняя торговля была развита слабо, а уж об оптовых торговцах тогда никто и не слыхивал.
Б. Фредман-Клюзель. Невеста Нила
Медальон на тунике – бог Нила
Каждый вельможа, фараон, жрец имел подсобное хозяйство, обеспечивавшее его всем необходимым. Египетские крестьяне обменивали произведенные продукты на продукцию ткачей, плотников, пивоваров и т. д. На ранней стадии цивилизации Египет представлял собой замкнутый рынок. Меновая торговля с ближними и дальними соседями существовала задолго до эпохи первых двух династий. Центрами поставок сырья были Саккара, Абидос, Иераконполис, а также другие места, порой отдаленные. Продукцию ремесленников (драгоценные камни, слоновую кость, зерно и т. п.) Египет вывозил в различные страны. По мере расширения границ «империи» и распространения власти египетских фараонов на ближайшие страны (Ливия, Нубия, Сирия) заметно расширилась внешняя торговля: слоновая кость, эбеновое дерево, золото, драгоценности, обезьяны, пантеры, жирафы, львы и леопарды. Египтяне торговали с Критом, Сирией, страной Пунт, островами Эгейского моря. Везли быков, лошадей, коров, корабли, колесницы, оружие, вина, одежды, предметы роскоши. Торговля облагалась налогами. Средства шли на содержание свит фараона, жречества и чиновников.
Спуск ладьи на воду в Египте
С развитием мастерских и ремесленничества менялся характер торговли. Помимо хлеба египтяне имели в своих руках такой важный источник богатства, как золото Абиссинии, россыпи Итбея и Синая, драгоценные камни. В иных источниках встречаются фразы: «В Египте у царя золота что пыли…», «дорожная пыль – это чистое золото». Часть золота прибывала из Нубии, но больше всего его добывали в пустыне, к востоку от Египта. В выжженных солнцем бесплодных пустынях Красной земли таилось золото, предмет зависти царей многих стран и важнейший фактор богатства Египта. В музее Турина сегодня можно увидеть любопытнейший папирус – самую древнюю в мире карту сокровищ. На ней отмечены золотые шахты Восточной пустыни, вдоль тропы Хашаманат, что почти у дверей Египта. Под своей суровой поверхностью пустыня – это просто ларец с драгоценностями.
Строительство лодки «Ра» у подножия пирамид
Но у египтян была еще причина, по которой они решались отправляться в пустыню. По Вади Хаммамат караваны из Египта могли дойти до Красного моря, и из портов египтяне отправляли торговые экспедиции на юг, вдоль побережья Африки. Там располагалась страна, которую египтяне поэтически именовали «землей богов». Из этих мест в Египет прибывали обезьяны и слоновая кость, золото и черное дерево, шкуры пантер, перья страусов, ладан и мирра. «Мы не знаем точно, где находилась эта экзотическая страна, важнейший торговый партнер, но существует предположение, что поблизости от современного Сомали», – пишет Б. Мертц.
Последняя прижизненная фотография Тура Хейердала
Стремясь добыть как можно больше столь необходимого золота, египтяне постоянно направляли в эти места экспедиции. Древняя столица Верхнеегипетского государства даже получила наименование «Золотого города». Здесь обнаружены богатейшие гробницы Египта, додинастического и раннединастического периодов, найдено немало чудесных золотых украшений (подвески, браслеты, ручки ножей с тончайшими золотыми рельефами). Произведения сирийских и халдейских мастерских можно видеть на барельефах храмов, на стенописи ряда фиванских гробниц и т. д. (золотые, серебряные, бронзовые вазы, утварь, оружие с художественной резьбой). Все это изготавливалось из полученного в Египте сырья («один Египет мог доставлять им его по дешевым ценам, если хотел фараон»). Причем, скажем, договор Рамсеса II c хеттами имел специальные пункты, запрещавшие обеим странам переманивать местных рабочих и похищать друг у друга производственные тайны.
Пробегающие паруса яхт, словно чайки, скользят над сероватой гладью великого Нила… Первые конструкции деревянных судов, видимо, родились из камышовых ладей. Произошло это в прилегающих к Средиземноморью областях (Египет, Двуречье, Сирия, Ливан, Кипр, Италия, Ливия, Алжир и т. д.). Как говорил знаменитый путешественник современности Тур Хейердал, человек «поднял парус раньше, чем оседлал коня». Египтяне разработали специальную оснастку, позволяющую кораблям из папируса чувствовать устойчивость на сильной волне. Это давало возможность поддерживать постоянную торговлю между странами морским путем.
В Финикии была специальная гавань (порт Библ), предназначенная для торговли с Египтом, откуда шел папирус и гранит и куда широким потоком направлялся ливанский кедр. В Двуречье найдены многочисленные египетские изделия (в музее Багдада им отведен целый зал), и наоборот, месопотамские поделки обнаружены в Египте. Известны связи Египта с Индией. Еще до гибели Александрийской библиотеки ее хранитель Эратосфен оставил упоминание о том, что «папирусные суда с такими же парусами и снастями, как на Ниле», доходили до Цейлона и даже до устья Ганга (вероятно, они везли товары).
К югу от пирамиды Хеопса туристы могут увидеть музей Солнечной ладьи, где находятся обнаруженные во второй половине XX века ладьи фараона Хеопса. Они считаются самыми древними в истории кораблями. Длина первой ладьи достигала 32,5 метра, а ширина – 5 метров. Она покоилась в специально созданном для нее храме-склепе. Все ее детали, а это ни много ни мало 650 частей и 1224 отдельных элемента, пролежав на дне траншеи почти 4600 лет, прекрасно сохранились. Эти образцы помогли Туру Хейердалу построить гигантские лодки «Ра I» и «Ра II», спущенные на воду в Красном море, в финикийском порту Сафи. Кстати говоря, чтобы их ему построить, пришлось тщательно изучить старые рисунки египтян.
Тяжелые грузы, как считает директор Немецкого археологического института в Каире Р. Штадельман, перевозили на специальных баржах. Так, на южном портике нижней терассы храма царицы Хатшепсут (ок. 1503–1482 гг. до н. э.) в Дейр-эль-Бахри изображена баржа, везущая два огромных обелиска. Баржу тянет целая флотилия из 27 лодок, впереди которой идет судно-лоцман. Для перевозки северного колосса Мемнона (800 тонн) архитектор Аменофис, жрец храма Аменофиса III в Луксоре, построил в Фивах специальное судно, которое назвал «Кораблем восьми» (1350 г. до н. э.). Все крупные объекты, типа каменных глыб или гранитных колоссов, доставлялись по каналам к Нилу для их дальнейшей транспортировки.
historylib.org
Пороги реки Нил: историческая справка
Голубой Нил Египта
Река Нил протекая по Египту и Судану проходит двадцать порогов (катаракты), шесть из них которые являются крупными. Первый в районе Асуана (Египет), остальные на территории Судана.
Река образована из двух источников: Голубого и Белого Нила, истоки которых начинаются в Судане.
Обилие дождей в экваториальной зоне верховьев Нила наполняет водой озеро Тана, и с горной высоты почти в 2700 метров Голубой Нил по порогам устремляется на север.
С болот западной стороны Белый Нил собирает дождевую воду с илом и вливается в Голубой Нил.
На первом пороге (отсчёт с севера) были построены две плотины: верхняя простая плотина была создана в начале XX века для частичного сдерживания воды в период наводнений, вторая выполнена не только для регулирования уровня воды в реке Ниле, но и выработки генераторами электрического тока.
Перед городом Вади Хайта расположен второй порог, сформированный течением вод Нила в 40-метровом каньоне длиной всего двадцать километров до первого порога в районе города Асуан река течёт по каменистой безжизненной пустыне.
В дальнейшем плотину в Асуане надстраивали для сдерживания воды Нила с 20 до 35 метров. В основание плотины вмонтированы водопропускные каналы.
Строительство Асуанской ГЭС закончилось в 1970 году, высота дамбы составила 110 метров, длина 3600 метров, ширина 980 метров .
Из-за заиливания озера Насер наблюдается постепенный подъём воды, излишки которой решили отводить в западные районы, и был построен канал Тошка. В результате в западной области пустыни Сахара образовались несколько пресноводных озёр.
Третий порог изобилует грудами камней и каменных россыпей на расстоянии почти в 200 километров и находится в районе посёлка Томбос (древняя Нубия, современный Судан), четвёртый порог находится в пустыне Дар-эль Маназир, затоплен при строительстве дамбы Мерое в начале XXI века.
Голубой Нил Египта
Сеннарская плотина вблизи города Хартума в Судане вмещает объём воды в миллиард кубометров. Ровно столько же вмещала первая плотина в Асуане, построенная англичанами в 1902 году. Ниже города Хартум находится шестой порог, здесь Нил зажат в узкое ущелье (желоб-шаблук) шириной в десятки метров и протяжённостью 15 километров. После шестого порога вода реки Нил устремляется по Нубийской пустыне к пятому порогу в районе Напата древнего Египта. Пятый порог длиной 12 километров расположен в месте впадения реки Атбар, последнего притока Нила. Самый крупный порог — пятый, его длина достигает почти 100 километров между скал и ущелий.
В древности все пороги практически были непроходимыми, приходилось строить обводные каналы при вывозки с района Асуана мрамора и камня, заготовок статуй и колонн. Многие перевозки по Нилу не были завершены, слабые корпуса кораблей и лодок не выдерживали длительных нагрузок многотонных конструкций из камня и оказывались на дне реки Нил на глубине 5-7 метров.
Поднять ценный груз было невозможно, в результате современных погружений было обнаружено большое количество артефактов в русле Нила.
Интересным образом Нил течёт почти параллельно Красному морю, а впадает в Средиземное море.
Голубой Нил Египта
Красное море и Персидский залив — это трещины в земле от движения материковых плит, к тому же когда-то пресные реки с субтропиков Ливийской, Нубийской и Дар-эль Маназир (Нубия) пустынь стекали в русло уже полноводного Нила, промыли песок и грунт до базальтового основания.
При таком обилии песка заиливание дна Нила происходит только в дельте. За миллионы лет весь ил покрыл болотистую равнину с множеством проток и плодородных земель.
Подобные дельты образованы реками Волга, Селенга, Амазонка.
В дельте Нила выполнены дополнительные дамбы и каналы для перераспределения потока воды на орошение и для подъёма воды, защите от солёных вод Средиземного моря.
Во времена паводков орошение происходит за счёт свободного притока воды к полям по каналам. Подъём воды для орошения полей выполняется шадуфом – специальными насосами.
Автор: Владимир Коновалов
Ливия – Египет, 1982-2014 гг.
drevniy-egipet.ru
Египет – цивилизация, воплощенная Нилом. Владимир Миронов.Древние цивилизации. История древней Евразии
Египетская цивилизация рождена Нилом… Древние египтяне называли Нил – Хапи и пели ему хвалу: «О Нил! Твоя вода, текущая через поля, подобна амбре, она вкусна, как мед». Геродот отмечал: «Египет – дар Нила». Завоеватель Египта Ибн Аль-Ас писал, что все богатство страны происходит от благословенной реки, которая течет по ней с достоинством халифа. «Приходит час, когда все источники мира должны платить дань этой королеве рек, которую провидение вознесло высоко над всеми другими: тогда вода поднимается, разливается выше русла, заливает равнину и оставляет там плодородную грязь. Тогда все деревни отрезаны одна от другой. Только лодки могут проходить между ними, и они бесчисленны, как листья на пальмовом дереве. Но затем в своей мудрости река входит в границы, определенные ей судьбой, так что те, которые живут близ нее, могут собрать богатства, которые она передала матери-земле. Таким образом, Египет представляет собой поочередно картину сухой песчаной пустыни, полосу серебряных вод, болота, покрытые густой грязью, роскошного зеленого луга, сада, богатого многими цветами, и снова полей, покрытых великолепным урожаем» (VII в. н. э.).
Воды Нила
Нил создал своего рода страну-оазис. Нил простирается на 6500 км, от Больших Африканских озер до Средиземного моря, обогащая почву плодородным слоем речных отложений. Река возникла в результате слияния Белого и Голубого Нила, что берут начало в озерах юга (Виктория и Тан). На Египет приходится северная часть реки, от Асуанского водопада до моря. Посетивший эти места инок Варсанофий заметил: «Великая же река златоструйный Нил течет от полуденныя страны на полунощь в Белое (Средиземное. – Ред.) море по Дамияты». Греки называли великую реку – Гион. Позже в обиход у египтян даже вошла пословица: «Кто владеет Нилом, тот владеет миром»…
Поливка садовых деревьев с помощью шадуфа
А. С. Хомяков скажет: «Египет, как замечено даже древними, есть творение Нила». Египтяне поклонялись Нилу, как высшему божеству, причисляя Хапи к сонму богов. Бог лил из кувшинов воду и снабжал поля драгоценной влагой. Согласно легендам, обитал он далеко на юге, в пещере, охраняемой змеем. Его изображали в образе тучного мужчины с сосками и жирным животом. Толщина и жир в фигуре человека всегда считались на Востоке символами богатства и процветания. Голову Хапи украшал венок из водяных растений, в руках он держал поднос с рыбой, утками, цветами и снопами пшеницы. Его звали «отцом богов», многие города носили его имя. Считалось полезным и необходимым преподносить ему богатые дары. Во времена царствования Рамсеса III была даже заведена (или возобновлена) особая «книга Хапи». Туда заносились все жертвоприношения Нилу. К берегам и в храмы доставлялось огромное количество продуктов, вина и зерна. Ремесленники в мастерских изготавливали тысячи маленьких фигурок Хапи из золота, серебра, меди, свинца, фаянса, украшенные бирюзой и лазуритом, а также печатки, подвески и статуэтки Репит, супруги Хапи. Перед разливом Нила и в самый его пик все эти богатства в качестве дара богу бросались в воды.
Судоходство по Нилу и лодка фараона
Такое большое внимание к Нилу вполне объяснимо и закономерно. Количество осадков в Египте – ничтожно (до 150 мм в год, большей частью зимой). Судьба урожаев – в руках оросителей, а их труд зависел от нрава Нила. Древнеримский поэт Тибулл писал (I в. до н. э.): «Отче Нил, благодаря тебе Египет никогда не сеет в жертву ливням и иссохшая былинка не склоняется в ожидании милостей Иовы-Дождетворца». Порой Нил разливался паводком и менял русло. Тогда-то и возникло круглогодичное орошение. Вначале воду вынуждены были носить в мехах и горшках, затем изобрели водоподъемные устройства (шадуф) и подвели каналы. Во время подъема Нила в каналы напускали воду, которая сохранялась на полях от 40 до 60 дней. Позже один из современных ученых назовет Нил «настоящим правителем Египта» (Е. Крупп).
Деревянная ладья египтян из музея в Чикаго
Первым строителем дамб для регулирования тока вод Нила стал все тот же Менес (ок. 3400 г. до н. э.). На одном из древних изображений царь представлен в образе земледельца, лично участвующего в церемонии закладки и открытия ирригационного сооружения. Все это отражает историю возникновения и развития жизни в Древнем Египте. Рано перейдя к оседлому образу жизни, египтяне селились в деревнях, строили колодцы, защитные валы, дамбы. Жрецы у Гелиодора показывают колодезь – своего рода измеритель, типа мемфисского, выложенный ровно обтесанными камнями, с вырезанными на нем, на расстоянии локтя друг от друга, письменами. Речные воды, попадая в него и доходя до уровня письмен, указывали жителям не то, как прибывает или убывает вода. Глядя на эти отметки, можно было легко определить уровень воды в Ниле. Порой Нил выходил из берегов, прорывал дамбы и затоплял страну. Когда уровень реки спадал, между берегом и пустыней оставалось много воды. Вода уходила на север, прокладывая себе русло. В Ватиканском музее находится скульптура, на которой Нил изображен старцем. Вокруг него сидят 16 младенцев (на высоту стольких локтей поднимался Нил при разливах). Одновременно с развитием сети каналов строились дороги и земляные дамбы (которые не заливало во время разливов). Это облегчало передвижение людей.
Модель корабля для дальних морских походов
Роль каналов и ирригации была в древнюю эпоху исключительно велика. Хотя почтенный Карл Маркс и заявлял, говоря о роли искусственного орошения в судьбах азиатских стран, что «трудно придумать более солидную основу для застойного азиатского деспотизма», но вопрос следовало бы поставить иначе: дело в том, что невозможно «придумать» иной способ поддержания жизни и сельскохозяйственного производства в крупнейших очагах древних цивилизаций, кроме орошаемого земледелия… Возможно, именно по этой причине в Египте так почитают Менеса, первого оросителя и ирригатора, а в Китае до сих пор известностью и уважением пользуются правитель Кун и его сын Юй. Жившие около 42 веков тому назад, оба китайца прославились строительством гидротехнических сооружений. Многие годы Юй изучал движение вод и характер реки. Он даже расспрашивал крестьян, пытаясь понять нрав реки и тем самым уберечь народ от страшных разливов Хуанхэ. Затем принялся возводить дамбы и каналы. Усилия его увенчались успехом, и народ в награду избрал его императором. После смерти благодарные соплеменники оказывали ему великие почести. В Китае и поныне на берегах каналов можно видеть посвященные ему храмы.
Возможно, в роли «главного инженера» в Египте некогда выступал Иосиф, регулируя сток вод русла Нила, чтобы «снабжать водой Фаюм или даже чтобы отвести избыточную воду обратно в Нил» (Г. Херст). О жителях древних Фив, столицы Египта, говорили, что они «оседлали» Нил… Ныне своенравный режим реки находится под строгим контролем. На острове Сехел можно увидеть и «ниломер», измеряющий высоту уровня воды в реке. Но ведь так было далеко не всегда. Жителям Египта не раз пришлось испытать на себе все причуды и гнев Нила. В одной из характерных сказок Древнего Египта (сказка «Два брата») говорится:
Нил оскудел. В немой печали
Спадали воды. Дул хамсин.
В багрово-серой мутной дали
Клубились пыль и прах долин.
Нил убывал. Зияли мели,
Пески неслись на берега,
В бессильи сохли и желтели
Поля, и рощи, и луга.
Во прах поник бутон нарцисса,
Увял персеи пышный цвет,
Над мертвым телом Осириса
Явился Сет, злорадный Сет.
Смеясь слезам благой богини,
Он подымал свирепый вой,
Дышал в лицо песком пустыни,
Клубился огненной змеей.
И, задыхаяся от зноя,
Иссушена, обнажена,
Поникла в мертвенном покое
Нагая Черная страна.
Ни на полях, ни на каналах
Не видно было ни души,
И только дикий вой шакалов
Порою слышался в тени…
Все понимали исключительное значение реки для судеб народа. В «Гимне Нилу» сказано: «Ты покрыл живущими всю землю и благодаря тебе все они благоденствуют… Едва подымаются твои воды, земля наполняется ликованием, все живущее веселится… Ты несешь с собою чудные продукты, создаешь вкуснейшие вещи… Нил для того… чтобы наполнить продуктами все склады, все житницы, чтобы приготовить пищу для бедных… Доблесть его – щит бедняков. Тебя не изображают на камне, тебе не воздвигают статуй, тебе не платят подати и не приносят жертв…» Гимн древних фивян славил Нил. Они считали, что тот явился на землю, дабы «подарить жизнь Египту». И часто обращались к нему с молитвой: «Пусть упадет на людей тысяча тысяч осадков!» Даже в начале XX века многие египтяне считали, что воды Нила ниспосланы с небес, а народные врачи рекомендовали своим «пациентам» использовать воды Нила как целебное средство, помогающее от всех болезней.
Фелюга, скользящая по воде
Говоря о Египте, обычно подчеркивают значение Нила как важнейшей дороги жизни египетской цивилизации. Это бесспорно. Однако не надо забывать, что Египет был и крупнейшей морской державой древности. Морскими и торговыми центрами были древние города Атриби, Мендес, Буто, Саис, Танис, Бубастис (Бубаст). Последний располагался на канале, соединявшем Средиземное море с Красным. Морские порты обеспечивали надежность торговых связей. В 1500 году до н. э. в г. Фарос был выстроен волнолом (2100 м длиной и 50 м шириной), выдвинутый далеко в море. Он, наряду с пирсом, обеспечивал порт акваторией в 60 гектаров. Создана была и огромная сеть складских помещений и торговых зон. Таким образом, египетская цивилизация по праву могла бы также называться и морской.
О необычном изобилии земель Египта писали многие античные авторы (Теофраст, Страбон, Диодор). Теофраст приводил строки из «Одиссеи» Гомера: «Земля там богатообильная много злаков рождает и добрых, целебных, и злых, ядовитых». Египет действительно был исключительно богат дарами природы, превосходя в этом плане другие страны. Изобилие продуктов и фруктов поражало воображение греков. Тут в пищу шло почти всё: пшеница, ячмень, тростник, лотос, бобы, маслины, виноград, рыба и т. д. Основной рацион питания включал мясо домашнего скота и птицу (волы, газели, антилопы и даже гиены). Фрукты всегда в изобилии – финики, абрикосы, апельсины, гранаты. Среди напитков – молоко, вода, вино, пиво. Побывав в Египте, на этой плодороднейшей земле, тысячелетия спустя российский философ Вл. Соловьев писал:
Золотые, изумрудные,
Черноземные поля…
Не скупа ты, многотрудная,
Молчаливая земля!
Экономическая жизнь в эпоху Старого царства была достаточно примитивной. Денег как таковых не существовало. Оплата товаров и расчеты в Старом царстве производились натурой (хлебом, ячменем, полбою, пивом, медом, полотном, одеждами, благовониями, медью, златом). Стоимость товаров обозначалась с помощью куска медной проволоки (утен). Так устанавливались цены товаров при покупках и продажах. Другой единицей измерения был дебен (кольцо). Обычно за товары расплачивались золотыми кольцами, браслетами или ожерельями. Схожие единицы стоимости существовали в других странах ойкумены. Халдеи использовали при торговле слитки металла. Внутренняя торговля была развита слабо, а уж об оптовых торговцах тогда никто и не слыхивал.
Б. Фредман-Клюзель. Невеста Нила
Медальон на тунике – бог Нила
Каждый вельможа, фараон, жрец имел подсобное хозяйство, обеспечивавшее его всем необходимым. Египетские крестьяне обменивали произведенные продукты на продукцию ткачей, плотников, пивоваров и т. д. На ранней стадии цивилизации Египет представлял собой замкнутый рынок. Меновая торговля с ближними и дальними соседями существовала задолго до эпохи первых двух династий. Центрами поставок сырья были Саккара, Абидос, Иераконполис, а также другие места, порой отдаленные. Продукцию ремесленников (драгоценные камни, слоновую кость, зерно и т. п.) Египет вывозил в различные страны. По мере расширения границ «империи» и распространения власти египетских фараонов на ближайшие страны (Ливия, Нубия, Сирия) заметно расширилась внешняя торговля: слоновая кость, эбеновое дерево, золото, драгоценности, обезьяны, пантеры, жирафы, львы и леопарды. Египтяне торговали с Критом, Сирией, страной Пунт, островами Эгейского моря. Везли быков, лошадей, коров, корабли, колесницы, оружие, вина, одежды, предметы роскоши. Торговля облагалась налогами. Средства шли на содержание свит фараона, жречества и чиновников.
Спуск ладьи на воду в Египте
С развитием мастерских и ремесленничества менялся характер торговли. Помимо хлеба египтяне имели в своих руках такой важный источник богатства, как золото Абиссинии, россыпи Итбея и Синая, драгоценные камни. В иных источниках встречаются фразы: «В Египте у царя золота что пыли…», «дорожная пыль – это чистое золото». Часть золота прибывала из Нубии, но больше всего его добывали в пустыне, к востоку от Египта. В выжженных солнцем бесплодных пустынях Красной земли таилось золото, предмет зависти царей многих стран и важнейший фактор богатства Египта. В музее Турина сегодня можно увидеть любопытнейший папирус – самую древнюю в мире карту сокровищ. На ней отмечены золотые шахты Восточной пустыни, вдоль тропы Хашаманат, что почти у дверей Египта. Под своей суровой поверхностью пустыня – это просто ларец с драгоценностями.
Строительство лодки «Ра» у подножия пирамид
Но у египтян была еще причина, по которой они решались отправляться в пустыню. По Вади Хаммамат караваны из Египта могли дойти до Красного моря, и из портов египтяне отправляли торговые экспедиции на юг, вдоль побережья Африки. Там располагалась страна, которую египтяне поэтически именовали «землей богов». Из этих мест в Египет прибывали обезьяны и слоновая кость, золото и черное дерево, шкуры пантер, перья страусов, ладан и мирра. «Мы не знаем точно, где находилась эта экзотическая страна, важнейший торговый партнер, но существует предположение, что поблизости от современного Сомали», – пишет Б. Мертц.
Последняя прижизненная фотография Тура Хейердала
Стремясь добыть как можно больше столь необходимого золота, египтяне постоянно направляли в эти места экспедиции. Древняя столица Верхнеегипетского государства даже получила наименование «Золотого города». Здесь обнаружены богатейшие гробницы Египта, додинастического и раннединастического периодов, найдено немало чудесных золотых украшений (подвески, браслеты, ручки ножей с тончайшими золотыми рельефами). Произведения сирийских и халдейских мастерских можно видеть на барельефах храмов, на стенописи ряда фиванских гробниц и т. д. (золотые, серебряные, бронзовые вазы, утварь, оружие с художественной резьбой). Все это изготавливалось из полученного в Египте сырья («один Египет мог доставлять им его по дешевым ценам, если хотел фараон»). Причем, скажем, договор Рамсеса II c хеттами имел специальные пункты, запрещавшие обеим странам переманивать местных рабочих и похищать друг у друга производственные тайны.
Пробегающие паруса яхт, словно чайки, скользят над сероватой гладью великого Нила… Первые конструкции деревянных судов, видимо, родились из камышовых ладей. Произошло это в прилегающих к Средиземноморью областях (Египет, Двуречье, Сирия, Ливан, Кипр, Италия, Ливия, Алжир и т. д.). Как говорил знаменитый путешественник современности Тур Хейердал, человек «поднял парус раньше, чем оседлал коня». Египтяне разработали специальную оснастку, позволяющую кораблям из папируса чувствовать устойчивость на сильной волне. Это давало возможность поддерживать постоянную торговлю между странами морским путем.
В Финикии была специальная гавань (порт Библ), предназначенная для торговли с Египтом, откуда шел папирус и гранит и куда широким потоком направлялся ливанский кедр. В Двуречье найдены многочисленные египетские изделия (в музее Багдада им отведен целый зал), и наоборот, месопотамские поделки обнаружены в Египте. Известны связи Египта с Индией. Еще до гибели Александрийской библиотеки ее хранитель Эратосфен оставил упоминание о том, что «папирусные суда с такими же парусами и снастями, как на Ниле», доходили до Цейлона и даже до устья Ганга (вероятно, они везли товары).
К югу от пирамиды Хеопса туристы могут увидеть музей Солнечной ладьи, где находятся обнаруженные во второй половине XX века ладьи фараона Хеопса. Они считаются самыми древними в истории кораблями. Длина первой ладьи достигала 32,5 метра, а ширина – 5 метров. Она покоилась в специально созданном для нее храме-склепе. Все ее детали, а это ни много ни мало 650 частей и 1224 отдельных элемента, пролежав на дне траншеи почти 4600 лет, прекрасно сохранились. Эти образцы помогли Туру Хейердалу построить гигантские лодки «Ра I» и «Ра II», спущенные на воду в Красном море, в финикийском порту Сафи. Кстати говоря, чтобы их ему построить, пришлось тщательно изучить старые рисунки египтян.
Тяжелые грузы, как считает директор Немецкого археологического института в Каире Р. Штадельман, перевозили на специальных баржах. Так, на южном портике нижней терассы храма царицы Хатшепсут (ок. 1503–1482 гг. до н. э.) в Дейр-эль-Бахри изображена баржа, везущая два огромных обелиска. Баржу тянет целая флотилия из 27 лодок, впереди которой идет судно-лоцман. Для перевозки северного колосса Мемнона (800 тонн) архитектор Аменофис, жрец храма Аменофиса III в Луксоре, построил в Фивах специальное судно, которое назвал «Кораблем восьми» (1350 г. до н. э.). Все крупные объекты, типа каменных глыб или гранитных колоссов, доставлялись по каналам к Нилу для их дальнейшей транспортировки.