Миф древнего рима. 1.3 Мифология Древней Греции и Древнего Рима
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Мифология древнего Рима. Миф древнего рима


О римской мифологии. Мифы и предания Древнего Рима

О римской мифологии

Прежде чем начать рассказ о римских мифах, следует сказать пару слов о сущности древнеримской мифологии как таковой. Часто мы воспринимаем римскую мифологию как заимствованную у греков, что едва ли верно. На самом деле древнеримская религия очень самобытна и все греческое влияние на нее — довольно позднее, хотя и внушительное. Римский пантеон крайне обширен и сложен по своему составу и функциям входивших в него божеств, при этом различные аспекты верований пронизывали все сферы жизни древних римлян.

Римская религия развивалась в течение многих столетий по мере роста римского государства — от небольшого города до огромной империи. Попробуем коротко и поверхностно разобраться в различных аспектах формирования классического римского пантеона — того, с которым все мы скорее всего знакомы еще по греческой мифологии.

Самыми древними объектами религиозного почитания у римлян были духи — покровители рода, культ которых старше самого города Рима. Сами римляне считали, что почитание этих духов пришло в Рим из Лавиния и Альбы-Лонги, более древних городов Италии. К таким духам-покровителям относятся маны — тени умерших, оберегающие свой род после смерти, домашние божества пенаты и лары. Пенаты, лары и маны не имели собственных имен, не персонифицировались и почитались римлянами как некое безымянное множество. Подробнее речь о них пойдет в соответствующих разделах.

Культ покровителей рода имел, конечно же, частный, семейный характер. Часто покровителем рода был некий легендарный предок, например род Юлиев чтил в этом качестве Юла, сына Энея. По мере формирования государства и утраты значимости родовой организации некоторые родовые боги стали почитаться в пределах целого государства, сменив приписываемые им функции. Есть мнение, например, что культ Фавна, веселого бога — покровителя пастухов, изначально принадлежал родам Фабиев и Квинктилиев.

Как и большинство известных нам древних народов, римляне обожествляли также ручьи и источники. Как пенаты и лары, эти силы представлялись римлянами в виде безымянного множества духов. Группу таких водяных духов римляне почитали под именем «камены». Каменам легендарный римский царь Нума Помпилий посвятил источник в Риме, в их честь строились маленькие бронзовые часовенки в рощах, где приносили в жертву воду и молоко. Их аналогами в некотором роде были греческие нимфы, а впоследствии камены отождествились с греческими музами, богинями искусств и наук.

Важнейшей отправной точкой формирования классического римского пантеона являются так называемые аграрные культы: обряды и верования, связанные с земледелием и скотоводством. Многие важнейшие боги римского пантеона, получившие в будущем иные функции, ведут свое происхождение именно от аграрных культов. Так, например, Марс, бог войны в классическую эпоху, в древности считался богом оплодотворения, покровителем земледелия и скотоводства; Венера, отождествленная впоследствии с греческой Афродитой и превратившаяся в богиню любви и красоты, изначально была божеством садоводства и виноградарства.

В значительной мере сложный состав римского пантеона порожден пестротой групп, составивших римскую общину: в нее входили латинские, сабинские и этрусские племена. Каждое племя, каждый род привносили в римский пантеон своих божеств. Со временем римское государство разрасталось, и когда территория его включала в себя новые земли, римский пантеон обзаводился и новыми богами со всей Италии.

Надо отметить, что древнеримская мифология в сравнении с греческой довольно бедна на яркие образы богов и запоминающиеся мифы об их деяниях. О почитании безымянных множеств духов мы уже упоминали, также распространены были культы таких божеств, как Мир, Надежда, Доблесть, Справедливость. Эти абстрактные понятия были практически обезличены, их нельзя даже считать настоящими олицетворениями. Тем не менее в их честь приносились жертвы и строились храмы.

Любопытно, что часть древних римских богов не имела определенного пола, например древнейшее божество пастухов Палес упоминается и как бог, и как богиня. Зачастую жрецы сами не были уверены, к какому полу принадлежит божество, и обращались к нему «sive deus, sive dea» — «или бог, или богиня».

Так же скупы и формальны были римские обряды. Почитание богов сводилось к совершению четко регламентированных действий и произнесению узаконенных формул. Самым страшным было отступление от выверенного ритуала, сулившее божественную кару. В молитвах римлянин подробно перечислял, что он хотел получить от бога и что готов был дать ему взамен. Часто такая пунктуальность в отношениях сводилась к искусству обманывать бога так, чтобы не дать ему ничего лишнего, например вместо скольких-то голов (скота) римлянин подносил богу столько же головок чеснока и полагал себя в расчете с высшими силами.

Древнеримская религия, сухая и практичная, оказалась очень восприимчивой к влиянию греков с их яркими поэтичными мифами и сложными взаимоотношениями между богами, каждый из которых имел свою историю и выраженный характер. Самое раннее влияние на римлян шло через греческие колонии на западном побережье Италии: Кумы и Неаполь. Тогда к римлянам попали бог Аполлон и Геракл, обожествленный герой, в силу созвучия объединившийся с римским Геркулесом и ставший сперва общенародным покровителем войны, а после — торговли.

Серьезное влияние на римскую религию греки оказали и после подчинения Риму греческих колоний в Южной Италии; влияние это тем более усилилось после покорения самой Греции во II веке до н. э. Постепенно римляне перенимали богатую греческую мифологию и переносили ее на своих богов. Так сложился синкретический греко-римский пантеон, и сами верующие перестали различать происхождение богов.

Римский поэт Энний пишет о двенадцати главных богах Древ него Рима, во многом сходных с древнегреческим олимпийским пантеоном. Вместе эти божества составляли совет Юпитера и несли ответственность за сохранение мирового порядка. Вот они:

— Юпитер (у греков Зевс) — бог неба, грома и молнии, отец богов, верховное божество римского пантеона;

— Нептун (у греков Посейдон) — бог морей;

— Вулкан (у греков Гефест) — бог огня и кузнечного ремесла;

— Аполлон — бог света, наук и искусств;

— Меркурий (у греков Гермес) — бог торговли;

— Марс (у греков Арес) — бог войны;

— Юнона (у греков Гера) — богиня брака, жена Юпитера;

— Минерва (у греков Афина) — богиня мудрости и ремесел;

— Церера (у греков Деметра) — богиня плодородия;

— Венера (у греков Афродита) — богиня любви и красоты;

— Веста (у греков Гестия) — богиня семейного очага;

— Диана (у греков Артемида) — богиня охоты.

Они назывались dii consentes, боги-советники. Впоследствии к ним добавилось еще восемь богов: Янус, Сатурн (у греков Кронос), Гений, Плутон (у греков Аид), Либер-отец, Земля, Солнце и Луна. Все вместе они именовались dii magni, великие боги. Существовало также огромное число самых различных dii minores, младших богов.

Большинство римских мифов о великих и младших богах тождественно греческим. Мы не видим необходимости пересказывать их в этой книге и рекомендуем интересующемуся читателю обратиться за ними к сочинениям по греческой мифологии. Мы же ставим своей целью в этой главе познакомить читателя со специфическими римскими верованиями и мифами, не имеющими аналогов у греков, а также характерными чертами римских религиозных праздников и суеверий.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Мифология древнего Рима. История мировой культуры

Мифология древнего Рима

Первичные мифы римской цивилизации, например, миф о выкармливании волчицей двух братьев – основателей Рима, – мало чем отличаются от мифов первобытных народов. Тит Ливий пишет, что первый культ, учрежденный на римской земле Ромулом, был культ Геркулеса (Геракла), так как Ромул был ревностным почитателем бессмертия, порожденного доблестью. Для древнейшего периода римской истории характерен культ семейно-родовых духов-покровителей – богини домашнего очага Весты, пенатов и ларов. Еще один исконно римский бог – двуликий Янус. После завоевания Греции происходит отождествление римских богов с греческими и перенимание структуры греческого пантеона: Юпитер отождествляется с Зевсом, Марс с Аресом, а взятые от греков боги приобретают новые имена: Афина называется Минервой, Афродита – Венерой, Посейдон – Нептуном, Гера – Юноной, Гермес – Меркурием.

Овидий в «Метаморфозах» повторяет в расширенном варианте «Теогонию» Гесиода. Он попытался собрать воедино все предшествующие знания от первобытного хаоса до системы Пифагора и соединил мифы, научные и исторические сведения в художественую картину мира, в которой все находится в процессе изменения, метаморфоз. Данный синтез вполне соответствовал историческому значению Римской империи, включившей в себя к началу нашей эры большинство известных земель. Создателем человека у Овидия является Прометей, который «между тем, как, склонясь, остальные животные в землю смотрят, высокое дал он лицо человеку и прямо в небо глядеть повелел, подымая к созвездиям очи» (Публий Овидий Назон. Собр. соч. Т. II, СПб., 1994. С. 11). В «золотой век» не было страха, земля все «сама приносила, плугом не ранена» (Там же), реки текли молока и т. д. При Юпитере зародился «серебряный век». Появились четыре времени года, люди стали жить в пещерах и трудиться на земле. Дальше был «медный век» и худший, «железный», в который ушло благочестие и справедливость, а пришло насилие и «проклятая жажда наживы», а вместе с ней частная собственость на землю и войны. Юпитер решает уничтожить человеческий род и устраивает потоп. В живых остается один человек с женой, от которого происходят новые поколения.

В «Метаморфозах» Овидия Юпитер в основном занимался любовными интригами, заставляя вспоминать написанную Овидием ранее «Науку любви». Пантеон богов намеренно заземлялся, и ему трудно становится соперничать с нарождающимся христианством. Можно сказать, что здесь происходит подмена. Юпитер Овидия намного легкомысленнее Зевса Гесиода, и верить в благостность бога с таким поведением становится все сложнее.

В императорский период утверждается культ гениев императоров. В новую эру в Рим проникают мифологические системы из покоренных стран – Египта и Малой Азии. Между ними разворачивается борьба за господство. Во II в. в Риме стал популярен культ персидского бога света и правды Митры, который в религиозном отношении был самым большим конкурентом Христа. Это был шаг от политеизма к монотеизму, и в этом смысле почитание Митры подготовило к принятию христианства в начале IV в. на закате Римской империи. А на протяжении длительного времени римские сатурналии воспринимались как жуткий анахронизм, в то время как жертва Сократа для римских стоиков оставалась образцом мужества. Философия в Древнем Риме лидировала вплоть до победы христианства.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

fil.wikireading.ru

1.3 Мифология Древней Греции и Древнего Рима. Мифология и религия античности

Похожие главы из других работ:

Античная колыбель европейской культуры

1.4 Культура Древнего Рима

Согласно преданию, город Рим был основан в 753 г. до н.э. двумя братьями Ромулом и Ремом, потомками троянского героя Энея. Довольно рано римляне встали на путь завоеваний. В III в. до н.э. под их контролем находилась уже вся Италия, а в I в. до н.э...

Британский музей Лондона

4.3 Искусство Древней Греции и Древнего Рима

Представлено в музее коллекцией, начиная с памятников Эгейского мира (3-2 тыс. до н.э.) и завершая произведениями, созданными на закате Римской империи. Коллекция греческо-римских древностей занимает 12 зал. В нее вошли так наз...

Искусство Древнего Рима, Византии, Италии

1. Искусство Древнего Рима.

Хронологические рамки искусства Древнего Рима охватывают почти тысячелетие - от его зарождения в конце 6 в. до н.э. до конца 5 в. н.э. Начало древнеримского искусства относится к периоду республики (конец 5 - конец 1 в. до н.э.)...

Культура Древнего Рима

Культура Древнего Рима

Италия была вторым после Греции важнейшим культурным регионом I тысячелетия до н.э. Всего за несколько столетий Древний Рим проделал путь от маленькой общины на реке Тибр до огромной империи, владыки тогдашнего мира...

Культура Древнего Рима

Мифология Древнего Рима

Об этапах развития Римской мифологии существует несколько мнений. Некоторые историки за основу берут книги жрецов "Индигитаменты", где говорится о том, что в мире существуют лишь безличные вредоносные или благодетельные силы - нумина (numina)...

Культура Древнего Рима

Искусство Древнего Рима

Искусство древнего Рима, как и древней Греции, развивалось в рамках рабовладельческого общества, поэтому именно эти два основных компонента имеют ввиду, когда говорят об "античном искусстве"...

Культура Древнего Рима

1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА

...

Культура и искусство Древнего Египта

2. Мифология Древнего Египта

Египетская мифология начала формироваться в VI - IV тыс. до н.э., задолго до возникновения классового общества. В каждой области (номе) складывается свой пантеон и культ богов, воплощенных в небесных светилах, камнях, деревьях, птицах...

Культура косметики разных народов

Глава 1. Косметика Древних Египта, Греции и Рима

...

Мифология и религия античности

2.4 Религия Древней Греции и Древнего Рима

Греческая религия складывалась в эгейскую эпоху и, несомненно, испытала влияние крито-микенских культов с их женскими божествами. Как у всех древних народов, у греков были местные общинные культы, боги-покровители отдельных городов-полисов...

Образ человека в древнегреческой и римской культуре

1. Периодизация культуры Древней Греции и Древнего Рима

Прежде, чем перейти к раскрытию образа человека рассмотрим периодизацию культуры Древней Греции и Древнего Рима. Историю Древней Греции сейчас принято делить следующим образом: I...

Образы славянских богов в декоративно-прикладном искусстве

1.2 Анализ и сравнение верховных богов стран Древней Греции и Рима, Индии и Руси

Обзор археологической мозаики за полторы тысячи лет жизни праславянского мира дал нам много отдельных сведений и намеков на культы и мифологические образы славянства. В отличие от греческой мифологии, которая уже с VII в. до н. э...

Отличия в культуре древней Греции и древнего Рима

1.Есть ли отличия в культуре Древней Греции и Древнего Рима

Конечно, греческая и римская культуры очень похожи. «И у греков, и у римлян было свое историческое призвание - они дополняли друг друга, и фундамент современной Европы - их общее дело»...

Развитие знаний о живой природе в период эллинизма

3. Мыслители Древнего Рима

...

Укладка волос холодным способом

1.3 Прически Древнего Рима

Большое внимание укладке волос и их красоте уделяли в Древнем Риме. Очень многое римляне заимствовали у греков, но со временем выработали и установили собственный стиль. Для ухода за волосами они использовали травяные настои...

cult.bobrodobro.ru

Мифология Древнего Рима.

Количество просмотров публикации Мифология Древнего Рима. - 299

Лекция по античной лит-ре от 5 декабря

Рим перенял у Греции мифологию и получилась греко-римская мифология.

Народную мифологию (догреческую) узнать трудно. Наиболее известные ʼʼИндигитаментыʼʼ- обрядовые книги. В них перечислены божества земледелия ( посœева, жатвы) брака, зачатия, жизненных процессов, даже божество возвращения ребенка домой! Составлены эти книги жрецами, хотя такой касты не существовало (во время обряда любого могли назначить жрецом). Римские книги составляли юристы. В классический период Римляне прибегали к гаданиям авгуров (гадатели по полету птиц) и гаруспиков (по внутренностям животных).

К примеру: птицы появляются справа от капитолия- хороший знак. Слева- плохой.

Цицерон писал так, что эта религия авгуров распространялась для простонародья, сенаторы же уже не верили в такие глупости. Зато они возили с собой священных куриц, которые если хорошо ели- война будет успешной. Цезарь специально приказывал вылавливать гусениц, чтобы те хорошо ели. Цезарь заявлял, что он ʼʼумилостилʼʼ

После династии Тарквиниев (этрусская династия)- римляне боялись единовластия как чумы. Предки (культ предков)- это Ларры, жили в домашнем очаге или храме Весты. Пенары (то же что и ларры).

Римляне были чудовищно богобоязненными людьми, в отличие от греков, у которых боги человекоподобные, Римская мифология - стихийно-демоническая религия, боги не обладают никакой внешностью, Веста воплощалась в виде пламени (и только после влияния Греции, она обрела человеческий облик). Римляне законопослушные- проведение культа. Обряда- крайне важная церемония. В случае если кто-то во время обряда чихнул- всœе начиналось с начала, нельзя было его нарушить. Иногда повторяли церемонию по 30 раз, пока всœе не проведено идеально. Οʜᴎ даже боялись их называть, они обращались к ним ʼʼсвятое божество, мущина или женщина, помоги мне в…ʼʼ.

Стихийный демонизм и мистицизм привел к образованию и созданию слова ʼʼрелигияʼʼ (ʼʼрелигиумʼʼ- лат. –поклонение мистическим силам; культ.- лат. – почитание, выполнение религиозных обрядов).

ʼʼЭвокацияʼʼ- формула включения чужих богов захваченных племен в римскую мифологию.

Римлянам был свойственен ʼʼАнимизмʼʼ- почитание природы, деревьев, источников. Дуб- священное растение, священное животное- волк.

Докласические времена- ʼʼвлуперкарииʼʼ - обряд поклонения волков. Луперки- оборотни. Лупа- жрица любви. Лупанарии- дома любви. Люди-волки. Голые юноши бегали вокруг храма с кнутом и били проходящих, кого тронет кнут- будет богат потомством. Марк Антоний так же проводил данный обряд.

Изначально в Риме приносили жертвы сородичей, затем живых людей заменили куклами и меховыми шарами. Это жертва богу в его праздник. Елка тоже- жертвоприношение

Мать, которая рожала ребенка, должна была проводить специальные обряды, чтобы ублажить божков. Ватикан открывал рот, Индуса- помогала ему кушать, Осипага- смотрела чтобы у него формировались кости, Стопан- ходить…

Богиня Лихорадки, богиня бледности, кашля, праздник мышей и моли.

Блаженный Августин: ʼʼКаждый в своем доме имеет своего одного покровителя. А Римляне разделили петли и порог разным божкамʼʼ.

Рим стремился приять у себя более сложившуюся и совершенную религию, и всœе время смотрели на восток, на Грецию. И постепенно с торговлей и др. Размещено на реф.рфпричинам приходит к римлянам греческая мифология.

Церера- Римлянин увидевший свою богиню упал бы в ниц и испугался. Церера- это то чувство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ земледелœец летом видит взросшые колосья. Кунс, Флора, отвечали за растениян, посœев и тд

Деметра- богиня даровавшая людям хлеб, основа жизни людей, могли выращивать злаки и выживать.не только дала людям земледелие, но и сделала греков осœедлыми и патриотами, изначально они были кочевниками. Богиня даровавшая государственный строй. Надежда человека на неконечность жизни. Отсюда и Персифона, и загробная жизнь. Важднейший архитипический момент. С рождением Персифоны- рождается и понятие о сильной материнской любви.

Когда Деметра появилась в Риме, они приняли ее с восхищением. Боги- человекоподобные- рождали мифы, а именно на них и основывалась литература, именно про них и писали. Поэтам было не о чем писать до прихода греческой мифологии.

Юпитер лацийский- световые явления неба. Римляне боялись грома и молний. Бог грома и молний. Стал богом клятв ʼʼКлянусь Юпитеромʼʼ, договоры. Он становится некой таинственной силы, а после и государственности. Он давал по заслугам или по своей прихоти людям и добро и зло, стал покровителœем римского народа.

Идея богоизбранничества- это идея Римская, впоследствии оказавшая влияние на иудеев.

Когда римляне узнали о Зевсœе и узнали в нем Юпитера, приняли его, а затем и всю его семью. Юнона (Гера)- покровительница Минœерва (Афина) –покровительница городов. Это первая троица главных богов. Иакх(Дионис), Флора (Персефона),Церера (Деметра). троица делосская: Апполон- бог светоносный, разума и искусств, Диана (артемида)- охотница, Латонна. Либера- либер 9женские боги- дочки и мужские).

Римская покровительница овощей Венера стала олицетворением боги любви Афродиты, и стала покровительствовать любви. Этот пример олицетворят сложность переноса греческой мифологии на римский. Приходилось заменять их роли на другие и ʼʼроднитьʼʼ.

Янус- бог войны. Один из первозданных богов Рима. Римлянам было сложно описать и найти ему замену.

Сивилины книги- (жриц Апполона)- предсказания. Кассандра- дочь Приама и Гекубы, становится одной из Сивилл. Сивилла кумская (работа Микеланджело). Сивиллы были бессмертные, пока не прикоснуться к родной Земле.

Римская литература периода гражданских войн. (2/2 2 века до н.э. – ½ 1 в до н.э.)

Римская республика начинает трещать по швам. Во главе республики стоял совет сенаторов из 300 сенаторов. Οʜᴎ беседовали, голосовали, и принимали решение. Гонцы с войны приезжали к сенату, ждали пока сенаторы решат, потом назад на поле сражения. И сенаторская республика уже теряла свою репутацию. Тогда приняли решение во главе Рима поставить двух консулов, которые решали судьбу республики.

Эней- внук Энея Юл.- Юлий сын Юла (интерпретация про то, что Рим нефига не моложе Греции. И вообще возвращал себе свои земли, завоевав Грецию, которые он потерял во время Троянской войны). Пантифик Цезарь (пантифик- руководитель, выполняющий обязанности следить за выполнением обрядов). Популяр Цезарь демократ ʼʼпокупалʼʼ голоса избирателœей, обладал бешенной поддержкой толпы, и напугал своей поддержкой Бибула ( конкурента Цезаря- консерватора). Даже шутили, что в Риме были два консула- Гай и Юлий (ᴛ.ᴇ. один).

Сенаторы объединились против Цезаря (на его телœе обнаружили 23 ножевых ранения). Цезарь принял свое предательство как жертву Риму. Это был сразу подписанный приговор (читайте Плутарха!).

Когда Рим из полиса превратился в огромное государство, сама история подталкивала Рим к единовластию. Это время распада охватывает целые 100 лет - попытки республиканцев возродить былое величие и единовластие. Между ними шли вооруженные стычки в решении судьбы Рима. Кракхи- полулисты, опирались на возрождении государственных трибунов (должность выборная- представители народа, только плебеи). Трибуны могли решить и сделать всœе что хотят. Очень сильный механизм народной власти. Клодий Пульхр- из аристократического рода, тоже популяр, за денюжки становится трибуном и изгоняет ʼʼплебейскимʼʼ голосом Цицерона-сенатора, который клялся что он отец государства, Цицерона изгоняют из Рима.

Марий- изгнал германцев (им даже под страхом смерти боялись давать вино, иначе они разбуянятся, они пили только пиво, назвали их германцами из-за их варварского крика ʼʼГерррма!ʼʼ, они были больше римлян). Реформы в Риме.

Диктатура- военная должность, в периоды военно-политического обострения, гражданского или на границах сенаторы слагали свои полномочия и отдавали диктатору.

Проскрипции- списки нежелательных лиц, которых нужно было устранить, без суда и следствия.

Бедных людей кормило гос-во, римские полководцы после победы устраивали ʼʼТриумфʼʼ- бесплатный пир и развлечения для всœего народа.

Проконсул- консул, который после своего правления получал на 5 лет провинцию. В итоге вместо того, чтобы править провинциями. Οʜᴎ их обкрадывали до нитки.

Гай Цезарь- берет провинцию нищую, на которой показывает свои высокие качества военного полководца. Начинает сражаться с Галлией. Из своей провинции он извлекается громадную сильную армию, преданную Юлию (он участвует во всœех битвах, спит и ест с воинами). В Луке он соединяется в первый Триумверат (тройственный союз) с Помпеем и Крас. За Помпея Цезарь отдал свою дочь. Крас погибает в войне с порфянами. Цезарь и Пампей после его смерти начинают делить Рим между собой. Помпей проигрывает. Но в качестве Диктатора- Цезарь пробыл всœего год. Далее вернулся в Рим и его предали.

Актовиан Август, Марк Антоний и Марк Лепид- второй триувиат. Тот же сценарий, в конце к власти приходит Актовиан.

Главные писатели этого периода:

referatwork.ru


Смотрите также