Культурология древняя греция. Культура Древней Греции (реферат)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Культурология Древней Греции. Культурология древняя греция


Культурология Древней Греции

Древнегреческая цивилизация, с её учеными, философами, художниками, скульпторами была оплотом культуры нового образца. Достижения в разных отраслях, сделанные греками, продолжают использоваться и в современном мире. Так что подарили нам жители древней Эллады?

Демократия в Древней Греции

Культура Древней ГрецииПолитическое устройство греческих городов было основано на принципах всеобщего влияния на власть людей разного возраста и сословия. Согласно с данными исследователей, среди всех жителей полиса до 60% занимали государственные должности разного ранга. Также следует учитывать, что античная демократия отличалась от современного политического устройства такого типа – к власти не допускались женщины, рабы и иностранцы, решившие поселиться в Греции.В Афинах также были приняты первые писаные законы – свод Драконта. Меры наказания, прописанные в этих законах, были настолько суровыми, что с того времени все решения подобного характера получили нарицательное название «Драконтовских мер». К примеру, к смертной казни приговаривались как убийцы и богохульники, так и воры, укравшие с полей урожай. Однако Драконтом впервые было введено разделение убийства на умышленное и непреднамеренное, и описаны условия, согласно с которыми последнее считалось ненаказуемым.Всеобщие городские собрания, участие в которых было обязательным для жителей полиса, проводилось каждые 8-9 дней. Чтобы привлечь к обсуждению важных вопросов свободных людей из низшего сословия, им обеспечивалась оплата за день, проведенный не на работе.Выбор представителей власти определялся всеобщим жребием, что исключало возможность подкупа или подтасовки результатов.

Наука в Древней Греции

Пифагор

Древняя Греция оказала огромное влияние на большинство аспектов современной науки. Античные ученые не просто занимались размышлениями, оторванными от реальности – они много путешествовали, обмениваясь опытом и знаниями с мудрецами других государств, проводили собственные исследования и вычисления.Фалес из Милета – главный из семи греческих мудрецов, принес в античную науку знания из многих отраслей – геометрии, астрономии, арифметики, физики. Используя геометрию, он с высокой точностью определял расстояние до кораблей и высоту египетских пирамид. Также Фалес совершил попытку пересмотреть существующий календарь, предсказывал солнечные затмения и открыл электрические свойства янтаря.Пифагор – древнегреческий философ и математик. Начиная с юношеского возраста, Пифагор посетил очень многих ученых и мудрецов древнего мира, побывал в Египте и Вавилоне, где получил знания о медицине, математике, истории и даже мистике. Соратники Пифагора были первыми, кто предположил, что Земля является одной из планет, вращающихся вокруг Солнца.Демокрит – античный философ материалист, впервые выразил убеждение, что весь окружающий нас мир состоит из маленьких, неделимых частиц, которые он назвал атомами. Кроме того, Демокрит определил понятие материи и пустоты, был пионером в области математики и геометрии, проводил исследования растений и минералов.Эвклид – «Отец геометрии», греческий математик. Им были заложены основные принципы так называемой эвклидовой геометрии – набор аксиом, из которых выводятся большинство правил и теорем.Архимед – математик, физик, инженер, изобретатель и астроном. Среди его главных достижений – изучение основ гидростатики и принципов рычага. Ему также предписывают изобретение инновационных машин, в том числе осадных орудий и винтового насоса. Архимед считается одним из величайших математиков всех времен. Он разработал собственный метод расчета площади, описываемой дугой параболы, дал удивительно точное определение числа π, составил формулы для нахождения площадей и объемов фигур сложной конфигурации.

Искусство в Древней Греции

древнегреческие скульптурыИскусство Древней Греции прошло разные этапы развития, каждый из которых характерен конкретными особенностями. К нашему времени дошло большое количество античных литературных произведений, образцов скульптуры и архитектуры.Для создания скульптур греки использовали множество материалов, включая мрамор, медь, бронзу. Глиняные скульптуры и образцы керамики сохранились хуже, в первую очередь – из-за хрупкости самого материала. Самые известные античные статуи – Дискобол, Венера Милосская, Ника Самофракийская, множество изваяний мужчин (курос) и женщин (куре), фрески, барельефы с сюжетами мифологии.Древнегреческие архитекторы стремились, прежде всего, к геометрической точности и эстетической красоте, которые являются главными характеристиками греческого искусства в целом. Античные храмы – лучший пример архитектуры этого периода. Они сочетают в себе величие, красоту и совершенство форм. Классические представители храмов расположены в Афинах – это Парфенон, Эрехтейон и храм Зевса.

Театр и спорт в Древней Греции

древнегреческие скульптурыГреческий театр был не просто развлечением, но и служил удобным местом для проведения официальных встреч. Театр обычно располагался за пределами города, вдали от шума и суеты. Места для зрителей устанавливались в чашеобразном полукруглом углублении в склоне холма. В нижней части склона была устроена сцена – благодаря такому расположению, звуки музыки и слова, произносимые актерами, усиливались амфитеатром.В каждом греческом городе было отведено отдельное место для спортивных соревнований – стадион. Он являл собой открытое пространство, по возможности вписанное в рельеф местности с целью увеличить количество мест для зрителей. Самые известные состязания, которые проходили в Древней Греции – Олимпийские игры.Согласно историческим записям, первые олимпийские игры были проведены в 776 году до н.э. и продолжались на протяжении последующих 12 веков, пока римский император Феодосий не запретил их в 393 году н.э. Олимпийские игры тесно связывались с религиозными празднованиями культа Зевса, но они не являлись частью обряда, а имели чисто светский характер. Главной целью состязаний было не только демонстрация физической силы, но и установление добрососедских отношений между разными городами.В древние Олимпийские игры было включено несколько видов спорта: пятиборье, бег, прыжки, метание копья, борьба, кулачные бои, панкратион и конные состязания. Участие принимали только свободные мужчины, имевшие греческое гражданство.Победитель получал свою награду сразу же после соревнований. Судья вручал ему пальмовую ветвь, в то время как зрители приветственно выкрикивали его имя и бросали цветы с трибун. Официальная церемония награждения проходила в последний день игр, в торжественных условиях возле храма Зевса.

Античная культура заложила фундамент для развития других, более поздних цивилизаций. Её ученые, политики и философы дали миру не только инструменты для познания, но и богатую информацию к размышлениям. До сегодняшнего дня продолжаются жаркие дискуссии об особенностях древнегреческой культуры и её влиянии на окружающую нас действительность. По-видимому, такие споры будут длиться ещё очень долго, так как Эллада оставила после себя множество тайн.

gidvgreece.com

Культурология Древней Греции

Древнегреческая цивилизация, с её учеными, философами, художниками, скульпторами была оплотом культуры нового образца. Достижения в разных отраслях, сделанные греками, продолжают использоваться и в современном мире. Так что подарили нам жители древней Эллады?

Демократия в Древней Греции

Культура Древней ГрецииПолитическое устройство греческих городов было основано на принципах всеобщего влияния на власть людей разного возраста и сословия. Согласно с данными исследователей, среди всех жителей полиса до 60% занимали государственные должности разного ранга. Также следует учитывать, что античная демократия отличалась от современного политического устройства такого типа – к власти не допускались женщины, рабы и иностранцы, решившие поселиться в Греции.В Афинах также были приняты первые писаные законы – свод Драконта. Меры наказания, прописанные в этих законах, были настолько суровыми, что с того времени все решения подобного характера получили нарицательное название «Драконтовских мер». К примеру, к смертной казни приговаривались как убийцы и богохульники, так и воры, укравшие с полей урожай. Однако Драконтом впервые было введено разделение убийства на умышленное и непреднамеренное, и описаны условия, согласно с которыми последнее считалось ненаказуемым.Всеобщие городские собрания, участие в которых было обязательным для жителей полиса, проводилось каждые 8-9 дней. Чтобы привлечь к обсуждению важных вопросов свободных людей из низшего сословия, им обеспечивалась оплата за день, проведенный не на работе.Выбор представителей власти определялся всеобщим жребием, что исключало возможность подкупа или подтасовки результатов.

Наука в Древней Греции

ПифагорДревняя Греция оказала огромное влияние на большинство аспектов современной науки. Античные ученые не просто занимались размышлениями, оторванными от реальности – они много путешествовали, обмениваясь опытом и знаниями с мудрецами других государств, проводили собственные исследования и вычисления.Фалес из Милета – главный из семи греческих мудрецов, принес в античную науку знания из многих отраслей – геометрии, астрономии, арифметики, физики. Используя геометрию, он с высокой точностью определял расстояние до кораблей и высоту египетских пирамид. Также Фалес совершил попытку пересмотреть существующий календарь, предсказывал солнечные затмения и открыл электрические свойства янтаря.Пифагор – древнегреческий философ и математик. Начиная с юношеского возраста, Пифагор посетил очень многих ученых и мудрецов древнего мира, побывал в Египте и Вавилоне, где получил знания о медицине, математике, истории и даже мистике. Соратники Пифагора были первыми, кто предположил, что Земля является одной из планет, вращающихся вокруг Солнца.Демокрит – античный философ материалист, впервые выразил убеждение, что весь окружающий нас мир состоит из маленьких, неделимых частиц, которые он назвал атомами. Кроме того, Демокрит определил понятие материи и пустоты, был пионером в области математики и геометрии, проводил исследования растений и минералов.Эвклид – «Отец геометрии», греческий математик. Им были заложены основные принципы так называемой эвклидовой геометрии – набор аксиом, из которых выводятся большинство правил и теорем.Архимед – математик, физик, инженер, изобретатель и астроном. Среди его главных достижений – изучение основ гидростатики и принципов рычага. Ему также предписывают изобретение инновационных машин, в том числе осадных орудий и винтового насоса. Архимед считается одним из величайших математиков всех времен. Он разработал собственный метод расчета площади, описываемой дугой параболы, дал удивительно точное определение числа π, составил формулы для нахождения площадей и объемов фигур сложной конфигурации.

Искусство в Древней Греции

древнегреческие скульптурыИскусство Древней Греции прошло разные этапы развития, каждый из которых характерен конкретными особенностями. К нашему времени дошло большое количество античных литературных произведений, образцов скульптуры и архитектуры.Для создания скульптур греки использовали множество материалов, включая мрамор, медь, бронзу. Глиняные скульптуры и образцы керамики сохранились хуже, в первую очередь – из-за хрупкости самого материала. Самые известные античные статуи – Дискобол, Венера Милосская, Ника Самофракийская, множество изваяний мужчин (курос) и женщин (куре), фрески, барельефы с сюжетами мифологии.Древнегреческие архитекторы стремились, прежде всего, к геометрической точности и эстетической красоте, которые являются главными характеристиками греческого искусства в целом. Античные храмы – лучший пример архитектуры этого периода. Они сочетают в себе величие, красоту и совершенство форм. Классические представители храмов расположены в Афинах – это Парфенон, Эрехтейон и храм Зевса.

Театр и спорт в Древней Греции

древнегреческие скульптурыГреческий театр был не просто развлечением, но и служил удобным местом для проведения официальных встреч. Театр обычно располагался за пределами города, вдали от шума и суеты. Места для зрителей устанавливались в чашеобразном полукруглом углублении в склоне холма. В нижней части склона была устроена сцена – благодаря такому расположению, звуки музыки и слова, произносимые актерами, усиливались амфитеатром.В каждом греческом городе было отведено отдельное место для спортивных соревнований – стадион. Он являл собой открытое пространство, по возможности вписанное в рельеф местности с целью увеличить количество мест для зрителей. Самые известные состязания, которые проходили в Древней Греции – Олимпийские игры.Согласно историческим записям, первые олимпийские игры были проведены в 776 году до н.э. и продолжались на протяжении последующих 12 веков, пока римский император Феодосий не запретил их в 393 году н.э. Олимпийские игры тесно связывались с религиозными празднованиями культа Зевса, но они не являлись частью обряда, а имели чисто светский характер. Главной целью состязаний было не только демонстрация физической силы, но и установление добрососедских отношений между разными городами.В древние Олимпийские игры было включено несколько видов спорта: пятиборье, бег, прыжки, метание копья, борьба, кулачные бои, панкратион и конные состязания. Участие принимали только свободные мужчины, имевшие греческое гражданство.Победитель получал свою награду сразу же после соревнований. Судья вручал ему пальмовую ветвь, в то время как зрители приветственно выкрикивали его имя и бросали цветы с трибун. Официальная церемония награждения проходила в последний день игр, в торжественных условиях возле храма Зевса.

Античная культура заложила фундамент для развития других, более поздних цивилизаций. Её ученые, политики и философы дали миру не только инструменты для познания, но и богатую информацию к размышлениям. До сегодняшнего дня продолжаются жаркие дискуссии об особенностях древнегреческой культуры и её влиянии на окружающую нас действительность. По-видимому, такие споры будут длиться ещё очень долго, так как Эллада оставила после себя множество тайн.

old.gidvgreece.com

Культура Древней Греции (реферат) | Культурология

Реферат на тему Культура Древней Греции. Около 25 страниц шрифтом 14.

Содержание

  • Вступление
  • Эгейская (крито-микенская культура)
    • Культура Крита
      • Архитектура
      • Живопись
      • Катастрофа
    • Культура Микен
      • Архитектура
      • Упадок
  • Гомеровский период (XI-IX вв. до н.э.)
    • Мировоззренческие основы культуры
    • Литература
    • Керамика
  • Архаический период (VIII-VI вв. до н.э.)
    • Мировоззренческие основы культуры
    • Игры
    • Письменность и литература
    • Архитектура
    • Скульптура
    • Керамика
  • Классический период (V-IV вв. до н.э.)
    • Театр
    • Архитектура
    • Скульптура
    • Живопись
  • Период Эллинизма (IV-I вв. до н.э.)
    • Литература
    • Архитектура
    • Скульптура
  • Заключение
  • Список используемой литературы

Далее представлен лишь фрагмент из реферата.

Вступление

Античная цивилизация (I тыс.до н.э.- V в.до н.э.), получившая название от латинского слова «антиквус», что значит древний, вписала золотые страницы в историю мировой культуры. Достижения античной культуры поразительны, на них основывается вся европейская цивилизация. История мирового искусства переполнена воспоминаниями об античном мире, воспроизведением античных сюжетов, темами греческой и римской мифологии, историей и бытом до такой степени, что античность неразрывно сливается со всей историей мировой художественной культуры со времен, когда античное общество завершило свое существование, и до наших дней. К античност восходят современные литературные жанры и философские системы, принципы архитектуры и скульптуры, основы астрономии, математики, естествознания. 

Античность, чья тысячелетняя история накопила бесценные и непревзойденные сокровища человеческого духа обладает неувядаемой прелестью.

В историческом развитии античной греческой культуры принято выделять следующие периоды:

  1. Гомеровский (XI-IX вв.до н.э.)
  2. Архаический (VIII-VI вв.до н.э.)
  3. Классический (V-IV вв.до н.э.)
  4. Эллинистический (конец IV-I вв.до н.э.)

Эгейская (крито-микенская культура)

С 1874 по 1885 г. Г.Шлиман работал на территории Балканского полуострова - в Микенах, Орхомене, Тиринфе. Здесь была открыта, так называемая, микенская культура древнейшей Греции.

В начале XX в. Английский археолог А.Эванс начал свои раскопки на острове Крит, которые он продолжал в дальнейшем. Им была открыта критская культура, тоже относящаяся к культуре древнейшей Греции.

Работы на Балканском полуострове были продолжены греко-американской экспедиции под руководством К.Курониотиса и Блегена, которые потом в западной части Пелопоннеса, около древнего Пилоса, нашли большой Пилосский дворец.

Как Эвансом, так и греко-американской экспедицией в Пилосском дворце были найдены глиняные таблички с неизвестными надписями. Их исследовал сначала Эванс, который назвал их «линейным» письмом и разделил на более древнее письмо «А» и более позднее письмо «Б» (линейное письмо «А» так и не было расшифровано).

Эванс занимался письмом «Б», но он мог только установить цифровую систему критских надписей. Расшифровку же этого письма он дать не мог. Прочел крито-микенские надписи письма «Б» в 1952-1953 гг. Молодой английский архитектор М.Вентрис.

Культура Крита

В начале I тысячелетия до нашей эры древневосточные цивилизации (в частности египетская) вступили в полосу упадка и уступили свое место новому культурному очагу, возникшему в Средиземноморском регионе. Но еще в III-II тыс. До н.э., т.е. одновременно с древневосточными цивилизациями, в Восточном Средиземноморье и некоторых областях материковой Греции существовала высокоразвитая эгейская культура. В ее состав входили следующие культурные общности: древнейшая критская или минойская, с центром на острове Крит в Эгейском море; кикландская, островная культура; элладская - в Балканской Греции. Во II тыс. До н.э. в материковой Греции возникла близкая к критской микенская или ахейская культура.

Критское царство было сильной державой с могущественным флотом. Географическое положение острова - между Европой, Северной Африкой и Малой Азией отводило ему значительную роль в международных торговых сношениях того времени, что давало возможность критской культуре развиваться в благоприятном соприкосновении с древними культурными мирами.

Крит находился на скрещении самых оживленных торговых путей Средиземноморья. Крупнейшие города Кносс и Фест выросли на побережье. Они были столицами самостоятельных царств, которые поддерживали между собой дружественные отношения, поэтому стен вокруг поселений не возводил

Архитектура
Центрами эгейской культуры были монументальные дворцовые комплексы критских правителей. Дворцы в городах Кносс, Маллия, Фест, Закро и др. Были украшены колоннадами и фресками. Их величественная архитектура и фресковые росписи - главные черты, отличающие Крит от современных ему кикладской и элладской цивилизаций, имевших куда более примитивный характер.

Здесь создаются большие жилые комплексы - первые дворцы, резиденции царей. В дворцах все постройки располагаются по сторонам большого двора и обращены входами внутрь. В комплекс сооружений включены и хозяйственные помещения, значительная часть дворца отводится для женщин. Не дворец- крепость, а просто дворец со всем великолепием.

Во второй половине XVIII в до н.э. центром критского государства становится город Кносс. Самый знаменитый памятник того времени – Кносский дворец площадью в двадцать тысяч квадратных метров, расположенный на высоком холме. Центральное место в огромном архитектурном комплексе занимает прямоугольный двор, выложенный плитами. Со всех сторон к нему примыкают построенные в разное время помещения: часть из них расположена на уровне двора, другие ниже, третьи - на два или три этажа выше. Главные входы во дворец находятся на северной и южной сторонах.

Во дворце было столько комнат, коридоров, запутанных ходов, что он походил на лабиринт. В нижних этажах были устроены обширные кладовые, где стояли огромные глиняные сосуды для хранения зерна, масла, вина, овощей. Там же сберегались царские сокровища и оружие.

Удобные марши лестниц вели с одного этажа на другой. Лестничные клетки, прорезавшие все здание снизу доверху, служили световыми колодцами, своего рода маленькими внутренними двориками, через которые проникал воздух и свет. Это спасало обитателей дворца от палящих лучей солнца, и в комнатах постоянно ощущалась приятная прохлада. Специальные вентиляционные устройства, вращающиеся двойные двери, белые стены, темные сверкающие колонны, суживающиеся книзу, - особенность критской архитектуры. Ничего громоздкого, давящего.

Главным украшением дворца была живопись. Художники покрывали стены яркой и красочной декоративной росписью. Мастера Крита в совершенстве освоили технику фрески - росписи по сырой штукатурке. Они использовали черную, белую, красную, желтую, синюю, зеленую краски. Залы с фресками имели панель, над ней, как правило, располагалась роспись. Узоры покрывали потолки, а иногда и полы.

Стены парадных помещений дворца украшены монументальными картинами. Фрески знакомят с жизнью и развлечениями обитателей дворца. Лучшими произведениями критской живописи считаются фрески, изображающие игры с быком - любимое развлечение юношей и девушек.

Живопись

Расцвет критской живописи относится к XVI в до н.э. Критские художники были замечательными мастерами чеканки и резьбы по камню. Они высекали вазы, украшавшие дворцы, исполняли миниатюрные изображения на перстнях и печатях.

Большой славой пользовались изделия из бронзы, золота, серебра. Очень ценились вазы, сделанные на Крите. Критские мастера изобрели для покрытия сосудов особую краску темно-лилового или черного цвета с металлическим блеском, которая делала стенки ваз водонепроницаемыми. Вазы украшали спиральные узоры, стилизованные изображения раковин, рыб, переплетающихся листьев, цветов

Катастрофа
Критское государство погибло в конце XV в. До н.э. На острове происходили землетрясения, и Кносский дворец дважды перестраивался. Как полагают многие ученые, около 1520г.до н.э. произошло гигантское извержение вулкана на острове Фера, огромная волна опустошила побережье Крита, а поселения островитян превратились в груду развалин. Критская цивилизация не возродилась после бедствия.

Крит был подлинной колыбелью древнегреческой цивилизации. Первыми среди народов критяне залюбовались видимым миром, прежде всего они обожествляли красоту, в которой видели высший смысл жизни.

Культура Микен

С угасанием цивилизации Крита в XIV в.до н.э. средоточием эгейской культуры становятся крепости материковой Греции - Микены, Тиринф, Пилос. Микенская (ахейская) культура многое позаимствовала у критян, но имела несколько отличий. Ахейцы строили мощные оборонительные сооружения, микенская цивилизация была более суровой и мужественной. Символом могущества местных царей были крупные укрепления на возвышенных местах, обнесенные прочными стенами. Греки считали, что эти стены воздвигли циклопы - одноглазые великаны.

Архитектура

Поселения ахейцев строились на высоких холмах, которые называли «акрополи», то есть «верхние города». Такие крепости сохранились в Микенах и Тиринфе. Центральным входом в крепость служили ворота. Знаменитые Львиные ворота в Микенах являются единственным образцом монументальной скульптуры в эгейском искусстве. В центре дворца расположен мегарон - парадное помещение для собраний и праздничных пиршеств. Вокруг мегарона располагались жилые комнаты, коридоры, кладовые, ванные. Вблизи дворца находились дома знати, а за пределами крепости, у подножья холма, лежал нижний город, где жили простые люди, купцы, ремесленники.

Дворцы в Микенах также украшались росписями, но они уже менее живописны и в художественном отношении уступают критским. Это же относится и к керамике, хотя по качеству и прочности она превосходит критскую.

К числу самых известных памятников архитектуры относятся гробницы ахейских царей. Для умерших владык в скалах высекались прямоугольные могилы. В конце XIX в. Немецкий археолог Генрих Шлиман открыл эти захоронения и назвал их «шахтовыми». Позднее начинается сооружение купольных гробниц - толосов. Наиболее знаменитая их этих гробниц носит условное название «сокровищница Атрея» - мифического царя Микен, отца героев Троянской войны Агамемнона и Менелая.

Захоронения отличались необычайной пышностью и богатством. Лица умерших закрывали золотые маски, одежды украшались золотыми пластинами, в загробную жизнь владык сопровождали: парадное оружие, золотые кубки, чаши.

Упадок

В середине XII в.до н.э. микенская держава была сметена нашествием с севера: дорийцы, родственные ахейским племена, огнем и мечом прошлись по Пелопоннесу. Пришельцы стояли на более низком уровне, они разграбили и сожгли богатые ахейские города, разрушили очаги эгейской культуры, приостановили развитие искусства. После прихода дорийцев наступило несколько веков упадка культуры. Но богатое наследие эгейской цивилизации не было полностью утрачено и забыто. И на ее основе обитатели материковой Греции - эллины - создали свою собственную культуру.

Литература
Главными источниками наших сведений об этой эпохе являются два шедевра древнегреческой литературы - «Иллиада» и «Одиссея» Гомера, одного из родоначальников греческой и европейской литературы.

Принято считать, что поэмы эти были написаны в IX-VIII в.до н.э., а до этого существовали в устной традиции. В их основе ежит ахейский эпос - сказание о походе ахейских греков в Трою (город в Малой Азии).

Своими корнями эпическая традиция уходила в период микенской культуры. Эпос был особым видом искусства со своими специальными правилами речевого и музыкального исполнения, обширным запасом постоянных характерных эпитетов и сравнений. Эти песни пели тогда сами цари и воины под звуки форминги - разновидности кифары, как это делает Ахилл в «Иллиаде».

Позднее на смену пению пришла рецитация, появились профессиональные певцы - аэды или рапсоды. Из эпической песни выстроены «Иллиада» и «Одиссея»

Эпические поэмы Гомера - своего рода кодекс аристократической морали. Высшей ценностью для знатного воина - эпического героя считаются посмертная слава, вечная память о подвигах доблестного бойца. Сохраняет эту память певец-аэд, который передает ее потомкам.

У Гомера мы встречаем и детально разработанный образ олимпийского пантеона греческих богов. По замечанию древнегреческого историка Геродота, богов грекам сотворили Гомер и Гесиод.

Мир великолепных олимпийцев был чрезвычайно похож на повседневную жизнь и идеалы греческой аристократии. Боги - это как бы облагороженные, «улучшенные» люди, отличающиеся только бессмертием.

Греческая мифология и религия были наполнены гуманистическим звучанием. Если боги схожи с людьми, то люди - с богами: любимые герои греков - Диомед, Аякс, Агамемнон - богоподобны. Люди могли спорить с богами и выходить из споров победителями, как, например, Ахилл или Одиссей.

Керамика
Наиболее распространенным видом изобразительного искусства в гомеровский период была вазовая роспись, в которой господствовал геометрический стиль (схематический, однообразный узор). Лучшими образцами этого стиля являются дипилонские надгробные амфоры, найденные в значительном количестве в Афинах (IX в.до н.э.). Поверхность этих сосудов разделена на декоративные пояса, образованные геометрическими узорами: треугольниками, звездочками или другими фигурами. Как полагают некоторые ученые, в геометрические узоры вкладывался скрытый, магический смысл и сам орнамент обретал символическое значение. Сцены на вазах изображали плывущие по морю гребные суда, битвы, похороны героя, соревнования юношей в силе и ловкости.

Архаический период (VIII-VI вв. до н.э.)

Мировоззренческие основы культуры

Это время глубоких общественных перемен в жизни Эллады, когда начинается бурный прогресс материальной культуры. Применяются железные оружия, строятся дороги, возводятся мосты, сооружаются водопроводы. Совершенствуется металлургия и техника литья, увеличивается производство товаров для продажи, появляются общегреческие рынки, чеканятся монеты.

В это время одной из основных линий внутренней жизни Греции становится борьба демоса (народа) - земледельцев, ремесленников, торговцев – против родовой аристократии. В это время власть иногда сосредотачивалась в руках единоличных правителей - тиранов, но обычно теряла свою опору в народных массах и уступала место республиканскому правлению.

Обслуживаемые рабами свободные граждане наслаждались благами жизни в небольших государствах. Эти государства образовывались вокруг городов, которые становились их культурными и экономическими центрами. Отсюда специфическое название греческого государства - полис, что означает «город- государство». Каждый полис включал городское поселение и окружающие его пахотные земли.

В формировании греческого рабовладельческого общества большую роль сыграла колонизация греками Средиземноморского побережья, а также берегов Черного и Мраморного морей. Колонии становились независимыми полисами.

В VIII-VI вв.до н.э. широко распространяется алфавитная письменность, возникшая на основе финикийской.

Греки создают свою математику, астрономию и медицину, зарождается философия, «наука всех наук». Появляются первые исторические и географические труды.

Игры
Отличительной особенностью древних греков был агон, т.е. состязательное начало. Знатные аристократы в поэмах Гомера состязаются в силе, ловкости и упорстве, победа приносит славу и почет, а не материальные блага. Постепенно в обществе утверждается идея о победе в состязании как высшей ценности, прославляющей победителя и приносящей ему почет и уважение в обществе. Формирование представлений об агоне дало начало различным играм, носившим аристократический характер (участвовать в играх рабы, полусвободные и иноземцы не могли). Древнейшими и самыми важными были игры впервые устроенные в 776г.до н.э. в честь Зевса Олимпийского и с тех пор повторявшиеся каждые четыре года (метом проведения была Олимпия в Пелопоннесе). Они продолжались пять дней и на это время провозглашался священный мир по всей Греции. Наградой победителю была лишь оливковая ветвь. Атлет, трижды одержавший победу в играх («олимпионик»), получал право на установку своей статуи в священной роще храма Зевса Олимпийского.

Атлеты состязались в беге, кулачной борьбе, гонках на колесницах. Позже к олимпийским играм добавились Пифийские игры в Дельфах (в честь Аполлона) - награда - лавровый венок, Истмийские (в честь бога Посейдона) на Коринфском перешейке, где наградой был венок из сосновых веток, и, наконец, Немейские игры (в честь Зевса). Участники всех игр выступали нагими, поэтому женщинам под страхом смертной казни запрещалось присутствовать на играх. (в Спарте нагими выступали и юноши и девушки).Прекрасное обнаженное тело атлета стало одним из самых распространенных мотивов древнегреческого искусства.

и так далее (скачивайте полную версию).

fevt.ru


Смотрите также