Древний народ армяне. Древние источники европейцев о своей прародине – Армении и армянаx
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Происхождение армянского народа — Краткий очерк. Древний народ армяне


Армяне - Происхождение.... - Наша Армения

 Происхождения и формирование армянского народа

Наиболее распространенным вопросом в истории армяноведческих исследований был и продолжает оставаться вопрос происхождения и формирования армянскогоРодоначальник Айкнарода, который является спорным в некоторых вопросах. Откуда происходит армянский народ, где находится его колыбель, когда он сформировался как отдельная этническая единица и с каких времен упоминается в древнейших письменных источниках.  Спорность этих вопросов или же их отдельных пунктов обусловлено не только разнообразием информации первоисточников, но и частой политической или же другой заинтересованностью занимающихся этим вопросов. Тем не менее, наличествующие факты, а также уровень современного исследования в полной мере позволяет ответить  на вопрос о зарождении армянского народа и его формирования. Затронем, в первую очередь, предания о происхождении армянского народа, зафиксированные в древних и средних веках, общей линией представим наиболее распространенные теории в историографии, затем современное состояние изучаемого вопроса и сохранившиеся древнейшие факты об Армении и армянах.

В древние и средние века о происхождении армян было записано ряд преданий, наибольший интерес из которых, с точки зрения армяноведения, (в качестве первоисточников) представляют армянская, греческая, древнееврейская, грузинская и арабская версии.

а) Армянское предание

Было создано с незапамятных времен и дошло до нас с записи Мовсеса Хоренаци. Отдельные фрагменты предания упоминаются также в трудах других армянских средневековых библиографов. В данном предании можно выделить два слоя, первый – древнейших слой, был создан и существовал в дохристианские времена. Согласно древней легенде, армяне произошли от богоподобного родоначальникаМовсес Хоренаци

Айка, который был одним из титанических сыновей богов. Вот как представляет его происхождение Мовсес Хоренаци: «Первые из богов были грозными и видными, причиной добродетелей мира,  и началом многолюдия и всей земли. До них и пришло поколение титанов, и одним из них был Айк Апестостян».

В христианские времена армянское предание видоизменяется, подстраиваясь под Библейские представления, согласно которым после всемирного потопа все человечество произошло от трех сыновей Ноя – Хама, Сима и Иафета. Согласно новой христианской версии Айк считается потомком Иафета, сыном родоначальника Торгома, отсюда и данное Армении средневековыми письменными источниками название «Торгомов дом» и «Торговома нация».

Придание рассказывает, что Айк боролся с тираном Междуречья Белом, победил его и в знак этого армяне стали отмечать исходную армянскую дату (согласно известному армяноведу Гевонду Алишану это было 1 августа 2492 года).

Согласно армянской версии по имени родоначальника Айка армянский народ называется «Ай», а страна «Аястан», а по имени его потомка Арама появились названия «Армения» и «армяне». Также по именам Айка и других армянских родоначальников свои названия получили многочисленные наименования Армянского нагорья (От Айка –Айкашен, Араманяка – гора Арагац и область Арагацотн, от Арамаиса – Армавир, от Ераста – Ерасх (Аракс), от Шары – Ширак, от Амасии – Масис, от Гегама  — озеро Гегаркуник и Гегаркунийская область, от Сисака – Сюник, от Ара Прекрасного – Айрарат и др.).

б) Греческое предание

Греческая легенда, повествующая о происхождении армян, связана с возлюбленной и распространенной в Древней Греции легендой об Аргонавтах. Согласно которой родоначальник армян, давший им имя Арменос Тесальский, который с Ясоном и другими аргонавтами участвовал в путешествии по поиску Золотого Руна, обосновался в Армении, которая и была названа его именем Армения. Предание гласит, что первоначально он жил в Тесалийском  (область в Греции) городе Арменион. Более подробно это предание рассказывает греческий библиограф 1 века до н.э. Страбон, который говорит о том, что источником его информации являлись рассказы военачальников Александра Македонского. Судя по фактам, предание об армянах было создано и связано с аргонавтами в период походов Македонского, так как более ранних источников, повествующих об этом нет. По всей вероятности это имело такую же политическую направленность, как и легенды о греческом происхождении персов и медийцев. В истории есть не мало случаев, когда какой-то завоеватель для предания своим целям «правовую» форму заранее придумывает ложные основания. Таким образом осевая информация о тесалийском (греческом) происхождении армян не может считаться достоверной. О западном (фригийском) происхождении несвязные сведения остались также у греческих авторов Геродота (V век) и Евдокса (IV век). ЭтиАлександ Македонский

сведения относятся к схожести в одежде армянских и фригийских воинов и наличии многочисленных фригийских слов в армянском языке. Этим, безусловно, не может быть объяснено происхождение одного народа от другого. Фригийцы и армяне — родственные нации (имеют одно индоевропейское происхождение), следовательно, наличие однокоренных слов в армянском и фригийском языке можно считать закономерностью.

в) Грузинское предание. 

Грузинское предание было написано под воздействием и было записано в IX – XI вв. грузинскими авторами (Безымянный историк, Леонтии Мровели  и др.). Согласно грузинскому преданию от восьми сыновей Таргамоса (Торгома) произошли многочисленные народы, от старшего сына Айоса – армяне, Картлоса – грузины, от других сыновей многие народа Кавказа. Судя по окончаниям собственных имен, это предание имело  какое-то грузинский первоисточник, не дошедший до нас. Оно частично несет на себе след политической ситуации той эпохи, когда влияние Багратидов было распространенно по всему Кавказу. Этим и следует объяснять то, что родоначальник армян Айос был самым старшим из братьев.

г) Арабское предание.

Связывает происхождение армян с представлением о появлении наций от сыновей Ноя после потопа. Наиболее подробно оно изложено  в трудах арабских библиографов XII-XIII веков Якути и Димашки. Согласно этому преданию от сына Ноя Яфиса (Иафета) произошел Авмар, затем его внук Лантан (Торгом), чьим сыном был Армини (предок армян), от сыновей его брата произошли агваны (кавказские албанцы) и грузины. Это предание считает родственными армян, греков, славян, франков и иранские племена. Интересно то что, это предание сохранило воспоминание, идущее из периода родственного единения индоевропейских народов.

д) Древнееврейское предание.

Было записано на страницах «Еврейских древностей» Иосифа Флафия (I век до н.э.- I век н.э.).  Согласно источнику «Урос обосновал Армению». В армяноведении нет единой точки зрения по поводу первоисточника этой информации  и ее достоверности. Есть мнение, что в нем говорится о сыне родоначальника Арама Ара Прекрасном. Согласно другим мнениям Урос мог быть «сыном Руса Эримены» — царем, упомянутым в клинописях Ванского царства. В ассирийских письменных источниках имя «Руса» упоминается также под именем «Урса» , а имя «Эримена» может интерпретироваться как антропоним так и в качестве названия рода.

Кроме отмеченных существуют и другие придания, повествующие о происхождении армян, которые, однако, в той или иной мере повторяют вышеупомянутые и не представляют интереса.

е) Вопрос этногенеза армян в историографии. 

Начиная с V века и до XIX в вопросе этногенеза армян беспрекословно принималась армянская версия, сформированная на страницах «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци, которая на протяжении многих веков для армянского народа представляла собой учебник и свидетельство по генеалогии. Однако появившиеся в науке в XIX веке новости поставили под подозрение достоверность сведений историка,  и под вопрос была поставлена правдивость национальной версии о происхождении армян.

В XIX веке зародилось сравнительное языкознание, согласно которому армяне имеют индоевропейское происхождение, наряду с другими народами в доисторические времена составляли одно этническое единство и занимали одну территорию, которая в науке условно называется «индоевропейской прародиной». Вопрос происхождения этих народов в рамках этой теории связан с местонахождением  индоевропейской прародины. В разные времена в науке преобладали различные версии местонахождения прародины (Юго-восточная Европа, южно-российские равнины, север Передней Азии и др.).

В XIX веке в сравнительном языкознании  получила широкое распространение версия о нахождении индоевропейской прародины в Юго-восточной Европе. С другой стороны —  греческие источники по поводу балканского происхождения армян выдвинули теорию  о переселении армян. Сформировалось мнение, согласно которой армяне покинув Балканский полуостров в VIII-VI веках вторглись в Урарту, завоевали его и после падания последнего в VI веке создали свое государство (Ервандийское царство). Эта теория не основывается на совокупности фактов и не может считаться правдивой по нескольким причинам, она стала и до сих пор продолжает оставаться предметом политических манипуляций (в частности со стороны турецких фальсификаторов истории).

Следующая теория о происхождении армянского народа  — это абесткая или асиникская теория, согласно которой армянский язык является смешанным не индоевропейским языком, следовательно, армяне не принимали участие в индоевропейском переселении и произошли от местных азиатских племен. Эта теория не могла бы устоять перед серьезной научной критикой и до их пор отрицается, так как не может быть смешанных языков: от смешения двух языков не появляется третий.

В начале 1980-х годов была пересмотрена точка зрения о том, что индоевропейская прародина в 5-4 тысячелетии до н.э. находилась на севере Передней Азии, точнее на территории армянского нагорья, в районах Малой Азии, в северном Междуречье и на северо-западе Иранской равнины. Эта точка зрения по сей день подкрепляется многими фактами и принимается со стороны большей части специалистов. Вопрос этногенеза армян получил  новое объяснение. Сам по себе был отвергнут тезис о переселении армян, так как индоевропейская прародина находилась именно на той территории, где сформировался армянский народ и прошел весь пусть своего становления.

Сейчас точно можно сказать, что армяне в 5-4 тысячелетии до н.э. составляли часть индоевропейского народа и в конце 4 тысячелетия и в начале 3 тысячелетия отделились от индоевропейской общности. Именно с этого времени началось формирование армянского народа, которое происходило двумя этапами. Первый этап, который можно охаректиризовать как период родовых объединений и раннегосударственных формирований, происходил в 3-2 тысячелетиях до н.э.. На втором этапе, в V-VI веках до н.э. закончился этап формирования армянского народа за счет создания единой государственности.

Обобщив все сказанное, можно утверждать, что армянский язык и все говорящие на нем отделились от индоевропейской общности и стали самостоятельными в 4-3 тысячелетии до н.э.. Именно с этих времен армянский народ упоминается на территории Армянского нагорья, где они вели свою деятельность, существовали и создавали свою историю.

Мовсисян А.

 

 

nashaarmenia.info

Происхождение армянского народа - Краткий очерк

Происхождение армянского народаАрмяне — самоназвание гай (или хай) — является одним из немногих на земле “первородных” народов. В основе их происхождения лежит красивая библейская легенда о чудесном спасении Ноя и его семьи на вершине горы Арарат.

Впрочем, подобные или похожие легенды лежат в основе истории многих народов. Книга Бытия называет потомство Ноя по именам и указывает первоначальное расселение этого потомства близ Арарата в Санаарской долине. Многое из этих сведений подтверждается древними халдейскими, сирийскими и греческими историками.

По библейскому преданию один из правнуков Ноя, внук Иафета, сын Гомера, Форгом еще при жизни разделил свои владения между сыновьями. Гайку досталась Армения, он и стал основателем династии первых армянских царей — Гайкидов, и родоначальником армян.

Легенда гласит, что, являясь одновременно одним из главных родоначальников вавилонских, Гайк участвовал в постройке Вавилонской башни по предложению главного халдейского родоначальника Бела (он же Немврод). Но, почувствовав, что Бел стремится к единоличному господству,Гайк вместе с сыновьями вернулся в свои земли. Бел не простил этого Гайку.

Пытаясь избежать открытых столкновений и хитростью подчинить себе Гайка, Бел предложил ему избрать любые, даже самые плодородные земли Вавилона для переселения в пределы своих владений.

Гайк категорически отказался. Тогда Бел объявил войну Гайку. Это была первая война в истории человечества документально зафиксированная. Решающая битва произошла у Ванского озера, где войска Бела были разбиты, а он сам погиб от стрелы Гайка. На месте сражения был построен город Гайк в честь победителя. Так гласит библейское сказание.

Исторический же процесс формирования армянского народа был, конечно же, значительно сложнее

Большой народ, формируясь, вбирает в себя сотни малых народов, племен, родов. Набеги, завоевания, переселения, религиозные традиции также влияют на этот процесс. Армянский народ формировался по всем этим законам.

Древние армянские историки Мар — Ибас — Катина (II в. До н. э.), Моисей Хоренский, Агафангел (IV в.) и другие свидетельствуют о многих мелких племенах (Агуваны, албаны, утийцы, картманийцы, джанарийцы, дзотийцы, каркарийцы и др.), которые были расселены в разных частях Армении, но были полностью ассимилированы армянами.

Также полностью ассимилировались и миллион семитов, плененных армянским царем Грачья. Именно из их среды вышел могущественный род Багратуни, давший князей, великих полководцев и царскую династию, правившую в Армении, а затем в Грузии.

Полностью были ассимилированы и китайские переселенцы, получившие владения на границе с Грузией, и титул князей Орбелианов и Мамиконянов, потомки которых верой и правдой служили Армении.

Процесс формирования армянского народа шел постепенно, но важнейшую роль сыграло то, что он закончился в древние времена. Самосознание армян, как единого народа, сформировалось, вероятно, еще в ранний период армянской государственности, и, практически, не претерпело каких-либо серьезных изменений и до наших дней.

Bigoss — forum.vardanank.org

ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ

vstrokax.net

Древние источники европейцев о своей прародине – Армении и армянаx

Древние источники европейцев о своей прародинеПредисловие. Армения – одна из древнейших стран мира. Коренные жители Армянского нагорья – армяне (hay-армены). Армяне – одна из древнейших наций Передней Азии, а армянский язык, как показывают исследования, – один из самых древних языков мира, на котором изъяснялись более 9000 лет назад на Армянском нагорье и в близлежащих областях.

Согласно новым исследованиям, эти территории также являются прародиной предков индоевропейцев (арийских племен), и начиная с этой эпохи происходит расселение племен с исконной родины к их нынешним местам проживания – обширным территориям от Европы до Индии.

Древнейшие карты мира также свидетельствуют о том, что армяне – старейшие жители Передней Азии, а Армения – одна из древнейших стран мира. Самое древнее известное нам изображение Матери-Земли и Космоса – шумерская картина мира, начерченная на глиняной табличке, датируется серединой III тысячелетия до н.э . На табличке изображены горы (Армянское нагорье), берущие начало в этих горах реки Тигр и Евфрат и Междуречье (смотри страницу 96).

Известные шумерам эти древнейшие территории были заселены hay-арменами еще до появления в Междуречье семитских племен (аккадцы, позже вавилоняне, ассирийцы; середина III тысячелетия до н.э.).

Известно, что первоначальные места расселения шумеров – южные части Армянского нагорья , и отсюда они, совершив небольшое перемещение, появились в Южном, или Нижнем Междуречье .

Результаты археологических раскопок показывают, что в V–IV тысячелетии до н.э. шумеры уже жили в Нижнем Междуречье .

В поэмаx – шумерском героическом эпосе «Гильгамеш» («Гильгамеш и страна бессмертных»), сказаниях «Энмеркар и главный жрец Аратты», «Лугалбанда и гора Хурум» и других есть свидетельства о «стране высоких гор», «стране богов», «стране бессмертных», «стране святых законов» и «священных обрядов» – о стране Аратта .

Аратта – одно из древнейших названий Армении. Заметим, что передвижение шумеров на юг – первая известная миграция с Армянского нагорья.

Армения представлена также на Вавилонской звездообразной карте (VI в. до н.э.), на карте Гекатея Милетского (517 г. до н.э.), на карте, составленной на основе труда Геродота «История» (V в. до н.э.), и др.

С Армянского нагорья и близлежашиx территорий происxодили перемещения также к востоку, западу и северу. Известно, что в середине II тысячелетия до н.э. с запада в Индию проникли племена, которые называли себя ari или arya, а также ayu и (h)ayu .

Они использовали лошадей, боевые колесницы и были вооружены металлическим оружием. Об этом свидетельствуют древние индийские письменные источники «Ригведа» и «Маxабxарата».

В научном мире принято считать, что иранские племена (мидяне, персы, парфяне) появились в Иране в середине II тысячелетия до н.э. Иранские племена покинули прародину, унося с собой распространенные там культы богов, обычаи, традиции, быт, а также сознание принадлежности к племени ари и самоназвание ари.

Об этом свидетельствует написанная в VII в. до н.э. святая книга «Авеста» (позже, в раннем средневековье, на основе устныx традиций была написана «Зенд-Авеста» – перевод «Авесты» на среднеперсидский и комментарии к тексту).

Покинувшие родину племена, утвердившись на новых территориях, помнят богов своей прародины, соплеменников, свою принадлежность к племени ариев, их обычаи, быт и т.д. С особенной любовью и почтением помнят они оставшиxся на родине сородичей и стараются беречь воспоминания как о ниx, так и о прародине.

Соxранившиеся письменные источники дают важные сведения об истории древнейшей Армении и армянскиx/арийскиx племенаx. Заметим, что это история не только ушедшиx племен, но и оставшегося там «материнского» племени hay-aрменов.

Переместившиеся на восток племена пошли и на север. Часть из ниx через Кавказ, другая часть – в обход Каспийского моря, достигают северо-западного района Прикаспья и северныx районов Причерноморья. Затем предки индоевропейцев (арийские племена) двигаются на запад – в Европу, о чëм свидетельствуют арxеологические раскопки.

В ходе этиx передвижений часть племëн оказалась на Балканаx. Они появились и в западныx частяx Малой Азии, откуда также перешли в Европу. Как мы видим, предки индоевропейцев – арийские племена – со своей прародины – Армянского нагорья и ближниx к нему областей – пришли в Европу с востока, через Кавказ и с юго-запада Малой Азии.

Римские письменные источники (Тацит) содержат сведения о древней истории европейскиx народов, особенно о галлаx (кельты), о германскиx, британскиx и другиx племенаx.

Более поздние (IX–XV вв., даже XVIII в.) письменные источники европейскиx народов (английские, германские: «The Anglo-Saxon Chronicle», «Das Annolied», «Kaiserkronik», «Das Rolandslied des Pfaffen Konrad», «Chronica Baioariorum») излагают историю своего народа, многократно свидетельствуя, что иx предки (бритты-уэлш, баварцы, а также баски, славяне) пришли из Армении.

В этиx письменныx источникаx постоянно упоминается о «xраброй и гордой Армении», о «священной горе Арарат и Ноевом ковчеге», о «реке Аракс» и т.д. Названия Армения и Арарат упоминаются с любовью и гордостью. То же отмечается со стороны средневековыx путешественников, географов и картографов.

Armenian Natural Environment

На всеx картаx, как древнейшиx, так и средневековыx, авторы, ссылаясь на сведения греческиx, римскиx, европейскиx (а также арабскиx и другиx) историографов и географов, постоянно изображают Армению, располагающийся там Земной Рай, гору Арарат с Ноевым ковчегом и т.д. Однако ко второй половине XIX в. ситуация резко меняется.

Армения в древние и средние века

Армения в древние и средние века

После падения царского дома Багратуни (1045 г.) и Киликийской Армении (1375 г.) борьба за восстановление независимого армянского государства долгие века не увенчивается успехом.

Если в средневековыx письменныx источникаx народов Европы «свободолюбивая», «преданная», «гордая», «страна xрабрыx войнов» Армения упоминалась как иx прародина, то со второй половины XIX в. в правящиx кругаx ряда европейскиx стран отмечается иное отношение к Армении, обусловленное новой геополитической обстановкой, создавшейся в Передней Азии: стремлением не допустить расчленения «больной» Османской империи для использования этой страны против России, не дать возможности создать армянское государство на территории Армении.

На картаx и в книгаx даже топонимы Армения (Западная Армения, Айастан) и Армянское нагорье заменяются вымышленными названиями Анатолия и Курдистан .

С конца XIX в. при попустительстве правящиx кругов Англии и Германии, а также с молчаливого согласия России, проявившей уклончивость и безразличие к судьбе Армении, в армянской истории наступают самые тяжëлые, трагические времена.

В Западной Армении, в Киликийской Армении и на другиx территорияx, наxодящиxся в составе Османской империи, периодически организовываются армянские погромы, которые заканчиваются геноцидом армян 1915-1923 гг.

Многие европейские ученые (Арнольд Тойнби, граф Август фон Гагстгаузен, Генриx Хюбшман, Иоганнес Лепсиус), ссылаясь на сведения из древниx письменныx источников, пишут труды и статьи о древней истории Армении и о большой роли армянского народа в развитии современной цивилизации.

Однако появляются и другие исследователи, которые пытаются отрицать свидетельства древниx источников об Армении и армянаx, игнорируя исторические факты, свидетельствующие об армянской прародине .

В XX и в начале XXI в. учëные вновь обращаются к армянам и Армении. Основываясь на результатах новыx антропологическиx, лингвистическиx и арxеологическиx исследований , ученые приходят к мнению, согласно которому Армянское нагорье является колыбелью цивилизации (David Marshall Lang, Armenia:

Cradle of Civilization, London, 1970), армяне с их языком – одной из древнейшиx наций мира, а Армянское нагорье и близлежащие территории – прародиной индоевропейцев (арийскиx племëн). Особенное значение при этом придаëтся лингвистическим исследованиям, подтверждающим древность армянского языка, на котором говорили более чем 9000 лет назад.

Заметим, однако, что некоторые авторы, фальсифицируя факты исторической и географической науки, продолжают политизировать историю, используя вместо названий Армения, Армянское нагорье наименования «Восточная Турция», «Восточная Анатолия», «территория современной Турции» и т. д.

Многочисленные арxеологические, лингвистические, антропологические и другие данные позволяют утверждать, что Армения является прародиной hay-арменов и произошедшиx от ниx арийскиx племëн. Армения также кольбель современной цивилизации.

Сегодня, в начале XXI в., приходится принимать как факт то, что большая часть прародины арийскиx племëн – Армянское нагорье и близлежащие территории – наxодится в чужих руках.

Это великая боль для армян и большой позор для индоевропейцев – потомков арийскиx племëн. На них, в особенности на сегодняшних англичанах и немцах, лежит значительная доля вины, ибо, действуя в чужих интересах, они забыли свою прародину и «оставшиxся там соплеменников».

Angela Teryan’s blog Скачать полную версию книги

ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ

vstrokax.net

Кто такие армяне

ЕРЕВАН, 22 окт — Sputnik. Армяне – это древний народ, который преимущественно говорит на армянском языке. Формирование армянского народа на территории Армянского нагорья началось с конца 2 тысячелетия до н. э. и завершилось к VI веку до н. э.

Несмотря на то, что армян объединяет одна история, одна кровь и множество общих черт, как внешне, так и внутренне, представители этой нации кардинально отличаются друг от друга. Портал Sputnik Армения попытался понять, каким в действительности бывает армянин.

Одно сердцебиение

Преимущественно во всех крупных странах мира проживают представители армянских общин. Больше всего армян проживает в России, Франции и США. В частности, во многие страны армяне перебрались после Геноцида армян в Османской империи. Самое интересное, что у армян порядка 50 диалектов, при этом, существуют западноармянский и восточноармянский языки, на которых говорит подавляющее большинство представителей этой нации. Что касается восточноармянского, то это один из современных вариантов армянского языка, на котором говорят в современной Армении.

Вторая разновидность армянского языка  распространена среди армянской диаспоры, которая появилась после Геноцида.  Эта группа армян преимущественно проживает в Северной и Южной Америке, Европе и Ближнем Востоке. Несмотря на то, что диалекты очень сильно отличаются, армяне могут спокойно общаться друг с другом, говоря на своем диалекте. Самые сложные для понимания армянские диалекты у жителей Сюникской области и Нагорно-Карабахской Республики (Арцах). Именно по этой причине многие армяне не говорят на родном языке, но прекрасно владеют языком той страны, в которой проживают.

Если вы общаетесь с армянами, то, несомненно, успели заметить, что этим людям присуще яркое чувство юмора. Они могут поднять вам настроение за несколько минут, рассказать огромное количество забавных историй, анекдотов, и сделать так, чтобы вы ходили с приподнятым настроением ближайшие несколько дней.

Невозможно не отметить тот факт, что в мире очень много известных армян-юмористов. В частности, известные всем Евгений Петросян, Гарик Мартиросян и Михаил Галустян. На самом деле, несмотря на свой веселый нрав и задор, армяне являются очень серьезными людьми, особенно если речь идет о людях старшего поколения, на долю которых выпало немало трудностей.

Бывают и вечно недовольные армяне. Обычно, это те люди, которые никак не найдут свое место в жизни. Больше всех, на мой взгляд, недовольны армянские таксисты и водители общественного транспорта. Оно и ясно – стиль вождения в Ереване и в других городах Армении отличается особым темпераментом.

© Sputnik / Asatur Yesayants

Водитель такси. Ереван

Если вы близкий армянину человек, то, скорее всего, он ради вас готов на многое, а может быть и на все. Наверно, только армяне умеют отдавать близкому человеку все без остатка, окружить его заботой, вниманием и лаской.

Армяне очень любят и ценят семью. В армянской семье родитель – это царь. И на самом деле, это все взаимно, поскольку множество армянских родителей растят своих детей в большой любви и делают ради них все, даже невозможное. Отношение к детям в нашей стране особое, и это можно назвать культом детей. Также армянский мужчина боготворит любимых женщин (маму, сестру, жену).Гостеприимность

Еще одна национальная черта – это гостеприимность. Если вы в гостях у "правильного" армянина, то он вас обязательно чем-нибудь угостит. Но если вы заранее договорились наведаться в гости к армянину или армянской семье, то вас ждет целое праздничное угощение! И особенно, вкуснейший армянский коньяк.

Армянский хаш

Об армянских блюдах можно говорить вечно и писать долго, но самые излюбленные армянами кушанья – это долма (голубцы из листьев винограда), хаш – пряный суп из говяжьих ножек с чесноком, спас – полезный суп на основе мацони, армянский салат табуле из крупы булгур и мелко порубленной петрушки.

Армянские привычки

Большинство армян отличаются трудолюбием. Если армянин нашел работу по душе, то он трудится, не покладая рук.

Солнечная погода Армении позволяет жителям страны вывешивать белье на улицах. Такая привычка традиционна, например, для жителей Италии, когда от здания к зданию вывешивается огромное количество одежды.

© Sputnik / Асатур Есаянц

Развешанное белье

"Классический" армянин отличается тем, что любит употреблять большое количество хлеба и кофе, организовывает шикарные свадьбы, дни рождения, помолвки, крестины и иные праздники. И на самом деле, у армянина может не быть денег… Он их возьмет в кредит, будет погашать долг месяцами. Но если душа хочет праздника, то он не сможет отказать себе и своим близким в этом.

Армяне любят дорогие машины, одежду и аксессуары. Наверно, эта черта характерна всем национальностям.

А еще многие армяне открывают все окна в машине, когда в ней звучит их любимая песня, независимо от того, нравится вам эта музыка или нет. Но меломан проедет по городу, прослушав несколько раз любимый трек, даже зимой.

Если вы в Армении решили воспользоваться общественным транспортом, а в нем уже нет места, куда можно присесть, то вам обязательно его уступят.

А еще армяне очень любят здороваться друг с другом. "Барев" и "Бари луйс" ("привет" и "доброе утро") – это то, что может поднять настроение человека или стать поводом для дальнейшего общения. Не зря говорят в Армении, что "приветствие принадлежит Богу".

Очень часто армяне вместо традиционного "спасибо" говорят "мерси". Может, просто лень каждый раз произносить красивое слово "шноракалуцюн".

Кстати, только армянин купит себе дорогущий гаджет – телефон, ноутбук, планшет или нетбук, и сам поленится изучать его, чтобы правильно эксплуатировать. Он обязательно начнет расспрашивать у окружающих, как все настроить и заставить заработать.

На самом деле, привычек у армян очень много, и положительных и отрицательных, да и черты характера очень разнообразны. Темперамент и менталитет армян – очень сложная вещь. Однако в данной статье собрано все то, что может отличить армянина от представителей других национальностей.

Мы рады, если армянские привычки свойственны и вам.

ru.armeniasputnik.am

Часть 4. Фригийцы и армяне (Древние миграции и происхождение индоевропейских народов)

Часть 1. Индоарии и иранцы.Часть 2. Протоарии.Часть 3. Греко-арийское единство.

Армянский язык засвидетельствован с V в. н.э., но имя народа и исторические сведения о его территории в Закавказье и деяниях известны на тысячу лет раньше – с VI в. до н.э. Хотя выглядят армяне как переднеазиатские люди, в армянской речи распознаны регулярные соответствия индоевропейским языкам по грамматике и основному словарному составу.

В результате сильного смешения с кавказским (в основном урартским) субстратом (Капанцян 1940; 1951) армянский утратил многие черты своего индоевропейского предка – род, звательный падеж, двойственное чиcло и т.д., но сохранил основную грамматическую систему и многие корни индоевропейского языка-основы. Испытали армяне в древности и сильное влияние хеттского языка и культуры хеттов (Капанцян 1931; 1940), а потом мидян и персов, но воздействие их всех сказывалось главным образом в лексике.

Наиболее близок армянский язык фригийскому. Так, название фригийского верховного бога Сабазоса в армянском значит просто ‘бог’. Порциг (2002: 298) указывает, что только в греческом, армянском и арийских сохранилось старое индоевропейское название «змеи» – др.-инд ahi-, авест. aži-, греч. ‘έχις.

Общую судьбу с индоарийскими языками характеризует и отсутствие названия домашней свиньи в числе сохранившихся в армянском индоевропейских элементов (Туманян 1968). Сакеллариу (Sakellariou 1980a: 61 – 67), сравнивая изоглоссы греческого с другими индоевропейскими, набирает со многими языками по отдельности по 1-3 изоглоссы, только с армянским – 10 изоглосс плюс с армянским вместе с некоторыми другими еще 3, с арийскими – 16 плюс с арийскими вместе с другими еще 6, а со всей арийско-армянско-фригийской совокупностью – еще 7.

Учитывая, что черт, общих для греко-арийско-фригийско-армянской группы, армяне имеют меньше других, а по некоторым морфологическим особенностям объединяются с западными соседями, особенно с балтами, видимо их первоначальная область лежала на крайнем севере ареала общих предков этой группы – глубоко в материковой части Балкано-Карпато-Дунайского региона (Haas 1970; Kempiński 1984).

Геродот (VII,2) повествует, что армяне, будучи выходцами из фригийской земли, имели фригийское вооружение. Евдокс Книдский добавляет: «в языке их много фригийского». Поэтому ранние стадии армянского этногенеза в большой мере зависят от ранней локализации фригийцев.

По Дьяконову (1968; 1961), фригийцы и их подразделение мисы (или мизийцы, Mysia) были известны восточным народам (ассирийцам) под общим именем мушков (где -k – формант множественного числа). Они, переселившись в Малую Азию с Балканского полуострова на рубеже XIII – XII вв. до н.э., застали Хеттскую империю в состоянии гибели и распада. Кто ее разгромил, не очень ясно (Bittel 1983), возможно как раз они. Заселив подвластные ранее хеттам земли, фригийцы-мушки беспокоили северозападные границы Ассирии. Они влились в пост-хеттские государственные образования (родственные по языку) и, освоив хеттскую статусную идентичность, несомненно более высокую, противопоставляли себя окрестному хурритскому и семитскому населению уже как хеттов. «Хетты» стало их самоназванием.

К IX – VIII векам (а вероятно, с сер. XII в. до н.э.) протоармяне владели землями в долине Верхнего Евфрата к западу от озера Ван. Захватывая оттуда в конце VII – начале VI вв. до н.э. земли распавшегося урартского государства, населенные мелкими народцами и языками, они принесли туда свой индоевропейский язык (близкий фригийскому протоармянский), который вобрав в себя много местных элементов, особенно в произношении и лексике, стал lingua franca – объединяющим языком. Так сложился армянский язык. Из самоназвания «хетты» (Hatti), в протоармянском *Hatjos или *Hatijos, образовалось «хай-» – нынешнее самоназвание армян.Грузины называли армян по ближайшей к ним армянской области Сухму – получилось название «сомехи» (как и по сей день грузины называют армян), а в арамейском и персидском – по такой же области Арме. Так получилось название «армяне», перешедшее от персов к грекам и распространившееся далее по Азии и Европе.

Но при всех уточнениях остается неясным, где жили протоармяне до проникновения в Закавказье – до XII в. до н.э. Ясно лишь, что они пришли в Малую Азию вместе с фригийцами откуда-то с Балканского полуострова. Дальнейшее проникновение вглубь веков приходится осуществлять, держась за фригийцев.

По данным археологии, фригийцы осели в Вифинии, т. е. на северном побережье Малой Азии, примерно в IX в. до н.э. – это установлено по появлению курганов, действительно из Македонии, судя по сходству этих курганов и их культуры с болгарскими курганами. Наконец, диалект северных фригийцев, по заключению Хааса, ближе к македонскому языку, тогда как южных (центральномалоазийских) – к греческому. Геродот сообщает (VII, 73), что фригийцы отселились из Македонии и что они там назывались бригами (βρυγες), а уже в Малой Азии получили наименование фригов, фригийцев (φρύγες). Кроме фригийцев к востоку от оз. Аскания (Никейского), Геродот в V в. до н.э. отмечает и Великую Фригию в центре Малой Азии, со столицей в Гордионе.

Восточные народы (ассирийцы, евреи, хурриты) называли фригийцев Великой Фригии мушками, Мешех, что очень близко греческому названию мисов (Μυσοί) – греки, не имея ш, передавали его как ‘с’. У Гомера мисы обитают на европейской стороне Геллеспонта вместе с фракийцами, а относительно позднейших мисов Страбон (VII,3.10; XII,3.3) отмечал, что они пришли из-за Дуная.

Гомер (Ил. II, 863 – 864; III, 184 - 188) упоминает об участии фригийцев в Троянской войне XIII века до н.э., когда они были в союзе и родстве с царем Илиона Приамом. В начале XII века до н.э. Хеттская держава пала под ударами европейских пришельцев – «народов моря» и своего извечного врага касков (кашков) – абешла (касогов и апсилов, т.е. предков черкесов-адыге и абхазов). По-видимому, в числе «народов моря» и были предки армян.

Арии прибыли в Индостан с севера без традиции трупосожжения и урнового погребения – они получили ее уже в Индостане. Но и там это не было исконной местной традицией – ее не было в хараппской цивилизации. Традиция эта появляется впервые в северо-западном Пакистане (долина Свата и смежные с нею), и появление ее падает на хронологический отрезок XIII – XI вв. до н.э. (а по уточнению Мюллера-Карпе – на XI век). В это время там в курганных могильниках оказывается целый пласт погребений (Гхалигаи V) с прахом в урнах, в том числе в лицевых (их очень много), «глазастых» и ящичных. Ничего подобного поблизости не оказывается.

Весь этот культурный комплекс, включающий вдобавок инкрустированную керамику и прочее, восходит, судя по поразительному сходству в деталях, к венгерским и румынским культурам среднего бронзового века (культуры фюзешабонь, ватя, веспрем, кырна) с углублением в ранний бронзовый век (хатван, кишапоштаг). Именно там традиция изготовления лицевых урн не только имеет глубокие корни, восходя к баденскому времени, т.е. энеолиту, но и широко разветвлена. В названной свите культур среднего бронзового века вообще развита антропоморфизация погребальных урн – есть сосуды на человеческих ножках, сосуды-птицы, но с человеческими лицами (образ типа греческих сирен), есть сосуд с рельефным изображением глаз, рук и кинжала.

Кроме того, в долине Свата (и на подступах к ней – в Тулхаре, а затем в тазабагъябской культуре) прослеживается строгая закономерность: для мужчин и женщин позиция покойников разная (Müller-Karpe 1983: 34 - 51). Но индоиранская погребальная традиция на всем ее протяжении от Причерноморья до Средней Азии характеризуется неразличением мужских и женских погребений по позиции покойников – все лежат одинаково на одном и том же боку. И только к западу и северу от нее, в ареалах культур шнуровой керамики и колоколовидных кубков – по всей Западной, Центральной, Северной Европе и в лесной и лесостепной полосе Восточной Европы (фатьяновская и среднеднепровская культуры) господствует различение мужчин и женщин в погребальном обряде: мужчин кладут на правый бок, женщин - на левый (в культуре колоколовидных кубков – наоборот).

Таким образом, вырисовывается следующая картина движения «народов моря», по крайней мере их восточного пути. В XII-XIII в. до н.э. фригийцы и их родичи мисы-мушки из Балкано-Дунайского региона, преодолев 700-800 км, не полностью осели в центре Малой Азии, а по крайней мере их первая волна прошла ее насквозь (еще свыше 700 км, итого 1 400 – 1 500 км). Центральную Анатолию осваивала уже вторая их волна. Или наоборот: первая волна закрепилась в Анатолии, а вторая волна прошла дальше. Так эти западные пришельцы оказались у границ Ассирии, где тоже осели их племена, и, по крайней мере, несколько веков держались там (с этим Дьяконов связывает происхождение армян). Но на этом движение не остановилось и, продвинувшись еще более 2500 км (тохары прошли больше), пройдя весь Иран и Афганистан, племена «народов моря» оказались у границ Пенджаба, в Пакистане.

Упоминавшиеся исходные культуры (фюзешабонь, ватя, веспрем, кырна, хатван, кишапоштаг) занимают в раннем и среднем бронзовом веке среднее течение Дуная, часть нижнего и всё Потисье. Наиболее разительные аналогии пакистанским находкам выявлены в культурах Ватя и Кырна. Их предшественник – культура раннего бронзового века Кишапоштаг, которая тянется с севера на юг вдоль Дуная (вдоль его меридионального течения) по правому берегу. Именно в Кишапоштаг сконцентрированы урновые погребения, в числе которых есть погребения в лицевых урнах.

В среднем бронзовом веке на месте культуры Кишапоштаг оказываются урновые погребения культур Ватя, Витенберг и Веспрем-Сексард (или паннонской культуры инкрустированной керамики). Культура Витенберг расположена восточнее, уже в Трансильвании. На карте находки витенбергской культуры расположены густо, что говорит о плотности населения. Археологи реконструируют воинственность и этих племен на основании большого количества бронзового оружия (боевые топоры с клевцами, длинные мечи нескольких типов и проч.). Среди мечей есть привозные из Микен, на сосудах – орнамент бегущей спиралью. Культуры Вербичоара и Кырна (или Жуто Брдо – Гырла Маре), тоже с урновыми погребениями, находятся южнее, занимая западную половину широтного течения Дуная – в Северной Сербии, Юго-Западной Румынии, и Северо-Западной Болгарии.

Культура Вербичоара была потеснена другой культурой того же происхождения – Гырла Маре (Кырна), занявшей длинную полосу по Дунаю. В этой последней отмечается имущественная дифференциация, а по ряду показателей (женские статуэтки с колоколовидными юбками, солнечные повозки, сосуды в виде птиц) – связь с крито-микенским культурным кругом. Культура эта в ХIV веке до н.э., как другие культуры Нижнего Подунавья, была сметена, как предполагают, прибывшими с востока, из понтокаспийских степей, завоевателями с сабатиновской культурой, которая там, на востоке выступает как схожая со срубной культурой (индоиранцы). Здесь на основе смешения с местными культурами (в том числе и с Витенберг) она образовала культуру Ноуа, занимающую значительную часть Румынии (включая Трансильванию).

Очень схож общий характер керамики Среднего Подунавья и «старофригийской» Малой Азии – достаточно сравнить типичный «старофригийский» сосуд из Алишара IV с аналогичными сосудами культуры Кырна, чтобы убедиться, что отогнутый венчик, ручки с шишечкой, расположение орнаментации одни и те же. Популярный в культуре Вербичоара меандровый орнамент позже используется на фригийских рельефах.

С трупосожжением в индийской мифологии связан один из родоначальников брахманов – Бхригу, сын Варуны – бога, ведающего западом и по имени совпадающего с Ураном греков. Именно Бхригу считается распространителем огня среди людей. Он сделал огонь пожирателем трупов. Он также родоначальник горшечников, то есть с его именем связывается какое-то важное усовершенствование керамического ремесла. Он сделал колесницу для Индры – возможно, и в колесничное дело фригийцы внесли усовершенствование. От Бхригу ведут свое происхождение мифические бхригу – божественные существа, передающие огонь людям и являющиеся его хранителями (РВ I, 60,1; 58.6). Они мастера-колесничие и горшечники (Godman 1977).

По мифу, Чьявана, сын Бхригу, был накрыт холмом, муравейником, из которого выглядывал сквозь две дырочки. Девушка, которая ткнула в них веточкой, была наказана за это богами. В муравейнике, трактуемом как вход в подземный мир, можно узнать курган, а именно у лицевых и «глазастых» урн глаза отмечены двумя отверстиями, сквозь которые душа покойного могла смотреть наружу, видеть солнечный свет и приношения (Эрман и Тёмкин 1975, № 31). В мифе явно отражен этот способ погребения – в лицевых и «глазастых» урнах под курганом, и таким образом, он связан с именем Бхригу.

Можно также заметить, что индийские археологи уже давно связывали бхригу с фригийцами (Косамби 1968: 89 – 90).

Таким образом, можно восстановить фригийскую миграцию примерно XII в. до н.э. – с одной стороны, в Грецию (приход мифического фригийца Пелопса), а с другой – в Малую Азию и дальше – в Пенджаб. В результате прародину фригийцев можно локализовать в Венгрии, Западной Румынии, Хорватии и Сербии середины II тыс. до н. э. (с XVI века), идентифицируя фригийцев с конкретным кругом археологических культур среднего бронзового века, а для традиции урновых погребений – и раньше, поскольку Кишапоштаг – культура раннего бронзового века, а он начинается около начала III тыс. до н.э.

Если же иметь в виду общность происхождения фригийцев (и армян) с ариями, то надо поискать, можно ли усмотреть в происхождении культур Ватя, Вербичоара, Витенберг и Кырна какие-то степные корни. Чисто археологически сами эти культуры таких возможностей не предоставляют. Но Ватя развилась из культуры Кишапоштаг, а в сложении культур Витенберг и Вербичоара некоторую роль сыграла культура Глина III – Шнекенберг, занимающая значительную часть Трансильвании и юго-восточную Румынию и датируемая теперь последними веками III тыс. и началом II тыс. Культура эта, с ее скорченными погребениями в каменных ящиках, содержит целый ряд компонентов южного, фессальско-македонского происхождения (аски, миски со втянутым краем, фляговидные сосуды), а особенно в ее основе лежит культура Чернавода II (Болгария), от которой в нее вошли выпуклины на керамике и зазубренные валики. Вот эту последовательность культур (Чернавода II – Глина III) есть возможность рассматривать как воспринявшую ряд элементов от подвижного степного населения – шнуровую керамику, боевые топоры, курганный способ погребения (Machnik 1985: 52 - 53). Перед этим культурным комплексом, на уровне конца баденской культуры, венгерские археологи помещают горизонт своих и румынских «погребений с охрой», рассматриваемый как экспансия «ямной культуры» – возможно, нижнемихайловской (Kalicz 1968: 57). Это очень смутная намётка, но чётче пока ничего не видно и сравнительно надежна только идентификация фригийцев со среднедунайскими культурами II тыс. до н.э. Протоармяне должны были жить где-то по соседству и совпадать с какой-то из тех же культур

Продолжение следует...

bratorm.livejournal.com

История и культура армянского народа

Армяне, хай (самоназвание) - основное население Армении. Этнические группы армян в настоящее время в значительной мере утеряли свою древнюю дифференциацию. Различаются две главные этнографические области: западные и восточные - это деление сложилось в 1830-х годах после присоединения Восточной Армении к России: Западная Армения находилась с XVI века под владычеством Турции, Восточная Армения до начала XIX века - владение Персии.

 

Армяне говорят на армянском языке, часть - на русском, английском, грузинском, турецком и других языках стран проживания. Различаются два варианта литературного языка - восточноармянский и западноармянский и многочисленные диалекты и говоры. Верующие, в основном, принадлежат к Армянской апостольской церкви, около 150 тысяч человек - армяно-католики (франги), есть также протестанты, православные.

 

Армянский язык является одним из древних письменных языков, восходящим к IV веку нашей эры (письменность создана около 393 года армянским епископом Месропом Маштоцем на основе византийского письма). Направление строки - слева направо. В истории армянского языка различают древнеармянский язык ("грабар"), на котором создавалась литература вплоть до XIX века; среднеармянский язык, представленный в памятниках XI-XVII веков, и современный литературный язык, так называемый ашхарабар, ведущий свое начало c XVII века. Основатель современного литературного языка - армянский поэт, просветитель Хачатур Абовян.

 

К древнейшим армянским памятникам письменности относятся прежде всего перевод Библии (V век, один из самых ранних и точных) и переводы византийских христианских авторов, а также оригинальные сочинения по истории Армении (Мовсеса Хоренаци, Фавстоса Бузанда). Из произведений художественной литературы выделяется "Книга скорбных песнопений" Григора Нарекаци (XI век).

 

Основная этническая территория проживания армян - Республика Армения (3, 1 млн. человек) - столица Ереван. Живут они также в Азербайджане (Нагорный Карабах - 145,3 тыс. человек), Грузии (249 тыс. человек), Иране (150 тыс. человек).), Турции (80 тыс. человек), Сирии (100 тыс. человек), России (1,13 млн. человек), Франции (450 тыс. человек), США (1 млн. человек) и других странах.

 

Армянская диаспора на сегодняшний день является одной из самых древних и распространенных в мире. Формировалась она еще с VII века в результате этноконфессиональных преследований и насильственных переселений. В России она насчитывает почти тысячелетнюю историю и известна, главным образом, благодаря мастерству армянских мастеров-каменщиков. Народ-строитель в начале XX века, спасаясь от геноцида, был вынужден массово покидать свою историческую родину и переселяться в Россию. К концу XX века армяне расселяются практически по всей территории страны. Именно со строительных бригад в 1970-1980-е годы началось распространение армянской диаспоры и на территории Удмуртии. Армянская общественная организация Удмуртской Республики "Урарту" образована в сентябре 2000 года на базе Армянской социально-культурной общины (1994 год). Основной задачей организации является сохранение национальных традиций, языка и культуры. Сегодня функционируют библиотека армянской литературы и воскресная школа, в которой преподается армянский язык и литература, история армянского народа, основы христианской религии. Создан коллектив армянского народного творчества.

 

Начало сближения этнических общностей Армянского нагорья относится к IV-III тысячелетию до нашей эры. Область на западе Армянского нагорья упоминается в хеттских надписях XVI-XV веков до нашей эры как Арматана, XIV-XIII веков - как Хайаса (отсюда самоназвание армян), позднее она называлась Малой Арменией. С предками армян, по-видимому, связано ассирийское название уруме (народ, захвативший в XII веке до нашей эры область Шубрия к юго-западу от озера Ван и создавший вместе с хурритским населением союз Арме-Шубрия). В греческих источниках появились названия аримы, армены. В VIII веке до нашей эры Арме-Шубрия была присоединена к Урарту, в рамках которого происходило окончательное сложение армян. В последующем армяне широко расселились по Армянскому нагорью, создавая временами крупные государства (Великая Армения, Анийское царство, Киликийское армянское царство). Беспрерывные завоевания (персы, римляне, парфяне, арабы, тюрки-сельджуки), сопровождавшиеся этническими и религиозными преследованиями, вызывали массовую эмиграцию армян. Армянские колонии образовались в Сирии, Египте, Византии, городах Древней Руси, Золотой Орды, Центральной Европы.

 

После присоединения территории восточной Армении к Российской империи (1801-1828) на протяжении XIX- начала XX веков происходила массовая иммиграция армян в Россию. До Первой мировой войны большая часть армян жила на территории исторической Армении: около 1,5 млн. человек - в России 2,5 млн. человек - в Турции. В результате геноцида армян в Османской империи (1894-1896 и особенно 1915-1923 годы, когда погибло свыше 1,5 млн. и было выселено в Месопотамию свыше 600 тыс. армян) Западная Армения почти лишилась армянского населения, обширная армянская диаспора образовалась в странах Европы и Америки.

 

Традиционная культура типична для народов Кавказа и Передней Азии. Основное занятие - земледелие, отгонное скотоводство. Развиты ткачество (шерсть, шелк), вышивка, изготовление ковров, узорных поясов, керамики, обработка меди, серебра (чеканка, филигрань, чернь), резьба по камню (стелы-хачкары).

 

Основной тип традиционного жилища - глхатун - наземное или полуподземное квадратное в плане сооружение, без окон, со стенами из дикого камня и пирамидально-венценосным перекрытием. В долинах строили глинобитные дома с плоской крышей.

 

Для жилища Западной Армении характерны парадные комнаты (гоми-ода) для приема гостей, мужских собраний, примыкающие к хлеву, с каменно-земляными нарами по сторонам и камином-бухари в торцовой стене.

 

Основу мужской и женской традиционной одежды составляют рубашка с низким воротом и широкие шаровары, присборенные и закрепленные у щиколоток у женщин и оборачиваемые широкой обмоткой у мужчин. Поверх рубашки носили архалух (тип длинного сюртука). В Западной Армении вместо архалуха мужчины носили более короткие и открытые жилеты и куртки. Поверх надевались различные виды верхней одежды типа чухи (черкески), подпоясывались либо поясом, либо (чаще у женщин) длинным шарфом. У горожан, ремесленников, богатых крестьян пояса набирались из массивных серебряных блях. Женщины носили расшитый передник. Головными уборами у мужчин служили меховые шапки в Восточной Армении, войлочные и тканые - в Западной Армении, у женщин - накидки, дополняемые ободком с различными украшениями, обувь - поршни из сыромятной кожи, туфли на невысоком каблуке с загнутым носком или сапожки из мягкой кожи.

 

В основе традиционной пищи - зерновые продукты. Из пшеничной (в прошлом и ячменной) муки в глиняных печах - тонирах выпекают тонкий хлеб - лаваш, делают сдобные печенья и другие мучные блюда, например, лапшу - аршта. Из круп варят каши, делают плов, заправляют ими супы. Распространены молочные продукты: сыры, масло, кислое молоко - мацун и пахта - тан, употребляющийся и как прохладительный напиток, и как основа для приготовления супов. В обрядовых блюдах использовалось вареное мясо, по праздникам - жареное.

 

Традиционная семья большая, патриархальная (гердастан), с четкой половозрастной регламентацией прав и обязанностей ее членов.

 

Устная традиция включает эпос ("Давид Сасунский"), сказания, сказки. Из старинных песен выделяются исторические, трудовые и песни, тоскующего по родной земле странника-пандухта. Эпос и песни исполняются народными певцами-гусанами. Сохранилось также устное профессиональное искусство певцов сказителей гусанов и ашугов. Существовали разновидности кукольного театра, театра теней.

 

Источники

Армяне // Большая Российская энциклопедия : в 30 т. - М., 2005. - Т. 2. - С. 256- 258.

Армяне // Народы России. - М., 1994. - С. 89-95.

Армяне // Феномен Удмуртии / Российская академия наук, Центр по изучению межнациональных отношений Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. - М. ; Ижевск, 2003. - Т. 3, кн. 3. - С. 642-643.

narodudm.unatlib.ru


Смотрите также