Конспект древний вавилон. Конспект урока по теме "Древний Вавилон", для 5 класса, В.И. Уколова, ФГОС.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Конспект урока по истории "Древний Вавилон. Законы Хаммурапи" 5 класс. Конспект древний вавилон


Конспект урока по истории "Древний Вавилон. Законы Хаммурапи" 5 класс

Тема урока: Древний Вавилон. Законы Хаммурапи

Тип урока: урок овладения новыми знаниями.

Цель урока: подвести обучающихся к представлению о праве как совокупности установленных и охраняемых государством правил (законов), обязательных для исполнения всем населением страны.

Задачи:

Предметные:

- организовать работу учащихся по исследованию древнейшего свода законов вавилонского царя Хаммурапи;

- исследуя и сравнивая отдельные законы царя Хаммурапи проиллюстрировать обучающимся тезис о социальном неравенстве общества.

- развивать умение работать в группе, договариваться, развивать мышление, речь обучающихся, умение анализировать отдельные статьи законов, делать умозаключения.

Метапредметные (универсальные учебные действия):

- Познавательные: через самостоятельную исследовательскую работу со статьями закона путем анализа и логических выводов ответить на вопросы и решить проблему «справедливости» законов царя Хаммурапи.

- Регулятивные: действовать в соответствии с поставленной задачей, вносить коррективы в действия учащихся (при работе с лентой времени, на этапе первичного закрепления, рефлексии и т.д.)

- Коммуникативные: уметь работать в группе, сотрудничать, договариваться, контролировать свои действия и учиться анализировать деятельность в группе.

Личностные: 

- ориентировать обучающихся на умение организовать свою деятельность на уроке, на понимание причин успеха в учебе

- формировать уважительное отношение к чужому мнению

Оборудование: 1. Вигасин А.А. История Древнего мира: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2011

2. Годер Г.И. История Древнего мира. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 частях. Часть 1. Жизнь первобытных людей. Древний Восток. – М.: Просвещение, 2011

3. Карта «Древний Восток»

4. Презентация «Законы Вавилонского царства»

Ход урока:

I. Организационный этап: подготовка класса к работе, учащиеся распределены на группы, в каждой из которых находятся дети с равным уровнем подготовки.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся: постановка проблемы

Проблема: по каким правилам живут люди в государстве? Всегда ли эти правила справедливы?

Учащиеся: Эти правила называются законами.

Учитель: А как вы думаете, почему возникли эти правила – законы? Какие у вас будут предположения, версии решения проблемы?

Фиксируем версии на доске:

1) договорились; 2) общие правила (законы жизни): 3) чтобы был порядок

III. Актуализация знаний обучающихся:

Учитель: Ребята, с какой древней страной мы познакомились с вами на прошлом уроке?

Учащиеся: Со страной Междуречье, по-гречески Месопотамия.

Учитель: Давайте проверим все ли мы знаем о Древнем Междуречье. Я сейчас расскажу вам историю, а вы определите что в ней выдумка, а что правда.

Однажды во время археологических раскопок в Египте , ученые обнаружили папирус, на котором был написан следующий текст: «Я вельможа, верный раб фараона. Однажды я был послан в далекое государство Двуречье . Многое поразило меня в этой стране: там протекает всего две реки, удивительно, у нас в Египте множество рек, все и не сосчитать. Я долго гулял по окрестностям, полям, лесам, вечером уставший лег спать и быстро уснул. Утром меня разбудил шум на улице, я оделся и вышел. Оказывается начался разлив Тигра и Евфрата, но шумеры не боялись этих разливов, так как жили в больших каменных домах. Поля были залиты водой, крестьяне не могли работать, поэтому они семьями отправились в лес. Мужчины на охоту, женщины и дети собирать грибы и ягоды. Я еще целый день провел в этой удивительной стране, а вечером отправился домой. Мне предстоял долгий путь в Египет. На память об этом путешествии я привез несколько свитков папируса , на одном из них и пишу это письмо.»

Ребята, как вы думаете был ли автор этого письма когда- нибудь в Египте?

Учащиеся: нет, не был так как в Двуречье не было лесов, и вельможа не мог там гулять. Крестьяне не могли пойти в лес на охоту и за грибами. Разливы рек проходили бурно, шумеры боялись их. Жили они не в каменных домах, а в глиняных, так как в Двуречье не было строительного камня и леса. Писали в Междуречье на глиняных табличках, папируса там не было.

Учитель: А как вы думаете, автором письма был древний египтянин?

Учащиеся: нет, в Египте протекает одна река, Нил, а автор говорит о множестве рек.

Разрыв между знанием и незнанием, обсуждение проблемной ситуации.

Учитель: Молодцы, а теперь откройте свои рабочие тетради на с. 41 и выполните задание № 48, где необходимо на скорость (кто быстрее и правильнее) вставить пропущенные слова в предложениях:

В Двуречье протекают две реки: Е_ _ _ _ т и Т _ _ р

Страна, лежащая между Евфратом и Тигром, называется Д_ _ _ _ _ _ е или М _ _ _ _ _ _ _ _ е.

Царь города Урук был любимым героем сказаний. Его звали Г _ _ _ _ _ _ _ ш. Письмо, возникшее в древности в Южном Двуречье, называется к _ _ _ _ _ _ _ ь.

Знаменитым вавилонским царем был Х _ _ _ _ _ _ _ и. Он правил с __________ по ________ год до н.э.

Учитель: Смогли ли вы полностью выполнить задание?

Учащиеся: Нет.

Учитель: Какое предложение осталось незаполненным?

Учащиеся: Знаменитым вавилонским царем был Х _ _ _ _ _ _ _ и. Он правил с __________ по ________ год до н.э.

Учитель: Почему не смогли заполнить?

Учащиеся:  Мы не знаем, когда правил царь Хаммурапи.

Учитель: И что нам делать?

Учащиеся:  Узнать, когда правил Царь Хаммурапи и познакомиться с его деятельностью.

Учитель: А как мы это узнаем?

Учащиеся:  Может быть, прочитаем в учебнике.

IV. Первичное усвоение новых знаний

Учитель: Начнем с того, что отметим на ленте времени даты правления царя Хаммурапи и узнаем, сколько лет он правил в Вавилоне. Работаем в тетрадях на с. 45 задание № 54, а 1 учащийся – у доски.

До н.э. н.э.

_______1792__________1750__________________РХ________________________2012 г.__

Учитель:  Ребята, 1 учащийся правильно справился с заданием? Он верно отметил даты на линии времени?

Учащиеся: Да

Учитель:  Ребята, ответьте на вопросы (хронологические задачи):

  1. Сколько лет назад началось правление царя Хаммурапи?

Ответ: 1792+2012=3804 лет назад начал править царь Хаммурапи.

  1. Сколько лет правил царь Хаммурапи?

Ответ: 1792-1750=42 года царь Хаммурапи правил в Вавилоне.

  1. Какой год предшествует 1792 году и какой идет за ним?

Ответ:  1793 г. до н.э. – предшествует; 1791 г. до н.э. – следующий за 1792 г.

Учитель: Молодцы! Вы верно справились с заданиями.

А теперь вернемся к той проблеме, которую мы поставили в начале урока. Что такое закон? А как вы думаете, были ли законы в Древнем Вавилоне?

Учащиеся: Наверное, уже были.

Учитель: Вы правы, царь Хаммурапи составил первые в древности законы, и они были высечены на высокой каменной плите, которая сохранилась до наших дней и сейчас хранится в музее, давайте посмотрим рис. на с.67 учебника. Что мы видим?

Учащиеся: Мы видим изображение на камне, где Бог Шамаш вручает царю жезл – знак власти.

Учитель: Да, царь Хаммурапи считал себя самым справедливым из царей, а свои законы – самыми справедливыми. И чтобы узнать, так ли это, мы сейчас поработаем с документами, где записаны некоторые из законов царя Хаммурапи.

(исследовательская работа в группах с документами «Из законов царя Хаммурапи»):

1-я гр. – документ 1:

«(п. 1) Если человек клятвенно обвинил кого-то в убийстве, но не доказал это, то обвинитель должен быть наказан…(п. 3) Если человек выступил в суде для лжесвидетельства, то человек этот должен быть наказан…(п. 5) Если судья разобрал дело, вынес решение, а затем изменил его, то этого судью следует изгнать с судейского кресла и наказать большим штрафом.»

Вопросы к документу 1:

  1. Придумайте заголовок для первого параграфа закона. Как вы думаете, почему именно с него начинает свои законы царь Хаммурапи?

  2. Какие требования предъявлялись к судье? Какими качествами должен обладать судья?

2-я гр. – документ 2:

«(п. 218) Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и убил его, то лекарю нужно отрубить кисти рук…(п. 237) Если человек нанял лодочника и лодку и нагрузил её товарами, а этот лодочник потопил судно и погубил всё, что в нём было, то лодочник должен всё возместить…(п. 239) Если строитель построил дом, а он рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен.»

Вопросы к документу 2:

  1. Сделайте вывод об уровне развития медицины в древнем Вавилоне.

  2. Какие сведения о занятиях жителей древнего Вавилона вы получили из документа 2?

  3. Применялись ли в Вавилонском царстве тяжелые наказания?

3-я гр. – документ 3:

«(п. 8) Если человек украл либо вола, либо овцу, либо раба, то он должен заплатить штраф. Если ему нечем платить, то он должен быть казнен…(п. 117) Если человек за долги продал в рабство свою жену, сына, дочь, то они должны быть в рабстве три года, а на четвертый их отпустят на свободу…(п. 282) Если раб сказал своему господину «Ты – не мой господин», то господин должен доказать, что это его раб, а затем он может отрезать рабу ухо.»

Вопросы к документу 3:

  1. Кого в древнем Вавилоне могли назвать рабом?

  2. Какими путями можно было попасть в рабство?

  3. Каково было положение рабов в древнем Вавилоне?

Обучающие достаточно хорошо справляются с данной работой и отвечают на вопросы, ответы на которые они нашли в документах.

V. Первичное закрепление

Ребята открывают тетради и самостоятельно выполняют задание, используя данные исторического документа на с. 68 учебника, а именно выписывают законы царя Хаммурапи в таблицу.

При этом дети должны решить, какие из законов справедливые на их взгляд, а какие несправедливые:

Справедливые законы

Несправедливые законы

 

 

После выполнения работы, дети вслух проговаривают полученные результаты в таблице. Взаимопроверка, обсуждение, не все законы ребята посчитали справедливыми, некоторые очень жесткими, даже жестокими, с их точки зрения.

Учитель: А сейчас ребята выполним тестирование по изученному материалу. На листочках отвечаем на мои вопросы только «да» или «нет».

Вопросы:

  1. Вавилон был центром Междуречья? (да)

  2. Вавилон славился своим строительным лесом? (нет)

  3. Хаммурапи прославился изданием первых законов в Древнем мире? (да)

  4. Хаммурапи издавал свои законы, чтобы защитить бедняков? (нет)

  5. По законам Хаммурапи для всех жителей государства устанавливалось одинаковое наказание? (нет)

  6. Свои законы Хаммурапи записал на глиняных табличках? (нет)

Учащиеся сдают работы учителю для проверки.

VI. Информация о домашнем задании.

Дети записывают в дневники: §14, прочитать, пересказать, ответить на вопросы. В рабочих тетрадях выполнить задания № 53, 55 обязательно (min), задания № 56-60 по желанию (max).

VII. Рефлексия

Учитель:  Ребята, какую цель мы поставили с вами сегодня на уроке? Достигли мы этой цели? Что узнали на уроке нового?

Рефлексия:

  • Что понравилось на уроке ...

  • Что было трудно ...

  • Что хотелось бы ...

Всем спасибо за работу!

globuss24.ru

Конспект урока по истории "Древний Вавилон. Законы Хаммурапи" 5 класс

Тема урока: Древний Вавилон. Законы Хаммурапи

Тип урока: урок овладения новыми знаниями.

Цель урока: подвести обучающихся к представлению о праве как совокупности установленных и охраняемых государством правил (законов), обязательных для исполнения всем населением страны.

Задачи:

Предметные:

- организовать работу учащихся по исследованию древнейшего свода законов вавилонского царя Хаммурапи;

- исследуя и сравнивая отдельные законы царя Хаммурапи проиллюстрировать обучающимся тезис о социальном неравенстве общества.

- развивать умение работать в группе, договариваться, развивать мышление, речь обучающихся, умение анализировать отдельные статьи законов, делать умозаключения.

Метапредметные (универсальные учебные действия):

- Познавательные: через самостоятельную исследовательскую работу со статьями закона путем анализа и логических выводов ответить на вопросы и решить проблему «справедливости» законов царя Хаммурапи.

- Регулятивные: действовать в соответствии с поставленной задачей, вносить коррективы в действия учащихся (при работе с лентой времени, на этапе первичного закрепления, рефлексии и т.д.)

- Коммуникативные: уметь работать в группе, сотрудничать, договариваться, контролировать свои действия и учиться анализировать деятельность в группе.

Личностные: 

- ориентировать обучающихся на умение организовать свою деятельность на уроке, на понимание причин успеха в учебе

- формировать уважительное отношение к чужому мнению

Оборудование: 1. Вигасин А.А. История Древнего мира: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2011

2. Годер Г.И. История Древнего мира. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 частях. Часть 1. Жизнь первобытных людей. Древний Восток. – М.: Просвещение, 2011

3. Карта «Древний Восток»

4. Презентация «Законы Вавилонского царства»

Ход урока:

I. Организационный этап: подготовка класса к работе, учащиеся распределены на группы, в каждой из которых находятся дети с равным уровнем подготовки.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся: постановка проблемы

Проблема: по каким правилам живут люди в государстве? Всегда ли эти правила справедливы?

Учащиеся: Эти правила называются законами.

Учитель: А как вы думаете, почему возникли эти правила – законы? Какие у вас будут предположения, версии решения проблемы?

Фиксируем версии на доске:

1) договорились; 2) общие правила (законы жизни): 3) чтобы был порядок

III. Актуализация знаний обучающихся:

Учитель: Ребята, с какой древней страной мы познакомились с вами на прошлом уроке?

Учащиеся: Со страной Междуречье, по-гречески Месопотамия.

Учитель: Давайте проверим все ли мы знаем о Древнем Междуречье. Я сейчас расскажу вам историю, а вы определите что в ней выдумка, а что правда.

Однажды во время археологических раскопок в Египте , ученые обнаружили папирус, на котором был написан следующий текст: «Я вельможа, верный раб фараона. Однажды я был послан в далекое государство Двуречье . Многое поразило меня в этой стране: там протекает всего две реки, удивительно, у нас в Египте множество рек, все и не сосчитать. Я долго гулял по окрестностям, полям, лесам, вечером уставший лег спать и быстро уснул. Утром меня разбудил шум на улице, я оделся и вышел. Оказывается начался разлив Тигра и Евфрата, но шумеры не боялись этих разливов, так как жили в больших каменных домах. Поля были залиты водой, крестьяне не могли работать, поэтому они семьями отправились в лес. Мужчины на охоту, женщины и дети собирать грибы и ягоды. Я еще целый день провел в этой удивительной стране, а вечером отправился домой. Мне предстоял долгий путь в Египет. На память об этом путешествии я привез несколько свитков папируса , на одном из них и пишу это письмо.»

Ребята, как вы думаете был ли автор этого письма когда- нибудь в Египте?

Учащиеся: нет, не был так как в Двуречье не было лесов, и вельможа не мог там гулять. Крестьяне не могли пойти в лес на охоту и за грибами. Разливы рек проходили бурно, шумеры боялись их. Жили они не в каменных домах, а в глиняных, так как в Двуречье не было строительного камня и леса. Писали в Междуречье на глиняных табличках, папируса там не было.

Учитель: А как вы думаете, автором письма был древний египтянин?

Учащиеся: нет, в Египте протекает одна река, Нил, а автор говорит о множестве рек.

Разрыв между знанием и незнанием, обсуждение проблемной ситуации.

Учитель: Молодцы, а теперь откройте свои рабочие тетради на с. 41 и выполните задание № 48, где необходимо на скорость (кто быстрее и правильнее) вставить пропущенные слова в предложениях:

В Двуречье протекают две реки: Е_ _ _ _ т и Т _ _ р

Страна, лежащая между Евфратом и Тигром, называется Д_ _ _ _ _ _ е или М _ _ _ _ _ _ _ _ е.

Царь города Урук был любимым героем сказаний. Его звали Г _ _ _ _ _ _ _ ш. Письмо, возникшее в древности в Южном Двуречье, называется к _ _ _ _ _ _ _ ь.

Знаменитым вавилонским царем был Х _ _ _ _ _ _ _ и. Он правил с __________ по ________ год до н.э.

Учитель: Смогли ли вы полностью выполнить задание?

Учащиеся: Нет.

Учитель: Какое предложение осталось незаполненным?

Учащиеся: Знаменитым вавилонским царем был Х _ _ _ _ _ _ _ и. Он правил с __________ по ________ год до н.э.

Учитель: Почему не смогли заполнить?

Учащиеся:  Мы не знаем, когда правил царь Хаммурапи.

Учитель: И что нам делать?

Учащиеся:  Узнать, когда правил Царь Хаммурапи и познакомиться с его деятельностью.

Учитель: А как мы это узнаем?

Учащиеся:  Может быть, прочитаем в учебнике.

IV. Первичное усвоение новых знаний

Учитель: Начнем с того, что отметим на ленте времени даты правления царя Хаммурапи и узнаем, сколько лет он правил в Вавилоне. Работаем в тетрадях на с. 45 задание № 54, а 1 учащийся – у доски.

До н.э. н.э.

_______1792__________1750__________________РХ________________________2012 г.__

Учитель:  Ребята, 1 учащийся правильно справился с заданием? Он верно отметил даты на линии времени?

Учащиеся: Да

Учитель:  Ребята, ответьте на вопросы (хронологические задачи):

  1. Сколько лет назад началось правление царя Хаммурапи?

Ответ: 1792+2012=3804 лет назад начал править царь Хаммурапи.

  1. Сколько лет правил царь Хаммурапи?

Ответ: 1792-1750=42 года царь Хаммурапи правил в Вавилоне.

  1. Какой год предшествует 1792 году и какой идет за ним?

Ответ:  1793 г. до н.э. – предшествует; 1791 г. до н.э. – следующий за 1792 г.

Учитель: Молодцы! Вы верно справились с заданиями.

А теперь вернемся к той проблеме, которую мы поставили в начале урока. Что такое закон? А как вы думаете, были ли законы в Древнем Вавилоне?

Учащиеся: Наверное, уже были.

Учитель: Вы правы, царь Хаммурапи составил первые в древности законы, и они были высечены на высокой каменной плите, которая сохранилась до наших дней и сейчас хранится в музее, давайте посмотрим рис. на с.67 учебника. Что мы видим?

Учащиеся: Мы видим изображение на камне, где Бог Шамаш вручает царю жезл – знак власти.

Учитель: Да, царь Хаммурапи считал себя самым справедливым из царей, а свои законы – самыми справедливыми. И чтобы узнать, так ли это, мы сейчас поработаем с документами, где записаны некоторые из законов царя Хаммурапи.

(исследовательская работа в группах с документами «Из законов царя Хаммурапи»):

1-я гр. – документ 1:

«(п. 1) Если человек клятвенно обвинил кого-то в убийстве, но не доказал это, то обвинитель должен быть наказан…(п. 3) Если человек выступил в суде для лжесвидетельства, то человек этот должен быть наказан…(п. 5) Если судья разобрал дело, вынес решение, а затем изменил его, то этого судью следует изгнать с судейского кресла и наказать большим штрафом.»

Вопросы к документу 1:

  1. Придумайте заголовок для первого параграфа закона. Как вы думаете, почему именно с него начинает свои законы царь Хаммурапи?

  2. Какие требования предъявлялись к судье? Какими качествами должен обладать судья?

2-я гр. – документ 2:

«(п. 218) Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и убил его, то лекарю нужно отрубить кисти рук…(п. 237) Если человек нанял лодочника и лодку и нагрузил её товарами, а этот лодочник потопил судно и погубил всё, что в нём было, то лодочник должен всё возместить…(п. 239) Если строитель построил дом, а он рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен.»

Вопросы к документу 2:

  1. Сделайте вывод об уровне развития медицины в древнем Вавилоне.

  2. Какие сведения о занятиях жителей древнего Вавилона вы получили из документа 2?

  3. Применялись ли в Вавилонском царстве тяжелые наказания?

3-я гр. – документ 3:

«(п. 8) Если человек украл либо вола, либо овцу, либо раба, то он должен заплатить штраф. Если ему нечем платить, то он должен быть казнен…(п. 117) Если человек за долги продал в рабство свою жену, сына, дочь, то они должны быть в рабстве три года, а на четвертый их отпустят на свободу…(п. 282) Если раб сказал своему господину «Ты – не мой господин», то господин должен доказать, что это его раб, а затем он может отрезать рабу ухо.»

Вопросы к документу 3:

  1. Кого в древнем Вавилоне могли назвать рабом?

  2. Какими путями можно было попасть в рабство?

  3. Каково было положение рабов в древнем Вавилоне?

Обучающие достаточно хорошо справляются с данной работой и отвечают на вопросы, ответы на которые они нашли в документах.

V. Первичное закрепление

Ребята открывают тетради и самостоятельно выполняют задание, используя данные исторического документа на с. 68 учебника, а именно выписывают законы царя Хаммурапи в таблицу.

При этом дети должны решить, какие из законов справедливые на их взгляд, а какие несправедливые:

Справедливые законы

После выполнения работы, дети вслух проговаривают полученные результаты в таблице. Взаимопроверка, обсуждение, не все законы ребята посчитали справедливыми, некоторые очень жесткими, даже жестокими, с их точки зрения.

Учитель: А сейчас ребята выполним тестирование по изученному материалу. На листочках отвечаем на мои вопросы только «да» или «нет».

Вопросы:

  1. Вавилон был центром Междуречья? (да)

  2. Вавилон славился своим строительным лесом? (нет)

  3. Хаммурапи прославился изданием первых законов в Древнем мире? (да)

  4. Хаммурапи издавал свои законы, чтобы защитить бедняков? (нет)

  5. По законам Хаммурапи для всех жителей государства устанавливалось одинаковое наказание? (нет)

  6. Свои законы Хаммурапи записал на глиняных табличках? (нет)

Учащиеся сдают работы учителю для проверки.

VI. Информация о домашнем задании.

Дети записывают в дневники: §14, прочитать, пересказать, ответить на вопросы. В рабочих тетрадях выполнить задания № 53, 55 обязательно (min), задания № 56-60 по желанию (max).

VII. Рефлексия

Учитель:  Ребята, какую цель мы поставили с вами сегодня на уроке? Достигли мы этой цели? Что узнали на уроке нового?

Рефлексия:

  • Что понравилось на уроке ...

  • Что было трудно ...

  • Что хотелось бы ...

Всем спасибо за работу!

Несправедливые законы

 

 

doc4web.ru

Древний Вавилон | Открытый класс

Данные об авторе

Автор(ы): 

Бардакова Татьяна Александровна

Место работы, должность: 

МКОУ СОШ №9 учитель

Регион: 

Новосибирская область Характеристики урока (занятия)

Уровень образования: 

основное общее образование

Целевая аудитория: 

Учащийся (студент)

Класс(ы): 

5 класс

Предмет(ы): 

История

Цель урока: 

формирование представления о Древнем Вавилоне как государстве, основанном на силе закона  в годы правления царя Хаммурапи.

Тип урока: 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учеников в классе: 

23

Используемые учебники и учебные пособия: 

  • учебник «История Древнего мира». 5 класс. Авторы — А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. И. Свенцицкая. — М.: Просвещение,2008.

Используемая методическая литература: 

  • Годер Г. И. Раздаточный материал по истории Древнего мира. — М.: Просвещение,2004.
  • Годер Г.И. Аппликации по истории Древнего мира- М.: Просвещение,2003.
  • Арасланова О.В. История Древнего мира. 5 Кл. Поурочные разработки к учебникам А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С.Свенцицкой и Ф.А.Михайлого.-М.6 ВАКО,2004.
  • Брандт М.Ю. История древнего мира. Тесты. 5 Кл.: Учебно-методическое пособие.- 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2001.
  • Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории. 5 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

Краткое описание: 

Вавилонское государство, Законы Хаммурапи. Что такое закон и зачем его изучать. Законы Хаммурапи – источник знаний о древних государствах и людях.  

План – конспект урока по теме: «Древний Вавилон».Тип урока – изучение нового материала. 

Цель урока: формирование представления о Древнем Вавилоне как государстве, основанном на силе закона  в годы правления царя Хаммурапи.

Задачи урока: 1.познакомить учащихся с понятием «закон», древнейшим сводом вавилонских законов, вызвать интерес к личности Хаммурапи.

2.формировать умение извлекать историческую информацию самостоятельно составлять рассказ, делать выводы. Развивать речь, внимание, память, логическое мышление.

3.  Воспитывать уважительное отношение к истории государств мира в различные исторические эпохи, приобщить учащихся к пониманию правовой культуры.

Основное содержание – Вавилонское государство, Законы Хаммурапи. Что такое закон и зачем его изучать. Законы Хаммурапи – источник знаний о древних государствах и людях.

Основные понятия и термины: закон, Вавилон, Хаммурапи.

Оборудование урока – карта «Передняя Азия в древности», раскладушка с иллюстрациями о Древнем Вавилоне, подборка дополнительной литературы из школьной библиотеки, учебник, раздаточный материал.

Оформление классной доски:тема урока, план урока, основные термины и понятия, домашнее задание.Тема: «Древний Вавилон».План:

  1. Вавилонское царство и его расцвет.
  2. Личность в истории – царь Хаммурапи.
  3. Законы Хаммурапи – важнейший исторический источник.

Ход урока.1.Организационный момент. Учитель приветствует учащихся, объявляет тему, план и цель урока. Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

2.Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Древнее Двуречье ».1. Подготовка устного ответа по карточке.Приложение 1.

Карточка №1.Подготовь развернутый ответ на вопрос «Что общего и различного в природных условиях Египта и Двуречья?». Для этого вспомним:

  • Какие природные явления происходили с реками в этих странах?
  • Как называются эти реки?
  • Почему говорят, что обе реки давали возможность заниматься земледелием?
  • Какие ещё занятия существовали у жителей этих стран?
  • Какие признаки цивилизации существовали здесь?

Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося:Общее: в Двуречье, как и в Египте, происходили разливы рек Тигр и Евфрат, оставляя после этого плодородный слой на полях. Жители этих стран занимались земледелием и ремеслом. Строили оросительные каналы для своих полей. Практически в одно и тоже время появились государства, города, религиозные верования, письменность.Различия: разливы рек Тигр и Евфрат происходили очень бурно, смывая все на своем пути. Строили все из глины, писали не иероглифами, а клинописью, не на папирусах, а на глиняных табличках.2.Письменное задание на знание материала предыдущего урока —  Двуречье в Древности.Используется прием «верные – неверные утверждения».

  1. Государство, которое располагалось между реками Тигр и Евфрат называлось Двуречье или Междуречье.(верно)
  2. Современные государства, по территории которых протекают Тигр и Евфрат это Турция, Сирия, Ирак.(верно)
  3. Вся местность по берегам этих рек гористая и холмистая. (Неверно. Правильный ответ: Местность делится как бы на две части на севере – гористая и холмистая, а на юге – совсем ровная.)
  4. Государства в долинах рек Нил, Тигр и Евфрат возникли более 5 тысяч лет назад.(верно)
  5. Особое письмо Двуречья называли иероглифами (неверно. Правильный ответ — особое письмо Двуречья называют клинопись.)

Взаимопроверка работ по партам по системе «5 на 5».3.Изучение новой темы

План

1.Вавилон – главный город  Двуречья.

2.Законы царя Хаммурапи.

   1. Рассказ учителя.

Города Двуречья долго воевали между собой за право быть главным. Победил в этой борьбе Вавилон, под властью которого объединилось все Двуречье. Вавилон был самым большим городом Передней Азии. Его улицы были  четко распланированы. Город украшали величественные ворота, дома, храмы. Около ворот стоял царский дворец с висячими садами, которые считались одним из семи чудес света; в центре Вавилона возвышалась девяностометровая храмовая башня. С башни жрецы наблюдали за движением звезд и планет. Самым могущественным и знаменитым царем Вавилонского царства был Хаммурапи. Он правил с 1792 по 1750г. до н.э.

    2.Работа с историческим источником.

Царь Хаммурапи установил единые для всего вавилонского царства законы(запись в тетрадь: Закон – это строгое, непререкаемое предписание, веление, которое  обязательны исполнять все граждане данного государства.)Законы Хаммурапи – важнейший исторический источник. Сообщив, что законы приняты в 18 веке до н.э., учитель предлагает поработать самостоятельно или с соседом по парте по предложенным заданиям. Используется прием «Взаимоопрос». Один из способов работы в парах. Используется на стадии «осмысления». Технология применения: Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого вопроса, и задают друг другу вопросы по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков. У каждого ряда, на каждой парте раздаточный материал.

Приложение 2Ответы на вопросы I ряда: 2) Ложное обвинение, как и лжесвидетельство, каралось по принципу талиона, т.е. тем же самым наказанием, которое понес бы обвиненный, будь его вина доказана. Ответы на задание II ряда: 1-2, 2-1, 3-4, 4-5, «око за око, зуб за зуб», принцип талиона (равное за равное).

Физминутка:упражнения выполняются стоя, смена обстановки и положения тела,1) упражнение на дыхание – медленно, на вдохе, поднимаем руки и при этом следим за кончиками пальцев, на выдохе опускаем руки и продолжаем следить за пальцами.2) упражнение для снятия напряжения глаз –  сидя, закрыть глаза, представить то место, где вам хорошо.3. Вопросы для закрепления. Устный опрос. 1. Какое значение имели законы Хаммурапи для жителей Вавилонии?(Это были «правила», по которым жили жители этого государства).2. Какое значение имеют эти законы для нас, людей, живущих в XXI веке?(Они дают нам информацию о том, как жили жители Вавилона при Хаммурапи, чем занималась, как им «разрешал» поступать закон в тех или иных ситуациях.)4. Итог урока. Домашнее задание (на доске):

  1. Прочитать параграф 14 учебника,
  2. подготовить устный ответ на вопрос 3 после параграфа,

Приложения

Приложение 1.

Карточка №1.Подготовь развернутый ответ на вопрос «Что общего и различного в природных условиях Египта и Двуречья?». Для этого вспомни:

  • Какие природные явления происходили с реками в этих странах?
  • Как называются эти реки?
  • Почему говорят, что обе реки давали возможность заниматься земледелием?
  • Какие ещё занятия существовали у жителей этих стран?
  • Какие признаки цивилизации существовали здесь?

Сделай вывод.

Приложение 2Работа с текстом исторического источника.«Законы Хаммурапи»I ряд.(§ 1) Если человек клятвенно обвинил человека, бросив на него обвинение в убийстве, но не доказал его, то обвинитель его должен быть убит.(§ 3) Если человек выступил в суде для свидетельства о преступлении и слово, которое он сказал, не доказал, а это дело – дело о жизни, то человек этот должен быть убит.(§ 6) Если человек украл имущество бога или дворца, то этот человек должен быть убит; а также тот, который принял из его рук краденое, должен быть убит.(§ 14) Если человек украл малолетнего сына другого человека, то он должен быть убит.(§ 22) Если человек совершил ограбление и был пойман, то этот человек должен быть убить.Вопросы:1)Что общего в указанных статьях законов?2)Почему ответственность за дачу ложных показаний в Вавилонии была столь суровой?3)С какой целью вводились столь жесткие законы?4)Что в законах Хаммурапи Вам кажется справедливым и что несправедливым?5)В современном российском законодательстве есть наказания, предусмотренные этими статьями законов Хаммурапи?

Работа с текстом исторического источника.«Законы Хаммурапи»II ряд.Преступления:1. (§ 25) Если в доме человека разгорелся огонь, а другой человек, который пришел для тушения пожара, поднял свой взор на добро домохозяина и взял добро домохозяина, то …2. (§ 195)Если сын ударил своего отца, то …3. (§ 196) Если человек выколол глаз сыну человека, то4. (§ 197) Если он переломил кость человеку, то должны переломить ему кость.5. (§ 200) Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны ему выбить зуб.Наказания:1) ему должны отрубить руку.2) этот человек должен быть брошен в этот огонь.3) должны ему выбить зуб.4) должны выколоть ему глаз.5) должны переломить ему кость.Задание:

  1. Соотнесите начало и конец нескольких параграфов, определяющих преступления и меру наказания. Прежде чем «судить», внимательно прочтите.
  2. Подумайте, в соответствии с каким древним обычаем карались преступления в Вавилонии? Как он называется?

Работа с текстом исторического источника.«Законы Хаммурапи»III ряд.( § 188) Если ремесленник взял малолетнего для воспитания и передал ему свое ремесло, то приемыш не может быть потребован обратно по иску.(§ 229) Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен.(§ 231) Если он ( т.е разрушенный дом) убил раба хозяина, то он, строитель, должен отдать хозяину раба за раба.(§ 263) Если пастух погубил вола или же овцу, которые были ему даны, то он должен возместить их владельцу вола за вола, овцу за овцу.(§ 234) Если лодочник соорудил человеку судно, но свою работу сделал ненадежно, и это судно дало течь в том же году или оно имело другой недостаток, то лодочник должен это судно разобрать, а из собственных средств сделать прочное и отдать судовладельцу прочное судно.(§ 60) Если человек отдал поле садовнику для насаждения сада и садовник насадил сад, то четыре года он должен сад растить, а на пятом году хозяин сада и садовник разделят сад поровну; хозяин сада может свою долю выбрать и взять.

Прочтите внимательно статьи документа и ответьте на вопросы:1)Какие ремесла были развиты в древнем Вавилоне?2)Говорят ли наказания за перечисленные здесь преступления о социальном неравенстве в Вавилонии?3)Какой труд поощряли и наказывали законы?4)Была ли в государстве частная собственность?5)Можно ли говорить, что законы6)защищали частную собственность? 

www.openclass.ru

Конспект урока по теме "Древний Вавилон", для 5 класса, В.И. Уколова, ФГОС.

Приложение 1. Рефлексия.

1. Назовите имя царя Вавилона?

А. Оттон

Б. Шумер

В. Син

Г. Хаммурапи

2. Вид правления, при неограниченной

власти царя_____________________

3. Название ступенчатых храмов

А. Каганаты

Б. Зиккураты

В. Стелла

1. Назовите имя царя Вавилона?

А. Оттон

Б. Шумер

В. Син

Г. Хаммурапи

2. Вид правления, при неограниченной

власти царя_____________________

3. Название ступенчатых храмов

А. Каганаты

Б. Зиккураты

В. Стелла

1. Назовите имя царя Вавилона?

А. Оттон

Б. Шумер

В. Син

Г. Хаммурапи

2. Вид правления, при неограниченной

власти царя_____________________

3. Название ступенчатых храмов

А. Каганаты

Б. Зиккураты

В. Стелла

1. Назовите имя царя Вавилона?

А. Оттон

Б. Шумер

В. Син

Г. Хаммурапи

2. Вид правления, при неограниченной

власти царя_____________________

3. Название ступенчатых храмов

А. Каганаты

Б. Зиккураты

В. Стелла

1. Назовите имя царя Вавилона?

А. Оттон

Б. Шумер

В. Син

Г. Хаммурапи

2. Вид правления, при неограниченной

власти царя_____________________

3. Название ступенчатых храмов

А. Каганаты

Б. Зиккураты

В. Стелла

1. Назовите имя царя Вавилона?

А. Оттон

Б. Шумер

В. Син

Г. Хаммурапи

2. Вид правления, при неограниченной

власти царя_____________________

3. Название ступенчатых храмов

А. Каганаты

Б. Зиккураты

В. Стелла

1. Назовите имя царя Вавилона?

А. Оттон

Б. Шумер

В. Син

Г. Хаммурапи

2. Вид правления, при неограниченной

власти царя_____________________

3. Название ступенчатых храмов

А. Каганаты

Б. Зиккураты

В. Стелла

1. Назовите имя царя Вавилона?

А. Оттон

Б. Шумер

В. Син

Г. Хаммурапи

2. Вид правления, при неограниченной

власти царя_____________________

3. Название ступенчатых храмов

А. Каганаты

Б. Зиккураты

В. Стелла

1. Назовите имя царя Вавилона?

А. Оттон

Б. Шумер

В. Син

Г. Хаммурапи

2. Вид правления, при неограниченной

власти царя_____________________

3. Название ступенчатых храмов

А. Каганаты

Б. Зиккураты

В. Стелла

1. Назовите имя царя Вавилона?

А. Оттон

Б. Шумер

В. Син

Г. Хаммурапи

2. Вид правления, при неограниченной

власти царя_____________________

3. Название ступенчатых храмов

А. Каганаты

Б. Зиккураты

В. Стелла

1. Назовите имя царя Вавилона?

А. Оттон

Б. Шумер

В. Син

Г. Хаммурапи

2. Вид правления, при неограниченной

власти царя_____________________

3. Название ступенчатых храмов

А. Каганаты

Б. Зиккураты

В. Стелла

1. Назовите имя царя Вавилона?

А. Оттон

Б. Шумер

В. Син

Г. Хаммурапи

2. Вид правления, при неограниченной

власти царя_____________________

3. Название ступенчатых храмов

А. Каганаты

Б. Зиккураты

В. Стелла

1. Назовите имя царя Вавилона?

А. Оттон

Б. Шумер

В. Син

Г. Хаммурапи

2. Вид правления, при неограниченной

власти царя_____________________

3. Название ступенчатых храмов

А. Каганаты

Б. Зиккураты

В. Стелла

1. Назовите имя царя Вавилона?

А. Оттон

Б. Шумер

В. Син

Г. Хаммурапи

2. Вид правления, при неограниченной

власти царя_____________________

3. Название ступенчатых храмов

А. Каганаты

Б. Зиккураты

В. Стелла

1. Назовите имя царя Вавилона?

А. Оттон

Б. Шумер

В. Син

Г. Хаммурапи

2. Вид правления, при неограниченной

власти царя_____________________

3. Название ступенчатых храмов

А. Каганаты

Б. Зиккураты

В. Стелла

1. Назовите имя царя Вавилона?

А. Оттон

Б. Шумер

В. Син

Г. Хаммурапи

2. Вид правления, при неограниченной

власти царя_____________________

3. Название ступенчатых храмов

А. Каганаты

Б. Зиккураты

В. Стелла

1.Сколько статей содержал свод

Законов Хаммурапи

А. 123

Б. 282

В. 545

Г. 10

2. Как в переводе означало

Название Вавилон?____________

3. Как назывался неограниченный правитель

при деспотии?

А. Фараон

Б. Инан

В. Деспот

Г. Мирянин

1.Сколько статей содержал свод

Законов Хаммурапи

А. 123

Б. 282

В. 545

Г. 10

2. Как в переводе означало

Название Вавилон?____________

3. Как назывался неограниченный правитель

при деспотии?

А. Фараон

Б. Инан

В. Деспот

Г. Мирянин

1.Сколько статей содержал свод

Законов Хаммурапи

А. 123

Б. 282

В. 545

Г. 10

2. Как в переводе означало

Название Вавилон?____________

3. Как назывался неограниченный правитель

при деспотии?

А. Фараон

Б. Инан

В. Деспот

Г. Мирянин

1.Сколько статей содержал свод

Законов Хаммурапи

А. 123 Б. 282 В. 545 Г. 10

2. Как в переводе означало

Название Вавилон?____________

3. Как назывался неограниченный правитель

при деспотии?

А. Фараон

Б. Инан

В. Деспот

Г. Мирянин

1.Сколько статей содержал свод

Законов Хаммурапи

А. 123

Б. 282

В. 545

Г. 10

2. Как в переводе означало

Название Вавилон?____________

3. Как назывался неограниченный правитель

при деспотии?

А. Фараон

Б. Инан

В. Деспот

Г. Мирянин

1.Сколько статей содержал свод

Законов Хаммурапи

А. 123

Б. 282

В. 545

Г. 10

2. Как в переводе означало

Название Вавилон?____________

3. Как назывался неограниченный правитель

при деспотии?

А. Фараон

Б. Инан

В. Деспот

Г. Мирянин

1.Сколько статей содержал свод

Законов Хаммурапи

А. 123

Б. 282

В. 545

Г. 10

2. Как в переводе означало

Название Вавилон?____________

3. Как назывался неограниченный правитель

при деспотии?

А. Фараон

Б. Инан

В. Деспот

Г. Мирянин

1.Сколько статей содержал свод

Законов Хаммурапи

А. 123 Б. 282 В. 545 Г. 10

2. Как в переводе означало

Название Вавилон?____________

3. Как назывался неограниченный правитель

при деспотии?

А. Фараон

Б. Инан

В. Деспот

Г. Мирянин

1.Сколько статей содержал свод

Законов Хаммурапи

А. 123

Б. 282

В. 545

Г. 10

2. Как в переводе означало

Название Вавилон?____________

3. Как назывался неограниченный правитель

при деспотии?

А. Фараон

Б. Инан

В. Деспот

Г. Мирянин

1.Сколько статей содержал свод

Законов Хаммурапи

А. 123

Б. 282

В. 545

Г. 10

2. Как в переводе означало

Название Вавилон?____________

3. Как назывался неограниченный правитель

при деспотии?

А. Фараон

Б. Инан

В. Деспот

Г. Мирянин

1.Сколько статей содержал свод

Законов Хаммурапи

А. 123

Б. 282

В. 545

Г. 10

2. Как в переводе означало

Название Вавилон?____________

3. Как назывался неограниченный правитель

при деспотии?

А. Фараон

Б. Инан

В. Деспот

Г. Мирянин

1.Сколько статей содержал свод

Законов Хаммурапи

А. 123 Б. 282 В. 545 Г. 10

2. Как в переводе означало

Название Вавилон?____________

3. Как назывался неограниченный правитель

при деспотии?

А. Фараон

Б. Инан

В. Деспот

Г. Мирянин

1.Сколько статей содержал свод

Законов Хаммурапи

А. 123

Б. 282

В. 545

Г. 10

2. Как в переводе означало

Название Вавилон?____________

3. Как назывался неограниченный правитель

при деспотии?

А. Фараон

Б. Инан

В. Деспот

Г. Мирянин

1.Сколько статей содержал свод

Законов Хаммурапи

А. 123

Б. 282

В. 545

Г. 10

2. Как в переводе означало

Название Вавилон?____________

3. Как назывался неограниченный правитель

при деспотии?

А. Фараон

Б. Инан

В. Деспот

Г. Мирянин

1.Сколько статей содержал свод

Законов Хаммурапи

А. 123

Б. 282

В. 545

Г. 10

2. Как в переводе означало

Название Вавилон?____________

3. Как назывался неограниченный правитель

при деспотии?

А. Фараон

Б. Инан

В. Деспот

Г. Мирянин

1.Сколько статей содержал свод

Законов Хаммурапи

А. 123 Б. 282 В. 545 Г. 10

2. Как в переводе означало

Название Вавилон?____________

3. Как назывался неограниченный правитель

при деспотии?

А. Фараон

Б. Инан

В. Деспот

Г. Мирянин

Предмет: История древнего мира Класс: 5 А-Д Дата:___________

Подготовил: Мансурова А.Б.

Тема: Древний Вавилон.

Цель: Формирование знаний учащихся о древних государствах Двуречья.

Задачи:

  • Сформировать представления о древневавилонском государстве, показать особенности этого государства (одно из сильнейших государств Древнего мира; основано на силе закона).

  • Развивать внимательность на уроке, умение работать в группе, сотрудничать , договариваться, развивать мышление, речь обучающихся, умение анализировать отдельные статьи законов, делать умозаключения, взаимопроверка.

  • Воспитывать уважительное отношение к истории государств мира в различные исторические эпохи, к роли личности в истории.

Оборудование: учебник, карточки, иллюстрации древнего Вавилона, таблица законов царя Хаммурапи.

Тип урока: комбинированный

План урока

  1. Орг. момент

  2. Проверка готовности учащихся.

  1. Проверка домашнего задания.

Игра «Верно- неверно».

Актуализация знаний учащихся

  1. Государство, которое располагалось между реками Тигр и Евфрат называлось Двуречье или Междуречье.(верно)

  2. Современные государства, по территории которых протекают Тигр и Евфрат это Турция, Сирия, Ирак.(верно)

  3. Особое письмо Двуречья называли иероглифами (неверно. Правильный ответ — особое письмо Двуречья называют клинопись.)

IV. Составление плана урока.

1. Расцвет Вавилона.

2. Законы Хаммурапи.

3. Вавилон в VII -VI веках до н.э.

V. Работа по новой теме.

1. Вступительное слово учителя:

Двуречье делилось на 2 части: Южную и Северную

Шумеры Семиты (скотоводы)

Семиты, в начале 2 тысячелетия VII веках до н.э. завоевали Южную часть Месопотамии, и образовали государство со столицей Вавилон, который переводится как «Врата бога».

Правителем Вавилона был царь, Хаммурапи, он знаменит своим сводом законов, из 282 статей, которые дошли до наших дней. Хаммурапи не просто издал законы, но даже приказал высечь их на стеле для ознакомления своего народа с ними. Законы переписывались и отправлялись по всему царству. Хаммурапи считал себя самым справедливым из царей а свои законы – самыми справедливыми.

И чтобы узнать, так ли это, мы сейчас поработаем с документами, где записаны некоторые из законов царя Хаммурапи. ( откройте страницу 51, давайте прочтем их, и сражу же обговорим, что они обозначают? ) Справедливы ли законы Хаммурапи? (2-3 ученика).

2. Устройство общества Древнего Вавилона. (Записать в столбик на доске)

Царь – получил власть и страну от богов.

( Он обладал правом полной собственности на землю, попав в немилость царю любой человек мог лишиться земли. Жизнь и имущество подданных полностью зависела от воли царя, власть царя была ничем не ограничена). Такая форма правления называется деспотия - а его правитель – деспот.

Жрецы – служители богов. Ухаживали за статуями богов, молились им, приносили жертвы.

Свободные люди – работающие на своей земле, имеющие права.

Рабы – чаще всего военнопленные, иногда и вавилоняне, которые не смогли выплатить свои долги.

Физминутка.

3. Боги и храмы древней Месопотамии.

В каждом городе возвышался храм, его строили на высокой земляной платформе. И имели вид высокой ступенчатой башни, огромные лестницы были устремлены в небо. Считалось, что выдающиеся жрецы и избранные цари, могут подниматься по этим ступеням к богам. Такие ступенчатые храмы называли – зиккураты.

При храмах имелось большое хозяйство, где работало множество людей, земледельцы, ремесленники. Храмы и жрецы обладали огромными богатствами.

VI. Рефлексия. А теперь я предлагаю ним с вами проверить свои знания, которые мы получили на уроке. ( раздаточный материал)

Взаимопроверка, выставление оценок. (Смотрите приложение 1)

Домашнее задание, параграф 9- 11, подготовка к контрольной работе.

Рекомендация, просмотреть мультфильм Роберта Саакаянца – Древний Вавилон, который поможет нам с вами визуализировать, и лучше узнать культуру и быт вавилонян.

infourok.ru

План-конспект урока по теме "Древний Вавилон" 5 класс

Краснодарский край, Динской р-н, ст. Новотитаровская

Бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №34

Методическая разработка

урока истории для 5 класса:

«Древний Вавилон».

Автор работы:

Частухин А.Н., учитель истории

БОУ СОШ №34 ст. Новотитаровской.

hello_html_29e6b38f.png

Ст. Новотитаровская, 2017 г.

Методическая разработка урока истории для 5 класса: «Древний Вавилон».

Автор работы: Частухин А.Н., учитель истории БОУ СОШ №34 ст. Новотитаровской Динского района Краснодарского края.

Цель: овладение материалом по теме, овладение навыкам работы с историческим источником

Планируемые результаты:

Личностные: понимание значимости знаний о масштабе для практической деятельности; осознание необходимости понимать и читать карту; стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.

Метапредметные:

Познавательные: умение давать определения понятиям, выявлять их главные признаки, сравнивать объекты;развитие интеллектуальных способностей.

Регулятивные: вырабатывание умения управлять своей познавательной деятельностью, ставить цели;выполнять учебные действия в соответствие с заданием и уровнем подготовки;

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально и в группе.

Предметные:

По истории: усвоение понятий «деспотия», «закон», «уголовные законы», «сын человека», «мушкенум». Овладение основными датами по теме. Знание основных положений законов Хаммурапи, структуры вавилонского общества. Умение работать с источником, использовать эти знания на уроке.

Универсальные учебные действия:

Личностные: осознать необходимость изучения истории

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми

Познавательные: делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока: урок получения новых знаний с элементами повторения

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, в группах

Оборудование: мультимедийный проектор, доска, раздаточный материал для учеников (1 шт. на парту), буклеты для учеников (по 1 шт. для ученика),карта «Древний Вавилон» в электронном варианте, презентация к уроку.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

УМК:

1.История. Древний мир. 5 класс. В.И. Уколова. – М.: Просвещение, 2016.

2. Электронное приложение к учебнику

Технология проведения урока.

Организационный момент

Мотивационная установка

(1мин.)

- настраивает учащихся на работу, создает благоприятные условия для деятельности

-сообщает о значимости содержания урока

Слово учителя:

На прошлых занятиях мы с вами познакомились с древнейшими цивилизациями Месопотамии, их географическим положением. Познакомились с понятиями «государство», «монархия».

Один из признаков государства – законы. Они очень важны. К одному из древних законов вы сможете прикоснуться, и поработать с ним. Не удивляйтесь, он некоторым образом сохранился до наших дней. Обратите внимание: у вас есть источники и буклеты. С их помощью мы разберёмся с законами и их содержимым.

infourok.ru

План-конспект открытого урока в 6 классе по древней истории мира "Древний Вавилон"

Кенжекольская средняя

общеобразовательная школа

План-конспект открытого урока

в 6 классе по древней истории мира

Тема:

Древний Вавилон.

Учитель: Кульжанов Г.К

2013 год

Тема урока: Древний Вавилон

Цели:

-образовательные:

Создать условия для усвоения знаний о возникновении, расцвете могущественного государства в междуречье Тигра и Евфрата

-развивающие:

Работать над развитием устной речи, ставить цели на урок, применять свои знания для решения проблемных задач; излагать свою точку зрения;

-воспитательные: создать условия для воспитания у школьников уважение к созидательному труду, на примере первого свода законов Хаммурапи воспитывать уважение к законам государства.

Тип урока: изучение нового материала;

Методы: проблемный, объяснительно-иллюстративный, интерактивные

Оборудование: учебник, маршрутный лист, карта древнего Двуречья, интерактивная доска.

План урока

Мотивационно-целевой этап

Модельный ответ вариант №1

Уровень А.

1. Город стоял на перекрестке караванных путей. Земли шумеров и аккадцев также граничили с Вавилоном

2. Царь Хаммурапи.

3. Царя Навуходоносора

Уровень В.

1. «Висячие сады»

2. «Ворота богини Иштар»

3. «Храм бога Мардука»

2 вариант

Уровень А. (3 балла за каждый ответ) 9 баллов

Ответьте на вопросы

1. Какие факторы способствовали быстрому развитию Вавилона??

2. Назовите имя и годы правления царя-законодателя, обеднившего все Двуречье?

3. Что связанно с именем Навуходоносора?

Уровень В. (2 балла за ответ) 6 баллов

Заполните схему «Чудеса света из Вавилона»

Уровень С. Напишите эссе «Значение законов Хаммурапи » (5 баллов)

Дополнительное задание. Нарисуй одно из чудес света

Модельный ответ вариант №1

Уровень А.

1. Город стоял на перекрестке караванных путей. Земли шумеров и аккадцев также граничили с Вавилоном

2. Царь Хаммурапи.

3. Повторное возвышение Вавилона, строительство архитектурных шедевров

Уровень В.

1. «Висячие сады»

2. «Ворота богини Иштар»

3. «Храм бога Мардука»

Тестовое задание:

1. Великие реки Двуречья:

А) Нил и Аракс В) Тигр и Ганг

С) Тигр и Евфрат D) Нил и Инд

2. Первых жителей Двуречья называли:

А) ливийцы и египтяне В) персы и мидяне

С) иудеи и асирийцы D) шумеры и аккадцы

3. Основателем Шумеро-Аккадского царства был:

А) Шаруккин В) Патеси

С) Набанда D) Урук

4. Наивысшего расцвета Шумеро-Аккадское государство достигло при правлении:

А) Нарамсина В) Гутея

С) Элама D) Урарту

5. В основном дома шумеры строили из:

А) камня

В) дерева

С) кирпича

D) тростника

Ключ к тестовому заданию:

1 - С

2 – D

3 – А

4 – А

5 - D

Деятельность учителя

Деятельность ученика

-Приветствие учеников

Проверка теоретических знаний ранее изученного:

Тестовое задание:

1. Великие реки Двуречья:

А) Нил и Аракс В) Тигр и Ганг

С) Тигр и Евфрат D) Нил и Инд

2. Первых жителей Двуречья называли:

А) ливийцы и египтяне В) персы и мидяне

С) иудеи и асирийцы D) шумеры и аккадцы

3. Основателем Шумеро-Аккадского царства был:

А) Шаруккин В) Патеси

С) Набанда D) Урук

4. Наивысшего расцвета Шумеро-Аккадское государство достигло при правлении:

А) Нарамсина В) Гутея

С) Элама D) Урарту

5. В основном дома шумеры строили из:

А) камня

В) дерева

С) кирпича

D) тростника

1. Организация работы с учащимися

по определению темы урока.

Ребята посмотрите на слайд, что вы видите(изображение «висячих садов»,)

В каком древнем городе были созданы «Висячие сады»

А теперь отметьте в листочке знаний, что вы знаете о Вавилоне. (ЗХУ)

Теперь запишите, что вас интересует из истории Вавилона.

2. Определение опорных слов постановки целей урока:

Вот мы и определили что нам предстоит сегодня узнать.

Приветствие учителя

Подведение итогов теста

Выход на тему урока

Постановка целей урока

Операционно-познавательный этап

Ребята перед вами маршрутные листы с заданиями, вы в течение пяти минут должны выполнить первое задание.

1 вариант

Уровень А. (3 балла за каждый ответ) 9 баллов

Ответьте на вопросы

1. По сравнению с другими городами Двуречья географическое положение Вавилона давало ему преимущество, в чем оно заключалось? Стр.13

2. В 1792 -1750 гг. до н.э. этот правитель обеднил все Двуречье под своей властью и создал единые законы для государства. О ком идет речь? Стр. 13

3. В VII веке до н.э. Вавилон вновь достиг небывалого расцвета в период правления? Стр.15

Уровень В. (2 балла за ответ) 6 баллов

Заполните схему «Чудеса света из Вавилона» стр. 15-16

Уровень С. Опишите Вавилон в VII –V вв. до н.э. (5 баллов)

Дополнительное задание. Нарисуй одно из чудес света

2 вариант

Уровень А. (3 балла за каждый ответ) 9 баллов

Ответьте на вопросы

1. Какие факторы способствовали быстрому развитию Вавилона??

2. Назовите имя и годы правления царя-законодателя, обеднившего все Двуречье?

3. Что связанно с именем Навуходоносора?

Уровень В. (2 балла за ответ) 6 баллов

Заполните схему «Чудеса света из Вавилона»

Уровень С. Напишите эссе «Значение законов Хаммурапи » (5 баллов)

Дополнительное задание. Нарисуй одно из чудес света

Выполнение заданий уровня -А

Обмен листами , проверка по ключу, подведение итогов.

Устные ответы по заданным вопросам

Самопроверка по ключу. Устные ответы

Выступление перед классом. Обсуждение и общее оценивание.

Рефлексивно-оценочный этап

Слово учителя:

- А сейчас впишите в листочки знаний что вам особенно запомнилось на нашем уроке. Выставление оценок. Овации ученику набравшему наиболшее колличество баллов

- Ребята, посмотрите еще раз на цели нашего урока и скажите, достигли мы их или следует над чем-то поработать?

Критерии оценивания:

21 – 25 баллов = 5

14 – 20 баллов = 4

4 – 13 баллов = 3

Заполнение листочка знаний «что я узнал на уроке»

Домашнее задание

Выберите одно задание на дом по выбору:

Домашнее задание §2 ответить на вопросы 1-5 стр. 16

Нанесите на контурную карту границы Вавилонского государства, природно-географические названия.

Подготовить презентацию «Чудеса света»

1 вариант

Уровень А. (3 балла за каждый ответ) 9 баллов

Ответьте на вопросы

1. По сравнению с другими городами Двуречья географическое положение Вавилона давало ему преимущество, в чем оно заключалось? Стр.13

2. В 1792 -1750 гг. до н.э. этот правитель обеднил все Двуречье под своей властью и создал единые законы для государства. О ком идет речь? Стр. 13

3. В VII веке до н.э. Вавилон вновь достиг небывалого расцвета в период правления? Стр.15

Уровень В. (2 балла за ответ) 6 баллов

Заполните схему «Чудеса света из Вавилона» стр. 15-16

Уровень С. Опишите Вавилон в VII –V вв. до н.э. (5 баллов)

Дополнительное задание. Нарисуй одно из чудес света

doc4web.ru

«Конспект урока по истории на тему «Древний Вавилон» (5 класс)»

Тема: Древний Вавилон Дата: Класс:5 Учитель: Мусургалиева А .Г УМК:учебник «История Древнего мира» 5 класс. Андреевская Т. ПРабочая тетрадь «История Древнего мира» Ванина Э. В. Цель урока: сформировать представление о Древнем Вавилоне как о первом государстве, в котором действует закон. Познакомить учащихся с понятием «закон» и с древнейшим сводом законов царя Хаммурапи. Деятельностная цель: Формирование способности учащихся к составлению собственной таблицы и ее заполнению. Формирование УУД: Личностные действия: уметь оценивать достижения народов Вавилонского царства в области земледелия, культуры, законодательства (в лице Хаммурапи) Регулятивные действия: уметь самостоятельно сформировать задачи для достижения освоения нового материала. Познавательные действия: уметь самостоятельно искать и выделять необходимую информацию для сравнения земледелия, письменности, образования , науки Вавилона с другими государствами, представлять анализ полученной информации в виде таблицы,схемы формулировать вывод по завершению практической работы. Коммуникативные действия: уметь работать в команде, отстаивать свою позицию, выслушивать мнение собеседника. Тип урока: комбинированный Основные понятия: закон, свод законов, зиккурат, кредитор, План: Вавилонское царство при Хаммурапи. Религиозные верования вавилонян. Чудеса Вавилона. Ход урока Организационный момент. (Наличие присутствующих, наличие учебников и тетрадей) Проверка домашнего задания. (Стр.65) Постановка цели и задачи урока. В конце третьего тысячелетия до н.э на берегу Евфрата появилось небольшое поселение Вавилон. Слово Вавилон имеет двойной смысл ( «Врата Бога», «Смешивать, перемешивать»). 4.Мотивация учебной деятельности: Какой из переводов наиболее подходит Вавилону Это вы должны решить сами! Предлагаю зачитать стихотворение. Вавилонская башня Так вернёмся мы пока, Снова в древние века. Та земля людьми полна, Надо расселяться. Стали Хама племена Тут сопротивляться. Агитацию ведут: "Если что-то стоим, Так давайте люди, тут Башню мы построим!" Для чего проект такой, Что же движет ими? Из-за гордости одной, Чтобы сделать имя! "Эту башню до небес Смогут видеть со всех мест. Будет башня высока, Нам же слава на века!" Никому ведь, не нужна, Стройка бесполезная. Строить надо, в чём нужда – Что-нибудь полезное… Гордость победила смысл, Вот какое дело: Всем понравилась та мысль, Стройка закипела! Дальше разговор таков: Вам известно дети, Иностранных языков, Много есть на свете. Каждый к своему привык… Был тогда один язык. Каждый каждого поймёт, Повторять не нужно. Стройка тех людей идёт – Весело и дружно! Башню эту, что растёт Каждый день помногу, Не приветствует Господь – Не угодна Богу! Он работе помешал: Все слова перемешал. Захотели сделать столп – Вечное творение. Получилось только вот: Лишь столпотворение! Ну, какой же это труд, Раз друг друга не поймут? Просит плотник топора, А ему несут дрова. Просит каменщик каменья, А ему дают поленья. Стали все они кричать И друг друга обличать. После разругались, А потом подрались! Расходиться надо только… Так закончилась та стройка! Гордым, кто себя ведёт, Этим Бог противится, А смиренным Он даёт Всяческие милости! (Высочин Владислав)

schoolfiles.net


Смотрите также