Древнего египта сфинкс. Большой сфинкс в Египте хранит тайны
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Кто изуродовал египетского сфинкса? Древнего египта сфинкс


Кто изуродовал египетского сфинкса?

Кто изуродовал египетского сфинкса?

     Существует широко распространенная версия о том, что во время своего похода в Египет в 1798–1799 гг. Наполеон Бонапарт приказал своим артиллеристам тренироваться в точности стрельбы, используя в качестве мишени Большого Сфинкса, который возлежит рядом с пирамидой в Гизе.

   Артиллеристы с готовностью выполнили приказ своего генерала. К тому же, стреляли они достаточно метко, и в результате, ценнейший древнеегипетский памятник оказался изуродованным. В частности, его лицо, передающее черты фараона Хефрена, было сильно повреждено, а его нос, величина которого достигала роста среднего человека, оказался отколотым.

   Следует отметить, что пирамиды в Гизе составляли центр огромного погребального ансамбля фараонов. Знаменитый Большой Сфинкс, длина которого составляет 57 метров, а высота — 20 метров, входит в состав этого архитектурного ансамбля.

   Известно, что уже в глубокой древности Сфинкс был засыпан песками. Молодой фараон Тутмос IV, якобы, однажды задремал в его тени и услышал голос каменного исполина, просившего освободить его от тяжести песка. Тутмос IV исполнил эту просьбу, а также приказал украсить Сфинкса плитой с рельефами и надписями, повествующими об этом событии.

Судя по описаниям и гравюрам европейских художников, к началу XIX столетия у Сфинкса снова были видны из песка лишь голова и плечи. После того как вновь были произведены раскопки, открылись могучее львиное тело и вытянутые вперёд когтистые лапы. Широкое скуластое лицо Сфинкса непроницаемо и строго, его глаза обращены на восток. Арабы издавна называли это каменное изваяние «Отцом Ужаса».

   В настоящее время щели и выбоины на лице у Сфинкса замазаны цементом. Но даже после такой реставрации оно осталось безнадежно изуродованным. Кто же отважился на такое кощунство? Конечно же, Наполеон и его солдаты, эти санкюлоты и безбожники!

   Современные авторы Г. В. Носовский и А. Т. Фоменко пошли еще дальше. Основываясь на этой версии, они в своей работе «Новая хронология Египта» пытаются доказать, что, якобы, вся история Древнего Египта была сознательно искажена по инициативе Наполеона, чуть ли ни приказавшего специально ради этого уничтожить многие древние памятники и старинные надписи на гробницах фараонов.

   Они пишут:

Европейцы захватили Египет в конце XVIII века во время известной египетской экспедиции Наполеона. До этого Египет был под властью мамелюков. Приблизительно в это время, возможно, и началась «научная обработка» египетской истории. Хорошо известно, например, что орудийные батареи Наполеона прямой наводкой расстреливали из пушек знаменитого Сфинкса в Гизе и сильно повредили его лицо.

   Спрашивается, зачем это было сделано? Может быть, по невежеству простых французских солдат? Но ведь в войске Наполеона находился штат ученых-египтологов. Куда же они смотрели? Чем не понравилось им лицо Большого Сфинкса и надписи на гробницах фараонов? А ведь именно с египетского похода Наполеона и началось бурное развитие европейской египтологии. Расшифровывают иероглифы, находят папирусы и прочее. И одновременно сбивают надписи с гробниц и расстреливают из орудий древние памятники.

   Возникает естественное подозрение. Подлинные надписи на древних египетских гробницах почему-то сильно мешали тем людям, которые именно в то время начали создавать египетскую историю. Напомним также, что многие египетские древности были вывезены в то время во Францию…

   Так начиналось составление «древней египетской истории».

Г. В. Носовский и А. Т. Фоменко возмущены варварством французов. В пылу полемики они пишут: «В то же самое время нам рассказывают об уважении Наполеона к священным местам».

Конечно же, всем известно, что с армией Наполеона в Египет пришли многие знаменитые ученые, рисовальщики и литераторы. Да и сам он неоднократно говорил, что пришел, чтобы «помочь Египту идти к свету». Одна его фраза про сорок веков, взирающих на солдат с высоты египетских пирамид чего стоит! Но все же, авторы «Новой хронологии Египта» не упускают случая заметить, что в целом он поступал так, как ни один завоеватель не поступал ни до, ни после него: многие исторические памятники были разрушены или вывезены в Париж, а в Сфинксе, якобы, по приказу Наполеона было просверлено отверстие в поисках каких-то тайных ходов. В конечном итоге, они задаются вопросом:

   Будет ли излишне смелой гипотеза, что по ходу дела французские артиллеристы (не по просьбе ли кого-то из египтологов, сопровождавших войска?) заодно корректировали историю?

Согласно Г. В. Носовскому и А. Т. Фоменко, французы умышленно уничтожали символику, не укладывавшуюся в так называемую «правильную» историю Египта, например, нечто, похожее на христианский крест на голове Сфинкса («Может быть, на голове Большого Сфинкса это сходство было слишком явным?»).

   Всю свою замысловатую теорию Г. В. Носовский и А. Т. Фоменко строят на основании цитат из некоего немецкого писателя и журналиста Курта Керама, автора популярной книги «Боги, гробницы, ученые» (1994).

   Курт Керам пишет: «Там разлегся один из сфинксов — получеловек-полузверь с остатками львиной гривы и дырами на месте носа и глаз; в свое время солдаты Наполеона избрали его голову в качестве мишени для своих пушек; он отдыхает вот уже многие тысячелетия, и готов пролежать еще многие; он так огромен, что какой-нибудь из Тутмесов мог бы соорудить храм между его лап».

   Естественно, подразумевается, что факт расстрела Сфинкса по приказу Наполеона является бесспорным. Авторы «Новой хронологии Египта» иронизируют: В общем, «Наполеон немало потрудился в Египте». Подчеркивая при этом, что надо помочь стране «идти к свету».

Подробнейший разбор этой теории дан в статье «Что можно найти в гробнице Тутанхамона».

Прежде всего, ее автора М. А. Пирогову удивляет базовый труд, который используют авторы «Новой хронологии Египта». Этот единственный труд — детская книжка Курта Керама. М. А. Пирогова язвительно замечает: «Она от этого, правда, хуже не становится — особенно для получения информации в определенном возрасте».

   Далее М. А. Пирогова пишет:

Вновь обратимся к интерпретации А. Т. Фоменко и Г. В. Носовским истории Древнего Египта.

В исследовательском запале авторы не только выдвигают свои гипотезы, но и критикуют историков-традиционалистов. Естественно — самых известных из них, в первую очередь — главного дешифратора египетских иероглифов, называемого многими великим — Франсуа Шампольона.

   Так в чем же пафос критики Шампольона? Прежде всего в том, что он отказался от прежних выводов, сделанных за 1000 лет до него Гораполоном. Авторы — на первый взгляд — добросовестно процитировали то, что о нем написано у Керама. Да, действительно, Гораполон первым описал иероглифы, но он считал их так называемым рисуночным письмом. При этом Гораполон каждому из иероглифов «придумал» объяснения в виде маленьких рассказов, как бы поясняющих смысл каждого из иероглифов. Да, действительно, все последующие попытки расшифровать надписи из Египта опирались именно на Гораполона, а потому были просто интерпретацией непонятных, но очень красивых, орнаментальных изображений — иероглифических надписей. И это все написано у Керама. Всего… на полутора страницах. Откровенно говоря, сделать какие-либо однозначные выводы из того, что написано у Керама, для научного обоснования критики — очень трудно…

   В рамках рассматриваемой темы мы не будем углубляться в рассуждения противоборствующих сторон относительно интерпретаций Гораполона, открытий Шампольона и альтернативных прочтений древнеегипетских текстов. Для нас это не столь важно. Рассмотрим лишь кто, когда и зачем, якобы, уничтожал имена, названия городов и стран на памятниках Древнего Египта?

По мнению авторов «Новой хронологии Египта», ответ на это вопрос, конечно же, ясен — это сам Шампольон. Но откуда это известно уважаемым авторам? Здесь ими цитируются в основном два автора. Во-первых, это уже известный нам Курт Керам. Из этого источника мы узнаем, что «хорошо известно, что именно орудийные батареи Наполеона изуродовали большого Сфинкса», хотя, как мы увидим ниже, гораздо лучше известно, что версий на это счет существует очень много. Во-вторых, это Петер Элебрахт, автор книги «Трагедия пирамид. 5000 лет разграбления египетских усыпальниц» (1984).

   Итак — Петер Элебрахт. Его книга — это сборник публицистических статей, где в основном изложены путевые впечатления автора, частного коллекционера и постановщика этнографических документальных фильмов. Именно он в своей книге приводит пространную цитату, выдержку из письма современника, из которой следует, что Шампольон варварски уродовал памятники Египта. С этим стоит согласиться. Да, было дело: во время своей экспедиции по Египту Шампольон много чего увез без спросу, и это не делает ему чести. Благодаря ему египетская коллекция во Франции была пополнена сотнями, если не тысячами экспонатов.

   Но на основании этого Г. В. Носовский и А. Т. Фоменко делают вывод, что Шампольон делал все это не для того, чтобы просто перевезти все это во Францию. Они многозначительно утверждают: «Такое «объяснение» в принципе можно было

допустить. Но после того, что нам теперь становится известно, трудно отделаться от мысли, что мотивы были иными».

   По мнению М. А. Пироговой, для такого вывода «нет никаких оснований. Кроме большого желания именно в этом обвинить Шампольона». Далее она пишет:

Либо авторы (или те, за кого они подписывают свои труды, не глядя) не читают ни одного из приведенных ими источников, а, в лучшем случае, пролистывают на предмет поиска «подходящих» картинок. Либо авторы (или те, за кого они подписывают свои труды, не глядя) беспардонно «фантазируют» (скажем так) и подбирают свои так называемые «аргументы», сознательно искажая очевидные истины, не очень уважая при этом своих читателей (полагая, по всей видимости, что никому из них и в голову не придет лично обратиться ни к одной из цитируемых книжек).

   Мне кажется наиболее вероятным последний вариант.

А теперь зададимся главным вопросом, какое отношение к Шампольону имеет Наполеон Бонапарт? Складывается впечатление, что ученый был участником наполеоновской экспедиции, и они чуть ли не вместе занимались варварскими искажениями истории Египта.

Но знаменитый Жан-Франсуа Шампольон родился лишь в 1790 году, и просто не мог иметь отношение к экспедиции Наполеона. Да и Наполеон, находясь в Египте, просто не мог и подозревать о существовании во Франции какого-то восьмилетнего мальчика, который впоследствии так увлечется египетскими письменами.

   Своей дешифрацией египетских иероглифов Шампольон занимался в Париже в Национальной библиотеке. Опубликовав книгу «Письменность египтян», он в 19 лет стал профессором древней истории. А в Египте он первый раз побывал лишь в 1828 году, то есть уже после смерти Наполеона. Кстати сказать, его старший брат, Жак-Жозеф Шампольон, родившийся в 1778 году, хоть и был археологом, но тоже не участвовал в экспедиции Наполеона.

Серьезное исследование вопроса о так называемом «расстреле» Большого Сфинкса и о причастности к нему Наполеона провел английский ученый-наполеонист Том Холмберг.

   Он пишет:

Хотя и широко распространенная, легенда, говорящая о том, что Бонапарт и его войска в ходе Египетской кампании 1798–1801 гг. стали причиной исчезновения носа Сфинкса, не является ничем иным, как легендой. Но где и когда начала она свой взлет?

   По мнению Тома Холмберга, эта легенда берет свое начало в начале XX века.

Сесил Соммерс, английский путешественник, посетивший Египет, в книге «Временные крестоносцы», изданной в 1919 году, написал:

…мы отправились к этому непроницаемому чуду… Большая таинственная загадка Востока. Сколько стоп бумаги было исписано относительно этой каменной глыбы. Наполеон был человеком практичным, и выпустил несколько ядер ему в лицо. Разрывные снаряды еще не существовали.

В другой книге «По стопам Наполеона», изданной примерно в это же время, в 1915 году, Джеймс Морган писал:

   Среди арабов существует традиционное мнение, что все шрамы времени и раны вековых войн, отмеченные на Сфинксе, были нанесены солдатами Наполеона, который использовал его в качестве цели. Однако, это всего лишь легенда для туристов. Намного раньше изобретения пороха арабы приложили свои варварские руки к лицу этого бога пустыни…

Том Холмберг утверждает, что «даже если арабские гиды поначалу и распространяли эту сказку, она, похоже, была с годами упрочена многочисленными преподавателями, дававшими этот кусок «истории» своим ученикам». В результате, проведенный в Интернете опрос показал, что свыше 1/5 опрошенных думают, что Наполеон несет ответственность за исчезновение носа у Сфинкса.

   Это заблуждение продолжает существовать, несмотря на то, что истину можно легко найти в самых обыкновенных и легкодоступных источниках, вроде «Американской Энциклопедии» (1995), где в статье «Сфинкс» написано:

   За много веков Большой Сфинкс сильно пострадал от климатических условий… Человек был причастен к дополнительным повреждениям. В 1380 году Сфинкс стал жертвой варварского нападения, совершенного одним фанатичным мусульманским лидером, и оно повлекло за собой досадные раны на голове. Затем его голова использовалась в качестве цели для пушек мамелюков.

   В книге «Египетские пирамиды: обширная иллюстрированная справка» (1990) автор, Ж. П. Лепре, добавляет, что кроме ущерба XIV века, «голова была полностью изуродована в XVIII веке тогдашними хозяевами Египта мамелюками».

Археолог Чикагского Института Востоковедения Марк Лехнер, автор компьютерной реконструкции Сфинкса, в «Нэшнл Джеографик» за апрель 1991 года пишет: «Я искал в истории и археологии признаки для этой реконструкции. Один арабский историк начала XV века утверждал, что повреждение головы Сфинкса относится к его времени. Однако даже сейчас повреждения ошибочно приписываются войскам Наполеона».

   Оксфордская «Энциклопедия Древнего Египта» (2001) также говорит об этой легенде:

Обвинения чаще всего предъявляются Наполеону, который, якобы, приказал стрелять по носу Сфинкса, но они явно ложны не только потому, что предшествующие западные изображения показывают Сфинкса уже без носа (например, рисунок, опубликованный в 1755 году Фредериком Норденом), но и потому, что средневековые арабские тексты приписывают ущерб мусульманскому фанатику XIV века.

   Европейские путешественники, приезжавшие в Египет задолго до экспедиции Наполеона, отмечали акты вандализма, от которых пострадал Сфинкс.

Это, например, в 1546 году отмечал Пьер Белон, изучавший Египет и осматривавший «колосса». Английский исследователь Лесли Гринер в своей книге «Открытие Египта» (1966) пишет об этом осмотре Белона следующее: «Сфинкс в ту эпоху не имел уже тех признаков изящества и красоты, которыми так восхищался Абдель Латиф в 1200 году».

   Далее Лесли Гринер делает однозначный вывод: «Это снимает обвинения с артиллеристов Наполеона Бонапарта, за которыми закрепилась ставшая популярной репутация использовавших нос Сфинкса в качестве цели».

Фредерик Норден, художник и морской архитектор, посетивший Египет в 1737 году, детально изображает в своих «Путешествиях», опубликованных в 1755 году, Сфинкса без носа. Правда, Ричард Покок, посетивший Египет в том же году, что и Фредерик Нордон, изображает Сфинкса с носом, но его гравюра является лишь копией старинного изображения, принадлежавшего Корнелиусу де Брюйну.

   И, наконец, Ульрих Хаарманн. В статье «Региональные настроения в средневековом исламском Египте», опубликованной в Бюллетене школы восточных и африканских исследований (БСОАС) Лондонского университета, он утверждает, голова Сфинкса была изуродована в 1378 году Мохаммедом Саим аль-Дахром, «фанатиком из одного из старейших и известнейших монастырей Каира». При этом он ссылается на свидетельства Макризи, Рашиди и других средневековых арабских ученых. Нос и уши Сфинкса отмечены особо, как уничтоженные именно в ту эпоху. «Согласно рассказам, — пишет Ульрих Хаарманн, — окрестные жители были так возмущены этим, что они линчевали его и захоронили рядом со знаменитым памятником, который тот изуродовал».

   Все это совпадает с информацией, опубликованной в книге египетского исследователя Селима Хассана «Сфинкс: его история в современных раскопках» (1949). Автор книги также обвиняет в вандализме Саим аль-Дахра и утверждает, что это именно он отбил нос Сфинкса при помощи лома (crowbar).

   Таким образом, Наполеона Бонапарта можно упрекать очень во многом, но к разрушению Большого Сфинкса, похоже, он не имеет никакого отношения, а, следовательно, версия о том, что нос Сфинксу отшибли французские во время египетского похода — это все-таки неправда.

Валерий Качмарик

     Поделитесь с друзьями

secretworlds.ru

Достопримечательности Египта - Большой Сфинкс

Большой Сфинкс, расположенный на западном берегу Нила в Гизе является древнейшей из сохранившихся на планете скульптур монументального размаха. Изготовленному из монолитного известкового массива скалы в виде колоссального сфинкса — лежащему на песке льву, лицевая часть которого имеет по преданию портретную схожесть с изображениями фараона Хефрена (ок. 2575—2465 гг. до н. э.), о чем свидетельствует близость его погребальной пирамиды. В длину скульптура — 73 метра, в высоту — 20 метров; пространство между передними лапами когда-то использовалось для небольшого святилища. Величественная статуя с человеческой головой и львиным телом ориентирована в восточном направлении вдоль тридцатой параллели.

В течение десятков столетий Сфинкс подвергался неоднократному заносу песчаными массами, но фараоны в своем большинстве считали своей священной обязанностью перед предками не допускать предание его забвению песочных бурь. Сохранившаяся до наших дней памятная таблица фараона Тутмоса IV свидетельствующая об этом, и сейчас красуется у передних лап Сфинкса.

Нередко египетская мифология представляет льва как хранителя культовых и священных мест. Львами охранялись врата загробного мира, они же исполняли роль хранителей горизонтов запада и востока. Согласно преданиям древних египтян отправной точкой пути солнца страною мертвых являлась пасть западного льва, а конечным пунктом был восточный лев, через пасть которого обновленное и омоложенное светило вновь попадало в мир людей. Очертания львиных фигур символизировали восточные и западные горные массивы страны, которые нередко трактовали как связь между прошлым и будущим.

Таким образом, устанавливалась взаимосвязь между львиным образом и богом Солнца, потому Сфинкс создан с человеческой головой, имеющей сходные с лицом фараона чертами лица, божьего сына, который, умерев, сам перевоплощался в бога Солнца. Величественных размеров скульптура Сфинкса в Гизе охраняла спокойствие мира мертвых, во времена Древнего царства он считался земной интерпретацией бога Солнца и Гелиополя - Атума. В период нового царства Сфинкс отождествлялся с воплощением бога Солнца - Ра.

Загадка сооружения Сфинкса не оставляет в покое людей ничуть не меньше загадочность сооружения пирамид. Нынешние специалисты по египетской истории утверждают, что появление Сфинкса имеет смысл датировать эпохой IV династии. При этом в текстах Древнего царства отсутствуют какие-либо упоминания о нем. Чем же руководствуются нынешние корифеи египтологии, продолжая отождествлять Сфинкса с Хафрой и настаивать, что «[его] датирование периодом IV династии Древнего царства... более не подлежит сомнению»?

Одной из причин этих утверждений является слог, который высечен на поверхности гранитной стелы, расположенной между передними лапами скульптуры, и трактующийся доказательством того, что Сфинкс воздвигнул Хафра.

Не являясь современницей монумента, стела на века служит напоминанием о героических усилиях фараона Тутмоса IV (1401-1391 годы до н.э.) при очередном избавлении Сфинкса от песчаного плена, и описывает исполненный в виде львиного туловища монумент как воплощение «величественной магической силы, существовавшей в этом месте с начала всех времен». В 13-ой строке надписи высечен первый слог имени Хафра — Хаф.

Наличие этого слога, со слов сэра Э.А.Уоллиса Баджа, «очень важно, т.к. является доказательством того, что жречество Гелиополиса, рекомендовавшее Тутмосу заняться расчисткой Сфинкса от песка, свято верили, что монумент задуман и воздвигнут Хафрой...» Но в самом ли деле слог Хаф является тому доказательством?

При открытии стелы генуэзским искателем приключений Джанбаттистой Кавилья в 1817 году, в строке 13, которая в нынешнее время абсолютно стёрта, было уже достаточно повреждений. Факт существования этой строки известен нам лишь потому, что сразу после окончания раскопок филолог из Англии Томас Янг, ведущий специалист расшифровки древнеегипетских иероглифов, оказался в состоянии изготовить факсимиле надписи. Осуществленный им перевод интересуемой всех строки 13 озвучивает следующее: «дары, которые мы несем ему: быки... и все молодые овощи; и тот, кого мы будем славить... Хаф... статуя, сделанная во имя Атум-Хор-эм-Акета...»

Предполагая, что Хаф — это часть имени Хафра, ученый прибавил к нему слог, заключенный в квадратные скобки, чтобы показать заполненный им пробел. Но в 1905 году египтолог из Америки Джеймс Генри Брэстед, занимавшийся изучением факсимиле Янга, пришел к выводу, что была допущена ошибка: «Аспект упоминания царя Хафры был воспринят как указатель того, что Сфинкс является плодом творения рук этого царя, что необоснованно; факсимиле Янга не содержит и намека на картуш...»

Дело в том, что все надписи Древнего Египта, от самого начала и до окончания цивилизации фараонов, царские имена всегда размещались в овальных рамках — картушах. В связи с этим крайне сложно понять, каким образом на поверхности гранитной стелы имя столь исторически значимой фигуры, как Хафра — впрочем, как и любого другого властителя — могло появится без положенного картуша.

Со стороны может показаться, что засыпать такую монументальную статую как Сфинкс трудно, однако рекогносцировка на местности позволяет оценить реальные перспективы песчаных заносов в первую очередь потому, что его расположение у подножия холма с пирамидами может способствовать этому процессу. Тут есть смысл отметить, что плато Гизе является каменистой пустошью, а не привычной в нашем понимании пустыней с барханами песка, что гораздо больше напоминает карьер известняка, для заноса которого необходимо не одно десятилетие.

По сведениям почерпнутым из текста той же стелы, Сфинкс неоднократно бывал не только засыпан, но и реставрирован. «Однажды, являясь одним из претендентов на трон, Тутмос охотился в непосредственной близости пирамид. Утомившись, он заснул полуденным сном в тени скалы-монолита, и в сновидениях ему явился бог Хармахис, в обличии Сфинкса, и потребовал раскопать его тело, придавленное песками. А в качестве бонуса им была обещана двойная корона Египта - то есть, верховное владение Верхним и Нижним Египтом.

По всей видимости, будущий фараон испытывал какие-то сомнения в коронации, и он вполне мог поклясться исполнением воли бога, чтобы быть уверенным на все сто. После того как Тутмос IV стал фараоном, он сдержал данную Хармахису клятву. При его живейшем участии Сфинкса откопали. Были обнаружены отколовшиеся части головы. Эти фрагменты располагались на земле, засыпанные слоем песка. Скорее всего, голову статуи Сфинкса в целях упрощения работ по восстановлению облика монумента пришлось распиливать на несколько крупных блоков и водружать их на место по частям. Остается догадываться, что и другие значимые детали головы Сфинкса: царская корона, змеиная голова, божественная бородка и праздничный плат – были также подвергнуты реставрации»

Используя эхолокаторы, японский ученый Сакуджи Иошимура в 1988 году выяснил, что обработанный камень статуи Сфинкса намного древнее блоков пирамид. Следует подчеркнуть, что древнее сам материал монумента. Сопутствующий результат исследования был ещё более ошеломляющим: электронная аппаратура обнаружила под основанием левой лапы каменной скульптуры наличие узкого тоннеля, ведущего по направлению к пирамиде Хефрена. Тоннель берет свое начало на глубине двух метров и имеет наклонность к углублению. Отследить дальнейшее его направление пока не представляется возможным, но профессор Иошимура настойчиво работает над созданием устройства нового поколения, разрабатываемого специально в целях изучения этого подземного лабиринта.

Дальнейшие исследования пространства между лапами и боковой стороны статуи свидетельствуют о том, что в этом пространстве существует полость прямоугольной формы размером 9 х 12 метров при глубине залегания менее пяти метров, что позволяет предположить о рукотворности её создания.

Принимая во внимание изложенное последовательность развития событий можно подытожить следующим сценарием. В районе 12,5 тыс. лет назад неизвестные зодчие соорудили комплекс пирамид, зашифровав в его планировке соединение трех планет Солнечной системы, а в ориентации Сфинкса – дату, когда оно состоялось. Неумолимый бег времени разрушил пирамиды, но Сфинкс, высеченный из монолитной глыбы известняка и, вероятно, засыпанный песком, устоял. Вероятно, и Сфинкс был подвержен реставрации: возможно, что изначально монумент изображал обычного льва, а голову человека схожего на голову фараона Хефрена была приделана при его же правлении.

warps.ru

Египетский сфинкс

Египетский сфинксВ долине к югу от Пирамиды Хафре в Гизе, недалеко от Каира, восседает громадное существо с телом льва и головой человека. Эта момументальная статуя - первая истинная колоссальная царская скульптура в истории Египта - известна как Великий Сфинкс, и является национальным символом Египта, как древнего, так и современного. Веками он волнует умы поэтов, ученых, искателей приключений и туристов, в результате чего родилось бесчисленное множество легенд о его происхождении, значении, о секретах, которые он может скрывать.

Название "сфинкс", означающее "душитель", впервые было дано греками мифологическому существу с головой женщины, телом льва и крыльями птицы. В Египте известно множество сфинксов, большинство из которых изображались с головой фараона в короне и телом льва. Также, известны сфинксы с головой барана, которые ассоциируются с богом Амоном. Великий Сфинкс находится в северо-восточной части Долинного Храма Хафре (Хефрена). Раньше на его месте была каменоломня. Некоторые исследователи полагают, рабочие фараона предали камню форму льва, добавив голову их царя, более 4500 лет назад. Имя Хафре таке упоминается на Стеле Грёз, расположенной между лапами огромного зверя. Однако, до сих пор нельзя с полной уверенностью сказать, что лицо Сфинкса действительно принадлежит  Хафре, хотя данное мнение и преобладает среди ученых. Недавно было высказано предположение, что Хуфу (Хеопс), создатель Великой Пирамиды, мог тоже построить для себя Великого Сфинкса.

Великий Сфинкс считается самой выдающейся скульптурой когда-либо созданной человеком. Однако, стоит заметить, что Сфинкс - это не отдельный монумент, и его надо рассматривать как часть окружающих его сооружений. В частности, как и многие египетские памятники, он является комплексной структурой, состоящей из самой статуи и прилегающего древнего храма, храма Нового Царства, а также других менее значительных строений. Он также неразрывно связан с Долинным Храмом Хафре, который включал в себя четыре колоссальных статуи сфинксов, каждая из которых была более 26 футов (около 8 метров) в высоту.

Материалом для строительства Сфинкса послужила известняковая порода, которую геологи называют "Муккатамской формацией". Она образовалась из осадочных морских отложений в результате затопления северо-восточной части африканского континента в Среднеэоциновый период более 50 миллионов лет назад. Позднее береговая насыпь сформировала северо-восточную часть плато.

Нуммулиты - крошечные ископаемые в форме диска (название происходит от латинского слова, означающего монету), заполонили побережье. Когда-то они служили раковиной для вымерших планктонных организмов. Со временем в южной части побережья возникли отмели и коралловые рифы. Карбонатные осадки, отлагавшиеся в лагунах, превратились в каменные слоистые породы, из которых 50 миллионов лет спустя древние каменотесы высекали Великого Сфинкса.

Для этого они вырыли U-образную котловину, отделяющую огромный прямоугольный каменный блок, из которого в последствии был вытесан Сфинкс, от остальных пород. Крепкая известняковая порода, окружавшая голову Сфинкса, вероятно, послужила строительным материалом для возведения пирамид. Удаленные же каменные образования, для предания формы монументу, скорее всего были использованы при строительстве двух храмов на востоке - один из них расположен прямо перед "лапами", другой -  к югу от первого храма.

Лицо Сфинкса обращено к восходящему солнцу. Лев был символом Солнца не только в Древнем Египте, но и во многих ближневосточных культурах. Человеческая голова царя на теле льва символизировала силу и мощь, которую контролировал разум фараона - хранитель мирового порядка, или маат. Такой символизм просуществовал два с половиной тысячелетия, и присутствовал в изобразительном искусстве египетской цивилизации.

Голова и лицо Сфинка, несомненно, отражают стиль, отличающий Древнее Царство Египта, в частности, 4-ю династию - широкая форма лица с круглыми щеками, головной убор (известный как "немес") покрывающий голову, присутствие царского "урея" - кобры на лбу, расположение глаз и губ - все свидетельствует о том, что Сфинкс был высечен именно в этот период. Скульптурные портреты фараонов Джедефре, Хафре и Менкаура, других царей Древнего Царства, имеют те же черты, что и Сфинкс. Некоторые ученые полагают, что у Великиго Сфинкса была плетеная бородка - ее массивные части, найденные в результате раскопок, хранятся в Британском Музее в Лондоне, а также в Каирском музее. Однако, вероятнее всего, что она относится в Новому Царству, следовательно, она была добавлена к Сфинксу позднее. Круглая священная бородка - нововведение Нового Царства, и, по словам Райнера Штадельмана, не могла существовать в времена Древнего и Среднего Царств.

В верхней части головы Сфинкса имеется отверстие, которое когда-то служило для дополнительного украшения головы. Рисунки Сфинкса позднего времени египетской цивилизации изображают корону или перо на голове монумента, но они могли не являться частью первоначального дизайна.

Тело Сфинкса составляет 72, 55 метров в длину и 20, 22 метра в высоту. Ширина лица - 4 метра, высота глаз - 2 метра, ширина губ - 2 метра, длина носа - ориентировочно более полутора метров, высота ушей - около одного метра. Часть священного урея (кобра), нос, нижняя часть уха, а также ритуальная бородка отсутствуют, зрачки были извлечены. Часть бородки сфинкса экспонируется в Британском Музее.

Начиная от шеи, тело Великого Сфинкса приобретает черты льва - обнаруживаются лапы, когти и хвост, закрученный вокруг правого бедра. При рассмотрении вблизи голова и тело Сфинкса выглядят пропорционально. При более отдаленном наблюдении голова кажется меньше по отношению к вытянутому телу, которое, кстати говоря, разительно отличается от последующих статуй сфинксов своей невероятной длиной. В неповрежденном состоянии, тело вероятнее всего было еще длиннее по отношению к голове, которая не так сильно пострадала от эрозии.

Под Сфинксом имееются три прохода, два из них до сих пор не найдены. Единственный известный проход, выдолбленный в 19-м столетии за головой,  представляет собой короткую шахту, заканчивающуюся  тупиком. Ни туннелей, ни погребальных камер внутри или под Сфинксом не было найдено. Небольшое число дыр в теле Сфинкса, возможно, являются остаточным явлением установки строительных лесов во время возведения монумента.

Изваяние было погребено в песке большую часть своего существования. Царь Тутмос IV (1425-1417 до н.э.) установил между передними лапами Сфинкса памятную стелу. На ней Тутмос описал событие, происшедшее, когда он был еще принцем: он отправился на охоту, но, устав, прилег отдохнуть в тени Сфинкса. Во сне Сфинкс явился правителю, и повелел расчистить песок, скрывающий его. Божество сказало ему, что если он поступит так, то будет вознагражден царским троном Египта. Тутмос выполнил указание, а Сфинкс исполнил обещание. Конечно, со временем, великая статуя вновь оказалась погребенной в песке.

В более поздние времена, когда Наполеон прибыл в Египет в 1798 году, Сфинкс был по шею засыпан песком, к тому времени нос уже был отколот более 400 лет. Между 1816 и 1817 годами генуэзский купец Кавилья попытался расчистить песок, но ему удалось только выкопать небольшой ров в передней части изваяния и вокруг передних лап. Огюст Мариэтт, основатель Совета Древностей Египта, также предпринял попытку раскопать Сфинкса, но тонны песка не оставили ему надежды. Удрученный, он занялся исследованием Долинного Храма Хафре, но в 1858 году вновь вернулся к Великому Сфинксу.

На этот раз, ему удалось расчистить песок вплоть до каменного основания канавы, окружающей Сфинкса, по мере раскопок открывая новые секции защитных стен вокруг рва, ему также удалось обнаружить странные кирпичные блоки рядом с телом Сфинкса, возможно, служившие небольшими усыпальницами. Но, однако, он так и не расчистил весь песок.

В 1885 году Гастон Масперо, в то время Председатель Совета Древностей Египта, снова попробовал раскопать Сфинкса, но, зная опыт своих предшественников и будучи ограничен в средствах, вынужден был покинуть это занятие.

Между 1925 и 1936 годами французский инженер Эмиль Бараиз, по поручению Совета, полностью раскопал Великого Сфинкса, впервые спустя многие столетия явив миру великий монумент во всей своей красе.

Фактически, песок, как оказалось, спас Сфинкса от разрушения, ведь, будучи построенным из мягкой породы, он давным-давно канул бы в Лету, если бы не был погребен в песках.

Тем не менее, в наше время статуя разрушается из-за ветра, влажности и смога из Каира. Изначально материал, использовавшийся для строительства, был не самого лучшего качества, уже испещренный трещинами и расколами. Угрожающая Сфинксу эрозия уже делает свое дело в нижней части головы. Шея зверя долгое время страдала от погодных условий, вероятно, когда Сфинкс был по шею погружен в песок, сильные ветра направляли песок именно в эту часть. Разрушение можно наблюдать невооруженным взглядом: в жаркий день обломки известняка осыпаются с монумента, приближая Сфинкса к вечному забвению.

Поэтому, в наши дни, большая часть работ в Гизе направлена не на обнаружение новых тайн и проведение раскопок, а на сохранение величайшего чуда Египта. Это является первоочердной задачей, и, хотя некоторым и удается получить разрешение Совета на проведение раскопок около монумента, в надежде найти необнаруженные камеры, скрывающие секреты Атлантиды, в скором времени и эти работы будут запрещены.

В планах Египта уже фигурирует новый проект - стеклянный саркофаг вокруг Сфинкса, охраняющий божество от внешних воздействий.

web-atlas.ru

Большой Сфинкс в Гизе — необыкновенная статуя Древнего Египта

Большой Сфинкс — лежащее чудовище с туловищем льва и головой человека - необыкновенная статуя, почти целиком высеченная из скалы, и сейчас сторожит границу пустыни. Длина колосса пятьдесят семь, а высота — двадцать метров.Так выглядел Большой Сфинкс сто лет назад - наполовину засыпанный пескомТак выглядел Большой Сфинкс сто лет назад - наполовину засыпанный песком Многие столетия издали статуя казалась холмом, наполовину занесённым песком. Сейчас Большой Сфинкс очищен от песка и отреставрирован. Находится статуя рядом с гигантскими пирамидами Хеопса, Хефрена и Микерина поблизости от Гизе, когда-то бывшей арабской деревушкой, а сейчас ставшей пригородом Каира.

Величествен и суров облик льва-человека. Кочевники пустыни называли его «Отцом страха». Но производил он неизгладимое впечатление не только на бедуинов. Русские путешественники и писатели, побывавшие в Египте в XIX веке, в частности В. Андриевский и И. Бунин, подробно описали чувство потрясения и благоговения, которое они испытали, увидев гигантскую фигуру.

Что находится внути статуи

О загадочном великане существует много легенд. Они связаны не только с происхождением сфинкса и его строительством. Часть из них о том, что внутри него находятся бесценные сокровища, потерянная книга мудрости бога Тота и т.д. В частности римский ученый Плиний писал, что внутри статуи находится гробница древнего фараона. Средневековые арабские историки полагали, что в теле колосса находятся камеры, полные сокровищ.

Люди всегда пытались найти тайные комнаты под статуей. Почти 200 лет назад начались попытки найти эти секретные помещения. Пытались это сделать как ученые, так и разного рода авантюристы в надежде найти золото фараонов. Кстати, были и такие предприимчивые искатели, которые с этой целью просверливали во многих местах в теле древнего памятника истории и культуры углубления. Когда в 1925 г. каменное чудовище было полностью освобождено от засыпавшего его песка, то долгое время других туннелей, кроме одного, найденного на северной стороне чуть ранее, найти не удавалось. Выяснилось, что и стоящая между его лапами каменная плита является не дверью, ведущей внутрь колосса, как долго думали, начиная со времени египетской экспедиции Наполеона в конце XVIII в. То была плита, поставленная в эпоху Нового царства при фараоне XVIII династии Тутмосе IV. На этой стеле вырезан рассказ о том, как он очистил статую от песка и стал фараоном.

Во времена, когда фараон Тутмос IV был еще принцем, Большой Сфинкс почти полностью был засыпан песком. А таким видят Сфинкса туристы в наши дни.Во времена, когда фараон Тутмос IV был еще принцем, Большой Сфинкс почти полностью был засыпан песком. А таким видят Сфинкса туристы в наши дни.

Сокровища найти не удалось, но в результате всех поисков на сегодняшний день в колоссе найдены три небольших туннеля. Один расположен позади головы фигуры и имеет длину около пяти метров. Второй расположен в хвостовой части статуи. Его длина около девяти метров. И третий, по времени он самый первый - был найден в 1922 году, располагается на северной стороне загадочной скульптуры. Однако поиски помещений внутри время от времени предпринимаются вновь. Для этого применяются все более совершенные техника и оборудование. Но загадка сфинкса пока не разгадана.

Чье лицо?

Большой сфинкс в Гизе имеет лицо фараона Хефрена? Тайна сфинкса пока не разгадана.Большой сфинкс в Гизе имеет лицо фараона Хефрена? Тайна сфинкса пока не разгадана.Полагают, что статуя сфинкса изображена с лицом фараона Хафра (Хефрена). Эта точка зрения также разделяется далеко не всеми исследователями пирамид. Конечно, в первую очередь соотносится с человекольвом знаменитая статуя Хефрена из диорита, хранящаяся в Каирском музее. Однако лицо этой скульптуры фараона Хефрена довольно-таки сильно отличается от лица колосса даже своими пропорциями. Но вполне возможно, что статуя была сделана уже после смерти фараона и представляет собой, так сказать, его улучшенный образ. И именно эта статуя отличается от реального облика фараона Хефрена, а не лицо Большого Сфинкса. То есть существует еще одна тайна Сфинкса – кто же все-таки запечатлен в его образе. Реальное историческое лицо или, так сказать, обобщенный образ фараона? Еще одна загадка сфинкса - его возраст. Правда, научная египтология считает, что этот секрет сфинкса давно уже не тайна, с чем не согласны любители альтернативной истории.

Родоночальник египетских сфинксов

Большой сфинкс — родоначальник бесчисленного числа подобных статуй Древнего Египта. Гигантский лев с головой фараона и некрополь в Гизе, который он охраняет, сооружались в эпоху Древнего царства — в первой половине III тысячелетия до нашей эры. К этому времени уже сформировался монументальный стиль египетского искусства, сложились изобразительные традиции - каноны, которые потом сохранялись почти в неизменном виде на протяжении многих-многих веков. Такая незыблемость художественных традиций объясняется отсутствием изменений в общественном порядке, а также тем, что искусство Древнего Египта было составной частью религиозного культа и заупокойных ритуалов. Оно так тесно связано с религией, которая обоготворяла силы природы и земную власть, что невозможно понять его понятийную логику и образную структуру, не имея хотя бы общего представления о религиозно-обрядовых обычаях и культовой практике древних египтян.

Древние египтяне с большим пиететом относились к животным. Особенно из семейства кошачих. Найдено огромное число мумий кошек, а также и львов (последних, конечно, значительно меньше, чем кошек), которых, получается, хоронили также, как знатных людей. Лев в египетской мифологии очень часто выступает в роли хранителя и стража священных мест. Львы стояли у врат загробного мира, были хранителями западного и восточного горизонтов. Солнца начинало свое путешествие по стране мертвых из пасти западного льва, проходило путь к восточному льву, от которого светило - обновившееся и омолодившееся, возвращалось в дневной мир, мир людей. Фигуры львов также могли быть символами восточных и западных гор, нередко они отождествлялись с понятиями прошлого и будущего. То есть образы льва и бога Солнца были взаимосвязаны, именно поэтому у Сфинкса человеческая голова, высеченная в виде лица фараона. А фараон, согласно представлениям того времени, был сыном бога, который сам после смерти становился богом Солнца.

Сторож некрополя и пирамид Гизы

Статуя сфинкса - это вечная тайна, волнующая людей уже много тысяч летСтатуя сфинкса - это вечная тайна, волнующая людей уже много тысяч летБольшой сфинкс в Гизе охранял покой мертвых, погребенных в этом некрополе. В период Древнего царства он почитался в качестве земного воплощения бога Атума - бога Солнца и бога-покровителя города Гелиополя, расположенного недалеко от Гизы. В эпоху Нового царства его почитали как воплощение бога Солнца — Ра.

Словом, Большой сфинкс в Египте — это настоящее олицетворение тайны, многосмысленный и сложный образ в прямом и переносном смысле. Загадка сфинкса волновала волновала и волнует умы людей. Немецкий философ Георг Гегель еще 200 лет назад считал, что древний колосс является символом египетского духа: из тела животного выглядывает человеческая голова, как констатация того, что человеческий дух начинает возвышаться над всей окружающей людей природой. Интересно, что египетские боги часто изображались противоположным образом — в виде человеческой фигуры с головой животного. Таким же было и облачение жрецов при исполнении различных обрядов.

Также интересно будет посмотреть:

piramidavorever.ru

Большой Сфинкс в Египте | Туристический портал

Египет – это неповторимая страна, которая словно магнит притягивает к себе многочисленных туристов своими загадками и тайнами. Пожалуй, одной из главных среди них является статуя Большого Сфинкса, которая стоит на плато Гиза и является одной из самых грандиозных и древних скульптур, когда-либо создаваемых человеком. Размеры Сфинкса впечатляют – его длина равняется семидесяти двум метрам, высота составляет около двадцати метров, лицо сфинкса имеет пять метров в высоту, а утерянный нос был примерно с обычного человека.

В настоящее время, статуя Большого Сфинкса, скорее всего не сможет вселить в современного человека ужаса и преклонение – после проведения расчистки и раскопок это чудовище оказалось, словно сидящим в большой яме. А ведь древнее арабское название Большого сфинкса переводится как «Отец ужаса», из чего можно сделать вывод, что раньше на бедуинов и местное население наводила суеверный страх, одна голова Большого Сфинкса, торчащая из песка.

Общие сведения

Расположен Сфинкс на западном берегу Великого Нила, его лицо повернуто к восходу солнца. А взгляд немого свидетеля тысячелетней истории Древнеегипетской цивилизации устремлен в ту точку на горизонте, где в дни осеннего и весеннего равноденствия начинает свой неспешный ход солнце.

Статуя выполнена из монолитного известняка, который является фрагментом основания плато Гиза. По внешнему виду, Сфинкс представляет собой огромное чудовище с головой человека и туловищем льва.

Культурное и религиозное значение Великого Сфинкса

Согласно историческим данным практически каждая древневосточная цивилизация видела во львах некий символ солнца и солнечного божества. В Древнем Египте фараон довольно часто изображался в виде льва, который набрасывается и истребляет врагов государства. Именно исходя из этих верований, историки и построили свою теорию о том, что Сфинкс считался неким стражником неизменного покоя всех фараонов, погребенных вокруг него в Некрополе плато Гиза.

Название, которое Большой Сфинкс носил в Древнем Египте до сих пор доподлинно неизвестно. Само слово сфинкс греческое и буквально переводится как «Душительница», а мнение некоторых историков, согласно которому это слово наоборот пришло в греческий язык из Египта безосновательно и ничем не подтверждено. У арабов в некоторых текстах, например в знаменитых на весь мир сказках «Тысячи и одной ночи», Большой сфинкс именуется не иначе как «отец ужаса». Сегодня существует гипотеза, согласно которой Древними Египтянами статуя именовалось как «Образ сущего», но тогда это значит, что Сфинкс для них был воплощением одного из богов на земле.

Помимо всего прочего существует еще одна версия объясняющая основное назначение Большого Сфинкса. Так историки считают, что статуя это собирательный образ, включающий себя основные элементы зодиакального цикла и неизменности всего сущего. Так, эта грандиозная скульптура символизирует четыре стоянки Солнца в нескольких Зодиакальных домах – Телец – символизирующий весеннее равноденствие, которое воплощено в тело Сфинкса, Лев, символизирующий летнее солнцестояние, воплощенное в передних лапах и задней части Сфинкса, Скорпион – символ осеннего равноденствия это невидимые крылья Статуи, а водолей это зимнее солнцестояние, которое заключено в человеческом лице Скульптуры.

Историческая справка

Одной из самых больших загадок Большого Сфинкса является та, которая заключается в том кто, когда и с какой целью соорудил этого монумента. Археологами не было обнаружено ни одного исторического источника, в котором бы упоминалось о Сфинксе, хотя в некоторых древнеегипетских папирусах сохранились многочисленные подробности возведения пирамид и имена их создателей. Первое упоминание Сфинкса можно найти в рукописных заметках Плиния старшего в самом начале нашей эры, правда, он отмечает, что скульптуру в очередной раз реконструировали и очистили от песка. Именно это совершенно непонятное отсутствие документальных подтверждений и породило огромное количество домыслов, теорий и версий, которые объясняют время и назначение статуи Большого Сфинкса.

Согласно официальной версии, Сфинкс был возведен под руководством фараона Хефрена, примерно в 2500 году до нашей эры. В доказательство этой гипотезы историки приводят сходство блоков, которые использовались для возведения пирамиды Хефрена и Сфинкса, а так же обнаруженное недалеко от монумента изображение фараона Хефрена.

Сфинкс просто идеально вписался в комплекс сооружений, расположенных на плато Гиза, создание которого относят к периоду правления Четвертой правящей Династии фараонов. Сооружения на плато Гиза включают в себя три Великие Пирамиды и Большого Сфинкса.

На сегодняшний день существует еще одна версия, из так называемой альтернативной египтологии, которая предлагает значительно сдвинуть в прошлое дату возведения Большого Сфинкса. Так группа германских ученых, которая проводила исследования данных эрозии Сфинкса полагает, что временем постройки скульптуры необходимо считать как минимум 7000 год до н.э. Существуют и астрономические теории возникновения Сфинкса, которые связывают его строительство с созвездием Ориона, что вообще позволяет говорить о том, что датировать возведение монумента необходимо 10500 г. до н.э.

Современное состояние Большого Сфинкса и его реставрации

На сегодняшний день статуя Большого Сфинкса очень сильно повреждена, его лицо изуродовано. Символ царской власти – урей, представляющий собой обвивавшую голову кобру, приподнятую на лбу, исчез безвозвратно. Праздничный плат, который должен спускаться с головы на плечи статуи, сегодня частично обломан. Борода так же представлена не в полном объеме.

Имеющиеся на лице Сфинкса раны напоминают собой следы, которые оставляет после себя долото. Как считают историки в четырнадцатом веке статую изуродовали по указанию безызвестного набожного шейха, для того что бы выполнить заветы пророка Мухаммеда, который запрещает изображать в искусстве человеческое лицо. Мамелюками голова Сфинкса использовалась как мишень для пушек.

Хотя еще семьсот лет назад, арабским врачом, философом и путешественником, в его путевых заметках, лицо Сфинкса описывалось как прекрасное, со ртом который несет изящную печать фараонов.

За тысячелетия своего существования Сфинкс не раз оказывался погребен по самые плечи в песках Сахары. Попытки его откопать впервые предпринимались еще в древности фараонами Рамзесом II и Тутмосом IV. Так вторым упомянутым фараоном, Сфинкс не только был полностью очищен от песка, но и в его лапах была установлена огромная гранитная стрела, на которой была высечена надпись, о том, что Тутмос вручает под покровительство Великого Сфинкса, которому покровительствует сам бог солнца Ра свое собственное тело, для того, что бы оно хранилось под песками и в нужный момент воскресло в новом воплощении фараона на земле.

Во время царствования Рамзеса II Сфинкс не только очищался от песка, но и подвергался значительной реставрации, так в частности довольно значительная задняя часть, которая наиболее сильно пострадала от эрозии, была полностью заменена на известняковые блоки, хотя изначально Сфинкс был полностью монолитным. В 1817 году итальянскими археологами и историками от песка была очищена вся грудь великого Сфинкса, а полностью он был освобожден от песка только в 1925 году, именно тогда исследователи и узнали настоящие размеры этого исполина.

Большой Сфинкс – достопримечательность Египта и украшение Гизы

Сфинкс и три Великие пирамиды находятся в двадцати километрах от Каира на плато Гиза. Они представляют собой единый комплекс памятников Древнего Египта, который остался со времен фараонов четвертой династии. Некрополь на плато Гиза состоит из самой большой из Великих пирамид – пирамиду Хеопса, а так же пирамида Микерина и Хефрена. Возле них туристы могут так же посетить ряд небольших храмовых сооружений и зданий, тротуаров и маленькие пирамиды «королев». Статуя Большого Сфинкса расположена в восточной части этого древнего комплекса.

Добраться до плато Гиза для туристов нет никакой сложности. Так можно воспользоваться такси, которое здесь довольно недорогие и с удобствами доехать непосредственно до плато. Или же воспользоваться одним из автобусов, которые отходят из центра Каира через каждые полчаса.

Большой Сфинкс это необычайно грандиозное сооружение, на сегодняшний день доподлинно неизвестно кто, когда и с какой целью его воздвиг, благодаря этому скульптура вызывает небывалый интерес со стороны многочисленных историков, археологов и туристов. Само слово Сфинкс как будто обладает магией и навевает ассоциации с пирамидами, песками и мистикой Древнего Египта.

warps.ru


Смотрите также